Лопе де вега и его произведения. Лопе де Вега - Великие любовные истории

Родился 25 ноября 1562 в Мадриде. Учился в иезуитской коллегии, затем в университете в Алькала. К двадцати двум годам заявил о себе как поэт и драматург. После разрыва с актрисой Еленой Осорио (Филида в его стихах) распространял стихотворения, порочащие ее саму и ее семью, в 1588 был судим за клевету и изгнан из Мадрида на восемь лет. Воспоминания об этом эпизоде впоследствии вдохновили его на шедевр – повествование Доротея (La Dorotea, 1632). В изгнание Лопе прихватил с собой юную Исабель де Урбина (Белиса в его стихах), чья семья начала против него судебный процесс, прекращенный после женитьбы. Оставив жену в Валенсии, служил на галеоне «Сан Хуан» в походе «Непобедимой Армады». По возвращении поселился с женой в Валенсии, в 1595 вернулся в Толедо секретарем герцога Альбы. Овдовев (обе дочери от этого брака умерли в младенчестве), в 1596 Лопе переехал в Мадрид секретарем маркиза де Малпика, а затем графа де Лемоса. С 1605 и до смерти состоял на службе у герцога де Сессы.

В 1598 Лопе вступил во второй брак с Хуаной де Гуардо. Сын от этого брака умер в детстве, дочь не пережила отца, сама Хуана умерла в 1613, ее последние годы были омрачены связью Лопе с актрисой, родившей ему двоих детей. В 1614 Лопе принял духовный сан, через два года вступил в связь с замужней женщиной Мартой де Неварес (Марсия Леонарда, или Амарилида в его стихах), чей муж начал против него судебный процесс, но умер, не успев довести его до конца. Лопе жил с Мартой до ее смерти в 1632. Через два года после смерти Марты дочь, рожденная от этой связи, убежала с мужчиной, который так и не женился на ней, а единственный оставшийся в живых сын Лопе погиб в море. Эти семейные горести, последовавшие за ранней смертью почти всех его детей, представлялись ему возмездием за грехи, и в последние месяцы жизни его мучили угрызения совести. Умер Лопе в Мадриде 27 августа 1635. Том панегириков, опубликованный через год после его смерти, составили произведения 153 авторов. Знаком международного признания стало присвоение ему папой Урбаном VIII, которому он посвятил эпическую поэму о Марии Стюарт Трагический венец (La corona trgica), степени почетного доктора теологии и награждение крестом ордена Иоаннитов.

По признанию Лопе, он написал 1500 комедий, а его первый биограф доводил их число до 1800. Эти цифры почти наверняка завышены. Известны названия около 800 пьес Лопе, сохранились тексты 470. Его недраматические произведения, при первой публикации составившие 21 том, складываются из Доротеи (длинное прозаическое повествование в форме диалога), трех романов, нескольких новелл, пяти крупных и четырех малых эпических поэм, трех больших дидактических поэм, рассказа о христианских мучениках в Японии, двух религиозных произведений и огромного массива лирической поэзии.

В его творчестве выделяются две стилевые тенденции – усложненная, искусственная, старательно возводимая к гуманистической традиции Возрождения и более свободная, живая, естественная манера, своей непосрественностью близкая народному творчеству. Первая представлена эпическими поэмами, романами и стихотворениями «на случай», вторая – пьесами, автобиографическими стихами, балладами и песнями. В целом различие определялось аудиторией: ученый стиль – для просвещенных знатоков, народный – для широкой публики. В теории Лопе признавал законность классических правил, составлявших для него понятие «искусства». При этом он постоянно подчеркивал превосходство естественного над условным, динамического над статическим: драматическая поэзия, будучи живым делом, а не доктриной, обращается прежде всего к воображению и чувствам, а не к разуму. Созидательная энергия Лопе дала ему силы вопреки рассудочности века утвердить неклассицистический тип пьесы, «новую комедию», как стали ее называть (новая комедия охватывает и трагедию, и комедию, и граница между ними часто размыта). Внешне она характеризуется делением на три акта и широким спектром стихотворных размеров в рамках одной пьесы. Внутренне этот тип драмы характеризуется преобладанием действия над характером.

Сюжеты пьес Лопе отражают ценности, общественные нормы и условности эпохи. По этой причине драму Лопе называют «национальной», однако речь идет преимущественно о внешних приметах, и несправедливо по отношению к Лопе считать, что в его драме не находят выражения общечеловеческие истины. Во многих его драмах наличествует исторический сюжет, в иных он вымышленный, однако, сравнительно с предшественниками, все они у Лопе исполнены социальной напряженности. Любовь, например, в соответствии с традициями литературы 16 в. поначалу идеализировалась в романтическом и рыцарственном духе, как в Средстве от несчастий (El remedio en la desdicha, ок. 1599), но затем она предстает источником социального конфликта, рожденного противостоянием природы и цивилизации. У Лопе есть развлекательные комедии, типичные для этого жанра, такие, как Изобретательнаявлюбленная (La discreta enamorada, ок. 1606), в которой интрига построена на хитроумии, с каким молодая женщина обходит светские условности, чтобы завоевать любимого. Более оригинальную комедию представляет собой Собака насене (El perro del hortelano, ок. 1613), в которой графиня обнаруживает, что влюбилась в собственного секретаря. Легкий финал не заглушает заложенной в пьесе социальной критики: классовые различия искусственны и должны отступить перед уравнивающей всех силой природы, проявляющей себя в любви. Оригинальна и группа пьес, в которой подобная тема трактуется со всей серьезностью, присущей трагедии, как в Девушке скувшином (La moza de cntaro, ок. 1624).

Наиболее своеобразный тип испанской трагедии представлен «драмами чести», в которых муж убивает жену, дабы отомстить за ее реальную или предполагаемую измену. В ранний период творчества «драмы чести» у Лопе мелодраматичны в своей жестокости, как Командоры Кордовы (Loscomendadores de Crdoba, ок. 1597), в конце творческого пути он умел с трагической иронией вскрыть неоднозначность подобного конфликта. В Наказание – не мщение (El castigo sin venganza, ок. 1631) изменницу-жену убивает муж, чье собственное безнравственное поведение заставило ее отплатить ему той же монетой; и поступок, который, как он воображает, смыл пятно с его чести, на деле привел егок полному краху. Тем более неоднозначна тема чести у Лопе на фоне социального противостояния. В широко известных пьесах Овечий источник (FuenteOvejuna, ок. 1613), Лучший алькальд –король (El mejor alcalde el Rey, ок. 1621) и Перибаньес (Peribez, ок. 1621) Лопе отстаивал равенство простых людей и знати в праве на собственное достоинство.

Лопе не только придал испанской драме мощное социальное звучание, но также расширил ее диапазон, выведя религиозную тематику на подмостки публичного театра, который до него был преимущественно светским. Его религиозные пьесы в большинстве своем либо носят библейский характер и иллюстрируют эпизоды Ветхого Завета, либо представляют собой «комедии о святых» («comedias de santos»), т.е. повествуют о жизни исторических и легендарных святых.

Лирика Лопе ставит его в первый ряд испанских поэтов. В основном его стихи рождены непосредственными переживаниями, что придает жизненность и свежесть любовной поэзии, ставшей к тому времени условным и отвлеченным искусством.

Пасторальный роман Аркадия (La Arcadia, 1598) и религиозно-буколическое повествование Вифлеемские пастухи (Pastores de Beln, 1612) стоят далеко в стороне от мощного развития испанского романа. Эпические поэмы длинны, искусственны и скучны. И только обратившись в старости к воспоминаниям о своей бурной юности в Доротее (1632), он создал произведение, стоящее в одном ряду с шедеврами испанской прозы.

Который был старше его пятнадцатью годами. Правда, детство он провел в бедности, но скоро приобрел благосостояние. Он происходил из знатного рода, имевшего свой фамильный замок Вегу в долине Коррьедо (в Старой Кастилии). Родители его были очень небогаты; отец его жил в Мадриде. Там он и родился 25 ноября 1562 г. Полное имя его было Лопе Фелис де Вега Карпио.

Талант его развился очень рано; будучи 12-летним мальчиком, он написал пасторальную драму. Сильное желание странствовать по свету, видеть разнообразие жизни, проявилось у Лопе де Веги еще в школе: он убежал их дома с одним из своих товарищей, его поймали, привели назад. В очень молодых летах он поступил в военную службу, участвовал в тунисской экспедиции. Бедность заставила его принять приют, который предложил ему в своем доме Херонимо Манрике, епископ авильский (сделавшийся впоследствии великим инквизитором ). Благодаря денежному пособию этого прелата, Лопе де Вега отправился учиться в Алькалу, потом учился в Саламанке; он хотел поступить в духовное звание, но отбросил это намерение, влюбившись. По окончании курса, он возвратился в Мадрид; там завязал другую любовную интригу. Он написал тогда рассказ в разговорной форме, содержащий в себе, как полагают, многие черты его жизни; эта новелла называется «Доротея». В начале 1580-х годов он поступил в службу к дону Антонио де Толедо, герцогу Альбе (кажется, внуку знаменитого полководца ). По желанию своего покровителя он написал пасторальный роман «Аркадию». Эта книга написана прозой, в которую вставлено по тогдашнему обычаю много стихотворений (манеру перемешивать прозу со стихами ввели в моду Монтемайор и Саннадзаро; написал такой роман и Сервантес). Содержание «Аркадии» аллегорическое: под вымышленными именами в ней изображаются действительные лица и под формой вымысла рассказываются в приукрашенном виде факты.

Около того времени Лопе де Вега женился на донье Исабели де Урбина, милой женщине, довольно знатной фамилии; он воспевал ее в прекрасных романсах под именем Велисы (Belisa). Но его спокойная семейная жизнь была непродолжительна. Написав сатиру на клеветника Лопе де Вега имел дуэль с ним, нанес ему смертельную рану, был за это посажен в темницу. При содействии своего друга Клавдио Конде он бежал в Валенсию и должен был долго оставаться там, как будто в ссылке. Он очень тяготился этим, но жизнь в Валенсии была благоприятна развитию его таланта, потому что Валенсия имела хороших драматургов. Там была академия поэзии, знаменитейшим членом которой был Гильен де Кастро, прославившийся драмами, заимствованными из народных преданий. Одна из этих драм была «Сид ». Кроме Гильена де Кастро валенсийская академия имела и других хороших поэтов; из них очень известны были Таррега, Акивар, Артьега.

Возвратившись через несколько лет в Мадрид, Лопе де Вега нашел свою жену умирающей. Он написал во славу её памяти эклогу, посвящённую герцогу Альбе; но скоро влюбился в другую красавицу; любовь его была отвергнута ею. Чтобы забыть эту печаль он снова поступил в военную службу, отправился со своим другом Конде в Лиссабон, где снаряжалась Непобедимая Армада . Один из его братьев, также служивших на этом флоте, был смертельно ранен в сражении с голландцами и умер на его руках. Во время этой экспедиции Лопе де Вега написал большую часть своей поэмы «Красота Ангелики». По возвращении в Испанию он дописал эту поэму, в которой очень удачно подражал Ариосто . Она была напечатана в 1602 году.

Наши сведения о его жизни, по возвращении из неудачной экспедиции Великой Армады отрывочны и разноречивы. Кажется, он провел несколько времени в Кадисе, в Толедо, путешествовал по Италии, но в Риме не был. В конце 1590-х гг. мы видим его секретарём маркиза Мальпики, потом в службе графа Лемоса, (который был покровителем Сервантеса и впоследствии, будучи вице-королем неаполитанским, покровительствовал Архенсоле, подражателю Горация , и его брату, писавшему тоже во вкусе Горация). Находясь на службе Лемоса, Лопе де Вега женился на знатной даме. Имя этой второй жены его было Хуана де Гуардо. С того времени жизнь его шла спокойно. Он редко уезжал из Мадрида. В послании к Поррасу он восторженно описывает свое семейное счастье. У него родился сын Карлос, но через семь лет умер; отец был очень опечален смертью сына и с глубоким чувством описал в одной из своих од борьбу между отцовской любовью и христианской преданностью воле Божией (кроме Карлоса был у Лопе де Веги ещё один сын, погибший в молодости при кораблекрушении). Вскоре после смерти Карлоса, Лопе де Вега подвергся еще более тяжелому удару: жена его умерла, родив дочь (впоследствии эта дочь, Фелисиана вышла за дона Луиса де Усатеги). Потеряв вторую жену, Лопе де Вега стал жить с актрисой Микаэлой де Лухан; от этой связи была у него дочь Марсела, поступившая в монахини.

В старости Лопе де Вега стал религиозным человеком, каким был его отец. Он занимался делами благотворительности, посещал больницы, каждый день ходил к литургии, участвовал во всех религиозных процессиях и наконец в 1609 году был рукоположен в священнический сан. Через несколько лет после того он поступил во францисканский орден и был причислен к так называемым помощникам инквизиции (familiar del Santo), но это вовсе не значит, что он отказался от поэтической деятельности: духовное звание считалось тогда в Испании самым лучшим для людей, желающих спокойно заниматься литературой и науками. Те годы, которые Лопе де Вега прожил в монашестве, были периодом его самой неутомимой литературной деятельности. Он пересмотрел и исправил прежние свои произведения, написал много новых. Он работал чрезвычайно легко и быстро, и количество его произведений громадно. В эклоге, посвященной Клавдио, он говорил, что больше ста раз случалось ему за одни сутки писать и отдать на сцену пьесу. «Не происходило ни одного важного события, по поводу которого он не написал бы оду, – говорит его биограф Монтальван. – Он писал эпиталамы для каждой свадьбы, поздравительную песню при каждом рождении; элегию при каждой смерти в вельможеском кругу, писал гимны каждому святому, день которого праздновался в Испании. При всякой победе, при всяком другом общественном торжестве появлялась его ода; во всяком литературном состязании он был или соискателем или судьей». Плодовитость Лопе де Веги вошла в пословицу; говорят, что его литературные произведения составляли 133.225 листов; его лирические и эпические стихотворения составляют 20 томов. Он слагал стихи так легко, что писец не успевал записывать их под его диктовку. (Испанцы по примеру мавров приучили себя импровизировать стихи, это дело довольно легкое по характеру испанского языка).

Постоянно занимаясь поэзией, Лопе де Вега настойчиво исполнял и обязанности своего духовного звания. В старости настроение души его становилось все мрачнее; под конец жизни он писал почти исключительно религиозные произведения. Говорят, что однажды он был распорядителем на аутодафе (осужденный на сожжение за ересь был, как говорят, францисканский монах). В начале августа 1635 Лопе де Вега чувствовал себя очень слабым, но продолжал поститься, истязать себя бичеванием; однажды, как говорят, он бичевал себя с такой жестокостью, что стены комнаты были забрызганы кровью. От этого самоистязания он уже не оправился: в следующую ночь он занемог и 25 августа 1635 умер в конце 73 года жизни, сожалея о том, что писал не одни только религиозные произведения. Это чувство выражал он и прежде. В одном из сонетов он говорит: «Любознательность завлекла меня в продолжительное служение наукам и возвышенным искусствам; но какой плод принесло мне это? Вместо истины я находил вымыслы, вместо света – туман; сердце мое оставалось пустым, бедным верой и любовью. О, тщета любознательности! Господи, дай мне силу обратить взор на твой крест; на нем я вижу высочайшую мудрость». Лопе де Вега был любимцем всей нации, «фениксом Испании»; смерть его опечалила испанцев так, как едва ли печалились они о смерти королей.

Лопе де Вега (полное имя - Лопе Вега Карпьо Феликс де) - испанский драматург, поэт, прозаик, творивший в «золотой век» испанской литературы. 25 ноября 1562 г. он появился на свет в г. Мадрид, в семействе, главой которого был портной-золотошвей. То, что мальчик чрезвычайно одарен, было заметно с его раннего детства. Будучи десятилетним мальчиком, он представил на суд публики стихотворный перевод «Похищения Прозерпины»; первая пьеса была написана в 12-летнем возрасте.

Образование Лопе де Вега получил в Имперском иезуитском колледже, куда поступил в 1574 г. Таланты учащегося произвели сильное впечатление на епископа де Авилу, который поспособствовал его поступлению в 1577 г. в духовную академию, однако обучение длилось недолго: из-за любовной связи с замужней женщиной он был вынужден оттуда уйти. Более того - в 1588 г. его посадили в тюрьму, где он ожидал судебного вердикта. Его обвиняли в оскорблении дворянина, которого он едко осмеял в нескольких стихотворных памфлетах. Его приговорили к 10-летнему изгнанию из Мадрида, но, презрев предписание, Лопе де Вега вернулся в город, чтобы увезти из дома новую юную возлюбленную, а затем тайно на ней жениться. В 1588 г. будущий драматург был среди участников военного похода «Непобедимой армады», а после ее поражения выбрал местом жительства Валенсию.

Здесь он, наладив контакт с местным театром, начинает писать пьесы, поскольку ему нужно было содержать семью. С 1589 г. по его драматическим произведениям ставятся спектакли, которые быстро делают своего автора прославленным драматургом.

После возвращения в родной город в 1595 г. Лопе де Вега опять становится участником судебного процесса: сожительство с вдовой дает основания обвинить его в нарушении общественной морали. Драматург не раз выполнял обязанности секретаря у влиятельных персон, среди которых были герцог Альба, маркиз Малвпик, герцог Лемосский. В 1605 г. он поступает на службу к герцогу де Сессе, и этот человек играл важную роль в его дальнейшей биографии, до самой смерти драматурга выступая его покровителем и добрым другом.

Этот же период был очень насыщенным с творческой точки зрения, стал настоящим расцветом драматургии Лопе де Вега. Всего им было написано порядка 2000 пьес, некоторые из них были сочинены в течение одного дня. Опубликовано было только около 500: Лопе де Вега не слишком заботился об увековечивании или даже простом сохранении своих произведений.

В 1609 г. им было получено звание добровольного слуги инквизиции, в 1614 г. Лопе де Вега принимает сан священника. Считается, что этот серьезный шаг был сделан под влиянием душевного кризиса: в 1612 г. умер его сын, в следующем году - вторая супруга; жизнь двух дочерей также стала причиной сильных переживаний. Однако не желавший расставаться с отличным секретарем герцог Сесса с помощью хитроумной интриги возвратил его в мир земных радостей.

Какие бы невзгоды ни переживал Лопе де Вега, он продолжал творить. Драматург сочинял пьесы как обличающие деспотов-монархов, так и изображающие первых лиц государства, которые правили, заботясь о своем народе. За трагедию в стихах «Трагическая корона» (1627), прославляющую Марию Стюарт, Лопе де Вега был награжден степенью доктора теологии. Большая часть его пьес представляла собой комедии о любви, например, знаменитая «Собака на сене» (1614-1615) или «Раба своего возлюбленного» (около 1625). В его литературное наследие вошли новеллы, лирические стихотворения, более 20 поэм, а также несколько романов и стихотворный трактат «Новое искусство сочинять комедии в наше время» (1609), в котором были обозначены основополагающие принципы национальной ренессансной драмы. Творчество Лопе де Веги в значительной степени повлияло на развитие драматургии не только в Испании, но и во всей Западной Европе.

Тяжелые испытания поджидали Лопе де Вега в последние годы жизни: лишилась рассудка его последняя возлюбленная, утонул сын, дочь была похищена и изнасилована. Известно, что незадолго до смерти драматург вел крайне аскетичный образ жизни, морил себя голодом, покаялся в совершенных за жизнь грехах. Его не стало 27 августа 1635 г., и о его смерти скорбела вся страна.

Биография из Википедии

Ло́пе де Ве́га (исп. Lope de Vega ; полное имя - Фе́ликс Ло́пе де Ве́га и Ка́рпио , исп. Félix Lope de Vega y Carpio ; 25 ноября 1562(15621125), Мадрид - 27 августа 1635, Мадрид) - испанский драматург, поэт и прозаик, выдающийся представитель Золотого века Испании. Автор около 2000 пьес, из которых 426 дошли до наших дней, и около 3000 сонетов.

Родился в семье ремесленника-золотошвея. С ранних лет обнаружил творческие способности (в 10-летнем возрасте перевёл в стихах «Похищение Прозерпины » Клавдиана). Учился в университете в Алькале. Сразу получили известность его романсы: в них, как и в других жанрах Лопе видел воплощение своего эстетического идеала, согласно которому Природа всегда должна стоять выше Искусства.

Однако университет закончить ему не удалось. За сатиру на семью отвергнувшей его возлюбленной он был осуждён на 10 лет изгнания из Мадрида. Несмотря на это Лопе возвращается в столицу, чтобы похитить новую даму сердца и тайно жениться на ней. Эта история отразилась в вершинном творении Лопе де Вега - диалогическом романе “Доротея” (1634).

В 1588 году принял участие в походе «Непобедимой армады», после поражения которой поселился в Валенсии, где и создал ряд драматических произведений для поддержания семьи.

Был секретарём герцога Альбы (1590), маркиза Малвпика (1596) и герцога Лемосского (1598). К этому периоду относится расцвет его драматического творчества. Лопе де Вега принимает активное участие в организации пышных театрализованных праздников. Придворный стиль жизни, намёки на любовные связи и чувства самого Лопе и известных ему людей, переживания писателя, связанные со смертью его первой жены Исабель де Урбина (1594), легли в основу сюжета его пасторального романа «Аркадия» (1598).

В 1598 году он женился на дочери богатого торговца Хуане де Гуардо. Но главное место в жизни Лопе на протяжении 1599-1608 годов занимала актриса Микаэла де Лухан (в стихах и прозе Лопе - Камила Лусинда). В период серьезного духовного кризиса Лопе разорвал эту связь.

В 1609 году он становится добровольным слугой инквизиции и получает звание familiar del Santo oficio de la Inquisición . Душевное состояние писателя было усугублено последовавшими друг за другом смертями, любимого сына Карлоса Феликса (1612), жены (1613), а затем – и Микаэлы. Свидетельство пережитой духовной драмы – сборник «Священные стихи», опубликованный в 1614 году.

В 1616 году Лопе встретил свою последнюю любовь – двадцатилетнюю Марту де Неварес, которую воспел в стихах и в прозе под разными именами (Амарилис, Марсия Леонарда) и которой посвятил одну из лучших своих комедий – «Валенсианскую вдову» (1604, перераб. в 1616-1618?), а также новеллы: «Приключения Дианы» (1621), «Мученик чести», «Благоразумная месть», «Гусман Смелый». Последние годы жизни Лопе – целая череда личных катастроф: в 1632 году умерла Марта, за два года до смерти ослепшая и потерявшая рассудок, в том же году в морском походе погиб сын Лопе, а его дочь была похищена любовником. Но творческая деятельность Лопе не прерывалась ни на один день.

Творчество

Лопе де Вега создал более 2000 пьес, до наших дней сохранилось 426. Дерзкий в жизни, Лопе поднял руку и на традиции испанской драматургии - отказался от принятого тогда принципа единства места, времени и действия, сохранив лишь последнее, и смело объединял в своих пьесах элементы комического и трагического, создав классический тип испанской драмы.

Пьесы Лопе де Вега затрагивают различные темы: социально-политические драмы из отечественной и иностранной истории (например, пьеса о Лжедмитрии «Великий герцог Московский»), исторические хроники («Доблестный кордовец Педро Карбонеро»), любовные истории («Собака на сене», «Девушка с кувшином», «Учитель танцев»).

В драмах Лопе велик исторический пласт. Среди них «Последний готский король», «Граф Фернан Гонсалес», «Зубцы стен Торо», «Юность Бернарда дель Карпио», «Незаконный сын Мударра» и др., - пьесы, в основе которых народные романсы и «Песнь о моём Сиде». Трактовка исторических событий у Лопе близка или совпадает с той, которую столетиями давали романсеро. Театр Лопе де Вега на более высоком уровне разыгрывал знакомые любому жителю Пиренеев сюжеты.

Песня на стихотворение "Одиночеством к людям гонимый..." (Тимур Миргалимов)

Пьесы Феликса Лопе де Веги построены таким образом, что случай, вмешивающийся в поток явлений, опрокидывает спокойный ход действия, доводя напряжение драматических переживаний до степени трагизма, чтобы затем ввести это взволнованное море страстей и своеволия в русло законности и строгой католической морали. Любовная интрига, развитие и разрешение которой составляет стержень его драматической фабулы, именно в силу того, что она в состоянии раскрыть всё могущество человеческих инстинктов и своеволия, служит у Лопе де Вега, с одной стороны, для показа всей полноты и многообразия человеческого поведения в семье и обществе, с другой - даёт возможность наглядно продемонстрировать значимость политических и религиозных идей, господствовавших в современном писателю обществе.

Лопе де Вега в своих многочисленных комедиях (комедия «плаща и шпаги» «Учитель танцев», «Собака на сене» и др.) обнаруживает талант комического писателя. Его комедии, которых «и сейчас нельзя читать и видеть без смеха » (Луначарский), насыщены яркой, часто несколько плакатной весёлостью. Особая роль в них отводится слугам, история которых образует параллельную интригу пьес. Остроумные, лукавые, сыплющие меткими пословицами и поговорками, слуги большей частью являются средоточием комической стихии произведения, в чём Лопе де Вега предвосхищает Мольера и автора «Севильского цирюльника» - Бомарше .

Пьесы

  • Валенсианская вдова / La viuda valenciana
  • Глупая для других, умная для себя / La boba para los otros y discreta para sí
  • Девушка с кувшином / La moza de cántaro
  • Дурочка / La dama boba
  • Звезда Севильи / La estrella de Sevilla
  • Изобретательная влюблённая / La discreta enamorada
  • Крестьянка из Хетафе / La villana de Getafe
  • Лучший мэр - король / El mejor alcalde, el rey
  • Овечий источник / Fuenteovejuna (Фуэнте Овехуна)- по пьесе создан балет «Лауренсия»
  • Периваньес и командор Оканьи / Peribáñez y el comendador de Ocaña
  • Собака на сене / El perro del hortelano
  • Уехавший остался дома
  • Учитель танцев / El maestro de danzar

Кинематограф

Экранизации

  • 1952 - «Учитель танцев»
  • 1977 - «Собака на сене»
  • 2006 - «Дурочка»
  • 2015 - Министерство времени

Биография драматурга

  • 2010 - «Лопе де Вега: Распутник и соблазнитель»
  • Лопе де Вега
  • 2-я серия 1-го сезона испанского фантастического сериала "Министерство времени" посвящена Лопе де Вега

Наследие

В 1932 году муниципалитетом Мадрида учреждена ежегодная театральная «Премия Лопе де Вега».

Библиография

  • Сюзанн Варга. Лопе де Вега / перевод с фр.: Юлия Розенберг. - М.: Молодая гвардия, 2008. - 392 с. - (Жизнь замечательных людей, выпуск 1349 (1149)). - 5000 экз.

Известный испанский драматург Лопе де Вега, биография которого полна множества приключений, прожил долгую жизнь и добился успеха на литературном поприще. Он любил многих женщин (а они, в свою очередь, были ему преданы), занимался любимым делом, и не унывал, какие бы сложности ни преподносила ему жизнь.

Детство и юность писателя

Лопе де Вега родился в Мадриде 25 ноября 1562 года в состоятельной семье. Отец мальчика был выходцем из простой крестьянской семьи, но благодаря своим способностям смог стать состоятельным человеком. Поэтому ему удалось дать сыну качественное образование, и даже купить ему патент на дворянский титул.

Уже в детстве мальчик начал проявлять склонность к гуманитарным наукам. По словам самого автора, он начал писать и переводить тексты других писателей очень рано, с одиннадцати лет. Отец отправил сына на обучение в иезуитскую школу, после которой тот поступил в университет.

В университете будущий маститый испанский писатель учился в период с 1577 по 1581 год, но в результате ему так и не удалось его окончить.

Изгнание

В возрасте 21 года, т. е. в 1583 году, Лопе де Вега был участником похода на Вернувшись, он продолжил работать в качестве секретаря богатых аристократов, хотя к этому времени он уже был драматургом, известным на всю Испанию.

1588 год стал знаменательным в биографии писателя, ведь именно в этом году он был заключен в тюрьму, после чего его изгнали из Мадрида на 10 лет. Причиной его заточения стало оскорбление высокопоставленного дворянина. Писатель был вынужден уехать в Валенсию, куда взял с собой свою верную спутницу Исабель де Урбину, которая впоследствии стала его женой. В этом же году корифей средневековой испанской драматургии отправился в поход Непобедимой армады, а затем осел со своей дамой сердца.

Пребывая в Валенсии, Лопе де Вега почерпнул множество новых знаний у местных драматургов. В своих произведениях ему далось объединить воедино все те приемы, которыми он владел раньше с особенностями валенсийской драматургии. В результате он даже создал трактат в стихах, в котором изложил свои взгляды на прогрессирующую драматургическую систему.

Личная жизнь

Лопе де Вега, биография которого пестрит множеством значимых событий, был очень страстной натурой и отдавал свое сердце множеству женщин.

Елена Осорио

С этой женщиной писателя связывали длительные и серьезные отношения. Но и им пришел конец, поскольку дама вела меняя одного любовника за другим, и однажды в своих стихах взбешённый де Вега высмеял свою избранницу и ее семью, используя не самые приятные эпитеты. За «клевету» автора изгнали из Мадрида.

Исабель де Урбина

Вероятно, самой главной женщиной в жизни знаменитого драматурга стала его прелестная спутница Исабель де Урбина, которая, как отмечалось выше, добровольно покинула родной город и отправилась за любимым в изгнание. Но не все так просто складывалось, ведь она не являлась законной супругой писателя, а родители Исабель были ярыми противниками отношений до брака. Именно поэтому они начали против де Вега, который был закрыт, как только девушка стала его законной супругой. Исабель занимала важное место не только в жизни писателя, но и в его творчестве. Лопе де Вега о любви к ней писал в своих драмах, где Исабель выступала под именем Белисы. Но не суждено было этой паре прожить долгую и счастливую жизнь. В 1590 году Исабель скончалась, что стало одной из самых серьезных потерь для де Вега. К сожалению, детей от этого брака также не осталось, поскольку оба ребенка умерли в младенчестве.

Второй брак

Срок изгнания подходил к своем концу, и Лопе де Вега, драматургия которого только выиграла от ссылки, вернулся в родной Мадрид. Но непродолжительным оказалось его ликование по этому поводу, поскольку вскоре он опять оказался в зале суда в качестве обвиняемого по делу о сожительстве с вдовой, что было верхом неприличия в то время.

После судебного разбирательства отношения были прекращены, но писатель решил не оставаться холостяком надолго, и женился во второй раз в 1604 году. Но и этот брак не оказался счастливым: жена де Вега и его сын погибли.

Марта Неварес

Последней возлюбленной драматурга стала Марта Неварес, которая полностью посвятила себя писателю, и даже развелась с мужем ради него. Эти отношения были очень длительными, но, к сожалению, и в этот раз все закончилось весьма печально. Марта и Лопе де Вега прожили вместе полтора десятка лет, но после длительной болезни муза писателя скончалась, оставив его одного.

Церковь

Сохранилось достаточно мало информации, касающейся религиозных взглядов писателя, но неизменными остаются несколько фактов.

В 1609 году автору удалось получить титул «приближенного к инквизиции», который ограждал его от любых обвинений со стороны церкви. Кстати, это стало возможно не без помощи покровителя и наставника де Вега, герцога де Секка, у которого он работал секретарем.

В 1614 году писатель стал священником, а тринадцать лет спустя - доктором богословия. Такой высокий титул был им получен неспроста, а за написание драматического произведения, посвященного действующему Папе.

Старость

Лопе де Вега, произведения которого были удостоены самых высоких похвал, продолжал писать до преклонных лет. По разным данным, его творческое наследие насчитывает от 1500 до 2000 пьес, из которых до наших дней дошли не более 600. Последнюю комедию автор написал за год до смерти, а последнюю поэму - за несколько дней. Несколько последних лет писатель старался искупить свои грехи и поэтому вел аскетичную жизнь и много времени проводил в молитвах. Он покинул мир 27 августа 1635 года. На похороны драматурга-монаха собралось множество коллег по творческому цеху и поклонников таланта.

Творчество

Писатель стал известен, в основном, благодаря своим драматическим произведениям, но, несмотря на это, внимания достойны и его поэмы, элегии и оды, в которые автор вложил весь свой талант и любовь к искусству. Де Вега стремился изобразить все важные особенности современной ему жизни, но он делал это в своей,
непринужденной манере.

Так, например, описывая исторические события, он не стремился детализировать конкретные факты, а увековечивал славу своей родины и ее народа. Ярким тому примером может послужить комедия «Знаменитые женщины Астурии», в которой писатель использовал даже соответствующий диалект, чтобы максимально натуралистично передать подвиг народа.

Тема испано-христианской монархии была излюбленной для Лопе де Вега. Произведения, в которых он изображает жителей Кастилии, полны как простых бытовых сцен, так и борьбы с мусульманами. Самыми яркими экземплярами, изобличающими исторические особенности этой области, являются «Король, брошенный в пропасть» и «Невинная кровь». В обеих драмах речь идет о королях, которые понесли кару за свои неправедные деяния.

Тематика

В своем творчестве автор затрагивает самые различные темы. Книги Лопе де Вега полны приключений, колорита и различных драматических положений. Так, в драме «Звезда Севильи» действующие лица вынуждены пройти множество испытаний, а автор только делает их жизнь более трагической, заставляя достигать вершины счастья и тут же падать в бездну боли и страданий.

Удивительно, но драматург не обошел вниманием и российскую историю. В одном из произведений Лопе де Вега, цитаты из которого использовались многими критиками, речь идет о Лжедмитрии. Пьеса «Великий князь Московский» повествует о жизни и судьбе царевича. Менее известными для широкого круга читателей, но все же достойными внимания, являются духовные и философские драмы.

Самым известным произведением писателя можно назвать пьесу «Собака на сене». Что касается названия произведения, то считается, что само выражение «собака на сене» можно трактовать как синоним человека, который сам не пользуется каким-либо благом, но не позволяет этого делать и другим. Комедия повествует об отношениях аристократки по имени Диана и ее секретаря Теодоро. Учитывая свое положение, Диана не может допустить своих отношений с секретарем, но и не позволяет ему стать счастливым с другой женщиной. Все эти интриги, в которых замешано и множество второстепенных персонажей, выливаются в комическую историю о сословных предрассудках.

Лопе де Вега значительно повлиял не только на испанскую драматургию, но и на развитие всей мировой литературы. Он сумел объединить в своем творчестве множество мотивов, создать неподражаемые образы и показать современную ему жизнь без прикрас. Именно поэтому его произведения до сих пор остаются популярными и востребованными.

Félix Arturo Lope de Vega y Fernández

Ло́пе де Ве́га (исп. Lope de Vega ; полное имя - Фе́ликс Ло́пе де Ве́га и Ка́рпио , исп. Félix Lope de Vega y Carpio ; 25 ноября (1562-11-25 ) , Мадрид - 27 августа , Мадрид) - испанский драматург, поэт и прозаик, выдающийся представитель Золотого века Испании . Автор около 2000 пьес, из которых 426 дошли до наших дней, и около 3000 сонетов.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ 2000797 01 Аудиокнига. Лопе де Вега "Учитель танцев"

    ✪ 2000370 Chast 1 Лопе де Вега. "Собака на сене"

    ✪ 2000370 Chast 3 Лопе де Вега. "Собака на сене"

    Субтитры

Биография

Родился в семье ремесленника-золотошвея. С ранних лет обнаружил творческие способности (в 10-летнем возрасте перевёл в стихах «Похищение Прозерпины » Клавдиана). Учился в университете в Алькале . Сразу получили известность его романсы: в них, как и в других жанрах Лопе видел воплощение своего эстетического идеала, согласно которому Природа всегда должна стоять выше Искусства.

Однако университет закончить ему не удалось. За сатиру на семью отвергнувшей его возлюбленной он был осуждён на 10 лет изгнания из Мадрида. Несмотря на это Лопе возвращается в столицу, чтобы похитить новую даму сердца и тайно жениться на ней. Эта история отразилась в вершинном творении Лопе де Вега - диалогическом романе “Доротея” (1634).

В 1588 году принял участие в походе «Непобедимой армады », после поражения которой поселился в Валенсии , где и создал ряд драматических произведений для поддержания семьи.

Был секретарём герцога Альбы (1590), маркиза Малвпика (1596) и герцога Лемосского (1598). К этому периоду относится расцвет его драматического творчества. Лопе де Вега принимает активное участие в организации пышных театрализованных праздников. Придворный стиль жизни, намёки на любовные связи и чувства самого Лопе и известных ему людей, переживания писателя, связанные со смертью его первой жены Исабель де Урбина (1594), легли в основу сюжета его пасторального романа «Аркадия» (1598).

В 1598 году он женился на дочери богатого торговца Хуане де Гуардо. Но главное место в жизни Лопе на протяжении 1599-1608 годов занимала актриса Микаэла де Лухан (в стихах и прозе Лопе - Камила Лусинда). В период серьезного духовного кризиса Лопе разорвал эту связь.

В 1609 году он становится добровольным слугой инквизиции и получает звание familiar del Santo oficio de la Inquisición . Душевное состояние писателя было усугублено последовавшими друг за другом смертями, любимого сына Карлоса Феликса (1612), жены (1613), а затем – и Микаэлы. Свидетельство пережитой духовной драмы – сборник «Священные стихи», опубликованный в 1614 году.

В 1616 году Лопе встретил свою последнюю любовь – двадцатилетнюю Марту де Неварес, которую воспел в стихах и в прозе под разными именами (Амарилис, Марсия Леонарда) и которой посвятил одну из лучших своих комедий – «Валенсианскую вдову» (1604, перераб. в 1616-1618?), а также новеллы: «Приключения Дианы» (1621), «Мученик чести», «Благоразумная месть», «Гусман Смелый». Последние годы жизни Лопе – целая череда личных катастроф: в 1632 году умерла Марта, за два года до смерти ослепшая и потерявшая рассудок, в том же году в морском походе погиб сын Лопе, а его дочь была похищена любовником. Но творческая деятельность Лопе не прерывалась ни на один день.

Творчество

Лопе де Вега создал более 2000 пьес, до наших дней сохранилось 426. Дерзкий в жизни, Лопе поднял руку и на традиции испанской драматургии - отказался от принятого тогда принципа единства места, времени и действия, сохранив лишь последнее, и смело объединял в своих пьесах элементы комического и трагического, создав классический тип испанской драмы.

Пьесы Лопе де Вега затрагивают различные темы: социально-политические драмы из отечественной и иностранной истории (например, пьеса о Лжедмитрии «Великий герцог Московский»), исторические хроники («Доблестный кордовец Педро Карбонеро»), любовные истории («Собака на сене», «Девушка с кувшином», «Учитель танцев»).

В драмах Лопе велик исторический пласт. Среди них «Последний готский король», «Граф Фернан Гонсалес», «Зубцы стен Торо», «Юность Бернарда дель Карпио», «Незаконный сын Мударра» и др., - пьесы, в основе которых народные романсы и «Песнь о моём Сиде ». Трактовка исторических событий у Лопе близка или совпадает с той, которую столетиями давали романсеро . Театр Лопе де Вега на более высоком уровне разыгрывал знакомые любому жителю Пиренеев сюжеты.

Пьесы Феликса Лопе де Веги построены таким образом, что случай, вмешивающийся в поток явлений, опрокидывает спокойный ход действия, доводя напряжение драматических переживаний до степени трагизма, чтобы затем ввести это взволнованное море страстей и своеволия в русло законности и строгой католической морали. Любовная интрига, развитие и разрешение которой составляет стержень его драматической фабулы, именно в силу того, что она в состоянии раскрыть всё могущество человеческих инстинктов и своеволия, служит у Лопе де Вега, с одной стороны, для показа всей полноты и многообразия человеческого поведения в семье и обществе, с другой - даёт возможность наглядно продемонстрировать значимость политических и религиозных идей, господствовавших в современном писателю обществе.

Лопе де Вега в своих многочисленных комедиях (комедия «плаща и шпаги» «Учитель танцев», «Собака на сене » и др.) обнаруживает талант комического писателя. Его комедии, которых «и сейчас нельзя читать и видеть без смеха » (Луначарский), насыщены яркой, часто несколько плакатной весёлостью. Особая роль в них отводится слугам, история которых образует параллельную интригу пьес. Остроумные, лукавые, сыплющие меткими пословицами и поговорками, слуги большей частью являются средоточием комической стихии произведения, в чём Лопе де Вега предвосхищает



Загрузка...
Top