Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории. Аутентичное исполнение Проблемы аутентичного исполнения хоровых произведений

Суть вопроса: в давние-давние времена композиторы писали много разной музыки. Музыка исполнялась. Потом проходило несколько веков и если кто-то хотел снова исполнить эту музыку, он уже не мог спросить у композитора: "что же Вы хотели этим сказать?", или: "а как же мне играть это место?". Перед ним вставали определенные проблемы так называемого аутентичного исполнительства .

Итак, что главное для интерпретатора музыкального сочинения? Передать мысль, концепцию, чувства. Словом, донести до слушателя все то, что пытался выразить композитор в своем произведении. Без этого исполнение не будет убедительно, и логично выстроено , ибо то, что преподносит нам исполнитель неизбежно вступит в конфликт с написанным в нотах (а там, если приглядеться, написано очень много, а не просто ключи, бемоли, диезы и другие знаки).

Следующий шаг: если мы решили, что необходимо передать авторский замысел, то достаточно ли будет только внутреннего единства? Нет. Необходимо и сходство внешних признаков, таких как: темпы, громкость, штрихи и.т.д. Например: произведение было написано в 17 веке. Как известно, понятие о темпах и динамике в то время были сильно отличны от наших - largo (медленный темп ) было не столь затянуто как сейчас, а presto (очень быстрый темп ) - менее подвижно. То же и в динамике - не существовало слишком громких и очень тихих звучностей.

Перед нашим воображаемым исполнителем встает законный вопрос: "должен ли я использовать весь арсенал музыкально-выразительных средств, которые доступны в конце ХХ века или точно следовать указаным в нотах обозначениям?"

Вот это - частный случай проблемы аутентичного исполнения . Если же интерпретатор (проще говоря - музыкант-исполнитель ) достаточно опытен и хочет следовать авторской воле до конца, то перед ним встают другие, подобные, но еще более интересные дилемы:

Представим себе, что наш исполнитель вспоминает - во времена барокко и Баха общий строй музыки был на 1/4 тона ниже, чем сейчас (проще говоря, ля звучало почти как ля бемоль ). Вопрос: "что же теперь - перестраивать инструменты, чтобы добиться понижения строя или убедить себя и слушателей, что эта деталь не играет никакой роли?" Большинство музыкантов, конечно, выберут второе, тем более, если в концерте скрипач играет и Генделя и Шостаковича , то перестройка струн невозможна из практических соображений. Но есть, есть и такие, кто ставит на скрипку специальные жильные струны, приспосабливаются к новой манере игры, осваиваются и все-таки играют "в аутентичной манере ".

Что это - действительно желание следовать во всем оригиналу? Или, простите уже перебор? (грубо говоря - стоит ли игра свеч? ). Подождите, осталось ведь еще 3 способа достижения единства в стиле.
Первый - да, альты, виолончели и скрипки могут играть в низком строе, хоть и не без усилий. Можно спустить мембрану у литавр, можно настроить даже фортепиано или клавесин (хотя - какой объем работы!) и.т.д. Но все духовые начнут звучать просто ужасно, как только строй опуститься более чем на 3-5 герц (составная тона).

Логически развив идею, приходим к выводу, что идеально правдоподобного звучания можно добиться лишь играя старинную музыку на старинных инструментах. Нелегко собрать большое количество аутентичных, часто музейных или коллекционных инструментов в одном месте для репетиций и записи. Еще труднее найти музыкантов, которые будут мучать себя изучением этих "древних развалюг " (реальное высказывание одного духовика). Однако такое случается и тогда на свет появляются любопытные, а часто уникальные записи. Например, широкую известность приобрел комплект CD c 9 симфониями Бетховена , где весь оркестр состоял из инструментов эпохи автора.

Второй путь - скорректировать состав оркестра, чаще всего это касается струнных в симфонической музыке. Сейчас в оркестре обычно сидит около 26 скрипачей, а для Моцартовской эпохи характерно число в 12-16 . Любопытно, что некоторые дирижеры делают все "с точностью до наоборот ", например, Светланов в прошлом году исполнил всем известную симфонию № 40 с намеренно увеличенным составом, ибо, как говорил сам маэстро, на самом деле Моцарт желал именно такого звучания.

И последний , редкий и экзотический путь - поменять не что-то в музыке, не инструменты и даже не дирижера:), а все внешнее - надеть подобающие костюмы, зажечь свечи, достать пюпитры из той эпохи... или сделать хотя бы что-нибудь из этого. Выглядит такой концерт красиво. Но действительно ли этот прием будет влиять на качество исполнения ?

N.B.: И все-таки, этот вопрос спорен и мне не хочется склонять Вас ни к одной из точек зрения, правило золотой середины, я думаю, действует и здесь.

Материалы, использованные для этой статьи были сперва опубликованы в Листовке -

Деревянные духовые инструменты – самые древние наряду с барабаном и некоторыми другими ударными. На многих сюжетах пасторали, картинках древности можно увидеть всевозможные дудочки и свирели, на которых играли наши предки.

Материал был под рукой. Камышовые тростинки, бамбук и другие веточки служили основой будущих свирелей. Кто и когда догадался проделать в них дырочки, никому не известно. Однако, духовые инструменты, сделанные из подручных материалов, навсегда заняли место в сердцах людей.

Люди поняли, что по мере увеличения ствола меняется высота звука, и это понимание послужило толчком к усовершенствованию инструментов. Постепенно они менялись, пока не преобразовались в современные деревянные духовые инструменты.

По сей день, музыканты любовно называют эти инструменты «деревом» или «деревяшками», хотя этим названием уже давно перестал отражаться материал, из которого их изготавливают. Сегодня это не трубочки природного происхождения, а металл для флейт и саксофонов, эбонит для кларнетов, пластмасса для блокфлейт.

Аутентичные деревянные инструменты

Тем не менее, дерево остается неизменным материалом аутентичных деревянных духовых инструментов, которые очень популярны и звучат на многих сценических площадках мира. К таким относятся, например, дудук, зурна, жалейка, поперечные флейты народов мира и другие инструменты. Голоса этих инструментов пробуждают в душах людей зов предков.

Все эти инструменты объединяет общая система отверстий – дырочек, которые созданы для того, чтобы можно было увеличить или уменьшить длину ствола инструмента.

Родство деревянных и медных инструментов

Деревянные духовые инструменты, тем не менее, имеют некое родство с медными духовыми инструментами. Это родство заключается в том, что для извлечения звука необходим воздух, который выпускается лёгкими. Других общих признаков у этих двух групп инструментов нет. Деревянные и медные инструменты могут объединяться в .

Забавно! Один дирижёр, сам, будучи скрипачом, очень любил духовые инструменты. Звуки струнных инструментов казались ему очень прозрачными и невесомыми. Звуки «меди» он называл «мясом», а звуки «дерева» для него были как хорошая приправа к основному блюду. Слушая духовые инструменты, он лучше чувствовал музыку, ощущал её.

Лабиальные и тростевые деревянные духовые инструменты

По способу извлечения звука, деревянные духовые бывают лабиальными , к которым относится флейта и язычковые или тростевые , к которым относятся кларнет, саксофон, фагот и гобой .

В первом случае музыканту не приходится тратиться на трости и мундштуки, а во втором, наоборот, приходится беспокоиться о периодической их смене. Тем не менее, эти траты оправданы красотой звучания и тембром инструментов.

Какой из инструментов подойдёт ребёнку?

Для маленьких детей деревянные духовые инструменты – это как раз то, что нужно. Как правило, на медных инструментах начинают обучать тогда, когда появляются силы и укрепляется мышечный корсет, хотя исключения встречаются. Что же касается деревянных духовых, то прекрасный выбор для малышей – блокфлейта. Играть на ней просто и легко, поскольку не требуется каких-либо усилий со стороны дыхательного аппарата.

Деревянные духовые инструменты – это инструменты больших возможностей и огромного потенциала. За всю историю человечества они неоднократно доказывали это. Давайте оценим их и мы!

Аутентичное исполнительство, Автентизм (вит позднелат. Authenticus - настоящий, достоверный) - движение в музыкальном исполнительстве, что ставит своей задачей максимально точное воссоздание звучания музыки прошлого, соответствие современного исполнения оригинальным, "историческим" представлением.

Автентизм чаще всего связывают с выполнением музыки барокко . Однако он находит применение при исполнении музыки всех эпох, музыкальные традиции которых отличаются от современных: средневековья , возрождение , классицизм, а также в определенной степени к архаическому музыкального фольклора.


1. Теория

Аутентичное исполнение предполагает осведомленность исполнителя всех (по возможности) аспектах музыкальной практики и теории того периода и той страны, где и когда написана музыка. Поэтому в западных странах в последнее время большее распространение находит термин "исторически информированное" исполнительство (англ. "Historically informed" performance practice , Сокращенно HIPP). Автентизм начинается с умения интерпретировать нотный текст в оригинале. Поэтому так важно издание и распространение факсимильных изданий древних нот и образования в этой сфере.

Важными (серьезно отличаются от современных) является подходы к интерпретации партитуры (умение играть и расшифровывать цифрований бас , выбирать состав и количество исполнителей), знание правил и приемов игры (штрихи, "хорошие" и "плохие" ноты, Агогика , темпы, динамика , артикуляция и т. д.), выбор инструментов, их оснащение и настройка (звуковисотнисть, Темперация), умение импровизировать, верно играть орнаментику .

Наиболее зримым проявлением аутентичных является использование в современных интерпретациях музыкальных инструментов прошлого (оригиналов или изготовленных в новейшее время копий) в тех случаях, когда эти инструменты вышли из употребления или значительно изменились, например: виола да гамба , барочная скрипка , продольная флейта , клавесин , клавикорды , молоточковые фортепиано, а также инструменты XIX века (педальное фортепиано, Арпеджионе , фисгармония и др.). В идеальном случае произведение желательно выполнять на инструменте того времени, когда это произведение написано . К автентизму относится также выполнение высоких (женских, написанных для певцов-кастратов) вокальных партий в ранних операх мужскими голосами (контратенор) вместо женщин-певиц и выполнение высоких сольных партий в церковной музыке XVIII века мальчиками, а не певицами, как это и предполагалось композиторами.

Для подлинного направлении исполнения фольклора характерно стремление в точности воспроизвести манеру народного исполнительства. Для этой цели музыканты-автенисты осуществляют экспедиции по селам в поисках носителей народной традиции, главным образом среди пожилых людей. По мнению лидера группы Божичи Ильи Фетисова, обычная расшифровка народной песни нотами теряет около половины информации .


2. История

Интерес к аутентичного звучания старинной музыки возник на рубеже XIX-XX веков. Основателем движения традиционно считается Арнольд Долмеч (1858-1940), который конструировал копии старинных инструментов и выполнял на них музыку XVII-XVIII веков. Долмеч - автор труда "Исполнение музыки XVII-XVIII веков" (англ. The Interpretation of the Music of the 17th and 18th Centuries ; Лондон, 1915), который стал капитальным теоретическим обоснованием аутентизма. Во Франции в это же время было основано "Общество концертов на старинных инструментах" (фр. Socit de concerts des instruments anciens )-Его председателем был Камиль Сен-Санс , а главным мотором Анри Казадезюс. В Германии в начале XX века аналогичное общество основал виолончелист Кристиан Деберайнер, что пропагандировал возрождение виолы да гамба . Тогда же Альберт Швейцер и его сторонники развернули антиромантические движение (Orgelbewegung) за восстановление подлинного звучания органной музыки Баха (шло под лозунгом "Назад к Зильбермана"! Возрождению клавесина только концертного инструмента способствовала протекала в разных странах концертная и педагогическая деятельность Ванды Ландовского.

С 1950-х годах выделились Густав Леонхардт, Николаус Арнонкур , Тон Копман (Коопман), Сигизвальд Кейко и его братья (ансамбль La Petite Bande), Франс Брюгген, Филипп Херревеге, Джон Элиот Гардинер , Кристофер Хогвуд, Рейнхард Гебель, Рене Якобс, Уильям Кристи, Масааки Судзуки, Кристоф Руссе и много других корифеев современного HIPP-движения.

У истоков аутентичного исполнительства в СССР стояли московский ансамбль "Мадригал" (основан в композитором и пианистом, князем Андреем Волконским) и таллиннский ансамбль "Hortus Musicus" (основан в скрипачом Андресом Мустонен). Значительный вклад в развитие аутентичного исполнительства в России внесли клавиристом Алексей Любимов и скрипачка Татьяна Гринденко (руководитель оркестра "Академия старинной музыки").


3. Автентизм в Украине

На рубеже XIX-XX веков интерес к аутентичному звучанию украинской музыки проявляли Лысенко , который организовывал концерты кобзаря Остапа Вересая и оставил по себе исследование о его творчестве "Характеристика музыкальных особенностей украинских дум и песен в исполнении кобзаря Вересая", а также книгу "Народные музыкальные инструменты на Украине, которая была напечатана на страницах журнала " Заря "за 1894 год. Важные замечания по аутентичного исполнительства есть в трудах выдающегося ученого-фольклориста К. Квитки, который в частности писал "... очень надо также культивировать живую репродукцию через певцов и инструменталистов, что посвятят себя точному, так сказать, музеальному сохранению народного репертуара, традиции народного исполнения и манеру инструментальной игры "

Толчком для развития украинской медиевистики и популяризации старинной музыки стал первый научный симпозиум, посвященный проблемам старинной украинской музыки, который проходил в Киеве 5-9 апреля 1969 года. В конце 1970-х годов вокруг украинских энтузиастов старинной музыки Анатолия Шпакова (лютня) и Святослава Крутикова (клавесин, блокфлейты) сплотился коллектив единомышленников, который стремился приблизиться к аутентичности в исполнительстве. В 1980-90-х годах активную творческую деятельность ведет ансамбль "Silva Rerum" под руководством Татьяны Трегуб, который ставил себе целью ознакомить широкую общественность с образцами украинской старинной музыки . С 1990-х годов аутентичное исполнение старинной музыки пропагандирует Наталия Свириденко , в репертуаре представлены циклы монографических программ: "Украинское барокко", "Английский верджинальна музыка", "Вся камерная музыка И. С. Баха", "Музыка во времена Бурбонов", "Музыка от Разумовских", произведения Дж. Фрескобальди, К. Ф. Э. Баха, Д. Скарлатти, А.Солера, М.де Фалья, испанский музыка XVI в. .


4. Критика

Критики автентизму сомневаются в том, что близкий к эпохе создания произведения исполнение помогает современному слушателю услышать музыку давних времен так, как слышали современники, ведь для этого слушатель должен обладать музыкальной культурой того времени. Хотя вполне резонно, что восприятие музыки определенного периода способствуют минимальные знания о культуре того времени.

Другой аспект критики автентизму связан со старинными инструментами. Сущность изменений в инструментах, которые произошли в более поздние эпохи, заключалась в упрощении расширении их технических возможностей, выравнивании или наращивании мощности звучания. Отсюда - распространенное мнение о том, что старинные инструменты "слабые" или даже "фальшивые". Кроме того, старинные инструменты были рассчитаны для других залов - небольших по площади, тогда как крупных филармонических залов до XIX века не существовало.

Смысловой также критика самого термина "аутентичных". Сам Густав Леонхардт отмечает, что подлинной может быть, например, ваза XVIII века, но любое современное исполнение не может быть подлинным в полном смысле слова, так как невозможно перенестись на 300 лет в прошлое. Исполнительные стиле, как бы они себя не называли, неизбежно несут на себе отпечаток своего времени. Поэтому "аутентичные" записи старше 30 лет (например, когда-то знаменитых ансамблей Рене Клеменчич , Studio der frhen Musik , "Early Music Consort" Дэвида Мунроу , Арнольда Долмеча, Ванды Ландовского, многих других ансамблей и отдельных исполнителей) способны устаревать, как "академические "исполнительские стили.


АУТЕНТИ́ЧНОЕ ИСПОЛНИ́ТЕЛЬСТВО , аутентизм (от позднелат. authenticus, от греч. αὐϑεντιϰός – подлинный, достоверный), направление в музыкальном исполнительстве 20–21 вв. Ставит своей задачей исполнение музыки прошлого, по возможности наиболее точно соответствующее оригинальным представлениям об этой музыке. Под аутентичным исполнительством чаще всего подразумевают интерпретацию музыки композиторов барокко и венской классической школы , а также романтизма , Возрождения , Средневековья и др. исторических эпох и стилей. В англоязычных странах термину «Аутентичное исполнительство», который использовался при зарождении этого направления, ныне предпочитают термин «исторически осведомлённое исполнительство» (англ. historically informed performance, HIP), который акцентирует необходимую осведомлённость музыканта в исполнительской технике, настройке инструментов, учебно-методических и теоретических концепциях (например, риторики музыкальной ), условиях функционирования музыки в церкви и при дворе и др. особенностях, составляющих специфику той или иной старинной музыкальной композиции.

Наиболее важной составляющей аутентичного исполнительства является интерпретация оригинала. Она понимается не столько как воспроизведение («озвучивание») нот, сколько как творческая реконструкция. Под интерпретацией музыки Средневековья и раннего Возрождения (т. е. до того момента, когда сложилась концепция музыкального произведения как «законченного и целостного» – opus perfectum et absolutum; см. Опус во 2-м значении) понимается даже «пересочинение» непосредственно в момент исполнения. Оригиналы, сохранившиеся в той или иной исторической нотации (например, пьесы в жанре фантазии в итальянской лютневой табулатуре , григорианский градуал в готической нотации ), аутентист стремится интерпретировать именно в формах табулатуры и невм , а не озвучивать их транскрипцию в привычной 5-линейной тактовой нотации.

При чрезвычайно бережном отношении к оригиналу аутентисты вместе с тем исходят из предпосылки, что в старинном нотном памятнике не содержатся важные детали практической реализации музыки. «Историческая осведомлённость» в этих предпосылках предполагает умение определять состав и количество исполнителей (в том числе находить баланс вокального и инструментального начал), знание правил оснащения и настройки инструментов с учётом принятого в историческую эпоху эталона высоты (см. в статье Камертон ), строя (см. Строй музыкальный , Темперация ) и настройки (см. Скордатура ), выбор надлежащих темпов , владение стилистически достоверной импровизацией и орнаментикой , исполнительскими приёмами (штрихи , расстановка метрических акцентов – «хорошие» и «плохие» ноты, агогика , динамика , артикуляция , контроль вибрато и др.), навык непосредственно в процессе исполнения расшифровывать цифрованный бас (см. Генерал-бас , Бассо континуо ). «Реконструируя» таким образом нотные памятники, аутентисты создают новые, в большей или меньшей степени дискуссионные, стилевые шаблоны. Например, в светской полифонической песне 16 в. чаще всего важнейший (по мнению редактора исполнительской версии) голос фактуры поручают вокалисту, а остальные голоса распределяют среди инструментов – как если бы это была пьеса гомофонного склада (см. Гомофония ); часто такую песню целиком аранжируют для ансамбля инструментов и значительно реже исполняют вокальным ансамблем а капелла (при том, что именно последний состав отмечается в исходном нотном памятнике). В целом нотация старинного оригинала в совокупности с названными и иными предпосылками его реконструкции/пересочинения открывают простор для многообразных исполнительских экспериментов.

Наиболее явно а утентичное исполнительство обнаруживает себя в использовании старинных, или «исторических», музыкальных инструментов: виолы да гамба , барочной скрипки (с жильными струнами, «аутентичным» смычком ), клавесина , молоточкового фортепиано (хаммерклавира), натуральных труб и валторн (например, corno da caccia), цинка , старинных разновидностей флейты (например, блокфлейты ) и мн. др. При этом «историческими» (англ. period instruments, франц. instruments d"époque) аутентисты называют как оригинальные инструменты, так и современные их копии, созданные по образцу (также на основе чертежей и описаний в теоретических трактатах) оригинальных. «Идеальным» считается исполнение старинного сочинения на подлинном историческом инструменте, например, барочной клавесинной сюиты - на клавесине из мастерской династии Рюккерс , органной фантазии - на органе А. Шнитгера и др.

К области а утентичного исполнительства относится исполнение высоких («женских») вокальных партий, написанных для певцов-кастратов , мужскими голосами (контратенорами ) вместо женских. В некоторых региональных традициях церковной полифонии Возрождения и барокко сопрановый голос (например, mean в английской хоровой музыке 15–16 вв.) поручается мальчикам-дискантистам.

В целом аутентичной считается реализация хоровой и оркестровой музыки небольшими составами – камерным хором и камерным оркестром (фактически ансамблем, ныне часто именуемым «барочным оркестром»), поскольку массивный симфонический оркестр и большой хор не были присущи старинной музыке. Наиболее радикальные аутентисты (Дж. Рифкин, Э. Паррот, К. Юнхгенель, С. Кёйкен, «Пёрселл-квартет») пропагандируют метод исполнения барочной хоровой музыки, который они описывают как «один голос на одну партию» (англ. one voice per part, сокращённо OVPP).

В области музыкального театра принципы исторической достоверности нередко сводятся к музыке и не распространяются на сценографию и хореографию. При том, что в 1970-е гг. были созданы знаменитые образцы аутентичных оперных постановок Н. Арнонкура и Ж. П. Поннеля , в постановках барочных опер и балетов последних десятилетий часто применяются эпатажные костюмы и декорации в духе постмодернизма (например, постановка оперы Ж. Ф. Рамо «Галантные Индии» в Большом театре Бордо, 2014).

Интерес к «подлинному» воспроизведению старинной музыки возник на рубеже 19–20 вв. Основателем движения традиционно считается британский музыкант А. Долмеч . Во Франции в 1901 возникло «Общество концертов на старинных инструментах» (Société de concerts des instruments anciens), наиболее активным участником которого был А. Г. Казадезюс . В Германии аналогичное общество (Vereinigung für alte Musik) основал в 1905 виолончелист К. Дёберайнер, много сделавший для возрождения в концертной практике виолы да гамба. А. Швейцер в 1900-х гг. выступил инициатором исполнения органной музыки старых мастеров на историческом органе . Эта инициатива позднее была подхвачена органистами и органостроителями Германии, где она вылилась в мощное антиромантическое движение Orgelbewegung, которое шло под лозунгом «Назад к Зильберману!» (см. Зильберман ).

«Аутентичные» тенденции наблюдались и в западной науке. Так, в 1931 А. Шеринг аргументировал исполнение хоровых сочинений И. С. Баха камерным составом из 12 человек (впрочем, тогда его аргументы не были услышаны). Возрождению клавесина как концертного инструмента способствовала концертная и педагогическая деятельность В. Ландовской . В 1933 американский музыковед и дирижёр С. Кейп основал в Париже ансамбль «Pro musica antiqua» со специализацией на музыке Средневековья и Возрождения, с которым успешно работал до 1965 (с перерывом в годы 2-й мировой войны). В 1952 популярность ансамбля Кейпа послужила стимулом для создания первого профессионального ансамбля старинной музыки аналогичного названия (позднее сокращённого до «Pro musica») под руководством Н. Гринберга (США). Начиная с 1950-х гг. на первый план вышли корифеи современного HIP-движения Т. Дарт , Г. Леонхардт , Н. Арнонкур , Т. Копман , братья Кёйкен , Ф. Брюгген , Ф. Херревеге , Дж. Э. Гардинер , К. Хогвуд , Р. Гёбель , Р. Якобс , У. Кристи , ансамбли средневековой музыки «Alla Francesca» , «Gothic Voices», «Micrologus», «Органум» , «Sequentia» и др. В 1980–1990-е гг. начали концертную деятельность представители нового поколения аутентистов, среди них К. Руссе , М. Судзуки , Д. Фазолис , в 2000-х гг. выдвинулись В. Дюместр, К. Плюхар, Р. Пишон, Э. Аим. Многие аутентисты, по мере того как ширилось их общественное признание, организовывали и возглавляли собственные ансамбли/оркестры старинной музыки, среди наиболее известных - «Cappella Coloniensis» (Кёльн, 1954; старейший «барочный оркестр»), «Concentus Musicus Wien» , «Collegium Vocale Gent» (1970), « Petite Bande» , «Musica Antiqua Köln» , кембриджская Академия старинной музыки (1973), парижская «La Chapelle royale» (1977 – кон. 1990-х гг.), «Английские барочные солисты» (1978), Волконский

Развитию и популяризации а утентичного исполнительства способствуют международные фестивали старинной музыки, среди которых наиболее известны Инсбрукские недели старинной музыки , Фестиваль барочной музыки в Амбронé (Амброне фестиваль ), Бостонский фестиваль старинной музыки (с 1980, один раз в два года), Бонский фестиваль барочной оперы , «Oude Muziek» в Утрехте (Нидерланды; с 1982, ежегодно), Лондонский фестиваль барочной музыки (с 1984), летний фестиваль барочной и классической оперы в Дротнингхольмском придворном театре (с нач. 1990-х гг., ежегодно), «Laus Polyphoniae» в Антверпене (с 1994, ежегодно), «Earlymusic» в С.-Петербурге (с 1998, ежегодно), Брайтонский фестиваль старинной музыки (Брайтон-и-Хоув, Великобритания; с 2002, ежегодно). Выступлениями аутентистов часто сопровождаются праздники и фестивали, связанные со старинными традициями народов и регионов Европы, например «Calendimaggio» (Майский праздник) в Ассизи (Италия).

В ряде западноевропейских стран организовано профессиональное обучение а утентичному исполнительству , иногда обособленное от традиционных академических дисциплин. Среди наиболее авторитетных институций – базельская «Схола канторум» (1933, ныне в составе Базельской музыкальной академии), Центр барочной музыки в Версале (1987), факультеты старинной музыки в Гаагской и Амстердамской консерваториях.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Слово «аутентичный» стало модной фишкой.

Оно звучит с телеэкранов, фигурирует в речах юристов, искусствоведов, психологов, встречается в социальных сетях.

Это слово используется в разных контекстах, поэтому не всегда понятен его истинный смысл. Чтобы не попасть впросак, стоит «копнуть глубже» и узнать все об этом загадочном термине.

Аутентичность - значение слова в общем понимании

Понятие, несущее легкий флер загадочности и таинственности, пришло из греческого языка. В переводе на русский αὐθεντικός означает «подлинный », «настоящий». предлагает дополнительные «штрихи к портрету», облегчающие понимание этого слова:

  1. истинный;
  2. доподлинный;
  3. равнозначный;
  4. действительный;
  5. достоверный.

Аутентичный – это характеристика, означающая, что объект, о котором идет речь, является настоящим, подлинным, не поддельным.

Понятия, противоположные по значению – фальшивый, не настоящий, поддельный, не оригинал, а копия. Одним словом, еще одно модное слово, переводящееся с английского как «подделка».

В условиях повсеместной распространенности дешевых подделок (конкурсы на звание самой аутентичной копии брендовых фирм уже стали обыденными) приобрести настоящую, подлинную вещь – большая удача.

Поэтому в современной интерпретации «аутентичный» – это значит еще и «качественный».

Иногда можно услышать произношение «аутентический» или «автентичный». Такие обозначения равнозначны. А вот сходное по звучанию понятие «аутичный» взято из «другой оперы», оно связано с нарушением развития .

Но не спешите делать выводы, что аутентичность - это очень просто . На самом деле этот термин применяется в десятках областей от психологии до юриспруденции и каждый раз его значения будут трактоваться по своему.

Например, аутентичность поведения человека — это то, насколько отличается его поведение «на людях» и когда на него никто не смотрит. Так же этим словом обозначают подлинность выпущенной продукции. Аутентификация на сайтах означает проверку подлинности вашей личности. И так далее.

Но не волнуйтесь, сейчас мы во всем этом быстренько разберемся.

Что может быть аутентичным

Так говорят о любом подлинном, оригинальном продукте . К примеру, аутентичным может быть африканский амулет, ростовская финифть, духи «Шанель №5», российская греча, узбекский ковер, кроссовки Nike.

Любителям путешествий знакомо выражение «аутентичная кухня ». Здесь подразумеваются национальные блюда, которые воплощают собой кулинарные пристрастия жителей страны (испанская паэлья, израильский фалафель, мексиканская тортилья).

Слово аутентичность часто употребляют, когда речь идет о документах . Этот термин распространен в международном праве применительно к договорам на двух и более языках.

Текст изначально может быть составлен на одном из них, но и все остальные варианты считаются подлинными, имеющими равную силу, иначе говоря, аутентичными.

Из уст музыкантов можно услышать фразу «аутентичное исполнение ». Так говорят, когда старинные произведения воспроизводятся на инструментах соответствующей эпохи в особенной манере, чтобы донести до нас музыку в том виде, в каком создали ее Бах или Бетховен.

Первопроходцем в этом направлении стал британец Арнольд Долмеч, реконструировавший старинные музыкальные инструменты и создавший труд о принципах исполнения старинной музыки.

В литературе термин аутентичность применяют к авторским текстам, в которые не вносились правки. Чаще всего речь здесь идет о личной переписке, дневниках, рукописях.

Есть случаи, когда аутентичность не равнозначна подлинности – к примеру, в современном искусстве . Здесь такое качество может быть приписано копии, которая полностью передает авторский стиль и идею – все как в первоисточнике.

Аутентификация - это проверка на аутентичность

Как личностная характеристика, аутентичность – это способность быть собой в разных ситуациях, руководствуясь своими представлениями о жизни и неся ответственность за этот выбор. Это антоним для .

Наедине с собой, когда некого впечатлять и покорять, люди, как правило, ведут себя аутентично. В присутствии других поведение может сильно изменяться. Аутентичность свойственна маленьким детям – до тех пор, пока взрослые не научат их вести себя иначе.

Чем меньше разница между поведением человека в одиночестве и «на людях», тем более он аутентичен.

Признаки аутентичного человека :

  1. реалистичное восприятие себя и окружающих;
  2. открытое выражение своих эмоций и мнений, даже тех, что отличаются от мнения большинства.
  3. отсутствие заявлений и поступков, противоречащих жизненным ориентирам;
  4. самодостаточность, отсутствие дискомфорта при нахождении в одиночестве ();
  5. безразличие к сплетням и необоснованным слухам, отсутствие обид за критику со стороны других людей и склонности к осуждению поступков окружающих.

С точки зрения психологии, словами, близкими по значению к слову «аутентичный», являются понятия «искренний», «открытый», «честный» . Эти качества проявляются не только по отношению к другим людям, но и к самому себе.

Краткое резюме

В мире, переполненном копиями (подделками брендовой одежды, обуви и смартфонов, взаимоотношениями с масками на лицах, фейковыми аккаунтами), аутентичность приобрела особую ценность . И неважно, что часто за ней не стоят внешние блага: удовольствия, богатство или слава.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Аутентификация - что это такое и почему сейчас повсеместно используется двухфакторная аутентификация
Окстись - что значит это слово? Что такое индивидуальность и как ее развить Яндекс Аккаунт - регистрация и как пользоваться сервисом Разница между «кампания» и «компания» - как правильно писать
Трабл - что это такое и когда упоминание слова траблы будет уместно
Моветон и Комильфо - что это такое и какое значение имеют эти слова в современной речи (чтоб в Википедию не ходить) Невежа и невежда - в чем разница Антураж - это способ создания нужного впечатления
Ликбез - что это такое (значение слова) ИМХО - что это такое (расшифровка) и какого значение слова IMHO в рунете



Загрузка...
Top