Духовная культура личности и общества: понятие, формирование и развитие. Духовная культура и духовная жизнь человека

Духовная культура определение. Духовная культура - многослойное образование, включающее в себя познавательную, нравственную, художественную, правовую и др. культуры это совокупность нематериальных элементов нормы, правила, законы, духовные ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, язык, знания, обычаи. Любой объект нематериальной культуры нуждается в материальном посреднике, например - книга.

Духовная культура - сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества.

Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности. Выступая качественным показателем духовной жизни общества, духовная культура по своей структуре идентична структуре духовной сферы общественной жизни, которая в качестве системы представляет собой единство таких компонентов, как духовная деятельность, духовные потребности, духовное потребление, социальные институты, духовные отношения и общение.

Духовное производство - деятельность общества по производству, сохранению, обмену, распределению и потреблению идей, представлений, идеалов, научных знаний и других духовных ценностей. В сфере распределения и освоения духовных ценностей духовное производство охватывает образование, нравственное и эстетическое воспитание и другие формы приобщения к духовной культуре.

Духовное развитие - процесс обогащения духовного развития человека и общества, направленный на реализацию идеалов духовного развития культуры гуманизма, свободы, индивидуальности, творчества и др. Духовное развитие общества воплощается в развитии форм общественного сознания морали, религии, философии, науки, искусства, политического и правового осмысления социального прогресса. Понятие духовной культуры содержит в себе все области духовного производства искусство, философию, науку и пр показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества истину добро красоту.

Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни этим, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание.

Обозначенные выше стороны духовной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Они во многом и сегодня определяют уровень интеллектуального, нравственного, политического, эстетического, правового развития общества. Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также представляет итоги этой деятельности.

Таким образом, содержанием культуры становится вся человеческая деятельность. Человеческое общество и выделилось из природы благодаря такой специфической форме взаимодействия с окружающим миром, как человеческая деятельность. 3.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Духовная культура

Культура выступает одним из ведущих признаков планетарной цивилизации, отличает жизнь людей от жизни других живых существ на земле и возможных.. В узком смысле слова культура облагораживания телесных, душевных склонностей и.. Культура начинается там, где содержание обретает совершенную форму. Культура представляет собой целостный системный..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Духовная культура общества

«В мире есть только два владыки - меч и дух. И в конце концов дух всегда одерживает победу над мечом.»

Наполеон Бонапарт

Культурная деятельность общества во всех ее проявлениях и формах социальных объединений от микро до макросоциальных общностей делится на две основные сферы: 1.материальную (связанную с воспроизводством физического существования человека) и духовную (связанную с воспроизводством общественного сознания). Соответственно этим двум формам культурной деятельности различают духовную и материальную культуру.

Структура духовной культуры общества

Духовная культура - это форма деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.

Для характеристики духовной культуры общества необходимо проанализировать ее структуру. Различают субстратную структуру и видовую структуру духовной культуры.

Рассмотрим субстратную структуру духовной культуры общества. Она включает в себя в качестве основных элементов ценности, нормы и языки культуры.

Ценности относятся к одним из основных элементов культуры. На уровне обыденного сознания понятие ценности связано с оцениванием продуктов результатов человеческой деятельности с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости, истинного и ложного знания, красоты и безобразия. Под ценностью понимается общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая служит эталоном и идеалом, не подвергается сомнению и имеет приоритетное значение в жизни людей. Американский социолог Т. Парсонс отмечал, что ценность - это представление о желательном, влияющее на выбор поведенческой альтернативы.

Система ценностей придает обществу упорядоченность и предсказуемость. Культурная жизнь вне ценностей невозможна, именно через систему ценностей, накопившихся в культуре, осуществляется регуляция человеческой деятельности. Предметы культуры, лишенные ценностной компоненты, превращаются просто в физические объекты. Именно ценность, по мнению П. Сорокина, служит фундаментом всякой культуры.

Ценности можно разделить на

- предметные , имеющие своего носителя (природные богатства, научные истины, культурное наследие прошлого, художественные произведения, предметы религиозного поклонения и т.д.);

- ценности сознания (общественные установки, представления о нравственности, прекрасном и безобразном, о смысле жизни, справедливости и т.д.)

В зависимости от доминирования тех или иных ценностей, П. Сорокин выделяет следующие типы социокультурных суперсистем: идеациональный, чувственный, идеалистический. В различных культурах существуют собственные специфические ценности. Так, к фундаментальным ценностям в соответствии с традицией православия относятся социальная справедливость, сочувствие и сострадание к обиженным, готовность к самопожертвованию во имя высокой цели, патриотизм. Важные ценности западной культуры - свобода и права личности, персональный успех, трудовая деятельность и образование.

Ценности находят свое выражение в артефактах культуры: мифологии, письменности, религиозных догмах, объектах искусства и т.д. Иногда ценности определенной культуры, заключены в объектах, которые сами по себе не имеют какой-либо цены. Так, во многих традиционных культурах ценность представляют разные природные объекты («чуринги» камни, куски дерева), в которых якобы заключены зародыши будущих жизней.

Однако есть универсальные общечеловеческие культурные ценности, нашедшие отражение во всех культурах, разделяемые всеми людьми, независимо от их национальной принадлежности, вероисповедания, социального положения. Они формируются в результате осмысления многовекового опыта общественного развития и объединяют людей на основе общезначимого характера выражаемых ими интересов и потребностей. Ценности духовной культуры в большей мере более универсальны по своей сути, нежели ценности материальные.

Существуя в пространственно-временном континууме, они, в отличие от материальных, не привязаны к конкретике повседневности и не могут быть выражены посредством денежного эквивалента. Фундаментальным основанием любой культуры являются позитивные ценности, выраженные такими понятиями как любовь, вера, знание, наука, семья, брак, почитание предков и т.д. Так, нет культуры, в которой бы позитивно оценивалось убийство, предательство, ложь, воровство, сексуальное насилие.

Ценности являются фундаментальным внутренним регулятором на уровне личности. Человек, не научившийся рассматривать объекты познания с аксиологических позиций, не может быть представлен как личность. Причем ценностные предпочтения индивида не вполне адекватно отражают иерархию ценностей культуры общества или социальной группы.

Так, в советский период социокультурные ценности общества воплощались в таких понятиях-лозунгах как «искусство социалистического реализма», «моральный кодекс строителя коммунизма» и т.д. Ценности же множества отдельных людей концентрировались в понятиях, отражающих более приватную, интимную сторону жизни (любовь, семья, дети, творчество и т.д.)

С изменением общественных условий жизни, социальных отношений, сознания людей, с развитием культуры изменяется система ценностей. Разрушение прежней системы ценностей и формирование новой характеризует кризисный период культуры. Для обозначения ценносто-культурного вакуума французский социолог Э.Дюркгейм ввел понятие «аномия». Так, с разрушением греческого полиса ценностные ориентации общества и личности смещаются в сторону большего индивидуализма. В наше время важное влияние на формирование ценностей той или иной культуры оказывает глобализация. В этой ситуации необходимым условием для выработки путей и вариантов является выявление универсальных ценностей и распознавание их природы.

Важнейшими элементами духовной культуры являются нормы. Нормы – это правила, регулирующие поведение людей, их взаимодействие в процессе общения. Культурные нормы служат образцами поведения, вызванными особенностями жизнедеятельности того или иного общества. Можно выделить следующие типы культурных норм: -привычки ; - манеры ;

-обычаи (традиционно установленный порядок поведения, связанный с определенным способом удовлетворения важнейших жизненных потребностей); -традиции (привычки и обычаи, переходящие от одного поколения к другому); -обряд как совокупность действий, установленных обычаем, имеет массовый характер, выражает религиозные представления или бытовые традиции; -церемония (последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных празднованию общезначимых событий или дат; -ритуал (сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, имеющих символический смысл); -нравы (особо оберегаемые и высоко чтимые обществом массовые образцы действий, отражающие моральные ценности); -табу (абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет).

Разновидностью норм являются законы.

Итак, культурные нормы – это предписания, требования, ожидания, пожелания поведения, одобряемого в данном обществе.

Совокупность различных норм образует нормативную систему культуры, в которой все элементы должны быть согласованы.

Третьим структурным компонентом духовной культуры общества является языки культуры – система знаков и символов, в которых опредмечивается, выражается определенное культурное содержание. Посредством языка осуществляется сохранение и трансляция духовной культуры, а также культурная коммуникация. Культурные явления не существуют вне языка культуры. Язык – способ существования явлений духовной культуры.

Языки культуры образуетсложную многоуровневую знаковую систему. Знак – это материальный предмет, явление, событие, которое выступает в качестве объективного заменителя другого события, явления, и используется для приобретения, хранения, обработки и передачи культурной информации. Знак является основной формой фиксации и трансляции культурной информации. Благодаря знакам становится возможной коммуникация между людьми, совместное целеполагание.

По характеру отношения означающего к означаемому Ч.С. Пирс выделил три основных вида знаков: 1.иконические (образные) знаки, в которых означающее и означаемое обладают какими-то чертами сходства друг с другом; 2. знаки-индексы , в которых означающее и означаемое тем или иным образом связаны между собой по смежности; чаще всего эта связь носит причинно-следственный и/или указательный характер – так, след указывает на того, кто его оставил, а дым – на огонь, от которого он проистекает; 3.знаки-символы или символические знаки, в которых означающее и означаемое связаны лишь принятым в данном обществе и/или данной культуре условным соглашением.

Особого рода знаком является символ . От простого знака символ отличает то, что он не подразумевает прямого указания на предмет означивания. Символ в культуре - универсальная категория, раск­рывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Переходя в символ, образ становится "прозрачным", смысл как бы просвечивает сквозь него. Изначальный смысл этого слова - удостоверение личности, кото­рым служил simbolon (греч.) - половинка черепка, бывшая гостевой табличкой. Его означаемое – это отвлеченное значение или целый спектр значений, конвенционально связываемый с тем или иным объектом. Например, рыба в христианстве символизирует Иисуса Христа, голубь – Святой Дух, роза – Бога-Отца. Символ более глубок и сложен по своей внутренней структуре, чем простой знак. Он предполагает бесконечную интерпретацию и многозначность, неисчерпаемость смысла. Концепция символических форм культуры была предложена немецким философом и культурологом Э. Кассирером. По Кассиреру, символ – это ключ к природе человека. Человек взаимодействует с реальностью не «напрямую», а через символическую сеть, которая является продуктом символической функции человеческого духа. По ходу развития человечества символическая сеть культуры становится «тоньше, но прочнее». К символическим формам относятся язык, мифология, философия, религия, наука. Наиболее ярко способность людей к продуцированию символов проявляется в искусстве, где доминирует образ Система знаков, воплощающая определенную культуру, образует язык этой культуры. К настоящему времени сложилась следующая общепринятая классификация языков: - естественные языки, как основное и исторически первич­ное средство познания и коммуникации (русский, французский, эстонский, чешский и т.п.); - искусственные языки - это языки науки, где значение фиксировано и существуют строгие рамки использования; - вторичные языки (вторичные моделирующие системы) - это коммуникационные структуры, надстраивающиеся над естествен­но-языковым уровнем (миф, религия, искусство).

В языке культуры выделяют также культурный код . Код– это совокупность правил или ограничений, обеспечивающих функционирование речевой деятельности естественного языка или какой-либо знаковой системы. Код конвенционален, т.е. разделяется и принимается всеми членами того или иного коммуникативного сообщества. Коды создают своеобразный каркас, благодаря которому знаки получают смысл.

Код культуры – определенный конкретный набор знаков (символов), смыслов (и их комбинаций), а также правил их интерпретации и трансляции, характеризующий культуру определенного конкретного исторического субъекта (типа социальной общности). Для характеристики культурного кода М.К. Петровым была предложена теория социокода. Социокод – это способ аккумуляции, хранения и передачи культурно значимой информации. Петров выделяет в истории человеческой культуры три типа социокода: 1.лично-именной код – знание фрагментируется и фиксируется в отдельных именах. За каждым именем стоит определенная социальная роль. Через именование в процессе инициации передается знание о функции человека в сообществе. Такой тип социокода характерен для примитивных культур; 2.профессионально-именной код – знание фрагментируется по профессиям, основной транслятор профессионального знания – семья. Этот код возникает в традиционных обществах, в которых впервые появляются профессиональные группы; 3.универсально-понятийный код – знание принимает универсальный характер, абстрагируется от конкретных носителей и воплощается в текстах. Такой код формируется в Новое время, благодаря развитию теоретического понятийного мышления. Основным социокультурным институтом трансляции знания становится образование.

Согласно канадскому социологу Г.М. Маклюэну, в основе различий культурных кодов лежит различие в способах и средствах коммуникации. На этой основе он выделяет три типа культуры: 1.дописьменный – господствуют устные способы коммуникации, поэтому главный орган – это ухо (архаические культуры); 2.письменный – господствуют визуальные способы передачи информации (письмо), поэтому главный орган – глаз (начиная с первых письменных цивилизаций и до формирования информационного общества времени); 3.экранный – господствуют электронные способы связи, которые сворачивают пространство и время, превращая мир в «глобальную деревню».

Американский культурный антрополог М. Мид предложила разделять культуры по характеру межпоколенных отношений. Она выделила: 1.постфигуративный тип культур, в которых дети учатся у взрослых; 2.кофигуративный – где дети и взрослые учатся у равных, сверстников: 3.префигуративный – где взрослые могут учиться у своих детей. Через анализ конкретных культур М. Мид показала, что кроме прямой линейной трансляции знания, в истории культуры возможна одновременная и обратная трансляция.

Рассматривая субстратную структуру духовной культуры, многие ученые задаются вопросом, а существуют ли на самом деле так называемые культурные универсалии.

Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность) создает на протяжении многих веков свою собственную культуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате возникает множество культур. Перед учеными встает проблема определить, существует ли что-то общее в человеческой культуре, или, выражаясь научным языком, существуют ли культурные универсалии?

Очевидно, существование универсалий не должно вызывать сомнений, поскольку биологически все люди в целом одинаковы и уже в этом смысле часть культур будет идентичной. Например, рассматривая наскальные рисунки человека первобытных людей и сравнивая их с рисунками маленьких детей (примерно в возрасте до пяти лет), мы видим общие черты нарисованного человека: голова, туловище, две ноги, две руки. Так же можно найти общее в пропорциях древнегреческих скульптур и современных: реальность, пропорции здорового человеческого тела. Таким образом, признавая наличие культурных универсалий, мы должны вывести определение культурных универсалий.

Культурные универсалии – такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Совместная жизнь приводит к появлению разделения труда, танцев, игр, приветствий и т.п.

Американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 70 культурных универсалий – общих для всех культур элементов. В их числе – возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, толкование снов, разделение труда, образование и т. д.


Понятие культуры и ее многообразие

Культура - система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и преобразования социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Культура обладает многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентаций и т. д. Культура через свои институты хранит, передает от поколения к поколению программы деятельности; поведения и общения людей. Они обеспечивают воспроизводство многообразия видов деятельности, присущих для определенного типа общества, свойственной ему предметной среды (второй природы), его социальных связей и типов личностей.

Принято различать материальную и духовную культуру. Материальная культура создается в процессе материального производства, и все, что является результатом производства, будет являться вещественной формой культуры. Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества, ее результатом являются произведения искусства, научные открытия. Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой.

Культура неотделима от человека. Накопление культурных ценностей связано с передачей от поколения к поколению духовного опыта, традиций и основных достижений человечества. Оно наиболее отчетливо проявляется в художественной культуре.

В рамках определенной исторической эпохи существует различные культуры: интернациональная и национальная, светская и религиозная, взрослая и молодежная, западная и восточная.

Когда культура характеризуется с точки зрения аспектов различных конкретных сфер общественной жизни, то выделяются следующие формы культуры:

Эстетическая культура характеризует состояние общества с точки зрения его способности приобщаться к прекрасному, обеспечивать развитие искусства и эстетических отношений в обществе.

Нравственная культура характеризует общество с точки зрения соблюдения им моральных норм и правил.

В сфере этической культуры находятся нравственные отношения: любовь, дружба; представления о таких понятиях, как героизм, счастье.

Профессиональная культура характеризует уровень и качество профессионального мастерства и подготовки.

Политико-правовая культура касается сферы деятельности, связанной с системой властных отношений между классами, нациями, другими социальными группами.

Экологическая культура предполагает признание единства системы "человек-природа", причем определяющим является не только воздействие на развитие общества географической среды и народонаселения, но и обратное влияние человека на природную среду.

Бытовая культура - это налаженный уклад повседневной жизни человека. Вся сфера внепроизводственной социальной жизни составляет систему бытовой культуры.

Физическая культура, в центре которой помещена потребность гармонического развития человеческого тела, основы здоровья членов общества и др.

Есть формы культуры, которые понятны и доступны для восприятия любому члену общества и не требуют специальной подготовки, - это массовая культура. Радио, телевидение, современные средства связи способствуют ее распространению. Неотъемлемой частью массовой культуры является реклама. Существует элитарная культура, которая сложна для восприятия и требует специальной подготовки. Произведения, созданные в рамках этой культуры, рассчитаны на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей и служат предметом спора среди искусствоведов и критиков.

Национальная культура отражает особенности общественной жизни той или иной социально-исторической или этнической общности людей, ее взаимосвязи с природой. Каждая национальная культура неповторима, уникальна. Причинами интернационализации культур выступают НТП, общие тенденции в развитии образования, международное разделение труда, и это способствует взаимообогащению, взаимопроникновению национальных культур.

Совокупность непосредственных отношений и связей, складывающихся между различными культурами, их результатов, взаимных изменений, возникающих в ходе этих отношений и составляют сущность диалога культур. Выделяют следующие уровни диалога культур:

1) личностный, который связан с формированием или изменением человеческой личности под влиянием различных "внешних" по отношению к его естественной культурной среде культурных традиций и норм;

2) этнический, присущий для отношений между различными локальными социальными общностями, зачастую в рамках единого социума;

3) межнациональный, характеризующийся разноплановым взаимодействием различных государственно-политических образований, их политических элит;

4) цивилизационный, базирующийся на встрече принципиально различных типов социальности, систем, ценностей и форм культурного творчества.

В процессе диалога культур принято выделять культуру-донора, которая больше отдает, чем получает, и культуру-реципиента, которая выступает принимающей стороной. В течение длительных исторических периодов времени эти роли могут меняться в соответствии с темпами и тенденциями развития каждого из участников.

Духовная жизнь общества: характеристика, структура

Духовная жизнь - относительно самостоятельная область общественной жизни, основу которой составляют специфические виды духовной деятельности и общественных отношений, ее регулирующих.

Структура духовной жизни общества включает общественное сознание как содержательную сторону, а также общественные отношения и институты, которые определяют порядок и условия его функционирования.

Духовная жизнь общества обязательно должна включать в себя право человека на духовную, свободу, на реализацию своих способностей, удовлетворение духовных потребностей. Духовная жизнь общества должна охраняться законом.

Духовная культура - часть общей системы культуры, включающая духовную деятельность и ее продукты. Духовная культура включает в себя нравственность, воспитание; просвещение, право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию и другие духовные ценности. Духовная культура характеризует внутреннее богатство человека, степень его развитости.

Элементами духовной культуры общества являются произведения искусства, философские, этические, политические учения, научные знания, религиозные идеи и т. п. Вне духовной жизни, помимо сознательной деятельности людей культура вообще не существует, так как ни один предмет не может быть включен в человеческую практику без осмысления, без посредства каких-либо духовных компонентов: знаний, навыков, специально подготовленного восприятия. Ни один предмет материальной культуры не может быть создан без сочетания действий "исполняющей руки" и "мыслящей головы". При помощи одной только руки люди никогда не создали бы паровой машины, если бы вместе и наряду с рукой и отчасти благодаря ей не развивался и мозг человека.

Духовная культура формирует личность - ее мировоззрение, взгляды, установки, ценностные ориентации. Благодаря ей могут транслироваться знания, умения, навыки, художественные модели мира, идеи и т. д. от индивида к индивиду, от поколения к поколению. Именно поэтому чрезвычайно важна преемственность в развитии духовной культуры.

Духовный мир человека - это социальная деятельность людей, направленная на создание, усвоение, сохранение, распространение культурных ценностей общества.

Духовные люди черпают свои главные радости в творчестве, в познании, в бескорыстной любви к другим людям, они стремятся к самосовершенствованию, переживают высшие ценности как нечто священное для себя. Это не означает, что они отказываются от обычных житейских радостей и материальных благ, но эти радости и блага для них не самоценны, а лишь выступают условием достижения иных, духовных благ.

Духовность - это одухотворенность, идеальные, религиозные, нравственные аспекты миропонимания.

Бездуховность, - это отсутствие высоких гражданских, культурно-нравственных качеств, эстетических потребностей, преобладание чисто биологических инстинктов.

Причины духовности и бездуховности кроются в характере семейного и общественного воспитания, системе ценностных ориентаций личности; экономической, политической, культурной ситуации в той или иной стране. Если бездуховность становится массовой, если людям становятся безразличны такие понятия, как честь, совесть, личное достоинство, то у такого народа нет шансов занять достойное место в мире.



Разграничить и противопоставить друг другу «духовную» и «материальную» культуру как две особые области культуры невозможно. С одной стороны, вся культура в целом духовна, потому что она - мир смыслов, т. е. духовных сущностей. А с другой стороны - она вся в целом материальна, потому что представлена, «материализована» в чувственно воспринимаемых кодах, в знаках, «текстах». Поэтому под материальной культурой имеет смысл понимать не какую-то особую об­ласть культуры, отличную от духовной, а «знаковую оболочку» всякой культуры, т. е. объективные, материальные формы выражения культурных смыслов.

Духовную культуру следует отделять не от «материальной», а от культурных форм, в которых происходит практическая регуляция поведения людей, т.е. от социальной и технологической культуры. Область духовной культуры включает в себя такие формы, которые ориентированы на выработку знаний, ценностей и идеалов и менее других нацелены на обслуживание практических нужд человечества. Такими основными формами духовной культуры являются: мифология, религия, искусство, философия.

Духовная культура обладает некоторыми важными отличительными чертами.

1. В отличие от технической и социальной культуры, духовная культура неутилитарна. Духовная культура по сути своей бескорыстна. Она нужна людям сама по себе, а не ради решения каких-либо внешних по отношению к ней утилитарных задач (что, конечно, не исключает возможности пользоваться ее достижениями в практических целях).

2. В духовной культуре человек получает наибольшую свободу творчества. Здесь разум человека, не связанный утилитарными соображениями и практической необходимостью, способен оторваться от действительности и унестись на крыльях фантазии. Свобода творчества проявляется уже в древних мифах, в любой религии, в искусстве и философии. Творческая деятельность в духовной культуре становится особым духовным миром, который несравненно богаче реального мира. Ибо в нем рядом с реальными образами существуют образы небывалых явлений. И хотя этот мир наполнен вымыслами, он существует по своим собственным законам и оказывает воздействие на нашу жизнь.

3. Продукты духовной культуры ценны сами по себе, даже если они существуют лишь в воображении людей и не воплощаются в реальную действительность. Ее высшие ценности образуют достояние ума и сердца личности.

4. Духовная культура - наиболее чувствительная, наиболее чутко реагирующая на социальные воздействия область культуры. Она самая уязвимая область культуры. Из-за ее неутилитарности люди в трудных жизненных обстоятельствах начинают видеть в ней самую никчемную часть культуры. Вот почему духовная культура больше всего страдает при социальных катаклизмах. Они наносят ей наибольший ущерб. Духовная культура нуждается в заботе и поддержке общества. Если люди перестают ею интересоваться, она утрачивает внутреннее напряжение и движение и превращается в забытую, мертвую культуру.

Итак, духовная культура выступает как деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, на создание идей, знаний, духовных ценностей как ее основных продуктов. Эта деятельность включает в себя: проективную, созидательную, творческую деятельность; способы познавательной деятельности; ценностно ориентированную деятельность и духовное общение. Все эти виды духовной деятельности реализуются в основных ее формах: мифологии, религии, искусстве, философии, морали.

Миф как форма культуры

1. Мистическая сопричастность как основное отношение мифов

Миф – это не рассказ, это не повествование, это форма культуры, это способ человеческого бытия. Миф вечен, т.к. мифологическое представление присутствует во всех культурах, включая современную. Изучением мифа как формы культуры занимались Гегель, Фрейд, Юнг, А.Ф. Лосев.

Способом выживания первобытного человека стало чувство его породнения с грозной природной стихией, он чувствовал их родственными себе, одушевленными существами, которых можно умилостивить, заговорить, а иногда даже напугать. В мифе все свойства природы воспринимаются как смысловые, а связи между явлениями как причинно-следственные или причинно-обусловленные.

Миф – это способ человеческого бытия и мироощущения, целиком основанный на смысловом породнении человека с миром; человек переживает в мифе явления природы как одушевленные существа и воспринимает смыслы в качестве изначальных свойств веществ, следовательно, миф есть проекция человека в окружающий мир, где человек всего лишь его часть, поэтому для того, чтобы выжить человеку в этом мире ему нужно найти себе могучих покровителей (богов), которых он одновременно и боится и надеется на них. И в роли таких богов оказываются наиболее существенные для конкретного племени силы и явления природы.

Магическое управление природой подменяло собой реальной, практическое овладение ее силами, но одновременно магия обеспечивала склонность к оптимизму человеческого коллектива, внушала веру в победу. Существует концептуальная близость магии и науки: обе исходят из твердой веры в порядок и единообразие природных явлений; обе имеют одну цель: установить повторяющуюся последовательность событий, которая подчиняется действию определенных природных законов.

1. Миф как отрицание индивидуальности и свободы.

Миф не приносил человеку свободы, ибо миф и магия выражали не стремление к свободе, а стремление к выживанию за счет подавлений любых проявлений свободы. Магические обряды и ритуалы упорядочивали жизнь первобытного человека, миф был формой запрета, который освящался именем бога, любой шаг за пределы, предписанные священным обычаем, рассматривался как нарушение священной гармонии, подрыв союза человека и бога, поэтому от тех, кто не вписывался в тоталитарную структуру, миф, руками вождей и старейшин, избавлялся (через инициации, то есть обряд посвящения в полноправные члены общества).

2. Особенности первобытной культуры.

3. Синкретичность (слитность) – абсолютная слитность и органичное единство реальных и фантастических элементов; слитность всех форм культуры (напр. магия и тотемизм).

4. Гомогенность (однородность) – причем однородность, как культурная (отсутствие культурного плюрализма), так и однородность социальных (отсутствие социальных групп с различными интересами). Отсутствие плюрализма блокирует формирование новых интересов.

5. Первобытная культура – это культура табу (запретов). Запрет выступал в виде важнейшего механизма контроля и регулирования социальных отношений.

6. Характеристика первобытного искусства.

Самое древнее из известных нам художественных произведений принадлежат эпохе позднего или верхнего палеолита (20-30 тыс. лет до н.э.). Они были открыты в 1879 году (это были росписи в испанской пещере Альтамира) испанским дворянином Марселино де Саутуолла. Не останавливаясь на анализе различных гипотез о возникновении искусства необходимо отметить, что искусство появилось вместе с человеком и существовало на всех этапах первобытной культуры, так как человеку свойственна потребность украшать и раскрашивать себя, придавать привлекательную для себя форму предметов, то есть искусство имеет биопсихические корни, является органической потребностью человеческой психики.

Черты первобытного искусства:

1. Синкретичность.

2. Коллективистский и многофункциональный характер.

3. Символизм, то есть условный характер изображения.

Символический характер первобытного искусства приводит к появлению двух типов кодирования – эзотерическому (элитарному), доступного только узкому кругу избранных и экзотерическому, доступному всем.

11 Наука как форма культуры

2. Наука как часть культуры

Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности. Любая человеческая деятельность, представленная артефактами, т.е. (материальная культура) или верованиями (духовная культура), которая передаётся от человека к человеку тем или иным способом обучения, но не через генетическую наследственность.

В культуре воплощается общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни. Поведение человека определяется не столько природой, сколько воспитанием, культурой.

Материальная культура (ценности) - развитие техники, орудия, опыт, производство, строительство, одежда, утварь и др., т.е. всё то, что служит для продолжения жизни. Духовная культура (ценности) - идеологические представления взгляды, идеи, нравственность, образование, наука, искусство, религия и др., т.е. всё то, что отражает окружающий мир в сознании, в понимании добра и зла, красоты, познания ценности всего многообразия мира. Таким образом, наука является важнейшей составляющей культуры. Наука – часть культуры.

Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельность, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные частные законы, а также методы исследования.

Наука представляет единство трех составляющих:

1-совокупность определенного рода знаний;

2-определенный способ получения знаний;

3-социальный институт.

Порядок в котором перечислены эти группы функций, в сущности отражает исторический процесс формирования и расширения социальных функций науки, т.е. возникновения и упрочнения все новых каналов ее взаимодействия с обществом. Сейчас наука получает новый мощный импульс для своего развития, поскольку расширяется и углубляется применение ее для практики. Возрастающая роль Н. в общественной жизни породила ее особый статус в современной культуре и новые черты ее взаимодействия с различными слоями общественного сознания. Поэтому остро ставится проблема особенностей Н. познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыд. знанием...).

Функции науки. Через отмеченные выше составляющие науки реализуются ее важнейшие функции:

объяснительная,

описательная,

прогностическая,

мировоззренческая,

систематизирующая,

производственно-практическая)

РЕЛИГИЯ КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ

Причины возникновения и особенности функционирования религии в

обществе. Роль религии в современном мире. Религия и нравственность. Религия и наука. Многообразие религий. Мировые религии.

Религия (латин. religae - связывать) - это система учений, верований и культовых действий, связанных с единением человека со сверхъестественным и священным существом, именуемым Богом или Абсолютом, Творцом всего существующего на Земле и управляющим мыслями и поступками людей.

Сущностью религии является вера в Бога. И как сказано в Евангелии: «вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Она реализует себя:

В культе (почитанием божества системой утвердившихся ритуалов и обрядов);

В объединениях верующих (церковь, религиозная община);

В мировоззрении, мировосприятии верующих людей.

Происхождение религии связано с зависимостью человека от окружавших его природных сил, с невозможностью древнего человека рационально подчинить и взять под контроль условия своего бытия. С момента создания человеческого общества религия была своеобразным средством защиты людей от природной стихии, во многом способствуя процессам познания и осознания общества.

Роль религии в обществе характеризуется наличием выполняемых ею функций, среди которых выделяются:

Мировоззренческая, создающая религиозную картину мира и объясняющая с точки зрения религиозного понимания природу, общество и человека. Религиозное мировоззрение формирует у верующих цель и смысл их бытия;

Компенсаторная, снимающая социальное и душевное напряжение, помогающая человеку преодолевать состояние бессилия, слабости, страдания, болезни. Так разобщенность людей заменяется братством во Христе в общине, а фактическое бессилие человека компенсируется всесилием Бога;

Воспитательная, проповедующая высокие нравственные ценности и нормы и призывающая человека к достойному поведению. Как нормативная система, религия определенным образом упорядочивает мысли и действия людей и тем самым регулирует их поведение в обществе;

Коммуникативная, способствующая сближению и общению верующих как между собой, так с Богом и со служителями культа.

Религиозная культура - это составная часть общей культуры, сформированная из религиозных запросов людей и призванная их удовлетворить. В религиозную культуру входят:

Религиозная мораль;

Религиозная философия;

Религиозное искусство;

Религиозные учебные и просветительские учреждения (семинарии, воскресные школы, библиотеки и пр.).

В конце XX века позиции религии и церкви в мире значительно укрепились. Это связано с теми социальными потрясениями (революциями, мировыми и региональными войнами, актами жестокого терроризма, последствиями НТР, непродуманными реформами и пр.), которые перенесло человечество, обнаружив при этом всю хрупкость своего существования. Люди, уставшие от социальных катастроф, ищут душевного равновесия в Боге, в церкви, в религиозной вере. И религия помогает человеку обрести:

Душевное спокойствие и независимость от внешних обстоятельств;

Внутреннюю полноту собственной жизни.

Однако, в современной религиозной деятельности значительна доля фанатизма и экстремизма, неприятия инакомыслящих и инаковерующих. Все это отнюдь не способствует консолидации людей, а, наоборот, стимулирует их агрессивность, подталкивая к разъединению и противоборству (например, деятельность исламских фундаменталистов).

Религия неразрывно связана с моралью, воплощаясь в ценностях и нормах, регулирующих человеческую жизнь. Вера вдохновляет на служение Добру, лежащему за пределами практического расчета и непосредственной целесообразности, дает человеку силы для этого служения. Именно в религиозной мысли настойчиво повторяется тезис о нравственной значимости каждой человеческой личности, об общечеловеческой природе морально-этических ценностей. Кроме того, и в религии, и в морали значительное место занимает эмоционально-чувственная сфера людей.

Исторически взаимоотношения религии и науки складывались весьма противоречиво. Если наука в своем постижении мира ориентируется на разум и рациональное познание, то религия пытается объяснить мир, опираясь на интуицию, чувственное познание и веру. Вместе с тем, вера и разум - это не взаимоисключающие друг друга пути познания. Наоборот, соединяясь в человеке, они становятся основой его духовной жизни и способствуют, в полном смысле этого слова - культурному развитию человечества.

Религия существует в многообразных формах. Наиболее известными первоначальными формами религии являлись:

Тотемизм (англ, totem из языка индейцев означающее «его род») -поклонение рода, племени - животному, растению, предмету или явлению природы, которое считается своим предком;

Анимизм (латин. anima - душа) - вера в существование духов, в наличие независимой души у людей, животных, растений;

Фетишизм (франц. fetiche - амулет) - вера в сверхъестественные свойства особых предметов;

Магия (греч. mageia - волшебство) - вера в действенность особых обрядов на окружающую действительность с целью ее изменения (она бывает любовной, вредоносной, сельскохозяйственной и т. д.).

Помимо сохранения и сегодня ранних религиозных форм, исповедуются национальные религии:

Иудаизм (религия, распространенная среди евреев; возникла в конце II тыс. до н. э.);

Индуизм (религия, наиболее значимая в современной Индии; возникла в V в. н. э.);

Конфуцианство (одна из религий Китая, разработанная в V в. до н. э.);

Синтоизм (средневековая религия японцев; с 1868 г. - по 1945 г. - государственная религия Японии) и др.

Национальные религии в значительной степени связаны с определенным народом, этносом, нацией. Причинами такого рода национальной замкнутости могут быть геополитические условия, ярко выраженное этническое своеобразие культуры.

Среди многообразия религий, выделяют фундаментальные, получившие название мировых. В мире существуют три мировые религии: буддизм, христианство, ислам.

Буддизм - самая ранняя по времени создания мировая религия (включает два основных направления: хинаяна и махаяна). Буддизм возник в VI в. до н. э. в Индии и назван по имени своего легендарного основателя - принца Сидхартха Гаутамы (623-544 гг. до н. э.), получившего впоследствии имя Будда (просветленный). Согласно буддизму, в мире все непостоянно, преходяще, а потому полно скорби и неудовлетворенности. Центральной идеей данной религии являемся учение о четырех благо-Родных истинах:

Истина страдания, существующая на протяжении жизни;

Истина о причинах страдания, которые происходят из-за эгоистических желаний человека;

Истина об освобождении от страданий, заключающаяся в освобождении от желаний, собственного «Я» и самой жизни;

Истина единственного пути прекращения страдания – это благородный восьмеричный путь, состоящий из восьми ступеней-шагов.

Пройдя этот путь, человек достигает нирваны (санскр. - угасание, остывание) - т. е. полной отрешенности от внешнего мира, отсутствия любых желаний. Одна из важнейших заповедей буддизма - принцип ненасилия, любовь и милосердие ко всем живым существам: людям и животным. Главный буддийский ритуал - это медитация, заменяющая собой молитву. Медитируя, человек отстраняется от внешнего мира, сосредотачивается и погружается в свое Я и соединяется с духовным миром.

Христианство возникло в I в. в Палестине. Основоположником христианства считается Иисус Христос, принявший мученическую смерть ради счастья человечества. Основы христианской веры изложены в Библии. Главными из них являются:

Понятие о греховности человека как причине всех его несчастий;

Идея искупления грехов через мужество, строгую жизнь (аскезу), примером здесь является Иисус Христос, своей смертью на кресте искупивший древний «первородный» грех человечества;

Учение об избавлении человека от грехов путем молитвы и покаяния;

Вера в загробное воздаяние человеческой душе (праведная попадет в Рай, грешная - в Ад);

Идея человеческой жизни как терпеливой, смиренной, всепрощающей и т. д.

В XI веке христианство раскололось на два самостоятельных направления: православие и католицизм. В XVI веке широкое антикатолическое движение в Европе - Реформация - способствует появлению третьего главного направления христианства - протестантства. В свою очередь каждая конфессия имеет различные направления, течения, секты.

Ислам, мусульманство (араб. - покорность) - третья мировая религия, (имеет два главных направления: суннизм и шиизм), возник в VII веке в Аравии. Основателем ислама считается Мухаммед, которого, по преданию Аллах (Бог) избрал своим пророком. Вероучение ислама изложено в Коране. Здесь сформированы пять основных догматов:

Единобожие (нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед - его пророк);

Молиться (совершать намаз) пять раз в день;

Соблюдать пост (уразу);

Совершить хадж (паломничество) в Мекку, хотя бы один раз в жизни;

Давать милостыню (закят).

Ислам переносит поиски человеческого счастья на небо и закрепляет неразделенность духовной и светской власти, политики и государства.

Возникновение мировых религий - это результат длительного развития экономических, политических и культурных связей между различными странами и народами. Несмотря на различие в системах объяснения мира, все мировые религии предлагают верующим практически общий для всех кодекс поведения, который, в основном, может быть сведен к десяти Моисеевым заповедям.

В мировых религиях было много общего, что позволило им перешагнуть национальные границы и достаточно широко распространиться по всему земному шару.

Духовная культура – это культура, объектами которой являются идеология, мораль,духовное общение, художественное творчество (искусство) и религия.

Духовная культура вырастает как идеальная сторона материальной деятельности. Ведь любой предмет или явление материальной культуры в основе своей имеют какой-то проект воплощают в себе определенные знания, а удовлетворяя человеческие потребности, становятся ценностями. Иными словами, продукты материальной культуры, прежде чем они были созданы, должны были появиться у их создателей в виде чертежей, плана работы - несомненных продуктов духовной культуры.

Иными словами, материальная культура всегда является воплощением определенной части духовной культуры. Но и духовная культура может существовать, только будучи овеществленной, опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение. Особенно хорошо это видно на примере произведений искусства, которые являются частью духовной культуры.

Таким образом, предметы культуры могут менять свое назначение. Следовательно, должны быть введены какие-то критерии для различения предметов материальной и духовной культуры. В этом качестве можно использовать оценку смысла и назначения предмета - если предмет или явление удовлетворяет первичные (биологические) потребности человека, его относят к материальной культуре, если же он удовлетворяет вторичные потребности, связанные с развитием человеческих способностей, он относится к духовной культуре.

Исходя, из многообразия видов человеческой деятельности в духовной культуре можно выделить четыре сферы.

Первая сфера порождается созидательной активностью человеческого воображения. Это проективный вид деятельности, который предлагает идеальные модели будущих конструкций, имеющий величайшую культурную ценность. Результаты этого вида деятельности – идеальные модели, проекты и чертежи технических сооружений, конструкций, машин, а также различные модели социальных преобразований, проекты новых форм политического устройства, новых социальных институтов и учреждений. Объектом такого проектирования может выступать и сам человек, когда он разрабатывает модели воспитания. В истории культуры проективная деятельность постепенно превратилась в специализированную отрасль духовного творчества.

Сегодня проективная деятельность существует как специализи-рованная, она разделяется в соответствии с тем, проекты каких объектов должны быть созданы - природных, социальных или человеческих. Таким образом, выделяют следующие виды проектирования:

Техническое (инженерное) - неразрывно связано с научно-техничсским прогрессом, занимающим все более важное место в культуре. Его результатом становится мир материальных вещей, создающих тело современной цивилизации;

Социальное - связано с созданием моделей общественных явлений - новых форм государственного устройства, политических и правовых систем, способов управления производством, школьного образования и т.п.;

Педагогическое - ориентировано на формирование моделей человека, идеальных образов детей и учеников, которые создаются родителями и учителями.

Вторая сфера духовной культуры, охватывает способы познавательной деятельности человека, и выступает в виде совокупности знаний о природе, обществе, человеке, его внутреннем мире. Знания являются важнейшим структурным элементом в этой области духовной культуры, которая наиболее адекватно может быть представлена научной деятельностью. В любом обществе складывается независимая от отдельного индивида система добывания, хранения, передачи информации и знаний.

Сегодня знания приобретаются человеком во всех сферах культуры, но своими истоками они уходят в три вида познавательной деятельности, присущие еще первобытному человеку, - практическое, мифологическое и игровое познание.

Практические знания всегда имели и имеют конкретный характер, связаны с непосредственной жизнью человека в природе и в обществе, органично вплетены в его трудовую деятельность и повседневную жизнь. Это знание добывается каждым человеком самостоятельно.

Мифологическое знание хотя и выросло из практического, рано отделилось от него. В нем воплощаются обобщенные представления человека о мире, выраженные в фантастической форме мифа.

Игровое знание также появилось на самых ранних этапах человеческой истории. В игре ребенок получал необходимые знания о «взрослой» жизни - как о способах деятельности, так и о человеческих взаимоотношениях.

Третья сфера духовной культуры, связанна с ценностно- ориентированной деятельностью. Знание-оценка выступает связующим звеном с названным выше структурным элементом духовной культуры. Знания выступают как бы оценочным фильтром, они неотделимы от оценочной деятельности. Мир человека-это всегда мир ценностей, он наполнен для него смыслами и значениями.

Эта сфера в свою очередь может быть представлена тремя подсистемами:

Моральная культура. Дает нормативно-ценностную ориентацию отношения индивидов и социальных групп ко всем сторонам жизнедеятельности, друг к другу. Моральную культуру можно определить и как достигнутый обществом и индивидом уровень человечности, гуманности в отношениях социальных субъектов, ориентации отношения к человеку как цели и самоценности. Моральная культура личности обнаруживается как культура поступка: мотива, соответствующего понятиям о добре и зле, справедливости, достоинстве человека и конкретизирующим понятия нормам; соответствие средства мотиву, предвидение ценности результата, ответственность за последствия и т.п.;

Художественная культура. Ее внутреннее строение исследовано пока недостаточно. Чаще всего художественную культуру сводят к коммуникативной схеме «художник – искусство – публика». Это некая самоуправляющаяся система, элементами которой являются художественное творчество, художественные ценности, художественное потребление.

Следует отметить, что в искусстве, как и в других подсистемах духовной культуры, представлены все ее функции. Так, преобразовательная деятельность присутствует в художественной культуре в форме художественного творчества. Коммуникативная деятельность входит в нее в виде потребления произведений искусства, поскольку их восприятие есть своего рода общение публики с автором или его произведением. Ценностно - ориентированная деятельность, входя в состав художественной культуры, специализируется на оценках произведений искусства. Познавательная деятельность проявляется в виде специфического интереса к искусству, изучаемому в рамках искусствоведческих наук. Центральным звеном художественной культуры является искусство как совокупность деятельности в рамках художественного творчества субъекта и его результатов – художественных образов;

Религиозная культура. Она основана на религиозной деятельности как восхождении человека к Богу, воплощается культовыми и вероисповедальными действиями, смысл которых определен соответствующей системой ценностей, главной из которых является Бог как духовно-нравственный абсолют. В религиозной культуре можно выделить идеологический и психологический уровни; в целом она воплощает особое отношение человека к миру (наряду с практическим, познавательным, художественным).

Четвертая сфера духовной культуры направлена на духовное общение людей во всех конкретных формах его проявления. Формы эти определяются особенностями предмета коммуникации. Душевный контакт между двумя партнерами, в ходе которого происходит обмен информацией, является в данном случае высокой культурной ценностью.

Общение также возможно в группе (семья, круг друзей, коллектив). В процессе общения индивидов происходит совместное восприятие ими внешнего объекта или ситуации, восприятие собственных действий, состояний, движений.

Духовное общение может происходить не только на личностном уровне. Наиболее ценные моменты духовной жизни общества составляют фонд культуры, своеобразную память общества. Объективированные в речах, книгах, произведениях искусства результаты духовной деятельности постоянно «потребляются», становятся достоянием сознания людей.

Итак, духовная культура выступает как деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, на создание идей, знаний, духовных ценностей - образов общественного сознания.



Загрузка...
Top