Парк кованых фигур в Донецке. Культурные ценности Донбасса в современном периоде

Культурные ценности Донбасса в современном периоде.

Вступление

Донецкий край или Донбасс славится не малым количеством культурных мест и мест отдыха. Не зря наш город называют «Город миллиона роз». Как известно на период когда Украина, была провозглашена независимой, Донбасский край был не только промышленным центром но и местом где можно было отдохнуть как физически так и духовно. Донецк – город с высокой культурой, в котором проживают культурные, образованные и грамотные люди.

Чего стоят только театры Донецка, среди которых всемирно известные Драмтеатр Донецка и Донецкий театр оперы и балета.

Парки Донецка также умиляют своей красотой, они известны по всему миру. Так, фотографии парка, окружающего Донбасс арену, уже облетели весь мир, да и парк Щербакова после реставрации выглядит очень эффектно.

Памятники Донецка – это, как и театры Донецка, дань истории и гордость нашего города. По всему Донецку красуются тысячи памятников, установленные видным деятелям всех сфер науки и искусства, которые так или иначе связаны с нашим славным городом.

Музеи и театры, кроме всего прочего, являются местом, где собирается интеллектуальная элита области. Довольно часто театры нашего славного города посещают мировые знаменитости, известные певцы, танцоры, художники.

Не так давно был открыт новый Планетарий в Донецке, который соответствует самым высоким международным требованиям и оснащен по последнему слову техники.

Драмтеатр Донецка

Донецкий академический музыкально-драматический театр был основан в 1961 году. Театр выполнен в виде древнегреческого храма, за исключением его сценической части. В архитектурном проекте драмтеатра Донецка 1958 года планировалось установление фронтонной фигуры, но от неё отказались из-за постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».

Во время реконструкции драмтеатра Донецка в 2005 году было решено установить скульптуру на фронтоне. Так как в проектных документах не сохранились сведения о том, какая фигура планировалась к установке, был выбран образ музы трагедии из древнегреческой мифологии Мельпомены.

Драмтеатр Донецка находится в самой высокой точке поперечной оси площади Ленина. На этом месте планировалась постройка нового здания Дома Советов, но, к счастью, в план формирования общественного центра города были внесены изменения и театр остался на своем месте.

Творческая деятельность актеров театра известна не только в нашем регионе, но и за его пределами, о чем свидетельствуют блистательные победы на всеукраинских театральных фестивалях.

В августе 2001 года за значительные достижения в развитии украинского театрального искусства Донецкому областному украинскому музыкально-драматическому театру впервые в истории украинского независимого государства был присвоен статус Академического.

Драмтеатром Донецка на сегодняшний день руководит заслуженный работник культуры Украины Марк Матвеевич Бровун. Он автор идеи и ведущий ежемесячной телевизионной передачи о театральном искусстве “У камина”.

Драмтеатр Донецка ведет активную гастрольную деятельность далеко за пределами Донбасса. Сегодня в действующем репертуаре театра представлена как украинская классическая драматургия, так и мировая, современная драматургия.

Театр расположен в самом центре города, в непосредственной близости от центральной площади Донецка - площади Ленина, а также от таких достопримечательностей города как Донбасс Палас и филармония Донецка. В здании драмтеатра имеется ресторан.

Донецкий театр оперы и балета

Донецкий академический театр оперы и балета имени Соловьяненко был основан в 1941 году. В день открытия состоялась премьера оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин».

2 октября 1977 года театру присвоено звание «академический» за большой вклад в развитие советского искусства. Во время Великой Отечественной войны труппа артистов театра была эвакуирована в село Сазановка, позднее в город Пржевальск. Там проводились концерты в госпиталях, военных частях, перед тружениками тыла. Даже во времена войны актеры театра продолжали работу над новыми спектаклями, дабы поддержать дух армии в столь сложный период.

В конце января 1944 года труппа театра вернулся в тогда еще Сталино (сейчас Донецк), где уже в сентябре состоялась премьера оперы

А. П. Бородина «Князь Игорь» в честь первой годовщины освобождения города от немецких оккупантов.

В 1992 году на базе театра была основана школа хореографического мастерства под руководством Народного артиста Украины Вадима Писарева. С 1994 года театр является организатором международного фестиваля «Звёзды мирового балета». Художественный руководитель театра - народный артист Украины Вадим Писарев.

Само здание донецкого театра оперы и балета задумано в классическом стиле, имеет подходы с трех сторон. Зрительный зал и фойе декорированы лепными деталями. Изначально рассчитанный на 1300, сейчас театр имеет 976 посадочных места. Над бельэтажем и балконами зрительного зала, а также в отдельных нишах фойе установлены скульптурные бюсты композиторов, поэтов, драматургов и декоративные вазы.

В репертуар театра входит более 30 произведения украинской, российской и западноевропейской классики: оперы, балеты, оперетты.

За зданием донецкого театра оперы и балета в 2002 году был установлен памятник Анатолию Соловьяненко, в честь которого сейчас и называется театр.

Театр расположен в самом центре города, напротив кинотеатра Шевченко, неподалеку от гостиницы Донбасc Палас.

Парки Донецка

Парк Щербакова

История нынешнего Центрального парка культуры и отдыха имени Александра Сергеевича Щербакова началась в далеком 1931 году, когда было принято решение о создании городского парка на участке открытой степи за речкой Бахмутка (сейчас Первый городской пруд). Александра Сергеевича Щербакова Парк Щербакова занимал 120 гектаров земли, однако в последующем его площадь увеличилась. Изначально парк был назван в честь российского партийного деятеля Павла Петровича Постышева, однако вскоре после того как его репрессировали, парк был переименован. С тех пор парк именуется в честь Александра Сергеевича Щербакова - советского государственного и партийного деятеля, генерал-полковника красной армии, действительного члена коммунистической партии, состоявшего в Центральном Комитете партии и пребывавшего на должности депутата Верховного Совета СССР в течение всего первого созыва. Становление парка Щербакова как основного места отдыха и развлечений для жителей города и его гостей приходится на 60-е - 70-е годы прошлого столетия. Именно в эти годы была возведена основная масса сооружений, а также мест отдыха и развлечений. Был основан парк аттракционов, который и сегодня является единственным стационарным в городе. Разнообразие развлекательной сферы привлекало сюда людей со всей области. С самого начала своего существования парк Щербакова не стоит на месте, а продолжает совершенствоваться. Расширяются его границы, появляются новые сооружения и насаждения, производится очистка водоёма, замена изжившего себя оборудования на новое и современное. Кроме того, преобразовывается и развлекательная зона парка Щербакова: производится обустройство новыми аттракционами, плавательными средствами лодочной станции, строятся спортивные и другие площадки, что, безусловно, делает парк отличным отсвоих аналогов в Украине.
В 2005 году был разработан план по реконструкции парка Щербакова, при осуществлении которого была произведена полная перестройка ландшафта, укреплена набережная парка, обустроены рекреационные площадки, а также высажено огромное количество декоративных цветов, кустарников и деревьев. Если ранее вход в парк Щербакова со стороны Стадионной улицы был изображен в виде колонн с карнизами, то теперь представлен большим декоративным забором и кованными воротами. Сейчас этот вход является основным. После проведенных работ парк Щербакова принял вид современного парка, выполненного в европейском стиле. Был возведен оригинальный фонтан, а ко Дню Города в 2008 году была возведена статуя "Добрый Ангел Мира", олицетворяющая знаменитых меценатов прошлых лет и настоящего времени. Кроме того, на территории парка Щербакова расположен недавно открывшийся в Донецке дельфинарий Немо. В настоящее время в парке Щербаковафункционирует 14 современных аттракционов, работает обновленная лодочная станция, имеются детские зоны с игровыми площадками и качелями и многое другое. В перспективе планируется постройка круглогодичного аквапарка. Зимой традиционно проводятся новогодние праздники с участием Деда Мороза и Снегурочки, которые привлекают большое количество детей и их родителей. В центре парка устанавливается большая новогодняя ёлка.

Парк кованых фигур в Донецке


Парк кованых фигурв Донецке был открыт в 2001 году. Располагается в Ворошиловском районе за зданием Донецкого городского исполнительного комитета. Изначально в парке находилось всего 10 скульптур из металла, однако с каждым годом их количество растет. Сейчас Донецкий паркявляется полноправным членом "Кольца европейских городов кузнецов" - организации, которая объединяет скульпторов разных стран. Кроме того, он вошел в эту организацию первым из всех городов постсоветского пространства, официально став одним из лучших кузнечных городов континента.

Кузнечество в Донецке зародилось уже давно, когда в 1900 году в Париже на Международной промышленной выставке была присуждена премия пальме, которую выковал Алексей Мерцалов - кузнец юзовского завода. Интересным является то, что пальма была сделана всего из одного рельса, причем при ее изготовления Мерцалов использовал только зубило и молот. Оригинал пальмы находится в Санкт-Петербурбургском музее горного института. В Донецке имеется две ее копии. Одна из них расположена напротив выстовочного цетра ЭкспоДонбасс, другая возле облгосадминистрации. Развитие парка происходило стремительно и уже в следующем году своего существования в его коллекцию добавилось еще 19 кованых фигур, а также 2 беседки: "Четыре дракона" и "Украинская". Позже, в 2004 году, в парке появилась "Беседка для влюбленных", ставшая излюбленным местом молодоженов. В 2005 году появилась еще одна интересная композиция - аллея "Знаки зодиака", представленная 12-ю коваными фигурами. В 2005 году парк кованых фигурпополнил свою коллекцию аллеей Сказок, в которую вошли различные сказочные персонажи: Щука, Муха Цокотуха, Пиноккио, Колобок, Дюймовочка и другие.
Каждый год в парке проходят фестивали кузнечного искусства. Лучшие работы отбираются и затем остаются в парке. На сегодняшний день в парке более 60 экспонатов, и их число продолжает расти.

Форест парк


Форест Парк - это современный гостинично-оздоровительный комплекс, расположеный в одном из самых живописных мест Донецкой области, а именно в Великоанадольском лесу, что в 65 километрах от Донецка. Парк занимает площадь более 41 га. Отдохнуть и оздоровиться здесь можно в любое время года. Форест Паркбыл основан совсем недавно, в 2004 году, однако даже за этот небольшой промежуток времени парк успел стать популярным среди жителей Донецкой области и соседних регионов. Ежегодно в парке отдыхают тысячи людей, особый ажиотаж наблюдается во время праздников, поэтому следует планировать свой отдых заранее и по-возможности сделать предварительный заказ. Сам комплекс уже неоднократно награждался различными премиями, в число которых входит Туристическая премия Донбасса. Кроме того, в 2006 году Форест Парк стал беспрекословным победителем конкурса "100 лучших товаров". Гостиничная база комплекса представлена семью благоустроенными корпусами, в которых расположено 26 номеров со всеми необходимыми удобствами (подробнее здесь), и соответствует европейским нормам 4 звезд. В стоимость проживания включается также двухразовое питание, пользование всеми территориальными достопримечательностями курорта, а также ванными и другими аксессуарами в номере. Кроме того, в Форест Парке имеется множество заведений развлекательной сферы. Гостинично-оздоровительный комплекс представляет Вашему вниманию прекрасный ресторан, внимательный персонал которого сделает все для того, чтобы создать уютную и комфортную атмосферу отдыха для Вас и Ваших близких. Также на территории парка расположено комфортное кафе Терраса - отличное место для проведения всевозможных вечеринок или корпоративов. Бар порадует широтой выбора спиртных и безалкогольных напитков. Привлекательным для многих людей в Форест парке является наличие здесь кемпинга с беседками и мангалами. Здесь можно отдыхать в палатках, кушать на свежем воздухе, готовить шашлыки и прочие вкусности, да и просто побыть ближе к природе, чего так не хватает многим городским жителям. Любители рыбалки также останутся очень довольными отдыхом в Форест парке, ведь здесь можно порыбачить и получить хороший улов. Найдут себе занятие и ценители более активного времяпрепровождения. Для них в Форест парке предусмотрены бильярдные залы, теннисные корты, бессейн, а также paintball площадки. Paintball - это игра с использованием пневматических ружей и желатиновых шариков с безвредной краской внутри. Кроме того, на территории Форест парка всегда к Вашим услугам детские игровые площадки, русская баня, сауна, мини-гольф и многое другое. Особого внимания заслуживает оздоровительная сфера Форест Парка, деятельность которой направлена на профилактику различных заболеваний и функциональных нарушений, а также на оздоровление больных людей. Оздоровительный центр снабжен современным бальнеологическим, а также другим современным физиотерапевтическим оборудованием.
Памятник Соловьяненко 2002 Памятники
Анатолий Борисович Соловьяненко родился в Донецке, где и началась его творческая карьера. Выдающийся украинский оперный певец, тенор, актёр. Народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий им. Т. Г. Шевченко, Кавалер Ордена Итальянской республики. Скульптор: А.М. Скорых, архитектор - В.Е. Вязовский
Памятник Ленину 1967
Владимир Ильич Ульянов (Ленин) - российский и советский политический и государственный деятель, революционер, глава партии большевиков, организатор Октябрьской революции, председатель Совета Народных Комиссаров РСФСР и СССР. Философ, основоположник марксизма-ленинизма, идеолог и создатель Коммунистического интернационала, основатель Советского государства. Скульптор Э.М. Кунцевич, архитекторы Н.К. Иванченко и В.Н. Иванченко
Копия Бохумского колокола 1997 Бохумский колокол - колокол в городе Бохуме, размещенный у городской ратуши. Автор колокола, Якоб Майер, изготовил его методом фасонного стального литья в 1851 году. Колокол участвовал на Всемирной выставке 1867 года в Париже и стал ее сенсацией.
Скульптура «Архистратиг Михаил» 2002 Статуя представляет собой фигуру архангела - в христианских представлениях главный ангел. В книгах Библии архангелом назван только один Михаил, но согласно представлениям церкви, архангелов несколько.

Донецк имеют свою интересную, своеобразную историю.

Процесс развития города непрерывен. Архитектура Донбасса ХІХ – начала ХХ века отображала особенности общественного развития на пути становления политической системы. Получили развитие наука и техника строительства, использовались новые материалы и конструкции (металл, цемент, железобетон, стекло, керамика). "… Архитектура – это польза, прочность и красота. Архитектура города утилитарна, нет единого стиля, нет своего лица. Это лицо богатого индустриального города. ", – отмечает Павел Исаакович

Благодаря своей истории и неоценимому вкладу великих деятелей в Донецке числится 262 памятника истории и культуры. К ним относятся: скульптуры, мемориалы, памятные знаки, мемориальные доски, 18 посвящены Октябрьской революции 1917 года, 9- гражданской войне, 30- искусству, 30 - труду. Уникальны произведения архитектуры и искусства. В городе расположены: 11 кинотеатров, 53 Дворца культуры и клуба, 368 библиотек с фондом свыше 15522662 книг, 16 начальных специализированных учебных заведений искусств.

Донецк - зеленый город с множеством красивых парков, скверов, бульваров. Многие из них принадлежат предприятиям (сквер Киев-Конти, парк ДМЗ, парк отеля Виктория, парк Донбасс- Арены, парк кованных фигур и др.)

Монументальность Донецка- это шедевр культурного, хозяйственного, исторического прошлого.

Первым памятником Донецка (тогда еще Юзовки) был памятник Александру II. Его открытие планировалось на 1916 год, но он рухнул за несколько дней до открытия .

Некоторые памятники подарены Донецку другими городами. Таким образом Донецк получил от Москвы копию Царь-пушки, от Бохуму - копию колокола установленного у ратуши, от Киева - оригинал скульптуры Архистратига Михаила.

Среди запланированных и нереализованных памятников можно выделить:

Памятник погибшим шахтерам, футбольному клубу "Металлург", Льву Толстому, Сергею Прокофьеву, памятник партизанам и подпольщикам Женщинам-шахтерам, жертвам голодомора.

В каждом районе города Донецка сохранились шедевры исторического монументального прошлого.

Одним из центральных районов города Донецка является Калининский район. В нем сосредоточено множество промышленных предприятий, заведений культуры и отдыха. Среди памятников культуры ведущую роль составляют: Памятник Максиму Горькому, Бюст генерала Федора Ивановича Толбухина, Сестричка, Бюст Евгения Николаевича Кондратюка, Бюст Дмитрия Ивановича Менделеева,

Памятники Калининского района

На пересечении проспекта Ильича и улицы Марии Ульяновой расположен Бюст генерала Федора Ивановича Толбухина. Памятник появился в 1995 году и посвящен генералу Донбасской наступательной операции. Рядом, по адресу (проспект Ильича, 52) стоит дом, где в 1943 году несколько дней размещался штаб Южного фронта и где физически находился Толбухин.

Во дворике П-образного здания базового медицинского колледжа, когда еще это был не базовый колледж, а базовое училище расположился уникальный памятник -Сестричка. (Приложение Б). Открыли памятник 1 мая 1980 года. Памятник исполнил скульптор Александр Порожнюк. Открытие памятника было приурочено к 35-летию Победы. С суровым выражением лица, по-фронтовому поджарая, с немного непропорциональными бедрами (тут авторский замысел – показать, что штаны и кирзовые сапоги ей не по размеру), в пилотке, она стоит, прижав руку почему - то к правой груди. Изображая преданность героическому труду медицинских работников. Ведь на протяжении длительного исторического прошлого и поныне их труд имеет поистине весомое значение, - в сохранении и развитии жизни поколений. Памятник важен и для студентов колледжа, являясь символом их будущей профессии.

8 мая 1970 года на средства собранные преподавателями, сотрудниками и студентами Донецкого государственного медицинского университета в 25 годовщину победы в Великой Отечественной войне на территории университета установлен памятник медицинским работникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (Памятник преподавателям, воспитанникам и сотрудникам Донецкого медицинского института). Памятник медицинским работникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (Памятник преподавателям, воспитанникам и сотрудникам Донецкого медицинского института).

Скульптура отлита из бронзы в Центральных ремонтных мастерских комбината «Донецкуголь» и на экспериментальном заводе научно-исследовательского института «ГипроНИСэлектрошахт». Высота скульптуры - три метра. Постамент выполнен из полированного розового гранита, высота - 2,5 метра, длина и ширина - по 1,5 метра. Гранит для постамента привезли из Каранского карьерного управления в Тельмановском районе.

Памятник представляет собой скульптуру, стилизованную под древнегреческие изображения. Образ скульптуры символизирует медицину - это женщина - жрица одетая в тунику. Правая рука фигуры согнута в локте под прямым углом и поднята к небу. В руке цветок гвоздики. Левая рука фигуры прижата к сердцу. В руке чаша (змея-целительница пьет из чаши мудрости, традиционная эмблема медицины)

Неоценимый вклад в развитии Донецкого ботанического сада внес Евгений Николаевич Кондратюк,- видный специалист по созданию ботанических садов и корифей в промышленной ботанике. С 1959-65 года был директором Национального ботанического сада им. Н. Н. Гришко в Киеве. А после с 1970 по 1987 год -вторым руководителем Донецкого ботанического сада. Именно ему на невысоком красноватом монолите был установлен памятник. Бюст Евгения Николаевича Кондратюка отображает волевой характер ученого. Пронзительные глаза, глядящие вдаль, куда-то в направлении центра Донецка, свидетельствуют о тех мечтах, которые вдохновляли Евгения Николаевича на реконструкцию Ботанического сада. Со всех сторон к памятнику подступают клумбы. Его бюст встречает всех, кто начинает прогулку по аллеям сада. Это радушный хозяин, приглашающий гостей.

Напротив входа в Ботанический сад расположен Бюст Дмитрия Ивановича Менделеева . Его голова высечена из камня. На постаменте – цитата великого человека, в которой он говорит: «Вопрос засадки лесом южных степей принадлежит к государственным задачам…» (ПриложениеВ)

Памятники Буденовского и Пролетарского района

В центре Буденовского района летом 1951 года появился монумент легендарному маршалу красной армии Пешему Семену Михайловичу. К Донецкому краю Семен Михайлович имел самое непосредственное отношение. В конце 1919 года его знаменитая Первая Конная Армия хлынула освобождать Донбасс. Одна группа пошла на Дебальцево, другая – на Горловку и затем на Юзовку. В своих мемуарах Буденный названия нашего города не упоминает: операция была незначительной. Заняв ключевые точки района, реввоенсовет Первой Конной выпустил воззвание к трудящимся, где, например, говорилось: «Победоносная Красная Конная армия приветствует вас, рабочих Донецкого бассейна, с освобождением от власти проклятого Деникина и его своры: капиталистов, помещиков и генералов. Наша армия… добивает издыхающего пса мировой контрреволюции. Мы уверены, что никогда уже больше хищные лапы капиталистов не коснутся нашего пролетарского достояния - Донецкого бассейна» (ПриложениеГ).

Наш город помнит и чтит имена партизан-подпольщиков: Саввы Матекина, Степана Скоблова, Бориса Орлова. В честь их героических подвигов в 1959 году в парке шахты № 9 «Капитальная» был возведен гранитный постамент. Партизаны действовали здесь, на своем родном районе, начиная с ноября 1941 года. В этой истории было и предательство одного из товарищей по группе, и зверские пытки, и казнь с последующим сбросом в шурф шахты 4-4 бис… На гранитном постаменте – фигуры трех героев, соратников по борьбе. Они стоят на фоне скалы, крепко взявшись за руки, и иллюстрируют мужество и несгибаемость. К подножью памятника склоняется пурпур знамен, возлагаются венки и цветы. В начале 50-х годов в честь подвига буденновских подпольщиков поставили обелиск из серого бетона .

На остановке «Поселок энергетиков» расположен Памятник Леониду Брини. Представляет крупный объект высотой в восемь метров – хорошо физически подготовленного мужчины в каске с профессиональной цепью, свисающей с пояса. В высоко поднятых руках он держит два соприкасающихся провода, вокруг которых – звезда электрического разряда. Его соорудили из железобетона и мраморных плит по проекту маститого Леонида Брини в 1978 году. Повернутый лицом к поселку, разместившимся между Кальмиусом и Мушкетово, он своим разрядом озаряет жизнь коллег по профессии, для которых этот жилой сектор и был построен в начале 50-х (ПриложениеД).

В честь 300-летия воссоединения Украины с Россией в Пролетарском районе в мае 1954 года появился памятник гетману Богдану Хмельницкому. Автор памятника – Павел Гевеке, скульптор донецкий и весьма известный. Памятник отображает мужество, отвагу гетмана. Его готовность идти в наступление. Конь под гетманом вздыблен. Рука держит булаву, которая должна указывать в сторону неприятеля (Приложение Е).

Памятники Донецка: Ворошиловский район

Памятник Флеровскому

В 1948 году в сквере на месте кладбища (там, неподалеку, сейчас школа №3), уже носившем название «сквер Флеровского», поставили временный обелиск. Установленного в честь прогрессивного мыслителя, пострадавшего за инакомыслие от царского режима. В 1953 году поставили настоящий памятник – из розового донецкого гранита. Вот как он описан в путеводителе по Сталино 1956 года издания: «Памятник представляет собой обелиск, увенчанный венком из дубовых и лавровых листьев, в центре которого горящий факел – символ вечно дерзающего сердца…» .

В честь людей, погибших в борьбе за новый строй в 20-е годы в районе был установлен памятник Павшим коммунарам.

Его открыли 3 ноября 1957 года. (Работа архитекторов Е. Равина и Н. Куликова). Представляет стильный обелиск – незабываемую комбинацию цилиндра, призмы и звезды. Появление памятника означало конец другого знаменитого сооружения – фонтана с Венерой .

В июне 1969 году был открыт памятник Памятник Александру Сергеевичу Пушкину .

Открывал бюст секретарь горкома партии Н. Дранко, сказавший по этому поводу: «Сегодня жители Донецка приветствуют появление нового почетного гражданина города металлургов и шахтеров – Александра Сергеевича Пушкина! Мы искренне и сердечно скажем сегодня замечательному поэту: «Здравствуй, Пушкин! Добро пожаловать в наш город!»». Авторы памятника - скульптор Наум Абрамович Гинзбург и архитектор Я. И. Томилло. Памятник представляет собой бронзовый бюст. Высота бюста - 1.2 м. Бюст был отлит на Рутченковском рудоремонтном заводе горного оборудования. Бюст был установлен на четырехугольном постаменте из четырех прямоугольных блоков, облицованных плитами черного гранита. Размеры постамента - 3.0×0.2×0.8 м. Позже этот постамент заменили на другой в виде колонны. На лицевой стороне постамента расположено факсимиле Пушкина и даты его жизни».

Пиком 30-х годов были полеты в стратосферу на стратостраде. Эксперименты со стратостатами – гондолами с огромными газовыми баллонами – были смертельно опасным делом. Регулярно случались катастрофы, гибли люди. Одна из трагедий и произошла в небе над Донецком 18 июля 1938 года. Аппарат назывался ВВА-1 и был, собственно, субстратостатом – то есть, предназначался для исследования нижних слоев атмосферы. Жители Сталино увидели, как аппарат рухнул на крышу колбасного завода за парком Щербакова, на Александровке. Задев провода электропередачи, баллон вспыхнул ярким пламенем. Его потушили, вскрыли гондолу и обнаружили там тела четырех стратонавтов без признаков жизни. В 1953 году на проспекте 25-летия РККА, в месте пересечения с создававшимся бульваром Пушкина, у знаменитой городской бани был открыт памятник героям (скульпторы Е. Белостоцкий, Э. Фридман, Г. Пивоваров, архитектор Н. Иванченко). С тех пор в городе живет заблуждение, что именно там, на бульваре, и произошла трагедия. На месте захоронения стратонавтов стоит Памятник стратонавтов . (Приложение Ж)

Последним из украинских памятников 50-х годов -Памятник Тарасу Григорьевичу Шевченко .

Был поставлен на пересечении бульвара своего имени и улицы Артема тоже по поводу – к 140-летию со дня рождения украинского писателя. Открыли памятник 8 сентября 1955 года, в День освобождения Донбасса. Памятник сделали в Киеве (скульпторы М. Вронский, А. Олейник и архитектор В. Шарапенко), привезли в Донецк несколькими месяцами ранее. Вот как описывал событие «Социалистический Донбасс»: «К 2 часам дня тысячи трудящихся школ и техникумов, студенты высших учебных заведений, представители партийных, советских и общественных организаций собрались на митинг, посвященный этому знаменательному событию… Слово предоставляется председателю правления Донецкой организации Союза писателей Украины П. А. Байдебуре. Он говорит о всенародной любви к Кобзарю, о том, что открытие памятника Т.Г. Шевченко является большим и радостным событием в культурной жизни края угля и металла. «И вот сегодня, - заканчивает свою речь тов. Байдебура, - ясноликий Тарас стоит на земле шахтеров, металлургов и колхозников Донбасса.

Промышленное и культурное развитие Юзовки связано с главным промышленником валлийского происхождения –Джоном Юзом. Благодаря его деятельности было начато развитие металлургической промышленности на которой теперь базируется экономическая мощь Донбасса Скульптором Александром Скорыхв 2001 г. в самом сердце студенческого городка ДНТУ - местного технического университета, напротив нового корпуса был сооружен памятник Джону Юзу. В изображении - Юз прост и скромен, высотой в полтора человеческих роста. Он опирается на молот, иллюстрируя легенду о том, что лично работал в кузнице на Овечьем Хуторе, с которой и начался город.

В 1963-64 годах широкую известность получает легендарная группа "Битлз". Харьковчанин Владимир Антипов у входа в развлекательный комплекс "Ливерпуль" создал памятник Памятник Битлз. Донецкие битлы изготовлены из пластмассы (или, как пишут в некоторых серьезных источниках – «из композитных материалов»), а покрашены бронзовой краской. Автору удалось достигнуть большого сходства с оригиналами. Возле донецких битлов всегда играет музыка героев.

На бульваре Пушкина, на площади перед зданием Донецкой областной государственной администрации расположен памятник- Пальма Мерцалова . В 1896 году кузнец Юзовского металлургического завода Алексей Мерцалов выковал для нижегородской выставки - ярмарки из куска шахтного рельса стальную пальму. Копию знаменитой пальмы выковали донецкие кузнецы. В Донецке, кроме бульвара Пушкина, она украшает еще одно место – площадь перед выставочным центром «Экспо-Донбасс». Ее установили в 1999 году, а изготовил кузнец Сергей Каспрук уже по «мерцаловской» схеме – из куска металла, без сварки и соединений.

Специфическим монументом в честь освобождения Сталино в 1943 году бойцами 32-й отдельной гвардейской танковой бригады является памятник-«Командир машины боевой ». Расположен в сквере возле оперного театра. В этом месте они (как считается) похоронили своего командира – полковника Франца Гринкевича, погибшего в одном из боев. Танком «отметили» могилу – возможно, для того, чтобы, как предполагает ветеран Великой Отечественной войны Виктор Анденок, могила не затерялась. Это была самая настоящая боевая «тридцатьчетверка», только вооружение и ходовую часть перед установкой привели в негодность. Машина простояла на холмике, насыпанном бойцами (а впоследствии - на бетонном постаменте), до 1964 года, когда ее заменили на более современную модель – Т-34-85, с более просторной башней и более мощной пушкой, но тоже успевшей реально повоевать против немцев. Старый танк увезли во двор библиотеки Крупской, где тогда находился краеведческий музей .

1 мая 1954 года был торжественно открыт Памятник Кузьме Гурову- комиссару Южного фронта и члену Военного совета. Он принимал активнейшее участие в разработке стратегии и в создании нужного психологического фона наступления. Памятник исполнили киевские товарищи Анатолий Белостоцкий и Элиус Фридман. Первый (сын другого классика жанра – Ефима Белостоцкого) известен как целеустремленный воплотитель образа Тараса Григорьевича Шевченко, а также автор нашего памятника стратонавтам.

В сквере у горисполкома на пересечении улицы Артема с проспектом в 2009 году был установлен Памятник Николаю Федровичу Ватутину,- советскому военачальнику, генералу армии, герою Советского Союза. Памятник представляет собой классически исполненный бюст на цилиндрическом основании.

В 1997 году Донецк получил в дар от немецкого города-побратима Бохума колокол. Начиналось все в 1844 году, когда бохумские мастера открыли секрет литья стали. В 1851 году мастер Якоб Мейер отлил здоровенный колокол. А в 1867 году отправил его в Париж, на Всемирную выставку. Там бохумское изделие произвело сенсацию и получилось несколько призов. Потом был яростный спор между Мейером и знаменитым Альфредом Круппом, который оспаривал первенство в изобретении метода литья стали. Была назначена экспертиза, которую проплатил Крупп – но, несмотря на это (хвала западной демократии!) – обнаружилась правота бохумского маэстро. Победоносный колокол установили на площади перед ратушей и с тех пор им необычайно гордятся. Колокол , подаренный Донецку, изготовлен по той же технологии, но в 1949 году. И эта копия в десять раз меньше оригинала (можете себе его представить!). По колоколу идет благочестивая надпись.

Благодаря активности российского фонда «Меценаты столетия» и при благословении патриарха Алексия II в Донецке появился памятник «Добрый ангел». Ранее ангелы посетили четырнадцать городов мира, включая Пхеньян. Организаторы описывают свою идею как «уникальный символ единения людей разных национальностей, разных конфессий, представителей разных государств». На плитах перечислены местные меценаты, поучаствовавшие в развитии всего прекрасного и доброго. Сооружение высотой 15 метров видно всякому, кто ступит на мост через Первый городской ставок. Добрый ангел мира появился на месте не самого светлого персонажа – Иосифа Виссарионовича Сталина, памятник которому стоял здесь после войны.

23 мая 2002 года у здания пятого корпуса бывшего торгового института (нынче-то это – Университет экономики и торговли) был открыт Бюст Михаилу Ивановичу Туган-Барановскому, - русскому и украинскому экономисту, историку, видному представителю «легального марксизма», политику, министру финансов. Его именем наззван вуз – Михаилу Ивановичу Туган-Барановскому, основателю кооперативной советской экономики.

Памятник «Преподавателям, студентам и сотрудникам Донецкого политехнического института».

Автор памятника – Николай Ясиненко. Он создал небольшой мемориал, оградив площадку рядом с довоенным третьим корпусом института. А к высокому пилону прислонил две черные фигуры – юношу и девушку, худых и решительных, с винтовками за плечами. Позже рядом появился храм, что создало памятнику несколько парадоксальный фон, но усилило его мемориальную интонацию.

Скульптура «Юность»

Создана скульптура киевским скульптором Николаем Билыком.

«Юность» изготовлена из каррарского мрамора – одного из лучших и самых знаменитых сортов, из которого изготовлен римский Пантеон и «Давид» Микельанджело. Обработка глыбы весом девять тонн и стоимостью более 83000 гривен заняла около четырех месяцев. В итоге получилась летящая красавица весом в пять тонн и ростом в 3 метра 15 сантиметров. Настолько чистая и прозрачная, что через нее, кажется, просвечивает солнце… (Приложение З).

«Бронзовый Соловьяненко»

Установлен памятник в мае 2002 года, и сразу стал пользоваться успехом у фотографов. Памятник попал в Топ-10 самых аляповатых памятников страны, составленный в 2009 году. Автор сооружения – скульптор Александр Скорых и архитектор Вячеслав Вязовский. Соловьяненко изображен в роли Герцога из оперы «Риголетто» (отсюда, а не от фирмы DC Comics, знаменитый плащ).

На высоком постаменте перед Свято-Преображенским собором стоит Архистратиг Михаил (естественно, с крыльями за спиной). И появился он точно тогда же – в мае 2002 года. Автор скульптуры – Георгий Куравский. В его версии Михаил молод, но, безусловно, храбр. Так и должно быть, ведь этот персонаж – предводитель сил Добра в их битве со Злом, главный Божий полководец.

В честь 133 сотрудников милиции, погибших при исполнении служебного долга с 1917 по 1998 год, возле Донецкого областного управления МВД установлен Памятник Сотрудникам Органов Внутренних Дел. По концепции – и реализация: прорезанный в гранитном монолите крест – и перед ним женская фигура с крыльями за спиной. Ее соорудили скульптор А. Порожнюк и архитектор Ю. Олейник. Памятник образует единый комплекс с храмом Иоанна Воина, построенного тут же, на том же «квадрате». И все это появилось во времена, когда областной милицией руководил Владимир Малышев.

В сентябре 2007 года был открыт памятник -Студент

Композицию выбрали студенты из нескольких представленных. В итоге, восторжествовала идея двух горловских скульпторов – Николая Новикова и Дмитрия Ильюхина. Идея довольно смелая. Памятник – это симбиоз двух объектов, лавочки (на которой можно и просто посидеть) и стоящего возле нее студента. Судя по лежащим на лавке вещам (мантии и шапки-магистратки) студент только что покончил с высшим образованием. Открыт памятник во внутреннем дворе нового здания экономико-правового факультета Донецкого национального университета.

Неожиданной фигурой, выполненной в человеческий рост является памятник --Страховой агент

Она имитирует актера Иннокентия Смоктуновского в роли Юрия Деточкина из фильма «Берегись автомобиля». Бронзового Деточкина изготовил член Союза художников Украины Игорь Макогон по заказу страховой компании АСКА к ее 20-летию (Приложение И).

Памятник Святому Великомученнику Георгию Победоносцу

Этот герой прискакал к нам летом 2011 года из солнечной Грузии, где его любят и почитают так же, как и у восточных славян. Установленный в одной из «развязок» парка кованых фигур, Георгий Победоносец стал вторым (после Богдана Хмельницкого) конным памятником в городе, лишенном конной истории. На постаменте – проникновенные слова: «Памятник Святому Великомученнику Георгию Победоносцу». Установлен грузинским землячеством в знак благодарности всему Донбассу, ставшему для живущих здесь грузин, их второй родиной».

Памятники Кировского и Петровского районов.

5 ноября 1967 года увидел свет Памятник борцам за Советскую власть на площади Свободы. О его открытии писали такое: «Бригадир комплексной бригады шахты имени Абакумова В.Н. Пихтеров, слесарь Рутченковского машиностроительного завода И.И. Бритченко, мастер коксохимического завода Н. М. Ванин и другие рассказали об успехах своих коллективов в юбилейном соревновании. Поблагодарили скульптора Н.А. Гинзбурга, архитектора Я.И. Томило, тружеников литейного цеха машиностроительного управления № 2 за сооружение этого величественного памятника».

В 2005 году в Донецке появился памятник «Беспощадному террору» , созданный творческой бригадой, составленной из элементов других предыдущих. Скульптором выступал автор «афганского» монумента А. Порожнюк. Этот памятник посвящен жертвам политических репрессий 1930-40 годов. Поставлен он на месте так называемого «Рутченковского поля» - пустого пространства, которое сейчас ассоциируется скорее с Текстильщиком, чем с Рутченково.

Великий шахтерский труд Донецкого края, его развитие увековечены в памятниках Близнецы .

До нашего времени уцелели два. Один стоит в парке у шахты Абакумова. Второй в сквере у шахты «Петровская» Оба гипсовых брата белы, ухожены и демонстрируют, что какие-то остатки тотального уважения к главной профессии Донецкого края.

Памятники Ленинского района

Памятник Ивану Филипповичу Ткаченко.

Иван Филипповоч Ткаченко был хорошим электрослесарем. В 1940 году призвался в армию. Там его и застала война. В 1943 году, после окончания Подольского артиллерийского училища, попал в 3-ю гвардейскую стрелковую Волновахскую (что показательно) дивизию 2-й гвардейской армии 3-го Белорусского фронта. Стал разведчиком. В феврале 1945 года, как начальник разведки артиллерийского дивизиона, проник в тыл врага, откуда с помощью радиста корректировал стрельбу своих – да так удачно, что были подавлены 2 артиллерийские и 2 минометные батареи, уничтожены 8 пулеметных точек и более роты пехотинцев противника. Кроме того, сам Ткаченко ликвидировал 19 врагов. До Победы он не дожил – погиб 18 апреля. А на следующий день ему было присвоено звание Героя Советского Союза…

Его именем назвали площадь и улицу, ведущую к заводу (до этого она носила скромное имя Ленина). И, по инициативе трудового коллектива ДМЗ, поставили памятник авторства Л. Казанской и Н. Баранова. Фигура Ткаченко изображает хрестоматийного разведчика: бинокль, планшет, тревожный взгляд, плащ-палатка. Он скромен, но выразителен.

9 мая 1965 года у проходной металлургического завода, в самом центре исторической Масловки был открыт Памятник полковнику Масловскому. Автором его числится И. Кауфман. Памятник – это обычный 120-милиметровый миномет, установленный на трапециевидный постамент.

В 2006 году между телецентром и ДК металлургов, перед пожарной частью МЧС появился мужественный самоотверженный мужчина, замерший в несокрушимой позе. Герой-спасатель За его спиной, на стеле – изображения некоторых главных объектов Донецка. Мужчина заслонил их своей грудью, и по выражению его лица ясно видно: тому, что намерен покуситься на их целостность, не поздоровится. Таков донецкий герой-спасатель, объединивший в себе черты пожарника и бойца гражданской обороны.

Памятник жертвам Холокоста

Это очень простой памятник, и установлен он в очень правильном месте. Белый карьер, где во время войны было организовано еврейское гетто. Символ очередного горя многострадального народа. И камень, как олицетворение той тяжкой ноши, которую вечно приходится нести евреям, причем не только в Донецке. Памятник жертвам Холокоста был открыт 26 декабря 2006 года.

Памятники Донецка: Куйбышевский и Киевский районы

Памятник «Слава шахтерскому труду»

Расположен на Шахтерской же площади. Авторы – скульптор Константин Ракитянский и архитектор Павел Вигдергауз). Памятник стал символом города. Он фигурирует на единственной марке, непосредственно посвященной Донецку за всю историю филателии СНГ, выпущенной в 1969 году к 100-летию города (Приложение К).

В 1953 году молодой скульптор Сергей Гонтарь, только что окончивший Одесское художественное училище, соорудил в городе Сталино свой первый памятник Отважная девушка Зоя. Его героем стала девушка. Чье имя стало олицетворением подвига и бесстрашия благодаря журналисту Петру Лидову, который в 1942 году услышал в подмосковном селе Петрищево историю о девушке-диверсантке,- пойманной немцами, подвергнутой жестоким пыткам, но перед смертью сказавшей знаменитую фразу: «Сколько нас ни вешайте, всех не перевешаете!». Лидов вдохновился рассказом и написал для газеты «Правда» большой очерк «Таня» (такова была боевая кличка Зои). И Космодемьянская пошла греметь по всей стране. Памятник Зое решено было поставить перед входом в новую школу №54. Ее построили сразу после войны на самом севере города – тогда здесь еще почти ничего не было, кроме горноспасательной станции (и только что построили корпус ДонУГИ, за которым сразу, без перехода, начиналась пустота). Зоя, как пример для молодежи, была идеальным образом. Скромный, аскетический бюст. Звезда героя на постаменте. Волевая складка губ у каменной героини. В общем, очень просто и максимально выразительно.

Памятник Сергею Назаровичу Бубке

Прецедент сооружения памятников живущим создал один из самых великих людей в истории Донецка – шестовик Сергей Бубка. Бубка встал на месте фонтана, в плане представлявшего собой трехлучевую звезду. Памятник появился в 1999 году. Идея принадлежит известному скульптору Николаю Ясиненко. В ней выделяются два элемента. Во-первых, придумано, что высота постамента составляет 6 метров 15 сантиметров – таков последний установленный Бубкой рекорд. Во-вторых, к правой ноге великого человека приделана ласточка. Тем самым, автор хотел сказать, что Сергей Назарович достиг таких высот, где уже парят птицы. Памятник стоит перед РСК «Олимпийский» - здесь Бубка соревновался, здесь даже устанавливал некоторые из своих рекордов. Но, что еще более ценно – здесь (на тогда еще стадионе «Локомотив») он занимался в легкоатлетической секции, сюда каждый день ездил с Ветки, где жил.

Памятник женщине-матери .

Эскиз выполнил маститый местный мастер Николай Ясиненко (автор Бубки на улице Артема и угловатого Горького у мед.университета). Претворил его идею в жизнь армянский скульптор Карен Калантарян. Наверное, национальная специфика дала о себе знать – во всяком случае, сквозь черты нашей матери проглядывает торжественный, строгий, величественный армянский стиль. Молодая мать с пышной южной прической держит сына (что отчетливо видно), который по - южному экспансивно и бесконечно доверчиво вскинул руки…

Выводы

Монументальное прошлое города Донецка- сокровищница культурного наследия. Ведь памятники своим величием дают эмоциональный заряд, внушают уважение к истории своего города, помогают сохранять значимое прошлое. Они призваны воспитывать в гражданах чувство гордости за предков. Иногда памятники ставят живым людям, которые отличились чем-то хорошим. Пройдет совсем немного времени, и не останется в живых очевидцев Великой Отечественной войны. Наличие же памятника, который рассказывает о подвиге народа, позволит потомкам не забывать об этих годах. Во всех районах нашего города можно обнаружить каменные свидетельства этой жестокой поры. Между памятниками и обществом существует невидимая связь. Историко-культурная среда, частью которой являются памятники, оказывают влияние на формирование мировоззрения каждого жителя. Кроме этого, памятники истории и культуры являются информацией, которая нужна для прогнозирования будущих процессов. Наука, используя такой археологический материал, как памятники, не только восстанавливает то, что происходило в прошлом, но и делает прогнозы. В архитектурном плане памятники помогают организовывать пространство, исполняют роль визуального центра общественного развития. Чем выше образованность, культура, экономика общества, гуманнее его идеология, тем более осознанно оно относится к своему историко-культурному наследию.

Культура и история

Есть в мире страны и регионы, чей фольклор, историческое наследие стали частью общемировой культуры. Это Ирландия, Скандинавия, Греция, Индия. Скажем, из Ирландии к нам «прикочевали» эльфы, тролли, гномы, напиток эль, а слово «бард» – первоначально сказитель кельтского эпоса. Скандинавии мы обязаны старшей и младшей Эддами, валькириями, образом Валгалы. Греция и Индия – страны мифов и легенд, которые изучают сразу по двум школьным предметам: истории и литературе. И каждый наш школьник за незнание того, кто убил Гектора, или сколько воевали кауравы против пандавов из индийского эпоса Махабхарата, получает «неуд».

В то же время культуру и историю нашего региона не изучают вообще. Имеется в виду не сегодняшняя культура (например, фестивали балета) и джаза, а культура нашего прошлого. Многие ли знают, что в Донбассе существовала развитая городская песенная культура (ро-мансы, бытовые песни), от которой до нынешних дней дожил разве что «Коногон», да и то, скорее, известный в форме песни «На поле танки грохотали» из кинофильма «На войне как на войне».

Да дело не только в песнях и романсах – пропадает буквально на глазах уникальный шахтёрский фольклор. Мало кто знает, что «Добрый Шубин» – это не только марка местного пива, но и целый пласт сказов, связанных с этим мифическим персонажем, который приходит на помощь горнякам в трудную минуту. Но Шубин – не единственный фольклорный персонаж, рядом с ним существуют и Хозяин Горный, и возлюбленная Шубина – Христина.

Кроме шахтерских сказов, в сёлах Донбасса развивался и свой особый фольклор. Ещё в середине XIX века были записаны этнографами рассказы о людях-песеглавцах, о казаке Сауре, о разбойнике Карачуне и ватажке разбойном Савве. А ведь эти рассказы записывали достаточно известные люди – например, историк Михаил Драгоманов.

Бытует в наших краях и свой цикл преданий, связанных с Каменными Могилами, со Святогорским монастырём. Но почему об этом не говорится в наших учебниках по истории и этнографии? Почему в Донбассе не пишутся научные работы по этой тематике, не выходят книги?

А это ведь только вершина нашего эпического «айсберга», то, что лежит буквально на поверхности. История Донбасса насчитывает столетия, на протяжении которых в нашем регионе жили десятки народов.

Взять, например, наше Азовское море. Почему оно Азовское? В честь города Азова? А Азов в честь кого назван? Оказывается, в честь племени азов (асов). Что это за племя? Почему оно так врезалось в память, что сохранило напоминание о себе сквозь века? Норвежский исследователь Тур Хейердал предполагал, что именно у нас, в Приазовье, жили предки викингов (возможно, те же азы) и что значительная часть скандинавского эпоса возникла именно на наших землях. Местным краеведам эта тема показалась почему-то неинтересной.

Такая же история с Русским Каганатом, существовавшим на территории Донбасса в VII – IX вв. нашей эры, – государственным образованием, относительно которого впервые были употреблены названия «русский» и «Русь». Это было государство, в котором уровень урбанизации оказался одним из самых высоких в раннем средневековье. Именно это государство, по мнению многих историков, таких, например, как Георгий Вернадский (сын Владимира Вернадского), стало прародиной Киевской Руси.

Да любого из таких фактов было бы предостаточно, чтобы любой другой регион уже заявил об этом в полный голос! Но почему-то не Донбасс. Представление о том, что здесь до середины XVIII века было «Дикое поле», всё ещё довлеет над нашим региональным гуманитарным истэблишментом – позволяя навязывать нам чуждую нам идентичность, привнесённую с запада Украины, убивая тем самым душу Донбасса, а значит, и сам регион.

На територии Донбасса 10 лет тому количество свидетелей Иеговы насчитывало близко 1млн., а сейчас их больше 25 тыс. человек. Ныне меня-ется отношение к членам этой религиозной организации. Есть надежда,что в будущем организация свидетелей Иеговы по другому будет восприниматься украинским обществом и украинским конфессионным миром. Изменяется в конструктивном для Украины направлении и деятельность церквей полного Евангелие, которое еще недавна пугала исследователей спецификой хариз-матичного и пассионарного служения.

Динамическое развитие протестантизма в Украине, пополнение его общин новыми членами, возникновение новых для Украины конфессий («Церковь Христова», «Новоапостолькая церковь», «Церковь Исуса Христоса Святых Последних дней» (мормоны) не составляет ни какой угрозы православным и католическим церквам Украины. Все хрестиянские конфессии Украины и не християнские также способные развиваться параллельно на основах взаи-мопомощи и взаимодополняемости, сотрудничества в создания актуальных со-циальных проектов.

Региональная специфика регионов имеет важную роль в решении нацио-нального вопроса. На Донетчине к 2000-му году из 900 религиозных огра-низаций действовало ортодоксальных христианских церквей лишь 449, что составляет лишь 48,8% всех зарегистрированных организаций. Поэтому конфессионная карта Донеччини пестрая и сложная. На таблицах №2,3 отра-жена картина религиозной ситуации Донеччини. Большая часть из их проте-стантские союзы и конфессии регионального, общеукраинского и меж-дународного значения, имеющие авторитет и прочные связи с западными центрами. Речь идет не только в тех, которые появились в 1980-90-е годы на Украине и в странах СНГ в виде так называемой экспансии (миссионерские церкви, пришедшие с западной Европы, Канады и Америки). Среди их Церковь «Слова жизни», «Христиан веры Евангельськой», «Союз церкви Божьей» и др.(см. таблицу №2.1.,2.2)., но и тех, которые имеют украинские корны, начиная с эпохи реформации и нового времени.

Возростание протестанских направлений обусловлено економическим, со-циальным и духовным кризисом украинского общества, которое охватило все сферы жизни. Социальное размежевание общества, резкое обеднение общей ма-ссы населения, низкий уровень жизненных показателей украинцев, даже по сравнению с соседними странами восточной Европы неминуемое привели к численному увеличению беднейших пластов: городскому плебсу, мелких пре-дпренимателей разоренного крестьянства, с их тягой к «клановости». Как уже отмечалось выше, в роботах швейцарского ученого К.Юнга («Психология и Религия», «Архетипы и символы») разработанна научная концепция «ко-ллективного подсознательного», заложенного в сакральной памяти поколений и проявляющего себя в моменты социальных катаклизмов и исторических сломов. По мысли К.Юнга человеку всегда свойственно архаичность мыш-ления, стремление в коллективном найти подтверждение собственным жиз-ненным позициям. Схема массового мышления простая: все, что не отвечает требованиям толпы, вызовет у нее беспокойство и агрессию. Таким образом протестантизм имеет сложную религиозную и социальную природу, которую нельзя не учитывать в современном процессе организации и управления ду-ховным производством.

В настоящее время протестантские центры в Донецком крае создали разветвленную структуру своих миссий, союзов, объединений с целью не толь-ко активной пропаганды, но и созданию своих экономико-корпоративных орга-низаций («Всеукраинские корпоративные союзы бабтистов», «Южноукра-инский союз адвентистов седьмого дня» и др.). Они стремятся создать прочную систему производства, рынка сбыта, собственного потребителя и много дру-гого. В ряде районов (Харцызском, Славянском, Першеправневом и др.) ими уже создана своя система экономической и духовной жизни общины, насчи-тываючих на сегоднешний день более 700 тыс. населения. Внутрення жизнь подобной организации напоминает исторический опыт кальвинистских кантонов, с их четкой системой производственной, экономической, социальной и духовной жизнью общин.

Таким образом, опыт работы протестантских организаций заслуживает пристального внимания не только философов и религиеведов, но, и в не меньшей степени – социологов, политологов и экономистов сегоднешнего дня.

Ниже приведем приведем таблицы религиозных организаций (таблица 1.), духовных центров (таблица 2.) и монастырей (таблица 3.) в Донбассе, дающие возможность проследить динамику развития и возростания роли различных религиозных конфессий в духовной культуре региона.

Таблица 1.

Религиозная ситуация Дон басса 2000 – 2002 г.г.

Украинская греко – котолическая церковь 17

Таблица 1.1.

Церкви евангельских христиан – бабтистов

Союз евангельских христиан – бабтистов

Братство независимых церквей и миссий евангельских христиан- бабтистов

Евангельские христиане – бабтисты вне Союзов

Приверженцы Совета церквей евангельских христиан – бабтистов

Евангельские христиане

Религиозная община назарян

Таблица 1.2.

Таблица 1.3.

Церкви полного Евангелия

Украинская христианская евангельская церковь («Слово жизни»)

Объединение независимых харизматических церквей Украины

Духовный центр «Новое поколение» християнских церквей

Церквей полного Евангели вне Союзов

Церквей адвентистов седьмого дня

Свидетели Єгови

Церковь Христова

Всего пратестантських церквей 622

Таблица2.

Религиозные центры Донеччины

1.3 Епархии (Головская, Донецкая, Донецко – Луганская)

    Донецкое областное объединение ЕХБ

3.Восточно- украинский духовный центр независимых церквей и миссий ЕХБ, церкви Божьей Украины

4.Украинская евангельская церковь, духовный центр «Новое поколение»

5.Восточно – украинское объединение церквей АСД

6.Духовный центр независимых мусульманских объдинений, мусульманский культурный центр, независимая мусульманская партия

7.Буддистский орден «Лунг –Жонг – ПА», «Ведическая школа».

8.Региональное духовное объединение иудейских союзов Донбасса

Таблица 3.

Монастыри Донеччины

1. Святогорский, Святоуспенский мужской монастырь (Горловская епархия УПЦ).

2.Монастырь в честь Кашперовской Божьей Матери (Донецкая епархия УПЦ).

3.Монастырь (Донецк УПЦ).

4.Монастырь УПЦ (с.Званивка, Артемовский район)

5.Женский монастырь (с.Кисилевка, Макеевский район УПЦ).

Таблица 3.1.

Религиозные миссии Донбасса

1.Христианская миссия «Ковчег»при обл. объединении церквей ЕХБ

2.Христианская миссия «Милосердие»,»Жемчужина» при респ. Объединении ЕХБ (г.Донецк)

3.Христианская миссия «Дорогая к жизни» при духовном центре независимых церквей ЕХБ Украины (г.Харцызск)

4.Христианская миссия «Медицинская ассоциация» при обл. объединении церквей ЕХБ

5.Христианская миссия «Ковчег» при обл. объединении ХВЕ (г.Словянск)

6.Христианская миссия «Воможность» при объдинении ХВЕ Донецкой области (г.Мариуполь)

7.Христианская миссия «Благая Весть» при союзе свободных церквей ХВЕ (г.Горловка)

8.Христианская миссия «Авана» при союзе свободных церквей ХВЕ Украины (г.Горловка)

9.Христианская миссия «Мир Донбасса» при союзе свободных церквей ХВЕ Украины (г.Донецк)

10.Религиозная миссия «Благовещенья, Милосердия и Любви» при союзе ХВЕ(г.Донецк)

11.Иудейская духовная семинария ЭШИВА (г.Донецк)



Загрузка...
Top