Детская библиотека интересов. Биография Чижиков иллюстрации

Биография

Виктор Александрович Чижиков (1935) — художник и иллюстратор, чьи яркие, веселые иллюстрации знакомы практически каждому.

В 1958 году закончил Московский полиграфический институт. Работал в детских журналах «Мурзилка», «Веселые картинки», юмористическом издании «Крокодил» и во многих других периодических изданиях. Много лет работает иллюстратором в популярном журнале «Вокруг света».

С 1960 года занимается иллюстрацией детских книг, сотрудничал с издательствами «Малыш», «Детская литература», «Художественная литература» и др. Является автором всем известного образа олимпийского мишки.

Является обладателем большого количества премий и наград в области книжной детской графики и иллюстрации.

Купить книги с иллюстрациями Виктора Чижикова

Картинки

Название
Автор В.Чижиков
Иллюстратор В.Чижиков
Год издания
Издательство
Название
Автор В.Драгунский
Иллюстратор В.Чижиков
Год издания 1969
Издательство Детская литература
Название Ася, Кляксич и буква А
Автор И.Токмакова
Иллюстратор В.Чижиков
Год издания 1974
Издательство Детская литература
Название Огниво
Автор Г.Х.Андерсен
Иллюстратор В.Чижиков
Год издания 1975
Издательство Малыш
Название
Автор Л.Кузьмин
Иллюстратор В.Чижиков
Год издания 1979
Издательство Детская литература
Название Сундучок
Автор Р.Зеленая, С.Иванов
Иллюстратор В.Чижиков
Год издания 1983
Издательство Малыш
Название
Автор К.Чуковский
Иллюстратор В.Чижиков
Год издания 1984
Издательство Детская литература
Название Волшебник изумрудного города
Автор А.М.Волков
Иллюстратор В.Чижиков
Год издания 1989
Издательство Детская литература
Название Доктор Айболит
Автор К.Чуковский
Иллюстратор В.Чижиков
Год издания 1990
Издательство Карелия
Название
Автор Э.Успенский
Иллюстратор В.Чижиков
Год издания 2006
Издательство Теремок 97
Название Сказки А. К. Барышниковой (Куприянихи)
Автор А.К.Барышникова
Иллюстраторы Вениамин Лосин, Евгений Монин, Владимир Перцов, Виктор Чижиков
Год издания 2017
Издательство Речь

Разговоры


«Учительская газета», №38 от 20 сентября 2005 года
Для того чтобы иллюстрировать детскую книгу, надо сохранить в себе детство. Есть люди, которые абсолютно его не сохранили, а есть такие, кого из этого детства не вытащишь. Желательно быть добрым человеком: часто видишь очень злые иллюстрации. Детский художник должен быть образованным, не допускать ошибок. Однажды я увидел осла с раздвоенными копытами. Доводилось видеть иллюстрацию к Некрасову: лошадка, везущая хворосту воз, запряжена в сани самым нелепым образом. Есть дуга, но нет хомута. Как дуга держится на оглоблях, непонятно. Вместо седелки и сбруи какие-то узелки. Это не рисунок для детей, потому что ребенок должен сразу понять конструкцию предмета, понять, как запрягается лошадь.


«Московский Комсомолец» № 25402 от 16 июля 2010 г
Быть детским художником нигде не учат, ими становятся те, кто хорошо помнит, что им было интересно в детстве. Мне еще в школе нравилось рисовать иллюстрации к сказкам, для себя. Кстати, вы знаете, я ведь дальтоник. Не различаю оттенки красного, коричневого, зеленого, розового. Вот у вас какого цвета кофточка? Зеленого? Мне она кажется желтоватой. Но это не мешает рисовать, просто подписываются цвета в красках.

События


28.10.2015
Эта выставка - попытка рассказать как работает художник-иллюстратор, стараясь найти самый верный образ персонажа, и как размышления «ложатся на бумагу», и как образ возникает и меняется, и что происходит на страницах альбомов и листах бумаги до того как иллюстрация будет готова и попадет в книгу.

    Виктор Чижиков Виктор Александрович Чижиков (р. 26 сентября 1935 года в Москве) Народный художник России, автор олимпийского медвежонка Мишки, талисмана XXII летних олимпийских игр. Многолетний иллюстратор журнала «Вокруг света». Биография … Википедия

    Виктор Чижиков Виктор Александрович Чижиков (р. 26 сентября 1935 года в Москве) Народный художник России, автор олимпийского медвежонка Мишки, талисмана XXII летних олимпийских игр. Многолетний иллюстратор журнала «Вокруг света». Биография … Википедия

    Виктор Александрович Чижиков (р. 26 сентября 1935 года в Москве) Народный художник России, автор олимпийского медвежонка Мишки, талисмана XXII летних олимпийских игр. Многолетний иллюстратор журнала «Вокруг света». Биография … Википедия

    Чижиков русская фамилия. Известные носители: Чижиков, Анатолий Георгиевич (1958) российский продюсер, сценарист и актёр. Чижиков, Виктор Александрович (1935) Народный художник России, автор олимпийского медвежонка Мишки. Чижиков … Википедия

    - … Википедия

    Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавл … Википедия

    - … Википедия

    Имени Ивана Фёдорова (МГУП) Международное название Moscow State University of Printing Arts … Википедия

    Координаты … Википедия

Книги

  • , Чижиков Виктор Александрович , Если фамилия - Чижиков, что можно ожидать от такого человека? Он рисовать будет, насвистывая. У него и линии, как музыкальные коленца, и внутренняя гармония. У него весёлая рука. О том, что… Категория: Отечественные художники Издатель: Красный пароход ,
  • Виктор Чижиков. Все вместе, и душа на месте. Материалы к биографии художника , Чижиков Виктор Александрович , Иллюстрации Виктора Чижикова украшали книги практически всех классиков советской детской литературы Агнии Барто, Сергея Михалкова, Бориса Заходера, Самуила Маршака, Николая Носова, Эдуарда… Категория: Разное Издатель: Красный пароход , Производитель:

Чижиков Виктор Александрович — народный художник, рисовал иллюстрации в «Мурзилке», «Вокруг света», «Веселых картинках», работал над книгами и в различных периодических изданиях. Автор знаменитого Олимпийского Мишки — талисмана летних 1980 года.

Удивительные иллюстрации Чижикова

Практически каждому с детства знакомы картинки Виктора Чижикова. Однако это вовсе не значит, что иллюстрации художника одинаковые: в них есть неповторимый стиль, они сохраняют индивидуальность и при этом полны ласки и любви.

В наше время детские книжки содержат жестокие рисунки, а Виктор Чижиков старался сделать свои иллюстрации нестрашными, и у него, без сомнения, получилось. Мир, который он создавал, был полон добра и гармонии, в нем можно находиться без страха. Виктор Чижиков, художник с добрым сердцем, часто говорил, что встреча с жестоким миром вредит детям, по его словам, детская психика должна окрепнуть перед тем, как узнать о страшилках и ужастиках. Он старался сделать даже отрицательных героев смешными. Вспомнить, например, иллюстрацию Волка, который съел Красную Шапочку.

Виктор Чижиков, биография которого полна удивительных историй, часто читал Чуковского, повести которого сильно повлияли на его творчество. Один из примеров — «Доктор Айболит». В книжке, которая досталась художнику, было множество страшных картинок, особенно те моменты, где мальчик потерял отца, и сцены с пиратами. Чижиков до сих пор хранит ту самую книжку и признается, что читать ее было страшно. Своей дочери он читал книжку с собственными иллюстрациями, и она совсем не боялась! Конечно, ведь там страшный Бармалей спит с журналом «Мурзилка» под боком.

Начало карьеры знаменитого художника

Именно за иллюстрации к «Доктору Айболиту» Чижикову позднее присудили Диплом имени Андерсена. Художник вспоминает, что на вручении ему отдали диплом и гвоздику, так полагалось по правилам. И он вспомнил, как в детстве встретил Чуковского, и тот подарил ему свой букет.

Неудивительно, что это событие так сильно повлияло на маленького Виктора, что он увлекался Чуковским и перенял от него умение понимать детей, любовь к детской литературе, критическое отношение к своим работам и искреннюю любознательность и восхищение окружающим миром.

Поэтому уже в 1960-х годах Виктор Чижиков стал иллюстрировать детские книги. Он вспоминает это время с любовью: тогда в книжки вновь впустили фантазию и разрешили художникам проявлять инициативу. Первые его рисунки печатали в таких журналах, как «Крокодил», «Вокруг света» и «Неделя». Позднее его талант признали «Мурзилка» и «Веселые картинки». С самого начала работы Чижикова вызывали восторг, настолько яркими они были.

Работа в «Мурзилке»

Когда-то любимым журналом большинства россиян был «Мурзилка». Виктор Чижиков работает там более 50 лет и часто делится воспоминаниями о том, как все начиналось.

Когда он и его друзья были молодыми, они часто собирались утром на работе и устраивали мозговой штурм. Любые идеи, которые приходили в голову, озвучивались без страха быть обсмеянным. Так у них получались оригинальные, запоминающиеся номера. Например, любимый номер Чижикова назывался «Большие и маленькие реки». Один из художников просто предложил каждому описать любимую реку детства, и команда начала работу над идеей.

Как и все остальные, Виктор рисовал Мурзилку. Многие наверняка замечали, что этот персонаж всегда выглядел по-разному: Мурзилка живет сам по себе, и художники прорисовывают его жизненный путь. Например, в одном номере у Мурзилки шарф цветов российского флага, а в другом — просто синий. Художник просто объясняет это тем, что у героя часто меняется настроение.

Ограничение в творчестве

Несколько раз, однако, Чижикову выговаривали за непослушание. Например, ему было поручено нарисовать иллюстрацию к знаменитому стихотворению Агнии Барто «Было у бабушки 40 внучат». Он нарисовал 15, остальные просто не влезли. Журнал вышел тиражом более 6 миллионов, и в редакцию посыпались письма с вопросами об оставшихся внучатах. Тогда главный редактор пришел и сказал: «Сказано 40, должно быть 40». Теперь Чижиков улыбается, вспоминая это, и говорит, что дорисовал внучат и собачку в придачу.

История Олимпийского Мишки

Чижиков вспоминает, что один из руководителей Союза художников сказал ему, что проходит конкурс на талисман Олимпиады. На тот момент создатели конкурса уже получили 40 тысяч вариантов и не смогли найти нужное. Однако детские художники участия не принимали. Чижиков и его друзья собрались на работе и стали рисовать медведей. На тот момент это были всего лишь наброски, друзья нарисовали около ста штук.

Куча эскизов так бы и лежала на столе, если бы руководителю не позвонили и не попросили предоставить вариант работы в Олимпийский комитет. Так он и поступил. А когда вернулся, сказал, что образ Виктора одобрили, а еще через месяц он был выставлен на голосование.

Сейчас уже мало кто помнит, что в конце 1970-х проводилось голосование за лучший талисман, и мишку Чижикова почти догнал рисунок лося. Однако в итоге работа получила наибольшее количество голосов, и победу одержал Виктор Чижиков. Художник еще не знал, чем обернется ему это творение.

Этот образ принес Чижикову много проблем. После Олимпиады его использовали везде, не спросив разрешения автора. Например, ему даже пришлось судиться с каналом НТВ за эксплуатацию образа. Тот суд Чижиков проиграл, его авторство не признали. Телевизионщики использовали мишку весьма экстравагантным образом: то как татуировку, то как образ стриптизерши. Всего талисман побывал в 33-х выпусках.

Чижиков — самый добрый художник

По мнению Виктора, в наше время дети, избалованные множеством игрушек и гаджетов, ценят искренность и добро. Хочется верить, что он прав и его дело продолжат новые художники, которые будут дарить детям новые добрые сказки.

Народный художник РФ.

Первый опыт карикатуриста получил в 1952 в газете "Жилищный работник".

Учился в МГУП на художественном отделении (1953-1958).

Работал в журналах "Крокодил" (с 1955), "Весёлые картинки" (с 1956), "Мурзилка" (с 1958), "Вокруг света" (с 1959), а также в "Вечерней Москве", "Пионерской правде", "Юном натуралисте", "Молодой гвардии", "Огоньке", "Пионере", "Неделе" и других периодических изданиях. Совместно с С.Гвиниашвили был художником-постановщиком мультипликационного фильма реж. Гарри Бардина "Бравый инспектор Мамочкин" (1977).

Участвует в выставках с 1958. С 1960 иллюстрирует книги в издательствах "Малыш", "Детская литература", "Художественная литература" и др.

Награжден почётным дипломом им. Х. К. Андерсена (1980), орденом "Знак Почёта", почетным Знаком Олимпийского комитета и диплома Академии художеств СССР за создание образа талисмана Летних Олимпийских игр в Моске - медвежонка Миши (1980). Обладатель почетного диплома Совета по детской книге России (1997). Лауреат Всероссийского конкурса "Искусство книги" (1989, 1990, 1993, 1996, 1997).

Член Союза журналистов РСФСР (с 1960). Член Союза художников РСФСР (с 1968). Член редколлегии журнала "Мурзилка" (с 1965). Председатель Совета по детской книге России (с 2009).

Работы находятся в собрании ГМИИ.

Как-то раз на встрече с детьми нам прислали из зала записку: "Что вы делаете, когда вам очень грустно?" Вопрос меня поразил: обычно дети спрашивают почти одно и те же – Почему вы стали писателем? Ваша любимая книжка? - и т.д. А тут привычными фразами не отделаешься. Я отложила этот листочек в сторону, чтобы немного подумать и ответить честно и основательно. Отложила – и забыла, спохватились мы только уже на обратном пути, в машине. И так эта неотвеченная записка всех кольнула, что мы всю дорогу обсуждали, чтобы могли сказать. В том числе подбирали книги, которые могли бы посоветовать прочитать – особые «солнечные» книги, способные разогнать тучи в душе, отогреть и настроить на мажорный жизнеутверждающий лад.

Среди таких книг для меня в числе самых первых и любимых – книги с иллюстрациями Виктора Чижикова: сказки Корнея Чуковского, Дональда Биссета, Эдуарда Успенского, Леонида Яхнина. К счастью, этих книг много.

Рисунки Чижикова узнаются моментально. И, удивительное дело: хотя персонажи, созданные художником, похожи, как дети одного отца, они сохраняют индивидуальность, а в иллюстрациях нет серийного однообразия, зато всегда есть игра, ласковая усмешка и - море счастья и любви.

И еще одно важное качество, особенно ценное в наше время, явно перегруженное насилием и всякими ужасами: иллюстрации Чижикова нестрашные. В созданном им мире царят добро и гармония, и жить в нем можно без оглядки и страха. Художник не раз говорил о том, сколь вредны для ребенка ранняя встреча с жестокостью и несправедливостью. «Детская психика должна сначала возмужать, а потом уже ее можно загружать разными страшилками. Я стараюсь сделать своих страшных героев смешными. Даже Волка, который собирается съесть Красную Шапочку».

Помню, в детстве мне было страшно читать повесть (не стихотворение!) Чуковского «Доктор Айболит». Книжка у меня была старенькая, доставшаяся по наследству, казалось, она и впрямь была потрепана отчаянными пиратами. И картинки в ней были мрачные, особенно там, где был изображен мальчик Пента, потерявший отца, и его отец-рыбак, оставленный пиратами погибать в страшной пещере. Эта книжка жива у меня до сих пор, но дочери я читала уже другую - «чижиковскую». И было нестрашно! Только очень интересно. Еще бы! Вспомните страшный Бармалей спит, а из-под подушки высовывается журнал "Мурзилка"!

За «Доктора Айболита» Виктору Александровичу Чижикову был присужден Почетный диплом имени Г.Х.Андерсена. Но дорога к этой почетной награде была очень и очень далекая. В одном из предисловий художник рассказал ее так:

«…жаркий летний день предвоенного сорокового года. Мы с отцом в Парке культуры катаемся на лодке и вдруг по радио объявляют, что сейчас в летнем театре выступит Чуковский.
Прибежали вовремя, расположились на первой скамейке перед эстрадой. Все долго хлопали, когда вышел Корней Иванович. Он долго читал стихи, хорошо всем знакомые, любимые стихи детворы.
Сам его облик, манера читать стихи, говорить с детьми, его голос – завораживали. Дети слушали как зачарованные, Но вот встреча подходит к концу, Чуковскому дарят цветы, море цветов, он весь в цветах, рук не хватает. И вдруг ему подносят букет дивной красоты – синий, красный, желтый.

Тут какая-то сила подбрасывает меня, я подбегаю к самой эстраде:
— Дедушка Корней, подарите мне этот букет!
Чуковский ничуть не удивившись, протягивает мне букет-красавец.
— Возьми детка! Держи!
Отец, пораженный моей бесцеремонностью, просит меня вернуть букет Корнею Ивановичу. Чуковский, видя мое замешательство говорит:
— Что вы, что вы, пусть мальчик отнесет букет маме!
Гордый и счастливый шел я домой, обняв обеими руками дар великого сказочника Корнея Ивановича Чуковского!

В 1980 году за иллюстрации к «Доктору Айболиту» мне был присужден Диплом имени Г.Х.Андерсена. На торжестве вручили диплом и одну гвоздику - так полагалось. Смотрел я на эту гвоздичку и вспоминал свое довоенное детство, свою встречу с Чуковским и тот синий, красный, желтый – самый красивый букет в моей жизни».

Конечно, не только букет «унаследовал» художник от Корнея Ивановича, главное, что их объединяет – это преданная любовь к детской литературе, стремление (и умение!) понять ребенка, требовательное отношение к качеству детской книги и сохраненное на всю жизнь детское любознательное и восхищенное отношение к окружающему миру.

Виктор Александрович пришел в детскую книгу в начале 60-х. Это было хорошее время, когда в детскую книгу вновь пустили фантазию и вернули писателям и художникам право на свободный полет. А начинал художник с работы в журналах, охотно печатали его рисунки и карикатуры в «Крокодиле», «Вокруг света», «Неделя». Потом появились и детские иллюстрации – для «Мурзилки» и «Веселых картинок». И даже самые первые опыты были сразу замечены – столь яркими и оригинальными они были.

Как-то я рассказала Виктору Александровичу, что среди моих знакомых некоторые до сих пор вспоминают его серии комиксов «Про девочку Машу и куклу Наташу». Самое удивительное, пожалуй, что все эти великовозрастные «фанаты» - мужчины. Вот ведь: сколько ругают иные комиксы обвиняя во всех возможных грехах, а любовь к ним не забывается! Значит, дело не в форме – а в мастерстве художника-автора.

Виктора Александровича мое сообщение позабавило, но в ответ он рассказал свою историю. Совсем еще молодым художником он попал в Ленинград, ему было поручено отвезти какие-то рисунки самому Юрию Васнецову. С трепетом в душе переступил он порог дома, хозяин принял его приветливо и вежливо поинтересовался, чем занимается юный гость. Чижиков достал из папки свои работы – тех самым «Машу и Наташу».

— Ну, в карикатуре я ничего не понимаю, - отмахнулся мэтр.
— Сколько лет прошло, - вздохнул Виктор Александрович, - а мне до сих пор обидно! Уж лучше бы отругал, а то ведь просто смотреть не захотел.

Обидно, что Юрий Васнецов не заметил молодого художника. Но все же, думаю, их встреча состоялась – творческая встреча: в работах Чижикова, как и в работах Васнецова, нас привлекают яркие запоминающиеся образы, и особый дух игры, веселой и озорной, предполагающей обязательное участие читателя.

Н.Носов. Витя Малеев в школе и дома

Это качество помогло художнику успешно попробовать себя в мультипликации. Мало кто знает об этой работе Чижикова. Много лет назад он участвовал в работе над фильмом, который делался по заказу ГАИ.

Мне посчастливилось один раз увидеть эту картину. Потрясающе! Чижиков так мастерски очеловечил в ней автомобили и мотоциклы, что они кажутся совершенно живыми. Художник наделил их особой пластикой, жестами - да-да и у машины, оказывается способны жестикулировать и весьма выразительно! Чижиков это наглядно продемонстрировал.

А еще мультфильм буквально искрится озорным чижиковским юмором. Фильм начинался так: цикады, южная ночь, луна и гараж, все в таких голубоватых тонах. И вдруг распахиваются двери гаража, и на грузовике выскакивает такой шофер-хулиган с сигаретой, прилипшей к губе. Он бешено хохочет, сшибает все на своем пути: столбы, которые наставлены вдоль дороги, придорожные щиты. На щите написано: «Режиссер Бардин». Бах! - и щит улетает. Авторы сценария «Курляндский и Хайт». И он сбит. «Художник-постановщик Чижиков» - летит в кювет. И вдруг щит: «Консультант фильма генерал-лейтенант ГАИ Лукьянов». Машина на цыпочках обходит этот щит, а дальше он опять хулиганит в городе.
Чижиков вспоминает, как тщательно продумывались все детали фильма, как любовно он был сделан фильм, и получился - смешной необыкновенно! Но, к сожалению, консультант фильма, тот самый генерал-лейтенант Лукьянов ушёл на пенсию, а новому руководству ГАИ мультфильм не понравился, и «задвинули»...
Очень-очень жаль!

Зато в книге признание к Чижикову пришло и довольно рано – и читателей, и коллег-художников. Тогда же, в 60-е сложилась знаменитая четверка друзей – Виктор Чижиков, Евгений Монин, Вениамин Лосев, Владимир Перцов. Они снимали тогда одну мастерскую и даже имя своей «группировке» придумали – «ЦДЛ» – Ценители детской литературы. Очень знаменательно, что назвали они себя не МАСТЕРАМИ, хотя таковыми уже, несомненно, были, а именно ЦЕНИТЕЛЯМИ, т.е. служителями. Дружить художники дружили, работали бок о бок, но в творчестве каждый шел своей дорогой, у каждого был свой узнаваемый стиль

Интересно сравнить иллюстрации, которые Чижиков и Монин сделали к сказочной повести Леонида Яхнина «Площадь картонных часов». Герои одни, и даже многие сюжеты рисунков перекликаются, а мир, который они открывают – разный! У каждого свой. У Монина – загадочный, напряженный, а у Чижикова – больше игры, он сам признавался, что, работая над книгой представлял себе театр марионеток – яркий, праздничный.

Леонид Яхнин "Площадь картонных часов"

Я несколько раз пыталась писать о Чижикове. Но всякий раз результат меня не удовлетворял, не получалось у меня портрета: уходили какие-то живые черточки, и картинка получалась смазанной – вроде похоже, а не то. К счастью, у меня сохранились записи некоторых наших разговоров. Вот я и попробую на этот раз дать слово самому Виктору Александровичу, потому что среди его талантов есть еще и талант рассказчика.
Разговаривать с Виктором Александровичем – особое удовольствие. У него есть редкое качество: он мало говорит о себе, а как-то сразу в разговоре переходит на рассказ о других – друзьях, знакомых, просто случайно повстречавшихся людях. Взглядом художника он подмечает в них самые главные яркие черты, а талантом рассказчика и писателя (потому что и то и другое ему тоже дано) преображает увиденное в увлекательнейшие портреты. Увы, лишь на редких выставках можно увидеть замечательные портреты и дружеские шаржи сделанные Чижиковым. Очень меткие, порой колкие, но всегда теплые и в самом деле дружеские. «Понимаете, я людей люблю, мне люди интересны», - объясняет Виктор Александрович. Пожалуй, это самая главная его черта, определяющая и характер и творчество.

Итак, представим: мы удобно устроились – кто у стола с чашкой чая, кто на диване, где-то рядом создавая особый уют расположились многочисленные «чижиковские коты» и начинается беседа…
— Первый вопрос традиционный: Как стать иллюстратором детской книги?
— Для того чтобы иллюстрировать детскую книгу, надо сохранить в себе детство. Есть люди, которые абсолютно его не сохранили, а есть такие, кого из этого детства не вытащишь. Таким был мой лучший друг Евгений Монин, замечательный художник. Он не мог отстоять себя в каком-то издательском споре, выбить гонорар. Но он был очень интересен детям.
Желательно быть добрым человеком: часто видишь очень злые иллюстрации.

— Виктор Александрович, а как вы отбирали книги? Какие книги вам наиболее «созвучны»?
— «Три поросёнка» - абсолютно мой текст. Мне нравятся такие герои – динамичные. Мне жутко нравится авантюрность сюжета. Как, например у Биссета. Это мне дар судьбы. Биссета я рисовал с большим удовольствием. Но тогда еще и переводчица была хорошая – Наталья Шерешевская. Она придумала связующее звено с тигром. Тигр связывал разные сюжеты. Мне было необыкновенно интересно рисовать. И знаете, вот что интересно: в России, одна из сказок Биссета стала реальностью. Он сделал сказку былью.
— Что вы имеете в виду? Как герои соцтруда?
— Не совсем, у него это вышло неожиданно для него самого. В одной его сказке вокзал награждают орденом. В Англии такое невозможно. Для англичан это просто бред сивой кобылы. В этом для них и юмор этой сказки. А для нас это… — …реальность трудовых буден.
— Вот-вот. У нас же заводы все были с орденами, фабрики с орденами, а почему не мог быть вокзал имени Ленина или с орденом Сталина? Мог. Вот и выходило, что то нереальное, что для Биссета смешная выдумка – было всерьез реализовано в Советском Союзе.

Д.Биссет. Забытый день рождения.

— А какие герои у вас самые любимые? И почему так много котов? Что у вас общего с ними?
— В котах меня привлекает - независимость, стремление к свободе. Это у нас с ними общее.
— А индивидуальность? Ведь они у вас все разные.
— Ну, конечно.

Когда я рассматриваю иллюстрации Чижикова – пусть героями их будут собаки, поросята или даже диковинный Тяни-Толкай - мне всегда невольно вспоминается фраза художника о том, что ему интересны люди. Этот интерес проступает во всем: и в рассказах и, конечно, в иллюстрациях. Именно так и родились знаменитые коты – каждый со своим характером, каждый личность - узнаваемая и близкая по-человчески, и в то же время, как и положено котам, со своим секретом не поддающимся разгадке, но требующим уважения и восхищения.

— Вот вышла книга «333 кота». Огромный роскошный том, туда все коты вошли?
— Ну, нет. Еще остались.
— ???
— …и не только рисунки. Еще и стихи есть. Вот я про котов я сатиру тут придумал:

У прилавка магазина
Появились три кота:
«Нам три метра трикотина
Шириною в три хвоста».
Прибежал четвертый кот:
«Есть в продаже коверкот?»
«Можно тише на полтона?» -
Отвечает продавец.-
Ничего кроме картона,
И отстаньте наконец»

Почему это возникло, я не знаю. Я не понимал, почему это написал.
А потом сообразил: потому что кот, кот, кот – трикотин. Еще есть вариант: «Можно без ажиотажа, - спрашивает продавец. – Нету даже триКОТажа, и отстаньте, наконец».
А мою кошачью загадку даже включили в хрестоматию: «Вчера я был мышегоняльным, вполнесметану уплетальным. Сегодня я диваноспальный, вполне подушкоодеяльный».

— Значит, художник Чижиков, еще и литератор?
— Когда-то, когда сын был маленький, я пробовал писать длиннющие сказки про какого-то зайца Доброфея. Идиотизм полный. Хотелось написать сказку, напичканную моралью. Из-за нравоучений вся сказка получилась так, будто я только окончил курсы молодого детсадовца. Ничего не получилось. И слава богу! Юрий Коваль тогда сыграл большую роль в моем литературном воспитании. Он прочел это и сказал: «Ну вот, еще одна Марья Ивановна появилась в детском саду. Не надо так писать».

— А Коваля иллюстрировать сложно?
— Да. Я его часто иллюстрировал в журналах – в «Мурзилке» - про кота, «Солнечное пятно». С большим удовольствием рисовал. Но вот больше, конечно, нравилось рисовать «Васю Куролесова». Там все-таки карикатура. Но так, как мне хотелось бы, я еще не нарисовал Коваля.
— Странно, что никто из художников не попытался нарисовать его персонажей: Орехьевну, дядю Зуя. А вам не хотелось попробовать нарисовать героев Коваля?
— Ну, может быть. Хотя тут иной художник нужен. Лосин может быть. Я чересчур шаржирую. Тут надо более умеренным, более доброжелательным человеком быть, беспощадный шарж тут не годится. Мало ли что мне взбрендит, я могу испортить. А Лосин оставляет доброе ощущение от портрета, сохраняя характерность начертания образа. Вот образ Серпокрылова из «Недопеска» у Коваля - гениальный. Настолько неожиданный! Хотя вроде бы Юрий Сотник писал о таких ребятах с различными характерами, но подобного не было. Как он себя повышал в чинах – это гениально, это фантастика просто, а как психологически точно!

Виктор Чижиков и Юрий Коваль

Вообще Коваль – это сложнейшая вещь. Это такой пласт. Самый ценный пласт, может быть, за послебартовское время, ничего ценнее в литературе быть не может.
— Да, но вот достойной оценки его книги так до сих пор и не получили, как вам кажется?
— Я уверен, если бы Арсений Тарковский был бы жив, он бы нашел верные слова, чтобы определить место Коваля в литературе. Он его очень высоко ценил. Все-таки какая-то снобистскость проглядывает в доброжелательных высказываниях Ахмадуллиной и Битова. Они все время жалеют, что он детский писатель. Коваль писатель вообще. А что он интересен и детям, это уже не его вина. Это уже его мастерство. Вот, кстати, и в Суер-Выере много детского. Это тоже игра. Ну, пусть для старшего возраста.
— А ведь он еще и художник был замечательный!
— Да он во всем удивительный человек был. Необычайно талантливый. Абсолютная раскрепощенность у него в этюдах. Вот как сделано – просто потрясающе! А его черно-белые рисунки к своим вещам! А какие у него эмали были замечательные!
Я как-то раз писал, что Коваля есть пример графики и в литературе, очень четкий пример. «Кукла, белоснежная лайка, нашла в чернолесье лося» - это же графика! Это Чарушин. И живопись есть: «Обожженный бабьим летом, лист горел как неведомая раковина». «Неведомая» - это же…
И к слову Юра был очень внимательный.

Коваль приехал как-то к нам в деревню. И увидел лоскутное одеяло красивое. Спросил у Зины: «Ой, какое красивое одеяло. Где покупала? Она говорит: «Да вот у соседки, которая смотрит за нашим домом». Приходит Коваль к старухе и говорит: «Евдокия Павловна, какое красивое одеяло вот я у Чижикова видел. А вы еще можете такое сделать?» Она говорит: «Так вот, есть еще такое». Ну, он купил одеяло и спрашивает потом: «А где вы такие красивые лоскутки берете?» - «Ну, как где? На «Красном Эхе». – «Где-где?» - «На «Красном Эхе». Это фабрика в Переяславле такая есть. Он мне говорит: «Ты смотри, у них даже эхо красное».
Прошло много лет. Сидим мы с ним на каком-то собрании в Доме дружбы. На трибуну выскочил красный человек: с такой красной мордой и зычным голосом. Тут Коваль мне и говорит: «Тихо, это Красное Эхо».

Плавно течет беседа. Виктор Александрович вспоминает близких друзей. Иных уж нет, и каждая потеря невосполнима. После каждого прощания остается в душе холодная пустота. Порой она совсем закрывает солнце…

— А, в общем, конечно, живешь прошлым уже, потому что я сейчас не понимаю ни юмора телевизионного, предположим. Да, все раньше иначе было. Лучше, добрее, нормально было все. Я не чувствую, что сейчас мне комфортнее с людьми. Наоборот, как-то настороженно. Раньше я был уверен, потому что вокруг меня была целая компания людей, которые, я знал, что меня поддержат. Но сейчас так идешь, держась за стены, ощущая незыблемость только в каких-то предметах, а на людей уже нет надежды…
— Но и люди все же есть надежные…
— Есть, конечно, но их надо долго искать в современном мире…

Ольга Мяэотс, 2013 г.

Сейчас те, кто не знал, познакомится с великолепным создателем визуальных образов, с Виктором Чижиковым - детским художником. Народный художник Российской Федерации, автор образа медвежонка Миши, талисмана летних Олимпийских игр 1980 года в Москве. А также оформитель множества запоминающихся детских книжек. А еще он художник "Крокодила" и "Весёлых картинок" .

Виктор Чижиков. Моя жизнь прошла среди карикатуры и рисования для детей

Ольга Вихрова

А для коллектива «Вечерней Москвы» Виктор Александрович - не только коллега-карикатурист, но и неотъемлемая часть 95-летней истории издания.

Уже 62 года в альбоме художника, как память, хранится первая иллюстрация, опубликованная в «Вечерке». Пополняя страницы своего исторического альбома, «Вечерняя Москва» тоже решила сохранить на своих страницах портретную зарисовку уважаемого и любимого поколениями редакции и читателей Виктора Александровича.

Вы помните свою первую карикатуру в печати?

Она была опубликована в 1952 году в газете «Жилищный работник» (ЖР) в День Советской Армии. На первой полосе был огромный портрет Сталина, а на обороте - другие материалы, в числе которых и мой рисунок трактора, который пробирался среди занесенных снегом построек. Зима в тот год была богата на осадки, и я изобразил базу Мосжилснаба в Нагатино. «Все пути на базу снегом замело. К ней добраться сразу очень тяжело», - сочинил подпись поэт Титов.

Как повлияло сотрудничество с «ЖР» на профессиональное становление детского иллюстратора?

Как ни странно, именно в этом издании в листок толщиной, работал человек, который научил меня мыслить в карикатуре гораздо шире. Когда в девятом классе я пришел на работу в «ЖР», главным редактором там был Матвей Прохорович Тобинский.

«Старайся решить задачу не только при помощи людей. Есть на свете кошки, собаки и всякие другие твари, которые населяют землю. Старайся их почаще привлекать в работы, и тогда твой диапазон, как карикатуриста, увеличится» - объяснял он мне.

И еще Тобинский советовал повнимательнее всматриваться в детали быта, которые попадаются на глаза: например, какие электрические лампочки светят на железнодорожных платформах, а какие - внутри города. Он, как бы, взял меня и «встряхнул». Это был очень интересный человек. Даже когда я после 1955 года работал в «Крокодиле», все равно, с большим удовольствием заглядывал к нему.Вообще, первое место работы для журналиста, карикатуриста или художника навсегда остается чем-то особенным и даже святым, так как является, своего рода, «путевкой в жизнь».

С 1956 года Вы сотрудничали с «Вечеркой». Какая из работ для нашего издания запомнилась больше всего?

Я всегда сотрудничал с несколькими изданиями одновременно, но у меня до сих пор хранится первая, опубликованная в «Вечерней Москве», карикатура. Когда я печатался где-нибудь впервые, всегда на память вырезал иллюстрацию и наклеивал в специальный альбомчик. А посвящена она депутатам французского парламента, которые по требованию американцев приняли какое-то решение. Текс звучал примерно так: «Сначала их задобрили, потом они одобрили, однако народ к этому относится неодобрительно».

После этого еще приходилось работать с политической карикатурой?

Практически нет. И это несмотря на то, что Кукрыниксы были моими наставниками. Родители были архитекторами, и один из друзей отца, который учился во ВХУТЕМАСе, договорился о том, что они посмотрят мои работы. И вот я - девятиклассник, пришел к Кукрыниксам! С чемоданом карикатур. А чемодан был тяжеленный, трофейный. Обитый камуфляжем и сколоченный из настоящих досок. Отец с фронта с ним вернулся. Тащить эту махину было практически невозможно, но весь объем рисунков, которые я хотел показать, влезал только в него.

Мастерская была на восьмом этаже дома на улице Горького. Напротив Моссовета, где сейчас располагается книжный магазин «Москва». И вот, значит, показываю я им, с замиранием сердца, свои рисунки… А они увидели, что я подражаю Борису Ефимову, и сразу резко осудили. Но мне, все-таки, повезло - на дне чемодана лежали забытые шаржи на одноклассников. Кукрыниксы с интересом их стали разглядывать, даже друг другу передавать. Потом спрашивают: «Это кто рисовал? Ты?». Я киваю, не знаю, чего и ждать. А они мне: «Вот так и рисуй! Мы видим, что это - абсолютно твоя, индивидуальная рука. И запомни, что ты - личность. Тебе не надо никому подражать».

Как сейчас помню, Куприянов смотрит на меня и говорит: «Ну-ка, скажи мне: «Я - личность!». Я засмущался, конечно, и мямлю: «Вы знаете, я не могу такого в Вашем присутствии сказать», на что он, смеясь, ответил: «Ну ладно, эту фразу мы с тобой еще отработаем», давая мне - подростку понять, что это - не последняя наша встреча. В итоге мы договорились, что я буду к ним раз в полгода приходить и показывать, «как идут дела в рисовании».

У меня до этого была дилемма: идти в в Институт иностранных языков на немецкий, или, все-таки, по рисованию куда-то. После их одобрения я больше не раздумывал - сразу выбрал художественное отделение Полиграфического института.

В каком возрасте начала складываться карьера?

Во время обучения в институте я уже вовсю рисовал карикатуры в «Moscow News», «Известия», «Неделю» и «Пионерскую правду», а в 1956 году пришел в «Веселые картинки» к Ивану Максимовичу Семенову. Редакция располагалась на четвертом этаже, а на шестом был «Мурзилка». Конечно, я зашел и туда. И с 1958 года тоже стал с ними сотрудничать. По другую сторону коридора был журнал «Вокруг света», куда меня сразу позвали вести рубрику «Пестрый мир» о занимательных фактах с разных концов планеты. В итоге, в «Вокруг света» я задержался с 1959 года по 2002 год, а с «Мурзилкой» у нас в этом году 60-летний юбилей.

Как Вы справлялись с таким объемом заказов одновременно?

Вы не представляете, сколько я работал. Параллельно, не переставая сотрудничать со всеми вышеупомянутыми изданиями, я с 1960 года стал оформлять детскую литературу. Когда уставал в книге, шел в «Крокодил» рисовать карикатуры. Надоедало в журнале - отправлялся обратно в книгу. Параллельно еще и в «Здоровье» рисовал. Короче говоря, кто заказывал, тому я и рисовал. Поэтому диапазон у меня становился все более и более широким. Но, сегодня точно можно сказать, что жизнь моя прошла среди карикатуры и рисования для детей.

Какое издание было любимым?

Несмотря на огромный творческий спектр, я заметил, что уютнее всего чувствую себя в книжной иллюстрации. Этот формат позволяет вместить все, что мне хочется. Карикатурой и юмористическими рисунками в газетах и журналах, чаще всего, затыкали пустые места. Например, когда я работал с журналом «Советский Союз», часто оставались замысловатые местечки - не квадраты или прямоугольники, а извивающиеся, как змеи. Вот и придумай какую-нибудь тему карикатуры, врисуй что-нибудь в такое «хитрое» пространство. С одной стороны, я очень любил такие задачки, а с другой - пространство книжной иллюстрации дает свободу для творчества.

К детской тематике Вы пришли благодаря «Веселым картинкам»?

Да, до этого я рисовал карикатуры только для взрослых. Хотя иногда работал с журналом «Физкультура и спорт», где моими героями становились дети. Например, малыши, которые наблюдают соревнования по прыжкам в высоту, где школьник преодолевает планку, установленную на высоте их макушек - не больше метра, а карапузы восторгаются: «Смотрите, он прыгает выше человеческого роста».Как рождаются идеи иллюстраций к детским изданиям? Придумывать что-то к авторскому тексту - это тяжкий мучительный труд или, все-таки, вдохновение?

Все творчество художника-иллюстратора созревает на впечатлениях от окружающей жизни. Надо очень внимательно смотреть, как одеваются люди, какие новые детали появились… Сейчас кажется обычным, что пожилые люди возят за собой сумки-тележки, а каких-то 30 лет назад этого еще не было.. Казалось бы, человечество изобрело колесо две тысячи лет назад, а почему-то только сейчас догадалось поставить на колесики эту сумочку.

А как мир удивительных фантазийных животных, которых Вы изображаете, связан с наблюдением?

Так как иллюстратор является режиссером будущей картинки или книги, он проводит, своего рода, набор действующих лиц или, как это сейчас называют, кастинг. Кукрыниксы дали мне такой совет: «Витя, когда едешь утром в институт и спускаешься по эскалатору, а навстречу тебе люди едут наверх - зря не глазей, а старайся запоминать. Как смотрят женщины, как сумочку держат. Когда приедешь домой, тут же старайся все, что запомнил, нарисовать: и типаж, и манеру стоять». И если ты воспроизведешь хотя бы три-четыре лица, которые видел на эскалаторе, считай, что день прошел не зря». С тех пор у меня вошло в привычку запоминать типажи, которые попадаются мне навстречу.

А потом, когда, предположим, в «Чипполино» надо профессора Грушу, синьора Помидора, или солдат Лимончиков нарисовать, начинаешь из «подсмотренных» реальных образов выбирать себе актеров для «будущего спектакля».

Вообще, большим мастером очеловечивания животных был Аминадав Каневский из «Крокодила». Я у него спрашивал: «Аминадав Моисеевич, как Вы так здорово это делаете? У вас животные и спорят на рисунках, и в платочек чихают…». А он говорил: «Витя, когда рисуешь, меньше думай о животных, а больше думай о человеке. Тогда и у тебя тоже получится».

У Вас есть любимые персонажи?

Я очень люблю рисовать котов. У нас с Андреем Усачевым даже вышла такая книга - «333 кота». Я, при ее создании, конечно, тоже наблюдал за людьми, делал с них наброски, а потом переводил каждого героя из ранга человека в ранг кота. Но, знаете, часто бывает и наоборот: идет человек - ну явно кот! Просто удивительно!

Насколько глубоко нужно прочувствовать авторский текст? Бывает такое, что писатель уже сформировал в голове свое собственное видение иллюстраций и требует работы в конкретной стилистике или просто «стоит над душой»?

Очень редко. Обычно авторы обращаются к тому художнику, которого сами любят. Абсолютное доверие было от Успенского и Михалкова. Барто тоже просила, чтобы книгу дали именно мне. Короче, доверие должно быть полным, иначе у иллюстратора «связаны руки».

А когда художник знает, что может делать так, как захочет, и верит в себя, иллюстрация становится более выразительной и убедительной. Чем больше на тебе ответственности за результат, тем лучше картинки. За раскупаемость детской книги, в конце концов, отвечаем именно мы.

Как Вы считаете, есть ли будущее у детской бумажной книги? Или электронные издания одержат победу?

Во-первых, от экрана портится зрение. Ни один родитель не захочет, чтобы у его ребенка с пеленок «садились глаза». Во-вторых, дети должны учиться реагировать на картинку, расположенную на плоскости листа. Кстати, внимательно изучать мелкие детали особенно удобно на картоне. А уж вызвать у ребенка интерес к изображению на этом картоне - и есть первостепенная задача иллюстратора.

Существуют какие-то профессиональные секреты по привлечению внимания детей?

Малышей всегда волнует борьба добра и зла: если злой персонаж гонится за добрым, ребенку хочется, чтобы последний скорее убежал и скрылся. Или, наоборот, когда положительный герой преследует злодея, чтобы его наказать, ребенок начинает активно болеть за первого. Участие добра и зла - основа любой детской книжки. А вот «Колобок», кстати, - исключение. Когда Лиса, все-таки, съедает героя - для ребенка просто ужасно. Он болел, болел за Колобка: тот, вроде, «и от дедушки ушел, и от бабушки ушел», а тут вдруг не получилось.

Есть, конечно, и еще один вариант: бесконфликтные сказки, типа «Репки». Она, по моему мнению, - просто гениальна. Все кряхтели-кряхтели, тянули-тянули, и ничего не получалась. А тут прибежала такая ничтожная крошечная мышка, и помогла вытащить такую большую репку. Как говорил Платонов: «Без меня народ неполный» (смеется).

Чтобы чувствовать всё так, как Вы описываете, важно самому оставаться в душе ребенком?А как иначе? В любую сказку, которую ты иллюстрируешь, надо верить. Важно сделать все убедительно, а это возможно лишь тогда, когда ты относишься исключительно серьезно даже к самой смешной теме. Дети, как никто другой, чувствуют фальш. Собственно, иллюстрация - это и есть разговор с ребенком. Когда она хорошая - беседа получилась, если плохая - ничего не выйдет. А, вообще, взаимодействие жизни и сказки - очень тонкая штука. Важно примирить наблюдения со своей выдумкой, не позволив одному взять верх над другим.



  • Детям от социализма. Кино.

  • Наши герои ненашего времени ушли навсегда? Корчагин.

  • Про индейцев. Видео.



Загрузка...
Top