Изобразительное искусство и музыка древнего египта. Решаем проблему, открываем новые знания

Страница 5 из 17

СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА И МЕСОПОТАМИИ

Как египетские скульпторы дарили бессмертие?

По представлениям древних египтян, человек, пройдя земной путь, воскресает для вечной жизни в потустороннем мире - Дуате. В момент смерти его покидает жизненная сила Ба. Но если тело сохранить нетленным, Ба возвратится в него.
Поэтому египтяне бальзамировали тела умерших, превращали их в мумии и строили прочные гробницы с погребальными камерами, в которые было трудно попасть.
Если в гробницу проникнут грабители и уничтожат мумию, Ба лишится своего тела. Чтобы человек воскрес, даже если пропадет мумия, египтяне оставляли в гробнице его вечное подобие - статую из камня. Она была точным портретом умершего (иначе Ба может ошибиться и не узнать «свою» статую), да к тому же на статуе непременно писали его имя. И потому что человек обретал бессмертие благодаря скульптору, его называли санх, то есть творящий жизнь.

В скульптуре Древнего Египта царили строгие правила изображения людей. У сидящих статуй прямая спина и статичная поза. Руки лежат на коленях или одна прижата к груди. Взгляд широко открытых глаз устремлен вдаль. Таковы каменные скульптуры царевича Рахотепа и его жены Нофрет. Они раскрашены: у Рахотепа смугло-золотистое тело, белая повязка на бедрах, черные короткие волосы, у Нофрет - более светлая кожа, белое облегающее платье, красивая прическа из пышных волос, ее голову украшает узорчатая диадема, на шее - цветное ожерелье.
Знаменитую статую царского писца Каи археологи нашли в одной из гробниц. Когда первый луч солнца проник в ее вековой мрак, оттуда сверкнули два словно живых глаза. Ученые установили, что глаза из горного хрусталя, блестящего черного дерева и белоснежного алебастра вставляли статуе лишь во время обряда ее «оживления». Ведь египтяне считали глаза вместилищем души. Поэтому вставить статуе глаза - все равно, что вернуть ей душу.

В погребальную камеру рядом с саркофагом - большим футляром в форме человеческой фигуры - египтяне клали все, что потребуется умершему в загробной жизни: домашнюю утварь, мебель, одежду и… слуг. Но, конечно, не настоящих, а маленькие деревянные статуэтки. Прекрасная коллекция таких статуэток хранится в петербургском Эрмитаже. Здесь и ткачихи, сидящие у станка, и повара, жарящие гуся на вертеле, и грузчики, несущие мешок с зерном…
В гробницах находят также фигурки со скрещенными на груди руками, с корзиной или сосудом для воды за спиной. Они имеют явное портретное сходство с умершим. Их называли ушебти (ответчики). Возможно, эти «копии» умерших должны были выполнять на том свете самую тяжелую работу.

В чем загадка портрета Нефертити?

Самый известный древнеегипетский портрет - цветной бюст царицы Нефертити, жены фараона Эхнатона, правившего Египтом в XIV в. до н. э., обнаружил в 1912 г. немецкий археолог Боркхард во время раскопок в Ахетатоне. Этот город был построен по приказу Эхнатона как новая столица Египта. Фараон-реформатор вопреки воле жрецов ввел в Египте новый культ единого бога солнца Атона. После его смерти был восстановлен культ прежних богов, а прекрасный город стерт с лица земли.
Раскопки жилищ, дворцов, мастерских скульпторов в Ахетатоне принесли замечательные находки. Портрет Нефертити оказался в мастерской «начальника скульпторов» Тутмеса среди множества других работ, в том числе портретов Эхнатона и его дочерей.
Имя Нефертити означает «Прекрасная пришла». Современники, поражавшиеся совершенством Нефертити, называли ее «прекрасной ликом», «умиротворяющей солнце голосом сладким». Древний скульптор запечатлел Нефертити в расцвете красоты. Голову царицы на изящной шее венчает высокая голубая корона. Полуопущенные веки, слегка прикрывающие большие миндалевидные глаза, придают взгляду мягкость, легкую грусть.
У Нефертити вставлен только один глаз. Почему? Долгое время это оставалось загадкой. Сейчас считается, что второй глаз не потерялся, его никогда и не было. Как мы уже знаем, древние египтяне верили, что глаза наделяют статую жизнью.
Если бы оба глаза в статую вставили еще при жизни Нефертити, изваяние бы «ожило» и забрало часть души у царицы.

Нефертити, раскрашенный известняк, XIV в. до н. э. На гробнице Эхнатона ученые прочитали его послание к Нефертити:
«Я люблю сладкое дыхание твоего рта. Я каждый день восхищаюсь твоей красотой. Мое желание - слышать твой прекрасный голос, звучащий словно шелест северного ветра.
Молодость возвращается ко мне от любви к тебе. Дай мне твои руки, что держат твой дух, чтобы я мог принять его и жить им…»

Особое сословие в Древнем Египте, писцы - это весьма уважаемые люди, отличавшиеся образованностью, умением понимать сложнейшую письменность - иероглифы. Именно в их обязанности входило ведение учета всего, от возведения величественных монументов до сбора налогов. Познакомимся с тем, что представляли собой писцы.

Определение

Древний Египет - одно из самых интересных государств прошлых эпох, многие тайны которого не разгаданы по сей день. Однако ученым удалось узнать немало о том, что представляло собой общество страны пирамид. Писцы - это одно из сословий классовой структуры Египта, в их обязанности входило не только письмо и чтение уже написанных текстов, но и ведение всех видов учета. Во многом благодаря работе этих образованных мужчин (реже - женщин) до нас дошли папирусные свитки, позволяющие понять особенности жизни загадочной цивилизации.

Данная профессия пользовалась уважением, писцы не были обязаны оплачивать налоги, не служили в армии, считались частью двора самого фараона, что было весьма престижно.

Писец на востоке именовался также гарпедонаптом или иерограмматеем.

Род деятельности

Рассмотрим, чем занимались писцы:

  • Записывали указы царя.
  • Вели учет сбора налогов.
  • Проводили перепись населения.
  • Занимались переписыванием древних текстов.
  • Выполняли функции хранителей библиотек.
  • Были секретарями.
  • Занимались учетом урожая, животных, продовольствия, составляли подробные реестры.

Также к обязанностям писцов относилась запись историй, услышанных от чужеземцев. Часто именно к писцам обращались люди, которые писать не умели, чтобы составить прошение. Такие услуги оказывались за дополнительную плату.

Особенности должности

Мы узнали, что писцы - это весьма уважаемые люди, представители египетской знати. Выделим ряд особенностей этого рода занятий:

  • Звание не переходило по наследству. Чтобы стать писцом, необходимо было долго и хорошо учиться. Однако сыновья писцов имели больше шансов, поскольку с детства получали необходимое образование и готовились занять место рядом с отцом.
  • Женщины могли занять эту престижную должность, но до нас дошло мало сведений о писцах женского пола.
  • Боги - покровители писцов - это Тот, божество мудрости (часто изображался с головой ибиса или павиана) и Сешат - покровительница письма и письменности.
  • Должность настолько высоко ценилась в Древнем Египте, что у слова «писец» был собственный иероглиф: инструмент для письма, палетка.

Должность существовала со времен Древнего царства и во все времена играла ключевую роль в истории страны пирамид.

Описание писца

До наших дней дошел папирус, который дает представление о том, как выглядел и вел себя идеальный писец:

  • Он был хорошо одет.
  • Трудолюбив и ответственен, работа не утомляет его.
  • Может умело руководить действиями других.
  • Пользуется почетом и уважением.

Он не занимался изнурительной физической работой и мог позволить себе хорошо питаться. Некоторые очень грамотные представители сословия владели древними языками.

Изображение писцов в искусстве

Искусство древних египтян было построено на четком соблюдении канонов, поэтому нет ничего удивительного, что прослеживается четкая тенденция изображения писцов:

  • Скульптуры этих грамотных людей сидят.
  • Ноги их скрещены.
  • На коленях находится свиток папируса.

К числу наиболее известных творений мастеров страны пирамид следует отнести 53-сантиметровую статую писца Каи, выполненную из известняка и покрытую краской. Появление этой скульптуры датируется примерно 2500 годом до н. э. Сейчас она хранится в Лувре. Особенности статуи таковы:

  • Типичная для писца поза: сидя с поджатыми ногами.
  • Для инкрустации глаз использовался горный хрусталь и черное дерево.
  • Автор старался передать портретное сходство, при этом взгляд черных глаз писца получился острым и внимательным.
  • Губы статуи крепко сжаты.

Известен факт: при обнаружении скульптуры Каи рабочие испытали подлинный ужас, ведь из-за острого взгляда и царящей в гробнице полутьмы им показалось, что они увидели живого человека.

Специфика образования в Древнем Египте

Возможность получать знания в стране пирамид была доступна не всем, только дети вельмож и знати, приближенных фараона, имели возможность получать образование. Дети же ремесленников и крестьян с детства помогали своим родителям и, как правило, продолжали их судьбу. Однако различия полов еще не было: знатные мальчики и девочки имели равные права.

Ключевой целью обучения была подготовка к профессии, присущей членам семьи ученика. Так, ребенок из семьи воина чаще всего постигал основы военного дела. Так же и писцы - должность по наследству не передавалась, но дети этих мудрых и образованных людей с детства изучали иероглифическое письмо и математику.

В эпоху Древнего царства школы писцов еще не появились, знания передавались от отца к сыну. Если же родной ребенок был неспособен к обучению, писец мог выбрать себе ученика. Позднее были образованы специализированные заведения, где проводилась подготовка детей.

Где учились писцы

Обучение проводилось в Школах писцов, которые находились при царском или вельможном дворе или при храме. Как проходила подготовка?

  • Учеников заставляли несколько раз переписывать тексты, многие из которых расписывали прелести профессии писца.
  • Решать математические задачи.
  • Заниматься музыкой и географией, медициной и астрономией.

Возраст учеников, приступающих к получению знаний, составлял 5 лет.

Уроки проводились длительное время, ученики постигали азы с раннего утра до позднего вечера. Недобросовестные и ленивые подвергались суровым наказаниям. В одном из дошедших до нас текстов указывается, что нерадивого ученика могли наказать плетью из шкуры гиппопотама.

Специфика образования

Окончившие школу писцов обладали широким перечнем знаний, необходимым для их дальнейшей деятельности:

  • Знали не менее 700 иероглифов.
  • Умели не только красиво писать и читать, но оформлять деловые документы.
  • Знали светский стиль (он помогал работать с бумагами) и уставный (использовался в религиозных текстах).

Обучение велось последовательно: сначала ученики заучивали сами иероглифы и их значение, затем учились грамотно формулировать мысли. Наконец, постигали основы красноречия. Чтобы стать писцами, ученики с раннего детства были обязаны отказаться от многих развлечений и все свободное время посвящать обучению.

После окончания школы писцу необходимо было найти себе хорошее место. Сохранившийся текст советует этим молодым людям действовать так: не перечить своему начальнику, соглашаться с ним во всем. Только так можно добиться стабильности, высокого дохода и положения в обществе.

Как и чем они работали

До наших дней дошли некоторые сведения, позволяющие разобраться, в Египте и как они работали:

  • Писать им приходилось на листах папируса.
  • Работа велась при помощи тростниковой кисточки.
  • Была известна не только черная, но и красная, голубая и зеленая краски. Для их изготовления использовались уголь, охра и разведенные водой измельченные минералы.
  • Еще необходимые атрибуты писца - небольшая деревянная чашечка, в которую наливали воду, и дощечка с углублениями, в которых помещались краски.

Известно, что чаще всего писцы использовали черный цвет, красным выделялись только главные фразы.

Роль и значение

Писцы представляли собой образованное сословие Древнего Египта, именно благодаря их труду удавалось сохранять знания и передавать их следующему поколению. Для нас их работа особенно важна, поскольку именно папирусы дают исследователям ценный материал, позволяющий понять, как жили представители древнейшей цивилизации. Наконец, эти образованные служители фараонов записывали указы, занимались учетом, то есть играли важнейшую роль в развитии страны и управлении ею. Нередко они трудились в библиотеках, переписывали древнейшие документы, помогая сохранить их для потомков.

Итак, писцы - это особая категория жителей страны пирамид, которая пользовалась почетом и уважением. Стать одним из писцов мечтали многие, но получить образование и постичь науку иероглифического письма удавалось единицам. Древние египтяне ценили своих писцов, именно поэтому до нас дошли и имена многих из них, и подробное описание системы преподавания.

На вопрос Кого греки называли "натягивателями веревок" ? заданный автором Прососать лучший ответ это Натягивателями веревок греки называли Гарпедонаптов - землемеров -геометров. Они должны были восстанавливать границы участков после разлива. И это они успешно делали только с помощью веревки и колышков.
* В Греции геометрия стала математической наукой около 2500 лет назад, но зародилась геометрия в Египте, на плодородных землях Нила. Чтобы собирать налоги, царям требовалось измерять площади. Много знаний требовало и строительство. О серьезности геометрических знаний египтян говорит тот факт, что египетские пирамиды стоят уже 5 тысяч лет.

Статуя писца Каи была найдена во время раскопок некрополя Древнего Царства в Саккаре. Каи был крупным сановником, и в его мастаба была найдена также вторая статуя в традиционной позе, соответствующей его сану - сидящим на стуле. Очевидно, своё образование он считал не меньшим достижением, чем административные успехи.
Греки считали, что наука зародилась в Египте. Аристотель полагал, что у местных жрецов было достаточно свободного времени для этого, но здесь он, по-моему, путал причину со следствием. Геродот же связывал зарождение геометрии с необходимостью учета земельных наделов вдоль Нила.
Не очень веря в бескорыстное стремление к истине, я, вслед за ван дер Варденом, склонна согласиться с Геродотом в том, что первыми геометрами были землемеры. Это русский аналог греческого термина (гарпедонапт - натягивающий веревку) , который означал, однако, писцов. Возможно, греки были правы, и именно этот процесс послужил зарождению науки. Демокрит, похваляясь своими навыками, сравнивал себя именно с ними.

Статуя Каи в облике писца. Известняк. V династия.

На фото показан "Аркан", где изображён землемер с тростью в руке, а именно показана одна из 11 деревянных резных досок, которые были найдены в гробнице Хеси-Ра, кто считается архитектором Пирамид.
Трость в руке землемера равна длине от середины тела до линии бровей, что составляет два локтя При помощи трости строители вычислили стороны пирамид, причём в проекте пирамиды Хефрена был зафиксирован "священный египетский треугольник" с отношением сторон 3: 4: 5, который иначе называют "священный пифагорейский треугольник", а в проекте пирамиды Хеопса был зафиксирован "золотой треугольник" с отношением сторон, которое отвечает золотому сечению, при условии, что вычислен "Золотой Треугольник Пирамиды Хеопса" при помощи трости в соответствии с линиями бигептагональной геометрической сети.
То есть в проекте пирамиды Хефрена и в проекте пирамиды Хеопса использованы разные методы вычислений, и поэтому пирамиды имеют разное эзотерическое значение.


Изображение на могиле Джесеркере-сонб в Фивах Датируется 1567–1310 гг. до н. э. На верхней части изображена процедура установления границ земельных участков. Характерно, что математические знания египтян, носящие форму рецептов для решения практических задач, развиваются параллельно с требованием в искусстве пытаться дать возможно наиболее детальное воспроизведение изображаемого предмета.

Сразу же по выходе из отдела Древнего Востока можно начать осмотр памятников египетского искусства, которые экспонированы отдельно. Тогда надо пройти через нижний переход или крипту Сен-Жермен д"Оксеруа, названную так по имени находящейся напротив церкви. Неожиданно из темноты возникает статуя египетского бога Озириса, озаренная призрачным светом. Ее экспозицию надо признать исключительно удачной. Известно, что Озирису в Древнем Египте поклонялись и как богу подземного мира. Поэтому в мрачной крипте Лувра замаскированный свет создает иллюзию таинственного свечения. Невольно вспоминаешь древнюю легенду.

Однако, если захочется посмотреть египетские памятники в хронологической последовательности, нужно войти в отдел со стороны зала Афродиты Милосской. Поднявшись по небольшой лестнице, оказываешься перед гробницей знатного человека, так называемой "мастабой" (III тысячелетие до н. э.). Она состояла из подземной части, куда ставился саркофаг с мумией, и надземного сооружения. Древние египтяне верили, что после смерти человек продолжает вести жизнь, подобную земной. Гробница считалась его домом. Умершему приносили пищу, окружали его предметами обихода, а на стенах гробницы изображали сцены повседневного быта. И луврская мастаба покрыта росписями: здесь и рыбная ловля, и охота, и навигация и т. д. В специальных нишах гробниц ставились обычно статуи умерших. В трактовке образов ваятели следовали определенным канонам, освященным столетними традициями. Фигуры, окрашенные различными охрами, были развернуты в фас; ноги и руки располагались почти симметрично.

"Но жизнь была сильнее требований религии...- пишет известный советский исследователь египетского искусства М. Э. Матье.- Лучшие скульпторы, сумев частично преодолеть традиции, создали ряд замечательных произведений". К их числу относится статуя царского писца Каи (середина XXV века до н. э.). Поджав ноги, расправив плечи и положив на колени свиток, Каи сидит, готовый в любую минуту повиноваться приказаниям своего владыки. Он не стар, но мускулы груди и живота уже ослабли. Цепкие длинные пальцы привыкли держать тростниковое перо и папирус. Широкоскулое лицо слегка приподнято, тонкие губы поджаты, а чуть косящие глаза (они инкрустированы кусочками алебастра и горного хрусталя) почтительно устремлены на посетителя. Это уже не образ писца вообще, а реалистический портрет человека со своим характером, особенностями. Статуя Каи была найдена в 1850 году французским археологом Мариеттом.

Каи окружен в Лувре великолепными каменными скульптурами. Вот одна из них. Это супружеская пара. Женщина стоит около мужа и обнимает его за плечо. Сопротивляясь времени и тлену, супруги проносят свою любовь через тысячелетия. Такие группы исполнялись и в дереве. Во втором этаже Лувра, например, можно увидеть скульптуру из темного дерева. Муж идет впереди, а за ним, держась за руку, следует жена, фигурка которой значительно меньше по размерам. В том же зале экспонируется и знаменитая голова из коллекции Сальта, бывшего генеральным консулом в Египте. По остроте индивидуальной характеристики она не уступает писцу Каи. Перед нами образ человека сильного, слегка аскетического, с ввалившимися щеками, крупным носом и несколько удлиненной формой головы.

Все рассмотренные нами скульптуры относятся к эпохе Древнего царства (XXXII-XXIV века до н. э.), когда в долине Нила возникло мощное рабовладельческое государство. Наряду с Двуречьем Египет был наиболее передовой страной тогдашнего мира. К концу III тысячелетия, однако, Египет распался на отдельные области, что привело к кризису экономики и культуры. Новый подъем страны наблюдался затем дважды: в период Среднего царства (XXI-XVII века до н.э.) и Нового царства (XVI-XII века до н. э.).

Мастера Среднего царства вначале следовали образцам древности. Но повторение старых форм в новых условиях привело к их схематизации. Возрождение искусства началось не в столице, а в местных центрах. Коллекция произведений эпохи Среднего царства в Лувре уступает коллекции Древнего царства. Из скульптур этой поры особенно запоминается статуэтка девушки (XXI век до н. э.), несущей сосуд с жертвенными возлияниями и коробку с дарами. Статуэтка исполнена из дерева и раскрашена. Тонкая ткань облегает фигуру, на шее красуется ожерелье. Жизненность и простота сочетаются с поисками изящества.

Время Нового царства было периодом дальнейшего подъема египетской культуры. Сооружаются грандиозные храмы в Луксоре и Карнаке, создаются колоссы Мемнона и Рамзеса, появляются удивительные росписи фиванских гробниц. В городе Тель-Амарна развивается утонченное и изысканное искусство, оставившее потомкам пленительные портреты Нефертити. Лувр обладает первоклассными памятниками эпохи. Полон нежности, тонкой одухотворенности барельеф с изображением царя Сети I перед богиней Хатор. Как бы возвращает нас в эпоху Древнего царства величавая статуя визиря царицы Хатшепсут. Несколько сфинксов, поставленных друг за другом, дают представление о скульптурных аллеях, подводивших некогда ко дворцам. Но особенно интересна мелкая пластика Нового царства, выставленная во втором этаже: деревянная ложечка длиной в 30 сантиметров, прелестная головка из голубовато-синего стекла, не превышающая 8 сантиметров, голова из дерева, украшавшая некогда арфу. Во всех этих разных по назначению и материалу вещах поражают монументальность и лаконизм изобразительного языка. Тут уже действительно вспоминаешь слова русской пословицы "мал золотник, да дорог". Вытянутая шея, выступающий подбородок, крупные губы, прямой нос, миндалевидный разрез глаз, низкий покатый лоб, переходящий в черную, блестящую массу волос, ниспадающую до самой шеи и как бы возвращающую взгляд зрителя обратно, к отправной точке его "путешествия" по лицу человека,- такова небольшая (20 см) деревянная голова тельамарнской школы. Только основное, никаких деталей - и какая выразительность образа, аскетического, болезненного и в то же время устремленного вперед! Головка из синего стекла до сих пор хранит секреты древнего мастера - как он сумел сочетать голубоватый тон кожи с интенсивной окраской парика? Не от соединения ли двух тонов усиливается ощущение нежности детски округлого лица, переданного так же обобщенно, как в многометровой статуе? Удивительно умели египтяне быть величавыми даже в самом малом!

Статуя писца Каи из гробницы в Саккаре. Середина III тысячелетия до н. э. Лувр, Париж.

КЛАДБИЩЕ СВЯЩЕННЫХ БЫКОВ

В Древнем Египте мумифицировали и хоронили в гробницах не только людей, но и священных животных. Среди них одни были помельче - мангусты (которых египтяне называли «фараоновыми крысами»), кошки, павианы, ибисы; другие гораздо крупнее - кро­кодилы и быки. Особенно почитался бог плодородия в облике бы­ка Аписа. Его изображали на рельефах и саркофагах, между ро­гов у него помешали солнечный диск.

Стать Аписом мог бык, обладавший множеством известных жрецам примет: масти (всегда чёрной), особой формы рогов и др. Смерть священного быка и избрание нового всенародно отмечали торжественными церемониями. Быков мумифициро­вали, клали в саркофаги, которые помешали в Серапеум - пе­щерный комплекс в Саккаре, который с течением времени по­глотили пески.

Кладбище священных быков в Саккаре открыл в 1857 г. фран­цузский археолог-самоучка Огюст Фердинан Марие"т (1821 - 1881). Посетителя Саккары кладбище Аписов словно возвраща­ет в далёкое прошлое: тонут во мраке длинные коридоры, по сторонам которых метра на два ниже их уровня расположены квадратные ниши; в центре каждой - колоссальный, «нечело­веческий» по размерам массивный саркофаг из чёрного, серо­го или розового гранита. Крышки с иероглифами и изображе­ниями достигают веса в несколько десятков тонн. Путём тщательного изучения остатков надписей, датированных по го­дам правления фараонов, Мариет сумел восстановить историю Серапеума, включающего в себя шестьдесят пять гробниц, относящихся к XV-IV столетиям до н. э.



Загрузка...
Top