Национальные костюмы, особенность русских национальных костюмов. Исследовательская работа «Русский народный праздничный костюм История национальной русской одежды

ПРОЕКТ «Из истории русского народного костюма»

Титова Екатерина, ученица 3 класса МОУ «Татарско-Бурнашевская СОШ» Верхнеуслонского района Республики Татарстан, Руководитель: Бочкова М.Н., учитель начальных классов1 кв. категории

Уважение к минувшему- вот черта,

Отличающая образованность от дикости.

А.С. Пушкин

Актуальность проблемы

История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своего народа. Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа. В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном. Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа.. Желание научиться читать эту книгу привело нас к теме проекта. Истории русского национального костюма посвящается наша исследовательская работа, создание проекта и наглядного пособия. Актуальность выбранной темы подтверждают и ответы респондентов во время социологического опроса, который мы провели среди учеников начальных классов.

Цель проекта : изучив историю народного русского костюма, изготовить наглядное пособие;

Задачи проекта:

1.Привлечь внимание как можно большего числа детей и взрослых (родителей) к изучению истории возникновения русского народного костюма и вызвать неподдельный интерес к народному искусству;

2.Собрать материал о региональных особенностях русского народного костюма, влияние на него различных исторических событий, показать повседневную жизнь человека;

3.Вовлечь родителей в совместную деятельность по созданию коллективного проекта;

4.Через участие в создании проекта способствовать воспитанию патриотических качеств, чувство гордости за талант своего народа, который дарит нам познание красоты и добра;

5.Воспитывать уважение к традициям и обычаям своего народа, чувство ответственности за порученное дело.

Этапы реализации социального проекта:

Подготовительный- опрос среди учащихся начальных классов МОУ « Татарско-Бурнашевская СОШ»

Вывод: Проведенный социологический опрос подтвердил правильность выбранной нами темы. На вопрос – считаете ли вы необходимым изучение истории возникновения русского народного костюма, 86% респондентов дали положительный ответ.

Конкретный этап- по детальное изучение русского народного костюма

История русского народного костюма насчитывает многие столетия. Точно также многие века практически неизменными оставались природные условия, в которых жило крестьянство, характер и условия крестьянского труда, продиктованные природной средой, обряды, верования, весь народный быт. В результате народный костюм оказался в максимальной степени приспособленным к жизни народа и были выработаны приемы его изготовления.Археология, письменные источники в которых упоминаются различные виды одежды, описания путешественников все это дает нам сведения об истории русского народного костюма. Одежда представляла собой большую ценность, ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости. Знать же стремилась к тому, чтобы ее костюм отличался от одежды простолюдинов. Не легкой была жизнь простого человека. Тяжелый труд от зари до зари в поле, забота об урожае, домашних животных. Но когда наступал долгожданный праздничный день, люди словно преображались, надевали самую лучшую, самую красивую одежду. Одежда могла многое рассказать о семейном положении, возрасте ее владельца. Так в южных районах нашей страны все дети до 12 лет ходили в одних длинных рубахах. Праздничную одежду хранили в сундуках.

ПЛАТЬЕ (сорочка)

На Руси основной формой одежды было платье сшитое из различных тканей, в зависимости от богатства хозяина. Основой женской одежды была длинная сорочка, скроенная из прямых полотнищ.У сорочки был круглый ворот, иногда со сборками вокруг, разрез спереди застегивающийся на пуговицу и длинные рукава. У простых женщин такая сорочка перехваченная на талии поясом служила домашним платьем, у состоятельных женщин были еще нижние рубахи, как и мужские женские сорочки украшали вышивкой или обшивали цветной материей по краю подола, рукавов, вороту.

САРАФАН

Сверху сорочки надевали сарафан, длинную распашную одежду без рукавов, застегивающуюся с низу до верху на пуговицы.

ДУШЕГРЕЯ

Сверху на сарафана надевалась душегрея - короткая, чуть ниже талии и очень широкая сборчатая одежда без рукавов, на лямках как у современных сарафанов.

ЛЕТНИК

Самой нарядной и своеобразной женской одеждой был – летник. Шили его из ярких материй, надевая через голову и не подпоясывали. Рукава сшивали из более дорогих тканей сверху до локтя. Концы рукавов и перед летника у ворота украшали нашивками из более дорогих тканей. Иногда летники по подолу обшивались мехом. Вышивка не только украшала одежду, но имела еще и волшебное значение. По народным поверьям, вышитые узоры должны приносить счастье, удачу, достаток в дом и здоровье. А еще защищать от беды и зла.

ОРНАМЕНТ

В орнаментах на одежде можно увидеть изображение солнца, звезд, Древа жизни с птицами на ветках, цветы, фигурки людей и животных. Такой символический орнамент связывал человека с окружающей природой, с чудесным миром легенд и мифов. У русской народной одежды многовековая история. Общий ее характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствует внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа. Начиная с 18 века северная часть России оказалась в стороне от развивающихся центров и поэтому здесь значительно полнее сохранились традиционные черты народного быта и одежды, в то время, как к югу (Рязань, Орел, Курск, Калуга) русский народный костюм получил заметное развитие. В северных районах России (Архангельск, Тверь, Вологда, Ярославль, Рязань) был широко распространен сарафан, а в южных понева. Каждая губерния имела свой вариант костюма. Одежда каждой губернии имела свой орнамент, отделку, формы и фасоны.

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

Девушки повсеместно носили открытые головные уборы типа повязок, замужние женщины до рождения первого ребенка, молодухи, надевали кокошники; рожавшие женщины носили кички или кокошники.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: Дневнерусская одежда имела свои особенности: некоторые виды одежды имели рукава длиннее рук. Их обычно собирали в мелкие складки. А если “спустить рукава”, то работать было почти невозможно. Поэтому о плохой работе говорят, что она сделана “спустя рукава”. Такие платья носили очень богатые люди. Те, кто был победнее, носили короткие платья, лучше приспособленные к ходьбе и работе.

РАССМОТРИМ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ КОСТЮМЫ РАЗНЫХ ГУБРНИЙ И ОБЛАСТЕЙ ВЕЛИКОЙ РОССИИ,

1.Северорусский костюм , как его еще называли, женский сарафановый комплекс широко распространен в северных и центральных губерниях (Архангельская, Вологодская, Рязанская, Тверская, Ярославская) Главной частью этого костюма являлся сарафан. Изготавливался сарафан из холста, крашенных тканей, шелка или порчи. Мягкие плавные линии сарафана, которые как бы струились при движении, делали женщину похожей на лебедя. Не даром в народных песнях и сказках женщин зовут лебедушками. Украшали сарафаны вышивкой, лентами, тесьмой и бахромой. Разнообразные по цвету и фактуре, но прекрасно подобранные друг к другу детали создавали наряд который как бы дополнял суровую природу края, расцвечивал ее яркими красками.

Женский костюм Вологодской губернии состояла из сарафана с “букетами”, узорчатой душегреи с золотой отделкой, белой тонкой рубахи, и кокошника с алым верхом и шейного украшения. Браслеты и платок из тонкой ткани дополняли костюм. Девушки одевали много колец, браслеты, ожерелья, цепочки с крестами, а иногда могли надеть до трех цепочек. Серьги были жемчужные, серебряные, самые дешевые – бронзовые или медные. Зимой носили узкие и длинные перчатки без пальцев. Их вязали сами на спицах из тонкой белой хлопчатобумажной нити.

2.Южнорусском женском костюме или поневном комплексе самой главной деталью была понева. К южно русским губерниям относятся Воронежская, Тамбовская, Орловская, Нижегородская, Курская, Тульская)

Понева – это прабабушка современной юбки. Понева непременно одевалась поверх рубахи, далее шел передник, затем “навершник” и завершал костюм головной убор. В поневном комплексе ярко выражен многослойный характер русского костюма. Этот тип костюма считается более древним по сравнению с сарафановым комплексом. Все костюмы отличались друг от друга, но при этом имели общие черты:

Прямой, расширенный к низу силуэт изделия и рукавов;

Преобладание симметричных композиций с ритмом округлых линий в деталях, отделке;

Использование декоративных узорных тканей с эффектом золота и серебра, отделка вышивкой, тканью другого цвета, мехом.

Женский костюм Воронежской губернии . Начиная с 17 века, на землю Воронежской губернии переселилось много украинцев. Поэтому при всей схожести с другими южно русскими губерниями здесь существовали самобытные художественные явления, характерные только для этих мест. Особенно ярко это своеобразие отразилось в народной одежде. Женщины одевали рубахи вышитые шерстяными нитями, вышивка украшала рукава и верхнюю часть рубахи, иногда их расшивали золотыми нитями и блестками, сверху рубахи одевали поневу. Еще одной особенностью костюма этой губернии были: накладной воротник и длинные манжеты – нарушники, полностью закрывающие руки. Нарушники украшали лентами, кружевом, бисером. Вокруг головы повязывали налобник, украшая его зеленой полоской ткани. Особенно хороша понева расшитая гладью зелеными, красными, желтыми нитями. Примером умения декорировать одежду, может служить и такой предмет, как передник, он не только защищал одежду, но и создавал цельный цветовой ансамбль.

ДОПОЛНЕНИЕ: Комплексность женского костюма связана не только с территориальным делением, но и с возрастными градациями: девушки повсеместно носили открытые головные уборы типа повязок, замужние женщины до рождения первого ребенка, молодухи, надевали кокошники; рожавшие женщины носили кички или кокошники; понёва сменяла сарафан по достижении половой зрелости, а иногда и при свадебном обряде, а кое-где в районах бытования понёвы старухи снова надевали сарафаны. Разумеется, четких границ между комплексами не было: кое-где в южных губерниях например, в Курской, бытовал и женский сарафан, как и кичкообразный кокошник, а кое-где в северных губерниях, например, в Олонецкой, употреблялась копытообразная кичка; в области же Войска Донского наряду с кубельком носили и сарафаны, и понёвы.

ПОЗНАКОМИМСЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ МУЖСКОГО РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА

МУЖСКАЯ ОДЕЖДА

РУБАХА. Мужская одежда состояла из полотняной рубахи с длинными широкими рукавами, безрукавного кафтана, достигавшего колен и сделанного из грубой шерсти. Кафтан протыкали кольцами и бусами, внизу расшивали цветными узорами. Без рубахи не мог обойтись ни крестьянин, ни горожанин, ни селянин. Мужские рубахи обычно шились из ткани одноцветной, клетчатой, или с мелким рисунком. Праздничную рубаху расшивали цветными шелковыми нитями. Нагрудные узоры располагались вдоль разреза по центру груди и защищали сердце и легкие, наплечные охраняли руки, а наподольные не давали пробраться злым силам снизу.

ПОРТЫ (ШТАНЫ). Мужчины также носили плащи и широкие порты (штаны), иногда одевали по две пары, одну поверх другой. Штаны были темных расцветок, иногда в полоску. Их заправляли в сапоги или обертывали онучами, а поверх надевали лапти. Отношения с византийцами произвели перемену в одежде.

КАФТАН. Отношения с византийцами произвели перемену в одежде. Сначала царское византийское облачение вместе с придворными костюмами перешло к русскому великокняжескому дому, вслед за тем перешла и одежда богатых византийцев. Византийское влияние было нарушено татаро-мангольскими ордами, которые наводнили русскую землю. Как всегда народ остался верен старинной своей одежде, а высшие сословия обменяли или смешали свою одежду с одеждой своих победителей. Вместо кругом закрытого кафтана стали носить – монгольский кафтан, который впереди по всей длине был открыт, а вместо плаща верхний кафтан.

ДОПОЛНЕНИЕ: В 16 веке мужчины стали носить рубашку с узким воротом, штаны длинные, вверху широкие, собранные на тесьме. Кафтан узкий как чехол доходивший до колен и снабженный рукавами.

При Петре I были в употреблении штаны из шелка, холста или сукна, которые засовывались в сапоги. Длинный кафтан Петр I заставлял укорачивать. Тому, кто не хотел это сделать добровольно, согласно царскому указу, солдаты обрезали полы.

СОВРЕМЕННОСТЬ

Русский народный костюм... Один из реликтов уходящей в прошлое нашей национальной культуры. Яркое, красочное зрелище, органически сплетающееся вместе с народной песней и танцем в оригинальное, уходящее корнями вглубь веков действо. Без сохранения, без культивирования народного костюма, пусть не в быту - это уже невозможно, - пусть на сцене, - разрушится единство этой культуры и она окончательно исчезнет, специализированные каталоги и журналы. Куклы, изготовленные художниками, представлены в крупнейших музеях мира, частных коллекциях. Куклы как произведения высокого искусства ценятся весьма дорого и являются престижным и популярным предметом коллекционирования. Современная мода периодически возвращается к источникам древнерусского декора. Элементы национального костюма вдохновляют Кутюрье на создание настоящих шедевров современной моды. Для самых известных модельеров русский народный костюм – это неиссякаемый источник вдохновения для создания современных нарядов.

Вашему вниманию я представляю проект « Кукла в русском национальном костюме»

Литература.

1.Энциклопедия. Царство людей. М., Издательство “Росмэн”, 1994 г.

2. А.Е. Клиентов. Народные промыслы. М. Издательство “Белый город”, 2002 г.

3.Первые страницы истории. Московская учебная фирма “Рекорд”, 1994 г.

4.Ю.А. Лотман. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства. С.-Пб.,1994 г.

5.М.А. Ильин. Вещи рассказывают. М.,1989 г.

6.Л.А. Преображенский История раскрывает тайны. М.,1991 г.

7.Т.Я. Шпикалова. В мире народного творчества М.,1998 г.

8.Костюмы народов мира. Издательство “Литур”, Екатеринбург, 2004 г.

9. Русский народный костюм. Издательство “ Мозаика- синтез”, М.,2006 г.

10.А.Ю. Андреева. Русский народный костюм. Путешествие с Севера на Юг. Издательство “Паритет” Санкт- Петербург, 2004 г.

11.Сказки Ивана Билибина. Неорусский стиль. М., 2004 г.

12.Русский сказочный костюм. С-Пб., 2006 г.

Литература

«Народный костюм - связующее звено между прошлым, настоящим и будущим нашего народа. Изготовление сценического костюма Костромской Снегурочки на основе народного костюма XVIII века».

Человечество находится на пороге нового тысячелетия, на пороге XXI в. Каким ему быть - наша забота. Настало время больших и серьезных перемен в жизни общества, время серьезных забот о человеке, о его благе. Настало время всерьез подумать также о нашей культуре, искусстве, о развитии богатейших национальных традиций.

Решение актуальных задач повышения качества изделий народного потребления неразрывно связано с обновлением и развитием ассортимента современной одежды, обуви, дополнений к костюму. Творческим источником, способствующим обновлению и расширению ассортимента, повышению качества одежды, обуви является русский народный костюм.

Русский народный костюм как богатейший художественно-конструкторский источник творчества почти не изучался, не исследовался. Исследователи-историки обращались к русскому народному костюму в основном как к историко-этнографическому источнику, как объекту материальной культуры. Имеются лишь фрагментарные работы, рассматривающие, например, декоративное оформление русского народного костюма отдельных регионов. Этим объясняется актуальность темы исследования, имеющей также глубокий идейно-нравственный, патриотический смысл: искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства. Здесь, наверное, уместно вспомнить слова А.С. Пушкина: "Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости".

Народный костюм сегодня - в основном достояние музейных коллекций. В музеях хранятся главным образом образцы народного костюма XIX - начала XX в. Дело в том, что сама идея сохранить уходящие из быта народные костюмы, подлинники национального традиционного искусства, родилась поздно - в XIX в. Эти "живые" музейные материалы и являются в монографии основным объектом исследования.

Русский народный костюм как памятник народного искусства, собранный музеями, "обнародован" сегодня весьма недостаточно. Справедливы порой упреки художников, искусствоведов, писателей и других деятелей искусства в адрес музеев о скупой, а порой неверной и даже искаженной пропаганде русского народного костюма музейными экспозициями. Как образно писал в журнале "Москва" В. Щербаков, в существующих музейных экспозициях народного костюма чаще можно увидеть залатанные армяки из грубого холста, совершенно изношенный, потерявший вид простенький сарафан, истоптанные лапти и т.п.

Наиболее содержательные, красочные костюмы, как правило, хранят музеи в запасниках, их чаще всего можно отыскать в сундуках, ящиках или шкафах, старательно упакованными, спрятанными от людских глаз. Из-за такой "пропаганды" современник, специалист не в силах представить, насколько мудр, изобретателен русский человек, какими богатыми духовными возможностями и благородством он наделен.

Отдельные временные выставки-экспозиции, практикуемые, например, Вологодским и другими областными краеведческими музеями, Музеем народного искусства (МНИ), Государственным Историческим музеем (ГИМ), Государственным музеем этнографии (ГМЭ, С.-Петербург), не в состоянии восполнить пробел в пропаганде и познании богатства русского народного костюма.

К сожалению, музейные коллекции костюмов иногда доступнее зарубежному зрителю, чем своему народу. Известны неоднократные высказывания прессы об отсутствии литературы, раскрывающей достоинства русского народного костюма, а также о выпуске отдельных изданий, не имеющих ни эстетической, ни практической ценности. Таким изданием, например, справедливо называют выпущенные в 1966 г.

издательством "Советский художник" открытки русского народного костюма XIX в. художника В.И. Гордеевой, которая лишь пародировала подлинно народную красоту и даже фальсифицировала некоторые костюмы.

Не всегда достойными пропагандистами русского народного костюма являются самодеятельные народные хоры и ансамбли. ""Плиссированные юбки, сарафаны с аляповатыми орнаментами, стилизованные кокошники, клеенчатые сапоги... Этот же псевдорусский стиль проникает и в профессиональное искусство", - так писал в 70-х гг. В. Щербаков. Это замечание актуально и сегодня. Не получили пока широкого развития богатые традиции народного костюма и в современном бытовом костюме. Причиной всему этому - недостаточность знаний о подлинном русском народном костюме, недоступность первоисточника специалистам, отсутствие фундаментальных исследований по выявлению художественно-конструкторских достоинств русского народного костюма.

С течением времени богатейшее национальное наследие, хранящееся в музеях, приобретает еще большую уникальность и ценность. Доступ в музеях к таким произведениям народного искусства все больше ограничивается, а интерес специалистов к ним все более увеличивается. Являясь достоянием музейных коллекций, народный костюм сегодня -своего рода неподвижный "консервант культуры". Чтобы традиционная культура народа, отраженная в художественных памятниках, каким является костюм, стала доступной и широко понятной современнику, и в первую очередь специалисту, требуется создание особой связи с первоисточником. Необходима такая связь с музейными образцами, чтобы, не обращаясь к подлинникам народного костюма, можно было получить достоверную информацию о них. Возникла необходимость разработки принципа и метода перевода содержания народного костюма на язык специфических карт и составления банка данных.

Впервые исследование художественных достоинств русского народного костюма построено на обширном подлинном материале. Автором в течение 20 лет изучались подлинники музейных собраний российских областных краеведческих музеев (12 регионов), в ГМЭ (Санкт-Петербург), МНИ и ГИМ (Москва) и других музеях; в исследование включен также материал, собранный автором во время экспедиции на Русский Север (1966-1967 гг.) и переданный музею Московского текстильного института.

Исследование художественно-конструкторских достоинств проводилось в основном на примере народного праздничного костюма, который в большей степени декорировался, был наиболее красочным и больше сохранился. Повседневная одежда представляла в основном те же конструктивные решения, что и праздничная, но изготовлялась из более грубых тканей.

Основные цели исследования следующие:

  • выработка методики работы с подлинниками русского народного костюма. Систематизация материала музейных коллекций и разработка классификатора русского народного костюма;
  • выявление наиболее характерных элементов костюма каждого исследуемого региона, расшифровка их и донесение до специалиста композиционно-конструктивных достоинств элементов народного костюма, а также установление специфической коммуникации с первоисточником;
  • реставрация композиций костюмов-комплексов по регионам и выделение костюмов-образов, которые наиболее выразительно представляют особенности каждого региона, иллюстрируя композиционно-пластическое своеобразие костюмов.

Это новое направление исследования, профиль научной деятельности художника-конструктора, специалиста современного костюма, который ставит задачей выявление композиционно-конструктивных особенностей народного костюма с целью использования художниками-конструкторами в творческой деятельности первоисточника при создании современного костюма (бытового, сценического).

Поставлена задача донести до современного специалиста по костюму эстетическую сущность русского народного костюма. Исследование направлено также на пропаганду богатства духовных и эстетических возможностей русского народа через выявление художественных достоинств традиционного национального народного костюма.

Необходимо отметить, что исследование впервые проводилось с позиции выявления художественных достоинств русского народного костюма как ансамбля на обширном подлинном материале. Автором изучено и проанализировано свыше тысячи подлинных образцов элементов русского народного костюма основных музейных коллекций страны, располагающих такими памятниками национального искусства.

Изучение подлинников музейных коллекций усложнялось тем, что не всегда имелись сведения относительно места, времени бытования элементов костюмов; собранные музеями экспонаты в большинстве случаев разрознены, не скомплектованы. Проведена работа по подбору и комплектованию элементов и реставрации костюма в целостные композиции.

Изучение и систематизация музейных подлинников проводились по принципу выявления наиболее типичного, характерного с учетом накопленного опыта работы с первоисточником, необходимых знаний, а также имеющихся литературных и иллюстративных материалов по русскому народному костюму. Была поставлена задача реконструировать элементы русского народного костюма, выявить двязь между материалом, конструкцией, технологией изготовления и формой.

Исследованию подлинников предшествовали составление описания экспонатов, их фотографирование (на черно-белую фото- и цветную слайдовскую пленку), зарисовка и замер. Была разработана система замера экспонатов и определены составные детали каждого элемента, их величина и конфигурация, позволяющие воспроизвести развертку поверхности элементов костюма на ЭВМ и реконструировать конструктивно-технологические особенности образца.

Замеры экспонатов проводились так, чтобы можно было получить внешний вид образца спереди и сзади. Составление общего внешнего вида элемента костюма проводилось складыванием образца вдвое и наложением передних полотнищ (полочек) на заднее полотнище (спинку) по линии плеча и середине рукава. Образцы укладывались на плоскость симметрично, осью симметрии являлась продольная вертикальная линия - середина переда совмещалась с серединой спинки.

Общий вид (вид спереди и сзади) иллюстрирует расположение линий соединения полотнищ-деталей, связь конструкций с материалом, т.е. наличие модульной зависимости конструкции и формы от ширины полотнища ткани, заданного параметрами ткацкого станка.

Согласно замерам были проставлены основные параметры деталей. При этом фиксировались ширины полотнищ ткани, ширина и длина клиньев, ноликов, ластовиц. Для получения необходимых дополнительных замеров с целью получения полного представления о конструкции образцы располагались соответственно в наиболее прочитываемых положениях.

Развертка поверхности образца строилась в масштабе с ориентацией на оси координат - -середину переда и спинки и линию плечевого пояса (линия перегиба полочки и спинки и соответственно продольная, средняя линия перегиба в случае цельновыкро-енных полотнищ).

Формирование картотеки конструкции ставит целью проиллюстрировать развертку деталей и внешний вид (спереди и сзади) элементов костюма, подчеркнуть рациональность конструкции, ее функциональность, подтвердить безостатковый модульный раскрой одежды.

При формировании картотеки композиции на изображения внешнего вида (спереди и сзади) картотеки конструкции наносились характерные для образца декоративные элементы с целью реконструкции композиции и выявления с помощью конструктивных линий выразительности образца. Картотека композиции иллюстрирует связь декора с формой и конструкцией, т.е. в какой степени конструктивные линии являются одновременно композиционными (декоративными). Таким образом по картотекам двух массивов представляется возможным получить информацию об архитектонике элементов костюма.

Предлагается самостоятельное цифровое кодирование конструкции и композиции элементов костюма. С учетом направленности исследования первоисточника не требуется подробнейшая дословная информация, допускается обобщение с сохранением образной характеристики. В связи с этим при кодировании цвета и рисунка ткани (материала), орнаментальных мотивов предполагается классифицирование этих характерных особенностей - создание банка данных эталонов цвета (фона) тканей и декора.

Исследованию русского народного костюма по сохранившимся подлинникам предшествовало изучение древнерусского костюма. Поэтому интерес вызывает история элементов, составляющих русский костюм, и костюма в целом как ансамбля.

Здесь более всего интересен крестьянский костюм как основа национального традиционного костюма.

Инна Сурмина
Русский народной костюм как средство раскрытия познавательного и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное детство - это самоценный период в жизни человека, в котором формируются психические процессы, свойства и качества личности, время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных и патриотических чувств, воспитания духовности.

Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Необходимости расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности . Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает.

Большое место в нашей работе в приобщении детей к культурным традициям России занимает Народный календарь . Он соединил в себе духовную, природную и человеческую жизнь. Особую роль, хотелось бы отвести организации ознакомления детей дошкольного возраста с русским народным костюмом , т. к. народный костюм - это система , отражающая миропонимание и мировосприятия человека. Русская народная одежда - хранитель исконной народной культуры , достояние нашего народа , летопись народных обычаев - один из памятников русской национальной культуры.

Представления дошкольников о национальной культуре очень отрывочны и поверхностны. А особое отношение к народному костюму ведет к формированию правильного образа народной культуры в целом .

Работая по данному направлению, мы поставили перед собой следующие

Задачи :

-Познакомить детей с русским народным костюмом , с его особенностями, названиями и назначениями отдельных единиц костюма .

Сформировать представления детей о русском народном костюме в процессе познавательно -исследовательской и продуктивной деятельности

Развивать у детей эстетический вкус , творческие способности любознательность, интерес к истории Росси, народному творчеству .

Воспитывать чувство гордости за свой народ , культуру, за «золотые» руки русских мастеров .

Задачи системы дошкольного образования , требуют развития самостоятельности, инициативы и творчества детей во всех областях их деятельности и осуществляться разными средствами . Главное – помочь детям максимально развить их интеллектуальный и творческий потенциал . Необходимость обязательного учета возрастных и психологических особенностей детей в содержании и организации работы в рамках образовательного процесса способствовала определению ее принципов.

Принципы реализации :

В основу положены следующие принципы воспитания :

1. Доступность : учет возрастных особенностей детей ; адаптированность материала.

2. Систематичность и последовательность : постепенная подача материала от простого к сложному; частое повторение усвоенных знаний.

3. Наглядность и занимательность : предлагаемый материал должен быть понятным, быть игровым или с элементами игры, сюрприза.

4. Динамичность : интеграция проекта в разные виды деятельности.

5. Дифференциация : создание благоприятной среды для усвоения , предложенного к изучению материала каждым ребенком.

6. Принцип культуросообразности в воспитании, т. е. воспитание, основанное на общечеловеческих ценностях культуры;

Для знакомства дошкольников с народным костюмом разработан перспективный план на тему : «Воспитание уважения к национальным традициям, культуре, костюму и быту русского народа через организацию работы по народному календарю » на учебный год и система работы по его реализации. (условия)

Основными направлениями нашей направления работы по этой теме стали :

Изучение истории костюма . Где дети знакомятся с внешним видом костюма , его формой, расцветкой, элементами украшения.

В своей работе используем фольклор : пословицы, поговорки, загадки о костюме , сказки - как первое знакомство с костюмом в иллюстрациях

Знакомим с предметами быта, связанные с хранением и изготовлением костюмов : прялка, наперсток, веретено, утюг, сундук. Материалами, из которых делают ткани : лен, шерсть, кожа, лыко. Изучаем способы изготовления ткани и костюмы , т. е. трудовые действия : прядут, ткут, шьют, вяжут, валяют.

- Народный календарь (Рассматриваем костюм как неотъемлемую часть народного праздника , отличие между праздничным и будничным костюмом .) раскрываем его символичность , даем представление, о том, что костюм отражал тесную связь человека с природой. (Вышивка на костюмах , краски тканей , образы, передаваемые в силуэте костюма .)

Прикладное искусство (Костюм в народных игрушках , вышивке, кружеве, бисероплетении, тряпичной кукле)

Условия реализации :

Организация предметно-пространственной развивающей среды . Информационный материал, книги, иллюстрации)Коллекция кукол, Картотеки (загадки, пословицы, сказки, подборка книг для детей , Макет «Изба» с семьей, Дидактическая кукла с сундучком одежды, Дидактические игры по народному календарю , костюму , сказкам, Творческая мастерская , Раскраски , обводки, Уголок «Ряженья»

Она должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся, ее необходимо пополнять и обновлять.

Организация образовательной деятельности. Она осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности : игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую , продуктивную, музыкально-художественную и т. д. Представления о народном костюме успешно интегрируются практически со всеми образовательными областями основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения

Организация самостоятельной деятельности детей (дидактические игры, театрализованную деятельность, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций и т. д.)

Организация взаимодействия с семьями (участие в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы, создание коллекций, составление маршрутов экскурсий, участие родителей в пополнении музейных экспонатов и прочее)

Проведенная работа способствовала развитию у детей кругозора , воспитанию уважения и любви к русской истории и культуре , сформировали знания об устройстве русского быта , об истории русского костюма . У детей расширился и обогатился словарный запас, стимулировались творческие способности дошкольников , позволила воспитать такие качества как доброту и любовь к близким, к своей Родине, традициям народа , гордость за его достижения.

Публикации по теме:

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста Игра – один из основных видов детской деятельности, очень привлекательный для дошкольников. В игре – драматизации содержание и характер.

Аленькие дети постоянно находятся в состоянии изучения окружающего мира. Они уже знают, что стул создан для того, чтобы сидеть, одеяло.

Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста Мастер-класс "Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении.

Музыкальный проект для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие к истокам русской народной культуры» ПРОЕКТ «Путешествие к истокам русской народной культуры» Вид: информационно-практико-творческий, групповой Участники: музыкальный руководитель,.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством ознакомления с «Музеем народного быта» «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством ознакомления с «Музеем народного быта». В настоящее.

Национальная одежда - это часть культуры народа. Она формируется в зависимости от особенностей климата, мировоззрения и рода деятельности людей. Каждый народ должен знать свое прошлое и его традиции. Во многих странах национальная одежда используется на праздниках и дома, а в России очень мало кто знает, как одевались наши предки. Когда говорят о традиционной одежде, большинство людей представляет женщину в вышитой рубахе, кокошнике и сарафане. Да и с ними большинство знакомо только по фото. Народные костюмы же на самом деле отличались большим разнообразием. По ним можно было судить о социальном статусе владельца, его возрасте, семейном положении и роде деятельности. России были разными в зависимости от географического положения. Например, только на севере носили сарафаны, а в южных районах поверх рубахи надевалась понева.

История национальной русской одежды

В основном изучены народные костюмы России с 18 века. Много одежды сохранилось в музеях, частных коллекциях и в обычных Из произведений искусства тоже можно узнать, как выглядели народные костюмы России. Картинки из старых книг дают представление о традициях и культуре народа. О том же, как одевались наши предки ранее, мы узнаем по отрывочным сведениям из летописей, по археологическим раскопкам или из сказок. Археологи по крупицам восстанавливают не только фасон и расцветку одежды людей из захоронений, но и состав ткани и

даже вышивку и украшения. Ученые выяснили, что до 18 века и крестьяне, и бояре одевались одинаково, различия были лишь в богатстве тканей и отделки. Петр Первый запретил боярам носить народную одежду, и с этого времени она осталась только в среде простых людей. В деревнях традиционный был распространен еще в начале 20 века, правда наряжались в него только по праздникам.

Из чего делали одежду на Руси?

Издавна на Руси для изготовления костюмов использовали натуральные ткани: хлопок, лен, конопляное полотно или сукно из овечьей шерсти. Красили их натуральными красками. В большинстве наиболее распространенным был красный цвет. В более богатых семьях шили одежду из дорогих привозных тканей, например, шелка. Кроме тканей использовались меха, овчина и кожа. Для теплой одежды применяли также шерстяную нить из овечьей и козьей шерсти. Очень богато украшен был народный костюм России. Рисунок на ткани и вышивку могли делать золотой или серебряной нитью, отделывали наряд бисером, драгоценными камнями или металлическим кружевом.

Особенности национальной одежды в России

1. Наряд был многослойным, особенно у женщин. На рубаху надевали запашную поневу, сверху "запон" или передник, потом фартук.

2. Вся одежда была свободного покроя. Для удобства и свободы движений она дополнялась прямоугольными или косыми вставками.

3. Все костюмы имели общий обязательный элемент - пояс. Эта

Деталь одежды использовалась не только для украшения или придерживания одежды. Орнаменты на поясах служили оберегом.

4. Вся одежда, даже повседневная и рабочая, была украшена вышивкой. Она для наших предков несла сакральное значение и служила защитой от По вышивке можно было многое узнать о человеке: его социальный статус, возраст и принадлежность к определенному роду.

5. Народные костюмы России шились из ярких тканей и богато украшались тесьмой, бисером, вышивкой, блестками или узорными вставками.

6. Обязательным элементом как мужской, так и женской одежды был головной убор. В некоторых областях у замужних женщин он был многослойным и весил около 5 килограммов.

7. Каждый человек имел специальную обрядовую одежду, которая была более богато украшена и вышита. Ее старались не стирать и надевали несколько раз в году.

в разных областях

Россия - огромная страна, поэтому в разных регионах одежда людей отличалась, часто даже значительно. Это хорошо можно увидеть в этнографическом музее или на фото. Народные костюмы южных областей более древние. На их формирование оказали влияние украинские и белорусские традиции. И, несмотря на общие черты, в разных областях они могли отличаться цветом вышивки, фасоном юбки или особенностями головного убора.

Народный на юге России состоял их холщовой рубахи, на которую надевалась понева - распашная юбка. В некоторых областях вместо поневы носили юбку-андорак - широкую, собранную в поясе на тесьму или резинку. Сверху надевали высокий передник и запон. Обязательным был широкий пояс. Головной убор состоял из высокой кики и сороки. Одежда была богата украшена вышивкой и узорными вставками. Самые яркие цвета использовались в костюмах Рязанской губернии, а Воронежские мастерицы расшивали свои рубахи черными узорами.

Народная женская одежда других районов России

Женский русский костюм в средней полосе и на Севере состоял из рубахи, сарафана и передника. Для шитья одежды там чаще использовались дорогие заморские ткани, например, шелк, атлас или парча. Рубахи были богато украшены яркой вышивкой или узорными вставками. Сарафаны могли быть сшиты из косых клиньев, со швом спереди или из одного полотна. Они были на широких лямках или с оплечьем. Украшали их тесьмой, кружевами, висячими пуговицами.

Головной убор у женщин этих областей состоял из кокошника и платка. Часто их украшали жемчугом или расшивали бисером. На Севере были также распространены короткие душегрейки и длинные шубы из натурального меха. В разных областях мастерицы славились каким-то рукоделием. Например, в Архангельской губернии была известна роскошная вышивка и кружева, Тверская губерния славилась золотошвейным искусством, а симбирские наряды отличались большим, красиво украшенным кокошником.

Мужской русский костюм

Он был менее разнообразным и почти не отличался у жителей разных областей. Основой его была длинная, часто до колен, рубаха. Ее отличительной особенностью являлся вырез на горловине с левого края, иногда расположенный косо. Такие рубахи получили название "косоворотка". Но во многих южных губерниях вырез был

Прямым.

Штаны чаще всего были узкими, шили их с ластовицей для удобства передвижения. Они не имели карманов и застежки, удерживались с помощью тесьмы, называемой "гашником". Чаще всего они были из простой холщовой однотонной ткани или из тонкой шерсти в узкую полоску. В некоторых областях, например, среди донских казаков, были распространены широкие шаровары красного или синего цвета.

Обязательным элементом мужского костюма был широкий пояс, который, кроме обережного значения, имел еще и практическое применение: к нему привязывали разные нужные мелочи. В и на Севере были распространены еще и жилеты, надеваемые поверх рубахи. На голове мужчины носили мягкую суконную шапку, а в более позднее время - картуз.

Народная рубаха

Это основной элемент одежды всех русских людей, независимо от пола, возраста или социального положения. Различия были в основном в ткани, из которой ее шили, и в богатстве украшений. Например, детская рубаха делалась чаще всего из старой

одежды родителей и имела минимум вышивки. Во многих областях дети до 12 лет не носили кроме нее ничего. Все народные костюмы России обязательно включали в свой состав этот предмет одежды.

Особенности народной рубахи

1. Покрой ее был простым, свободным, и состояла она из прямых деталей. Для удобства под мышками вставлялась ластовица.

2. Рукава у рубахи всегда были длинными, часто такими, что закрывали пальцы рук. Иногда они были еще и слишком широкими. В таких случаях для их поддержки на запастья надевали специальные браслеты.

3. Все рубахи были длинными. У мужчин они часто достигали колена и носились поверх штанов, а у женщин они могли быть до пола.

4. Часто женские рубахи шили из двух частей. Верхняя делалась из более дорогой ткани, богато украшалась, а нижняя - простая и из дешевой домотканной материи. Это нужно было для того, чтобы ее можно было отпороть и постирать или заменить на другую, так как эта часть больше изнашивалась.

5. Рубахи всегда богато украшались вышивкой. И делалось это не только для украшения, эти узоры защищали человека от нечистой силы и сглаза. Поэтому располагалась вышивка чаще всего по подолу, вороту и манжетам. Закрывали орнаментом также нагрудную часть рубахи.

6. Рубах у человека было много, на все случаи жизни. Самые нарядные - обрядовые - надевались только несколько раз в году.

Сарафан

Это самая распространенная женская одежда в средней полосе и на севере Руси. Носили их до 18 века во всех сословиях, а после Петровских реформ он остался только в среде крестьян. Но в деревне до середины 20 века сарафан был единственной нарядной одеждой.

Считается, что этот предмет одежды на Руси стали носить в 14 веке. Сначала сарафан имел вид платья без рукавов, одеваемого через голову. Позже они стали

более разнообразными. А в некоторых областях сарафанами называли широкую присборенную юбку, носимую под грудью. Их шили не только из домотканного холста, но и из парчи, атласа или шелка. Обшивались сарафаны полосами цветной материи, тесьмой и атласной лентой. Иногда их расшивали вышивкой или украшали аппликацией.

Виды сарафанов

1. Туникообразный глухой косоклинный сарафан. Он шился из одного полотнища ткани, сложенного пополам. Горловину вырезали по сгибу, а с боков вставляли несколько клиньев. Они были простыми не только по крою: шили их из домотканой материи - холста, тонкого сукна или шерсти. Украшались они по подолу, вороту и пройме кусками яркого кумача.

2. Распашной косоклинный сарафан появился позже и стал более распространен. Шился он их 3-4 полотен ткани и украшался узорными вставками, атласными лентами и вышивкой.

3. В последние столетия популярным стал прямой распашной сарафан. Он шился из нескольких прямых полотен легкой материи. Имел вид юбки, присборенной на груди с двумя узкими лямками.

4. Менее распространенным видом сарафана является разновидность прямого, но сшитая из двух частей: юбки и лифа.

Что еще носили женщины на Руси?

В южных областях России вместо сарафана надевали поверх рубахи поневу. Это юбка, сшитая из трех полотнищ шерстяной ткани. Ткали материю дома, чередуя шерстяную и конопляную нить. Это создавало на ткани узор из клеток. Поневы украшали бахромой, кистями, блестками, и чем моложе была женщина, тем ярче украшалась ее юбка. Ее носили только замужние женщины, и фигура в ней казалась не такой стройной, как в сарафане, так как часто на пояс выпускали рубаху, что скрывало линию талии.

Поверх поневы надевали передник, который назывался "занавеской" или "запоном". Его шили из прямого полотна ткани, перегнутого пополам с прорезанным по сгибу отверстием для головы. Передник красиво оформляли, украшая полосами узорчатой ткани или тесьмой.

В холодное время года носили стеганые душегрейки из парчи или атласа с ватной подкладкой и часто отороченные мехом. Кроме шуб носили "пониток" - теплую одежду из сукна.

Вышивка на народной одежде

В народе очень сильна была вера в силу Природы, в богов и духов. Поэтому для защиты все вещи украшали вышивкой. Особенно большое значение она имела на обрядовой праздничной одежде. Но много вышивки имел и обычный народный костюм России. Рисунок ее располагался чаще всего по подолу, воротнику и манжетам. Вышивка также покрывала швы одежды, рукава и нагрудную часть. Чаще всего использовались геометрические фигуры, солярные символы, знаки земли, плодородия, птиц и животных. Больше всего вышивки было на женской одежде. Причем располагалась она ярусами: по подолу символы земли, семян и растений, чаще всего черного цвета, а верх одежды украшали изображения птиц, животных, солнца и звезд, выполненные красными нитками.

В последнее время все больше стали говорить о возрождении родных традиций и русской культуры. И у многих интерес вызывают народные костюмы России. Фото в сети все чаще запечатлевают современных людей в национальной одежде.

Районный конкурс исследовательских, проектных,

творческих работ учащихся

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение гимназия №2

Образовательная

область:

Секция: технология, изобразительное искусство

Тема: Национальный русский костюм

(девичья рубаха)

(проект )

Выполнили учащиеся 7а класса

Руководители:

Титова Ольга Евгеньевна,

учитель технологии

Климачева Елена Сергеевна,

учитель ИЗО

2013 год

    Актуальность проблемы исследования…………………..2

    Цель и задачи исследования………………………………3

    Народный костюм- бесценное достояние культуры…… 4

    Из истории русского костюма…………………………… 5

    Материалы для русского народного

костюма…………………………………………………….7

    Цвет в крестьянской одежде………………………………8

    Символика в русской одежде……………………………...9

    Народный костюм Русского севера………………………12

    Девичий праздничный костюм южных губерний………13

    Женские рубахи…………………………………………....14

    Выкройка рубахи…………………………………………..16

    Девичья рубаха…………………………………………….19

    Практическая работа………………………………………20

Без прошлого нет настоящего

Актуальность проблемы исследования- определяется тем, что на всех этапах истории человеческого сообщества «зеркалом» национального характера, нравственных устоев в значительной мере являлась одежда отдельного человека, социальной группы, народа.

Изучение истории костюма актуализируется возрастающим интересом нации и общества к истории России. Это выражается в восстановлении утраченных промыслов и ремесел, появлении кинофильмов на сюжеты русской истории, организация многочисленных выставок на темы русского быта.

Костюм представляет собой один из важнейших элементов человеческой культуры. Он объединяет в себе различные функции, является показателем личных заслуг человека и хранителем наиболее ценных вещей хозяина. В костюме отражены биологические функции (защита от погодных условий), сокральные (магическая защита хозяина, обеспечение плодородия, модель мироздания) и эстетические (воплощение эстетического идеала этноса и личных вкусов мастера).

Актуальность исследования определяется тем, что изучение русского национального косюма помогает понять культурное наследие народа, традиций. Помогает сохранить самобытность русского народа в быту и одежде.

Объектом исследования является русский национальный костюм Центральной части России.

Предмет исследования- национальная девичья рубаха центральной части России.

Цель исследования- определение значимости костюма как исторического источника понимания характерных черт русского народа. Воссоздать образец национальной девичьей рубахи центральной части России.

Цель обусловливает следующие задачи:

    собрать теоретический материал (литературные источники, поисковый материал в результате посещения музеев, работа в библиотеке;

    изучить технологию кроя и украшения девичьих рубах;

    создать серию эскизов русских народных костюмов;

    выполнить практическую работу:создание образца русской девичьей рубахи.

Исследовательская работа.

Народный костюм – бесценное достояние культуры.

Каждому народу достаётся наследство от предыдущих поколений, сделанное их руками, созданное их гением и талантами. Громадно, обширно наследство русского народа. Веками копилось оно, и вкладывали русские люди в него не только свой труд, но и свою душу, свои мечты, надежды, радости и горести. Уходило и терялось многое – время не щадило человека и его творения, но то, что сохранилось, что дошло до нас, открывает нам неповторимый, дивный лик народа – творца, очищенный от всего случайного, наносного, способного исказить истинный смысл созданного им.

Красота русского народного костюма дошла до нас не только благодаря сохранившимся музейным экспонатам.

С полотен талантливых художников обращены на нас взгляды русских красавиц в удивительных одеяниях. То, что восхищало художников прошлых веков- великолепные наряды состоятельных особ или простые одежды крестьянок- все дышит достоинством, гармонией и исторической достоверностью, хотя и чувствуется влияние личности художника. Постигая историю русского костюма в живописи, мы познаем себя и свое место в современном мире.

Одним из самых известных и талантливых русских живописцев второй половины 19 века, который воспел в своих полотнах русскую старину, является Константин Егорович Маковский (1839-1915 гг.). Он написал великое множество ярких картин боярской Руси 17 века. Его красавицы «боярышни» наряжены в красочные русские одежды и дивные головные уборы, и украшены роскошными серьгами и ожерельями той далёкой эпохи, которые прорисованы с поразительной детализацией. Его картины настолько точны в воспроизведении обстановки того времени, что способны заменить десятки учебников, и написаны с такой любовью к русской культуре, что воодушевляют не только на любование ими, но и вызывают стремление узнать и полюбить богатейшее наследие наших предков.

Колдовская сила русского народного костюма так велика, что, однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав её связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками русской культуры, когда магическое значение вещей, изображений превращалось в эстетическое, уже не можешь оторваться от неё. Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нём ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм. Он превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим.

Из истории русского костюма.

Русский национальный костюм – своеобразная летопись исторического развития и художественного творчества народа. У русской национальной одежды – многовековая история. Будучи одним из устойчивых элементов материальной культуры, он издавна отражал не только этническую принадлежность и географическую среду: в нем сказывался уровень экономического развития, социальное и имущественное положение, религиозная принадлежность.

Черты национального своеобразия, вековые традиции и мастерство ярко проявляются в народном костюме – наиболее массовом виде народного творчества. Народный костюм являет собой синтез различных видов декоративного творчества: искусство вышивки, народного ткачества, кружевоплетения, вязания и другие виды прикладного искусства.

На протяжении длительного периода, со времен Древней Руси до начала XVIII века, он не претерпевал резких перемен в своих основных формах, эволюционировал в рамках устойчивых традиций. XVIII век стал поворотной вехой в его развитии. Это время социально-экономических и культурных преобразований в России было ознаменовано законодательной деятельностью Петра I, регламентирующей различные сферы жизни, общества и направленной на коренную ломку привычных устоев. Реформы широко затронули русский быт, в том числе одежду. В 1700 году были изданы указы об обязательном ношении костюма западноевропейского образца. Исключение составляли лишь духовные лица и крестьянство. Европейский костюм становился нормой для русского общества, но эта норма должна была пробивать себе дорогу сквозь вековые традиции.

Таким образом, костюм в России с XVIII века получает два направления: в дворянском костюме господствуют западноевропейские формы; самобытные русские формы в - народном костюме. Наряду с крестьянством городское купечество и мещане XVIII века, а отчасти и на протяжении XIX века остаются приверженцами русского платья, неохотно принимая европейские новшества. Традиционная крестьянская одежда, не затронутая официальным законодательством, сохраняет обработанные веками устойчивые формы, определяющие ее своеобразие, до начала XX века. И с этой точки зрения крестьянский костюм интересен, как русский национальный. Он сконцентрировал наиболее типичные черты древнерусского костюма: крой, приемы декора, способ ношения и многое другое.

Женская одежда более выразительна, в художественно-образном решении. По сравнению с мужской, она ярче выявляет черты местного своеобразия народной культуры.

Для традиционного русского костюма характерен прямой крой со свободно падающими линиями. Его отличает конструктивность и рациональность: модулем здесь является ширина полотнища домотканой или покупной фабричной ткани. Основные детали одежды кроили, перегибая полотнище вдвое по утку или основе. Для клиньев по необходимости полотнище складывали по диагонали. Сшиваемые по прямым линиям детали одежды дополнялись для свободы движения прямоугольными или косыми вставками (прямые,косые полики, ластовицы). Хотя одежда жителей каждой местности Руси имела свои отличительные особенности, весь русский женский костюм обладал общими чертами –малорасчленённым компактным объёмом и лаконичным, мягким, плавным контуром. Когда женщина шла, костюм её сохранял свою особенность – плавную текучесть линий.

К характерным чертам также можно отнести значительную длину одежды, особенно большую длину рукавов женских рубах в некоторых районах, расположение декора, многослойность ансамбля, состоящего из нескольких одеваемых одна поверх другой одежд, насыщенный колорит с контрастным сочетанием окраски отдельных частей костюма.

Русская народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, обрядовая), по ней можно было судить о возрасте, семейном положении. Как правило, при этом менялся не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров).

Материалы для русского народного костюма.

Скромный голубой цветок на серебристо-зелёном стебельке покрывал значительные пространства полей к северу от Москвы. И чем севернее, тем чаще встречались эти «небесные» острова. Словно земля упросила голубое северное небо хоть немного обласкать людей, наградить их за крестьянский труд этим растением. Однако выращивать лён и обрабатывать его было очень тяжело, и это выпадало на долю женщин. Поэтому не случайно лён назван «спутником женской судьбы». Посадить, прополоть, потом протеребить, промолотить, разостлать, промять, протрепать, прочесать, а только затем – прясть и ткать; таковы составляющие льнообработки. Вытканные холсты выбеливались на солнце. Из разноцветных, пестрых ниток ткали клетчатые и полосатые холсты – «пестряди». И только после всех этих трудов шилась одежда. Понятно, что полученную ткань использовали экономно, предпочитая выверенные веками гармоничные фасоны, допуская фантазии лишь в деталях, мелочах. В домашних условиях могли делать и сукно из шерстяных нитей.

В праздничном костюме использовались не только домашние ткани: с XVIII века в России развивается текстильная промышленность. Фабричные ситцы проникают в быт деревни.

А с развитием капитализма в России во второй половине XIX века на деревенских ярмарках крестьянин мог купить ситец и парчу, ленты, золотые и серебряные галуны (тканую тесьму из золотой и серебряной металлической нити вместе с хлопчатобумажной или льняной нитью), разноцветную гарусную шерстяную пряжу, шёлковые, шерстяные, и бумажные платки и шали. Но вплоть до начала XX века эти ткани считались дорогими, праздничными.

Большая часть жителей деревни материалы для одежды окрашивала сама в домашних условиях или отдавала ремесленникам, работавшим в мастерских или бродившим по деревням. Народные мастера при окрашивании тканей использовали красители довольно широкой гаммы цветов и оттенков, применяя для этого настои трав, цветов, кореньев, древесной коры с прибавлением кислого хлебного кваса и некоторых химикатов (медного купороса, квасцов и т.д.)

Цвет в крестьянской одежде.

«Мать – сыра земля» растила людям особые краски и вместе со всей природой учила их искусству сочетать цвета в неповторимой и яркой гармонии, подобной русской песне. Как в серый тусклый дождливый день нас часто охватывает беспричинная тревога, а время зимнего солнечного заката у многих вызывает тоску, так и во внешнем облике человека цвет его одежды, даже распределение основных цветовых пятен в костюме, эмоционально воздействует на людей.

Тайна этого воздействия была давно раскрыта нашими предками. И именно женский костюм отличался многоцветностью, неповторимым своеобразием орнамента, всегда передающего в различных нюансах черты творческой индивидуальности мастерицы.

Богатство красок русского женского народного костюма распределялось по сложившимся в отдалённые времена художественным законам. Излюбленным цветом крестьянской одежды был белый естественный цвет. Из белого холста преимущественно изготовляли рубахи, мужские штаны, женские передники. Из белых шерстяных тканей - верхнюю одежду. Распространёнными цветами были: чёрный, буро - коричневый, жёлто - оранжевый, синий. Но самым любимым праздничным цветом одежды у русских был красный. Слово «красный» в древнерусском языке понималось как «прекрасный». Когда с третьим пением петуха крестьянки спешили на луг, чтобы посмотреть, обильна ли роса на расстеленных холстах, не диск ли восходящего солнца наполнил их душу ощущением радости, полноты жизни – красным цветом.

Красный цвет в русском народном костюме существовал в таком большом разнообразии оттенков, что из них можно составить целую палитру, своеобразную цветовую симфонию. По законам цветового контраста сочность красного увеличивается на фоне зелени, придавая радостное, праздничное звучание костюму и облику крестьянки.

Он был обережным цветом - цвет огня, цвет крови. Сама холстина в рубахах называлась Землей, а вышивка Ярью. Таким образом, Небесный Огонь, покрывая Землю, зачинал и оберегал все живое.

В древности русский народ различал до тридцати оттенков красного цвета. Каждый из них имел свое название, например: черевчатый (черемной) - красный, багрец - аловишневый, мясной - алый, кармазиновый - малиновый, рудо-желтый - оттенок рыже-красного цвета, кумашный - красно-алый, чремной-искрасной - рыжий, боканный - красный, и т.п. Справедливости ради нужно сказать, что точное определение и обозначение того или иного цветового оттенка посредством слов современного языка крайне затруднительно, ибо наши далекие Предки гораздо тоньше нас чувствовали цвета, а так же то настроение, которое они создают в душе человека.

Многогранна была и символика красного цвета. Он был символом огня – а огонь в деревне не только тепло, но и страшные пожары, - символом радости и скорби. В лирических протяжных песнях «алый цветик» часто служил фоном грусти неразделённой любви…

В женских костюмах для сенокоса он был посланцем «красного солнца», символом его союза с землёй. В народе верили: красный цвет обладает чудесными свойствами; его связывали с плодородием. Солнце каждое утро выезжает на лошадях на небосвод. С мифологическими персонажами древних славян знакомят нас узоры вышивки, часто исполненные красной нитью на белом фоне.

Символика в русской одежде.

Одежда изолирует человека от внешней среды. А всякий вид защиты, по верованиям наших далёких предков, можно было сохранить, упрочить с помощью магических действий, часто зашифрованных в рисунках орнамента, в формах произведений искусства. Из поколения в поколение передавались рисунки вышивки или ткачества, украшавшие народную одежду. Они отнюдь не были случайными. Случайность в орнаменте появилась лишь в конце ХIХ – начале ХХ века в местах, где было достаточно сильное влияние города. В глубокие же времена, в эпохи, которые далеко не полностью изучены нами, люди передавали видимый мир, свои представления о нём, свои взаимосвязи с ним, свои представления о нём, свои взаимосвязи с ним условным изобразительным языком. Это была первая система кода, изобретённая людьми, имевшая для них магический смысл. Возможно, по верованию наших предков, условность изображения защищала изображаемое от зла. Постепенно эта система превратилась в художественный орнамент, кроме магического, получила эстетическое содержание, которое сохраняет до сих пор и заставляет восхищаться этой красотой. Так из глубины веков предки наши посылают нам сигналы – символы о своей жизни, о своём миропонимании, об отношении к силам природы. Расшифровкой этих сигналов стали заниматься сравнительно недавно, и много ещё интересного и неожиданного предстоит открыть людям будущих поколений.

Орнамент сложный по рисунку, богатый сочными красками украшал народную одежду. С первого взгляда трудно понять его далёкий сокровенный смысл. Спокойная красота геометрических фигур не ассоциируется с системой мироздания, существовавшей в представлении наших предков, а между тем здесь мы находим и знак солнца с его сложными загнутыми концами, и знак поля в виде ромбов с точкой посередине, и знак человека. Существовали и другие узоры, в которых чередовались более простые изображения людей, животных, птиц, но все они ведут своё начало от древней славянской мифологии.

Берегиня

Берегиня - это важный символ, который встречается во многих вышивках. Народ создал его загадочным цветком, который символизирует материнскую силу.

Она - сама Мать-природа, которая представляет собой создание и защиту мира, а также вечное обновление и гармонию жизни. Берегиня символизирует также Дерево жизни (порой оно изображалось в виде букета или вазоны), представляющей собой сочетание трех миров и символом гармонии Вселенной.

Мировое дерево имеет значение бесконечности жизни, непрерывность рода, каждая его ветвь - это зародыш новой семьи, поэтому оно - неотъемлемая часть свадебного рушника. На средних и верхних ветках изображались птицы - представители верхнего мира, символы вечности, бессмертной души и божественного присутствия.

Калина является воплощением силы и красоты, но силы чрезвычайной, а красоты - бессмертной. Когда калина связывалась с рождения Вселенной и огненной троицы: Солнца, Луны и Звезды, а его название происходит от старославянского названия Солнца - «Круг».

Красные ягоды калины - символ крови и бессмертного рода, огня и солнца. Именно поэтому все свадебные рушники, девичьи и даже мужские сорочки заполнены гроздьями калины.

Можно выстроить семантическую связь: калина - кровь - рождение бессмертие. Калина - символ духовной жизни женщины: ее девство, любовь и красота, замужество, радость и горе. Через калиновый мост, эту заповедную границу, должна пройти каждая девушка, потому что на другой стороне живут три неразлучные сестры: Вера, Надежда и Любовь.

Цветами калины украшают наряд невесты и каравай, а ее красные гроздья вплетают в венки на празднике жатвы.

Народный костюм Русского Севера

Состоит из нагрудной одежды, известной под названием «рукава», косоклинного распашного сарафана-«штофника», парчовой коротены-«полушубочка», высокой девичьей повязки, «заборошника» (шейного украшения, характерного только для Летнего берега Поморья), «кусточка» (девичьего украшения на косу) и нескольких рядов крупных янтарных бус. Необходимыми атрибутами такого наряда были также ювелирные изделия: жемчужные серьги, серебряные браслеты и кольца

Южные губернии России

Девичий праздничный костюм

Девичий наряд с. южных губерний России состоит из рубахи, поневы, короткой нагрудной одежды - шушпана и головного убора - «лентки с ковылем» в виде обруча с пучком ковыля надо лбом и длинными цветными лентами, спускающимися по спине.

Рязанский костюм был, пожалуй, самым ярким в южных губерниях. Отличается он радостным, звонким цветом кумача. На фоне зеленых лугов и лесов он вступал в полную гармонию с природой, создавая празднично-ликующий эмоциональный настрой, приглашая в весенние и летние хороводы народных фольклорных праздников. Отличительной чертой рязанского костюма является особый вид верхней одежды, который надевают поверх рубахи, - «насов» из шерстяной домашней материи закладного ткачества с ткаными геометрическими узорами плодородия. Красный распашной «шушпан» - разновидность этой одежды.

Голову повязывали платком поверх кички. В моде была и рогатая кика с очень высокими рожками. Рязанский костюм массивный, широкий. Так, ширина насова 160, а высота всего 102 см.

Нас сегодня интересует часть национального костюма- это девичья рубаха.

Женские рубахи . Первозданные виды одежд всегда просты по покрою, который обычно соответствует образу жизни людей, существовавших в данных природных условиях. Основной одеждой славян (кривичей, вятичей и др.) и угро – финских племенных союзов, была рубашка. Она защищала людей от палящих лучей летнего солнца во время работы в поле, на неё надевали меховую одежду в зимнюю стужу. Неразлучная с телом человека, рубашка в глазах наших предков обладала магической силой. Если кто-либо хотел принести зло своему недругу, то стоило ему овладеть на время рубашкой врага, произнести несколько заклинаний, и хозяин рубашки был уже обречен, на него «напускали порчу». Значит, нужно было охранять рубашку, сделать её неуязвимой, даже если она попадёт в руки плохих, злобных людей. Но для этого недостаточно было произнести ряд заклинаний – в борьбе добра со злом слабой, неустойчивой стороной было добро, - нужно было навсегда закрепить формулу добра, сделать его неразлучным с рубахой. И всё это должно было быть окружено тайной, выражено так, чтобы не сразу стало понятным всем. Чему же злой человек мог принести вред? Что мог он отнять своими заклинаниями? Голову держала шея, а её окружал ворот рубахи. Без головы не было жизни. Руки человека, а особенно женские руки, выполняли всякую работу. Они помогали людям появляться на свет, они кормили, качали в люльке, пеленали и мыли детей, стирали, варили пищу, жали ниву… Много, много делали женские руки, превращавшиеся в сказках в крылья. Важным было охранять и ноги человека – к ним прикасался подол рубашки. Поэтому и покрывали женщины вышивкой – оберегом ворот, рукава, подол рубашки. Первоначально, в глубокие- глубокие времена, рисунки вышивки или тканья имели прямой магический смысл. Но шло время, отрывала людей от старых верований новая жизнь. Исчезала из рисунков колдовская сила, и оставалась только, красота. Бережно хранили её женщины, передавали из поколения в поколение.

Кроме повседневных и праздничных, крестьянки имели покосные рубахи. В деревне дни сенокоса, окончание жатвы, первого выгона скота считались праздничными, и крестьянки наряжались в специальные рубахи.

Особенностью покосной рубахи было украшение ее подола вышитой или вытканной красочной полосой с рисунками, которые передавались из поколения в поколение. Рисунок по подолу покосной рубахи являлся знаком служения женщины земле, знаком близости к ней. Первоначально в орнаментах люди передавали свои представления о мире и взаимосвязи с ним, здесь есть и знак солнца, и знак поля, и знак животных и птиц, и знак человека. Рисунок имел магический смысл и должен был защищать изображаемое от злых

сил. Позднее символика мироздания превратилась в художественный орнамент и приобрела эстетическое содержание. Покосные рубахи чаще всего шились из белой ткани, но могли быть и другого цвета.

Называли их по- разному («покосные», «сенокосные», «пожнивные», «жальные»). Носили их с большим напуском над «опояской» - узким, ярким поясом, под который подтыкали холщевый платок или полотенце для вытирания пота. Иногда этот наряд дополнялся передником.


В северных губерниях покосные рубахи со второй половины XIX века начинают шить с верхом из кумача и станом из белого холста, клетчатой пестряди или набойки. Широкая полоса тканого геометрического узора, украшавшего подолы превышала порой 30 см.

Выкройка рубахи.

Слово "рубаха" происходит от древнеславянского "руб" - кусок ткани. Судя по всему, туникообразная длинная рубаха ("мешок с рукавами") вообще является древнейшим типом тканой одежды.

Для туникообразной рубахи брали прямоугольное полотнище ткани и перегибали его пополам по утку. На месте сгиба делали округлую прорезь для головы, с длинным разрезом на груди. Женская рубаха всегда была длиной до щиколотки (как платье), и начала “укорачиваться” только к началу 20 века (см. ниже).

Женские повседневные рубахи шились из небеленого домотканого льна, конопли, или (в случае совсем уж бедной семьи) из пестрядины. Праздничные рубахи делали из кто что достал: шелка, фабричного хлопка, кумача, беленого льна.

Для русских рубах ткань не раскраивали в современном смысле (то есть, не вырезали куски нужного размера и формы из большого полотна). Вместо этого, полотнища, из которых собиралась (сшивалась) рубаха, были строго прямоугольные, и их сразу ткали нужной ширины и длины. Таким образом, пошив рубахи являлся "безотходным производством", что было немаловажно в крестьянском быту.

Русская женская рубаха состоит из следующих частей:

станушка (спина и перед)

палики (плечевые детали)рукава ластовицы (подмышечные детали красного цвета)

Несмотря на кажущуюся простоту (только прямоугольные полотнища), существовало несколько видов покроя рубахи. Наиболее употребительными являются следующие:

"в две точи"

(одно полотнище на спину, одно на перед)

"в три точи"

(одно полотнище на три четверти спины, другое на три четверти переда, третье покрывает бок и оставшиеся четверти переда и спины. Швы в этом случае располагаются так: один на боку, один спереди – в четверти ширины от линии бока – и один сзади, также в четверти ширины от линии бока)

"в четыре точи"

(спина – бок – перед – бок. В этом случае на переду и спине расположены по два шва, каждый на четверть ширины отстоит от линии бока).

Рубаха "в три точи". Рубаха "в четыре точи".

Полотнища для рубахи сшивались не как мы привыкли сейчас – "внахлест" - а в стык.

Отсюда, кстати, образовалось выражение "точь-в-точь": буквально "сшить в стык". Но такой шов использовался для ежедневных рубах. Если требовалось сшить обрядовую одежду, то применялись и другие виды швов, как, например, "игольное кружево". При использовании техники "игольного кружева", полотнища ткани вообще не соприкасались между собой. Между ними создавалась неширокая ажурная полоса причудливо переплетенных стежков. Конечно же, этот шов был непрочен – но прочности тут и не требовалось, так как это был ритуальный наряд на один день.

В деревенской традиции, было принято украшать палики богатой вышивкой (то есть, под вышивкой почти не должно было быть видно ткани). Изначально, эта вышивка представляла собой "знаки рода" (для каждой области России были характерны свои узоры. Вдобавок, основные мотивы еще и слегка варьировались от деревни к деревне – то есть, "предкам с неба" сразу было видно, что "вот эта женщина – нашего роду-племени").

В наиболее старинных образцах рубах расшиты только палики – собственно рукава остаются белыми. Однако, к середине 19 века в деревенский быт (из помещичьего быта) проникает понятие о том, что вышивка, оказывается, может быть не только оберегом, но и просто украшением. После этого рукава рубах начинают использоваться как своего рода "витрина" для демонстрации мастерства женщины-вышивальщицы. Мотивы и узоры поначалу брались все же традиционные, но чем дальше, тем больше (особенно в южных губерниях) рукава стали украшать просто цветочными узорами и абстрактными орнаментами.

Необходимо отдельно упомянуть и такую деталь рубахи, как пышный манжет, напоминающий по форме цветок вьюнка. Эта деталь использовалась только для рубах девушек на выданье и являлась своеобразным символом готовности к браку ("девка расцвела"). Колоколообразные манжеты могли быть очень широкие, очень длинные (от локтя до середины пальцев), и обязательно богато украшались вышивкой (Древо Жизни, цветы, ветви – символы плодородия), нашитыми лентами и кружевом.

Манжет архангельской девичьей рубахи.

Вторая половина XIX века.

Манжет тульской девичьей рубахи.

Вторая половина XIX века.

Интересно, что в рубахах Юга России (там, где господствовал костюм с поневой) традиция предписывала богато украшать не только рукава, но и подол рубахи. Это требование нарядного подола держалось до начала 20 века. А в северных губерниях вышивка по низу рубахи (ежедневной, а не обрядовой) перестала быть обязательной примерно к середине 18 века.

Опять-таки, в областях, где носили сарафанный комплекс одежды, крестьянская прагматичность изобрела рубаху типа "рукОва". Что это такое. Это когда крестьянка брала небольшой кусок дорогой ткани, шила из него лиф (чуть длинее, чем "под грудь") с богато украшенными паликами и рукавами. Снизу к этому лифу на живую нитку подшивалось что-нибудь бросовое и дешевое, длиной до щиколотки. Когда эта "бросовая" часть пачкалась, ее отпарывали и стирали (богатый "верх" стирали гораздо реже и бережнее, чтобы не портить вышивку и украшения). Потом "низ" пришивали к "рукОвам" снова. Если низ совсем уж изнашивался, его просто заменяли на другой.

Логическим продолжением идеи "рукОвов" явилась просто короткая (длиной до бедер) рубаха, типа современной блузки, которую стали носить во многих областях России к началу 20 века. Интересно, что такая короткая рубаха стала зачастую шиться на кокетке (самый известный вариант – это "московская" рубаха "с воротушкой"). Также, для упрощения покроя, в некоторых областях совсем исчезли палики, и рукава превратились в подобие современного "реглана" (так называемые "беспаликовые" рубахи, у которых рукава продолжались до самой горловины).

Девичья рубаха

Рубаха сшита по старинному крою с прямыми поликами.

Рукава, полики и подол украшены славянскими символами.

Вышивка на груди, вороте и поликах женская обережная.

Рубаха сделана для молодых женщин и девушек - невест, т.к. имеет символы плодородия.

Украшение рубахи всегда было исполнено глубокого смысла и представляло собой иногда сложнейшее сочетание обережной и иной волховской символики. Особенно обильно украшались ворот, подол и рукава, а также и швы. Рубахи обшивались тесьмой, вышивались, украшались узорными лоскутными нашивками.

Обычные для рубах вышитые обережные мотивы: кони, птицы, дерево Жизни, растения и растительные орнаменты вообще, ланки (ударение на “и”) - антропоморфные персонажи, изображения Богов... Весьма многообразны полосчатые орнаменты: травчатый, лапчатый, личиками, Струями, репьями, копытцами, коньками, свинушками, крестом и кружалком, и т.д. Нужно отметить, что иногда вышитые части перешивались со старой рубахи на новую (Аналогично было и с полотенцами).

ДЕВИЧИЙ КОСТЮМ РЯЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ

Девушка на выданье в Рязанском уезде носила особый наряд, в цветовой гамме которого основную роль играл белый цвет домотканого шерстяного и льняного полотна. Он состоял из длинной рубахи, поверх которой надевалась туникообразная шушка. К шушке полагался широкий шерстяной пояс, украшенный на концах тремя поперечно расположенными полосами ромбовидного узора с металлическими блестками. Между ними - темно- красные полоски х/б ткани, желтые шелковые ленты, декорированные стеклянными пуговицами. Концы пояса завершены короткими кистями темно-коричневого цвета. Такой костюм обычно дополняли шейные и нагрудные украшения из бисера "чопки" и "разметки", а также девичья повязка золотного шитья с пушками около ушей.

Красочными и многоцветными были сцепные кружева XVIII - XIX веков Михайловского и Зарайского уездов Рязанской губернии с изображением птиц-пав, барсов и двуглавых орлов

Практическая работа

Создание образца девичьей рубахи Рязанской губернии выполнялся по выкройке.

Отделка осуществлялась вышивкой и тесьмой, согласно историческим образцам.

Литература.

1.Энциклопедия. Царство людей. М., Издательство “Росмэн”, 1994 г.

2. А.Е. Клиентов. Народные промыслы. М. Издательство “Белый город”, 2002 г.

3.Первые страницы истории. Московская учебная фирма “Рекорд”, 1994 г.

4.Ю.А. Лотман. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства. С.-Пб.,1994 г.

5.М.А. Ильин. Вещи рассказывают. М.,1989 г.

6.Л.А. Преображенский История раскрывает тайны. М.,1991 г.

7.Т.Я. Шпикалова. В мире народного творчества М.,1998 г.

8.Костюмы народов мира. Издательство “Литур”, Екатеринбург, 2004 г.

9. Русский народный костюм. Издательство “ Мозаика- синтез”, М.,2006 г.

10.А.Ю. Андреева. Русский народный костюм. Путешествие с Севера на Юг. Издательство “Паритет” Санкт- Петербург, 2004 г.

11.Сказки Ивана Билибина. Неорусский стиль. М., 2004 г.

12.Русский сказочный костюм. С-Пб., 2006 г.

13.Н.Г. Новосад. Искусство одеваться. Свердловск: Сред.-Урал. Издательство, 1989 г.



Загрузка...
Top