Информация о музыкальных жанрах. Музыкальные жанры: список, какие бывают современные произведения

Жанр (фр. genre ) - это общее понятие, которое окружает наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения. Все существующие произведения отражают определённые условия, участвуя при этом в создании определения понятия жанра.

Ариозо — небольшая ария с мелодикой напевно-декламационного или песенного характера.

Ария — законченный по построению эпизод в опере, оперетте, оратории или кантате, исполняемый певцом-солистом в сопровождении оркестра.

Баллада — сольные вокальные сочинения, использующие тексты стихотворных произведений и сохраняющие их основные особенности; инструментальные сочинения.

Балет — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.

Блюз — джазовая песня грустного, лирического содержания.

Былина — русская народная эпическая песня-сказание.

Водевиль — веселая театральная пьеса с музыкальными номерами. 1) вид комедии положений с песнями-куплетами, романсами, танцами; 2) заключительная куплетная песенка в пьесе-водевиле.

Гимн — торжественная песня.

Джаз — разновидность импровизационной, танцевальной музыки.

Диско — музыкальный стиль с упрощенной мелодикой и жестким ритмом.

Инвенция — небольшая музыкальная пьеса, в которой существенное значение имеет какая-либо оригинальная находка в области мелодического развития, формообразования.

Интермедия — небольшая музыкальная пьеса, исполняемая между частями произведения.

Интермеццо — небольшая пьеса свободной формы, а также самостоятельный эпизод в опере или другом музыкальном произведении.

Кантата — крупное вокально-инструментальное произведение торжественного характера, обычно для солистов, хора и оркестра.

Кантилена — напевная, плавная мелодия.

камерная музыка — (буквально «комнатная»). камерные произведения - это либо пьесы для солирующих инструментов: песни без слов, вариации, сонаты, сюиты, прелюдии, экспромты, музыкальные моменты, ноктюрны, либо разнообразные инструментальные ансамбли: трио, квартет, квинтет и др., где участвуют соответственно три, четыре, пять инструментов и все партии одинаково важные, требуют от исполнителей и композитора тщательной отделки.

Каприччо — виртуозная инструментальная пьеса импровизационного склада с неожиданной сменой образов, настроений.

Концерт — произведение для одного или (реже) нескольких солирующих инструментов и оркестра, а также публичное исполнение музыкальных произведений.

Мадригал — небольшое музыкально-поэтическое произведение любовно-лирического содержания в xiv—xvi вв.

Марш — музыкальное произведение с размеренным темпом, четким ритмом, обычно сопровождающее коллективное шествие.

Мюзикл — музыкальное произведение, сочетающее в себе элементы оперы, оперетты; балета, эстрадной музыки.

Ноктюрн — в xviii — начале xix в. многочастное инструментальное произведение, большей частью для духовых инструментов, исполнявшееся обычно на открытом воздухе вечером или ночью, с xix в. небольшая лирическая инструментальная пьеса.

Ода — торжественное музыкальное произведение, посвященное какому-либо значительному событию или лицу.

Опера — музыкально-драматическое произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки.

Оперетта — музыкально-сценическое комедийное произведение, включающее вокально-танцевальные сцены, оркестровое сопровождение и разговорные эпизоды.

Оратория — произведение для солистов, хора и оркестра, предназначенное для концертного исполнения.

Хаус — это стиль и движение в электронной музыке. хаус является потомком танцевальных стилей ранней эры пост-диско (электро, хай энерджи, соул, фанк и т. п.) основным отличием музыки хаус является повторяемый ритм-бит, обычно в размере 4/4, и семплинг — работа со звуковыми вставками, которые повторяются время от времени в музыке, частично совпадая с её ритмом. одним из самых важных современных подстилей хауса является прогрессив-хаус.

Хор — произведение для большого певческого коллектива. хоровые сочинения делятся на две большие группы — с инструментальным (или оркестровым) сопровождением или без него (a cappella).

Песня — стихотворное произведение, предназначенное для пения. ее музыкальная форма обычно куплетная или строфическая.

Попурри — пьеса, составленная из отрывков нескольких популярных мелодий.

Пьеса — законченное музыкальное произведение небольшого размера.

Рапсодия — музыкальное (инструментальное) произведение на темы народных песен и эпических сказаний, как бы воспроизводящее исполнение рапсода.

Реквием — траурное хоровое произведение (заупокойная месса).

Романс — лирическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением.

R&B (Ритм-Н-Блюз, Англ. Rhythm & Blues) - это музыкальный стиль песенно-танцевального жанра. изначально, обобщённое название массовой музыки, основанной на блюзовых и джазовых направлениях 1930—1940-х годов. в настоящее время сокращённая аббревиатура ритм-н-блюза (англ. r&b) используется для обозначениясовременного ритм-н-блюза.

Рондо — музыкальное произведение, в котором основная часть повторяется несколько раз.

Серенада — лирическая песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, исполняемая в честь возлюбленной.

Симфония — музыкальное произведение для оркестра, написанное в сонатной циклической форме, высшая форма инструментальной музыки.

Симфоническая Музыка — в отличие от камерной исполняется в больших помещениях и предназначена для симфонического оркестра. симфонические произведения характеризуются глубиной и многогранностью содержания, нередко грандиозностью масштабов и вместе с тем доступностью музыкального языка.

Созвучие — сочетание в одновременном звучании нескольких звуков различной высоты.

Соната — музыкальное произведение из трех или четырех частей различного темпа и характера.

Сонатина — маленькая соната.

Сюита — произведение для одного или двух инструментов из нескольких разнородных пьес, связанных общим замыслом.

Симфоническая Поэма — жанр симфонической музыки, выражающий романтическую идею синтеза искусств. симфоническая поэма представляет собой одночастное оркестровое произведение, допускающее различные источники программы (литература иживопись, реже — философия или история; картины природы).

Токката — виртуозная музыкальная пьеса для клавишного инструмента в быстром движении и четком темпе.

Тон — звук определенной высоты.

Туш — краткое музыкальное приветствие.

Увертюра — это оркестровая пьеса, призванная служить вступлением к опере, балету, драме. по своей образности и форме многие классические увертюры близки к первым частям симфоний.

Фантазия — музыкальная пьеса свободной формы.

Элегия — музыкальная пьеса печального характера.

Этюд — музыкальное произведение, основанное на виртуозных пассажах.

Музыка родилась в глубокой древности как один из способов художественного выражения чувств человека. Ее развитие всегда было тесно связано с потребностями человеческого общества. Вначале музыка была бедна и маловыразительна, но за много веков своего существования она стала одним из сложнейших, выразительнейших искусств, обладающих исключительной силой воздействия на человека.

Классическая музыка богата разнообразными видами произведений, каждый из которых имеет свои отличительные черты, свое содержание, свое назначение. Такие виды музыкальных произведений, как песня, танец, увертюра, симфония и другие, называются жанрам и.

Музыкальные жанры образуют две большие группы, различаемые по способу исполнения: вокальную и. инструментальную.

Вокальная музыка тесно связана с поэтическим текстом, со словом. Ее жанры - песня, романс, хор, оперная ария - самые доступные для всех слушателей и популярные произведения. Они исполняются певцами с сопровождением инструментов, а песни и хоры нередко и без аккомпанемента.

Народная песня - древнейший по происхождению вид музыкального искусства. Задолго до того, как стала развиваться профессиональная музыка, в народных песнях сложились яркие музыкально-поэтические образы, правдиво и художественно убедительно отразившие жизнь людей. Это проявляется и в характере самих напевов, в ярком своеобразии мелодического склада. Именно поэтому великие композиторы ценили народные песни как источник развития национального музыкального искусства. «Создаем не мы, создает народ, - говорил М. И. Глинка, основоположник русской оперной и симфонической музыки, - а мы только аранжируем» (обрабатываем).

Существенная черта всякой песни - многократное повторение напева с разными словами. При этом основная мелодия песни сохраняется в том же виде, но каждый раз несколько изменившийся поэтический текст придает ей новые выразительные оттенки.

Даже самый простой аккомпанемент - инструментальное сопровождение - усиливает эмоциональную выразительность песенной мелодии, сообщает ее звучанию особую полноту и красочность, «дорисовывает» средствами инструментальной музыки те образы поэтического текста, которые не удается передать в напеве. Так, фортепьянное сопровождение в известных романсах Глинки «Ночной зефир» и «Уснули голубые» воспроизводит движение мерно катящихся волн, а в его песне «Жаворонок» - птичье щебетание. В аккомпанементе баллады Франца Шуберта «Лесной царь» слышится бешеная скачка коня.

В творчестве композиторов XIX в. наряду с песней излюбленным вокальным жанром стал романс. Это небольшое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.

Обычно романсы значительно сложнее песен. Мелодии романсов бывают не только широкого песенного склада, но также и напевно-декламационного («Я не сержусь» Роберта Шумана). В романсах можно встретить и контрастное сопоставление музыкальных образов («Ночной зефир» М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского, «Спящая княжна» А. П. Бородина), и напряженное драматическое развитие («Я помню чудное мгновенье» Глинки на стихи Пушкина).

Некоторые жанры вокальной музыки предназначены для группы исполнителей: дуэт (двое певцов), трио (трое), квартет (четверо), квинтет (пятеро) и т. д., а кроме того - хор (большой певческий коллектив). Хоровые жанры могут быть самостоятельными или входить в состав более крупного музыкально-драматического произведения: оперы, оратории, кантаты. Таковы хоровые композиции великих немецких композиторов Георга Фридриха Генделя и Иоганна Себастьяна Баха, хоры в героических операх Кристофа Глюка, в величественных эпических и героико-драматических операх русских композиторов М. И. Глинки, А. Н. Серова, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, С. И. Танеева. В знаменитом хоровом финале Девятой симфонии Людвига ван Бетховена, прославляющем свободу (на слова оды «К радости» Фридриха Шиллера), воспроизведена картина величественного празднества миллионных народных масс («Обнимитесь, миллионы»).

Прекрасные хоры созданы советскими композиторами Д. Д. Шостаковичем, М. В. Ковалем, А. А. Давиденко. Хор Давиденко «На десятой версте от столицы» посвящен жертвам расстрела 9 января 1905 г.; другой его хор, проникнутый большим подъемом, - «Улица волнуется» - изображает ликование народа, свергнувшего самодержавие в 1917 г.

Оратория - крупное произведение для хора, певцов-солистов и симфонического оркестра. Она напоминает оперу, но исполняется в концертах без декораций, костюмов и сценического действия (оратория «На страже мира» советского композитора С. С. Прокофьева).

Кантата более проста по содержанию и по размерам меньше оратории. Существуют кантаты лирические, торжественные, приветственные, поздравительные, создаваемые в честь какой-то юбилейной даты или общественного события (например, «Кантата на открытие политехнической выставки» Чайковского). Советские композиторы тоже обращаются к этому жанру, создают кантаты на современные и исторические темы («Над Родиной нашей солнце сияет» Шостаковича, «Александр Невский» Прокофьева).

Самый богатый и сложный жанр вокальной музыки - опера. В ней слиты в единое целое поэзия и драматическое действие, вокальная и инструментальная музыка, мимика, жестикуляция, танцы, живопись, световые эффекты. Но все это подчинено в опере музыкальному началу.

Роль обычной разговорной речи в большинстве опер выполняет пение или речь нараспев - речитатив. В таких оперных жанрах, как оперетта, музыкальная комедия и комическая опера, пение чередуется с обычной разговорной речью («Белая акация» И. О. Дунаевского, «Аршин мал алан» Узеира Гаджибекова, «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха).

Оперное действие раскрывается прежде всего в вокальных сценах: арии, каватине, песне, музыкальных ансамблях и хорах. В сольных ариях, сопровождаемых могучим звучанием симфонического оркестра, воспроизводятся тончайшие оттенки душевных переживаний героев или их портретные характеристики (например, ария Руслана в опере «Руслан и Людмила» Глинки, арии Игоря и Кончака в «Князе Игоре» Бородина). Драматические столкновения интересов отдельных действующих лиц раскрываются в ансамблях - дуэтах, терцетах, квартетах (дуэт Ярославны и Галицкого в опере «Князь Игорь» Бородина).

В русских классических операх мы встречаем чудесные образцы музыкальных ансамблей: драматичный дуэт Наташи и князя (из первого действия оперы «Русалка» Даргомыжского), задушевное трио «Не томи, родимый» (из оперы «Иван Сусанин» Глинки). Могучие хоры в операх Глинки, Мусоргского, Бородина правдиво воссоздают образы народных масс.

Немалое значение в операх имеют инструментальные эпизоды: марши, танцы, а иногда и целые музыкальные картины, помещаемые обычно между действиями. Например, в опере Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» дается симфоническое изображение битвы древнерусской рати с татаро-монгольскими полчищами («Сеча при Керженце»). Почти каждая опера начинается с увертюры - симфонического пролога, в общих чертах раскрывающего содержание драматического действия оперы.

Инструментальная музыка сложилась на основе вокальной. Она выросла из песни и танца. Одна из старейших форм инструментальной музыки, связанных с народным творчеством,- тема с вариациями.

Такая пьеса построена на развитии и видоизменении основной музыкальной мысли - темы. При этом изменяются (варьируются) отдельные мелодические обороты, попевки, ритм и характер сопровождения. Вспомним фортепьянные вариации на тему русской песни «Выйду ль я на реченьку» русского музыканта XVIII в. И. Е. Хандошкина (см. ст. «Гусская музыка XVIII в.»). В симфонической фантазии Глинки «Камаринская» варьируется сперва величавая плавная свадебная песня «Из-за гор, гор высоких», затем быстрый плясовой напев «Камаринской».

Другая старейшая музыкальная форма - сюита, чередование разнообразных танцев и пьес. В старинной танцевальной сюите XVII в. сменяли друг друга противоположные по своему характеру, темпу и ритму танцы: умеренно-медленный (немецкая аллеманда), быстрый (французская куранта), весьма медленный, торжественный (испанская сарабанда) и стремительно-быстрый (жига, известная в ряде стран). В XVIII в. между сарабандой и жигой вставляли веселые танцы: гавот, буррэ, менуэт и другие. Некоторые композиторы (например, Бах) нередко открывали сюиту вступительной пьесой, не имевшей формы танца: прелюдией, увертюрой.

Последовательный ряд музыкальных произведений, объединенных в единое целое, называют циклом. Вспомним песенные циклы Шуберта «Любовь мельника» и «Зимний путь», вокальный цикл Шумана «Любовь поэта» на слова Генриха Гейне. Многие инструментальные жанры представляют собой циклы: это вариация, сюита, инструментальная серенада, симфония, соната, концерт.

Первоначально словом соната (от итальянского «звучать») обозначали всякую инструментальную пьесу. Лишь к концу XVII в. в творчестве итальянского скрипача Корелли сложился своеобразный жанр сонаты из 4-6 частей, ставший одним из наиболее популярных. Классические образцы сонаты из двух или трех частей в XVIII в. создали композиторы Карл Филипп Эммануил Бах (сын И. С. Баха), Иосиф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, И.Е.Хандошкин. У них соната состояла из нескольких частей, различных по музыкальным образам. Энергичную, стремительно развертывающуюся первую часть, построенную обычно на контрастном сопоставлении двух музыкальных тем, сменяла вторая часть - медленная, певучая лирическая пьеса. Завершалась соната финалом - музыкой в быстром темпе, но по характеру иной, чем первая часть. Иногда медленная часть заменялась танцевальной пьесой - менуэтом. Немецкий композитор Бетховен писал многие свои сонаты в четырех частях, помещая между медленной частью и финалом пьесу оживленного характера - менуэт или скерцо (от итальянского «шутка»).

Пьесы для солирующих инструментов (соната, вариации, сюита, прелюдия, экспромт, ноктюрн) вместе с разнообразными инструментальными ансамблями (трио, квартеты) составляют область камерной музыки (буквально - «домашней»), рассчитанной на исполнение перед сравнительно небольшим кругом слушателей. В камерном ансамбле партии всех инструментов одинаково важны и требуют от композитора особенно тщательной отделки.

Симфоническая музыка - одно из ярчайших явлений мировой музыкальной культуры. Лучшие произведения для симфонического оркестра отличаются глубиной и полнотой отражения действительности, грандиозностью масштабов и вместе с тем - простотой и доступностью музыкального языка, который подчас приобретает выразительность и красочность зрительных образов. Замечательные симфонические произведения композиторов Гайдна, Моцарта, Бетховена, Листа, Глинки, Балакирева, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского и других создавались для массовой демократической аудитории больших концертных залов.

Главные жанры симфонической музыки - это увертюры (например, увертюра Бетховена к трагедии «Эгмонт» Гёте), симфонические фантазии («Франческа да Римини» Чайковского), симфонические поэмы («Тамара» Балакирева), симфонические сюиты («Шехеразада» Римского-Корсакова) и симфонии.

Симфония, подобно сонате, состоит из нескольких ярко контрастных частей, обычно из четырех. Их можно сравнить с отдельными актами драматической пьесы или главами романа. В неисчерпаемо разнообразных сочетаниях музыкальных образов и в контрастном чередовании их движений - быстрого, медленного, легкого танцевального и снова стремительно-быстрого - композиторы воссоздают различные стороны действительности.

Композиторы-симфонисты отображают в своей музыке энергичную, деятельную натуру человека, его борьбу с жизненными невзгодами и препятствиями, его светлые чувства, мечту о счастье и грустные воспоминания, пленительную красоту природы, а наряду с этим - могучее освободительное движение масс, сцены народного быта и народных празднеств.

Инструментальный концерт по своей форме напоминает симфонию и сонату. Это очень сложное сочинение для солирующего инструмента (фортепьяно, скрипки, кларнета и др.) с оркестровым сопровождением. Солист и оркестр словно состязаются друг с другом: оркестр то замолкает, завороженный страстностью чувства и изяществом звуковых узоров в партии солирующего инструмента, то перебивает его, споря с ним, или мощно подхватывает его тему.

Концерты сочиняли многие выдающиеся композиторы XVII и XVIII вв. (Корелли, Вивальди, Гендель, Бах, Гайдн). Однако создателем классического концерта был великий композитор Моцарт. Замечательные концерты для различных инструментов (чаще всего для фортепьяно или скрипки) писали Бетховен, Мендельсон, Шуман, Дворжак, Григ, Чайковский, Глазунов, Рахманинов, советские композиторы А. Хачатурян, Д. Кабалевский.

Многовековая история музыки рассказывает нам, как на протяжении столетий зарождались и развивались разнообразные музыкальные формы и жанры. Иные из них существовали сравнительно недолго, другие выдержали испытание временем. Например, в странах социалистического лагеря отмирают жанры церковной музыки. Зато композиторы этих стран создают такие новые жанры, как пионерские и комсомольские песни, песни-марши борцов за мир.

    Список музыкальных жанров, направлений и стилей … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Музыка (значения). Скрипичный ключ используется в нотной записи Музыка (греч … Википедия

    - (от нем. Elektronische Musik, англ. Electronic music, в просторечии также «электроника») широкий музыкальный жанр, обозначающий музыку, созданную с использованием электронных музыкальных инструментов и технологий (чаще всего при помощи… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Готы (значения). Готы Девушка, одетая в готическом … Википедия

    BBC - (Британская широковещательная корпорация) BBC это теле, радио, интернетвещание Великобритании и всего мира BBC: телевидение, новости, интернет, радио, фильмы, документальные фильмы Содержание >>>>>>>>>>>> BBC это, определение ВВС это не… … Энциклопедия инвестора

    Кырпычы Жанр хард рок, хип хоп, рэпкор, панк рок Годы c 1994 по настоящее время Ст … Википедия

    Эта статья об импрессионизме в музыке; общая статья об импрессионизме см.: Импрессионизм. Музыкальный импрессионизм (фр. impressionnisme, от фр. impression впечатление) музыкальное направление, аналогичное импрессионизму в… … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Сразу предупреждаем, что ответить в одной статье на вопрос, какие бывают жанры музыки, очень сложно. За всю историю музыки накопилось такое количество жанров, что их и аршином то не измерить: хорал, романс, кантата, вальс, симфония, балет, опера, прелюдия и т.д.

Не один десяток лет музыковеды «ломают копья», пытаясь классифицировать музыкальные жанры (по характеру содержания, по функциям, например). Но прежде чем остановиться на типологии, внесём ясность в само понятие жанра.

Что такое музыкальный жанр?

Жанр – своего рода модель, с которой соотносится конкретная музыка. У него есть определённые условия исполнения, предназначение, форма и характер содержания. Так, у колыбельной цель – успокоить малыша, поэтому для неё типичны «покачивающиеся» интонации и характерный ритм; в ­– все выразительные средства музыки приспособлены к чёткому шагу.

Какие бывают жанры музыки: классификация

Самая простая классификация жанров – по способу исполнения. Это две большие группы:

  • инструментальные (марш, вальс, этюд, соната, фуга, симфония)
  • вокальные жанры (ария, песня, романс, кантата, опера, мюзикл).

Другая типология жанров связана с обстановкой исполнения. Она принадлежит А. Сохору – учёному, который утверждает, что жанры музыки бывают:

  • обрядовые и культовые (псалмы, месса, реквием) – для них характерны обобщённые образы, господство хорового начала и одинаковые настроения у большинства слушателей;
  • массово-бытовые (разновидности песни, марша и танца: полька, вальс, регтайм, баллада, гимн) – отличаются простой формой и привычными интонациями;
  • концертные жанры (оратория, соната, квартет, симфония) – характерно исполнение в концертном зале, лирический тон как самовысказывание автора;
  • театральные жанры (мюзикл, опера, балет) – требуют действия, сюжета и декораций.

Кроме того, и сам жанр может разбиваться на другие жанры. Так, опера-seria («серьёзная» опера) и опера-buffa (комическая) также являются жанрами. При этом, существует и ещё несколько разновидностей , которые так же образуют новые жанры (лирическая опера, эпическая опера, оперетта и т.д.)

Названия жанров

О том, какие бывают названия у жанров музыки и как они появляются, можно написать целую книгу. Имена могут рассказать об истории жанра: так, именем «крыжачок» танец обязан тем, что танцующие располагались крестом (от белорусского «крыж» – крест). Ноктюрн («ночной» – в переводе с французского) исполнялся ночью на открытом воздухе. Одни имена берут начало от названий инструментов (фанфара, мюзет), другие – от песен (марсельеза, камаринская).

Часто музыка получает имя жанра тогда, когда переносится в другую среду: например, народный танец – в балет. Но бывает и наоборот: композитор берёт тему «Времена года» и пишет произведение, а затем эта тема становится жанром с определённой формой (4 сезона как 4 части) и характером содержания.

Вместо заключения

Рассказывая о том, какие бывают жанры музыки, нельзя не упомянуть часто встречаемую ошибку. Это путаница в понятиях, когда такие как классика, рок, джаз, хип-хоп называют жанрами. Здесь важно помнить о том, что жанр – это схема, на основе которой создаются произведения, а стиль указывает скорее на особенности музыкального языка творения.

Вы попали в рубрику жанры музыки, где мы более подробно будем знакомиться с каждым музыкальным направлением. Опишем, что это такое, для чего нужен и какие имеет особенности исполнения. Также в самом конце будут идти статьи этой рубрики, которые будут более подробно описывать каждое направление.

Что такое жанры музыки

Прежде чем рассуждать о том, что такое жанры музыки, нужно упомянуть о следующем. Нам нужна некая система координат для того чтобы можно было вложить в нее все явления. Самый серьезный и глобальный уровень в этой системе координат — это понятие стиля или художественно-исторической системы.

Есть стиль эпохи средневековья, возрождения, барокко или романтизма. Причем в каждую конкретную эпоху, это понятие охватывает все искусства (литературу, музыку, живопись и так далее).

Однако у музыки есть свои категории внутри каждого стиля. Есть система жанров, музыкальные формы и выразительные средства.

Что такое жанр?

Каждая эпоха задает музыкантам и слушателям некий набор сценических площадок. Причем для каждой площадки определяются свои правила игры. Эти площадки со временем могут исчезать ил же на некоторое время сохраняться.

Появляются новые группы слушателей с новыми интересами — возникают новые сценические площадки, возникают новые жанры.

Скажем, в эпоху европейского средневековья примерно, до конца 11 века для музыкантов профессионалов единственной такой сценической площадкой была церковь. Время и место богослужения.

Здесь складываются жанры церковной музыки. И важнейшие из них (месса и матет) отправятся далеко в будущее.

Если взять позднее средневековье эпоха крестовых походов, то тут возникает новая сценическая площадка — феодальный замок, феодальный двор аристократа, праздник придворный или просто место досуга.

И возникает здесь жанр светской песни.

Например, 17 век буквально взрывается фейерверком новых музыкальных жанров. Тут возникают вещи, которые идут далеко вперед до нашего времени и еще останутся после нас.

Например, опера, оратория или кантата. В инструментальной музыке — это инструментальный концерт. Появляется даже такой термин, как симфония. Хотя может быть она была немного иначе построена, чем сейчас.

Появляются жанры камерной музыки. А под этим всем лежит появление новых сценических площадок. Например, оперный театр, концертный зал или богато украшенный салон городского аристократического дома.

Перед тем, как , обязательно начните изучать различные направления. Это потом очень хорошо отражается на практике. Особенно будет полезно при создании чего-то нового!

Музыкальная форма

Следующий уровень — это музыкальная форма. Сколько в произведении частей? Как устроена каждая часть, сколько в ней разделов и как они между собой связаны? Вот что мы закладываем в понятие музыкальная форма.

Скажем, опера — это жанр. Но одна опера может быть в двух действиях, другая в трех, а есть оперы в пяти действиях.

Или симфония.

Большинство знакомых европейских симфоний построены из четырех частей. Но скажем, в симфонии Фантастическая Берлиоза 5 частей.

Выразительные средства

Следующий уровень — это система музыкальных выразительных средств. Мелодия в ее единстве с ритмом.

Ритм — это глубинная организующая сила всего музыкального звучания. Он лежит в основе существования музыки. Потому что через ритм жизнь человека связана с действительностью, с космосом.

Очень многие трудовые движения ритмичны. Особенно в сельском хозяйстве. Ритмично многое и в обработке камня, металлов.

Сам ритм возникает, пожалуй, раньше мелодии. Можно сказать, что ритм обобщает, а мелодия индивидуализирует.

Ощущение ритма, как некоторой магии возникает на очень ранних стадиях цивилизации. А позже в эпоху античности такое ощущение осознается как представление о всеобщей связи явлений, которая ритмична.

Ритм связывают с числом. А для греков число было чрезвычайно важным представлением о мировом порядке. И вот все это представление о ритме удержалось очень надолго.

В начале 17 века немецкий композитор Михаэль Приториус говорил о ранних опытах итальянцев в опере (там не было упорядоченного ритма): «Эта музыка без связей и меры. Она является оскорблением Богом установленного порядка!»

Характер движения бывает быстрый, оживленный, умеренный и спокойный. Они тоже задают тон любой надстройке, которая над ними совершается. Тут тоже есть ощущение всеобщей связи. 4 стороны характера движения, 4 стороны света, 4 темперамента.

Если еще более детально углубиться, то это тембр или звуковая окраска. Или скажем, как произносится мелодия. Отчетливо расчленено или связно.

Мелодия, ритм и все остальное появляется, как непосредственно эмоциональный отклик на действительность. И складываются они в те бесконечно отдаленные времена в первобытнообщинном строе, когда человек еще не осознал собственного я в сопоставления с другими я или с природой.

Но как только появляется классовое общество, то возникает дистанция между своим и другими я, между я и природой. И вот тогда уже начинают формироваться и жанры музыки, и музыкальные формы, и стили.

Жанры камерной музыки

Прежде чем говорить про жанры камерной музыки, давайте разберемся с направлением. Камерная музыка — это музыка, которая исполняется небольшим количеством исполнителей для малого числа слушателей.

Раньше такую музыку очень часто исполняли дома. Например, в кругу семьи. Отсюда и придумали такое название, как камерная. С латинского camera означает комната. То есть небольшая, домашняя или комнатная музыка.

Есть и такое понятие, как камерный оркестр. Эта такой уменьшенный вариант (как правило, не более 10 человек) обычного оркестра. Ну и слушателей тоже не много. Обычно, это родственники, знакомые и друзья.

Народная песня — наиболее простой и распространенный жанр камерной музыки. Раньше очень часто многие дедушки и бабушки пели своим детям и внукам различные народные песни. Одну и туже песню могли исполнять разными словами. Как бы добавляя что-то свое.

Однако сама мелодия как правило, оставалась неизменной. Менялся и совершенствовался только текст народной песни.

Многим любимые романсы — это тоже жанр камерной музыки. Обычно в них исполнялось небольшое вокальное произведение. Сопровождалось у нас обычно гитарой. Поэтому у нас очень любят такие лирические песни под гитару. Многие, наверное, о них знают и ни один раз уже слышали.

Баллада — это некое повествование о различных подвигах или драмах. Частенько баллады исполняли в тавернах. Как правило, в них восхвалялись подвиги различных героев. Иногда баллады использовали перед предстоящей битвой для поднятия боевого духа людей.

Конечно же, в таких песнях не редко приукрашивались какие-то определенные моменты. Но по сути, без дополнительной фантазии снизилось бы и сама значимость баллады.

Реквием — это заупокойная месса. Такое траурное хоровое пение исполняется в католических церквях. У нас обычно реквием использовался, как дань памяти народным героям.

— песня без слов. Обычно предназначена для одного певца в качестве тренировочного упражнения. Например, для разработки голоса вокалиста.

Серенада — жанр камерной музыки, которая исполнялась для возлюбленной. Обычно мужчины их исполняли под окнами своих любимых женщин и девушек. Как правило, в таких песнях восхвалялась красота прекрасного пола.

Жанры инструментальной и вокальной музыки

Ниже вам представлены основные жанры инструментальной и вокальной музыки. Для каждого направления я дам вам небольшие описания. Еще немного затронем основное определение каждого вида музыки.

Жанры вокальной музыки

Есть несколько жанров вокальной музыки. Стоит сказать, что само по себе направление является самым древним в истории развития музыки. Ведь оно является основным ключом для перехода литературы в музыку. То есть литературные слова начали использоваться в музыкальной форме.

Конечно же, этим словам отвадилась главная роль. За счет чего такая музыка стала называться вокальной. Чуть позже появилась уже инструментальная музыка.

В вокальной, кроме вокала также могут использоваться различные инструменты. Однако в таком направлении их роль отводиться на второй план.

Вот список на основные жанры вокальной музыки:

  • Оратория — очень большое произведение для солистов, оркестра или хора. Обычно в таких произведениях освещались проблемы религиозного характера. Чуть позже появились светские оратории.
  • Опера — огромное драматическое произведение, которое объединяет жанры инструментальной и вокальной музыки, хореографию и живопись. Особая роль здесь отводиться различным сольным номерам (ария, монолог и так далее).
  • Камерная музыка — о ней упоминалось выше.

Жанры инструментальной музыки

Инструментальная музыка — это композиции, которые исполняются без участия вокалиста. Отсюда и название инструментальная. То есть исполняется только за счет инструментов.

Очень часто многие исполнители в своих альбомах используют инструментал в качестве бонусных треков в альбоме. То есть могут отбираться несколько самых популярных композиций и потом записываться их версии без вокала.

А могут отбираться и полностью, все песни альбома. В таком случае альбом выпускается в двух версиях. Обычно это делают для увеличения ценности продукта и поднятие цены на него.

Есть список на определенные жанры инструментальной музыки:

  • Танцевальная музыка — как-правило, простая музыка для танцев
  • Соната — используется в качестве соло или дуэта для камерной музыки
  • Симфония — стройное звучание для симфонического оркестра

Жанры русских народных песен

Давайте поговорим про жанры русских народных песен. Они отражают всю прелесть души русского народа. Обычно в таких музыкальных произведениях восхваляется природа родного края, герои и обычные труженики. Также упоминается о радостях и бедах русского народа.

Вот список на основные жанры русских народных песен:

  • Трудовые песни — напевались при работе для облегчения трудовой деятельности человека. То есть с такими песнями работникам намного легче работалось. Они задавали ритм в работе. В подобных музыкальных произведениях отражалась основная жизнь рабочего класса людей. Частенько использовались трудовые возгласы для работы.
  • Частушки — очень распространенный жанр народной музыки. Как правило, это небольшое четверостишье с повторяющейся мелодией. Частушки несли в себе большой смысл русского слова. В них выражалось основное настроение народа.
  • Календарные песни — используются на различных календарных праздниках. Например, в Рождество Христово или под Новый год. Также этот музыкальный жанр хорошо использовался при гадании или же при смене пор года.
  • Колыбельная — нежные, простые и ласковые песни, которые исполняли матери своим детям. Как правило, в таких песнях мамы знакомили своих детей с окружающим миром.
  • Семейные песни — использовались на различных семейных праздниках. Очень хорошо такой жанр отражался на свадьбах. Также он использовался при рождении ребенка, отправления сына в армию и так далее. Стоит сказать, что такие песни сопровождались определенным обрядом. Все это в совокупности помогало защититься от темных сил и различных бед.
  • Лирические композиции — в таких произведениях упоминается нелегкая доля русского народа. Например, очень часто упоминается о тяжелой женской доле и нелегкой жизни простых крестьян.

Жанры современной музыки

Теперь поговорим про жанры современной музыки. Их довольно много. Однако все они отходят от трех основных направлений в современной музыке. Вот о них мы немного и поговорим.

Рок

Рок сегодня популярен. Пусть может и не так, как раньше, но в наше время он надежно укрепился. Поэтому о нем нельзя не упомянуть. Да и само по себе направление дало толчок к рождению многим жанрам. Вот некоторые из них:

  • Фолк-рок — хорошо используются элементы народных песен
  • Поп-рок — музыка для очень широкой аудитории
  • Хард-рок — более тяжелая музыка с резким звучанием

Поп

Популярная музыка тоже охватывает очень много жанров, которые частенько используются в современной музыке:

  • Хаус — электронная музыка, которую исполняют на синтезаторе
  • Транс — электронная музыка с преобладанием печальных и космических мелодий
  • Диско — танцевальная музыка с обильными ритмическими секциями ударных и баса

Рэп

В последние годы рэп неплохо набирает обороты. По сути у такого направления практически отсутствует вокал. В основном тут не поют, а как бы читают. От сюда и появилось словосочетание читать рэп. Вот список некоторых жанров:

  • Рэпкор — смесь рэпа с тяжелой музыкой
  • Альтернативный рэп — смесь традиционного рэпа с другими жанрами
  • Джаз-рэп — смесь рэпа с джазом

Жанры электронной музыки

Немного разберем основные жанры электронной музыки. Конечно же, все тут не затронем. Однако некоторые из них разберем. Вот список:

  • Хаус (house) — появился в 80-х гг прошлого столетия. Берет свое начало от диско 70-х гг. Появился благодаря экспериментам ди-джеев. Основные особенности: повторяющийся ритм бит, размер 4×4 и сэмплинг.
  • Дип хаус (deep house) — более легкая, атмосферная музыка с глубоким плотным звучанием. Включает в себя элементы джаза и эмбиента. При создании используется соло клавишных, электроорган, фортепиано и женский вокал (в основном). Развивается с конца 80-х гг. Вокал в этом жанре всегда стоит на второстепенном месте. На первом стоят мелодии и звуки для прорисовки настроения.
  • Гараж хаус (garage house) — такой же, как и дип хаус, только на главную роль выносится уже вокал.
  • Нью диско (nu disco) — более современный музыкальный жанр, основанный на возродившемся интересе к диско музыке. Сейчас очень популярно возвращаться к корням. Поэтому в основе этого жанра лежит музыка 70 — 80-х гг. Сам жанр появился в начале 2000-х гг. Используются синтезированные звуки, похожие на звуки реальных инструментов для создания диско 70 — 80-х гг.
  • Соул фул хаус (soulful house) — основа взята с house с ритмическим рисунком 4×4, а также вокала (полноценный или в виде сэмплов). Вокал тут в основном душевный и очень красивый. Плюс использование разнообразных музыкальных инструментов. Такое богатое наличие инструментов очень хорошо оживляет музыку данного жанра.

Жанры рэпа

Переходим рассматривать основные жанры рэпа. Это направление тоже активно развивается. Поэтому неплохо бы затронуть и его. Вот небольшой список жанров:

  • Comedy Rap — интеллектуальная и забавная музыка для развлечения. Имеет сочетание реального хип-хопа и обычного юмора. Комедийный рэп появился в 80-х годах.
  • Dirty rap — грязный рэп, характеризующийся выраженным тяжелым басом. В основном эта музыка предназначена для завода публики на различных вечеринках.
  • Gangsta rap — музыка с очень жестким звуком. Появился жанр музыки в конце 80-х гг. За родительскую основу этого направления были взяты элементы из hardcore rap.
  • Hardcore rap — агрессивная музыка с шумными сэмплами и тяжелыми битами. Появилась в конце 80-х гг.

Жанры классической музыки

Есть произведения, разделенные на многие жанры классической музыки. Особенно широкое распространение они получили в 18 веке. Вот неполный список направлений:

  • Увертюра — небольшое инструментальное вступление к спектаклю, пьесам или произведениям.
  • Соната — произведение для камерных исполнителей, которое используется в качестве соло или дуэта. Состоит из трех частей связанных друг с другом.
  • Этюд — маленькая инструментальная пьеса, предназначенная для оттачивания техники исполнения музыки.
  • Скерцо — начало музыки с живым и стремительным темпом. В основном передает слушателю шуточные и неожиданные моменты в произведении.
  • Опера, симфония, оратория — о них упоминалось выше.

Жанры рок музыки

Теперь давайте рассмотрим некоторые жанры рок музыки кроме тех, которые уже упоминались выше. Вот небольшой список с описанием:

  • Gothic rock — рок музыка с готическим и мрачным направлением. Появилась в начале 1980-х гг.
  • Grunge — музыка с твердым гитарным звучанием и мрачными депрессивными текстами. Появилась где-то в середине 1980-х гг.
  • Folk rock — образовался в результате смешения рока с народной музыкой. Появился в середине 1960-х гг.
  • Viking rock — панк рок с элементами народной музыки. В таких произведениях раскрывается история Скандинавии и самих викингов.
  • Trashcore — более быстрый хардкор. Произведения как правило, небольшие.

Жанры духовной и светской музыки

Давайте разберем некоторые жанры духовной и светской музыки. Для начала, дадим определения этим двум направлениям. Вы узнаете, что это такое и в чем отличие. После этого пройдемся по нескольким жанрам.

Духовная музыка

Духовная музыка предназначена для оздоровления души. Используются такие произведения в основном на службе в церквях. Поэтому некоторые ее еще называют церковной музыкой. Вот небольшой список ее жанров:

  • Литургия — пасхальное или рождественское богослужение. Исполняется хором, а также может дополнительно подключать отдельных солистов. Как правило в литургическую драму, вставлялись различные сцены событий со Священных писаний. Часто использовались элементы театрализации.
  • Антифон — повторяющаяся музыка, исполняемая чередованием нескольких хоровых групп. К примеру, одни и те же стихи могут исполняться попеременно двум ликам. Антифоны бывают нескольких видов. Например, праздничные (по праздникам), степенные (воскресные), вседневные и так далее.
  • Рондель — создавался на оригинальную мелодию в виде особой формы с очередным вступлением вокала на один и тот же мотив.
  • Проприум — часть мессы, изменяющаяся в зависимости от церковного календаря.
  • Ординариум — не измененная часть мессы.

Светская музыка

Светская музыка признана показать национальный характер различных культур. Описывался в основном главный образ и жизнь простого человека. Такое направление музыки было очень распространено среди бродячих музыкантов в средневековье.



Загрузка...
Top