Писатель катаев валентин краткая биография. Подробная биография валентина катаева

Один из наиболее ярких представителей юго-западной школы родился в Одессе 28 января 1897 г. в доме на улице Базарной, 4. Его отец – Петр Васильевич Катаев – сын священника из Вятки, мать Евгения Ивановна – дочь полковника Бачея (по семейной версии, Бачеи были родственниками Н.В. Гоголя). В 1902 г. в семье Катаевых родился второй сын Евгений (будущий Евгений Петров). В 1903 г. мать умерла, и детей помогала воспитывать ее младшая сестра, Елизавета Бачей. Семья неоднократно меняла квартиры, они жили на ул. Канатной, 85; Пироговской, 3; Уютной, 7 (по новой нумерации – 8); Отрадной, 10 (здание не сохранилось); Успенской, 2.

Катаев учился в Пятой мужской гимназии, начал писать стихи с 9 лет, первое стихотворение было опубликовано в 1910 г. В 1911 семья Катаевых побывала за границей – в Италии. Спустя год, в 1912, вышла первая маленькая книга – рассказ о пасхальном поцелуе. В 1915 году Катаев поступил вольноопределяющимся в действующую армию, до лета 1917 служил в 64 артиллерийской бригаде, дважды ранен, награжден орденом Св. Анны IV степени.

В конце 1917 Валентин Катаев вернулся в Одессу и стал одним из самых активных участников литературной жизни. По воспоминаниям совре-мен-ни-ков, именно он организовал один из наиболее известных литературных кружков того времени – “Зеленую лампу”. Во время смен властей в 1919 ему пришлось воевать и в Красной (летом) и в Добровольческой (осенью) армии. Как позднее вспоминал сам Катаев, и сидеть ему пришлось и в контрразведке, и в чрезвычайке. Весной 1920 г. Катаев и его младший брат были арестованы ЧК, и освобождены летом того же года (по воспоминаниям, их спас писатель Андрей Соболь). После освобождения Катаев работал в ЮгРОСТА, а затем вслед за В. Нарбутом , руководившим ЮгРОСТА, Катаев и Олеша в 1921 переезжают в Харьков (в те годы столицу Украины).

С 1922 г. жил в Москве. Катаев работал в газете железнодорожников “Гудок”, его фельетоны выходили под многочисленными псевдонимами (один из них “Старик Саббакин” стал шутливым прозвищем). В комнате Катаева в Мыльниковом переулке находили приют на первых порах все одесситы, перебиравшиеся в Москву.


Э. Багрицкий , В. Катаев, Я. Бельский. Одесса, 1925 г.

Катаев печатался в газетах “Правда”, “Труд”, “Накануне”, “Рабочей газете”, журнале “Крокодил”. Выходят книги его рассказов, повесть “Растратчики” (1926), он становится драматургом – написанные в 1928 году пьесы “Квадратура круга” и “Растратчики” (по мотивам повести) шли на сцене МХАТ и за границей. В 1932 был на строительстве Магнитогорска, описанном в повести “Время, вперед!”. Повесть “Белеет парус одинокий” (первая часть эпопеи-тетралогии “Волны Черного моря”) написана в 1936. Это первая из книг автобиографического “одесского цикла”. Героями ее становятся семья Катаевых, в книге он использует фамилию матери – Бачей. Как писал позднее сам автор, он хотел “скрестить Пинкертона с Буниным ” – развлекательный сюжет с отточенным литературным языком. Катаев был одним из наиболее успешных писателей одесской школы в 1930-е гг. Одно из наиболее известных в те годы его произведений – повесть о Гражданской войне на Украине “Я, сын трудового народа...”, написанная в 1937. По ее мотивам была написана опера С. Прокофьева “Семен Котко”.

Во время Отечественной войны Катаев работал в Радиокомитете и в Совинформбюро, был военным корреспондентом “Правды” и “Красной звезды”. В 1946 получил Сталинскую (Государственную) премию за повесть “Сын полка”. В 1948 он пишет продолжение “Белеет парус одинокий” – повесть “За власть Советов” (“Катакомбы”) (4-я часть тетралогии “Волны Черного моря”) – об оккупации Одессы и борьбе подпольщиков. Повесть подверглась резкой критике, в том числе за недостаточно ярко выраженную роль партии в руководстве подпольем. В 1951 г. Катаев написал второй вариант повести. Вторая часть тетралогии “Хуторок в степи”, где вновь использованы реальные события из жизни семьи Катаевых (поездка в Италию) вышел в 1956 г., третья – “Зимний ветер” – о Гражданской войне, с описанием романа с Ирен Алексинской – вышла в 1961 г.

В 1955-1961 гг. Катаев был главным редактором журнала “Юность”. Оставил пост главного редактора по собственному желанию, чтобы без помех заняться литературной работой. Именно катаевская “Юность” стала стартовой площадкой молодых поэтов и прозаиков – шестидесятников.

Начиная с повести “Маленькая железная дверь в стене” (1964) В. Катаев использует стилистику, названную им “мовизмом” (от французского слова “плохой”).

В основе его следующих книг использованы реальные события биографии писателя и его предков.

Сюрреалистические сдвиги – времени, свобода ассоциаций.

Ирен Алексинская

Так написаны “Святой колодец” (1965), “Трава забвенья” (1967) – о встречах с И. Буниным и В. Маяковским, “Кубик” (1969), “Разбитая жизнь или волшебный рог Оберона” (1972) – о детстве и Одессе начала века, “Кладбище в Скулянах” (1975). В повести “Алмазный мой венец” (1978) под прозрачными псевдонимами выведены одесские и московские писатели, события литературной жизни Одессы и Москвы 1910–20-х гг. Одно из самых известных произведений – “Уже написан Вертер” (1980). Впервые после 1920-х годов в советской литературе появляются сцены казни в ЧК. При жизни Катаева повесть была опубликована только один раз – в журнале “Новый мир”, и не вошла в собрание сочинений. “Юношеский роман моего друга Саши Пчелкина, рассказанный им самим” (1982) вновь описывает (уже без политизированности) историю романа с Ирен Алексинской. Последние повести В. Катаева “Спящий” (1984) – об Одессе времен Гражданской войны, “Сухой лиман” (1986).


После бесцветной прозы тридцатых-пятидесятых годов Валентин Катаев вновь, как и в двадцатые годы, доказал, что он блестящий стилист, большой русский писатель.

В.П. Катаев – Герой Социалистического Труда (1974), награжден тремя орденами Ленина, орденами, медалями. С 1973 г. он член-корреспондент Майнцской академии (ФРГ), с 1976 – член Гонкуровской академии (Париж).

Лишь в 2009 году в Москве была издана книга В. Катаева.

Один из переулков Одессы назван именем Валентина Катаева.

На доме по ул. Базарной, 4, где родился Валентин Петрович, установлена мемориальная доска.



12 апреля 2013 года на фасаде Одесского аграрного университета (ул. Пантелеймоновская, 13) открыта мемориальная доска братьям Катаевым – Валентину и Евгению (он же Евгений Петров) – именно здесь располагалась 5-я мужская гимназия, в которой учились литераторы.

Доска установленна по инициативе учащихся 7-го класса интерната №2.

Алена Яворская,
заместитель директора по научной работе
Одесского литературного музея

"Белеет парус одинокий", отрывок, читает В.П. Катаев

2 сентября 2017 года, к 223-летию со дня основания Одессы, на Аллее Звезд появилась новая звезда – в честь Валентина Петровича Катаева.

Нет ничего удивительного в том, что Валентин Катаев больше известен как детский писатель. Однако мало кто знает, что он награжден двумя Георгиевскими крестами, 4-й степени, тремя имеет звания Героя Социалистического Труда (1974 г.) и лауреата Государственной премии за повесть «Сын полка» (1946 г.).

В статье мы подробнее поговорим о том как жил Валентин Катаев. Биография и творчество знаменитого писателя не могут не вызывать интереса.

Одесса-мама

Валентин Петрович родился в Одессе 28 января 1897 года в образованной семье. Отец его был сыном священника из Вятки, и тоже в свое вермя хотел пойти по стопам отца, но, проучившись в духовной семинарии, он поменял курс на Новороссийский университет историко-филологического факультета и потом преподавал в Одесском юнкерском епархиальном училище.

Мать писателя была генеральской дочерью. Семья жила счастливо, но не долго. Вскоре после рождения брата Валентина - Евгения - женщина умерла от воспаления легких. И сирот взяла к себе на воспитание ее сестра.

Валентин Катаев: биография, фото

Валентину и Евгению с детства прививали любовь к классической литературе, у них в доме была огромная библиотека. Родители часто читали им книги вслух.

Этим и занимательна писательская биография. Катаев Валентин Петрович чуть позже вспоминал, что в своих произведениях он часто описывал интеллигентные семьи, и их прообразом, как правило, была его семья, в которой всегда царила теплота отношений, глубочайшая порядочность и бескорыстие.

Валентин уже с 12 лет начал писать стихи, которые читал всем подряд: родственникам, товарищам, знакомым. Его интересовало их мнение. А потом он, будучи гимназистом, начал бегать по редакциям, куда его стихи не торопились брать для печати. Одно только стихотворение «Осень» все же было напечатано в 1910 году в «Одесском вестнике».

Это просто окрылило тринадцатилетнего подростка. На штурм редакций он стал брать с собой брата. Евгений вспоминал, что он плакал, когда тот тащил его в очередную редакцию, потому что одному Валентину было страшно идти. Так бы все и продолжалось, пока его товарищ по гимназии не посоветовал ему обратиться к своему отцу - писателю Александру Митрофановичу Федорову.

Вскоре тот уже представлял Катаева как своего очень способного ученика. Федоров ознакомил его с творчеством Ивана Бунина. И это стало для юноши чудом подлинной поэзии. Он тут же попросил своего отца купить ему сборник У отца от умиления проступили слезы, он подумал, что, наконец-то, его сын взялся за ум.

Мечта

Ежегодно в Одессу приезжал Бунин. И пришло время им познакомиться лично. Это был очень важный день для будущего писателя, о чем и повествует его биография. Катаев Валентин Петрович стал примерным учеником знаменитого поэта. Тот приучил его трудиться, писать стихи каждый день, и на этом учиться, как тот пианист на фортепиано, постоянно оттачивая свое мастерство.

Бунин говорил своему ученику, что в противном случае его талант оскудеет, как колодец, из которого долго не берут воду. Катаев не знал о чем писать, но Бунин утверждал, что писать надо регулярно и даже без необходимого вдохновения, о том, что видишь, например, о море, о камне, о скамейке.

Бунин не сильно одобрял стремление Катаева опубликовать каждое свое стихотворение в одесских печатных издательствах и советовал пока не спешить. Он понимал молодого поэта, но объяснял, что с этим делом не надо торопиться, ибо он в свое время тоже поспешил и напечатал много слабых произведений, о которых теперь очень сожалеет.

Нежная привязанность

Содержит интересные факты романтического характера, ведь рано или поздно к каждому происходит любовь. Рядом с семьей Катаевых жили Алексеевы.

Старшая дочь полковника Алекинского, которую звали Ирина, была девушкой разносторонне развитой. Она рисовала, лепила, играла на рояле, писала стихи и записывала лучшие в записную книжечку. Потом в доме Алексинских сам собой образовался некий литературный клуб любителей поэзии. Туда приходил и Катаев, который не мог не влюбиться в милую и очень хорошенькую девушку, он посвятил ей немало своих стихотворений, а через много лет ее образ стал прототипом его героинь в прозе.


Война

В 1915 году Катаев, так и не окончив гимназию, был вынужден отбыть на фронт. Он служил в действующей армии под командованием того самого соседа, теперь уже генерала Алексинского, отца Ирины, которой он писал свои письма, укрываясь в сырых, тесных и темных землянках. Там он часто всоминал о славных прошедших временах и о том, как он признался девушке в любви у них в доме на балконе.

Даже на войне Катаев, находясь постоянно под пулями, выполнял завет Бунина: писать регулярно и каждый день. В это время он создал много рассказов и очерков, которые потом отсылал своей возлюбленной и в столичные журналы.

Возвращение

Биография Валентина Катаева дальше завязана на том, что в декабре 1916 года он вернулся в родную Одессу, чтобы учиться в пехотном училище. Огневое время войны он сменил на несколько своих лучших месяцев, которые провел в доброй семейной обстановке. Снова много времени проводил у Алексинских Валентин Катаев (биография кратко, но упоминает эти факты) и посвящал стихи Ирине. Ее записная книжка в то время заметно пополнилась.

Но в мае 1917 года он уже опять отбыл на фронт, где его тяжело ранили, и до ноября он лежал в одесском госпитале. Как только он почувствовал небольшое облегчение, сразу начал работать над альманахом «Три сонета», опубликованным в 1918 г. В этом же году он получил известие о том, что Ирэн его разлюбила. Для него эти слова прозвучали как приговор. Однако жизнь била ключом.

Революция

Начались лихие годы, с 1917 года по 1920 власть в Одесе менялась 14 раз. Советская власть долго не могла утвердиться, и город оставался под правлением гетмана Скоропадского. Одесса стала перевалочным пунктом для русской эмиграции перед Берлином, Парижем и Константинополем. Отсюда потом уехали заграницу Иван Бунин, Алексей Толстой, а также другие известные писатели и представители интеллигенции.

Позже Катаев служил в добровольческой армии и воевал на броненосце «Новороссия». Вскоре тиф стал косить и белых и красных. Опять писателя ждал одесский госпиталь, а по выздоровлению - работа в телеграфном агентстве. Как бывшего офицера, его посадили в тюрьму, он уже думал расстреле, но потом, узнав в нем писателя, Катаева все же отпустили.

Этих впечатлений ему хватило на всю жизнь. Из его поколения офицеров, не успевших или не захотевших уехать из России, до старости почти никто не дожил, их перебили в 20-х и достреливали в 37-м. Об этом он даже хотел написать книгу и к старости это сделал.

Москва

В 1921 году от голода умер его отец, и Катаев уехал в Харьков, подальше от памяти и ЧК, а потом в Москву, где стал работать в газете «Гудок». В опустошенную эмиграцией столицу он потихоньку перетянул своего брата и друзей.

В издательстве он познакомился с врачом Михаилом Булгаковым, тоже бывшим белогвардейцем и тоже застрявшем из-за тифа. Они становятся друзьями. Вся писательская орда жила у Катаева в комнате на Чистых прудах.

К Булгаковым приезжала сестра Леля, Катаев в нее влюбился моментально и сделал ей предложение. Леля отказала ему, и тогда Валентин стремительно женился на Анне Коваленко - художнице. Его компания сразу дала девушке кличку Мадам Муха.

В Великую Отечественную Валентин Петрович был корреспондентом «Правды» и занимался издательством В 1942 году немцы подбили самолет, летевший из Москвы в Новороссийск с его братом, тоже писателем, Евгением. Тому было тогда 39 лет и он был соавтором И. Ильфа романов «12 стульев» и «Золотой теленок».

Когда-то он работал инспекторов в одесском уголовном розыске, а затем в одесских издательствах, где и познакомился с Ильей Файнзильбергом (псевдоним Ильф), но потом Валентин вытащил их в Москву и подал идею романа об Остапе Бендере. Говорили даже, что Катаев и стал его прототипом.

Литература для детей

Достаточно любопытной для нас нынешних будет написанная целой эпохой, в которой жил Валентин Катаев, биография.

Для детей, кстати, он написал огромное количество рассказов и сказок, многие из которых экранировались и пользовались огромной популярностью.

Биография Валентина Катаева настолько увлекательна и интересна, что не предсталвяется возможным, охватить ее всю. Однако самое важное, что его любили и ценили. После войны он станет редактором «Юности» и будет взращивать молодые таланты.

Писатель окажется весьма счастлив в браке с Эстер Бреннер, с которой проживет 55 лет и которая будет по настоящему ухаживать за ним и любить всю свою жизнь. Эстер родила ему двоих детей - дочь Евгению и сына Павла.

Биография Валентина Катаева - это длинный путь. Писатель всегда был в работе и прожил долгих 90 лет. Он умер от раковой опухоли в 1986 году Его могила находится на Новодевичьем кладбище Москвы.

Дата рождения:

Место рождения:

Одесса, Российская империя

Дата смерти:

Место смерти:

Москва, СССР

Гражданство:


Род деятельности:

Прозаик, драматург

Направление:

Социалистический реализм, мовизм

Повесть, роман, рассказ

Язык произведений:

Награды / Премии:

Первая мировая война

Ученичество у Бунина

Белое движение

Переделкино

Вторая мировая война

Журнал «Юность»

Мировоззрение

Образование

Творчество

Драматургия

Экранизации

Сочинения

Рассказы

Сценарии

Стихотворения

Внежанровые произведения

Драматический театр

Оперный театр

Фильмография

Награды и премии

Общественная репутация

Интересные факты

(16 января 1897, Одесса, Российская империя — 12 апреля 1986, Москва, СССР) — русский советский писатель, драматург, поэт.

Семья

Отец Валентина Катаева — учитель, преподаватель епархиального училища в Одессе Пётр Васильевич Катаев — происходил из среды духовенства. Мать Евгения Ивановна Бачей — дочь генерала Ивана Елисеевича Бачея, из полтавской мелкопоместной дворянской семьи. Впоследствии Катаев дал имя своего отца и фамилию своей матери главному, во многом автобиографическому герою повести «Белеет парус одинокий» Пете Бачею .

Мать, отец, бабушка и дядя Валентина Катаева похоронены на 2-м Христианском кладбище Одессы.

Младший брат Валентина Катаева — писатель Евгений Петров (1903—1942; назван в честь матери; фамилию-псевдоним взял по имени отца).

Дочь Катаева вспоминала:

Вторым браком Катаев был женат на Эстер Давыдовне Катаевой (1913—2009). «Это был изумительный брак», — сказала о нём близкая знакомая семьи Катаевых Дарья Донцова. В этом браке было двое детей — Евгения Валентиновна Катаева (названа в честь бабушки, матери Валентина Катаева, р. 1936) и детский писатель и мемуарист Павел Валентинович Катаев (р. 1938).

Зять Катаева (второй муж Евгении Катаевой) — еврейский советский поэт, редактор и общественный деятель Арон Вергелис (1918—1999).

Племянники Катаева (сыновья Евгения Петрова) — кинооператор Пётр Катаев (1930—1986) и композитор Илья Катаев (1939—2009).

Внучка Катаева (дочь Евгении Катаевой от первого брака) — Валентина Эдуардовна Рой, журналистка (псевдоним — Тина Катаева).

Биография

Одесса

Прожив 64 года своей жизни в Москве и Переделкино, по манерам и речи Катаев до конца жизни оставался одесситом. Обиходным языком в семье родителей писателя был украинский. Русскую и украинскую литературу он узнавал с голоса родителей во время домашних чтений; на улице слышал идиш и городской мещанский жаргон, в котором были замешаны греческие, румынские и цыганские слова.

«Отрывистую речь с небольшим южным акцентом» в нём ещё в 1918 году замечала Вера Бунина. Бравший у него интервью в 1982 году (в конце жизни) одесский журналист высказался ещё определённее: «…У него был неистребимый одесский акцент».

Язык Одессы в значительной степени стал литературным языком Катаева, а сама Одесса стала не просто фоном для многих произведений Валентина Катаева, но их полноправным героем.

Первая мировая война

Не окончив гимназию, в 1915 году Катаев вступил добровольцем-вольноопределяющимся в действующую армию. Начал службу под Сморгонью младшим чином на артиллерийской батарее, затем произведён в прапорщики. Дважды был ранен и отравлен газами. Летом 1917 года, после ранения в «керенском» наступлении на румынском фронте, был помещён в госпиталь в Одессе.

Павел Катаев так описывал рану отца:

Катаеву был присвоен чин подпоручика, но получить погоны он не успел и был демобилизован прапорщиком. Награждён двумя Георгиевскими крестами и орденом Святой Анны IV степени (более известным в российской армии под названием «Анна за храбрость»). С военным чином и наградами получил не передающееся по наследству личное дворянство.

Ученичество у Бунина

Единственным и главным своим учителем среди писателей-современников Катаев считал Ивана Бунина. «Дорогой учитель Иван Алексеевич» — обычное обращение Катаева к Бунину в письмах.

С Буниным Катаева познакомил живший в то время в Одессе писатель-самоучка Александр Митрофанович Фёдоров.

В эмиграции Бунин никак публично своё учительство по отношению к советскому писателю не подтверждал, но в 2000-е годы вдова Катаева Эстер рассказала об их с мужем встрече в конце 1950-х годов с вдовой Бунина:

…Бунина он называл своим учителем с полным правом — Симонов привёз от него в сорок шестом году «Лику» с надписью, подтверждающей, что он следил за Катаевым внимательнейшим образом. А в конце пятидесятых мы посетили Веру Николаевну, вдову Бунина, — были у неё в гостях в Париже, и я видела, как она обняла Валю… Она была вся выплаканная. Купила меренги, которые он обожал, — помнила даже это! И встретила его так ласково… И даже знала, что я — Эста, сразу назвала по имени! Она рассказала: Бунин читал «Парус» вслух, восклицая — ну кто ещё так может?! Но вот в одно он никогда не мог поверить: что у Вали Катаева — дети. Как это у Вали, молодого Вали, — может быть двое взрослых детей? Муж попросил показать любимую пепельницу Бунина в виде чашечки — она принесла её и хотела Вале подарить, но он сказал, что не смеет её взять. «Ладно, — сказала Вера Николаевна, — тогда её положат со мной в гроб».

Белое движение

Точно об участии Валентина Катаева в Гражданской войне известно мало. По официальной советской версии и собственным воспоминаниям («Почти дневник») Катаев с весны 1919 года воевал в Красной армии. Однако существует и другой взгляд на этот период жизни писателя, заключающийся в том, что он на добровольной основе служил в Белой армии генерала А. И. Деникина. Об этом свидетельствуют некоторые намёки в произведениях самого автора, представляющиеся многим исследователям автобиографическими, а также сохранившиеся воспоминания семейства Буниных, активно общавшегося с Катаевым в одесский период его жизни. Согласно альтернативной версии, в 1918 году, после излечения в госпитале в Одессе, Катаев вступил в вооружённые силы гетмана П. П. Скоропадского. После падения гетмана в декабре 1918 года, при появлении к северу от Одессы большевиков, Катаев в марте 1919 года вступил добровольцем в Добровольческую армию А. И. Деникина, автоматически получив чин подпоручика.

Как артиллерист служил на лёгком бронепоезде «Новороссия» Вооружённых сил Юга России (ВСЮР) командиром первой башни (самое опасное место на бронепоезде). Бронепоезд был придан отряду добровольцев А. Н. Розеншильда фон Паулина и выступил против петлюровцев, объявивших 24 сентября 1919 года войну ВСЮР. Бои длились весь октябрь и закончились занятием белыми Вапнярки.

Отряд наступал на Киевском направлении в составе войск Новороссийской области ВСЮР генерала Н. Н. Шиллинга. Действия войск Новороссийской области ВСЮР были частью деникинского похода на Москву.

До отступления ВСЮР в январе 1920 года бронепоезд «Новороссия» в составе отряда Розеншильда фон Паулина воевал на два фронта — против петлюровцев, закрепившихся в Виннице, и против красных, стоявших в Бердичеве.

Из-за быстрого роста в чинах во ВСЮР (ордена за братоубийственную войну Деникиным принципиально не давались), эту кампанию Катаев окончил, вероятнее всего, в чине поручика или штабс-капитана. Но в самом начале 1920 года, ещё до начала отступления Катаев заболел сыпным тифом в Жмеринке и был эвакуирован в одесский госпиталь. До 7 февраля 1920 года, дня входа в Одессу красных (и окончательного — более чем на 70 лет — установления в Одессе Советской власти), родные забрали его, всё ещё больного тифом, домой.

Врангелевский заговор на маяке» и тюрьма

К середине февраля 1920 года Катаев излечился от тифа и сразу подключился к офицерскому подпольному заговору по встрече возможного врангелевского десанта из Крыма. Аналогичным образом — одновременным ударом десантного отряда и восстанием офицерских подпольных организаций — Одесса была освобождена от красных в августе 1919 года. Захват маяка для поддержки десанта был главной задачей подпольной группы, поэтому в одесской ЧК заговор получил название «врангелевский заговор на маяке». Сама идея заговора могла быть подброшена заговорщикам провокатором ЧК, поскольку ЧК знала о заговоре с самого начала.

С маяком был связан один из заговорщиков Виктор Фёдоров — бывший офицер ВСЮР, избежавший преследований со стороны красных и устроившийся работать младшим офицером в прожекторную команду на маяке. Виктор Фёдоров был сыном писателя А. М. Фёдорова из дружественного Катаевым и Буниным семейства. Провокатор ЧК предложил Виктору Фёдорову большую денежную сумму за выведение из строя прожектора во время высадки десанта. Фёдоров согласился сделать это бесплатно. ЧК вела группу несколько недель и затем арестовала её участников: Виктора Фёдорова, его жену, его деверя, прожектористов, Валентина Катаева и других. Заодно с Валентином Катаевым был арестован его младший брат Евгений, скорее всего, не имевший к заговору никакого отношения.

За Виктора Фёдорова перед председателем одесской ЧК Максом Дейчем заступился Григорий Котовский. Отец Виктора А. М. Фёдоров в 1916 году повлиял на отмену смертной казни через повешение в отношении Котовского. Именно Котовский в феврале 1920 года взял Одессу и благодаря этому имел большое влияние на происходившее в то время в городе. Виктор Фёдоров с женой Надеждой по настоянию Котовского были Дейчем отпущены.

Валентина Катаева спасла ещё более фантастическая случайность. Из вышестоящей ЧК (из Харькова или Москвы) в одесскую ЧК приехал с инспекцией чекист, которого Катаев в разговорах с сыном называл Яков Бельский. Бельский хорошо запомнил Катаева в прошлом, 1919 году, на большевистских выступлениях в Одессе — тех, на которые пенял Катаеву Бунин, не зная, что и в то время Катаев находился в белогвардейском подполье:

Для Бельского, так же, как и одесские чекисты, не знавшего о добровольной службе Катаева во ВСЮР, это был достаточный повод отпустить Катаева. В сентябре 1920 года после полугода заключения в тюрьме Валентин Катаев и его брат из неё вышли. Остальные заговорщики были расстреляны осенью 1920 года.

Харьков

В 1921 году работал в харьковской прессе вместе с Юрием Олешей.

Москва

В 1922 году переехал в Москву, где с 1923 году работал в газете «Гудок» и в качестве «злободневного» юмориста сотрудничал со многими изданиями. Свои газетные и журнальные юморески подписывал псевдонимами Старик Саббакин, Ол. Твист, Митрофан Горчица.

В заявлении секретаря Союза писателей СССР В.Ставского 1938 года на имя наркома НКВД Н.И. Ежова предлагалось «решить вопрос о Мандельштаме», его стихи названы «похабными и клеветническими», вскоре поэт был арестован. Иосиф Прут и Валентин Катаев названы в письме как «выступавшие остро» в защиту Осипа Мандельштама.

Член КПСС с 1958 года.

Переделкино

Вторая мировая война

После войны Катаев был склонен к многодневным запоям. В 1946 году Валентина Серова рассказывала Буниным, что Катаев «иногда запивает на 3 дня. То не пьёт, не пьёт, а затем, кончив повесть, статью, иногда главу, загуливает». В 1948 году это едва не привело Катаева к разводу с женой. Павел Катаев так описывает эту ситуацию:

Журнал «Юность»

Основатель и в 1955—1961 гг. главный редактор журнала «Юность».

Рак

Смерть

Мировоззрение

Образование

Образование Катаева из-за участия в Первой мировой войне, Гражданской войне, необходимости скрывать своё участие в Белом движении и необходимости физического выживания ограничилось неоконченным гимназическим.

Творчество

Дебютировал в печати в 1910 году. В 1920-е писал рассказы о гражданской войне и сатирические рассказы. С 1923 сотрудничал в газете «Гудок», журнале «Крокодил» и других периодических изданиях.

Борьбе с мещанством посвящены его повесть «Растратчики» (1926; одноимённая пьеса 1928), комедия «Квадратура круга» (1928). Автор романа «Время, вперёд!» (1932; экранизирован в 1965 году). Широкую известность принесла повесть «Белеет парус одинокий» (1936; одноимённая экранизация — 1937).

Небольшая по объёму повесть «Я, сын трудового народа…» (1937) рассказывала о трагической истории, которая произошла в одном из украинских сёл во время гражданской войны. Повесть была издана, экранизирована, на её основе была написана пьеса «Шёл солдат с фронта», которая ставилась в театре имени Вахтангова и на других сценах страны.

После войны продолжил «Белеет парус одинокий» повестями «За власть Советов» (1948; другое название «Катакомбы», 1951; одноимённый фильм — 1956), «Хуторок в степи» (1956; одноимённый фильм — 1970), «Зимний ветер» (1960—1961), образующими тетралогию с идеей преемственности революционных традиций. Позднее все четыре произведения («Белеет парус одинокий», «Хуторок в степи», «Зимний ветер» и «За власть Советов» («Катакомбы») выходили как единая эпопея «Волны Чёрного моря».

Автор публицистической повести «Маленькая железная дверь в стене» (1964). Начиная с этого произведения, сменил писательскую манеру и тематику. Свой новый стиль назвал «мовизмом» (от фр. mauvais «плохой, дурной»), неявно противопоставляя его гладкописи официальной советской литературы. В этой манере написаны лирико-философские мемуарные повести «Святой колодец» (1967), «Трава забвенья» (1967), рассказ «Кубик» (1969). Широкий резонанс и обильные комментарии вызвал роман «Алмазный мой венец» (1978). В романе Катаев вспоминает о литературной жизни страны 1920-х годов, не называя практически никаких подлинных имён (персонажи укрыты прозрачными «псевдонимами»).

Произведения Катаева неоднократно переводились на иностранные языки. На какие конкретно неизвестно.

Поэзия

Начав как поэт, Катаев всю жизнь оставался тонким ценителем поэзии. Некоторые его произаические произведения названы строками из стихотворений русских поэтов: «Белеет парус одинокий» (Лермонтов), «Время, вперёд!» (Маяковский), «Уже написан Вертер» (Пастернак). Его вдова Эстер Катаева вспоминала:

В последнее время значение Катаева-поэта пересматривается. Так, поэт и исследователь жизни и творчества Катаева Александр Немировский включает Валентина Катаева во вторую десятку самых главных для себя русских поэтов XX века.

Драматургия

Экранизации

Сочинения

Романы

  • Время, вперёд!
  • Зимний ветер (1960)
  • Катакомбы (1961)
  • Алмазный мой венец (1978)

Повести

  • Растратчики (1926)
  • Белеет парус одинокий (1936)
  • Я, сын трудового народа (1937)
  • Сын полка
  • Хуторок в степи (1956)
  • Маленькая железная дверь в стене (1964)
  • Святой колодец (1965)
  • Трава забвения (1967)
  • Кубик (1968)
  • Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона (1972)
  • Кладбище в Скулянах (1975)
  • Уже написан Вертер (1979)
  • Юношеский роман (1982)
  • Спящий (1984)

Рассказы

  • В осаждённом городе (1920, публикация 1922)
  • Сэр Генри и чёрт (1922)
  • Отец (1925)
  • Море (1928)
  • Барабан
  • Сюрприз
  • Отче наш

Пьесы

  • Квадратура круга
  • Универмаг (1928)
  • Миллион терзаний
  • Авангард (1931)
  • День отдыха (1940)
  • Домик (1940)
  • Синий платочек (1943)
  • Отчий дом (1944)
  • Случай с гением (1956)

Сценарии

  • Цирк (1936), совместно с Ильёй Ильфом и Евгением Петровым
  • Родина зовёт (1936)
  • Белеет парус одинокий (1937)
  • Шёл солдат с фронта (1938)
  • Страницы жизни (1946), совместно с А. В. Мачеретом
  • Сын полка (1946)
  • Цветик-семицветик (1948)
  • Безумный день (1956)
  • За власть Советов (1956)
  • Поэт (1956)
  • Время, вперёд! (1965), совместно с М. А. Швейцером
  • Цветик-семицветик (1968)
  • Хуторок в степи (1970)
  • Фиалка (1976)
  • Понедельник — день тяжёлый (1983)

Стихотворения

  • Осень (1910)

Внежанровые произведения

  • Сухой Лиман (1986)

Произведения Катаева в театре, кино и на телевидении

Драматический театр

  • 1927 — «Растратчики» — Московский Художественный театр, постановка К. С. Станиславского.
  • 1928 — «Квадратура круга» — Московский Художественный театр, постановка Н. М. Горчакова под руководством В. И. Немировича-Данченко. Пьеса по сей день ставится в театрах России, Европы и Америки.
  • 1934 — «Дорога цветов» — Московский Современный театр

1940 — «Домик» — Театр Комедии, постановка Н. П. Акимова. Спектакль был запрещён; в 1972 году (?) восстановлен режиссёром А. А. Белинским.

  • 1940 — «Шёл солдат с фронта» — Театр Вахтангова.
  • 1942 — «Синий платочек» — театр (?).
  • 1948 — «Безумный день» («Где вы, месье Миуссов?») — Московский академический театр Сатиры.
  • 1954 (?) — «Дело было в Конске» («Домик») — Московский академический театр Сатиры.
  • 1958 (?) — «Пора любви» — театр Моссовета.

Оперный театр

  • 1940, 23 июня — «Семён Котко» (1939), опера С. С. Прокофьева в 5 действиях, 7 картинах по повести В. П. Катаева «Я, сын трудового народа…». Либретто В. П. Катаева и С. С. Прокофьева. Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко под упр. М. Жукова.
  • 1970-е — «Семён Котко» (1939), опера С. С. Прокофьева в 5 действиях, 7 картинах по повести В. П. Катаева «Я, сын трудового народа…». Либретто В. П. Катаева и С. С. Прокофьева. Большой театр, режиссёр Б. А. Покровский, дирижёр Ф. Ш. Мансуров

Фильмография

Название

Цветик-семицветик
короткометражный

Волны Чёрного моря

Литературная основа

Фиалка
фильм-спектакль

Последний лепесток

Литературная основа

Сын полка

Понедельник — день тяжёлый
фильм-спектакль

Награды и премии

  • Два Георгиевских креста
  • Орден Святой Анны 4-й степени
  • Сталинская премия второй степени (1946) — за повесть «Сын полка» (1945)
  • Герой Социалистического Труда (1974)
  • Три ордена Ленина

Катаев, В. П. против Солженицына, Сахарова

  • Катаев, В. П. подписал Письмо группы советских писателей в редакцию газеты «Правда» 31 августа 1973 года о Солженицыне и Сахарове

Общественная репутация

  • Иван Бунин (1919):
  • Вера Бунина (1919):
  • Борис Ефимов, знавший Катаева больше полувека, назвал главку своей книги «Два Катаева» (2004):
  • Александр Немировский (2005):
  • Сергей Шаргунов (2006):

— Вот вы называете, скажем, Катаева среди любимых своих писателей… А для вас имеет значение, каким он был как человек? Как вы решаете для себя вопрос соотношения творчества и личности?

— Учебники литературы — всегда учебники истории, их герои, простите канцелярит, «общественно значимы». Конечно, главным делом Катаева была его проза, сверкающая, как леденец, облизанный и выплюнутый в траву летним ребёнком, так что ещё слышен убегающий смех… За мастерский мовизм спасибо Катаеву! Написанное — главное. Но личность, судьба — это то, что создаёт подстрочный таинственный гул или, если угодно, зажигает яркую иллюминацию над строчками. Писателю, как правило, хочется жить широко, вольно, опасно. Писательство — не только кропание строчек, но и «разведка боем», броски в неизведанные области жизни. Двигатель личности, секрет её развития — парадокс. У писателя бывают опыты горькие, мученические, а рядом — сладкие, барские опыты: опыт ледяного хохота, отчаянного спокойствия, ядовитого лоска, во всём последнем и упрекают глупые люди Катаева или Алексея Н. Толстого…

  • Катаев никогда не водил машину — обычно её водила его жена и, в период работы писателя на посту главного редактора журнала «Юность» (1955—1961), специальный водитель. Позже в роли водителя выступал сын.
  • В 2000-е годы, когда вернулся интерес к Катаеву, возникла даже конкуренция за право написания биографии Валентина Катаева в серии ЖЗЛ. По этому поводу Сергей Шаргунов в интервью сказал:

Хотел бы написать ЖЗЛ Катаева. Кажется, по сию пору прелестная и древняя Эстер, его вдова, и бродит переделкинскими тропами… Но мне сказали, что ЖЗЛ его уже пишет жена Дмитрия Быкова.

  • В Перми неподалеку от театра кукол установлена скульптура «Цветик-семицветик».

Память

  • На фасаде дома № 4 по улице Базарной в Одессе, где родился Валентин Катаев, установлена мемориальная доска.
  • Один из переулков Одессы назван именем Валентина Катаева.
  • В одесском музее Катаеву посвящена отдельная музейная экспозиция.

Катаев Валентин Петрович родился 28 января (по новому стилю) 1897 года в Одессе в семье учителя. Первое стихотворение «Осень» Катаев опубликовал еще гимназистом в 1910 году в газете «Одесский вестник». Печатался также в «Южной мысли», «Одесском листке», «Пробуждении», «Лукоморье» и др. В 1915, не окончив гимназии, пошел добровольцем на фронт, был дважды ранен, отравлен газами. Выступал с корреспонденциями и очерками об «окопной» жизни солдат, полными сочувствия к рядовому человеку на войне.

В 1919 Катаев был мобилизован в Красную Армию, командовал артиллерийской батареей на Донском фронте. Возвратившись в Одессу, работал в ЮгРОСТА, посещал различные литературные кружки и объединения. Сблизился с Ю.К.Олешей, Э.Г.Багрицким, вместе с которыми сочинял агитационные тексты для плакатов.

С 1922 жил в Москве, являлся постоянным сотрудником газеты «Гудок» (с 1923), печатал юморески и фельетоны в «Правде», «Рабочей газете», «Труде» (псевдонимы: Старик Саббакин, Ол.Твист, Митрофан Горчица). В раннем творчестве Катаева своеобразный сплав реализма, острой житейской наблюдательности, иронии, доходящей до сарказма, романтической приподнятости и дерзкой фантазийности проявился в рассказах о Гражданской войне («Опыт Кранца», 1919; «Золотое перо», 1920; «Записки о Гражданской войне», 1924, где налицо тенденциозно-контрастное «черно-белое» изображение происходящего, с возвышенным описанием «красных» героев и сатирической прорисовкой белогвардейцев). В этот период были написаны авантюрно-утопические романы о мировой революции («Остров Эрендорф» , «Повелитель железа» , оба 1924) .

Катаев был увлечен экспериментами в области формы, в его прозе появились странные персонажи - загадочный оксфордский студент сэр Генри, черт в темном пиджаке и белых манжетах и другие фигуры, заставляющие вспомнить об Э. Т. А. Гофмане и Э. По («Сэр Генри и черт», 1920; «Железное кольцо», 1923).

Параллельно Катаев шел от насмешливого обыгрывания анекдотических случаев (сборники рассказов «Бородатый малютка», 1924; «Самое смешное», 1927) к обличительному пафосу развенчания культа наживы и «красивой» жизни. Первый значительный успех принесла писателю повесть «Растратчики» (1926). Это фантасмагорическая история бухгалтера Прохорова и кассира Ванечки, которые, соря казенными деньгами, колесят по России в поисках красивой жизни. Действие происходит в период НЭПа, и перед персонажами предстает безотрадная картина убогого советского быта и наглого нэпманства. Повесть была переведена за рубежом, стала бестселлером в США.

Остротой социальной и психологической сатиры, направленной против обывательской пошлости и мещанского культа собственности, отмечена комедия «Квадратура круга» (1928). После поездки в Магнитогорск Катаев написал роман-хронику «Время, вперед!» (1932), название которого подсказал ему В. Маяковский. Книга проникнута верой Маяковского в то, что начало первой пятилетки может быть воспринято как заря новой эры. Главные герои романа - инженер Маргулиес, Загиров, бригадир бетонщиков Саенко - видят смысл своей жизни в труде, опережающем время и преображающем жизнь.

В повести «Белеет парус одинокий» (1936) , главными героями которой стали одесские мальчишки, которые оказываются в водовороте революционных событий 1905. Увлекательный сюжет, живописная предметность описания «фона» происходящего - суеты одесских улиц, рынка, порта, пляжа, несмолкаемого моря, гимназической жизни и т.д., сплав юмора, лиризма и героической патетики сделали это произведение одной из любимых детских книг.

Стремлением показать историю страны через судьбу человека отмечена и повесть Катаева «Я, сын трудового народа» (1937), действие которой происходит во время немецкой оккупации Украины в 1919, главными героями выступают фольклорные персонажи - бравый солдат Семен Котко и девица-краса Софья, повествование, развертывающееся в стилистике народных сказов, насыщено описаниями украинских пейзажей, обрядов и обычаев, звуками украинской речи.
Катаев о Великой Отечественной войне

В годы Великой Отечественной войны военный корреспондент Катаев писал фельетоны, очерки, рассказы. Огромную популярность принесла писателю повесть «Сын полка» (1945; Государственная премия, 1946), рассказ о судьбе мальчика-сироты, усыновленного боевым полком. Институт «сыновей полка» с тех пор утвердился в отечественной армии; по повести была написана одноименная пьеса, снят фильм (1946, реж. В.М.Пронин). Точным ощущением современности, достоверностью деталей, остроумным сюжетом, сплавом лиризма и гротеска, как и другие его драматургические произведения, отличалась пьеса «День отдыха» (1947).
Катаев и журнал «Юность»

В 1957-1962, будучи главным редактором журнала «Юность», Катаев способствовал его превращению в одно из ведущих периодических изданий страны, «рупор» т.н. шестидесятников, открывший путь к читателю многим видным литераторам (в т.ч. В.П.Аксенову и А.Т.Гладилину). В 1964 писатель опубликовал художественно-публицистическую повесть о В.И.Ленине «Маленькая железная дверь в стене». В цикле мемуарных произведений Катаева (повести «Святой колодец», 1965; «Трава забвения», 1967; «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона», 1972; «Алмазный мой венец», 1975; «Сухой Лиман», 1986, где, одухотворенные поэтической фантазией автора, сошлись герои и сюжеты многих книг Катаева), открылись новые грани таланта писателя: глубина проникновения в смысл событий и характеры людей, исповедальность и наблюдательность, соединенные с живой способностью к художественному смещению времени и пространства.

В повести «Уже написан Вертер» (1979) Катаев показывает Гражданскую войну в России как бессмысленную братоубийственную бойню, в которую вовлечен герой повести, искренний и чистый юнкер Дима, и в которой вершат свой кровавый суд комиссары в черных кожанках, расстреливающие без суда и следствия свои жертвы в гаражах.

В «Юношеском романе» (1982) Катаев рассказал историю, похожую на старинный романс: о любви молодого солдата Пчелкина к генеральской дочке. Это роман в письмах, строительным материалом которого стали архивные находки.
Последние годы жизни Катаева

Последняя книга Катаева «Сухой Лиман» (1986) почти не была замечена критикой. Это своего рода эпилог его многотомного романа: в последний раз сошлись вместе герои, объединились сюжеты многих книг. Жизнь пропущена сквозь призму далеких воспоминаний в соединении с поэтической фантазией.

Валенти́н Петро́вич Ката́ев (16 января 1897, Одесса, Российская империя — 12 апреля 1986, Москва, СССР) — русский советский писатель и поэт, драматург, журналист, киносценарист. Герой Социалистического Труда (1974).

Катаев Валентин Петрович родился 28 января (по новому стилю) 1897 года в Одессе в семье учителя. Первое стихотворение «Осень» Катаев опубликовал еще гимназистом в 1910 году в газете «Одесский вестник». Печатался также в «Южной мысли», «Одесском листке», «Пробуждении», «Лукоморье» и др. В 1915, не окончив гимназии, пошел добровольцем на фронт, был дважды ранен, отравлен газами. Выступал с корреспонденциями и очерками об «окопной» жизни солдат, полными сочувствия к рядовому человеку на войне.
Становление писателя Катаева

В 1919 Катаев был мобилизован в Красную Армию, командовал артиллерийской батареей на Донском фронте. Возвратившись в Одессу, работал в ЮгРОСТА, посещал различные литературные кружки и объединения. Сблизился с Ю.К.Олешей, Э.Г.Багрицким, вместе с которыми сочинял агитационные тексты для плакатов.

С 1922 жил в Москве, являлся постоянным сотрудником газеты «Гудок» (с 1923), печатал юморески и фельетоны в «Правде», «Рабочей газете», «Труде» (псевдонимы: Старик Саббакин, Ол.Твист, Митрофан Горчица). В раннем творчестве Катаева своеобразный сплав реализма, острой житейской наблюдательности, иронии, доходящей до сарказма, романтической приподнятости и дерзкой фантазийности проявился в рассказах о Гражданской войне («Опыт Кранца», 1919; «Золотое перо», 1920; «Записки о Гражданской войне», 1924, где налицо тенденциозно-контрастное «черно-белое» изображение происходящего, с возвышенным описанием «красных» героев и сатирической прорисовкой белогвардейцев). В этот период были написаны авантюрно-утопические романы о мировой революции («Остров Эрендорф» , «Повелитель железа» , оба 1924) .

Катаев был увлечен экспериментами в области формы, в его прозе появились странные персонажи - загадочный оксфордский студент сэр Генри, черт в темном пиджаке и белых манжетах и другие фигуры, заставляющие вспомнить об Э. Т. А. Гофмане и Э. По («Сэр Генри и черт», 1920; «Железное кольцо», 1923).

Параллельно Катаев шел от насмешливого обыгрывания анекдотических случаев (сборники рассказов «Бородатый малютка», 1924; «Самое смешное», 1927) к обличительному пафосу развенчания культа наживы и «красивой» жизни. Первый значительный успех принесла писателю повесть «Растратчики» (1926). Это фантасмагорическая история бухгалтера Прохорова и кассира Ванечки, которые, соря казенными деньгами, колесят по России в поисках красивой жизни. Действие происходит в период НЭПа, и перед персонажами предстает безотрадная картина убогого советского быта и наглого нэпманства. Повесть была переведена за рубежом, стала бестселлером в США.

Остротой социальной и психологической сатиры, направленной против обывательской пошлости и мещанского культа собственности, отмечена комедия «Квадратура круга» (1928). После поездки в Магнитогорск Катаев написал роман-хронику «Время, вперед!» (1932), название которого подсказал ему В. Маяковский. Книга проникнута верой Маяковского в то, что начало первой пятилетки может быть воспринято как заря новой эры. Главные герои романа - инженер Маргулиес, Загиров, бригадир бетонщиков Саенко - видят смысл своей жизни в труде, опережающем время и преображающем жизнь.

В повести «Белеет парус одинокий» (1936) , главными героями которой стали одесские мальчишки, которые оказываются в водовороте революционных событий 1905. Увлекательный сюжет, живописная предметность описания «фона» происходящего - суеты одесских улиц, рынка, порта, пляжа, несмолкаемого моря, гимназической жизни и т.д., сплав юмора, лиризма и героической патетики сделали это произведение одной из любимых детских книг.

Стремлением показать историю страны через судьбу человека отмечена и повесть Катаева «Я, сын трудового народа» (1937), действие которой происходит во время немецкой оккупации Украины в 1919, главными героями выступают фольклорные персонажи - бравый солдат Семен Котко и девица-краса Софья, повествование, развертывающееся в стилистике народных сказов, насыщено описаниями украинских пейзажей, обрядов и обычаев, звуками украинской речи.
Катаев о Великой Отечественной войне

В годы Великой Отечественной войны военный корреспондент Катаев писал фельетоны, очерки, рассказы. Огромную популярность принесла писателю повесть «Сын полка» (1945; Государственная премия, 1946), рассказ о судьбе мальчика-сироты, усыновленного боевым полком. Институт «сыновей полка» с тех пор утвердился в отечественной армии; по повести была написана одноименная пьеса, снят фильм (1946, реж. В.М.Пронин). Точным ощущением современности, достоверностью деталей, остроумным сюжетом, сплавом лиризма и гротеска, как и другие его драматургические произведения, отличалась пьеса «День отдыха» (1947).
Катаев и журнал «Юность»

В 1957-1962, будучи главным редактором журнала «Юность», Катаев способствовал его превращению в одно из ведущих периодических изданий страны, «рупор» т.н. шестидесятников, открывший путь к читателю многим видным литераторам (в т.ч. В.П.Аксенову и А.Т.Гладилину). В 1964 писатель опубликовал художественно-публицистическую повесть о В.И.Ленине «Маленькая железная дверь в стене». В цикле мемуарных произведений Катаева (повести «Святой колодец», 1965; «Трава забвения», 1967; «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона», 1972; «Алмазный мой венец», 1975; «Сухой Лиман», 1986, где, одухотворенные поэтической фантазией автора, сошлись герои и сюжеты многих книг Катаева), открылись новые грани таланта писателя: глубина проникновения в смысл событий и характеры людей, исповедальность и наблюдательность, соединенные с живой способностью к художественному смещению времени и пространства.

В повести «Уже написан Вертер» (1979) Катаев показывает Гражданскую войну в России как бессмысленную братоубийственную бойню, в которую вовлечен герой повести, искренний и чистый юнкер Дима, и в которой вершат свой кровавый суд комиссары в черных кожанках, расстреливающие без суда и следствия свои жертвы в гаражах.

В «Юношеском романе» (1982) Катаев рассказал историю, похожую на старинный романс: о любви молодого солдата Пчелкина к генеральской дочке. Это роман в письмах, строительным материалом которого стали архивные находки.
Последние годы жизни Катаева

Последняя книга Катаева «Сухой Лиман» (1986) почти не была замечена критикой. Это своего рода эпилог его многотомного романа: в последний раз сошлись вместе герои, объединились сюжеты многих книг. Жизнь пропущена сквозь призму далеких воспоминаний в соединении с поэтической фантазией.



Загрузка...
Top