Общая характеристика музыкальной культуры возрождения. Музыкальное искусство эпохи ренессанса Сообщение музыкальные жанры в эпохе возрождения

Эстетика Возрождения связана с тем грандиозным переворотом, который совершается в эту эпоху во всех областях общественной жизни: в экономике, идеологии, культуре, науке и философии. К этому времени относятся расцвет городской культуры, великие географические открытия, безмерно расширившие кругозор человека, переход от ремесла к мануфактуре.

Революционное развитие производительных сил, разложение феодальных сословных и цеховых отношений, которые сковывали производство, приводят к освобождению личности, создают условия ее свободного и универсального развития. Несомненно, что все это не могло не отразиться на характере мировоззрения. В эпоху Возрождения происходит процесс коренной ломки средневековой системы взглядов на мир и формирование новой, гуманистической, идеологии. Этот процесс получает отражение и в музыкальной эстетике. Уже XIV век таил в себе симптомы пробуждения нового эстетического мировоззрения. Искусство и эстетика Ars nova, трактаты Иоанна де Грохео и Маркетто Падуанского постепенно расшатали традиционную систему средневековой музыкальной теории. Здесь был подорван теологический взгляд на музыку, основанный на признании некоей невоспринимаемой чувством небесной музыки. Однако многовековая традиция средневековой музыкальной теории не была окончательно разрушена. Потребовалось еще одно столетие, чтобы музыкальная эстетика наконец-то вырвалась из рамок сковывающих ее традиционных схем.

Музыкальная эстетика эпохи Возрождения в трактовке вопроса о назначении музыки опирается на реальную практику, характеризующуюся необычайным развитием музыки в общественной жизни. В это время в городах Италии, Франции, Германии образуются сотни музыкальных кружков, в которых с увлечением занимаются композицией или игрой на различных музыкальных инструментах. Владение музыкой и знание ее становятся необходимыми элементами светской культуры и светской образованности. Известный итальянский писатель Бальдасаре Кастильоне в своем трактате "О придворном" (1518) пишет, что человек не может быть придворным, "если он не музыкант, не умеет читать музыку с листа и ничего не знает о разных инструментах". О необычайной распространенности музыки в гражданской жизни XVI века свидетельствует живопись этого времени. В многочисленных картинах, изображающих частную жизнь дворянства, мы постоянно встречаем сотни людей, занятых музыкой: поющих, играющих, танцующих, импровизирующих и т. д.

Раньше всего культура Возрождения возникла и развилась в Италии. Века Ренессанса здесь отмечены мощным развитием народной поэзии и музыки, причём главную роль занимают богатейшие традиции песнетворчества в таких его жанрах как лауда, фроттола, виланелла. Не менее популярным жанром в бытовом городском музицировании стала каччия, обычно отображавшая сочную жанровую сценку с использованием в тексте и музыке бытующих интонаций – вплоть до выкриков разносчиков и продавцов. Каччия часто сопровождалась круговой хороводной пляской. Итальянская баллада – также распространенный жанр песенно-танцевальной лирики, связанный с сольно-хоровым исполнением (во Франции того времени аналогичные черты имел жанр виреле). Народно-песенные интонации, определенный вес мелодического начала, изобретательность фактуры – эти качества светской бытовой музыки проникают также и в духовную музыку, вплоть до полифонических месс.


Напевно-мелодический характер музыки был связан с тем, что в Италии достаточно быстро развились традиции сольного и ансамблевого музицирования на струнных смычковых инструментах. И вообще, большое распространение инструментальной музыки способствовало формированию гомофонного склада и функциональной гармонии.

Прежде чем в музыкальных кругах Италии появилась скрипка (в последней четверти XVI века) и начало развиваться производство скрипок кремонскими мастерами Амати, Страдивари, Гварнери и др., особой популярностью пользовались лютня (самый известный композитор-лютнист – Франческо Милано), виола, испанская гитара, теорба (басовая лютня больших размеров).

Скрипичное мастерство ранее всего формируется в произведениях Б.Донати, Л.Виадана, Дж.Джиакомелли (он славился мастерством длительного ведения смычка и техникой легато). Новый шаг в развитии скрипичного исполнительства связан с творчеством К.Монтеверди, который развивает пассажную технику, применяет тремоло, пиццикато, обогащает динамику полярными контрастами pp и ff.

Большое оживление наблюдалось в области органного и клавесинного исполнительства. С 40-х г.г. XVI века резко возрастает число органных сборников, появляется целая плеяда выдающихся органистов – Виллаэрт, Андреа и Джованни Габриэли, Клаудио Меруло, Каваццони. Эти мастера закладывают основы итальянского органного искусства и создают жанры инструментальной музыки – ричеркар, канцона, токката.

Клавесинное исполнительство широко использует бытовые танцы, обработки популярных светских песен. Выдающимся композитором-импровизатором на органе и клавире был Джироламо Фрескобальди, в творчестве которого появились целые сборники клавесинной музыки – танцевальные циклы.

Композиторская школа Италии также представлена деятельностью профессиональных композиторов-полифонистов – Адриана Виллаэрта и его учеников Чиприана де Роре, Андреа и Джованни Габриэли, Джованни Пьерлуиджи да Палестрины. Их творческое наследие многообразно и, в основном, состоит из вокальных полифонических произведений – многих десятков месс, духовных и светских мадригалов, мотетов, которые исполнялись преимущественно хором a capella.

Мощное развитие полифонии в Нидерландах объясняется богатством народного многоголосия и наличием специальных школ-общежитий певчих (метриз) при кафедральных соборах богатых нидерландских городов.

К нидерландской полифонической школе принадлежало несколько поколений композиторов. Их деятельность протекала не только в Нидерландах, охватывавших в то время территории современной Бельгии, Люксембурга, юго-запада Голландии и севера Франции (отсюда – иное наименование школы – франко-фламандская). Крупные представители нидерландской школы плодотворно работали в Риме (Дюфаи, Обрехт, Жоскин) и других городах (Виллаэрт, Роре – в Венеции, Изаак – в Австрии и Германии, Беншуа – в Дижоне при Бургундском дворе).

Нидерландская школа обобщила многовековое развитие полифонии во всех странах Европы. Хотя в творчестве этих мастеров церковная музыка занимала, безусловно, ведущее место, тем не

менее, наряду с духовными произведениями, композиторы писали много светских многоголосных песен, в которых нашел отражение богатый мир идей и чувств, характерный для эпохи Возрождения.

Наиболее монументальным жанром творчества нидерландских полифонистов стала месса, в которой произошла квинтэссенция принципов полифонии строгого стиля. Однако деятельность каждого мастера обнаруживает новаторские черты, связанные с поисками выхода за пределы установленных выразительных канонов. Опора на бытующий песенный и танцевальный материал, взаимовлияние духовных и светских жанров приводит к постепенному выделению в полифонии мелодического голоса, к образованию аккордовой вертикали и функционального мышления.

Венцом нидерландской полифонии XVI века стало творчество Орландо Лассо. Именно в его творчестве сконцентрировались самые широкие жанровые интересы Ренессанса: он отдал дань практически всем вокальным формам своего времени – мадригалу, мессе, мотету, французской шансон и даже немецкой многоголосной песне. Произведения композитора насыщены жизненно-правдивыми образами, обладают яркой мелодикой, рельефным разнообразным ритмом, последовательно разработанным гармоническим планом, что обеспечило их необыкновенную популярность (они были многократно использованы другими композиторами для лютневых и органных обработок).

Развитие ренессансных тенденций и формирование французской национальной культуры наметились уже в XIV столетии. Выдающимися представителями искусства раннего Возрождения во французской музыке были Филипп де Витри и Гильом де Машо, оставившие большое наследие в жанрах виреле, ле, рондо баллады.

Глубоко жизненным и реалистичным был наиболее характерный для французского музыкального искусства жанр шансон, который представляет собой многоголосную песенную форму со светским текстом и обычно народно-бытовой мелодикой. Именно в этом жанре ярче всего проявились новые ренессансные черты в содержании, сюжетике, особенностях выразительных средств.

Французская шансон XV-XVI веков – это своего рода «энциклопедия» французского быта того времени. Ее содержание разнообразно и может быть повествовательным, лиричным, интимным, печальным, шуточным, описательным, галантным. Характерно и многообразие их масштабов – от нескольких тактов до 42 страниц.

Простота и непосредственность выразительных средств, периодическое строение с определенными концовками на D и T, приём запева, который затем подхватывается всем ансамблем – типичные черты жанра, музыка которого иногда напоминает народный танец, лирико-эпический напев или задорную уличную городскую песенку – прообраз будущего водевиля. Для музыки шансон характерна подчеркнутость ритмической основы, иногда ей свойственен куплетный склад или круговая рондообразность, для сопровождения могут использоваться народные инструменты.

Наиболее выдающимся композитором французского Возрождения был Клеман Жанекен, в творчестве которого нашли отражение и тонкая любовная лирика (в песнях на тексты поэта Ронсара), и выражение настроений грусти и скорби, и полные жизни и движения сцены народного веселья. В его наследии привлекают особое внимание большие хоровые песни-фантазии программного характера, полные изобретательности и остроумных находок в области хорового письма. В них Жанекен красочно отобразил жизнь и быт своего времени. Наиболее известны «Битва», «Охота», «Пение птиц», «Уличные выкрики Парижа».

Помимо более 200 песен, Жанекен писал и мотеты, и мессы. Но и в области музыки для католического культа он смело использует народные мелодии, интонирует духовные тексты на фанфарные обороты военной музыки, вводит танцевальные ритмы.

В большой степени такое обращение с народно-песенным и танцевальным материалом было свойственно многим композиторам Возрождения, объединявшим в своём творчестве интерес к духовным и светским жанрам, что и привело к окончательному выделению светской музыки в область художественной самостоятельности и профессионализма.

Музыка эпохи Возрождения, подобно изобразительному искусству и литературе, возвратилась к ценностям античной культуры. Она не только услаждала слух, но и оказывала на слушателей духовное и эмоциональное воздействие.

Возрождение искусства и науки в XIV-XVI вв. было эпохой великих перемен, ознаменовавших переход от средневекового образа жизни к современности. Сочинение и исполнение музыки в этот период приобрели особое значение. Гуманисты, изучавшие древние культуры Греции и Рима, объявили написание музыки полезным и благородным занятием. Считалось, что каждый ребенок должен научиться петь и овладеть игрой на музыкальных инструментах. Ради этого именитые семьи принимали в свои дома музыкантов, чтобы те давали уроки их чадам и развлекали гостей.

Популярные инструменты. В XVI в. появились новые музыкальные инструменты. Наибольшую популярность приобрели те из них, игра на которых давалась любителям музыки легко и просто, не требуя особых навыков. Самыми распространенными стали виолы и родственные им щипковые. Виола стала предшественницей скрипки, а играть на ней было несложно благодаря ладам (деревянным полосам поперек грифа), помогавшим брать нужные ноты. Звук виолы был тихим, но хорошо звучал в небольших залах. Под аккомпанемент еще одного ладового щипкового инструмента - лютни - пели, как сейчас под гитару.

В то время многие любили играть на блок-флейте, флейтах и рожках. Самая сложная музыка писалась для только что созданных - клавесина, верджинела (английский клавесин, отличающийся небольшими размерами) и органа. При этом музыканты не забывали слагать и музыку попроще, не требовавшую высоких исполнительских навыков. На это же время пришлись перемены в нотном письме: на смену тяжелым деревянным печатным блокам пришли изобретенные итальянцем Оттавиано Петруччи передвижные металлические литеры. Опубликованные музыкальные произведения быстро раскупались, все больше людей стали приобщаться к музыке.

Музыкальные направления.

Новые инструменты, печатание нот и широкая популярность музыки способствовали развитию камерной музыки. Как явствует из ее названия, она предназначалась для звучания в небольших залах перед немногочисленной аудиторией. Исполнителей было несколько, преобладали вокальные выступления, так как искусство пения в ту пору было развито куда больше, чем музицирование. Кроме того, гуманисты утверждали, что на слушателя сильнее всего воздействует «чудесный сплав» двух искусств - музыки и поэзии. Так, во Франции как жанр выделился шансон (многоголосая песня), а в Италии - мадригал.

Шансоны и мадригалы.

Шансоны тех лет исполнялись в несколько голосов на трогательные стихи с широким тематическим диапазоном - от возвышенной темы любви до повседневной сельской жизни. Композиторы сочиняли к стихам очень простые мелодии. Впоследствии из этой традиции родился мадригал - произведение для 4 или 5 голосов на вольную поэтическую тематику.



Позднее, уже в XVI в., композиторы пришли к выводу, что мадригалу недостает глубины и силы звучания, к которым всегда стремились в Древней Греции и Риме, и начали возрождать античные музыкальные размеры. При этом резкая смена быстрого и плавного темпов отражала перемены настроения и эмоционального состояния.

Таким образом, музыка стала «живописать слова» и отражать чувства. К примеру, восходящий тон мог означать вершину (душевный подъем), нисходящий - долину (юдоль печали), медленный темп - грусть, ускорение темпа и приятные на слух гармоничные мелодии - счастье, а намеренно длинный и резкий диссонанс обозначал горе и страдание. В более ранней музыке преобладали стройность и слаженность. Теперь же в ее основе лежали многозвучие и контраст, отражавшие богатый внутренний мир человека. Музыка стала глубже, она приобрела личностный характер.

Музыкальное сопровождение.

Торжества и празднества были отличительной чертой Возрождения. Люди той эпохи отмечали все - от дней святых до прихода летней поры. Во время уличных шествий музыканты и певцы с богато украшенных подмостков на колесах читали баллады, исполняли сложнейшие мадригалы, разыгрывали драматические представления. Публика с особым нетерпением ждала «живых картин» с музыкальным сопровождением и декорациями в виде механического облака, из которого спускалось предусмотренное сценарием божество.

Вместе с тем, самая величественная музыка сочинялась для церкви. По нынешним меркам хоры были не так уж и велики - от 20 до 30 человек, но их голоса усиливались звучанием вводимых в состав оркестров тромбонов и труб-корнетов, а на большие праздники (например, Рождество) певцов собирали со всей округи в один громадный хор. Лишь католическая церковь считала, что музыка должна быть простой и понятной, и потому ставила в пример сакральную музыку Джованни Палестрины, писавшего короткие произведения на духовные тексты. Следует отметить, что позже сам маэстро попал под влияние выразительной и могучей «новой» музыки и стал писать монументальные и красочные произведения, требовавшие немалых навыков хорового пения.

В эпоху Возрождения широкое развитие получает инструментальная музыка. В числе основных музыкальных инструментов называют лютню, арфу, флейту, гобой, трубу, органы различного типа (позитивы, портативы), разновидности клавесина; скрипка была народным инструментом, но с разработкой новых струнных смычковых инструментов типа виолы именно скрипка становится одним из ведущих музыкальных инструментов.

Если умонастроение новой эпохи впервые пробуждается в поэзии, получает блистательное развитие в архитектуре и живописи, то музыка, начиная с народной песни, пронизывает все сферы жизни. Даже церковная музыка теперь воспринимается в большей мере, как и картины художников на библейские темы, не как нечто сакральное, а то, что доставляет радость и удовольствие, о чем заботились и сами композиторы, музыканты и хоры.

Словом, как в поэзии, в живописи, в архитектуре, произошел перелом и в развитии музыки, с разработкой музыкальной эстетики и теории, с созданием новых жанров, в особенности синтетических видов искусства, как опера и балет, каковые и следует воспринимать как ренессансные, переданные векам.

Музыка Нидерландов XV - XVI веков богата именами великих композиторов, среди них Жоскин Депре (1440 - 1524), о котором писал Царлино и который служил при французском дворе, где сложилась франко-фламандская школа. Считают, высшим достижением нидерландских музыкантов стала хоровая месса a capella, соответствующая устремленности ввысь готических соборов.

В Германии получает развитие органное искусство. Во Франции при дворе создавали капеллы, устраивались музыкальные празднества. В 1581 году Генрих III утвердил должность «главного интенданта музыки» при дворе. Первым «главным интедантом музыки» был итальянский скрипач Бальтазарини де Бельджозо, который поставил «комедийный балет королевы», спектакль, в котором впервые музыка и танец даны как сценическое действие. Так возник придворный балет.

Клеман Жанекен (около 1475 - около 1560), выдающийся композитор французского Возрождения, является одним из создателей жанра многоголосной песни. Это 4-5-голосные произведения, как бы песни-фантазии. Светская многоголосная песня - шансон - получила распространение и за пределами Франции.

В 16 веке впервые распространилось нотопечатанье. В 1516 году Андреа Антико - римско-венецианский печатник опубликовал сборник фроттол для клавишных инструментов. Италия становится центром создания клавесинов и скрипок. Открывается множество мастерских по созданию скрипок. Одним из первых мастеров был знаменитый Андреа Амати из Кремоны, положивший начало династии скрипичных мастеров. Он внес существенные изменения в конструкцию существовавших скрипок, что улучшило звучание, и приблизил её к современному виду.

Франческо Канова да Милано (1497 - 1543) - выдающийся итальянский лютнист и композитор эпохи Ренессанса, создал репутацию Италии как страны виртуозных музыкантов. Он до сих пор считается лучшим лютнистом всех времён. После упадка конца средневековья музыка стала важным элементом культуры.

В 1537 году в Неаполе испанским священником Джованни Тапия была построена первая музыкальная консерватория «Санта Мария ди Лорето», послужившая образцом для последующих.

Адриан Вилларт (ок.1490-1562) - нидерландский композитор и педагог, работал в Италии, представитель франко-фламандской (нидерландской) полифонической школы, основоположник венецианской школы. Вилларт развивал музыку для двойного хора, эта традиция многохоровой музыки достигнет своей вершины в начале эпохи Барокко в творчестве Джованни Габриэли.

В эпоху Возрождения мадригал достиг вершины своего развития и стал самым популярным музыкальным жанром эпохи. В отличие от более ранних и простых мадригалов времени Треченто, мадригалы Ренессанса были написаны для нескольких (4-6) голосов, зачастую их создателями были иностранцы, служившие при дворах влиятельных северных семейств. Мадригалисты стремились создавать высокое искусство, часто используя переработанную поэзию великих итальянских поэтов позднего средневековья: Франческо Петрарки, Джованни Боккаччо и других. Характернейшей чертой мадригала стало отсутствие строгих структурных канонов, основным принципом было свободное выражение мыслей и чувств.

Такие композиторы, как представитель венецианской школы Киприано де Роре и представитель франко-фламандской школы Ролан де Лассю (Орландо ди Лассо в период своей итальянской творческой жизни), экспериментировали с увеличивающимся хроматизмом, гармонией, ритмом, фактурой и другими средствами музыкальной выразительности. Их опыт продолжит и доведёт до кульминации во времена маньеризма Карло Джезуальдо.

Еще одной важной многоголосой песенной формой была вилланелла. Зародившись на основе популярных песен в Неаполе, она очень быстро распространилась по всей Италии и в дальнейшем ушла во Францию, Англию, Германию. Итальянская вилланелла XVI века дала сильнейший толчок развитию аккордов-ступеней и, как следствие, гармонической тональности.

Рождение оперы (флорентийская камерата).

Конец эпохи Возрождения ознаменовался важнейшим событием в музыкальной истории - рождением оперы.

Во Флоренции собралась группа гуманистов, музыкантов, поэтов под покровительством своего лидера графа Джовани Де Барди (1534 - 1612). Группа называлась «камерата», её основными членами были Джулио Каччини, Пьетро Строцци, Винченцо Галилей (отец астронома Галилео Галилея), Джилорамо Мей, Эмилио де Кавальери и Оттавио Ринуччини в молодые годы.

Первое задокументированное собрание группы состоялось в 1573 году, а самыми активными годами работы «Флорентийской камераты» были 1577 - 1582 гг.

Они верили, что музыка «испортилась», и стремились вернуться к форме и стилю античной Греции, считая, что музыкальное искусство может быть улучшено и соответственно общество также улучшится. Камерата критиковала существующую музыку за чрезмерное использование полифонии в ущерб разборчивости текста и потерю поэтической составляющей произведения и предложила создать новый музыкальный стиль, в котором текст в монодическом стиле сопровождался инструментальной музыкой. Их эксперименты привели к созданию новой вокально-музыкальной формы - речитатива, впервые использованного Эмилио де Кавальери, впоследствии напрямую связанным с развитием оперы.

Первой официально признанной оперой, соответствующей современным стандартам, стала опера «Дафна» (Daphne), впервые представленная в 1598 г. Авторами «Дафны» были Якопо Пери и Якопо Корси, либретто Оттавио Ринуччини. Эта опера не сохранилась. Первой сохранившейся оперой является «Эвридика» (1600 г.) этих же авторов - Якопо Пери и Оттавио Ринуччини. Этот творческий союз ещё создал немало произведений, большинство из которых утеряны.

Северное возрождение .

Интересна и музыка времен Северного Возрождения. К XVI в. существовал богатый фольклор, в первую очередь вокальный. Музыка звучала в Германии повсеместно: на гуляниях, в церкви, на светских мероприятиях и в военном лагере. Крестьянская война и Реформация вызвали новый подъем песенного народного творчества. Есть немало выразительных лютеранских гимнов, авторство которых неизвестно. Хоровое пение стало неотъемлемой формой лютеранского богослужения. Протестантский хорал оказал влияние на позднейшее развитие всей европейской музыки.

Многообразие музыкальных форм в Германии XVI в. поражает: на масленицу ставились балеты, оперы. Нельзя не назвать таких имен, как К. Пауман, П. Хофхаймер. Это композиторы, сочинявшие светскую и церковную музыку, в первую очередь для органа. К ним примыкает выдающийся франко-фламандский композитор, представитель нидерландской школы О. Лассо. Он работал во многих европейских странах. Обобщил и новаторски развил достижения различных европейских музыкальных школ эпохи Возрождения. Мастер культовой и светской хоровой музыки (свыше 2000 сочинений.).

Но настоящую революцию в немецкой музыке свершает Генрих Шютц (1585-1672), композитор, капельмейстер, органист, педагог. Основоположник национальной композиторской школы, крупнейший из предшественников И.С. Баха. Шютцем написана первая немецкая опера «Дафна» (1627), опера-балет «Орфей и Эвридика» (1638); мадригалы, духовные кантатно-ораториальные сочинения («страсти», концерты, мотеты, псалмы и др).

XV столетие оказалось решающим для развития музыки как в художественном смысле, так и в эволюции техники исполнения. Возникший культурный конфликт между христианской церковью и светским миром предопределил последующее бурное развитие музыкальных направлений, не связанных с церковными обрядами и службами.
Общество того времени несколько «устало» от однотипных, пусть и математически правильных средневековых канонов и нуждалось в создании более легкой, мирской музыки. Творческий поиск нескольких поколений музыкантов и композиторов привел к развитию множества новых музыкальных жанров, танца и театра.
Первые идеи реформации полифонии возникли в начале XV века и принадлежали бургундской, английской, фландрийской, а также итальянской музыкальным школам. Джон Данстейбл, представитель английской школы, изложил основы техники «фобурдон» (дословно, фальшивый бас). В многоголосных произведениях нотировался лишь средний голос, а верхние и нижние голоса добавлялись в процессе исполнения.
Дальнейшее развитие этой техники нашло отражение в трудах Гийома Дюфаи (1400-1474), который не только систематизировал циклические мессы, но и добавил в них элементы светской музыки. За ним последовали Джоан Оккегем и Якоб Обрехт, а самым известным музыкантом того времени стал Жоскен Депре (1440-1521).
Мастера итальянской школы, среди которых Джованни Палестрина (1525-1594), Томазо де Викториа (1548-1611), также немало потрудились над приданием полифонии более легкого и высокого стиля, а появившиеся новые тексты стремились уравнять в итальянском музыкальном искусстве музыку и слово.

Эпоха Возрождения. Мадригал

Одним из самых распространенных жанров светской музыки эпохи Возрождения был мадригал, дословно обозначающий песню на родном (материнском) языке. Основой нового музыкального жанра стали итальянские пастушеские песни.
Первоначально, в XIV веке, мадригалы сочинялись для двух-трех голосов под аккомпанемент музыкального инструмента, повторявшего мелодию верхнего голоса. Мадригалы часто звучали на светских праздниках, свадьбах. К середине XVI мадригалы исполняют уже на пять голосов, усиливаются взаимосвязи между партиями, музыка жанра становится более экспрессивной.
Наряду со «светскостью», весельем, мадригал впитал в себя и многовековые традиции христианской музыки. Именно такое сочетание использовали видные мадригалисты того времени Сиприано де Роре и Джузеппе Палестрина. В конце XVI столетия мадригал все больше подвергается влиянию affetti: любовное удовольствие, нотки меланхолии и покорности судьбе.
Крупнейшими мастерами жанра стали Лука Маренцио (1553-1599), Джезуальдо да Веноза (1561-1613) и . Созданные ними многочисленные сборники мадригалов, удивительный мелодизм, разнообразие ритмических форм и многочисленные новаторские музыкальные решения сыграли важнейшую роль в развитии музыки эпохи Возрождения.

Интермедия. Рождение оперы

Дальнейшее развитие музыкального искусства предопределило возникновение интермедии. Расцвет этого жанра пришелся на первую половину XVI века, когда несколько интермедий Бартоломео Тромбончино прозвучали на свадьбе Альфонсо д’Эсте и Лукреции Борджиа, представительницы великого итальянского клана.
Впоследствии интермедии начали звучать при крупнейших аристократических европейских дворах. Музыка интермедий практически не сохранилась, но собранные свидетельства говорят нам о необычайном размахе при постановках предшественницы оперы: некоторые оркестры, выступавшие на свадьбах крупных вельмож, насчитывали более двадцати струнных, духовых и ударных музыкальных инструментов. Слух современников интермедии радовали виолы да гамба, лютни, флейты пикколо, свирели, лиры, гобой и контрабас.
Новаторские идеи композиторов эпохи Возрождения, а также появление новых музыкальных инструментов обусловили коренное изменение музыкального искусства – появление оперы. Первые шаги в этом направлении осуществили философы, музыканты и поэты, объединенные в своеобразной культурной академии – Флорентийской Камерате.
Активнейшее участие в создании нового жанра музыкального искусства приняли граф Джованни дель Вернио (1534-1612), автор нескольких трактатов об истории и теории музыки, композиторы Джакопо Пери (1561-1633), Винченцо Галилеи (1520-1591), отец знаменитого астронома, а также Джулио Каччини, Лука Маренцио и Клаудио Монтеверди.
Первыми произведениями, созданными на основе музыкальных концепций Флорентийской Камераты, стали поставленные в 1597-1600 годах оперы «Дафна» и «Эвридика» композиторов Пери и Каччини, а наиболее ярко принципы Камераты воплотились в операх Клаудио Монтеверди «Орфей», «Возвращение Улисса» и «Коронация Поппеи».

Эпоха Возрождения. Клавирная музыка

Изобретение во второй половине XV века системы специальных знаков для клавишных инструментов и лютни (табулатуры), появление сборников для органа и лютни послужило фундаментом развития инструментальной музыки эпохи Возрождения.
Старейший фрагмент сочинения для органа, найденный историками, датируется 1425 годом (неизвестного автора из Силезского монастыря Саган). В 1448 году появились первые сочинения для органа, в которых использовалась педаль (пять прелюдий-преамбул Адама Илеборга). Наиболее известным исполнителем органной музыки XV века считается немецкий музыкант Конрад Пауман (1410-1473). Его перу принадлежит сборник «Buxheimer Orgelbuch», который насчитывает 250 произведений для органа собственного сочинения и других музыкальных переложений.
Испанские музыканты и композиторы также составили значительную часть музыкального наследия эпохи Возрождения. Опубликованный в 1557 году Луисом Энестросом «Новый музыкальный размер для клавишных, виолы и арфы», включил множество песен, фантазий, танцев и гимнов известных испанских композиторов. Ярко выделяется и творчество Антонио де Кабесона, одного из самых знаменитых музыкантов Европы. Его произведения, собранные в «Сочинениях для клавишных, виолы и арфы» (1578), стали известны далеко за пределами Испании.

Эпоха Возрождения. Музыка для лютни и виолы

Музыкальное искусство XVI века характеризуется широким распространением в европейской музыке новых музыкальных инструментов – лютни и виолы. Эти инструменты были идеальны как для аккомпанемента, так и для солирования в определенных моментах музыкальных произведений. Первым сборником, содержащим не только полифонические произведения, но и ранние образцы лютневой музыки, стал труд итальянского издателя Оттавиано Петруччи «Intabulatura de lauto», датированный 1507 годом.
Лютня располагала несколькими системами настройки и табулатуры. Многие композиторы и музыкальные теоретики, среди которых Ханс Гёрле, Хуан Бермудо, Винченцо Галилей, расходились во мнениях касательно оптимального количества ладов. Но, несмотря на разногласия, все специалисты сходились в главном: лютня, как и клавишные, давала возможность исполнять многоголосные произведения без использования других инструментов.
Наибольшее распространение лютня получила в Италии, Франции, Германии, а впоследствии в Англии. Среди знаменитых композиторов, сочинявших лютневую музыку, нельзя не отметить Виченсо Капирола, Петруччи, Маттхойса Вайселля, Матиаса Реймана, Джона Доуленда и Томаса Морлея.
Среди испанских музыкантов лютня не получила большой популярности. Исполнители предпочитали виолу, которая была похожа на лютню, но имела своеобразный, похожий на современную гитару, корпус. Известны два вида виолы да гамба: «ручная виола» и «ножная виола». Наиболее известными мастерами, сочинявшими для «ручной виолы», стали Луис де Милан, Алонсо Мударра, Энрикес де Вальдеррабано, также были широко известны произведения Луиса де Энестросы и Томаса де Санта Мария.

Эпоха Возрождения. Революция музыкальной печати

Изобретение Иоанном Гутенбергом новой техники печати, состоявшееся в XV веке, отразилось во всех сферах культурной жизни Европы. Не осталось в стороне и музыкальное искусство. Уже во второй половине XV столетия в Голландии и Германии появляются первые типографии, специализирующиеся на музыкальных изданиях. Процесс создания книг, посвященных музыке, был достаточно трудоемким. Каждая страница печаталась трижды: первая печать – для нотного стана, вторая печать – , а третья – для текста и номеров страниц.
Первыми печатными сборниками музыки считаются «Collectorium super Magnificat», созданный Герсоном из Эсслингена в 1473 году, а также «Missale Romanum», напечатанный в 1476 году в Римской мастерской Ульриха Хана.
Первоначально центрами музыкальных изданий стали культурно развитые итальянские города Венеция, Милан, Флоренция и Неаполь, где местные богатые аристократы всячески поддерживали издательства. Самыми известными итальянскими печатниками были Оттавиано Петруччи, Андреа Антико, а впоследствии Антонио Гардано.
Наиболее известный парижский печатник эпохи Возрождения – Пьер Аттэнгнат (1494-1551), музыкант, посвятивший жизнь изданию песен, церковных месс и песнопений. Самое популярное издание Аттэнгната – сборник «Chansons nouvelles», изданный в 1527 году. Бурное развитие печати музыкальных изданий стало возможным благодаря деятельности и других великих печатников: Жака Можерне (Лион), Тильмана Сусато (Амберес), Томаса Таллиса и Вильяма Берда (Лондон).

Итальянское слово Ренессанс в оригинале звучит как «ринашита» (rinascita), оно придумано Джорджо Вазари. Впервые термин был использован им в труде «Жизнеописания» в значении «расцвет искусств», чтобы указать на период, когда художники в своём творчестве освободились от греко-византийских и римско-латинских канонических форм.

Для определения культурного движения в Европе с 14-го по 17-ое столетия термин «возрождение» или «ренессанс» (от итальянского глагола «rinascere» «возродиться») использовал в 19-ом веке в работе «История Франции» французский историк Жюль Мишле.

Немного об эпохе Возрождения в целом

Эпоха Возрождения характеризуется рекультивацией классической (имеется в виду греко-римский классицизм) культуры. Многие исследователи считают, что ренессансные идеи имеют свое начало в конце 13-го века во Флоренции в литературе и изобразительном искусстве, и связаны, в частности, с произведениями Данте Алигьери, Франческо Петрарки и фресками Джотто ди Бондоне.

Притом, что поэты, художники, философы эпохи Возрождения были и не менее религиозны, чем их предшественники

Они стремились примирить теологическую практику с новым духом – научными исследованиями (философия, названная гуманизмом, пронизывает всю эпоху). Это был время активизации учений, научных достижений, великих географических открытий. В музыке, которая станет неотъемлемой частью религиозной, гражданской и придворной жизни, кардинальные изменения обозначились, начиная с 15-го века.

Периодизация и эволюция музыки Возрождения

Большинство музыкальных историков полагает, что эволюция ренессансной музыки охватывает период в 200-ти лет. Традиционно её разделяют на:

  • музыку раннего периода Ренессанса, с 1400-го по 1467-ой годы;
  • музыку среднего периода Ренессанса, с 1467-го по 1534-ый годы;
  • музыку Позднего (или Высокого) Ренессанса, с 1534-го по 1600-ый годы.

Такая периодизация в свою очередь связана с расцветом и доминированием разных композиторских школ в Западной Европе. Стилистические характеристики, определяющие музыку Ренессанса, – полифоническая текстура, подчиняющаяся законам контрапункта и регулируемая унаследованной от средневековья модальной системой григорианского хорала.

Музыкальная культура Возрождения иногда позиционируется как «золотой век хоровой музыки». На самом же деле, горизонты музыки были значительно расширены.

Если в период средневековья композиторы и музыканты работали преимущественно на церковь, то вследствие религиозного и светского раскола, произошедшего в Западной Европе в эпоху Возрождения, музыка обрела нескольких покровителей: католическую и протестантскую церкви, королевские дворы, богатых аристократов, новый буржуазный класс. Все они стали источниками доходов для композиторов, включая, конечно, и мелотипию: музыкальная культура Возрождения тесно связана с новыми технологиями (изобретением книгопечатания подвижными литерами Иоганном Гуттенбергом).

Эстетические особенности музыки Возрождения

Как и другие виды искусства, музыка в значительной степени находилась под влиянием событий, определяющих эпоху Возрождения в целом: рост гуманистической мысли, восстановление греко-римского классического наследия, инновационные открытия. Древние тексты были пересмотрены, вновь выступая объектом для изучения, а ещё они были отредактированы, но только в соответствие с развивающимися науками.

В то время как все искусства и науки считались взаимосвязанными в древнегреческой культуре, гуманисты эпохи Возрождения их разделяли, выделяя и изучая их индивидуальные качества. Музыка, в частности, рассматривалась как экспрессивное искусство, способное повлиять на эмоции и чувства, то, что было неслыханным для средневекового времени.

Усилия по организации знаний в музыке включали упорядочение звукоряда так, что можно было бы установить взаимосвязи между нотами и человеческими эмоциями.

Важно и то, что музыкальная культура Возрождения характеризуется концепцией гуманизма. Благодаря нему произошло смещение интеллектуальных акцентов – с повсеместного доминирования религиозной мысли к возможностям и достижениям светского человека. Индивидуальный творческий гений человека находился в гораздо более высоком положении. Это означало и то, что многие композиторы были признаны.

Впрочем, в большей степени ренессансная музыка все-таки являлась духовной, как и в средневековое время, но «гуманистические» изменения повлияли на поиски более яркой выразительности в ней – для достижения совершенства.

Основная музыка периода раннего возрождения, написанная для важных церквей и королевских часовен, – это полифонические мессы и песнопения (мотеты) на латинском языке. Но в свете религиозных реформаций возникли новые виды духовной музыки, более того, столь грандиозные потрясения на церковной сцене привели к тому, что светская музыка набирала реальную силу и могла уже соперничать со своей «священной» коллегой.

Композиторские школы эпохи Возрождения

В начале 15-го столетия выдвигается английская школа полифонистов во главе с Джоном Данстейблом. Новый английский стиль, основанный на использовании трезвучий, продиктованный музыкальным ритмом (с каждой вокальной линией, движущейся вместе в «вертикальном» стиле) сильно повлиял на бургундскую композиторскую школу.

Наиболее важным среди композиторов бургундской школы был Гийом Дюфаи, чьё музыкальное творчество включало песнопения, мессы, светские произведения, характеризующиеся мелодичным лиризмом.

Движение, обозначенное как франко-фламандская школа, характеризуется сильным развитием полифонической вокально-музыкальной композиции, заложившей основу современной гармонии. Самые известные её представители – «композитор трёх французских королей»: Йоханнес Окегем и Якоб Обрехт.

Музыкальная культура Возрождения первой половины 16-го века характеризуется тем, что в ней продолжают доминировать франко-фламандские композиторы, среди которых самым известным был Жоскен Депре, чей стиль копировали многие композиторы. В полифонической музыке Жоскена использовались каноны, существовавшие ранее композиционные структуры, но плавно объединенные с мелодиями, подчеркивающими поэтические строки, а не маскирующие их.

Для той эпохи вполне обычным считалось то, что ведущие композиторы много путешествовали, работали на разных покровителей в Италии, Испании, Германии, Франции. Обмен музыкальными идеями сформировал, если можно так считать, первый международный стиль, со времен григорианского хорала в 9-ом веке.

Со второй половины 16-го века непревзойдённого мастерства в музыкальном искусстве добиваются итальянские композиторы. Среди знаковых фигур – Джованни Пьерлуиджи да Палестрина.

Жанры ренессансной музыки

Духовные вокальные жанры – это месса и мотет. Светские жанры – мадригал (в Италии и Англии), шансон (во Франции), лид (в Германии).

Не смотря на то, что музыка на протяжении эпохи преимущественно зависела от вокала, всё больше начинают использоваться инструменты. Исполнители на инструментах иногда аккомпанировали певцам, время от времени заменяли некоторые голоса, если не было певцов.

Инструменты варьировались от крупных, таких как орган и клавесин, виола де гамба, к небольшим – арфе (позднее лютне), рекордеру (блокфлейта). Постепенно композиторы начинают писать произведения только для инструментов без вокалистов.

Музыка сильно повлияла и на придворные танцы, вводя широкий спектр инструментов для их сопровождения. Инструменты использовались в церкви, во время праздничных и общественных мероприятий, в театральных постановках, в частных домах.

Историком Жюлем Мишле в XIX веке было впервые использовано понятие «эпоха Возрождения». Музыканты и композиторы, о которых пойдёт речь в статье, принадлежали к периоду, начавшемуся в XIV столетии, когда на смену средневековому засилью церкви пришла светская культура с её интересом к человеческой личности.

Музыка эпохи Возрождения

Европейские страны в разное время вступили в новую эпоху. Чуть раньше возникли в Италии, но в музыкальной культуре господствовала нидерландская школа, где впервые при соборах были созданы специальные метризы (приюты), обучающие будущих композиторов. Основные жанры того времени представлены в таблице:

Наиболее эпохи Возрождения в Нидерландах - это Гийом Дюфаи, Якоб Обрехт, Жоскен Депре.

Великие нидерландцы

Йоханнес Окегем получил образование в метризе Нотр-Дам (Антверпен), а в 40-е годы XV века стал певчим капеллы при дворе герцога Карла I (Франция). Впоследствии возглавил капеллу королевского двора. Дожив до глубокой старости, он оставил великое наследие во всех жанрах, зарекомендовав себя выдающимся полифонистом. До нас дошли рукописи его 13 месс под названием Chigi codex, одна из которых расписана на 8 голосов. Он использовал не только чужие, но и собственные мелодии.

Орландо Лассо родился на территории современной Бельгии (г. Монс) в 1532-м. Его музыкальные способности проявились в раннем детстве. Мальчика трижды похищали из дома, чтобы сделать великим музыкантом. Всю свою сознательную жизнь он провёл в Баварии, где при дворе герцога Альбрехта V выступал как тенор, а затем возглавил капеллу. Его высокопрофессиональный коллектив способствовал превращению Мюнхена в музыкальный центр Европы, где побывали многие знаменитые композиторы эпохи Возрождения.

К нему приезжали учиться такие таланты, как Иоганн Эккард, Леонард Лехнер, итальянец Д. Габриели. Своё последнее пристанище в 1594-м он нашёл на территории мюнхенской церкви, оставив грандиозное наследие: более 750 мотетов, 60 месс и сотни песен, среди которых наиболее популярной была Susanne un jour. Новаторством отличались его мотеты («Пророчества сивилл»), но известен он и благодаря светской музыке, в которой было много юмора (виланелла O bella fusa).

Итальянская школа

Выдающиеся композиторы эпохи Возрождения из Италии помимо традиционных направлений активно развивали инструментальную музыку (орган, струнно-смычковые инструменты, клавир). Самым распространённым инструментом стала лютня, а в конце XV века появился клавесин - предшественник фортепиано. На основе элементов народной музыки развивались две влиятельнейшие композиторские школы: римская (Джованни Палестрина) и венецианская (Андреа Габриели).

Джованни Пьерлуиджи взял имя Палестрина по названию городка близ Рима, в котором родился и служил в главной церкви хормейстером и органистом. Дата его рождения весьма приблизительна, но умер он в 1594-м. За долгую жизнь написал порядка 100 месс и 200 мотетов. Его «Месса папы Маркелла» вызвала восхищение папы Пия IV и стала образцом католической духовной музыки. Джованни - наиболее яркий представитель вокального пения без музыкального сопровождения.

Андреа Габриели вместе со своим учеником и племянником Джованни работал в капелле Св. Марка (XVI век), «раскрашивая» пение хора звучанием органа и других инструментов. Венецианская школа больше тяготела к светской музыке, и при постановке «Эдипа» Софокла на театральной сцене Андреа Габриели была написана музыка хоров, образец хорального многоголосия и предвестник будущего оперного искусства.

Особенности немецкой школы

Немецкая земля выдвинула Людвига Зенфля , лучшего полифониста XVI века, не достигшего, тем не менее, уровня нидерландских мастеров. Песни поэтов-певцов из числа ремесленников (мейстерзингеров) - это тоже особая музыка эпохи Возрождения. Композиторы Германии представляли певческие корпорации: жестянщиков, башмачников, ткачей. Они объединялись по территории. Выдающимся представителем нюрнбергской школы пения стал Ганс Сакс (годы жизни: 1494-1576).

Рождённый в семье портного, он всю жизнь трудился башмачником, поражая начитанностью и музыкально-литературными интересами. Он читал Библию в трактовке великого реформатора Лютера, знал античных поэтов и ценил Боккаччо. Будучи народным музыкантом, Сакс не владел формами многоголосия, но создавал мелодии песенного склада. Они были близки к танцу, легко запоминались и имели определённый ритм. Наиболее известным произведением был «Серебряный напев».

Эпоха Возрождения: музыканты и композиторы Франции

Музыкальная культура Франции по-настоящему ощутила ренессанс только в XVI веке, когда в стране была подготовлена социальная почва.

Одним из лучших представителей является Клеман Жанекен . Известно, что он родился в Шательро (конец XV века) и прошёл путь от мальчика-певчего до личного композитора короля. Из его творческого наследия сохранились только светские песни, изданные Аттеньяном. Их 260, но настоящую известность снискали те, которые прошли проверку временем: «Пение птиц», «Охота», «Жаворонок», «Война», «Крики Парижа». Они постоянно переиздавались и использовались другими авторами для переработки.

Его песни были многоголосыми и походили на хоровые сцены, где помимо звукоподражания и кантиленного голосоведения присутствовали возгласы, отвечающие за динамику произведения. Это было смелой попыткой нахождения новых приёмов образности.

Среди известных композиторов Франции - Гийом Котле, Жак Модюи, Жан Баиф, Клоден Лежен, Клод Гудимель, придавшие музыке гармоничный склад, который способствовал усвоению музыки широкой общественностью.

Композиторы эпохи Возрождения: Англия

XV век в Англии прошёл под влиянием произведений Джона Дабстейла , а XVI - Уильяма Бёрда . Оба мастера тяготели к духовной музыке. Бёрд начинал органистом собора в Линкольне, а заканчивал карьеру в Королевской капелле Лондона. Впервые ему удалось связать музыку и предпринимательство. В 1575-м в сотрудничестве с Таллисом композитор стал монополистом в издании музыкальных произведений, что не принесло ему прибыли. Зато отняло много времени на отстаивание в судах своего права на собственность. После смерти (1623) в официальных документах капеллы он был назван «родоначальником музыки».

Что оставляли после себя эпохи Возрождения? Бёрд помимо изданных сборников (Cantiones Sacrae, Gradualia) сохранил множество рукописей, считая их пригодными лишь для домашнего богослужения. Изданные позже мадригалы (Musica Transalpina) показали большое влияние итальянских авторов, но несколько месс и мотетов вошли в золотой фонд духовной музыки.

Испания: Кристобаль де Моралес

Лучшие представители испанской школы музыки прошли через Ватикан, выступая в папской капелле. Они ощутили на себе влияние нидерландских и итальянских авторов, поэтому лишь немногим удалось прославиться за пределами своей страны. Композиторы эпохи Возрождения из Испании были полифонистами, создающими хоровые произведения. Наиболее яркий представитель - Кристобаль де Моралес (XVI век), возглавивший метризу в Толедо и подготовивший не одного ученика. Последователь Жоскена Депре, Кристобаль привнёс особенную технику в ряд сочинений, называемую гомофонной.

Наибольшую известность приобрели два реквиема автора (последний - на пять голосов), а также месса «Вооружённый человек». Писал он и светские произведения (кантата в честь заключения мирного договора в 1538 году), но это относится к его более ранним произведениям. Возглавляя в конце жизни капеллу в Малаге, он оставался автором духовной музыки.

Вместо заключения

Композиторы эпохи Возрождения и их произведения подготовили расцвет инструментальной музыки XVII века и появление нового жанра - оперы, где на смену хитросплетению многих голосов приходит главенство одного, ведущего основную мелодию. Они совершили настоящий прорыв в развитии музыкальной культуры и положили начало современному искусству.



Загрузка...
Top