Основная мысль бедная лиза. Анализ повести «Бедная Лиза» (Н.М

Какова главная мысль произведения и какими словами из текста её можно выразить? Повесть Бедная Лиза

Ответ:

Основная мысль «Бедная Лиза» - неиспорченный, чистый человек , который идя на поводу у своих чувств, что для него единственно верный вариант, сталкивается с трагичностью реального мира . "и крестьянки любить умеют"

После Гражданской войны были приняты 13-я, 14-я и 15-я конституционные поправки с намерением установить равенство по закону для освобожденных рабов, или так история идет. Дело в том, что рабство было - и до сих пор - полностью законно в Соединенных Штатах, только в совершенно другой форме. Учреждение рабства, как мы поняли его, фактически пережило эволюцию. Вместо прямого порабощения чернокожих с целым аппаратом, используемым для содержания рабов в их состоянии, некоторые элементы государственного аппарата были поэтапны время для порабощения чернокожих, а именно правовых и пенитенциарных систем.

Похожие вопросы

  • Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Александра Ивановича Горшкова: «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». согласны вы с мнением ученого? используя слова А.Горшкова как тезис,напишите сочинение рассуждение, привлекая в качестве аргументов примеров из текст В.Белова. просторных полях плавает над росой синяя паутина, и медленно остывает натруженная земля. В прозрачных глубинах речных омутов ленивеют рыбы, едва шевеля плавниками. Стога, окруженные поздней зеленой травой, давно поблекли и вылиняли от сентябрьских дождей. Зато ослепительны изумрудно-сизые озимые полосы, и безмолвно и ярко пылают на опушке рубиновые всплески рябин.лесу необычайно тихо. Все замерло, затаив дыхание, и словно ждет какую-то неизбежную кару, а может, прощения и отдыха.дует на леса, обдавая их мокрым ветром, и тогда глухой недовольный гул валами идет на тысячи верст. Ветры сдувают с лона бессчетных озер заповедную синеву, рябя и осыпая мертвой листвой плесы великих северных рек . Дыхание этих ветров то прохватывает тайгу болотной сединой, то вплетает в нее золотые, оранжевые и серебристо-желтые пряди. Но сосновым и еловым грядам все нипочем, и они все так же надменно молчат либо грозно и страшно гудят, вздымая свои возмущенные гривы, и тогда могучий шум снова катится по бескрайней тайге. (По В.Белову

главная мысль произведения бедная лиза

Следовательно, сам порабощение изменилось, поскольку черные заключенные перестали быть рабами отдельных мастеров, а скорее были порабощены компаниями, которые они сдавали в аренду. Чтобы создать эту систему, необходимо было не только участие южной судебной системы и отдельных северных и южных элит, но также участие и восстановление рабства в корпоративном контексте.

Чтобы достичь полного понимания системы аренды осужденных, сначала необходимо пересмотреть 13-ю поправку. В книгах по истории и в классных комнатах по всей Америке говорится, что эта поправка закончилась рабством, но это совершенно неверно. В 13-й поправке говорится: ни рабство, ни принудительное рабство, кроме как наказание за преступление, за которое сторона была надлежащим образом осуждена, существуют в Соединенных Штатах или в любом месте, подпадающем под их юрисдикцию. Таким образом, рабство полностью и полностью законно, если оно является частью наказания за кого-то, кто был и был признан виновным в совершении преступления.

  1. В основу сентиментализма положен новый взгляд на человека как существо чувствительное, на новое для литературы представление о его счастье. Полное представления о сентиментализме можно получить, читая повесть Карамзина » Бедная Лиза».

    Лиза - дитя природы и патриархального воспитания, идеал «естественного человека ». Она чиста, наивна, бескорыстна: «…одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь - ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы…»

    Когда обсуждали 13-ю поправку, многие в Конгрессе не думали о рабах, а скорее о белом труде, как сказал сенатор Генри Уилсон: Те же самые влияния, которые идут, чтобы удержать и подавить права бедного чернокожего человека, сдержать и угнетать бедный белый рабочий. Сенатор Ричард Йейтс из штата Иллинойс был очень жестоким, заявив, что «когда-либо не имел негров в мозгу» при обсуждении поправки. Такие понятия абсурдны! Уилсон прав в той мере, в какой он утверждает, что и рабский, и белый труд угнетаются одной и той же системой; оба притесняются тем, что ими манипулируют и разыгрывают друг друга элита Севера и Юга.

    Сама деревня и вся окружающая ее природа являеться очагом нравственной чистоты, в том числе главным символом непорочности любви, на мой взгляд, у Карамзина - это цветы: «…ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной». Все это доказывает такую черту сентиментализма - культ врожденной нравственной чистоты, непорочности.

    Тем не менее, Уилсон игнорирует тот факт, что белый труд был гораздо менее угнетен, чем чернокожий рабский труд, поскольку белые рабочие считались людьми, заслуживающими хотя бы минимальной степени достоинства и уважения, а не рассматривали и относились к ним хуже, чем к животным. Белые рабочие были свободны делать, как им было угодно, не беспокоясь о том, чтобы иметь документы на их лице, чтобы доказать свою свободу.

    Поэтому принятие 13-й поправки следует рассматривать в контексте экономической конкуренции между чернокожим рабовладельцем и свободным белым трудом. Экономика Юга была построена вокруг рабского труда, и способность иметь рабов производить больше, чем они «стоили», видя, как рабы рассматривались как не просто общая собственность, но и долгосрочные экономические инвестиции, которые помогли южной плантационной элите Тем не менее, из-за существования рабства белый труд косвенно пострадал, так как они не только потеряли доход, который они совершали, когда впервые было введено рабство - в дополнение к любому потенциальному будущему доходу - но, кроме того, белый труд не смог чтобы добиться прогресса на Юге, поскольку рабство обеспечило источник труда, который был менее дорогим в долгосрочной перспективе.

    Также в этом произведении ярко показан богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий сентиментализма. Грубость и невоспитанность душ - не всегда удел бедняков, показывает нам Карамзин. Обе натуры способны к богатому душевному переживанию: «Она любила говорить с ним о покойном муже, о том, как она в первый раз встретилась с милым своим Иваном, как он полюбил ее и в какой любви, в каком согласии жил с нею».

    Сенатор Генри Уильямс иллюстрирует эти моменты и другие проблемы, которые белый труд имел с рабством. Рабство было злым, потому что оно уничтожило большую часть богатейшей земли на юге; это деградировало труд и значение труда для бедных белых рабочих на Юге; он ограбил юг от культуры, унизив усилия рабочих; и это позволило южным аристократам еще больше оскорбить северных белых рабочих, унизив их трудовые усилия, как краб и зла. Это была связь между трудом и рабством в умах южных аристократов, которые унижали усилия трудолюбивых северных рабочих.

    Произведение Карамзина «Бедная Лиза» содержит в себе все черты сентиментализма. Читая эту книгу, мы вместе с героями периживаем те чувства, которые их окружают.

  2. Но ведь он ее полюбил, когда Лиза была якобы крестьянка. Вот она- большая , бескорыстная любовь.
  3. Повесть Карамзина Бедная Лиза, написанная в 1792 году и посвященная любовной теме , истории двух любящих сердец , получила особую популярность среди современников. Его герои ищут счастья в любви, но их окружает большой и жестокий мир со своими бесчеловечными и страшными законами . Этот мир лишает героев Карамзина счастья, делает их жертвами, несет им постоянные страдания и обрекает на гибель.

    Лиза жила вместе с матерью в Подмосковье, в небольшом домике на берегу Москвы-реки, неподалеку от Симонова монастыря. И мать, и покойный отец старались привить дочери высокие моральные качества . С детства учили ее, что в этой жизни ничего не дается даром, нужно всего достигать самому. Они и сами придерживались таких же принципов: отец любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь, а мать оставалась верна памяти мужа и многие годы продолжала проливать о нем слезы, ибо и крестьянки любить умеют! Лиза, воспитанная в строгости, трудилась день и ночь ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды и все сие продавала в Москве.

    Таким образом, рабство приводило белых рабочих вниз двумя путями: одним, прямым соперничеством с рабским трудом на Юге и двумя, связывая все трудолюбивые усилия рабочих с рабами деградированных рабов. Таким образом, единственный способ победить белый труд в борьбе за такие права, как справедливая заработная плата и регулярное рабочее время , - это отмена рабства. Белый труд имел непосредственный интерес к аннулированию рабства. Тем не менее, в сознании южных элит существовало различие мнений, которые хотели продолжать рабство, но на разных терминах.

    Мы видим, что горячие симпатии автора неизменно сопутствуют героине, на ее стороне он и в решении главного конфликта. Простая крестьянская девушка с самоотверженным характером (при всем уважении и любви к матери Лиза так и не сказала ей о своих отношениях с Эрастом) полюбила доброго, но избалованного праздной жизнью барина, не способного думать о последствиях своих поступков. Ее чувства были необыкновенно глубоки, постоянны, а главное, бескорыстны. Лиза прекрасно понимала, что никогда не сможет стать женой любимого человека, ведь он барин, но, несмотря на это, продолжала самозабвенно любить Эраста совершенно отдавшись ему, им только жила и дышала.. .и в удовольствии его полагала свое счастье, совершенно не думая о себе.

    Прежде чем обсуждать южные элиты, сначала нужно изучить их в контексте экономики юга после Гражданской войны. Это было совершенно в руинах; Фактически, можно было бы утверждать, что он был уничтожен и уничтожен практически всеми мыслимыми способами. Вся экономика Юга была построена на институте рабства и сельского хозяйства . С окончанием гражданской войны не только Южная экономика пострадала от освобождения черных рабов, но и земля была глубоко повреждена и повреждена, создавая тем самым непосредственную экономическую проблему.

    Однако среди всего этого появилась возможность переориентировать и реконструировать экономику вокруг нового источника рабочей силы, поскольку для восстановления региона, безусловно, потребуется дешевая рабочая сила. Необходимо также изучить социальный порядок. В то время как рабы теперь были свободными и способными делать то, что им нравилось, в умах южных белых все еще был глубоко укоренившийся расизм. Тот факт, что чернокожие сражались в гражданской войне , не означал внезапного изменения восприятия чернокожих; скорее, к южным элитам, они по-прежнему рассматривают чернокожих как низших и только хороших для труда, стремящихся увековечить рабовладельческую систему в рамках новой промышленной структуры, которая выйдет за рамки разрушенной сельскохозяйственной структуры.

    Карамзин описывал отношения Лизы и Эраста в пасторальных, идиллических тонах, подчеркивая, что трагический конец их отношений результат сложившихся обстоятельств и легкомысленного характера главного героя, и причина вовсе не в социальном неравенстве . Эраст довольно богатый дворянин с добрым от природы, но слабым и ветреным сердцем. Он вел Рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии. Вначале Эраст думал только о чистых радостях и хотел жить с Лизою как брат с сестрою, но переоценил свои силы. Затем, как обычно, пресытившись наскучившими отношениями, захотел освободиться от них. Для Лизы же потеря Эраста была равносильна утрате Жизни. Существование без Эраста не имеет для нее смысла, поэтому она кончает жизнь самоубийством.

    Эта новая система должна была быть найдена в лизинговом заключении. Он утверждал, что «Синяя река» может построить собственный след в соседней долине Джонса с использованием рабского труда. Тем не менее, в сознании Милнера этот рабский труд должен управляться белыми.

    Он взял этих заключенных и посадил их на угольные шахты, рассматривая их варварски. Записи различных шахт Милнера и рабовладельческих ферм в южной штате Алабама, некоторые из которых принадлежали одному из его деловых партнеров - двоюродному брату инвестору в Биббской паровой мельнице - рассказывают истории о чернокожих женщинах, обнаженных и взбитых, из сотен из людей, голодающих, измененных и избитых, из рабочих, постоянно вшейных и едва одетых.

    Драма не только у Лизы, но и у Эраста. Ведь осудить себя самого на нравственные муки до конца своей жизни наказание не меньшее, чем быть осужденным другими. О душевной драме Эраста говорят слова самого автора: Эраст был до конца своей жизни несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею. Своего героя Карамзин не считает типичным: Люди делают много зла без сомнения но злодеев мало; заблуждение сердца, безрассудность, недостаток просвещения виною дурных дел…

    Черные американцы, многие из которых были бывшими рабами , по сути были порабощены, но в контексте корпоративной структуры, характеризующейся союзом государства и корпорации. Кроме того, судебная система была в значительной степени вовлечена в то, чтобы позволить этому произойти, от законов, переданных шерифам, продающим осужденных компаниям.

    Чтобы позволить существовать система аренды осужденных, а для чернокожих, которые должны быть сокращены до прежнего состояния в качестве источника рабочей силы, потребовались целенаправленные законы, направленные на ограничение прав «вновь освобожденных» чернокожих. Цель заключалась в том, чтобы криминализировать черную жизнь до такой степени, что чернокожие могли быть заключены в тюрьму на самых легкомысленных преступлениях. Такие законы приняли форму «Черных кодов».

    Русская публика, привыкшая в старых романах к утешительным развязкам в виде свадеб, поверившая, что добродетель всегда награждается, а порок наказывается, впервые в этой повести встретилась с горькой правдой жизни.

  4. Карамзин хотел показать «что и крестьянки любить умеют»
  5. Карамзин как последователь натурализма и сентиментальной традиции разделял мир настоящий, природный, чувство для него было главным, в отличие от классической традиции, для которой разум был главенствующим началом. Карамзин утверждал культ чувств, чувствительности, сострадания. Так что главной мыслью произведения «Бедная Лиза» является неиспорченный, чистый человек, который идя на поводу у своих чувств, что для него единственно верный вариант, сталкивается с трагичностью реального мира. Но не стоит забывать, о том, что произведение носит, в первую очередь, развлекательный характер, и мир в котором живет Лиза, ее мать и Эраст идилличен и применять к нему параметры реальной, объективной действительности невозможно.
  6. главная мысль - и крестьянки умеют любить! Причем само название произведения двузначно: с одной стороны «Бедная Лиза», потому что у нее нет денег, а с другой - потому, что любимый человек так с ней поступил. Короче, рассуждать можно часами..

Повесть «Бедная Лиза», ставшая образцом сентиментальной прозы, была выпущена Николаем Михайловичем Карамзиным в 1792 году в издании «Московский журнал». Стоит отметить Карамзина как заслуженного реформатора русского языка и одного из самых высокообразованных россиян своего времени - это важный аспект, позволяющий в дальнейшем оценить успех повести. Во-первых, развитие русской литературы имело «догоняющий» характер, так как она отставала от европейской примерно на 90-100 лет. В то время как на западе вовсю писали и читали сентиментальные романы, в России еще складывали неуклюжие классические оды и драмы. Прогрессивность Карамзина как литератора состояла в том, чтобы «привезти» из Европы на родину сентиментальные жанры и выработать стиль и язык для дальнейшего написания таких произведений.

Во-вторых, освоение литературы конца 18 века публикой было таким, что сначала для общества писали, как жить, а затем общество стало жить по написанному. То есть, до сентиментальной повести люди читали в основном житийную или церковную литературу, где не было ни живых персонажей, ни живой речи, а герои сентиментальной повести - такие как Лиза - дали светским барышням настоящий сценарий жизни, путеводитель чувств.

История создания повести

Карамзин привез сюжет о бедной Лизе из своих многочисленных поездок - с 1789 по 1790 годы он побывал в Германии, Англии, Франции, Швейцарии (родиной сентиментализма считается именно Англия), а по возвращении опубликовал новую революционную повесть в собственном журнале.

«Бедная Лиза» - не оригинальное произведение, так как его сюжет Карамзин адаптировал для русской почвы, взяв его из европейской литературы. Речь не идет о конкретном произведении и плагиате - таких европейских повестей было множество. К тому же автор создал атмосферу удивительной подлинности, нарисовав себя в качестве одного из героев повести и мастерски описав обстановку событий.

Согласно воспоминаниям современников, вскоре после возвращения из путешествия писатель жил на даче неподалеку от Симонова монастыря, в живописном спокойном месте. Описанная автором обстановка реальна - читатели узнавали и окрестности монастыря, и «лизин пруд», и это способствовало тому, что сюжет воспринялся как достоверный, а герои — как реально существовавшие люди.

Анализ произведения

Сюжет повести

Сюжет повести - любовный и, по признанию автора, донельзя простой. Крестьянская девушка Лиза (отец был зажиточным крестьянином, но после его смерти хозяйство в упадке и девушке приходится зарабатывать продажей рукоделия и цветов) живет на лоне природы со старой матушкой. В городе, кажущемся ей громадным и чужим, она встречает молодого дворянина Эраста. Молодые люди влюбляются - Эраст от скуки, навеянной удовольствиями и дворянским образом жизни, а Лиза - впервые, со всей простой, пылкостью и естественностью «природного человека». Эраст пользуется доверчивостью девушки и овладевает ею, после чего, естественно, начинает тяготиться обществом девушки. Дворянин уезжает на войну, где проигрывает все свое состояние в карты. Выходом из положения становится женитьба на богатой вдове. Лиза узнает об этом и кончает жизнь самоубийством, бросаясь в пруд, недалеко от Симонова монастыря. Автор, которому рассказали эту историю, не может вспоминать бедную Лизу без святых слез сожаления.

Карамзин впервые из русских писателей развязал конфликт произведения гибелью героини - так, как, скорее всего, было бы и в реальности.

Конечно, несмотря на прогрессивность повести Карамзина, его герои существенно отличаются от настоящих людей, они идеализированы и приукрашены. Особенно это касается крестьян - Лиза не похожа на крестьянку. Вряд ли тяжелый труд способствовал бы тому, что она оставалась «чувствительной и доброй», вряд ли она вела сама с собой внутренние диалоги изящным слогом, да и поддержать разговор с дворянином она вряд ли могла бы. Тем не менее, это и есть первый тезис повести - «и крестьянки любить умеют».

Главные герои

Лиза

Центральная героиня повести Лиза - воплощенная чувствительность, пылкость и горячность. Её ум, доброта и нежность, подчеркивает автор, - от природы. Повстречав Эраста, она начинает мечтать не о том, что он, как прекрасный принц, уведет её в свой мир, а о том, чтобы он был простым крестьянином или пастухом - это и уравняло бы их, и позволило быть вместе.

Эраст отличается от Лизы не только по социальному признаку, но и по характеру. Возможно, говорит автор, его испортил свет - он ведет типичный для офицера и дворянина образ жизни - ищет удовольствий и, найдя их, охладевает к жизни. Эраст и умен, и добр, но слаб, неспособен на поступки - такой герой тоже появляется в русской литературе впервые, тип «разочарованного жизни аристократа». Поначалу Эраст искренен в своем любовном порыве - он не лжет, когда говорит Лизе о любви, и получается, что он тоже жертва обстоятельств. Он не выдерживает испытания любовью, не разрешает ситуации «по-мужски», но испытывает искреннее терзание после случившегося. Ведь именно он, якобы, рассказал автору историю о бедной Лизе и привел его к Лизиной могиле.

Эраст предопределил появление в русской литературе ряда героев типа «лишних людей» - слабых и неспособных на ключевые решения.

Карамзин использует «говорящие имена». В случае с Лизой выбор имени оказался «с двойным дном». Дело в том, что классическая литература предусматривала приемы типизации, и имя Лиза должно было означать шаловливого, кокетливого, легкомысленного персонажа. Такое имя могла иметь горничная-хохотушка - хитрый персонаж комедии, склонный к любовным приключениям, отнюдь не невинный. Выбрав такое имя для своей героини, Карамзин разрушил классическую типизацию и создал новую. Он выстроил новую зависимость между именем, характером и действиями героя и наметил путь к психологизму в литературе.

Имя Эраст также выбрано не случайно. Оно означает с греческого «прелестный». Его роковая прелесть, потребность в новизне впечатлений заманили и погубили несчастную девушку. Но Эраст будет корить себя до конца жизни.

Постоянно напоминая читателю о своей реакции на происходящее («с грустью вспоминаю...», «слезы катятся по лицу моему, читатель….»), автор организует повествование так, что оно приобретает лиричность и чувствительность.

Цитаты

"Матушка! Матушка! Как этому статься? Он барин, а между крестьянами..." . Лиза .

"Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям», — думал он и решился — по крайней мере на время — оставить большой свет" .

"Мне нельзя жить, — думала Лиза, — нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!.. Нет! небо не падает; земля не колеблется! Горе мне" Лиза .

"Теперь, может быть, они уже примирились!" Автор

Тематика, конфликт повести

Повесть Карамзина затрагивает несколько тем:

  • Тема идеализации крестьянской среды, идеальности жизни на природе. Главная героиня - дитя природы, а потому она по умолчанию не может быть злой, безнравственной, бесчувственной. Девушка воплощает в себе простоту и невинность вследствие того, что она из крестьянской семьи, где хранятся вечные нравственные ценности.
  • Тема любви и предательства. Автор воспевает красоту искренних чувств и с горестью рассказывает об обреченности любви, не подкрепленной разумом.
  • Тема противопоставления деревни и города. Город оказывается злом, большой недоброй силой, способной сломать чистое существо из природы (мать Лизы интуитивно чувствует эту злую силу и молится за дочь каждый раз, когда она уходит в город продавать цветы или ягоды).
  • Тема «маленького человека». Социальное неравенство, уверен автор (и в этом очевидный проблеск реализма) не приводит к счастью влюбленных из разных слоев. Такая любовь обречена.

Основной конфликт повести социальный, ведь именно из-за пропасти между богатством и бедностью гибнет любовь героев, а затем и героиня. Автор превозносит чувствительность как высшую ценность человека, утверждает культ чувств в противовес культу разума.

>Сочинения по произведению Бедная Лиза

Характеры главных героев. Основная мысль повести

Повесть «Бедная Лиза» была написана Н. М. Карамзиным в конце XVIII века и стала одним из первых сентиментальных произведений в русской литературе. Сюжет произведения довольно прост и понятен. В нем слабовольный, но добрый по натуре дворянин влюбляется в бедную крестьянку. Их любовь ждет трагический финал. Эраст , проигравшись, женится на богатой вдове, а Лиза , не выдержав горя, бросается в воды глубокого пруда и погибает.

Однако самое главное в этой повести не сюжет, а чувства, которые она пробуждает в читателе. Особого внимания заслуживает сам повествователь. Он с грустью и пониманием передает рассказ о бедной деревенской девушке. В русской литературе образ сопереживающего повествователя стал открытием. При каждом драматическом повороте событий, слышно как «его сердце обливается кровью» и «слезы катятся по щекам».

Ново и отношение писателя к главному герою. Он не обвиняет самого Эраста в гибели Лизы, а показывает социальные факторы, послужившие толчком. Так, например, на Эраста повлиял «большой» город, который сделал его развращенным. А Лиза была по-деревенски проста и наивна. Автор показывает, что ни одна Лиза пала жертвой обстоятельств, Эраст также глубоко несчастен и проносит чувство вины через всю жизнь.

Писатель впервые в истории русской литературы затрагивает «живую душу» в представителях низшего сословия. Он отмечает, что «И крестьянки любить умеют». Эта фраза надолго осталась крылатой. Можно сказать, что Карамзин положил начало традиции сочувствия простому человеку. Таким образом, его повесть стала чрезвычайно популярной в обществе. Она, в первую очередь, взывает к гуманности человека и умению сочувствовать.

Повесть «Бедная Лиза» появилась как раз на стыке столетий и перемены стилей. В ней отражается переход от гражданской тематики, которая была так популярна в эпоху Просвещения, к теме личностной. Главным объектом внимания стал именно внутренний мир человека. Таким образом, автор ввел такое новое веяние как психологизм, который проявился в умении живо передавать внутренний мир героев наряду с их чувствами.

Повесть Карамзина «Бедная Лиза» стала ключевым произведением своего времени. Внедрение в произведение сентиментализма и наличие множества тем и проблем позволили 25-летнему автору стать необычайно популярным и известным. Читатели были поглощены образами главных героев повести – рассказ о событиях их жизни стал поводом переосмыслить особенности гуманистической теории.

История написания

В большинстве случаев необычные произведения литературы имеют необычные истории создания, однако, если такая история у «Бедной Лизы» и была, то общественности она не была предоставлена и потерялась где-то в дебрях истории. Известно, что повесть была написана в роли эксперимента на даче Петра Бекетова, которая располагалась недалеко от Симонова монастыря.

Данные о публикации повести также довольно скудны. Впервые «Бедная Лиза» увидела свет в «Московском журнале» в 1792 году. В то время редактором его был сам Н. Карамзин, а спустя 4 года повесть была опубликована отдельной книгой.

Герои повести

Лиза – это главная героиня повести. Девушка принадлежит к крестьянскому сословию. После смерти отца она живет с матерью и зарабатывает деньги, продавая вязаные изделия и цветы в городе.

Эразм – главный герой повести. Молодой человек обладает мягким характером, он не способен отстаивать свою жизненную позицию, что делает несчастным и его самого и влюбленную в него Лизу.

Мать Лизы – крестьянка по происхождению. Она любит свою дочь и желает, чтобы девушка прожила свою дальнейшую жизнь без сложностей и горестей.

Предлагаем проследить которую написал Н. Карамзин.

Сюжет повести

Действия повести происходят в окрестностях Москвы. Молодая девушка Лиза лишилась отца. Из-за этого ее семья, состоящая из нее и матери, стала постепенно беднеть – мать постоянно болела и поэтому не могла полноценно работать. Основную рабочую силу в семье представляла Лиза – девушка активно ткала ковры, вязала чулки на продажу, а также собирала и продавала цветы. Однажды к девушке подошел молодой аристократ – Эразм, он влюбился в девушку и поэтому решил покупать каждый день у Лизы цветы.

Однако на следующий день Эразм не пришел. Огорченная Лиза возвращается домой, но судьба преподносит девушке новый подарок – Эразм приходит к Лизе домой и сообщает, что может приходить за цветами сам.

С этого момента начинается новый этап в жизни девушки – ее полностью пленяет любовь. Однако несмотря ни на что эта любовь придерживается рамок платонической любви. Эразм пленен душевной чистотой девушки. К сожалению, эта утопия не продлилась долго. Мать решает выдать Лизу замуж – богатый крестьянин решил посвататься к Лизе. Эразм, невзирая на свою любовь и восхищение девушкой, не может претендовать на ее руку – общественные нормы строго регулируют их отношения. Эразм принадлежит к дворянам, а Лиза – к простым крестьянам, поэтому их брак априори невозможен. Лиза вечером приходит на свидание к Эрасту как обычно и рассказывает юноше о предстоящем событии в надежде на поддержку.


Романтичный и преданный Эраст решает забрать Лизу к себе в дом, однако девушка охлаждает его пыл, подметив, что в таком случае он не будет ее мужем. В этот вечер девушка лишается своей непорочности.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с Николая Карамзина.

После этого отношения Лизы и Эразма уже не были прежними – образ непорочной и святой девушки угас в глазах Эразма. Молодой человек приступает к военной службе, и влюбленные расстаются. Лиза искренне верит в то, что их отношения сохранят былой пыл, но девушку ждет огромное разочарование: Эразм пристрастился к игре в карты и не становится удачным игроком – брак с богатой старухой помогает ему избежать нищеты, но не приносит счастья. Лиза, узнав о свадьбе покончила жизнь самоубийством (утонула в реке), а Эразм навсегда приобрел чувство вины за ее смерть.

Реальность описанных событий

Особенности художественного построения сюжета и описание фона произведения, наталкивают на мысль о реальности происходящих событий и литературной реминисценции Карамзина. После публикации повести среди молодых людей стали пользоваться особой популярностью окрестности Симонова монастыря, возле которого, исходя из повести Карамзина, жила Лиза. Читатели также облюбовали и пруд, предположительно в котором утонула девушка и даже мило переназвали его «Лизин». Однако никаких данных о реальной основе повести нет, считается, что герои ее, как, впрочем, и сюжет, были плодом фантазии автора.

Тематика

Повесть как жанр не подразумевает наличие огромного количества тем. Карамзин полностью соответствует этому требованию и ограничивается фактически всего двумя темами.

Тема крестьянского быта

На примере семьи Лизы читатель может широко ознакомиться с особенностями жизни крестьян. Читателям представляется не обобщенное изображение. Из повести можно узнать о деталях жизни крестьян, их бытовых и не только бытовых сложностях.

Крестьяне – тоже люди

В литературе часто можно встретить образ крестьян как обобщенный, лишенный индивидуальных качеств.

Карамзин же показывает, что крестьяне, несмотря на их необразованность и не приобщенность к искусству, не лишены ни ума, ни мудрости, ни морального облика.

Лиза – девушка, которая может поддержать разговор, конечно, это не темы о новшествах в области науки или искусства, но ее речь построена логично, а ее содержание заставляет ассоциировать девушку как умного и талантливого собеседника.

Проблематика

Проблема обретения счастья

Каждый человек хочет быть счастливым. Лиза и Эразм также не исключение. Платоническая любовь, возникшая между молодыми людьми, позволила им осознать, как это быть счастливым и в то же время как это быть глубоко несчастным. Автор в повести поднимает важный вопрос: всегда ли можно стать счастливым и что для этого нужно.

Проблема социального неравенства

Так или иначе, но наша реальная жизнь подчинена некоторым негласным правилам и социальным стереотипам. Большинство из них возникли на принципе социального распределения на слои или касты. Именно этот момент Карамзин остро олицетворяет в произведении – Эразм по своему происхождению аристократ, дворянин, а Лиза – бедная девушка, крестьянка. Брак между аристократом и крестьянкой были немыслимым делом.

Верность в отношениях

При прочтении повести понимаешь, что такие возвышенные отношения между молодыми людьми, если бы они были перенесены на плоскость реального времени, не существовали бы вечно – рано или поздно любовный пыл между Эразмом и Лизой угасли бы – дальнейшему развитию препятствовала позиция общественности, а возникшая стабильная неопределенность спровоцировала деградацию романтики.


Руководствуясь возможностью материального улучшения своего положения, Эразм решает жениться на богатой вдове, хотя сам при этом давал Лизе обещание ее всегда любить. В то время как девушка верно ждет возвращения возлюбленного – Эразм жестоко предает ее чувства и надежды.

Проблема урбанистической направленности

Еще одна глобальная проблема, которая нашла свое отображение в повести Карамзина, – сравнение города и деревни. В понимании жителей городов город – двигатель прогресса, новомодных тенденций и образования. Деревня же всегда представляется, как нечто отсталое в своем развитии. Жители деревни соответственно тоже отсталые во всех пониманиях этого слова.

Жители деревень тоже отмечают различия между жителями городов и деревень. В их понятии город – двигатель зла и опасности, деревня же – безопасное место, которое сохраняет моральный облик нации.

Идея

Основная идея повести заключается в обличении чувственности, моральности и влиянии возникших эмоций на судьбу человека. Карамзин подводит читателей к понятию: эмпатия – важная часть жизни. Не стоит преднамеренно отказываться от сострадания и гуманности.

Карамзин утверждает, что моральность человека – фактор, не зависящий от сословия и положения в обществе. Очень часто люди, обладающие аристократическими званиями, находятся ниже в своем моральном развитии, чем простые крестьяне.

Направление в культуре и литературе

Повесть «Бедная Лиза» обозначена особенностями направления в литературе – в произведении удачно нашел свое воплощение сентиментализм, который удачно воплотился в образе отца Лизы, который по описанию Карамзина, был идеальным человеком в рамках своей социальной ячейки.

Мать Лизы обладает также множественными чертами сентиментализма – она испытывает существенные душевные страдания после ухода мужа, искренне беспокоится о судьбе дочери.

Основной же массив сентиментализма припадает на образ Лизы. Она изображена как чувственная личность, которая настолько поглощена своими эмоциями, что не в состоянии руководствоваться критическим мышлением – после знакомства с Эразмом. Лиза настолько поглощена новыми романтическими переживаниями, что кроме этих чувств не принимает всерьез никаких других – девушка не способна здраво оценить свою жизненную ситуацию, ее мало волнуют переживания матери и ее любовь.

Вместо любви к матери (которая раньше была присуща Лизе), теперь мысли девушки занимает любовь к Эразму, которая достигает критического эгоистического апогея – трагические события в отношениях с молодым человеком Лиза воспринимает как бесповоротную трагедию всей жизни. Девушка не пытается найти «золотую середину» между чувственным и логическим – она полностью отдается эмоциям.

Таким образом, повесть Карамзина «Бедная Лиза» стала прорывом своего времени. Читателям впервые был предоставлен образ героев, максимально приближенный к жизни. Персонажи не имеют четкого распределения на положительных и отрицательных. В каждом герое можно найти положительные и отрицательные качества. В произведении нашли отображение основные социальные темы и проблемы, которые по своей сути являются философскими проблемами вне времени – их актуальность не регламентируется рамками хронологии.

Повесть Карамзина «Бедная Лиза», была опубликована автором в 1792 году, эта повесть стала образцом сентиментализма. Также, впервые в литературу было введено самоубийство героини. Идею для создания «Бедной Лизы» автор позаимствовал из произведений иностранной литературы, мастерски вписав обстановку живописного места, где он отдыхал на даче. Такой авторский ход придал достоверности сюжету, и герои воспринимались как реальные люди. Предлагаем анализ произведения «Бедная Лиза» по плану. Материал для учащихся 8 класса.

Краткий анализ

Год написания – 1792 г.

История создания – Прогрессивные взгляды Карамзина как писателя, решившего внедрить в русскую литературу жанр сентиментализма, помогли ему изучить европейскую литературу, и найти сюжет повести.

Тема – В «Бедной Лизе» писатель коснулся многих тем, это социальное неравенство, тема «маленького человека», любовная тема, предательство.

Композиция – События истории длятся три месяца, заканчиваясь трагической развязкой.

Направление – Сентиментализм.

История создания

Карамзин в 1789 – 1790 годах путешествовал по Европе, написанные после поездки «Письма русского путешественника принесли писателю известность. Поселившись в Москве, Карамзин начал свою профессиональную писательскую деятельность, и стал издателем «Московского журнала».

Годом написания «Бедной Лизы» стал 1792, в этом же году, повесть была опубликована в его журнале. Писатель внес в русскую литературу жанр сентиментализма, с чего и началась история создания «Бедной Лизы».

В сюжет повести Карамзин ввел гибель главной героини, что в корне отличало эту новеллу от традиционных русских произведений со счастливым финалом, и повесть обрела огромную популярность среди читателей.

Тема

Проводя в «Бедной Лизе» анализ произведения, можно выделить несколько главных тем, которые затрагивает автор. В описании жизни крестьян, писатель идеализирует крестьянский быт и жизнь крестьян в близком общении с природой. По Карамзину главная героиня повести, выросшая на природе, по сути не может быть отрицательным персонажем, она чиста и высоконравственна, обладающая всеми добродетелями девушки, выросшей на свято чтимых традициях крестьянской семьи.

Основной мыслью рассказа является любовь невинной девушки-крестьянки к богатому дворянину. Забыв о существующих социальных неравенствах, молодая девушка с головой окунулась в омут своих чувств, полюбив дворянина. Но Лизу ожидало предательство любимого человека, и девушка, узнав о вероломстве Эраста, от отчаяния бросилась в озеро.

Многогранная проблематика произведения включает в себя и противопоставление жизни в городе и в деревне. Образы деревни и города сопоставимы с образами главных героев. Город представляет собой страшную силу, махину, способную поработить и уничтожить, так и Эраст поступает с Лизой. Как город перемалывает в своих жерновах все приходящее, отбрасывая в сторону использованный и отработанный материал, так и дворянин использует невинную девушку как игрушку, а наигравшись, выбрасывает. Это вся та же тема «маленького человека» : мелкий, необразованный человек из низшего класса, не может в своей любви ждать дальнейшего развития, слишком сильны общепринятые нормы представителей разных социальных слоев. Напрашивается вывод, что такие отношения обречены изначально: как Эраст не смог бы комфортно чувствовать себя в крестьянской среде, так и Лизу не приняли бы в его обществе, это очевидный факт.

Главная проблема Лизы в том, что она поддалась своим чувствам, а не рассудку. Скорее всего, Лиза предполагала, что у них не может быть совместного будущего, просто она закрыла глаза на реалии жизни, и дала волю своим чувствам. Когда она потеряла Эраста, она потеряла и смысл жизни.

Композиция

Рассказчик повествует о событиях, которые произошли тридцать лет назад, и длились три месяца. Автор начинает повесть с описания пейзажа близ Симонова монастыря. После идет развитие сюжета, в котором читатель знакомится с главными героями повести. Сюжет этой незатейливой истории довольно обычный: молодая бедная девушка влюбляется в богатого человека. Чувства молодых людей стремительно развиваются, но между ними стоит непреодолимая преграда – социальное неравенство, и Эрасту с Лизой невозможно быть вместе. Молодой человек, испытав новые ощущения, бросает девушку, не задумываясь о ее моральных переживаниях. Никого не удивляет, что молодой юноша женится на престарелой даме – таковы нравы дворянского общества, и такой шаг является обычным делом. Главную роль в высшем свете играют деньги и положение, искренние чувства отодвигаются на задний план.

Но не так ведет себя девушка-крестьянка. Она умеет любить по-настоящему. Яркая особенность композиции произведения в том, что Карамзин заканчивает жизнь девушки самоубийством. Красочное описание реального места, Симонов монастырь, пруд – описание этих пейзажей и правдивая характеристика героев, создают впечатление достоверности и реальности происходящих событий.

Особая композиция произведения каждого читателя приводит к своему собственному восприятию героев, каждый по – своему определяет, чему учит эта сентиментальная и трагическая повесть.

Главные герои

Жанр

До появления на писательском поприще Карамзина, в ходу были многотомные романы. Основоположником новеллистических произведений стал автор «Бедной Лизы», создавший психологическую повесть .

Разной была критика этого произведения, некоторые из современников Карамзина, находили неправдоподобность в характерах героев, но в целом, психологическое произведение, в центре которого лежит моральный конфликт, было принято доброжелательно, и вызвало огромный интерес публики.

Сентиментальное направление повести с трагической развязкой стало образцом для подражания многих писателей, и открыло новую страницу в русской литературе.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 1087.



Загрузка...
Top