Дистанционные творческие конкурсы "город мастеров". «Волшебный мир театра

Учебная тема проекта:

«Театрализованная деятельность»

Тема проекта:

«Волшебный мир театра»

Участники проекта:

Воспитанники средней группы, воспитатели группы, родители.

Срок реализации:

Январь с 18.01 по 29.01

Тип проекта:

Творческий

Первый этап.

Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской деятельности.

Проблема:

Низкий уровень знаний воспитанников о мире духовной красоты, отсутствие устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности.

Актуальность проблемы:

В условиях введения ФГОС в ДОУ преимущественно на принципах индивидуализации встает вопрос о необходимости использования различных видов деятельности для развития дошкольника по всем пяти образовательным областям. Огромные возможности для решения данных задач представляет театрализованная деятельность. Из практики видно, что самыми популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность, имеющая в своей основе игровую этиологию. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности театра.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, позволяя ребёнку глубже познать окружающий мир, приобщая его к родной культуре, литературе, театру.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей в общении, неуверенности в себе. Увлеченность дошкольников театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребёнка – все это удивляет и привлекает.

Актуальность проекта обусловлена недостаточным вниманием педагогов и родителей к искусству театра, слабо сформированными игровыми навыками дошкольников, желанием сделать образовательный процесс в дошкольном учреждении многогранным, интересным и увлекательным, способствующим решению всех педагогических задач, представленных в современных нормативных документах.

Цель проекта:

Развитие творческих способностей воспитанников дошкольного возраста средствами театрализованного искусства.

Задачи проекта:

Для воспитанников:

· расширять представления воспитанников о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорациях;

· способствовать развитию коммуникативных навыков воспитанников;

· развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников;

· формировать у воспитанников первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса)

Для педагогов:

· создавать условия для развития творческой активности воспитанников в театральной деятельности;

· обеспечивать условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.

Для родителей:

Повышать уровень компетентности по использованию театрально-игровой деятельности в развитии ребенка.

Второй этап

Организация деятельности детей в рамках проекта.

Виды деятельности

Совместная деятельность с педагогом

Самостоятельная деятельность в развивающей среде

1. Познавательно-исследовательская

(исследование объектов окружающего мира и экспериментирование

с ними)

Беседы: «Что такое театр?» (просмотр театрализованных уголков в других группах)

«Виды театра»

«Правила поведения в театре»

«За кулисами»

«Главные волшебники театра: актеры, режиссеры» театральная игра: Актер и режиссер.

Просмотр презентаций: «Как вести себя в театре» «Театрализованные профессии» Рассматривание карточек с изображением эмоций. Игра: «Угадай эмоцию»

Дидактические игры: «Играем в театр» «Театральное лото» «Театральные предметы»

Систематизация предметов: «Назови все, что бывает…» (по цвету, по форме, по способу передвижения, по агрегатному состоянию)

1. Оформление книжного и театрального центра.

2. Подбор книг, иллюстраций, фотографий с видами театра, актеров, костюмов.

3. Рассматривание иллюстраций:

«Здания театра»

4.Конструирование

из кубиков: «Большой театр»

5. Настольно-печатные игры:

- «Сказки»

- «Собери сказку»

- «Что лишнее»

- «Лото»

2.Коммуникативная (конструктивное общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками)

1. Составление творческих рассказов:

«Я работаю в театре»

«Я сказочный герой»

2. Пересказ сказок по мнемотаблицам:

«Заюшкина избушка», «Зимовье зверей»,

«Волк и семеро козлят»

3. Творческая речевая деятельность:

«Разговор по телефону» - развитие диалогической речи. Темы разговора: «Какая сегодня погода?», «Давайте познакомимся».

«Звукорежиссеры» - Оживляем картинку из сказки (диалог между героями сказки).

5.Словесное творчество. Сочинение собственных сказок на заданную тему с последующим их обыгрыванием. Примерные темы: «Волк - полицейский», «День рождения козлят».

1. Словесно-дидактическая игра:

- «Сравни зверей»

- «Козлята и зайчик»

- «Кто где живет?»

2. Д/игры:

«Закончи предложение»;

«Что лишнее?»

3.Дидактические игры:

«Назови ласково»,

«Слушай и показывай»

«Разрезные картинки»

«Найди пару»

4.Игра – имитация: «Догадайся, о ком я говорю»

3. Двигательная деятельность детей

1.Физкультурные занятия;

2. Прогулки с элементами театрализованных игр;

3. Подвижные игры:

- «Рыжая лиса»

- «Мишка бурый»

- «Волк и козлята»

4. Утренняя и бодрящая гимнастики с использованием сказочных физминуток

- «Если нравится, тебе-то делай так»

- «Буратино»

- «Бабушка яга»

1.Спортивные упражнения:

- «Балерина» - упражнения на развития равновесия

- «Зайчики» - прыжки на двух ногах с продвижением вперед

- «Петрушки» упражнения на развитие координации

2. Игровые упражнения:

- «По тропинке шел медведь»

3. Подвижные игры:

- «Мы веселые ребята»

- «Хитрая лиса»

4.Изобразительная

1. Иллюстрирование прочитанных сказок

Pисование:

«Избушка зайца"»,

«Рыжая лиса»,

«В гостях у козлят»

2. Лепка из пластилина:

«Заяц и лиса»

3. Творческая мастерская

«Герои из сказок»

1. Рисование:

«Мой любимый сказочный герой»; «Моя любимая сказка»

2. Рисование с помощью трафаретов: «Сказочные животные»;

3. Раскрашивание раскрасок:

«Сказочные герои», «Волшебные предметы»

«Сюжеты сказок»;

5. Музыкальная

1. «Послушай и изобрази» - создание художественного образа с помощью музыки – «весёлые медвежата», «хитрая лиса», «грустные зайчики», «косолапый медведь»

2. Обыгрывание песенок «Ёжик», «Колобок», с использование атрибутов, элементов костюмов.

3. Хоровод

«С нами пляшут звери»

4. Вокальная мимика: игра

«В домике моем тишина»

5. Дидактические игры:

«Угадай инструмент»

«Музыка или шум»

1.Прослушивание сказок с музыкальными фрагментами

2. Музыкальная игра:

«Сочини свой танец»

3. Танцевальные движения:

- «Полочка»

- «Козлик»

- «Топотушки»

- «Пружинка»

4. Игры на музыкальных инструментах.

5. Концерт:

«Дети - детям»

6. Игровая

1.Игровое творчество (последующее обыгрывание сюжетов). Изменение конца сказки, введение новых героев (Заюшкина избушка). Варианты: «Заяц не пустил лису в свой дом», «Заяц и лиса находят общий язык», «Заяц встречает охотника».

2. Пантомимическая игра:

«Узнай героя» - этюды на выразительность пластики и эмоций.

3. Разминка:

«Игра с куклами»

4. Игра с зеркалами:

«Изобрази настроение»

театральный этюд: «Мое настроение»

5. Решение проблемы творческого характера: «Как успокоить плачущую девочку» 6.Игровые упражнения:

«Покажи с помощью мимики, что ты съел»

«Покажи с помощью жестов свое ощущение» (я замерз, мне грустно, мне весело и т.д.)

1.Сюжетно-ролевые игры:

- «Семья» сюжет:

«Поход в театр»

- «Актер и режиссер»

- «Магазин костюмов»

2. Игры с настольными театрами:

- «Заюшкина избушка»

- «Волк и семеро козлят»

- «Зимовье зверей»

3. Инсценировки любимых сказок с использованием костюмов, масок, театральных кукол.

7. Восприятия художественной литературы и фольклора

1.Чтение произведений: С. Я. Маршак «Театр» В. Миодушевский « В театре» А. Бaрто "В театре" "Вежливое слово" 2. Чтение русских народных сказок:

"Заюшкина избушка"

"Зимовье зверей" "Волк и семеро козлят"

3. Заучивание театральных этюдов: "Мое настроение" "как фонарики горят" "Театр"

4. Отгадывание загадок: "Волшебный сундучок бабушки - забавушки" "Театральные загадки" 5. Пересказ прочитанных сказок с использованием театральных кукол.

1. Рассматривание альбомов: "Виды театра" "Театрализованные профессии" "Театральные здания" 2. Рассматривание иллюстраций к сказкам и иллюстрации сказочных героев. 3.Рассматривание иллюстраций с изображением писателей-сказочников.

Работа с родителями

· Беседы

· консультации

· анкеты

1. «Театрализованная деятельность дошкольников»

2. «Домашний театр»

3. «Театрализованная деятельность в развитии речи »

Практические задания

1. Систематизация материалов по теме в виде альбомов: «Виды Театра», «Правила поведения в театре», «Театральные профессии»

2. Совместное творчество с детьми «Герои сказок»

Работа с педагогами

1. Перспективное планирование по теме.

2. Конспекты занятий по теме проекта.

3. Музыкальные СД диски.

4. Картотеки театрализованных игр

5. Картотека игр по русским народным сказкам

6. Мнемотаблицы к сказкам

7. Презентация проекта.

Работа с социальными партнёрами

1. Конспекты мероприятий.

2. Фотоальбом «Театр и дети»

3. Посещение представлений в других группах

Третий этап:

Презентация материалов проекта:

Коллектив объединения "Театр" Дома детского творчества с.Бураево РБ

Кукольный театр универсален – его спектакли увлекают в равной степени и взрослых, и детей. Данное мероприятие дает возможность взрослым - зрителям вновь окунуться в детство, а детям немного повзрослеть, погружаясь в мир эмоций и переживаний, переданных на доступном им уровне, театр их сближает.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение Отдел образования муниципального района

Бураевский район Республики Башкортостан

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества с.Бураево Бураевский район Республики Башкортостан

Мероприятие

на тему

« Волшебный мир театра »

Сахибгараева Ф.Ф.

педагог дополнительного образования

МБОУ ДО ДДТ с.Бураево

2015г.

Цель: Знакомство и привлечение детей к миру театра. Формирование интереса к театральной деятельности. Обратить внимание детей на то, что театр способен раскрыть новые качества человека и воспитать его хорошим, добрым и отзывчивым.

Задачи:

1.Обучающие :

Сформировать представление о театральном искусстве, познакомить с историей возникновения театра.

2. Развивающие:

Развивать познавательный интерес, творческие способности, внимание и наблюдательность.

Развивать правильное понимание театральной терминологии и использования ее в речи.

3. Воспитывающие:

Воспитывать у детей на примере импровизации положительные качества, необходимые для творчества.

Воспитать эмоционально – положительный взгляд на мир театрального искусства.

Ход мероприятия

Педагог - Здравствуйте, ребята, наши гости уважаемые!

Я рада всех вас видеть!

Игра.

Много, много, много вас друзья,

Узнаем мы, кто есть кто сейчас!

Шел по крыше воробей,

Собирал своих друзей.

Сядут Оля и Кристина!

Пляшут Марийка и Марина!

Хохочут Ваня и Татьяна!

Чихают Джульетта и Егор!

Охают Андрей и Люда!

Улыбаются Амалия и Валентин!

Много, много, много вас!

Вы ребята просто класс!

Педагог Прекрасный сегодня день, поприветствуем друг друга. Глядя с нежностью в глаза, с улыбкой на губах и, протягивая соседу руки, будем передавать добрые ласковые слова, и выражения.

Дети протягивая соседу руки, передают добрые ласковые слова, и выражения.

Педагог Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в необычную, сказочную страну, в страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери. Вы догадались, что это за страна?

Дети: - ТЕАТР!

Педагог Ребята, вы были когда-нибудь в театре? Какой вы спектакль смотрели? Что вы видели там? А за занавес который скрывает артистов, вы бы хотели попасть?

Тогда возьмитесь за руки, и я поведу вас в сказочный мир театра.

(ходьба змейкой по всей группе под песню «Маленькая страна»)

Педагог Осторожно впереди лестница, она спускается вниз. Ну, что не боитесь идти по ней? Тогда вперёд! (имитация движения вниз – ходьба с постепенным приседанием до корточек).

Теперь лестница поднимается вверх (ходьба с приседанием до полного роста). Все выше и выше.

Педагог -Наконец-то мы пришли. Давайте отдохнем,и если мы все вместе сейчас закроем глаза, то произойдет настоящее чудо!

Ребята, куда ведёт эта дверь?

Помните, чем открывал потайную дверь Буратино?

Ответы детей.

Педагог А чтобы открыть эту дверь нужно отгадать загадки.

Писатель пьесу написал,

В театр он ее отдал.

Получит роль свою актер,

Поставит пьесу … (режиссер)

Чтоб за живое зрителя задеть,

Приходится актеру даже петь,

Он в творчестве своем атлант,

В актере главное… (талант)

Звенит звонок,

окончен акт,

И начинается … (антракт)

Сыграть в нем все мечтают дети,

И знают все его на свете

Киножурнал любимый наш.

И он зовется … («Ералаш»)

Вот на спектакле целый класс,

Начнется действие сейчас.

Чтоб не мешал нам перезвон

Все отключили… (телефон)

Из картинок и начальных букв слов – отгадок на экране складывается слово «ТЕАТР» слайд – открытой двери в мир театра

Педагог Ну вот ребята, мы в Театре.

Ребята, что нам нужно приобрести, чтобы пойти в театр?

Ответы детей.

Где их можно купить?

Ответы детей.

На экране появляется касса.

Отправляемся в кассу за билетами.

Надевайте шапочки, и занимайте места у кассы.

Рассказчица: Театр открывается, к началу все готово

Билеты предлагаются за вежливое слово.

В три часа открылась касса

Собралась народу масса.

Даже ежик пожилой

Притащился чуть живой.

Кассир: Проходите, милый ёжик, вам билет в каком ряду?

Ёж: Мне поближе, плохо вижу, вот…

Спасибо! Ну, пойду!

Рассказчица : Говорит овечка.

Овечка: Мне одно местечко! Вот мое…

Благодарю – доброе словечко.

Рассказчица : А вот и утка.

Утка : Кряк! Целый ряд для меня и моих утят!

Рассказчица : И прокрякала утка

Утка : Доброе утро!

Рассказчица: Прискакал олень

Олень: Добрый день! Если только вам не лень,

Уважаемый кассир, я бы очень попросил

Мне, жене и дочке во втором рядочке

Дайте лучшие места. Вот мое

Пожалуйста!

Рассказчица: И вдруг, отпихнув стариков, петухов, барсуков,

Ворвался косолапый, отдавил хвосты и лапы,

Стукнул зайца пожилого…

Медведь : Касса, выдай мне билет!

Кассир : Ваше вежливое слово?

Медведь : У меня такого нет!

Кассир: Ах, у вас такого нет? Не получите билет!

Медведь: МНЕ БИЛЕТ!

Кассир:

Нет! Нет!

Не стучите – мой ответ!

Не рычите – мой совет!

Рассказчица: Кассир медведю билет не дал.

Косолапый зарыдал.

Ну что, косолапый, теперь ты знаешь вежливые слова? Так покупай же скорее билет.

(Медведь покупает билет.)

Педагог Занимайте свои места согласно номерам на билетах, как в театре.

/шум театра/.

Педагог: Что ж, вижу, что все готовы. Ребята вы уже много знаете о театре, а сегодня что- то услышите впервые.

Многие из вас любят театр, но далеко не все знают, что театр возник давным-давно примерно 2,5 тысячи лет назад, в Древней Греции. «Театр» - слово греческого происхождения, означающее «место для обозрения».

Жители этой страны – древние греки, строили театры под открытым небом. В театре были высокие зрительные места и сцена, где актеры разыгрывали спектакли и пьесы грустные и весёлые. (слайды)

Когда актеры исполняли грустную пьесу – трагедию они надевали на лицо грустные, хмурые маски. Оденьте грустные маски. Повторите трагедия – грустная пьеса. Если на сцене разыгрывалась веселая пьеса – комедия, актеры надевали веселые, улыбающиеся маски. (слайды) . одевайте весёлые маски. Давайте вместе скажем комедия вместе. Так как называется грустная пьеса? А весёлая пьеса как называется?

Поиграем в игру «Зеркальце» где вы изобразите и трагедию и комедию. Встаньте парами лицом друг к другу. Тот, кому я дам рамочку, будет зеркало. Тому, кто смотрит в зеркало, нужно сказать волшебные слова, а какие? Придумывайте.

Ответы детей.

Педагог Свет мой, зеркальце скажи, да всю правду расскажи: какое у меня настроение?». Зеркало отражает, то есть повторяет настроение того, кто в него смотрится.

Педагог : А сейчас передайте рамку своему другу. Поиграем ещё раз. Молодцы. Прекрасно справились с заданием. Положите рамочки на стол, продолжим знакомство с миром театра..

Прошли годы и в городах появились большие, красивые здания – театры. (слайд). Ребята какие театра вы знаете в нашем городе?

Ответы детей.

Педагог : Заглянем во внутрь театра. Внутри театра есть большой зрительный зал. Центральное место в нем занимает сцена

А что такое сцена?

Ответы детей. /Площадка на которой выступают актёры. /

Педагог : Для того чтобы представление было ярким и красочным сцену украшают…. декорации. Что такое декорации?

Ответы детей.

Педагог : Конечно, декорации это они помогают зрителям оказаться у великолепного замка, или в дремучем лесу у избушки на курьих ножках. А кого ещё не хватает в театре на сцене?

Выходите ко мне, билетики положите на свои стульчики, попробуете себя в роли актёра.

Педагог : Какими умениями должен обладать актер?

Дети. Хорошо и четко говорить, красиво двигаться,

Менять выражения лица.

Педагог : Мы сейчас будем учиться некоторым моментам, которые необходимы артисту. /изменять голос, говорить с выражением, менять выражение лица, производить какие-либо жесты руками/. Начнём всё по порядку.

Педагог : 1.Хорошо и четко говорить – это называется сценическая речь.

А что для этого надо делать? Какие упражнения?

- Упражнение на дыхание

А теперь давайте сделаем сюрприз своим друзьям, надуем шарик. Надуваем его со звуком резко «С-с-с-с» Пошутите над другом, протяните руку, а горлышко отпустите, и шарик медленно сдувается «С-с-с-с-с». А теперь надуем маленький шарик со звуком «Сь-сь-сь-сь», и опять сдуваем его медленно «Сь-сь-сь-сь-сь».

Гимнастика или разминка для язычка.

История четвертая «Утро Язычка»

Утро Язычка начиналось рано. Надо было успеть переделать массу дел. Вставать не хотелось! Язычок зевал (соответственно), сладко потягивался (широко открыть рот и дотянуться языком до нёба). Прогнать остатки сна помогала зарядка. (Рот широко открыт, язык энергично поднимается и опускается под счет «раз-два» не менее 5 раз). Потом Язычок шел к умывальнику. Он чистил зубы изнутри и снаружи (провести несколько раз кончиком языка по внутренней и внешней поверхности зубов справа-налево и слева-направо), полоскал рот (прополоскать рот воздухом, перегоняя его из одной щеки в другую) и умывался (широким движением облизать губы, стараясь высунуть язык как можно больше) и вытирался полотенцем (облизать широким движением языка сверху – вниз верхнюю губку).

Потом Язычок проветривал свой домик и открывал все двери: сначала внутренние (зубы), а потом наружные (губы). Он высовывался наружу (соответствующее движение языка) и смотрел сначала налево, а потом – направо (соответственно). «Светит ли солнышко?». Язычок смотрел вверх (поднять язык вверх, к носу). «А луж нет?» Язычок смотрел вниз (соответственно). Если погода было хорошей, Язычок выходил на утреннюю пробежку. Он обегал свой дом, двигаясь сначала в одну сторону. Затем менял направление и бежал в другую. (Соответственно проделать языком круговые движения.Рот при этом раскрыт широко, движения языком с максимальной амплитудой.)

Завершив пробежку, Язычок делал несколько дыхательных упражнений (соответственно) и заходил в дом, закрыв за собой двери (Сомкнуть сначала зубы, а затем – губы.).

Ваш друг подарил вам яблоко. Кусаем яблоко и жуём закрытым ртом, теперь открытым ртом жуём звуки, пережёвываем. Жуём звук «а», «о», «у», «и», «э», «ы» Посмеялись открытым ртом звуком «А-а-а», тоненько посмеялись звуком «И-и-и», кругло посмеялись «О-о-о».

Проговорим скороговорку «Борис рассыпал Ларисин бисер». Проговорим – широко открыв рот. Проговорим,почти не открывая рта.

Скороговорки.

Давайте разделимся на три группы. Возьмите свои билетики они вам и помогут разделиться на группы. Вытягивайте себе скороговорку.

Проговорите её с разной эмоциональной окраской. Произнесли скороговорку: - гневно, со злобой; - с досадой; - с чувством вины; с чувством радости; задумчиво; мечтательно. Когда будете готовы покажите сигнал.

Педагог : 2.Красиво двигаться – это называется сценическое движение.

Упражнение на снятие мышечных зажимов

Представьте что вы на сцене, на вас смотрят восхищённые зрители.

Сейчас для вас будет звучать музыка. Вам надо передать её характер различными красивыми движениями. (во время выполнения упражнения воспитатель по ходу даёт оценку: как ты пластично двигаешься….)

Воспитатель: молодцы, вы были неотразимы.

3. Чтобы быть интересными зрителю – для этого что нужно делать актёру?

Менять выражения лица. А это называется мимика.

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в «Мимический кубик». Кто-либо из вас бросает кубик, вам выпадает фрукт или овощ. Нужно на лице изобразить его вкус.

Проводится игра «Мимический кубик».

Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Веер». Я вам показываю изображение лица, а вам надо произнести фразу «У нас гости» с такой интонацией в голосе, какое настроение вы увидите на изображённом лице. Вот например: испуганно «...».

Педагог : Это была лишь небольшая подготовка. Но и она позволит нам сейчас войти в волшебный мир театра в качестве актеров. Подойдите сюда. Это – зрительный зал, зрители с нетерпением ждут представления. Здесь – сцена, на которой стоят декорации, Я предлагаю вам сыграть небольшой спектакль, где вы должны будете применить все полученные сегодня знания, и, конечно, добавить свое творчество, воображение, чтоб сыграть выпавшую вам роль.

Итак, начинаем представление. Не забывайте голосом передавать характер героя. (показали) Дети уходят переодеваться. Выходит ребенок и объявляет.

Тише, гости, вы сидите!

Нашу сказку не спугните!

Здесь бывают чудеса, где же прячется она?

Сказку мы сейчас расскажем, и расскажем и покажем.

«ФРУКТОВАЯ ИСТОРИЯ»

Педагог: все замечательно справились со своей ролью, выступили как настоящие актёры. Ваша дружба, старание помогли вам показать сказку.

Вам понравилось в волшебном мире театра?

Педагог: Давайте вспомним, что мы узнали нового о театре.

1. В какой стране появился первый театр (В древней Греции).

2. Как называются весёлые спектакли (комедии), грустные (трагедии)

3. Что есть внутри театра (сцена, зрительные места).

Педагог : Давайте своё впечатление о театре выразим стихами.

«Волшебный мир – театр»

Ребёнок. Театра мир откроет нам свои кулисы,

Ребёнок. И мы увидим чудеса и сказки.

Ребёнок. Там Буратино, кот Базилио, Алиса

Ребёнок. Легко меняются герои, маски.

Ребёнок. Волшебный мир игры и приключений,

Ребёнок. Любой малыш здесь хочет побывать.

Ребёнок. Вдруг превратится в Золушку иль в принца,

Ребёнок. И всем свои таланты показать.

Ребёнок. Театр, словно чародей, волшебник,

Ребёнок. Своею палочкой волшебной проведя,

Ребёнок. И вот ребёнок, скромный и застенчивый,

Ребёнок. Сегодня вдруг играет короля.

Педагог: Пусть детство будет словно сказка,

Пусть чудеса творятся каждый миг,

И мир вокруг пусть добрым станет ласковым,

Добро над злом опять пусть победит!

Педагог: Ребята положите свой билетик в ящик со смайликом.

Я рада что вам всем понравилось.

Педагог: Сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества имени Клавдии Ивановны Назаровой» Муниципального образования «Островский район»

«Волшебный

мир театра»

КОНСПЕКТ ВВОДНОГО ЗАНЯТИЯ

Составитель:

педагог дополнительного образования

Сторожко Валентина Вячеславовна

г. Остров, 2016 г.

Раздел образовательной программы: «Вводное занятие».

Тема занятия: «Волшебный мир театра»

Цель: формирование интереса к театральному творчеству

Образовательная задача:

Познакомить детей с основами актёрского мастерства, определить основные качества, необходимые актёру (речь, пластика, творческое мышление);

Развивающие задачи:

Развивать творческие способности детей;

Формировать первоначальные навыки актёрского мастерства;

Воспитательная задача:

Воспитывать позитивное творческое отношение участников занятия к театральной деятельности.

Возраст участников: 7-10 лет.

Форма проведения: занятие-игра.

Тип занятия: комбинированный.

Приёмы: беседа, игра, задания-упражнения, практическая работа, обсуждение, подведение итогов.

Структура занятия

    Организационный этап.

- Знакомство. Введение в тему занятия.

- Игра на знакомство «Снежный ком».

    Основная часть

    Сценическая речь.

Дыхательные упражнения;

Артикуляционные упражнения;

3. Сценическое движение.

Упражнение на снятие мышечных зажимов;

- Упражнение на ориентацию в пространстве;

4. Актёрское мастерство.

Упражнение на развитие внимания;

Упражнение на развитие воображения и фантазии;

Театральная импровизация. Спектакль-экспромт.

    Заключительный этап.

- Рефлексия. Подведение итогов.

Конспект занятия

    Организационный этап

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Валентина Вячеславовна, я педагог дополнительного образования Дома детского творчества. Сегодня я предлагаю вам отправиться вместе со мной в увлекательное путешествие в один из волшебных миров. А как называется этот волшебный мир, вы узнаете, когда отгадаете загадки и составите слово из первых букв отгадок:

Писатель пьесу написал,

В театр он ее отдал.

Получит роль свою актер,

Поставит пьесу … (режиссер)

Чтоб за живое зрителя задеть,

Приходится актеру даже петь,

Он в творчестве своем атлант,

В актере главное… (талант)

Звенит звонок, окончен акт

И начинается … (антракт)

Сыграть в нем все мечтают дети,

И знают все его на свете

Киножурнал любимый наш.

И он зовется … («Ералаш»)

Вот на спектакле целый класс,

Начнется действие сейчас.

Чтоб не мешал нам перезвон

Все отключили… (телефон)

Из начальных букв слов – отгадок складывается слово «ТЕАТР»

Итак волшебный мир в который мы с вами сегодня отправимся называется – ТЕАТР. Но прежде чем мы с вами отправимся в наше путешествие давайте встанем в круг и познакомимся. А сделаем мы это с помощью игры «Снежный ком».

Вспомните, как мы катаем зимой снежный ком. Берём маленький комочек снега, и катая снежок по снегу увеличиваем его в размере. У каждого из вас есть имя. (обращаясь к ребёнку стоящему по левую руку) Вот как твоё имя? (ребенок называет своё имя). Представь, что ты маленький «снежок». (обращается к остальным детям) А вы ребята тот снег который будет прилипать к нашему «снежку». Сейчас «снежок» выберет к кому первому он покатиться. Подойдя к выбранному человеку «снежок» назовёт своё имя и возьмёт выбранного за руку, а тот в ответ назовёт своё имя. Затем «снежок» выбирает следующего, кто прилипнет к нему и уже вдвоём они подойдут к третьему участнику и назовут свои имена, сначала снежок, потом второй участник. Третий участник называет своё имя и берёт второго участника за руку. Далее все действия повторяются, пока вы все не очутитесь в одном большом «снежном коме».

Игра на знакомство «Снежный ком»

II . Основная часть

1. Беседа по вопросам о театральном искусстве.

Ну, вот мы и познакомились. Переходим к теме нашего занятия: «Волшебный мир театра». Сегодня мы попробуем приобщиться к театральному искусству и попробовать себя в качестве актеров. Для начала ответьте мне, пожалуйста, на несколько вопросов.

Что мы называем театром?

Зачем люди ходят в театр?

Нравится ли вам смотреть театральные представления?

Без кого не может существовать театр?

Кто сам хотел бы стать юным актёром?

Ребята, а знаете ли вы, что в нашем городе в Доме детского творчества есть несколько детских театральных коллективов, в которых вы тоже сможете, если захотите, научиться актёрскому ремеслу. Каждый коллектив имеет своё название, детский театральный коллектива которым руковожу я, называется «Маска». И сегодня я предлагаю вам почувствовать себя учениками нашей школы юных актёров и в конце занятия сыграть спектакль-экспромт. Согласны?

А как вы думаете, какими качествами должен обладать настоящий актёр? (ответы детей)

  1. Сценическая речь.
Для того чтобы стать хорошими актёрами мы на своих занятиях учимся хорошо и четко говорить – это называется сценическая речь.

Для начала мы учимся правильно дышать. И помогают нам в этом специальные упражнения.


Дыхательные упражнения

    Упражнение « Погреем ручки ».

Поставим ладошки перед губами и широко раскрытым ртом медленно выпускаем воздух на ладошку.

    Упражнение « Свечка ».

Поставьте указательный палец перед губами. Набираем носом в себя побольше воздуха, останавливаем дыхание, после чего выпускаем воздух изо рта тоненькой струйкой, так чтобы «пламя свечи» не колыхнулось.

    Упражнение « Снайпер ».

То же, что и «свечка», но воздух выдыхаем одномоментно и за максимально короткое время.

    Упражнение « Упрямая свечка».

То же, что и «снайпер», но воздух выдыхаем в несколько приёмов без дополнительного добора воздуха.

    Упражнение « Насосик и мячик ».

А теперь разбиваетесь на пары. Один из вас - «насосик», другой - «мячик». Вначале « мячик » сдут, то есть вы в расслабленной позе сидите на корточках на полу. « Насосики » со звуком « пс-с » и сгибаясь в пояснице до прямого угла « накачиваете » « мячик ». Каждое выпрямление – вдох, каждый наклон – выдох. « Мячик » постепенно « надувается ». При этом воздух набирается порциями. Когда « мячик » надут, « насосик » выдергивает « затычку », и « мячик » со звуком « ш-ш-ш » сдувается. Выдох происходит длительно.

Теперь вы поменяетесь ролями и повторите упражнение.

Ещё мы учимся правильно говорить, для этого нужны другие упражнения, например: Артикуляционные

    Упражнение « Рожицы ».

Поднимаем правую бровь. Опускаем. Поднимаем левую бровь. Опускаем. Поднимаем и опускаем обе брови. Не раскрывая губ, подвигаем нижней челюстью вверх, вниз, вправо, влево. Пораздуваем ноздри. Пошевелим ушами. Вытягиваем лицо. Расплываемся в улыбке. Не разжимая зубов, поднять верхнюю губу и опустить её. Проделываем то же самое с нижней губой. А теперь корчим рожи, « кто смешнее » или « кто страшнее ».

    Упражнение « Треугольник ».

С предельно точной артикуляцией произносим гласные в следующем порядке « А – О – У – Э – Ы – И ». Со второго раза добиваемся того, чтобы звук летел как можно дальше.

Усложняем . Добавляем согласную « Б ». « В ». « Г ».

Для тренировки дикции мы используем пословицы, скороговорки, стихи.

Давайте попробуем запомнить и произнести, например вот такую скороговорку:

ОТ ТОПОТА КОПЫТ ПЫЛЬ ПО ПОЛЮ ЛЕТИТ

А теперь попробуем проговорить её с разной эмоциональной окраской:

Гневно, со злобой;

С чувством радости;

С досадой;

Задумчиво;

С чувством вины;

Мечтательно.

    Сценическое движение.

Молодцы, чтобы стать настоящим актёрами мы так же учимся красиво двигаться – это называется сценическим движением.

Упражнение на снятие мышечных зажимов «Разбалансировка»

Каждый из нас - это одно целое, где голова, шея, руки, ноги, торс подчиняются команде мозга и работают сбалансированно.

Но теперь мы попробуем почувствовать и поработать каждой частью своего тела отдельно, так будто наши органы не зависят друг от друга. Как будто отключили магнит, который удерживал все вокруг себя. Движется только голова, корпус на месте. Шея. Правое плечо. Левое плечо. Теперь только корпус, при этом голова и ноги не двигаются. Корпус закрыли, открыли (раскрывается диафрагма). Только палец левой руки, только кисть, только локоть. Нижняя часть туловища, все остальное не движется. Правое колено, левое колено, оба колена. Части тела двигаются сами по себе, независимо от других частей тела.

Упражнение на ориентацию в пространстве «Молекулы и атомы»

Участники изображают броуновское движение молекул. По команде педагога: " Молекула-2, молекула-3 и т. д.", участники разбиваются на группы (атомы) по 2, 3 и т. д. человек. Если кому то не хватило места в атомах на несколько секунд они присаживаются на стулья. Как только звучит команда: "Молекула свободна", дети вновь начинают двигаться. Как только в команде образуется 2 участника, игра останавливается.

    Актёрское мастерство.

На наших занятиях мы, также учимся быть интересными зрителю – это называется актёрское мастерство. А чтобы совершенствовать в себе актёрское мастерство надо развивать своё воображение, фантазию, внимание, память.

Упражнение на развитие внимания «У тебя есть бум-бум-бум?» .

Один из вас сейчас выйдет за дверь, он будет водящим. С остальными мы загадаем, например предмет одежды, который у кого-то из вас есть, у кого-то его нет. После того как водящий вернётся в помещение, он будет задавать один единственный вопрос каждому из вас: «У тебя есть бум-бум-бум?». Если на вас сегодня есть этот предмет вы отвечаете: «Есть». Если же на вас сегодня нет этого предмета вы отвечаете: «Нет». Водящий должен догадаться какой предмет одежды мы загадали.

Упражнение на развитие воображения и фантазии

Представьте что вы, какой то сказочный персонаж, и постарайтесь без слов сыграть нам этого своего героя, чтобы мы узнали, кто вы загадали.

Театральная импровизация

Сегодня мы прикоснулись к деятельности актёра, которую он проходит для того, чтобы выйти на сцену к зрителю. Это была лишь небольшая подготовка. Но и она позволит нам сейчас войти в волшебный мир театра в качестве актёров. Я предлагаю вам сыграть небольшой спектакль, где вы сможете применить полученные сегодня знания, и конечно, добавите свое творчество, воображение, чтоб сыграть выпавшую вам роль.

Сейчас методом жребия мы распределим роли в нашем спектакле-экспромте. На столе лежат карточки с рисунками. Выберите одну карточку, картинка подскажет вам кто ваш герой. Действующие лица: котенок, солнце, 2 сороки, бумажка, петух, 2-3 курицы, щенок, лошадь, телега, бабочка, ветер.

Наш спектакль построен на экспромте, то есть играется сразу без репетиции, просто слушайте текст сюжета который буду читать вам я, и выполняйте действия по тексту.

«Котёнок» спектакль-экспромт

Сегодня КОТЕНОК впервые вышел из дома. Было теплое летнее утро, ярко светило СОЛНЦЕ, раскидывая свои лучи во все стороны. КОТЕНОК уселся посреди двора и стал щуриться на СОЛНЦЕ. Вдруг его внимание привлекли две СОРОКИ, которые прилетели и сели на забор. КОТЕНОК стал медленно подкрадываться к птицам. СОРОКИ не обращая внимания на котёнка стрекотали, не умолкая. КОТЕНОК высоко подпрыгнул, но промахнулся, а СОРОКИ улетели. Ничего не вышло. КОТЕНОК стал оглядываться по сторонам в поисках новых приключений. Дул легкий ВЕТЕРОК и гнал по земле БУМАЖКУ. БУМАЖКА громко шуршала. КОТЕНОК схватил ее, поцарапал немного, покусал и, не найдя в ней ничего интересного, отпустил. БУМАЖКА улетела, подгоняемая ВЕТЕРКОМ.
И тут КОТЕНОК увидел ПЕТУХА. Высоко поднимая ноги, ПЕТУХ важно шел по двору. Затем остановился, захлопал крыльями и пропел свою звонкую песню. Со всех сторон к ПЕТУХУ бросились КУРЫ. Недолго думая, КОТЕНОК бросился в стаю и схватил одну КУРИЦУ за хвост. Но КУРИЦА так больно клюнула КОТЕНКА, что он заорал истошным криком и отбежал в сторону.
В это время около дома остановилась ЛОШАДЬ с ТЕЛЕГОЙ, ЛОШАДЬ спокойно стояла и жевала сено, оставленное ей хозяином. КОТЕНОК подкрался и решил посмотреть на лошадь поближе, но ЛОШАДЬ так фыркнула на него, что он со всех ног бросился прятаться за ТЕЛЕГУ. Посидев немного за ТЕЛЕГОЙ, КОТЕНОК увидел БАБОЧКУ которая залетела во двор и порхала с одного цветка на другой. КОТЁНОК старался подкрадывался к ней несколько раз, но в самый решающий момент БАБОЧКА перелетела на другой цветок.

За этим занятием и застал КОТЁНКА соседский ЩЕНОК, пробегавший мимо забора. ЩЕНОК остановился и припадая на передние лапы, громко залаял на КОТЕНКА, а потом бросился во двор и попытался его укусить. В ответ КОТЕНОК громко зашипел, выпустил когти и ударил ЩЕНКА по носу. ЩЕНОК убежал, жалобно поскуливая.

КОТЕНОК почувствовал себя победителем. Он начал зализывать рану, нанесенную курицей. Потом КОТЕНОК почесал задней лапой за ухом, растянулся рядом с телегой во весь свой рост и заснул. Что ему снилось, мы не знаем, но КОТЕНОК почему-то все время дергал лапой и шевелил усами во сне. Так закончилось первое знакомство КОТЕНКА с улицей.

    Заключительный этап.

Рефлексия

По театральной традиции в конце каждого спектакля, репетиции, занятия актёры дарят друг другу аплодисменты. Сила аплодисментов является оценкой труда каждого участника работы. Оцените, как прошло наше занятие. Оцените работу ваших товарищей. Оцените свой вклад в работу.

Подведение итогов .

Сегодня мы с вами побывали в волшебном мире театра. Наверняка каждый из вас ещё не раз отправится в этот мир в качестве зрителя. А вот стать одним из волшебников этого мира смогут только те, кто пройдёт обучение в школе юных актёров. Поднимите руки те, кто из вас хотел бы попробовать свои силы в театральном искусстве? Всем спасибо! До следующей встречи!

Ребята занимают места в зрительном зале. С этого момента начинается их путешествие в мир Театра, знакомство с актерским мастерством. Проводятся игры и конкурсы для развития этого мастерства. Победители конкурсов в конце мероприятия показывают спектакль.

Цель:

Развитие познавательного интереса к миру театра.

Оформление:

Сцена украшена воздушными шарами, бумажными цветами. Можно оформить выставку «Театр глазами детей». На сцене – занавес. Ведущий до спектакля находится перед занавесом.

Атрибутика:

  • Билеты с указанием ряда и места;
  • Театральная маска;
  • Ромашка с лепестками – описаниями настроения;
  • Карточки – скороговорки;
  • Карточки с названиями предметов для пантомимы;
  • Костюмы и декорации для спектакля «Репка».

Роли:

  • Ведущая

Ход мероприятия

Перед входом в зал дети получают билеты, в которых указаны ряд и место. Дети занимают места (необязательно те, что указаны на билете).

Ведущая: Ребята, здравствуйте! Как поживаете? Хорошо или плохо? Если у вас все замечательно – похлопайте в ладоши! Как здорово! А настроение какое? Если хорошее – потопайте! У меня тоже отличное! И все потому, что сегодня нас ожидает самое настоящее путешествие. А вот где мы сегодня окажемся – это сюрприз!

Танцевальный номер «Сюрприз».

Ведущая: Ребята, для вас сегодня мы приготовили настоящий сюрприз! Это путешествие в волшебный мир театра! Хотите попасть за кулисы? Тогда вперед! Но… где же ваши билеты? Покажите мне их!

Дети поднимают билеты, показывают ведущей.

Ведущая: А теперь проверьте, свое ли место вы занимаете.

Ребята сверяют ряд и место, указанные на билете, с тем местом, на котором сидят. Приходят к выводу, что занимают не свое место.

Ведущая: Ай-яй-яй! Нужно срочно исправлять ситуацию! Подойдите к сцене. А теперь найдите свое место и займите его.

Под музыку дети ищут места, указанные в их билете.

Ведущая: Актер и актриса, премьера, антракт, театральная афиша и, конечно же, аншлаг – все это можно назвать одним словом – театральное искусство. А вы знаете, как зовут греческую музу, покровительствующую этому искусству? Имя ей – Мельпомена!

Выходит Мельпомена, читает монолог. Затем кланяется и уходит.

Ведущая: Ребята, с чего начинается театр? Правильно, с вешалки. Но ее мы уже благополучно миновали и оказались в зрительном зале. Заняли свои места, вот и в сказку нам пора! Итак, сегодня мы совершим путешествие в волшебную страну, чье громкое имя «Театр». Еще Шекспир сказал, что мир наш – это театр, а мы – актеры, которые играют различные роли. Вот и сегодня я предлагаю каждому определиться со своей ролью, а поможет нам в этом необычная маска.

Достает театральную маску, половина которой изображает грустное настроение, другая – радость.

Ведущая: Посмотрите, какая необычная маска. Ребята, как вы думаете, почему она является символом театрального искусства?

Дети отвечают, что актер должен уметь играть роль независимо от настроения, он должен уметь перевоплощаться.

Ведущая: Скажите, чем отличаются настроения у этой маски?

Одна половина грустная, другая – радостная.

Ведущая: Вот и первая наша актерская игра. Вам нужно определить настроение музыки и передать его мимикой.

Проводится игра «Актерское мастерство».

Ребята слушают отрывки классических произведений, передающих разное настроение, мимикой изображают характер музыки. Грустная – уголки рта опущены, веселая – подняты. Задействовать можно глаза и брови.

Ведущая: Замечательные вы актеры! Все у вас прекрасно получилось. Ну а теперь проведем кастинг на лучшего актера. Приглашаю на сцену желающих!

Проводится игра «Театральная ромашка».

Детям нужно произнести одну и ту же фразу: «Я люблю ходить в школу», но с разным настроением. Они вытягивают лепесток и определяют характер произносимой фразы: весело, грустно, нейтрально, задумчиво, агрессивно. Победителя выбирают по реакции зала – кому громче хлопали. Он получает роль деда в спектакле и уходит за кулисы готовиться, остальные возвращаются на свои места.

Ведущая: Актер должен уметь не только перевоплощаться, но также говорить громко и четко, чтобы его расслышали зрители даже с последних рядов! Ребята, а вы умеете громко говорить? Приглашаю на сцену громкоголосых!

Ведущая: Теперь познакомимся с понятием «Антракт». Ребята, вы знаете, что это такое? Так называется переменка для актеров и зрителей. В это время они могут отдохнуть. Я предлагаю провести физминутку!

Ведущая: Отдохнули, можно продолжать подготовку к спектаклю. Актер должен уметь превращаться в своего героя. Проверим, умеете ли превращаться вы! Кто желает попробовать свои силы в волшебном искусстве?

Проводится конкурс «Звериный хор».

Желающие делятся на три группы: собаки, кошки, мышки. В хаотичном порядке выстраиваются в шеренгу. Ведущий поет строчку из известной песни, участники продолжают петь по очереди на «своем» языке. Например, ведущий поет «В траве сидел кузнечик», собака должна пролаять вторую строчку, кошка третью – промяукать, мышка – пропищать. Тот, кто сбивается с ритма, поет не на «своем» языке – выбывает из игры. Три победителя распределяют между собой роли Жучки, кошки и мышки.

Ведущая: Главная актриса в театре – прима. У нее самая значительная роль в спектакле, у нее больше поклонников, ее любят и уважают. Вот и мы сейчас выберем актера на главную роль в спектакле. Прошу желающих подняться на сцену!

Конкурс «Пантомима».

Участники получают карточку с названием предмета посуды. Их задача – без слов показать предмет так, чтобы зрители догадались, что показывается. Если зрители не могут отгадать предмет, участник выбывает из игры. Оставшиеся участники переходят на второй этап кастинга – показывают пантомимой какой-либо овощ, на третьем этапе показывают животное. Конкурс продолжается до выявления победителя, который будет играть роль Репки. Он уходит за кулисы.

Ведущая: Ну а пока наши актеры готовятся, предлагаю пошевелить извилинами!

Ведущая: Актеры подготовились. Зрители готовы? Тогда прошу сидеть тихо, слушать внимательно, реагировать в конце спектакля бурно! Внимание, сказка начинается!

Демонстрация сказки «Репка». После окончания спектакля актеры выходят на поклон, зрители хлопают.

Театр – это волшебный, прекрасный мир. Театр учит ребенка видеть прекрасное, нести в жизнь добро и красоту.

Для того чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в различных видах деятельности, поэтому так важно с самого раннего детства приобщать ребенка к музыке, живописи, литературе, театру.

Театральная деятельность развивает ребенка целостно: эмоционально и интеллектуально, духовно и физически. Совершенствует артистические навыки, побуждает их к созданию новых образов, развивает и воспитывает положительные качества личности, способствует коррекции негативных проявлений, так же развивает: ощущения, чувства и эмоции, воображение, фантазию, внимание, память, волю.
Формируются навыки и умения: речевых, коммуникативных, (навыки взаимодействия с другими людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор) организаторских, двигательных способностей.

Театр – одна из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни. Театр открывает перед ребенком возможность активного проявления себя в самых различных видах деятельности в жизни. Причем роли иногда резко отличаются от нашего характера. К.С.Станиславский писал: «Все, конечно, знают наше актерское свойство: некрасивый хочет быть на сцене красавцем, низкий – высоким, неуклюжий – ловким. Актеры часто ищут на сцене того, что им не дано в жизни». Также и дети. Роль может раскрыть в ребенке то, что в нем скрыто.

Театральная постановка – продукт совместной деятельности , который требует концентрации сил каждого участника. Каждый участник совместного театрального творчества вносит свой вклад, понимая при этом, что и от его усилий зависит общий успех.

От чего зависит успех использования технологии, конечно же, от увлеченности, искреннего интереса к данной деятельности, чтобы в процессе творческого взаимодействия с ребенком педагог осознавал важность процесса воспитания и развития ребенка.

В воспитании и обучении детей я решила уделить особое внимание театрализации сказок. В сказках персонажи делятся на отрицательных и положительных героев. Сказки служат для детей первым уроком нравственности и морали. В них добро всегда побеждает зло. Это настраивает ребенка на оптимистическое восприятие жизни, формирует положительные черты характера и навыки общественного поведения.

Основной целью является – развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Синтетический характер всех театрализованных представлений может успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи: развить художественный вкус; сформировать нравственное отношение к окружающему миру и его явлениям; научить детей слушать, воспринимать, пересказывать, сочинять; овладение средствами образной выразительности и освоение правильной речи; формировать чувство уверенности в своих силах; сформировать устойчивый интерес к театральному искусству.

Театр это школа , потому что он рассказывает о мире, о жизни. Одна из важнейших функций театра – это познавательная функция. Благодаря ей осуществляется передача социального опыта от одного поколения к другому. Поэтому так важно приобщение к театру юного поколения.

Социальное становление личности ребенка является одной из наиболее важных задач воспитания. Социализация – это процесс формирования личности будущего члена общества. Главное, это воспитать свободного, интеллигентного, культурного человека – формирование гармоничной, творчески активной личности. В этом смысле искусство театра призвано оказать огромное влияние на образовательный процесс. Выполняет огромную воспитательную роль, и тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества.

Важным является процесс репетиций, творческого переживания и воплощения. Мы должны стремиться к тому, чтобы театрализованные игры сохраняли непосредственность детской игры, дети сами придумывали диалоги, действующих лиц, самостоятельно искали выразительные особенности своего героя, используя мимику, позы, жесты, песенные, танцевальные и игровые импровизации. Главное – это понимание смысла и атмосферы пьесы.

И, конечно же, развитие речи – важный этап развития детей. У некоторых детей есть проблемы с техникой речи: торопятся, «глотают» буквы, речь невыразительна и монотонна, а в процессе подготовки спектаклей легче помочь детям сформировать правильное четкое произношение, научить точно и выразительно передавать мысли, развивать воображение, умение представить то, о чем говорится, расширять словарный запас.

Прежде чем приступить к театральной деятельности, я изучила различные методические рекомендации по организации и проведению театрализованных игр, в том числе во время обучающих занятиях, развивающих и подвижных играх.
Детей необходимо учить управлять своим эмоциональным состоянием, формировать у них адекватное поведение. Для этого целесообразно проводить различные театрализованные этюды и упражнения, подобрала дидактический игры и литературный материал.

Для развития двигательной активности и координирования моторики собраны различные гимнастические упражнения и подвижные игры, подобраны упражнения для пальчиковой гимнастики.

Для коррекции речевого развития сделана подборка упражнений на развитие фонематического слуха, артикуляционные упражнения, пословицы, поговорки, скороговорки, упражнения на развитие просодической стороны речи, ее интонационной выразительности.

Работа по развитию связной речи и расширению активного словаря основывается на описательных рассказах, пересказах знакомого текста или какого-либо события.

Для развития творческого воображения используются сказки без начала и конца, этюды с незавершенным действием. Или сценки с отсутствием действующих лиц. Также для работы над мимикой используются упражнения с элементами пантомимы.

Очень важно уделить большое внимание созданию условий в группе: место для расположения самостоятельной художественной деятельности, подобрать игрушки по сюжетам сказок, музыкальные инструменты, плоскостные, пальчиковые, перчаточные театры, приобрести и изготовить маски, шапочки, костюмы, атрибуты

Родители не должны находиться в стороне. Ими изготавливаются ширмы, костюмы. Посещают театры нашего города, совместный просмотр неотъемлемая часть воспитания и приобщения детей к театральному творчеству.

Знакомить детей с театральной куклой и театрализованными играми начинаем в первой младшей группе.

Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и драматизации, которые показывают воспитатели и старшие дошкольники. Встреча с театральными куклами помогает детям расслабится, снять напряжение, создает радостную атмосферу. Главный герой для малышей – это Петрушка добрый и веселый персонаж. Занимаясь с детьми стремимся вызвать у детей положительные эмоции к театральной деятельности, побуждаем детей общаться с куклой; читать с Петрушкой сказки, выучить стишки, потешки, не препятствуем стремлению поиграть с персонажами – игрушками. Побуждать детей отзываться на игры – действия со звуками живой и неживой природы, подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово. Для работы театральной деятельности созданы элементы предметно – пространственной среды «Сказочный домик», «Волшебный лес».

Начиная со второй младшей группы, знакомим с различными видами театров. Работу над кукольным театром и театрализованными играми ведем параллельно. Для этого используем этюды, прививаем навыки различных эмоций, настроений, отдельных черт характера. Работаем над интонацией, темпом, умением менять силу звука, имитировать характерные действия персонажей. Знакомим детей с приемами вождения кукол, учим сопровождать движения речью или простой песенкой. Для театральных игр в театральный уголок оснащен различными элементами костюмов и атрибутами как внешние символы роли.

В средней группы стремимся объединить кукольный театр с театрализованной игрой в единое целое. Дети сами выбирают вид деятельности кукольный или драматизация, разыгрывают несложные представления по знакомым сказкам. Знакомим детей с приемами кукловождения бибабо, пальчикового театра, театра картинок на руке. Активно развиваем режиссерскую игру, разыгрываем настольный театр. Совместно с детьми изготавливаем настольный театр, это принесет большую радость, и гордость, ведь они сделаны своими руками. Родители помогли нам с персонажами для пальчикового театра связанного из разноцветных ниток.

В старшей группе роль кукольного театра несколько уменьшается, дети активно участвуют в театрализованных играх. Дети самостоятельно выбирают средства для передачи образов, передачи диалогов, действия героев, вводят свои реплики, появляется желание попробовать себя в разных ролях. Конкурс на лучшее изготовление театрального атрибута – «Волшебная шляпка» внес в атрибуты новые роли, красочным стал театрализованный уголок, дети стали проявлять больше желания для игр. Созданные две детские творческие группы для подготовки и проведения спектаклей под руководством воспитателя вносят соревновательный дух, и повышает мотивацию занятий по театру. С театральными представлениями мы ходим в гости к малышам.

В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более сложными характеристиками героев, трудными сценами. Дети самостоятельно организуют театральные игры, самостоятельно выбирают сюжет, сказку, готовят необходимые атрибуты и декорации, заимствуя их из сюжетно – ролевых игр, Распределяют между собой обязанности и роли. Оценивают игру актеров, нравственную идею, средства выразительности и элементы оформления спектакля. Владеют навыками театральной культуры, правила поведения во время спектакля, действия, игры. Увлеченно слушают рассказы об истории театров нашего города, с удовольствием посещают экскурсии, просматривают фото и видео материалы.

Используя в работе с детьми театрализованные игры, мы основываемся на представлениях выдающегося русского психолога Л.С.Выготского о роли творчества в развитии ребенка «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».

Я вижу, что мои дети по-другому, ответственно и серьезно, начинают относиться ко всему, что их окружает в этом мире. С трепетом и нежностью относятся к щенку. Восхищаются распускающимся цветком. Могут остановить мальчишку, ломающего ветку дерева или из рогатки прицеливающегося в птицу. Переживают неудачи и искренне радуются успехам друг друга, поддерживают друг друга.

Я думаю сто из каждого моего ребенка получается настоящий Человек.

А это самое главное для учителя, наставника, друга.



Загрузка...
Top