Какое литературное течение положило начало психологическому направлению. Сборник идеальных эссе по обществознанию

(Символ – от греч. Symbolon – условный знак)
  1. Центральное место отводится символу*
  2. Преобладает стремление к высшему идеалу
  3. Поэтический образ призван выражать суть какого-либо явления
  4. Характерно отражение мира в двух планах: реальном и мистическом
  5. Изысканность и музыкальность стиха
Основоположник Д. С. Мережковским, который в 1892 году выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (статья опубликована в 1893 г.) Символистов делят на старших ((В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб дебютировали в 1890-е) и младших (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др дебютировали в 1900-е г.)
  • Акмеизм

    (От греческого «акме» - острие, высшая точка). Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. (Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут.) Влияние на формирование оказала статья М. Кузмина «О прекрасной ясности», напечатанную в 1910 году. В программной статье 1913 г. «Наследие акмеизма и символизм» Н. Гумилев называл символизм «достойным отцом», но подчеркивал при этом, что новое поколение выработало «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь»
    1. Ориентация на классическую поэзию XIX века
    2. Принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности
    3. Предметность и чёткость образов, отточенность деталей
    4. В ритмике акмеисты использовали дольник (Дольник – нарушение традиционного
    5. регулярного чередования ударных и безударных слогов. Строки совпадают по количеству ударений, но ударные и безударные слоги свободно располагаются в строке.), что сближало стихотворение с живой разговорной речью
  • Футуризм

    Футуризм – от лат. futurum , будущее. Генетически литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными группировками художников 1910-х годов - прежде всего с группами «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». В 1909 г. в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал статью «Манифест футуризма». В 1912 г. манифест «Пощечина общественному вкусу» создали русский футуристы: В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников: «Пушкин непонятнее иероглифов». Распадаться футуризм стал уже в 1915-1916-е годы.
    1. Бунтарство, анархичность мировоззрения
    2. Отрицание культурных традиций
    3. Эксперименты в области ритма и рифмы, фигурное расположение строф и строчек
    4. Активное словотворчество
  • Имажинизм

    От лат. imagо - образ Литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного. Имажинизм возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин
  • Вариант 1

    А. Классицизм

    Б. Сентиментализм

    В. Романтизм

    Г. Реализм

    1. Отражение представления о гармонии, строгой упорядоченности мира, вера в разум человека.

    2. Содержится противопоставление реальной действительности и мечты.

    3. Выступает против отвлечённости и рассудочности произведений классицизма. В нём нашло отражение стремление изобразить человеческую психологию.

    4. Главный герой одинок и не понят окружающими, противостоит обществу.

    5. Действия и поступки героев определяются с точки зрения чувств, преувеличенная чувствительность героев.

    6. Сюжет и композиция подчиняются принятым правилам (правило трёх единств: места времени, действия).

    7. Изображение типичных героев в типичных обстоятельствах.

    8. Основные жанры - комедия, ода.

    9. Идеализация деревенского уклада жизни, герои - простые люди.

    10. Название направления в переводе означает «вещественный, действительный».

    11. Приходит на смену классицизму.

    12. Гражданская (просветительская) направленность произведений.

    13. М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

    14. Г.Р. Державин Ода «Фелица»

    15. Н.В. Гоголь «Мертвые души»

    16. В.А. Жуковский «Светлана»

    17. М.В. Ломоносов

    18. Н.М. Карамзин

    19. Д.И. Фонвизин

    20. Л.Н. Толстой

    Тест по теме «Литературные направления»

    Вариант 2

    Отвечая на вопросы теста, указывайте только букву, которая соответствует литературному направлению.

    А. Классицизм

    Б. Сентиментализм

    В. Романтизм

    Г. Реализм

    I. Какому литературному направлению соответствует характеристика?

    1. Действия и поступки героев определяются с точки зрения разума.

    2. Идеализация мира природы (особенный пейзаж).

    3. Исключительный герой действует в исключительных обстоятельствах.

    4. Основные жанры - элегия, баллада.

    5. Герой индивидуален и вместе с тем воплощает типичные черты.

    6. Название направления в переводе означает «Образцовый»

    7. Представители низших сословий наделяются богатым духовным миром.

    8. Приходит на смену романтизму и существует до настоящего времени.

    9. Необычность и экзотичность изображения событий, пейзажа, людей.

    10. Деление героев комедии на положительных и отрицательных.

    11. В произведении проявляется особый интерес к окружающей действительности, идеальный мир противопоставлен реальному.

    12. Герой оценивается по тому, как он умеет проявлять чувства, а не по тому, какую он пользу приносит государству.

    II. К какому литературному направлению относятся произведения?

    13. В.А. Жуковский Элегия «Море»

    14. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

    15. М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны»

    16. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

    III. К какому литературному направлению относится творчество писателя?

    17. Г.Р. Державин

    18. А.П. Чехов

    19. М.В. Ломоносов

    20. Н.М. Карамзин

    Вариант 1

    Вариант 2

    Критерии оценивания

    "5" - 18-20 баллов (90% правильных ответов)

    "4" - 14-17 баллов (70%-89% правильных ответов)

    "3" - 10-13 баллов (50%-69% правильных ответов)

    "2" - 0-9 баллов (менее 49% правильных ответов)

    Литературное течение - это то, что часто отождествляют со школой или литературной группировкой. Означает группу творческих личностей, для них характерно программно-эстетическое единство, а также идейно- художественная близость.

    Другими словами, это определенная разновидность (как бы подгруппа) Применительно, например, к русскому романтизму, говорится о «психологическом», «философском» и «гражданском» течениях. В русских литературных течениях ученные выделяют «социологическое» и «психологическое» направление.

    Классицизм

    Литературные течения 20 века

    Прежде всего, это ориентирование на классическую, архаическую и бытовую мифологию; модель циклического времени; мифологические бриколажи - произведения строятся как коллажах реминисценций и цитат из известных произведений.

    Литературное течение того времени имеет 10 составляющих:

    1. Неомифологизм.

    2. Аутистизм.

    3. Иллюзия / реальность.

    4. Приоритет стиля над сюжетом.

    5. Текст в тексте.

    6. Уничтожение фабулы.

    7. Прагматика, а не семантика.

    8. Синтаксис, а не лексика.

    9. Наблюдатель.

    10. Нарушение принципов связности текста.

    Произведения каждой эпохи имеют присущие только им сходства образно-тематического строя, повторения сюжетных ходов, единство художественного мышления и близость мировоззренческих взглядов. Отсюда и были сформированы основные литературные направления.

    Классицизм

    Название дано от слова "образцовый" в переводе с латинского. Как художественный стиль и литературное направление появился в Европе в семнадцатом веке и иссяк к началу девятнадцатого. Литературные направления не имели русла шире этого. Характерные особенности:

    1. Обращение к античности - в образах и формах - как эстетическому эталону.

    2. Строгие каноны, стройность, логика: незыблемость построения, как мироздание.

    3. Рационализм без индивидуальных признаков и черт, в поле зрения только вечное и незыблемое.

    4. Иерархия: жанры высокие и низкие (трагедия и комедия).

    5. Единство места, времени и действий, никаких побочных отвлекающих линий.

    Яркими представителями были Корнель, Лафонтен, Расин.

    Романтизм

    Литературные направления обычно вырастают одно из другого или новое приносит протестная волна. Второе характерно для появления в конце восемнадцатого века романтизма - одного из самых крупных течений в истории литературы. Зародился романтизм в Европе и Америке почти одновременно. Характерные особенности: протест против пошлости буржуазной жизни, за поэзию повседневности и против прозаичности, разочарование в плодах цивилизации.Космический пессимизм и мировая скорбь. Противостояние личности и общества, индивидуализм. Разделение реального и идеального миров, противопоставление. Романтический герой высокодуховен, вдохновен и озарён стремлением к идеалу. Появляется новое явление в литературе: местный колорит, расцветают сказки, легенды, поверья, воспевается стихия природы. Действие часто происходит в самых экзотических местах. Представители: Байрон, Китс, Шиллер, Дюма-отец, Гюго, Лермонтов, отчасти - Гоголь.

    Сентиментализм

    В переводе - "чувственный". Литературные направления состоят из более или менее заметных течений. Сентиментализм - суть течение в русле предромантизма. Существовал в Европе и Америке второй половины восемнадцатого века, к середине девятнадцатого закончился. Не разум, но чувство превозносил сентиментализм, не признавая никакого рационализма, даже и просветительского. Характерна естественность чувствования и демократизм. Впервые появляется интерес к внутреннему миру простых людей. В отличие от романтизма, сентиментализм отверг иррациональное, в нём нет противоречивости, импульсивности, порывистости, недоступных рационалистическому толкованию. Был силён в России и несколько отличался от западного: рациональное было всё-таки выражено достаточно чётко, нравоучительность и просветительские тенденции присутствовали, совершенствовался и обогащался русский язык за счёт использования просторечий. Любимые жанры: послание, эпистолярный роман, дневники - всё то, что помогает исповедальности. Представители: Руссо, молодой Гёте, Карамзин.

    Натурализм

    Литературные направления, существовавшие в Европе и Северной Америке на протяжении последней трети девятнадцатого века, включают в своё русло и натурализм. Характерные особенности: объективность, точное изображение деталей и реалий человеческого характера. Художественное и научное познание не разделялись в методах подхода. Художественный текст, как человеческий документ: осуществление акта познания. Действительность - хороший учитель и без морализирования, для писателя не может быть плохих сюжетов и тем. Отсюда в произведениях натуралистов довольно много чисто литературных недостатков вроде бессюжетности, безразличия к общественным интересам. Представители: Золя, Мопассан, Доде, Драйзер, Норрис, Лондон, из русских - Боборыкин, в отдельных произведениях - Куприн, Бунин, Вересаев.

    Реализм

    Вечен. Родился в конце девятнадцатого века, жив по сей день. В приоритетах: правда жизни как правда литературы. Образы соответствуют сути явлений, литература как средство познания и себя, и окружающего мира. Типизация характеров через внимание к деталям. Жизнеутверждающее начало, действительность в развитии новых явлений, отношений, психологических типов. Представители: Бальзак, Стендаль, Твен, Диккенс. Русские - практически все: Пушкин, Достоевский, Чехов, Толстой, Шукшин и так далее.

    Литературные направления и течения, не рассмотренные в статье, но имеющие великих представителей: символизм - Верлен, Рембо, Малларме, Рильке, Брюсов, Блок, Вяч. Иванов; акмеизм - Гумилёв, Городецкий, Мандельштам, Ахматова, Г. Иванов; футуризм - Маяковский, Хлебников, Бурлюк, Северянин, Шершеневич, Пастернак, Асеев; имажинизм - Есенин, Клюев.

    литературные направления и течения

    XVII -Х1Х ВЕКА

    Классицизм - направление в литературе XVII - начала XIX века, ориен­тирующееся на эстетические эталоны античного искусства. Основная идея - утверждение приоритета разума. В основе эстетики - принцип рационализма: произведение искусства должно быть разумно построено, логически выверено, должно запечатлевать непреходящие, сущностные свойства вещей. Для произведений классицизма характерны высокая граж­данская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил, отражение жизни в идеальных образах, тяготеющих к всеобще­му образцу (Г. Державин, И. Крылов, М. Ломоносов, В. Тредиаковский, Д. Фонвизин).

    Сентиментализм - литературное течение второй половины XVIII века, утвердившее в качестве доминанты человеческой личности чувство, а не разум. Герой сентиментализма - «человек чувствующий», его эмоциональ­ный мир разнообразен и подвижен, причем богатство внутреннего мира при­знается за каждым человеком, независимо от его сословной принадлежности (Я. М. Карамзин. «Письма русского путешественника», «Бедная Лиза») .

    Романтизм - литературное направление, сформировавшееся в начале XIX века. Основополагающим для романтизма стал принцип романтичес­кого двоемирия, предполагающий резкое противопоставление героя, его идеала - окружающему миру. Несовместимость идеала и реальности выразились в уходе романтиков от современных тем в мир истории, пре­даний и легенд, сна, мечты, фантазий, экзотических стран. Романтизм проявляет особый интерес к личности. Для романтического героя харак­терно гордое одиночество, разочарованность, трагическое мироощуще­ние и в то же время бунтарство и мятежность духа (А. С. Пушкин. «Кав­ казский пленник», «Цыганы »; М. Ю. Лермонтов. «Мцыри »; М. Горький. «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль»).

    Реализм - литературное направление, утвердившееся в русской литера­туре в начале XIX века и прошедшее через весь XX век. Реализм утвер­ждает приоритет познавательных возможностей литературы, ее способ­ность исследовать действительность. Важнейшим предметом художествен­ного исследования становится взаимосвязь между характером и обстоятельствами, формирование характеров под воздействием среды. Поведение человека, по мысли писателей-реалистов, зависит от внешних обстоятельств, что, однако, не отменяет его способности противопоставить им свою волю. Это и определило центральный конф­ликт - конфликт личности и обстоятельств. Писатели-реалисты изображают действительность в развитии, в дина­мике, представляя устойчивые, типичные явления в их неповторимо-инди­видуальном воплощении (А. С. Пушкин. «Евгений Оне­гин»; романы И. С. Тургенева, Л. Н. Тол­ стого, Ф. М. Достоевского, А. М. Горького, рассказы И. А. Бунина, А. И. Куприна; Н. А. Некрасови и др.).

    Критический Реализм - литературное направление, которое является дочерним предыдущему, просуществовало с начала XIX века до его конца. Несёт основные признаки реализма, но отличается более глубоким, критичным, иногда саркастичным авторским взглядом (Н. В. Гоголь «Мертвые души»; Салтыков-Щедрин)

    XX ВЕК

    Модернизм - литературное направление первой половины XX века, проти­вопоставившее себя реализму и объединившее в себе множество течений и школ с весьма разнообразной эстетической ориентацией. Вместо жест­кой связи характеров и обстоятельств модернизм утверждает самоцен­ность и самодостаточность человеческой личности, ее несводимость к утомительному ряду причин и следствий.

    Авангардизм - направление в литературе и искусстве XX века, объединяю­щее разнообразные течения, единые в своем эстетическом радикализме (сюрреализм, драма абсурда, «новый роман», в русской литературе - футуризм). Генетически связан с модернизмом, но абсолютизирует и дово­дит до крайности его стремление к художественному обновлению.

    Декадентство (декаданс) - определенное умонастроение, кризисный тип сознания, выражающийся в чувстве отчаяния, бессилия, душевной уста­лости с обязательными элементами самолюбования и эстетизации саморазрушения личности. В декадентских по настроению произведениях эстетизируются угасание, разрыв с традиционной моралью, воля к смерти. Декадентское мироощущение нашло отражение в творчестве писателей конца XIX - начала XX в. Ф. Сологуба, 3. Гиппиус, Л. Андреева, и др.

    Символизм - общеевропейское, а в русской литературе - первое и са­мое значительное модернистское течение. Корнями символизм связан с романтизмом, с идеей двоемирия. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Смысл творчества - подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Глав­ным средством передачи рационально не познаваемых тайных смыслов становится символ (знаков) («старшие символисты»: В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб; «младосимволисты»: А. Блок, А. Белый, В. Иванов, драмы Л. Андреева).

    Акмеизм - течение русского модернизма, возникшее как реакция на крайности символизма с его настойчивой тенденцией к восприятию ре­альности как искаженного подобия высших сущностей. Главное значение в творчестве акмеистов приобретает художественное освоение многообразно­го и яркого земного мира, передача внутреннего мира человека, утвержде­ние культуры как высшей ценности. Для акмеистической поэзии харак­терны стилистическое равновесие, живописная четкость образов, точно выверенная композиция, отточенность деталей (Н. Гумилев, С. Городец­ кий, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Зенкевич, В. Нарбут).

    Футуризм - авангардистское течение, возникшее почти одновременно в Италии и России. Основная черта - проповедь свержения прошлых тра­диций, сокрушения старой эстетики, стремление создать новое искусство, искусство будущего, способное преобразить мир. Главный технический принцип - принцип «сдвига», проявившийся в лексическом обновлении поэтического языка за счет введения в него вульгаризмов, технических терминов, неологизмов, в нарушении законов лексической сочетаемости слов, в смелых экспериментах в области синтаксиса и словообразования (В. Хлебников, В. Маяковский, И. Северянин и др.).

    Экспрессионизм - модернистское течение, сформировавшееся в 1910 - 1920-е годы в Германии. Экспрессионисты стремились не столько изобразить мир, сколько выразить свою мысль о неблагополучии мира и о подав­лении человеческой личности. Стилистика экспрессионизма определяется рационализмом конструкций, тяготением к абстрактности, острой эмоци­ональностью высказываний автора и персонажей, обильным исполь­зованием фантастики и гротеска. В русской литературе влияние экс­прессионизма проявилось в творчестве Л. Андреева, Е. Замятина, А. Пла тонова и др.

    Постмодернизм - сложный комплекс мировоззренческих установок и культурных реакций в эпоху идеологического и эстетического плюрализ­ма (конец XX века). Постмодернистское мышление принципиально анти-иерархично, противостоит идее мировоззренческой цельности, отвергает возможность овладения реальностью при помощи единого метода или языка описания. Писатели - постмодернисты считают литературу, прежде всего, фактом языка, а поэтому не скрывают, а подчеркивают «литературность» своих произведений, сочетают в одном тексте стилистику разных жанров и разных литературных эпох (А. Битов, Саша Соколов, Д. А. Пригов, В. Пе­ левин, Вен. Ерофеев и др.).



    Загрузка...
    Top