День славянской письменности (начальные классы). Сценарий мероприятия ко дню славянской письменности Ко дню славянской письменности для начальной школы

ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

ПРАЗДНИК ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 – 4 КЛАССОВ

Цели:

    Расширять знания и представления учащихся об истории возникновения славянской письменности.

    Развивать речь, мышление, творческие способности учащихся.

    Воспитывать уважение и понимание русской культуры, славянских традиций.

Оформление сцены:

лавочка, стол летописца с зажженной свечой, гусиным пером, свитком с надписью из кириллицы, Русской азбукой.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий (учитель)

Начинаем наш праздник, посвященный Дню славянской культуры и письменности. В старину наши далекие предки начинали свой день с обращения к силам природы, к солнцу. Давайте и мы с вами произнесем древнее приветствие.

Из глубокого колодца (руки “О” )
Солнце медленно встает.(
руки поднимаются над головой )
Свет его на нас прольется (
руки вытянуты перед собой ладошками вверх )
Луч его нам улыбнется (
руки параллельно вниз )
Новый день оно начнет (
руки вниз широко )

Белорус

Из родной Беларуси
Я встречаю зарю,
Всем мальчишкам, девочконкам
“Добрый дзень!” – говорю.

Украинка

Русская

Утром нива росистая,
Даль прозрачная, ясная.
Отзовется Россия.
– Здравствуй! – скажет она.

Белорус

И куда не поеду
В те ли, эти края,-
Всюду, словом привета
Встретят братья, друзья.

Украинка

Потому что,
Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные.

Русская

Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто вы?

/ Они хором/ Мы – славяне!

Ведущий (учитель)

В это трудно поверить, но когда-то у нас не было печатных книг.

Было такое время, когда наши предки славяне не имели письменности. Не знали букв. Письма они писали, но не буквами, а рисунками, позже – специальными значками.

Входит монах с зажженной свечой, садится за стол, пишет гусиным пером.

Ученик 1

В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.

Ученик 2

Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.

/Звучит колокольный звон в аудиозаписи/

Летописец (вставая)

По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.

Ученик 3

Вспоминают Кирилла, Мефодия,
Братьев славных, равноапостольных,
В Белоруссии, в Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии,
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.

Летописец

Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.

Звучит «Гимн Кириллу и Мефодию» (4 КЛАССЫ)

Сценка (на лавочке сидят два брата, позади ходит с книгой школьный учитель)

На берегу тёплого моря стоит город Солунь (сейчас он называется Салоники.) Здесь кончалась Византия, дальше шли необъятные земли славян, наших предков. Многие жители Солуни тоже были славянами.

Жили здесь два брата, сыновья военачальника. Отец их был греком, но мать-славянка говорила с детьми на родном славянском языке. Настало время мальчикам идти в школу. Сначала начал учиться старший брат, через несколько лет пошёл в школу младший.

Всё в школе казалось ему ужасно интересным и удивительным, и он то и дело приставал к старшему брату с вопросами:

- А почему учитель всё время говорит по-гречески? Я слышал, в лавке он прекрасно говорил по-славянски.

- Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому, что книги, знания-всё от греков.

-А почему у славян нет своих книг?


-Потому что писать на славянском языке нельзя.

В это время мимо проходил школьный учитель. Он услышал разговор братьев.


-Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны чернил и пергамента – латынь и греческий. Все другие языки – грубые и варварские, и писать на них нельзя!


-Нет, можно! – заявил младший брат. Вот я вырасту и придумаю славянские буквы.

Уходят.

Ведущий (учитель)

Прошли годы. Младший брат учился очень примерно и скоро стал самым лучшим учеником во всей школе.. Но он не забывал о своей мечте – создать азбуку славян.

Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава.

И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку.

Так появилась славянская азбука, которая впоследствии стала называться кириллицей. (В честь Константина, который, приняв монашество, получил имя Кирилл) В ней 43 буквы. Каждая имеет свое название.

Ученик 1

Первая буква в ней называлась – аз. Это значило – Я!

Ученик 2

Вторая называлась буки – это значило – книги.

Ученик 1

А вместе получалось – АЗБУКА! (вместе)

Ученик 3

Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать.
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про звезды, ивы вдоль реки,
Не обойтись без Азбуки!

Звучит песня «Азбука» (2 – Б класс)

Ученик 1

Все буквы мы знали до школы отлично!
Но в школе
Мы с ними знакомимся лично!
Нам букву покажут, а мы представляем,
Что мы эту букву ни капли не знаем.
И вот увидали её в первый раз …
А буква глядит с удивленьем на нас!

Ученик 2

Когда пришли мы в 1 класс
Погожим сентябрём.
Учитель познакомил нас
С волшебным букварём.

Ученик 3

Мы все умели говорить,
Да и читать слегка.

Букварь же нам хотел раскрыть

Секреты языка.

Звучит песня «С Букварём уселись куклы» (1 – А класс)

Ученик 1, 2

Чему первым делом
Научится кошка?
- Хватать!
Чему первым делом
Научится птица?
- Летать!
Чему первым делом
Научится школьник?
- Читать!

Ученик 3

Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До веселых повестей...

Ученик 4

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
Ученик 2

В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.

Инсценировка сказки (3-е классы)

Старик

В деревеньке у опушки

Старичок жил со старушкой.

Попросил он как-то раз,

Чтобы испекла сейчас

Ему бабка колобка.

Старуха

Взяв немного молока,

Да еще муки, сметаны,

Бабка тесто без изъяна

Замесивши, колобка

Испекла для старика.

Положила на окошко,

Остудился чтоб немножко.

Старик

Колобок же скок, да скок,

Прыгнул прямо за порог,

По дорожке – наутек,

Покатился во лесок.

Колобок

Что я вижу - вон вприпрыжку

Зайчик скачет, в лапках – книжка.

И, видать, проголодался,

Значит есть меня собрался:

Не губи ты жизнь мою!

Хочешь, - песенку спою?

Заяц

Ты морковка, иль капуста?

Я их сразу съел бы с хрустом.

Ну, а колобков совсем

Я давно уже не ем!

В школе я учусь, глупышка,

Вот, смотри, какая книжка!

Заяц показывает колобку книжку со славянской азбукой.

Колобок

Ой, какие тут значки,

Точки, палочки, крючки!

Заяц

Это буквы, колобок!

Например, такой значок

Называют буквой «Аз»,

Ты попозже приходи!

Колобок

Подожди чуток, зайчишка,

Покажи еще мне книжку

И скажи, зачем она,

Для чего тебе нужна?

Заяц

Это – азбуки славянской

Вот «Глагол», а вот «Добро»,

Это – «Веди» и «Зело»,

А вот это – «Малый юс»…

Ну, прощай, я тороплюc ь.

Колобок

Вот и ускакал зайчонок,

А навстречу, - медвежонок!

Колобок (со страхом)

Ты меня не ешь, медведь,

Могу песенку я спеть!

Медведь (добродушно)

Ты не бойся, колобок,

У меня есть пирожок,

Да и очень я спешу,

В школу я теперь хожу.

Колобок

И ты, Миша, учишься?

С вами не соскучишься!

Буквы ваши хороши,

Покажи их, не спеши!

Медведь

Покажу я для науки:

Вот «МыслЕте», это – «Буки»,

Это – «Ижица» и «Пси»,

Вот «Земля», «Живете», «Кси».

Ладно, тороплюсь, бегу…

Колобок

Страшно стало вдруг, темно,

И тропинки нет давно…

(Закатился на пенек

И заплакал колобок.)

Заблудился, видно, я…

Ох, горька судьба моя!

Вижу, в темноте горящий

Взгляд, - крадется волк из чащи.

Ох, я бедный колобок,

Слопает меня злой волк!

Волк

И совсем я волк не злой!

Хочешь, подружусь с тобой?

В школе я теперь учусь,

Учат там добру! Не трусь!

Колобок

Буквы, волк, ты учишь тоже?

Мне покажешь ты их, может?

Волк

Что же, можно показать,

Например, вот это – «Ять»,

Это – «Слово» и «Покой»,

Это – «Рцы»… А ну, постой!

В школе ты учиться сам

Может хочешь? Адрес дам!

Вон, иди до той сосны,

Там направо ты сверни…

И увидишь ты дорожку,

Прокатись по ней немножко,

Поднимись на бугорок,

Там увидишь теремок.

Школа там для всех зверей,

Ты иди туда скорей,

В школе мудрая сова

Учит всех, о ней молва

Добрая всегда идет,

Любит совушку народ.

Ласкова ко всем она,

Рассудительна, умна.

Ты, румяный, к ней ступай,

Ну, а я – домой, прощай!

Волк убежал, показалась сорока.

Колобок

Кто стрекочет недалёко?

Да ведь это же сорока!

Сорока

Ну, какой же волк нахал!

Ведь он все тебе наврал!

Лучше слушай ты меня:

В этой школе – западня,

Если вдруг туда пойдешь,

Ломаный не дам я грош

Я тогда за жизнь твою.

Возвращайся, говорю!

Колобок

Нет, домой мне хода нет,

Ведь съедят же на обед!

Сорока

Хорошо, пойдем со мной,

Колобочек милый мой,

Звала меня к себе лиса,

К ней дойдем за полчаса!

Колобок

Что ж, давай тогда пойдем

Мы с тобою в лисий дом.

Уходят, сорока отстала немного и рассуждает:

Сорока (зрителям)

Вот иду себе, не чаю,

Что же нам сегодня к чаю…

Оказалось, - колобок!

Ох, доверчивый, дружок!

Справимся, ведь, с колобком

Мы с лисицею вдвоем!

Уходят, прибегает зайчик.

Заяц (зрителям)

Я все слышал! Ах, сорока!

С колобком она жестоко

Хочет нынче обойтись,

Болоболка! Берегись!

Побегу сову искать,

Друга надо выручать!

Убегает. С другой стороны неторопливо идет сова, вскоре прибегает запыхавшийся зайчик.

Заяц

Ох, сова! Беда стряслась,

Расскажу я все сейчас!

Та болтливая сорока,

Что ты выгнала с урока,

Обманула колобка,

Съест его наверняка!

Они сейчас к лисице в дом

Направляются вдвоем.

Сова

Время нам нельзя терять,

Надо к ним скорей бежать!

Убегают, с другой стороны выходят колобок с сорокой, идут, напевая песню.

Колобок и сорока (поют)

Где ты, глупая сова,

Нас догонишь ты едва!

Колобок не дурачок,

Не попался на зубок!

Их догоняют сова и заяц.

Сова

Погоди, постой, сорока!

Ты куда спешишь? Далёко?

Сорока

Вот лиса придет сейчас,

Не останется от вас

Ни пера, ни даже пуха,

То-то! Будет вам наука!

Будешь, совушка, ты знать,

Как с уроков выгонять!

Сова

Эх, сорока-белобока,

Выгнала ведь я с урока,

Потому, что ты болтала

И учиться не желала!

Я простить тебя готова,

Коль учиться будешь снова,

Всем ведь интересней жить,

Если с грамотой дружить!

В школе станем мы добрее,

Образованней, умнее.

Да и веселей у нас,

Возвращайся ты в свой класс!

А лиса, как я узнала,

За границу убежала.

Ей в другом лесу милей,

Здесь никто не дружит с ней!

Колобок

Что-то не пойму никак,

Кто мне друг, а кто мне враг?

Заяц

Верить болтунам нельзя!

Мы с совой твои друзья!

Сорока (с плачем, сначала – колобку, потом – сове)

Ты прости меня, сороку,

Что тебя я сбила с толку,

Слопать я тебя хотела!

Вот такое, братец, дело…

И тебе, сова, я каюсь,

Вот увидишь, я исправлюсь!

Я молчать теперь сумею,

Клюв я пластырем заклею.

Уроки буду я учить,

Не хочу невеждой жить!

Колобок

Я хочу учиться тоже,

И меня возьмете, может?

Сова

Ну конечно, колобок!

Завтра в школу на урок

Ты с рассветом приходи,

Не опаздывай, гляди!

Очень, очень рада я, -

Вместе мы теперь, друзья!

(Появляются медведь и волк)

Заяц

Снова дружно лес живет,

Веселись лесной народ!

Нашу песню запевай,

Колобок нам подпевай!

Все берутся за руки и поют заключительную песню на мелодию «Улыбки»:

1 куплет

Рано утром солнышко встает,

Отправляется в свой путь по небосводу,

Мы ж в лесную школу для зверей

Отправляемся в любое время года!

Припев

В нашей школе нам тепло,

Нам со школой повезло,

Здесь так весело и дружно всем зверятам,

И учиться нам легко,

Если на душе светло,

Медвежатам, и волчатам, и зайчатам!

2 куплет

Нас славянской учат азбуке,

Стать добрее эти буквы нам помогут,

Ведь на этом чудном языке

Обращаются в молитвах люди к Богу!

Припев – тот же

Ученик 1

Свежий ветер напевает,
Дальних странствий голоса,
Он страницы раздувает,
Словно чудо-паруса!


Ученик 2

Посреди любой страницы,
Оживают чудеса,
Не слипаются ресницы,
Разбегаются глаза!


Ученик 3

Но читая дни и ночи
И плывя по морю строчек,
Курса верного держись!
И тогда откроют книжки –
Замечательные книжки –
Замечательную жизнь!

Звучит песня «Библиотечная песня» (2 – А класс)

Ученик 1

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Ведущие

1 Буква к букве – будет слово,
2 Слово к слову – речь готова.
3 И напевна и стройна,
Музыкой звучит она.

1 Так восславим эти буквы!
2 Пусть они приходят к детям,
3 И пусть будет знаменит

Хором: Наш славянский алфавит.

Ведущий.

Мы живем в стране, которая называется…/Россия/

Россияне, русские, русичи…

Каждый человек должен знать и помнить, откуда родом, кто его предки.

Род, родился, Родина, родословная – все эти слова родственные /родственники/, однокоренные.

Своею статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зоветесь ныне – россияне,
Издревле, кто вы?

/Хором/ Мы славяне!

Да, мы – славяне! И русские, и украинцы,
и болгары, белорусы, чехи поляки,
сербы, хорваты, словаки – все славяне.
Близки у нас и культура, и обычаи, и письменность.
Все это увидите на нашем фестивале.

Ученик 1.

Из родной Беларуси
Я встречаю зарю,
Всем мальчишкам, девочкам
“Добрый дзень!” – говорю.

Ученик 2.

Утром нива росистая,
Даль прозрачная, ясная
Отзовется Россия.
– Здравствуй! – скажет она.

Ученик 3.

Ученик 4.

Слово дружбы взовьемся
Над болгарской землей:
Добро живота!
Мы услышим с тобой.

Ученик 5.

И куда не поеду
В те ли, эти края,-
Всюду, словом привета
Встретят братья, друзья.

Ведущий.

Потому что,
Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи,поляне,
Скажите, кто вы?

/ Хором/ Мы – славяне!

Начинается фестиваль славянской культуры, посвященный Дню славянской письменности!

В течении недели каждый класс представляет культуру выбранной ими страны.

Дети готовят рисунки национальных орнаментов, костюмы, выступления.

В выступлении можно представить устное народное творчество (инсценирование сказок, небылиц, потешек, народные песни, танцы, игры)

Праздник славянской письменности и культуры

(Зал оформлен рисунками детей, таблицами, плакатами с текстами, написанными современным славянским шрифтом).

Ведущий.

В классе уютном, просторном
Утром стоит тишина,
Заняты школьники делом –
Пишут по белому черным,
Пишут по черному белым.
Ручками пишут и мелом:
“Нам не нужна война!”

В это трудно поверить, но когда-то у нас не было печатных книг.

Было такое время, когда наши предки славяне не имели письменности. Не знали букв. Письма они писали, но не буквами, а рисунками. Так они и назывались… /рисуночные письма/. Каждый предмет у наших предков что-нибудь обозначал, символизировал. Например, в одной древней летописи говорится: “ Нашли хазары полян в лесах, и сказали хазары: “Платите нам дань”. Подумали поляне и дали с каждой избы по мечу. Понесли эту дань хазары к своему князю и старейшинам. Сказали старейшины хазарские: “Не добра эта дань, мы доискались ее оружием односторонним – саблями, а у этих оружие обоюдоострое – мечи, они будут брать дань с нас и других”.

Ученики 1.

Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней,
Вспоминай их добрым словом.
Слава им борцам суровым!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли…

Ученик 2.

В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.

Ведущий.

– Как называется запись событий по годам? /Летопись/

– Как называется одна из первых летописей на Руси? / “Повесть временных лет”/

– Как звали летописца, написавшего ее? /Нестор/

– Писал он уже буквами. Когда же появились буквы?

Предполагают, что уже в IX веке были книги, написанные “русскими буквами”. Но до нас они не дошли. А книги более позднего периода написаны уже буквами старославянской азбуки “кириллицы”.

– Почему она так называлась? /Ответы детей/

/Звучит колокольный звон в аудиозаписи/

Ученик 3.

По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.

Ученик 4.

Вспоминают Кирилла и Мефодия,
Братьев славных, равноапостольских,
В Белоруссии, в Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии,
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.

Ученик 5.

Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.

Ведущий.

/Держит в руках книгу “Русская азбука”./

Сия зримая мала книжица
По-реченному алфавица,
Напечатана бысть по царскому велению
Всем младым детям к научению.

/Работа по с. 214– 215 учебникам “Русская азбука”./

– Кирилл и Мефодий на границе государства Византии и славянских земель в городе Солуни.

Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого можно было придумать славянские буквы.

Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука готова. Но придумать – это пол дела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось трудно, и один Кирилл не мог справиться. Ему стал помогать старший брат.

Первая книга, которая переведена на славянский язык –… /какая?/ /Евангелие/

– Это событие произошло в … /863 году/

– На Руси письменность пришла после крещения ее. Когда это было? /988 году/

– Как звали князя, который взялся за крещение Руси? /Владимир/

С тех пор алфавит несколько раз менялся, но до сих пор мы используем для письма азбуку, сочиненную в древности братьями – просветителями Кириллом и Мефодием.

Славянский алфавит был создан на основе греческой письменности. Строго говоря – кириллица это не единственная раннеславянская письменность. Многие ученые считают, что глаголица существовала еще до Кирилла.

Вот перед Вами самая ранняя письменность – глаголица. Посмотрите, какими значками обозначались буквы (рис. 1).

Этими значками можно было записать простые слова.

Расшифруйте это слово: (рис. 2).

Задание: Кто пойдет и расшифрует предложение?

Если какой-то буквы нет, ставьте прочерк. (Рис. 3).

(“Солнце всех солнц есть сердце”)

– Итак, 24 мая, /какого года?/ 863 года в Болгарии Кирилл и Мефодий объявили о создании алфавита. Они постарались, чтобы каждая буква первой славянской азбуки была простой и четкой. Они помнили о том, чтобы человек, едва увидев букву, сразу бы захотел овладеть письмом.

Часть букв они взяли из греческого алфавита, а часть специально создали для передачи тех звуков, которых не было в греческом языке. Это буквы /карточки со старославянскими буквами: Б, Ж, Ц, Ш, У, Ю, Я/

– Давайте, сравним греческие и славянские буквы. (Рис. 4).

Если прочесть название первых букв греческого алфавита, возникает вопрос: а почему он так назван?

/альфа + бета/вета/ = алфавит/

Так сегодня мы называем порядковое сочетание букв любого языка.

А теперь прочитаем название букв славянского алфавита.

Так почему названная книга, по которой вы учились читать – Азбукой?

– Посмотрим на первый славянский алфавит – кириллицу.

Аз -я;

Буки – буквы, книги;

Веди – ведать, знать;

Глаголь – говорю, слово;

Добро – добро;

Есть – есть;

Живете – жизнь;

Земля – земля;

И – и;

Како – как;

Люди – люди;

Мыслите – мыслите;

– Почему буквы стоят именно в таком порядке?

Что хотели сказать потомкам создатели азбуки?

Какое важное значение хотели зашифровать Кирилл и Мефодий?

Попытайтесь найти след тайных слов азбуки. Составим текст.

/Я, книга, знающая слово добро, есть жизнь земли, и как люди мыслю.

Я – буквы, знающие и говорящие добро, есть жизнь земли, и как люди мыслю./

То есть азбука учит добру, она рассказывает о жизни земли.

Так какая первая буква?

– Не зря созданы пословицы:

Сперва АЗ да БУКИ, потом и науки.

/Дети говорят или читают пословицы об учении./

Игра “Собери пословицу”

/От каждого класса выходит по 6 человек, получают полоски бумаги с частью пословицы./

Задание: составить целую пословицу.

1 класс.

Ум без книги, как птица без крыльев.

Что писано пером, не вырубишь топором.

Не красна птица пером, красна умом.

2 класс.

Испокон века растит человека.

Золото добывают из земли, а знания с книги.

3 класс.

Сказанное слово – было да нет, а написанное живет век.

Напрасный труд удить без крючка и учиться без книги.

4 класс.

Книга для ума, что теплый дождь для всходов.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Хлеб питает тепло, а книга питает разум.

– Народные пословицы сохранили воспоминания о трудности изучения азбуки.

“Аз, буки, веди, страшны как медведи.”

“Азбуку учат на всю избу кричат.”

– Спасибо вам буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку. Солунские братья – гордость всего славянского народа.

Ведь благодаря им мы узнали жемчужины народной мудрости.

В каких произведениях мы встречаем мудрые слова?

/Дети называют: пословицы и поговорки, сказки, загадки, скороговорки, частушки,потешки и т.д./

– Ну-ка, попробуйте отгадать старинные народные загадки славянских народов.

1. Русская:

Был я копан,
Был я топтан,
Был я на пожаре,
Был я на кружале,
Сто голов кормил.
Сделался стар,
Пеленаться стал.
Выбросили в окно –
И собакам не нужен!
/Горшок/

2. Украинская:

Нас семь братьев.
Летами мы равны, а именами разные.
/Дни недели/

3. Сербская:

Когда видишь, то ее не видишь,
А когда не видишь, то ее видишь.

4. Чешская:

Белые пчелы на землю сели,
Пришел огонь, их не стало.
/ Снежинки/

5. Словацкая:

Кого бьют по голове, чтобы ровно шел. /Гвоздь./

6. Белорусская:

Маленький, легонький, а тяжко поднять. /Горячий уголек/

7. Польская:

В нарядной одежде, а ходит босиком. /Павлин./

8. Болгарская:

От одного очага весь свет греется. /Солнце./

– Благодаря книгам, до нас дошли такие жемчужины устного народного творчества как приставалки.

/Обращаясь к одному ученику/

– Что лучше: вишня или слива?

– Пуговица лишняя. /Дергает за пуговицу./

– Слива, слива.

– Пуговица красивая.

  • Конкурс дразнилок.
  • Конкурс народных частушек.

Заключение

Ученик.

Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова.
И напевна и стройна,
Музыкой звучит она.

Игра – конкурс “Составь слово”.

/ Приглашаются по четыре человека от каждого класса /

Задание: из предложенных букв составить слово.

1 кл. – земля.

2 кл. – Родина.

3 кл. – славяне.

4 кл. – праздник.

Ведущий.

Так восславим эти буквы!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит.

/Награждение активных участников фестиваля./

Цель:

  • формирование потребности к изучению родного языка у школьников;
  • развитие коммуникативных, языковых, лингвистических и культуроведческих компетенций;
  • воспитание грамотных граждан своей страны.

Оборудование: кассета с записью музыки, рисунки, презентация, костюмы.

Проведение праздника

Слайд 1

“Люди, отмеченные провидением, всегда посылаются для всего человечества”.
П.Я. Чаадаев

“История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество”.
Н.М. Карамзин

Организационный момент. (Звучит музыка “Седе Адам”. Валаамский распев)

Стихотворение (читает ученик)

Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Н.Кончаловская

Вступительное слово

Учитель: Письменность – одна из важнейших составных частей человеческой культуры. Мы живем в мире надписей. Представьте себе, что все надписи вдруг исчезли – сколько трудностей сразу возникнет в нашей жизни! Мы не будем знать, куда привезет нас автобус, какими товарами торгует магазин на другой стороне улицы, какой фильм идет в кинотеатре, как правильно принимать лекарство. В общем, трудно пришлось бы нам в таком “бесписьменном мире”.

Ведущий 1: Более 1150 лет назад произошло событие исторического масштаба. Двумя учеными, братьями Константином (в монашестве Кириллом) и Мефодием, был изобретен славянский алфавит.

Ведущий 2: Ежегодно 24 мая в России и других славянских странах отмечается праздник – День славянской письменности и культуры.

Ведущий 1: Часто ли мы задумываемся над тем, как жили наши предки, как общались, о чем думали и мечтали?

Ведущий 2: Узнать об этом нам помогают книги - настоящее чудо рук человеческих.

Ведущий 1: В книге сосредоточена мудрость многих поколений.

Ведущий 2: Но для того, чтобы написать книгу, надо обладать еще одним чудом - азбукой.

Ведущий 1: Это чудо сопровождает нас с раннего детства до последних дней.

Ведущий 2: И еще одно чудо в том, что имена людей, создавших нашу азбуку, известны. Ведущий 1: Это солунские братья - монахи Кирилл и Мефодий.

Учитель: Каким был путь создания азбуки? Какими людьми были Кирилл и Мефодий? В чем состоит их подвиг? Как люди хранят память о великих просветителях? На эти вопросы нам и предстоит найти ответы.

Первая страница – Жизнь Кирилла и Мефодия

(Рассказывают учащиеся )

Родились они давным-давно, больше тысячи лет назад, в греческом городе Солуни (теперь Салоники, в Северной Греции) в семье друнгария (командира военного подразделения).

Кирилл родился в 827 году, Мефодий родился в 815 году.

В детстве оба ни в чем не знали нужды. Их отец был богат и знатен. Мальчики жили в огромном доме, где их окружала роскошь, а слуги спешили исполнить любое желание.

Старший из братьев, Мефодий, с ранних лет проявлял интерес к знаниям. Его наставляли в науках приглашенные отцом домашние учителя. Потом он поступил на военную службу и так хорошо справлялся со своими обязанностями, что скоро, несмотря на молодость, занял очень высокое положение. Сам византийский император покровительствовал способному юноше и назначил его правителем Македонии - подвластной Византии страны, основным населением которой были славяне.

Не отставал от Мефодия и младший брат Кирилл. Он тоже получил домашнее образование, и учителя нарадоваться не могли тому, как он быстро постигает научные премудрости, легко разбирается в книгах, которые не всякому взрослому грамотею по плечу. Кирилл получил хорошее образование, знал кроме славянского греческий, латинский, арабский и европейский языки.

Кириллу еще не было и пятнадцати лет, когда его с согласия отца пригласили жить в императорский дворец, где он воспитывался и обучался вместе с малолетним сыном императора - Михаилом.

Жизнь обоих братьев складывалась так, что они могли бы стать более богатыми, чем их отец. Как люди, приближенные к императорскому дому, они бы ни в чем никогда не нуждались.

Однако оба брата выбрали другой путь. Они увенчали себя великой славой, но не как царедворцы или военачальники, а как проводники христианской веры и сеятели книжных знаний среди славянских народов.

Учитель: Детство великих славянских просветителей прошло в двуязычной среде - греческой и славянской. Латинский язык не был известен солунцам.

В доме отца великих братьев среди немногочисленных книг была “Энеида” Вергилия на латинском языке. Эту книгу о странствиях троянца Энея решил прочитать младший из братьев, Константин. Он раскрывал увесистый том, но старинные стихи, написанные на чужом языке, оставались непонятными. После долгих поисков ему, наконец, посчастливилось встретить приезжего человека, знавшего латинскую грамматику...

Инсценировка (Константин и приезжий)

Константин. Я слышал, что Вы хорошо знаете латинскую грамоту. А мне хотелось бы прочитать книгу, написанную на латыни.

Приезжий. Зачем тебе это нужно, мальчик? Да, я понимаю латинскую грамоту и мог бы объяснить тебе каждую фразу. Но зачем? Взгляни на меня.

Ты думаешь, много мне пользы от того, что я читал премудрые книги? Я потому и переехал сюда в незнакомый город, чтобы никто не лез ко мне с учеными разговорами. Люди должны пахать землю, сеять хлеб, делать полезные вещи. И я поклялся никого больше не учить ни грамматике, ни другим наукам.

Константин. И все же я хочу понять, что написано в мудрых книгах.

Приезжий. Попробуй, только я тебе в этом не помощник.

(Уходят со сцены, затем возвращаются )

Приезжий. Послушай, мальчик! Ты по-прежнему хочешь, чтобы я научил тебя премудростям латыни? Или уже забыл о своем желании?

Константин. Я не забыл, но теперь я изучаю латинский язык сам.

Приезжий. Как можно самому научиться незнакомому языку?

Константин. Я взял книгу Григория Богослова на греческом и на латыни и, сопоставляя их фраза за фразой, уяснил уже многое. Теперь не только “Энеида”, но и другие латинские книги мне понятны.

(Уходят со сцены )

Учитель. Многие славяне в то время еще поклонялись древним богам, приносили кровавые жертвы их деревянным изображениям - идолам. И братья решили открыть славянам истину христианства, пролить на них свет Божьего слова. Для этого потребовалось изложить на родном языке славян те священные книги, в которых говорилось об Иисусе Христе. По разным славянским землям прошли неутомимые братья. И всюду они несли людям слово Божье, проповедовали и прославляли Христову веру.

С этой задачей братья успешно справились: Кирилл составил особую азбуку и затем вместе с Мефодием приступили к переводу церковных книг на язык славян.

Они работали с раннего утра, едва рассветало, и кончали поздно, когда уже рябило в глазах от усталости. Когда первые книги были переведены с греческого языка на славянский, братья с просветительской миссией направились в Моравию.

24 мая 863 года в городе Плиске, который был в то время столицей Болгарии, Константин и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита.

Вторая страница

Жизнь славянской азбуки

Кирилл и Мефодий создали для славян письменность, которая была гораздо проще, понятнее и значительно удобнее в использовании. Азбука Кирилла насчитывала сорок три буквы и включала в себя также и цифры. Наши нынешние буквы произносятся и пишутся очень похоже на те,

что были предложены Кириллом. В разных славянских странах получила распространение изобретенная Кириллом и Мефодием азбука –кириллица, составленная в конце 9 начале 10 века, у каждой буквы свое название “аз”, “буки”, “веди”... “люди” ... “покой”... “ферт”... “ижица”... Сидит ученик, читает по буквам: “мыслете-аз-мыслете-аз”. Что получилось? Оказывается - “мама”. Ох, трудно азбуку выучить!

При князе Игоре дошла она и до Руси. Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом.

Другая азбука – глаголица, которой пользовались древние славяне, не имеет никакого сходства с греческой азбукой. Есть основания полагать, что хотя Кирилл и не был ее создателем, однако он внес в нее некоторое усовершенствование и использовал ее наряду с кириллицей.

Кириллица – одна из двух древнейших славянских азбук, название которой восходит к имени проповедника христианства у славян просветителя Кирилла.

Третья страница

История Кувшина

Слайд 2

В середине 20 века археологи обнаружили во время раскопок под Смоленском черепки глиняного кувшина. Их осторожно собрали, склеили, и получился целый сосуд. Выглядел он обычно: продолговатый, с узким горлом и двумя ручками. Удалось установить, что этот кувшин пролежал в земле больше тысячи лет! Но не это главное. Самое удивительное то, что на нем рукой русского человека, который жил где-то в середине 10 века, была сделана надпись кириллицей! Ученые прочитывают эту надпись по- разному: гороухща, гороухча, горушна. Неизвестно, как именно произносили это слово наши предки, но так или иначе оно означает хорошо нам знакомую горчицу. Выходит, в сосуде хранили или горчичные семена, или уже готовую острую приправу. Вот так давно на Руси освоили созданную Кириллом азбуку!

Учитель. Кириллицей мы пользуемся и сегодня, и пишем теперь в своих тетрадях именно кириллицей. Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв - 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобств. Наша азбука удивительна! Она поражает простотой и удобством. Каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в памяти первых славянских просветителей – братьев Кирилла и Мефодия, которые причислены к лику святых (равноапостольные).

Изобретение алфавита – огромный шаг вперед в развитии культуры, благодаря которому письменность стала доступной многим людям.

Четвертая страница

Памятник Кириллу и Мефодию в Москве

Есть в центре Москвы площадь, которая называется Славянской. В небольшом сквере посреди этой площади установлен величественный памятник первоучителям славянским Кириллу и Мефодию. Памятник воздвигнут уже в наше время на деньги гражданина России А.П. Конаныхина. Доброе дело совершил этот человек от имени всех россиян. И потому честь ему и хвала. Спокойно, уверенно стоят на высоком постаменте отлитые из бронзы фигуры братьев Кирилла и Мефодия. В руках у них – священные книги на славянском языке. Над ними возвышается крест – символ христианства. Ведь на кресте принял мученическую смерть из любви к людям Сын Божий Иисус Христос.

Оба великих просветителя словно во что-то всматриваются. Куда же устремлены их взгляды? Может быть, в будущее, может, в вечность – кто знает. Впереди у славянской азбуки еще долгая-предолгая жизнь.

Выразительное чтение стихотворения Стояна Михалковского

“Гимн святым Кириллу и Мефодию” (1892)

Иди вперед, народ наш милый. Наука – солнце и свобода.
К сиянью будущей зари! Ее неся, иди вперед.
Наукой – этой новой силой- Да не иссякнет дух народа,
Свою дорогу озари! В чьих недрах знание живет!
Иди и светом просвещенья Так пели два Солунских брата
Свою судьбу ты обнови, Тому назад немного лет.
Светить – твое предначертанье. А прошлому хоть нет возврата,
И Бог тебя благослови! Но и забвенья тоже нет.

Заключительное слово учителя.

Перед нашими глазами прошла история жизни двух великих людей, двух славянских просветителей – Кирилла и Мефодия. Судьба их была трудной, сложной, но интересной. Не менее сложной, но интересной была и жизнь их детища – славянской азбуки. Благодаря кириллице мы можем читать и писать, общаться с великими писателями прошлого и настоящего. Очень хочется, чтобы вы осознали, с каким удивительным явлением мы сталкиваемся каждый день – удивительным, поистине чудесным является наш алфавит, удивительным и чудесным является русское слово, русский язык.

Давайте же бережно относиться к драгоценностям, подаренным нам нашим народом, нашей Родиной – Великой Россией. Ваши бабушки и дедушки бережно хранили наш язык и передавали его своим детям, вашим родителям, а родители передали его вам, вы передадите великое русское слово своим детям, и в этом вам поможет детище солунских братьев.

Великий поэт и прозаик XX в. Иван Бунин, написал стихотворение “Слово”, им я хочу закончить наш праздник (во время чтения стихотворения фоном идет “Да исправится молитва” Д.С.Бортнянского).

Молчат гробницы, мумии и кости, –
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте.
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.

Подведение итога

Ребята! Давайте же бережно относиться к драгоценностям, подаренным нам нашим народом, нашей Родиной – Великой Россией!

Сценарий внеклассного мероприятия

«День славянской письменности»

Тема: День славянской письменности и культуры.

    развивать личность, способную к самореализации, повышать уровень творческих способностей учащихся;

Достижение цели осуществлялось путём решения следующих задач:

Задачи для достижения цели:

создать условия для самореализации личности каждого ребёнка через усвоение и презентацию творчески открытых знаний: об истоках русской письменности, о славянской азбуке и её создателях, о первых книгах на Руси, о культурном наследии русского народа, о праздновании Дня славянской письменности и культуры;

развивать личностные качества: толерантность, целеустремлённость; психические процессы: память, восприятие, мышление и познавательные процессы;

воспитывать культуру демократических отношений и чувство любви и уважения к культуре русского народа;

вызвать живой и непосредственный интерес к истории своей малой родины.

Оборудование:

    творческие работы детей;

    выставка книг;

    презентация к празднику «День славянской письменности и культуры»;

    наглядный материал (старославянский и современный алфавит);

    "Гимн Кириллу и Мефодию"(муз. М. П. Розейнгейма, слова В. И. Главача, в исп. Тани и Маши Медведевых).

Ход занятия.

    Вступительное слово учителя.

Что для каждого из нас родной язык, слова, которые мы можем написать и прочитать? Очень многое! Без языка, без букв не было бы нашей нации - русского народа, не было бы нашей истории.

Чтобы определить тему нашего занятия, отгадайте загадки.

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Терпеливым языком. (книга)

В школьной сумке я лежу,

Как ты учишься, скажу. (дневник)

Кулик невелик,

Целой сотне велит:

То сядь да учись,

То встань, разойдись. (школьный звонок)

Новый дом несу в руке,

Дверцы дома - на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные. (портфель)

Черный Ивашка,

Деревянная рубашка:

Где пройдется, там след остается. (карандаш)

Черные, кривые,

От рожденья все немые.

Станут в ряд -

Сейчас заговорят. (буквы)

То я в клетку, то в линейку, -

Написать по ним сумей-ка,

Можешь и нарисовать,

Называюсь я… (тетрадь)

К какой теме можно отнести все эти предметы? (к теме «Школа»).

Зачем вы ходите в школу? (чтобы научиться грамоте, читать и писать).

2. Определение темы занятия.

Сегодня мы расскажем вам о том, как появились первые буквы и слова, без которых не было бы ни одной книги. Наше сегодняшнее мероприятие посвящено тем, кто создал славянскую азбуку - святым равноапостольным Кириллу и Мефодию…

Ведущий: Не каждый знает, что сегодня

Мы отмечаем день Кирилла и Мефодия.

Ведущий: Для тех, кто слышит имена их в первый раз,

Начнем, пожалуй, этот длинный сказ…

Каждый год 24 мая на Русскую землю приходит праздник весны - юный и древний - День славянской письменности и культуры.

Праздник пришел к нам из Болгарии, где этой традиции уже больше ста лет. На Руси было принято решение праздновать память Святых в 1863году.

С 1991 года в нашей стране официально отмечается День славянской письменности и культуры как день святых равноапостольных Мефодия и Кирилла (Константина).

Труды Кирилла и Мефодия стали общим достоянием всех славян. Велика заслуга братьев в истории просвещения и поднятия общей культуры славянских народов.

Церковь отмечает его как День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян.

3. Словарная работа.

Что значит слово «славяне»? (русичи, русские).

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зовётесь ныне - россияне,

Издревле, кто вы?

Мы - славяне! (хором)

4. Познавательная беседа о происхождении праздника, о возникновении славянского алфавита..

Всё умели наши предки: и землю пахать, и холсты ткать, и дома-терема рубить. Много чего умели, да вот грамоты не ведали, книг не знали. И должен был кто-то научить их.

Более 1150 лет назад в Византии (в Греции), в городе Солунь жили два брата - Кирилл и Мефодий.

Слайд

Святой Мефодий был высокопоставленным воином, а его брат Кирилл с малых лет отличался умом и тягой к знаниям. Но, не смотря на это, оба они выбрали другой путь и отдали себя служению Богу.

Кирилл составил особую азбуку и затем вместе с Мефодием переводил церковные книги на язык славян.

Труд этот был великий, потому что всю работу приходилось делать вручную, а не как сейчас - на станках и машинах. На изготовление одной книги уходило иногда пять - семь лет. Переписанные листы украшали рисунками, одевали в переплеты из деревянных досок, обтянутых кожей. На обложках помещали драгоценные камни, золотые или серебряные застежки.

Чем писали в старину? (гусиными перьями, очень редко лебедиными и каждую букву очень тщательно вырисовывали)

На чём же писали раньше? (Писали наши предки на пергаменте. Пергамент делали из кожи коз, телят, овец. Кожу старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока не становилась жёлтой или белой).

24 мая 863 года в городе Плиске, в Болгарии, Константин и Мефодий огласили славянский алфавит.

Этот алфавит состоял из 43 букв, каждая из которых имела свое сложное название.

Посмотрите на этот алфавит перед собой и скажите, какие буквы вам знакомы? (работа с наглядным материалом).

Какие буквы вы не знаете?

Этот алфавит назвали кириллица. Как вы думаете, почему? (по имени его создателя)

Кириллицей мы пользуемся и сегодня, и пишем теперь в своих тетрадях именно кириллицей. Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. (работа с наглядным материалом - выставка рисунков)

Сколько сейчас букв в нашем алфавите? (33)

Алфавит мы изучаем по русской азбуке.

Кто знает, как произошло слово «азбука»? (Слово "азбука" произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки): АЗБУКА: АЗ + БУКИ)

Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям,

И пусть будет знаменит -

Наш славянский алфавит!

Святых Кирилла и Мефодия помнят и чтят. Во многих городах им воздвигнуты памятники.

Слайд №14.

По широкой Руси - нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла и Мефодия,

Братьев славных, равноапостольских,

В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей!

5. Релаксация.

Гимн «Кириллу и Мефодию» (муз. М. П. Розейнгейма, слова В. И. Главача, в исп. Тани и Маши Медведевых).

Слава Вам, братья, славян просветители,

Церкви Славянской Святые Отцы!

Слава Вам, правды Христовой учители,

Слава Вам, грамоты нашей творцы! / 2 раза

Будьте ж славянству звеном единения,

Братья святые: Мефодий, Кирилл!

Да осенит его дух примирения

Вашей молитвой пред Господом сил! / 2 раза

6. Игровые задания о пользе учения.

Каждая буква кириллицы во главе со святыми учителями приготовила для вас задание. Я думаю, что вы с ними успешно справитесь.

Буква Аз составила для вас кроссворд «Грамота». Проверьте свои знания. Попробуйте разгадать кроссворд.

Название старославянской азбуки. (кириллица)

Буква Буки спрашивает у вас знак алфавита. (буква)

Буква Веди, которая всё про всех знает, про всё ведает, интересуется, знаете ли вы, как называлось орудие письма в старину. (перо)

Буква Глаголь, глаголить - значит говорить. Но, прежде чем говорить, надо хорошенько… подумать. Другое название азбуки. (алфавит)

Буква Добро - добрая буква просит назвать одного из создателей азбуки. (Мефодий)

Буква Есть просит назвать его брата и помощника. (Кирилл)

Буква Живете радуется, что вы справились с этим заданием. Русский народ сложил много сказок, пословиц, загадок о грамоте, о книгах, о пользе учения.

Буква Зело предлагает вам следующее задание: «Ум хорошо, а два лучше». Нужно хором досказать пословицу.

Ум без книги, как птица без (крыльев).

Что написано пером, не вырубишь (топором).

Грамоте учиться всегда (пригодится).

Век живи - век (учись).

Повторенье - мать (ученья).

Буква Земля, землю любили славяне, она их кормила, дает вам загадки на тему «Ученье - свет!»

Первая книжка

Для малышей.

Учит - мучит,

А научит - радует. (азбука)

Я с собой её ношу,

Не машу я ей - пишу.

Замечательная штучка -

Самопишущая... (ручка)

Должен он пораньше встать,

Чтоб за партой не зевать,

Чтоб проверить, всё ль в порядке,

В ранце ль книжки и тетрадки?

А вопрос такой возник:

Кто он? Это - ... (ученик)

А буква Иже знает, что вы любите сказки и предлагает найти ошибки в названиях сказочных героев.

Где ваше платье бальное?

Где туфелька хрустальная?

Простите, я спешила

Меня зовут Страшила. (Золушка)

Плюшек я тебе припас!

Прилети ко мне хоть раз.

Мастер всяческих проказ,

Лучший в мире Карабас. (Карлсон)

Девочка пела в темном лесу:

Бабушке я пирожки принесу!

Шапочка - словно малина!

Девочку звали Мальвина. (Красная Шапочка)

Ученик.

Буква к букве - будет слово,

Слово к слову - речь готова.

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она.

Ученик.

Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям,

И пусть будет знаменит -

Все: Наш славянский алфавит!

Ведущий.

Русь талантами богата,

Русь талантами сильна.

Если будут петь ребята, -

Значит, будет жить она.

7. Подведение итога занятия.

Буквы Люди и Мыслите, мудрые буквы спешат узнать у вас, в чем же заслуга первоучителей Кирилла и Мефодия? Давайте прочитаем хором.

Два брата, Кирилл и Мефодий,

Спасибо хотим вам сказать

За буквы, что очень нужны нам

Что грамоте нас научат

Язык, великолепный наш язык,

Речное ли, степное в нем раздолье,

В нем клекоты орла и вечный рык,

Напев, и звон, и ладан богомолья.

В нем воркованье голубя весной,

Взлет жаворонка к солнцу - выше, выше,

Березовая роща. Свет сквозной,

Небесный дождь, просыпанный

Заключительное слово педагога

Подведем итог нашего занятия. Сегодня на занятии я…

Как называется праздник? (День славянской письменности и культуры)

Кого прославляют в этот день? (Кирилла и Мефодия)

Почему их помнят до сих пор? (Они создали славянскую азбуку)

В современном мире День славянской культуры и письменности - это праздник просвещения, родного слова, родной книги, родной культуры и литературы.

Ведущий (Слайд

Великий день Кирилловой кончины

Каким приветствием сердечным и простым

Тысячелетней годовщины

Святую память мы почтим?

Какими этот день запечатлеть словами,

Как не словами, сказанными им,

Когда, прощался с братом и с друзьями,

Он нехотя свой прах тебе оставил, Рим...

Причастные его труду,

Чрез целый ряд веков, чрез столько поколений,

И мы, и мы его тянули борозду

Среди соблазнов и сомнений.

И в свой черед, как он, не довершив труда;

И мы с нее сойдем и, словеса святые

Его воспомянув, воскликнем мы тогда:

«Не изменяй себе, великая Россия!"

Не верь, не верь чужим, родимый край,

Их ложной мудрости иль наглым их обманам,

И, как святой Кирилл, и ты не покидай

Великого служения славянам.

Ф. И. Тютчев

Язык наш славен и велик! Храни родную речь! Язык любви сердца целит, Тебе его беречь. Надеемся, что наш праздник «День славянской письменности и культуры» оставил самые приятные впечатления в сердцах всех участников и гостей, позволил еще раз приобщиться к богатейшему духовному и культурному наследию славянских народов.

Сценарий мероприятия ко дню славянской письменности и культуры

Иван Бунин «Слово»

Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь.



СЦЕНАРИЙ

лингвистического праздника, посвящённого

ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

(На сцене двое ведущих, рядом с ними стенд, на котором буквы славянского алфавита)

1-й ведущий: Начинаем наш праздник, посвященный Дню Славянской письменности и культуры.

Ежегодно 24 мая его отмечают в славянских странах. В этот день мы вспоминаем создателей славянского алфавита - великих просветителей Кирилла и Мефодия.

2-й ведущий: До Кирилла и Мефодия большинство народов в те времена не могло прочитать Священное Писание на родном языке - богослужения велись на латинском языке. Не было тогда и у наших предков славян своей письменности.

1-й ведущий: Кирилл и Мефодий на основе греческого письма создали Первый Славянский Алфавит и перевели Евангелие на славянский язык.

2-й ведущий: Создатели славянской письменности писали и переводили евангельские проповеди, притчи, апостольские послания и богослужебные тексты, просвещали славян в Моравии.

1-й ведущий : Жизнь великих братьев была служением славянской культуре, служением Богу. Святые братья искали жизни с Богом более чем славы среди людей. Они оставили важные государственные дела и стали монахами, богословами - учителями веры в Бога.

2-й ведущий : Братья - Константин (после принятия монашеского сана Кирилл) и Мефодий родились в византийском городе Солуни в семье военачальника, детство великих славянских просветителей прошло в двуязычной среде – мать была гречанка, отец - болгарин. Всё население Солуни говорило на двух языках, только латинский язык не был известен солунцам.

1-й ведущий: В доме отца великих братьев среди немногочисленных книг была “Энеида” Вергилия на латинском языке. Эту книгу о странствиях троянца Энея решил прочитать младший из братьев, Кирилл. Он раскрывал увесистый том, но старинные стихи, написанные на чужом языке, оставались непонятными.

2-й ведущий: После долгих поисков Кириллу, наконец, посчастливилось встретить приезжего человека, знавшего латинскую грамматику.

(На сцену выходят «Кирилл» и «Приезжий человек»)

Кирилл” : Я слышал, что Вы хорошо знаете латинскую грамоту. А мне хотелось бы прочитать книгу, написанную на латыни.

Приезжий человек” : Зачем тебе это нужно? Да, я понимаю латинскую грамоту и мог бы пояснить тебе каждую фразу. Но зачем? Взгляни на меня. Ты думаешь, мне много пользы от того, что я читал премудрые книги? Я потому и переехал сюда, в незнакомый город, чтобы никто не лез ко мне с учеными разговорами. Люди должны пахать землю, сеять хлеб, делать полезные вещи. И я поклялся никого больше не учить ни грамматике, ни другим наукам.

Кирилл” : И все же я хочу понять то, что написано в мудрых книгах.

Приезжий человек” : Попробуй. Только я тебе в этом не помощник.

(“Кирилл” и “Приезжий “уходят, затем вновь возвращаются)

1-й ведущий : Через год приезжий человек повстречал Кирилла.

Приезжий человек” : Послушай мальчик! Ты по-прежнему хочешь, чтобы я научил тебя премудростям латыни? Или уже забыл о своём желании?

Кирилл” : Я не забыл, но теперь я изучаю латинский язык сам.

Приезжий человек” : Как можно самому научиться незнакомому языку?

Кирилл” : Я взял книгу Григория Богослова на греческом и на латыни и, сопоставляя их фразу с фразой, уяснил уже многое. Теперь не только “Энеида”, но и другие латинские книги мне понятны.

(“Кирилл” и “Приезжий “уходят за кулисы)

2-й ведущий: Так ещё в детстве Константин обручился с богиней мудрости Софией, которую в семилетнем возрасте увидел в пророческом сне - теперь для него знания, книги стали смыслом всей жизни.

1-й ведущий: В дальнейшем Константин получил блестящее образование при императорском дворце в столице Византии – Константинополе. Быстро изучил грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал 22 языка. Он стал одним из самых образованных людей Византии, за великую мудрость его прозвали Философом.

2-й ведущий : Окончив курс наук, Кирилл стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал в университете философию. Знания, полученные во время обучения, не остались лежать мертвым грузом.

1-й ведущий: По поручению византийского императора Михаила-III Кирилл приступил к созданию Славянской Азбуки. Но создание письменности - непосильная задача для одного человека. Поэтому Кирилл отправился в монастырь к своему старшему брату - Мефодию. Брат Мефодий был его единомышленником. Подобно отцу, Мефодий посвятил свою жизнь военной службе. Он был честным и прямодушным человеком, нетерпимым к несправедливости. Отказавшись усмирять восстание славян, Мефодий ушел с военной службы и удалился в монастырь. Независимость была ему дороже богатства и славы. Мефодия увлекла идея создания письменности для славян, предложенная ему младшим братом.

2-й ведущий : После создания Азбуки братья приступили к переводу церковных книг на язык славян. Они работали с раннего утра, едва рассветало, и ложились спать поздно, когда уже рябило в глазах от усталости. А когда первые книги были переведены с греческого языка на славянский, они с просветительской миссией направились в Моравию. Деятельность братьев быстро вышла за пределы, указанные им византийским императором. Кирилл и Мефодий усердно просвещали славян, обучали людей грамоте и основывали новые церкви.

1-й ведущий: В 863 году зазвучало слово Божие в моравских городах и селениях на родном, славянском языке, а не на чужом и непонятном – латинском, создавались письмена, светские книги. Началось славянское летописание!

(Стихотворение Валентина Сидорова «Кириллица»

Так вот они – наши истоки,

Плывут, в полумраке светясь,

Торжественно – строгие строки,

Литая славянская вязь.

Так вот где, так вот где впервые

Обрёл у подножия гор

Под огненным знаком Софии

Алмазную твёрдость глагол.

Великое таинство звука,

Презревшее тленье и смерть,

На синих днепровских излуках

Качнуло недвижную твердь.

И Русь над водой многопенной,

Открытая вольным ветрам,

«Я есмь!» - заявила Вселенной,

«Я есмь!» - заявила векам.

1-й ведущий: В течение трех лет Кирилл и Мефодий трудились в Моравии. Они воспитали немало учеников, которые внесли большой вклад в историю славянской письменности и культуры. Всю жизнь солунские братья посвятили учению, знаниям, служению славянам, не придавая значения почестям и славе, терпя порой злобу, клевету, гонения.

2-й ведущий:

Младший Константин много читал, размышлял, писал проповеди, переводил, а старший Мефодий был хорошим организатором, «издавал» книги, руководил школой учеников.

1-й ведущий: Константину не суждено было вернуться на родину. Когда они приехали в Рим, он тяжело заболел, принял монашеский постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и остался жить в светлой памяти потомков. Похоронен в Риме.

2-й ведущий: Мефодий позже занимался переводческой, просветительской работой, был учителем до самых последних дней. Умер и похоронен в Моравии.

1-й ведущий : Послушайте отрывок из стихотворения болгарской поэтессы Лилианы Стефановой «Смерть Кирилла», читают Маслов Даниил и Гуньков Вадим

Маслов

В колокола трезвонил Рим,

Поплыли бронзовые звуки.

Детей славянских перед ним,

Читавших медленно: аз, буки,

Видение вставало зримо,

И чудо тонких строчек плыло…

Гуньков

И мудрый сеятель изрек:

«Взошли на ниве семена

И стала полем целина,

Рукой засеянная щедрой»

2-й ведущий:

После смерти великих братьев их ученики претерпели гонения. Папа Римский запретил изучение славянского языка. Дело Кирилла и Мефодия, несмотря на упорную и длительную борьбу в течение многих лет, претерпело неудачу у западных славян, которые по-прежнему используют латинскую азбуку, но зато новая азбука для славян прочно утвердилось в Болгарии, а оттуда была перенесена в Сербию, Румынию и на Русь.

1-й ведущий : Ученики Кирилла и Мефодия открывают свои школы, и к концу IХ века уже тысячи людей читают и пишут на старославянском языке.

Каждая буква кириллицы была особенной. Она имела имя: А – аз, Б – буки, В – веди, Г – глаголь, Д – добро, Е – есте, Ж – живете, З – зело, земля, Л – люди,

М – мыслете, П – покой, Р – рцы, речь, С – слово, Т – твёрдо…

2-й ведущий: Некоторые названия букв старославянской азбуки до сих пор используются в устойчивых оборотах – фразеологизмах:

Знать на ять – знать досконально, на отлично.

Прописать ижицу – проучить как следует, высечь, наказать.

Стоять фертом - стоять руки в боки, как буква Ф

Сперва аз да буки, а потом и науки – т.е. сначала азбуку надо выучить, а потом заниматься науками.

1-й ведущий: Послушайте отрывок из стихотворения поэта Сергея Крыжановского

Читает Бондарь Снежана

«Старославянский язык»:

Отчего, обжигая горло,

Разбирая часами подряд

Сочетания «оло»и «оро» -

«Вран» и «ворон», «молод» и «млад»?

«Человек некий име два сына…»

Я прислушиваюсь к словам.

Открывается в них Россия,

Легендарная быль славян…

Сто-ро-на.

Го-ло-са.

До-ро-га.

Я усвоил твёрдо азы :

С давних лет к открытости слога

Тяготел славянский язык!»

2-й ведущий: Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Они помнили и о том, что буквы должны быть красивыми, и чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.

1-й ведущий: Лишь в царствование Петра Первого славянская азбука была заменена «гражданской», были внесены изменения в алфавит. Царским указом велено было упростить правописание и отменить буквы “юс малый”, “юс большой”, “кси”, “пси”, “зело”, “омегу”, которые стали обузой в русском алфавите.

(Ведущий показывает на стенде названные буквы)

2-й ведущий: Во 2-й половине 18-го столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было в славянской азбуке.

Это буквы “Й” и “Ё”.

(Показывает на стенде)

1-й ведущий : В начале 20-го века в России возникла потребность в упрощении алфавита и правописания. Такая реформа была проведена в 1918 году. Указом Наркома Просвещения упраздняются буквы: “десятеричное”, “ять”, “фита”, “ижица”, буква “ер” на конце слов.

(Подходит к стенду, показывает устаревшие буквы алфавита)

2-й ведущий : Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, содержит оптимальное количество букв - 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобств. Так, в английском языке, состоящем из 26 букв, звук «ч» изображается двумя буквами «ch», “Ш” - двумя «sh».

В русском языке есть специальные буквы для изображения сочетаний звуков -я, -ю.

1-й ведущий: Славянская азбука удивительна и до сих пор считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия, «первоучителей словенских», стали символом духовного подвига.

2-й ведущий: И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти святые имена первых славянских просветителей - братьев Кирилла и Мефодия. Память великих братьев чтят словами праздничного песнопения:

" Радуйтесь, Мефодий и Кирилл, народов славянских богомудрые учителя!

1 –чтец –Кравцов Павел По широкой Руси – нашей матушке Колокольный звон разливается. Ныне братья святые Кирилл и Мефодий За труды свои прославляются.

2 чтец –Курьянова Юлия

Вспоминают Кирилла с Мефодием, Братьев славных, равноапостольных, В Белоруссии, Македонии, В Польше, Чехии и Словакии. Хвалят братьев премудрых в Болгарии, В Украине, Хорватии, Сербии!

3 чтец – Сезина Алина Все народы, что пишут кириллицей, Что зовутся издревле славянскими, Славят подвиг первоучителей, Христианских своих просветителей .

1-ведущий: Послушайте слова гимна «Кирилл и Мефодий», написанного Стояном Михайловским в Болгарии, где очень любят и чтут братьев- просветителей:

1 чтец – Лисунов Максим

Вставай, народ, вздохни всей грудью,

Заре навстречу поспеши.

И Азбукой, тебе подаренной,

Судьбу грядущую пиши.

Надежда, вера греет души.

Наш путь тернистый – путь вперёд!

Лишь тот народ не погибает,

Где дух Отечества живёт.

2 чтец – Маслов Даниил

Пройдя под солнцем просвещенья

Из дальней славной старины,

Мы и сейчас, славяне-братья,

Первоучителям верны!

К апостолам высокославным

Любовь святая глубока.

Дела Мефодия – Кирилла

В славянстве будут жить века!

Викторина

1.Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)

2.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела? (863)

3.Почему Кирилла и Мефодия называют «Солунскими братьями»? (Место рождения братьев-просветителей город Солунь в Македонии)

4.Какое имя в миру до монашеского пострига носил Кирилл? (Константин)

5.Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий? (Мефодий)

6.Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином? (Кирилл – библиотекарь, Мефодий – военачальник, как и его отец)

7.Как называли Кирилла за ум и прилежание? (Философ)

8.Какой город на Руси стал центром славянского книгопечатания и местом основания Кирилло-Мефодиевского общества? (Киев)

9.Каким письмом были написаны первые славянские письменные памятники? (Глаголицей)

10.Какой язык является древнейшим литературным языком? (Славянский)

11.Назовите произведения Древней Руси, написанные на древнерусском языке. («Повесть временных лет», «Русская правда» - свод законов, «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха» и др.)

12.В чьё царствование славянская азбука была заменена «гражданской»

(По Указу Петра Первого)

13.Сколько букв в кириллице было до Петра Первого? (43 буквы)

14.Сколько букв стало в современной азбуке после революции? (33 буквы)

15.Кто был первопечатником на Руси? (Иван Фёдоров)

16.Когда вышла его первая книга и как она называлась? (в 16в.,«Апостол»)

17.Какая азбука старше: кириллица или глаголица? (Глаголица)

18.Какие буквы придумали в 18 веке для звуков, не существовавших в старославянском языке? (ё, й)

19.Какой греческий император отправил просветителей Кирилла и Мефодия в Моравию? (Михаил -III)

20.Назовите великого русского учёного, создавшего «теорию 3-х штилей» (Ломоносов)

21.К какой группе языков относятся славянские языки? (Индоевропейской)

22.К какому алфавиту восходит кириллица? (К греческому уставному письму)

23.На какие три большие группы подразделяются современные славянские языки? (Восточнославянские, западнославянские, южнославянские)

24.Как назывались церковные рукописи, «написанные русскими письменами», которые видел Константин в Корсуне (Крым)? (Евангелие, Псалтырь)

25.Назовите первый датированный письменный памятник древнерусского языка (Остромирово Евангелие)

26.Когда образовались три самостоятельных языка: русский, украинский, белорусский? (В 13-16 в.в.)



Загрузка...
Top