Кому на руси жить хорошо читать онлайн - николай некрасов. Некрасов кому на руси жить хорошо Кому на руси жить хорошо сон

Николай Алексеевич Некрасов известен своими народным, необычными произведениями всему миру. Его посвящения простому народу, крестьянской жизни, периоду короткого детства и постоянным тяготам во взрослой жизни вызывают не только литературный, но и исторический интерес.

Такие произведения, как «Кому на Руси жить хорошо» - настоящий экскурс в 60-е годы XIX века. Поэма буквально погружает читателя в события послекрепостнического времени. Путешествие, в поисках счастливого человека в Российской империи, обнажает многочисленные проблемы общества, без прикрас рисует картину действительности и заставляет задуматься о будущем страны, отважившейся жить по-новому.

История создания некрасовской поэмы

Точная дата начала работы над поэмой неизвестна. Но исследователи некрасовского творчества обратили внимание на то, что уже в своей первой части он упоминает поляков, которых ссылали. Это дает возможность предполагать, что замысел поэмы возник у поэта примерно в 1860 -1863 годах, а к ее написанию Николай Алексеевич приступил примерно в 1863 году. Хотя наброски поэтом могли быть выполнены и раньше.

Не секрет, что Николай Некрасов очень долго собирал материал для своего нового стихотворного произведения. На рукописи после первой главы стоит дата - 1865 год. Но это дата означает, что в этом году была окончена работа над главой «Помещик».

Известно, что начиная с 1866 года первая часть работы Некрасова пыталась увидеть свет. В течение четырёх лет автор старался опубликовать своё произведение и постоянно попадал под недовольство и резкое осуждение цензуры. Несмотря на это работа над поэмой продолжалась.

Пришлось поэту печатать ее постепенно все в том же журнале «Современник». Так ее печатали в течение четырех лет, и все эти года цензура была недовольна. Сам поэт постоянно подвергался критике и гонениям. Поэтому он на время прекратил свою работу, а снова смог к ней приступить лишь только в 1870 году. В этот новый период подъема своего литературного творчества он создает еще три части к этой поэме, которые были написаны в разное время:

✪ «Последыш»-1872.
✪ «Крестьянка» -1873 год.
✪ «Пир на весь мир» - 1876 год.


Поэт хотел еще написать несколько глав, но он работал над своей поэмой в то время, когда начинал заболевать, поэтому болезнь помешала ему воплотить эти поэтические планы. Но все-таки понимая, что он скоро умрет, Николай Алексеевич попытался в последней своей части закончить её так, чтобы у всей поэмы была логическая завершенность.

Сюжет поэмы «Кому на Руси жить хорошо»


В одной из волостей на широкой дороге встречаются семь мужиков, которые живут в соседних деревнях. И задумываются они об одном вопросе: кому на их родной земле живется хорошо. И до того дошел их разговор, что вскоре он переходит в спор. Дело шло к вечеру, а решить этот спор они никак не могли. Да и вдруг мужики заметили, что прошли они уже большое расстояние, увлекшись разговором. Поэтому они решили не возвращаться домой, а заночевать на полянке. Но спор-то продолжался и дошел до драки.

От такого шума выпадает птенчик пеночки, которого Пахом спасает, а за это образцовая мать готова выполнить любое желание мужиков. Получив волшебную скатерть, мужики решают отправиться путешествовать, чтобы найти ответ на вопрос, который их так сильно интересует. Вскоре они встречают попа, который меняет мнение мужиков о том, что ему хорошо и счастливо живется. Попадают герои и на сельскую ярмарку.

Они пытаются найти счастливых людей среди пьяных, и вскоре выясняется, что мужику-то для счастья много-то и не надо: есть досыта, да от бед оградить себя. А чтобы узнать о счастье героям советую найти Ермилу Гирина, которого знаю все. И вот тут мужики узнают его историю, а потом появляется барин. Но и тот жалуется на свое житье.

В конце поэмы герои пытаются поискать счастливых людей среди женщин. Они знакомятся с одной крестьянкой Матреной. Они помогают Корчагиной в поле, а за это она рассказывает им свою историю, где говорит о том, что у женщины не может быть счастья. Женщины только страдают.

И вот крестьяне уже на берегу Волги. Тут они услышали историю и о князе, который никак не мог смириться с отменой крепостного права, а потом историю о двух грешниках. Интересна и история сына дьячка Гришки Добросклонова.

Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! В рабстве спасенное Сердце свободное - Золото, золото Сердце народное! Сила народная, Сила могучая - Совесть спокойная, Правда живучая!

Жанр и необычная композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо»


О том, какова композиция некрасовской поэмы, до сих пор ведутся споры между литераторами и критиками. Большинство исследователей литературного творчества Николая Некрасова пришли к тому, что материал должен быть расположен так: пролог и часть первая, затем следует поместить главу «Крестьянка», по содержанию следует глава «Последыш» и в заключение – «Пир – на весь мир».

Доказательствами такого расположения глав в сюжете поэмы стало то, что, например, в первой части и в последующей главе изображается мир, когда крестьяне еще не были свободны, то есть это тот мир, который был чуть раньше: старый и отживший. В следующей некрасовской части уже показано, как этот старый мир разрушается полностью и гибнет.

А вот уже в последней некрасовской главе поэт показывает все признаки того, что начинается новая жизнь. Тон повествования резко меняется и теперь он более светлый, ясный, радостный. Читатель ощущает, что поэт, как и его герои, верят в будущее. Особенно эта устремленность к ясному и светлому будущему чувствуются в те моменты, когда в поэме появляется главный герой - Гришка Добросклонов.

В это части поэт завершает поэму, поэтому именно здесь происходит развязка всего сюжетного действия. И здесь звучит ответ на вопрос, который был поставлен в самом начале произведения о том, кому же все-таки хорошо и свободно, беззаботно и весело живется на Руси. Выясняется, что самым беззаботным, счастливым и веселым человеком является Гришка, который заступник своего народа. В своих прекрасных и лирических песнях он предсказывал счастье своему народу.

Но если внимательно вчитаться в то, как наступает развязка в поэме в ее последней части, то можно обратить внимание на странности повествования. Читатель не видит, чтобы крестьяне вернулись в свои дома, они не перестают путешествовать, да и, вообще, с Гришей они даже не знакомятся. Поэтому здесь, возможно, планировалось продолжение.

Есть у поэтической композиции и свои особенности. Прежде всего, стоит обратить внимание на построение, которое основано на классическом эпосе. Поэма состоит из отдельных глав, в которых есть самостоятельный сюжет, но в поэме нет главного героя, так как она повествует о народе, словно это эпопея жизни всего народа. Связываются все части в одну благодаря тем мотивам, которые проходят через весь сюжет. Например, мотив дальней дороги, по которой идут крестьяне, чтобы найти счастливого человека.

В произведении легко просматривается сказочность композиции. В тексте есть много элементов, которые легко можно отнести к фольклору. Во время всего путешествия автор вставляет свои лирические отступления и элементы, которые совершенно не относятся к сюжету.

Анализ некрасовской поэмы «Кому на Руси жить хорошо»


Из истории России известно, что в 1861 году было отменено самое постыдное явление – крепостное право. Но такая реформа вызвала волнение в обществе, и вскоре возникли новые проблемы. Прежде всего, возник вопрос о том, что даже свободный крестьянин, бедный и нищий, не может быть счастливым. Эта проблема заинтересовала Николая Некрасова, и он решил написать поэму, в которой и будет рассмотрен вопрос о крестьянском счастье.

Несмотря на то что произведение написано простым языком, и имеет обращение к фольклору, но для восприятия читателю обычно оно кажется сложным, так как в нем затрагиваются самые серьезные философские проблемы и вопросы. На большую часть вопросов автор сам искал ответы всю свою жизнь. Наверное, поэтому так сложно давалось ему написание поэмы, и он ее создавал на протяжении четырнадцати лет. Но к сожалению, произведение так и не было окончено.

Поэтом было задумано написать свою поэму из восьми глав, но из-за болезни он смог написать только четыре и они совсем не следуют, как положено, одна за другой. Сейчас поэма представлена в том виде, в той последовательности, который предложил К.Чуковский, который долгое время тщательно изучал некрасовские архивы.

Николай Некрасов выбрал героями поэмы простых людей, поэтому и лексику тоже использовал просторечную. Долгое время велись споры о том, кого же все-таки можно отнести к главным героям поэмы. Так, были предположения, что это герои – мужики, которые идут по стране, пытаясь найти счастливого человека. Но другие исследователи все-таки считали, что это был Гришка Добросклонов. Этот вопрос и на сегодняшний день остается открытым. Но можно рассматривать эту поэму так, будто в ней главный герой – это весь простой народ.

Нет в сюжете точных и детальных описаний этих мужиков, непонятны и их характеры, автор их просто не раскрывает и не показывает. Но зато этих мужиков объединяет одна цель, ради которой они и путешествуют. Интересно и то, что эпизодические лица в некрасовской поэме рисуются автором более четко, точно, детально и ярко. Поэт поднимает много проблем, которые возникли у крестьянства после отмены крепостного права.

Николай Алексеевич показывает, что для каждого героя в его поэме есть свое понятие о счастье. Например, богатый человек видит счастье в том, чтобы было денежное благополучие. А мужик мечтает о том, чтобы в его жизни не было никакого горя и бед, которые обычно подстерегают крестьянина на каждом шагу. Есть и такие герои, которые счастливы оттого, что верят в счастье других. Язык некрасовской поэмы близок к народному, поэтому в нем огромное количество просторечий.

Несмотря на то что произведение осталось не законченным, в нём отражена вся действительность происходившего. Это настоящий литературный подарок всем любителям поэзии, истории и литературы.


В каком году - рассчитывай,
В какой земле - угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков…
Сошлися - и заспорили:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси?
Роман сказал: помещику,
Демьян сказал: чиновнику,
Лука сказал: попу.
Купчине толстопузому! -
Сказали братья Губины,
Иван и Митродор.
Старик Пахом потужился
И молвил, в землю глядючи:
Вельможному боярину,
Министру государеву.
А Пров сказал: царю...

Знакомые со школы строки поэта. И наверное, поэтому надежно замыленные. А если отвлечься от того, что это нудный Некрасов, которого приходилось зубрить? Кому на Руси жить хорошо? Хотя бы у нас, в Саратовской губернии…

Новые помещики

Помещиков у нас нет. С 1917 года. Нет? А чьи же это дворцы стоят в окрестностях наших городов? Один из московских риэлторских сайтов уже выделил для «новых помещиков» отдельную страницу, на которой перечисляются места «с красивыми ландшафтами, отсутствием беспокойных соседей и экологически неблагополучных объектов. Именно в таких местах не ограниченные в средствах люди начинают покупать земли под усадьбы. Иногда новые помещики приобретают бывшие «дворянские гнезда», осуществляя таким образом связь времен». Полгода назад была продана (причем ни продавец, ни покупатель неизвестны) усадьба Ивановское-Козловское, что на 61-м км Новорижского шоссе. За $10 млн покупателю досталось настоящее поместье в 11 га с памятником усадебной культуры XVIII-XIX веков на берегу Истринского водохранилища, в окружении смешанного леса, с трехэтажным современным особняком, вписанным в старинный архитектурный ансамбль.

В Саратовской области этот тип недвижимости еще не получил распространения. «Помещиком» называли бывшего губернатора Дмитрия Аяцкова - за его страсть к Столыпину и разведению на земле всякой экзотики вроде верблюдов. Но его дом в Столыпино, хотя и добротный, очень скромный по нынешним меркам и намного меньше, чем, например, замок бывшего депутата Саратовской городской думы Кофтина в Сосенках. Какая уж тут «усадьба» - так, крепкий хозяин, не больше. Дворцы других наших депутатов-бизнесменов тоже недотягивают до помещичьих усадеб. Как ни стараются хозяева, похожи они на дома новорусских скоробогачей или чиновников, и все тут. В наших селах распространен другой тип богачей - статистика и госорганы почему-то называют их «крестьянами» или «фермерами», хотя это самые настоящие кулаки-капиталисты с тысячами гектаров земли в собственности, десятками единиц техники и сотнями наемных батраков. Такие есть везде, от Новоузенска до Турков. Но до помещиков им еще дальше, чем Аяцкову или Кофтину. А настоящим помещикам в России - Лермонтовым или Толстым в Подмосковье - живется ох как непросто, не любят у нас в деревнях «белую кость», тем более «бывшую», изводят жалобами президенту и кляузами в суды.

Те же московские риэлторы сетуют: узок круг «новых помещиков», не хотят богатые покупать уединенные «родовые гнезда», откуда добираться до Москвы труднее, чем с зарубежного курорта. Вот если будет в России малая бизнес-авиация и частные вертолеты, тогда… Для Саратова, это, видимо, тоже верно.

Новые русские чиновники

А вот этих у нас полно, можно сказать, пруд пруди. И большинство особняков по Усть-Курдюмскому направлению принадлежит им. Хорошо живут чиновники?

По закону они публикуют декларации о доходах. Наш прежний губернатор Павел Ипатов был очень небедным человеком. У него вместе с женой за 2010 год задекларированы под 6 миллионов рублей официальных доходов, три земельных участка общей площадью 6054 кв. м, два садовых участка (3525 кв. м), два жилых дома (по 750 с небольшим кв. м каждый), садовый дом (почти 83 кв. м), две квартиры (297,2 и 63,4 кв. м) и три автомобиля - «мерседес», БМВ и «лексус». Новый губернатор Валерий Радаев в сравнении с ним голодранец. У него ничего нет, ни дома, ни квартиры, ни дачи, ни автомобиля. Правда, у жены есть - участок 10 соток, дом 286,5 кв. м и автомобиль «мерседес». Но общий доход супругов всего 2,8 с небольшим миллиона за год.

То же самое и с министрами. У Ипатова министры были богатые. Зампред и руководитель аппарата Павел Лысов показал даже недвижимость в Испании. Если составить «типовой портрет» имущества зампреда у Павла Ипатова, то это несколько земельных участков, дом, несколько квартир, несколько иномарок (хотя некоторые не имели автомобилей вообще).

У Валерия Радаева министры поскромнее. Они большей частью из бывших депутатов областной думы, так что декларации тоже имеются. Молодой вице-губернатор Денис Фадеев получил в прошлом году доход в размере 1,7 млн руб., его жена - 262,8 тыс. руб. Собственность на квартиру в 80,3 кв. м они делят втроем с несовершеннолетним ребенком. Вице-губернатор ездит на скромной Chevrolet Niva. Ну, понятно - в 30 лет откуда ему успеть? Зампред правительства области по социальной сфере Андрей Россошанский заработал 1,6 млн руб. Он владеет половиной земельного участка под индивидуальное строительство размером 24 сотки, садовым участком на восемь соток, половиной жилого дома (409,2 кв. м) и квартиры (161,37 кв. м), гаражом. Автомобиль у господина Россошанского - Volvo SX-90. У супруги, заработавшей 169,3 тыс. руб., в собственности две и одна шестая квартиры, а также автомобиль Hyundai Getz. Тоже скромненько по нынешним временам. До уровня ипатовских зампредов никак недотягивают. Интересно посмотреть, какое имущество у замов Радаева к концу его полномочий.

Статистика, конечно, специфическая вещь, но даже она констатирует: в Саратовской области среднемесячная заплата чиновника (19165 руб.) выше в 2,2 раза, чем у работника сельского хозяйства (8882 руб.) и в 1,5 раза выше, чем у труженика обрабатывающих производств. На годовой доход самого богатого министра могут прожить 650 саратовцев. Но ведь «не в деньгах счастье»... В 2011 году за коррупционные преступления осуждены: глава муниципального образования; 2 главы администраций муниципальных образований; 3 депутата местных органов самоуправления; 3 заместителя главы администраций муниципальных образований; заместитель министра по развитию спорта, физической культуры и туризма области.

Попы

Сейчас модно говорить о роскоши церковных иерархов, о «лексусомании» в РПЦ. Достаточно увидеть фотографии «дачи патриарха» в Краснодарском крае, чтобы понять: какая-то доля правды в этих разговорах есть. Но есть и другая сторона - огромное количество многодетных приходских священников, живущих на пороге бедности, ютящихся с множеством подрастающих детишек по чужим углам, тысячи разрушенных храмов по всей России, бедность приходов в отдаленных от Москвы регионах. В церкви - как в обществе: кому-то живется сытно и хорошо, кому-то - бедно и трудно.

Купчины толстопузые

В поэме Некрасова это все-таки собирательный образ, в современной России ему в наибольшей степени соответствует предпринимательское сословие. Естественно, многие богатые саратовские бизнесмены, не связанные с политикой, не стремятся выставлять на всеобщее обозрение свои декларации о доходах. Но некоторым - имеющим статус депутатов - это делать приходится. В принципе, картина получается неплохая. Известный балаковский депутат и предприниматель Михаила Кискин задекларировал 1,9 млн руб. дохода за прошлый год. Депутат является владельцем 11 земельных участков (от 4312 до 406 кв. м), дома (732,1 кв. м), трех квартир (69,7, 44,4 и 45,8 кв. м), четырех автомобилей (фургонов «газель» и ИЖ, «шевроле вива» и КамАЗа), двух автостоянок (267 и 9 417 кв. м), 4 нежилых зданий (244,3, 39,1, 130 и 78 кв. м), котельной (10 кв. м), 2 нежилых помещений (118,7 и 140,8 кв. м), нежилого и жилого здания кафе (10 и 364,2 кв. м).

Депутат и бизнесмен Сергей Курихин указал доход 47,9 млн руб. В собственности - 7 земельных участков (от 2, 6 тыс. до 58,6 тыс. кв. м), 12 нежилых помещений (от 31,5 до 8241,4 кв. м), из которых 4 - по 1/2 доли, 3 автомобиля («мерседес бенц С 500», кабриолет «мерседес бенц», ВАЗ-2109). В пользовании - участок (993 кв. м) и квартира (37 кв. м). Строитель Леонид Писной указал доход 16,1 млн руб. Владеет на правах собственника шестью нежилыми помещениями (от 10,8 до 166,2 кв. м), садовым участком (600 кв. м), квартирой (122 кв. м), домовладением без прав регистрации проживания (104 кв. м), баней с гаражом (30 кв. м), гаражом (30 кв. м). Депутат указал в декларации 31 автомобиль - от «виллиса» до бронетранспортера «ганомаг». В пользовании - квартира 147,5 кв. м. Зинаида Самсонова заработала в 2011 г. 6,9 млн руб. Депутат задекларировала 2 земельных участка (2298 и 2953 кв. м), часть жилого дома (348 кв. м), квартиру (113,4 кв. м) и гараж-стоянку (16,1 кв. м). Все - на правах собственности. Доход Владимира Соловьёва составил 1,9 млн руб. В собственности имеет 2 земельных участка (1,5 тыс. (1/2 доли) и 1211 кв. м), 2 дома (181,3 (1/2 доли) и 207,3 кв. м), две квартиры (81,2 и 101, 4 кв. м), а также «маломерное транспортное средство Р28-38СЗ». Виктор Тюхтин указал доход 10,1 млн руб. В собственности у депутата 2 автомобиля («тойота ланд крузер 100» и «рэндж ровер»), в пользовании дом (85 кв. м).

Вельможные бояре, министры государевы

Выходцы из Саратова добиваются и этих выдающихся постов. Но с декларациями о доходах у них по-разному. Если первый заместитель главы администрации Президента РФ Вячеслав Володин регулярно отчитывается о своих доходах, то бывший первый вице-спикер Государственной думы Любовь Слиска, вероятно, всячески этого избегает. В СМИ неоднократно писали о странном отсутствии на сайте Госдумы ее декларации о доходах и имуществе за 2010 год, зато ранее при ограблении ее квартиры в Москве воры унесли ценностей не на один десяток тыс. долларов: в большей части эксклюзивные изделия лучших ювелирных домов мира - Шопар, Тиффани, Лувр, Франк Мюллер. А в Черногории ушлые журналисты (еще до того, как дама вышла из «ЕР») разыскали квартиру в 76 кв. м, имена двух собственников которой полностью совпадают с именами Любови Слиски и ее брата Сергея.

Царю?

На фоне саратовских «купчин толстопузых» руководитель России в имущественном отношении выглядит скромно. По декларации о доходах Владимира Путина за 2010 год он заработал всего 5,04 млн руб., его супруга Людмила - 146тыс.руб. Главе государства принадлежат на праве собственности земельный участок под индивидуальное жилищное строительство в размере 1500 кв. м и квартира 77 кв. м. Также в бессрочном пользовании Владимира Путина находится квартира площадью 153,7 кв. м; в перечне объектов недвижимости в декларации премьера указаны два гаража - 12 и 18 кв. м. В общем, он куда беднее, чем многие наши депутаты областной думы.

Некрасовские мужики так и не договорились, кому же на Руси жить хорошо. Вряд ли и сейчас мы сможем это сделать. Но та же статистика бесстрастно свидетельствует: разрыв между доходами 10% самых бедных и 10% самых богатых жителей страны в несколько раз превышает нормальные и безопасные для государства уровни - 5-7, характерные для развитых государств Западной Европы. В РФ он, по разным оценкам, колеблется от 15 до 25, хотя все, что выше 10, считается социально опасным.

(351 слово) 140 лет назад написана поэма-эпопея Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?», описывающая тяжелую народную жизнь. А если бы поэт был нашим современником, как бы он ответил на вопрос, поставленный в заглавии? В оригинальной поэме мужики собирались искать счастливого среди помещиков, чиновников, попов, купцов, вельможных бояр, министров государевых и, в конце концов, намеревались дойти до царя. В ходе поисков план героев изменился: они узнали истории многих крестьян, горожан, даже разбойников. И счастливым среди них оказался семинарист Гриша Добросклонов. Свое счастье он видел не в покое и довольстве, а в заступничестве за любимую им Родину, за народ. Неизвестно, как повернется его жизнь, но она прожита не зря.

Спустя почти полтора века кто же счастлив? Если следовать первоначальному плану героев, то получится, что почти все эти пути также остаются тернистыми. Фермером быть крайне невыгодно, ведь вырастить сельскохозяйственную продукцию выходит дороже, чем продать ее. Бизнесмены постоянно маневрируют в изменяющейся ситуации на рынке, рискуя прогореть каждый день. Чиновничья работа осталась унылой, вольготная она лишь в сферах, близких к правительству. Президентская же служба сложна, ответственна, ведь от нее зависят жизни миллионов. Священники получили довольно комфортные условия, в отличие от XIX века, однако уважения стало еще меньше.

Что же народ? Горожане, в основном, живут от зарплаты до зарплаты, пребывая в постоянном цейтноте. Отсиживают свой рабочий день, идут домой, садятся за телевизор, потом ложатся спать. И так каждый день, всю жизнь. Существование не столь бедное (по крайней мере, в сравнении с XIX веком), но становится все более стандартизированным. Деревенские жители живут более безрадостно, ведь деревни загибаются: нет дорог, больниц, школ. Там живут одни старики, другим нечего делать – или бежать, или пить.

Если критерием счастья брать материальные блага, то в наше время жить хорошо депутатам. Их дела – получать зарплату в 40 прожиточных минимумов и периодически приходить на заседания. Но если критерий счастья нематериальный, то счастливее всех на сегодня человек, свободный от рутины и суеты. Нельзя полностью избавиться от этого, однако можно построить свой внутренний мир таким образом, что «тина мелочей» не будет затягивать: достигать каких-то целей, любить, общаться, интересоваться. Для этого не нужно быть кем-то конкретным. Для того чтобы жить хорошо, нужно уметь иногда оглянуться вокруг и подумать о чем-то невещественном.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

© Лебедев Ю. В., вступительная статья, комментарии, 1999

© Годин И. М., наследники, иллюстрации, 1960

© Оформление серии. Издательство «Детская литература», 2003

* * *

Ю. Лебедев
Русская одиссея

В «Дневнике писателя» за 1877 год Ф. М. Достоевский подметил характерную особенность, появившуюся в русском народе пореформенного времени, – «это множество, чрезвычайное современное множество новых людей, нового корня русских людей, которым нужна правда, одна правда без условной лжи, и которые, чтобы достигнуть этой правды, отдадут все решительно». Достоевский увидел в них «наступающую будущую Россию».

В самом начале XX века другой писатель – В. Г. Короленко вынес из летней поездки на Урал поразившее его открытие: «В то самое время, как в центрах и на вершинах нашей культуры говорили о Нансене, о смелой попытке Андрэ проникнуть на воздушном шаре к Северному полюсу, – в далеких уральских станицах шли толки о Беловодском царстве и готовилась своя собственная религиозно-ученая экспедиция». Среди простых казаков распространилось и окрепло убеждение, что «где-то там, „за далью непогоды“, „за долами, за горами, за широкими морями“ существует „блаженная страна“, в которой промыслом Божиим и случайностями истории сохранилась и процветает во всей неприкосновенности полная и цельная формула благодати. Это настоящая сказочная страна всех веков и народов, окрашенная только старообрядческим настроением. В ней, насажденная апостолом Фомой, цветет истинная вера, с церквами, епископами, патриархом и благочестивыми царями… Ни татьбы, ни убийства, ни корысти царство это не знает, так как истинная вера порождает там и истинное благочестие».

Оказывается, еще в конце 1860-х годов донские казаки списывались с уральскими, собрали довольно значительную сумму и снарядили для поисков этой обетованной земли казака Варсонофия Барышникова с двумя товарищами. Барышников отправился в путь через Константинополь в Maлую Азию, далее – на Малабарский берег, наконец, в Ост-Индию… Экспедиция возвратилась с неутешительным известием: Беловодья ей найти не удалось. Спустя тридцать лет, в 1898 году, мечта о Беловодском царстве вспыхивает с новой силой, находятся средства, снаряжается новое паломничество. «Депутация» казаков 30 мая 1898 года садится на пароход, отправляющийся из Одессы в Константинополь.

«С этого дня, собственно, и началось заграничное путешествие депутатов Урала в Беловодское царство, и среди международной толпы купцов, военных, ученых, туристов, дипломатов, разъезжающих по свету из любопытства или в поисках денег, славы и наслаждений, замешались три выходца как бы из другого мира, искавшие путей в сказочное Беловодское царство». Короленко подробно описал все перипетии этого необычного путешествия, в котором, при всей курьезности и странности задуманного предприятия, проступала все та же, отмеченная Достоевским, Россия честных людей, «которым нужна одна лишь правда», у которых «стремление к честности и правде непоколебимое и нерушимое, и за слово истины всякий из них отдаст жизнь свою и все свои преимущества».

В великое духовное паломничество втягивалась к исходу XIX века не только верхушка русского общества, к нему устремлялась вся Россия, весь ее народ.

«Эти русские бездомные скитальцы, – замечал Достоевский в речи о Пушкине, – продолжают и до сих пор свое скитальчество и еще долго, кажется, не исчезнут». Долго, «ибо русскому скитальцу необходимо именно всемирное счастье, чтоб успокоиться, – дешевле он не примирится».

«Был, примерно, такой случай: знал я одного человека, который в праведную землю верил, – говорил очередной странник в нашей литературе, Лука, из пьесы М. Горького «На дне». – Должна, говорил, быть на свете праведная страна… в той, дескать, земле – особые люди населяют… хорошие люди! Друг дружку они уважают, друг дружке – завсяко-запросто – помогают… и все у них славно-хорошо! И вот человек все собирался идти… праведную эту землю искать. Был он – бедный, жил – плохо… и когда приходилось ему так уже трудно, что хоть ложись да помирай, – духа он не терял, а все, бывало, усмехался только да высказывал: „Ничего! Потерплю! Еще несколько – подожду… а потом брошу всю эту жизнь и – уйду в праведную землю…“ Одна у него радость была – земля эта… И вот в это место – в Сибири дело-то было – прислали ссыльного ученого… с книгами, с планами он, ученый-то, и со всякими штуками… Человек и говорит ученому: „Покажи-ка ты мне, сделай милость, где лежит праведная земля и как туда дорога?“ Сейчас это ученый книги раскрыл, планы разложил… глядел-глядел – нет нигде праведной земли! „Все верно, все земли показаны, а праведной – нет!“

Человек – не верит… Должна, говорит, быть… ищи лучше! А то, говорит, книги и планы твои ни к чему, если праведной земли нет… Ученый – в обиду. Мои, говорит, планы самые верные, а праведной земли вовсе нет. Ну, тут человек и рассердился – как так? Жил-жил, терпел-терпел и все верил – есть! а по планам выходит – нету! Грабеж!.. И говорит он ученому: „Ах ты… сволочь эдакой! Подлец ты, а не ученый…“ Да в ухо ему – раз! Да еще!.. (Помолчав .) А после того пошел домой – и удавился!»

1860-е годы обозначили крутой исторический перелом в судьбах России, порывавшей отныне с подзаконным, «домоседским» существованием и всем миром, всем народом отправлявшейся в долгий путь духовных исканий, отмеченный взлетами и падениями, роковыми искушениями и уклонениями, но путь праведный именно в страстности, в искренности своего неизбывного стремления обрести правду. И пожалуй, впервые откликнулась на этот глубинный процесс, охвативший не только «верхи», но и самые «низы» общества, поэзия Некрасова.

1

Поэт начал работу над грандиозным замыслом «народной книги» в 1863 году, а заканчивал смертельно больным в 1877-м, с горьким сознанием недовоплощенности, незавершенности задуманного: «Одно, о чем сожалею глубоко, это – что не кончил свою поэму «Кому на Руси жить хорошо». В нее «должен был войти весь опыт, данный Николаю Алексеевичу изучением народа, все сведения о нем, накопленные „по словечку“ в течение двадцати лет», – вспоминал о беседах с Некрасовым Г. И. Успенский.

Однако вопрос о «незавершенности» «Кому на Руси жить хорошо» весьма спорен и проблематичен. Во-первых, признания самого поэта субъективно преувеличены. Известно, что ощущение неудовлетворенности бывает у писателя всегда, и чем масштабнее замысел, тем оно острее. Достоевский писал о «Братьях Карамазовых»: «Сам считаю, что и одной десятой доли не удалось того выразить, что хотел». Но дерзнем ли мы на этом основании считать роман Достоевского фрагментом неосуществленного замысла? То же самое и с «Кому на Руси жить хорошо».

Во-вторых, поэма «Кому на Руси жить хорошо» была задумана как эпопея, то есть художественное произведение, изображающее с максимальной степенью полноты и объективности целую эпоху в жизни народа. Поскольку народная жизнь безгранична и неисчерпаема в бесчисленных ее проявлениях, для эпопеи в любых ее разновидностях (поэма-эпопея, роман-эпопея) характерна незавершенность, незавершаемость. В этом заключается ее видовое отличие от других форм поэтического искусства.


«Эту песенку мудреную
Тот до слова допоет,
Кто всю землю, Русь крещеную,
Из конца в конец пройдет».
Сам ее Христов угодничек
Не допел – спит вечным сном -

так выразил свое понимание эпического замысла Некрасов еще в поэме «Коробейники». Эпопею можно продолжать до бесконечности, но можно и точку поставить на каком-либо высоком отрезке ее пути.

До сих пор исследователи творчества Некрасова спорят о последовательности расположения частей «Кому на Руси жить хорошо», так как умирающий поэт не успел сделать окончательных распоряжений на этот счет.

Примечательно, что сам этот спор невольно подтверждает эпопейный характер «Кому на Руси жить хорошо». Композиция этого произведения строится по законам классической эпопеи: оно состоит из отдельных, относительно автономных частей и глав. Внешне эти части связаны темой дороги: семь мужиков-правдоискателей странствуют по Руси, пытаясь разрешить не дающий им покоя вопрос: кому на Руси жить хорошо? В «Прологе» как будто бы намечена и четкая схема путешествия – встречи с помещиком, чиновником, купцом, министром и царем. Однако эпопея лишена четкой и однозначной целеустремленности. Некрасов не форсирует действие, не торопится привести его к всеразрешающему итогу. Как эпический художник, он стремится к полноте воссоздания жизни, к выявлению всего многообразия народных характеров, всей непрямоты, всего петляния народных тропинок, путей и дорог.

Мир в эпопейном повествовании предстает таким, каков он есть, – неупорядоченным и неожиданным, лишенным прямолинейного движения. Автор эпопеи допускает «отступления, заходы в прошлое, скачки куда-то вбок, в сторону». По определению современного теоретика литературы Г. Д. Гачева, «эпос похож на ребенка, шествующего по кунсткамере мироздания. Вот его внимание привлек один герой, или здание, или мысль – и автор, забыв обо всем, погружается в него; потом его отвлек другой – и он так же полно отдается ему. Но это не просто композиционный принцип, не просто специфика сюжета в эпосе… Тот, кто, повествуя, делает „отступления“, неожиданно долго задерживается на том или ином предмете; тот, кто поддается соблазну описать и то и это и захлебывается от жадности, греша против темпа повествования, – тот тем самым говорит о расточительности, изобилии бытия, о том, что ему (бытию) некуда торопиться. Иначе: он выражает идею, что бытие царит над принципом времени (тогда как драматическая форма, напротив, выпячивает власть времени – недаром там родилось тоже, казалось бы, только „формальное“ требование единства времени)».

Введенные в эпопею «Кому на Руси жить хорошо» сказочные мотивы позволяют Некрасову свободно и непринужденно обращаться со временем и пространством, легко переносить действие из одного конца России в другой, замедлять или ускорять время по сказочным законам. Объединяет эпопею не внешний сюжет, не движение к однозначному результату, а сюжет внутренний: медленно, шаг за шагом проясняется в ней противоречивый, но необратимый рост народного самосознания, еще не пришедшего к итогу, еще находящегося в трудных дорогах исканий. В этом смысле и сюжетно-композиционная рыхлость поэмы не случайна: она выражает своей несобранностью пестроту и многообразие народной жизни, по-разному обдумывающей себя, по-разному оценивающей свое место в мире, свое предназначение.

Стремясь воссоздать движущуюся панораму народной жизни во всей ее полноте, Некрасов использует и все богатство устного народного творчества. Но и фольклорная стихия в эпопее выражает постепенный рост народного самосознания: сказочные мотивы «Пролога» сменяются былинным эпосом, потом лирическими народными песнями в «Крестьянке» и, наконец, песнями Гриши Добросклонова в «Пире на весь мир», стремящимися стать народными и уже частично принятыми и понятыми народом. Мужики прислушиваются к его песням, иногда согласно кивают, но последнюю песню, «Русь», они еще не услышали: он еще не спел ее им. А потому и финал поэмы открыт в будущее, не разрешен.


Быть бы нашим странникам под одною крышею,
Если б знать могли они, что творилось с Гришею.

Но странники не услышали песни «Русь», а значит, еще не поняли, в чем заключается «воплощение счастия народного». Выходит, что Некрасов не допел свою песню не только потому, что смерть помешала. Песни его не допела в те годы сама народная жизнь. Более ста лет прошло с тех пор, а песня, начатая великим поэтом о русском крестьянстве, все еще допевается. В «Пире» лишь намечен проблеск грядущего счастья, о котором мечтает поэт, сознающий, сколь много дорог впереди до его реального воплощения. Незаконченность «Кому на Руси жить хорошо» принципиальна и художественно значима как признак народной эпопеи.

«Кому на Руси жить хорошо» и в целом, и в каждой из своих частей напоминает крестьянскую мирскую сходку, которая является наиболее полным выражением демократического народного самоуправления. На такой сходке жители одной деревни или нескольких входивших в «мир» деревень решали все вопросы совместной мирской жизни. Сходка не имела ничего общего с современным собранием. На ней отсутствовал председатель, ведущий ход обсуждения. Каждый общинник по желанию вступал в разговор или перепалку, отстаивая свою точку зрения. Вместо голосования действовал принцип общего согласия. Недовольные переубеждались или отступали, и в ходе обсуждения вызревал «мирской приговор». Если общего согласия не получалось, сходка переносилась на следующий день. Постепенно, в ходе жарких споров, вызревало единодушное мнение, искалось и находилось согласие.

Сотрудник некрасовских «Отечественных записок», писатель-народник H. Н. Златовратский так описывал самобытную крестьянскую жизнь: «Вот уже второй день, как у нас идет сход за сходом. Посмотришь в окно, то в одном, то в другом конце деревни толпятся хозяева, старики, ребятишки: одни сидят, другие стоят перед ними, заложив руки за спины и внимательно кого-то слушая. Этот кто-то махает руками, изгибается всем туловищем, кричит что-то весьма убедительно, замолкает на несколько минут и потом опять принимается убеждать. Но вот вдруг ему возражают, возражают как-то сразу, голоса подымаются выше и выше, кричат в полное горло, как и подобает для такой обширной залы, каковы окрестные луга и поля, говорят все, не стесняясь никем и ничем, как и подобает свободному сборищу равноправных лиц. Ни малейшего признака официальности. Сам старшина Максим Максимыч стоит где-то сбоку, как самый невидный член нашей общины… Здесь все идет начистоту, все становится ребром; если кто-либо, по малодушию или из расчета, вздумает отделаться умолчанием, его безжалостно выведут на чистую воду. Да и малодушных этих, на особенно важных сходах, бывает очень мало. Я видел самых смирных, самых безответных мужиков, которые <…> на сходах, в минуты общего возбуждения, совершенно преображались и <…> набирались такой храбрости, что успевали перещеголять заведомо храбрых мужиков. В минуты своего апогея сход делается просто открытой взаимной исповедью и взаимным разоблачением, проявлением самой широкой гласности».

Вся поэма-эпопея Некрасова – это разгорающийся, постепенно набирающий силу мирской сход. Он достигает своей вершины в заключительном «Пире на весь мир». Однако общий «мирской приговор» все-таки не выносится. Намечается лишь путь к нему, многие первоначальные препятствия устранены, по многим пунктам обозначилось движение к общему согласию. Но итога нет, жизнь не остановлена, сходки не прекращены, эпопея открыта в будущее. Для Некрасова здесь важен сам процесс, важно, что крестьянство не только задумалось о смысле жизни, но и отправилось в трудный, долгий путь правдоискательства. Попробуем поближе присмотреться к нему, двигаясь от «Пролога. Части первой» к «Крестьянке», «Последышу» и «Пиру на весь мир».

2

В «Прологе» о встрече семи мужиков повествуется как о большом эпическом событии.


В каком году – рассчитывай,
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков…

Так сходились былинные и сказочные герои на битву или на почестей пир. Эпический размах приобретает в поэме время и пространство: действие выносится на всю Русь. Подтянутая губерния, Терпигорев уезд, Пустопорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайна могут быть отнесены к любой из российских губерний, уездов, волостей и деревень. Схвачена общая примета пореформенного разорения. Да и сам вопрос, взволновавший мужиков, касается всей России – крестьянской, дворянской, купеческой. Потому и ссора, возникшая между ними, – не рядовое событие, а великий спор . В душе каждого хлебороба, со своей частной судьбой, со своими житейскими интересами, пробудился вопрос, касающийся всех, всего народного мира.


По делу всяк по своему
До полдня вышел из дому:
Тот путь держал до кузницы,
Тот шел в село Иваньково
Позвать отца Прокофия
Ребенка окрестить.
Пахом соты медовые
Нес на базар в Великое,
А два братана Губины
Так просто с недоуздочком
Ловить коня упрямого
В свое же стадо шли.
Давно пора бы каждому
Вернуть своей дорогою -
Они рядком идут!

У каждого мужика была своя дорога, и вдруг они нашли дорогу общую: вопрос о счастье объединил народ. И потому перед нами уже не обыкновенные мужики со своей индивидуальной судьбой и личными интересами, а радетели за весь крестьянский мир, правдоискатели. Цифра «семь» в фольклоре является магической. Семь странников – образ большого эпического масштаба. Сказочный колорит «Пролога» поднимает повествование над житейскими буднями, над крестьянским бытом и придает действию эпическую всеобщность.

Сказочная атмосфера в «Прологе» многозначна. Придавая событиям всенародное звучание, она превращается еще и в удобный для поэта прием характеристики народного самосознания. Заметим, что Некрасов играючи обходится со сказкой. Вообще его обращение с фольклором более свободно и раскованно по сравнению с поэмами «Коробейники» и «Moроз, Красный нос». Да и к народу он относится иначе, часто подшучивает над мужиками, подзадоривает читателей, парадоксально заостряет народный взгляд на вещи, подсмеивается над ограниченностью крестьянского миросозерцания. Интонационный строй повествования в «Кому на Руси жить хорошо» очень гибок и богат: тут и добродушная авторская улыбка, и снисхождение, и легкая ирония, и горькая шутка, и лирическое сожаление, и скорбь, и раздумье, и призыв. Интонационно-стилистическая многозвучность повествования по-своему отражает новую фазу народной жизни. Перед нами пореформенное крестьянство, порвавшее с неподвижным патриархальным существованием, с вековой житейской и духовной оседлостью. Это уже бродячая Русь с проснувшимся самосознанием, шумная, разноголосая, колючая и неуступчивая, склонная к ссорам и спорам. И автор не стоит от нее в стороне, а превращается в равноправного участника ее жизни. Он то поднимается над спорщиками, то проникается сочувствием к одной из спорящих сторон, то умиляется, то возмущается. Как Русь живет в спорах, в поисках истины, так и автор пребывает в напряженном диалоге с нею.

В литературе о «Кому на Руси жить хорошо» можно встретить утверждение, что открывающий поэму спор семи странников соответствует первоначальному композиционному плану, от которого поэт впоследствии отступил. Уже в первой части произошло отклонение от намеченного сюжета, и вместо встреч с богатыми и знатными правдоискатели начали опрашивать народную толпу.

Но ведь это отклонение сразу же совершается и на «верхнем» уровне. Вместо помещика и чиновника, намеченных мужиками для опроса, почему-то происходит встреча с попом. Случайно ли это?

Заметим прежде всего, что провозглашенная мужиками «формула» спора знаменует не столько первоначальный замысел, сколько уровень народного самосознания, в этом споре проявляющийся. И Некрасов не может не показать читателю его ограниченность: мужики понимают счастье примитивно и сводят его к сытой жизни, материальной обеспеченности. Чего стоит, например, такой кандидат на роль счастливца, каким провозглашается «купчина», да еще «толстопузый»! И за спором мужиков – кому живется весело, вольготно на Руси? – сразу же, но пока еще исподволь, приглушенно, встает другой, гораздо более значительный и важный вопрос, который составляет душу поэмы-эпопеи, – как понимать человеческое счастье, где его искать и в чем оно заключается?

В финальной главе «Пир на весь мир» устами Гриши Добросклонова дается такая оценка современному состоянию народной жизни: «Сбирается с силами русский народ и учится быть гражданином».

По сути, в этой формуле – главный пафос поэмы. Некрасову важно показать, как зреют в народе объединяющие его силы и какую гражданскую направленность они приобретают. Замысел поэмы отнюдь не сводится к тому, чтобы непременно заставить странников осуществить последовательные встречи по намеченной ими программе. Гораздо важнее оказывается здесь совсем иной вопрос: что такое счастье в извечном, православно-христианском его понимании и способен ли русский народ соединить крестьянскую «политику» с христианской моралью?

Поэтому фольклорные мотивы в «Прологе» выполняют двойственную роль. С одной стороны, поэт использует их, чтобы придать зачину произведения высокое эпическое звучание, а с другой – чтобы подчеркнуть ограниченность сознания спорщиков, уклоняющихся в своем представлении о счастье с праведных на лукавые пути. Вспомним, что об этом Некрасов говорил не раз уже давно, например, в одном из вариантов «Песни Еремушке», созданной еще в 1859 году.


Изменяют наслаждения,
Жить не значит – пить и есть.
В мире лучше есть стремления,
Благородней блага есть.
Презирай пути лукавые:
Там разврат и суета.
Чти заветы вечно правые
И учись им у Христа.

Эти же два пути, пропетые над Русью ангелом милосердия в «Пире на весь мир», открываются теперь перед русским народом, празднующим поминки по крепям и встающим перед выбором.


Средь мира дольного
Для сердца вольного
Есть два пути.
Взвесь силу гордую,
Взвесь волю твердую:
Каким идти?

Эта песня звучит над Русью оживающей из уст посланника самого Творца, и судьба народная будет прямо зависеть от того, на какой путь выйдут странники после долгих блужданий и петляний по русским проселкам.


...Большое счастье выпадает на долю тех,
которые еще в ранней молодости находят
самих себя и свои основные целевые устремления.

Г. Кржижановский

Николай Алексеевич Некрасов - замечательный русский поэт, произведения которого посвящены народу. С детства мы зачитываемся его стихотворениями о крестьянских детях, о русских женщинах, городской бедноте, о природе. Идут годы, мы взрослеем, но Некрасов остается поэтом, к произведениям которого возвращаемся вновь и вновь, открываем для себя еще не прочитанные поэмы, стихотворения, песни любимого автора. В произведениях Некрасова мы слышим печальные ноты безысходности, тоски. Они тревожат душу, заставляют пристальнее вглядываться в себя и окружающий мир.
Ярославская земля, ставшая “малой Родиной” для поэта, отложила отпечаток на все его творчество. Детство Некрасов провел в деревне, на берегу Волги, в имении отца-крепостника. Общаясь с крестьянами, он впитал в себя доброту, искренность, широту души русского народа. Хорошо зная жизнь про- стых людей, поэт проникся их насущными проблемами. А затем искренне и честно поведал в своих произведениях о тяжелой народной доле. Его стихи были протестом против царящих в стране беспорядков. Честно и открыто в поэме “Кому на Руси жить хорошо” заявляет Некрасов о бесправии, о бесчинствах, о надругательстве над человеческой жизнью.
Начало произведения напоминает мне своим зачином древнерусскую былину. Действительно, чем не сказка:
В каком году
- рассчитывай, В какой земле - угадывай. На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков...
Но такое впечатление складывается только при чтении пролога. Чем дальше двигаемся мы с искателями счастья, тем чаще сталкиваемся с суровой действительностью России второй половины девятнадцатого века. Каковы же взгляды на благополучие у наших путешественников? Одни считают счастливыми попа, чиновника, другие - помещика, царя... Спор мужиков показывает, что у них нет единого понятия о счастье. Первые же встречи вносят смятение в души наших странников: не живет лучше них священнослужитель, хоть ест сытнее:
...В глухую ночь осеннюю, Зимой, в морозы лютые, И в половодье вешнее
- Иди куда зовут!.. Каков попу покой?..
Следует череда новых разочарований. Сколько их здесь было “счастливых”: и Ермил Гирин, и Матрена Тимофеевна, и Яким Нагой. Но жизнь их кажется безмятежной только для стороннего наблюдателя. Кто лучше может рассказать о себе, как не они сами? Но нет в их повествованиях радости, полна невзгодами жизнь простого человека, много горя скрывает в себе душа людская.
С сочувствием рассказывает Некрасов о людях, ошибочно считающих себя счастливыми и готовых за “чарку водочки” поведать прохожим о своей жизни. Как много их, “благополучных”! Но в чем же их счастье? В смерти, не тронувшей рассказчика, но унесшей из жизни близких ему, в недюжинной силе, которой пользуется хитрый человек, а из богатыря все соки выжимает, или в водке, дающей забвение от дел мирских:
274
- А в том, во-первых, счастие,
Что в двадцати сражениях
"
Я был, и не убит!

Рассказ о Ермиле Гирине показывает странникам, что не там они счастливого ищут. На фоне крестьянского мира выделяются отдельные яркие образы. Таков, например, Ермил. Все, что он делает, чем живет, направлено на поиски счастья народа. Гирин честен с крестьянами, чтит древнерусские обычаи. Кажется, что это сказочный герой, действующий в народной среде в нелегкое для нее время. Все лучшее, что есть в Ермиле Гирине, приковывает к себе внимание окружающих, заставляет их полюбить этого человека:
Имел он все, что надобно
Для счастья...
.
...Почет завидный, истинный,
.,
Не купленный ни деньгами,
Ни страхом: строгой правдою,
Умом и добротой!

Постепенно у странников складывается единое понятие о счастье и о счастливом человеке. Не стоит искать благополучие в личной жизни, нет его там: к такой мысли приводит нас Некрасов. Только в почете у народа можно найти истинное блаженство, хотя никаких материальных благ это человеку не приносит, кроме имени “народного заступника”, чахотки и Сибири. Авторская позиция постепенно становится и мировоззрением странников.
Некрасов рисует образ интеллигента, посвящающего жизнь служению народу:

Иди к униженным,
Иди к обиженным
-
Будь первым там!

В борьбе за народное счастье Гриша Добросклонов найдет смысл своей жизни. К этой мысли подводит нас автор в конце произведения. Только в бескорыстном служении народу поэт видел смысл жизни и истинное назначение человека. Лучшими чертами борца за народное счастье он наделяет Гришу. Трудна дорога “народного заступника”, но:

...по ней идут
Лишь души сильные,
Любвеобильные,
На бой, на труд...

На месте Добросклонова может оказаться любой честный человек, надо только любить свою Родину и уважать народ: С любовью к бедной матери

Любовь ко всей вахлачине
Слилась,
- и лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже
Что будет жить для счастья
Убогого и темного родного уголка.

Произведение Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” актуально и в наши дни. Проходят годы, сменяются времена, летят месяцы, недели, дни, а человек, живущий на земле, стремится к счастью, хочет найти его, а находит ли? Нет в нас равновесия души, необходимого для этого состояния, а счастье все более ассоциируется со словом “деньги”. Однако я верю, что когда-нибудь мы узнаем истинное блаженство. Для меня понятие “счастье” складывается из нескольких составляющих - это умение найти свое место в жизни, заниматься любимым и интересным делом, жить насыщенной жизнью и осознавать себя частичкой нашего мира, находящейся в гармонии с окружающей природой. И мой любимый поэт поддерживает меня в этом убеждении:

Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К Отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны...
Иди в огонь за честь Отчизны,
За убежденье, за любовь...



Загрузка...
Top