Музыкальные традиции отечества. Народная музыка

Досуг для детей старшей - подготовительной группы в детском саду с презентацией: Музыкальные традиции России.

Дворецкая Татьяна Николаевна, ГБОУ Школа №1499 ДО №7, воспитатель
Описание: Досуг предназначен для воспитателей дошкольных учреждений, родителей и детей.

Назначение работы: Досуг познакомит детей старшего дошкольного возраста с музыкальными инструментами и традициями России.
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ музыкальной культуры.
Задачи:
1. приобщать детей к музыкальному искусству;
2. воспитать у старших дошкольников интерес к музыкальным инструментам;
3. формировать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений;
4. закреплять знания детей о музыкальных традициях России
Атрибуты и оборудование:
- Русские народные костюмы (по количеству детей)
- Музыкальные инструменты: Балалайка, Гармонь, Свирель
- Фонограмма со звучанием балалайки; гармони; свирели

Досуг: Музыкальные традиции России.

Звучит русская народная музыка. В зал заходят 2 ведущие в русских национальных костюмах. Ведущие идут вдоль стен на встречу друг другу. Каждая ведущая за собой ведет детей. Ведущие встречаются в центре зала, и встают лицом к зрителям. Дети встают полукругом. (Слайд №1)
Ведущая 1: Здравствуйте люди добрые!
Здравствуйте молодцы крепкие, да девицы красавицы!
Страна наша Россия большая, красивая и многонациональная. (Слайд №2)


Ведущая 2: Через годы, через столетия сохранила Россия свой особый жизненный уклад и национальную культуру. Символы России знают и почитают во всем мире. Издавна славиться земля русская народными инструментами, задушевными песнями и танцами.

Ведущая 1: На Руси все события в жизни человека – рождение, игры, проводы зимы, весенний сев, сбор урожая, свадьба – сопровождались пением, плясками и театральными представлениями.
Где песня поется, там весело живется! (Слайд №3)


Ведущая 2: О русских народных инструментах можно рассказывать множество интересных историй. Сегодня мы познакомим Вас не только с некоторыми из них, но и услышим, как они звучат.

Ребенок 1: Деревяшка три струны.
Натянутых и тонких.
Вы узнать ее должны!
Поет ну, очень звонко.
Поскорее угадай-ка
Что же это? (Балалайка)
(Слайд №4)


Ребенок 2: Балалайка – музыкальный инструмент, который придумал и изготовил русский народ. Балалайку делают из дерева. Похожа она на треугольник. На балалайке три струны. Для того чтобы зазвучала музыка, нужно ударять указательным пальцем по всем струнам.
Человека играющего на Балалайке называют – балалаечником.


Звучит фонограмма - игра на балалайке.
Мальчик- балалаечник имитирует игру на балалайке.
Ребенок 3: В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее? (Гармонь)
После того, как зрители отгадают загадку, выходит мальчик рассказик.
(Слайд №5)


Ребенок 4: Гармонь - музыкальный символ России. По бокам у гармони клавиатура с кнопками или клавишами. Между ними находится камера из ткани, в которую закачивается воздух, благодаря этому звучит музыка. Не простая, а плясовая.
Музыканта играющего на гармошке называют – гармонистом.


Звучит фонограмма - игра на гармони.
Мальчик- гармонист имитирует игру на гармони.

Ребенок 5: Приложил к губам я трубку,
Полилась по лесу трель.
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется… (Свирель)
(Слайд №6)


Свирель – это деревянная дудочка. Изготавливают ее из дерева, тростника или камыша. С одной стороны делают косой срез. С боку у свирели есть игровые отверстия. Если подуть в свирель и закрыть по очереди отверстия польется волшебная музыка.


Звучит фонограмма - игра на свирели. Мальчик имитирует игру на свирели.

Ведущая 1: Ах, как хороши русские народные инструменты! Предлагаю устроить настоящий концерт.
Музыканты будут играть!
А артисты танцевать!
Встречайте русскую Кадриль. (Слайд №7)


Дети танцуют танец: Кадриль.
После танца дети кланяются и уходят. (Слайд №8)


СПАСИБО за внимание! До свидания! До новых встреч!

Презентация на тему: Музыкальные традиции России

Упоров Игнат

Истоки русской народной песни. Вторая жизнь народной музыки в ремиксах, кинофильмах, сценографии.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 79»

Конкурс проектов «Первые шаги»

Народная музыка:

Традиции и новаторство

Исполнитель – Упоров Игнат

Учащийся 4 А класса

МОУ «СОШ № 79»

Учитель – Упорова И.А.

г. Пермь, 2009г.

Стр

1. Введение …………………………………………………………… .4

2. Народная музыка: традиции

2.1. «Ты откуда, русская, зародилась, музыка…»…………5

2.2. Жанровое многообразие народных песен………………6

2.3. Музыкальный фольклор ………………………………… 7

2.4. Народные инструменты ………………………………….. 7

3. Народная музыка: новаторство…………………………………... 8

  1. Заключение…………………………………………………………. 9
  1. Библиография……………………………………………………… 10
  1. Нотное приложение……………………………………………... ...11

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный проект актуален и представляет интерес для любого человека – музыканта или обывателя. Ведь все народные песни о нашей жизни. Народное творчество – это школа патриотического воспитания.

Ребёнок растёт от колыбельных песен до былин, готовится к постижению сложного мира. Фольклор привлекает внимание детей и молодёжи к истории и культуре родного края. Народные песни способствуют всестороннему развитию личности.

Песня и музыка помогают преодолевать языковой и культурный барьер, возникающий между дедами и внуками.

Работа построена следующим образом:

Второй раздел раскрывает истоки народной песни, её богатство. Знакомит с музыкальным фольклором и разнообразием музыкальных инструментов.

Третий раздел раскрывает роль народной песни в жизни человека, традиции и новаторство.

В приложении данной работы представлено нотное приложение, музыкальные треки народных мелодий в современных обработках, а также презентация и видеоролики.

1. Введение

Роль народной песни в жизни человека

Обычаи наших предков и далеки,

и очень близки сегодня. Они скрыты

в рукописях, архивах, живы во многих

чертах наших дней. И даже вытоптанные,

казалось, начисто, они оживают в сердцах.

М.М. Громыко

Слайд 3 Русская народная песня - сокровищница песенного творчества, «образец правды и красоты», бесценное достояние русского народа, являющегося представителем России, а значит выразителем её интересов, истории и культуры. Русская народная песня - это исповедь славянского народа о России, ее великом прошлом, настоящем и будущем.

«Являясь вершиной народной поэзии, где слово имеет первостепенное значение: «песня сказывается, а напев приходит сам», - говорили в старину, русские народные песни оставляют след возвышенного состояния и озарения в душе каждого своими мелодиями, говорящими о душевных качествах русского человека. Охватывая всю его жизнь, они выражают его судьбу, быт, труд, душевный мир и особенности характера, потому и обладают огромным богатством своего разнообразного и разнохарактерного арсенала, неподражаемостью своих оттенков-интонаций: эти мелодии, то возвышенно-простые, строгие, созерцательные, то нежные, трогательные, грустные, то озорные, насмешливые, иронические песен любовных, свадебных, обрядовых, плясовых, трудовых, ямщицких и т. д.» 1

Русские народные песни были и остаются любимыми своим народом, у них – особая дорога к человеческой душе: они делают нас добрее, чище и сильнее, исцеляя наши души.

На основе народной песни, народной культуры пения возникали и развивались все современные академические профессиональные вокальные культуры и школы, складывались характерные признаки и особенности национальных музыкальных культур. Знакомство с народной песней расширяет представление о народном музыкально – поэтическом языке.

И сегодня русская народная песня живет в народе со своим кругом образов, самобытной музыкальной выразительностью, со своей «сотканностью», одетая в одежды художественной правды, что уже само по себе глубоко трогает, рождая переживания.

Тем не менее, русская народная песня обогащала и сегодня обогащает все музыкальные жанры. Певческие сочинения народа пели и сегодня поют отдельные певцы, владеющие природными голосами, сохраняя для нынешнего поколения людей искусство, петь - сказывать, особенно для российской молодежи, которая должна осознать величайшую ценность, духовную красоту, беспредельную музыкальность, какие сокрыты в русской народной песне.

1 Витвицкий К.З. «Одухотворенное бельканто». - Пермь ООО «Типография» Книга, 1990 г.
4

2. Народная музыка: традиции

«Ты откуда, русская, зародилась, музыка…»

Ты откуда, русская,

Зародилась музыка?

То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли?

Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда

Грусть в тебе и удаль?

В чьём ты сердце билась

С самого начала?

Как же ты явилась?

Как ты зазвучала?

Пролетели утки –

Уронили дудки.

Пролетели гуси –

Уронили гусли.

Их порою вешней

Нашли, не удивились.

Ну, а песня?

С песней

На Руси родились.

Г. Серебряков

Многие народные песни слагались ещё в далёкое от нас время, когда музыке никого не учили, когда не было музыкальных инструментов, музыкальных школ (да и обыкновенных тоже), когда почти невозможно было встретить музыкально грамотного человека. В те времена песни сочиняли самоучки, любители и мастера петь и играть на инструментах, которые придумывали сами. Они были очень талантливыми людьми – это видно по множеству дошедших до нас прекрасных старинных песен.

Самые древние народные песни (крестьянские) сочинялись в деревнях, потом в городах (рабочие, революционные). Мелодия и слова почти всегда сочинялись одновременно, часто одним и тем же человеком. Народная песня создавалась в труде, это неотъемлемая часть существования крестьян, это их радости и горе, раздники, зимние посиделки…

Народные песни не записывались (ведь их сочиняли люди, не знавшие грамоты), а пелись по слуху, передаваясь от одного человека к другому, от семьи к семье, от деревни к деревни, от поколения к поколению. Слайд 4

Знакомство с народным творчеством начинается у человека с пелёнок, с колыбельных песен, пестушек, потешек. Древнерусское слово баять, убаюкивать означает не только говорить, уговаривать, но и заговаривать. Часто пели духовные стихи на музыку колыбельной. Колыбельная песня вводит в сон, успокаивает. Колыбельные песни – это заговоры, обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки.

С первых же минут своего бытия ребёнок оказывается не в хаосе звуков, а во власти слова и музыки. Даже самые обыкновенные потягушечки сопровождались песенками – приговорками. В результате незаметно уже к двум-трём годам ребёнок оказывается вполне подготовленным к самостоятельному творчеству. Он прошёл необходимую музыкально - творческую школу (см. Нотное приложение, стр.10)

Жанровое многообразие народных песен

Жанр – французское слово, оно обозначает исторически сложившийся вид, тип произведения в искусстве. В музыке различают следующие жанры:

  1. По способу исполнения (вокальные – сольные, ансамблевые (несколько человек), хоровые; вокально – инструментальные; инструментальные – сольные, ансамблевые и оркестровые)
  2. По назначению (марш, танец, песня, колыбельная песня, частушка и др.)
  3. По месту и условиям исполнения (театр, концерт, камерные киномузыка и др.)

Слайд 5 «Песня – душа народа», - слышим мы от музыкантов. Одним из трёх китов, на которых держится вся музыка, назвал песню Д. Б. Кабалевский. Очень разные бывают песни: колыбельные, детские прибаутки, считалки, дразнилки, свадебные песни, песни протяжные, лирические, рассказывающие о женской доле, былины, повествующие о подвигах древних богатырей. В песнях, как в своеобразной народной энциклопедии, рассказана вся жизнь человеческая, то есть жанровое содержание русской народной песни многообразно.

В русской деревне песня сопутствовала человеку буквально всю жизнь. Песнями баюкали младенца в зыбке, дети постарше пели считалки, дразнилки, потешки. Пели парни и девушки, когда водили на лугу хороводы. Пели за рукоделием, в дороге и дома, за работой и на отдыхе. Без песен не бывало свадебного обряда. И уходил человек из жизни под звуки похоронного причета – песни – плача. Когда помещики заставляли своих крестьянок собирать урожай в огородах, садах, они требовали, чтобы женщины и дети пели песни, чтобы не ели их ягоды, овощи и фрукты. Когда люди тяжело работали, песня им помогала делать что – то одновременно, как команда, и этим облегчала их работу. Например, при постройке какого – либо дома, коровника, амбара или в работе бурлаков с песней легче было идти в ногу или тянуть баржу, гружённую хозяйским добром.

Русский человек всегда был чувствителен к прекрасному, он любил поля и леса своей Родины, её природу и воспевал это и в стихах, и в песнях, и в рисунках, и в музыке.

Слайд 6 Одним из любимых жанров русского народа была и остаётся частушка. Частушка – весёлый, озорные куплеты, чаще сатирического содержание. Достаётся лодырям, лентяем и лежебокам, неряхам и обменщикам.

Слово «частушка» происходит от «частый», то есть быстрый. Кое – где частушки называются «припевками». Это быстрые песни в чётком ритме. Мелодия у них совсем коротенькая, всего один куплет, который много раз повторяется с разными словами (см. Нотное приложение стр.12)

Музыкальный фольклор

Слайд 7 Фольклор – народное творчество. Английское folk – народ, lore – учение. Вместе эти слова – folklore – переводятся как «народная мудрость». Именно так, уважительно и даже возвышенно, принято во всём мире называть устное музыкальное и литературное народное творчество. В самом деле: в произведениях устного народного творчества воплотились народный опыт, традиции, мировоззрение, то есть действительно передана народная мудрость.

Музыкальный фольклор – это народные песни и танцы, былины и инструментальные наигрыши. В отличие от инструментальной музыки фольклор не знает авторства. Произведение живёт в устной традиции, передаётся от одного исполнителя к другому, подчас видоизменяется. « Песни народные, как музыкальные организмы, отнюдь не сочинения отдельных музыкально – творческих талантов, а произведения целого народа», - писал А.Н. Серов. Каждая из них – порождение всей жизни народа, его истории и быта.

Слайд 8 Самый древний пласт фольклора, т.е народной музыки, - крестьянские песни: календарные песни (для каждого времени года – свои), заклички, приговорки, позже появились и городские: солдатские, рабочие народные песни. Детский фольклор – потешки, скороговорки, загадки, небылицы – также нашли отражение в детской народной музыке (см. Нотное приложение стр.11)

Народные инструменты

Слайд 9 Человек прислушивался к протяжному пению тетивы лука, ударам дубинок по сухим стволам деревьев, свисту срезанной камышинки. История не сохранила имена народных умельцев, смастеривших первые музыкальные инструменты – гусли, балалайки, жалейки, рожки, свирели, трещётки, ложки. Музыкальным символом русского народа считается балалайка и гармонь.

Гитара – струнный щипковй инструмент, один из самых распространённых инструментов. Любой вокально – инструментальный ансамбль начинается с гитары. Туристы, отправляясь в поход, не забывают захватить гитару: од неё хорошо поётся вечером у костра! Гитара звучит дома и на эстраде, в лесу и в концертном зале. И в моём проекте - «Народная музыка: традиции и новаторство» , народные песни и мелодии прозвучат в современных обработках в исполнении гитары.

3. Народная музыка: новаторство

Слайд 10 На протяжении многих веков народы мира сочиняли песни как летопись своей жизни. В них радости и печали, удачи и трудности, обряды и игры, воспоминания о прошлом и мечты о будущем.

Для поэта, композитора, художника, как и для каждого из нас, не может быть природы без человека, как и человека без природы.

Народная песня как источник живой воды давала композиторам вдохновение, учила их красоте и мастерству. Простые песенные напевы в сочинениях композиторов нередко превращаются в богато украшенные оркестровые мелодии.

Народная песня, и шире весь музыкальный фольклор, это основа профессионального композиторского творчества. «Создаёт музыку народ, а мы, художники, её только аранжируем (перекладываем музыку, украшаем)», - сказал когда – то М.И. Глинка. Во многих произведениях русских композиторов мы слышим напевы народных песен, ритмы танцев. И вся без исключения русская музыка проникнута почерпнутыми из родного фольклора интонациями, мельчайшими оборотами, которые и создают отличие одной национальной музыкальной культуры от другой.

Народная музыка, народные сказки, былины, сказания легли в основу многих произведений великих композиторов:

  • П.Чайковский Первый фортепианный концерт (Укр. н. п. «Веснянка»)
  • М. Мусоргский опера «Хованщина» (в опере звучат мелодии, очень похожие на народные, и подлинные русские народные песни)
  • Н. Римский – Корсаков Опера – сказка «Снегурочка» (песни Леля, каждая как бы соткана из народных напевов. Именно эти песни и пастушьи наигрыши Леля согрели холодное сердце Снегурочки, наполнили его любовью)
  • М. Глинка «Камаринская»
  • Г. Свиридов «Курские песни»
  • С. Прокофьев кантата «Вставайте, люди русские…» (см. Музыкальное приложение)

В кинофильмах и мультфильмах режиссёры используют народные мелодии, ритмы, песни, но уже трактуя их в современных ритмах (см. Музыкальное приложение).

  • К\ф «Мы из будущего»
  • М/ф «Алёша Попович и Тугарин змей»

4. Заключение

Слайд 11 Народная музыка – зеркало жизни народа, в которой отражены не только те или иные события в жизни народа, но и дух, атмосфера всей его жизни. Народная музыка играла и продолжает играть огромную, решающую роль в возникновении и развитии профессионального музыкального творчества и исполнительства.

Через музыкальный фольклор мы соприкасаются с традициями своих предков, обрядами, обычаями. Деятельность, которая строится на принципах фольклорного творчества, развивает художественно – образное, ассоциативное мышление, фантазию ребёнка. Сама природа музыкального фольклора предполагает его импровизационную основу, сочетающую поэзию, музыку, пластику движений.

Песенность и певучесть – характерные черты русской народной музыки и выросшей из неё композиторской музыки. Если о какой – то песне говорят, что она стала народной – это самая высокая оценка песни или инструментальной музыки.

5. Библиография

1. Видеоматериалы из к\ф «Мы из будущего», из м\ф «Алёша Попович и Тугарин – змей»

2. Громыко М. М. «Мир русской деревни» - Москва «Молодая гвардия»,

1991г,446с, ил.

3. Критская Е.Д. Музыка 2, 3, 4 класс – Москва «Просвещение», 2002. –

127 с.

4. Максимова Т.С. Музыка 4 класс – Волгоград «Учитель», 2006. – 141 с.

5. Михайлова М. А. «А у наших у ворот развесёлый хоровод»

(народные праздники, игры и развлечения) - Ярославль: Академия

Развития: Академия холдинг, 2001 г. – 224с.

6. Попов В.С. «Русская народная песня в детском хоре» - Москва,

«Музыка», 1985г. - 80с.

7. «Раз, два, три, четыре, пять, мы идём играть». (Русский детский

Игровой фольклор). Составитель Новицкая Г. М., Науменко Г. –

Москва «Просвещение», 1995г. - 240 с.

8. Хрестоматия детского чтения – Москва «Росмэн», 2007. – 464 с.

6. Нотное приложение

1. Котенька – коток

(колыбельная)

Ах ты, котенъка-коток,

Котя серенький хвосток!

Приди, котик, ночевать,

Мою Сонечку качать.

Я тебе коту, коту

За работу заплачу:

Дам кусочек пирога,

Полну крынку творога,

Платок аленький свяжу,

Тебе шейку повяжу.

2. Барашеньки

Барашенъки

Крутороженъки,

По горам ходят,

По лесам бродят,

В скрипочку играют,

Васю потешают.

3. Шла коза по мостику

И виляла хвостиком.

Зацепила за перила,

Прямо в речку угодила.

Кто не верит - это он.

Выходи из круга вон!

4. Раз, два, три, четыре

1. Раз, два, три, четыре, 2. Я скакала, я плясала,

Меня грамоте учили - Себе ноженьку сломала

Только по полю скакать Стала маменька жалеть.

Пермская обл 5. Гори, гори ясно Автор записи СПб консерватория,

6. Частушка

  1. На уроке физкультуры

По спортивному хожу,

В баскетбол я поиграю,

А потом домой пойду.

  1. На уроке мы сидим

И в окошечко глядим.

Поиграем, попоём

Дружно мы домой пойдём.

Музыкальные традиции моей семьи. Частушки.

Вечеринка" href="/text/category/vecherinka/" rel="bookmark">вечеринки , и когда просто одиноким вьюжным зимним вечером хочется петь, аккомпанируя себе на фортепиано. Особый почет у нас отводится – народным русским песням. Знаем их множество, поём, раскладывая песню на голоса, мужские, женские, детские... и всё-таки об одном жанре русской музыки, любимом всеми членами нашей семьи, мне хочется рассказать подробнее:

«В песне радость, в песне горе,

В песне и весельице.

Только в песне нахожу

Сердечку утешеньице» -

узнали? Конечно это частушки! Нет такого человека в России, который не знал бы частушек. Не помнил хотя бы одну из этих, то озорных, то грустных песенок, будь он городской житель или деревенский. Каких только оттенков, переживаний, озорства и балагурства не несет она в своих четырех строчках! Диву даешься! Частушка - это огромный мир, искрометный и озорной. «Маленькие да удаленькие»- говорят о частушках, потому что в этих коротких песенках много юмора и остроумия. Частушка - это веселая история, маленький музыкальный рассказ. Новый год, Масленица, Пасха, Троица, день рожденья - ни один наш семейный праздник не обходится без частушек.

Традиционно частушки исполнялись на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь, балалайку , «под язык» или без музыкального сопровождения. Одни ученые считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты – скоморохи – еще в ХVII – ХVIII вв. Другие убеждены: частушка как особая песенная форма появилась не раньше середины прошлого века. В знаменитом четырехтомном толковом словаре Даля слова “частушка” (в смысле “короткая песенка”) нет, поэтому вторая точка зрения мне кажется более убедительной.

«…Она как человек живет,

И ей в народе нет забвенья.

Её все любят и передают

Из поколенья в поколенье.

Услышишь раз - покоя нет,

Всю жизнь с такою будешь вместе.

Вам малыши, всего семь лет,

Частушке 100, а может 200!»

В то время пели их только молодые парни и девушки во время пляски, на гулянье. В тесном кругу парни и девчонки, притопывая, под звуки гармошки, приговаривали частушки.

Слово «частушка» придумал русский писатель Глеб Успенский, до этого как только не называли эти смешные короткие песенки: «коротушка», «ихохошка», «тараторка», «матаня», «причудка». Большинство частушек очень весёлые, недаром частушку прозвали - музыкальная шутка. В давние времена пожилые люди не считали частушки серьезными песнями, считали их забавой молодых, но время шло, молодые старели, а песен своей молодости не забывали. Постепенно частушка становилась песней всех возрастов: идут девчонки в лес за грибами да ягодами, запевают частушки лесные, провожают бойца на войну, запевают частушки фронтовые, есть частушки – нескладушки:

«На березу трактор лез,

Все коленки ободрал,

Ну кому какое дело,

Может там его гнездо!» -

и все же главная тема частушечной шутки - любовь и влюбленные. Встречи, ухаживания, свидания, расставания. Частушки о любви называются «страдания». С особой теплотой звучат страдания в исполнении моей мамы:

«Постоим с тобою рядом

Плечико о плечико,

Чтоб не ныло, не страдало

По тебе сердечико…»

К песне в нашей семье подходят с душой. Иначе нельзя…

В лучших своих образцах частушка не только хранит неисчерпаемые богатства русской речи, но и охотно вбирает в себя слова и выражения, принесенные новым временем. Постоянно создаются совсем новые частушки, в которых старое – только мелодия, привычная форма и неистощимый народный юмор.

В музыкальном плане специфика частушки состоит в отсутствии индивидуального напева. Существуют местные типы напевов, на которые исполняется большинство частушек того или иного региона, населенного пункта. Знакомьтесь «Павловские частушки» - результат нашего семейного творчества, музыка народная, слова – Орлюковых.

Павловские частушки


Городок наш небольшой,

Павловом зовется.

Мы поем о нём с душой,

Песня так и льется.

Краше Павловской земли

Во всем свете не найти.

Здесь народ мастеровитый-

Металлисты, кустари.

Не скучает круглый год

И танцует, и поёт

Павловчанин, павловчанка-

Удивительный народ!

Вся Россия знает нас,

Выпускает город ПАЗ.

Полстраны ругаются,

Тормоза ломаются!

Павловские улочки,

Кривые переулочки,

Разговоры окские,

Гусаки бойцовские.

Кто-то едет заграницу,

На морские берега,

Ну а нас волной ласкает

Синеглазая Ока.

Желтый Павловский лимон

Для России всей знаком.

Из земли растет в горшке,

Кусочек солнца на окне.

Значит денег миллион,

А в Павловской стороне

Лимоны зреют на окне.

Промыслы народные,

Люди благородные,

От старого до малого

Вам шлём привет из Павлова!!!

Эмоциональный тон большинства частушек - мажорный, музыкальная основа - короткие одночастные, реже - двухчастные, мелодии, исполняемые полуговорком или напевно. Когда слушаешь частушки, живо ощущаешь их связь с давними традициями нашего народа, с его характером, с веками его истории, со всем тем родным и близким, что для всех нас входит в понятие - Россия. Всё, буквально всё, можно выразить в частушке, эти коротенькие песенки: лукавые, бойкие, задушевные, веселые и грустные любимы многими. И в наше время каждый человек на вопрос знает ли он, что такое частушка - ответит утвердительно, а возможно, и исполнит одну из них.

Что же так привлекает в частушках? И то, что исполнить частушку можно везде: на улице, в поле, на гулянье, на собрании, на эстраде, на вечеринке с друзьями, на семейном торжестве и в походе у костра. И то, что спеть их могут и взрослые, и молодежь, и дети. Русская частушка удивительна. Слово «частушка» понятно всем без исключенья. Так пусть живет частушка, разгоняет печаль - тоску, учит уму - разуму. Давайте сбережем её в своем сердце - задиристую, подковыристую и озорную, она того заслуживает!

Литература:

«Певучая Россия» издательство «Советский композитор», Москва 1989год.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 1-4 классы

Пояснительная записка

Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

# формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

# воспитание эмоционально_ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

# развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности,образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно_творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

# освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

# овладение практическими умениями и навыками в учебно_творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре наэлементарных музыкальных инструментах, музыкально_пласти

ческом движении и импровизации.

Цели общего музыкального образования осуществляются через систему ключевых задач личностного, познавательного,коммуникативного и социального развития .

Слушание музыки . Опыт эмоционально_образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально_слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.

Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально_хоровых умений и навыков для передачи музыкально_исполнительского замысла, импровизации.

Инструментальное музицирование . Коллективное и индивидуальное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Разучивание и исполнение музы_

кальных произведений. Опыт творческой деятельности (сочинение, импровизация).

Музыкально#пластическое движение . Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально_личностное выражение образного содержания музыкичерез пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально_пластических композиций. Танцевальные импровизации.

Драматизация музыкальных произведений . Театрализованные формы музыкально_творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры_драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.

Основное содержание образования в примерной программе представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира». Такое построение программы допускает разнообразные варианты структурирования содержания учебников, различное распреде ление учебного материала и времени для его изучения. Предусматривается резерв свободного учебного времени - 15 учебных часов на 4 учебных года. Этот резерв дает возможность разработчикам авторских программ наполнять указанные содержательные линии по своему усмотрению.

Музыка в жизни человека . Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.Обобщенное представление об основных образно_эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры_драматизации. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно_образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.Интонация - источник элементов музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Композитор - исполнитель - слушатель. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл.Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи.Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Современное нотное письмо, нотный стан. Запись нот - знаков для обозначения музыкальных звуков.

Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно_образного содержания произведений. Формы одночастные, двух_ и трехчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальная картина мира. Интонационное богатство мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио_ и телепередачи,

видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная;

сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские,

женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально_поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Наша среда online — Природно-климатические и социально-культурные особенности того или иного региона наложили особый отпечаток на мелодику, интонацию и манеру исполнения песен. Все это обусловило некоторые отличительные черты и типологию песенного фольклора той или иной местности. Сложились так называемые местные традиции песенного фольклора, под которыми понимается совокупность условий бытования, черт стиля и приемов исполнения, придающих своеобразие и характерные отличительные свойства песенному фольклору определенного народа в одной ограниченной местности.

В русском песенном фольклоре современные исследователи выделяют по крайней мере семь основных стилевых географических зон: северно-русскую, южно-русскую, среднерусскую, западно-русскую, средне-волжскую, уральскую и сибирскую. В отдельную группу также выделяют казачий песенный фольклор, в котором также можно выделить традиции донских, оренбургских, терских казаков, хотя в целом музыкальная культура качества соответствует южно-русским фольклорным традициям. Однако внутри южно-русской культуры в силу особенностей заселения территорий, примыкающих к Дону и Кубани, сложилось множество своеобразных песенных традиций. Так, песенный фольклор Кубани очень неоднороден. В нем соединились черты и украинского мелоса, и среднерусских традиций. Достаточно цельными и самостоятельными являются традиции, сформировавшиеся в казачьей среде до ХVIII столетия, когда на эти территории еще не приехали выходцы из других регионов России.

Особый интерес представляет западно-русская традиция, поскольку в ней сохранились архаичные черты славянского мелоса. Географически к ареалу данной традиции можно отнести территории современных Брянской и Смоленской областей и близлежащие районы Орловской, Калужской и Псковской областей. Основными центрами западнорусской народной традиции является Брянск и Смоленск. Особенности русской песенной культуры здесь тесно взаимодействуют с родственными песенными традициями Украины и Белоруссии. Заслуга в исследовании песенного фольклора этих областей принадлежит музыкантам-этнографам В.М. Щурову и А.И. Соболевскому.

Календарная песня Брянской области «На грядной недели» в исполнении Натальи Долгалёвой

В западно-русской традиции можно также легко обнаружить родственные черты с песенными традициями западных славян, что является уникальным явлением для русского фольклора и свидетельствует о глубинности ее национальных корней. Архаичность и неизменность музыкальных форм в народном искусстве русского Запада отчетливо проявляется одновременно во всех признаках местных интонационно-гармонических и исполнительских традиций. Яркой отличительной чертой бытования фольклора в данной местности является опора на праздничную культуру, фольклор сохраняется в контексте системы календарных обрядов, сопровождающихся пением. Песенный фольклор существует в рамках хорошо сохранившихся традиций празднования таких календарно-земледельческих обрядов, как Рождество, Масленица, Сороки, Семик, Иванов день, Дожинки. Достаточно распространенными являлись здесь и песни, знаменующие начало того или иного вида сельскохозяйственных работ, например, обряд первого выгона скота («Егорьевские песни»), прополочные, песни жатвы и др. Качественно определенными чертами обладал и местный свадебный обряд. Песни, характерные для данного региона, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Наиболее часто используемые инструменты-сопровождения – скрипка, сдвоенная дудка, флейта Пана, колесная лира.

Народные песни Смоленской области.

В музыкально-стилевых формах календарных, свадебных и хороводных песен западно-русской традиции преобладают архаические элементы. К ним относятся: силлабический строго цензурованный стих; гетерофония в многоголосии (либо использование бурдона); система ограниченных по диапазону звукорядов, связанных с простейшими ладовыми формами; равномерный музыкально-слоговой ритм с минимальными распевами слогов; четко расчлененные простые структуры; попевочные мелодические образования.

Сама манера вокализации в западно-русской традиции очень индивидуальна. Для нее характерна звонкая прямая подача звука в среднем регистре, завершение строф длительным, тщательно выстроенным унисоном, использование выкриков – возгласов (гуканий) в середине и конце музыкальных фраз. Можно с уверенностью сделать вывод о том, что западно-русская традиция строго сохранила в себе архаичные Славянские черты и в меньшей степени испытала воздействие межкультурных контактов, следы которых этнографы часто обнаруживают в других песенных традициях.

Второй крупной региональной системой песенного фольклора можно считать музыкально-поэтические традиции русского Севера. Географически они распространены на территориях современных Новгородской, Архангельской, Ленинградской и Вологодской областей. Частично эти традиции продолжают бытовать у представителей славянского этноса, проживающих на территориях Коми, Карелии и Кольского полуострова. Некоторые стилевые особенности северо-русской песенной традиции можно также обнаружить в северных районах Костромской и Кировской областей. Формированию единой традиции способствовало доминирование Новгородского княжества. На этих территориях в меньшей степени сказались последствия междуусобиц XII–XIV вв., здесь в меньшей степени проявились отрицательные последствия крепостного права. Вместе с тем на развитие северных песенных традиций особое влияние оказали суровые природные и уникальные социально-культурные и бытовые условия – преобладание рыболовства и охоты над земледелием, традиционные торговые и культурные связи с западными славянами и представителями финно-угорского этноса, а также другими культурами благодаря торговым связям посредством беломорского судоходства. Все эти культурные контакты создали возможность для появления разнообразных ассимиляционных процессов, что сформировало уникальные черты и особенности северно-русской песенной традиции.

Важнейшей особенностью северной фольклорной традиции является преобладание эпических песенных жанров в сольной сказительской форме. Этнографам удалось зафиксировать в достаточно развитой и полной форме многочисленные былины, баллады, духовные стихи, небылицы, скоморошины. Они были записаны на территориях Заонежья, по берегам Пинеги, Мезени и Печеры. Очень ярко проявляется в большинстве жанров северного фольклора эпическое начало. Эпическая манера наложила отпечаток и на стилевые особенности северных плачей и причитаний. На Севере распространены весьма разнообразные и сложные по хореографическому рисунку хороводы. Медленные хороводные песни северного региона отличаются степенным, повествовательным характером музыкального языка. Это в целом соответствует эпическому складу северной народной музыкальной культуры. Для сопровождения песенного фольклора на русском Севере чаще всего употреблялись гусли и пастушеские трубы. Применялись и инструменты более позднего происхождения, наиболее популярными из которых были местные разновидности гармоник – тальянки, трехрядки.

Песни Русского Севера, Архангельская область, Мезенский район, посёлок Каменка

Музыкальная стилистика северного песенного фольклора близка эпическим жанрам сказателей. Для нее характерно распевание тонического (акцентного) стиха. Ритмическая организация напева чаще всего связана с использованием трех постоянных ударений. Именно такой тип стиха распространен в северном эпосе, причитаниях, свадебных и хороводных песнях. Их проявление легко можно обнаружить и в лирических песнях северных областей. Сочетание напева с тоническим стихом обусловило метроритмическое своеобразие песен этой местности. В северном регионе для эпических и свадебных песен типичны размеры 11/4 и 9/4. Наиболее яркой особенностью ладовой организации северных песен стала опора на уменьшенные интервалы (уменьшенную квинту и уменьшенную кварту). Преобладающий тип многоголосной песенно-хоровой фактуры – усложненная гетерофония с «пучкообразным» расслоением голосов между мелодическими «узлами». В композиционном отношении для песенного фольклора северного региона характерно широкое использование развернутых однофразовых и двухфразовых структур. Вокальный ансамбль, согласно местным традициям певческой манеры, отличается двухрегистровым звучанием, в котором октавное удвоение основной мелодии (в легком головном регистре) проходит либо в верхнем, либо в среднем голосе. В гармоническом отношении голоса звучат собранно и достаточно мягко. Строгость, сдержанность, степенность эпического строя северного народного песенного творчества проявляется и в самой музыкальной стилистике, а также в исполнительской манере, столь характерной для строгих этнических эстетических канонов данного региона.

Южно-русская народная музыкальная культура представляет собой самобытнейший пласт отечественной культуры, это особая песенная традиция, вобравшая в себя черты иных регионов, но создавшая уникальные ладогармонические и полифонические сочетания. Южно-русская традиция характерна для регионов, расположенных к югу от реки Ока вплоть до границы с Украиной. Характерные черты этой манеры проявляются в песенном фольклоре и манере вокализации у населения Белгородской, Курской, Воронежской, Липецкой, Тамбовской областей. Элементы этой песенной традиции часто проявляются также в фольклоре восточных районов Орловской и Калужской областей, юга Тульской и Рязанской областей, а также в фольклоре русского населения, проживающего на северо-востоке Украины в Харьковской, Полтавской и Сумской областях. Южно-русская песенная традиция в целом сложилась в XVII–XVIII столетиях. Исторически это было связано с освоением земель дикого поля и лесостепных районов в верховьях Дона. Такие условия бытования фольклорной традиции предопределили ее основные черты, связанные с опорой на хореографию, что проявляется в значительном количестве фольклорного материала плясового характера. Хороводные песни Юга также очень распространены, но они теснее связаны с крестьянским трудом и праздниками крестьянского календаря. Плясовые по характеру «карагоды» и «танки» распространены во всех регионах Юга России. Эти специфические песни с движением, как правило, имеют характерный припев со словами «лели, лёли». Сам по себе он связан с древнейшей любовной магией, поскольку содержит обращение к языческим богам. Именно этим фактом можно объяснить распространенное в регионе название этих песен «лелюшки» или «алелешные» песни. Причем все равно среди данной категории песен преобладают плясовые «лелюшки», особенно они характерны для свадебного обрядового действа.

«У наших ворот», народная песня Воронежской области. Исполняет Академический хор русской песни «Песни России» п/у Елены Кутузовой

Гораздо реже можно встретить медленные, чинные ритуальные песни. Они исполняются обычно только в самые драматичные моменты свадебного действа, когда невеста покидает родительский дом или ей расплетают косу. В свадебном обряде Юга причитания либо вовсе отсутствуют, либо занимают очень скромное место.

Характерной особенностью лирических песен Юга является то, что они в большинстве своем содержательно исполняются от лица мужчин или передают переживания мужчины. Поэтому южно-русская лирика имеет мужественный оттенок, ярко проявляющийся при исполнении песен мужскими ансамблями. Вообще мужское ансамблевое исполнительство чрезвычайно характерно для южно-русской традиции. Из сопровождающих пение народных инструментов на юге России распространены кугиклы, двойная жалейка и дудки. В основе музыкального стиля южно-русской песенной культуры, так же, как и в северной, лежат особенности народного стихосложения. Южно-русские напевы находятся в тесной ритмической и структурной взаимосвязи с мерно-цезурированным стихом. Этот стих родственен силлабическому, с постоянной цезурой, типичному для западно-русской манеры. Однако на Юге он отличается частым варьированием количества слогов в стиховых периодах. Это становится возможным в результате дробления или укрупнения основных единиц слогового ритма. Все это сказывается на ритме мелодии: ритмика южно-русских песен очень импульсивна. В ней широко используются дробные рисунки и синкопы.

Русская народная песня Воронежской области в записи М.Е.Пятницкого»Кукушка рябая» и Частушки «Кува,кува». Воронежский хор. Солистка Раиса Помельникова.

Очень богата хоровая партитура песен. Она во многих случаях имеет трехголосную основу с подголосками. Голоса находятся в тесном расположении, женский состав поет преимущественно в низком и среднем регистрах, а мужчины в высоком. На основании этого можно говорить о своеобразии местного ладового мышления. Здесь очень характерно использование ладов с опорой на увеличенную кварту. Иногда звукоряд всей песни состоит всего из четырех звуков, расположенных друг от друга на расстоянии большой секунды, тем самым крайние звуки звукоряда образуют тритон. В мелодии песен также нередки тритоновые интервалы, образующие несколько угловатые ходы. Вообще исполнительскую традицию отличает резкость, звонкость, зычность открытой вокальной манеры. Иногда мастера-песельники украшают напевы особыми короткими призвуками («иканьями») флажолетного тембра в высоком регистре.В целом характер южно-русской песенной манеры можно описать как повышенно-экспрессивный, открытый и выраженно-эмоциональный, отличающийся большой непосредственностью в выражении чувства.

Как отдельную оригинальную традицию можно рассматривать казачий песенный фольклор. Наиболее ярко она проявилась в искусстве донских казаков, хотя в целом данная традиция не выходит за пределы южно-русской культуры, являясь ее ответвлением. Для песенного фольклора донских казаков, так же, как и в южно-русской культуре, очень характерны такие формы бытования, как плясовой хоровод, свадебная игра, календарные празднества, насыщенные плясовыми напевами. Здесь также распространена лирическая песня мужественного воинского склада. Яркими стилевыми особенностями являются многоголосие с противопоставлением нижнему голосу верхнего подголоска в условиях напряженной голосовой тесситуры и открыто эмоциональная активная форма вокализации. Наряду с этими исполнительскими приемами пению донских казаков присущи и уникальные черты. Репертуар донских казаков насыщен песнями воинского содержания. В них рассказывается о подвигах казаков в сражениях с врагами отчизны. Уникальным для русского фольклора является исполнение героического эпоса в многоголосном ансамблевом распеве.

Свадебная песня Донских казаков «Туман яром». Исполняет Народный ансамбль казачьей песни «Благовестъ», г.Волгоград.

Свадебный обряд донских казаков эклектичен, поскольку он формировался в ХVIII в., после реформ Петра I. В целом обряд испытывает воздействие украинской культуры, но вобрал в себя и элементы северных и западных регионов Руси.

Отличительным признаком казачьего пения, своеобразной визитной карточкой этой манеры можно выделить виртуозный орнаментальный подголосок – «дискант». Наиболее интересен он в исполнительской манере жителей среднего Дона. Он исполняется тенором и альтом при вокализации гласных «о-а-е», при этом голосом выводятся сложнейшие мелодические обороты. Для песенной традиции донских казаков также характерно преобладание пентатоники. Она присутствует как в чистых, так и в усложненных формах, что формирует неповторимый фольклорный стиль. Для казачьих песен характерна также чеканная ритмика. В исполнительской трактовке доминирует энергичная импульсивная подача музыкального материала. Пение часто сопровождается богатой жестикуляцией. Иногда казаки резкими взмахами руки отбивают такт. Воодушевленная лихая манера подчеркивает волевую активность пения. В ряде случаев их исполнительская манера приобретает бравый, озорной характер. Все основные особенности песенной традиции донских казаков сложились в условиях казачьей вольницы и закрепились в воинской станичной общине ХVIII–XIX вв. В среде кубанского казачества также возможны социально-культурные различия, вызванные историческими и социально-политическими процессами. При общей ориентации на южно-русскую песенную культуру музыкальные традиции очень неоднородны. В искусстве кубанских казаков заметно проступают некоторые общие местные черты, что проявляется и в особенностях песенного репертуара (наличие протяжных песен, в иных районах не встречающихся), и в своеобразии музыкального стиля (поддержка верхним подголоском нижнего ведущего голоса, имеющего относительно закругленную структуру), и в характере исполнения, более мягком, нежели у донских станичников.

Донская казачья песня «Как донские казаки» в исполнении терцев (И.Петров, Л.Белов, Р.Даруев)

Уральские (яицкие), оренбургские, а также астраханские казаки в целом следуют художественным традициям донского войска. В то же время уникальной особенностью астраханского казачества является присутствие в местном песенном репертуаре рыбацких трудовых артельных песен. Вокальные традиции терских казаков отличаются светлой, лиричной исполнительской манерой, преобладанием гармонической фактуры в ансамблевых вариантах песен. В этой традиции нет орнаментального подголоска. В песнях плясового характера отчетливо ощущается влияние музыкальной ритмики кавказских народностей. Возможно сопровождение пения и танца выбиванием ладонями по пустому тазу характерных плясовых ритмов. Особую культуру в среде казаков несут жители станицы Некрасовская. Они долго жили в Турции в изгнании, пока в начале 1960-х гг. не вернулись в Россию. Пребывание их в исламской стране наложило отпечаток на все виды художественного творчества, и даже на традиционный костюм. Сложилась у них и особая манера исполнения старинных русских песен, в основном донского казачьего происхождения. Они распеваются хором в гетерофонном складе с обильным использованием ориентальной мелизматики. В типичной для ряда восточных певческих школ манере их пение имеет несколько носовое звучание с остро и прямо посылаемым звуком.

Ведущее же место принадлежит среднерусской традиции. Географически она сконцентрирована вокруг Москвы и прилегающих областей, то есть распространена в Московской, Владимирской, Нижегородской и других центральных областях. Ее возникновение приходится на период укрепления Московского государства в ХVI–ХVII вв. Позже к этой песенной традиции стали относить и музыкальный фольклор Ивановской, Ярославской и Тверской областей. Черты и центральной, и южно-русской культуры несет в себе фольклор Калужской, Тульской и Рязанской областей. Важнейшей характеристикой фольклора центра России было преобладание жанра лирической песни. Произведения этого характера явно преобладают. Лирическая песня центра России несет в себе и особую идейно-художественную нагрузку. На всех, даже на инструментальных произведениях ощущается явное тяготение к лирике. Это сказывается на структуре и эстетических особенностях свадебного обряда: в нем преобладает лирическое настроение. Лирические песни становятся фактически драматургическим ядром свадебного обряда. Еще одним доминирующим жанром свадебного обряда являются величальные песни, хотя они носят очень жизнеутверждающий, бодрый характер и часто сопровождаются плясовыми движениями. В этом проявляется близость с южно-русской традицией. Среди хороводных песен центра России преобладают плавные, неторопливые. Они также очень лиричны. Для среднерусского хоровода очень характерно участие солистов танцоров, подкрепляющих смысл песни плясовыми движениями.

Лирическая песня Тверской области «Жавороночек»

Их выразительные движения руками в фольклорной традиции называются «рассуждениями». Спокойствие является важной особенностью песенной традиции среднерусского фольклора. Песни более поздних жанров (кадрильные и частушки) также исполняются спокойно, неторопливо, с мягким лирическим настроением. Среднерусская вокальная манера приближается к академической, сохраняя некоторые характерные народные особые черты, к которым относятся артикуляция, близкое к разговорному произнесение слова. Среднерусские песни звучат преимущественно в среднем и высоком регистрах, очень мягко и собранно.

Протяжная покосная песня. Собрано в Калужской области. Фольклорный ансамбль Московской ГК. Художественный руководитель: Наталья Гилярова. Москва.

Как особенный компонент системы русского фольклора можно выделить народную музыкальную традицию среднего Поволжья. К ней относится фольклор Ульяновской, Самарской, Саратовской и Пензенской областей. Частично они проявляются в пении русского населения Татарии, Башкирии, Мордовии, Чувашии и Марий Эл. Эта песенная традиция сформировалась в XVI – начале XVIII столетиях. Ее появление обусловлено процессами заселения южных и юго-восточных окраин России. Песенная традиция Поволжья сильно отличается от традиций других регионов, поскольку на ней сказалось влияние соседних финно-угорских и тюркских народов. Резко отличаются от иных территорий и условия хозяйствования, которые отразились в содержании песенного творчества. Сравнительно более суровые природные условия, развитие, помимо крестьянского, промышленного производства предопределило, в частности, отсутствие плясовых движений и ритмов в песенной культуре Поволжья. Вместе с тем преобладающими являются медленные хороводы («круги»). Они обычно приурочены к определенным датам крестьянского календаря (в основном, к весенним праздникам). Такая приуроченность является местной особенностью, родственной южно-русской культуре. Для свадебного обряда Поволжья характерно преобладание песен лирического содержания. Они исполняются в умеренном темпе, что сближает волжскую певческую манеру со среднерусской. В свадебном обряде также большое место занимают плачи и причитания невесты, что в большей степени сближает его с обрядом севера России. Сходство с южной традицией прослеживается в величальных песнях. Песни Поволжья имеют развитую многоголосную фактуру с преобладанием гармонических средств. Характер же звучания песен очень своеобразен. Для него характерно широкое расположение голосов с использованием мягкого среднего и легкого головного регистров. Преобладающим является пение «тонкими голосами», благодаря которому достигается особая прозрачность, «воздушность» хоровой звучности. Относительную самостоятельность приобретает высокий верхний подголосок, который часто дублируется в октаву одним из нижних голосов. Подобная манера предопределяет ассоциации с северным многоголосием. Таким образом, в песнях проявляются многие общенациональные черты русского музыкального фольклора. Важной особенностью является развитая, широкая по диапазону мелодия, которая становится важнейшим средством выразительности. Ведущими жанрами являются мужские песни вольницы и воинская лирика. Сама терминология исполнения песни, связанная с рассказыванием («сказать песню»), предполагает ее эпический характер. Часто пение сопровождается саратовской гармоникой, реже – балалайкой, скрипкой и тростниковыми дудками. В целом музыкально-образный строй средневолжской традиции отличают широта, полнокровность и сдержанность в выражении чувства.

Русская народная песня «Волга-реченька глубока». Исп. Наталия Муравьева

Особую художественно-эстетическую разновидность представляет собой русский музыкальный фольклор, бытующий на обширной территории, расположенной за Уралом в Сибири и на дальнем Востоке. Особенности заселения этой территории русскими обусловили его разнообразие и многовариантность. В сибирском фольклоре существуют несколько достаточно обособленных и самобытных традиций. Среди них можно выделить фольклор старожилов. Он принадлежит потомкам тех, кто поселился в Сибири в ХVII – начале ХVIII вв. Еще одну группу представляет песенная культура староверов. Среди них выделяется песенная традиция «семейских», проживающих в Забайкалье, и «поляков», осевших на Алтае после указа Екатерины II. Особую культурную традицию представляют обычаи сибирского казачества, отдельную группу представляют песенные традиции поздних переселенцев.

Наибольший интерес представляет традиция старожилов. Она доминирует в местном фольклоре. Все остальные, более поздние традиции фактически сложились под ее влиянием. Эта манера исполнения народной песни встречается на Алтае, в Томской области, на Илиме, Нижней Тунгуске. Основное ее качество – большая собранность, строгость и суровость. Песни старожилов часто звучат в предельно низком, «угрюмом» регистре, для них характерен медленный или достаточно умеренный темп. К стилевым признакам сибирского многоголосия можно отнести параллелизм терций при ведущей роли нижнего голоса; широкое использование миксолидийских, дорийских ладовых красок. Характерна также опора на обиходный звукоряд. Песенные строфы, как правило, отделены одна от другой. Внутри песенных строф типичны цезуры-паузы, членящие музыкальную мысль. Нередко они попадают на середину слова. На свадьбе, обряд которой близок к северному, звучат строгие по характеру, степные песни лирического либо лиро-эпического содержания. Преобладающей являетсяпротяжная «проголосная» песня.

По диким степям забайкалья Xор им. Пятницкого

Совсем иной представляется песенная традиция семейских. Они являются потомками старообрядцев Забайкалья. Художественный колорит этих песен очень яркий и броский. Песни семейских имеют бодрый, волевой характер. Стилевая особенность их насыщена по звучанию, фактура многоголосна. В основе многоголосья доминирование двух ведущих певцов – баса и тенора. Остальные участники ансамбля заполняют звуковое пространство между этими крайними голосами. Тесное расположение голосов и их взаимодействие по принципу контрастной полифонии приводит к тому, что в хоровой фактуре по вертикали постоянно возникают терпкие, жесткие созвучия. Поэтому, несмотря на «спокойный» средний регистр, песни звучат весьма напряженно и насыщенно. В фольклоре семейских, проживавших в инокультурном окружении оказались законсервированными некоторые средневековые традиции певческого искусства, столь интересные для современных исследователей.

Очень оригинальна традиция алтайских казаков. Эта традиция очень близка манере вокализации, распространенной у казаков Дона, Урала, Терека. Однако для сибирских казачьих песен свойственны мягкость и лиризм. Алтайские казаки поют в низком грудном регистре, негромко, как бы напевая. Песни так же имеют развитую многоголосную фактуру. У поздних переселенцев Сибири особенности песенной манеры проявляются, прежде всего, в репертуаре. Многие обрядовые песни наследуют традиции исполнения той местности, откуда прибыли переселенцы. Лирический же песенный репертуар близок традициям старожилов.

В сибирском репертуаре также преобладают тюремные песни, что связано с особым социально-политическим статусом местного края. В музыкальном фольклоре Урала (Пермской, Екатеринбургской, Челябинской областей) соединяются традиции Севера, Поволжья и Сибири. Поскольку освоение уральских земель осуществлялось, главным образом, переселенцами из северных районов (Новгорода, Архангельска, Вологды, Костромы, Вятки) и верхнего Поволжья, мелодические особенности данных регионов были привнесены на уральскую землю. Уральский фольклор также испытал воздействие культуры аборигенных районов, а также переселенцев с юга России, ассимилированных в русской среде. Кроме того, на уральский фольклор оказали влияние песенные традиции народов Поволжья. В результате сформировалась особая народная музыкальная культура Урала. Местная манера исполнения песен проявляется в характерном произнесении слов в процессе пения (со смягчением шипящих согласных). Крайне сложной и прихотливой является метроритмика уральских свадебных песен, чередующая двухдольные, трехдольные, пятидольные, семидольные построения.

Каждая из перечисленных песенных традиций уникальна и самобытна, хотя они находятся в постоянном взаимодействии. Некоторые песенные традиции получили большее географическое распространение и образовали своеобразные зоны певческого искусства.

Юрий Александрович Толмачев,
Заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный работник культуры РФ, профессор

Публикуется по: Народное музыкальное творчество: учебное пособие / Ю.А.Толмачев. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос.техн. ун-та, 2006

Старинные русские народные песни, собранные в фольклорных экспедициях в разных областях России 1970-х — 2000-х гг., в том числе казачьи и частушки, исполняет кандидат филологических наук, научный сотрудник Института Славяноведения, участник фольклорного ансамбля «Посолонь» Лидия Гаврюшина.
Записано в деревне Раменье Селижаровского района Тверской области 17 августа 2012 года.
Съемка — Александра Кириллина



Загрузка...
Top