Клуб любителей советской истории и хранителей памяти великой отечественной. Россиянская псевдоэлита может мечтать о чём угодно, но всё ужасное для России только начинается Народ за историю отобрал сохранил

"Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами… Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание - не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком. Василий Шукшин Писатель, режиссёр, актёр (1929-1974) Это не Россия встаёт с колен. Это СССР вылезает из гроба. Что дала народу советская власть: 1.Право на восьмичасовой рабочий день. Впервые в мире в истории человечества. Право на ежегодный оплачиваемый отпуск. Впервые в истории человечества. Невозможность увольнения работника по инициативе администрации или хозяина без согласия профсоюзной и партийной организации. Право на работу, на возможность зарабатывать себе на жизнь своим трудом. Причем выпускники профессиональных учебных заведений имели право на обязательное трудоустройство по трудовому направлению с предоставлением жилья в виде общежития или квартиры. Право на бесплатное общее и профессиональное образование. Причем, как среднее профобразование, так и высшее. Впервые в мире. Право на бесплатное пользование детскими дошкольными учреждениями: детскими яслями, детсадами, пионерлагерями. Впервые в мире. Право на бесплатное медицинское обеспечение. Впервые в мире. Право на бесплатное санаторно-курортное лечение. Впервые в мире. Право на бесплатное жилье. Впервые е в мире Право на свободное высказывание своих взглядов по всем проблемам современной жизни страны. Впервые в мире. Право на защиту государства от произвола местных начальников и чиновников. Впервые в мире. Право на бесплатный проезд к месту работы или учебы по индивидуальному, оплачиваемому государством проездному документу. Впервые в мире. Кроме того, женщины имели право на целый ряд дополнительных своих льгот: 1.Право на трехлетний декретный отпуск с сохранением рабочего места. (56 дней - полностью оплачиваемый, 1, 5 года - пособие, 3 года - без прерывания стажа и запрет администрации на увольнение.). Право на бесплатную патронажную службу ребенку сроком до одного года. Право на бесплатную молочную кухню для новорожденных до трех лет. Право на бесплатное медицинское и санаторно-курортное лечение при любых детских заболеваниях. Ни в одной стране мира ничего подобного не было и не могло быть даже в помине. Кое какие социальные блага в зарубежных странах стали появляться лишь после Второй мировой войны в результате мощного рабочего движения, вызванного существованием на планете Советского государства, Государства рабочих и крестьян. Имея за спиной такие мощные Социальные завоевания, Советский человек искренне гордился своей страной, зная, что его страна обладает колоссальными достижениями в развитии своего народного хозяйства, а именно: Мы сами, без чьей-либо посторонней помощи восстановили разрушенное народное хозяйство страны после Первой мировой и Гражданской войны, и после Великой Отечественной войны. Такого народного Подвига история человечества не знала никогда. По всем экономическим показателям развития народного хозяйства страны мы со второй половины двадцатого века занимали прочное второе место в мире после США. И не надо забывать, что по просторам России в двадцатом веке прокатились три чудовищные войны, а на территории США войн вообще не было в течение последних полтораста лет. 3. По количеству зарегистрированный в год изобретений мы занимали тоже второе место после США. А этот показатель говорит о техническом уровне нашего промышленного производства. Этот уровень был сопоставим с Американским, с первой экономикой мира! Мы обладали лучшей в мире системой общего и специального профессионального образования, на которую только сейчас начинают переходить Америка. И наши школьники и студенты на всех интеллектуальных Олимпиадах мира всегда занимали призовые места, далеко опережая представителей остальные страны мира. Вспомните слова Американского президента Джона Кенеди, сказавшего с горечью в шестидесятых годах о том, что русские выиграли у Американцев соревнование за Космос за школьной партой и что нам, американцам, пора перенять именно русский опыт образования. Мы обладали лучшей в мире системой профилактического здравоохранения, на которую только сейчас начинают переходить Америка и Европа. Мы обладали лучшей в мире системой физической и спортивной подготовки населения страны, на которую уже перешел Китай и начинают переходить целый ряд цивилизованных стран мира Мы обладали одной из лучших в мире системой освоения космоса, с которой могла соперничать лишь Америка. Мы обладали лучшей в мире военной техникой, с которой могла соперничать лишь Америка. Можно еще добавить сюда несколько слов о том, что мы имели страну, с которой в мире считались и которая являлась Великой Державой с Великой историей, с Великой промышленностью, с Великой наукой, с Великой культурой, с Великим образованием и Великими идеями по построению нового общества на земле, справедливого для всех людей страны, а не только для богатых. И все иностранцы, бывающие у нас, отмечали у граждан СССР чувство глубокого патриотизма и чувство глубокого собственного достоинства у Советских граждан. Ведь Советская власть была нашей властью. А не властью тех, кто стоит надо нами по социальной лестнице и кто нас за людей не считает. Поэтому слова Маяковского «Читайте, завидуйте, я – гражданин Советского Союза!» мог с гордостью произнести любой гражданин страны независимо от своего местожительства и социального положения.

Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие совестливость, доброту. Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами.

Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание — не отдавай всего этого за понюх табаку.

Мы умели жить. Помни это. Будь человеком.


Был у нас такой замечательный актёр, режиссёр, но прежде всего писатель, Василий Макарович Шукшин. Василий Макарович родился, жил и творил в России в годы советской власти. Сам он был из сибирских крестьян, и хотя впоследствии получил неплохое образование, перебрался в город и стал известным человеком, всю свою (к сожалению, не очень долгую) жизнь смотрел на мир так же: взглядом простого русского труженика.

Шукшин рано потерял отца, его арестовали и расстреляли в годы коллективизации по ложному доносу доброго соседа. Что характерно, когда Василий подрос и вызнал, как всё произошло, родную страну не возненавидел, в лес бандитствовать не убежал и даже за границу не подался, чтобы оттуда вдумчиво разоблачать ужасы сталинизма. Хотя пристрелить доносчика порывался, не без того. В этом радикальная разница между русским крестьянином и интеллектуалом-русофобом. Для крестьянина как-то само собой очевидно, что в гибели близкого человека виновен другой, вполне конкретный человек - клеветник и подонок, а не родная страна в целом. У интеллектуала же всегда строго наоборот - во всём виновата наша страна, населяющий её народ и, разумеется, лично Сталин (в крайнем случае, за отсутствием Сталина - Путин).

Пламенным коммунистом, по воспоминаниям близких, Шукшин не был, а взгляды имел скорее некие самобытно-народнические. Чем был не удобен многим - и официальным идеологам, прочно заплутавшим к тому времени в дебрях марксистского учения, и проникнутой западничеством либеральной интеллигенции. Но в том и великая заслуга советской власти - свобода самовыражения полагалась не только идейно выдержанным или заслуженно-приближенным. Творить и получать заслуженное признание мог всякий востребованный и не лишённый таланта. Всерьёз осаживали только очевидно больных на голову и патологических ненавистников сложившегося строя. Хотя последние, дорвавшись сейчас до рупора, изо всех сил голосят обратное.

К слову, благодаря такому подходу наш народ впервые в своей истории получил богатое отражение мощнейшего пласта своей культуры не только в фольклоре, но и в литературе, кинематографе, живописи. Если приглядеться, классики нашей литературы девятнадцатого века поголовно принадлежали к малочисленному привилегированному просвещённому сословию, писали о себе и для себя, освещали сугубо свои проблемы. Взять, к примеру, многократно раскрытый вопрос "лишнего человека", видимо, очень наболевший для тогдашних столичных интеллектуалов. В отличие от крестьян, которых было подавляющее большинство, и которых по жизни заботило совсем другое - как, ведя хозяйство в нашем не самом благоприятном климате, прокормить не только себя, но и тех же столичных интеллектуалов с их тонкими метаниями и неслабыми запросами. Потому что когда ты изо дня в день на протяжении всей жизни занят тяжёлым и неблагодарным физическим трудом, проблемы сытых, образованных и необременённых обязанностями аристократов могут показаться, мягко говоря, надуманными. Для привилегированного же слоя простонародье представлялось этакой неотъемлемой частью живой природы и отношение к нему было соответствующим - кому, кроме специалистов, интересны проблемы коров, птиц или деревьев? Советская же власть дала слово совсем другим творцам, обратившимся к теме именно народной жизни с соответствующими героями и проблемами.

А ещё Шукшин искренне, без дураков и фиги в кармане, любил родную страну и глубоко понимал свой народ. Которому, собственно и посвящено всё его творчество. Точно не известно, был ли он верующим, но и к воинствующим атеистам не принадлежал, над верующими не глумился. И за права педерастов не болел. В общем, как очевидно из сказанного любому либеральному интеллектуалу, был типичным тупым совковым быдлом. За что и любим в народе. Поскольку и народ наш точно таков же, к глубочайшему недоумению и ужасу либерального интеллектуала.

Когда я дорос до понимания творчества Шукшина, он тут же стал одним из моих любимейших авторов. Тут ведь оно как получается. Впервые его рассказы читаешь на уроках литературы в общей школе, и интересу они не вызывают никакого. Ни тебе экшена, ни интриги, ни даже какой-то внятной морали в конце, будь она неладна. То ли дело научная фантастика или книжки о Шерлоке Холмсе! А тут вообще не понятно, что это такое, зачем написано, и почему эти люди так себя ведут. Собственно, в подростковом возрасте так же обстоит дело с любой классикой, просто потому, что у подростка нет и быть не может жизненного опыта, необходимого для понимания такой литературы.

А потом проходит лет десять-пятнадцать, волей случая ты открываешь книжку и видишь в шукшинских персонажах живых людей, окружающих тебя. А местами и самого себя узнаёшь - мысли, чувства, мотивации, поступки - всё один в один. Даже оторопь берёт - откуда такое понимание?! И начинаешь читать уже всё подряд, запоем, получая массу удовольствия, местами хихикая в голос, местами погружаясь в размышления и воспоминания о чём-то своём.

Правда, тут надо сразу оговориться: всё это так, если ты нормальный русский человек, то есть тупое совковое быдло, и живёшь среди таких же. Потому что если ты либеральный интеллектуал, вращающийся исключительно в тесном мирке себе подобных, эффект от прочтения и в сорок, и в шестьдесят лет будет ровно тот же, что и в тринадцать. Если так, лучше перечитай что-нибудь о тонких душевных метаниях великовозрастных подростков-интеллектуалов, разнообразных Онегиных, Печориных и Раскольниковых. Такое, возможно, тебе будет ближе.

На днях, перечитывая шукшинские рассказы, обнаружил такое. Цитата прекрасна всем - и точностью наблюдения, и краткостью, и манерой изложения:

Нет, жить, конечно, имеет смысл. Другое дело, что мы не всегда умеем. И особенно это касается деревенских долбаков - вот уж упрямый народишко! И возьми даже своих ученых людей - агрономов, учителей: нет зазнавитее человека, чем свой, деревенский же, но который выучился в городе и опять приехал сюда. Ведь она же идет, она же никого не видит! Какого бы она малого росточка ни была, а все норовит выше людей глядеть. Городские, те как-то умеют, собаки, и культуру свою показать, и никого не унизить. Он с тобой, наоборот, первый поздоровается.

Вот это талантище! В каких-то пяти строчках, можно сказать - походя (сам рассказ о другом), взять и мощнейшим образом раскрыть всю суть русского общества и противоречий, терзающих его веками - хоть при царях, хоть при советах, хоть при демократах. Ведь всё именно так и получается.

Есть простонародье, которого в стране подавляющее большинство: упрямое, консервативное, с характерными чертами менталитета, которые, к ужасу и омерзению либеральных интеллектуалов, делают нас решительно непохожими ни на европейцев, ни даже на азиатов. Зато прекрасно объясняют все перипетии нашей непростой истории. Шутка ли - менее, чем за век успели создать почти с ровного места мощнейшую державу, развалить её до основания и начали строить что-то заново, на другой лад. Большинство, категорически не способное к длительной планомерной работе, но могущее, когда совсем прижмёт, явить такую прыть и находчивость, от которых у прочего человечества волосы поседеют враз и на всех местах. Всё не как у людей (если за эталон этих самых людей считать неких сферических европейских бюргеров). Раз аграрная реформа - то с массовым голодом и массовыми же расстрелами, раз выявление врагов и шпионов - то тридцать седьмой год, раз подъём науки и промышленности - то за три пятилетки впереди планеты всей, раз воля и либерализм - то такой чудовищный разгул уголовщины и безнаказанности, что Чёрная Африка выбегает нервно покурить. Одним словом, "наши деревенские долбаки, не всегда умеющие жить правильно".

Есть так называемая интеллектуальная элита, живущая в каком-то своём, очень далёком от реальности, мире. Кто её таковой признал и назначил, решительно не понятно. Слушая, что они говорят, и читая, что пишут, возникает стойкое впечатление - это они сами собрались тесным кружком, как шайка заговорщиков, и провозгласили себя умом, честью, совестью и ещё чёрт знает чем нашего общества. Примерно, как один деятель захватил брошенную зенитную платформу у английского побережья и объявил её независимым королевством, а себя - правящим монархом. Что выделяет наших интеллектуалов из прочей народной массы - не совсем понятно. Но точно не повышенный интеллект, и не прочные моральные устои. Скорее всего, ощущение своей избранности, причастности к тому самому, почётному, на их взгляд, кругу заговорщиков. И, как следствие, чудовищно раздутое самомнение, социальная спесивость и лютая, иррациональная ненависть к простонародью. То ли потому что оно не такое, как они. То ли потому что, наоборот, точно такое же, а либерального интеллектуала, желающего если не быть, то хотя бы казаться цивилизованным европейцем, такое напоминание о своей истинной неизбывной сути жутко бесит. В общем, те самые, деревенские, пожившие в городе, вернувшиеся обратно и одержимые манией самоутверждения за счёт менее продвинутых земляков.

Ну а есть и интеллигенция в подлинном смысле слова. Настоящий авангард нашего общества - и в нравственном, и в интеллектуальном плане. Но такие не шумят, не скандалят, не самоутверждаются публично, живут и занимаются своими делами, а потому мало кому интересны. Многие ли знают что-то про графа Игнатьева, маршала Голованова, биолога Любищева, социолога Кара-Мурзу? А ведь стоило бы. Городские они, что тут скажешь. Умеют и культуру показать, и никого не унизить. И здороваются первые, от простого человека носу не воротят.

Вообще, надо сказать, творчество Шукшина исключительно богато подобными меткими наблюдениями. Причём разбросаны они случайно, мимоходом, к слову об очередном нехитром сюжете, чем особенно примечательны. В отличие от многих нынешних литераторов, ударившихся в сколь отважные, столь же малограмотные построения на тему истории, философии, социологии, Шукшин подобными амбициями явно не страдал.

Ну и напоследок. Сегодня Василию Макаровичу исполнилось бы 84. На мой взгляд, вполне себе достойный повод в очередной раз перечитать его книжки, пересмотреть "Печки-лавочки" и "Калину красную". Ну а тем, кто каким-то чудом пропустил названное - незамедлительно восполнить этот досадный пробел, прикоснуться к яркому самобытному явлению нашей, по-настоящему народной, культуры и просто получить массу удовольствия.

Не помню, кто из великих сказал: на надгробиях надо писать не то, кем человек был, а кем он мог быть. В. Шукшин

Василий Макарович Шукшин в представлении не нуждается. На его книгах и фильмах росло не одно поколение, а его слова и мысли в каждом эпизоде, в каждом абзаце точны и проникновенны. Талантливый режиссер, актер и писатель с русской душой и сердцем. Пожалуй, самый главный талант Шукшина — говорить о нашей жизни, играть роли, раскрывающие сущность наших людей. Раскрывать внутренний мир непостижимой русской души — было особенным даром Василия Макаровича.

Василий Макарович ушел из жизни слишком рано — в 45 лет. От сердечной недостаточности. 2 октября 1974 года Василий Макарович Шукшин скоропостижно скончался в период съёмок фильма «Они сражались за Родину» на теплоходе «Дунай».

Жизненный путь гениальных людей почти всегда недолог. Но память о человеке — она не мелом на асфальте пишется, или на школьной доске — ее стереть невозможно…

Замечательные слова посвящены Василию Шукшину академиком и профессором Корольковым А. А. В этих строках все сказано и добавить нечего:

«Василий Шукшин остановил гибельный процесс утраты национального лица России в культуре и стал протагонистом нового Возрождения русской духовности. Поверхностное отношение к творчеству Шукшина выделяло видимость - противостояние города и деревни, интеллигенции и народа. Шукшина чувствовали как родного все слои общества, его читали, смотрели в кино, с радостью узнавая открывшуюся собственную русскую душу. Устареть Шукшин не может, ибо даже при окончательном исчезновении живого биения русской культуры - не исчезнет интерес к духовному материку, именуемому Россией, а Шукшин - пульсирующая словом и чувством живая душа России. В нем Россия обрела во второй половине XX столетия свое самосознание и самочувствование.»

Цитаты, мысли, афоризмы Василия Шукшина

«Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами.

Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание - не отдавай всего этого за понюх табаку.

Мы умели жить. Помни это. Будь человеком.»

«Вот так живёшь - сорок пять лет уже - всё думаешь: ничего, когда-нибудь буду жить хорошо, легко. А время идёт… И так и подойдёшь к этой самой ямке, в которую надо ложиться, - а всю жизнь чего-то ждал. Спрашивается, чего надо было ждать, а не делать такие радости, какие можно делать? Вот же: есть деньги, лежат необыкновенные сапожки - возьми, сделай радость человеку! Может, и не будет такой возможности.»

Истинно великих людей определяет, кроме всего прочего, еще и то, что они терпят рядом с собой инакомыслящих. Гитлер и Сталин по этой статье не проходят туда.

Когда нам плохо, мы думаем: «А где-то кому-то – хорошо». Когда нам хорошо, мы редко думаем: «Где-то кому-то – плохо».

Не старость сама по себе уважается, а прожитая жизнь. Если она была.

Ты счастлив, когда ты смел и прав.

К тупому лицу очень идет ученая фраза: «Полное отсутствие информации».

А Русь все также будет жить: плясать и плакать под забором…

Критическое отношение к себе - вот что делает человека по-настоящему умным.

Человек, который дарит, хочет испытать радость. Нельзя ни в коем случае отнимать у него эту радость.

Мы не мыслители, у нас зарплата не та!

И прокурор твой, и все, кто всерьез занимается экономикой, прекрасно знают, что – воруют. Больше того, какой-то процент, кажется пятнадцать процентов, государственного бюджета отводится специально - под воровство.

«Не нам унывать!» – хрюкнула свинья, укладываясь в лужу.

Эпоха великого наступления мещан. И в первых рядах этой страшной армии – женщины. Это грустно, но так.

В трех случаях особенно отчетливо понимаю, что напрасно трачу время:
1. Когда стою в очереди.
2. Когда читаю чью-нибудь бездарную рукопись.
3. Когда сижу на собрании.

Я ищу героя нашего времени и, кажется, нащупал его; герой нашего времени – демагог.

Если же кто сказал слова добрые и правдивые и его не услышали – значит, он и не сказал их.

Почему же позор тем, кто подражает? Нет, слава тем, кому подражают, – они работали на будущее.

Каждый настоящий писатель, конечно же, психолог, но сам больной.

Да, стоим перед лицом опасности. Но только – в военном деле вооружаемся, в искусстве, в литературе - быстро разоружаемся.

Грамматические ошибки при красивом почерке – как вши в нейлоновой рубашке.

Самые наблюдательные люди – дети. Потом – художники.

Армию – не тронь, милицию не тронь, партаппарат не тронь, чиновников министерского ранга не тронь… Ну, а мужика я и сам не буду. В России – все хорошие!

Да, литературы нет. Это ведь даже произнести страшно, а мы – живем!

Ни ума, ни правды, ни силы настоящей, ни одной живой идеи!.. Да при помощи чего же они правят нами? Остается одно объяснение - при помощи нашей собственной глупости. Вот по ней-то надо бить и бить нашему искусству.

Не всегда, к сожалению, мы бываем настолько находчивы в ответах, чтобы потом не ныла душа: здесь не так сказал, там сморозил.

Нет, Бог, когда создавал женщину, что-то такое намудрил. Увлекся творец,увлекся. Как всякий художник, впрочем.

Всю жизнь свою рассматриваю как бой в три раунда: молодость, зрелость, старость. Два из этих раундов надо выиграть. Один я уже проиграл.

Нам бы про душу не забыть, нам бы чуть добрее быть, нам бы, с нашими скоростями, не забыть, что люди мы.

Не должно наступать никогда то время, когда надо махнуть рукой и сказать, что тут уже ничего не сделаешь. Сделать всегда можно.

Все гибнет: молодость, обаяние, страсти, все стареет и разрушается. Мысль не гибнет, и прекрасен человек, который несет ее через жизнь.

Все время живет желание превратить литературу в спортивные состязания: кто короче? Кто длинней? Кто проще? Кто сложней? Кто смелей? А литература есть правда. Откровение.

Нигде больше не видел такой ясной, простой, законченной целесообразности, как в жилище деда — крестьянина, таких естественных, правдивых, добрых, в сущности, отношений между людьми там.

Одно дело жить и бороться, когда есть куда вернуться, другое дело, когда отступать некуда.

И прокурор твой, и все, кто всерьез занимается экономикой, прекрасно знают, что — воруют.

Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил себе пожить расслабленно, развалившись.

Угнетай себя до гения.

Русского человека во многом выручает сознание этого вот — есть еще куда отступать, есть где отдышаться, собраться с духом.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Открыла сегодня книгу В. Шукшина и рассказ за рассказом с головой ушла в Русь. Ту, о которой он писал, ту, которой болел и жил.
" Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту...
Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами...
Уверуй. что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание - не отдавай всего этого за понюх табаку.
Мы умели жить. Помни это. Будь человеком."
В. Шукшин,
(Из последнего письма в издательство " Молодая гвардия")
21 августа 1974 год.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 19.11.2010. Перечитывая Василия Шукшина

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

24.07.2009

В середине ХХ века дух и голос русского народа со всей силой заявил о себе в творчестве писателя, актёра и режиссёра Василия Макаровича Шукшина. «Живут на земле русские люди - и вот выбирают одного. Он за всех будет говорить - он памятлив народной памятью, мудр народной мудростью». Эти его слова как нельзя лучше подходят и к нему самому.

Жизненный путь родившегося 80 лет назад Шукшина был типичным для очень многих советских людей. Крестьянский сын, он прошёл через голод и холод раскулаченной деревни, тяжёлый труд военных лет. Оказавшись сыном репрессированного, сумел выйти в люди. А благодаря таланту и учителям не просто пробился, но отстоял право быть самим собой.

Его судьба - мучительный поиск себя и своего места в жизни. И поиск этот оказался неразрывно связан с размышлениями об историческом пути всего русского народа. Советское воспитание не стёрло в нём осознания себя именно как русского человека, как национального писателя. Именно на этой стезе его вклад оказался наиболее значителен и наименее известен.

О Шукшине часто говорят как о писателе-«деревенщике». Действительно, он приехал в столицу, будучи, по собственным словам, «глубоко сельским человеком». Шукшин ещё застал тот нравственный уклад жизни русского крестьянства, в основе которого были труд, любовь к земле, чувство правды и справедливости. Закат русской деревни, отток из неё населения, часто сопровождавшийся ломкой ценностных ориентиров, отзывался в нём личной болью. Но не «деревня» в узком смысле волновала писателя.

Состояние души и судьба русского человека были главной струной его творческого нерва. Возражая против применения термина «деревенская проза» в отношении единомышленников (писателей В. Белова, В. Астафьева, Ф. Абрамова, В. Распутина), Шукшин подчёркивал, что «никакой чисто деревенской, замкнутой в себе проблемы нет, а есть проблема русского народа, то есть проблема общенародная, общегосударственная». «Нас похваливают за литературный талант, не догадываясь или скрывая, что в нашем лице русский народ обретает своих выразителей, обличителей тупого культурного оболванивания», - так отзывался он о смысле жизни писателей «почвеннического» направления и своей собственной.

Василий Шукшин прошёл непростой путь от сопереживания своим героям до осознания необходимости осмыслить и обобщить исторический путь нашего народа. «И в книгах своих, и в кино я говорил лишь о тех, кого знаю… Делился, как умел, своими воспоминаниями… Теперь надо выходить на дорогу более широких размышлений, требуется новая сила и смелость, требуется мужество открывать новую глубину и сложность жизни. Надеюсь и верую: она впереди, моя картина (а может быть и книга), где удастся глубже постичь суть мира, времени, в котором я живу». Он не успел реализовать этот замысел. Но творчество Шукшина раскрывает его представление об историческом пути России.

Этот путь Шукшин связывал с судьбой русского народа, а корни видел в хозяйственном и жизненном укладе коренной его части - крестьянства. Оценка советского периода была у него однозначна: уничтожив деревню как основу этого уклада, большевики уничтожили и основу русской государственности. Шукшин видел, что судьба народа определяется взаимодействием двух факторов: его духовного потенциала и внешних воздействий (в частности политики государства). В них он различал объективную и субъективную стороны. Процесс модернизации объективен, а значит, неизбежна трансформация характера крестьянского труда, размывание традиционных ценностей.

Однако в этом объективном процессе Шукшин различал мероприятия власти, неоправданные интересами народа, и с ними не мог смириться. Сюда он относил коллективизацию (так, как она была проведена), политику власти на селе в послевоенные десятилетия.

Глубоким смыслом наполнен финал последнего шукшинского фильма «Калина красная». Противостояние главного героя, Егора Прокудина, носителям воровской морали заканчивается его убийством - символ и аллегория судьбы русского крестьянства (и народа?) в ХХ в. «То обстоятельство, что убивают его мстительные нелюди, а не что-нибудь другое, может быть, мой авторский просчёт, ибо у смерти появляется и другой, поверхностный смысл, - комментировал Шукшин. - А что касается его бывших "дружков", то здесь мне не хотелось бы сглаживания углов…. Не случайно главарь говорит: "Он человеком и не был. Он был мужик. А их на Руси много". Видите, убивают не просто "перековавшегося вора", убивают убеждённого противника, врага, открыто противопоставившего их "принципам" мораль трудового человека».

В поисках глубинных причин процессов, происходящих в русском народе и крестьянстве, Шукшин обратился к истории. Точкой отсчёта для него стала вторая половина XVII в. Тогда был заложен тот духовный разлад между государством и народом, который стал чертой последующей русской истории. Вместо сословного представительства начинает утверждаться абсолютизм. Соборное уложение (1649 г.) окончательно установило крепостное право и сыск беглых. А реформы патриарха Никона породили вековой духовный и церковный раскол. На этой почве при Петре I возникла бюрократическая империя с её ориентированным на западные ценности правящим слоем.

В народной памяти это время было прочно связано с именем Степана Разина, предводителя крестьянской войны (1670-1671), ставшей ответом на эти перемены. «В "Степана Разина" меня ведёт та же тема, которая началась давно и сразу - российское крестьянство, его судьбы, - пояснял писатель. - Как только всерьёз захочешь понять процессы, происходящие в русском крестьянстве, так сразу появляется непреодолимое желание посмотреть на них оттуда, издалека».

Задумав роман и кинофильм о народном герое, Шукшин изучил литературу и документы, ездил по местам восстания. Смысл крестьянской войны Шукшин видел в стремлении народа восстановить попранную волю. А её вождь олицетворял для него «средоточие национальных особенностей русского народа, вместившихся в одну фигуру, в одну душу. Разин сделался помазанником народным, потому что первый рванулся к воле всеобщей, не сословной, а поголовной», - считал он.

Дума о Степане Разине появилась у Шукшина не случайно. Мощь советского государства строилась в том числе и за счёт усиленной эксплуатации русских областей, что, в частности, обернулось запустением исторического центра страны. В условиях расхождения интересов русского народа и советской государственности Шукшин и обратился к фигуре Разина как образу народа, поднявшегося против государственной воли, чуждой собственно народным чаяниям. Ему было важно напомнить, как заканчивались на Руси попытки подавить свободу: внешнюю (труда) и внутреннюю (духовной жизни).

Он делал всё возможное, чтобы добиться разрешения на постановку фильма. Однако параллель с современностью была столь очевидна, что реализации творческого замысла Шукшина всячески препятствовали. Роман о Степане Разине «Я пришёл дать вам волю» был издан лишь после его смерти, кинофильм так и не был снят.

Не была поставлена точка и в размышлениях писателя об историческом пути русского народа. Он не сомневался в его будущем. Но каким оно будет? «У России свой путь. Путь тяжкий, трагический, но не безысходный… Гордиться нам пока нечем», - с болью констатировал он. Социальные катаклизмы ХХ века показали, что народ зачастую был уже не в силах противостоять разрушительным воздействиям. Однако человек, изменивший своему духовному строю, обречён как личность на гибель. Поэтому так страдает от дикого душевного разлада ставший вором бывший крестьянин Егор Прокудин.

Изменить начала жизнеустройства нельзя, и народ не обязан доказывать своё право оставаться самим собой. Как будто оставляя нам, его потомкам и соотечественникам, своё духовное завещание, Василий Макарович Шукшин писал: «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами… Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания, - не отдавай всего этого за понюх табаку… Мы умели жить. Помни это. Будь человеком». Вряд ли стоит комментировать это послание какими-то дополнительными глубокомысленными рассуждениями.



Загрузка...
Top