Лапин И.Л., Голубович Н.В.: Зарубежная литература. Литература XVII века

Зарубежная литература 17 – 18 вв.
17 век в мировом литературном развитии.

Литературный процесс в Европе в 17 веке отличается очень большой сложностью и противоречивостью. 17 век является эпохой, обозначившей переход от Возрождения к Просвещению, и это определило особенности исторического и культурного развития в европейских странах происходит укрепление позиций феодально-католической реакции, и это вызвало кризис ренессансного гуманизма, с наибольшей силой выраженный в искусстве барокко.

Барокко как стиль формируется не только в литературе, но и в живописи, музыке. Как литературное течение барокко обладает целым рядом общих мировоззренческих и художественных принципов.

В основу барокко положена полемичная по отношению к ренессансным традициям концепция человека. Существо слабое и хрупкое, человек, как полагали писатели барокко, обречен блуждать в трагическом хаосе жизни. Глубоко пессимистическая концепция бытия приводит литературу барокко к аскетическим религиозным идеалам.

Барокко создает элитарную теорию искусства, утверждает особый метафорический орнаментальный стиль. Основываясь на идее дисгармонии мира, писатели барокко, стремясь выразить идею дисгармонии в самой образной системе произведения, увлекаются смысловыми и живописными контрастами. Наиболее яркое воплощение принципы барокко нашли в творчестве великого испанского драматурга П.Кальдерона.

В европейском барокко складываются два течения - высокое и низовое, или демократическое, барокко. Элитарным идеям, возвышенной риторике высокого барокко, представленного театром П.Кальдерона, поэзией Л. де Гонгоры, Д. Донна, пасторальным и галантно-героическим романом, низовое барокко противопоставляет стиль комического бурлеска, во многом сознательно пародирующий возвышенную образность (наиболее ярко данные тенденции выразились в плутовском романе 17 века).

Другим литературным направлением 17 века стал классицизм, получивший особый расцвет во Франции. Необходимо помнить, что истоки классицизма уходят в эстетику Возрождения, создавшую культ античности как средоточия художественного идеала. Классицизм отразил подъем национального самосознания французского общества. В первой трети 17 века во Франции происходит становление абсолютной монархии, которая приводит к ликвидации феодальных междоусобиц и образованию единого централизованного государства. Этот исторически прогрессивный процесс создает объективные предпосылки для развития классицизма. Глубокое воздействие на эстетку классицизма оказали идеи Р.Декарта, создателя рационалистической философской школы.

В своем развитии классицизм 17 века прошел два основных этапа. В первой половине 17 века он утверждал высокие идеи гражданственности и героизма, что нашло отражение в политических трагедиях П. Корнеля.

Во второй половине 17 века, после трагических событий Фронды, в классицизме углубляются трагические мотивы. Классицизм создал стройную эстетическую теорию, которая получила завершенное воплощение в трактате Н. Буало «Поэтическое искусство». Классицисты разработали нормативную теорию искусства, включающую четкую дифференциацию «высокого» и « низкого», строгие жанровые и стилевые каноны. Рационалистическая установка определила концепцию человека, особенности конфликта в классицистических произведениях. Вместе с тем классицисты отстаивали принцип «подражания природе», «разумного правдоподобия», что позволило им воссоздать в своих произведениях типические черты общественной жизни 17 века.
^ XVII век в мировом литературном развитии

Ренессанс трудно отделить от истории и культуры XVII века. В начале XVII века продолжают творить корифеи Ренессанса. Переход между эпохами является очень плавный и продолжается несколько поколений. То же самое происходит и на верхних границах периода. XVII - XVIII века – основополагающая эпоха для развития современной европейской культуры. В эту эпоху создаются современные по типу государства. Во Франции под влиянием культуры классицизма создаются нормы литературы и языка, укоренившиеся до XX века. Схожую регулирующую функцию в Англии имело просветительское движение и рационалистическая литература.

Эпоха Возрождения – эпоха социального оптимизма, открытия мироздания и возможностей человека. Общественная система становится более динамичной, открываются возможности человеческой личности, судьбы. Возникает вера в преодоление социальных препон в самых разных сферах. Идеал человека эпохи Возрождения типологически сходен в разных культурах. Общечеловеческий идеал воплощал триединство красоты, добра и истины. Но уже на исходе эпохи Возрождения, в XVI веке, этот идеал начинает расшатываться. В XVI веке происходят религиозные войны, борьба государств за колонии, конкуренция на европейской арене. Единая европейская культура расшатывается. Обобщающее влияние латинского происхождения утрачивается. Появляется национальная культура, и создаются разные типы государств: буржуазные (революция в Голландии и Англии), появившиеся в результате процесса рефеодализации, возврата к старым общественным отношениям (Испания, Германия, Италия). В Германии воцарился «карликовый абсолютизм», государство оказалось в состоянии раздробленности. Ситуацию усугубила произошедшая в XVI веке Тридцатилетняя война. Во Франции постепенно происходило движение к капитализму. Франция той эпохи – одна из ведущих европейских держав. Её считают классической для литературы эпохи. В ней наиболее ярко проявляются тенденции централизации: исчезают областные различия, усиливается центр, создаётся единая правовая и культурная система – и абсолютизма (исключительная роль королевской власти).

В XVII веке появляется концепция власти. Власть становится надличностной силой, которую невозможно контролировать. Английский философ Гоббс представлял государство в виде чудовища Левиафана, которое контролирует всё, требует подчинения и действует жёсткими методами. Происходит полная унификация жизни, подчинение королю. Ведущей в эпохе становится категория управляемости. В Европе возникают ритуалы, контролирующие культурную и общественную жизнь, вводится этикет. В эпоху Людовика XIV этикет был гипертрофирован. Жёсткий государственный контроль становится стесняющей силой. Происходят революции, сменяющиеся диктатурой и последующей реставрацией монархии.

На протяжении XVII века формируется новый религиозный идеал. Происходит поиск «личного» Бога, его приближение к повседневной жизни. Буржуазия предполагает личностную инициативу. Воплощением этого поиска становится Реформация в своих крайних проявлениях (пуританство, кальвинизм). Отбрасывается ритуальная сторона и остаётся голая вера. Основной постулат протестантизма – индивидуальное доказательство того, что ты достоин божественного спасения. Содержанием эпохи становится и контрреформационное движение, особо развивающееся в Испании и Италии. По мысли контрреформаторов, Бог отодвигается в эмпирей, он действует как слепая и иррациональная сила. Носителем этой веры становится Церковь, также отодвигаемая в эмпирей. Эту стратегию воплощает в жизнь орден иезуитов, чей лозунг – «Цель оправдывает средства».

XVII век – переломное время, когда ценности человека катастрофически смещаются. Символы эпохи – бесконечные поиски, доверие к иррациональным категориям и бунт, буйство собственной воли. Человек эпохи ищет опору в поисках. Этой опорой становится либо разум, либо чувство. Истина, добро и красота начинают существовать отдельно друг от друга. В результате возникают две противоположные тенденции: рационализм и иррационализм соответственно.

Наиболее отчётливый симптом рационализма – становление науки. В исследованиях эмпирики возникает проблема метода, сближающая науку с литературой (Рене Декарт, Спиноза, Гоббс). Эти научные поиски обнаруживают своё продолжение вплоть до XX века.

Оборотной стороной этих поисков является иррационализм. Иррационализм сомневается в возможностях человеческого познания. Он стремится выделить зоны непознанного, показать разнообразие и игру феноменов. В иррационализме выделяется категория концепта – сближения разных, но мистически связанных категорий. Из концепта развивается метафора. Литература этой эпохи метафорична. Выбор между частными истинами зависит от собственной воли.

Одной из универсалий эпохи является ощущение кризиса, перелома, переоценка идеалов Возрождения. Литература эпохи полемическая и пропагандистская. Идеал Возрождения либо пытаются восстановить, либо отрицают его. Также происходит отказ от принципа гармонии. В XVII веке идёт установка на доминирующие категории. Диалектика определяется единством и борьбой противоположностей: взаимодействием разума и чувств, личности и общества. Эпоха барокко интересуется личностными процессами. Изменяется гуманизм – он становится «гуманизмом вопреки». Ценность человека не задана изначально, она приобретается. Ещё одна черта эпохи – аналитизм, исследовательский подход. Вырабатывается метод расчленения действительности на детали и её неожиданное комбинирование. Эпоха стремится к широким эпическим панорамам. Писатели делают акцент на централизации идеи. Благодаря открытию идеи происходит взаимодействие между публицистическим и художественным творчеством. Сама идея в художественном тексте раскрывается через пафос и логику. Логика организует композицию, связь частей. Одним из основных вопросов эпохи становится правда и правдоподобие. Происходит поиск критериев истины.
^ Литература барокко (общая хар-ка).

Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный мир как иллюзию и сон. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением. Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксюморонами. Бытует бурлескно-сатирическое отношение к действительности. Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность). Этика барокко отмечена тягой к символике ночи, теме бренности и непостоянства, жизни-сновидения (Ф. де Кеведо, П. Кальдерон). Известна пьеса Кальдерона «Жизнь есть сон». Развиваются и такие жанры, как галантно-героический роман (Ж. де Скюдери, М. де Скюдери), реально-бытовой и сатирический роман (Фюретьер, Ш. Сорель, П. Скаррон). В рамках стиля барокко рождаются его разновидности, направления: маринизм, гонгоризм (культеранизм), консептизм (Италия, Испания), метафизическая школа и эвфуизм (Англия)(См. Прециозная литература).

Действия романов часто переносятся в вымышленный мир античности, в Грецию, придворные кавалеры и дамы изображаются в виде пастушков и пастушек, что получило название пасторали (Оноре д’Юрфе, «Астрея»). В поэзии процветают вычурность, использование сложных метафор. Распространены такие формы, как сонет, рондо, кончетти (небольшое стихотворение, выражающее какую-нибудь остроумную мысль), мадригалы.

На западе в области романа выдающийся представитель - Г. Гриммельсгаузен (роман «Симплициссимус»), в области драмы - П. Кальдерон (Испания). В поэзии прославились В. Вуатюр (Франция), Д. Марино (Италия), дон Луис де Гонгора-и-Арготе (Испания), Д. Донн (Англия). В России к литературе барокко относятся С. Полоцкий, Ф. Прокопович. Во Франции в этот период процветала «прециозная литература». Культивировали её тогда, главным образом, в салоне мадам де Рамбуйе, одном из аристократических салонов Парижа, наиболее модном и знаменитом. В Испании барочное направление в литературе получило название «гонгоризма» по имени виднейшего представителя (см. выше).
литература барокко (общая характеристика).

универсалии эпохи предстают в барокко и классицизме. В европейской литературе классицизм представляется упрощённой версией барокко, в русской литературе барокко и классицизм рассматриваются как различные художественные направления. Но в творчестве одного писателя могут сходиться оба этих направления. В Испании барокко занимало доминирующее положение. Его эстетику и поэтику развивали представители школы Лопе де Вега. Классицизм там развивался лишь теоретически. В Англии ни один из методов не являлся доминирующим, так как там были сильны традиции Ренессанса. Лишь к середине века в английском искусстве нарастают классицистические черты (теория Бена Джонсона), но они не укореняются в этой стране. В Германии развивается низовое барокко, предпочтительными жанрами которого оказываются кровавая драма и плутовской роман. Основополагающим методом классицизм становится во Франции, но здесь проявляются и тенденции барокко. Наряду с классицистической существует и салонная литература, поэзия либертенов.

Барокко реализуется не только в литературе. Первоначально оно было выделено в архитектуре (работы Бернини, фонтаны Версаля). В музыке барокко было представлено творчеством Баха и Генделя, в живописи – Тициана и Караваджо, в литературе – Жана-Батиста Марино и Кальдерона. Барокко тесно связано с Ренессансом. Ю.Б. Виппер говорит о маньеризме – трагическом гуманизме позднего Возрождения. Это выход в аллегорические пространства с философскими конфликтами, демонстрирующими веру в человека и трагизм человеческого бытия.

Само слово «барокко» не имеет точного объяснения. Под этим термином понимается широкий ряд явлений. В барокко по определению нет канонов. Канон индивидуален, здесь царит разнообразие.
Мировоззренческие установки барокко:
1. Ощущение противоречивости мира, отсутствие устоявшихся форм, бесконечная борьба. Задача автора – уловить действительность в её изменчивости.

2. Пессимистический эмоциональный тон. Он происходит из разорванности, двойственности мира. В литературе этого направления часто встречается мотив двойника.

3. Ведущие мотивы – борьба плоти и духа, видимого и сущного. Излюбленная тема – борьба жизни и смерти. Авторы барокко часто изображают человека в его пограничных состояниях (сон, болезнь, безумие, пир во время чумы).

4. Театральность, игра, эксперименты героев с жизнью, трепетное отношение к земным радостям, любование мелочами быта. Произведения барокко отображают калейдоскоп жизни.

5. Герой барокко – законченный индивидуалист. Это либо яркое, но изначально порочное существо, которому нужно искупить свои грехи, либо изначально добрая, но изуродованная жизненными обстоятельствами личность. Второй тип героя стремится уйти от мира либо в творчество, либо путём создания жизненных утопий.
Эстетика барокко излагается в трактатах «Остромыслие или искусство быстрого ума» (Бальтазар Грассиан) и «Подзорная труба Аристотеля» (Эммануэль Тезауро). Искусство с точки зрения барокко – субъективное творчество. Оно не выражает истину, а творит иллюзию, подчиняясь воле автора. Задача писателя – преображение действительности. Полёт мысли должен быть преувеличен. Авторов барокко интересует всё необычное. Знакомясь с небывалым, читатель способен удивляться. Основное художественное средство – метафора. Метафора пересекается с амплификацией – преувеличением. Один и тот же предмет поворачивается с разных сторон.
^ Особенности английской литературы 17 века.

Первая половина 17 века отмечена в Англии расцветом поэзии барокко, представленной прежде всего школой поэтов-метафизиков. Одним из наиболее талантливых поэтов этого направления, открывшим новые горизонты европейской поэзии нового времени, был Джон Донн (1572 - 1631), с творчеством которого рекомендуется познакомиться студентам. Решающее воздействие на развитие английской литературы 17 века оказала английская буржуазная революция (1640 - 1650). Она проходила под религиозными пуританскими лозунгами, что определило специфику художественной мысли эпохи.

Главное внимание при изучении английской литературы 17 века следует уделить творчеству Д.Мильтона (1608 - 1674). Выдающийся революционный публицист, Мильтон отразил в своих поэмах актуальнейшие политические конфликты современности. Его поэма «Потерянный рай» представляет собой попытку социально-философского осмысления развития мира и человечества в целом. В художественном мире поэмы органически соединяются барочные и классицистические тенденции, на что необходимо обратить внимание при ее анализе.

Перечень вопросов к зачету « Зарубежная литература XVII—XVIII вв.»

1. XVII век в мировом литературном развитии.

2. Барокко (общая характеристика направления, метода, стиля).

3. Классицизм (общая характеристика направления, мето-да, стиля).

4. Испанская литература XVII века и ее представители.

5. Творчество Кальдерона. «Жизнь есть сон» Кальдерона (анализ произведения).

6. Французская литература XVII века. Развитие теории классицизма от Малерба до Буало.

7. Творчество Корнеля. «Сид» Корнеля (анализ произведения).

10. Творчество Расина. Федра (анализ произведения).

11. Роль Мольера в преобразовании жанра комедии.

12. «Тартюф» Мольера (анализ произведения).

13. «Мизантроп» Мольера (анализ произведения).

14. Проза французского классицизма. «Сказки» Перро.

15. Итальянская комедия. Гольдони и Гоцци.

16. Английская литература XVII века. Лирика Донна.

17. «Потерянный рай» Мильтона (общая характеристика произведения).

18. Общая характеристика литературы эпохи Просвещения в контексте европейской культуры XVIII века.

19. Творчество Дефо. «Робинзон Крузо» Дефо (анализ 1 тома).

20. Творчество Свифта. «Путешествия Гулливера» (анализ произведения).

21. «Школа злословия» Шеридана (анализ произведения).

22. Лирика Бернса.

23. Творчество Вольтера. «Кандид» Вольтера (анализ произведения).

24. Творчество Дидро. Анализ одного из произведений Дидро.

25. Творчество Руссо. Анализ одного из произведений.

26. «Женитьба Фигаро» Бомарше (анализ произведения).

27. Творчество Виланда. Сатира.

28. Литература «Бури и натиска». Творчество Гете. Лирика.

29. «Страдания юного Вертера» Гете (анализ произведения).

30. «Фауст» Гете (анализ произведения)

31. Творчество Шиллера. Анализ одного из произведений Шиллера.

32. Предромантизм в зарубежной литературе XVIII века. Английская школа. От сентиментализма к предромантизму (обзор).

Список литературы для обязательного чтения по дисциплине

«История зарубежной литературы XVII - XVIII вв.»

1. Лопе де Вега Ф. Собака на сене. Овечий источник(Фуэнте Овехуна). Учитель танцев.

2. Тирсо де Молина. Благочестивая Марта. Севильский озорник, или Дон Хуан.

3. Кальдерон П. Жизнь есть сон.

4. Корнелъ П. Сид. Гораций.

5. Расин Ж . Андромаха. Федра . Британик.

6. Мольер Ж.-Б. Мизантроп. Тартюф . Скупой. Дон Жуан. Мещанин во дворянстве.

7. Донн Д. Стихи.

8. Томсон Д. Времена года.

9. Мильтон Д. Потерянный рай . Возвращенный рай.

10. Дефо Д. Робинзон Крузо (том 1).

11. Свифт Д. Путешествия Гулливера (взрослый вариант).

10. Филдинг Г. История Тома Джонса, найденыша.

11. Шеридан Р.Б. Школа злословия.

12. Стерн Л. Сентиментальное путешествие . Жизнь и мнения Тристрама Шенди.

13. Бернс Р. Лирика.

14. Монтескье Ш. Персидские письма.

15. Вольтер Ф.-М. Простодушный . Кандид. Орлеанская девственница.

16. Дидро Д. Племянник Рамо. Монахиня . Жак-фаталист.

17. Руссо Ж.-Ж. Юлия, или Новая Элоиза (отдельные части). Эмиль . Исповедь. Пигмалион.

18. Бомарше П. Севильский цирюльник. Женитьба Фигаро .

19. Лесаж. Приключения Жиль Бласа из Сантильяны .

20. Лафайет. Принцесса Клевская.

21. Лафонтен. Басни. Сказки.

18. Лессинг Г.-Э. Эмилия Галотти. Лаокоон (предисловие).

19. Гете И.-В . Лирика. Страдания юного Вертера . Фауст.

20. Шиллер Ф. Коварство и любовь . Разбойники. Мария Стюарт. Дон Карлос.

21. Грей Т. Элегии.

22. Виланд. История абдеритов. Оберон.

23. Гольдони К. Хозяйка гостиницы, или Трактирщица.

24. Гоцци К. Принцесса Турандот.

25. Перро Ш. Сказки.

26. Шодерло де Лакло. Опасные связи.

27. Прево А. История кавалера де Грие и Манон Леско.

28. Остин Д. Гордость и предубеждение. Чувство и чувствительность, или Разум и чувства. Доводы рассудка. Эмма.

29. Уолпол Г. Замок Отранто.

30. Радклиф А. Удольфские тайны.

Примечание. Обязательная для литература выделена жирным шрифтом. Студентам надлежит соблюдать пропорциональность в выборе произведений по списку с учетом национальных школ и жанров.

Жирным шрифтом выделена обязательная литература. Обычным - дополнительная (бонусные баллы за прочтение).

Список текстов для чтения состоит из обязательного и дополнительного. Все прочитанные произведения должны фиксироваться в «Дневнике читателя» (отдельной тетради) в следующей форме:

1) выходные данные книги (с указанием перевода);

2) метод;

3) жанр художественного произведения;

4) основные сюжетные линии;

5) система образов, имена.

В каждом модуле указаны списки статей для конспектирования. Конспекты должны записываться в отдельной тетради.

Характеристика 17 века как особой эпохи в истории западной литературы

XVII век — век войн, политических и религиозных конфликтов, век, когда уходят в прошлое утопические ренессансные идеи о господстве, оставляя после себя ощущение абсолютного мирового хаоса. Человек в этом хаосе перестает быть высшей мерой всех вещей, он вынужден покориться новым законам и правилам. А усиление гонений на еретиков, ужесточение цензуры лишь усиливают трагические настроения, которые находят отражение в литературе. Появляются две концепции мировосприятия: католическая концепция свободной воли и протестантская концепция предопределения. Для первой концепции характерно восприятие человека свободным, вольным выбирать между добром и злом, тем самым предопределяя свое будущее. Протестантская же концепция предполагает, что спасение человека не зависит от того, как он живет, и все уже предопределено свыше. Но это не освобождает человека от обязанности быть добродетельным. Несмотря на минусы католической концепции свободной воли, которая предполагает некий обмен между Богом и человеком (добрые дела с расчетом на божественное вознаграждение), эта концепция больше всего повлияла на литературу XVII века.

Другими популярными идеями, нашедшими отражения в литературе XVII века, стали идеи стоицизма и неостоицизма. Основным принципом и девизом приверженцев этих идей стало сохранение внутреннего спокойствия. Для неостоицизма также характерно очень сильное религиозное чувство, параллельные евангельским верования и предчувствия.

В XVII веке формируются две противоборствующие художественные системы: барокко и классицизм.

Общая характеристика барокко.

Барокко переводится с итальянского как «причудливый», и это слово лучше всего характеризует данное литературное направление. Оно приходит на смену ренессанса и привносит в литературу причудливые, экспрессивные формы, динамику, дисгармонию, экспрессию. На смену линейной перспективе приходит странная барочная перспектива: двойные ракурсы, зеркальные отображения, сдвинутые масштабы. Все это призвано выразить неуловимость мира и иллюзорность наших представлений о нем. В барокко противопоставляются высокое и наука, земное и небесное, духовное и телесное, реальность и иллюзия. Ни в чем нет ясности, цельности. Мир расколот, в бесконечном движении и времени. Этот бег делает человеческую жизнь ужасно быстротечной, отсюда тема краткосрочности человека, бренности всего сущного.

В драматургии барочная игра изначально проявляется в зрелищности, иллюзионизме, переходе от реальности к фантазии. Человеческая жизнь уподобляется театру. Бог разыгрывает театр жизни, подняв занавес хаоса. Это драматическое представление о мире и о человеке вообще свойственно барокко. Оно обнажает комичность человеческого существования, когда стремление к счастью — это лишь жестокий исторический процесс.

Общая характеристика классицизма.

Обычно важнейшей чертой классицизма называет её нормативный характер, а именно свод законов и правил, обязательных для всех деятелей искусства. Однако многие сторонники классицизма не всегда строго соблюдали эти правила.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Зарубежная литература XVII века

Основные литературные направления

XVII век трактовали на протяжении почти всей половины ХХ века как «эпоху классицизма». Все художественные явления, выходящие из разряда классицистических, рассматривались либо как художественно несовершенные произведения (в зарубежном литературоведении, по преимуществу), либо как реалистические создания, наиболее важные в перспективе литературного развития (в советском литературоведении). Возникшая в западной науке в 30-40-е годы ХХ века и все более распространяющаяся, в том числе и у нас, своеобразная мода на барокко вызвала к жизни противоположный феномен, когда XVII столетие превратилось в «эпоху барокко», а классицизм стали рассматривать как некий вариант барочного искусства во Франции, так что в последнее время изучение классицизма требует, пожалуй, больших усилий и научной смелости, чем исследование барокко.

Следует обратить особое внимание на проблему «реализм XVII века». Концепция эта была весьма популярна на определенном этапе развития отечественного литературоведения: несмотря на провозглашенное в середине 1950-х годов требование крупных, авторитетных ученых-литературоведов не использовать «реализм» как комплиментарно-оценочное понятие, все же специалисты видели развитие литературы как своеобразное «накопление» элементов реализма, охотно связывали с реалистическими тенденциями демократические литературные течения, низовую комическую и сатирическую литературу и т.п. Утверждения, что в литературном процессе XVII века участвует в той или иной форме реализм. Художественная правдивость, подлинность и убедительность образов, мотивов, конфликтов и т.п. достигались и воплощались по иным эстетическим законам, чем это будет в реализме - феномене литературы XIX столетия.

Борокко и классицизм

В современной науке ныне практически общепризнанно, что основными литературными направлениями XVII века являлись барокко и классицизм. Развитие их протекало противоречиво и неравномерно, между поэтикой этих направлений были и сходство и расхождения, взаимовлияние и полемика. Барокко и классицизм в разной степени распространялись в различных регионах и на разных этапах внутри той историко-литературной эпохи.

Прежде всего, остановимся на узловых моментах изучения литературы барокко. Нужно уяснить сложную этимологию термина «барокко»: о нем спорили ученые с начала 30-х до середины 50-х годов нашего столетия. Следует помнить также, что писатели, которых сегодняшняя наука относит к направлению барокко, не знали этого термина (как литературного, по крайней мере) и не называли себя барочными писателями. Само слово «барокко» как термин истории искусства стали применять к определенному кругу художественных явлений XVII века лишь в следующем, XVIII столетии, причем с негативным оттенком. Так, в «Энциклопедии» французских просветителей слово «барокко» используется с значениями «странный, причудливый, безвкусный». Трудно найти и один языковой источник этого термина, ибо слово использовалось, с оттенками значений, и в итальянском, и в португальском, и в испанском языках. Следует подчеркнуть, что, хотя этимология и не исчерпывает современного значения этого литературного понятия, она позволяет уловить некоторые черты поэтики барокко (причудливость, необычность, многозначность), соотносима с ней, доказывает, что рождение терминологии в истории литературы хотя и случайно, но не вполне произвольно, обладает определенной логикой.

Оформление барокко как терминологического понятия не означает, что в его истолковании сегодня нет дискуссионных моментов. Зачастую этот термин получает у историков культуры прямо противоположные толкования. Так, определенная часть исследователей вкладывает в понятие «барокко» очень широкое содержание, видя в нем некую повторяющуюся стадию развития художественного стиля - стадию его кризиса, «заболевания», приводящего к некоему сбою вкуса. Известный ученый Г. Вельфлин, например, противопоставляет «здоровое» искусство Ренессанса «больному» барочному искусству. Э. Орс выделяет так называемое эллинистическое, средневековое, романистическое барокко и т.д. В противовес такой трактовке большинство ученых предпочитают конкретно-историческое понимание термина «барокко». Именно такое истолкование барочного искусства получило наибольшее распространение в отечественном литературоведении. Но и среди наших ученых есть расхождения в анализе поэтики барокко, дискуссии по отдельным аспектам его теории.

Надо знать, что на трактовку барокко у нас долгое время оказывала воздействие вульгарно-социологическая, прямолинейно идеологическая его концепция. До сих пор можно встретить в литературе утверждения, что искусство барокко - это искусство Контрреформации, что оно расцветало прежде всего там, где дворянские круги взяли верх над буржуазией, что оно выражает эстетические устремления придворной знати и т.п. За этим стоит убеждение в «реакционности» стиля барокко: если писателей этого направления и ценят за формальную изощренность стиля, то не могут простить им «идейную ущербность». В этом, по-видимому, состоит смысл печально-знаменитого определения барокко в учебнике С.Д. Артамонова: «Барокко - болезненное дитя, рожденное от урода отца и красавицы матери». Таким образом, для действительно глубокого и верного понимания особенностей литературы барокко особенно необходимы не устаревшие учебники, а новые научные исследования.

Попытаемся кратко охарактеризовать основные параметры поэтики барокко, как они вырисовываются в этих исследованиях, прежде чем порекомендовать соответствующую дополнительную литературу.

Значение, которое ученые, в том числе и отечественные, придают на современном этапе культуре и литературе барокко, приводит порой к утверждению, что барокко - «вовсе не стиль, и не направление». Такого рода утверждение кажется полемической крайностью. Барокко, конечно, это и художественный стиль, и литературное направление. Но это еще и тип культуры, что не отменяет, а включает предшествующие значения данного термина. Нужно сказать, что общий пафос статьи А.В. Михайлова очень важен, так как барокко очень часто воспринимается как стиль в узком смысле слова, т.е. как сумма формально-эстетических приемов.

Мироощущение человека барокко, барокко как художественная система до сих пор изучены, как кажется, несколько меньше и хуже. Как заметил известный швейцарский специалист по барокко Ж. Руссе, «идея барокко относится к числу тех, что от нас ускользают, чем пристальнее ее рассматриваешь, тем менее ею овладеваешь». Очень важно понять, как мыслятся в барокко цель и механизм художественного творчества, какова его поэтика, как она соотносится с новым мироощущением, запечатлевает его. Конечно, прав А.В. Михайлов, подчеркивающий, что барокко - это культура «готового слова», т.е. риторическая культура, у которой нет непосредственного выхода в действительность. Но само это пропущенное через «готовое слово» представление о мире и человеке дает возможность ощутить глубокий общественно-исторический сдвиг, который произошел в сознании человека XVII века, отразил кризис ренессансного мироощущения. Необходимо проследить, как на почве этой кризисности соотносятся маньеризм и барокко, что делает маньеризм все-таки частью литературного процесса позднеренессансной литературы, а барокко выводит за его рамки, включая в новый литературный этап - XVII столетие. Наблюдения, позволяющие ощутить различие маньеризма и барокко, есть в превосходной статье Л.И. Танаевой «Некоторые концепции маньеризма и изучение искусства Восточной Европы конца XVI и XVII века».

Философской основой барочного мироощущения становится преставление об антиномичной структуре мира и человека. Можно сопоставить некоторые конструктивные моменты видения барокко (оппозиции телесного и духовного, высокого и низкого, трагического и комического) со средневековым дуалистическим восприятием действительности. Подчеркнем, однако, что традиции средневековой литературы входят в литературу барокко в измененном виде, соотносятся с новым пониманием закономерностей бытия.

Прежде всего, барочные антиномии являются выражением жажды художественно освоить противоречивую динамику реальности, передать в слове хаос и дисгармонию человеческого существования. Самая книжность барочного художественного мира идет от наследуемых от средневековья представлений о Вселенной как о книге. Но для человека барокко эта книга рисуется громадной энциклопедией бытия, а потому литературные произведения в барокко тоже стремятся быть энциклопедиями, рисовать мир в его полноте и разложимости на отдельные элементы - слова, понятия. В созданиях барокко можно найти как традиции стоицизма, так и эпикурейства, но эти противоположности не только борются, но и сходятся в общем пессимистическом ощущении жизни. Литература барокко выражает чувство непостоянства, изменчивости, иллюзионности жизни. Актуализируя известный еще средневековью тезис «жизнь есть сон», барокко обращает внимание прежде всего на зыбкость граней между сном» и «жизнью», на постоянное сомнение человека, находится ли он в состоянии сна или бодрствует, на контрасты или причудливые сближения между лицом и маской, «быть» и «казаться».

Тема иллюзии, кажимости - одна из самых популярных в литературе барокко, часто воссоздающей мир как театр. Необходимо уточнить, что театральность барокко проявляется не только в драматическом восприятии перипетий внешней жизни человека и его внутренних коллизий, не только в антиномичном противостоянии категорий лица и маски, но в пристрастии к своеобразной демонстративности художественного стиля, декоративности и пышности изобразительных средств, их утрировке. Потому барокко справедливо называют иногда искусством гиперболы, говорят о господстве в поэтике барокко принципа расточительности художественных средств. Следует обратить внимание на полисемантичность мира и языка, многовариантность толкований образов, мотивов, слов в барочной литературе. С другой стороны, нельзя упускать из виду, что барокко сочетает в себе и выражает в поэтике своих произведений эмоциональное и рациональное, обладает некоей «рассудочной экстравагантностью» (С.С. Аверинцев). Литературе барокко не только не чужд, но органически присущ глубокий дидактизм, однако это искусство стремилось прежде всего волновать и удивлять. Вот почему можно найти среди литературных произведений барокко и такие, в которых дидактические функции выражены не прямолинейно, чему немало способствует отказ от линейности в композиции, развитии художественного конфликта (так возникает специфические пространственные и психологические барочные лабиринты), сложная разветвленная система образов, метафоричность языка.

О специфике метафоризма в барокко важные наблюдения находим у Ю.М. Лотмана: "…здесь мы сталкиваемся с тем, что тропы (границы, отделяющие одни виды тропов от других, приобретают в текстах барокко исключительно зыбкий характер) составляют не внешнюю замену одних элементов плана выражения другими, а способ образования особого строя сознания». Метафора в барокко, таким образом, не просто средство украсить повествование, а особая художественная точка зрения.

Необходимо усвоить и особенности жанровой системы барокко. Наиболее характерными жанрами, развивающимися в русле этого литературного направления, являются пасторальная поэзия, драматические пасторали и пасторальный роман, философско-дидактическая лирика, сатирическая, бурлескная поэзия, комический роман, трагикомедия. Но особое внимание следует обратить на такой жанр, как эмблема: в нем воплотились важнейшие черты поэтики барокко, ее аллегоризм и энциклопедизм, сочетание зрительного и словесного.

Несомненно, следует знать об основных идейно-художественных течениях внутри барочного направления, однако необходимо предостеречь от узкосоциологической трактовки этих течений. Так, деление барочной литературы на «высокую» и «низкую» хотя и соотносится с понятиями «аристократическое» и «демократическое» барокко, но не сводится к ним: ведь чаще всего обращение к поэтике «высокого» или «низового» крыла барокко продиктовано не социальным положением писателя или его политическими симпатиями, а являет собою эстетический выбор, часто направляемый жанровой традицией, сложившейся иерархией жанров, а порою сознательно этой традиции противопоставленный. Можно легко убедиться, анализируя творчество многих писателей барочного направления, что они иногда создавали произведения и «высокие» и «низкие» едва ли не одновременно, охотно прибегали к контаминации «светски-аристократического» и «демократического» сюжетов, вводили в возвышенный барочный вариант художественного мира бурлескных, сниженных персонажей, и наоборот. Так что совершенно правы те исследователи, которые ощущают, что в барокко «элитарное и плебейское составляют разные стороны одной целостности». Внутри барочного направления, как можно заметить, есть и еще более дробное деление. Нужно иметь представление об особенностях таких явлений, как культизм и консептизм в Испании, маринизм в Италии, литература либертинов во Франции, поэзия английских метафизиков. Особое внимание следует обратить на применяемое к явлениям барокко во Франции понятие «прециозности», которая трактуется и в наших учебниках, и в научных трудах неверно. Традиционно «прециозность» понимается отечественными специалистами как синоним литературы «аристократического» барокко. Между тем, современные западные исследования этого феномена не только уточняют его социально-исторические корни (прециозность возникает не в придворно-аристократической, а прежде всего в городской, салонной буржуазно-дворянской среде), хронологические рамки - середина 40-х - 50-е годы XVII века (таким образом, например роман д, Юрфе «Астрея» (1607-1627) не может рассматриваться как прециозный), но и выявляют его художественную специфику как особого классицистически-барочного типа творчества, основанного на контаминации эстетических принципов обоих направлений.

Следует помнить и об эволюции барокко на протяжении XVII столетия, об относительном движении его от наследуемой у Ренессанса «материальности» стиля, живописности и красочности эмпирических подробностей к усилению философской обобщенности, символическо-аллегорической образности, интеллектуальности и утонченного психологизма (ср., например, барочные плутовские романы начала XVII века в Испании с философским испанским романом середины столетия, или прозу Ш. Сореля и Паскаля во Франции, или поэтические сочинения раннего Донна с поэзией Мильтона в Англии и т.д.). Важно ощутить и различие национальных вариантов барокко: его особую смятенность, драматическую напряженность в Испании, значительную степень интеллектуального аналитизма, сближающего барокко и классицизм во Франции, и т.п.

Необходимо рассмотреть и дальнейшие перспективы развития барочных традиций в литературе. Особый интерес в этом аспекте представляет проблема взаимоотношения барокко и романтизма. Ознакомиться с современным уровнем решения этой проблемы помогут статьи, указанные в списке литературы. Актуальна и проблема исследования традиций барокко в ХХ веке: интересующиеся современной зарубежной литературой легко найдут среди ее произведений такие, поэтика которых явно перекликается с барочной (это касается, например, латиноамериканского романа так называемого «магического реализма» и др.).

Приступая к изучению другого важного литературного направления зарубежной литературы XVII века - классицизма, можно придерживаться той же последовательности анализа, начав с выяснения этимологии термина «классический», более ясной, чем этимология «барокко», как бы запечатлевающей тяготение самого классицизма к ясности и логичности. Как и в случае с барокко, «классицизм» как определение искусства XVII столетия, ориентированного на своеобразное соревнование с «древними», античными писателями, содержит в своем исходном значении некоторые черты классицистической поэтики, но не объясняет их все. И так же, как и писатели барокко, классицисты XVII века не называли себя таковыми, их стали определять этим словом в XIX веке, в эпоху романтизма.

Почти до середины ХХ века XVII столетие считалось у историков литературы «эпохой классицизма». Связано это было не только с недооценкой художественных достижений барокко или, напротив, с переоценкой классицизма (поскольку для некоторых стран классицисты - это и классики национальной литературы, это направление «трудно переоценить»), но прежде всего с объективным значением этого искусства в XVII веке, с тем, в частности, что теоретические размышления о художественном творчестве были в этот период преимущественно классицистическими. В этом можно убедиться, обратившись к антологии «Литературные манифесты западноевропейских классицистов» (М., 1980). Хотя в XVII веке были и теоретики барокко, но их концепции зачастую тяготели к контаминации барочных и классицистических принципов, включали изрядную долю рационалистического аналитизма и даже порой нормативности (как теория романа у французской писательницы М. де Скюдери), пытавшейся создать «правила» этого жанра).

Классицизм - не только стиль или направление, но так же, как и барокко, более мощная художественная система, которая начала складываться еще в эпоху Возрождения. При изучении классицизма необходимо проследить, как преломляются в классицистической литературе XVII века традиции ренессансного классицизма, обратить внимание на то, как античность из объекта подражания и точного воссоздания, «возрождения», превращается в пример правильного соблюдения вечных законов искусства и объект соревнования. Чрезвычайно важно помнить, что классицизм и барокко порождены одним временем, противоречивым, но единым мироощущением. Однако конкретные социокультурные обстоятельства развития той или иной страны обусловили часто весьма различную степень его распространенности во Франции, и, например, в Испании, в Англии и Германии и т.д. Иногда в литературе можно встретить утверждение, что классицизм - своеобразное «государственное» искусство, так как наибольший расцвет его связан со странами и периодами, характеризующимися возрастанием стабилизации централизованной монархической власти. Не следует, однако, путать упорядоченность, дисциплину мысли и стиля, иерархичность как эстетические принципы с иерархичностью, дисциплиной и пр. как принципами жесткой государственности и тем более видеть в классицизме некое официозное искусство. Очень важно ощутить внутренний драматизм классицистического видения действительности, не устраняемый, а, быть может, еще и усиленный дисциплиной внешних его проявлений. Классицизм как бы пытается художественно преодолеть противоречие, которое барочное искусство прихотливо запечатлевает, преодолеть его посредством строгого отбора, упорядочивания, классифицирования образов, тем, мотивов, всего материала действительности.

Можно также встретить утверждения, что философской основой классицизма явилась философия Декарта. Однако хотелось бы предостеречь от того, чтобы сводили классицизм к Декарту, как, впрочем, и Декарта к классицизму: вспомним, что классицистические тенденции начали складываться в литературе до Декарта, еще в эпоху Возрождения, а Декарт, со своей стороны, обобщил многое, что носилось в воздухе, систематизировал и синтезировал рационалистическую традицию прошлого. В то же время заслуживают внимания несомненные «декартовские» принципы в поэтике классицизма («разделение трудностей» в процессе художественного воссоздания сложных явлений действительности и т.п.). Это одно из проявлений общей эстетической «преднамеренности» (Я. Мукаржовский) классицистического искусства.

Познакомившись с важнейшими теориями европейских классицистов, можно проследить логическое обоснование ими принципов примата замысла над воплощением, «правильного» разумного творчества над прихотливым вдохновением. Очень важно обратить особое внимание на толкование в классицизме принципа подражания природе: природа предстает как прекрасное и вечное создание, построенное «по законам математики» (Галилей).

Значительную роль играет в классицизме специфический принцип правдоподобия. Заметим, что это понятие далеко от расхожего житейского употребления этого слова, совсем не является синонимом «правды» или «реальности». Как пишет знаменитый современный ученый, «классическая культура веками жила мыслью о том, что реальность никоим образом не может смешиваться с правдоподобием». Правдоподобие в классицизме предполагает, помимо этической и психологической убедительности образов и ситуаций, благопристойность и назидательность, реализацию принципа «поучать, развлекая».

Характеристику классицизма, таким образом, никак нельзя сводить к перечислению правил трех единств, но нельзя и обойти внимание эти правила. Для классицистов они являются, как бы частным случаем применения всеобщих законов искусства, способом удержать свободу творчества в границах разума. Надо осознать значение простоты, ясности, логической последовательности композиции как важных эстетических категорий. Классицисты, в противовес художникам барокко, отказываются от «лишних» художественных подробностей, образов, слов придерживаются «экономии» средств выразительности.

Необходимо знать, как построена иерархическая система жанров в классицизме, основывающаяся на последовательном разведении «высоких» и «низких», «трагических» и «комических» явлений действительности по разным жанровым образованьям. При этом надо обратить внимание на то, что жанровая теория классицизма и практика не вполне совпадают: отдавая в теоретических рассуждениях предпочтение «высоким» жанрам - трагедии, эпопее, классицисты пробовали свои силы в «низких» жанрах - сатире, комедии, и даже в жанрах неканонических, выпадающих из классицистической иерархии (таких, как роман: см. далее о классицистическом романе М. де Лафайет).

Классицисты оценивали художественные произведения исходя из того, что они считали «вечными» законами искусства, и законами не по обычаю, авторитету, традиции, а по разумному суждению. Поэтому надо заметить, что свою теорию классицисты мыслят как анализ закономерностей искусства вообще, а не создание некоей отдельной эстетической программы школы или направления. Рассуждения классицистов о вкусе имеют в виду не индивидуальный вкус, не прихотливость эстетического предпочтения, а «хороший вкус» как коллективную разумную норму «благовоспитанный людей». Однако в действительности оказывалось, что конкретные суждения классицистов по тем или иным вопросам художественного творчества, оценки конкретных произведений весьма существенно расходятся, что обусловило и полемику внутри классицизма, и реальное отличие национальных вариантов классицистической литературы. Необходимо разобраться в историко-социальных и культурологических закономерностях развития литературных направлений XVII века, понять, почему в Испании, например, преобладало барочное искусство, а во Франции - классицистическое, почему исследователи говорят о «бароккизирующем классицизме» М. Опица в Германии, о своеобразной гармонии или равновесии барочных и классицистических начал в творчестве Мильтона в Англии и т.п. Важно почувствовать, что реальная жизнь литературных направлений той эпохи не была схематичной, что они не последовательно сменяли друг друга, а переплетались, борясь и взаимодействуя, вступая в разные взаимоотношения.

барокко классицизм литературный поэтика

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Литература Древней Греции и Древнего Рима. Классицизм и барокко в западноевропейской литературе XVII века. Литература эпохи Просвещения. Романтизм и реализм в зарубежной литературе XIX века. Современная зарубежная литература (с 1945-х по настоящее время).

    методичка , добавлен 20.06.2009

    Роман Сервантеса "Дон Кихот" как вершина испанской художественной прозы. Мильтон - создатель грандиозных поэм "Потерянный рай" И "Возвращенный рай". Основные художественные направления литературы XVII века: ренессансный реализм, классицизм и барокко.

    реферат , добавлен 23.07.2009

    Литература барокко: тенденция к сложности форм и стремление к величавости и пышности. Появление в русской литературе в XVII-XVIII вв. стиля барокко, пути его формирования и значение. Внешние черты сходства сочинений Аввакума с сочинениями барокко.

    контрольная работа , добавлен 18.05.2011

    Общий анализ зарубежной литературы XVII века. Характеристика эпохи барокко с точки зрения времени напряженных поисков в области морали. Трансформация легенды о Дон Жуане в творчестве Тирсо де Молины. "Вечный" образ Дон Жуана в интерпретации Мольера.

    курсовая работа , добавлен 14.08.2011

    Тяжелая атмосфера разорения в Германии XVII века после Тридцатилетней войны. Поэт Мартин Опиц и трактат "Книга о немецкой поэзии". Оптимистичность поэзии Флеминга. Антивоенная тема и роман Гриммельсгаузена "Симплициссимус". Немецкое барокко, драматургия.

    реферат , добавлен 23.07.2009

    Барокко и классицизм в литературе и искусстве Франции 17 века. Пьер Корнель и его видение мира и человека. Начальный период творчества. Формирование классицистской драмы. Трагедии "третьей манеры". Лариса Миронова и Д. Обломиевский о творчестве Корнеля.

    курсовая работа , добавлен 25.12.2014

    Русская литература в XVI веке. Русская литература в XVII веке (Симеон Полоцкий). Русская литература XIX века. Русская литература XX века. Достижения литературы XX века. Советская литература.

    доклад , добавлен 21.03.2007

    Зарубежная литература и исторические события ХХ века. Направления зарубежной литературы первой половины XX века: модернизм, экспрессионизм и экзистенциализм. Зарубежные писатели ХХ века: Эрнест Хэмингуэй, Бертольт Брехт, Томас Манн, Франц Кафка.

    реферат , добавлен 30.03.2011

    Общая характеристика обстановки XVII века. Влияние раскола русской православной церкви на развитие древнерусской литературы. Старообрядческое движение и явление "анонимной беллетристики". Феномен русской сатирической повести на фоне "бунташного" XVII в.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2009

    Политическое положение Франции в XVII в., развитие литературы и искусства. Положение крестьянства в конце века и описание его в произведениях Лабрюйера. Традиции ренессансного реализма в творчестве позднего Расина ("Аталия"). Деятельность поэта Молерба.

КОЗЛОВА Г.А.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 17-18вв. 2 КУРС, ОЗО

Требования к зачету.





  1. Буало. Поэтическое искусство.

  2. П. Корнель. Сид.

  3. Ж. Расин. Федра.


  4. Д. Мильтон. Потерянный рай.

  5. Д. Донн. Лирика.

  6. Д. Дефо. Робинзон Крузо.



  7. Р. Бёрнс. Лирика.


  8. Вольтер. Кандид.


  9. Шиллер. Разбойники.

  10. Гёте. Фауст.















































Основная литература

1. Артамонов, С. Д. История зарубежной литературы XVII-XVIII вв.: учебник / С. Д. Артамонов. – М. : Просвещение, 1978 / (переизд. 2005)

2. Жирмунская Н. А. История зарубежной литературы XVII века: учебник / Н. А. Жирмунская. – М. : Высш. шк., 2007.

3. Ерофеева Н. Е. Зарубежная литература. 17век. – М., 2005.

4.Ерофеева Н.Е. Зарубежная литература. 18 век. Учебник. – М., 2005

5. История зарубежной литературы: учебник. – М. : МГУ, 2008

6.История зарубежной литературы 17 века / Под ред. М.В.Разумовской. - М.,2009.

7. История зарубежной литературы 18 века / Под ред. Л.В.Сидорченко. - М., 2009.

8. История зарубежной литературы 17-18 веков: Учебное пособия для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1988.

9.Пахсарьян Н.Т. История зарубежной литературы 17-18 веков. Учебно-методическое пособие. - М.: 19969.

10. Самарин Р. М. Зарубежная литература. – М., 1987.

11.Соловьева Н. А. История зарубежной литературы: Предромантизм. – М., 2005.

Дополнительная литература

1.Атарова, К. Н. Лоренс Стерн и его «Сентиментальное путешествие по

Франции и Италии» / К. Н. Атарова. - М., 1988.

2. Балашов, Н. И. Пьер Корнель / Н. И. Балашов. - М., 1956.

3. Барт, Р. Расиновский человек / Р. Барт // Барт Р. Избранные работы

Семиотика. Поэтика. - М., 1989.

4. Бордонов, Ж. Мольер / Ж. Бордонов. - М., 1983.

5. Верцман, И. Е. Жан-Жак Руссо / И. Е. Верцман. – М., 1958.

6. Виппер, Ю. Б. Творческие судьбы и история (О западноевропейских

литературах XVI - первой половины XIX века) / Ю. Б. Виппер. - М., 1990.

7. Волков, И. Ф. «Фауст» Гете и проблема художественного метода / И. Ф. Волков. - М., 1970.

8. XVII век в мировом литературном развитии / Под ред. Ю. Б. Виппера.

9. Ганин, В. Н. Поэтика пасторали: Эволюция английской пасторальной

поэзии XVI-XVIII веков / В. Н. Ганин. - Оксфорд, 1998.

10. Грандель, Ф. Бомарше / Ф. Грандель. - М., 1979.

11. Де Санктис, Ф. История итальянской литературы. В 2 т. / Под ред.

Д. Е. Михальчи. - М., 1963-1964.

12. Длугач, Т. Б. Дени Дидро / Т. Б. Длугач. - М., 1975.

13. Дубашинский, И. А. «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта / И. А. Дубашинский. - М., 1969.

14. Елистратова, А. А. Английский роман эпохи Просвещения / А. А. Елистратова. - М., 1966.

15. Ермоленко, Г. Н. Французская комическая поэма XVII-XVIII вв. / Г. Н.

Ермоленко. - Смоленск, 1998.

16. Жирмунский, В. М. Очерки по истории классической немецкой литературы / В. М. Жирмунский. - Л., 1972.

Зарубежная литература: Возрождение. Барокко. Классицизм. – М, 1998

17. История английской литературы. В 3 т. - М., 1943 - 1945. - Т. 1

18. История западноевропейского театра. В 8 т. Т. 1. / Под общ. ред. С. С.

Мокульского. - М., 1956.

19. История зарубежной литературы XVIII века / Под ред. А. П.

Неустроева, P. M. Самарина. - М., 1974.

20. История зарубежной литературы XVII века / Под ред. З. И. Плавскина. - М., 1987.

2
13
1. История зарубежной литературы XVIII века / Под ред. З. И. Плавскина.

22. История немецкой литературы. В 5 т. Т.1 - М., 1962.

23. История французской литературы. В 4 т. Т. 1. - М., 1946.

24. История эстетики: Памятники эстетической мысли: В 5 т. Т. 2. - М., 1964.

25. Кадышев, B.C. Расин / В. С. Кадышев. - М., 1990.

26. Кеттл, А. Введение в историю английского романа / А. Кеттл. - М., 1966.

27. Кирнозе, З. И. Практикум по истории французской литературы / З. И. Кирнозе, В. Н. Пронин. - М., 1991.

28. Конради, К. О. Гете: Жизнь и творчество. В 2 т. / К. О. Конради. - М., 1987.

29. Луков, В. А. История зарубежной литературы: XVII-XVIII века. В 2 ч. / В. А. Луков. - М., 2000.

30. Луков, В. А. Французская драматургия (предромантизм, романтическое движение) / В. А. Луков. - М., 1984.

31. Моруа, А. От Монтеня до Арагона / А. Моруа. - М., 1983.

32. Мультатули, В. М. Мольер / В. М. Мультатули. 2-е изд. - М., 1988.

33. Муравьев, B.C. Путешествие с Гулливером / В. С. Муравьев. - М., 1972. 34. Обломиевский, Д. Д. Французский классицизм / Д. Д. Обломиевский. - М., 1968.

35. Плавскин, З. И. Испанская литература XVII-XIX века / З. И. Плавскин. - М., 1978.

36. Практические занятия по зарубежной литературе / Под ред. Н. П. Михальской, Б. И. Пуришева. - М., 1981.

37. Проблемы Просвещения в мировой литературе / Отв. ред. С. В. Тураев. - М., 1970.

38. Пуришев, Б. И. Очерки немецкой литературы XV-XVII вв. / Б. И. Пуришев. - М., 1955.

39. Разумовская, М. В. Становление нового романа во Франции и запрет на роман 1730-х годов / М. В. Разумовская. - Л., 1981.

40. Сидорченко, Л. В. Александр Поуп и художественные искания в английской литературе первой четверти XVIII века / Л. В. Сидорченко. - СПб., 1992.

41. Свасьян, К. А. Иоганн Вольфганг Гете / К. А. Свасьян. - М., 1989.

42. Чамеев, А. А. Джон Мильтон и его поэма «Потерянный рай» / А. А. М. А. М. А. М. А. Чамеев. - Л., 1986.

43. Черноземова, Е. Н. История английской литературы: Планы. Разработки. Материалы. Задания / Е. Н. Черноземова. - М., 1998.

44. Шайтанов, И. О. Мыслящая муза: «Открытие природы» в поэзии XVIII века / И. О. Шайтанов. - М., 1989.

45. Шиллер, Ф. П. История западноевропейской литературы Нового времени. В 3 т. Т. 1. / Ф. П. Шиллер. - М., 1935.

46. Штейн, А. Л. Литература испанского барокко / А. Л. Штейн. - М., 1983.

47. Штейн, А. Л. История испанской литературы / А. Л. Штейн. - М., 1994.

48. Штейн, А. Л. История немецкой литературы: Ч. 1. / А. Л. Штейн. - М., 1999

49. Штейн, А. Л. История французской литературы / А. Л. Штейн, М. Н. Черневич, М. А. Яхонтова. - М., 1988.

Хрестоматии

1. Артамонов, С. Д. Зарубежная литература 17-18 вв.: хрестоматия; учебное пособие / C. Д. Артамонов. – М. : Просвещение, 1982.

2. Пуришев, Б. И. Хрестоматия по зарубежной литературе XVIII века: учебное пособие / Б. И. Пуришев. – М. : Высш. шк., 1973 / (переизд 1998)

3. Зарубежная литература XVIII века: хрестоматия: учебное пособие для вузов в 2 т. / Под ред. Б. И. Пуришева - М. : Высшая школа, 1988. ПЛАНЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема № 1. Театр французского классицизма. Корнель. Расин. Мольер.


  1. Эстетические принципы классицизма 17 века. «Вечные образы» и «вечные сюжеты».

  1. Разработка Аристотелем эстетических принципов классицизма в «Поэтике».

  2. Философия рационализма и классицизм 17 в. Декарт, Бэкон.

  3. «Поэтическое искусство» Н. Буало и эстетика классицизма 17 в.

  1. Высокая трагедия театра французского классицизма.

  1. Отражение драматических принципов П. Корнеля в трагедии «Сид». Образы трагедии.

  2. Эстетические взгляды Ж. Расина. Древнегреческие мифы в трагедиях Расина («Андромаха», «Федра»).

  1. Высокая комедия классицизма.

  1. Эстетические взгляды Мольера. «Вечные сюжеты в комедиях Мольера.

  2. Проблематика комедии Мольера «Мещанин во дворянстве». Образы комедии.

  3. Проблематика изучения творчества Мольера в школе.

  1. Проблема изучения классицизма в школе. Русская критика и русские писатели о классицизме, классике и классицистах (Пушкин и др.)
.

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов:

- собеседование по теме занятия;

- ответы на вопросы;

Заслушивание сообщений по темам «Русская литература о французском классицизме», «Проблемы изучения творчества Мольера в школе» и их обсуждение.

1. Внимательно прочитать материал лекции, учебных пособий по заданной теме.

2. Ответить на вопросы плана.

3. Сделать презентации.

Литература


  1. Буало Н. Поэтическое искусство. – М., 2005.

  2. История зарубежной литературы XVII в. / под ред. М.В. Разумовской. – М.: Высшая школа, 2001.

  3. Луков В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М.: Academia, 2009.

  4. Михайлов А.В., Шестопалов Д.П. Трагедия // Краткая литературная энциклопедия. – М., 1972. – Т. 7. – С. 588-593.

  5. Николюкин А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М.: НПК Интелвак, 2001.
Задания для СРС. Подготовить критический материал по теме занятия. Прочитать художественные произведения Мольера, Корнеля, Расина..

Тематика докладов, рефератов.

1. Буржуазная революция и литература.

2. Влияние идей пуританства на литературу 17-18вв.

3. Философия 17-18вв и литература.

4. Русские писатели о западноевропейской литературе 17в.

5. Западноевропейское Просвещение и русская литература.

6. Западноевропейская поэзия 17в. в контексте христианской мысли.

7. Творчество писателей (поэтов) 17-18 вв. в контексте христианской мысли.

8. Западноевропейская лирика 17-18вв. в контексте христианской мысли

Промежуточная аттестация по дисциплине – зачет.

Требования к зачету. Наличие конспектов, качество выполнения домашнего задания, знание художественных текстов, выполнение проверочных и контрольных работ, владение навыками аргументированной речи и работы с первоисточниками, Интернет-ресурсами.

Художественные тексты для обязательного использования (2 курс ОЗО, 4 сем. 3 курс ZSВЛ, 5 сем.).


  1. Лирика барокко. Марино. Гонгора.

  2. Лопе де Вега. Овечий источник.

  3. П. Кальдерон. Поклонение кресту. Жизнь есть сон.

  4. Буало. Поэтическое искусство.

  5. П. Корнель. Сид.

  6. Ж. Расин. Федра.

  7. Ж. Б. Мольер. Тартюф. Мещанин во дворянстве.

  8. Д. Мильтон. Потерянный рай.

  9. Д. Донн. Лирика.

  10. Д. Дефо. Робинзон Крузо.

  11. Д. Свифт. Путешествие Гулливера.

  12. Г. Филдинг. История Тома Джонса, найдёныша» (отрывки).

  13. Р. Бёрнс. Лирика.

  14. Д. Дидро. Парадокс об актёре. Племянник Рамо.

  15. Вольтер. Кандид.

  16. Руссо. Новая Элоиза. Исповедь.

  17. Шиллер. Разбойники.

  18. Гёте. Фауст.

  1. Общая характеристика зарубежной литературы 17 века.

  2. Пуританство и его влияние на литературу.

  3. Английская буржуазная революция и мировой литературный процесс.

  4. Общая характеристика литературных направлений 17 века.

  5. Общая характеристика литературы 18 века. Понятие о Просвещении.

  6. Эстетическая программа Просветителей. Теории «естественного права», «естественного человека», «общественного договора».

  7. Философия 17 века и литература. В. Кожинов о влиянии западноевропейской философии на литературу. Декарт, Бэкон.

  8. Философия 18 века и литература. Гоббс, Локк, Юм.

  9. Общая характеристика литературы барокко. Барокко в архитектуре. Представители.

  10. Общая характеристика литературы классицизма. Архитектура, живопись. Представители.

  11. Драматургия Лопе де Вега как отражение нового периода развития театра. Проблематика драмы «Овечий источник».

  12. Комедии «плаща и шпаги» Лопе де Вега.

  13. Барокко в поэзии Италии и Испании. Маринизм, гонгоризм.

  14. Поэзия испанского барокко. Луис де Гонгора. Франсиско де Кеведо.

  15. Эстетика Кальдерона. Тургенев о Кальдероне. Христианские мотивы драмы «Поклонение кресту».

  16. Проблематика драмы Кальдерона «Жизнь есть сон». Христианско-философский контекст драмы. Образы драмы.

  17. Английская литература 17 века и английская буржуазная революция. Пуританство и английская литература.

  18. Поэзия метафизиков. Творчество Д. Донна.

  19. Мильтон и английская буржуазная революция. Эстетика Мильтона в поэме «Потерянный рай».

  20. Особенности библейского сюжета в поэме Мильтона «Потерянный рай». Образы поэмы.

  21. Общая характеристика немецкой литературы XVII века.

  22. Художественные особенности романа Гриммельсгаузена «Симплиций Симплициссимус».

  23. Традиции «Поэтики» Аристотеля. «Поэтическое искусство» Буало и требования классицизма.

  24. Развитие эстетики классицистического театра в творчестве П. Корнеля. Конфликт долга и страсти в трагедии «Сид».

  25. Расин и традиции античной трагедии. Еврипид и Расин. Проблематика трагедии Расина «Федра».

  26. Особенности «высокой» комедии классицизма. Мольер об эстетике комедии.

  27. Тематика и проблематика комедий Мольера «Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп».

  28. Проблематика комедии «Мещанин во дворянстве». Специфика изучения Мольера в школе.

  29. «Вечные сюжеты» и «вечные образы» в комедиях Мольера.

  30. Особенности литературы английского Просвещения и его теория романа. Проблематика романа «История Тома Джонса, найденыша».

  31. Английская драма XVIII века. «Школа злословия» Шеридана.

  32. Трудовая этика пуритан и проблематика романа Дефо «Робинзон Крузо». Проблемы изучения творчества Дефо в школе.

  33. Свифт и английское Просвещение. Проблематика романа «Путешествие Гулливера». Изучение романа в школе.

  34. Английский сентиментализм. Стерн, Смоллетт, Р. Бёрнс. Проблемы изучения лирики Бёрнса в школе.

  35. Книга Стерна «Сентиментальное путешествие».

  36. Литература французского Просвещения. Эстетические взгляды Вольтера. Проблематика философских повестей.

  37. Особенности эстетики Дидро. Проблематика философской повести «Племянник Рамо».

  38. Социальные, политические и философские взгляды Руссо. Художественные особенности «Исповеди».

  39. Руссо и сентиментализм. Общая характеристика сентиментализма.

  40. Проблематика романа Руссо «Новая Элоиза».

  41. Художественные особенности комедий Бомарше «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро».

  42. Особенности развития немецкого Просвещения. Литература «Бури и натиска».

  43. Веймарский классицизм»: эстетические характеристики, переосмысление наследия античности.

  44. Трактат Лессинга «Лаокоон» и его влияние на эстетику Просвещения.

  45. Проблематика драмы Шиллера «Разбойники». Изучение творчества Шиллера в школе.

  46. Философские взгляды Гёте. Гёте и русская литература. Изучение творчества Гёте в школе.

  47. Немецкий сентиментализм. Гёте «Страдания юного Вертера».
Методические указания для СРС

Самостоятельная работа студентов зависит от того, связана ли она с проблемами, входящими в лекционный курс, или же темы внесены только на СРС. Лекция во многом облегчает работу студентов и первым этапом СРС будет изучение материалов лекции и учебников.

Если же лекции по материалу СРС не предусмотрены учебной программой, то студент опирается на материал учебников, научно-практической литературы и художественные тексты.

Важной в обоих случаях является библиографическая работа . Преподаватель дает на лекции необходимые источники, либо указывает в списке научно-практическо литературы, имеющимся в методических планах по курсам.Особое внимание нужно уделить работе с терминами, в которой студент должен привлекать не только комментарии, но и справочную литературу: «Краткая литературная энциклопедия», «Словарь литературоведческих терминов», «Поэтический словарь», «Философская энциклопедия». Основные термины выписываться и применяться в ходе анализа произведений.

О библиографической культуре студента свидетельствует и время появления работы, и противоречие между позицией критика и собственным мнением.

Полезной формой является составление хронологических таблиц, например, таблиц дат жизни и деятельности писателя.

Конспектирование – важный элемент работы над теоретическим и критическим текстом. Конспекты периодически проверяются.

Конспект должен состоять из плана изученной работы и краткой ее аннотации. В конспекте должно быть несколько цитат, в которых формируются основные положения работы и их доказательство.

При чтении художественных произведений также должны вестись записи.

При подготовке к занятию студент должен составить план ответа на поставленные преподавателем вопросы, записать аргументацию ответов, уточнить терминологию, которой он намерен оперировать.

Преподаватель должен также предоставить право самостоятельных действий студентам. Студент обязан самостоятельно восполнить тот пробел, который не заполнен лекционным материалом.

К формам СРС относятся составление плана урока, факультативного занятия в соответствии с требованиями школьной методики. Могут быть подготовлены доклады, рефераты, которые могут быть прочитаны на практических занятиях, кружках, научных конференциях, заседаниях проблемных групп. Отдельные темы могут быть использованы в курсовых и ВКР. Тезисы или статьи по письменным работам студентам могут быть опубликованы. Подобная научная работа студентов может быть промежуточным контролем и влияет на промежуточную итоговую аттестацию .

Индивидуализация является важным принципом СРС



Загрузка...
Top