Кто нарисовал картину утро. «Три медведя» - картина, воспевающая красоту русской природы

Капабланка Хосе Рауль (1888-1942) - кубинский шахматист. Третий в истории шахмат чемпион мира 1921-1927 гг. Победитель крупных международных турниров: в Сен-Себастьяне (1911), Гастингсе (1919, 1930), Лондоне (1922), Нью-Йорке (1927), Будапеште (1928, 1929), Берлине (1928), Барселоне (1929), Москве (1936). Капабланка научился играть в шахматы в четыре года, наблюдая за игрой отца - капитана крепости Ла Кабанья. Уже в тринадцать лет он завоевал звание чемпиона Кубы, победив сильнейшего шахматиста того времени X. Корсо со счетом 7:6.

В дальнейшем мальчик окончил частную школу в Нью-Йорке, поступил на химико-инженерный факультет Колумбийского университета, но не закончил его. В 1909 г. он выступал на шахматных турнирах в США, за время которых провел 602 партии, проиграв из них только 12 и сыграв 17 вничью, и матч с чемпионом США Ф. Дж. Маршаллом, закончившийся со счетом 15: 8 в пользу Капабланки.

В 1911 г. состоялся европейский дебют кубинского шахматиста: он первенствовал на международном турнире в Сан-Себастьяне (Испания). В 1913 г. Капабланка, работая в Министерстве иностранных дел Кубы, получил направление в российское консульство в Санкт-Петербурге, деятельность в котором совмещал с выступлениями на шахматных соревнованиях. Так, в 1914 г. на турнире он достиг второго места, уступив первое чемпиону мира Эм. Ласкера.

В последующие годы Капабланка, готовясь к матчу-реваншу с этим шахматистом, установил феноменальный рекорд, в течение двенадцати лет (с 1916 по 1924) не проиграв ни одной партии в трех турнирах и двух матчах. В 1921 г. он сумел завоевать чемпионский титул, победив Эм. Ласкера.

В 1925 г. кубинский шахматист принял участие в первом международном турнире, проходившем в Москве. Помимо этого, он успел сняться в комедийном фильме "Шахматная горячка", где сыграл самого себя. В 1927 г. Капабланка одержал победу на международных соревнованиях в Нью-Йорке, опередив второго призера А. Алехина на 3,5 очка. Однако затем его постигла неудача: осенью 1927 г. в Буэнос-Айресе он проиграл последнему матч на первенство мира.

С 1928 по 1931 г. третий чемпион мира выступил в 10 турнирах, в семи из них заняв первое место. В 1936 г. Капабланка первенствовал на третьем Московском и Ноттингемском турнирах. В 1939 г., будучи включенным в сборную Кубы, впервые выступил на Всемирной шахматной олимпиаде и снова стал первым.

Находясь в Нью-Йорке, спортсмен практически все свободное время проводил в Манхэттенском шахматном клубе, где 8 марта 1942 г. почувствовал себя плохо, потерял сознание и умер еще до приезда врачей.

Краткий биографический словарь

"Капабланка Хосе Рауль" и другие статьи из раздела

"Из чемпионов, с которыми мне приходилось много встречаться, самое сильное впечатление произвёл Капабланка" (Ботвинник). "Идеалом может быть лишь образ собирательный. Ближе всего к нему подходит, по-моему, Хосе Рауль Капабланка" (А. Карпов).


Хосе Рауль родился 19.11.1888 в г. Гавана, умер 8.03.1942, Нью-Йорк), кубинский шахматист; 3-й в истории Шахмат чемпион мира (1921- 1927). Шахматный литератор. Дипломат.

Четырёхлетний Капабланка познакомился с Шахматами, наблюдая за игрой отца. В 13 лет, выиграв матч у X. Корсо -7:6 (+4, -3, =6), стал чемпионом Кубы. Его игру уже тогда отличали тонкое понимание позиции, поразительная быстрота расчёта вариантов. Переехав в Нью-Йорк для учёбы в университете (1904), стал частым посетителем "Манхаттан чесс клаба"; занял 1-е м. в блицтурнире с участием Эм. Ласкера (1906). Популярность Капабланки в США особенно возросла после убедительной победы над чемпионом страны Ф. Маршаллом - 15: 8. Дебют Капабланки в Европе на крупном международном турнире (Сан-Себастьян, 1911), где, кроме Ласкера, играли почти все сильнейшие шахматисты того времени, прошёл триумфально - 1-е м. (9.5 очков из 14). это позволило Капабланке вызвать Ласкера на матч за мировое первенство, который, однако, не состоялся. В 1913 Капабланка выступил в 4 турнирах: трижды занял 1-е место в Нью-Йорке и 2-е в Гаване. Получив назначение на работу в кубинское консульство в Петербурге (1913), принял активное участие в шахматной жизни России: выиграл по 2 партии у Ф. Дуз-Хотимирского и А. Алехина, сыграл вничью с Е. Зноско-Боровским (1: 1), выступил с сеансами в Москве, Киеве, Риге, Либаве (ныне Лиепая) и др. городах. Весной 1914 участвовал в международном турнире в Петербурге, где занял 2-е место; для комбинационного дарования Капабланки показательна его партия с О. Бернштейном (чёрные): 1. d4 d5 2. Kf3 Kf6 3, c4 e6 4. Kc3 Kbd7 5. Cg5 Ce7 6. e3 c6 7. Cd3 dc 8. С: c4 Ь5 9. Cd3 a6 10. e4 e5 11. de Kg4 12. Cf4 Cc5 13. О-О фс7 14. Лс1 f6 15. Cfi3 fe 16. Ь4 Ca7 17. С: b5 ab 18. К: Ь5 Od8 19. Kd6+ Kpf8 20. Л:с6 Kb6 21. Ch4 Od7 22. К: c8 Ф! c6 23. Od8+ Фе8 24. Ce7+ Kpf7 25. Kd6+ Kpg6 26. Kh4+ Kph5 27. К: e8 Л: d8 28. К: g7+ Kph6 29. Kgf5+ Kph5 30. h3 Kc8 31. hg+ Кр: g4 32. С: d8 Л: d8 33. g3 Лd2 34. Kpg2 Ле2 35. а4 КЬ6 36. Ке3+ Kph5 37. а5 и белые вскоре выиграли. "Уже тогда Капабланка играл так же хорошо, как и Ласкер. Никогда прежде и никогда впоследствии я не видел - и даже не могу себе представить - такой поразительной быстроты шахматного мышления, какой обладал Капабланка в то время" (Алехин).

Возвращаясь из Европы на Кубу, Капабланка выиграл у Ласкера блиц-матч из 10 партий (1914, Берлин)- б.5; : 3.5. В годы 1-й мировой войны 1914-18 Капабланка выиграл 3 турнира в Нью-Йорке, турнир в Гастингсе (1919) и матч в Гаване у Б. Костича (1919; 5:0). В своём шахматном творчестве постепенно стал тяготеть к внешне простым позициям, требующим глубокой интуиции и виртуозной техники.

После длительных переговоров Капабланка добился согласия Ласкера на матч и убедительно выиграл его (1921; +4, -О, =10). "... к этому времени шахматная сила Капабланки достигла вершины; кристально чистое ведение дебюта и миттельшпиля соединялось с непревзойдённой эндшпильной техникой" (Алехин).

Своё превосходство над современниками Капабланка доказал победой на Лондонском международном турнире 1922, где выступали почти все сильнейшие шахматисты мира, кроме Ласкера. Период 1914-22 - расцвет шахматного творчества Капабланки: он приобрёл репутацию "шахматной машины в образе человека", виртуоза шахматной техники, безошибочно использующего малейшие позиционные преимущества.

В 1923-27 Капабланка участвовал всего лишь в 3 турнирах: занял 2-е место в Нью-йоркском международном турнире (1924), 3-е - в 1-м московском международном турнире (1925) и 1-е - в Ныо-Йоркском международном турнире (1927). В 1927 он встретился с Алехиным в матче за мировое первенство и проиграл (+3, -6, =25). После 1927 в спортивной карьере Капабланки начался новый этап, он стал чаще выступать в соревнованиях. В 1928-31 участвовал в 11 турнирах: занял 1-е место в Берлине (1928), дважды в Будапеште (1928 и 1929), в Рамсгите и Барселоне (1929), Гастингсе (1929/30), Нью-Йорке (1931); 2-е - в Бад-Киссингене (1928), Карлови-Вари (1929), Гастингсе (1930/31); сыграл последний в своей жизни матч с М. Эйве (1931; +2, -О, =8).

Возобновив дипломатическую службу, Капабланка на время отошёл от Шахмат и вновь вернулся к ним лишь в середине 1930-х гг. Он начал с 4-го места в Гастингсе (1934/35) и во 2-м московском международном турнире (1935); дважды был вторым в Маргите (1935 и 1936). Но в том же 1936 Капабланка вновь добился крупных успехов: 1-е место в 3-м московском международном турнире (без поражений) и 1-2-е (с М. Ботвинником) в Ноттингеме, впереди Эйве, Алехина и Ласкера, которого он победил в личной встрече.

Выступления Капабланка в последний период жизни: разделил 3-4-е место на турнире в Земмеринге - Бадене (1937), вышел победителем небольшого турнира в Париже (1938), занял предпоследнее место в "АВРО" - турнире (1938) - самая крупная неудача в его шахматной карьере. Однако выступления Капабланки в 1939 в Маргите (2-3-е место) и на Всемирной шахматной олимпиаде в Аргентине, где он оказался победителем на 1-й доске (8.5 очков из 11), свидетельствовали о том, что Капабланка до конца жизни оставался одним из сильнейших шахматистов мира. "С его смертью мы потеряли величайшего шахматного гения, равного которому мы никогда не увидим" (Алехин).

Всего в официальных турнирах и матчах Капабланка сыграл 583 партии (+302, -35, =246). "Его игра производит неотразимое художественное воздействие. В ней господствует тенденция к простоте, и в этой простоте - неповторимая красота подлинной глубины" (М. Ботвинник).

К числу новых для того времени стратегических приёмов, разработанных Капабланкой, можно отнести выключение лёгкой фигуры соперника из игры с последующим развитием активности на другом фланге, использование открытых линий, захват ключевых пунктов позиции и др. Книги Капабланки, отличаясь логичностью и ясностью изложения, способствуют популяризации Шахмат. Творчество Капабланки оказало огромное влияние на последующие поколения шахматистов: "Из чемпионов, с которыми мне приходилось много встречаться, самое сильное впечатление произвёл Капабланка" (Ботвинник). "Идеалом может быть лишь образ собирательный. Ближе всего к нему подходит, по-моему, Хосе Рауль Капабланка" (А. Карпов). С 1962 на Кубе проводятся мемориалы Капабланки.

8 марта 1942 года умер Рауль Капабланка. Он был гениальным шахматистом и великолепным дипломатом. Его партии до сих пор остаются эталонным примером филигранных шахматных баталий.

Шахматы Капабланки

Капабланка, озадаченный большим числом ничьих в чемпионских матчах с Ласкером и Алёхиным (с Ласкером 10 ничьих из 14-и партий, а с Алехиным 25 ничьих в 34-х партиях), предрёк скорую «ничейную смерть» древней игре – в связи со всё возрастающим уровнем игроков. Дабы уберечь шахматы от этой участи, он занялся разработкой новых разновидностей игры, которые заключались в увеличении размера доски (10 на 8 или 16 на 12 для двух комплектов фигур) и добавлении новых персонажей действа, сочетавших в себе возможности коня и ладьи, а также коня и слона. Но данная реформа оказалась неудачнной ввиду значительного удлинения партии, что сам Капа впоследствии и признал после экспериментального матча. К счастью, шахматы слишком сложная игра, и прогноз «ничейной смерти» не сбылся и по сей день, хотя поводы для подобных разговоров периодически возникают. Например, 11-й чемпион мира Бобби Фишер придумал свой вариант – «шахматы Фишера», суть которых в неканонической расстановке фигур, исключающей теорию начал. Данный вид игры в наши дни достаточно популярен.

Гений Игры

То что Капабланка был гением шахмат не вызывало никаких сомнений у его современников. Не вызывает и сейчас. Он говорил, что ему не нужно думать над тем, хорош ход или нет – он сразу это видит. Это подтверждалось скоростью, с которой он принимал решения за доской, и их качеством. Однажды во время международного турнира группа мастеров и гроссмейстеров собралась за анализом непростой эндшпильной позиции. После тщетных попыток установить истину, они решили прибегнуть к последнему средству – спросить у гениального кубинца, который так же принимал участие в турнире. Хосе-Рауль посмотрел на доску и «на пальцах» объяснил квалифицированной публике, что, мол, коня нужно поставить на эту клетку, ладью на эту, королём подойти вот сюда и победа. «А не могли бы вы указать конкретные варианты?» - спросил кто-то. «Я указал путь к победе, а варианты вы и сами найдёте» - улыбнулся Капа, раскланялся и ушёл, оставив изумлённых шахматистов, которые вскоре смогли убедиться в правоте его суждения. В современных шахматах «мышление схемами» является неотъемлемой частью шахматной теории.

Дипломат за доской и вне её

С 26-летнего возраста Капабланка состоял на дипломатической службе в МИДе Кубы. Тонкое чувство юмора, тактичность, лёгкость в общении, осведомлённость в спорте и искусстве, а также манера изящно одеваться делали Хосе-Рауля очень приятным собеседником как для мужчин, так и для женщин. 1 октября 1934 года в советском полпредстве в Вашингтоне состоялась его встреча с полпредом СССР в США Трояновским. Капабланка был приглашён на завтрак. Речь шла о целесообразности налаживания торговли между СССР и Кубой. После завтрака Трояновский и Капабланка сыграли легкую партию. Капабланка её выиграл, а на вопрос супруги полпреда, каков её муж шахматист, ответил: «Господин посол играл с таким остроумием, а поражение принял с таким добрым юмором, что я, право, не знаю, кто из нас остался в выигрыше»…

Капабланка и сеансы одновременной игры

Современники Капабланки, гроссмейстеры, отмечали, что кубинец не был похож на обычного шахматного профи, так как имел наряду с этим слишком много интересов и относился к шахматам, скорее как к приятному увлечению. Лёгкость, с которой Рауль играл, подкупала всех и каждого. На сеансы одновременной игры Капа являлся во фраке и всегда бывал очень любезен с любителями древней игры вне зависимости от уровня их мастерства. Однажды участник сеанса, быстро получив мат, спросил мнение о своей игре. «Играете вы свежо, нестандартно, - со свойственным тактом ответил Капабланка, - но почему вы так и не вывели коней?» - «Дело в том, что меня только вчера познакомили с шахматами, - объяснил сеансеру соперник, - а как ходить конем, показать забыли».

Капабланка и Прокофьев

На сеансе одновременной игры в Петербурге Капа познакомился с Сергеем Прокофьевым, который тоже решил попробовать силы за шахматной доской. После очередного хода кубинца ситуация стала критической, но пока кубинец обходил доски, кто-то предложил композитору незаметно поменять положение одной фигуры с целью получения выгоды. Вскоре Хосе-Рауль вернулся к доске, посмотрел на позицию, улыбнулся и выиграл при создавшемся положении.

Случай в поезде

О Капабланке существует очень много историй, частью правдивых, частью ловко придуманных – в том числе самим Капабланкой. Однажды Капа ехал по Европе на поезде, интернета тогда не было, и в лицо маэстро знал не каждый любитель шахмат. И вот один из них совершенно случайно обратился к Раулю с предложением сыграть партию. Видимо, Рауль устал или просто был не в духе, но играть ему не хотелось, и он сказал, что не играет с теми, кто заведомо слабее, дабы не отравлять никому настроение горечью поражения. «Но почему вы решили, что я играю слабее вас, - возмутился попутчик, - вы же меня совсем не знаете». – «Вот именно. Если бы вы играли сильнее меня, я бы вас знал».

Напутствие сыну

Несмотря на то, что Рауль развёлся со своей первой женой, родившей ему сына и дочь, он всегда был заботливым и ласковым отцом. Когда сын был ещё совсем маленьким, он оставил ему завещание, содержавшее следующие строки:
"Прежде всего, ты должен уважать и любить свою мать больше всего на свете. Независимо от твоих наклонностей и профессии, ты должен стать адвокатом, чтобы суметь защитить интересы - свои и своей семьи. Ты должен также научиться хорошо плавать и быть хорошим боксером, чтобы уверенно чувствовать себя как на море, так и на суше. Постарайся быть человеком широкой эрудиции. Нет в мире ничего более занимательного, чем книги. Но при этом помни, что нужно быть полезным для человечества. Будь прямым и честным человеком. Твой отец обнимает тебя со всей любовью".

Об успехах Капабланки у женского пола ходили легенды. Пикантный случай произошел с ним на первом Московском международном турнире 1925 года. В свободный от игры день Хосе Рауль пригласил в свой номер очаровательную продавщицу с лотком из Моссельпрома. Однако администратор отеля, в котором проживало много иностранных гостей, настучал на Капабланку. Он позвонил в турнирный комитет и сообщил, что кубинский гроссмейстер слишком долго производит покупки. Тут же в номере раздался звонок, и чемпиону мира намекнули, что столь длительные торговые отношения противоречат правилам отеля. Капабланка был крайне возмущен, что ему помешали сделать правильный выбор. Расстроилась, наверное, и продавщица: ей так и не удалось пристроить свой товар...

Один за всех

В один из свободных на турнире дней Капабланка вернулся в гостиницу глубокой ночью.

— Кто там? — спросил заспанный портье.

— Хосе Рауль Капабланка-и-Грауспера. — Для убедительности кубинец представился своим полным именем.

— Хорошо, входите, — буркнул портье, — только пусть последний плотно прикроет дверь.

Гивелв чемпиона

В том же 1925-м во время съемок «Шахматной горячки» Капабланка дал сеанс одновременной игры на тридцати досках, и за одной из них сидела юная Валентина Токарская, впоследствии знаменитая актриса Театра сатиры. Девушка была чемпионкой Дворца пионеров и хотела испытать силы против чемпиона мира. Однако у нее ничего не получилось: когда Капабланка, известный сердцеед, увидел, какая красавица с ним играет, он просто погиб. И после первого же хода, сделанного дрожащей девичьей рукой, не отрывая взгляда от партнерши, положил своего короля на бок и шепотом произнес: «Сдаюсь». Все остальные партии Капабланка выиграл.

Психоз

После выхода на экраны фильма «Шахматная горячка», в котором снялся Капабланка, в моду вошли галстуки и запонки «а-ля Капабланка». Мужчины носили клетчатые кепи, женщины в модной одежде были похожи на шахматные доски. Все обвязывали шею шахматными шарфами, покупали шахматные майки, трусы, носки. Все, что можно было надеть на себя, модники разбивали на черные и белые квадраты.

Магнат подкачал

В Москве кто-то пустил слух, что Капабланка женат на дочери автомобильного магната Форда-старшего. На одном из выступлений Капабланку спросили об этом. Чемпион мира улыбнулся и сделал сенсационное признание:

— Я не прочь стать зятем Форда, но американский миллиардер подкачал: он производит на свет только сыновей.

Учиться никогда не поздно

Капабланка был гений, за доской действовал по интуиции и почти не следил за теорией. В 1936 году он последний раз посетил Москву и блестяще выступил на третьем Московском международном турнире. Хосе Рауль жаловался на молодых советских шахматистов, которые слишком хорошо знают дебютную теорию.

— Ваша молодежь заставит меня, наконец, взять в руки шахматные книги, — кокетливо шутил Капа. На самом деле он не проиграл ни одной партии, выиграв восемь!

Свежая игра

Капабланка давал сеанс одновременной игры, и один из его партнеров, быстро получив мат, спросил мнение о своей игре.

— Играете вы свежо, нестандартно, — со свойственным ему тактом ответил Капабланка, — но почему вы так и не вывели коней?

— Дело в том, что меня только вчера познакомили с шахматами, — объяснил сеансеру соперник, — а как ходить конем, показать забыли.

С первого взгляда

Вскоре после того, как Капабланка оставил свою первую жену-кубинку, он встретил красавицу Ольгу Чегодаеву, русскую княгиню, молодую вдову эмигранта. Ольга была родом из Тифлиса (ныне Тбилиси), Москву никогда не видела. Родители вывезли ее в 1920-м, а в тридцатые годы судьба забросила ее в США. Здесь княгиня и познакомилась с Хосе Раулем, работавшим тогда в кубинском посольстве в Вашингтоне. Влюбившись в Ольгу с первого взгляда, шахматный король тут же объявил, что женится на ней. Так и случилось. Капабланка почти не расставался с Ольгой и свои лучшие дни провел с молодой женой в Париже.

Завещание

Кубинский гений отличался благородством манер, тактом, умением стройно изложить свои мысли. Из всех ушедших чемпионов только он оставил завещание своему наследнику, причем за много лет до смерти, в 1925 году. Вот это поучительное «письмо сыну» (с сокращениями):

«Прежде всего, ты должен уважать и любить свою мать больше всего на свете. Независимо от твоих наклонностей и профессии ты должен стать адвокатом, чтобы суметь защитить интересы — свои и своей семьи. Ты должен также научиться хорошо плавать и быть хорошим боксером, чтобы уверенно чувствовать себя как на море, так и на суше. Постарайся быть человеком широкой эрудиции. Нет в мире ничего более занимательного, чем книги. Но при этом помни, что нужно быть полезным для человечества. Будь прямым и честным человеком. Твой отец обнимает тебя со всей любовью.

Странный визит

Матч на первенство мира Ботвинник — Петросян называли в Москве еврейско-армянской битвой во славу русского народа. (Тем более, что у еврея Ботвинника жена была армянкой, а у армянина Петросяна — еврейкой). В Театре эстрады, где протекало сражение, большинство зрителей были армяне (многие специально приехали из Еревана поболеть за своего земляка), и надо сказать, не все отличались большой культурой. Во всяком случае, когда в зале появился замечательный композитор Арам Хачатурян, его почти никто не узнал. А один из болельщиков высказал предположение, что это сам Капабланка посетил матч. Действительно, у композитора был такой же импозантный вид, как у кубинца, умершего за 21 год до матча в Театре эстрады.

И вот уже по рядам пошел шепот: «Капабланка, Капабланка...» Покидая зал, зрители так и оставались в полной уверенности, что за великого сына армянского народа пришел поболеть великий сын кубинского народа.



Загрузка...
Top