Научно-исследовательский проект "народный костюм". Народный костюм Русского Севера (исследовательская работа) Мужской русский костюм

Исследовательская работа на тему: Выполнила: Савина Полина, ученица 3 класса В МОУ СОШ № 13 г. Подольск Руководитель: Сурова Алёна Николаевна, учитель начальных классов

История народного

Почему я выбрала эту тему?

  • Меня давно интересовала культура России и история русского народного костюма. В течение учебного года у меня появилось желание изготовить костюм в русском стиле, для использования его на уроках технологии и окружающего мира, при изучении традиций русского костюма. И я решила выполнить творческий проект по технологии.
Возникли вопросы:
  • Чем отличается народный костюм, от современной одежды
  • Чем отличался костюм Смоленской губернии от остальных
  • Как появился народный костюм
  • Смогу ли я сделать
  • куклу в народном костюме
Цель моего исследования: 1)Познакомиться с историей народного костюма 2)Изготовить костюм в русском стиле Задачи исследования
  • Изучить историю народного костюма, основы русского кроя,
  • разработать технологическую последовательность изготовления этого костюма.
  • сшить народный костюм
  • проанализировать результаты
История русского народного костюма
  • Русский народный костюм – неотъемлемая часть народной культуры. Традиционная народная одежда формировалась веками. Из поколения в поколение передавались знания и опыт работы над костюмом, шлифовались отдельные его элементы и весь образ в целом.
  • Народный костюм, в особенности праздничный, обрядовый изготавливался из дорогих материалов. Работа над ним требовала много времени и усилий. Такие костюмы берегли, передавали из поколения в поколение, хранили в специальных сундуках – укладках. Самые дорогие костюмы, головные уборы ритуального характера (например, свадебные) брали из семьи в семью.
Цвет в народном костюме
  • Красный цвет многие народ наделяли магической, обереговой силой. Красный – цвет огня, крови, солнца; обещание долголетия, плодородия, силы и власти. В традиционных костюмах на Руси использовалось до 33 оттенков этого цвета.
  • По цвету народной одежды можно было определить возраст её владельцев: самым скромным были костюмы старух, стариков и детей, а самыми красочными – костюмы девушек и молодых женщин до рождения первого ребёнка.
  • Цвет народного костюма указывал и на место проживания человека. В каждом регионе России крестьянский костюм имел свои особенности. доминировали красные тона и т. д.
История места Давным-давно из прикарпатских степей пришли в верховья Днепра кривичи. В местных лесах жители Смоленского края добывали смолу, необходимую для ремонта судов. Именно поэтому город и прозвали Смоленск. Что здесь носили? Традиционный костюм Смоленской губернии складывался на протяжении нескольких веков. Он отражал культуру и творческие способности жителей этого края. Ферязь

Для пошива использовали полотно из шерсти.Красили в черный, красный, синий цвет. Узоры располагались по подолу в несколько горизонтальных рядов, их часто обшивали шерстяными нитками. Под сарафан надевали рубаху белого цвета, которая издавна была главной составляющей женского крестьянского костюма.

Разбор костюма Сарафанный комплекс состоит из холщовой рубахи с сугубо смоленской желто-красной вышивкой, пестрядинного сарафана в желто-красную клетку, передника, головного убора - обруча, обуви - лыковых лаптей с округлым носком. Декоративно-фактурные характеристики тканей сарафана созвучны орнаментальному решению рубахи (вокруг горловины, по линии плеч и низу рукавов) и передника (по линии низа). Органичен колорит костюма в целом: желто–красные цвета вышивки и ткачества дополняют бело–коричневые (естественные) цвета домотканных холщовых тканей. Головной убор венчает композицию костюма и находится в пластическом и тональном созвучии с костюмом и фигурой. Алгоритм работы Готовая работа Заключение

  • При создании проекта я больше узнала об историческом развитии народного костюма, закрепила навыки по пошиву швейных изделий, конструированию и моделированию, научилась составлять технологическую последовательность обработки.
  • Костюм получился красивый, качественный, хорошо вписывающийся в интерьер кабинета, удобный при демонстрации на уроках.

Русский народный костюм, сохранившийся в крестьянском быту вплоть до начала XX в., является памятником материальной и духовной культуры нации, человечества, отдельной эпохи. Возникший как рукотворный предмет утилитарного назначения, выражающий эстетические чувства человека, народный костюм одновременно представляет художественный образ, содержательная ценность которого тесно связана с его функциями. Это один из наиболее массовых видов народного творчества и декоративно-прикладного искусства в целом.

ГлаваI. Историко-культурный и социологический анализ русского народного костюма европейской части
1.Эстетическая природа народного костюма, его основные функции

Народный костюм представляет собой целостный художественный ансамбль, несущий определенное образное содержание, обусловленное назначением и сложившимися традициями. Его образуют гармонично согласованные предметы одежды, украшения и дополнения к ним, обувь, прическа, головной убор, грим. В искусстве костюма органично соединились различные виды декоративного творчества: ткачество, вышивка, кружевоплетение, низание, шитье, аппликация и изобразительное использование разнообразных материалов: тканей, кожи, меха, лыка, бисера, бус, блесток, пуговиц, шелковых лент, тесьмы, позумента, кружев, птичьих перьев, речного жемчуга, перламутра, цветных граненных стеклышек и др.

Народный костюм в собранном виде представляет собой ансамбль, построенный в закономерном ритме линий, плоскостей и объемов, на соответствии фактуры и пластики тканей, на организующей роли декора и цвета, на связи утилитарных и художественных достоинств.

Бытование этого вида народного декоративно-прикладного искусства определяла традиция - историческая преемственность идейно-эстетических и художественных достижений предшествующих поколений. "Традиция "мерцает" в истории, - пишет И.Т.Касавин, - но она же и творит ее, являясь формой органического перерастания спонтанной человеческой деятельности в регулярную и законообразную социальную практику. И здесь же она (уже как понятие) оказывается способом формирования исторического сознания, которое обнаруживает в традиции не просто устаревшие нормы деятельности и мышления, но "сгустки"исторического конкретного опыта, необходимые ступени развития общественных отношений".

Хранителями древних традиций народного костюма у русских, как и большинства других народов, были крестьяне. Они жили в гармоничной слитности с родной природой, через нее и постигали смысл Красоты, Добра, Истины. Русская крестьянская одежда была защитой от зноя и холода, отличалась удобством, "гармонировала с господствовавшим типом лица и фигуры местных жителей", имела обереговое, защитное и престижное значения, выполняла важную ритуальную роль в обрядах и праздниках. Синкретизм как органическое единство народного искусства, нерасчлененность в нем разных видов творчества, каждый из которых, по словам Ю.Б.Борева, "включал не только зачатки различных видов художественной деятельности, но и зачатки научного, философского, религиозного и морального сознания", определял форму и принципы бытования народного костюма. Поэтому при реконструкции смыслового содержания русского народного костюма необходимо привлекать такие разнообразные и взаимообусловленные материалы, как мифология, сведения об обычаях и обрядах, фольклор, учитывать технологические знания народных мастеров и т.д.

В отличие от изобразительных искусств, в художественном языке которых присутствуют жизнеподобные формы, русский народный костюм как выразительное искусство передает непосредственно образное восприятие людьми жизни с помощью эстетически совершенной формы. Они не похожи прямо на объект отображения, но передают понятия, связанные с жизнью. Вместе с тем это не исключает элементов изобразительности, например, в орнаменте русского народного костюма мотивы человеческой фигуры, птиц, животных и растений, а также рогатые формы женских головных уборов.

По способу практического художественного освоения материала русский крестьянский костюм, как и другие виды народного декоративно-прикладного творчества, относится к искусствам, использующим главным образом естественно-природный материал: кожу, мех, шерстяные и растительные волокна, лыко и проч. Эстетический характер воздействия костюма на человека - зрительный. Вещественная определенность народного костюма, натуральные свойства природных материалов, его чувственная конкретность, определяющие восприятие костюмного ансамбля, одновременно характеризуют и его эстетическое воздействие.

Эстетическое в русском народном костюме - это его природные, художественные и социальные особенности в их общечеловеческом значении. Русский народный костюм создавался по законам универсальной эстетической категории - прекрасного и опирался на многообразие эстетических свойств действительности, которые, по словам Ю.Б.Борева, "возникают благодаря тому, что в процессе деятельности человек включает явления мира в сферу своей практики и ставит их в определенное ценностное отношение к человечеству, при этом выявляется степень их освоенности, исторически обусловленная степень владения ими человеком и мера его свободы".

Прекрасное в русском народном костюме проявляется в его способности преображать человека - делать его красивым, а также в удобстве, экономичности и целесообразности, в творческом раскрытии возможностей и особенностей материалов, в гармоничности колористики и рациональности конструкции, в красоте силуэта и в вырастающих на основе всего этого декоративном великолепии, глубине идейно-образного содержания и его широком положительном общечеловеческом значении.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что далеко не каждый созданный какой-либо крестьянкой костюм можно назвать шедевром, т. е. образцовым произведением, являющимся высшим достижением народного искусства, мастерства. Только тот образец русского народного костюма относится к шедеврам, вызывает сильное эстетическое чувство и глубокое художественное переживание, в котором наблюдается органичное единство рационального и эмоционального, всех факторов художественной выразительности, превращающее костюм в концепцию красоты, в воплощение народного представления о прекрасном.

К числу эстетических особенностей русского народного костюма можно отнести стабильность системы эстетических принципов, создававшейся коллективным творчеством в течение многих поколений, при эстетическом своеобразии каждого костюма.

В русском народном костюме проявлялась принадлежность владельца к христианскому вероисповеданию, например, в ношении нательных крестов; образков и крестов, прикреплявшихся к бусам, металлическим цепочкам, бисерным лентам, надевавшимся на грудь поверх одежды. Наравне с крестом признаком принадлежности к христианству считался пояс. "Ходит как татарин: без креста, без пояса", - говорилось в народе. А. А. Лебедева пишет, что "раньше ходить без пояса считалось грехом. Распоясать человека означало обесчестить его... На новорожденного сразу после крещения надевали поясок".

Пояс - заповедь божья, считали староверы и носили пояса с вытканными словами молитв, именами. Умерших хоронили подпоясанными, а при гадании пояс, как и крест, обязательно снимали. Согласно Г. С. Масловой, "беспоясными, бескрестными представлялись лишь демоны болезни - двенадцать лихорадок (Юрьевский уезд Костромской губернии) и русалки".

Жизнеутверждающая колористическая насыщенность праздничных костюмов наряду со строгой ограниченностью цветовой палитры траурных одежд или комичностью остроумных сочетаний в костюмах ряженых отражали многообразие, с одной стороны, эстетических функций, с другой - богатство претворении действительности, что способствовало развитию эмоциональной реакции, адекватной народному мировоззрению. Несравненная выразительность декора и монументальность форм русского народного костюма вызывают быструю эмоциональную реакцию (эмотивная функция), а глубокое идейно-образное содержание требует времени для понимания (познавательно-эвристическая функция). Идейно-эстетическое воздействие костюма накладывало определенный отпечаток на жизнь и ее восприятие, заставляло соотносить с образом костюма и себя, и свои поступки, и манеру поведения (этическая функция).

Величавая торжественность форм и радостная декоративность праздничных одежд способствовали утверждению человека, с одной стороны, в уважении к коллективу, к традиции, а с другой - в своей личностной самоценности, определяли компенсаторную и гедонистическую функции народного костюма.

Исходя из сказанного можно утверждать, что русский народный костюм как концентрированное художественное выражение общественной практики обладает познавательной, воспитательной, а главное - эстетической функцией, которая пронизывает эти и все другие его функции.

П. Г. Богатырев справедливо отмечал, что "эстетическая функция образует общую структуру с эротической функцией и часто как бы скрывает эту последнюю..., та и другая функция направлены на одно и то же - привлечь внимание. Привлечение внимания на определенный предмет, являющееся одним из основных аспектов эстетической функции, оказывается и одним из аспектов эротической функции, поскольку девушка стремится привлечь к себе внимание молодых людей или какого-нибудь одного из них. Так эротическая функция часто сливается с функцией эстетической".

Красота русского народного костюма доставляет людям радость, пробуждает в них художников, учит чувствовать и понимать красоту, творить сообразно ее законам. Народная одежда выражает стремления ее носителя, воспитывает способность находить меру предметов как соответствия их свойств общественным потребностям человека, формирует эстетически ценностную ориентацию человека в мире и, следовательно, не только отражает мир, но и преображает, творит его.

2.Искусство народного костюма как выражение общественного сознания

Наряду с моралью, религией, наукой, философией, политикой и правом народное искусство, и в частности русский народный костюм, являются формами общественного сознания. Б. А. Эренгросс пишет: "Все формы общественного сознания объединены тем, что отражают действительность, а различаются тем, что в ней они отражают, как и в какой форме. Различно их происхождение, неодинакова роль в развитии общества".

Эстетическая ценность русского народного костюма зависит только от его красоты и утилитарных качеств, но и от присущей ему способности быть носителем личных, классовых, национальных и общечеловеческих культурных значений, быть выразителем тех общественных обстоятельств, в которые он включен.

Исследователи отмечают различные подходы к формированию праздничного и будничного костюмов. Если в будничном костюме преобладали утилитарные функции, то праздничный народный костюм символизировал единство духовной жизни личности и коллектива, традиционно он выражал "сопричастность человека какому-либо общезначимому событию", обладал сложными социально-культурными функциями, превосходил будничный качеством материала, декоративностью, количеством деталей и украшений.

С наибольшей очевидностью это выразилось в женских празднично-ритуальных костюмах, которые наиболее пышно декорировались, были насыщены магически-религиозным содержанием, символикой жизненно значимых смыслов и целей, отличались ярко выраженной самобытностью и потому обладали наибольшей эстетической и художественной ценностью. В лучших образцах женских празднично-ритуальных костюмов наблюдается гармоничное равновесие эмоционально-образного и утилитарно-материального начал, содержания и способов его выражения.

А. С. Пушкин отмечал: "Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию... Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь народу". О национальной самобытности эстетического восприятия действительности выдающийся русский историк В. О. Ключевский писал: "Каждому народу от природы положено воспринимать из окружающего мира, как из и переживаемых судеб, и претворять в свой характер не всякие, а только известные впечатления, и отсюда происходит разнообразие национальных складов или типов, подобно тому, как неодинаковая световая восприимчивость производит разнообразие цветов".

Следует отметить, что эстетическое отношение русских крестьян к своему костюму обусловливалось в первую очередь их общественными интересами, религиозными верованиями - язычеством и христианством, национальной психологией. Большая сила эстетического воздействия народной одежды обусловлена ее непосредственной близостью к человеку в его повседневной жизни и ежечасностью использования, а следовательно, и массовостью восприятия.

Таким образом, народность крестьянского костюма объясняется тем, что он является феноменом практической и духовной деятельности народа, выражением его интересов и потребностей, стереотипов восприятия и мышления, ценностных и эмоциональных структур. При этом народ выступает объектом и субъектом, создателем и хранителем этого необходимого и понятного ему вида декоративно-прикладного творчества.

"Народность, - говорил В. Соловьев, - есть самый важный фактор природно-человеческой жизни и развитие национального самосознания, есть великий успех в истории человечества".

И. С. Тургенев подчеркивал: "Вне народности ни художества, ни истины, ни жизни - ничего нет".

Традицию русского народного костюма можно рассматривать через систему соотношения таких понятий, как коллективное и индивидуальное, родовое и социальное, национальное и иноэтнические, общечеловеческое.

Коллективность - эстетическая категория, характеризующая мировоззрение крестьянства, структуру и принцип его художественного творчества, определяющая постепенность создания, проверки, отбора и переосмысления народом (коллективом) своего традиционного костюма. Именно коллективностью процесса создания русского народного костюма объясняются несравненная глубина и неоднозначность его содержания, неисчерпаемое разнообразие декоративных решений.

Индивидуальное, личное, субъективное выражалось в крестьянской одежде через общее, коллективное, определяемое сознанием родовым, религиозным, национальным, историческим. В этой связи обнаруживается проблема этнического самосознания как духовной общности с родом и народом и, в частности, как предопределенности эстетических переживаний индивида всей массой коллективных переживаний его рода и народа (в настоящем и прошлом). Согласно верному определению Г. Г. Шпета, "духовное богатство индивида есть прошлое народа, к которому он сам себя причисляет".

"Появление в народном декоративном искусстве совершенных, классических по своим художественным принципам произведении - результат творчества талантливых, одаренных мастеров... Яркий талант в народном искусстве, - пишет Т. М. Разина, - потому и ярок, и значителен, что наиболее глубоко и полно усваивает традиционное, самое живое и актуальное в нем, чутко улавливает то, что в данный исторический момент наиболее созвучно эстетическим и духовным потребностям окружающих его людей".

Индивидуальность мастерицы в народном костюме проявляется в степени цельности колористического решения, глубины и сложности содержания орнаментики, стройности композиции, в уровне владения всем традиционным комплексом рукоделия (прядением, ткачеством, окраской и отбеливанием ткани, вышивкой, кружевоплетением, низанием, шитьем и проч.).

Народный костюм в совокупности самобытных устойчивых идейно-художественных принципов, в единстве природного и народного, коллективного и индивидуального в целом концентрированно выражает русский национальный характер и систему народных эстетических представлений. Как известно, каждый народ в первую очередь осознает и ценит свою национальную самобытность. И чем самобытнее национальное видение, - пишет Ю. Б. Борев, - тем больше оно несет в себе неповторимой общезначимой информации и опыта отношений. Именно в этом заключается важнейшее условие высокой художественности и общемирового звучания произведения".

При изучении закономерностей развития традиционного русского народного костюма наряду с внутринациональными художественными взаимодействиями важно учитывать влияние процессов этнокультурной интеграции русских как с родственными славянскими народами (украинцами и белорусами), так и с другими ближайшими соседями, например, с народами Прибалтики. Для восточнославянских народов общими были наиболее древние формы рубах, девичьих и женских головных уборов, украшений, некоторые виды обуви и др. О древней общности генетических корней традиционных костюмов восточных, западных и южных славян наиболее ярко свидетельствуют, например, типы женской поясной одежды.

Оживленные экономические связи России с самыми различными странами мира, значительный импорт тканей, красителей и разнообразных галантерейных товаров также оказали влияние на формирование русской традиционной одежды. Включение в нее иноэтнических элементов обусловливалось как сходством мировоззренческих концепций, так и потребностью самой культуры в развитии. Вместе с тем в отношении иноэтнических влияний в крестьянской одежде уместно вспомнить высказывание К. Градовой о том, что "в России все иностранные влияния в области костюма, воспринимаясь, постепенно растворялись и поглощались русскими традициями, не изменяя основной линии ее развития"1. Отсюда можно сделать вывод о том, что национальное своеобразие русского народного костюма усиливалось благодаря взаимодействию в нем различных этнических культур, интернациональное и общечеловеческое приобретало в нем ярко национальное выражение.

Окружающая природная среда и общественные отношения обусловили контекст культуры, в котором существовал русский народный костюм: философия, политика, мораль, религия и другие формы общественного сознания, предшествующая художественная традиция и, наконец, быт, нравы, обычаи, образ жизни, деятельности людей и т. д. При этом русский народный костюм как вид искусства был синкретичен, поскольку являлся неотъемлемой частью обрядового синкретизма, включавшего наряду с ним песню, танец, инструментальные наигрыши, игры, произведения словесно-поэтического творчества, ритуально-бытовую атрибутику. Традиционные обряды и праздники до революции были мощным средством единения нации, воспитания ее самобытной культуры. В. Березкин отмечает: "Все, что ни создавал человек своей фантазией и своими руками, мыслилось им частью того или иного обряда". Следует добавить, что утилитарное в народном костюме, как и в обряде в целом, было проникнуто эстетическим, а философское, религиозное, моральное представлено как эстетические ценности.

Таким образом, целенаправленная ценностно-ориентированная творческая деятельность в народном искусстве, в частности по созданию и восприятию русского народного костюма, включала людей в эстетическое преобразование жизни, воспитывала их и просвещала. Русский народный костюм в свете этого выступал как важное средство общения (коммуникативная функция), нес большое количество информации о своем владельце (информационная функция) и тем самым способствовал культурному взаимопониманию как в крестьянской среде, так и при контактах с представителями других социальных групп населения, осуществлял передачу художественного и исторического опыта от поколения к поколению.

3.Специфика художественного образа народного костюма и его местные особенности

Процесс создания народного костюма - это эстетическое преобразование жизненного опыта в художественные образы, осуществляемое талантом и мастерством народа с помощью воображения сквозь призму мировоззрения (эстетических идеалов) на крепкой основе традиции.

Художественный образ - это специфическая форма освоения в искусстве мира во всем его многообразии и богатстве, гармоничной целостности и драматических коллизиях.

Одна из важнейших особенностей художественного народного мышления - метафоричность, т.е. синтез природных, культурных явлений по обобщающему признаку или свойству. В крестьянском костюме она предстает особенно ярко в орнаментике, в формах и названиях женских головных уборов, в наличии общего процесса образования структурных уровней пространства и родстве декоративных решений народного костюма, крестьянской избы и древнерусского храма, в аналогичности названий их отдельных элементов, а также в их общности на семантическом уровне (связь с космологией и антропоморфным образом). На это указывали в своих трудах о народном искусстве И.Е.Забелин, Д.К.Зеленин, М.А. Некрасова, Т. Н. Тропина. М.А.Некрасова в частности, пишет, что русский народный костюм участвовал наряду с интерьером дома, народной архитектурой в создании "духовно-пространственной среды, способной воздействовать на человека, формировать его внутренний мир". Подчеркивая всеобъемлющий характер принципа ансамблевости, она утверждает: "Отдельный образ в народном искусстве действует в контексте всей системы взаимодействующих образов. В этом и выражается ансамблевость как в отдельном произведении, так и в конкретном виде творчества и в народном искусстве в целом".

Развивая тезис о метафоричности народного художественного мышления, необходимо упомянуть о том, что мотивы женских фигур в орнаменте часто как бы прорастают цветами и побегами, а солнце представляется то птицей, то огнедышащим конем или оленем. В формах и названиях женских головных уборов проступает связь с реальными образами животных (рогатые кички) и птиц - кокошники (от славянского "кокошь" - петух или курица), "сороки" и их составные части, называемые "хвост", "подкрылки", "крылышки". Посредством таких эстетически преобразованных сочетаний художественных образов крестьяне познавали себя как неотъемлемую часть природы, пытались магически воздействовать на нее, символически выражали русскую поэтическую мифологию.

Следует подчеркнуть, что все элементы ансамбля крестьянского костюма насыщены многозначной символикой, обусловленной мифологическим и синкретическим характером народного мышления. Их совокупность образует художественную идейно-образную концепцию, весьма устойчивую и целостную. Она отражает представления крестьян о мироздании и воплощает идею плодородия земли, которое в их сознании непосредственно связано с плодородием женщины, "более того, одно не мыслилось без другого, и магия плодородия предполагала воздействие на землю плодовитостью женщины".

Божество плодородия в произведениях русского народного творчества изображалось в виде женщин. Наглядным подтверждением тому может служить рассказ И. Д. Федюшиной о том, что при раскопках поселений первых земледельцев на месте села Триполье под Киевом были найдены статуэтки, изображающие в условной манере женщин. Просвечивание их рентгеновскими лучами показало, что они создавались из глины, смешанной с зернами пшеницы. Ученые предполагают, что каждый стремился иметь в доме подобное изображение богини, так как связывал это с получением богатого урожая.

Один из крупнейших фольклористов XIX в., известный исследователь славянской мифологии А. Н. Афанасьев отмечал: "На древнем поэтическом языке травы, цветы, кустарники и деревья называются волосами земли. Признавая землю за существо живое, самодействующее (она родит из своей материнской утробы, пьет дождевую воду, судорожно дрожит при землетрясениях, засыпает зимой и пробуждается с возрастом весны), первобытные племена сравнивали широкие пространства суши с исполинским телом, в твердых скалах и камнях видели ее кости, в водах - кровь, в древесных корнях - жилы и, наконец, в травах и растениях - волоса".

Объективно практическое отношение русского народа к природе, использование аналогий природы и человеческого тела формировали идеи анпропоморфной природы и космического человека. Вместе с органическим для русских единством человека с общественной группой (семьей, родом, классом и т. д.) это явилось основой формирования устойчивых традиций идейно-образной структуры народного искусства, полифонического единства ее архитектурных, пластических, живописных, поэтических средств и способов воплощения.

В. В. Колесов, подчеркивая здравый смысл и вечные человеческие ценности, присущие мировоззрению русского народа, пишет: "Во времена, когда каждый третий год был недород, а каждые десять лет уносили массу людей в различных моровых поветриях, мечта о хлебе насущном - есть мечта о хорошей, правильной жизни... Экономика одухотворена этикой, но только в термине-слове осознается тонкое различие между всеми ипостасями жизни: человек проживает житие по христианскому обычаю, но основой жития является живот - именно это и есть жизнь во всей полноте ее проявлений...". Это высказывание удачно объясняет приоритет в сознании крестьян важных идей плодородия и земли, и женщины, подтверждает также и тезис Г. В. Плеханова о том, что "драгоценное кажется красивым".

Подчеркнем, что в гармоничном ансамбле традиционных художественных образов раскрывается прекрасное в русском народном костюме, его общечеловеческая эстетическая ценность. О своеобразной синкретичности художественного мышления В. Е. Гусев пишет, что "она обусловлена не неразвитостью последнего, а природой самого предмета художественного познания, тем, что народные массы сознают предмет своего искусства прежде всего как эстетически целое и целостное в совокупности всех или многих его эстетических качеств, в многогранности и сложности его эстетической природы".

Исследуя проблему, важно отметить, что главными творческими принципами при создании русского народного костюма были вариативность и импровизация на основе традиционных местных типов костюма. Импровизация проявилась в том, что костюм создавался непосредственно в процессе его изготовления. В этом просматривается аналогия с импровизацией в народном музыкальном исполнительстве. Если народные музыканты опирались в своей практике импровизации на традиционные формы музыкального мышления (определенный круг попевок, интонаций, ритмов и т. д.), то у мастериц народного костюма в каждой местности были излюбленные устоявшиеся художественные образы, воплощавшиеся посредством использования определенных цветовых сочетаний, способов художественной отделки и т. п. Объединяя закрепление однажды найденного музыкального или художественного образа со свободным варьированием его элементов, народ обновлял, обогащал и свою музыку, и свой костюм. Свободное варьирование элементов основано на их неоднозначности, на существовании целого ряда семантически и стилистически родственных вариантов, характеризующих исполнительский динамизм создания костюма и любого другого произведения народного искусства. Таким образом, понятие традиции означает не покой, а движение особого типа, т. е. уравновешенность, достигаемую взаимодействием противоположностей, из которых важнейшие - устойчивость (сохранение определенных принципов и приемов) и изменчивость (вариантность), и существующую на ее основе импровизационность.

Итак, художественный образ русского народного костюма являет собой неразрывное взаимопроникающее единство объективного и субъективного, рационального и эмоционального, символического и конкретного, коллективного и индивидуального, целого и части, устойчивого и изменчивого, стереотипного и импровизационного. В этом слиянии, осуществляемом с помощью специфических для искусства русского народного костюма средств (материал, силуэт, колористика, орнаментика, композиция, способы носить и комплектовать детали костюма и т. д.), создаются художественные образы как отдельных частей костюма, так и целостных костюмных комплексов, выражающие определенные эстетические идеи и чувства. Благодаря системе художественных образов русский народный костюм и способен осуществлять свою эстетическую функцию, через которую проявляется его познавательное значение, мощное идейно-воспитательное, нравственное воздействие на людей.

Различия географических, климатических и исторических условий огромной территории России стали причиной возникновения большого разнообразия местных стилей русского народного костюма. При безусловной зависимости от магически-религиозного содержания стиль народного костюма как художественно-эстетическую и социально-историческую категорию все же в первую очередь характеризует система художественно-выразительных средств.

Структура художественной формы выражения в целом сложна и многозначна. В каждом костюме стиль отражает не только национально-стадиальные особенности, но и его региональные и этнолокальные типологические черты, обусловливает принципы художественно-конструктивной организации всех элементов художественного языка костюма, его деталей в культурно-целостный комплекс.

Понятие общерусского стиля подразумевает общность стилевых признаков всех этнолокальных костюмных комплексов, коренящуюся в социально-исторических условиях, в мировоззрении русских крестьян, их творческом методе, в закономерностях художественно-исторического процесса. К общим стилевым признакам всех комплексов русского народного костюма относятся: материал, прямой крой, значительная полнота и длина одежд, многослойность, магически-религиозная символика, определенные цветовые предпочтения, способы художественной отделки, обилие всевозможных украшений.

4.История социального бытования русского народного костюма

Формирование национальных особенностей русского народного костюма происходило в XIV-XVI вв. одновременно с выявлением русского (великорусского) этнического самосознания и распространением этнонима "русские".

К XVII в. полностью сложились основные костюмные комплексы.

Следует отметить, что социальная среда бытования русского народного костюма на протяжении истории его существования менялась. Исследователи отмечают, что характерной особенностью древнерусской одежды было то, что костюм у различных слоев населения отличался преимущественно количеством деталей и разнообразием материалов при одинаковом покрое отдельных составляющих его частей. При этом к особенностям национальных эстетических воззрений относят наличие общенародного эстетического идеала красоты. "У русских, - пишет М. Г. Рабинович, - сохранивших в течение веков государственную самостоятельность, национальные черты в костюме феодальной верхушки были выражены вплоть до петровских реформ". В XVII в. чрезвычайно важным считалось в торжественных случаях быть обязательно в русском традиционном платье, даже иноземцам. Так, в 1606 г. Марина Мнишек венчалась в Москве в Успенском соборе с Лжедмитрием I по настоянию бояр в русском платье. Позднее парадная русская одежда выдавалась иноземным послам специально для торжественного представления государю.

В первые годы 18-го столетия по указу Петра I правящие классы должны были перейти на обязательное ношение платья иноземного образца. Однако "поскольку реформа не коснулась такого огромного пласта общества, как крестьянство, то именно крестьянский костюм становится подлинно народным. В его русле развивалась одежда казаков, поморов, однодворцев, разных групп старообрядческого населения". Подчинившись капризам западноевропейской моды, представители высших слоев общества вынуждены были отказаться от исконно русских представлений о красоте облика, его одежды, манер. Победа в Отечественной войне 1812 г. вызвала подъем патриотических чувств, и многие светские дамы стали носить стилизованные русские национальные костюмы, состоявшие из рубахи с глубоким вырезом (по моде начала XIX в.), косоклинного или прямого сарафана, стянутого поясом под грудью, кокошника, повязки или венца.

Лучшие люди России всегда понимали жизненную необходимость бережного сохранения самобытности русской национальной культуры, и в частности костюма. В начале 20-х гг. 19-го столетия блестящий эрудит, поэт, мыслитель и государственный деятель А. С. Грибоедов, которого А. С. Пушкин считал одним из самых умных людей России, писал:

Пускай меня объявят старовером,
Но хуже для меня наш Север во сто крат
С тех пор, как отдал все в обмен на новый лад -
И нравы, и язык, и старину святую,
И величавую одежду на другую
По шутовскому образцу...

Далее устами Чацкого А. С. Грибоедов с горечью восклицает: "Воскреснем ли когда от чужевластья мод?". Серьезность подхода великого русского поэта к проблеме возврата к национальным традициям в одежде, а также отрицательное отношение правительства к этой идее, отождествлявшейся в то время прежде всего с тенденциями демократизации общества, подтверждается тем, что во время следствия по делу декабристов А. С. Грибоедову был задан вопрос: "В каком смысле и с какой целью Вы, между прочим, в беседах с Бестужевым, неравнодушно желали русского платья и свободы книгопечатанья?"

Н. И. Лебедева и Г. С. Маслова отмечали, что в костюмах мещан и купечества долго сохранялись черты, общие с крестьянской одеждой. В середине XIX в. "русский наряд" - сарафан и кокошник - носился во многих городах. У горожан, особенно у наиболее богатых, он отличался от крестьянского дорогим материалом, драгоценными украшениями".

Во второй половине XIX в. в русское народное платье по идеологическим соображениям одевались писатели славянофильского направления. Их современник Д. Н. Свербеев писал: "Славянофилы не ограничивались печатанием и писанием для одной только печати разных статей, не удовлетворялись изустной проповедью своего учения - они захотели проявить его наружными знаками, и вот появилась сперва шапка-мурмолка, а потом зипун, и, наконец, борода".

Рассуждая о народном костюме как знаке сословной принадлежности, П. Г. Богатырев отмечает, что в России "богатые купцы, иногда миллионеры, носили преимущественно "полумужицкий" костюм, чтобы показать этим, что свой костюм, указывающий на их сословное положение, они носят с чувством превосходства и не хотят уподобляться часто более бедным в сравнении с ними чиновникам и дворянам".

В начале XX в. русский народный костюм носили такие видные представители творческой интеллигенции, как В. В. Стасов, ф. И. Шаляпин, М. Горький, Л. А. Андреев, С. А. Есенин, Н. А. Клюев.

Примечательно, что в XX в. при царском дворе бывали приемы, на которых фрейлины согласно царскому указу 1834 г. обязательно надевали костюмы, стилизованные под русский боярский наряд. Восхищение красотой русского народного костюма выразили в своих произведениях Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, И. А. Бунин, М. А. Шолохов и многие другие замечательные русские писатели.

Рассматривая вопрос этнического сознания и духовной культуры, К. В. Чистов высказал мысль о том, что "всякое осознание элементов материальной культуры как знаковых или символических может придать им идеологический характер". Эти слова наглядно подтверждаются историей русского народного костюма, который во все времена олицетворял идею сохранения национальной самобытности, выступал как средство диалогического общения прошлого России с ее настоящим и будущим.

Создавая незабываемые образы русских людей и изображая их в традиционных национальных костюмах, выдающиеся русские художники А. Г. Венецианов, В. И. Суриков, В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, Ф. А. Малявин, К. А. Коровин и многие другие в значительной мере способствовали эстетической ориентации современников и потомков, превращению русских народных костюмов в этнический символ.

В начале XX в. основоположницей использования традиционных форм и характера орнаментации, декоративных принципов народной одежды в создании костюма современной повседневной жизни стала общепризнанный художник-модельер Н. П. Ламанова. Ее модели одежды и теоретические статьи убедительно доказывали, что "целесообразность народного костюма, благодаря вековому коллективному творчеству народа, может служить как идеологическим, так и пластическим материалом, вложенным в нашу одежду города".

Благодаря усилиям крупных исследователей и этнографов Д. К. Зеленина, Н. М. Могилянской, Н. П. Гринковой, коллекционеров И. Я. Билибина, А. В. Худорожевой, Н. Л. Шабельской и многих других квалифицированных специалистов собраны великолепные коллекции русского народного костюма, обладающие огромной исторической и художественной ценностью. Среди них на первом месте - собрания Государственного музея этнографии народов СССР в Санкт-Петербурге, Государственного Исторического музея в Москве.

В послеоктябрьский период началось чрезвычайно быстрое разрушение многовекового уклада и обычаев русской деревни, обнищание крестьян и их массовой переезд на жительство в города. Тогда же практически все семейные, календарные и религиозные обряды и праздники были отнесены к "пережиткам темного прошлого" и всемерно искоренялись как не соответствующие новой советской действительности. Этим во многом объясняется исчезновение из жизни народа традиционного костюма и многих других неотъемлемых составных частей обрядового синкретизма, упадок общего уровня мастерства практически во всех видах традиционного искусства. Семидесятилетнее уничтожение национальной самобытности в России, и прежде всего в русской деревне, привело к искоренению из сознания русского народа многих его этнических символов и святынь. Так, в 30-е гг. угасла традиция изготовления русского народного костюма. Со сценических подмостков, с экрана кино, затем и с телеэкрана навязывался новый стереотип псевдорусского наряда, в котором до неузнаваемости искажались национальный стиль и идейно-образное содержание русской одежды.

История социального бытия русской национальной одежды позволяет утверждать, что ее эстетическое воздействие во все времена велико и распространяется на весь русский народ в целом.


Районная научно-исследовательская конференция «Познай себя»

Тема исследовательской работы:
Русский народный праздничный костюм

Д.Тагна2017 г.
Содержание
1.Введение………………………………………………………………………………………………………………. 3
Анкетирование учащихся 5-6 классов……………………………..................................................4
2. Составные части женского и мужского костюмов…………………………………………… 6
3. История использования народных мотивов в моде…………………………………........ 10
4. Роль русского костюма в жизни современного человека …………………………… 11
5. Заключение ……………………………………………………………………………………………………….13
6. Литература ………………………………………………………………………………………………………..15
7. Приложения ………………………………………………………………………………............................16

1.Введение
«Уважение к минувшему –вот черта,
отличающая образованность от дикости».
(А. С. Пушкин)
Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Жизнь крестьянина была неразрывно связана с природой, возделыванием земли и соответствующими трудовыми циклами. Праздник либо завершал какой-то сложный этап в нелегкой крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важному этапу. Праздник ждали, к нему готовились.
А какие наряды надевали в праздники?
Русский народный костюм – явление сложное и архаичное. Его основные части складывались веками. Исстари, от отцов к сыновьям, от дедов к внукам, он передавался вместе с укоренившимися верованиями и традициями. Русская деревня вплоть до конца XIX века оставалась носителем традиционной культуры. Еще и в начале XX века крестьянский костюм оставался истинно народным.
Накануне народных гуляний распахивались тяжелые сундуки и на свет извлекались многочисленные рубахи, сорочки, сарафаны, кафтаны, шушуны и юбки. Чем больше сундуков и чем плотнее они были набиты – тем богаче считался хозяин дома и тем большей почет был хозяйке.
Вся праздничная одежда была очень красочной, обязательно украшалась элементами вышивки, полосами позумента, бисером, шнуром, блестками и прочими деталями которых, как правило, не было в повседневной одежде.
Следует отметить бережное отношение крестьян к праздничной одежде. Известно, что в особо нарядных сарафанах крестьянки не только не садились за стол, но даже не присаживались на лавку, боясь запачкать или помять свой наряд. Шерстяные же праздничные наряды не стирали и не гладили вовсе, хранили аккуратно сложенными в специальных больших коробах из липы. Как правило, самую красивую и дорогую одежду готовили а свадьбе. И нередко случалось так, что невесту в свадебном сарафане под руки выводили к гостям и тут же снова уводили и переодевали в менее дорогое платье.
Праздничная одежда изготавливалась долго и трудно, но в то же время по ней можно было судить о вкусе и умению мастерицы. Крестьянка была сама себе и модельером, и моделью, и мастером по индивидуальному пошиву одежды. Даже ткани, из которых шилась традиционная одежда, были в основном домашнее выработки, поэтому крестьянка должна была уметь не только шить, но и прясть, ткать, вязать, вышивать и делать многое другое.
Тема исследовательской работы: Народный праздничный костюм.
Моя исследовательская работа актуальна, так как в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических истоков. На уроках изобразительного искусства и МХК учащиеся знакомятся с особенностями русского костюма.
Я провела анкетирование среди учащихся 5-6-х классов. Результатом опроса стала данная диаграмма. По ней видно, что дети недостаточно знают о народном костюме (Приложение 1).Ребятам были заданы вопросы о составных частях народного костюма (головной убор, обувь, одежда). По данным анкеты видно, что дети хорошо знают орнаменты, использованные в народных костюмах и украшениях, цветовую палитру. Но вызвали затруднения вопросы, связанные с конкретными названиями элементов костюма. Можно предположить, что у ребят мал словарный запас старинных слов.
Мне кажется, что это важно знать каждому культурному человеку. У каждого национального костюма есть свои особенности, своя собственная история. Многих сведений нет в архивах и фондах библиотек, их хранит народная память. Вот об этом мне хотелось написать в своей работе.
Цель: познакомиться с историей костюма, показать историческую значимость народности в современной жизни.
Задачи:
Найти сведения о праздничном русском костюме.
Изучить историю возникновения костюма.
Проанализировать динамику использования народных мотивов в костюме русского человека.
При написании работы мною были использованы материалы научной литературы, воспоминания старожилов села, статьи, материалы этнографического музея.При изучении истории русского костюма использовались разные методы и формы работы: работа с литературой, работа в интернете, социологический опрос, экскурсия в этнографический музей «Русская изба» д.Тагна.
В своей исследовательской работе я попыталась узнать историю русского праздничного костюма. Это было не так просто, как мне казалось в начале работы. Архивы не сохранились. Многое рассказали старожилы села, директор музея Гайдукова Нина Степановна, также помогла дополнительная литература.
На основании этих данных попытаюсь воссоздать образ русского праздничного костюма.
Объект: хроника событий, связанных с историей русского костюма.
Предмет: русский праздничный костюм.
Проблема: Отличительные черты народного праздничного костюма.
Гипотеза: мотивы народного костюма нашли свое отражение в современной моде.
План проведения исследования:
1.Социологический опрос “Русский народный костюм в современном мире”.
2.Этнографическое исследование.
3.Посещение этнографического музея «Русская изба» д.Тагна.
5. Изготовление эскизов праздничных костюмов.

2. Составные части женского и мужского костюмов
Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм - это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества. В старину носили не только домашнюю одежду, но и праздничную.
На протяжении веков большую часть населения России составляли крестьяне, русский народный костюм дошел до нашего времени как костюм крестьянский. Народный костюм создавался с учетом того, что он не должен сковывать движения человека. Конструкция костюма часто не требовала употребления ножниц и большого мастерства от швеи. Основным видом такой одежды была- рубаха (Приложение 3). Ее носили от рождения и до смерти. Женская рубаха отличалась от мужской лишь тем, что ее длина была до пят. Готовя праздничную рубаху, деревенские рукодельницы старались показать все, на что они способны. Рукава, плечи, ворот и подол рубахи украшались вышивкой и мелкой аппликацией в виде геометрического орнамента.
Во время древних языческих игрищ-русалий женщины плясали «спустя рукава». Размахивали рукавами-крыльями. Так танцевала и Царевна-лягушка в русской народной сказке. Длинные рукава в древности символизировали струи воды.
На Руси никогда не ходили без пояса. В народе говорили, что ходить без пояса грех. Пояс весь был украшен символами и являлся оберегом. Известны различные пояса: вязанные, плетеные и тканные, украшенные на концах кистями, бахромой или лентами.
Русский народный женский костюм в разных губерниях иногда сильно различался своим внешним видом (Приложение 3). Связано это было с тем, что женщина редко отлучалась из дома и, как, правило, была мало знакома с чужими обычаями, поэтому именно она являлась хранительницей традиций, в том числе и в области костюма.
Сарафан считается исконно русской одеждой. Сарафаны носили и крестьянки, и купчихи, и придворные дамы, отличались они только кроем и качеством материала. Крестьянский сарафан в разных регионах России в 19 веке мог называться по-разному: глухой косоклинный, косоклинный распашной («ферязь»), прямой сарафан с лямками; кумашник; шторник; пестряк. В южнорусских губерниях сарафан был девичьим, а в Рязанской губернии- старушечьей одеждой. Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их берегли, надевали по самым большим праздникам, передавали по наследству.
По словам старожила нашего села- Яковлевой Дарьи Васильевна, сарафанный комплект обычно включал в себя: рубаху, сарафан, пояс и передник. Передник состоял из двух не сшитых длинных полотнищ ткани, собранных на шнурок, их повязывали выше груди или на талии. Праздничные передники вышивали красной нитью. По узору можно было многое узнать о жизни женщины, ее желаниях, мечтах. Ромбы- символ плодородия, птицы- символ девочек, кони- мальчиков.
Еще один вид женской одежды- шушун. О нем упоминает поэт Сергей Есенин в стихотворении «Письмо к матери»:
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу,
В старомодном ветхом шушуне.
Шушун- это длинный, сравнительно узкий косоклинный сарафан с широкими плечиками и неглубоким вырезом на груди и спине. К нему обычно пришивали длинные откидные рукава, руки в которые никогда не вдевали. Шушуны застегивались сверху донизу на пуговицы.
А еще в холодные времена года женщины надевали душегрею. Это была короткая свободная кофта, собранная в верхней части в мелкие складки. А.С.Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке» пишет: «…на крыльце стоит его старуха в дорогой собольей душегрейке…» Душегрейки шились из самых дорогих и нарядных тканей (парчи, бархата), расшивались цветными нитями. Разновидностью душегреи была епанечка (епаничка)- короткая утепленная кофточка без рукавов и воротника, державшаяся на бретелях.
Древнейшим видом женской крестьянской поясной одежды является- понева. Понева длиной чуть ниже колена и состоит из трех частично сшитых, кусков ткани. Поневы были клетчатыми, в основном темно-синие или черные.
Известна кожаная обувь- чоботы или коты. Закреплялась она шнурами, пропущенными через петли на заднике.
Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам – самой заметной части любого костюма. (Приложение 4). Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда четко делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин. Замужняя женщина по древнему обычаю должна была тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза. Нельзя было с непокрытой головой выходить из дома, заниматься домашними делами. Женщины носили – глухие сороки, кики, повойники, платки. Девушки на Руси до замужества могли ходить с непокрытой головой (одна коса). Конец косы украшали накосником. Повойник, венец, убрус, перевязка, кичка, сорока, кокошник, коруны – вот те немногие названия головных уборов. Самым распространенным головным убором девушки был – платок (И.Билибин, Ф.Малявин, А.Васнецов, А.Архипов и другие художники изображали своих героинь в платках) (Приложение 5).
И конечно, в праздничной одежде было много украшений, особенно в костюме молодой женщины. Это – ушные, шейные и нагрудные украшения. Они были весьма разнообразны по форме, составу и размерам. На их изготовление использовались различные материалы со всевозможными вставками из стекла, камня, бусин, бисера, пуха птиц. Все это носило название «сбруя». Она состояла из цветных бус или украшений из цветной шерсти.
А вот мужской костюм, в отличие от женского, был более простым. Основу мужского костюма составляли рубаха и порты. Порты шились из неотбеленной ткани, из ткани в клетку шили рубаху, из полосатой- штаны. Мужская рубаха шилась из целого полотнища, перегнутого на плечах, с вырезом для шеи и прямым разрезом слева. Под мышками вставляли ромбы- ластовицы и конечно же пояс.
Традиционной верхней одеждой был- кафтан (Приложение 2). Кафтан был приталенным с узкими длинными рукавами и отложным воротником.
Самыми распространенными мужскими головными уборами были войлочные колпаки-мурмолки.
Выходя в холодную погоду из дому, славяне надевали поверх рубах длинные, теплые одеяния из сукна. Назывались они «свитами», от слова «свивать»- «одевать», «кутать». В письменных источниках свиты упоминаются начиная с XI века, а существовали, надо думать, и раньше. Рукава были снабжены обшлагами, а ворот- отложным воротником. И то и другое, конечно, вышивалось. Причем у мужчин вышивка была сдержанной и мене разнообразной. Края одежды нередко обшивали согнутыми вдоль полосками тонкой кожи, чтобы уберечь от преждевременного износа, - такие полоски были найдены при раскопках древнего Пскова в слоях XI века. А вот застегивались свиты, по мнению ученых, с помощью петлиц, а не прорезных петель, как больше принято нынче. Петлицы считаются характерной деталью древнерусской одежды.
Носили и короткие, немного ниже талии, одеяния типа свит. Назывались они «жупанами».На слух это слово кажется нам каким-то чешским или польским, но оно древнерусское.
Помимо сукна, любимым и популярным материалом для изготовления верхней одежды у славян были выделанные меха. Мехов было много: пушной зверь в изобилии водился в русских лесах. Недаром «кожух»- тоже древнейшее, православное слово. Первоначально оно, по всей видимости, обозначало вообще одежду из кож и мехов- не исключено, что кожухами называли также и меховые либо кожаные плащи. Однако чаще всего кожух был все- таки одеждой с рукавами и застежками. Шили их, как правило, мехом вовнутрь. Простые люди носили кожух шитый наружу кожей. Богатые покрывали из сверху нарядной материей, иногда даже византийской парчой- золототканым шелком. Понятно, что такие красивые, дорогие одежды надевали не только ради тепла. Следует помнить, что в языческой древности мех считался магическим символом плодородия и богатства. Так что в каких-то торжественных случаях, требовавших поддержания престижа или привлечения магических сил, славяне и летом могли облачиться в меха.
3.История использования народных мотивов в моде.
Известно, что к народным традициям постоянно обращаются художники-конструкторы, создавая бытовую модную одежду.
Анализируя историю народного костюма и рассматривая современный костюм, можно заключить, что в любом современном костюме должны проявляться черты народного, национального, традиционного, что делает его органичнее, самобытнее, роднее, ближе, дороже. При этом следует принимать во внимание и тот факт, что костюм, мода–явление интернациональное, поэтому было бы не правильным исключать взаимовлияние костюмов, моды всех стран мира.
Я решила проанализировать Журналы мод. Благодаря интернету и сохранившейся периодике в библиотеке выбрала модели с 40-х по 60-е годы. Получились следующие результаты:

Направления использования народных мотивов:
40-е годы- народная вышивка как декор одежды;
50-е годы- каймовые ткани и набивные рисунки;
60-е годы- характерные черты народной одежды (поддевки, тулупы, сарафаны)
Использование народных мотивов в моделировании
Если проследить за использованием народных мотивов в моделировании, то можно увидеть и периоды его равномерного течения, и спады, и вспышки. Например, в 1945- 1949 годах наблюдается регулярное обращение к народному костюму. При этом наибольшее количество моделей одежды, имеющих народный характер, относится к 1947 году (39% от общего числа моделей). ‚ 1949 году наблюдается заметный спад ‚ 1950- 1959 годах творческая переработка народных традиций в моделировании количественно начинает возрастать. С 1967 года народные мотивы прочно вошли в работу модельеров.

4.Роль русского костюма в жизни современного человека
Коллекции русского народного костюма, хранящиеся в фондах музеев открывают перед нами прекрасное народное искусство, являются свидетельством богатейшей фантазии русских людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности и высокого мастерства. В знаменитом музее Эрмитаже, в Санкт-Петербурге, находится большая коллекция русского народного костюма. (Приложение 6).Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия. Многообразие форм и образов, необычность конструктивно-композиционных решений, красочности элементов и всего костюма в целом, изящество и неповторимость декора, особенно вышивки–это большой и увлекательный мир, своеобразная академия знаний и творческих идей для специалистов современного костюма.
Использование народных мотивов в создании образов современной одежды зависит и от её назначения. В отличие от народной одежды, которая в основном разделялась на будничную и праздничную, в современной одежде практическая полезность конкретно проявляется в гораздо большем количестве вариантов.В нашей деревне Тагна есть несколько фольклорных групп разных возрастов. Есть группа «Рябинушка», «Тагнинские девчата» и детская фольклорная группа «Калинка», в которую вхожу я. Все ансамбли выступают в нарядных русских костюмах, стараются подчеркнуть свою индивидуальность. Зрителям очень нравятся наши коллективы.(Приложение 7).
Я пришла к выводу, что народный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Он заражает нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья.
5.Заключение
В своей работе мне хотелось рассказать о народном праздничном костюме, его составных частях и применении народных мотивов в современности.
Люди охотно мне помогали, шли на контакт, с кем-то общалась самостоятельно, где-то требовалась помощь руководителя Татьяны Ивановны. В библиотеке я работала с Гриженаускене Еленой Александровной. Она оказала неоценимую помощь в обеспечении меня литературой. Так что этой работой «загорелись» буквально все: я сама, руководитель, библиотекарь, моя семья, друзья.Свою будущую профессию я хочу связать с рисованием и у меня еще будет время довести свои исследования до конца (Приложение 8).
Без прошлого нет будущего. Изучив множество источников, я пришла к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети знали историю своего народа. Уважение к истокам, бережное отношение традиций- одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и осознавать свою ответственность перед будущим.
Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежу,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли проста и хороша!
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы этой работы могут использоваться в практике для проведения занятий по изобразительному искусству, МХК, а также при подготовке классных часов.
6.Список литературы
1.Андреева Ю.А. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб.: «Паритет», 2006.
2. Ефимова Л. В., Белогорская Р. М. Русская вышивка и кружево.- М., 1985.
3.Хэрольд Р. Костюмы народов мира.- М.: ЭКСМО- Пресс, 2002.
4.Работнова И. П. Русская народная одежда.- М.: Изд-во «Легкая индустрия», 1964.
5. Лебедева А. Русский народный костюм// Юный художник.- 1983.- №10.
6. http://festival.1september.ru/articles/511618/7. Журналы мод.

Приложение 1

Приложение 2
Словарь терминов
Кафтан – это распашная верхняя одежда женщины, ее переняли у мужчин, внеся изменения.
Понева – юбка, запахнутая поверх рубахи, состоящая из прямого полотна, стянутая веревкой.
Запона – накладная, не сшитая по бокам одежда из холста.
Убрус – полотняный белый платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком.
Повойник – головной убор, тип чепца.
Душегрея – это укороченный сарафан.
Летник – это сильно расширенная к низу одежда с очень широкими внизу рукавами –вошвами.
Кокошник – нарядный головной убор с высокой передней частью.
Венец – лента украшенная узором.
Панья – это нижняя юбка на обручах, обшитая плотной тканью, и косточках из китового уса.Тюрнюры – юбки немного другого силуэта, расширение боков заменяется профильной спинкой.Веер – дополнение к костюму, шелковый расписной, костяной или черепаховый, украшенный легкой резьбой.
Редингот – верхнее платье для прогулок (маленький лиф, прямая узкая юбка).
Корсет – деталь нижнего белья, предназначенная для утягивания талии, торса.
Кика – головной убор в виде полумесяца на боку.
Армяк – фартук украшенный узором.

Приложение 3
Рубаха и передник

Женский костюм в разных губерниях России.

Приложение 4
Будкин Филипп Осипович «Девушка перед зеркалом» 1848 г.

Приложение 5
Михаил Шаньков «Девочка в русском костюме» 1998 г.

Русский народный костюм 18-19 -20 вв. из коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

Приложение 6

Праздничный костюм уральской казачки-сарафан,рукава,пояс,косынка-конец 19века-начало 20 века.

Архангельская губерния.Крестьянский костюм городского типа.Сарафан,кофта,кокошник и платок нач.20 в.

Крестьянский костюм Курской губернии-сарафан,передник,рубаха,платок_конец19-начало 20вв.

Крестьянский костюм Смоленской губернии-сарафан,рубаха,пояс-конец 19 века.

Крестьянский костюм Вологодской губернии-сарафан,рубаха,передник и головной убор "сборник" конец!9 в.
Девичий праздничный костюм северного региона-сарафан и рубаха начало 19 века.

Праздничный костюм Тверской губернии-сарафан,телогрея,кокошник и платок "головка"-вторая пол. 19 века.

Женский праздничный костюм Верхнее Поволжье-сарафан,рубаха,кокошник, платок 19 век.

Костюм Архангельской губернии-сарафан,рубаха,пояс,повязка,ожерелье-вторая пол.19 века.

Рязанская губерния-панёва,рубашка,шушпан,передник,цепочка,головной убор "сорока"-вторая пол.19 в.

Крестьянский костюм городского типа Верхнее Поволжье-юбка,лиф начало 20 века.

Праздничный женский костюм Нижегородская губерния 19 век.

Праздничный женский костюм Костромской губернии 19 век

Костюм Воронежской губернии-панёва,рубаха,передник,головной убор "сорока"-конец 19 начало 20 вв.

Костюм горожанки в народном стиле конец 19 века

Девичий костюм-сарафан,рукава,повязка- Верхнее Поволжье середина 18 века

Девичий костюм Тульской губернии конец 19в.нач.20в.

Крестьянская верхняя одежда "шубка" Курская губерния-конец 19 века

Крестьянский костюм Орловской губернии панёва,рубаха,передник,платок-вторая пол.19 века

Тульская губерния начало 20 века

Приложение 7
Фото 1.Использование народных мотивов в современных моделях

Фото 2 . Я и моя фольклорная группа «Калинка» на районном смотре художественной самодеятельности. п.Залари. 2016 г.

Приложение 8
Творчество моё и моих одноклассников

Межова Варвара, 5 класс

Гайдукова Анна, 5 класс

Великий Владимир, 5 класс

У каждого народа есть свои, сложенные веками, традиции, обычаи, история своего развития и, соответственно, свои оригинальные и неповторимые национальные наряды.

Национальные костюмы, традиции

Есть прекрасная традиция: использовать национальный костюм не только на какой-либо народный праздник, но и в периоды досуга, например, среди друзей и родственников. Такой яркий, красочный и позитивный момент жизни можно наблюдать в Швеции, Германии, Америке и других странах, что вызывает уважение.

Это зрелище по-своему привлекательное, завораживающее, доброе и красочное.

Каждый человек обязан знать историю своей нации. Принадлежность к определенным вековым традициям и обычаям даёт ему ощущение значимости в жизни.

На формирование любого народного костюма со своим специфическим орнаментом, кроем и другими особенностями немалое влияние оказывали окружающие факторы: климат, уклад жизни, географическое положение и основные занятия нации.

Национальные костюмы (фото) России

Россию населяют народы различных национальностей: русские, татары, мордва, удмурты, башкиры, чуваши, калмыки и др. Каждая нация ценит и бережно хранит свою индивидуальную и богатую культуру, особенно свои народные костюмы.

На Руси все национальные костюмы с давних времен имели неповторимые особенности в зависимости от региона и нации и, кроме того, у каждого народа подразделялись на повседневные и праздничные.

По одежде можно было судить о человеке, откуда родом, к какой нации и социальному классу он принадлежит. Во всех национальных костюмах, особенно в их отделке издавна заложена символичная, свойственная только определенной нации информация об обычаях, роде, занятиях и разнообразных событиях.

Покрой одежды, их орнамент и детали вобрали в себя индивидуальную особенность всех российских народов — красоту и трудолюбие.

Русская народная одежда: история появления

Основное отличие русского национального костюма - это многослойность, удивительное богатство отделки и довольно простой, почти прямой или слегка расклешенный крой силуэта. Цвета одежды в основном были яркие, веселые.

При всём многообразии народной одежды на Руси основную массу женского костюма представляли сарафанные комплекты северно-русский и южнорусский (он более древний). А рубаха везде и всегда была незаменимой основой женских нарядов. Обычно они шились из льняного полотна или хлопка, ну а более дорогие — из шёлковой ткани.

Практически все русские национальные костюмы дополнялись красивыми украшениями на воротниках и рукавах рубах и платьев: вышивкой, пуговицами, тесьмой, блёстками, узорами и аппликациями. Часто неповторимый орнамент украшал и нагрудную часть рубахи. Причем все эти дополнения в различных губерниях и областях отличались и были индивидуальными, особенными.

В любой стране и у каждого народа важной частью образа нации, государства и культуры является своя традиционная национальная одежда.

Народный костюм — это своего рода один из способов заявления о себе в государственных и даже в мировых масштабах.

Народный костюм Русского Севера

Связь народного костюма с национальным характером , историей , укладом жизни народа , духовными и нравственными ценностями.

Исследовательская работа


ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ:

  • 1. приобщиться к истокам народной культуры и истории Русского Севера
  • 2. изучить многообразие комплексов народной одежды
  • 3. выявить особенности народного северного костюма, отметив при этом своеобразие национального характера северян, их особый уклад жизни
  • ЗАДАЧИ:
  • 1. найти, изучить научную, историческую, художественную литературу по теме исследования
  • 2. отобрать необходимый материал, проанализировать его
  • 3. описать результаты исследования
  • 4. продемонстрировать народный костюм Русского Севера
  • 5. показать элементы народного костюма

Уклад жизни северян

  • «ХОРОМ» , «ХРАМ» =ЖИЛИЩЕ

(древнеславянский язык)

Бани , овины стояли поодаль от дома , ближе к воде (считали , что там обитает нечистая сила)

Будни чередовались с праздниками.

ЗИМА – время прядения , вязания , вышивания.

Прялка – важный предмет домашнего обихода. Прясть девочек учили с 10 лет.

Ткацкий стан стоял в каждом доме , ткани делали в домашних условиях: льняную , конопляную , суконную

  • Ремёсла Русского Севера:
  • Столярно-плотницкое дело (деревянное зодчество)
  • Гончарное ремесло (глиняная игрушка)
  • Иконопись
  • Несколько видов росписи (Мезенская , Оракульская , Пермогорская , Тоемская и др.)
  • Ткачество
  • Плетение из бересты
  • Кружевоплетение
  • Вязание
  • Золотошвейный промысел, и другие

Традиционный женский наряд Русского Севера

  • Традиционный женский наряд Русского Севера часто называют «САРАФАННЫМ КОМПЛЕКСОМ» , так как его основные части – РУБАХА И САРАФАН.

Праздничная женская рубаха нач.19 века Каргополье

Женский костюм 19 век Вологодская губерния Тотемский уезд

Праздничный женский костюм конец 19 века Каргополье

Женский костюм

I половины 19 века Вологодская губерния Великоустюгский уезд

Рукава праздничной женской рубахи 19 век Олонецкая губерния Каргопольский уезд


Способы украшения тканей , бытовавшие на Русском Севере

  • - НАБОЙКА
  • - БРАНОЕ , УЗОРНОЕ ТКАЧЕСТВО
  • - ВЫШИВКА
  • - КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ
  • - ЗОЛОТОШВЕЙНЫЙ
  • ПРОМЫСЕЛ

Кубовая набойка 19 век Вологодская губерния

Фрагмент подола женской рубахи. Вышивка. Каргополье

Плат «золотой» К.19 века.Шитье.Вышивка

Нач.19 века, холст льняные, х/б, шелковые нити. Ажурное ткачество

Конец полотенца. Холст, кумач, льняные и шерстяные нити

Кружевоплетение Вологодская губерния


Головные уборы Русского Севера

  • - ДЕВИЧЬИ:
  • Подчелок
  • Плачея
  • Повязки (перевязки)
  • Обручи
  • Ленты
  • - ЖЕНСКИЕ:
  • Кокошник
  • Платок
  • Сорока
  • Сдериха
  • Коруна
  • Повойник

Перевязка, кокошник, украшенные жемчугом, бисером, перламутром

Головные уборы Каргополья и Мелентьевской волости

Сорока кон.19 века. Каргополье

Девичий головной убор в современном исполнении

Девичий головной убор д.Шенкурская (Няндома)

Плат золотой


Символы в вышивке , ткачестве

ВЫШИВАЛИ ФИГУРЫ ЛЮДЕЙ , ЧУДО-ПТИЦ , СКАЗОЧНЫХ КОНЕЙ , ОЛЕНЕЙ , ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.

Женская фигура олицетворяла Мать-Землю, которая для людей словно живое существо: она пьёт воду, родит урожай, засыпает на зиму, просыпается по весне.

Дивная жар-птица олицетворяет пробуждение природы, таяние снега, зелень листвы, цветение растений. Жар-птица – вешнее солнце, а её перья – лучики, согревающие землю, дарящие тепло.

Изображение сказочных животных (например, львов, барсов) – считается покровительством растениям, семенам, корням, всходам.

Фантастические кони – слуги Солнца и его олицетворение.

КРАСНЫЙ ЦВЕТ ВЫШИВКИ символизирует производительные силы природы , земное плодородие , стихию огня и солнца.


Мужская народная одежда

  • Традиционная мужская одежда состояла из: РУБАХИ , которую ещё называли ИСПОДНЯЯ , ПОРТЫ (ПОДШТАННИКИ) , ПОЯС – ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ КОСТЮМА , САПОГИ , КАТАНКИ (зимой) , ЛАПТИ.
  • БУДНИЧНУЮ РУБАХУ шили из ЛЬНЯНОГО или КОНОПЛЯНОГО ХОЛСТА.
  • На ВОЛОГОДЧИНЕ рубаху называли проходница
  • На КАРГОПОЛЬЕ(Олонецкая губерния) и в уездах Архангельской губернии будничную рубаху (и женскую, и мужскую) называли покосница.
  • Примерно 100 лет назад появились мужские рубахи – косоворотки
  • Зимой мужчины носили шубы , которые были почти в каждой семье, подвязывали их кушаками , тулупы же были редкостью.

заключение

  • СОКРОВИЩА РУССКОГО СЕВЕРА – ЭТО ГЛУБОКАЯ МУДРОСТЬ ТРАДИЦИЙ, ОТРАЖАЮЩИХ ПОЭТИЧЕСКИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ НАРОДА, ЕГО ДУХОВНЫЙ ОПЫТ, ВЫСОКИЙ СМЫСЛ КОТОРОГО НЕ УТРАТИЛ СВОЕГО ЗНАЧЕНИЯ И В НАШЕ ВРЕМЯ.
  • Д.С.Лихачёв писал: « Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик. Ибо каждый человек – носитель прошлого и носитель национального характера. Человек – часть общества и часть его истории. Не сохраняя в себе самом прошлого , он губит часть своей личности. Отрывая себя от национальных , семейных и личных корней , он обрекает себя на преждевременное увядание».

Список литературы

  • 1. «Каргополье. Художественные сокровища.» М. , «Советская Россия» , 1984
  • 2. А.Ю.Андреева «Русский народный костюм. Путешествие с Севера на юг.» , С.-Петб, 2006
  • 3. А.Иванова «Северный русский народный костюм конца 19-начала 20 века» , открытки, 2003
  • 4. Г.А. Григорьева «Головные уборы Русского Севера» , Арх. , 1999
  • 5. Г.А.Григорьева «Русский Север глазами реставратора. Праздничная одежда» , Арх. , 2003
  • 6. Г.А.Григорьева «Ткани и одежда Поморья» , Арх. , 2000
  • 7. Журнал «Культура. Nord » , 2006
  • 8. «Мастера Русского Севера» , энциклопедия, рец. Лихачёв Д.С. , М, «Планета» , 1987
  • 9. «Костюм: история, крой, шитьё , вышивка» , журнал 2Чудесные мгновения» , 2003


Загрузка...
Top