Филипп рунге. Филипп отто рунге - favorite_verses

Цветовое тело О.Рунге - это глобус, по экватору которого находится 12-тичастный цветовой круг.

Ф.О.Рунге Родной дом Рунге в Вольгасте, ныне - музей.

Родился в многодетной семье корабелов в Западной Померании, находившейся в тот период под управлением Швеции. Его школьным учителем был Людвиг Козегартен. С 1799 при финансовой поддержке брата (впоследствии его трудами были изданы статьи, письма и заметки художника) обучался живописи у Йенса Юэля в академии Копенгагена. В 1801 сблизился в Дрездене с К. Д. Фридрихом и Людвигом Тиком, углубился в мистические трактаты Бёме, на которые обратил его внимание Тик. В 1803 познакомился и подружился с Гёте, с которым разделял интерес к проблематике цвета, - натурфилософские и естественнонаучные поиски обоих, питаясь разными источниками, шли в сходном направлении: Гёте, всегда более чем сдержанно относившийся к романтизму, с неизменным одобрением высказывался о творчестве и теоретизировании Рунге. В 1804 женился и переехал в Гамбург. В 1810 опубликовал трактат о цветоделении и цветовой классификации Цветовая сфера (гётевское Учение о цвете появилось в том же году). Последние годы работал над большим мистико-философским живописным замыслом Четыре времени дня, работа осталась незавершенной. Умер от туберкулёза.

Филипп Отто Рунге (1777-1810 гг.), выдающийся живописец романтической школы, был современником Гёте. Он внес значительный вклад в учение о цвете. Он понимал, что все многообразие цветов нельзя представить в виде цветового круга или полосы спектра и предложил систему расположения цветов, напоминающую внешним видом глобус.

Цветовой шар Рунге.

На линии экватора Рунге нанес чистые цвета цветового круга. На северном полюсе он расположил белый цвет, а на южном - черный. На меридианах (используя градусы долготы) ему удалось представить все цвета, получающиеся при смешении чистых цветов с белым и черным. Внутри шара систематически располагались все замутненные цвета. Рунге впервые в истории увязал расположение цветов в пространстве с их эстетически-художественным использованием.

Схематическое изображение цветового тела Рунге

Как художника его занимал вопрос применения малонасыщенных цветов (с более или менее значительной примесью серого) при изображении цветовой перспективы. Он использовал в своей системе в качестве типичных цветовых рядов так называемые ряды цветов для дальнего плана. Это поперечные линии, которые проходят по продольному разрезу цветового глобуса от чистых цветов на поверхности шара к серым цветам в области ахроматической оси. Размещение цветов в пространстве, предложенное Рунге, впоследствии претерпело ряд усовершенствований, однако основной принцип размещения всего многообразия цветов в трехмерной системе был признан правильным и заимствован всеми его последователями.

Из переписки Рунге с Гёте видно, что их взгляды на воздействие цвета на человека совпадали.

Современник Гёте художник Отто Рунге первым построил цветовое тело. Мне известно, что его теория появилась одновременно с гётевской, что они переписывались и обсуждали целый ряд вопросов. Не могу сказать по какой причине Рунге в основу своей модели включил всё же круг, построенный на синем–красном–желтом. Интересно, что по схеме Рунге, смесь этих трех цветов дает тоже серый. Мой собственный опыт смешивания аналогичен, равно как и образование серого из циана–пурпурного–желтого. А вот черному и белому цветам Рунге отводит совсем иную роль, превращающую плоский цветовой круг в объемный шар.

Модель строится уже не на шести цветах, а на 12-и, т.е. Рунге использует 3 основных цвета, их смеси 1-го порядка и попарные смеси 6-и цветов знакомого нам уже круга, которые образуют новые 6 цветов 2-го порядка. Шар Рунге иногда называют «глобусом».

Если в сферическом теле Рунге цветовой круг – «экватор», то черная и белая точки – два полюса, в направлениях к которым получаются новые оттенки спектральных цветов. Двигаясь к белому полюсу, цвета постепенно осветляются, разбеливаются, теряя свою исходную яркость (левый верхний шар). Приближаясь к черному – сгущаются, затемняются (правый верхний шар).

Нижние рисунки иллюстрируют происходящее в центре шара. Для этого он разрезан по экватору, в результате чего мы снова попадаем в плоский круг. В горизонтальном сечении по экватору пары противоположных (комплиментарных, дополнительных) цветов, устремляясь навстречу друг другу (смешиваясь в разных пропорциях), теряют свою цветовую насыщенность и в центре, при равных долях в смеси, образуют серый. Если распилить шар вертикально, от полюса к полюсу, то полярные цвета (черный и белый), сближаясь (или смешиваясь), дадут в центре тот же серый. Модель тем самым отражает универсальный принцип и может рассматриваться как в достаточной мере целостный закон цветовой гармонии.

Ту же операцию рассечения по экватору можно совершить с помощью компьютерной модели CMY с тем же результатом:

Сечения цветового шара по экватору

На картинке две проекции шара, из которых вырезаны четвертинки. Слева – вид сверху (со стороны белого полюса), справа – вид снизу (со стороны черного), что и зафиксировано в левых полукругах обеих проекций. Правые же полукруги в черных рамках – сечения, "внутренности" шара, где можно увидеть серую "точку" в самом центре и постепенное "угасание" (потеря хроматичности) цвета от экватора к этой сердцевине. Все смеси получены фактически математически, так как в этом процессе полностью использовались возможности компьютерного моделирования цвета.

И в шаре Рунге, и в компьютерной модели спектральные пары, смешиваясь между собой, образуют серый. Надо еще учесть, что в компьютерной модели цвета практически совпадают со спектральными, в отличие от красок, которые использовали и Гёте, и Рунге, и многие другие исследователи цвета. А если это учтено, то –

На мой взгляд, можно сделать два вывода:

Либо компьютерный CMY создавался таким образом, что «по замыслу» смеси основных цветов складываются в серый, а не в черный. Тогда, правда, не понятно, зачем повсеместно используемая модель должна заведомо противоречить той теории, на которой она и построена?

Либо черный из трёх основных цветов вовсе не может быть получен, а теория все-таки вновь не вполне соответствует практике. И эта версия звучит для меня намного убедительнее.

Перевод с немецкого Сергея Аверинцева

Были дни мои унылы,
В безнадежной думе дух коснел,
У души не оставалось силы,
И никто расслышать не хотел,
Как темно и томно сердце трепетало,
Как оно в тоске последней застывало,
Как, удручено,
Чуяло оно
Для всего живого нестерпимый зрак:
Морок преисподней, тлен, распад и мрак.
Но выстояла воля; в самой бездне бед
На боль мою пролился благодатный свет.

В час, когда надежд крушенье
Стынущую леденило кровь,
Милый образ был мне в утешенье;
Нелюбим, я все хранил любовь, –
Вплоть до той поры, когда в душе унылой
В мутный, мертвый хаос канул образ милый
И недужный дух
Стал и.нем и глух;
Бездонный зев разверзся; пустота окрест:
В крови моей – ни искры, нет для ока звезд.
И сколько сердце свет и небо ни молило,
Участия себе оно не находило!

Точка роста, завязь всех цветений,
Огнь чистейший, радость бытия!
Приоткрыта для предвосхищений,
Будущность являлась мне моя.
Но живое пламя очага остыло,
Холодеет пепел, все окрест немило,
И. разверстый зев
Пустоты узрев,
Я спросил себя: на то ли я рожден,
На такой ли жребий в свете осужден?

Боже, нет мне мира, нет мне утоленья;
Сократи же сроки моего томленья!
Или вправду я оставлен богом,
Я, роптать дерзавший и пенять,
Не возмогший в приговоре строгом
Благо непостижное принять?
Не сумел святить я каждый миг блаженства1
Не затем ли отнят образ совершенства,
Милый образ мой
Больше не со мной?
Отними же с ним сужденное мне время,
Вечность отними; душе несносно бремя.
Словом ты меня из хаоса воззвал,
Все ты дал, и все, и все ты взял!

Нет! Любовь без меры и предела,
Боже, вправду ль мой услышан стон?
Вправду ль слепота моя прозрела:
Все отдав, я встану ль исцелен?
То, о чем молил я, мне ль дано изведать?
Милости твои, Благой, хочу поведать.
Дал ты духу свет,
Дал ты оку цвет!
В злые дни, когда стесняла ум тоска,
Темен стал ему прозрачный смысл цветка,
Но теперь я вижу: преломляясь в краске,
Явлен луч и вещи в божьей тонут ласке.

Чернота ли сердце омрачала
И страшила, как виденье зла?
Предо мной возлюбленная стала,
И душа в очах ее жила.
В час, когда небесный луч мне открывался,
С полнотой земного дух мой сочетался.
Всё едино: дар
Горний, дольний жар.
Тот, кому неведом высшей жизни свет,
Для того и в этой жизни смысла нет.
Темны твои очи: почерпая влагу
Кладезей, впиваю силу и отвагу.

Мир, лучами тайными живимый,
Весь в цвету передо мной лежит.
Вижу взор огнистый, взор любимый,
И нежнейший жар твоих ланит,
Кровь быстрей струится, оживают жилы,
Весь состав телесный вмиг исполнен силы!
Ока твоего
Крепко волшебство;
Руку ли пожмешь – журчит живой родник,
В тайну вечности воспринят беглый миг.
Так за то, что вере верен был без веры,
Я любовью днесь любим без меры.

Поэзия немецких романтиков / Сост., предисл. и коммент. А. В. Михайлова. – М.: Худож. лит., 1985. – С. 247-249.

Комментарий А. В. Михалова:
«ФИЛИПП ОТТО РУНГЕ
Замечательный северонемецкий художник Филипп Отто Рун-то (1777-1810) родился в городе Вольгасте в Померании, в те времена шведской территории. Его учителем был Г.-Л.-Т. Козегартен, поэт-сентименталист и «оссианист», имевший сильное влияние и на Каспара Давида Фридриха. Знакомство с Тиком оказало впоследствии некоторое воздействие на умонастроение Рунге, однако еще раньше художник, учившийся живописи в Гамбурге и в Копенгагене, настолько проникся романтическими, как бы носившимися в воздухе настроениями и так своеобразно преломил их, что Тик при встрече был поражен его рисунками, стремившимися к графической лаконичности и иероглифичности в передаче самых отвлеченных романтических фантазий. Графический цикл «Времена дня» был разобран Гёрресом во вдохновенной рецензии (1808), ничуть не напоминающей обычные образцы этого жанра; исследования Рунге в области теории цвета были одобрены и высоко оценены Гете, искрение симпатизировавшим Рунге и тепло отзывавшимся о нем. Перед самой смертью скончавшегося от туберкулеза художника ему написал длинное, проникновенное письмо Брентано, которого также занимала проблема графически-скупого и глубокого по смыслу образа, – почти и те же дни художник сам написал письмо Брентано, их письма встретились в пути, однако письмо поэта уже не застало Рунге в живых. Рунге постоянно влекла потребность высказаться и в слове, разъяснить в нем суть своих образов, и он но без успеха проявил себя в литературном творчестве. Одна из его (написанных на нижненемецком диалекте) сказок – «О миндалевом Дереве» - появилась в «Газете для отшельников» Арнима, вместе с другой – «О рыбаке и его жене» - она вошла в состав «Сказок» братьев Гримм. Обе остались в памяти немецких читателей Вторая из сказок – источник пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке». Рунге написал много стихов, но не стремился их печатать. Они вошли в капитальное издание его писем и литературных сочинений, изданных его братом Даниэлем в 1840-1841 годах» (с. 476).

ФИЛИПП ОТТО РУНГЕ (Philipp Otto Runge)


Автопортрет, 1802-1803 г.г.

Немецкий художник и теоретик, один из лидеров романтизма в немецком изобразительном искусстве.
Родился в Вольгасте (городе на территории современной Польши) в семье купца-судовладельца. В восемнадцать лет он приехал в Гамбург обучаться торговому делу, но вскоре (в 1897) почувствовал склонность к живописи и стал брать частные уроки рисования.
В 1799-1801 годах учился в Академии художеств в Копенгагене у известного датского живописца и рисовальщика Н. А. Абильгора, затем в Дрездене (1801-1803), где познакомился с поэтом и мыслителем Иоганном Вольфгангом Гёте.
Особое влияние на него в эти годы оказал датчанин Н.Абильгор с его четкой классицистической манерой рисунка. Испытал также заметное воздействие Дж.Флаксмена.


Под влиянием Абильгора, жившего в Италии, сформировался интерес Рунге к античности, классической живописи. В раннем произведении — картине «Триумф любви» (1801, Кунстхалле, Гамбург) — композиция с фигурками путти в виде рельефа исполнена в монохромной гамме. Строгое классицистическое построение композиции свидетельствует о влиянии академической традиции, в частности Абильгора.В 1800 художник знакомится с рисунками Дж. Флаксмена к произведениям Гомера и Эсхила, читает о них статьи А. В. Шлегеля в журнале «Атенеум» (1799). Влияние линейного рисунка английского художника проявилось в созданных Рунге иллюстрациях к «Илиаде» и на темы «Песен Оссиана», популярных среди европейских мастеров предромантической эпохи. Однако Рунге создает свой стиль рисунка пером и кистью, который строится на тонкой эфемерной линии, но значительную роль в нем играют эффекты света и тени. Рисунки Рунге отразили предромантические настроения в европейском искусстве конца 18 в.
В 1802-03 Р. работал над аллегорической композицией "Времена дня".
Вернувшись в 1803 г. в Гамбург, он занимался живописью и одновременно служил в торговой фирме своего старшего брата Даниэля. С 1804 жил в основном в Гамбурге.
На протяжении всей жизни художник обращался к портрету, ставшему излюбленным жанром романтиков.
В полотне «Мы втроем» (1805, в 1931 г. погибла при пожаре) и двух автопортретах художника (1805, 1806, все — Кунстхалле, Гамбург) ярко выражена концепция европейского романтического портрета. Рунге изображает себя в моменты различных душевных движений — взволнованности, меланхолии, погруженным в раздумье. Автопортретом является и полотно «Мы втроем», где художник изобразил себя с братом Даниелем и его женой Полиной (картина не сохранилась). Ощущение меланхолической гармонии общего настроения портретируемых усиливает горный пейзаж, на фоне которого изображены фигуры.




Этот портрет, как и часто встречающиеся у романтиков парные портреты, символизирует братскую дружбу, духовную близость, но акцентирует и внутренние духовные различия, индивидуальность натур. Рунге часто обращается и к форме парного портрета («Мои родители», 1806, Кунстхалле, Гамбург), позволяющему передать мир человеческих чувств в сопоставлении характеров, настроений. Портреты с изображением детей («Дети Хюльзенбек», 1805-1806; «Портрет сына», 1805; оба — Кунстхалле, Гамбург) искренней непосредственностью в воспроизведении натуры предвосхищают работы мастеров раннего реализма — бидермейера.





В русле романтических устремлений эпохи и обращение художника к национальной традиции, темам из национальной истории. Для немецких церквей он создает полотна «Отдых на пути в Египет» (1805-1806) и «Христос, шагающий по водам» (1806-1807; оба — Кунстхалле, Гамбург). В плавном абрисе фигур, воспроизведении деталей яркого пейзажного фона с фантастическими растениями, глубокой духовной сосредоточенности персонажей ощущается влияние мастеров Северного Возрождения, изучение произведений Дюрера.




Суммой мистических настроений мастера, с одной стороны, навеянных учением Я.Бёме, а с другой — связанных с поисками эстетического абсолюта, свойственными романтизму в целом, призван был стать четырехчастный цикл Времена дня, символизирующий слияние человека с природой, — его предполагалось демонстрировать в виде настенных панно под музыку и чтение стихов, при специальном освещении. Подготовительные рисунки к циклу, с их орнаментально-ритмической эмблематикой, а также феерически-сказочное по колориту Утро (единственный живописный эскиз, осуществленный в 1808-1809) принадлежат к числу самобытных предвосхищений символизма и модерна.
Ещё в 1802 г. Рунге задумал живописный цикл, изображающий времена суток. Утро, день, вечер и ночь, сменяющие друг друга, были для романтиков символом и человеческой жизни, и земной истории; они воплощали вечный закон, по которому всё в мире рождается, растёт, стареет и уходит в небытие — чтобы возродиться вновь. Рунге глубоко чувствовал это вселенское единство, как и внутреннее родство разных видов искусства: он предполагал выставить «Времена суток» в специально спроектированном здании, сопроводив их музыкой и стихотворным текстом. Рунге не хватило жизни, чтобы воплотить свой замысел: из четырёх картин закончена только одна, «Утро». Она наивна и светла, как сказка. Младенец, лежащий на жёлто-зелёном лугу, символизирует зарождающийся день; женская фигура на фоне золотого неба и сиреневых далей — древнеримская богиня утренней зари Аврора. По свежести красок и лёгкости тоновых переходов эта картина намного превосходит прежние произведения художника. «Иногда, — писал Рунге, — цвет волнует своей бледностью, а подчас привлекает своей глубиной. Когда зелень луга, насыщенность цвета росистой травы, нежная листва молодого букового леса или прозрачная зелёная волна привлекают тебя больше? Тогда, когда они в сверкающих лучах солнца или в покое тени?» В многообразии красок, в сложных соотношениях цвета, света и тени художник видел ключ к тайнам Вселенной, откровение Мирового Духа — так некоторые романтики называли Бога, который представлялся им растворённым в природе. «Мы не в состоянии выразить, как трогает нас каждый цвет, — отмечал друг Рунге, немецкий писатель-романтик Людвиг Тик, — ибо краски говорят с нами на более нежном наречии. Это — Мировой Дух, и он радуется, что может дать понятие о себе тысячами способов, одновременно скрываясь от нас... Но тайная магическая радость охватывает нас, мы познаём себя и вспоминаем о некоем древнем, неизмеримо блаженном духовном союзе».



The Great Morning, 1809-10, Kunsthalle, Hamburg






The Small Morning, 1809-10, Kunsthalle, Hamburg

Считая оптику цветов ключом к искусству будущего, Рунге переписывался об этом с Гёте. Выделив три основных цвета (желтый, красный, синий) и три производных (оранжевый, фиолетовый и зеленый), он обобщил свои размышления и эксперименты в книге «Шар цветов, или конструкция связей между всеми взаимными смешениями красок и их полного сродства» (Farbenkugel oder Construction des Verhдltnisses aller Mischungen der Farben zu einander und ihrer vollstandigen Affinitдt, 1810), которая явилась примечательным этапом в развитии постньютоновской оптики, до сих пор сохраняя и художественно-практический интерес.

Книга вышла в 1810 г., в год смерти Рунге.

Рунге умер молодым, оставшись верен протестантскому принципу, что у изобразительного искусства должно быть духовное предназначение.

В 1840-1841 были изданы два тома его сочинений (наряду с Шаром цветов — две сказки, сочиненные Рунге на «платтдойч», нижненемецком диалекте, и включенные в Сказки братьев Гримм: О рыбаке и его жене и Можжевельник, обе 1806, вкупе с эпистолярным наследием).

Рунге были сделаны несколько автопортретов

немецкий художник-романтик, крупнейший - вместе с Каспаром Давидом Фридрихом - представитель романтизма в немецком изобразительном искусстве

Биография

Родился в многодетной семье корабелов в Западной Померании, находившейся в тот период под управлением Швеции . Его школьным учителем был Людвиг Козегартен . С 1799 при финансовой поддержке брата (впоследствии его трудами были изданы статьи, письма и заметки художника) обучался живописи у Йенса Юэля в академии Копенгагена . В 1801 сблизился в Дрездене с К. Д. Фридрихом и Людвигом Тиком, углубился в мистические трактаты Бёме, на которые обратил его внимание Тик. В 1803 познакомился и подружился с Гёте, с которым разделял интерес к проблематике цвета, - натурфилософские и естественнонаучные поиски обоих, питаясь разными источниками, шли в сходном направлении: Гёте, всегда более чем сдержанно относившийся к романтизму, с неизменным одобрением высказывался о творчестве и теоретизировании Рунге. В 1804 женился и переехал в Гамбург . В 1810 опубликовал трактат о цветоделении и цветовой классификации Цветовая сфера (гётевское Учение о цвете появилось в том же году). Последние годы работал над большим мистико-философским живописным замыслом Четыре времени дня, работа осталась незавершенной. Умер от туберкулёза.

Творчество

  • Triumph des Amor (1800)
  • Die Heimkehr der S?hne (1800)
  • Die Zeiten (1803)
  • Die Lehrstunde der Nachtigall (1803)
  • Die Mutter und Kind an der Quelle (1804)
  • Pauline im gr?nen Kleid (1804)
  • Wir drei (1805)
  • Die Ruhe auf der Flucht (1805-1806)
  • Die H?lsenbeckschen Kinder (1805-1806)
  • Der kleine Morgen (1808)
  • Der gro?e Morgen (1808)
  • Arions Meerfahrt (1809)

Помимо портретной и визионерской живописи, книжных иллюстраций к произведениям Л.Тика (1803), выступал как поэт и прозаик, обрабатывал народные сказки (две из этих обработок вошли в Сказки братьев Гримм). Большой историко-культурный интерес представляют письма Рунге к брату Даниэлю, Гёте, Тику, Клеменсу Брентано и другим адресатам.

Посмертная судьба

Большая часть наследия Рунге была уничтожена при пожаре

Страница 2

Рунге одним из первых художников-романтиков поставил перед собой задачу синтеза искусств: живописи, скульптуры, архитектуры, музыки. Ансамблевое звучание искусств должно было выразить единство божественных сил мира, каждая частичка которого символизирует космос в целом. Художник фантазирует, подкрепляя свою философскую концепцию идеями знаменитого немецкого мыслителя 1-й пол. 17 в. Якоба Беме.

Цикл Рунге, или, как он его называл, «фантастико-музыкальная поэма» «Времена дня» - утро, полдень, ночь, - выражение этой концепции. Он оставил в стихах и прозе объяснение своей концептуальной модели мира. Изображение человека, пейзаж, свет и цвет выступают символами всегда изменчивого круговорота природной и человеческой жизни.

В «Утре» природа открывается навстречу жизни, как новорожденный человек тянется к миру. Лилия как любовь становится символом создания нового мира. «Полдень» - время зрелости природы и человека. «Ночь» - она сковывает всё вокруг, но и собирает силы, которые должны пробудиться с наступлением утра. На исполнение и обдумывание этой программы у художника ушли все последние семь лет жизни. Тогда же Рунге занимался теорией цвета, и его книга «Шар цвета» (Гамбург, 1810) была высоко оценена Гете. Наиболее законченным в цикле «Времена дня» кажется второй вариант «Утра». В центре композиции фигура молодой женщины – утренней зари, а перед ней на переднем плане весёлый младенец – родившийся день. Художник очень долго отрабатывал это построение картины, совершенствовал рисунок, занимался поисками необычной цветовой гаммы. Колорит «Утра» предстаёт в синевато-лиловых, розоватых, желтоватых тонах. Восприятие живописной программы предполагало музыкальное сопровождение.

Кроме этой большой и важной для автора работы были выполнены две евангельские композиции – «Отдых на пути в Египет» и «Хождение по водам» и несколько портретов, в основном автопортретов и изображений, близких художнику людей: «Мы втроём» (1805), родителей (1806), детей Хюльзенбек (1805, 1806). Произведения удивительно поэтичны и наделены особой душевной чистотой.

Образ поэта-романтика увиден Рунге в автопортрете. Он внимательно разглядывает себя и видит темноволосого, темноглазого, серьёзного, полного энергии, вдумчивого, самоуглублённого и волевого молодого человека. Художник-романтик хочет познать себя. Манера исполнения портрета быстрая и размашистая, будто бы уже в фактуре произведения должна быть передана духовная энергия творца; в тёмной красочной гамме выступают контрасты светлого и тёмного. Контрастность – характерный живописный приём мастеров-романтиков.

Уловить переменчивую игру настроений человека, заглянуть ему в душу всегда будет пытаться художник романтического склада. И в этом отношении благодатным материалом для него будут служить детские портреты. В портрете детей Хюльзенбек (1805) Рунге не только передаёт живопись и непосредственность детского характера, но и находит для светлого настроения особый приём, который предвосхищает пленэрные открытия 2-й пол. 19 в. Фоном в картине является пейзаж, который свидетельствует не только о колористическом даре художника, восхищённом отношении к природе, но и о появлении новых проблем мастерского воспроизведения пространственных отношений, световых оттенков предметов на открытом воздухе. Мастер-романтик, желая слить своё «я» с просторами Вселенной, стремится запечатлеть чувственно-осязаемый облик природы. Но за этой чувственностью изображения он предпочитает видеть символ большого мира, «идею художника».

Другой выдающийся живописец-романтик Германии Каспар Давид Фридрих предпочёл всем другим жанрам пейзаж и писал на протяжении своей семидесятилетней жизни только картины природы. Биография этого мастера – «классическое» воплощение понимания художником-романтиком своего места в мире и сути творчества. Он считает, что художник в погоне за деньгами и славой теряет свою душу. Искусству может служить только возвышенный и добрый человек, ибо «ощущение художника для него закон».

Фридрих, так же как и Рунге, обязан историей формирования романтического мироощущения Дрезденскому культурному окружению. С конца 18 в. он поселился в Дрездене и никогда его не покидал. Юношеские годы художника прошли в Грейфсвальде. Он был сыном мыловара. Известно имя его первого учителя рисования – Кисторн. В (1794-1798) гг. он обучался в Копенгагенской Академии. После этого вернулся в Германию, изредка отрываясь для поездки, домой – в Грейфсвальд и на остров Рюген. В 1810 г. Фридрих становится членом Берлинской Академии, а в 1816 г. – Дрезденской. Но преподавательского кресла после звания профессора пейзажного класса в 1824 г., Фридрих не удостаивается. Художник, стараясь не изменять себе, не желает работать так, как ему предписывает Академия. Наступает одиночество, в конце жизни усугубленное мрачное меланхолией. Последние три года перед мастер почти не прикасается к краскам и умирает всеми забытый. Такую судьбу повторят очень многие художники-романтики. Небольшие вариации будут связаны с быстрой болезнью или самоубийством.

Творческий поиск Эдуарда Мане
Многие считают основателем течения именно Эдуарда Мане, который хотя и не участвовал в выставках импрессионистов, сознательно противопоставил новое мировоззрение классическому, уходящему корнями в итальянское католическое представление о...

Алмаз «Шах» - один из семи исторических камней Алмазного фонда
алмаз рубин императорский бриллиантовый Алмаз «Шах» - бриллиант индийского происхождения весом в 88,7 карата. Безукоризненно прозрачный, легкого желтовато-бурого оттенка камень. Глубокая бороздка на нём свидетельствует, что его носили к...

Особенность культуры средневековья
Сам образ средневековья часто ассоциируется с колоритной фигурой рыцаря в латах. Рыцари - профессиональные воины - представляли собой корпорацию, членов которого объединяли образ жизни, этические ценности, личностные идеалы. Рыцарская кул...



Загрузка...
Top