Краеведческий проект памятник значит память. Проект по историческому краеведению "память, застывшая в камне"

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Ушумунская средняя общеобразовательная школа

Магдагачинского района Амурской области

«Память, застывшая в камне»

Адрес:676135 Амурская область,

Магдагачинский район,

Хлынова Т.В., учитель истории,

обществознания

Краткое описание проекта:

сохранение мемориального сооружения,

увековечивающего память о погибших в

войне 1941 – 1945 гг земляках.

Популяризация деятельности по сохранению

памятников Великой Отечественной войны.

Формирование активной гражданской

позиции через участие в выполнении важного

общественно-полезного дела – установление имён

земляков, не вернувшихся с войны, шефство

над памятником воинам-односельчанам.

Ушумун 2015

Историческая справка о Памятнике Землякам, погибшим в годы Великой Отеченственной войны 1941 – 1945 на центральной площади посёлка Ушумун

В центре поселка Ушумун горделиво и одиноко возвышается памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941– 1945 гг. Памятник представляет собой стелу, устремленную ввысь, составленную из бетонных блоков прямоугольной формы. На центральной лицевой грани размещены имена и фамилии земляков павших в годы войны и тех, кто своими трудовыми подвигами приближал победу. Всего 152 фамилии. На другой грани изображение женщины, олицетворяющей Родину - мать. Слева и справа центральной части изображение бойцов. 9 мая 1985 года к 40 – летию победы над фашистской Германией в нашем поселке был открыт новый памятник.

Автором памятника является Прохоров Владимир Петрович. Он родился 8 февраля 1930 года в поселке Ушумун. Когда началась война, отец ушел на фронт, Володя закончил 6 класс и пошел работать. Кончилась война, вернулся с фронта отец, жизнь начала налаживаться. Владимир Петрович поступил на работу в лесхоз, трудился там до 1990 г.

Владимир Петрович создал чертежи, сделал расчеты и пошел в администрацию поселка. Местные власти идею и проект поддержали. В разгар работы, в Совет ветеранов посёлка Ушумун, обратились жители посёлков, которые раньше находились рядом с Ушумуном Буяк и Одуново. Они просили на памятник внести имена их земляков, которые погибли на той страшной войне 1941 – 1945 годов. Ведь посёлки исчезли, а вместе с ними и память о героях земляках тоже может исчезнуть. Автор памятника не возражал. Так в списке фамилий стало 152. 9 мая 1985 года состоялось торжественное открытие памятника. На это событие собрался весь посёлок.

Сейчас на этой площади проходят все важные праздники: День Победы, День защиты ребёнка, свадебные картежи останавливаются здесь, чтобы поклониться памяти землякам, празднование юбилейных дат и событий нашего посёлка отмечается на этом месте. Местные власти обустраивают этот район: появились скамейки, продолжается посадка саженцев. Так что история этого памятника ещё не закончена.



Участниками детских объединений «Я – исследователь», «Вече» был проведен социологический опрос жителей нашего поселка по методике Соколовой Я. В., описанную в методическом пособии для учителей обществознания «Граждановедение. 7 класс» Москва, 2002 г. Было опрошено 20 жителей Ушумуна, 60 школьников учеников 8 – 11 классов. Предлагалось ответить на вопросы:

Для чего создан этот памятник?

Обощив данные мы пришли к выводу, что люди более старшего поколения лучше знают историю возникновения памятника, так как они сами были участниками этих событий. Они отмечают, что памятник создан для того, чтобы имена земляков помнили многие поколения ушумунцев, что это место стало важным общественным центром в жизни нашего посёлка. Лишь половина из опрошенных школьников смогла назвать имя автора памятника. Ребята отметили, что значение памятника в сохранение памяти о павших, что он является достопримичательностью.

Актуальность проекта

2015 году все цивилизованные страны празднуют 70 – ю годовщину победы над фашизмом. Милионы людей отдали свою жизнь ради сохранения мира и жизни многих сотен милионов своих потомков. Мы склоняем головы перед героями, благодарим ветеранов и чтим память погибших.

Во все времена у всех народов историческое сознание являлось неотъемлемой частью общественного сознания, которое играло роль в формировании духовной жизни, обычаев, традиций. В духовном развитии личности, общества немаловажную роль играют памятники истории и культуры. Не умение ценить истоки породило в нашем обществе много проблем. В сутолоке жизни, в погоне за сиюминутной выгодой мы в последние десятилетия изрядно духовно обиднели. Но для нас памятник – предметная, образная связь времен далеких и нынешних. Памятники культуры в нашем посёлке – это своеобразная каменная летопись, котрая отражает героические, трагические страницы в жизни наших земляков, истории нашей Родины.

Каждый человек имеет свою малую Родину, которая поддерживает его с первых лет жизни. Патриотизм в хорошем, настоящем понимании этого слова – это любовь к своей малой Родине; патриотизм – это когда современные школьники не просто говорят красивые слова о родных местах, но и пытаются оказать ей посильную помощь. Работа над проектом «Память, застывшая в камне» даёт возможность изучать историю на конкретном материале, позволяет увязать общеисторические закономерности развития страны с особенностями развития родного посёлка. Программа данного проект способствует формированию гуманистически направленной личности ученика, ориентированной на исследование образовательного пространства среды жизнедеятельности, на воспитание подрастающего поколения на основе общечеловеческих и этнокультурных ценностей, с учётом особенностей региональной социокультурной среды, в духе патриотизма и гражданственности. Сохранение памятников истории и культуры как объектов культурно-исторического наследия - проблема столь же важная, как сохранение природы. "Природная среда, - пишет академик Д.С.Лихачев, - необходима человеку для его жизни биологической и нравственной. Культурная среда необходима по преимуществу для нравственной жизни. Она прививает ему любовь к Родине, воспитывает его уважение к предкам и потомкам /забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем - о сохранении ценностей прошлого для будущих поколений/, знакомит с историей и культурой других народов" . Таким образом, по мнению известного ученого, с которым нельзя не согласиться, отношение к памятникам истории и культуры для всего человечества - это вопрос экологии с большой буквы.

Проект реализуется при поддержки Администрации посёлка Ушумун.

Цель: сохранение мемориального сооружения, увековечивающего память о погибших в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг земляках

Задачи:

1. создание условий по обеспечению сохранности памятника

2. популяризация деятельности по сохранению памятников Великой Отечественной войны.

3. формирование активной гражданской позиции через участие в выполнении важного общественно-полезного дела – установление имён земляков, не вернувшихся с войны, шефство над памятником воинам-односельчанам;

4. формирование патриотических чувств на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;

5. воспитание чувства уважения к людям, пережившим события военных лет, к людям старшего поколения, чувства гордости за своих земляков;

6 развитие инициативы, направленные на решение проблем поселка, и создать условия для личностного роста школьников;

7. поддержание и развитие общественно-полезной, социально-значимой деятельности школьников, направленной на благоустройство территории центральной площади посёлка;

8. расширение круга общения школьников с местными органами власти;

Коллективная деятельность в рамках проекта

1. Общий сбор. Определение задач и программы деятельности.

2. Уборка територии централной площади посёлка 2 раза в месяц

3. Первичная реконструкция памятника: помыть, покрасить, побелить

4. Подготовка и участие в мероприятиях посвященных празднованию Дня Победы (акции «Аллея ветеранов», акция «Полк бессмертных», акция «Письмо, невернувшемуся с фронта», акция «Вахта Памяти», акция «Свеча памяти»).

5. Фестиваль «Презентация результатов проекта».

Ожидаемые результаты проекта

Главный результат реализации проекта заключается в том, чтобы силами учащихся при поддержке педагогов, родителей, жителей села, административных органов отреставрировать памятник воинам-землякам погибшим в годы войны на фронте, обустроить территорию центральной площади посёлка

Предполагаемые результаты, их социальная значимость:

    Составление брошюр о людях создававших, реконструирующих памятник

    Создание календарей с видами памятника, изображением людей, которые их создавали на текущий и будущий год

    Оформление стенда «Память, застывшая в камне»

    Размещение информации о проекте, его результатах на сайте виртуального музея

    Распространение результатов проекта будет проходить посредством информирования гражданского сообщества, в том числе и публикации в школьной газете «Школьный курьер», в районной газете «Вперёд».

    Выпуск сборника методических разработок по патриотическому воспитанию школьников

    Повышение уровня социальной успешности среди учащихся школы и, в связи с этим, внесение вклада в улучшение социальной ситуации в общественной среде поселковой администрации.

    Формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности

    Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию

    Формирование активной социально – нравственной и гражданской позиции детей и юношества

    Воспитание уважения к боевым традициям старших поколений дальневосточников

Перспективы развития

В дальнейшем мы планируем поддерживать и сам обелиск, и место, где он расположен в надлежащем состоянии; обновить мемориальные доски с надписями и именами погибших; ежегодно проводить митинги в День Победы, День памяти и скорби; продолжить исследовательскую работу по изучению истории поселка, судьбы тех, чьи имена высечены на обелиске.

Оценка успешности работы по проекту

    Положительные отзывы общественности;

    Самооценка.

Риски при реализации проекта

Нехватка материальных ресурсов, проблемы с выращиванием и уходом за растениями, неблагоприятные прородно – климатические условия.

Механизмы и план реализации проекта

Действия

Результат

Участники

Подготовительный

1.Сбор информации и составление исторической справки;

2. Установление контактов с родственниками павших, их боевыми соратниками, советом ветеранов;

3 Поиск спонсоров проекта

1. Составление графика выполнения работы по озеленению, благоустройству территории центральной площади поселка, самого памятника землякам

2. Составление проекта

учащиеся,

руководители проекта

Основной

1. Уборка территории памятника, реконструкция памятника

2.Высадка выбранных растений на клумбы. Наблюдение и уход. Фотографирование.

3. Разработка мероприятий по популяризации сохранения памятников Великой Отечественной войны.

4. Проведение социологического опроса и анкетирования школьников, выпускников школы, жителей посёлка по вопросам истории, значимости, сохранности памятников; интервьюирование родственников авторов памятников и односельчан, которые принимали участие в создании и реконструкции памятников; изучить нормативно – правовые документы, материалы средств массовой информации и сайтов Интернет по вопросам сохранения и защиты памятников истории и культуры; встреча участников проекта со специалистами, депутатами посёлка по вопросу защиты памятников в Ушумуне, Магдагачинском районе, Амурской области, России

1. Развитие общественно-полезной, социально-значимой деятельности школьников, направленной на благоустройство территории центральной площади посёлка

2. Творческие работы учащихся

учащиеся,

руководители проекта

Заключительный

1. Работа по уходу за памятником землякам, павшим в годы войны

2. Высадка выбранных растений на клумбы. Наблюдение и уход. Фотографирование.

3. Разработка экскурсонных маршрутов, акций, мероприятий

1.Анализ проделанной работы.

2.Выработка новых предложений с учётом анализа и необходимости.

3. Проведение экскурсий, акцийй, мероприятий

учащиеся,

руководители проекта

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Заводоуспенская средняя общеобразовательная школа № 23

Тугулымский городской округ Свердловская область

ПРОЕКТ

ИСТОРИЯ ПАМЯТНИКА

Районная научно-практическая конференция обучающихся

Тугулымского городского округа в 2014-2015 учебном году

Кузнецова Надежда Сергеевна,

ученица 1 класса

МКОУ Заводоуспенская СОШ №23

Руководитель:

Кузнецова Оксана Николаевна,

зам. директора по УВР, учитель истории

МКОУ Заводоуспенская СОШ №23

п. Заводоуспенское 2015 г.

1. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..........3

1.1. Постановка проблемы.……………………………………………………………..3

1.2. Цели, задачи, методы исследования……………………………………………....3

1.3. Актуальность работы………………………………………………………………4

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………………5

2.1. Механизм реализации проекта…………………………………………………….5

2.2. Ожидаемые результаты…………………………………………………………….6

2.3. История вопроса……………………………………………………………………6

2.4. Социологические опросы………………………………...…………………………8

3. ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….9

4. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………………10

1. ВВЕДЕНИЕ

1.1. Постановка проблемы.

В этом году весь мир и особенно наша страна отмечает годовщину Великой Победы над фашизмом. Великая Отечественная война - гигантский пожар, пламя которого в 1941 году опалило всю нашу Отчизну. Эта страшная война унесла миллионы жизней.

В интернете проводится множество патриотических акций, проектов к 70-летию Победы. Мы решили принять участие во Всероссийском сетевом межшкольном проекте «Карта памяти». В рамках этого проекта школьники рассказывают о памятниках, обелисках на своей территории, и на карте нашей страны, в месте расположения памятника загорается красная звезда. Памятники истории…. Они немые свидетели истории, символы её славных страниц. Мне хотелось внести свой вклад в память о земляках, погибших в этой войне, чтобы на карте нашей родины было обозначено и это памятное место. Размещая рассказ на сайте, у меня возникла идея создания проекта «История памятника».

1.2. Цели, задачи и методы работы.

Главный (основополагающий) вопрос проекта: «Что я могу сделать для сохранения памяти о земляках, погибших в ВОВ?»

Цель проекта: подробно изучить историю открытия памятника, познакомить с полученными данными учащихся школы.

Задачи проекта:

Разработать план поиска информации по теме;

Научиться составлять вопросы для социологического опроса;

Провести социологический опрос по теме проекта среди учащихся школы;

Оформить альбом «Памятник воинам-землякам, погибшим в ВОВ»;

Сделать презентацию выступления.

Тип проекта: практико-ориентированный.

Основные методы исследования:

* поиск и сбор информации по теме;

* социологический опрос;

* систематизация;

* обобщение;

* дизайн-анализ (определение формы, стиля, размера Продукта).

Объект исследования: память о воинах, погибших в ВОВ.

Предмет исследования: история памятника воинам-землякам.

Продукт проекта: альбом «Памятник воинам-землякам, погибшим в ВОВ»

Сроки реализации проекта: март-апрель 2015г.

1.3. Актуальность работы.

Данная работа особенно актуальна в год семидесятилетия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Она направлена на сохранение памяти о воинах-земляках, повышение интереса к героическому прошлому своей Родины. Нужно помнить о тех людях, кто отстоял в роковые годы нашу Родину, а значит, и подарил нам Будущее.

Хочется подчеркнуть новизну исследования, так как не существует монографий, посвящённых памятнику воинам-землякам. Публикации в периодической печати крайне малочисленны и скудны.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Механизм реализации проекта.

Реализация проекта предполагает наличие четырёх последовательных этапов, на каждом из которых решаются свойственные только ему задачи и осуществляются подготовительные мероприятия для последующих действий.

Этапы проекта

Название и содержание деятельности

Предпосылки проекта

Участие во Всероссийском сетевом межшкольном проекте «Карта памяти». Размещение на сайте издательства «Просвещение» рассказа о памятнике, фотографий.

Проектировочный этап

Основная деятельность – проектирование

1.1. Определение темы и актуальности проекта

1.2. Определение плана поиска информации по теме проекта

Деятельный этап

2.1. Сбор информации по теме проекта

2.2. Проведение социологических опросов

2.3. Разработка вариантов оформления альбома

2.4. Создание итогового Продукта

Итоговый этап

3.1. Подготовить презентацию выступления

3.2. Подвести итоги работы над проектом

3.3. Подготовить доклад для выступления

2.2. Ожидаемые результаты.

По окончании деятельности в рамках проекта предполагается, что от участников проекта будет исходить инициатива по его продолжению. В будущем планируется дополнение альбома биографиями воинов-земляков, погибших в ВОВ. Мы прогнозируем повышение уровня заинтересованности в нашем Продукте.

2.3. История вопроса.

Из воспоминаний Валентины Андреевны Назаровой (Председателя поселкового Совета

р.п. Заводоуспенское в 1967 году) я узнала, что обелиск в память о войнах-земляках, погибших в Великой Отечественной войне, открыт в р.п. Заводоуспенское седьмого ноября 1967года. Скульптор Смирнов Николай Александрович из Тюмени, предложил несколько вариантов, но ни один из проектов не подходил под стоимость, которую мог выделить район. Решили обратиться к односельчанам. Выбрали от каждой улицы уполномоченного, который обходил дома соседей с тетрадочкой, в которой значились следующие графы: № дома, фамилия хозяина, внесённая сумма и подпись. Так и была собрана нужная сумма. Во время открытия памятника Сучинский Григорий Анисимович, прошедший войну белорусский партизан, которому было поручено снять покрывало с памятника, зарыдал и припал к его подножию.

(Полный текст воспоминаний представлен в альбоме «Памятник воинам-землякам, погибшим в ВОВ»)

Из переписки с Назаровой Татьяной Германовной (Пилипишиной), дочерью Валентины Андреевны Назаровой я узнала о подробностях истории открытия памятника.

«…На сессии исполкома поселкового совета был поднят вопрос о подготовке к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Я даже спросила у мамы, чья была идея, но она уклончиво ответила: "Всех". Мама уже готовила материал для доклада на торжественном собрании, в военкомате ей назвали число земляков, погибших в годы войны. И вот решили, что к юбилею надо сделать что-то значительное и решили поставить обелиск в честь воинов, отдавших жизнь за родину…»

(Полный текст переписки представлен в альбоме «Памятник воинам-землякам, погибшим в ВОВ»)

В редакции газеты «Знамя труда» среди архивных номеров я, осторожно листая страницы почти 50-летней давности, нашла выпуск от 09 ноября 1967 года, в котором напечатана небольшая статья Г.Георгиева «Памятник в Заводоуспенке» о торжественном открытии памятника.

(Полный текст статьи представлен в альбоме «Памятник воинам-землякам, погибшим в ВОВ»)

На сайте Любови Рыбаковой нам удалось отыскать несколько фотографий с комментариями, сделанных в день открытия памятника.

В поселковой библиотеке Нина Михайловна Ровчак рассказала много интересного из истории нашего поселка, жизни поселка в военные годы. Я узнала, что из 14 учеников школы, ушедших на фронт в 1941 году, никто не вернулся живым. Но материалов, в которых упоминается о памятнике в библиотеке, к сожалению, отыскать не удалось.

В Тугулымском историко-краеведческом музее имеется информация о памятниках, установленных в населенных пунктах Тугулымского района, есть много информации о поселке Заводоуспенское, но конкретно о нашем памятнике материалов нет. Мы поделились с музеем имеющейся информацией, фотографиями памятника, обещали передать в музей копию альбома «Памятник воинам-землякам, погибшим в ВОВ»

2.4. Социологические опросы.

Среди учащихся нашей школы мы провели социологический опрос, в котором было два вопроса:

1. В каком году был открыт памятник воинам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 г, установленный на площади нашего поселка?

2. Что вам известно об истории открытия памятника?

3. Хотели бы вы узнать историю открытия памятника?

Опрос проводился 3 апреля 2015 года среди учащихся начальных классов. В опросе принимали участие 46 учеников. Из данного социологического опроса я увидела, что из 46 опрашиваемых только 2 ученика правильно назвали дату открытия памятника, 1 ученик ответил, что знает об открытии памятника от своих родителей. На третий вопрос 39 учащихся ответили утвердительно.

Вывод №1: абсолютное большинство учащихся из числа опрошенных не знают, когда был открыт памятник; почти никто из учеников начальной школы не знает истории открытия памятника; большинству участников опроса будет интересно узнать о том, как был установлен памятник.

Вывод №2: мне просто необходимо познакомить учащихся с историей памятника.

Для этого мы приготовили презентацию выступления и оформили альбом «Памятник воинам-землякам, погибшим в ВОВ», представление которого прошло 16 апреля 2015 года.

3. ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Цель работы достигнута – удалось исследовать историю возникновения памятника.

    Создана презентация для ознакомления учащихся школы с историей памятника.

    Оформлен альбом «Памятник воинам-землякам, погибшим в ВОВ», точные копии которого будут переданы в Тугулымский историко-краеведческий музей, поселковую библиотеку. Сам альбом будут передан в школьный музей, который вновь начинает работать.

    Этот проект имеет своё продолжение. Работа по исследованию истории возникновения памятника позволила мне узнать много интересного о нашем посёлке, его жителях. Мне хочется подробнее изучить такую богатую историю моей малой родины.

Проект будет полезен ученикам школы, родителям учеников, классным руководителям, педагогам – организаторам, библиотекарям, администрации образовательных учреждений, всем, кому не безразлична память о героическом прошлом нашей Родины.

P .S . К 70-летию Великой Победы обелиск был отреставрирован. Жители поселка не могли допустить, чтобы стерлись с памятника и из памяти святые имена тех, кто ценой собственной жизни приблизил час Великой Победы. Также как и 40 с лишним лет назад каждый внес посильную лепту в возрождение нашей святыни.

4. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

    Архив газеты «Знамя труда».

    Воспоминания Валентины Андреевны Назаровой, председателя поселкового Совета

р.п. Заводоуспенский в 1967 году.

    Переписка с Татьяной Германовной Назаровой (Пилипишиной), дочерью Валентины Андреевны Назаровой.

    Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. - 80с

Интернет-ресурсы

    Мой поселок Заводоуспенское

    Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. Электронная библиотека. http://profilib.com/

    Село Заводоуспенское. Любовь Рыбакова.

Краеведческий проект: «Одетые в гранит и металл…»

Номинация: «Эхо прошедшей той войны»

Цель проекта: сбор сведений по памятным местам военной истории Хабаровского края.
Задачи проекта:
1. Рассказать о памятных местах военной истории нашего края;
2. Познакомиться с историей создания памятников;
3. Найти списки участников войны, которые имеют отношение к памятнику;
4. Совершить экскурсию к памятникам военной истории нашего края.

Пояснительная записка:

На протяжении всей военной истории наш край славился выдающимися гражданами. Свято чтут память о земляках жители города. В честь их боевых подвигов возведены мемориалы, обелиски, памятники, открыты мемориальные доски, символизирующие подвиги наших земляков в годы войны. Памятники хранят наше историческое прошлое, это – калейдоскоп воспоминаний о В.О. войне. Долг живущих – сохранить образы тех, кто прошёл через огонь войны, совершил подвиги во имя жизни. Памятники надо хранить, о них надо рассказывать, знать историю их создания. Наша задача – не утратить накопленное наследие, приумножить его и передать потомкам как свидетельство глубокого уважения тем, кто отдал жизни за нашу Родину.
В этой работе нам хочется рассказать о памятниках военной истории нашего края. Мы участвовали в конкурсе.
«Памятник – носитель прошлого,
Свято он историю хранит,
Славит он героев, подвиги,
И всегда торжественно молчит.
Оживают подвиги героев,
Мы читаем эти имена,
Чтим их память, часто вспоминаем,
Ведь нелёгкая была судьба.
Многие погибли за Россию,
Памятник о многом говорит:
В нём есть подвиги, есть имя,
Свято он историю хранит»
Т. М. Каргаполова.

Памятные места военной истории нашего края.

1. Памятник: « Вечный огонь» - открыт в 1985 году.


Местонахождение памятника: г. Хабаровск, Центральный район, площадь Славы.
«Мемориал Славы»
Торжественное открытие мемориального ансамбля с вечным огнем состоялось 9 мая 1985 года в честь 40- летия Победы.
Авторы монумента - художники-монументалисты Н. Вдовкин, А. Карих, А. Орехов, архитекторы А. Матвеев, Н. Руденко.
Материал - бетон, черный и розовый мрамор.
Мемориал представляет собой 8-метровую бетонную стену, облицованную черным гранитом. Центральная часть монумента выполнена из красного гранита. Из меди выполнены основание вечного огня в виде звезды и тематические вставки на гранитной стене. Мемориал сооружён в память о жителях Хабаровского края, не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной войны.
Вторая очередь открытия памятника-2 мая 1995 года в честь 50-летия Победы (авторы - скульпторы Г. Потапов, Ю. Шашурин, Э. Маловинский и архитекторы А. Матвеев, Н. Руденко.
Вечный огонь мемориала был воспламенен факелом, доставленным на бронетранспортере из Комсомольска-на-Амуре, где он был зажжён на заводе «Амурсталь» от мартеновской печи, введенной в строй в годы Великой Отечественной войны.
На полукруглой стене мемориала – фамилии 19578 воинов-дальневосточников, погибших в годы войны.
К 50-летию Победы были воздвигнуты 10 пилонов из цветного гранита. На них – 18 тысяч фамилий жителей края, не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной войны. Мемориал сооружён в ознаменование 40-летия Победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне в память о жителях Хабаровского края, не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной войны.на площади Славы. Первая очередь открыта 9 мая 1985 года, вторая - 2 мая 1995 года в честь 50-летия Победы (авторы - скульпторы Г. Потапов, Ю. Шашурин, Э. Маловинский и архитекторы А. Матвеев, Н. Руденко).
2. Мемориал: «Победа"



Мемориал формировался в несколько этапов.
Первая очередь - площадь с пилоном в центре и протяженной стеной с рельефами восьми орденов была построена к 30-летию Победы и торжественно открыта 9 мая 1975 года. Авторами первой очереди были скульпторы Н.В.ВдовкинА.А.Карих, А.С.Орехов, архи¬текторы А.Н.Матвеев и Н.Т.Руденко.
Надписи на пилоне увековечивают имена Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, полных кавалеров орденов Славы и Трудовой Славы.
Вторая очередь площади Славы сооружена в честь жителей Хабаровского края, по¬гибших на фронтах Великой Отечественной войны, к 40-летию Победы. На полукруглой стене мемориала высечены фамилии почти 19 тысяч воинов-дальневосточников, не вер¬нувшихся с фронтов Великой Отечествен-ной войны. Авторы проекта архитекторы А.Н. Матвеев, Ю.А Живетьев, Ф.И.Аптеков, скульпторы Г.И.Потапов, Э.Д. Маловинский, Ю.Ф.Шатурин. Торжественное открытие мемориального ансамбля состоялось 9 мая 1985 года.
В 2000 году на дополнительных пилонах было высечено еще около 20 тысяч фамилий. Таким образом, на главном мемориале на¬шего края запечатлено около 40 тысяч имен воинов-дальневосточников, которые ценой своей жизни внесли весомый вклад в борьбу с германским фашизмом и японским милитаризмом.
В суровом и величественном архитектурном ансамбле увековечена память о боевых и трудовых подвигах хабаровчан.
На площади Славы находятся три 30 – метровые стелы. В центре площади возвышается монумент «Победа» . Эти стелы символизируют три десятилетия мирного времени после победы над фашизмом.
В Верхней части обелиска развевается знамя, увенчанное пятиконечной звездо - символом ратного подвига. Внизу – лавровая ветвь. На стелах золотыми буквами написаны имена 78 сынов Хабаровского края, удостоенных высокого звания Героя Советского Союза, 42 из них - жители города Хабаровска. Нетленная память об этих героях в названиях улиц города: Е. Дикопольцев, Г.Г.Бондарь, В.И. Дончук, Д.Л.Калораш, В.Г.Кочнев, В.Н.Яшин, И.М. Павлович. В течение 1942 года на фронт ушли 200 нанайцев, 30 орчей, 80 эвенков. М.А. Пассар был бесстрашным воином, погиб в бою.
3. Мемориал: «Самолёт»
Память авиаторам Дальнего Востока, погибшим в годы Отечественной войны.
Остановка «Портовая». Переустановлен возле аэродрома « Красный Яр» в 2005 году.


С первых дней войны наши лётчики – дальневосточники вступили в схватку с фашистами. Более 50, в том числе Д. Калараш, В. Некрасов, А. Маресьев, Н. Никитенко были удостоены звания Героя Советского Союза. Хабаровский паренёк Николай Никитенко воевал в составе штурмового полка командиром звена, сбивая самолёты противника. Лётчик Д. Калараш участвует в боях под Москвой.
В честь лётчиков – дальневосточников 8 мая 1975 года состоялось открытие мемориала: «Самолёт». На гранитном постаменте высечены слова: « Доблестным дальневосточникам, проявившим героизм, отвагу и мужество при защите Советской Родины»
Неугасима память поколений,
И память тех, кого мы свято чтим.
Давайте ж встанем на мгновенье,
И в скорби постоим, и помолчим.
Тише, ребята, минутой молчания,
Память героев почтим,
И их голоса когда – то звучали,
По утрам они солнце встречали,
Сверстники наши почти.


16 ноября 2005 года в Хабаровске состоялась церемония открытия обновленного памятника военным летчикам-дальневосточникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны и локальных конфликтах. Спустя несколько лет, по инициативе ветеранов авиации, благодаря стараниям военного командования и администрации Хабаровска, мемориал «Самолет» был восстановлен.
4. Мемориал: «Лес Победы» в Кировском районе в честь рабочих и служащих завода, погибших в годы Великой Отечественной войны.
Улица Тихоокеанская. Мемориал установлен 5 ноября 1977 года. Авторы: В.А.Черепанов, скульптор Э. Д. Малиновский.


В ноябре 1975 года в Хабаровске на территории завода «Дальдизель» был установлен обелиск в память о рабочих и служащих, погибших на полях сражений во время Великой Отечественной войны. Позднее скульптор Маловинский и архитектор Черепанов создали мемориал рабочим завода Дальдизель.
Предприятие «Арсенал» , которое потом стало называться «Дальдизель», было самым старым из крупных подобных организаций города. С первых же дней войны объект переключился на фронтовые заказы. Отсюда отправлялось на фронт артиллерийское оружие и боеприпасы, снаряды, гранаты, тележки для минометов. Главной продукцией была пушка ЗИС-3. На заводе трудилось много молодежи. Когда началась война, почти все молодые ребята ушли на фронт. Более ста заводчан за героизм награждены орденами и медалями.
Ежегодно 22 июня к мемориалу рабочим завода Дальдизель, поставленному в память о погибших, заводчане возлагали цветы и проводили митинг памяти.
5. Памятник работникам имени С.М. Кирова, погибшим в годы В.О.войны.
Улица Руднева.


В Хабаровске множество памятников – мемориалов, обелисков и памятных знаков, посвященных людям, отдавшим жизнь за освобождение Родины от фашистской чумы. Особенно много памятников (обелисков) на предприятиях, которые уже сами стали историей, а некоторые уже закрыты.
Хабаровский завод им. Кирова – завод «многопрофильный». Он производил ремонт кораблей, выпускал морские мины и зажигательные авиабомбы. Множество молодежи ушло с завода на фронт. Часть этих работников так и не вернулась. В ноябре 1969 года на ул. Руднева был открыт мемориал рабочим завода им. Кирова погибшим в ВОВ. Вместе с художниками трудились сами работники завода.
Мемориал рабочим завода им. Кирова сделан в Московской художественной мастерской. Памятник композиционно представляет собой вертикально стоящую плиту, на которой написаны имена 22 заводчан, погибших во время Великой Отечественной войны. Слева от плиты фигура солдата, покрытая бронзовой краской. Его склоненная голова символизирует скорбь. В одной руке он держит каску, в другой - склоненное красное знамя – тоже как знак скорби.
Мемориал расположен так, что он хорошо виден со всех сторон. Материал, который был использован - армированный бетон и камень.
6. Мемориал к 30 – летию Победы в Великой Отечественной войне погибшим студентам и преподавателям политехнического университета.


Установлен в 1975 году (территория университета)
7. Памятник - бронекатер морякам – амурцам, погибшим в годы В. О. войны (пересечение улиц Руднева и Ильича )


В Хабаровске есть много памятников боевой и военной технике, которая вошла в историю края, сыграла свою героическую, неповторимую роль. В северной части города, на улице Тихоокеанской установлен памятник–бронекатер в память о моряках-амурцах, которые героически защищали дальневосточные границы в годы войны. Памятник-бронекатер морякам - амурцам был установлен 9 мая 1975 года.
На памятнике-бронекатере морякам-амурцам есть мемориальная плита, на которой написана история бронекатера. Его создали в 1944 году на одном из заводов Урала. Но есть версия, что катер этот довоенной постройки, приблизительно средины 30-х годов. Как бы не было, данный катер принимал участие в Великой Отечественной войне в составе Днепровской флотилии и в апреле 1945 года был задействован в Берлинской операции. Такие катера оказались очень востребованы, поскольку могли вплотную подходить к берегу, высаживать десант и доставлять грузы. Они могли даже незаметно проникать сквозь кордоны врага.
На правом борту памятника-бронекатера морякам - амурцам, чей бортовой номер 302, небольшая металлическая табличка с фамилиями офицеров. Они не служили во время войны, но тоже были моряками-дальневосточниками.
8. Мемориал: «Танк»


Наименование памятника. Мемориал «Танк».
Местонахождение памятника:
г. Хабаровск, ул. Лермонтова 12.
Дата открытия памятника и автор. Открыт 7 мая в 1975 году. Автор архитектор М.Т. Лумбон.
Описание памятника (планировка, композиция, размер). Материал постамента - бетон. На постаменте закреплена мемориальная доска с текстом: «В ознаменование трудового героизма коллектива завода «Энергомаш» в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. и боевых заслуг танкистов-дальневосточников в борьбе за свободу и независимость нашей Родины».
Исторические сведения о событии (личности), которому посвящён памятник. Танк Т¬-34 поставили на постамент в Хабаровске к 30 летию Победы - 7 мая 1975 года, в честь трудового героизма рабочих завода «Дальэнергомаш» и всех танкистов¬ - дальневосточников, воевавших в Великую Отечественную войну. В декабре 1941-го Т-34 участвовал в боях под Москвой. Он стал щитом столицы. Недаром изображен на медали "За оборону Москвы". А под Прохоровкой доказал, что он - лучший.
9. Село Богородское. Ульчский район Хабаровского края.


Обелиск воинам – землякам, погибшим в годы В.О.войны.
Воздвигнут в честь 50 – летия Советской власти летом 1976 года. Расположен в сквере центрального парка культуры и отдыха. Автор проекта – Махровский Борис Васильевич.
10. Памятник: «Памяти павших» в годы войны. Село Киселёвка. Ульчский район. Переулок школьный, 6.
Дата открытия памятника – стелы: 1985 год, май. Мемориальные доски – 2010 год.

Дата открытия памятника и автор: Стела была открыта в мае 1985 года, мемориальные доски – в 2010 году. Созданием памятника занималась школьная молодежная комсомольская организация (составление макета, сбора денежных средств). Руководитель группы Ольга Борисовна Потехина.
Описание памятника (планировка, композиция, размер):
На земельном участке площадью 51,345 м2 установлена прямоугольная гранитная плита. Площадь плиты 5м2 . На ней возвышается стела в виде развивающегося знамени. Высота знамени 7 метров. На нем выбиты цифры 1941-1945 годы.

Наша память хранит имена,

Тех солдат, что погибли в бою,
Мы их подвиги свято чтим,
Они жизнь отдавали свою.
Рисковали собой в боях,
И победа в мае пришла,
Слёзы радости, слёзы горя,
Ведь тяжёлой была война.
Прогремел в городах салют!
Означал он – конец войне!
Люди начали жить, дышать,
Были рады победной весне!
Т. М. Каргаполова



Презентация: " Памятные места военной истории Хабаровского края..."







2006 г.

1. Полное наименование проекта

«Возрождение памятника»

2. Краткая аннотация проекта

Памятник войнам – землякам, установленный в сквере посёлка Ветлужский три десятилетия тому назад, на момент начала проекта нуждался в серьёзной реставрации. Его месторасположение потеряло привлекательность и торжественность по причине того, что со временем оказалось в окружении хаоса торговых точек.

На территории же школы имелась большая открытая площадка, благоприятная для размещения данной достопримечательности. Так возникла идея переноса памятника.

Установление памятника на школьной территории имеет большое социальное значение, так как школа носит имя нашего земляка - Героя Советского Союза Таначева Василия Александровича.

Работы по перемещению взяла на себя компания «Промстрой». Но при осмотре памятника оказалось, что из-за ветхости перенос его не возможен, и генеральный директор компании предложил возвести новый памятник взамен прежнего.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Перенос памятника воинам – землякам из сквера около остановки автобусов на территорию школьного двора.

ЗАДАЧИ:

Формировать социально-зрелую личность;

Формировать у подрастающего поколения чувство патриотизма и любви к Родине и малой родине

Способствовать воспитанию активной жизненной позиции горожанина-гражданина.

Эффективность :

В проекте приняли участие 100% учащихся (массовость);

Цель проекта была достигнута: памятник установлен на территории школы 8 мая 2006 года (реальность проекта);

Педагогический и ученический коллективы школы взяли на себя ответственность за сохранность памятника (Локальный акт № 72 от 01.01.01г «О сохранности памятника») (постоянство) ;

В период с 8 мая 2006 года, дня установления памятника, по настоящее время не совершенно в отношении памятника ни одного хулиганского поступка.

Выпускники 2006 года торжественно возложили цветы к памятнику. Этот торжественный акт станет новой традицией школы (принятие социумом );

На вопрос анкеты, «Какие чувства ты испытываешь от того, что на территории школы находится памятник воинам – землякам?» – большинство учащихся ответили, что испытывают чувство гордости (удовлетворение от проекта ).

3 . Степень реализации проекта

Так выглядел памятник в начале проекта

А так – на завершающем

этапе реализации проекта

4. Описание организации

Школа открыта в 1951 году. С 2004 года функционирует в одну смену, в шестидневном режиме обучения, насчитывает 459 учащихся. Педагогический коллектив обладает высоким профессиональным потенциалом: 4 человека имеют звание «Заслуженный учитель РФ», 11 учителей звание «Отличник народного образования РФ».

Цель деятельности школы: формирование личности, способной к саморазвитию, самоанализу, самосовершенствованию на основе освоения полного базового образования и дополнительных образовательных услуг.

Задачи:

1. Обеспечить условия для реализации прав граждан на получение образования.

Сфера основной деятельности: учебно-воспитательная

Перспективы:

1. Реализация физико – математического направления.

2. Совершенствование структуры государственно - общественного управления школой.

3. Развитие профессиональной компетенции учителя.

4. Укрепление здоровья обучающихся и обеспечение условий безопасного пребывания в школе.

5. Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей

Составление плана проекта.

сентябрь 2005г.

сентябрь 2005г.

нормативно-правовой

1. Постановление Главы самоуправления
города Шарьи «О переносе памятника воинам-землякам»

2. Приказ заведующей отделом образования администрации г. Шарьи «О проведении работы в коллективах педагогов и учащихся, родительской общественности по привлечению внимания к благоустройству и реставрации памятника».

3. Приказ директора школы о начале реализации проекта «Возрождение памятника».

4. Локальный акт «О сохранности памятника».

программно-методический

1. Разработка рекомендаций для педагогов-руководителей творческих групп учащихся по организации и содержанию различных видов деятельности в рамках реализации проекта.

Октябрь 2005г.

Октябрь 2005г.

материально-технический

1. Аренда техники для переноса памятника.

начало работы

МБОУ Каргасокская средняя общеобразовательная школа-интернат №1

Областная краеведческая конференция «Сибирью связанные судьбы» Спецпереселенцы

Проект на тему «Памятник на память»

Выполнили работу ученик 7 «В» класса Мороз Артём, ученица 10 «А»класса Мороз Анастасия Руководитель проекта: Мороз Наталья Павловна, II квалификационная категория учитель МБОУ Каргасокская СОШ-интернат №1

Каргасок -2014г.

1. Введение с.2-16

2. Статья «Жизненный путь спецпереселенца Михайлова Ф.П.» с.7-9. 3. Этапы практической работы с.10-15

4. Источники информации, использованная литература с.17

5. Приложение с.19-33

Текст статьи 58 Уголовного Кодекса РСФСР/вариант 1926 года

О репрессиях СТАТЬЯ 58 УК УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РСФСР ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Копии документов из архивных уголовных дел в отношении дел Михайлова П.В.

Архивная справка о реабилитации от 14.08.1995г.

Архивная справка о реабилитации от 11.07.2011г.

Введение Проект на тему «Памятник на память»

Выбор темы: Участвуя в школьном конкурсе «Ученик года» в мае 2012г., Насте необходимо было написать статью, которая бы была актуальна. Так родилась идея восстановить Парк жертвам сталинских репрессий, который был организован около 8 лет назад, но посаженные тогда саженцы кедра все погибли. Парк на долгое время был заброшен. Приглашённые Настины одноклассники сослались на занятость или смотрели на её предложение с недоумением - «И зачем это тебе?» или «Тебе что, больше всех надо?» Но на семейном совете было решено – ПАРКУ – БЫТЬ!

Актуальность: В последние годы стало «немодным» помогать людям, попавшим в трудные жизненные ситуации, люди стали вести более закрытый образ жизни, живя по правилу - «Моя хата с краю». Раньше говорить о сталинских репрессиях боялись, нынешнее поколение практически не знакомо с этим периодом в жизни соотечественников. И пока ещё живы свидетели тех событий, надо собирать по крупицам истории их жизней, чтобы те, кто останутся после – помнили о прошедших лихих годах, не были «Иванами - родства непомнящими»

Цель: Создание, благоустройство и поддержание в надлежащем виде состоянии парка

Памяти жертвам сталинских репрессий;

Задачи: Подготовить собранную информацию о родных, попавших в списки раскулаченных и сосланных в Нарымский край в виде альбома; Подготовить слайдовую презентацию, выступить с ней перед одноклассниками; Подготовить выступление на школьной, районной научно- практической конференциях с собранной информацией; Произвести заготовку и высадку саженцев в Парке жертвам сталинских репрессий; Прогнозируемые результаты: Мы предположили, что сможем изучить и систематизировать имеющуюся с семейном архиве информацию о спецпереселенце прадедушке Михайлове Фёдоре Петровиче, его отце- прапрадедушке Михайлове Петре Васильевиче; сумеем заготовить и посадить саженцы в Парке жертвам сталинских репрессий. Практическая значимость нашей работы заключается в том, что собранный нами материал может быть использован как методическое пособие для работы учителей нашей школы на уроках «Истории», краеведения. Возраст автора проекта: 13 лет,16 лет. Время работы: июнь 2012г. - февраль 2014г. Режим работы: практическая работа в библиотеке с энциклопедическим материалом, поиск информации в Интернет-ресурсах, индивидуальные консультации во внеучебное время, с документами в семейном архиве. Этапы работы над проектом: I этап. Обсуждение идеи. Темой «спецпереселенцев» наша семья занимается на протяжении последних четырёх лет. Из рассказов нашей матери, Мороз Натальи Павловны, мы узнали, что наш прадедушка Михайлов Фёдор Петрович,(03.03.1912 - 19.02.58 г.) был сослан в весной 1930 года в Нарымский край из с.Ботвино Большереченского района Омской области в возрасте 17 лет. Его отец-Михайлов Пётр Васильевич 14 февраля 1930г. был арестован и осуждён по статье 58, пункт 10 к пяти годам исправительных работ в Сиблаге, отбывал наказание на Беломорстрое, после три года проработал ямщиком почты в колхозе «Гудок», повторно был арестован и приговорён к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение 26 июля 1938г. Позднее, 29 июня в 1989 года прокуратурой Омской области на основании Указа ИВС СССР (П-1117) был реабилитирован. Вместе с ним был расстрелян его младший брат. О судьбе их семей ничего не известно. Выписка из книги «Памяти безвинно погибшим в Омской области»

II этап. Погружение в проект.

Статья Мороз Анастасии, ученицы 8 класса в школьной газете «Пятый угол», май 2012г.

На этом этапе перед нами стояла задача изучить и систематизировать имеющуюся в семейном архиве информацию о нашем прадедушке Михайлове Фёдоре Петровиче,(03.03.1912 - 19.02.58 г.) репрессированному и высланному из с.Ботвино Большереченского района Омской области в возрасте 17 лет и его отце - Михайлове Пётре Васильевиче, репрессированному и расстрелянному в 1938г.

Состояние Парка жертвам сталинских репрессий3.06.2012г.

II этап. Работа над проектом. Сбор информации. Из воспоминаний сводного дедушки - Сапожникова Сергея Фёдоровича мы узнали, как Фёдор Петрович добрался на новое место жительства, как обосновался. Из воспоминаний дедушки - Михайлова Павла Фёдоровича узнали, где работал наш прадед Фёдор Петрович. В имеющихся документах, нашли копии допросов Михайлова Петра Васильевича, постановление о расстреле, копии выписки из книги «Памяти безвинно погибшим в Омской области». Жизненный путь спецпереселенца Михайлова Фёдора Петровича

03.03.1912 - 19.02.58 г.

Наш прадед Михайлов Фёдор Петрович был выслан из Омской области по решению тройки НКВД в семнадцатилетнем возрасте. Он попал на одну из двух барж, которые буксировал небольшой колёсник. Повезли раскулаченных за Васюганские болота. Среди ссыльных было много женщин, стариков, детей. Ссыльные, в- основном, были из Большереченского, Дзержинского (с.Евгащино), Муромцевского, Колосовского районов. От голода, нечеловеческих условий содержания и болезней люди умирали, иногда по несколько человек в день. И когда число умерших достигало 10-12 человек, пароход пришвартовывался к берегу и их хоронили в наспех вырытых братских могилах. Примерно через месяц, когда они уже несколько дней плыли вверх по реке Васюган, пароход стал причаливать к крутому берегу и людей партиями стали сгружать со всем своим скарбом на совершенно необжитые места. В наспех вырытых землянках, люди встречали зиму, которую удалось пережить не всем.

Никакого, даже временного жилья на этом месте не было. Люди стали рыть землянки, зная, что в них придётся и зимовать. У многих не было ни лопаты, ни топора. Таким было ещё трудней. Измождённые от постоянного недоедания и болезней, люди продолжали умирать и к этому явлению вскоре привыкли. Прибывших вместе с ссыльными комендант ненавидел. Казалось, что смерть людей была ему в радость. В них он видел только классового врага. Был случай, когда он в лесу встретил детей с ягодами. Он отобрал у них корзинки, а ягоду выбросил… Зимой люди стали умирать ещё чаще. Дошло до того, что люди стали «ходить по нужде» прямо у входа в землянки, не стесняясь, мужчина это или женщина, т.к. у многих даже не было тёплой одежды. Жили, как говорится, одним днём. Умерших хоронили как попало и в чём попало. Часто разрывали ещё не успевшие промёрзнуть могилы, чтобы не копать новые, и, подхоранивали в них свежие трупы. Жизнь у ссыльных начала налаживаться только после того, как сменили коменданта. Жизнь среди ссыльных стала меняться в лучшую сторону. Понемногу у них стало проявляться стремление выжить. С наступлением тепла стали строить жильё, в котором уже и холод не страшен. Люди постепенно стали выходить из своих «нор». Выяснилось, что они не только должны прокормить себя и свои семьи, но и большую часть того, что можно было взять у природы, переработать и сдать государству. В лесу был построен примитивный заводик по выработке пихтового масла. Подростки вместе с женщинами заготавливали пихтовый лапник. Нужно было не только заработать трудодень посредством выполнения дневной нормы по доставке сырья, а ещё перевыполнить норму. Но такое удавалось не всем. Жили в бараке за несколько вёрст от поселения. Домой отпускали редко и не всех сразу и то в зависимости от отношения к работе. Полей, пригодных для выращивания зерновых, а так же сенокосных угодий здесь практически не было. Несмотря на некоторое оживление, народ продолжал жить впроголодь. Люди по-прежнему умирали от голода и холода… Они работали до изнеможения, а едва сводили концы с концами. Не хватало, по-прежнему, еды, одежды. Урожаи были никудышние, т.к. пахали и сеяли по указанию уполномоченных из района, в их сроки без соблюдения и скидок на местные условия и климат. Точно также было и с уборкой урожая. За несоблюдение этих сроков сразу можно было угодить в тюрьму как враг народа…

Дети были или со стариками, или были предоставлены сами себе. Ближе к осени, когда начинала поспевать таёжная ягода, женщины успевали после работы набрать по ведру0два ягоды. На зиму заготавливали по 2-3 бочонка брусники и клюквы, которые долго хранились, будучи залитые водой. Это было большим подспорьем к скудной еде, особенно зимой. Зимой наравне с мужиками женщины заготавливали лес, возили на ферму сено, работали за плугом, готовя пашню под будущий урожай. Сеяли, а затем убирали лён, из которого готовили паклю.

Здесь Фёдор знакомится с местной жительницей Соломеей Ивановной Макаровой, вскоре они поженились. У них родилось 9 детей, но выжило только пятеро, остальные дети померли от болезней и голода в тяжёлые военные годы. Хотя Фёдор был бригадиром рыболовецкой бригады, домой рыбу нельзя было приносить. Это могли расценить, как кражу, и тогда бы сурового наказания в виде расстрела избежать было бы нельзя. На фронт просился много раз, но по причине, что он являлся спецпереселенцем- на фронт не брали. Работал много, трудился на совесть, заготавливал для фронта рыбу, работал на заготовке древесины. Прожил прадед всего 49 лет. Немного больше прожила его жена – Соломея Ивановна. Работала она на различных работах – от ловли рыбы, стоя по пояс в воде октябре-ноябре до рубки пихтовой лапки для спиртопорошкового завода, где изготовляли скипидар.

IV этап. Практическая работа. I этап: Подготовка к восстановлению Парка жертвам сталинских репрессий Изучив документы, решили приступить к реализации практической части - заготовке саженцев. Сначала мы позвонили исполняющему обязанности Главы поселения Никитину Константину Николаевичу и спросили разрешения посадить саженцы на территории «Парка Памяти жертвам сталинских репрессий» и получили разрешение. Обоснование выбора саженцев:

В плане парка указаны две зоны – 1часть «хвойная», 2 часть- «берёзовая». Для посадки решено выбрать хвойные растения - кедр, пихту, ель. В берёзовую часть попало несколько черёмух, рябин. Почему именно эти породы деревьев стали основой посадок? Берёза – символ не только России, но и Омской области, именно оттуда был выслан наш прадедушка Михайлов Фёдор Петрович, среди тысяч таких же безвинно наказанных. Кроме того, из берёз гнали дёготь, необходимый как спасение от москитов, так и смазочного материала для колёс и др.надобностей, не считая полезных свойств этого растения. Кедр спасал от голода, кедровым молочком выкармливали в голодные годы младенцев, запаренная хвоя кедра и пихты спасала от цинги, разжёванная смола сохраняла зубы и полость рта от стоматита, от ангины и простуды. Из заготовленной пихтовой лапки гнали скипидар. Можно ещё привести много аргументов в выборе этих растений. А запах цветущие черёмухи «встречал» баржи, битком набитые спецпереселенцами.

Характеристика объекта

Общая площадь-690,25 м2 Высота ограждения-1,5м Периметр- 125м 74см V этап. Трудности в работе.

II этап: Высадка саженцев берёз и кедра 03.06.2012г.

Зима 2012года выдалась малоснежной, а в мае, июне и июле совсем не было дождей. Чтобы посаженные растения не погибли, приходилось поливать их утром и вечером. Первое время приходилось брать воду для поливки с р.Оби. Подойти к реке было трудно – глинистый, топкий после разлива берег, вода «ушла» на 300-400 метров.

Глядя на наши старания, вскоре жители соседнего дома Логачёвы Евгений и Зоя предложили брать воду у них. В июне 2012года было высажено 15 берёз, 4 кедра и 8 черёмух. Низкие саженцы огородили, берёзки подвязали к старым штахетинам. Чтобы во время скашивания травы силами поселковой администрации саженцы не пострадали, вокруг каждого деревца выпололи траву.

Работа по благоустройству парка. Вид парка до и после скашивания травы

В августе начались долгожданные дожди, практически все деревья прижились. Работу по благоустройству парка решили отложить до весны 2013г. Осенью, по решению поселковой администрации, памятную стелу было решено перенести на кладбище. Позже, 30 октября 2012г. на территории Районной администрации состоялся митинг, посвящённый открытию «Камня скорби» безвинно погибшим в годы сталинских репрессий.

Памятник открывали дочь спецпереселенца Комарова (Прокопчук) В.В. и правнучка репрессированного Мороз Анастасия, участница Всероссийской конференции «Томский север, земля Каргасокская – боль и гордость России».

«…Сегодня знаменательный день. Установкой Камня скорби в селе Каргасок мы возвращаем из забвения тысячи имён детей и взрослых, ставших жертвами сталинских репрессий и обретших вечный покой в нашей суровой земле, реке Обь и её притоках. Это также возвращение доброго имени живущим свидетелям лихих лет и испытаний. Это шаг к покаянию, который делают потомки спецпереселенцев, во имя жизни, во имя понимания себя, своих родных и близких. Это не просто камень, это знак – предупреждение живущим о временах геноцида и безверия, это мощный акт социальной реабилитации, это шаг назад от бездны, это дорога к духовному выздоровлению. Камень скорби это напоминание - рассказ обо всех народах, прошедших через молох репрессий, это прививка от нравственного помешательства, это ориентир для современного миропонимания. Душа радуется, что, несмотря на все препятствия, этот день настал. Есть памятник, значит, есть память, и теперь никто не сможет назвать нас Иванами, не помнящими родства…»

Из речи координатора проекта «Прощение и память» Зарубиной В.М.

1 мая 2013г. Около автомобильной трассы (из зоны вырубки) выкопано и пересажено в Парк жертвам сталинских репрессий ещё 72 берёзы, 48 елочек, пихт и сосёнок. К работе привлекли Зайцева Вячеслава, который помог с транспортом и заготовкой саженцев. В парке провели очистку территории от мусора. Посаженные деревца укрепились. Позже, в середине июня, наклонившиеся деревца, подвязали, в конце июня их обработали «Интавиром» от жуков долгоносиков, которые напали на саженцы, поедая листву. Без обработки бы растения погибли.

Зайцев Вячеслав Мороз Артём

Заготовка саженцев

В парке.

VI этап. Оформление проекта. На данном этапе собранная информация была оформлена в виде альбома, приготовлена презентация. VII этап. Подведение итогов. На данном этапе можно подвести промежуточный итог - мы планируем продолжить работу по благоустройству Парка жертвам сталинских репрессий. С наступлением весны, мы планируем провести субботник по благоустройству парка. Со своим проектом «Памятник на память» мы участвуем в Областном конкурсе тимуровских отрядов по охране памятников и памятных стел, посвященных Великой Отечественной войне 1941-1945г., в которой участвовали и отдали свои жизни за свободу своей многострадальной Родины многие безвинно осужденные и репрессированные граждане нашей страны. VIII этап. Заключение. Работая над проектом, нам удалось подготовить и систематизировать собранную информацию о родных, попавших в списки раскулаченных и сосланных в Нарымский край в виде альбома, подготовить слайдовую презентацию. В течение двух лет мы занимаемся благоустройством и поддержанием в надлежащем виде состоянии парка Памяти жертвам сталинских репрессий.

Спасибо за внимание.

Источники информации, использованная литература

1. . Выступление координатора проекта «Прощение и Память» Зарубиной В.М.,30.10.2012г. 2. Выписка из книги «Памяти безвинно погибшим в Омской области»(дата, место печати, издательство неизвестны) 3. Копии документов из личного архива семьи Мороз. 4.Статья «Нельзя забывать», газета «Пятый угол», 12.05.2012г. 5. Презентация «Microsoft Office Pover Point 2003.lnk»

6.Текстовый редактор « Microsoft Word 2003»

7. Фотоаппарат «NOKIA» 8. Фотоматериал из личного архива семьи Мороз

Приложение Текст статьи 58 Уголовного Кодекса РСФСР/вариант 1926 года Шпионаж, т.-е. передача, похищение или собирание с целью передачи сведений, являющихся по своему содержанию специально-охраняемой государственной тайной, иностранным государствам, контр-революционным организациям или частным лицам, - лишение свободы со строгой изоляцией на срок не ниже трех лет, а в тех случаях, когда шпионаж вызвал или мог вызвать особо тяжелые последствия для интересов государства - расстрел. Передача или собирание с целью передачи экономических сведений, не составляющих по своему содержанию специально-охраняемой государственной тайны, но не подлежащих оглашению по прямому запрещению закона или по распоряжению руководителя ведомства, учреждения и предприятия, за вознаграждение или безвозмездно организациям или лицам, указанным в 1 части настоящей статьи, - лишение свободы со строгой изоляцией или без таковой на срок до трех лет. Примечание. Специально-охраняемой государственной тайной считаются сведения, перечисленные в особом перечне, утверждаемом Советом Народных Комиссаров Союза С. С.Р. и опубликовываемом во всеобщее сведение.

О репрессиях СТАТЬЯ 58 УК УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РСФСР ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Глава первая Преступления государственные 1. Контрреволюционные преступления Статья 58-10. Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений (ст.ст.58-2 -- 58-9 настоящего Кодекса), а равно распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания влекут за собой - лишение свободы на срок не ниже шести месяцев.

Те же действия при массовых волнениях или с использованием религиозных или национальных предрассудков масс, или в военной обстановке, или в местностях, объявленных на военном положении, влекут за собой - меры социальной защиты, указанные в ст.58-2 настоящего кодекса. .

В основном крестьяне привлекались по пункту 10 данной статьи, предполагавшей осуждение за контрреволюционную пропаганду и агитацию. Толкование статьи было настолько расширенным, что любое несогласие человека с теми или иными действиями властей могло расцениваться как злостная агитация, направлен- ная на свержение существующего строя. Но именно это и требовалось от реп- рессивного аппарата - заставить выполнять любые распоряжения властей.



Загрузка...
Top