Исследовательская работа «Проблемы молодежи в современной русской литературе» (на материале произведения Т. Михеевой «Не предавай меня»)

Проблема молодежи в современной литературе

Яд блатного мира невероятно страшен. Отравленность этим ядом - растление всего человеческого в человеке. Этим зловонным дыханием дышат все, кто соприкасается с этим миром.

Варлам Шаламов.

Знаем, что такое в армии быть порядочным. Многие ребята после службы морально сломались, особенно интеллигентные.

Из письма в газету.

"Мне шестнадцать, я мир обнимаю любя..." - написал юный волгоградский поэт, трагически погибший в 18 лет. Мне тоже скоро будет 18. Порой чувствую необъятность жизненных сил, беспричинную веселость и любовь ко всему свету. Чего, кажется, тревожиться, когда в жизни все складывается хорошо? Почему же иной раз жестокая тоска охватывает меня, ничто не радует, жизнь представляется бессмысленной? Я заметил, что чаще всего это бывает, когда в действительности или в искусстве сталкиваюсь с новыми для меня явлениями несправедливости, жестокости, бесчеловечности.

Как проводят время чуть не большинство моих ровесников? Гоняют до одури на мотоциклах, мешая отдыхать жителям, слоняются по улицам, ищут, где выпить, или развлекаются драками и безобразиями на дискотеках. Интересно, что у многих моих товарищей даже мысли не возникает помочь своим родителям. Мне не о чем порой даже поговорить с теми, с кем принадлежим к одному поколению. Но больше всего меня поражает жестокость парней и девчат. Ко всем: К родителям, которых совсем не жалеют; к учителям, которых доводят до болезни; к слабым, над которыми могут издеваться бесконечно; к животным.

Я много размышлял о том, откуда идет жестокость и почему она так часто торжествует. Конечно, здесь много причин: войны и революция этого века, сталинские лагеря, через которые прошло чуть не полстраны, повальное пьянство и безотцовщина, даже то, что школа ставит ни за что тройки, позволяя бездельничать. А в последние годы, когда выяснились факты злоупотребления властей, многие из нас совсем изверились.

Но в этом сочинении мне хотелось бы сказать о двух явлениях и временах нашего общества, которые рождают жестокость. Очень многие проходят через колонию, и почти все - через армию. О зоне и об армии два произведения современной литературы.

Роман Леонида Габышева "Одлян, или Воздух свободы" - повествование о подростке, позже юноше, Коле, по кличке сначала Камбала, потом Глаз, позднее Хитрый Глаз. Если кратко, это рассказ о мире, где господствует сплошное унижение и насилие. "Глазу становилось невмоготу. Тиски так сдавили кисть, что она перегнулась пополам: мизинец касался указательного пальца. Казалось, рука переломится, но гибкие косточки выдерживали.

Глаз, а ну улыбайся. И знай: медленно буду сжимать, пока кости не хрустнут или пока не сознаешься.

Ладно, Глаз, пока хватит. Вечером пойдем с тобой в кочегарку. Суну твою руку, правую руку, в топку и подождем, пока не сознаешься".

Страшнее всего, что по требованию заправил зоны (в данном случае Камани) Коля сам сует руку в тиски или подставляет голову под удар. Иначе будет еще хуже. Читаешь роман и понимаешь: человек попадает в колонию, и общество перестает его защищать. Лагерное начальство делает вид, что ничего не замечает. Нет, хуже, сознательно использует часть заключенных (так называемых рогов и воров), которым предоставляются льготы и послабления, чтобы те держали всех остальных в порядке". А уж порядок зеки-заправилы наводить умеют... Сцен, подтверждающих сказанное, в романе много. Вот одна. Коля первые дни в зоне. Майор, по прозвищу Рябчик, проверяет его дежурство. Он спрашивает парня:

Прописку сделали?

Коля молчал. Ребята заулыбались.

Сделали, товарищ майор,- отвечал цыган.

Кырочки получил?

Получил,- теперь ответил Коля.

Какую кличку дали?

Камбала,- ответил Миша.

То, чему улыбнулся майор с зеками, прописка и кырочки, заключались в жестоком избиении и унижении, но к этому люди, поставленные следить за исправлением заключенных, относятся как к должному.

Значительная часть романа состоит из подобных эпизодов. Что же, может быть, благодаря писателю, не только Хитрый Глаз, но и читатель постигает, что такое свобода.

В повести Сергея Каледина "Стройбат" показаны несколько дней из жизни военных строителей, которые выполняют "почетную обязанность советских граждан". Это сборная часть, своего рода свалка, куда собрали "скверну" из многих стройбатов. Поэтому нравы здесь не так уж отличаются от зоны, да и интересы те же. "Короче, ехали в ад, а попали в рай. Вот ворота, а справа, метров двести,- магазин. А в магазине - рассыпуха молдавская, семнадцать градусов, два двадцать литр. С десяти утра. Малинник!"

Закон здесь: у сильного всегда бессильный виноват! Сильные- это деды, слабые- салабоны. Казалось бы, разница небольшая: на год раньше пришел на службу. Но она как цвет кожи или язык. Деды могут не работать, пьянствовать, издеваться над первогодками. Те должны все терпеть. Мало того, будучи отделенными начальниками, деды распоряжаются, как рабовладельцы. "Сперва Женька решил Егорку с Максимкой Косте подарить, да потом одумался- всего-то пахарей у него- эти двое. Егорка, кроме основной работы, Женьку с Мишей Поповым обслуживает: койку заправить, пайку принести из столовой, постирать по мелочи, а Максимка- Колю, Эдика и Старого". Порядок здесь старшие тоже наводят быстро: "Егорку Женька обработал сразу, тот почти не рыпался. Пару раз ему кровь пустил слегка, а чучмеки почему-то крови своей боятся. А... с Максимкой повозился подольше...".

В повести не раз описывается, как солдаты пьют или колются. Центральная сцена- грандиозная драка между ротами. После всего жутким издевательствам воспринимается характеристика на Костю Карамычева. Последние восемь месяцев он работал грузчиком на хлебокомбинате и крал, что только мог. От пьянства "не просыхал". Когда же, "вконец оборзев", попался, командир роты Дощинин "предложил Косте на выбор: или он дело заводит, или Костя срочно чистит... все четыре отрядных сортира". Тот выбрал последнее, взяв, разумеется, помощников из молодых. При "дембеле" же этот командир дал Косте следующую характеристику: "За время службы... рядовой Карамычев К.М. проявил себя как инициативный, выполняющий все уставные требования воин... морально устойчив... Характеристика дана для предъявления в Московский университет". Что ж, готов интеллигент. Беспредел, как говорят зеки. Сейчас готовят военную реформу. Боюсь, однако, мои ровесники ею не успеют воспользоваться. Возможно, скоро и мне предстоит идти служить. Неужели придется два года жить с парнями, в которых отсутствуют человеческие чувства? Нет, физических лишений я не боюсь. Как говорится: "Служить бы рад, прислуживаться тошно".

Прочитаны оба произведения. Они не слишком художественны, есть погрешности против стиля и законов литературы. В них нет зато погрешностей против правды. Писателям веришь. И веришь еще в то, что если мы очень захотим, то жестокости станет меньше.

«Проблемы молодежи в современной русской литературе» (на материале произведения Т.В. Михеевой «Не предавай меня!»)

    Введение

Во взрослом мире принято считать, что детство должно быть счастливым. Однако в жизни приходится наблюдать эпизоды, которые очень далеки от благополучия и счастья. Всерьёз я задумалась над проблемой моих сверстников, когда прочитала молодежную повесть Т. Михеевой «Не предавай меня!». Конечно, в современном обществе эта тема, касающаяся проблем подростков, не новая. Сейчас она представляется мне особенно актуальной. Её поднимают в телепередачах, на радио, в газетных публикациях. Интерес писателей к "подростковой" теме обусловлен, прежде всего, открывающейся возможностью исследовать начальный, сложный и драматический процесс формирования человека, его мировоззрения, этических основ личности. Образ подростка в литературе показан в динамике: изменяется морально-этическое содержание, способ характеристики героя.

Объект – молодежная повесть Т. Михеевой «Не предавай меня!».

Предмет – проблемы героев произведения Т. Михеевой «Не предавай меня!» и подростков нашей группы.

Актуальность данной работы заключается в значимости подростковых проблем. Молодые люди зачастую склонны к неадекватной самооценке: к завышению её или занижению. И то и другое мешает нормальному формированию личности, развитию правильных жизненных представлений. Литература, правдиво изображающая жизнь юных со всеми сложностями, отвечает потребности подростков прочитать «про себя», взглянуть на себя со стороны.

Цель данной работы : выявить круг проблем подростков, отраженных в современной литературе (на примере произведения Т. Михеевой «Не предавай меня!») и в жизни.

Достижение указанной цели предполагает решение ряда конкретных задач: Задачи:

    изучить характеры героев повести, мотивы их поступков;

    выявить сложные ситуации в мире персонажей повести и причины их возникновения;

    провести анкетирование в группе 5ПНГ52 на выявление круга проблем подростков;

    проанализировать анкеты студентов группы;

    обобщить проблемы в жизни подростков и сделать выводы.

Гипотеза исследования : я предполагаю, что внешние и внутренние проблемы современных подростков, освещённые в произведении писательницы Т.В. Михеевой, правдиво отражают переживания взрослеющих детей, чем объясняется популярность повести «Не предавай меня!» среди читателей. Научная новизна работы обусловлена тем, что исследуемое явление ранее не было предметом специального изучения литературоведов, так как творчество Тамары Михеевой, современной писательницы, мало изучено, в критической литературе рассматривается обзорно. Практическая значимость работы определяется возможностью использования её результатов в изучении современной русской литературы. Материалы исследования могут иметь практическую ценность в преподавании литературы и применяться в качестве дидактического материала на уроках и внеклассных мероприятиях.

Методы исследования : анализ специальной литературы по теме работы, описательный метод, метод сравнения и сопоставления, анкетирование.

    Обзор проблем современных подростков с точки зрения психологии

Начнём обзор проблем современных подростков с точки зрения психологии с характеристики переходного возраста в целом. Данный период сложен и противоречив. Трудности и вопросы возникают и у взрослых, и у самих подростков. Легче было бы пережить это время, если бы родители вспомнили себя в этом возрасте, а также проблемы, которые им приходилось решать. «Важнейшей функцией родителей в подростковом возрасте является помощь ребёнку в решении сложных жизненных проблем, информирование, объяснение, содействие в формировании оценки самых разных сторон жизни».

Вполне очевидно, что теплые, доверительные отношения в семье - гарантия нормальной жизни, здоровой с психологической точки зрения. Разрыв между стремлениями подростка, выражающийся в осознании своих возможностей, и положением ребёнка-школьника, зависимого от воли взрослых, вызывает желание вырваться в самостоятельную жизнь, что находит, в частности, отражение в планах на будущее. В мечтах современных подростков по сравнению с мечтами молодых людей 50-60-ых годов 20 века «значительно уменьшилась доля романтики и увеличился прагматический аспект»(4,с.114). В последнее время учёных-психологов тревожит «существенное углубление кризиса самооценки детей подросткового возраста. Даже по сравнению с 70-ми годами 20 века появилось на 25-27% больше подростков, у которых превалирует негативная самооценка». У современных подростков чётко выражена «потребность в дружбе с человеком противоположного пола, выражающая, в сущности, потребность в любви. Соотношение дружбы и любви представляет для молодых людей проблему»(4,с.272). Тамара Михеева подтверждает данные тезисы: «В момент взросления дети часто испытывают боязнь одиночества. От мамы уже отошли, с друзьями боятся быть непонятыми, поэтому стараются быть как все, влиться в «табун». А личность внутри требует выхода. Отсюда конфликты. На людях подросток изо всех сил старается выглядеть «крутым» и «успешным». А наедине с собой осознаёт, что он вовсе не так «крут». Молодому человеку бывает и страшно, и одиноко, но кажется, что такие проблемы присущи только ему. В этот момент нужен человек, способный выслушать и понять. Мои герои – живые люди, с их страхами, проблемами и конфликтами. В них подростки видят себя. Кроме того, я помогаю читателям заглянуть в чужую душу. Поверить в то, что каждый из них личность – вот, пожалуй, то главное, что нужно современным подросткам».

    Анализ произведения Т. Михеевой «Не предавай меня!»

Повесть Тамары Михеевой «Не предавай меня!» только своим названием притягивает. А первая глава уже не оставляет никаких шансов бросить чтение. С первых строк автор заставляет открыть двери в мир истинных воспоминаний. Подростковый мир жесток, и к жестокости этого мира всегда добавляется несколько слов, жестов, взглядов взрослых. Порой небрежно брошенные, они существенно влияют на течение или даже исход целой интриги. А интриг в подростковом мире предостаточно! Школа – это чаще не «обитель знаний». Скорее, поле брани, поле битв, где всегда есть победители и проигравшие, сильные и слабые, везунчики и неудачники, «звезды» и «аутсайдеры». Математические задачи на этом поле решаются как бы «между прочим», во время небольших перерывов в ожесточенных боях за признание, а порой даже и за существование. Здесь «А»-шки против «Б»-эшек, класс на класс. А в классе, кроме лидеров и их подчиненных, всегда есть изгои. Никто не сможет объяснить, почему все происходит именно так. Так просто происходит. Потому что это – школа… Юлька Озаренок, ученица 8 «Б», по результатам теста оказывается в числе «аутсайдеров» класса. Больно осознавать, что ты аутсайдер – человек, которого не ценят, не уважают, который не нужен… Совершенно случайно восьмиклассница Юля услышала разговор классного руководителя и психолога: по результатам тестов Юля являлась аутсайдером в своём классе.

На поле битвы всегда есть место для ножа, направленного в спину. Так Юльку предает лучшая подруга Анюта, - имя кого-то другого, а не Юльки, она пишет в тесте. Это предательство? Анюта, не похожая ни на кого, умная, открытая, честная. Только она знала Юлину тайну. Однако, будучи натурой незаурядной и смелой, Юля не встает на путь конформизма со сверстниками, а продолжает отстаивать свою индивидуальность, пусть даже в неравной борьбе…

Предает ее и родной отец, у которого своя семья и двое детей. Предает ее и любимый, который позволяет одноклассникам издеваться над ней. Но чем вызваны эти предательства? Ошибкой? Правилами жизни? Страхом? Можно ли залечить раны и простить? Тамара Михеева описывает школу именно такой, какая она есть, без прикрас и заблуждений. Со всеми проблемами, которыми окружен подросток во время учебы. С теми проблемами, которые нам, взрослым, кажутся «незначительными»… Голая правда. Правда изнутри. Здесь и несовершенство психологических тестов, по результатам которых «просто, но эффективно» строится работа классного руководителя. Здесь и извечная метаморфоза – когда преподаватель из личности превращается в простую «корочку», не только по прозвищу, но и по своим поступкам. Когда ты красишь волосы и ярко одеваешься, будь ты хоть трижды хорошим человеком, нелюбовь большинства преподавателей тебе обеспечена. И в повести «Не предавай меня» так точно описано, чем чреват ярлык «не как все». Можно ли не попасть под влияние и не стать орудием чьих-либо интриг? Как научиться понимать тех, кто признан всеми «изгоем» за плохую успеваемость? И о какой успеваемости, в самом деле, может идти речь, когда умер отец, и ты вынужден подрабатывать после школы?! Как быть, когда самое сокровенное, самое личное – твой дневник, - читает весь класс? К счастью, на поле брани никто не отменял любовь. Это чувство, скорее всего, и оставляет о школе только хорошие воспоминания. А когда это чувство взаимно… Любовь в повести Тамары Михеевой раскрыта со всех сторон. Если одноклассник постоянно издевается и дразнится, то он просто пытается выразить свою симпатию. Если девочка старается как можно реже с тобой говорить, значит, она тайно влюблена. И чаще всего эту «тайну» знают все, кроме самого «объекта» любви. А как много тайн, своих и доверенных взрослыми, способно скрыть сердце подростка? И чем грозит ему такое «таинство»? Тамара Михеева не стремиться поучать. И этим повесть подкупает особенно. Для кого-то из героев любовь является трофеем, еще одной «галочкой» в списке побед. Но выиграет этот трофей тот, кто сделает его реальностью своего существования. Ведь любовь не терпит лжи и лицемерия. В любви важно, минуя все козни и преграды, верить, доверять и прощать…

Герои-подростки находятся на распутье: с одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой стороны – они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти.

Таким образом, в литературе XXI века проблема нравственного становления личности имеет несколько аспектов. Важнейший из них - обретение подростком самостоятельности, своего места в жизни. Подростковый возраст характеризуется специалистами как переходный, сложный, трудный, критический и имеет важнейшее значение в становлении личности человека: расширяется объем деятельности, качественно меняется характер, закладываются основы сознательного поведения, формируются нравственные представления.

Проанализировав художественное произведение Т.Михеевой, соотнеся его с психолого-педагогической литературой по подростковому возрасту, можно сделать следующие выводы:

    Идея победы добра над злом – главная идея произведений современной прозы о подростках, эта мысль утверждается через изображение противоречий, конфликтов, которые ранят людей, особенно юных.

    В основе сюжетов произведений современной прозы о подростках заложен психолого-педагогический подтекст.

    Произведение охватывают не только проблемы нравственного взросления, но и социальные проблемы современного общества.

    Жанровое своеобразие небогато, это: повесть, в которой четко очерчены композиционные части.

    Произведение несет в себе не только духовную функцию, но и служат практическим материалом для воспитания подростков.

    Герои – подростки живут реальной жизнью, их характеры соответствуют современному психолого-педагогическому понятию «подросток».

Обработка анкет, размышления над ними – это как будто вторая часть повести «Не предавай меня!». Герои книжные, мои друзья в жизни – они так похожи, и так похожи их проблемы. О них я не думала всерьёз, пока не прочитал книгу Михеевой. Она заставляет размышлять о себе и о жизни всех людей.

6. Список литературы

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: уч. пособие – 2-е издание, перераб. –Спб: изд-во Михайлова в.А., 1998. – 379с.

2. «Литературная газета» №37 от 17-23 сентября 2008 года.

3. Михеева Т. «Не предавай меня!» (романтическая повесть). – М., 2012. – 192 с.

4. Психология подростка. Полное руководство. Под ред. А.А.Реана – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 432 с.

5. Фельдштейн Д. И. «Психологические аспекты изучения современного подростка». Вопросы психологии, 1985, № 1. – с. 34-43

, Классное руководство

Современная литература о молодёжи и для молодёжи.

Современная литература вызывает определённый интерес у подростков. Как сделать уроки внеклассного чтения по данной теме интересными и нужными современным юношам и девушкам? Совместно с городской библиотекой и киноцентром мы проводим уроки внеклассного чтения по произведениям современной литературы, главными героями которых являются подростки 15 – 18 лет, что вызывает большой интерес у лицеистов и студентов нашего колледжа.

Библиотека предлагает список произведений по данной теме:

  1. Абрамов С. Стена. Повесть. М., 1990.
  2. Анисов М. Превратности судьбы. Роман. М, 1996.
  3. Астафьев В. Людочка. Рассказ. “Новый мир”, 1989, № 9
  4. Басова Л. Зойка и Пакетик. Повесть. М, 1988.
  5. Бочарова Т. Подруга. Повесть. “Мы” 2004, № 1
  6. Воронов Н. Побег в Индию. Роман. “Школьная роман – газета”, 2001, № 10.
  7. Габышев Л. Одлян, или воздух свободы. Повесть. “Новый мир”, 1989, № 6
  8. Железников В. Чучело – 2 или Игра мотыльков. Повесть. М., 2001.
  9. Золотуха В. Последний коммунист. “Новый мир”, 2000, № 1, 2
  10. Лиханов А. Никто. Роман. “Наш современник”, 2000, № 7, 8.
  11. Лиханов А. Сломанная кукла. Роман. “Наш современник”, 2002, “ 1, 2.
  12. Крапивин В. Бабушкин внук и его братья. “Школьная роман – газета”, 2001 № 4
  13. 13. Мелихов А. Чума. Роман. “Новый мир”, 2003, № 9, 10.
  14. 14. Приставкин А. Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения сердца. Повесть. “Юность”, 1989, № 11.
  15. Симонова Л. Круг. Повесть. М, 1990.
  16. Шефнер В. Счастливый неудачник. Человек с пятью “не” или Исповедь
  17. простодушного. Повести. “Школьная роман – газета”, 1998, № 8
  18. Щербакова Г. Мальчик и девочка. Роман. “Новый мир”, 2001, № 5
  19. Коротков Ю. Дикая любовь. Повесть. М, 1998
  20. Коротков Ю. Попса. Повесть. “Мы”, 2000, № 7
  21. Коротков Ю. “Девятая рота”. Повесть. “Мы”, 2002, № 7
  22. Крапивин В. Взрыв генерального штаба. Повесть. М, 1998
  23. Мурашова Е. Барабашка – это я. Повесть. М., 1998
  24. Полянская И. Между Бродвеем и Пятой авеню. Повести. М., 1998
  25. Соломко Н. Белая лошадь – горе не моё. Повести. М., 1998
  26. Трапезников А. Мне ли бояться!.. Повести. М., 1998
  27. Тучков В. Смерть приходит по Интернету. “Новый мир”, 1998, № 5
  28. Щербакова Г. Митина любовь. Повесть. “Новый мир”, 1997, № 3
  29. Щербакова Г. Love – стория. Повесть. “Новый мир”, 1995. № 11.

ОБРАЗ СОВРЕМЕННИКА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ.

  • Владимир Маканин. Роман “Андеграунд, или Герой нашего времени” (1998)
  • Людмила Петрушевская. Рассказ “Спасибо жизни” (2004)
  • Татьяна Устинова. Роман “Персональный ангел” (2004)
  • Юлия Латынина. Романы “Промзона”, “Охота на изюбря” (2004)
  • Юлий Дубов. Роман “Большая пайка” (2002)
  • Виктор Пелевин. Романы “Generation “П”” (1999) и “ДПП (нн) (2003)
  • Илья Стогоff. Роман “Мачо не плачут” (2001)
  • Ирина Денежкина. Роман “Дай мне!” (2002)
  • Сергей Болмат. Роман “Сами по себе” (2000)
  • Виктория Платова. Романы “В тихом омуте…”, “Эшафот забвения”, “Любовники в заснеженном саду” (1999-2002)
  • Эргали Гер. Роман “Дар слова, или Сказки по телефону” (1999)
  • Премия “Национальный бестселлер 2003”
  • Роман Гарроса и Евдокимова “[Голово]ломка” (2002)

    Оформляется стенд в кабинете литературы, где ребята самостоятельно готовят аннотации к прочитанным книгам. Например:

    Татьяна Бочарова. Повесть “Подруга”
    Журнал “Мы” 2004 № 1 стр. 9 – 55

    “Кто придумал, что жизнь начинается с первого вздоха и первого младенческого крика? Ерунда. Жизнь начинается, когда тебе исполняется пятнадцать. Когда позади беззаботное, безоблачное детство, в котором ты безоговорочно веришь в сказки и победу добра над злом, в котором ты убеждён, что некрасивых несчастных людей не бывает, а каждый прекрасен по-своему. Когда есть надёжные защитники от всех бед и напастей – самые близкие и дорогие существа, родители. И вдруг всё это кончается – тёплый, славный мир, где пахнет конфетами имолоком, где вечно гоняется нестрашный игрушечный волк за храбрым, неуловимым зайцем, где ты – центр вселенной, самый главный и самый любимый. И начинается жизнь: кругом всё чужое, холодное, равнодушное, до ужаса пугающее, отталкивающее”.

    Эта повесть о дружбе и первой любви, предательстве и верности, материнской любви и ревности.

    Сергей АБРАМОВ ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ПОВЕСТЬ МОСКВА
    "ДЕТСКАЯ
    " ЛИТЕРАТУРА” 1990 год

    Действие в повести разворачивается в Москве в конце 80 -х годов 20 века . Главные герои повести-жители большого дома. “Дом был огромный, кирпичный, многоэтажный, дом- бастион, дом- крепость. Жили в нём люди разночинные - кто побогаче жил, кто победнее; разные были заботы, разные хлопоты…”

    Символично название повести : Стены равнодушия , недоверия друг к другу , стены вранья , фальши , лицемерия . Стены непонимания .

    “ В описываемое время- май, будний день, десять утра – во двор вошел молодой человек лет эдак двадцати…”И начались в доме удивительные события… “Вкаждом из нас спит волшебник , крепко спит , мы о нём даже не подозреваем . Но если его разбудить …”

    Ведь стена, по мнению автора, – это символ. Символ нашей разобщённости, нашего нежелания понять друг друга, нашей проклятой привычки жить только собственными представлениями и неумением принять чужие. Кому это нужно, чтоб родные люди друг перед другом речи держали? Не вовремя домой явился - лекция. Не ту книгу взял - лекция. Не туда и не с тем пошёл - обвинительная речь. Не жизнь, а прения сторон. Будто не в отдельных квартирах мы живем, а в отдельных залах суда, нападаем- обвиняем, отступаем- защищаем, казним, милуем, произносим речи обвинительные и оправдательные, ищем улики, ловим на противоречиях. А надо- то всего: намёк, взгляд, брошенное вскользь слово, поступок , наконец…

    Прочитайте эту повесть ! Она станет вашим ДРУГОМ !

    Методистами библиотеки подросткам предлагаются вопросы для диспута:

    1. Любое время раскрывается не в герое этого времени, а в тех, кто времени так или иначе противостоит.
    2. Любое поучение, встречающееся в книге, отталкивает меня.
    3. Есть люди, которые не читают – не проводят время за чтением, просто не умеют этого делать. Мне стыдно на них смотреть. Не приятно, не противно, а именно стыдно. Нельзя же разглядывать, например, калеку, урода, квазимодо. Нечитающий – это всё равно что нищий, которому не можешь подать. Поэтому и стыдно.
    4. Существует мнение: “Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты”. Можно ли перефразировать и сказать: “Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты?” Ваше мнение.
    5. “Я не читаю книги, потому что там всё неправда. И если вы хотите узнать, чем живёт современная молодёжь, посмотрите лучше какое – нибудь реалити – шоу, там всё настоящее. А чтение книг – это бесполезное занятие”. Ваше мнение.
    6. Литература – это одна из основ человеческой цивилизации.
    7. Дайте не менее пяти кратких ответов на вопрос: “Для чего я читаю художественную литературу?”
    8. Из письма в редакцию одной из газет: “Каждый день слышу: книги – источник знаний, читай книги, люби чтение. Только и твердят. Не знаю, кому как, а я считаю, что все эти советы и рассуждения о роли книги сильно отдают нафталином. Ведь всё вокруг изменилось. Появились новые средства информации, которые способны значительно лучше, чем книга, давать пищу для размышлений, знания, передавать опыт других. Телевизор переносит нас в любую точку земного шара, позволяет видеть и слышать, что там делается, приносит массу переживаний. Книга перед этим бледнеет, да ещё и чтение требует раз в пять больше времени, чем просмотр телепередачи. Зрительный ряд, и звук, и цвет… всё это сильнее действует и лучше запоминается”. Разделяете ли вы точку зрения автора этого письма? Аргументируйте свою позицию.
    9. “Читая книгу, не нужно забывать, прежде всего, что главная-то суть дела, самая суть полезности книги – не в ней, а в вас самих, дорогой читатель”. Как вы понимаете эти слова Н. А. Рубакина? Аргументируйте свою точку зрения.
    10. Существуют ли в молодёжной среде такие понятия как “модное чтение” и “чтение для души”? Каких “модных” авторов вы знаете, и что бы вы почитали для души?
    11. “Когда мы читаем, в нас рождаются собственные мысли и ассоциации. Книга как бы “прорастает” в нас. При каждом чтении она будто рождается заново. За каждой книгой стоит автор, но именно мы, читатели, вдыхаем в неё жизнь. Поэтому чтение не идёт ни в какое сравнение с просмотром видео или сидирома. Чтение требует большей активности, сотворчества, самореализации, чем просмотр фильма, ведь в этом случае “машина” читает за нас”. Близка ли вам эта точка зрения?

    Городской Киноцентр “Спутник” предлагает подросткам просмотр художественных фильмов – экранизаций по произведения современной литературы. С особым интересом смотрят фильмы по произведениям Ю. Короткова “Кармен”, “Девятая рота”, “Попса”, Б. Акунина “Турецкий гамбит”, “Статский советник”.

    С большим интересом читают подростки произведения современной литературы о чеченской войне: Н. Иванов “Вход в плен бесплатный” журнал “Роман - газета”, 1998 № 4, “Спецназ, который не вернётся” журнал “Роман – газета” 1998 № 15, Александр Проханов “Чеченский блюз””. “Роман – газета”, 2001 год № 5.

    Таким образом, совместная работа преподавателя литературы, киноцентра и городской библиотеки создаёт условия для проведения интересных уроков по современной литературе.

    Такая работа вызывает у подростков живой интерес, желание читать произведения отечественной литературы.

    Молодежь в мире литературы:

    историческая ретроспектива

    Вл. А. Луков

    Проблема чтения. Современные исследования подчеркивают, что внимание к книге в молодежной среде заметно упало . При этом утрачивается интерес к классической литературе, все большее место занимает массовая беллетристика . Но как интерпретировать этот факт? Как нечто трагическое или вполне допустимое применительно к процессам, происходящим в культуре? Прежде всего, необходимо установить, имеет ли сам этот факт место. На фоне недавнего советского периода это представляется несомненным. Однако если расширить рамки сравнения, то картина меняется. 6000 лет назад, когда литература только возникла (а это, очевидно, самый молодой из традиционных видов искусства, если не включать в этот ряд виды, связанные с развитием техники, например, кино), чтение было доступно единицам. И даже спустя тысячелетия круг читателей был крайне немногочисленным. Так, в дореволюционной России лишь узкий слой общества был грамотным. Но и в развитой Англии закон о всеобщем начальном образовании появился лишь в 1870 г., т. е. лишь в конце XIX века художественная литература становится более или менее доступной массам. Это ведут к целому ряду социальных и культурных последствий. Из них обратим внимание на то, что, став доступной для разных слове общества, литература и сама изменила свой характер, на первый план вышла массовая беллетристика (сейчас самый издаваемый автор в мире вовсе не Лев Толстой, а Агата Кристи).

    В древности, например, в Египте, читали и писали жрецы и для жрецов, а народ жил фольклором. Массовая беллетристика — это и есть современный аналог фольклора. В литературе и в фольклоре действуют разные художественные законы, и поэтому нельзя современные детективы или любовные романы оценивать мерками классической литературы. То же относится и к современной читающей молодежи: сам факт чтения должен подвергаться разносторонней интерпретации, а круг чтения характеризоваться не эстетической значимостью, а еще и функциональностью читаемого. Если молодому человеку надо убить время в дороге, в очереди и т. д., то вряд ли для этого подойдет «Божественная комедия» Данте.

    Молодой герой в литературе. Но есть и вторая сторона в проблеме «Молодежь и книга»: не только молодежь читает (или не читает) книгу, но и сама книга уже много столетий «читает» молодежь. Молодой герой — один из ключевых типов персонажей в системе художественных образов мировой литературы, перспективный объект социологического исследования. Он встречается еще в мифологии и фольклоре — протолитературной (долитературной) и паралитературной (развивавшейся параллельно с литературой) сферах художественной деятельности, но, как правило, содержит информацию не о реальном положении молодого человека в обществе, а о прошедших эпохах. В отнесении героев к молодому поколению отражалась информация о более исторически близкой эпохе: младший (третий) сын в сказках разных народов, в том числе русского; рождение детей, смертельная опасность, которой они подвергаются, и их чудесное спасение как отражение обряда инициации (например, судьба Эдипа в греческом мифе, Кухулина в Уладском цикле ирландского эпоса) и т. д. В памятниках древней литературы сохраняется мифологическая установка: молодой человек в раннем возрасте проходит через препятствия, соответствующие инициации, что дает ему право на функциональную роль героя (например, Геракл в произведениях Гомера, Стесихора, Пиндара, Еврипида, Аполлодора, Диодора Сициллийского); выступает как соперник отца (мотив поединка отца и сына, не узнавших друг друга); представители молодого поколения ведут борьбу за власть и признание (Пандавы и Кауравы в «Махабхарате»; герои — внесценические персонажи трагедий «Семеро против Фив» Эсхила, «Антигона» Софокла, истории Каина и Авеля в Ветхом Завете); оказываются в отношениях любви-ненависти с близкими родственниками («Царь Эдип» Софокла и др.).

    Очень редко повествуется о первой любви («Дафнис и Хлоя» Лонга). Иногда возникает тема обучения и воспитания («Облака» Аристофана), но, как правило, молодые герои в этом случае выполняют подсобную функцию, основное внимание уделяется раскрытию философских проблем (как в диалогах Платона), мудрости, содержащейся в поучениях (номинальное присутствие адресата в древнеегипетских «Поучениях Птахотепа», учеников в «Луньюе» Конфуция). Редкостью можно считать аллегорию софиста Продика (V в. до н. э.) «Геракл на распутье», который изобразил Геракла юношей, сознательно отвергшим путь наслаждений во имя подвигов, или роман Апулея (II в.) «Метаморфозы», где молодой грек Луций, от имени которого ведется повествование, в фантасмагорическом облике осла проходит путь постижения истины и понимания жизни. В этих произведениях можно видеть первые попытки описания процесса социализации, древними авторами почти не затронутого. В евангелиях Нового Завета биография Иисуса Христа содержит огромные пропуски от бегства в Египет семьи с младенцем Иисусом до его крещения и от крещения до 33-летнего возраста, т. е. до финала жизненного пути, распятия и воскресения. По этой модели в средние века писались произведения агиографического жанра — жития святых. Процесс становления личности в этом случае не существен, изменения трактуются как результат божественного откровения, чуда.

    На рубеже античности и средневековья появляется «Исповедь» Августина Блаженного, где автобиографический материал может трактоваться как один из первых примеров отображения в литературе процесса социализации молодого человека. Однако ни в средние века, ни в эпохи Предвозрождения и Возрождения молодой человек как тип персонажа особой значимости еще не выступал. Ценится не молодость, а мудрая старость. Данте в «Новой жизни» (1292-93) не различает свою любовь к Беатриче в 9-летнем, 18-летнем и 27 летнем возрасте, в «Божественной комедии» (1307-21) свое движение от заблуждений к освобождению от них относит к «середине жизни», т. е. к 35-летнему возрасту. Боккаччо в «Декамероне» (1348-53), отдавая повествование рассказчикам — молодым людям (7 девушкам и 3 юношам), скорее воплощает в них и молодых героях новелл молодость наступающей эпохи, чем ставит задачей анализ проблем молодого поколения. Эти проблемы применительно к формированию гармонически развитой личности одним из первых детально рассматривает Ф. Рабле в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль». Социализация Гаргантюа охарактеризована в сочетании сатирико-юмористического гротеска и гуманистической утопии, в традициях народной смеховой культуры и ренессансного идеала.

    Завершение прежнего этапа и начало нового этапа в осмыслении молодости как объекта осмысления следует связывать с творчеством У. Шекспира. Прорыв в этом отношении происходит в трагедии «Ромео и Джульетта» . Традиционно считается, что гибель юных героев определена враждой семейств Монтекки и Капулетти или противостоянием молодого поколения старшему. В таком случае Шекспир не сказал бы ничего нового: описание конфликта поколений отцов и детей восходит к мифам (например, Зевс против Урана). Но следует учесть, что героев шекспировской трагедии, при всех драматических перипетиях их судьбы, от счастья отделяло лишь несколько секунд: когда Ромео отравился, Джульетта уже просыпалась от сна, имитировавшего смерть. Следовательно, трагедия заключалась в молодости героев, их специфической юношеской реакции на события, горячности, неумении и неспособности поступать рассудительно, по-взрослому. Шекспир с изумительной глубиной раскрывает психологию юности, импульсивность решений, категоричность взглядов. Он показывает, что молодые люди в своем поведении, образе мыслей и жизни принципиально отличаются от людей старшего поколения. Затронут вопрос о молодежных группах, конфликтах между ними. Финал трагедии — примирение родителей над телами детей — подчеркивает, что юные могут быть мудрее стариков и что молодое поколение может оказывать реальное влияние на ход истории.

    В просветительском романе XVIII века на первый план выходит проблема выживания («Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Путешествия Гулливера» Д. Свифта, романы Г. Филдинга, С. Ричардсона, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, философские повести Вольтера), которую в первую очередь должны решить молодой человек, девушка. Именно в ходе ее разрешения они взрослеют, постигают законы разумного мироустройства, приспосабливаются к жизни и приспосабливают жизнь к своему представлению о Разуме и просвещенном Разумом Чувстве. Вершиной этой линии литературы стала «Исповедь» Ж.-Ж. Руссо (1765-1770), где автобиография философа превращается в обобщенную историю молодого простолюдина, наделенного выдающимися талантами и пытающегося найти им применение в обществе . Процесс социализации юного гения описан Руссо с невиданной глубиной.

    Другой вершиной — противоположного рода — стал роман И. В. Гте «Страдания юного Вертера» (1774), описывающего путь молодого человека, с неразделенной любовью и непризнанными талантами, к самоубийству . Гете делает в романе важное открытие, имевшее существенные последствия для дальнейшего развития литературы, прежде всего для романтизма и реализма. Его герой Вертер предстает одновременно и как определенный социотип (юноша, который из-за низкого происхождения не может занять место, достойное его талантов), и как психотип (человек с маниакально-депрессивными расстройствами, свойственными и самому Гете, поэтому необычайно точно воспроизведенными). Второе оказывается важнее первого, поэтому реакция Вертера на внешние события неадекватна, неприятности превращаются в его сознании в катастрофы. Герой не может адаптироваться в своей жизненной среде, становится несносным. Если безумие шекспировских героев носит временный характер и порождено открытием ими истинного лица мира, безумие Дон Кихота — скорее литературный прием, то болезнь Вертера — нечто совершенно иное: литературе стал интересен больной герой, неврастеник, психопат, параноик. Не случайно после публикации романа по Европе прокатилась волна самоубийств, которая унесла не меньше жизней, чем настоящая война. «Болезнь ума» стала модной, ей отдали дань романтики. Реалисты обратились к исследованию не только социотипов, но и психотипов. Болезненность психики героев стала, по существу, обязательной в литературе декаданса. Больной герой и больной писатель характерны и для ХХ века вплоть до наших дней. Очевидно, это одно из следствий отхода от эстетики нормативности, в этом сказывается развитие принципов самовыражения и психологизма, разработка рецептивной эстетики, ориентирующейся на читательское восприятие: ведь социотипы устаревают, когда меняется историческая эпоха, в то время как психотипы интересны читателям всегда.

    В XIX веке образ молодого человека впервые стал центральным в западной и русской литературе. Романтики создают целую галерею молодых романтически настроенных персонажей, открывающих для себя мир или оказывающихся с этим миром в конфликте. Характерно решаются вопросы созданию образа молодого человека в романтическом типе «байронического героя».

    Романтики окружают своих молодых героев флером загадочности. Реалисты сбросили этот флер, раскрыли социальную природу формирования типических черт характера молодого человека. На смену романтической фрагментарной композиции, выделявшей в судьбе молодого человека только вершинные события, приходит выстроенная по причинно-следственным зависимостям история молодого человека в контексте его социальных связей («Евгений Онегин» А. С. Пушкина, социально-психологическое описание судьбы Жюльена Сореля в «Красном и черном» Стендаля, истории Растиньяка, Люсьена де Рюбампре, Рафаэля де Валантена, Евгении Гранде в «Человеческой комедии» О. Бальзака и т. д.). Эта линия продолжена писателями рубежа XIX-ХХ веков и последующего времени вплоть до наших дней.

    Проблема поколения в литературе. Новое явление в литературе ХХ века — социально-психологическое описание целого поколения. Таковыми предстали «потерянное поколение» молодых людей, прошедших через огонь первой мировой войны и не нашедшее себе места в мирной жизни (герои Э. Хемингуэя, Э. М. Ремарка, Р. Олдингтона), «поколение джаза» у Ф. С. Фицждеральда, битники и хиппи у Д. Керуака (симптомы встречаются раньше, в «Над пропастью во ржи» Д. Сэлинджера).

    Появилось представление о «культовых» писателях , их книгах и героях, как бы предписывающих молодым читателям образ жизни, стиль поведения (герои романов Ф. Саган, Б. Виана, А. Берджесса, Джеймс Бонд из романов Я. Флеминга).

    К важнейшим достижениям ХХ века следует отнести раскрытие путей формирования молодежного коллектива в «Педагогической поэме» и «Флагах на башнях» А. С. Макаренко и опасностей самопроизвольно формирующегося детского сообщества в романе-антиутопии У. Голдинга «Повелитель мух». Стереотипы представлений о молодом поколении широко представлены в получившей широчайшее развитие в ХХ веке массовой беллетристике. В ряде случаев можно говорить и о необычных социальных эффектах чтения массовой литературы, например, об «эффекте Гарри Поттера» (юного героя романов Джоан Роулинг, с 1997 г. захватившего воображение сотен миллионов детей всего мира).

    Тема молодежи и социология литературы. В настоящее время литературоведами собран огромный материал и проведено систематическое описание мирового литературного фонда, однако использование его в социологии (в частности, социологии молодежи) только начинается.

    Первое направление — рассмотрение литературных текстов как проведенного художественными средствами социологического исследования. Здесь нужно учесть, что литература имеет иные цели, чем социология, и ее материалы социологического плана на разных этапах развития литературного процесса представлены в разной степени полноты и обстоятельности. До XIX века, когда возникла социология как научная дисциплина, они имели неосознанный и фрагментарный характер. В период формирования социологического мышления ряд художников слова (Бальзак, Стендаль, Пушкин, Диккенс) опережал первых социологов и широтой, и глубиной исследования социальных процессов, литература способствовала становлению новой науки. На современном этапе социология нередко дает писателям модели для художественного творчества, обе сферы взаимно обогащаются.

    Второе направление — изучение литературных текстов как объект изучения социологии. Если учесть, что под объектом социологического исследования понимается носитель той или иной социальной проблемы, т. е. человек, общность людей, общество в целом, то тексты, персонажи становятся особым, виртуальным объектом исследования, и эта проблема требует специальной научной разработки. Однако она необходима и актуальна, так как литературные тексты — одна из немногих и наиболее информативная сохранившаяся часть несохранившегося объекта — людей прошлых поколений. Ключевую роль в создании новой методологии и методики социологического изучения литературы как виртуального объекта должен сыграть интенсивно развивающийся тезаурусный подход.

    Третье направление — социологическое изучение читательской аудитории, в котором тоже актуально применение тезаурусного подхода.

    В совокупности три названных направления сливаются в социологию литературы (как раздел социологии культуры), которая призвана обогатить и социологию молодежи.


    Анализ массовой беллетристики как части массовой культуры представлен в работах: Кузнецова Т. Ф. Формирование массовой литературы и ее социокультурная специфика // Массовая культура / К. З. Акопян, А. В. Захаров, С. Я. Кагарлицкая и др. М. : Альфа-М; ИНФРА-М, 2004; Жаринов Е. В. Историко-литературные корни массовой беллетристики: Монография. М. : ГИТР, 2004; Кузнецова Т. Ф., Луков Вл. А., Луков М. В. Массовая культура и массовая беллетристика в свете тезаурусного подхода // Тезаурусный анализ мировой культуры: Сб. науч. трудов. Вып. 5 / под общ. ред. Вл. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006. С. 38-62; Костина А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М., 2008; и др.

    Луков Владимир Андреевич



    Загрузка...
    Top