Доктор искусствоведения геннадий викторович попов. «Безразличие к культурному наследию — это хуже войны

Моими героями стали школьники от шести до десяти лет. Именно они еще пропускают жизнь через сердечки, и оттого непритворны и честны. «О чем бы ты хотел спросить у Бога?», «Что бы ты хотел попросить у Бога?» и «Что бы ты хотел рассказать Богу?» - с такими вопросами я обратился к детям. Результат превзошел все ожидания. Я получил более трех тысяч ответов. Веселые, печальные, озадаченные, отчаянные, но живые, живые. Дети знали, что обращаются не к мамам, папам или любимым учителям, а к кому-то самому главному, всесильному и все понимающему. Поэтому их ответы столь обжигающе искренни и пронзительно доверчивы.

От автора

Эта книга родилась не случайно. Ее герои живут рядом со мной, не ведая, что они лицо нашей жизни, зеркало ее, камертон. У них свой мир. Особенный. Мир, от которого мы, взрослые, все время удаляемся, не оглядываясь. И чем дальше, тем не понятнее становится нам эта страна - страна детства. А дети живут своим представлением о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии - они на "ты" с вечностью.

Будучи в Израиле, в центральной газете "Вести" я прочитал отрывки из книги американского писателя Стюарта Хемпли. Это были забавные фразы из писем маленьких американцев Богу. Меня словно обожгло - вот оно. Захотелось поскорей домой. Не терпелось узнать, что же наши дети могут сказать Всевышнему. Ведь на Западе восприятие Бога впитывается с молоком матери. Да и окружающая действительность там устойчива, солидна, незыблема.

Моими героями стали школьники от шести до десяти лет. Именно они еще пропускают жизнь через сердечки, и оттого непритворны и честны. "О чем бы ты хотел спросить у Бога?", "Что бы ты хотел попросить у Бога?" и "Что бы ты хотел рассказать Богу?" - с такими вопросами я обратился к детям. Результат превзошел все ожидания. Я получил более трех тысяч ответов. Веселые, печальные, озадаченные, отчаянные, но живые, живые. Дети знали, что обращаются не к мамам, папам или любимым учителям, а к кому-то самому главному, всесильному и все понимающему. Поэтому их ответы столь обжигающе искренни и пронзительно доверчивы. В них проступают будущие поэты, художники, гуманисты. Но ребята могут никогда ими не стать. Мы, взрослые, сделаем их себе подобными. Подобными тем, кто живет в сегодняшнем безумном мире с пресыщенной незначительной прослойкой и крайней нищетой большинства, с полным отсутствием нравственности, когда брат грабит брата, друг разоряет друга, а в среде так называемых общих интересов властвуют волчьи законы.

Великий гуманист и педагог Януш Корчак призывал взрослых возвыситься до духовного мира ребенка, а не снисходить к нему. Ведь восприятие мира детьми, детская эмоциональность и нравственная реакция на окружающую действительность отличаются своеобразностью, тонкостью, непосредственностью.

Книга "Дети пишут Богу" адресована всем - взрослым и детям. Она вне возраста. Потому что она обращена к Богу, а значит - к душе человека.

Улыбайтесь, взрослые, над мыслями детей, вздрагивайте, плачьте. И если это случится, значит есть у вас душа. И слава Богу. Ну а дети - как можно чаще обращайтесь к Господу и тем самым сохраните в себе все человеческое.

Сборник из книги Михаил Дымов «Дети пишут Богу»

Здравствуй, Господи. Как у Тебя дела? Как живешь? Как здоровье?

Женя, 2 кл.

Когда кончатся издевания надо мной в классе?

Тоня, 4 кл.

Если Ты устроишь конец света, кто же на тебя будет молиться?

Петя, 4 кл.

За что Ты наказываешь добрых людей?

Федя, 3 кл.

Вообще-то я не верю в Тебя. Вот скажи, почему люди не видят Тебя?

Синее небо, Господи, это когда у Тебя хорошее настроение?

Надя, 3 кл.

Куда уходит время? В седину?

Люди так страдают на Земле, неужели в Твоем аду еще хуже?

Радик, 4 кл.

Как Ты полагаешь, что жалостливей: "Подайте ради Христа" или "Подайте ради Бога"?

Боря, 3 кл.

Я понял, что Ты самый главный на Земле, хоть и живешь на небе. А Тебя не переизберут?

Сеня, 1 кл.

Что Ты делаешь, когда идет дождь?

Люба, 3 кл.

Я Тебя, конечно, люблю, но маму и папу больше. Это ничего?

А вот свечи в церкви продают, - это Твой бизнес?

Толик, 2 кл.

А когда мама мне покупает что-то вкусненькое, это Ты ей подсказываешь?

Галя, 1 кл.

Господи, Ты хоть мой новый адрес знаешь?

Ляля, 1 кл.

Марик, 3 кл.

Почему Иисус Христос отдал жизнь за грешников?

Саша, 4 кл.

Скажи, Господи, как я веду себя в обществе?

Алеша, 1 кл.

Почему весной, когда вечером Ты включаешь на небе звезды и дуешь на Землю теплый ветер и вокруг тихо-тихо, мне иногда хочется плакать?

Наташа, 2 кл.

А демократия, это когда одни имеют все, а другие - все остальное?

Гера, 3 кл.

Как это: на все воля божья?! И на лето, и на мамину болезнь, и на войну?

Марат, 2 кл.

Для чего мы живем?

Алла, 2 кл.

Тебе нравится, что творится на Земле?

Андрей, 4 кл.

У католиков один Бог, у мусульман - другой, у иудеев - третий, у лютерян - четвертый, у православных - пятый. Да сколько же вас там?

Игорь, 4 кл.

Ладно, Христос страдал ради людей, а ради чего страдают люди?

Гриша, 4 кл.

А когда на Земле стреляют, Ты что, не слышишь, Господи?

Валера, 2 кл.

Почему люди вначале влюбляются, а потом тихо плачут?

Андрей, 4 кл.

Ты не знаешь, помирятся ли мои родители?

Катя, 2 кл.

Что мне делать, мой организм никак не может долго отдыхать от пищи?

Клавдий, 4 кл.

Почему нищие просят милостыню около церкви, чтоб Ты отмечал, кто дает?

Человеку нельзя есть мясо, а котлеты?

Миша, 3 кл.

Боженька, а душу Ты мне вложил мою или чью-то?

Стасик, 2 кл.

Почему в мире существует зло?

Лена, 2 кл.

Давай поговорим как мужчина с мужчиной. Тебе моя Ленка нравится? Если "нет",почему Ты сделал так, что я все время смотрю на нее, если "да" - почему она на меня не смотрит?

Вова, 4 кл.

Господи, а вообще-то ты есть?

Александр, 2 кл.

Почему все мамы кричат?

Коля, 2 кл.

А я есть на самом деле?

Люба, 3 кл.

Что можно сделать в жизни, чтоб мама меня не била?

Леня, 2 кл.

Ну почему люди выпускают газы в атмосферу и портят небосклон?

Роберт, 3 кл.

Почему уже во втором классе многие мальчишки такие женолюбы?

Надя, 2 кл.

Можешь Ты мне дать ума и разума?

Федя, 3 кл.

Почему Ты такой - сначала плохой, а на другой день - замечательный?

Ты не знаешь, где мой любимый папа?

Диана, 2 кл.

Как Ты думаешь, будет у нас нормальный мир или нет?

Света, 3 кл.

Для чего я родился?

Марик, 3кл.

Когда началась на Земле любовь?

Катя, 4 кл.

Ты можешь мне дать удачу и надувную лодку?

Арвид, 3 кл.

Ты не знаешь, почему на Земле происходит такая несправедливость?

Есть ли у Космоса начало и конец, правая и левая сторона, верх и низ?

Ваня, 1 кл.

А какое Ты планировал будущее до нашей эры?

Александра, 1 кл.

Почему в школе не платят стипендию?

Женя, 2 кл.

Почему со мной никто не дружит?

Антон, 4 кл.

Почему Ты допускаешь, чтоб убивали животных?

Аркаша, 2 кл.

Может, я могу Тебе чем-то помочь?

Света, 2 кл.

Почему мы стареем?

Шурик, 3 кл.

Почему все так дорого?

Лева, 3 кл.

Ты можешь сделать, чтоб у людей не было несчастных случаев?

Лада, 2 кл.

Какая во мне душа, добрая или злая?

Ольга, 3 кл.

Почему Ты захотел создать Землю?

Андрей, 4 кл.

Знаешь, как стыдно быть ни за что бедным?

Ираклий, 4 кл.

Чего мне не хватает, чтоб Ты гордился мной?

Алеша, 4 кл.

Ну, а теперь Ты бы создал во второй раз человека?

Олег, 3 кл.

Как мне жить, чтоб все на свете были счастливы?

Лиза, 2 кл.

Зачем Ты создал этот мир, Ты что, не понял, что будет такая заморочка?

Марина, 4 кл.

Почему у нас раны заживают, а у Тебя нет?

Денис, 4 кл.

Как Ты думаешь, я хороший мальчик?

Гоша, 2 кл.

Почему люди осваивают жестокость?

Саша, 2 кл.

Я родился, глянул, а мир уже такой злой, жестокий.

Андрей, 4 кл.

Почему я так плохо учусь? Может, из-за учителей?

Гена, 3 кл.

Почему звери раньше говорили, а сейчас не умеют? Ну, вспомни, даже Змей беседовал с Евой.

Зачем Ты сделал человека главным на Земле?

Олег, 4 кл.

Почему, когда кого-то обидишь, настроение портится, а когда кого-то прощаешь, становится радостно?

Алла, 3 кл.

А атеисты у тебя что-нибудь просят?

Почему многие люди такие не солнечные?

Арина, 3 кл.

Время - это что?

Нина, 3 кл.

На каком языке говорят души?

Нельзя ли сделать, чтоб люди были культурнее, а то трудно с ними разговаривать?

Сергей, 3 кл.

Какой марки у тебя машина? Божественная?

Кузя, 4 кл.

Сколько верующих среди верующих?

Мама сказала, что я во сне плакал.Ты не помнишь, о чем мы с Тобой говорили?

Игорь, 3 кл.

Разве счастье положено не всем людям?

Аракдий, 3 кл.

Почему в Тебя веришь среди природы лучше, чем в городе?

Андрей, 3 кл.

Я бы попросила ума моим родителям, а то они меня совсем не понимают.

Надя, 3 кл.

Пусть на Земле никто никогда не плачет.

Сделай так, чтоб на Земле сломалось все оружие.

Костя, 4 кл.

Когда я умру, не хочу ни в рай, ни в ад. Хочу к Тебе.

Вера, 3 кл.

Пришли на Землю своего сына. Мы его не распнем.

От автора

Эта книга родилась не случайно. Ее герои живут рядом со мной, не ведая, что они лицо нашей жизни, зеркало ее, камертон. У них свой мир. Особенный. Мир, от которого мы, взрослые, все время удаляемся, не оглядываясь. И чем дальше, тем непонятнее становится нам эта страна - страна детства. А дети живут своим представлением о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии - они на «ты » с вечностью.

Будучи в Израиле, в центральной газете «Вести» я прочитал отрывки из книги американского писателя Стюарта Хемпли. Это были забавные фразы из писем маленьких американцев Богу. Меня словно обожгло - вот оно. Захотелось поскорей домой. Нетерпелось узнать, что же наши дети могут сказать Всевышнему. Ведь на Западе восприятие Бога впитывается с молоком матери. Да и окружающая действительность там устойчива, солидна, незыблема.

Моими героями стали школьники от шести до десяти лет. Именно они еще пропускают жизнь через сердечки, и оттого непритворны и честны. «О чем бы ты хотел спросить у Бога?», «Что бы ты хотел попросить у Бога?» и «Что бы ты хотел рассказать Богу?» - с такими вопросами я обратился к детям. Результат превзошел все ожидания. Я получил более трех тысяч ответов. Веселые, печальные, озадаченные, отчаянные, но живые, живые. Дети знали, что обращаются не к мамам, папам или любимым учителям, а к кому-то самому главному, всесильному и все понимающему. Поэтому их ответы столь обжигающе искренни и пронзительно доверчивы. В них проступают будущие поэты, художники, гуманисты. Но ребята могут никогда ими не стать. Мы, взрослые, сделаем их себе подобными. Подобными тем, кто живет в сегодняшнем безумном мире с пресыщенной незначительной прослойкой и крайней нищетой большинства, с полным отсутствием нравственности, когда брат грабит брата, друг разоряет друга, а в среде так называемых общих интересов властвуют волчьи законы.

Великий гуманист и педагог Януш Корчак призывал взрослых возвыситься до духовного мира ребенка, а не снисходить к нему. Ведь восприятие мира детьми, детская эмоциональность и нравственная реакция на окружающую действительность отличаются своеобразностью, тонкостью, непосредственностью.

Книга «Дети пишут Богу» адресована всем - взрослым и детям. Она вне возраста. Потому что она обращена к Богу, а значит - к душе человека.

Улыбайтесь, взрослые, над мыслями детей, вздрагивайте, плачьте. И если это случится, значит есть у вас душа. И слав Богу. Ну а дети - как можно чаще обращайтесь к Господу и тем самым сохраните в себе все человеческое.

Где Ты селишь души умерших и как Ты их отличаешь? Алик, 4 кл.

Господи, а где сейчас Христос, чем он занимается? Стелла, 2 кл.

Дай мне, пожалуйста, беременную куклу, тогда через 9 месяцев у меня будет кукла и куклята . Маша, 2 кл.

Если Ты устроишь конец света, кто ж на тебя будет молиться? Петя, 4 кл.

За что я родилась некрасивой? Катя, 4 кл.

Зачем Ты стираешь по утрам с неба звезды? Оля, 4 кл.

Как мне жить, чтоб все на свете были счастливы? Лиза, 2 кл.

Какие бы Ты поставил мне оценки за жизнь? Аркадий, 2 кл.

У Тебя есть ум или Ты весь состоишь из души? Женя, 3 кл.

Хотела бы попасть к Тебе домой в гости. На недельку. Алена, 1 кл.

Хочу, чтоб все люди жили счастливо и все дети хорошо себя вели с родителями и не были бандитами. Женя, 2 кл.

Что Тебе сделал мой папа, что ему так не везет? Вита, 3 кл.

Эх, мне бы Твои возможности! Олег, 2 кл.

Я долго думала, что попросить у Тебя. Может, собаку? Потом решила, зачем Тебя беспокоить по пустякам. Надо попросить что-то очень важное. Так вот, хочу, чтоб мама приходила с работы всегда веселая и добрая. Катя, 4кл.



Загрузка...
Top