Художник рылов и его картины. Рылов Аркадий Александрович: биография, фото и интересные факты

Живописец, график.

Родился в семье служащего. В 1888–1891 учился в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица у К. Я. Крыжицкого и Рисовальной школе Общества поощрения художеств. В 1894 поступил в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ, занимался в мастерской А. И. Куинджи. В 1897 за картину «Набег печенегов на славянскую деревню» получил звание художника. Годом позже вместе с другими учениками Куинджи совершил путешествие в Германию, Францию, Австрию, организованную и профинансированную Куинджи. С 1898 участвовал в Весенних выставках в залах Академии художеств.

Жил в Петербурге (Петрограде, Ленинграде). В 1901 за работу «С берегов Вятки» награжден золотой медалью на Международной художественной выставке в Мюнхене. В 1902 вошел в «Мир искусства». Экспонировал свои картины также на выставках «36 художников» (с 1901), Венского Сецессиона (1902), Нового общества художников (с 1905), Московского товарищества художников (1908), Салоне В. А. Издебского (1909–1910). В 1906–1907 принял участие в выставках русского искусства, организованных С. П. Дягилевым в Париже и Берлине. В 1909 выступил одним из основателей Общества Куинджи. В 1911 стал членом и постоянным экспонентом Союза русских художников.

Работал в области журнальной графики, под псевдонимом Аркан выполнял рисунки для журнала «Театр и искусство». Был участником рисовальных вечеров Е. С. Зарудной-Кавос. В 1900-х–1910-х неоднократно совершал поездки в Крым, на Кавказ, в Финляндию, Витебскую, Воронежскую, Самарскую, Орловскую губернии. В 1912 посетил Стокгольм. С 1902 по 1918 вел анималистический класс в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. В 1915 был избран академиком.

После Октябрьской революции 1917 преподавал в Петроградских свободных художественных мастерских, с 1923 - во ВХУТЕМАСе, с 1925 - во ВХУТЕИНе. Параллельно в 1919–1923 вел занятия в Военно-морском училище, в 1923–1926 преподавал в Ленинградском художественно-промышленном техникуме.

В 1920 в Петрограде состоялась первая персональная выставка художника, за ней последовали выставки в 1934–1935 в Ленинграде и Москве. В 1924–1925 работы Рылова экспонировались на выставке русского искусства в Нью-Йорке. С 1923 являлся членом «Общины художников», в 1925 вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР). В 1925–1928 являлся председателем Общества Куинджи.

В 1935 был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.

В 1936–1937 создал иллюстрации к книгам В. В. Бианки «Теремок» и «Сказки Зверолова». В 1936 написал книгу очерков о природе «Как это бывает», которую сопроводил собственными акварелями (издана в 1946).

Ретроспективные выставки произведений Рылова были организованы в Государственном Русском музее (1940, 1962), Научно-исследовательском музее Академии художеств СССР (1970). В 1990 прошла ретроспектива мастера в Кирове.

Рылов - один из крупнейших мастеров первой половины XX века, продолжавший в своем творчестве традиции русской пейзажной школы, в частности Куинджи. Отличительными особенностями его искусства являются романтически-возвышенный, часто эпический, мотив изображения, внимание к эффектам освещения, декоративное понимание цвета. Художник много работал с натуры, но на пленэре, как правило, создавал лишь этюды, предпочитая писать картину в мастерской. Колорит его картин в основном плотный, насыщенный.

В разные периоды своей художественной деятельности Рылов испытал влияние импрессионизма и модерна. Расцвет его творчества приходится на 1900-е - 1910-е, когда были созданы наиболее известные работы - «С берегов Вятки» (1901), «Зеленый шум» (1904), «Березы» (1916), «В голубом просторе» (1918) и другие.

Произведения Рылова находятся во многих музейных и частных собраниях России, среди них Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Киевский музей русского искусства

Рылов Аркадий Александрович - замечательный русский советский художник. Его картины оказывают сильное эмоциональное воздействие, вызывая чувство безотчетной радости.

Жизнь художника

Рылов Аркадий Александрович родился в 1870 году в селе Истобенск Орловского уезда Это происходило в пути по дороге в Вятку, куда направлялись его родители. Воспитывался будущий художник отчимом-нотариусом, который работал в Вятке, так как родной отец страдал психическим расстройством. Небольшой тихий городок и природа вокруг него вызывали у ребенка поэтические чувства, которые просили запечатлеть их в красках.

Окончив гимназию, в 18 лет он поехал в Петербург и поступил в Центральное училище технического рисования барона А.Л. Штиглица, где проучился три года. Одновременно Рылов Аркадий Александрович занимался в Рисовальной школе при обществе поощрения художников. Ему, видимо, хотелось стремительно постигнуть все технические возможности, которые помогут ему раскрыться как живописцу. Но студента неожиданно призывают в армию. После службы в ней Рылова принимают в Он же мечтает учиться у гениального новатора-экспериментатора А. Куинджи, чье имя тогда гремело и в России, и за рубежом. Его «Лунная ночь на Днепре» (1880) произвела фурор у публики и вызвала неоднозначные высказывания у собратьев по цеху. В 1894 году Рылов Аркадий Александрович начинает заниматься в мастерской Архипа Ивановича, который был замечательным педагогом. На собственные деньги (на свою семью он тратил очень мало) А. Куинджи возил свих учеников в Крым и за границу, выплачивал стипендии неимущим (помня собственное бедственное начало учебы). Что дало обучение в этой мастерской Рылову? Он учился создавать романтические целостные образы, обращая внимание на эффекты освещения, и старался как можно больше работать на пленэре, так Архип Иванович считал, что природа и есть самый главный учитель.

В 1897 году была окончена учеба в Академии, и Рылов получил звание художника. Затем Аркадий Александрович совершил поездку за границу, побывав в Германии, Франции и Австрии. Начало нового века он встречает оформившимся художником-пейзажистом. Под Вяткой и Петербургом он пишет массу этюдов и два года посвящает работе над картиной «Зеленый шум» (1904).

Пейзажная стихия

На эту работу молодого, но уже опытного мастера сейчас можно полюбоваться в Русском музее.

На первом плане зеленый пригорок, спускающийся к петляющей невероятной синей речке. На нем трепещут под сильными порывами ветра зеленые кроны белых берез, старых и молодых. Над ними по голубому небу бегут кучевые белые, с голубыми тенями облака. Насыщены цветовые сочетания колорита. Лишь старая с толстым стволом сосна стоит устойчиво, придавая композиции уравновешенность. В просвете между деревьями - необъятная даль. Этим достигается динамичность решения пространства. На реке можно заметить три белых треугольника. Это челны рыбаков? К зрителю приходит радость сопричастности к отрытому для него живописцем пейзажу, и он видит прекрасные моменты жизни.

Дальнейшая работа

Обратив внимание на педагогические таланты Рылова, его пригласили вести класс анималистики (1902 - 1918) в Рисовальной школе при Обществе поощрения художников. Так сочетал работу живописца и педагога Рылов Аркадий Александрович, биография которого нами излагается. В нем живописец устроил настоящий живой уголок, где жили белки, обезьянка, зайцы, птицы. Там было даже два муравейника. Разве это не интересно? Прекрасный автопортрет с белкой уже был помещен в начале статьи, а сейчас хочется взглянуть на его лесной пейзаж.

«Лесные обитатели» (1910)

В глуши лесного уголка, где никого не бывает, кроме беззвучно и недвижимо сидящего художника, весело резвятся белки, перепрыгивая с ветку на ветку. Что-то привлекло внимание любопытного зверька, который находится в углу слева. Он весь вытянулся, замер на мгновение и внимательно присматривается.

Еще несколько секунд, и белочка вновь начнет перебегать по пушистым лапам старых елей. Если проследить за направлением ее взгляда и мысленно провести прямую, то мы увидим белогрудого с черными крылышками дятла, который упорно трудится, доставая из-под коры личинок на стволе дерева, которое стоит на мшистом ковре. Треугольную композицию создает вторая белочка, сидящая на ветках вверху. Колорит полотна предельно насыщен всеми оттенками зеленого и контрастными ему рыжими летними шкурками веселых зверьков.

После революции

Художник поддержал власть Советов и состоял в художественном объединении АХРР, участвовал в выставках революционных художников. В память об А. Куинджи было создано общество, в котором Рылов был не только учредителем, но и председателем. Звание заслуженного деятеля искусств РСФСР живописец получил в 1935 году. Признанный властью и народом, Рылов Аркадий Александрович, краткая биография которого в нашей статье подходит к концу, скончался в Ленинграде в 1939 году.

«Полевая рябинка»

Так Аркадий Александрович назвал скромный пейзаж, написанный в 1922 году.

Диагональ задает тихая ультрамариновая чистейшая речушка. Слева выглядывают тоненькие ажурные ветки березки. На первом плане - лужайка, поросшая желтой пижмой с темно-зелеными листьями и плотными зонтиками белых, пахнущих медом, цветов. Тихий речной уголок нашел Рылов Аркадий Александрович. «Полевая рябинка» стала песнью миру, наступившему после войн, сотрясавших страну. Здесь не ступала нога человека. Высокая густая трава не примята, тихо стоят кустики вдоль крутых берегов речки, за которой вновь, как это любит художник, отрываются необъятные русские просторные и свободные дали, где дышится глубоко и спокойно. Горизонт закрывает еле видимая полоска синевато-зеленого леса. На поле за речкой в кучку сбились выросшие на вырубке деревья. Рядом стоит скирда. Там прошел первый покос. Над классическим композиционным треугольником, который образует речка и дальнее поле, застыли в безветренном небе пушистые белые облака, сквозь которые кое-где проглядывает лазурь. Это любимый среднерусский пейзаж, который мил сердцу и душе. Эмоциональное воздействие его велико. Он усиливает любовь к такой простой родной природе и в целом к своей малой родине. Показывает потаенные уголки Рылов Аркадий Александрович. «Полевая рябинка» - сочинение, которое учат писать в школе, потом, с возрастом приведет к собственному видению неброской красоты русского раздолья.

«Домик с красной крышей» (1933)

Доминантой пейзажа стали две огромные до небес березы, стоящие ровно в центре картины, и величественное, занимающее две трети полотна летнее синее небо с белоснежными облаками.

С ними рядом, не пытаясь соперничать, слева выглядывает уголок хвойного леса. Поражает обилие всех оттенков зеленого, которые нашел художник на своей палитре в этот знойный летний денек: зеленовато-желтая окраска скошенного луга, темно-зеленый лес, радостная свежая зелень берез, светло-зелёная - кустиков и плодовых деревьев у подножия леса и закрывающих уютный домик на другой стороне полотна. Великолепную песню макушке лета спел Аркадий Александрович Рылов. Домик с красной крышей, с белыми трубами ивыбеленными стенами, возбуждает воображение: кто создал эту красоту и кому посчастливилось жить в нем. Одного персонажа, чарующую женщину в белом платье, которая неспешно убирает сено, мы видим. Радость - вот определение, которое приносят все картины, которые написал Рылов Аркадий Александрович, живописец-пейзажист.

Самая знаменитая картина

Картина «В голубом просторе» (1918) очаровывает и околдовывает раз и навсегда. Стая лебедей в небе, синее море с парусником зовут за собой в романтические дали.

Художник писал ее в холодном сером Петрограде, где не было даже дров, чтобы обогреть комнату. Но картина полна яркого света, восторга, ликования. У зрителя она вызывает легкую эйфорию, переходящую в изумление перед мастерством автора.

«Зеленое кружево» (1928)

Нежно-зеленая полянка в весеннем лесу слегка приоткрывается зрителю живописцем.

Слева ее ограничивает густой лес, а для нас она проглядывает сквозь ажурные, хрупкие, изящные кустики, покрытые белесоватой зеленью. Нет резких контрастов в сочетании цвета. Их соотношения плавны и естественны. Воздушность, которая пронизывает изображение, ласкает взгляд и заставляет задуматься, как можно сохранить столь прекрасное место нетронутым и девственным. Хочется уберечь его от грубых прикосновений человека и с замиранием сердца без конца любоваться великолепием природы, с таким мастерством перенесенной на полотно.

В сказке - «Глушь» (1920)

Сейчас многогранный талант живописца привел нас к колдовскому лесному озеру.

Его темные, зеленые воды, окруженные по берегу таинственным лесом, где водятся лешие, где живет ведун, не пугают, но завораживают. Аркадий Александрович Рылов и сам - маг и чародей, раз нашел это потаенное ото всех место. Озеро, занимающее треть картины, вплотную подходит к раме, а у противоположного берега оно поросло осокой и мхом. Видны оголенные корни и остатки белеющих стволов, упавших в черные воды. Не покидает чувство ожидания, что кто-то сейчас должен выйти к воде и сесть, задумавшись в печали. Виртуозно, как и во всех своих пейзажах, пользуется зеленым цветом, собирая все его оттенки на полотне, художник. Картина ведет в древнюю Русь, где всегда было место волхву и чудодею, который может спасти от горя и печали своим могущественным знанием. Произведение будит фантазию, которая исчезла в суете городской жизни.

Аркадий Александрович Рылов оставил нам бесценное наследство - свою душу, овеществленную в полотнах.

русский советский живописец-пейзажист, график и педагог

Аркадий Рылов

Краткая биография

Арка́дий Алекса́ндрович Рыло́в (17 (29) января 1870, с. Истобенск, Вятской губернии - 22 июня 1939, Ленинград) - русский советский живописец-пейзажист, график и педагог.

Член объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», АХРР, член-учредитель Ленинградского Союза художников, профессор Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935).

Аркадий Александрович Рылов вырос в семье отчима - нотариуса (родной отец был психически болен).

Учился в Санкт-Петербурге, сначала в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица (1888-1891) и у Константина Крыжицкого. Затем в 1894-1897 годах учился в Академии художеств у А. И. Куинджи. Участвовал в создании объединений «Мир искусства», Союз русских художников. С 1915 года - академик живописи.

В окрестностях Петербурга и в Финляндии им были созданы десятки картин и эскизов в характерной для него цветовой гамме. Кроме того, А. А. Рылов успешно работал как художник-иллюстратор и писал эссе о природе.

А. А. Рылов был председателем Общества художников имени А. И. Куинджи.

С 1902 года вёл «класс рисования животных» в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств, с 1917 года преподавал в Академии художеств (профессор с 1918 года). Сотрудничал в журнале «Чиж».

После революции Рылов продолжал активно заниматься творческой и педагогической работой. А. А. Фёдоров-Давыдов называл Рылова "выдающимся советским пейзажистом ", а его картину "В голубом просторе" (1918, ГТГ) рассматривал в ряду "тех произведений, с которых принято обычно начинать историю советской живописи ". После образования в 1932 году ЛОССХ Рылов участвовал во всех его крупнейших выставках, начиная с Первой выставки ленинградских художников 1935 года. Его работы во многом определяли многогранный облик ленинградской пейзажной живописи 1920-1930-х годов.

В качестве профессора ЛИЖСА Рылов внёс большой вклад в подготовку новых поколений художников, оказав прямо или опосредованно влияние на состояние и развитие советской пейзажной живописи в последующие десятилетия. Достаточно сказать, что среди его учеников были такие известные мастера этого жанра как А. М. Грицай, Б. В. Щербаков, Н. Е. Тимков. Своим "учителем " и "любимым художником " называет Рылова известный ленинградский и петербургский художник Н. Н. Галахов, чья учёба в ЛИЖСА и последующее творчество в жанре пейзажа пришлись уже на послевоенные десятилетия.

Ученики

  • Козелл, Михаил Георгиевич (1911-1993)
  • Лекаренко, Андрей Прокофьевич (1895-1978)
  • Малагис, Владимир Ильич (1902-1974)
  • Невельштейн, Самуил Григорьевич (1903-1983)
  • Серебряный, Иосиф Александрович (1907-1979)
  • Тимков, Николай Ефимович (1912-1993)
  • Чарушин, Евгений Иванович (1901-1965)
  • Шегаль, Григорий Михайлович (1889-1956)

Работы

Зелёный шум. 1904
Холст, масло. 107×146 см

Сосны. 1919
Холст на картоне, масло. 31×44 см
Сочинский художественный музей

В лесу. 1905
Холст, масло.
Кировский областной художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых

Закат. 1917
Холст, масло.

В голубом просторе. 1918
Холст, масло. 109×152 см
Третьяковская галерея

В. И. Ленин в Разливе в 1917 году. 1934
Холст, масло.
Государственный Русский музей

Наибольшую известность получили картины Рылова «Зелёный шум» (1904), «В голубом просторе» (1918) и «В. И. Ленин в Разливе в 1917 году» (1934). Другие его работы.

    Рылов Аркадий Александрович - (1870 1939), советский живописец. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Пейзажист. Учился в петербургской АХ (1894 97) у А. И. Куинджи. Член объединения Мир искусства, Союз русских художников, АХРР. В своих мажорных по звучанию и… … Художественная энциклопедия

    Рылов Аркадий Александрович - (1870—1939), живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Учился в ЦУТРе (1888—91) и АХ (1894—97; академик с 1915). Преподавал в Рисовальной школе ОПХ (1902—18), ПГСХМ ВХУТЕМАСе ВХУТЕИНе (1918—29). Член… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Рылов Аркадий Александрович - , советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Учился в петербургской АХ у А. И. Куинджи. Член объединений «Мир искусства», «Союз русских… …

    РЫЛОВ Аркадий Александрович - (1870 1939) российский живописец, заслуженный деятель искусств России (1935). Эпические, мажорные по образному строю пейзажи картины (Зеленый шум, 1904; В голубом просторе, 1918) … Большой Энциклопедический словарь

    Рылов Аркадий Александрович - (1870 1939), живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Учился в ЦУТРе (1888 91) и АХ (1894 97; академик с 1915). Преподавал в Рисовальной школе ОПХ (1902 18), ПГСХМ ВХУТЕМАСе ВХУТЕИНе (1918 29). Член объединения «Мир искусства» … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Рылов Аркадий Александрович - (1870 1939), живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Эпико романтические, мажорные по образному строю пейзажи картины («Зелёный шум», 1904; «В голубом просторе», 1918). * * * РЫЛОВ Аркадий Александрович РЫЛОВ Аркадий Александрович… … Энциклопедический словарь

    Рылов, Аркадий Александрович - Род. 1870, ум. 1939. Живописец (пейзажист). Участник Общества имени А. И. Куинджи. Полотна: "Зеленый шум" (1904), "В голубом просторе" (1918) и др. Заслуженный деятель искусств России (1935) … Большая биографическая энциклопедия

    РЫЛОВ - Аркадий Александрович (1870 1939), российский живописец. Эпико романтические, мажорные по образному строю пейзажи картины (Зеленый шум, 1904; В голубом просторе, 1918) … Современная энциклопедия

    Рылов - Рылов русская фамилия. Известные носители: Рылов Рылов, Аркадий Александрович (1870 1939), русский художник пейзажист. Рылов, Артур Игоревич (р. 1989) российский футболист. Рылов, Владимир Алексеевич (р. 1947) российский дирижёр … Википедия

    Рылов - Аркадий Александрович , советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Учился в петербургской АХ у А. И. Куинджи. Член объединений… … Большая советская энциклопедия

Арка́дий Алекса́ндрович Рыло́в (17 (29) января , с. Истобенск , Вятской губернии - 22 июня , Ленинград) - русский советский живописец-пейзажист, график и педагог.

Биография

Аркадий Александрович Рылов вырос в семье отчима - нотариуса (родной отец был психически болен).

Учился в Санкт-Петербурге, сначала в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица (1888-1891) и у Константина Крыжицкого . Затем в -1897 годах учился в Академии художеств у А. И. Куинджи . Участвовал в создании объединений «Мир искусства », Союз русских художников . С 1915 года - академик живописи.

В окрестностях Петербурга и в Финляндии им были созданы десятки картин и эскизов в характерной для него цветовой гамме. Кроме того, А. А. Рылов успешно работал как художник-иллюстратор и писал эссе о природе.

А. А. Рылов был председателем Общества художников имени А. И. Куинджи .

С 1902 года вёл «класс рисования животных» в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств , с 1917 года преподавал в Академии художеств (профессор с 1918 года). Сотрудничал в журнале «Чиж».

После революции Рылов продолжал активно заниматься творческой и педагогической работой. А. А. Фёдоров-Давыдов называл Рылова "выдающимся советским пейзажистом ", а его картину "В голубом просторе" (1918, ГТГ) рассматривал в ряду "тех произведений, с которых принято обычно начинать историю советской живописи ". После образования в 1932 году ЛОССХ Рылов участвовал во всех его крупнейших выставках, начиная с Первой выставки ленинградских художников 1935 года. Его работы во многом определяли многогранный облик ленинградской пейзажной живописи 1920-1930-х годов.

Ученики

  • Козелл, Михаил Георгиевич (1911-1993)
  • Лекаренко, Андрей Прокофьевич (1895-1978)
  • Малагис, Владимир Ильич (1902-1974)
  • Невельштейн, Самуил Григорьевич (1903-1983)
  • Серебряный, Иосиф Александрович (1907-1979)
  • Тимков, Николай Ефимович (1912-1993)
  • Чарушин, Евгений Иванович (1901-1965)
  • Шегаль, Григорий Михайлович (1889-1956)

Работы

    Rylov Sunset 1917.jpg

    Закат. 1917
    Холст, масло.

    A. Rylov. Lenin v Razlive -2.jpg

    В. И. Ленин в Разливе в 1917 году. 1934
    Холст, масло.
    Государственный Русский музей

Наибольшую известность получили картины Рылова «Зелёный шум» (1904) и «В голубом просторе » (1918) . Другие его работы:

  • «Ветер в деревьях» (Третьяковская галерея)
  • «Зелёные кружева» (Третьяковская галерея)
  • «В. И. Ленин в Разливе в 1917 году» (1934) (Русский музей)
  • «Ноябрь» (1937)
  • «Летний день»
  • «Летний пейзаж»
  • «Сенокос»
  • «Цветистый луг»
  • «Домик с красной крышей»
  • «Полевая рябинка» (1922) (Государственный русский музей)

См. также

  • Пейзажная живопись в изобразительном искусстве Ленинграда

Напишите отзыв о статье "Рылов, Аркадий Александрович"

Примечания

Источники

  • Фёдоров-Давыдов, А. А. Пейзаж в русской живописи XIX - начала ХХ века // Искусство. 1957, № 1.
  • Фёдоров-Давыдов, А. А. Картина А. Рылова «В голубом просторе» // Искусство. 1957, № 8.
  • Фёдоров-Давыдов А. А. А. А. Рылов. - М .: Сов. художник, 1959. - 220 с.
  • Фёдоров-Давыдов, А. А. Русское и советское искусство. Статьи и очерки. М.: Искусство, 1975.
  • Дом художников на Большой Морской. Автор-составитель Ю. М. Иваненко. СПб, 2011.
  • Живопись первой половины ХХ века (Н-Р) / Альманах. Вып. 404. СПб.: Palace Editions, 2013.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Рылов, Аркадий Александрович

– Да, да, на войну, – сказал он, – нет! Какой я воин! А впрочем, все так странно, так странно! Да я и сам не понимаю. Я не знаю, я так далек от военных вкусов, но в теперешние времена никто за себя отвечать не может.
После обеда граф уселся покойно в кресло и с серьезным лицом попросил Соню, славившуюся мастерством чтения, читать.
– «Первопрестольной столице нашей Москве.
Неприятель вошел с великими силами в пределы России. Он идет разорять любезное наше отечество», – старательно читала Соня своим тоненьким голоском. Граф, закрыв глаза, слушал, порывисто вздыхая в некоторых местах.
Наташа сидела вытянувшись, испытующе и прямо глядя то на отца, то на Пьера.
Пьер чувствовал на себе ее взгляд и старался не оглядываться. Графиня неодобрительно и сердито покачивала головой против каждого торжественного выражения манифеста. Она во всех этих словах видела только то, что опасности, угрожающие ее сыну, еще не скоро прекратятся. Шиншин, сложив рот в насмешливую улыбку, очевидно приготовился насмехаться над тем, что первое представится для насмешки: над чтением Сони, над тем, что скажет граф, даже над самым воззванием, ежели не представится лучше предлога.
Прочтя об опасностях, угрожающих России, о надеждах, возлагаемых государем на Москву, и в особенности на знаменитое дворянство, Соня с дрожанием голоса, происходившим преимущественно от внимания, с которым ее слушали, прочла последние слова: «Мы не умедлим сами стать посреди народа своего в сей столице и в других государства нашего местах для совещания и руководствования всеми нашими ополчениями, как ныне преграждающими пути врагу, так и вновь устроенными на поражение оного, везде, где только появится. Да обратится погибель, в которую он мнит низринуть нас, на главу его, и освобожденная от рабства Европа да возвеличит имя России!»
– Вот это так! – вскрикнул граф, открывая мокрые глаза и несколько раз прерываясь от сопенья, как будто к носу ему подносили склянку с крепкой уксусной солью. – Только скажи государь, мы всем пожертвуем и ничего не пожалеем.
Шиншин еще не успел сказать приготовленную им шутку на патриотизм графа, как Наташа вскочила с своего места и подбежала к отцу.
– Что за прелесть, этот папа! – проговорила она, целуя его, и она опять взглянула на Пьера с тем бессознательным кокетством, которое вернулось к ней вместе с ее оживлением.
– Вот так патриотка! – сказал Шиншин.
– Совсем не патриотка, а просто… – обиженно отвечала Наташа. – Вам все смешно, а это совсем не шутка…
– Какие шутки! – повторил граф. – Только скажи он слово, мы все пойдем… Мы не немцы какие нибудь…
– А заметили вы, – сказал Пьер, – что сказало: «для совещания».
– Ну уж там для чего бы ни было…
В это время Петя, на которого никто не обращал внимания, подошел к отцу и, весь красный, ломающимся, то грубым, то тонким голосом, сказал:
– Ну теперь, папенька, я решительно скажу – и маменька тоже, как хотите, – я решительно скажу, что вы пустите меня в военную службу, потому что я не могу… вот и всё…
Графиня с ужасом подняла глаза к небу, всплеснула руками и сердито обратилась к мужу.
– Вот и договорился! – сказала она.
Но граф в ту же минуту оправился от волнения.
– Ну, ну, – сказал он. – Вот воин еще! Глупости то оставь: учиться надо.
– Это не глупости, папенька. Оболенский Федя моложе меня и тоже идет, а главное, все равно я не могу ничему учиться теперь, когда… – Петя остановился, покраснел до поту и проговорил таки: – когда отечество в опасности.
– Полно, полно, глупости…
– Да ведь вы сами сказали, что всем пожертвуем.
– Петя, я тебе говорю, замолчи, – крикнул граф, оглядываясь на жену, которая, побледнев, смотрела остановившимися глазами на меньшого сына.
– А я вам говорю. Вот и Петр Кириллович скажет…
– Я тебе говорю – вздор, еще молоко не обсохло, а в военную службу хочет! Ну, ну, я тебе говорю, – и граф, взяв с собой бумаги, вероятно, чтобы еще раз прочесть в кабинете перед отдыхом, пошел из комнаты.
– Петр Кириллович, что ж, пойдем покурить…
Пьер находился в смущении и нерешительности. Непривычно блестящие и оживленные глаза Наташи беспрестанно, больше чем ласково обращавшиеся на него, привели его в это состояние.
– Нет, я, кажется, домой поеду…
– Как домой, да вы вечер у нас хотели… И то редко стали бывать. А эта моя… – сказал добродушно граф, указывая на Наташу, – только при вас и весела…
– Да, я забыл… Мне непременно надо домой… Дела… – поспешно сказал Пьер.
– Ну так до свидания, – сказал граф, совсем уходя из комнаты.
– Отчего вы уезжаете? Отчего вы расстроены? Отчего?.. – спросила Пьера Наташа, вызывающе глядя ему в глаза.
«Оттого, что я тебя люблю! – хотел он сказать, но он не сказал этого, до слез покраснел и опустил глаза.
– Оттого, что мне лучше реже бывать у вас… Оттого… нет, просто у меня дела.
– Отчего? нет, скажите, – решительно начала было Наташа и вдруг замолчала. Они оба испуганно и смущенно смотрели друг на друга. Он попытался усмехнуться, но не мог: улыбка его выразила страдание, и он молча поцеловал ее руку и вышел.
Пьер решил сам с собою не бывать больше у Ростовых.

Петя, после полученного им решительного отказа, ушел в свою комнату и там, запершись от всех, горько плакал. Все сделали, как будто ничего не заметили, когда он к чаю пришел молчаливый и мрачный, с заплаканными глазами.
На другой день приехал государь. Несколько человек дворовых Ростовых отпросились пойти поглядеть царя. В это утро Петя долго одевался, причесывался и устроивал воротнички так, как у больших. Он хмурился перед зеркалом, делал жесты, пожимал плечами и, наконец, никому не сказавши, надел фуражку и вышел из дома с заднего крыльца, стараясь не быть замеченным. Петя решился идти прямо к тому месту, где был государь, и прямо объяснить какому нибудь камергеру (Пете казалось, что государя всегда окружают камергеры), что он, граф Ростов, несмотря на свою молодость, желает служить отечеству, что молодость не может быть препятствием для преданности и что он готов… Петя, в то время как он собирался, приготовил много прекрасных слов, которые он скажет камергеру.



Загрузка...
Top