Характеристика героев. «Недоросль» - сатирическая комедия

Большинство моих прямых кровных предков из основной ветви генеалогического древа по фамилии Катцыны, пришедших в Красноярский острог в середине XVII века, а также некоторых боковых веток – Лалетины, Ленивцевы, Ростовцевы, Роскащиковы, Худяковы, были казаками, - как пешими, так и конными. С течением времени, в силу различных обстоятельств, представители некоторых ветвей сменили места жительства и род занятий. После I -й ревизии 1719-22 гг. многие из них были зачислены в разряд разночинцев и крестьян и переселились на юг Красноярского уезда.

Из вышеперечисленного списка фамилий заметно выделяется ветвь Еремеевых, поскольку начало этого старинного русского рода восходит к московским детям боярским. Основатель красноярской династии - Василий Иванов сын Еремеев, в ранних найденных мной документах записан как московский сын боярский ссыльный подьячий Посольского Приказа.

Примечание -Посольский Приказ – центральное правительственное учреждение в XVI - XVIII вв. ведавшее сношениями с иностранными государствами, выкупом и обменом пленных. Во главе Приказа стоял Посольский или Приказной дьяк. В штате Приказа состояли его «товарищи» - подьячие и толмачи. При Петре I Посольский Приказ трансформировался в Коллегию иностранных дел.

За что Василий был сослан в Сибирь, доподлинно неизвестно, хотя некоторые исследователи называют причиной ссылки мздоимство, другие указывают на некие ошибки (вольные или невольные) допущенные подьячим Еремеевым при оформлении важных государственных документов. Причем, Василий Еремеев был отправлен вначале в Енисейск, а затем переведен в Красноярский острог с сохранением статуса сына боярского. Он проживал с сыновьями Трифоном и Матвеем в д. Мату под Красноярском.

В РГАДА и ГАКК хранится немало документов, в которых упоминается Василий Еремеев и его сыновья. К примеру, описывается, как в 1664 году , пятидесятник Трифон Васильев Еремеев в сопровождении двух казаков ходил на переговоры с Лоджаном. В многочисленных челобитных красноярских служилых людей к государю также встречается подпись Трифона Еремеева. В Имянных книгах среди съезжей избы подьячих первым (видимо старшим по чину) записан Василий Иванов сын Еремеев с годовым окладом 12 рублей, а в отряде черкас и московских стрельцов главным значится его сын, пятидесятник Трифон Васильев Еремеев с окладом 6 рублей в год. Упоминается Трифон Еремеев в битве красноярских служилых людей с войском князца Ереняка в 175-м году. Документы свидетельствуют о том, что «пятидесятник Трифон Еремеев на бою был и в полону», т.е. побывал в плену у киргизов . Есть сведения о пятидесятнике Трифоне Еремееве и .

Ниже приводится подпись Василия Еремеева в челобитной 175 года. Написано: К сей челобитной подьячей Василей Еремеев руку приложил

Из многочисленных архивных материалов видно, что Трифон Еремеев был очень авторитетным человеком, храбрым и удачливым воином, опытным военачальником красноярских служилых людей. Венцом воинской карьеры Трифона Еремеева можно считать назначение его в 1709 году (в возрасте около 71 года) первым красноярским казачьим головой.

Как и все красноярские сыны боярские того времени, Трифон являлся крупным землевладельцем. Из документа РГАДА «Сведения о документах красноярских служилых людей на пашни, сенные и на иное недвижимое имущество в 1701 г.» следует, что Трифон Еремеев владел деревней Трифоновой (она же Еремеева , относящейся к селу Балчужскому) по купчей крепости 1675 года:

Наименование деревни

Чины и имена служилых людей обладателей документов

Сведения о документах

Сведения о пашнях (в

одном поле), покосах и

иной недвижимости, на которые представлены

документы

Деревня сына боярского Трифона Еремеева

Сын боярской Трифон Еремеев и его племянник сын боярской Яков Матвеев Еремеев

Данная крепость Трифона Еремеева 183 года

Всего:

9 десятин пашни и перелога,

7 десятин покосов

В переписи Красноярска 1671 года записан Трифон Васильев сын Еремеев . С ним отец его Василий и брат Матюшка 16 лет да людей у них дворовых мугальских купленых Матюшка, Ивашко, да Матюшка ж, новокрещеные .

А вот сведения из переписи Красноярска и уезда 1713 года:

Деревня Еремеева

Во дворе Московского списку дворянин Трифан Еремеев осмидесят лет жена у него Настасья пятидесят лет детей у него сын Степан дватцати пяти лет Иван дватцати двух лет у Степана жена Василиса дватцать пять у Ивана жена Анна дватцати лет у Трифона дочь Варвара сорока лет Овдотья тринатцати лет дворовые ево люди Кирило тритцати жена у него Анна дватцати осми лет Игнатей тритцати четырех лет жена у него Хавронья дватцати двух лет Иван штинатцати Семен девяти лет Игнатья дочь Марфа двенадцати Лукерья пяти лет

Во дворе неверстанной сын боярской Яков Еремеев тритцати семи лет жена у него Марья дватцати семи лет детей у него сын Василей трех лет дочь Анна осми лет Оксинья семи лет Матрена пяти лет

Двор неверстанного сына боярского Федора Еремеева он Федор тритцати пяти лет брат у него Алексей в конской службе дватцати пяти лет мать у них вдова Домна пятидесят лет сестры у него Фекла дватцати двух лет Матрена осмнатцати лет Татьяна четырнатцати лет дворовой Семен сорока лет иноземской породы

Во дворе неверстанной сын боярской Михайло Еремеев пятдесят лет жена у него Матрена тритцати лет детей у него сын Григорей трех лет дворовой человек Филип жена у него Улита тритцати двух лет

По переписи 1719-22 гг. Трифону Еремееву показан возраст 84 года, откуда можно предположить, что родился он примерно в 1638 году, всего же по 1-й ревизии записано пять семей Еремеевых:

Деревня Трифонова

1.Дворянин московского списка Трифан Еремеев 84 лет. У него дети – Иван 28, Тимофей 12, внук Иван 3. Дворовых – Игнатей 50, Семен 18, Иван 24.

2.Сын боярской Яков Матвеев (фамилия не указана, но, бесспорно Еремеев) 46 лет. У него дети – Василий 6, Тимофей 2.

3.Сын боярской Федор Еремеев 38 лет. У него брат Алексей 32, дворовой человек Семен 50, племянник Иван 2.

Село Бузимское

4.Московского списка дворянин Андрей Еремеев 47 лет. У него в [детях б]оярских Ефим 12, Егор 7, Иван 6. Человек у него живет Иван 20, другой […].

Деревня Симонова

5.Посадский человек Кузьма Еремеев 60 лет. У него дети – Егор 20, Семен 8, Володимер 7, Мирон 5.

В Абаканском остроге

Деревня Еремеевская

Л. 53. 409. Двор неверстаного дворянского сына Михайла Трифанова. И он,

Михайло, под опасением смертные казни сказал: он, Михайло, –

пятидесять лет. Детей у него: сын Григорей – десяти лет, Петр –

пяти лет. У него скормленик ево Василей – пяти лет.

Да дворовой ево человек Филип – тритцати пяти лет. У него

сын Тимофей – одного году. Да подворник у него Михайла. Гулящих

людей Леонтей Тетерин – дватцати трех лет, Алексей Семенов –

дватцати лет. А буде он, Михайло, сказал что ложно, и за такую

[ево] ложную с[каску указа]л бы Великий Государь казн[ить смертью.] К сей [скаске …………………………………………. руку приложил].

Л. 53 об. 410 Двор неверстаного дворянского сына Степана Трифанова. И он,

Степан, под опасением смертные казни сказал: он, Сте=

пан, – тритцати трех лет. Сын у него Андрей – двух лет.

Дворовых у него людей: Кирило – тритцати лет. Детей у

него, Кирила: сын Андрей – шести лет, Иван – трех лет,

Иван же – двух лет. А буде он, Степан, сказал что ложно,

и за такую ево ложную скаску указал бы Великий Государь

казнить смертью. К сей скаске Андрей Еремеев по велению

брата своево Степана Трифанова руку приложил.

А вот сведения по II ревизии 1747 года о некоторых жителях деревни Трифановой:

Деревни Еремеевой она ж и Трифанова: разночинцы

3301 написанной в прежную перепись Петр Михайлов сын Трифанов 29

У него дети после переписи рожденные

3302 Петр 8

3303 Матвей 8 недель

Написанные в прежную перепись за ним дворовые люди которые после указу из за него включены в разночинцы

3304 Филип 51

3305 у Филипа дети Тимофей 25

После переписи рожденные

3306 Гаврило 24 взят в рекруты в 747 году

3307 Василей 19

3308 Яков 15

3309 Прокопей 11

3310 Федор 6

3311 Лаврентей 15 недель

3312 Написанной в прежную перепись Андрей Степанов сын Трифанов 26

3313 у него брат Петр 22

3314 у Андрея дети Федор 6

3315 Яков 2

3316 у Петра сын Матвей 15 недель

Перешедшие собою из разных мест того ж ведомства

…Из деревни Трифановой

3319 Написанной в прежную перепись Иван Трифанов сын Еремеев 52

У него дети в прежную перепись

3320 написанной же Иван 24

После переписи рожденные

3321 Михайло 18

3322 Алексей 12

Написанныя ж в прежную перепись за ним Еремеевым дворовые люди которые по силе указу из за него включены в разночинцы

3323 Семен 42

3324 Иван 48

3325 Написанной в прежную перепись Яков Матвеев 40

3326 У него сын в прежную перепись написанной же Тимофей 26

У него внучата умершаго в прежную перепись написанного сына его Василья рожденные после переписи дети

3327 Михайло 7

3328 Петр 4

Из села Бузимского

Написанной в прежную перепись

3329 Ефим Андреев сын Еремеев 36

у него братья в прежнюю перепись написанные

3330 Егор 31

3331 Иван 30

Деревни Трифановой Тюменцова тож

Разночинцы

5799 написанной в прежную перепись Федор Еремеев 62

В прежную перепись написанные за него

5800 у него брат Андрей 56

5801 у Андрея дети Иван 28

После переписи рожденные

5802 Петр 20

5803 Андрей 17

5804 у Ивана сын Яков 7

5805 у Петра сын Дмитрей году

Следует заметить, что деревни с названием Трифонова в Красноярском уезде было две:

Первая - деревня Еремеева (Трифанова, Волосатикова, Тюменцова), относящаяся к селу Балчужскому и находящаяся в 12 верстах ниже деревни Шиверской. В одной версте от Еремеевой находилась деревня Атаманова, видимо в дальнейшем эти деревни слились. В переписи Красноярска и уезда 1719-22 гг. эта деревня Трифонова записана на Л. 109-110. Упоминается она также в дневниках Г.Ф. Миллера и гг.

Вторая - деревня Еремеевская (она же Трифонова). Относилась к Караульному острогу, затем к Новоселовской волости. Упоминается у Г.Д. Мессершмидта в дневниках за 19 февраля 1722 года , у того же Г.Ф. Миллера и в переписи Красноярска и уезда 1719-22 гг. (Л. 53-53 об.).

В обеих деревнях жили Еремеевы, которые являлись потомками ссыльного подъячего Посольского Приказа Василия Иванова Еремеева. В Трифоновой Караульного острога некоторые семьи записывались, как Трифоновы, а не Еремеевы.

Моя родословная ветка по Еремеевым идет от жителя деревни Трифоновой Караульного острога Ивана Трифонова Еремеева (Большего).

Деревня Трифонова Новоселовской волости на карте 1893 года

Источники и литература:

РГАДА. Ф.214. Оп. 3. Стб. 623. Л. 110, 111, 113.

Книги именные Красноярского острогу детям боярским и подьячим атаманам и конным и пешим черкасом и московским стрельцом ружником и оброчником з денежными оклады ко 7170 году//РГАДА. Ф. 214. Оп. 3. Стб. 438. Л. 312-326.

РГАДА. Ф.214. Оп. 3. Стб. 814. Л. 208-217.

РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. кн. 566. Л. 162-213.

РГАДА. Ф. 214. Оп. 5. Д. 2242. Л. 44 об, 45.

РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 1601.

Сказки посадских людей, разночинцев г. Красноярска, разночинцев и государственных, монастырских крестьян и ссыльных крестьян Красноярского уезда.// РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 1602. Л. 1-313.

Мессершмидт Д.Г., Экспедиция в Сибирь 1720-1727 гг. Т. 1., Дневники 1721-1722 гг. Берлин, 1962, 380 с. (на нем. языке).

Еремеевна – одна из второстепенных героев пьесы Фонвизина «Недоросль». Она является няней и кормилицей Митрофана . На примере её образа автор пытается показать, как извращало крепостное право дворовых прислуг, как уродовало оно их и унижало. Несмотря на присущие ей хорошие человеческие качества, рабская приниженность берет верх. Еремеевна уже более 40 лет прислуживает для Простаковых-Скотининых. По этой причине она рабски привязана к членам этой семьи и считает прислуживать им своим первейшим долгом. Не щадя себя, она оберегает Митрофана. А когда Скотинин набрасывается на мальчика, Еремеевна заслоняет его собой и остервенело защищает.

Однако эта рабская преданность приобретает искаженный характер, что автор изображает с особой художественной силой. На фоне повышенного чувства долга перед семьей Простаковых у няни теряется чувство собственного достоинства. Она не только безропотно переносит хамское отношение к себе, но и не проявляет никакого протеста. А в это время Митрофан с Простаковой позволяют себе оскорблять пожилую женщину такими словами, как бестия, старая ведьма, хрычовка, и даже поднимают на неё руку. В результате судьба Еремеевны довольно тяжела, так как ей приходится всю жизнь прислуживать неблагодарным и деспотичным хозяевам.

Untitled

Речевая и именная характеристика героев комедии

Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Недавно прочитанная комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» заставила меня призадуматься над вопросом: «А можно ли всего лишь по имени и речи узнать характер человека, его моральные устои; и связаны ли вообще в её личности имя и слова, ею произнесенные». Проведем исследование на эту тему.

Изначально заметим, что автор довольно метко подбирает имена главным героям. Вряд ли данный факт можно отнести исключительно к желанию автора дать «вызы в ающие и запоминающиеся» имена героям. Скорее, следует полагать, что Фонвизин пытается таким образом усилить получаемое впечатление от пьесы. Глубокий знаток человеческих душ, Фонвизин понимает, что имена героев - как раз то, на что наиболее часто обращает внимание простой обыватель . Таким образом, являясь великолепным сатириком, автор изначально настраивает читателя на комичный лад. Теперь подойдем ближе к самой комедии.

Итак, имена героев:

Митрофан. По информации справочника мужских имен - имя греческого происхождения , в переводе с латинского обозначает «матерью явленный». Следует предполагать, что имя можно расшифровать, как «маменькин сынок», т.е. человек, возможно во всем опекаемый мат ерью, любящий и уважающий ее более чем отца. Это имя как нельзя лучше передаёт всю натуру героя .

Что же до речевых особенностей , то в словах Митрофана явно проглядывается именно любовь к своей матушке. Он пытается всячески выделить мать в том обществе, в котором находится , и неважно, близкие ли люди его окружают или чужие. Несомненно, следует также выделить такую характеристику героя, как полную неспособность к разного рода наукам и ученью в целом. Может потому после выхода комедии в свет, имя Митрофан стало нарицательным, обозначающим людей недалеких и простых внутренним миром. Посмотрим из текста:

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему ж?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста

неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.

Или вот, еще:

Митрофан (разнежась). Так мне и жаль стало.

Г-жа Простакова (с досадою). Кого, Митрофанушка?

Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое

утешение.

Софья. Так же, как и Митрофан имя имеет древнегреческие корни. Обозначает «мудрость». Мы можем также предполагать, что автор даёт это имя своей героине, в связи с краткой формой имени - Соня. В народе с именем Соня связано такое качество, как сонность. В комедии Софья - молодая девушка, еще не показавшая свою натуру, свой характер, не до конца «пробудившаяся» после детства. Мы не знаем, какой она будет в будущем. Примет ли она качества Стародума, дяди своего, или же она будет точной противоположностью, как госпожа Простакова.

Речь Софьи показывает, что героиня вежлива, очень любит и благодарна своему дяде. Она никогда не позволяет себе обругать человека, обидеться на него или же возненавидеть. Софья довольно милая, в ее речи пробивается нежность, свойственная каждой хорошо воспитанной девушке. Одна только фраза:

« Я получила сейчас радостное известие. Дядюшка, о котором столь долго мы ничего не знали, которого я люблю и почитаю, как отца моего, на сих днях в Москву приехал » ,

раскрывает нам всю сущность этой очаровательной девушки.

Милон. Имя пришло из западных языков. Обозначает милый, любимый. Можно утверждать, что Фонвизин дал имя герою неслучайно, так как Софья любит Милона, отсюда и «любимый». Не следует также сбрасывать со счетов хоть и не большую, но существующую вероятность того, что у автора были какие-то ассоциации Милона с дыней (Melon (англ.) - дыня), поскольку, уж очень сладки речи его.

Исходя из речевой стилистики Милона, заметно, что герой - добрый, отзывчивый, храбрый человек.

«Открою тебе тайну сердца моего, любезный друг! Я влюблен, и имею счастье быть любим. Больше полугода, как я в разлуке с тою, которая мне дороже всего на свете, и, что еще горестнее, ничего не слыхал я о ней во все это время… Может быть, она теперь в руках каких-нибудь корыстолюбцев, которые, пользуясь сиротством ее, содержат ее в тиранстве. От одной этой мысли я вне себя »

О дна только фраза, а как в ней раскрыты все чувства Милона к Софье .

Госпожа Простакова и господин Простаков - родители Митрофана. Их фамилия говорит об очень важном качестве - простота. Что же до типа этой простоты, то очевидно, в первую очередь следует предположить простоту душевную. Из чего также вытекает бедный духовный мир героев. Можно ли найти подтверждение этим мыслям? Несомненно, но прежде скажем несколько слов о матери Митрофана. Простакова происходит из рода дворян по фамилии Скотинины. Отец у неё был неучем, собственно поэтому, она и ее брат (Скотинин) - невежды. Простакова - очень своенравный человек, везде ищет для себя выгоду. Вся ее сущность отражается в её фамилии. Можно предположить, что титул дворянина её отцу или деду достался отнюдь не по наследству, а по выслуге или иным способом. Справедливость данного предположения подтверждает полное отсутствие манер, прививаемых с детства, вероятно, она воспитывались, людьми, не привыкшими к дворянству, которые не смогли дать ей должного дворянского образования и воспитания.

Речь Простаковой весьма своеобразна и интересна. Она никогда не позволяет себе ласково и с уважением обращаться к мужу, но к сыну она относится так трепетно и с такой любовью, что всем остаётся лишь молча завидовать. Нередко она называет прислугу скотами, видимо потому, что сама некогда была Скотининой.

Г-жа Простакова (Тришке). А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль

я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое,

растет, другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения.

Скажи, болван, чем ты оправдаешься?

Простаков - полная противоположность своей жены. Простаков во всем угождает своей жене, не имеет собственного слова. Его очень трудно назвать личностью, скорее индивид.

Простаков. Да я думал, матушка, что тебе так кажется.

Г-жа Простакова. А ты сам разве ослеп?

Простаков. При твоих глазах мои ничего не видят.

Г-жа Простакова. Вот каким муженьком наградил меня господь: не смыслит

сам разобрать, что широко, что узко.

Следующие герои: Стародум, Правдин, Скотинин, Кутейкин, Цыфиркин и Вральман имеют соответствующие «говорящие» фамилии, которые характеризуют персонажей даже больше, чем их речевые обороты.

Стародум - дядя Софьи. Он всегда говорит афоризмами. Например:

«Начинаются чины, - перестает Искренность»

или

«Без души просвещеннейшая умница - жалкая тварь».

Это характеризует его как человека мудрого, знающего жизнь, и много увидевшего на своем веку.

Правдин - чиновник. Давний друг Стародума, может быть именно поэтому везде пытается добиться правды , говорит только правду и при этом полагает, что все также по правде и поступают.

Правдин. Но те достойные люди, которые у двора служат государству...

Скотинин. Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?

Кутейкин, Цыфиркин, Вральман - так называемые учителя Митрофана . К утейкин - семинарист. Преподает словес ность для сына Прост а ковых . Цыфиркин - отставной сержант. Не имея должного образования, учит Митрофана математике . Вральман - немец, з а что его собственно и берут в учителя Митрофанушке. На самом же деле оказывается, что Вральман - простой кучер, но за то немец!

Кутейкин. Что за бесовщина! С самого утра толку не добьешься. Здесь

каждое утро процветет и погибнет.

Цыфиркин. А наш брат и век так живет. Дела не делай, от дела не бегай.

Вот беда нашему брату, как кормят плохо, как сегодня к здешнему обеду

провианту не стало...

При этом вся троица (Кутейкин, Цыфиркин, Вральман ) достаточно плотно обустроилась в доме Простаковых, хотя изредка между ними и возникают разногласия и перепалки.

Цыфиркин. А мы те и честь отдадим. Я доскою...

Кутейкин. А я часословом.

Вральман. Я хоспоже на фас пошалююсь.

Еремеевна - няня Митрофана, простая русская баба, любящая своего воспитанника как своего собственного сына и всегда готовая встать на его защиту.

Митрофан. Мамушка! заслони меня.

Еремеевна (заслоняя Митрофана, остервенясь и подняв кулаки). Издохну

на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я

те бельмы-то выцарапаю.

Итого, 13 героев , 13 разных имен, 13 разных образов . Но всех их объединяет то, что Д.И. Фонвизин дал им имена, схожие с их характерами , что лишний раз подчеркивает мастерство автора . Имена героев становятся изюминкой произведения. И вот мы подходим к выводу , что имя и характер героев в произведении неотъемлемо связанны друг с другом. Насколько данное (давать такие имена героям) было разумным? Думаю, что это правильный шаг автора, поскольку лично я запомнила эти имена, и возможно, что на всю жизнь, еще до окончания чтения пьесы.

Untitled Речевая и именная характеристика героев комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» Недавно прочитанная комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» заставила меня призадуматься над вопросом: «А можно ли всего лишь по имени и речи узнать характ

Еремеевна – второстепенная героиня в пьесе Фонвизина Дениса Ивановича «Недоросль». Она приходилась кормилицей и нянькой для Митрофана. Автор говорит об Еремеевне, как о крепостной крестьянке, сильно преданной своим хозяевам. Фонвизин отчётливо показал нам, что хозяева не ценили в крепостных людях их хорошие качества, а только вселяли в них рабскую покорность.

Еремеевна почти сорок лет служила Простаковым. Она выслушивала от хозяев много оскорблений и ей платили маленькое жалование – она получала пять пощечин в день и пять рублей в год. Еремеевна нянчилась с Митрофанушкой с самого его рождения и практически заменила ему родную мать. Не жалея себя, она постоянно защищала и оберегала его. Когда Скотинин хотел наброситься на мальчика, она заслонила его своим телом и со злостью крикнула на дядю Митрофана, что готова отдать свою жизнь ради Митрофанушки, а если Скотинин от него так и не отстанет, то Еремеевна грозилась "поотрывать ему бельмы". Но лентяй Митрофан относился к своей няне не как к человеку, а как к "старой хрычовке", на которую можно было всегда пожаловаться матери, чтобы та ей пригрозила.

Многие жалели бедную Еремеевну, но ничем не могли ей помочь. Но сама она никогда себя не жалела. Еремеевна была предана своим хозяевам как рабыня, у неё не было чувства своего достоинства, на чём и сделал акцент автор: «Я не усердна вам, матушка! Уж как больше служить, не знаешь… рада бы не только что... живота не жалеешь… а все не угодно». Еремеевна не злилась и не ненавидела Простаковых, она беспрекословно выполняла все их приказы, не обращая внимания на то, что помещица и её сынок Митрофанушка обзывали её "собачьей дочерью", "бестией", "старой ведьмой" и другими обидными для неё прозвищами. Однако, несмотря на всё это, она очень боялась своей хозяйки, ведь именно Еремеевна несла всю ответственность за Митрофанушку, и если бы с ним что-нибудь случилось, то виновата была бы во всём только она.

Однажды был такой случай, когда Еремеевна, кроме Митрофана подумала и о себе. Это произошло в тот момент, когда Милон оттолкнул её от Софьи, и она воскликнула: «Пропала моя головушка!».

Таким образом, можно сделать вывод, что судьба Еремеевны довольно трагична и тяжела, ведь всю свою жизнь она прислуживала хозяевам-извергам, а они ей и слова доброго не сказали и кроме этого она никогда от них не получит благодарность за свою верность и привязанность.

Вариант 2

Данный персонаж комедии показывает качества, которые холопская жизнь и нежелание развиваться формируют у человека.

Еремеевна – нянька, с младенчества воспитывающая Митрофанушку. Она искренне привязана к недорослю, несмотря на всю его неблагодарность. Она грудью защищает его от Скотинина, готовая вступить в драку, но не дать обидеть своего великовозрастного воспитанника.

Используя образ Еремеевны, автор показывает, как добрые чувства людей превращаются в свою противоположность. Ее любовь к воспитаннику, естественная привязанность, вызванная тем, что он рос под ее присмотром, переходит в гиперопеку. Испытывая к Митрофанушке добрые чувства, она, в той же степени, что и его родители, балует своего воспитанника, способствуя его превращению в бесполезного себе и окружающим члена общества.

Еремеевна продолжает считать Митрофана, взрослого уже по понятиям того времени, ребенком. В этом сказывается и ее природная доброта и консерватизм. Кормилица, также как и ее воспитанник не желает учиться в широком смысле слова. Еремеевне гораздо комфортнее жить в мире, который не изменяется, так как в таком случае не нужно прилагать усилия, хотя бы, чтобы осмыслить сложившуюся ситуацию. Няня оказывается не только защитницей недоросля, но и, в некоторой степени, его духовным близнецом.

Терпение кормилицей побоев и унижений также вызвано, в значительной степени, ее нежеланием предпринять что-либо для изменения своего положения. Личностные усилия у Еремеевны вызывают гораздо более сильный стресс, чем привычное повседневное унижение.

Еремеевна продолжает верно служить семье своим хозяевам, несмотря на грубость и побои, которым она постоянно подвергается. Фонвизин делает акцент на этом в сценах, где появляется героиня. Его, как и многих передовых русских людей возмущала рабская покорность у представителей русского народа. Ее причиной была ограниченность Еремеевны, которая всю жизнь провела в роли прислуги, которой не с чем сравнить.

Раболепие кормилицы сочетается с ее усердием и добросовестностью. Одно с другим неразрывно переплелись. Фонвизин стремится показать, насколько опасна такая безграничная преданность и добросовестность. Еремеевна оказывается замешанной в темные дела своих хозяев. Она помогает похитить Софью. Причем Еремеевна делает это, просто следуя привычке повиноваться всему, что прикажут хозяева.

В данном случае Еремеевна олицетворяет худшие качества, которые видели ряд писателей и публицистов в русском народе - безграничное терпение и готовность повиноваться самым жестоким правителям. Исполняя любые их прихоти, люди, с рабской сущностью еще больше развращают своих повелителей.

Сторонник просвещения, познания и усовершенствования мира, автор произведения резко осуждал лень, вне зависимости от того, вызвана ли она богатой и праздной жизнью или просто привычкой и образом жизни. В духовном раболепии, показанном им в образе Еремеевны, писатель видел благодатную почву для развития пороков, разрушающих и общество, в целом, и жизнь отдельных людей.

Сочинение про Еремеевну

Фонвизин Денис Иванович высмеивал в своей работе «Недоросль» особенности дворянства. С его вечными прислугами, которые задарма трудились, не сгибая своих горбов. Ему не нравилось, что эта выдуманная интеллигенция обирала людей и жила припеваючи. Поэтому, он создавал персонажей, максимально похожих на эпоху того времени. Через слабоватые образы людей, он выводил собственную гармонию ненависти к помещичеству.

Еремеевна – старуха неизвестных лет, была кормилицей и няней пятнадцатилетнего лба Митрофанушки. Несмотря на то, что он был уже в приличном возрасте, с ним сюсюкались как с маленьким младенцем, которому вечно нужно потакать.

Няня постоянно бегает за своим «барином» и выполняет все его указания, словно она его личная рабыня. Она безответно привязана к семье Скотининых, что делает её ещё более жалкой.

Когда происходит ситуация, что ей приходится защищать своего хозяина, она грудью бросается на защиту, чтобы никто не имел права причинить ему вред. С одной стороны, это хорошие материнские качества, которые она могла бы использовать на своих детей, но Бог дал ей только право воспитывать чужих. Это лишает её всех адекватных чувств, показывая что она не уважает даже своё достоинство.

Она даже решается на преступление и караулит ночью Софью, чтобы помочь своим хозяевам похитить её. Единственное, что получает Еремеевна в ответ – побои и плохое уважение. Учитывая то, что она второстепенный персонаж – она контрастна и заметно выделяется на фоне других.

Чтобы образ получился ключевым, Денису Ивановичу Фонвизину пришлось обнажить пороки того общества. Образ вышел действительно очень живым, о чем свидетельствуют письма Гоголя, который говорил, что комедия поражает своей реалистичностью и трагичностью происходящих событий, которым место быть в самых удаленных уголках страны.

И в действительности, все второстепенные персонажи были выражены очень ярко, что оживило общее настроение работы. Чтобы работа была наполненной силой реалистичности, были подняты все темы, которые беспокоили общество. Это и наделило комедию своим непередаваемым духом и смелой сатиричностью.

Нужно уметь быть милосердным и уметь сохранять равновесие в трудные моменты жизни.

  • О чём заставляет задуматься роман Преступление и наказание Достоевского сочинение

    О чем заставляет задуматься роман Достоевского «Преступление и наказание»? Великий философ, психолог семнадцатого века, - это, безусловно, Федор Михайлович Достоевский, который, написав знаменитый роман «Преступление и наказание»

  • Сочинение Сказочный образ Царевны-лебедь Пушкина

    Все произведения Пушкина гениальны и считаются высшей степенью культуры и образованности человека. К этому числу относится и «Сказка о царе Салтане». Волшебная сказка в стихах о том, что добро торжествует над злом.

  • Фамилия Еремеев – произошла от имени Еремей. Эта народная русская форма старинного древнееврейского имени Йеремия, что значит «Бог возвысит» или «Возвышенный Богом». Йиермеях- латинская производная.
    Вот что о пророке Иеремия написано в книге «Русь средиземноморская и загадки Библии». Он жил на рубеже VII – VI в.в. до н.э. В это время Ассирия (древнее государство в Северном Двуречье, что было на территории современного Ирака) начала терять свое могущество, а власть Вавилона беспрерывно расширялась. Падение мощной семитической державы не смог предотвратить даже союзный Египет.
    Цари Иудеи пытались освободиться из-под чужеземного ига, ища поддержку у Египта. В 602 г. до н.э. вавилонский царь Навуходоносор предпринял несколько карательных походов против Иудеи и Иерусалима и в 586 году до н.э. окончательно захватил Иудею. Он увел в плен большую часть жителей страны. Последовавший за этим этап жизни еврейского народа получил название «Вавилонское пленение».
    Иеремия предвидел все эти беды. Он пророчествовал «От севера открывается бедствие на всех обитателей сей земли» (Иеремия 1:14).Это было и предупреждение, и призыв к властям Иудеи повернуть политику в иное русло. Напрасно Иеремия без устали повторял им наставление Господа: «И если вы скажите: за что, Господь, Бог наш, делаешь все это?», то отвечайте так: «Как вы оставили Меня и служили чужим богам в земле своей (Руси), то будете служить чужим на земле не вашей»
    Русские имена еврейского происхождения давала новорожденным церковь. Она нарекала детей в честь древних библейских праведников или святых и мучеников. А святые эти в свою очередь, нередко получали имена опять-таки в честь библейских героев и пророков. Так пришли еврейские имена в русский язык.
    Но есть и такая версия, что некоторые из имен, в том числе и Еремей сначала переиначивались на греческий лад (с греческого - Еремей – «дающий богатство»), потом уж на славянский.
    Долгое время на Руси фамилий не было. Поначалу фамилии возникли у феодалов. Существовало наследственное землевладение, оно и привело к наследию наследственных имен, то есть фамилий. Первые русские фамилии встречаются в документах, относящихся к XV веку. У крестьян появилась фамилия только после отмены крепостного права 1861 г. но приживалось это нововведение очень плохо. Только в 1888 году Сенат опубликовал специальный указ «Именоваться определенной фамилией составляет не только право, но и обязанность всякого полноправного лица и значение фамилии на некоторых документах требуется самим законом».

    В статье «Генеалогическое древо» написано: «Некоторые Еремеевы – это нетитулованное российское и малороссийское дворянство от Андрея Еремеева». Дальше имя Андрей не прослеживается.
    А в энциклопедии Брокгауза написано Еремеевы – русские дворянские роды. Иван, Никита, Петр, Федор маленький и Федор большой Борисовичи Еремеевы зачислены в 1555 году в состав дворянства. (В другом источнике написано, что Иван Борисович Еремеев был убит в Казанском походе 1550 года).

    Яков (ев.имя) Тихонович Еремеев - убит в 1634 при осаде Смоленска. Этот род Еремеевых внесли в VI часть «Родословной книги» Казанской и Псковской губерний. Другие два рода Еремеевых записаны в VI часть «Родословной книги» Тверской губернии (XVII век). Остальные 15 родов позднего происхождения.
    Но, в кратком описании статьи А.Х. Халикова «500 русских фамилий Булгаро-Татарского происхождения» есть такие данные: « … по крещении Еремея, внука Илика, вышедшего из Орды на службу к Дмитрию Донскому…» и еще «от татаро-мишарского - хозяин – худжа-ин».
    Дмитрий Донской – великий князь Московский, сын великого князя Ивана II Красного, жил с 1350 по 1389 годы.
    Тут уж, Еремеевы, выбирайте либо вы потомки одного из дворянских родов и тогда ваша фамилия впервые прозвучала в XV-XVI-ом веках, либо второе, тогда ваш предок воевал в рядах Д. Донского в XIV-ом веке.
    Это первые упоминания фамилии в истории государства Российского.

    В «Православном церковном календаре» - Иеремия, пророк – Возвышенный Богом (еврейский). Указаны дни празднования памяти святого (по старому стилю):
    Пророк - май 1,
    Мученик – февраль 16,
    Преподобный – январь 14, сентябрь 28, октябрь 5.
    А святой день Еремея - 19 июля по новому стилю.

    Приметы, связанные с именем Еремей.
    1. Еремей, Еремей, про посевы разумей.
    2. На Еремея по ранней росе иди на посев.
    3. На Еремея и ленивая соха в поле выезжает.
    4. Если на Еремея непогода – к суровой, холодной зиме.
    5. Сей неделю после Егорья да другую после Еремея.
    6. На Еремея не полагалось давать взаймы ни хлеба, ни зерна плохой урожай будет.
    7. Если на Еремея (14 мая по н.с.) еловые почки распускаются рано. Скоро, то медлить с посевом нельзя».

    И к сведению, Ленька Пантелеев, написавший «Республику Шкид» не кто иной, как Алексей Иванович Еремеев, т.е. однофамилец.

    Но это еще не все.

    Гуляя по Интернету, я наткнулась на Людмилу Еремееву из Красноярска. Уже десять лет она занимается историей рода. Ее внук – это пятнадцатое поколение Еремеевых, которые она разыскала. Людмила пишет об этом книгу. А вот выдержки из книги Л.Безъязыкова «Красноярск изначальный» -
    «В 1695 году против жестокого и вороватого красноярского воеводы Алексея Башковского поднялась группа служивых людей. Более всего действиями воеводы оказались недовольны дети боярские Трифон и Матвей Еремеевы… Они сместили воеводу с поста и выбрали свой орган управления. Бунт этот стал известен как «Красноярская шатость». Вскоре после бурных событий «шатости» Матвей Еремеев с атаманом Дмитрием Тюменцевым «осел» в 86 км ниже Красного яра, образовав село Атоманово. Второй брат, Трифон, уехал в будущую Новоселовскую область. Село, которое он основал, люди стали называть Трифоновкой, а позднее Еремеево. Это село сейчас на дне Красноярского моря. А вот, как и откуда появились братья в Сибири, кто их родители остается загадкой.
    Но это Красноярский край, а Вера Карпеевна, моя бабушка по отцу, по мужу Еремеева, приехала из села Усть-Иша, что на реке Иша. Село находится в 66 км от Бийска. Село старинное. При раскопках там нашли могильники V века. В гимназии директором работает Нелли Николаевна Еремеева. То есть в Усть-Ише до сих пор живут потомки Еремеевых. Со слов Лельки, сестры моего отца Иллариона Михайловича, в селе есть наша родня. И кто-то по мужской линии похож на Иллариона как две капли воды. В селе после развода с дядей Васей (старший брат Иллариона) осталась его первая жена Луша с дочерью.

    Но вернемся к книге «Русь средиземноморская и загадки Библии».

    В этой книге рассказывается об истории «земли обетованной» в последние две тысячи лет до Рождества Христова. История еврейского народа рассматривается как часть общемирового процесса. Прослеживается влияние древнейшей цивилизации (шумерской, египетской, арийской) на развитие еврейского этноса и становлении его культуры и религии. Читателям предлагается множество примеров, доказывающих существование в Библии огромного пласта индоевропейских образов, принесенных в Средиземноморье выходцами из Европы, в том числе и из Русской равнины. В связи с этим в совершенно новом свете объясняются многие библейские мифы и легенды, а известные факты европейской истории получают более глубокое истолкование.
    Но найдем в этой книге, что касается Еремея. Выше я уже ссылалась на эту книгу. И там упоминалась Русь. Дальше из книги…

    «Название «Русь» как нам представляется, здесь упоминается не случайно. Страна Русена охватывала весь Ханаан, а не только его южную часть – Иудею. Из Библейской энциклопедии» Ханаанская земля охватывала и северные Финикийские города, и южные приморские земли. В «Библейской энциклопедии» на странице 547 есть карта Палестины или Ханаанской земли. Палестина лежала в самом центре древнего мира и сколько была близка к обитаемым частям Африки, на столько же приближалась к государствам Европы и Азии. Посему сам Господь говорит: Иерусалим Я поставил среди народов и вокруг его земли»…
    Можно так же говорить о внутренней, бессознательной предрасположенности еврея Иеремии к арийским понятиям. Его имя является слегка искаженным вариантом слова «Арамей» и производного от него Еремей. Словарь русских имен производит имя «Еремей» от древнееврейского «Яхве возвысит». Но это еще одно общепринятое заблуждение. Еремей – это Яр-муж. Евреи заимствовали это имя у нас. Иеремия жил в Иерусалиме, название которого при переводе с древнееврейского читается, как «Яр-мир» или «Мир Ариев. Арии (арийцы), название народов, принадлежащих к индоевропейской (прежде всего индоиранской) языковой общности. Как видим, и во времена Иеремии его население еще помнило о прежнем названии своей земли. Это фрагмент 8 из книги Иеремии 5.19.

    Первые родовые дворянские гербы появляются в России в конце XVII – начале XVIII века. Мода на них перешла из Польши. При Павле I было положено начало унификации дворянских родовых гербов. Указом от 20 января 1797 года император Павел I повелел составить «Общий Гербовник дворянских родов Всероссийской империи». Этим актом Павел, склонный к рыцарской романтики, хотел поднять сословный дух дворянства, ориентируя его героические образцы прошлого.
    Во всех Европейских Государствах в древние времена звания Дворянские и звания Рыцарские имели одни и те же обязанности, - Честь и Храбрость были главным основанием деяний Дворянства и Рыцарства.
    (ниже в сокращенном варианте дан указ Павла I)

    У К А З

    Божьей Милостью
    МЫ ПАВЕЛ ПЕРВЫЙ
    Император и Самодержавен Всероссийский
    и прочая, и прочая, и прочая.

    … Роды Княжеския Империи НАШЕЙ по большей части произошли от сынов Великого Князя Владимира Святославовича, озарившего Россию светом Евангелия от родов Княжеских многие произошли роды Дворянские, следовательно, таковые роды происходят от Рюрика, и потому древностию своею не уступают самым древнейшим Княжеским и Дворянским других Государств.
    … Насмотрев ныне поднесенную НАМ первую сего Гербовника часть, составленную из трех отделений по правилам памятуемыми УКАЗАМИ НАШИМИ предписанным, МЫ оную утверждая, повелеваем:
    1е: Все Гербы В Гербовник внесенные оставить навсегда непременными так, чтобы без особливого НАШЕГО, или Преемников НАШИХ повеления, никто не под каким видом из оных не исключались и вновь в оные не было ничего прибавляемого.
    2е: Каждому дворянину того рода коего Герб в Гербовнике будет представлено свидетельство Дворянского Предводителя, или известных родственников, что он к тому роду принадлежит, выдавать на пергаменте за скрепою, точная копия с Герба онаго рода и с описания при том находящегося.
    3е: В случаях коих нужда будет кому-либо доказать Дворянское своей фамилии достоинство, принимать вернейшим доказательством онаю составленный по повелению НАШЕМУ общий Дворянских родов Гербовник, который и хранить в НАШНМ Сенате в Санкт-Петербурге генваря 1 дня 1798 года.

    ПАВЕЛ

    Всего было издано 20 томов Гербовника. Последний 20-ый том был утвержден Николаем II в феврале 1917 года. А 21-ый том – Сенатом при Временном правительстве с 1 июня по 22 ноября 1917 года.

    Фамилия Еремеев встречается в трех томах:
    в I – ом за номером 121,
    в III – ем за номером 96 и
    в XIX – ом за номером 118.

    В I – ом томе вероятно Еремеев Андрей. А в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона нашла такую запись:

    Еремей Константинович – князь дорогобужский, сын Константина Михайловича, князя Тверского (1346-1372). После смерти брата Семиона, завещавшего свой удел Великому князю тверскому Михаилу Александровичу вел борьбу из-за этого наследства до 1368 года, и когда благодаря вмешательству Москвы получил часть удела – Городок.

    Семья – это ручеек, который образует речку, так и история каждой семьи создает историю Отечества. Всякий род незря называется древом – деревом. А у всякого дерева есть и крона и корни. Интересно? Так приступайте к поиску своих корней. Поверьте, тогда и крона вас не подведет.
    20.10.2008 г.



    Загрузка...
    Top