Что такое патриотический долг. Урок по ОБЖ на тему: "Патриотизм и верность воинскому долгу — основные качества защитника Отечества


Боевые традиции - это исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связанные с выполнением боевых задач и несением воинской службы. Они сложились на основе героических традиций народов нашей Родины и впитали все лучшее из прошлого русской армии и флота. Эта связь поколений нашла свое воплощение в установлении дней славных побед в истории России (см. приложение 1).

Важнейшие боевые традиции российских Вооруженных Сил: любовь к Родине; воинская доблесть и честь; непримиримость к врагам своего народа; уверенность в победе над врагами Отечества, постоянная готовность к его защите; любовь к родной армии и флоту, верность военной присяге и Боевому знамени, Военно-морскому флагу, воинскому долгу; мужество, героизм в бою; крепкое войсковое товарищество, уважение к командиру и защита его в бою; постоянное стремление к совершенствованию боевого мастерства и укреплению воинской дисциплины; неустанная борьба за высокую бдительность и боевую готовность подразделения и части .

Главное место среди традиций занимают любовь к Отечеству и высочайший патриотизм, под которыми понимают преданность своей стране, стремление служить ее интересам, защищать от врагов, а также героизм, мужество, воинская доблесть и честь.

Героизм - это совершение выдающихся по значению действий, отвечающих интересам общества и требующих от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию. Героизм основан на твердых убеждениях, преданности народу, глубоком сознании патриотического долга .

Мужество - морально-психологическое и боевое качество воина, характеризующее его способность устойчиво переносить длительные физические нагрузки, психическое напряжение и сохранять при этом присутствие духа, в опасных ситуациях проявлять высокую боевую активность. Внутреннюю основу мужества составляют высокие нравственные принципы, а также воинское мастерство, тренированность, умение владеть собой.

Вспомните из курса истории России примеры мужества и героизма советских солдат в годы Великой Отечественной войны.

Воинская доблесть - самоотверженное, мужественное исполнение военнослужащим своего воинского долга и служебных обязанностей в мирное и военное время. В основе воинской доблести лежит сознание воинами своего патриотического долга, воинское мастерство, высокая дисциплинированность, бдительность, коллективизм, трудолюбие .

Воинская честь - внутренние, нравственные качества, достоинство воина, характеризующие его поведение, отношение к коллективу, к выполнению воинского долга. Основное содержание воинской чести заключается в нравственной ответственности воинов за защиту Отечества. Высшее ее проявление - подвиг на поле боя .

Одно из главных проявлений нравственной зрелости военнослужащего - развитое сознание и чувство воинского долга. В Конституции Российской Федерации записано, что защита Отечества - долг и обязанность гражданина Российской Федерации.

Военнослужащий, обладающий чувством высокого воинского долга, - это воин, который выполняет обязанности осознанно, по нравственному убеждению.

Эти военнослужащие активны и деятельны. Сформировать в себе чувство долга во власти и силах каждого человека. Понимание воинского долга начинается с выработки в себе самодисциплины. Научившись подавлять в себе отрицательные качества, преодолевать соблазны, воин учится смотреть на себя глазами товарищей, оценивших в нем силу и стойкость духа. Это побуждает его и во всех других случаях соотносить свои интересы с интересами других, делать правильный выбор, осознавать свою связь с коллективом. Требования долга приобретают необычайную силу в нравственном сознании воина. Она настолько значительна, что заставляет отступать все другие побуждения: склонности, желания и даже стремление к самосохранению в боевой обстановке. Именно сознание долга перед Родиной руководило тысячами известных и безымянных героев Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., войны в Афганистане, боевых действий в Чеченской Республике.

Подразделение Апатитского милицейского батальона устраивалось на ночлег в пустующем здании школы в г. Г розном. От школы до колючей проволоки было несколько десятков метров. А дальше - «ничейная полоса». Оттуда и влетела в окно класса, где расположились бойцы, граната- «лимонка». Игорь Пеликанов вскочил с койки, как только раздался звон разбитого стекла. Кинулся к покатившейся по полу «лимонке». Успел крикнуть: «Мужики, ложись!» - накрыл гранату своим телом, и тогда только прогремел взрыв... Ценой своей жизни Игорь Пеликанов спас товарищей. Посмертно он удостоен звания Героя России. Так Игорь Пеликанов выполнил свой воинский долг.

Вопросы

1. Дайте определение боевых традиций Вооруженных Сил и назовите главные из них.

2. Коротко расскажите об основных боевых традициях.

3. Приведите примеры из литературы, фильмов, реальной жизни, повествующие о воинских традициях России.

4. Что такое героизм и на чем он основан?

5. В каких поступках проявляется мужество воинов?

6. Что лежит в основе воинской доблести?

Приложение 1

Дни воинской славы России

Федеральным законом от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» были установлены Дни воинской славы (победные дни) России:

27 января - День снятия блокады города Ленинграда (1944);
2 февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943);
23 февраля - День защитника Отечества;
18 апреля - День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242);
9 мая - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (1945);
10 июля - День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении (1709);
9 августа - День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут (1714);
23 августа - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943);
8 сентября - День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией (1812);
11 сентября - День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790);
21 сентября - День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380);
4 ноября - День народного единства;
7 ноября - День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать чертвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941);
1 декабря - День победы русской эскадры под командованием П. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853);
5 декабря - День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941);
24 декабря - День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А. В. Суворова (1790).

Блокада Ленинграда проводилась немецко-фашистскими войсками с 8 сентября 1941 г. с целью сломить сопротивление защитников города, задушить их голодом, прервать связи города со страной. Прорвана в январе 1943 г. в результате операции «Искра», снята окончательно в январе- феврале 1944 г. в ходе Ленинградско-Новгородской операции.

Германо-австрийская интервенция в Советской России с целью захвата и колонизации некоторых ее областей началась 18 февраля 1918 г. и развернулась по всей полосе от Балтийского до Черного морей. Поводом для нее послужил срыв мирных переговоров с Германией. Германо-австрийские войска оккупировали Прибалтику, большую часть Белоруссии, часть западных и южных районов РСФСР, Украину, Крым и часть Северного Кавказа. Старая русская армия, не способная оказать противнику сопротивление, оставляла позиции без боя. Советское правительство опубликовало декрет «Социалистическое Отечество в опасности!» и призвало народ на борьбу с интервентами. Для организации отпора германскому нашествию был создан Временный исполнительный комитет Совнаркома. Началось массовое вступление трудящихся в Красную Армию, развернулось строительство укреплений. Первые бои с германскими войсками молодых отрядов Красной Армии происходили 22 и 23 февраля 1918 г. под Псковом, Нарвой, Ревелем. В ознаменование этих исторических событий 23 февраля стали отмечать как День Советской Армии и Военно-Морского Флота. Ныне - День защитника Отечества.

Ледовое побоище - битва русского войска с рыцарями немецкого Ливонского ордена в 1242 г. на льду Чудского озера, закончившаяся полным разгромом захватчиков. Умело используя местность и численное преимущество русских войск (15-17 тыс. человек) в пехоте и учитывая тактику противника (наступление «клином»), возглавлявший русское войско князь Александр Невский 2/3 своих сил выделил на фланги, чтобы охватить врага с двух сторон. Рыцарское войско (10-12 тыс. человек) в начале битвы прорвало центр русского боевого порядка и втянулось в жестокую рукопашную схватку с фланговыми полками, которые лишили его возможности маневра. Удар засадных дружин довершил окружение немецкого войска. Под тяжестью рыцарской конницы лед на озере проломился, и многие рыцари утонули. Вырвавшихся из окружения преследовала русская конница, завершив их разгром. Ледовое побоище - одно из выдающихся сражений средневековья, классический образец окружения противника. Русское войско превзошло противника в военной организации и тактике, проявило высокую доблесть и мужество. Победа в Ледовом побоище сорвала агрессивные планы крестоносцев, на многие годы обезопасила западные границы Руси.

Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 гг. - справедливая, освободительная война советского народа за свободу и независимость Родины против фашистской Германии и ее союзников; важнейшая и решающая часть Второй мировой войны 1939-1945 гг. Она была развязана фашистской Германией, стремившейся к мировому господству. Готовясь к войне против СССР, Германия создала огромный военно-экономический потенциал, использовав экономические и людские ресурсы не только своей страны, но и оккупированных ею стран Европы. Общая численность вооруженных сил Германии к середине 1941 г. составляла более 7,3 млн человек. Стратегический план войны против СССР «Барбаросса» предусматривал уничтожение главных сил Советской Армии, стремительное продвижение в глубь страны и выход на линию Архангельск - Астрахань.

В первый период войны, летом и осенью 1941 г., советские войска на всех направлениях вели упорные оборонительные сражения, нанося противнику огромный урон. В приграничных сражениях 1941 г. наши войска обескровили ударные группировки вермахта. Главные события развернулись на Московском направлении.

Битва за Москву . Основные усилия немецко-фашистских войск осенью 1941 г. были направлены на захват советской столицы. Группа армий «Центр» прорвала нашу оборону и окружила значительную часть защищавших Москву войск. Но они, сражаясь в окружении, сковали большие силы вермахта, позволив вновь созданным Калининскому, Западному и Брянскому фронтам к концу октября остановить врага на Можайской линии обороны. Немецкое командование в середине ноября возобновило наступление. Преодолевая упорное сопротивление советских войск, ударные группировки противника к концу месяца вышли к каналу Москва - Волга (25-30 км от столицы).

Во главе обороны Москвы 10 октября 1941 г. был поставлен Г. К. Жуков. Он энергично и решительно восстановил оборону разбитых фронтов. Умело разгадывая очередные ходы противника, полководец искусно маневрировал силами и средствами, быстро создавая на угрожаемых направлениях надежные заслоны.

Обескровленная в результате таких действий группа армий «Центр» была вынуждена перейти к обороне. А 5-6 декабря 1941 г. советские войска развернули контрнаступление. Враг был отброшен на 100-250 км на запад, были освобождены 11 тыс. населенных пунктов, разгромлены 11 танковых, 4 моторизованных и 23 пехотные дивизии противника.

Битва под Москвой стала одним из важнейших событий Великой Отечественной войны и впервые с начала Второй мировой войны завершилась крупным поражением вермахта.

Большое психологическое значение для всего советского народа имело проведение военного парада на Красной площади 7 ноября 1941 г. Участники этого парада прямо с площади уходили на фронт защищать Москву.

Сталинградская битва 1942-1943 гг., оборонительная (17 июля - 18 ноября 1942 г.) и наступательная (19 ноября 1942 г. - 2 февраля 1943 г.) операции советских войск во время Великой Отечественной войны. Цель - оборона Сталинграда и разгром действовавшей на Сталинградском направлении группировки немецко-фашистских войск. В Сталинградской битве участвовали войска Сталинградского и левого крыла Воронежского фронтов, Волжская военная флотилия и Сталинградский корпусной район ПВО. Для наступления на Сталинградском направлении немецко-фашистское командование вначале направило 6-ю армию, а с 31 июля и 4-ю танковую армию. В оборонительной операции советские войска обескровили главную группировку противника под Сталинградом и создали условия для перехода в контрнаступление. Сосредоточив дополнительные силы, советское командование осуществило наступательную операцию, в результате которой были окружены и разгромлены немецкие 6-я армия и 4-я танковая армия, часть 3-й румынской и 8-я итальянская армия. Сталинградская битва - одна из крупнейших во Второй мировой войне. Противник потерял в ней убитыми, ранеными и пропавшими без вести около 1,5 млн человек - четверть своих сил, действовавших на советско-германском фронте. Она внесла решающий вклад в достижение коренного перелома в ходе не только Великой Отечественной войны, но и всей Второй мировой войны.

Курская битва 1943 г. - оборонительная (5- 23 июля) и наступательная (12 июля - 23 августа) операции Великой Отечественной войны, проведенные Советской Армией в районе Курского выступа; одна из решающих битв Второй мировой войны. Гитлеровское командование планировало провести летнее наступление, овладеть инициативой и повернуть ход войны в свою пользу. Имея сведения о подготовке немецко-фашистских войск к наступлению, Ставка Верховного Главнокомандующего приняла решение перейти к обороне на Курском выступе и в ходе оборонительного сражения обескровить ударные группировки врага и этим создать благоприятные условия для перехода советских войск в контрнаступление.

Упорная и стойкая оборона советских войск измотала и обескровила врага. В результате последующего контрнаступления были разгромлены группировки противника на Орловском и Белгородско-Харьковском направлениях. В Курской битве вермахт потерял около 500 тыс. человек, 1,5 тыс. танков, более 3,7 тыс. самолетов, 3 тыс. орудий. Его наступательная стратегия потерпела полное крушение. Победа в Курской битве стала одним из важнейших этапов достижения победы Советского Союза над фашистской Германией.

В ходе третьего периода войны (январь 1944 г. - 9 мая 1945 г.) Советская Армия провела последовательные операции на фронте от Балтийского до Черного морей, что привело к разгрому основных группировок противника. В январе - первой половине апреля 1945 г. в результате мощного наступления Советской Армии на всем советско- германском фронте были разгромлены главные группировки немецко-фашистских войск, освобождены почти вся Польша, значительная часть территории Чехословакии, Венгрия, восточная часть Австрии со столицей Веной. Советские войска вышли к р. Одер и захватили плацдармы на ее западном берегу. В ходе Берлинской операции, начавшейся 16 апреля 1945 г., наши войска окружили и разгромили мощную группировку противника и 2 мая овладели столицей Германии Берлином, а 8 мая 1945 г. был подписан акт о безоговорочной капитуляции вооруженных сил фашистской Германии.

Победа в Великой Отечественной войне имела большое всемирно-историческое значение. Советские Вооруженные Силы избавили человечество от угрозы фашистского порабощения, спасли мировую цивилизацию, оказали помощь многим народам Европы и Азии в освобождении от поработителей.

Полтавская битва - генеральное сражение между русской и шведской армиями во время Северной войны 1700-1721 гг. Шведская армия Карла XII (35 тыс. человек, 32 орудия), вторгшись на Украину, осадила Полтаву, чтобы, пополнив запасы, развернуть наступление на Харьков и Москву. Героическая оборона Полтавы сорвала планы Карла XII, дав возможность русской армии во главе с Петром I сосредоточить силы и подготовиться к генеральному сражению. Готовя сражение, Петр I оборудовал подступы к укрепленному лагерю русской армии редутами, расположил в них войска и артиллерию. Замысел Петра I состоял в том, чтобы измотать противника на линии редутов, а затем разгромить в полевом бою. В ходе сражения русские войска опрокинули шведов и вынудили их к отходу, который вскоре перерос в бегство. Окончательно шведская армия была разбита в ходе преследования у Переволочны, где ее остатки сдались русским войскам. Полтавское сражение предопределило перелом в Северной войне в пользу России, подняло ее авторитет, раскрыло полководческий талант Петра I.

Гангутское сражение произошло между русским и шведским флотами в ходе Северной войны 1700-1721 гг. близ п-ова Гангут (Ханко) на Балтийском море. Русский флот (99 галер с десантом в 15 тыс. человек) разгромил шведский флот (15 линейных кораблей, 3 фрегата, отряд гребных судов). Русские моряки смелой атакой принудили к сдаче 10 шведских кораблей. Остальной шведский флот отошел к Аландским о-вам. Победа в Гангутском сражении, первая в истории русского регулярного флота, позволила перенести боевые действия на территорию Швеции. Петр I приравнивал победу в Гангутском сражении к победе под Полтавой в 1709 г.

Бородинское сражение между русской армией М. И. Кутузова (120 тыс. человек, 640 орудий) и французской армией Наполеона (130-135 тыс. человек, 587 орудий) произошло в районе села Бородино во время Отечественной войны 1812 г. После отхода из-под Смоленска М. И. Кутузов решил, опираясь на заранее избранную для обороны и подготовленную в инженерном отношении позицию, нанести французской армии возможно большие потери, изменить соотношение сил в свою пользу и перейти в контрнаступление с целью разгрома вторгшегося в Россию противника. Наполеон, подойдя к русской позиции у Бородино, вынужден был наносить фронтальный удар основной частью своих войск (86 тыс. человек) с целью разгромить русскую армию, выйти ей в тыл и, прижав главные силы русских войск к Москве-реке, уничтожить их. Ожесточенный бой за Шевардинский редут позволил М. И. Кутузову разгадать замысел Наполеона. Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Н. Н. Раевского, которыми противнику удалось овладеть ценой огромных потерь. Но развить успех Наполеон не смог и отвел войска на исходные позиции. В итоге Бородинского сражения французы, потеряв более 50 тыс. человек, не достигли поставленной цели. Замысел М. И. Кутузова был реализован. Русская армия, потеряв 44 тыс. человек, сохранила основные силы, отошла к Москве, а затем оставила ее. Бородинское сражение выявило кризис наполеоновской стратегии генерального сражения и превосходство стратегии М. И. Кутузова, рассчитанной на разгром противника в ряде сражений.

Победа русской эскадры над турецкой у мыса Тендра. У м. Тендра (северо-западная часть Черного моря) в русско-турецкую войну 1787-1791 гг. русская эскадра (10 линейных кораблей, 6 фрегатов, 1 бомбардировочный корабль, 20 вспомогательных судов, около 830 орудий) Ф. Ф. Ушакова нанесла поражение превосходящей по численности турецкой эскадре (14 линейных кораблей, 8 фрегатов, 23 вспомогательных судна, около 1400 орудий). Эта победа обеспечила господство русского флота на Черном море в кампании 1790 г.

Куликовская битва между русскими войсками во главе с великим князем владимирским и московским Дмитрием Ивановичем (100- 150 тыс. человек) и войсками Золотой Орды под командованием темника Мамая (100-150 тыс. человек) на Куликовом поле - одна из крупнейших битв средневековья, положившая начало освобождению русского и других народов Восточной Европы от монголо-татарского ига. Исходя из тактики врага (вести бой на окружение), был создан глубокий боевой порядок русского войска: в центре стоял большой полк, правее и левее его - полки правой и левой руки, фланги которых упирались в труднодоступную местность. Впереди главных сил были расположены сторожевой и передовой полки. За большим полком располагались частный резерв и сильный засадный полк. В ходе боя противнику удалось прорвать левое крыло русских и выйти в тыл главных сил. Исход битвы в пользу русских войск решила внезапная атака засадного полка по флангу и тылу прорвавшейся монголо-татарской конницы, поддержанная ударом других полков. Вражеские войска были обращены в бегство. Потери с обеих сторон были огромны (около 200 тыс. человек убитыми и ранеными). После Куликовской битвы князь Дмитрий Иванович получил почетное прозвище Донской.

Освобождение Москвы от польских интервентов . 1611 год был одним из самых тяжелых в истории России. В Карелию вторглись шведы. Войска польского короля Сигизмунда III продолжали осаду Смоленска. Польский гарнизон в Москве с ожесточением подавлял все выступления жителей против интервентов. Именно в этой тяжелой обстановке было сформировано ополчение, имевшее целью освободить Москву и всю Русскую землю. Инициатором его создания стал выборный нижегородский голова Кузьма Минин. Во главе новых полков Минин уговорил встать князя Дмитрия Пожарского. В июле 1612 г. до Ярославля, где заканчивали формировать ополчение, дошли слухи о том, что Сигизмунд снаряжает для отправки в Москву 12-тысячное войско под командованием гетмана Яна Кароля Ходкевича. Пожарский не мог допустить, чтобы поляки соединились, и поэтому он отправил к Москве отряд князя В. Тургенева, который должен был встать у Чертольских ворот. Основные силы Пожарский приказал расположить у Арбатских ворот. Тем самым войску Ходкевича был полностью перекрыт путь в Китай-город и Кремль. Ходкевич пробовал пробиться, но русские отбили его атаки и окружили Китай-город и Кремль. Пожарский послал полякам письмо. «Ваш гетман, - написал он, - далеко: он ушел в Смоленск и к вам не воротится скоро, а вы пропадете с голоду. Королю вашему теперь не до вас... Не губите напрасно душ своих за неправду вашего короля. Сдавайтесь!» В стане поляков наступил голод. Русские, узнав, что неприятель в таком ужасном положении, предприняли 22 октября 1612 г. сильный приступ на Китай-город. Голодные поляки не могли обороняться и покинули Китай-город.

После этого русские окружили Кремль, но поляки уже не думали защищаться. Сперва они выпустили русских боярынь и дворянок с детьми. А на другой день прислали просить милости и пощады. Пожарский дал обещание, что ни один пленник не погибнет от меча. После этого 25 октября 1612 г. русские отряды торжественно вступили в Кремль. Сейчас эти события отмечают в День народного единства - 4 ноября.

Синопское сражение произошло между русской и турецкой эскадрами в Синопской бухте во время Крымской войны 1853-1856 гг. Турецкая эскадра Осман-паши (16 кораблей, 510 орудий), стоявшая под защитой береговых батарей (38 орудий), была атакована и уничтожена огнем артиллерии русской эскадры П. С. Нахимова (8 кораблей, 720 орудий). Потери турок составили 15 кораблей, более 3200 человек. Синопское сражение - последнее крупное сражение эпохи парусного флота. Большая эффективность применявшихся в Синопском сражении пушек, стрелявших разрывными снарядами, ускорила переход к строительству броненосного флота.

Штурм Измаила . Шла русско-турецкая война 1787-1791 гг. Турецкая крепость Измаил представляла собой неприступную твердыню, оборудованную по последнему слову фортификационного искусства: земляной вал с каменными бастионами был окружен рвом шириной до 12 м и глубиной от 6 до 10 м. Турецким гарнизоном (35 тыс. человек при 265 орудиях) командовал отважный военачальник Айдос Мехмет-паша.

Осаду крепости русские войска начали в середине ноября 1790 г., но она не приносила успеха. Тогда для организации штурма был направлен А. В. Суворов. Он прибыл к войскам и немедленно отправил коменданту предложение сдаться: «Я с войсками прибыл сюда. 24 часа на размышление - воля. Первый выстрел уже неволя, штурм - смерть, что и оставляю вам на размышление». На этот лаконичный ультиматум Мехмет-паша ответил, что скорее небо упадет на землю и Дунай потечет вверх, чем он сдаст Измаил.

В 5 ч 30 мин 22 декабря 1790 г. девять колонн русских войск при поддержке гребной флотилии О. М. Дерибаса начали штурм. Всего два с половиной часа ушло на то, чтобы штурмующие оказались в неприступном Измаиле. Яростные, смертельные схватки начались в городе.

Турки, не надеясь на пощаду, сражались до последней возможности. Но и храбрость русских войск была необычайной, дошедшей как бы до совершенного отрицания чувства самосохранения. Мехмет-паша и все старшие турецкие офицеры были убиты. В плен было взято 6 тыс. человек. После штурма Суворов докладывал Потемкину: «Нет крепче крепости, ни отчаяннее обороны, как Измаил, падший кровопролитным штурмом!»

Взятие Измаила способствовало быстрому и успешному окончанию войны с Турцией.

Что такое патриотизм?

Патриотизм (от греческого patris - родина, отечество) - это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку, национальной культуре.

Каждый должен уяснить, что под патриотизмом понимается не только и не просто любовь к Родине, а преданность ей, гордость за нее, стремление служить ее интересам, защищать от врагов. Это целенаправленная деятельность по ее прогрессивному развитию и процветанию.

Истинный патриот любит свое Отечество не за то, что оно дает ему какие-то блага и привилегии перед другими народами, а потому, что это его Родина. И поэтому он верен ей в самые тяжелые минуты.

Что ж, и смертной тревогой опутан,

Не мечтая о лучшей судьбе.

Я до самой последней минуты,

Буду верен, Отчизна, тебе.

Из блокнота, найденного в фашистском концлагере Заксенхаузен.

Человек или является патриотом своего Отечества, и тогда он соединен с ним, как дерево корнями с землей, или он лишь пыль, носимая всеми ветрами. Патриотом нельзя родиться. Патриотизм нельзя обрести, изменив место жительства. В разные годы немало наших соотечественников в поисках лучшей жизни уехало за границу. Но многие из них так и не приобрели новую Родину, тоскуют по России. Даже долгая жизнь на чужбине не делает ее Родиной, несмотря на привыкание к чужому быту и природе.

военнослужащий российский исторический патриотизм

И ты, великодушная на диво,

казни меня забвеньем, коль солгу.

И без меня ты можешь быть счастливой -

я без тебя, Россия, не могу.

С. Викулов

Верность воинскому долгу

Патриотизм всегда находит свое выражение в чувстве долга перед Родиной. В зависимости от конкретных условии жизни людей, характера их деятельности чувство долга принимает различные формы. Обязанности по отношению к Отечеству выражает патриотический, гражданский долг; к вооруженной защите страны - воинский, к товарищам - товарищеский долг. В каком бы виде чувство долга ни выступало, оно всегда связано с общественными интересами, с нравственными ценностями и поступками. Высокое чувство долга помогает каждому из нас устоять от соблазнов, от неверного шага, сохранить чистой совесть и достоинство.

Исполнение долга показывает истинное лицо человека, раскрывает нравственные качества личности. Недаром в народе говорят. «Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».

Из какой бы республики, края, области ни был призван на военную службу юноша, он ответствен за надежную защиту нашей общей земли, народа, культуры, родных, близких, любимых, то есть за все наше Отечество. Безопасность Отечества во многом зависит от глубины и силы патриотических чувств его защитников.

Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в делах и, прежде всего в верности своему конституционному, воинскому долгу.

Долг - это концентрированное выражение определенных обязанностей человека. Высшим выражением долга выступает гражданский, патриотический долг перед Отечеством.

Осознание каждым человеком общественных обязанностей как своих личных, четкое их претворение в жизнь и есть выполнение общественного долга. Без этого невозможна полноценная жизнь любой организации, коллектива, семьи, да и каждого отдельного человека.

Воинский долг - это нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. Он определяется требованиями общества, государства и назначением Вооруженных сил.

Сегодня, когда наша страна переживает кризис и в духовной и в нравственной сферах, далеко не все правильно осознают свой долг. В погоне за наживой и удовольствиями некоторые граждане думают только о себе. Человеческую порядочность и долг они понимают своеобразно - с точки зрения приоритета своих эгоистических представлений. Это ведет к росту правонарушений в нашем обществе и моральным перекосам в общественном сознании. Часть молодежи своей главной жизненной целью избирает только деньги и личное благополучие. Некоторые из них делают все, чтобы уклониться от исполнения своего воинского долга. Это пагубно для страны, да и для этих молодых людей.

Каждому важно понять, что воинский долг - не пожелание, а непременное требование российского общества. Служба в армии и на флоте не знает оговорок: «не хочу», «не желаю», «не буду». Свое «хочу» или «не хочу» должно быть подчинено общественному «надо», «должен». Только тот, кто способен переломить себя, свой эгоизм и слабость, может считаться настоящим мужчиной, воином.

Воинский долг в сравнении с другими видами общественного долга включает в себя дополнительные нравственные обязанности, свойственные предназначению Вооруженных сил. Выполнять воинский долг нелегко. Однако он должен быть добросовестно исполнен, несмотря на встречающиеся трудности.

Просто и ясно выразил свое отношение к исполнению долга трижды Герой Советского Союза летчик-ас А.И. Покрышкин: «Самым главным, самым священным для меня был всегда долг перед Родиной. Я не останавливался перед трудностями, если они вставали на моем пути. Не хитрил ни перед своей совестью, ни перед товарищами. В бою старался как можно лучше выполнить поставленную задачу… нанести врагу как можно больший урон».

Испокон веков о человеке судят по его делам. Сила долга проявляется в практических действиях. Качество практического выполнения долга является одной из нравственных характеристик личности. Недаром о воине, который умело направляет свои знания, мысли, чувства и волю на выполнение приказа, боевой задачи, требований воинских уставов, говорят, что он сознательный и нравственно зрелый военнослужащий.

Что значит для российского воина в современных условиях быть верным воинскому долгу? Ответ на этот вопрос очень четко дается в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» (1998 г.). «Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, - отмечается в Законе, - составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих:

  • - быть верными Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество;
  • - строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;
  • - дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;
  • - совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
  • - быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;
  • - соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации».

Тот, кто знает эти требования и повседневно, ежечасно следует им в своих делах и поступках, тот и проявляет верность воинскому долгу.

Настоящий гражданин, воин-патриот всегда помнит о своем долге перед Отечеством и сверяет по нему, как по компасу, свой жизненный путь.

История войн, которые пришлось вести народам России в защиту Родины, - это история воинской доблести и солдатской славы.

В тяжелые годы для Родины всегда ощущался подъем нравственности россиян. Высокое слово «Отечество» связывалось с такими понятиями, как «присяга», «долг» и «подвиг» во имя его защиты и независимости. В России нарушение присяги, измена Родине всегда не только осуждались, но и жестоко карались.

Одним из ярких примеров массового патриотизма народов России явилась Отечественная война 1812 г. В этот период на защиту Родины встали все - и богатые, и бедные, и пожилые, и молодые, и мужчины, и женщины, то есть все, кому дороги свобода и независимость Родины.

Традиции патриотизма и верности Родине в наибольшей мере проявились в годы Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе страны Отечественная война изобилует тысячами примеров самопожертвования русских людей, когда солдат закрывал грудью амбразуру дзота, подрывал последней гранатой себя и врагов, летчик шел на таран вражеского самолета или направлял горящий самолет на скопление врага, партизан погибал на виселице, но не становился предателем.

За мужество и героизм, проявленные в боях против фашистов, свыше 11,6 тыс. воинов были удостоены высшей степени отличия - звания Героя Советского Союза и более 7 млн. человек награждены орденами и медалями.

В настоящее время российские воины, в значительной мере воспитанные на подвигах героев Великой Отечественной войны, чтят и приумножают их славные боевые традиции. Так было в 1969 г. на острове Даманский, в 1978-1989 гг. в Афганистане, так повторилось и в Чеченской Республике в 1995-1996 гг. и в конце 90-х.

Казалось бы, годы предательства, лжи и равнодушия должны были вытравить в людях, особенно в молодежи, историческую память самопожертвования, но такого не произошло. Подвиг псковских гвардейцев-десантников явил всему миру, что русские люди и в наше время не утратили готовность отдать свою жизнь «за других своя».

Их было 90. Девяносто десантников, преградивших путь боевикам Басаева и Хаттаба на безымянной высоте у селения Улус-Керт, в Аргунском ущелье Чечни. Девяносто героев, принявших неравный бой с двумя тысячами вооруженных до зубов бандитов. 84 гвардейца геройски погибли, но не пропустили врага Их подвиг можно сравнить с битвой в Фермопильском ущелье трехсот спартанцев против полчищ персов, шедших завоевывать Грецию. Они все погибли, но своим подвигом-примером спасли свою Родину.

Под Улус-Кертом рота псковских гвардейских десантников шагнула в бессмертие, в жизнь вечную. Много было сказано о них красивых слов политиками, маршалами, полами. Но разве могут они сравниться со словами вдовы Героя, Алексея Владимировича Воробьева, Людмилы, прозвучавшие на всю страну: «Я хочу, чтобы Алеша знал, что его сына я воспитаю таким же, как он».

А те, кто любит Россию, всегда будут помнить, что наши ребята гам, на безымянной высоте, стояли насмерть. За нас, за наших детей, за нашу Родину!


по курсу «Военное дело»

по теме: «Патриотизм, верность воинскому долгу – основа достойного служению Отечеству»

Введение

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – идеологии, политике, культуре, экономике. Содержание и направленность патриотизма определяются прежде всего духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений. Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (войны, нашествия, социальные конфликты, революционные потрясения, кризисные явления, обострение борьбы за власть, стихийные и иные бедствия). Проявление патриотизма в такие периоды отмечено высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя Родины, своего народа, что позволяет отнести это явление к одному из наиболее сложных и неординарных.

Патриотизм – источник духовных сил воина

Сколько великодушных порывов, героических деяний вызвано глубоким чувством – патриотизмом! Сколько прекрасных слов сказано, написано мыслителями всех народов мира о патриотическом чувстве! Вспомним пушкинские слова: «…Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!». А можно ли забыть гениальную строку: «…И дым Отечества нам сладок и приятен»! А сколько существует народных пословиц о любви к Родине: «Человек без Родины - соловей без песен», «Своя земля и в горести мила».

Идея патриотизма на Руси имеет глубокие корни. Ее можно встретить в летописи IX века. Правда, в те времена она отличалась весьма ограниченными чертами: не распространялась дальше личной преданности своему роду, дружине, князю.

С момента принятия христианства на Руси патриотическая идея обогатилась новым содержанием – чувством преданности христианской вере. Патриотический идеал получил общенациональное значение.

По мере освобождения и объединения русских земель в единое централизованное государство крепли ростки российского патриотизма. Призывая русский люд к сплочению для борьбы с интервентами, князь Дмитрий Пожарский говорил: «Чтобы нам против врагов и разорителей веры христианских, польских и литовских людей, за Московское государство стояти всем единомысленно…».

Подлинный расцвет патриотизма связан с личностью Петра I , с его многогранной деятельностью, направленной на укрепление России. Великий реформатор и преобразователь ставил верность Отечеству выше всех иных ценностей, даже выше преданности самому себе.

В «Табеле о рангах», учрежденной Петром I , услуги Отечеству, усердие в делах государственных объявлялись высшей доблестью и закреплялись как важнейшие условия получения чинов и наград. С целью формирования патриотического сознания были утверждены соответствующие символы, награды, ритуалы, традиции.

Победа в Полтавской битве, последующие многочисленные победы русского оружия высоко подняли престиж защитника Отечества в российском обществе. Патриотические ценности обогатились идеей защиты других народов и государств от иноземного рабства. Готовность защитить свою страну и прийти на помощь народам, оказавшимся в беде, стала традицией русского воинства.

Патриотизм, храбрость и отвагу не раз демонстрировали чудо-богатыри А.В. Суворова. Удивительные примеры массового патриотизма русского народа продемонстрировала нам и Отечественная война 1812 года, которая укрепила национальное самосознание россиян, их гордость и достоинство. Стар и млад поднялись на борьбу с захватчиками. И Россия выстояла и победила. Герой Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов писал, что Суворов «положил руку на сердце русского солдата и изучил его биение… Он удесятерил пользу, приносимую повиновением. Сочетав его в душе нашего солдата с чувством воинской гордости и уверенности в превосходстве над всеми солдатами в мире…»

Но, с другой стороны, Отечественная война 1812 года выявила и отставание России в устройстве государственной и личной жизни ее граждан, в обеспечении гражданских свобод.

Важно заметить, что развитие патриотической идеи в России встречало на своем пути немало препятствий. Например, запрет Павла I на употребление слов «отечество», «гражданин».

Слово «патриотизм» происходит от греческого patris – родина, отечество. В Толковом словаре Владимира Даля указывается, что патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Патриотизм – это чувство безмерной любви к своему народу, гордости за него, это волнение, переживание за его успехи и горечи, за победы и поражения.

Родина – это территория, географическое пространство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос, живет и воспитывается. Условно различают большую Родину и малую. Под большой Родиной подразумевают страну, где человек вырос, живет и которая стала для него родной и близкой. Малая родина – это место рождения и становления человека как личности. А. Твардовский писал: «Эта малая родина со своим особым обликом, со своей, пусть скромной и непритязательной красотой предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, с этой отдельной и малой родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые и – в великом целом своем – для всех одна».

Любовь к Родине у каждого человека возникает в свое время. С первым глотком материнского молока начинает пробуждаться любовь к Отечеству. Вначале это происходит неосознанно: подобно тому, как растение тянется к солнцу, ребенок тянется к отцу и матери. Подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, селу, городу. И только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает величайшую истину – свою принадлежность к матери-Отчизне, ответственность за нее. Так рождается гражданин-патриот.

На личностном уровне человека-патриота характеризуют такие черты, как наличие устойчивого мировоззрения, нравственных идеалов, соблюдение норм поведения.

На общественном уровне патриотизм можно понимать как стремление усилить значимость своего государства, повысить его авторитет в мировом сообществе.

Патриот любит свое отечество не за то, что оно дает ему какие-то блага и привилегии перед другими народами, а потому, что это его Родина. Человек или является патриотом своего отечества, и тогда он соединен с ним, как дерево корнями с землей, или он лишь пыль, носимая всеми ветрами.

В разные годы немало наших соотечественников в поисках лучшей жизни уехало за границу. Но многие из них так и не приобрели новую Родину, тоскуют по России. Даже долгая жизнь на чужбине не делает ее Родиной, несмотря на привыкание к чужому быту и природе. Ни территория, ни расовое происхождение, ни привычный быт, ни язык, ни формальное подданство другого государства сами по себе не составляют Родину. Родина этим не исчерпывается и к этому не сводится. Родина предполагает в человеке живое начало духовности, нечто священное, прекрасное и любимое. «Родина, – писал выдающийся русский философ И.А. Ильин, – есть нечто от духа и для духа».

Носителем патриотической идеи всегда была и остается Российская армия. Именно она сохраняет и приумножает в своей среде патриотические традиции, символы, ритуалы, ограждает сознание воинов от сомнительных политических идей.

Наиболее ярко патриотические чувства советских воинов проявлялись в военные годы при защите Родины от посягательств агрессоров.

Несмотря на поражение у озера Хасан в июле – августе 1938 года, японские милитаристы не отказались от захватнических планов в отношении СССР. Японская военщина стремилась захватить Монгольскую Народную Республику, чтобы превратить ее в плацдарм для подготовки войны против Советского Союза. Весной 1939 года в районе реки Халхин-Гол японские войска вторглись в пределы Монголии, и Советский Союз вынужден был оказать военную помощь братскому народу. В разгроме вражеской группировки вместе с частями Красной Армии участвовал сводный отряд войск НКВД под командованием майора А.Е. Булыги.

В приказе 1-й армейской группе от 12 октября 1939 года комкор Г.К. Жуков отметил, что сводный отряд с честью выполнил возлагавшиеся на него задачи на фронте и по очищению тыла от шпионов и диверсантов. За отвагу и мужество, проявленные в боях, 230 бойцов и командиров сводного отряда награждены орденами и медалями Советского Союза.

Похожие работы:

  • Реферат >> Военная кафедра

    До достойного развития... высокая бдительность; - верность воинскому долгу , военной присяге, самоотверженность... на основах пат­риотизма . Подвижник... жажду подвига и служения , готовность терпеть... верности своему Отечеству , готовности к выполнению гражданского долга ...

  • Отечество. Честь. Долг

    Шпаргалка >> Безопасность жизнедеятельности

    ... достойному и самоотверженному служению обществу и государству. Воин-патриот всегда осознает воинский долг и верен ему. Патриотизм и верность воинскому долгу ... воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества ... основой воинской обязанности...

  • Реферат >> История

    В своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству , которое по... и потребность в достойном , самоотверженном, вплоть до самопожертвования служении Родине. Патриотизм представляет собой своего...

  • Вооруженные силы на современном этапе

    Реферат >> Военная кафедра

    ... патриотизма , верности воинскому долгу ... долгу , а также личный пример служения Отечеству ... достойно выполнять воинский долг , мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество» ... 14.Нравственные основы воинской дисциплины. ...

  • Основные качества

    военнослужащего – защитника Отечества

    Защита Отечества, согласно Конституции Российской Федерации, является долгом и обязанностью её граждан. Она требует от военнослужащего огромного напряжения физических и духовных сил, постоянного совершенствования морально-боевых качеств. Вспомните примеры из истории нашей страны и беспримерных подвигах воинов.

    Великие полководцы и военачальники неизменно подчёркивали первостепенное значение духовно-нравственных сил среди других слагаемых боеспособности войск. Наполеон, например, отмечал, что “духовные силы относятся к физическим как три к одному”. Исключительно большое внимание укреплению моральных сил войск придавал А. В. Суворов, а Г. К. Жуков отмечал: “При прочих равных условиях крупнейшие битвы выигрывают воины, которые отличаются железной волей к победе, стойкостью духа и преданностью знамени, под которым они идут в бой”.

    Особое место среди духовных качеств занимает любовь к Родине, высочайший патриотизм, которые лежат в основе военной системы.

    Под патриотизмом понимается преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить её интересам, защищать от врагов. Патриотизм – это чувство безмерной любви к своему народу, гордости за него, это волнение, переживание за его успехи и горечи, за победы и поражения.

    Родина – это территория, географическое пространство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос, живёт и воспитывается.

    Условно различают большую и малую Родину. Под большой Родиной подразумевают страну, где человек вырос, живёт и которая стала для него родной и близкой. Малая Родина – это место рождения и становления человека как личности.

    Патриот любит своё Отечество не за то, что оно даёт ему какие-то блага и привилегии перед другими народами, а потому, что это его Родина. Человек или является патриотом своего Отечества, и тогда он соединён с ним, как дерево корнями с землёй, или он лишь пыль, носимая всеми ветрами.

    Патриотизм всегда находит своё выражение в чувстве долга перед Родиной. В зависимости от конкретных условий жизни людей, характера их деятельности долг принимает различные формы.

    Выполнение долга показывает истинное лицо человека, раскрывает нравственные качества личности. Недаром в народе говорят: “Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть”.

    Нельзя верить тому, кто клянётся в любви к Родине и одновременно избегает исполнения своего долга по её вооружённой защите. А таких, к сожалению, в последнее время среди призывников стало немало.

    История свидетельствует, что в тех обществах, где граждане начинали с презрением относиться к воинскому долгу, неминуемо происходил их распад и крах. Наш отечественный опыт говорит о другом отношении к воинскому долгу. Например, в годы Великой Отечественной войны многие юноши и даже девушки, ещё не достигшие призывного возраста, осаждали двери военкоматов, стремясь стать защитниками Родины.

    Вопросы:
    1. Традиции и патриотизм – фундаментальные составляющие духовно-нравственного, боевого потенциала Российской армии.
    2. Верность воинскому долгу – высшее проявление патриотизма российского офицера.

    Актуальность изучения данной темы обусловлена следующими обстоятельствами.
    Во-первых, радикальными изменениями в мире и стране, произошедшими в последние десятилетия, в результате чего возник новый мировой порядок. Претерпели существенные изменения такие традиционные понятия, как долг, Родина и Отечество, а для некоторых в силу геополитических изменений они оказались попросту размытыми. Поэтому в новых условиях социального бытия России необходимо возродить утраченные духовно-нравственные ценности, и прежде всего государственно-патриотические.
    Во-вторых, сложными процессами строительства и реформирования военной организации Российской Федерации, изменением ее роли и места в обществе и государстве. Здесь также не обойтись без духовно-нравственной составляющей - морального фактора военной организации, который зиждется на таких фундаментальных ценностях, как государственность, духовность, патриотизм.
    В-третьих, той сложной социальной ситуацией, которая характеризуется проявлениями преступности, различных форм аморализма и бездуховности, правового нигилизма, тех явлений, которые, к сожалению, проникают и в воинскую среду, подрывая морально-психологическое состояние личного состава, нанося ущерб делу обеспечения национальной безопасности России.

    Традиции, патриотизм, верность воинскому долгу - это базовые, фундаментальные категории духовно-нравственного, боевого потенциала Российской армии.
    Слово «традиция» латинского происхождения, его можно перевести как «передача» - передача опыта, подвигов, обычаев, норм поведения.
    Традиции - это прежде всего история, в том числе и военная, которая, по словам Н.М. Карамзина, «есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего». Знаменитый педагог A.C. Макаренко называл традиции «социальным клеем». Действительно, боевые традиции цементируют воинские коллективы, части, армию и флот в единое целое.
    Носителями армейских традиций являются военнослужащие, ветераны армии и флота, военные ученые, писатели, художники, композиторы, которые своими деяниями, творчеством аккумулируют и приумножают все лучшее из многовековой истории нашей армии.
    Творцами традиций в самом широком смысле всегда были солдаты Отечества. Цементирующей и направляющей силой солдатской массы являлся офицерский корпус - главный носитель офицерских традиций. Очень ярко и образно эту мысль выразил исследователь истории русского офицерства В.А. Самонов: «Состав офицеров имеет решительное влияние на качество всей армии. Каковы офицеры, такова и армия. Дух, оживляющий корпус офицеров, есть дух всей армии. Все, что завещано великими полководцами и эпохами войн, передается только офицерами молодым поколениям, а потому в хорошем качестве и бодром воинственном духе офицеров армия должна черпать те нравственные силы, которые только одни и могут привести ее к победе».
    Традиции офицеров русской армии складывались на протяжении многовековой истории нашего государства, на полях сражений, в тяжелом ратном труде. У Л.Н. Толстого есть очень точная характеристика русского офицера: «Много ему надо было пройти моральных страданий, чтобы сделаться тем спокойным, терпеливым человеком в труде и опасности, каким мы привыкли видеть русского офицера».
    Под боевыми офицерскими традициями следует понимать совокупность исторически сложившихся и передающихся из поколения в поколение русского офицерского корпуса правил, обычаев, норм, черт морального облика и поведения офицеров, связанных как с образцовым выполнением ими воинского долга на поле боя, героическим участием в войнах по защите Отечества, так и в повседневной жизни, в будничных армейских и флотских заботах.
    Важнейшими боевыми традициями офицеров являются: любовь к Родине и постоянная готовность к ее защите; уверенность в своих силах для победы над врагами Отечества; верность воинскому долгу и воинской чести; храбрость, героизм; верность Военной присяге и Боевому знамени части; признание боевых заслуг и почитание памяти павших; высокая требовательность к себе и подчиненным в ходе боевых действий; личный пример в бою; сохранение чести мундира и достоинства офицера в экстремальных условиях войны; готовность взять на себя ответственность за принятие решения в бою; отеческое, бережное отношение к солдату в боевой обстановке; гуманизм к поверженному врагу.
    Содержание боевых традиций всегда подчинялось центральной патриотической идее - любви к Родине, защите Отечества от внешних врагов, чем и определяется ее первенствующее место среди других традиций.
    Чувство безмерной любви к Родине выражено в замечательных словах «Слова о погибели Русской земли»: «О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами ты нас дивишь: дивишь озерами многими, реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями чудными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, селами чудными, садами монастырскими, храмами церковными и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими! Всего ты исполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!»
    В тяжелых испытаниях родилась и крепла основополагающая офицерская традиция - любовь к земле предков, к своему Отечеству, постоянная готовность выступить на его защиту. Подчеркивая предназначение офицера, Л.Н. Толстой писал: «Верьте, русские офицеры, в великое ваше призвание. Не сомневайтесь в его величии, потому что всякое сомнение - начало гибели. Вы призваны служить благу России через армию и через служение и воспитание ей благу всего мира, если вы любите вашу страну и верите в нее и в себя».
    Все великие полководцы и флотоводцы России начиная с древности были великими патриотами Отечества, его достойными сынами. Их трудами росла и крепла слава русского оружия, а судьбы каждого из них составили яркие страницы нашей военной истории.
    Традиция глубокого патриотизма и верности Родине оказалась близкой, естественной и для командиров Красной армии. В боях с немецкими захватчиками советские офицеры поразили мир героизмом и подвигами, которым нет равных в мировой истории.
    Например, старший лейтенант (впоследствии контр-адмирал) Александр Шабалин, командуя торпедным катером, затем - звеном и отрядом торпедных катеров, потопил 32 боевых корабля и транспорта противника. Лейтенант Семен Коновалов на танке КВ в одном бою поджег 16 танков, 2 бронеавтомобиля, 8 автомашин противника. КВ был подбит, три члена экипажа погибли. Пробиваясь к своим, Коновалов вместе с товарищем сумел завладеть немецким танком и угнал его в расположение наших войск. Советский летчик Иван Кожедуб сбил 62 самолета противника, Александр Покрышкин - 59, Николай Гулаев - 57.
    За мужество и героизм, проявленные в боях против немецко-фашистских войск, свыше 11,6 тысячи советских воинов удостоены высшей степени отличия - звания Героя Советского Союза. Среди них более 6 тысяч офицеров, генералов, адмиралов и маршалов. 115 из них это звание присвоено дважды, а Г.К. Жуков, А.И. Покрышкин, И.Н. Кожедуб закончили войну трижды Героями Советского Союза (позднее Георгий Константинович Жуков еще раз был удостоен этого высокого звания).
    После окончания Великой Отечественной войны военнослужащие Советской, а потом и Российской армии не единожды проявляли чудеса отваги и самопожертвования во имя Отечества, в том числе во время локальных конфликтов на территории других государств, в ходе операций по борьбе с терроризмом, миротворческих миссий.
    Понимание патриотизма характеризуется разнообразием и неоднозначностью. Впервые слово «патриот» появилось в период французской буржуазной революции 1789 - 1794 гг. (патриотами тогда называли себя защитники республики в противовес сторонникам монархии). Однако развитие идеологии патриотизма связано прежде всего с воззрениями таких философов, как Платон, Аристотель, Цицерон, Гегель, французских материалистов XVIII века, русских революционеров-демократов. «Самые благородные помышления - о благе отечества», - говорил Цицерон в диалогах «О государстве».
    Известный российский историк Н.М. Карамзин, говоря о патриотизме, выделял три составляющие его части. Первая - физическая любовь к Родине. Вторая - любовь гражданская, произрастающая из социальных связей гражданина, комплекса его обязанностей, прав и свобод. И третья - любовь политическая, когда гражданин как личность поддерживает и осуществляет в своей деятельности политические идеалы Родины.
    О любви к Родине, патриотизме говорил видный российский военный педагог М.И. Драгомиров: «Выше всего стоит готовность страдать и умирать, т.е. самоотвержение... оно дает силу претерпеть до конца, принести Родине жертву высшей любви».
    Какой же смысл вкладывается в понятие «патриотизм»?
    Анализ определений патриотизма в различных источниках свидетельствует, что все они в своей сущности связаны с понятием преданности и любви к своему Отечеству, Родине, народу.
    Целостное понимание сущности патриотизма сформулировал видный российский ученый в сфере патриотического воспитания, доктор философских наук, профессор В.И. Лутовинов. С его точки зрения, патриотизм {от греч. patriotes - «соотечественник», от patris - «родина», «отечество») любовь к Родине, своему народу, стремление своими действиями служить их интересам, защищать от врагов.
    Патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление. Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в своем содержании социальные, политические, духовно-нравственные, культурные, исторические и другие компоненты.
    Проявляясь в первую очередь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, как одно из высших чувств человека, патриотизм выступает в качестве важной составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень ее социализации. Истинный патриотизм всегда есть единство духовности, гражданственности и социальной активности человека, он является действенной побудительной силой и реализуется в деятельности личности на благо Отечества.
    Включая в себя всю совокупность патриотических чувств, идей, убеждений, традиций и обычаев, патриотизм является одной из наиболее значимых, непреходящих ценностей общества, оказывающих воздействие на все сферы его жизнедеятельности. Как важнейшее духовное достояние личности он характеризует ее гражданскую зрелость и проявляется в ее активной деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными для человека в силу сопричастности им.
    В наиболее общем виде сущность патриотизма может быть выражена в следующих ключевых, емких, простых и взаимосвязанных формулировках. Патриотизм - это возвышенная и преданная любовь к своему Отечеству. Патриотизм - это неотъемлемость от своего Отечества, неразрывность прежде всего духовной связи с ним. Патриотизм - это деятельное, вплоть до самопожертвования, служение Отечеству, высшим проявлением которого является его защита от врагов с оружием в руках.
    Таким образом, патриотизм и в мирное, и в военное время является источником морального духа российских офицеров. Это проявляется в следующем.
    Во-первых, в структуре мотивов деятельности офицеров преобладает общегражданское, государственное измерение своей роли и значимости своего ратного труда.
    Во-вторых, социальные чувства офицера в силу специфики воинской деятельности предполагают личное переживание за судьбу страны, интересы которой он призван защищать, а это вдохновляет и придает силы.
    В-третьих, историческое сознание народа содержит в себе память об огромных испытаниях, которые пережила страна за время своего существования. Чувства гражданина страны задевает любая информация об опасности, грозящей в очередной раз Отечеству, вызывает стремление защитить не только себя, но и Родину, не посрамить память предков, достойно выполнивших эту задачу в свое время.

    Раскрывая высшие достоинства российского воина, необходимые ему для защиты Отечества, известный философ И.А. Ильин писал: «Русская армия искони была школой русской патриотической верности, русской чести и стойкости. Армия невозможна без характера, патриотизма и жертвенности. Это и есть школа характера и государственно-патриотического служения. Ее лозунг - жить для России и умереть за Россию»,
    Верность воинскому долгу - высшее проявление патриотизма офицера. «У нас у всех, - писал великий русский писатель И.О. Тургенев, - есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга».
    Обширные территории Руси, суровый климат, агрессивно настроенные соседние племена и народы выковали лучшие боевые качества русского воина - храбрость, стойкость и решительность. Стоять насмерть перед напавшим врагом, защищать свой дом, свою территорию было нравственной нормой, неписаным правилом. Каждый воин знал - лучше потерять жизнь, чем уронить свою честь, отдав Отечество на поругание врагам. Никогда русский народ не вставал на колени, никогда не была сломлена его воля.
    Понимание долга перед отечеством мы находим в «Повести временных лет», «Слове о полку Игореве», сказании о Куликовской битве и других летописях Древней Руси. Например, в «Повести временных лет» сказано, что перед началом сражения с превосходящим в десять раз монголо-татарским войском русский князь Святослав призывал ратников: «Нам некуда уже деться. Отступить - значит отдать на поругание землю нашу. Хотим мы или не хотим - должны сражаться. Так не посрамим земли русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые не имут позора...»
    Навеки прославились своей доблестью и стойкостью в борьбе с ордами Батыя жители небольшого городка Козельска. На семь недель они остановили продвижение врагов. Защитники города пали все до одного, но врагу так и не удалось победить их. Через века аналогичный подвиг совершили защитники Брестской крепости. Великая Отечественная война убедительно показала всему миру, что советские воины, и солдаты, и офицеры, остались верны боевым традициям предков.
    Вот характерный пример. В одном из воздушных боев в годы Великой Отечественной войны летчик-североморец Захар Сорокин сбил вражеский самолет, второй таранил. Но из-за повреждения совершил вынужденную посадку. И тут на него напали два фашиста со сбитого им самолета. Сорокину удалось уничтожить врагов, но и сам он был тяжело ранен в ногу, лицо, потерял много крови. Отважный пилот, превозмогая боль, отправился в долгий путь в свою часть. Более шести суток он шел и полз глухой полярной тундрой и все же добрался к своим. У Сорокина оказались отмороженными ноги, в госпитале ему ампутировали ступни. Однако верный своему воинскому долгу, он снова вернулся в строй и сбил еще несколько вражеских самолетов, доведя свой боевой счет до 11. Родина по праву удостоила 3. Сорокина звания Героя Советского Союза. Подобных примеров можно привести множество, ведь героизм воинов носил массовый характер.
    Патриотизм и верность воинскому долгу основываются на готовности российского офицера к защите Отечества. Готовность к защите Отечества является результатом подготовки к выполнению функций по защите интересов государства и выражается в реальной способности к их осуществлению в специфических условиях военной службы.
    К числу ценностей, на которых основывается военная служба, относятся:
    - гражданский долг - постоянная внутренняя потребность личности в высоконравственном отношении к воинским и иным социально значимым требованиям своего государства;
    - воинский долг - система социально значимых ценностей и морально-правовых обязанностей офицерского состава, выражающая готовность отстаивать интересы страны, изложенная в Конституции РФ, российских законах, Военной присяге, воинских уставах, приказах командиров и начальников;
    - профессионализм - степень овладения офицерским составом своими служебными обязанностями и умение успешно выполнять поставленные задачи;
    - воинское мастерство - уровень профессиональной подготовленности офицера (воинской части, подразделения), характеризующийся высокой степенью готовности к выполнению задач военной службы в мирное время, в период подготовки и ведения боевых действий.
    В мирной повседневной жизни воинский долг требует от каждого офицера глубокого понимания личной ответственности за защиту Родины, за боевую готовность вверенной ему воинской части, подразделения; за успешное выполнение боевых задач; за боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние подчиненного личного состава и безопасность военной службы; за состояние вооружения, военной техники; за материальное, техническое, финансовое, бытовое обеспечение и медицинское обслуживание.
    В условиях боевых действий выполнение воинского долга заключается в способности в любых условиях выполнять поставленную перед подразделением задачу, сделать все возможное, чтобы защитить Родину.
    Российским офицерам есть с кого брать пример. В летописи Отечества немало славных подвигов российского и советского воинства, которыми гордится вся страна.
    Президент Российской Федерации, Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации Владимир Путин, выступая на встрече в Кремле с выпускниками военных вузов 26 июня 2014 г., сказал: «Вам предстоит определять завтрашний день наших Вооруженных Сил. Очевидно, что только мобильная, высокоэффективная армия и флот могут решить стратегические задачи, обеспечить безопасность, суверенитет, национальные интересы России. Главное - надежно защитить наших граждан от потенциальных военных угроз».
    В нынешних условиях верность воинскому долгу является проявлением патриотизма офицера в силу того, что:
    - военная сила государства становится одним из основных факторов, обеспечивающих его независимость, а высокий моральный дух офицерского корпуса является одним из существенных компонентов боевой мощи, укрепление же морального духа возможно через формирование у каждого офицера готовности к защите своей Родины, осознание военной службы как выполнение патриотического долга;
    - воинская служба требует высокого напряжения моральных и физических сил, а осознание ее значимости для судеб Отечества способно и должно вдохновить офицера на преодоление трудностей во имя служения ему;
    - успешное решение задач по обеспечению национальной безопасности и защите суверенитета государства, отстаиванию его национальных интересов возможно лишь при условии высокого морального духа его защитников, который формируется во многом благодаря осознанию офицерами своего долга перед Родиной, гражданской позиции;
    - глубокое осознание каждым офицером своей личной причастности к защите Родины, обеспечению мирного труда, в том числе своих родных и друзей, их безопасности, вдохновляет офицеров на успешное решение боевых и специальных задач.
    Формирование патриотизма, верности воинскому долгу требует кропотливой, настойчивой работы, понимания каждым офицером, что его служебная деятельность является общественно необходимой, а добросовестное исполнение служебных обязанностей, решение повседневных учебных, воспитательных задач имеет важное значение, поскольку из вклада единичного труда тысяч офицеров, а также их подчиненных - солдат и сержантов - складывается единый результат - обороноспособность страны.
    В настоящее время в нашей стране сложилась стройная система патриотического воспитания. Подтверждением служит государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 -2015 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации № 795 от 5 октября 2010 г. В программе сформулированы задачи, направления и меры совершенствования процесса патриотического воспитания. Задача офицеров - обеспечить реализацию программы в войсках.
    Воспитание у офицеров, солдат и сержантов патриотизма, верности воинскому долгу реализуется по нескольким направлениям.
    Духовно-нравственное - предполагает осознание офицерами высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться им в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этнических норм поведения. Историческое - представляет собой знание истории страны, понимание судьбы Отечества, своей неразрывности с ним, ощущение гордости за сопричастность к деяниям предков и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Включает изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении общества, в его защите от внешних врагов, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость страны.
    Политико-правовое - формирование глубокого понимания гражданского и конституционного долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил в политической системе общества и государства. Требует ознакомления с законами государства, с правами и обязанностями гражданина России, с функциями и правовыми основами деятельности военной организации общества, требованиями воинских уставов и Военной присяги.
    Патриотическое - воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно строится на беззаветной любви и преданности своему Отечеству, гордости за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитании национальных святынь и символов, готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.
    Профессионально-деятельностное - формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Включает мотивы, цели и задачи, ценностные ориентиры профессионально-деятельностной самореализации личности, стремление к достижению высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью исполнять служебные обязанности.
    Воспитание на воинских традициях включает активное изучение героического пути, боевых традиций отечественных прославленных полков и дивизий с акцентом на примерах воинской доблести и героизма воинов; участие ветеранов войны, боевых действий в Афганистане, «горячих точках» России в мероприятиях военно-патриотического воспитания; возрождение и обеспечение преемственности в создании и разработке образцов военной формы одежды, знаков воинской и иной символики и геральдики Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; насыщение воинских ритуалов чувством гордости за принадлежность к Вооруженным Силам РФ, другим войскам, своему виду, роду войск, соединению-, части.
    Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в единый процесс практической деятельности.

    Методические рекомендации.
    Занятие целесообразно провести в форме лекции-беседы, лекции-дискуссии или лекции-визуализации.
    Руководителю во время занятия целесообразно использовать таблицы, фото- и видеоматериалы, раскрывающие содержание основных положений темы.
    В ходе лекции рекомендуется использовать 1-2 видеоролика (5-7 мин.) из популярных художественных кинофильмов, показывающих патриотизм и верность воинскому долгу русских, советских и российских офицеров («Офицеры», «Горячий снег», «Освобождение», «Брестская крепость», «Сталинград» и т.д.).
    При чтении лекции целесообразно обращаться к слушателям с постановочными проблемными вопросами, например, о том, как они понимают значение категории «традиция», какие они могут назвать традиции российских офицеров, какие им известные примеры патриотизма офицеров различных эпох истории нашего государства и т.п.
    После краткого обмена мнениями следует продолжить изложение положений лекции.
    При наличии условий возможно проведение занятия в историк демонстрационном зале, музее, комнате боевой славы части (или же завершить занятия экскурсией). Полезно также пригласить ветерана боевых действий, кавалера государственной награды. Можно предложить поучаствовать в занятии председателю Совета офицерского собрания и т.п.

    Рекомендуемая литература:
    1. Указ Президента РФ № 537 от 12 мая 2009 г. «О стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года».
    2. Постановление Правительства РФ № 795 от 5 октября 2010 г. «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы».
    3. Морихин В. Традиции офицерского корпуса русской армии. - М.: Кучково поле, 2010.
    4. Патриотически ориентированное образование: методология, теория, практика. / Коллектив авторов. - М., 2005.
    5. Материалы общероссийской научно-практической конференции «Российский патриотизм: истоки, современность, проблемы возрождения и развития». Голицыно, 17 декабря 2004 г.- Голицыно: ГПИ ФСБ России, 2004.
    6. Колесников И. Государственность, патриотизм, верность воинскому долгу. // Вестник границы России. 2010, № 3.

    Полковник запаса Анатолий КУЛЕБА



Загрузка...
Top