Искусство в годы 2 мировой войны. “Советское искусство в годы Великой Отечественной войны”

Война в живописи

Военная живопись 1941-1945гг.

Тяжелейшим испытанием для страны стала ВОВ с Гитлеровской Германией. Когда разразилась вторая мировая война, история мирового искусства пережила чрезвычайные события. Социальные движения тех лет вызывают революционные течения художественного творчества. Национальные движения возбуждают новые идеи и формы искусства. Высокоразвитая художественная культура сталкивается в эти годы с элементарным идеологизмом и грубым популизмом. В этот период государственная власть и политические партии все с большей настойчивостью проявляют свою заинтересованность в искусстве.

Все чаще эта заинтересованность выражалась в культурной политике, в духе которой провозглашаются права на национальное и классическое наследие и получают идеологическую, политическую квалификацию современные художественные движения, из чего проистекают и практические выводы. Накал яростной борьбы народа пытались отразить живописцы того времени через изображение русской природы, для которой чуждо присутствие пришельцев-захватчиков, раскрывалось многое из событий войны. Летопись скорбных утрат навечно запечатлела русская живопись. События Великой Отечественной войны никогда не сотрутся в памяти людской. К ней еще не раз обратиться художники. Глубочайшая драма, пережитая человечеством за истекшие десятилетия 20-го века, - нашествие фашизма и вторая мировая война - поставила историко-художественные процессы в самую прямую связь и зависимость от нее. Эмиграция архитекторов и художников из стран, захваченных фашизмом, внесла немалые изменения в демографию художественной культуры мира. Бегство от фашизма, неприятие его художниками, замкнувшимися в своем внутреннем мире, сберегающем образы и идеалы их творчества, явилось актом духовного сопротивления фашистской агрессии.

В СССР создаются также капитальные произведения станкового искусства. В странах, захваченных фашизмом, образуется искусство Сопротивления - художественное движение политической действенностью и вырабатывающее свои собственные свойства содержания и стиля. Это искусство содержит острый отклик трагедии войны, воплощает в аллегорических и конкретно событийных композициях кошмары фашизма.

Аркадий Александрович Пластов

Пластов А.А. родился в1893 в с. Прислониха Симбирской губ. Лучшие его картины стали классикой русской живописи XX в. Пластов - великий художник крестьянской России. Она смотрит на нас с его картин и портретов и останется в вечности такой, какой изобразил ее Пластов.

Он был сыном деревенского книгочея и внуком местного иконописца. Закончил духовное училище и семинарию. С юности мечтал стать живописцем. В 1914 г. сумел поступить в МУЖВЗ, но его приняли лишь на скульптурное отделение. Параллельно учился живописи. В 1917-1925 гг. Пластов жил в родном селе; как "грамотный", занимался различными общественными делами. Только во второй половине 1920-х гг. он смог вернуться к профессиональной художественной работе.

В 1931 г. у Пластова А.А. сгорел дом, погибло почти все созданное к этому времени. Художнику без малого сорок лет, а он оказался практически в положении начинающего. Но еще сорок лет неустанного труда - и число его произведений приблизилось к 10 000. Одних портретов - несколько сотен. В основном это портреты односельчан. Художник много и плодотворно работает в 1930-х гг., но первые свои шедевры он создает в военные годы.

Аркадий Александрович - природный реалист. Модернистская гордыня, поиски чего-то абсолютно нового и невиданного были ему совершенно чужды. Он жил в мире и любовался его красотой. Как и многие русские художники-реалисты, Пластов убежден: главное для художника - увидеть эту красоту и быть предельно искренним. Не надо писать красиво, надо писать правду, и она будет прекраснее любых фантазий. Каждый оттенок, каждую черточку в своих картинах художник многократно проверял в работе с натуры.

Непритворность, полное отсутствие того, что называют "манерой", отличает Пластова даже от тех замечательных мастеров, наследником живописных принципов которых он был, - А. Е. Архипова, Ф. А Малявина, К. А. Коровина. Пластов А.А. осознает себя продолжателем всей национальной художественной традиции. В колорите русской природы он видит чарующие краски наших старых икон. Эти краски живут в его картинах: в золоте хлебных полей, в зелени травы, в красном, розовом и голубом цвете крестьянских одежд. На место святых подвижников заступают русские крестьяне, чей труд и тяжек, и свят, чья жизнь для Пластова - воплощенная гармония природы и человека.

В работах Пластова отражены испытания советского народа в годы Великой Отечественной войны ("Фашист пролетел", 1942), патриотический труд женщин, стариков и детей на колхозных полях в военные годы ("Жатва", "Сенокос", 1945, обе картины удостоены в 1946 Сталинской премии). Картина "Сенокос" прозвучала как красочный гимн наступившей мирной жизни, радости народа, с честью и славой вышедшего из тяжелых испытаний войны. В картине "Жатва" - тема войны скрыта, она - в отсутствии отцов и старших братьев детей, сидящих рядом с пожилым крестьянином. Ее торжество в сиянии солнечных лучей, буйстве трав и цветов, шири русского пейзажа, простой и вечной радости труда на родной земле.

Во время войны художник жил и работал в селе Прислониха. Полотно Пластова "Фашист пролетел" (1942) - одно из наиболее тревожащих и незабываемых произведений живописи. Русская осень с золотым убором опадающей листвы, с увяданием зелени на полях и фигурой погибшего мальчика-пастушка на первом плане несет на себе следы бессмысленной военной жестокости. У горизонта чуть виден силуэт улетающего немецкого самолета-убийцы.

И впоследствии в лучших своих работах Пластов удержал достигнутый уровень: "Родник" (1952), "Юность" (1953-54), "Весна" (1954), "Лето" (1959-60), "Ужин трактористов" (1951). Среди работ Пластова также выделяется картина "Весна" (1951). Поэтическим ощущением жизни веет от этого полотна. Молодая девушка, выбежав из деревенской баньки, заботливо одевает маленькую девочку. Художник мастерски передает красоту юного обнаженного женского тела, прозрачность еще студеного воздуха. Человек и природа предстают здесь в неразрывной связи.

Не случайно в названиях многих его картин есть нечто обобщающее. Аркадию Александровичу дана редкая способность события реальной жизни, часто самые обыденные, превращать в идеальный образ, как бы открывать их сокровенный, подлинный смысл и значение в общей системе устройства мироздания. Поэтому он, современный русский реалист, так естественно продолжил классическую художественную традицию.

Счастье бытия, неизъяснимо сладкое чувство Родины буквально изливаются на нас с картин Пластова. Но... та Россия, которую так любил Пластов, частью которой он был, уже на его глазах уходила в прошлое. "Из прошлого" (1969-70) - так и называется одна из последних крупных работ художника. Крестьянская семья в поле, во время короткого отдыха. Все так естественно просто и так значительно. Крестьянское святое семейство. Мир гармонии и счастья. Частица рая на земле.

Интересны и иллюстрации Пластова к произведениям русских поэтов и прозаиков. Они очень близки по мировосприятию его картинам. Яркость и эмоциональность замысла отличают работы Пластова в области иллюстрации ("Мороз, Красный нос" Н. А. Некрасова, 1948; "Капитанская дочка" А. С. Пушкина, 1948-1949; произведения Л. Н. Толстого, 1953; рассказ А. П. Чехова, 1954, и др.).

Полотно "Колхозный праздник". По ряду признаков это произведение подходит под определение стиля социалистического реализма, провозглашенного основным для советского искусства. Правда, следует уточнить, что упомянутую картину включали в реалистический метод с оговорками, поскольку она слишком ярка и демонстративно народна. Автор несколько раз перегрузил сюжет подробностями, но это помогло ему создать впечатление естественного деревенского веселья, лишенного официальной праздности.

Пластов А.А. - советский живописец, народный художник СССР. Пленэрные жанровые картины и пейзажи, портреты Пластова проникнуты поэтическим восприятием природы, жизнь русской деревни и ее людей ("Фашист пролетел", 1942, цикл "Люди колхозной деревни", 1951 - 1965). Ленинская премия (1966). Гос. премия СССР (1946).

В 1945 году завершился большой период истории искусства 20-го века. Победа демократических сил над фашизмом и последовавшие за ней грандиозные социально-политические, национальные и международные перемены решительным образом перестроили художественную географию мира, внесли серьезные изменения в состав и ход развития мирового искусства. С новыми своими проблемами искусство вступает в послевоенное время, когда определяющие его развитие три основных фактора - социально-политический, национальный и интернациональный, идейно-художественный - создают новую историко-художественную ситуацию.

Духом военного времени было проникнуто творчество художников и скульпторов. В годы войны получили широкое распространение такие формы оперативной наглядной агитации, как военный и политический плакат, карикатура. Многотысячными тиражами выходили такие памятные всему военному поколению советских людей плакаты: «Воин Красной Армии, спаси!» (В. Корецкий), «Партизаны, мстите без пощады!» (Т. Еремин), «Родина-мать зовет!» (И.Тоидзе) и многие другие. Более 130 художников и 80 поэтов принимали участие в создании сатирических «Окон ТАСС».

Герасимов Сергей Васильевич (1885-1964)

Одаренный живописец и график, мастер книжной иллюстрации, прирожденный педагог, С. В. Герасимов успешно реализовал свой талант во всех этих сферах творчества.

Художественное образование он получил в СХПУ (1901-07), затем в МУЖВЗ (1907-12), где учился у К. А. Коровина и С. В. Иванова. В молодости Герасимов отдавал предпочтение акварели и именно в этой тонкой технике вырабатывал свойственную его произведениям изысканную колористическую гамму с серебристо-жемчужными переливами свободных, легких мазков. Наряду с портретами и пейзажами часто обращался к мотивам народного быта, но не повествование и не этнографические подробности привлекали здесь художника, а сама стихия сельской и провинциальной городской жизни ("У телеги", 1906; "Можайские ряды", 1908; "Свадебные в трактире", 1909). В рисунках, литографиях, гравюрах начала 1920-х гг. (серия "Мужики") художник искал более острого, драматически напряженного выражения крестьянских характеров. Эти поиски отчасти продолжились и в живописи: "Фронтовик" (1926), "Колхозный сторож" (1933). Герасимов - лирик по натуре, изысканный пейзажист. Его высшие достижения - в небольших натурных этюдах русской природы. Они замечательны своей поэтичностью, тонким ощущением жизни, гармонией и свежестью колорита ("Зима", 1939; "Лед прошел", 1945; "Весеннее утро", 1953; серия "Можайские пейзажи", 1950-е, и др.). Между тем по принятой в его время официальной иерархии жанров полноценным произведением живописи считалась картина с развернутым и идеологически выдержанным сюжетом. Но такие картины в известной мере удавались Герасимову лишь тогда, когда он и в них мог передать лирическое состояние, объединяющую поэтичность природной среды: "На Волхове. Рыбаки" (1928-30), "Колхозный праздник" (1937).

Попытки же передать драматические ситуации оказывались не слишком убедительными ("Клятва сибирских партизан", 1933; "Мать партизана", 1947). Среди графических работ художника наибольшую известность приобрели иллюстрации к поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" (1933-36) и к роману М. Горького "Дело Артамоновых" (1939-54; за них Герасимов награжден золотой медалью Всемирной выставки 1958 г. в Брюсселе). С молодых лет и на протяжении всего творческого пути Герасимов увлеченно занимался преподаванием: в художественной школе при типографии Товарищества И. Д. Сытина (1912-14), в Государственной школе печатного дела при Наркомпросе (1918-23), во Вхутемасе - Вхутеине (1920-29), Московском полиграфическом институте (1930-36), МГХИ (1937-50), МВХПУ (1950-64). В 1956 г. ему присуждена ученая степень доктора искусствоведения.

Александр Александрович Дейнека

Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915-1917). Молодость художника, как и многих его современников, была связана с революционными событиями. В 1918 он работал фотографом в Угрозыске, возглавлял секцию ИЗО Губнадобраза, оформлял агитпоезда, участвовал в обороне Курска от белых С 1919 по 1920 Дейнека находился в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске.

Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В.А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920-1925). Большое значение в творческом становлении и в формировании мироощущения художника имели годы ученичества и общения с В.А. Фаворским, а также встречи с В.В. Маяковским. Творческий облик Дейнеки был ярко и отчетливо представлен в его произведениях на первой же выставке в 1924, в которой он участвовал в составе «Группы трех» (в группу входили также А.Д. Гончаров и Ю.И. Пименов), и на Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). В 1928 Дейнека стал членом художественного объединения «Октябрь», а в 1931-1932 - членом Российской ассоциации пролетарских художников (РАПХ). В 1930 художник создал выразительные в цветовом и композиционном отношении плакаты «Механизируем Донбасс», «Физкультурница». В 1931 появились очень разные по своему настроению и тематике картины и акварели: «На балконе», «Девочка у окна», «Наемник интервентов».

Новый знаменательный этап в творчестве Дейнеки начался в 1932. Самой значительной работой этого периода является картина «Мать» (1932). В эти же годы художником были созданы смелые по своей новизне и поэтичности произведения: «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами» (1933), «Купающиеся девушки» (1933), «Полдень» (1932) и др. Наряду с работами лирического звучания появились и общественно-политические произведения: «Безработные в берлине» (1933), наполненные гневом рисунки к роману «Огонь» А. Барбюса (1934). С середины 1930-х Дейнека увлекся современными темами. К теме авиации художник обращался и раньше («Парашютисты над морем», 1934), но работа в 1937 над иллюстрациями к детской книге летчика Г.Ф. Байдукова «Через полюс в Америку» (вышла в свет в 1938) способствовала тому, что мастер с новой силой заинтересовался авиацией. Он написал ряд живописных работ, одна из самых романтических -- «Будущие летчики» (1937). Историческая тема нашла свое воплощение в монументальных произведениях, посвященных в основном дореволюционной истории. Художником были сделаны эскизы панно для выставок в Париже и Нью-Йорке. К числу наиболее значительных работ конца 1930-х - начала 1940-х относится «Левый марш» (1940). В период Великой Отечественной войны Дейнека создал напряженные и драматичные произведения. Картина «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 ГОДА» (1941) - первая в этом ряду. Глубоким страданием проникнуто другое произведение - «Сгоревшая деревня» (1942). В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала Московского университета (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943), а за мозаики «Хорошее утро» (1959-1960) и «Хоккеисты» (1959-1960), он был удостоен Ленинской премии в 1964 году.

Дейнека преподавал в Москве во Вхутеине (1928-1930), в Московском полиграфическом институте (1928-1934), в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова (1934-1946, 1957-- 1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945-1953, до 1948 директор), в Московском архитектурном институте (1953-1957). Он являлся членом президиума (с 1958), вице-президентом (1962--1966), академиком-секретарем (1966-1968) отделения декоративных искусств Академии художеств СССР. Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями, герой Социалистического Труда (1969)

12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека умер в Москве, похоронен на московском Новодевичьем кладбище

Античные традиции в мировой и европейской культурах

Живописных памятников древнеримской культуры сохранилось больше, чем древнегреческих (этих оригиналов больше осталось в прикладной живописи). Монументальная живопись возникла в период формирования полисной системы...

Готика. Застывшая эпоха ушедших времен

Готическое направление в живописи развилось спустя несколько десятилетий после появления элементов стиля в архитектуре и скульптуре. Одним из основных направлений готической живописи стал витраж...

Декоративно-прикладное искусство этрусков

«Погребальный пир». Фреска. 5 в. до н. э. Гробница Леопардов. Тарквинии Значение этрусских склепов для изучения культуры не исчерпывается техническим совершенством и своеобразием построек и уникальностью обнаруженных в них находок...

Жизнь и творчество Сергея Бондарчука

Война резко изменила тематический и жанровый спектр российского кино. После «пилотных» короткометражек «Боевых сборников» появились полнометражные фильмы о войне («Радуга», «Нашествие», «Она защищает Родину», «Зоя» и др.)...

Золотое сечение в искусстве

Очень часто в одном и том же произведении живописи встречается сочетание симметричного деления на равные части по вертикали и деление на неравные части по золотому сечению по горизонталям. Рассмотрим примеры...

Крито-Микенское искусство

Особым направлением в критском искусстве стала живопись. Уже с первых шагов рождающейся минойской цивилизации обозначается интерес критских мастеров к изображению в цвете различных явлений окружающего мира...

Крито-Микенское искусство

Дворцы, Несмотря на внешнюю простоту, здания были роскошно отделаны. Полы были расписаны шахматным орнаментом с включенными в клетки фигурами подводных богов -- тунцов, осьминогов. Стены дворца были сплошь покрыты фресками...

Культура в эпоху Петра I

В начале XVIII века, вступая на позиции искусства нового времени со значительным запозданием по сравнению с другими передовыми в художественном отношении европейскими странами...

Культурная революция в СССР (1922-1941 гг.)

«Программа партии в области искусства встречала сопротивление художников, тесно связанных с буржуазией, настроенной против Советской власти. Реакционные художники и теоретики искусства прибегали к клевете на большевиков, обвиняя их в том...

Мода в период Второй мировой войны

Во время Второй мировой войны женщины в форме воспринимались как разумная необходимость. Слева на иллюстрации 4 женщина в форме Британского вспомогательного корпуса ATS. Основой формы служили куртка цвета хаки и такая же юбка до колена длиной...

Особенности художественной культуры Средневековья

Существующие образцы романской живописи включают в себя украшения архитектурных памятников, такие как колонны с абстрактными орнаментами, а также украшения стен с изображениями висящих тканей. Живописные композиции...

Разработка проекта декоративного панно для современного интерьера по сюжету фильма Квентина Тарантино "Death proof"

Живопись (от рус. живо и писать) - это один из древнейших видов изобразительного искусства, художественные произведения...

Святая инквизиция в эпоху Средневековья и ее отражение в искусстве

В эпоху Средневековья живопись стала одним из главнейших видов искусств. Новому отношению к живописи содействовал и целый ряд религиозных нововведений...

Эволюция иконостасной живописи в XVIII в.

Стенная живопись в храмах 1760-1770-х годов редкое явление, ее полностью заменяет живопись иконостасов. Роспись Троицкого собора в Чернигове, исполнена в 70-х годах, лишена монументально-декоративного характера и является, по существу...

Я.А. Эшпай - марийский композитор

В 1933 году Яков Андреевич приезжает в Йошкар-Олу. Здесь он работает зав. сектором искусств при ОБЛОНо, зав. музыкальным отделом Маргостеатра, музыкальным редактором Радиокомитета...

Люди всегда будут помнить войну и подвиги героев. Война затронула каждую семью, испытывая ей духовно и физически. Полное отчаянье от потерь, голод и при этом боевой дух, патриотизм, неистовая радость победы — всё это, конечно, не могло отразиться на творчестве того времени. Впрочем, и сейчас, прошлое находит свое отражение в искусстве, пусть и не так ярко. Выдающиеся художники во время войны создавали шедевры, которые впоследствии прославили их на весь мир.

Картины времен отражают идеи и духовный настрой людей, живших в ту драматическую эпоху. Художники показывали в своих полотнах одновременно трагизм жестокой войны и героический подвиг народа, вставшего на защиту родной страны. Созданные в разных направлениях, они объединяют стремление художников отразить эмоциональный фон, основой которого было обострённое чувство патриотизма. Авторы использовали различные стили: бытовой, жанровый, пейзажный, портретную живопись, исторический реализм.

Живопись этого периода

Каждая картина о Великой Отечественной войне - одновременно символ, призыв и отражение эмоций. Многие полотна были созданы непосредственно в военные годы. Они передавали зрителям мощный патриотический посыл.

Например, картина А. А. Пластова «Фашист пролетел» (1942). На холсте - фашистский самолёт, из которого лётчик стреляет по полю со стадом и маленьким пастушком. Картина выражает гнев, понятный любому советскому человеку, ненависть к бессмысленной жестокости врага.

Многие полотна внушали призыв, вдохновляли людей на самопожертвование во имя родной страны. Таково произведение А. А. Дейнеки «Оборона Севастополя». Написанная непосредственно в ходе военных событий, эта картина о Великой Отечественной войне показывает уличный бой в Севастополе. Противостояние бойцов-черноморцев и фашистов на холсте - символ отчаянного мужества советских людей.

Знаменитое полотно «Таня», созданное Кукрыниксами в 1942 г., изображает подвиг замученной фашистами юной партизанки Зои Космодемьянской. Картина показывает несгибаемое мужество героини, отчаяние крестьян, циничную жестокость немцев.

Жанровая живопись эпохи

Великая Отечественная война в картинах представлена не только батальными сценами. Множество полотен показывают короткие, но пронзительные сюжеты из жизни людей в пору тяжёлых испытаний.

К примеру, полотно «Бегство фашистов из Новгорода» (Кукрыниксы, 1944) показывает сцены вандализма фашистов в древнем Новгородском кремле. Убегая, мародеры поджигают бесценные исторические здания.

Ещё одна о Великой Отечественной войне — «Ленинград. Зима 1941-1942. Очередь за хлебом» (Я. Николаев, 1942).


Измученные голодом люди, ожидающие хлеба, мёртвое тело на снегу - таковы были жуткие реалии блокадного города-героя.

Знаменитое полотно «Мать партизана» (М. Герасимов, 1943) показывает гордость и достоинство русской женщины, её моральное превосходство над фашистским офицером.

Портретная живопись

Портретная тема в сороковых годов несла на себе общую для искусства тех лет идею. Художники писали полководцев-победителей, героических тружеников, солдат и партизан. Простых людей писали, используя средства реализма и символизма. Портреты военачальников были парадными, например, портрет маршала Г. К. Жукова (П. Корин, 1945). Ф. Модоров написал целую серию портретов партизан, а В.Яковлев - изображений простых солдат.

Если обобщить, картина о Великой Отечественной войне в какой-то мере отражает характерную для того времени советскую идеологию. Но главная их мысль - гордость за воинов и тружеников, сумевших ценой огромных жертв победить и сохранить человеческие черты: гуманизм, веру, национальное достоинство.

Введение

О Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. написано немало картин, которые возвращают нас (поколение которое знает о войне по фильмам) в то время, когда на долю военного поколения выпали тяжелые испытания.

Много художников сражались с врагом в партизанских отрядах, в разведке, в пехоте. В перерывах между боями они старались запечатлеть для нас потомков всё то, что им пришлось пережить в эти долгие годы войны.

Мы знакомимся с войной на примере художников М.Б. Грекова, и т.д.

Они отразили в своих картинах ратный подвиг и героизм солдат.

1. Военная живопись 1941-1945 гг.

Батальный жанр (от фр. bataille -- битва) -- это жанр изобразительного искусства, посвященный темам войнам, битвам, походам и эпизодов военной жизни. Он может изображать современную художнику жизнь армии и флота, а также быть составной частью исторического и мифологического жанра. Батальный жанр может включать в себя жанры -- быт, портрет, пейзажи, изображение конницы.

Тяжелейшим испытанием для страны стала ВОВ. Когда разразилась вторая мировая война, история искусства мира пережила чрезвычайные времена.

С началом ВОВ художники принимали самое активное участие в борьбе. Часть из них ушли на фронт, другие - в отряды партизанов и ополчение. Между боями они выпускать карикатуры, газеты и плакаты. Художники были пропагандистами, устраивали выставки, они сделали, так что искусство стало оружием против врага. Во времена войны было много выставок, среди них две всесоюзные «Великая Отечественная война» и «Героический фронт и тыл». В зажатом в кольцо блокады Ленинграде художники выпускали журнал литографических эстампов «Боевой карандаш» и вместе со всеми ленинградцами показали всему миру беспримерное мужество и силу духа.

Художники были свидетелями величайших исторических событий.

Духом военного времени было проникнуто творчество художников и скульпторов. В годы войны получили широкое распространение такие формы оперативной наглядной агитации, как военный и политический плакат, карикатура. Многотысячными тиражами выходили такие памятные всему военному поколению советских людей плакаты: «Воин Красной Армии, спаси!» (В. Корецкий), «Партизаны, мстите без пощады!» (Т. Еремин), «Родина-мать зовет!» (И. Тоидзе) и многие другие. Более 130 художников и 80 поэтов принимали участие в создании сатирических «Окон ТАСС».

2. Произведения мастеров Великой отечественной войны

Митрофан Борисович Греков - выдающийся художник-баталист, основоположник советской батальной живописи. Митрофан Борисович Греков родился на Дону. Мать была крестьянкой, а отец - небогатым помещиком и происходил из старинной казачьей фамилии. Несомненные способности мальчика побудили родителей отдать его в Одесское художественное училище. Здесь на него большое влияние оказал известный художник-педагог К.К. Костанди. В 1903 году по рекомендации училища Грекова зачислили в петербургскую Академию художеств. Он учился у И.Е. Репина и профессора батальной живописи Ф.А. Рубо. В 1911 году Греков окончил Академию и был призван на действительную военную службу. Едва началась империалистическая война, он попал «нижним чином» на Западный фронт, а в 1916 году тяжело заболел и был демобилизован из армия.

Во время войны Грекову не удавалось работать систематически, но все же он создал картину «Бой под Берзалупами» (1916) и ряд акварелей, передающих отдельные боевые эпизоды («Отстреливаются», «Волки у проволочных заграждений», «Дозоры, вперед!» и др.).

Революция застала Грекова на родине в Донской области. 1918 и 1919 годы, проведенные художником на Дону, в районе жесточайших классовых битв гражданской войны, дали обильный материал для его творчества.

В небольших картинах запечатлевает Греков сцены бесславного похода и отступления Добровольческой армии Корнилова и Деникина («Корниловцы на привале», 1919; «Отступают», 1919; «Отверженные», 1922), взятие красноармейскими частями белоказачьей столицы («Вступление полка им. Володарского в Новочеркасск», 1920). Эти картины явились первыми художественными документами эпохи гражданской войны, определив для Грекова и на будущее тематику его произведений.

С первых же дней установления Советской власти на Дону Греков был тесно связан с Красной Армией, а в ноябре 1920 года добровольно вступил в ее ряды. В армии Греков стал руководить занятиями в художественных кружках. Одно за другим на выставках появляются его произведения -- «В отряд к Буденному» (1923), «Ночная разведка» (1924), «Красное знамя в Сальских степях» (1924) и, наконец, знаменитая «Тачанка. Пулеметам продвинуться вперед!»*. (1925). Во всех этих картинах атмосфера героической борьбы Красной Армии получила яркое выражение. В полотне «Тачанка. Пулеметам продвинуться вперед!» художник с великолепным мастерством сумел передать героику и романтику боя. Здесь все слилось в едином бурном движении: мчащиеся лошади, тачанки, люди. Напряженный колорит картины повышает ее эмоциональное звучание. Темперамент художника заражает зрителя, превращает его в непосредственного участника этой бурной, динамической сцены. Кажется, что степные кони только мелькнут перед вашими глазами и скроются вдали.

Картина «Тачанка. Пулеметам продвинуться вперед!», экспонированная на 7-й выставке АХРР, закрепила за Грековым ведущее место в советской батальной живописи. После этой выставки Греков вступил в АХРР и возглавил новочеркасский филиал объединения молодежи Ассоциации. В 1926 году художник демобилизовался из армии. На выставке «10 лет РККА» Греков продемонстрировал ряд новых картин: «Бой за Ростов у Генеральского Моста» (1927), «Бой под станцией Б. Егорлык» (1927--1928), «Отступление деникинцев от Новочеркасска в 1920 году» (1927) и другие. Проникнутые страстностью и пафосом сражений, полные динамического движения эти произведения свидетельствовали о высоком мастерстве советского баталиста. Для сбора материалов (а Греков очень щепетильно относился к исторической достоверности) приходилось выезжать на места боев, беседовать с очевидцами, изучать архивы. Даже обладая грековским композиционным даром -- несравненным умением рисовать «от себя» и по памяти, -- нельзя было при создании огромных многофигурных полотен обойтись без натуры, без сменяющих друг друга эскизов и вариантов. Неустанный вдохновенный труд сопутствовал успеху художника.

Стремление к монументальным композициям, к широкому охвату событий привело Грекова к панорамной живописи. Еще в юношеские годы он помогал своему учителю Ф.А. Рубо в работе над панорамами, теперь его захватывает мечта о возрождении этого искусства. В 1929 году Греков создает диораму «Взятие Ростова», некоторые из его новых картин напоминают эскизы к панорамам («Чертов мост», 1931), другие непосредственно являются частями будущих диорам («Разоружение деникинцев», 1933).

В последние годы своей жизни Греков создал ряд фундаментальных произведений: «Конармейская тачанка» (1933), «Трубачи Первой Конной Армии» (1934), «На Кубань» (1934) и др. По этим последним работам можно судить о возросшем колористическом мастерстве Грекова. Снимается некоторая монохромность охристо-серой гаммы ранних его картин. Краски приобретают богатство оттенков.

В 1934 году Греков, полный новых творческих замыслов, с группой художников выехал в Севастополь для работы над панорамой «Штурм Перекопа». Но внезапная смерть от сердечного приступа оборвала все планы.

Тысячи трудящихся и воинов Красной Армии хоронили Грекова. В приказе народного комиссара обороны К.Е. Ворошилова, посвященном памяти Грекова, говорилось: «Он старался показать только историческую правду, как он видел ее собственными глазами, и он знал, что эта правда настолько прекрасна, так насыщена подлинным героизмом восставших масс, что она не нуждается ни в каком искусственном приукрашивании. И поэтому полотна художника Грекова с их беспредельными южными степями, охваченными революционным пожаром, красными всадниками, в дыму кровавых схваток мчащихся навстречу смерти и победе, -- навсегда останутся ценнейшими живыми документами суровой и величественной эпохи классовых битв...»

После кончины Грекова в Москве была создана Студия военных художников его имени.

художник война живопись

Заключение

Завершилась работа по теме. Нельзя сказать, что цель достигнута, потому что тема очень широка и многогранна.

Суть в том, что каждая война не проходит бесследно. И находятся люди, которые могут ее запечатлеть такой, какая она есть на самом деле. Художники всегда поднимали дух в людях, теми же плакатами, рисунками. Их вклад был бесценен. Передавая на холсте или даже на кусочке бумаги то что они видя и чувствуют, способно передать нам дух того времени, как жили и что происходило.

Список иллюстраций


Рис 1 А. Чернышов. М.Б. Греков в Первой Конной армии. 1958


Рис 2 А.Семёнов. М.Б.Греков с группой студентов в мастерской Ф.Рубо. 1974

Рис 3 Г.И. Прокопинский. К.Е. Ворошилов и члены РВС в мастерской М.Б. Грекова.1955г.

В литературе широко освещалась, особенно в советское время, так как многие авторы делились личным опытом и сами пережили все описываемые ужасы вместе с простыми солдатами. Поэтому неудивительно, что сначала военные, а потом и послевоенные годы ознаменовались написанием целого ряда произведений, посвященных подвигу советского народа в жестокой борьбе с нацистской Германией. Мимо таких книг нельзя пройти стороной и забыть о них, ибо они заставляют нас задуматься о жизни и смерти, войне и мире, прошлом и настоящем. Мы предлагаем вашему вниманию список лучших книг, посвященных Великой Отечественной войне, которые стоит читать и перечитывать.

Василь Быков

Василь Быков (книги представлены ниже) - выдающийся советский писатель, общественный деятель и участник ВОВ. Наверное, один из самых известных авторов военных романов. Быков писал преимущественно о человека во время самых суровых испытаний, выпадающих на его долю, и о героизме простых солдат. Василь Владимирович воспевал в своих произведениях подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Ниже мы рассмотрим самые известные романы этого автора: «Сотников», «Обелиск» и «Дожить до рассвета».

«Сотников»

Повесть была написана в 1968 году. Это еще один пример того, как описывалась в художественной литературе. Изначально произволение носило название «Ликвидация», а основой сюжета стала встреча автора с бывшим однополчанином, которого он считал погибшим. В 1976 году на основе этой книги был снят фильм «Восхождение».

Повесть рассказывает о партизанском отряде, который сильно нуждается в провизии и медикаментах. За припасами отправляют Рыбака и интеллигента Сотникова, который болен, но вызывается идти, так как больше добровольцев не нашлось. Долгие блуждания и поиски приводят партизан в деревеньку Лясины, здесь они немного отдыхают и получают тушку овцы. Теперь можно возвращаться обратно. Но на обратном пути они натыкают на отряд полицаев. Сотников оказывается серьезно ранен. Теперь Рыбак должен спасти жизнь своему товарищу и принести обещанный провиант в лагерь. Однако это ему не удается, и вдвоем они попадают в руки немцев.

«Обелиск»

Множество написал Василь Быков. Книги писателя очень часто экранизировались. Одной из таких книг стала повесть «Обелиск». Произведение строится по типу «рассказ в рассказе» и носит ярко выраженный героический характер.

Герой повести, чье имя так и остается неизвестным, приезжает на похороны Павла Миклашевича, сельского учителя. На поминках все вспоминают умершего добрым словом, но тут заходит речь о Морозе, и все замолкают. По дороге домой герой расспрашивает своего попутчика, какие отношение какой-то Мороз имеет к Миклашевичу. Тогда ему рассказывают, что Мороз был учителем покойного. Он относился к детям как к родным, заботился о них, а Миклашевича, которого притеснял отец, взял жить к себе. Когда началась война, Мороз помогал партизанам. Деревня оказалась оккупирована полицаями. Однажды его ученики, в том числе и Миклашевич, подпилили опоры моста, и шеф полиции вместе с подручными оказался в воде. Мальчишек поймали. Мороз, бежавший к тому времени к партизанам, сдался, чтобы освободить учеников. Но фашисты решили повесить и детей, и их учителя. Перед казнью Мороз помог Миклашевичу бежать. Остальных же повесили.

«Дожить до рассвета»

Повесть 1972 года. Как можно заметить, Великая Отечественная война в литературе продолжает быть актуальной и по прошествии десятилетий. Это подтверждает и то, что за эту повесть Быков был награжден Государственной премией СССР. Произведение рассказывает о повседневной жизни военных разведчиков и диверсантов. Изначально повесть была написана на белорусском языке, а лишь затем переведена на русский.

Ноябрь 1941 года, начало Великой Отечественной войны. Лейтенант советской армии Игорь Ивановский, главный герой повести, командует диверсионной группой. Ему предстоит провести своих товарищей за линию фронта - на земли Белоруссии, оккупированные немецкими захватчиками. Их задача - взорвать немецкий склад боеприпасов. Быков рассказывает о подвиге простых солдат. Именно они, а не штабные офицеры, стали той силой, что помогла выиграть в войне.

В 1975 году книга была экранизирована. Сценарий для фильма писал сам Быков.

«А зори здесь тихие…»

Произведение советского и русского писателя Бориса Львовича Васильева. Одна из известнейших фронтовых повестей во многом благодаря одноименной экранизации 1972 года. «А зори здесь тихие…» Борис Васильев написал в 1969 году. Произведение основано на реальных событиях: во время войны солдаты, служащие на Кировской железной дороге, помешали немецким диверсантам взорвать железнодорожное полотно. В живых после жестокого боя остался только командир советской группы, который был награжден медалью «За боевые заслуги».

«А зори здесь тихие…» (Борис Васильев) - книга, описывающая 171-й разъезд в карельской глуши. Здесь находится расчет зенитных установок. Солдаты, не зная, что делать, начинают пьянствовать и бездельничать. Тогда Федор Васков, комендант разъезда, просит «прислать непьющих». Командование отправляет к нему два отделения девушек-зенитчиц. И как-то одна из новоприбывших замечает в лесу немецких диверсантов.

Васков осознает, что немцы хотят пробраться к стратегическим объектам и понимает, что их необходимо перехватить здесь. Для этого он собирает отряд из 5 зенитчиц и ведет их к Синюхиной гряде через топи одному ему ведомой тропой. В ходе похода выясняется, что немцев 16 человек, поэтому он отправляет за подкреплением одну из девушек, а сам преследует врага. Однако девушка не доходит до своих и погибает на болотах. Васкову приходится вступить с немцами в неравный бой, и в результате гибнут оставшиеся с ним четыре девушки. Но все же коменданту удается захватить врагов, и он отводит их в расположение советских войск.

В повести описывается подвиг человека, который сам принимает решение противостоять врагу и не позволить ему безнаказанно ходить по родной земле. Без приказа начальства главный герой сам отправляется в сражение и берет с собой 5 добровольцев - девушки вызвались сами.

«Завтра была война»

Книга является своеобразной биографией автора этого произведения, Бориса Львовича Васильева. Повесть начинается с того, что писатель рассказываем о своем детстве, о том, что родился в Смоленске, отец его был командиром Красной армии. И прежде чем стать в этом жизни хоть кем-то, выбрать свою профессию и определиться с местом в обществе, Васильев стал солдатом, как и многие его сверстники.

«Завтра была война» - произведение о предвоенном времени. Главные его герои - совсем еще юные ученики 9-го класса, в книге рассказывается об их взрослении, любви и дружбе, идеалистической молодости, которая оказалась слишком короткой из-за начавшейся войны. В произведении рассказывается о первом серьезном противостоянии и выборе, о крушении надежд, о неизбежном взрослении. И все это на фоне нависшей тягостной угрозы, которую невозможно остановить или избегнуть. И уже через год эти мальчики и девочки окажутся в пекле жестокого сражения, в котором многим из них суждено сгореть. Однако за свою короткую жизнь они узнают, что такое честь, долг, дружба и истина.

«Горячий снег»

Роман писателя-фронтовика Юрия Васильевича Бондарева. Великая Отечественная война в литературе этого писателя представлена особенно широко и стала основным мотивом всего его творчества. Но самым известным произведением Бондарева является именно роман «Горячий снег», написанный в 1970 году. Действие произведения разворачивается в декабре 1942 года под Сталинградом. Основан роман на реальных событиях - попытке немецкой армии деблокировать шестую армию Паулюса, окруженную под Сталинградом. Это сражение стало решающим в битве за Сталинград. Книга была экранизирована Г. Егиазаровым.

Роман начинается с того, что двум артиллерийским взводам под командованием Давлатяна и Кузнецова предстоит закрепиться на реке Мышкова, а затем сдержать наступление немецких танков, спешащих на выручку армии Паулюса.

После первой волны наступления от взвода лейтенанта Кузнецова остается одно орудие и три бойца. Тем не менее солдаты еще в течении суток продолжают отражать натиск врагов.

«Судьба человека»

«Судьба человека» - школьное произведение, которое изучается в рамках темы «Великая Отечественная война в литературе». Рассказ написал знаменитый советский писатель Михаил Шолохов в 1957 году.

В произведении описывается жизнь простого шофера Андрея Соколова, которому пришлось покинуть семью и родной дом с началом Великой Отечественной войны. Однако не успел герой попасть на фронт, как он тут же получает ранение и оказывается в нацистском плену, а затем и в концлагерь. Благодаря своему мужеству Соколову удается пережить плен, а уже в конце войны удается бежать. Попав к своим, он получает отпуск и отправляется на малую родину, где узнает, что семья его погибла, в живых остался только сын, который ушел на войну. Андрей возвращается на фронт и узнает, что его сын был застрелен снайпером в последний день войны. Однако это еще не конец истории героя, Шолохов показывает, что, даже потеряв все, можно найти новую надежду и обрести силы для того, чтобы жить дальше.

«Брестская крепость»

Книга известного и журналиста была написана в 1954 году. За это произведение автор был удостоен в 1964 году Ленинской премии. И это неудивительно, ведь книга представляет собой результат десятилетней работы Смирнова над историей обороны Брестской крепости.

Произведение «Брестская крепость» (Сергей Смирнов) - сама часть истории. Писать буквально по крупицам собирал сведения о защитниках, желая, чтобы их добрые имена и честь не были забыты. Многие из героев оказались в плену, за что после окончания войны они были осуждены. И их желал защитить Смирнов. В книге множество воспоминаний и свидетельств участников сражений, что наполняет книгу истинным трагизмом, полным мужественных и решительных поступков.

«Живые и мертвые»

Великая Отечественная война в литературе 20 века описывает жизнь простых людей, которые по воле судьбы оказались героями и предателями. Это жестокое время многих перемололо, и лишь единицам удалось проскользнуть между жерновами истории.

«Живые и мертвые» - первая книга знаменитой одноименной трилогии Константина Михайловича Симонова. Вторые две части эпопеи называются «Солдатами не рождаются» и «Последнее лето». Первая часть трилогии была опубликована в 1959 году.

Многие критики считают произведение одним из ярчайших и талантливейших примеров описания Великая Отечественная война в литературе 20 века. При этом роман-эпопея не является историографическим произведением или хроникой войны. Персонажи книги - вымышленные люди, хотя и обладающие определенными прототипами.

«У войны - не женское лицо»

Литература, посвященная Великой Отечественной войне, обычно описывает подвиги мужчин, подчас забывая о том, что и женщины внесли свой вклад в общую победу. Но книга белорусской писательницы Светланы Алексиевич, можно сказать, восстанавливает историческую справедливость. Писательница собрала в своем произведении рассказы тех женщин, что принимали участие в Великой Отечественной. Названием книги стали первые строки романа «Война под крышами» А. Адамовича.

«В списках не значится»

Еще одна повесть, темой которой стала Великая Отечественная война. В советской литературе Борис Васильев, о котором мы уже упоминали выше, был довольно известен. Но известность эту он получил как раз благодаря своим военным произведением, одним из которых и является повесть «В списках не значится».

Книга была написана в 1974 году. Действие ее происходит в самом в Брестской крепости, осаждаемой фашистскими захватчиками. Лейтенант Николай Плужников, главный герой произведения, перед началом войны попадает в эту крепость - он прибывал в ночь с 21 на 22 июня. И на рассвете уже начинается бой. У Николая есть возможность уйти отсюда, так как его имени нет ни в одном воинском списке, однако решается остаться и защищать свою родину до конца.

«Бабий яр»

Документальный роман «Бабий яр» Анатолий Кузнецов опубликовал в 1965 году. Произведение основано на детских воспоминаниях автора, который во время войны оказался на оккупированной немцами территории.

Роман начинается с небольшого авторского предисловия, краткой вступительной главы и нескольких глав, которые объединены в три части. В первой части рассказывается о выводе из Киева отступающих советских войск, крахе Юго-Западного фронта и начале оккупации. Также сюда были включены сцены расстрела евреев, взрывов Киево-Печерской Лавры и Крещатика.

Вторая часть полностью посвящена оккупационной жизни 1941-1943 годов, угонам русских и украинцев в качестве рабочих в Германию, о голоде, о подпольном производстве, об украинских националистах. Заключительная часть романа повествует об освобождении украинской земли от немецких оккупантов, бегстве полицаев, сражении за город, о восстании в концентрационном лагере Бабьего Яра.

«Повесть о настоящем человеке»

Литература про Великую Отечественную войну включает и произведение еще одного русского писателя, прошедшего войну в качестве военного журналиста, Бориса Полевого. Повесть написана в 1946 году, то есть практически сразу после окончания военных действий.

В основе сюжета - событие из жизни военного летчика СССР Алексея Мересьева. Его прототипом стал реальный персонаж, герой Советского Союза Алексей Маресьев, который, как и его герой, был летчиком. История рассказывает о том, как он был сбит в бою с немцами и тяжело ранен. В результате аварии он потерял обе ноги. Однако сила воли его была настолько велика, что ему удалось вернуться в ряды советских летчиков.

Произведение было удостоено Сталинской премии. Повесть проникнута гуманистическими и патриотическими идеями.

«Мадонна с пайковым хлебом»

Мария Глушко - крымская советская писательница, ушедшая на фронт в начале ВОВ. Ее книга «Мадонна с пайковым хлебом» - о подвиге всех матерей, на чью долю выпало пережить Великую Отечественную войну. Героиня произведения - совсем юная девушка Нина, чей муж отправляется на войну, а она по настоянию отца едет в эвакуацию в Ташкент, где ее ждут мачеха и брат. Героиня находится на последних сроках беременности, но это не защитит ее от потока бед человеческих. И за небольшое время Нине предстоит узнать то, что до этого от нее было скрыто за благополучием и спокойствием довоенного существования: настолько по-разному живут в стране люди, какие у них жизненные принципы, ценности, установки, чем они отличаются от нее, выросшей в неведении и достатке. Но главное, что предстоит сделать героине, - родить ребенка и спасти его от всех напастей войны.

«Василий Теркин»

Таких персонажей, как герои Великой Отечественной войны, литература рисовала читателю по-разному, однако самым запоминающимся, неунывающим и харизматичным, несомненно, был Василий Теркин.

Эта поэма Александра Твардовского, начавшая издаваться в 1942 году, сразу же получила всенародную любовь и признание. Произведение писалось и публиковалось на протяжении всей ВОВ, последняя часть была издана в 1945 году. Основной задачей поэмы было поддержать боевой дух солдат, и Твардовскому с успехом удалось выполнить эту задачу, во многом благодаря образу главного героя. Удалой и веселый Теркин, который при этом всегда готов к бою, покорил сердца многих простых солдат. Он душа подразделения, весельчак и балагур, а в бою - пример для подражания, находчивый и всегда добивающийся своей цели воин. Даже будучи на волосок от гибели, он продолжает бороться и уже вступает в схватку с самой Смертью.

Произведение включает пролог, 30 глав основного содержания, разделенных на три части, и эпилог. Каждая глава представляет собой небольшую фронтовую историю из жизни главного героя.

Таким образом, мы видим, что подвиги Великой Отечественной войны литература советского периода широко освещала. Можно сказать, что это одна из основных тем середины и второй половины 20 века для русских и советских писателей. Обусловлено это тем, что вся страна была вовлечена в бой с немецкими захватчиками. Даже те, кто не был на фронте, безустанно трудились в тылу, обеспечивая солдат боеприпасами и провизией.

Литература . Отечественная культура деятелей искусств внесли весомый вклад в победу над фашизмом. Советская литература периода Великой Отечественной Войны имела, открыто агитационный характер, давая, по выражению Вс. Вишневского, "Чудовищный заряд ненависти к врагу". А. Толстой назвал советскую литературу в дни войны "Голосом героической души народа". Эти две характеристики выражают суть, и роль нашей литературы военного времени. Поэзия первых дней войны сыграла особую роль. Она первая откликнулась на трагические события и обращаясь к нравственному опыту нашего народа, говорила о переживаниях человека, оказавшегося лицом к лицу со смертью, понимания своего долга перед Родиной и самоотверженного служения ей. Лирика военных лет передавала облик времени, духовный мир сражавшегося народа в песнях эпического склада.

"Сын" П. Антокольского, "Зоя" М. Алигер, "Василий Теркин" А. Твардовского.

А. Твардовский создал образ советского солдата Великой Отечественной Войны. Он был узнаваем и близок каждому бойцу. Он был прост, доброжелателен, отзывчив, верен дружбе, самоотвержен в служении долгу. В этом образе как бы сконцентрировались характерные для русской литературы качества защитника родины. Василий Теркин сродни русским солдатам из Лермонтовского "Бородина" и тем, кто сражался на бородинском поле в "Войне и мире" Л. Толстого.

Советская литература военных лет развивала гуманистические традиции предшествующих веков, и это был действительный гуманизм, полный воли к жизни и готовности защищать ее. Не удивительно, что крылатые слова из поэмы "Василий Теркин".

Бой идет святой и правый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

Особое место среде произведений начального периода войны занимает «Наука ненависти» М. Шолохова. Этот рассказ повествует, как мужало и крепло в советских людях чувство любви к Родине, как зрели ненависть и презрение к врагу. В названном рассказе была вынесена одна, из важнейших проблем того времени: как в незлобной душе народа рождается ненависть к врагу, как мирный гражданин становится умелым воином, защитником русской земли. Это священное чувство ненависти к врагу будила и поэзия, описывая зверство фашизма "Убей его!" К. Симонова.

Литература не только показывала чудовищное лицо фашизма, но и призывала к борьбе с фашизмом. В произведениях А. Толстого "Рассказы Ивана Сударева", Н. Тихонова "Черты советского человека", повести В. Василевской "Радуга" и пьесе Л. Леонова "Нашествие" был не только призыв к борьбе, но и рассказ о мужестве советского человека. Способность увлечь за собой людей на подвиг показывается в рассказах Л. Соболева "Морская душа", В. Гросмана "Народ бессмертен", К. Симонова "Дни и ночи" и др.

В 1943 году в газете "Правда" и фронтовой прессе появилось несколько глав из романа М. Шолохова "Они сражались за Родину". Писатель передал сокровенное качество русского характера. В.М. Немирович-Данченко так сказал об этом произведении: "Это героизм, смешанный с самым сильным юмором, не оставляющего русского человека, чуть ли не за три секунды до смерти. Слияние этого есть гений нации". В центре романа - судьбы простых солдат, вынесших на своих плечах все тяжести войны. Оптимизм, выраженный в характерах Лопахина, Поприщенко, Звягинцева сродни жизнелюбию Василия Теркина - любимого народного героя. Однако М. Шолохов не преуменьшал трудности начального этапа войны. С суровой искренностью книга рассказывает о судьбе народа, раскрывая "скрытую теплоту патриотизма" его души.

Война углубила чувства Родины. Она расширила и само понятие Родины, предала новое значение "чувство семьи единой". Для русской литературы традиционно отражение единство всего народа перед лицом опасности. Литература военного времени видела свое признание в том, что бы запечатлеть сплоченность народов в годину суровых испытаний. Яркий пример тому А. Бекка "Волоколамское шоссе", первые две повести который были опубликованы во время войны. Это произведение - своеобразный дневник сражения под Москвой. Автор показывает, как и почему вместе защищали Москву русские, казахи, украинцы. Главные герои повести казах Мамыш-Улы так объяснял: "Наши дети бегают вместе в школу, наши отцы живут бок обок, делят лишение и горе тяжелой годины. Вот почему я дерусь под Москвой, на этой земле, где не ступала нога моего отца, моего деда и прадеда".

Постепенно агитационная направленность отходила, все более заявлял о себе реалистический подход порой с элементами романтики. Повесть Б. Горбатого "Непокоренные" одна из первых попыток показать, как в ходе войны менялось отношение человека к происходящему, как росло его сознание и активность, углублялось понимание своего места в жизни.

При этом характеры героев раскрывались уже не в чем то исключительном, а в повседневном, ибо повседневное в войне становилось исключительным, а исключительное - повседневным. В повести К. Симонова "Дни и ночи" автор проводит мысль о том, что на войне люди привыкли к самому страшному, к тому что люди разговаривающие с ним только что, через мгновение переставали существовать. В способности человека привыкать, переносить ужасное сохранилось и возможность героического. Вершиной реализма в литературе военного времени была повесть В. Некрасова "В окнах Сталинграда", где не только показан "обыкновенный героизм наших воинов, но и их способность сохранить в себе человеческое начало".

В литературе звучала романтика, пронизанная атмосферой нравственной частоты. Повесть Э. Казакевича "Звезда" убеждает в том, что победа в этой священной войне добивалась чистыми руками. Лейтенант Травкин, вчерашний школьник, стал опытным воином, смелым, стойким, находчивым. Герой не просто честен - он "ненавидел не правду", непросто справедлив, но отличается "абсолютным бескорыстием". Не просто верен воинскому долгу, но самозабвенно предан делу, не просто смел, но "не знал, что такое паника". Повесть Э. Казакевича трагична, но так же, как в древних русских повестях погибающие войска обретают вечную жизнь, герои повести "Звезда" не погибают, а словно растворяются, обретая бессмертие. Заметим, что в суровые дни писатели были вместе со своим народом, со своими войсками на линии фронта. На фронте находились А. Сурков, Е. Петров, А. Бек, М. Шолохов, А. Фадеев, Н. Тихонов, В. Закруткин, М. Джалиль, А. Гайдар. 10 писателей были удостоены звания Героя Советского Союза.

Театр. В суровых условиях военного времени театральное искусство не только не утратило свою силу, но оно наоборот приобрело особое гражданское звучание. Театр, как никогда прежде становится необходим всем людям, но, пожалуй, особенно бойцам на фронте. О масштабах обслуживания фронта дают представление следующие цифры: за время войны в воинских частях побывало 3685 артистических бригад, в которых участвовало 42 тыс. творческих работников. Ими было дано 473 тыс. спектаклей и концертов.

Организуются и специальные фронтовые театры, которые имели в своем репертуаре не только концертные программы, но и целые спектакли. Многие ведущие театры страны - Малый театр, театр Е. Вахтангова, Большой драматический театр имени Горького - образовывали свои фронтовые финалы, которые прошли боевой путь вместе со своими бойцами. Фронтовыми стали и многие театры городов и областей, временно оккупированных гитлеровцами - Смоленска, Орла, Калинина. К концу 1944 года в действующей армии находилось 25 фронтовых театра.

В освобожденном Ленинграде продолжал действовать театр музыкальной комедии, театр Краснознаменного Балтийского флота. В октябре 1942 года появился "Городской театр". Из театра народного ополчения, организованного в июле 1942 года Н. Черкасовым, образуется Агитвзвод Ленинградского фронта. В самую страшную блокадную зиму 1941-42 г., спектакли в Ленинградских театрах не шли, но представления давались на предприятиях, в воинских частях и на фронте. Учитывая создавшиеся условия, Театр Краснознаменного Балтийского флота был разбит на "пятерки" и актеры в маскировочных халатах, под обстрелом добирались до боевых частей и там выступали с концертами.

Среди драматических произведений, появившихся в первые дни войны,появляется пьеса А. Афиногенова "Накануне", которая рассказывала как война вторглась в мирную жизнь советских людей. Несмотря на трагичность происходивших событий, пьеса была пронизана верой в победу.

В середине 1942 появляются самые замечательные пьесы военного времени. В июле 1942 г. Л. Леонов прочел в Москве свою пьесу "Нашествие" Это философская, психологическая драма. Главная тема - героическое сопротивление русского народа фашистскому нашествию. Центральный герой пьесы Федор Таланов. Это человек с "тяжелым" прошлым, вернувшийся из заключения. Он обозлен на людей, глубоко обижен допущенной по отношению к нему несправедливостью. Но идея пьесы заключается в том, что в момент суровых испытаний не время вспоминать прежние обиды.

В это же время появилась пьеса К. Симонова "Русские люди". Любовь к своей земле, чувство патриотизма преломляется в характере каждого героя пьесы по своему. Командир батальона Сафонов - прежде всего солдат. Его принцип: "Стой Сафонов, и ни шагу назад! Умри, а стой! Десять ран прими, а стой!" Для молодой разведчицы Вали понятие Родина ассоциируется, прежде всего, с ее родными местами. "У нас в Ново- Николаевке изба на краю села стоит и около речка и две березки. Я качели на них вешала. Мне про родину говорят, а я все эти две березки вспоминаю". Дорогой ценой платят герои К. Симонова за свои убеждения, но не изменяют им. В течение одного года спектакли "Русские люди" прошли в 150 театрах страны.

Замечательным событием на театральных сценах был спектакль, поставленный по пьесе А. Корнейчука "Фронт". Спектакль повествует о том, как герой гражданской войны, заслуженный в прошлом человек командующий фронтом Иван Горлов безнадежно отстал от жизни. Окруженный льстецами и подхалимами, он уверовал в свою непогрешимость. Обличая Ивана Горлова,автор показывает людей, которые не только отважны, но и умеют вести войну по-новому.

В годы войны в осажденном Ленинграде А. Крон написал пьесу о моряках подводниках "Офицер флота", которую поставил театр Краснознаменного Балтийского флота и МХАТ.

Мы остановились только на некоторых темах, назвали только некоторые театры, которые сражались на полях Великой Отечественной Войны.

Изобразительное искусство. Будучи верными своему профессиональному и нравственному долгу более 900 художников ушли на фронт. Они были свидетелями, участниками происходящих событий Великой Отечественной Войны. Художники в своих походных альбомах делали наброски. Созданные ими многочисленные зарисовки представляют собой бесценный художественно-документальный материал.

Первыми кто откликнулся на события войны-художники Кукрыниксы плакатом " Беспощадно разгромим и уничтожим врага". В скоре создает свой плакат И. Таидзе "Родина- мать зовет". Этот плакат стал своеобразным символом Великой Отечественной Войны.

За годы войны были созданы тысячи плакатов, листовок, открыток. И по сегодняйший день живут в нашем сознании плакаты "Воин Красной Армии, спаси" В. Карецкого, "Пьем воду родного Днепра.Будем пить из Прута, Немана и Буга" В. Иванова, "Дойдем до Берлина" Л. Голованова.

Выходили и сатирические плакаты. Нередко, героическое соединялось в них с сатирическим, переплетаясь в единое целое. Особо это проявилось в плакатах "Окна ТАСС", которые, по сути, возродили известных "Окон сатиры Роста". Плакаты пользовались исключительной популярностью не только у нас, но и в других странах мира: в США, Англии, Турции, Китае, Иране, Швеции.

Наряду с документальными и репортажными зарисовками создавались живописные картины, на которых изображались горе и страдания народа, его героизм, смелость, мужество воинов, несгибаемая вера в победу. Одной из таких картин была работа А. Пластова "Фашист прилетел". В ней протест художника против жестокого, бессмысленного убийства, сливается с болью за поруганную землю. Выражением этой боли является образ убитого мальчика-пастушка на фоне печальной красоты родной природы.

Немало было создано картин, изображающих следы варварских бомбардировок мирных городов и сел, убийства, казни, издевательства, творимые фашистами над людьми. Таковы полотна "За что?" Я. Николаева, "Расстрел" В. Серова, "В рабство" Г. Ряжского, "Рабовладельцы" Т. Гапенко. Обратившись к народной жизни военных лет С. Герасимов в картине "Мать партизана" показал народное сопротивление врагу, моральное превосходство советских людей, сохранивших перед лицом смерти силу духа, достоинство. На картине крупным планом изображены две фигуры: простая русская женщина, сын которой через несколько секунд будет расстрелян, а напротив нее - палач эсэсовец. Гордому образу матери, стоящей на родной земле, художник противопоставил образ обреченного на гибель фашиста. Художники показывали не только страдания и бедствия народа, но и силу военного сопротивления врагу. Картина К. Юона "Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года" запечатлела с документальной точностью памятный для наших людей день, когда прямо с площади бойцы уходили на фронт.

Большим событием той поры стала картина А. Дайнеки "Оборона Севастополя". Автор показал не только открытую схватку моряков с врагом, но и дух моряков, их героизм.

Огромный вклад в формировании морального духа, ненависти к врагу сыграли мастера Студии военных художников имени М. Б. Грекова: И. Евстигнеев, К. Финогенов, П. Кривоногов.

В годы войны развивался исторический жанр. В самый разгар войны П. Корин создает картину

Продолжением исторической темы явилась картина А. Бубнова ""Утро на Куликовом поле "". В ней показан тревожный момент битвы. Дмитрий Донской показан на фоне развернутого боевого знамени с изображением Христа. Художник этим самым показывает не только справедливый характер борьбы русского народа, но и бескомпромиссный характер.

Видное место в изобразительном искусстве занял портретный жанр. Художники создали портретную галерею образов военачальников, офицеров, рядовых, партизан, сражавшихся в тылу врага. Всех не перечесть, назовем только некоторых ""Портрет Маршала Советского Союза Г.К Жукова"" Н.Крона, ""Герой Советского Союза гвардии генерал-майор Панфилов"". В. Яковлева. Першудцев запечатлел легендарных участников штурма Рейхстага - сержантов М.А Егорова и М. Кантария.

Музыка. Начало Великой Отечественной Войны мобилизовало всю общественность на борьбу с фашизмом. Большой отряд ушел на фронт. Многие композиторы и профессиональные музыканты участвовали в составе агитбригад в действующей армии.

Творческая деятельность композиторов приобрела конкретную и ясную направленность ""Все для победы!"". В первый день войны была создана ""Песня смелых"" В.Суркова, а на четвертый день войны – над всем миром звучала:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною

С проклятою ордой!

Эта песня А.В.Александрова на слова В.И.Лебедева - Кумача стала гимном народа, вставшего на защиту Отечества. Эта песня была в строю воинов, всего нашего народа. Нельзя переоценить ее роль и в наши дни.

В годы войны массовое значение приобретают лирические песни, становящиеся духовной опорой солдат, музыкальной связью с Родиной, за которую они воюют. ""Ой, туманы мои, растуманы "". В.Захарова, ""До свидания, города и хаты"". В.Соловьева - Седова, ""Вася - Василек"". А.Новикова, "" Заветный камень"". Б.Мокроусова. "" В землянке"" К. Листова, ""Темная ночь"". Н.Богословского и другие.

Значительный вклад в формирование патриотического духа - духовая оркестровая музыка. Создавались марши как непосредственный отклик на происходящее событие. Марши посвящались и подвигам отдельных полководцев ""Капитан Гостелло"" Н.Иванова-Родкевича, ""Рокоссовский"" С. Чернецкого, создавали обобщенный художественный образ борьбы народа с захватчиками. ""Слава гвардейцам"" Н. Чембериджи, ""Народные мстители"" Н.Иванова - Радкевича и др.

Совершенным триумфом - художественным и историческим открытием стала ""Седьмая симфония"" Д. Шостаковича. Она была написана в блокадном Ленинграде. Симфония стала мощным оружием в борьбе с врагом. "Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе",своему родному городу Ленинграду я посвящаю свою Седьмую симфонию " - писал автор на страницах "Правды" 29 марта 1942 года. После этих слов симфония получила и еще одно название "Ленинградская".

Премьера ее состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве, а 9 августа она прозвучала в осажденном Ленинграде. Успех симфонии был огромным. В течении короткого времени она прозвучала во многих странах мира. Ведущие дирижеры мира боролись за право исполнять ее. Только в США за сезон 1942-43 годов она была исполнена 62 раза. Концерты превращались в митинги поддержки воюющей России. Американский писатель М. Гольд писал: "Шостакович, может быть, является самым великим композитором современности". Обращение к героико-патриотической теме отмечено и в симфоническом творчестве других композиторов. Наиболее значительными сочинениями являются: "Вторая симфония" А. Хачатуряна, "С колоколом" и "Пятая симфония" С. Прокофьева. Но самым значительным событием в его творчестве явилось опера "Война и мир" написанная по роману Л. Толстого. Тема ратной истории России стала основой в музыкальном театре. Появились "Суворов" С. Василенко, "Дмитрий Донской" В. Крюкова, "Емельян Пугачев" М. Коваля, балет А. Хачатуряна "Гаянэ".

Следует отметить оперу Д. Кобалевского "Под Москвой" ("В огне "). С большой силой, выразившую ужасы вражеского нашествия, горя и страданий народа. Не представляется возможным перечесть все темы жанра музыкальной культуры Великой Отечественной, и только небольшая часть названных произведений свидетельствует, что вся музыкальная общественность считала себя войнами, оружием которой была музыка.

Киноискусство. Работники киноискуства считали себя мобилизованными и призванными на фронт. Главным содержанием, главной задачей становится духовная мобилизация народа, направленная на борьбу с врагом. Первыми кто откликнулся на события первых дней войны-документалисты. Кинооператоры принимали участие во всех операциях, вели съемки с самолетов, танков, на палубах военных кораблей. Многие из них были заброшены в тыл врага, где они участвовали в рейдах партизанских отрядов, снимали на кинопленку каждодневный подвиг "народных мстителей ".

Первые кинопленки выходят на экраны уже в июле 1941 года: "Подруги на фронт", "Чапаев с нами". Любимые герои с экрана обращались к зрителю с призывом к борьбе с врагом. Создавались "Боевые киносборники". В них принимали участие такие режиссеры как Г. Александров, Б.Бернет, С. Герасимов, Вс. Пудовкин и другие. Зрители видели на экранах своих любимых актеров - Л. Орлову, Б. Бабочкина, М. Ладынину, Н. Крючкова, Н.Черкасова и многих других.

В "Боевых киносборниках" было много несовершенного, поверхностного. Однако ленты рассказывали о народном гневе, о народе который поднялся на защиту своей страны. В частности в фильме "Пир в Жиримунке" рассказывалось о подвиге старой женщины крестьянки, которая осталась в деревне оккупированной фашистами, чтобы отомстить фашистам за все совершенные ими злодеяния. Она угощает незваных гостей отравленной пищей, а чтобы усыпить их бдительность, ест эту пищу вместе с ними и вместе с врагами погибает. В 1942 году уже стали выходить полнометражные фильмы о Великой Отечественной Войне: "Секретарь райкома" И. Пырьева, чуть позднее "Она защищает Родину" Ф. Эрмлера, "Радуга" М. Донского. "Она защищает Родину" - история простой русской женщины Прасковьи Лукьяновой, потерявшей при вторжении фашистов мужа и сына,и возглавившей партизанский отряд народных мстителей.

Огромной популярностью пользовались фильмы"Два бойца" Л. Лукова, "Парень из нашего города", "Жди меня" А. Столпера, "В шесть часов после войны" И. Пырьева, "Новые похождения Швейка" С. Юткевича и другие. Киноискусство сражалось вместе со своим народом. Оно смогло раскрыть патриотизм людей, потому что героем был участник, сражавшийся на фронте и в тылу еще и потому что главной целью было служение своему народу. Ушли в историю фильмы о великом сражении великой страны с фашизмом, но чем дальше уходит время, тем ценнее они для нас. Художественные ленты становятся "документальными" ибо они запечатлели время. Актеры не играли своих героев, они были частью их жизни.

Выводы

Вовремя войны по сообщению Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистких захватчиков, опубликованной в " Правде" в сентябре 1945 года, всего было разрушено и разграблено 430 музеев из 991, 44 тыс. дворцов культуры и библиотек. Были осквернены дома музеи Л. Н. Толстого в Ясной Поляне, А. С. Пушкина в Михайловском, И.С. Тургенева в Спасском-Лутовиневе, П. И. Чайковского в Клину. Безвозвратно утраченными для отечественной культуры, оказались фрески 12 века в Софийском соборе в Новгороде. Погибли картины Репина, Серова, Шишкина, Айвазовского. Все это не смогло не сказаться на развитии советской художественной культуры после войны.

Великая Отечественная Война сплотила всех работников искусства, они создавали свое "художественное оружие", которое было рядом со своим народом защищавшим свою родину. Оно формировало мужество и ненависть к врагу. Придя в фашистcкое логово, воины писали свою ненависть на колоннах рейхстага. Среди них написаны и имена работников искусств. И пусть сегодня их имена закрашены, но не сотрется людская память запечатленная в произведениях искусства.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные черты героико-патриотической литературы Великой Отечественной Войны.

2. Назовите литературные произведения Великой Отечественной Войны.

3. Перечислите произведения изобразительногоискусства А. Даинеки, А. Пластова, Кукрыниксов.

4. Назовите имя композитора «Седьмой Симфонии»

5. Перечислите имена композиторов создавших симфонические произведения в годы Великой Отечественной Войны.

6. Назовите кинофильмы, созданные в годы Великой Отечественной войны, раскрывающих подвиг советских людей.

Дата публикования: 2014-11-28 ; Прочитано: 1805 | Нарушение авторского права страницы | Заказать написание работы

сайт - Студопедия.Орг - 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с) ...

Отключите adBlock!
очень нужно



Загрузка...
Top