Портреты реальных исторических лиц. Восстановленные облики исторических личностей

[email protected] в категроии , вопрос открыт 26.09.2017 в 15:00

2.Почему реальные исторические лица соседствуют здесь с богами? О чём говорит это смешение вымышленного и исторического?
3.Чем миф отличается от сказки? А что их объединяет между собой?
4.Известны ли вам славянские божества чем они похожи на греческих богов?
?1529
Всемирный потоп, из которого спаслись
Деваклион и Пирра.(Вероятно, это событие,
зафиксированное в древней каменной
хронологической таблице с острова Парос,
относится к потопу вызванному извержением
вулкана Санторин.)
1519
Царь Кадм, основатель Кадмеи, пришел в
Фивы из Финикии и научил греков письменности. 1432
Царь Минос, сын Зевса, из микенских
ахейцев воцарился на Крите, а фригийские карлики
научили греков ковать железо.
1409
Богиня Деметра пришла в Афины и
научила греков земледелию.
1300
Геракл, очистив Авгиевы конюшни и
победив царя Авгия, учредил Олимпийские игры.
1260
Тесей, убив Минотавра, освободил Афины
от дани, дал им законы и учредил Истмийские игры.
1251
Поход Семерых против Фив, и тогда же
учреждены Немейские игры.
1208
5 июня. Взятие Трои после десятилетней
Троянской войны.
1202
Орест, сын Агамемнона, мстя за отца,
убивает свою мать, но оправдан судом Ареопага.
1128
Переселение дорян во главе с царями
Гераклидами в Пелопеннес.
1085
Гибель Кодра, афинского царя, в войне с
дорянами. Конец царской власти в Афинах.
937
Расцвет поэта Гесиода.
907
Расцвет поэта Гомера.

895
Аргосский царь Фидон ввел в
употребление точные меры, весы и деньги.

Вопрос о вымысле и исторической правде в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» одним из первых поставил цензор П. А. Корсаков: «Существовала ли девица Миронова и действительно ли была у покойной императрицы?» Ответ писателя был однозначным: «Имя девицы Мироновой вымышлено. Роман мой основан на предании, некогда слышанном мною, будто бы один из офицеров, изменивших своему долгу и перешедших в шайки Пугачевские, был помилован императрицей по просьбе престарелого отца, кинувшегося ей в НОГИ. Роман, как изволите видеть, ушел далеко от истины». Пушкин подчеркивал, что в его произведении преобладал вымысел. Тем самым писатель «подсказывал» благожелательному цензору, как избежать затруднений, связанных с финалом повести. Дело в том, что в исторических произведениях, тем более изображавших особ царствующей фамилии, требовалось документальное подтверждение. Но если в основе повествования на историческую тему лежал «поэтический вымысел», такое требование не предъявлялось.

В процессе работы над произведением автор тщательно изучал исторические документы, свидетельства очевидцев. Но следует понимать, что «Капитанская дочка» не исторический роман. Необходимость изображения жизни и нравов тех времен отсутствует. Исторические лица (Пугачев, Екатерина II) являются мельком в немногих сценах. Главное же внимание сосредоточено на событиях частной жизни Гриневых и Мироновых, и исторические события описаны лишь в той мере, в какой они прикасались к жизни этих простых людей.

Один из реальных фактов жизни Российской империи Пушкин приводит уже в начале повести. Так, писатель говорит, что молодой Гринев был записан в пол к еще до появления на свет. Это подтверждение исторического факта: по указу Петра I дворянские сыновья для получения офицерского чина должны были отслужить рядовыми в гвардейских полках. Но впоследствии порядки изменились: дворяне начали записывать своих детей в полки капралами, унтер-офицерами и сержантами, а потом держали их при себе до совершеннолетия. При этом производство в чины начиналось со дня записи.

Таких реальных жизненных фактов в повести довольно много, но нас в первую очередь привлекают образы реальных исторических лиц. Исследователи творчества Пушкина подчеркивают художественное совершенство повести, строгую, трезвую реальность и историческое беспристрастие. По Словам М. Цветаевой, пушкинский Пугачев - это «лепной человек, живой мужик». Естественно, автор не избегает и поэтичности: первый раз в повести Пугачев внезапно вырисовывается перед читателем из мутной мглы бурана, словно какой-то мифический дух грозы и бури. При этом он является простым беглым казаком, полураздетым бродягою, только что пропившим в кабаке свой тулуп.

Получив власть над казаками и объявив себя Петром III, Пугачев меняет свой облик. Теперь он должен выглядеть и одеваться как царь: «На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза ». Между тем пушкинское описание одежды Пугачева соответствует одежде казака, в нем нет никаких элементов царской одежды.

Соответствует действительности и описание расправы Пугачева над капитаном Мироновым. Во время работы над этим эпизодом Пушкин использовал рассказы старой казачки, свидетельницы реальных исторических событий. Однако в свои записи этих рассказов Пушнин внес далеко не все то, что довелось ему услышать.

Описывая императрицу, Пушкин воспользовался известным ее портретом кисти Боровиковского. В этом состояла уловка писателя. 1Гуцшин довольно сложно относился к деятельности Екатерины. Например, порицал фаворитизм, в результате которого к власти пришли выскочки и подхалимы. Беря за основу широко известный портрет, писатель словно снимал с себя ответственность за изображение царствующей особы.

С одной стороны, образ Екатерины кажется эпизодическим: она существует лишь для того, чтобы привести довольно запутанную историю главных героев к благополучной развязке.

Подытожить все сказанное можно словами писателя В. А. Соллогуба: в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин «не дозволил себе отступить от связи исторических событий, не проронил лишнего слова, - спокойно распределил в должной соразмерности все части своего рассказа, утвердил свой слог достоинством, спокойствием и лаконизмом истории и передал просто, но гармоническим языком исторический эпизод».

Тамерлан

Методику восстановления внешности человека по его черепу придумал российский антрополог Михаил Герасимов (1907–1970). Он рос в семье врача, с подросткового возраста работал в анатомическом музее и проводил много времени в морге, изучая связи мягких тканей лица и костей черепа. С 14 лет Герасимов принимал участие в раскопках древних захоронений. На основе наблюдений и опыта он пришел к выводу, что толщина, вид и рельеф кожных покровов на черепе и скелете напрямую зависят от рельефа костей и их структуры. Так родилась методика восстановления лица по черепу, которой до сих пор пользуются антропологи разных стран мира. Герасимов создал более 200 скульптурных портретов-реконструкций исторических личностей и древних людей, в том числе Ярослава Мудрого, Ивана Грозного, Андрей Боголюбского и Ивана Грозного. 22 июня 1941 года его экспедиция вскрыла могилу Тамерлана, после чего началось длительное исследование. Суеверные люди считают этот факт варварством и причиной Великой Отечественной войны, но сам Герасимов видел в этом удачу, а саму реконструкцию образа Тамерлана считал своей лучшей работой.

По методу Герасимова работают и сегодняшние антропологи: они берут череп и слой за слоем покрывают его мягкими тканями, ориентируясь на рельеф костей. Некоторые все еще делают это вручную, но большинство предпочитают компьютерные технологии, позволяющие получить эффектную 3D-модель.

Клеопатра

В массовом сознании и кинематографе Клеопатра — красивая женщина европеоидной расы. Однако египтолог из Кембриджского университета Салли Энн Эштон утверждает, что к моменту прихода к власти семья Клеопатры жила в Египте уже 300 лет, а значит, египетская и греческая кровь в ней перемешалась и оттенок кожи был смуглым. Свой образ Клеопатры Эштон создала в 2008 году после серьезного исследования, которое продолжалось более года. Основой для трехмерной реконструкции послужили сохранившиеся древние изображения египетской царицы и анализ ее родословной. Полученное с помощью компьютера изображение смуглой дружелюбной женщины не слишком вяжется с образом роковой красавицы, которая была возлюбленной Юлия Цезаря и Марка Антония.

Николай Чудотворец

Шотландский антрополог Кэролайн Уилкинсон, профессор Университета Данди, воссоздала внешность святого Николая, который почитается в России как Николай Чудотворец, а на Западе считается прототипом Санта-Клауса.

Основой для 3D-моделирования послужили результаты обследования мощей, которые хранятся в базилике Святого Николая в итальянском городе Бари. В 1953 году профессор Луиджи Мартино, занимавшийся вскрытием мощей, сделал черно-белые фотографии черепа, а также рентген черепа в анфас и в профиль. Особенности костей помогли Уилкинсон восстановить форму лица, зубы подсказали форму губ, а глазницы — глаз. Детали были доделаны специалистами по графике: они наложили на трехмерное изображение структуру кожи, а также дополнили модель морщинами, волосами и бородой.

Однако не все христиане оказались довольны результатами — многие сочли изображение не таким одухотворенным, каким они привыкли видеть святого на иконе. Российские художники создали более проникновенный образ Николая Чудотворца, опираясь на иконографический лик святого и современные технологии.

Тутанхамон

Прошлой осенью мир поразила публикация трехмерного изображения Тутанхамона, созданного командой ученых, исследовавших его гробницу. Первый портрет египетского фараона в полный рост основан на анализе анатомических особенностей мумии — всего было сделано около 2000 сканов сохранившихся останков.

Полученное изображение оказалось на удивление уродливым и далеким от величественного образа, который был запечатлен в погребальной золотой маске фараона, что хранится в коллекции Каирского музея. Смоделированный на компьютере Тутанхамон изображен хромоногим женоподобным юношей с выступающими зубами, неправильным прикусом, широкими бедрами и узкими плечами.

Уильям Шекспир

Шекспироведы до сих пор не могут сойтись во мнении, как в действительности выглядел знаменитый английский драматург: все портреты и бюсты классика были изготовлены после его смерти. Многие принимают за подлинное изображение Шекспира посмертную маску, найденную в 1849 году в Германии. Немецкие криминалисты недавно подтвердили, что она принадлежит Шекспиру, так как совпадает с другими изображениями, в частности с бюстом, установленным на могиле драматурга его родственниками. Именно эта посмертная маска стала основой для реконструкции британских специалистов во главе со Стюартом Кларком: в 2010 году они воссоздали 3D-модель лица Шекспира специально для фильма «Посмертные маски» на канале History Channel 13. Однако шекспироведы отказались признать результаты реконструкции достоверными, так как у них нет полной уверенности в том, что дармштадтская маска действительно была снята с лица Шекспира.

Ричард III


В 2012 году на автостоянке в Лестере был найден скелет легендарного английского короля Ричарда III, погибшего в битве при Босворте в 1485 году — ранее считалось, что его тело было сброшено в реку Суар и навсегда утрачено. Эта находка послужила началом глобального исследования, включавшего анализ ДНК останков и живых потомков короля. Одним из результатов стала реконструкция внешности Ричарда III, что особенно важно, поскольку прижизненные изображения не сохранились.

Восстановлением облика занималась та же исследовательница, что и в случае с святым Николаем, — Кэролайн Уилкинсон: в этот раз она отталкивалась от данных генетической экспертизы и формы черепа короля. Изображение получилось похожим на портреты, написанные после смерти монарха, в том числе на самый ранний вариант — портрет Ричарда III из коллекции Общества антикваров Лондона, созданный в 1520-е годы.

Иоганн Себастьян Бах

Еще одна работа Уилкинсон — реконструкция внешности композитора Иоганна Себастьяна Баха. Эта работа, выполненная в результате тщательного анализа останков Баха в 2008 году, вызвала много критики, так как изображение получилось непохожим на известные портреты и бюсты композитора. Тем не менее, копия была выставлена в Доме-музее Баха в немецком городе Айзенах и признана рядом экспертов. Процесс работы Уилкинсон можно посмотреть на видео .

Данте

В 2007 году исследователи из университетов Болоньи и Пизы восстановили облик автора «Божественной комедии» Данте Алигьери. В основу портрета легли подробные описания и гипсовый слепок, сделанный итальянским антропологом Фабио Фрассетто во время последнего вскрытия могилы поэта в 1921 году. Особенно сложным было восстановление формы подбородка, так как челюсть у сохранившегося черепа Данте отсутствовала и подходящую ученые подобрали в коллекции Фрассетто, обследовав 90 черепов из Музея антропологии. В результате новейший Данте оказался более человечным и мягким, чем он представлен на посмертных изображениях, созданных по воспоминаниям современников. Его характерный орлиный нос стал заметно короче.

Робеспьер

Пожалуй, наиболее выразительной с визуальной точки зрения является работа французской студии Visualforensic. Образ революционера Максимилиана Робеспьера — результат 3D-реконструкции на основе посмертной маски, сделанной мадам Тюссо. К созданию образа причастны не только специалисты по компьютерной графике, но и антропологи, и патологоанатомы, и криминалисты, которые расследуют реальные преступления. Один из создателей портрета французский антрополог и специалист по лицевой реконструкции Филипп Фрош прокомментировал свою работу так: «Нет никаких сомнений, что мы видим в его взгляде страх. Высокая достоверность и четкость реконструкции стала возможна благодаря 3D-сканеру. Именно это позволило нам восстановить детали маски по методу отображения, который использует ФБР ».

Иисус Христос

Вопрос о внешности Иисуса Христа будоражит умы людей уже 2000 лет. Поскольку реальных останков и образцов ДНК не сохранилось, антропологи ищут альтернативные способы воссоздания его внешности. Например, художник-криминалист из Манчестерского университета Ричард Нив в изображении Христа основывался на археологических данных и библейских источниках. В Евангелии от Матфея он нашел подтверждение, что черты лица Иисуса были характерны для семитов из Галилеи того времени. Израильские археологи смогли предоставить Ниву несколько черепов евреев — современников Христа, трем из них была сделана компьютерная томография. На основе этих данных исследователи создали трехмерную цифровую реконструкцию лица, а затем и шаблон черепа.

Нив проанализировал все имеющиеся описания Иисуса из библейских источников и рисунки I века, найденные археологами. Так решились вопросы о цвете глаз, длине волос, цвете кожи, росте и телосложении Христа. Портрет, смоделированный программистами на основе данных Нива в 2002 году, оказался разительно не похож на известные изображения Иисуса и вызвал возмущение у верующих. В ответ Нив заявил, что воссоздал всего лишь облик взрослого мужчины, жившего в одном месте и в одно время с Иисусом.

Другим источником для реконструкции внешности Христа служит Туринская плащаница. Считается, что эта христианская реликвия, которая хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в Турине, запечатлела подлинный лик Спасителя. Согласно верованиям именно в это полотно было обернуто тело Иисуса после перенесенных истязаний и смерти. Первая попытка создания 3D-реконструкции на основе отпечатка с плащаницы была предпринята американцем Джоном Джексоном в 1976 году: он проанализировал лик на полотне с помощью микроденситометра (прибор, который замеряет степень потемнения изображения) и затем реконструировал трехмерную форму тела, используя компьютерные программы для обработки аэрофотоснимков.

В 2010 году воссоздать облик Христа по плащанице пытались американские художники из Studio Macbeth для документального фильма «Реальное лицо Иисуса» на канале The History Channel. Используя современные 3D-технологии, специалисты во главе с Рэем Даунингом трансформировали изображение, полученное с плащаницы, из двухмерного в трехмерное. Оно также получилось непохожим на канонические образы Христа. Это стало поводом для негодования многих, как и сам факт использования для реконструкции отпечатка с Туринской плащаницы, в подлинности которой многие сомневаются.

Недалеко от Кирилло-Белозерского монастыря, в 15 километрах, на берегу Шексны, на древней белозерской земле, можно запросто попасть в средневековье: здесь расположен историко-этнографический комплекс «Сугорье», где воссоздана древнерусская княжеская усадьба с мощной сторожевой башней - вежей, с парадной палатой - гридницей, рядом с которой мирно, как и в старые добрые времена, соседствует дом викингов. А еще действует кузница, оружейная и даже подземный ход. Одни из основных посетителей здесь, конечно, дети - по большей части приезжие. Это и хорошо, - считает Игорь Александрович Ручин, хозяин «Сугорья», - историческая реконструкция развивает вкус к изучению истории. А знающий свою историю человек никогда не будет чувствовать себя туристом в православном храме. Мы беседуем с ним после школьной экскурсии, в ходе которой дети чуть не разнесли гридницу по бревнышку, воодушевившись возможностью побывать богатырями, князьями и княгинями и провести бои на мечах. Всё, к счастью, обошлось: богатыри и княгини нехотя пошли на обед, а запыхавшийся Ручин с облегчением рухнул на лавку.

Игорь, предлагаю начать с разрушения стереотипов. Ведь в отношении они существуют, согласитесь: взрослые дяди и тети «играют в лыцарей», руководствуясь собственными фантазиями о том, «как было на самом деле», проще говоря - сказками или в детстве увиденными фильмами. Причем фильмы - самое историческое еще по сравнению с тем, что творится в голове у впавших в детство дядей и тетей. Кроме того, многие считают, что историческая реконструкция подверглась разрушительному неоязыческому влиянию, став чуть ли не ареной т.н. «родноверческого» чревовещания. Так ли это?

Давайте начнем по порядку. Что касается права исторической реконструкции называться именно исторической - да, с мнением, будто бы это игры для взрослых дядей и тетей, я сталкивался всю свою жизнь. В последнее время, правда, гораздо меньше: люди, скорее всего, видят плоды нашей деятельности, делают правильные выводы о ней и относятся уже более уважительно. А раньше было абсолютное непонимание… Как только меня не называли: и «первый лыцарь на деревне», и «привет из прошлого», и много чего еще. Ну да, странно для маленького городка видеть, как отец шестерых детей «вместо того, чтобы заниматься нормальными мужскими делами - огородом, рыбалкой, охотой и водкой», вдруг начинает строить какие-то крепости, мастерить кольчуги, копья, щиты и т.д., да еще предлагает на основе всего этого учить родную историю. Даже когда, помнится, мы доказали пользу нашей инициативы, построив гридницу, дом викингов, кузню, ладью, организовали исторический фестиваль, когда потянулись к нам туристы и город увидел для себя серьезное финансовое подспорье, и то слышалось что-то вроде: «Да ему вагоны разгружать надо, а не этой историей заниматься - пусть бы мужик дело настоящее делал! Что нам эта история?!»

Ну, если считать, что своей стране и народу я могу принести больше пользы, занимаясь разгрузкой вагонов, а не «оживляя» историю, то, конечно, это грустно. Мне кажется, что у каждого есть свой талант, и логично будет, если этот каждый займется тем, что умеет делать хорошо: кто-то поможет стране, работая грузчиком, кто-то - знакомя с ее историей, приобщая к ней соотечественников.

Впрочем, тут все в конце концов почти сошло на нет, и люди признали за нами право заниматься тем, что мы умеем, и умеем хорошо.

Что же касается необходимости изучения родной истории, то это даже не риторический вопрос - это насущная необходимость для нашего народа, по моему твердому убеждению. «Чтобы стоять, я должен держаться корней» - эта песня, думаю, ничуть не потеряла своей актуальности. Древо без корней, страна без истории обречены на гибель, и гибель недостойную: держаться не за что. Это, кстати, мы видим сейчас на примере южных соседей - бедной Украины: извращение собственной истории, отказ от родных корней, попытка во что бы то ни стало привить себе какие-то чужеродные элементы приводят к разрушению государства и общества в целом, что мы, увы, и наблюдаем с горечью и болью.

История в школе превратилась в зазубривание схем, векторов… Как она может привлечь к себе, заинтересовать?!

Понятно, что историю нужно изучать и всеми силами пропагандировать. Каким образом ее пропагандировать - вот вопрос. И тут можно как раз поговорить о пользе исторической реконструкции. Одно дело - учить историю, сидя в классе или в аудитории, зубрить даты, чертить какие-то графики. Часто приходится сталкиваться с людьми, которые говорят, что терпеть не могут историю после того, как изучали ее в школе. История - что в советской школе, что в нынешней - превращалась в ряд каких-то фактов, цифр, дат, имен, а в последнее время появилось еще невероятное количество диаграмм, схем. История как наука о жизни таких же людей, как мы, только живших раньше нас, превратилась в зазубривание схем, векторов… Как она может привлечь к себе, заинтересовать подростка, безвылазно сидящего в кабинете, мне непонятно. Да она и не привлекает. Такое сухое преподавание истории, на мой взгляд, убивает живую связь между поколениями.

Да, никто не спорит: и графики, и схемы иногда нужны - мы ведь должны знать, скажем, о том, как работала промышленность России в таком-то веке. Но нельзя превращать историю только в графики. Как не будем мы превращать, скажем, «Преступление и наказание» или «Евгения Онегина» в набор заданий по морфологическому разбору - это не литература получится, а ужас какой-то. Точно так же и с историей: мы должны чувствовать, что это живая наука, позволяющая нам ощущать себя родственниками со святым князем Владимиром, с Александром Невским, Дмитрием Донским и т.д.

Мне очень повезло в свое время с учителями. Один из них сейчас работает директором Музея археологии г. Череповца - Александр Валентинович Кудряшов, известный археолог. Он преподавал, разумеется, и в классе, преподавал настолько интересно, живо, что ученики слышать звонок с урока не хотели, но при этом он нас буквально влюбил в археологию: брал наши классы на раскопки, потом создал удивительно интересный школьный музей на базе археологических находок, а мы в этом музее работали экскурсоводами. Когда тебе 15 лет и ты уже имеешь некоторые базовые представления об истории, археологии, согласитесь, это многое значит для человека. Да, были раскопки, работали лопатой, кисточкой, были комары и оводы, были песни у костра и еда из котелка, были интереснейшие просветительские беседы о тех, кто жил в этих местах тысячу лет до нас, - может ли человек в этом случае не начать относиться к истории с уважением, а то и с любовью?

Мы воссоздаем прежнюю жизнь не по каким-то измышлениям «от балды», а по научным данным

К чему я все это говорю: преподавание, популяризация истории должны быть многогранными, и историческая реконструкция - это одна из тех граней, причем граней очень ярких, образных, которая как раз и помогает заинтересовать людей, привить им вкус к изучению истории. Мы воссоздаем ту, прежнюю жизнь, и не по каким-то измышлениям «от балды», а по научным данным, по историческим образцам, по сохранившимся артефактам или по целому комплексу исторических источников.

Костюмы - «это не только ценный мех»

- А какие источники вы имеете в виду?

Прежде всего, археологические: артефакты, сохранившиеся в культурном слое, относящемся к определенному веку, по которым мы можем сказать, например, что наконечник стрелы в XII веке выглядел так-то, а в XIII веке так-то, а еще назвать причины этого изменения. Или, скажем, поясной набор, который являлся серьезным показателем статуса воина, - почему появлялись определенные новшества, чем они были обусловлены, и т.д.

Следующий вид источников - письменный: описания, заметки путешественников об образе жизни, манере поведения, вере, даже костюмах жителей того или иного края. Это и сведения из летописей, писцовых книг, то есть вся совокупность письменных источников. Кроме того, есть и еще один источник: изобразительный. Это изображения в летописях, на церковных фресках и на иконах того времени… И тут надо учитывать, что задача иконы - не столько знакомить нас с тонкостями народного быта, сколько с верой людей и с Тем, в Кого они верят. Но, например, такая икона, как «Молящиеся новгородцы», может дать некоторые сведения о костюме жителей Великого Новгорода XV века.

А какое значение имеет описание костюмов? Я понимаю интерес к образу жизни или вере такого-то народа - но что важного мне расскажет, как одевались наши предки в XI-XII веках? Может, женщинам это и интересно - узоры там всякие, подвески…

Костюм может рассказать и о том, какими были отношения между соседними народами

Не скажите! Изучая (именно изучая, а не фантазируя) даже такую, казалось бы, второстепенную вещь, как народный костюм, приходишь к выводу, что не очень-то она второстепенная. Вот украшения. Скажите, пожалуйста, как это на Русском Севере, где жили финские племена, вдруг в народном костюме стали появляться наряду с финскими и славянские элементы? То, что идет колонизация Севера славянами, понятно - вопрос в том, как она идет. Если бы отношения между славянскими и финскими племенами были плохими, никогда бы не совместил в себе местный народный костюм элементы украшений двух народов. А вот если отношения были добрыми, такое развитие костюма представляется вполне логичным. Следовательно, даже по костюмам мы можем судить не только о том, что было, но и как было. К чести нашего северного края, было очень даже дружелюбно.

- Ну, тогда расскажите, пожалуйста, о костюме подробнее.

В отличие от современного, древний костюм был очень информативен и выполнял множество функций, являясь своеобразной «визитной карточкой». Такие понятия, как род, племя, вероисповедание, профессиональная принадлежность, социальный статус, выражались в его внешнем облике посредством многих атрибутов, знаков, символов. Материал костюма, его крой, цветовая гамма, наличие или отсутствие в нем определенных элементов, орнаментация, украшения - это все в совокупности создавало законченный образ его владельца. В этом случае изучение древнерусского костюма позволяет лучше представить себе как бытовую сторону жителей Древней Руси, так и их мировоззрение. Традиционный для Белозерья костюм восточно-финского типа получает в XI веке мощный импульс со стороны славянских переселенцев, обогативших его характерными для своей культуры элементами. Торговые связи края с Поволжьем и Балтикой также способствовали проникновению на Белоозеро как новых форм одежды, так и типов украшений, имевших в древности важный сакральный смысл. Смешение культур более всего заметно в парадном женском уборе, который включал в себя многочисленные металлические украшения, носившиеся в строго определенном порядке. Убранство древнего белозерского костюма можно считать самым высоким достижением прикладного искусства Русского Севера X-XIII веков. За это время меняется набор украшений, исчезают и появляются их новые виды, сам убор упрощается, теряет свою варварскую пышность, упрочившаяся христианская обрядность вытесняет из костюма явные языческие элементы. На смену славянам и веси приходит единая русская народность, в жилах представителей которой течет кровь самых разных племен, нашедших на Белоозере свой дом.

Тщательные исследования - археологические, этнографические - и позволяли в свое время нам занимать первые места на исторических фестивалях. Повторюсь: мы руководствуемся именно исследованиями, а не фантазиями. Откуда мы решили, что костюм жителя древнего Белоозера представлял собой комплекс льняных одежд, дополненных меховыми накидками? - Об этом есть упоминание у арабского путешественника Абу Хамида Аль-Гарнати. Он, будучи в Булгарии на Волге, встречался с «жителями страны Вису», то есть представителями племени весь (отсюда, кстати, произошли такие названия, как Череповец, Весьегонск и т.д.). Так вот, он описывал весь как «людей, одетых в одежды из льна, которые защищают их от холода, и в одежды из шкурок прекрасного бобра мехом наружу», - вот вам, пожалуйста, источник для реконструкции.

Источников масса, но все они разрозненные. Задача реконструктора заключается в том, чтобы из всех них собрать воедино и изготовить своими руками некий логичный, последовательный и разумный комплекс, который соответствует данной эпохе. И этот комплекс нужно еще доказать, опираясь на свои знания, исследования, предлагая гипотезы, будучи готовым к их критическому восприятию. А это уже настоящая научная работа, предполагающая серьезные исследования, а не измышления.

Что хоббиту здорово, то психиатру - забота

- То есть так называемые «ролевики» тут ни при чем?

Естественно. Одно дело - хоббиты, эльфы и игры в разных прочих орков, совсем другое - историческая реконструкция. На мой взгляд, такие игры могут быть опасными как для духовного состояния человека, так и, простите, для его психического здоровья. Мне приходилось сталкиваться с людьми, которые, будучи «ролевиками», настолько вживались в выдуманный ими образ такого-то героя из прошлого или же из фэнтезийной литературы, что просто-напросто теряли собственную идентичность - грубо говоря, становились чуть ли не шизофрениками. А, может, и становились - тут бы психиатрам разобраться не мешало. Поэтому мы твердо убеждены: работу, увлечение и повседневную жизнь необходимо разделять. На работе мы действительно ходим в реконструированных средневековых костюмах, знакомя с ними наших гостей, но домашняя наша жизнь подразумевает разумное использование разумных же достижений прогресса. Проще говоря, мы ездим не на лошади, а на машине, пищу готовим не на огне, а в мультиварке, пользуемся телефонами и компьютерами, медвежьи и волчьи шкуры, как и мечи и щиты, по стенам своего дома не развешиваем - этого всего нам хватает здесь, на работе.

Христианство как условие сохранения мира

Игорь, вы занимаетесь исторической реконструкцией, исследованиями, археологией, этнографией много лет. Можете кратко сказать, каковы главные выводы ваших изучений?

Дикий народ не мог бы создать ни такое государство, как Русь, ни такую страну, как Россия, - это давно пора усвоить!

Даже вкратце это займет много времени, поверьте. Но если уж слишком общо говорить, то подниму все-таки патриотическую тему: мне стыдно, когда малообразованные люди постоянно апеллируют к так называемому «цивилизованному миру». Во-первых, стыдно, что у нас есть малообразованные люди: с таким-то количеством прекрасных ученых, которые есть в России, можно было бы обратиться к их трудам! Во-вторых, стыдно за адресат апелляций: что за «цивилизованный мир» такой? Мы что - с каменными топорами бегаем по России-матушке? Да у нас, несмотря на все наши просторы российские, на квадратный метр больше писателей, художников, поэтов, конструкторов и прочих, чем во всем остальном мире! И это самоуничижительное заглядывание в глаза «цивилизованным странам» откровенно тошнотворно действует. Есть что-то хорошее у других - не задумывайся, перенимай. Есть хорошее (а оно было и есть) у себя - не забывай, храни его. Дикий народ не мог бы создать ни такое государство, как Русь, ни такую страну, как Россия, - это давно пора усвоить! Этому и учит история. А толковая, основанная на исторических фактах и исследованиях, реконструкция оказывает, на мой взгляд, ей очень большую помощь.

- И как, это у вас получается?

Думаю, да. Многие, преодолевая унизительные стереотипы в отношении собственного Отечества, с удивлением узнают, что, например, те же скандинавы называли Русь «Гардарики», то есть «страна городов». Когда они все жили еще по хуторам, раскиданным по северным фьордам, среди скал, у нас в это время было уже несколько десятков крупных, развитых городов. Город - это же средоточие ремесла и торговли. Кроме того, это и настоящее военное укрепление со всем необходимым: крепостной стеной, рвом, сторожевыми башнями и т.п. Понятно, что наличие таких крупных центров - один из признаков высокоразвитой цивилизации. Город - это и средоточие политической и духовной власти, как это было, например, на Белоозере: здесь же был центр распространения Православия на огромной территории. Отсюда шли лучи христианского просвещения края. Мне кажется, это нужно знать и благодарить предков за их труд. Еще раз напомню: здесь, на Белоозере, не зафиксировано никаких вооруженных конфликтов между соседствующими племенами и народами. И, как мы считаем, огромную роль в этом сыграла проповедь Православия - мирная, дружелюбная, не высокомерная, открытая другим народам. В отличие, кстати, от нашего порубежья, где вооруженных столкновений и даже террора было, согласно летописям, предостаточно. Там-то и находят массовые захоронения, которые появились после нашествия кочевников на древнерусские города; там отмечены и следы княжеских усобиц, борьбы за власть, когда тактика выжженной земли применялась по отношению к своим же, - здесь этого не было вплоть до XIV века, когда Москва начинает бороться с Новгородом и Ростовом за эти земли. Тут мы уже видим следы войны: были и походы ушкуйников, и ответные меры враждебной стороны, и от всего этого противостояния страдали, конечно, жители.

- А кто такие «ушкуйники»?

Что-то вроде новгородских викингов, славянские «джентльмены удачи». Это были и исследователи, и колонизаторы, и купцы (но не в традиционном смысле), но по большей части все-таки - обычные разбойники. Их боялись так же, как боялись в свое время викингов.

Чем могут порадовать неоязычники?

Не секрет, что историческая реконструкция - это еще и поле деятельности так называемых - неоязычников. Есть ли тут какая-то опасность для науки?

Не только для исторической науки, но и для самого человека. Опасность для науки заключается, прежде всего, в том, что они при своих т.н. «исследованиях» не опираются на правдивые источники. Ведь история - это наука об источниках, и если ими пренебрегать в угоду своим верованиям, а проще говоря - фантазиям, измышлениям, то ни о какой науке говорить не приходится вообще. Нельзя говорить и о гипотезах, потому что гипотезы опираются на совершенно четко очерченный круг исторических фактов, а здесь нет ни фактов, ни мыслей - домыслы есть, причем обязательно с притянутыми за деревянные уши Перуном или Велесом. Научный труд здесь в принципе не подразумевается, требуется лишь оправдать собственные безграмотность и ненависть к христианству.

- Даже ненависть? Почему нельзя исповедовать свою веру без ненависти?

Просто потому, что без ненависти к христианству невозможно - в этом я убеждаюсь, каждый раз сталкиваясь с т.н. «родноверами». Тут целый комплекс «нежных чувств»: презрение, страх, ненависть и, мне кажется, зависть, которая скрыта за первыми тремя. Если христиане могут доказать, показать основы своей веры, опираясь и на всевозможные науки: историю, философию, религиоведение и т.д., то язычники обладают отрывочными сведениями, которые покрывают просто невероятным слоем мистических измышлений, причем часто вся эта мистика коренится в далеко не безобидных псевдодуховных практиках. Эта неполноценная мифология берется из потребности иметь хоть какую-то основу, какое-то оправдание своим, простите, убеждениям. Доходит иногда до смешного: однажды на Куликовом поле во время фестиваля вышли какие-то ободранные ребята и стали орать: «Перуну - слава!», а потом убеждали всех, что именно так себя и вели русские воины во время битвы с Мамаем. Мы их спрашиваем: «Вы откуда это взяли-то, болезные?» Те гордо отвечают: «А мы знаем!» - «А-а, ну тогда извините».

- Кстати, вменяемый диалог с неоязычниками возможен?

Как показывает мой опыт, очень редко. Когда начинаешь интересоваться источниками их верований, оказывается, что верховному волхву Долбославу после продолжительных шаманских камланий явился во сне Перун и сказал то-то и то-то - вот и вся теология. Здорово, да? Когда пытаешься затеять серьезный разговор, то очень быстро эти ребята начинают нервничать, и твое дружелюбие (а я не хочу конфликтов, я честно хочу узнать, в чем коренятся их убеждения, как исторические, так и религиозные) наталкивается на истерическую агрессию по отношению к Православию. Все объясняется очень просто: люди, лишенные внутренней дисциплины, которая обязательна в христианстве, чувствуют свою - ладно бы слабость - ее мы все чувствуем, а панический страх и нежелание хотя бы попробовать сделать шаг навстречу Христу, зная, что такой шаг поставит их перед выбором: либо отказаться от многих самоубийственных «хотелок», либо продолжать прозябать в них. Да, часто неоязычники с удовольствием смакуют грехи - вымышленные и подлинные - христиан, тычут в них пальцем и, ухмыляясь, говорят: мол, на себя-то посмотрите - вы ж ничем не лучше. Это уже я говорю к стыду христиан. Но даже грешащий христианин знает, что он совершает грех, и не оправдывает ни себя, ни сам грех. Язычникам проще: то, что в христианстве является грехом, у них выглядит как добродетель. А христианин, вишь, мучиться будет, копаться в себе, стыдиться, каяться - это сложнее и больнее, но все-таки достойнее.

Звериный оскал, дикие глаза, волчьи клыки на шее - так, по мнению неоязычников, должен выглядеть настоящий русич

Страшно иногда бывает смотреть на то, что делает с людьми их собственная интерпретация язычества. По работе мне часто приходится общаться в социальных сетях, не так давно увидел там, что один из собеседников изменил свою фотографию в профиле: звериный оскал, дикие глаза, искаженное лицо, волчьи клыки на шее - так, по его мнению, должен выглядеть настоящий русич (а «настоящий русич - это, конечно, язычник»).

Меня это изменение потрясло: мужику за 40, в свое время был офицером - такой настоящий русский богатырь со светлым лицом и доброй улыбкой. А потом ушел из армии - и на тебе: вляпался от нечего делать, видимо, в псевдоязыческую секту, ничего общего с реальной историей не имеющую. И понеслось… Все по Достоевскому: нет у русских середины. Если уж принял какую-то идею, мысль, то будет следовать ей безоглядно. Лучше бы оглядеться на досуге. Нет, правда: страшно смотреть.

- Таким образом, в реконструкции, по вашим словам, есть как здравый смысл, так и возможность его извращения?

Это так, и это касается не только реконструкции, но и литературы - да чего угодно! Знаете, как неприятно видеть, что наше общество в учителя и чуть ли не в пророки себе выбирает шутов и клоунов? И ладно бы для того, чтобы посмеяться, нет - шутовские суждения считаются чуть ли не откровением в области то лингвистики, то истории, то религии. Тут собирался было к нам один такой «пророк» приехать, чтобы очередной исторический шедевр снять про то, что христианство, оказывается, Руси чуждо, а все мы жили «у Ра». Мы, если честно, не испытывали восторга от предполагаемого визита. Так Бог отвел: разболелся наш «гуру от истории» и не смог приехать, дай Бог ему здоровья телесного, интеллектуального и наипаче духовного.

А бывали случаи, когда люди, по незнанию, по молодости попавшие в кажущуюся им романтической, но отнюдь не историческую «реконструкцию», выбирались из нее и, следовательно, из неоязычества?

Да, к счастью. Тут многое зависит от честности поиска человека. Если он действительно ищет смысл - в науке, вере, - то он его рано или поздно найдет. У нас работают несколько ребят, которые, начав знакомиться с наукой, с настоящей реконструкцией, увидели ее пользу и для ума, и для души. И если человек умный, интересующийся и умеющий анализировать, он никогда не позволит себе глупых выходок в отношении Православия - веры своего же народа.

Да и те люди, которые громко заявляют о своем язычестве, могут удивить по-хорошему. Все-таки сказывается христианство их предков, которое, пусть на пока не осознанном уровне, но укоренено в потомках. Сидим, разговариваем, тема обычная: «язычество - настоящая вера русских». Прошу в этом случае ребят быть честными с самими собой: если вы такие все из себя настоящие язычники, то, опираясь на данные этнографических исследований, которых пруд пруди, я требую от вас сделать следующее в подтверждение искренности ваших убеждений - и привожу им действительно выдержки из этнографических исследований XVIII - начала ХХ веков, которые содержат такие факты о бытовых языческих пережитках, что само упоминание их вызывает отвращение. Там всё больше «нижний этаж» психики и физиологии присутствует, короче - мерзость несусветная. Так вот, к чести многих моих собеседников, они начинают плеваться и спрашивают с возмущением, не сошел ли я с ума. «Не, - говорю, - я не сдвинулся, я вам про вашу веру рассказываю, подтверждаю всё это имеющимися в научном обиходе фактами. Будете повторять? А ты сам искренне веришь в то, что солнце - это бог Хорс, а не скопление раскаленной материи? Ты реально чтишь Перуна? - Так принеси пару младенцев ему в жертву по примеру “славных предков”! Ведь так делали воины Святослава во время осады Доростола! Это ж нормально!» - «Иди-ка ты!..» Ну, вот это «Иди-ка ты!», если честно, во многом утешает и дает надежду, что не совсем мы еще от Христа отошли - есть еще возможность к Нему приблизиться. Значит, даже те, кто называет себя язычниками, внутри, в глубине души отторгают суть язычества. Лишь бы не заигрались: опасные это игры.

О преображении ума и памяти

- Но отрицать существование на Руси язычества, на мой взгляд, несколько некорректно.

И вообще - давайте помнить о значении христианского Преображения!

А никто и не спорит, что оно было. Помню наш разговор с архиепископом Максимилианом (Лазаренко), владыка был тогда у нас в гостях: смущаясь, я ему рассказывал о влиянии язычества на быт русских людей, показывал языческие символы в древнерусском костюме и украшении жилища и т.д. Владыка сказал: «Всё так, это всё было. Но давайте задумаемся над тем, как христианство преобразило языческое младенчество Руси, заменив поклонение твари почитанием единого Творца всего сущего… Расскажите людям о том, почему и как русские люди вместо наивного поклонения силам природы выбрали поклонение Христу - Солнцу Правды. Расскажите о разнице в значении слов “раб” и “раб Божий”. И вообще - давайте помнить о значении христианского Преображения. Заставьте работать мысль человека - тогда заработает и его душа, я надеюсь».

Святого Александра Невского некоторые его противники обвиняли и продолжают обвинять в рабской покорности завоевателям: он-де покорился татарам-язычникам. А Димитрий Донской с благословения преподобного Сергия начал освобождение Руси, победив их. В чем разница? Почему один покорился, а другой начал освободительную войну?

Надо помнить, что в XIII веке Руси грозили захватчики пострашнее, чем тогда еще религиозно всеядные и терпимые к Православию монголы: наши западные «партнеры» имели совершенно другие планы по отношению к Руси, чем пришельцы с Востока. Если монголов интересовало только внешнее подчинение, материальная сторона (на духовную жизнь они и не думали покушаться), то западные соседи стремились как раз к духовной оккупации. Кстати, ее плоды мы можем, опять-таки, видеть на Украине. Вся эта уния, разделения, расколы - плоды той еще, давней истории, когда князь Даниил Галицкий обратился за помощью к инославным. Ни помощи не получил, ни Русь от разграбления не спас. А святой Александр Невский, устранив опасность духовной оккупации с Запада, вынужден был смириться перед монголами, что в итоге спасло сотни тысяч жизней и сохранило Православие. Как сказал историк Вернадский: «Это были два подвига Александра Невского: подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке». Кстати, благодаря этому и многие захватчики впоследствии стали христианами, по Промыслу Божию.

Но уже в XIV веке Орда не была такой терпимой к вере в Христа, даже наоборот: Мамая можно смело назвать исламским экстремистом. И вот тогда уже никакого компромисса быть не могло: мы прекрасно знаем, что случилось ровно через восемь лет на Косовом поле в братской Сербии, которая, потерпев поражение от магометан, на несколько веков попала под их разрушительное для христианства владычество. Оставалось снова брать меч и приступать к освобождению Руси, начало чего и было положено на поле Куликовом:

«А воеводы у нас уставлены - 70 бояринов, и кранцы бысть князи белозерстии Федор Семенович, да Семен Михайлович, да Микула Васильевич да два брата Олгордовичи, да Дмитрей Волыньской, да Тимофей Волуевич, да Андрей Серкизович, да Михайло Иванович, а вою с нами триста тысящь окованые рати. А воеводы у нас крепкия, а дружина сведома, а под собою имеем боръзыя комони, а на собой злаченый доспехи, а шеломы черкаские, а щиты московские, а сулицы немецкие, а кинжалы фряские, а мечи булатные; а пути им сведоми, а перевозы им изготовлены, но еще хотят сильно головы своя положить за землю за Рускую и за веру крестьянскую… Уже бо те соколи и кречати, белозерскыя ястреби, за Дон борзо перелетели и ударилися на многие стада на гусиные и на лебединые. То ти быша ни соколи ни крчеть, то ти наехали руские князи на силу татарскую. И удариша копия харалужныя о доспехи татарские, возгремели мечи булатные о шеломы хиновские на поле Куликове на речке Непрядве… Не тури возрыкали у Дону великаго на поле Куликове. То ти не тури побеждени у Дону великого, но посечены князи руские и бояры и воеводы великого князя Дмитрея Ивановича. Побеждени князи белозерстии от поганых татар, Федор Семенович да Семен Михайлович, да Тимофей Волуевич, да Микула Васильевич, да Андрей Серкизович, да Михайло Иванович и иная многая дружина», - как читаем в «Задонщине».

Я, как житель Белозерья, конечно, и рад, и горд тем, что в той великой битве принимали участие наши предки-белозерцы. Правда, радости сопутствует и печаль, ведь тогда они все погибли. Так или иначе, я бы очень хотел, чтобы такие чувства к предкам - и почтение, и гордость, и радость, и печаль о них - разделяло как можно больше людей, причем разделяло искренне, зная о славных делах предков, не чувствуя себя пришельцами на родной земле и туристами в родных церквах. Вот для этого и работаем.

СВЯЩЕННЫЕ РЕЛИКВИИ НЕВЕДОМЫХ ПРАЦИВИЛИЗАЦИЙ

В последнее время исследователи и ученые разного направления наук все чаще стали обращаться к психологии мифологии. Образы мифов в поэтической форме отражают общечеловеческий опыт и основные модели развития человеческого общества. Такие модели называют «архетипами», они универсальны и присущи людям всем культур и во все исторические периоды. Сам термин «архетип» Юнг возводит к Филону Александрийскому, а затем к Иренею и Дионисию Ареопагиту. Примечательно то, что этот термин содержательно связан с платоновскими эйдос.

Несмотря на явный вымысел и на словесную ложь, миф может содержать в себе истину на внутреннем уровне, как род субъективных переживаний. Облик мифа, таким образом, не лишенного лжи, ничуть не мешает его внутренней правде и его идее правдоподобия («Тимей», 59 с). О таких мифах говорят зарубежные ученые, например, Г. Перлс, В. Тайлер, В. Отто, Р. Грейвс и другие. Например, рассказывая Солону о гибели Фаэтона, египетские жрецы утверждали: «положим, у этого сказания облик мифа, но в нем содержится и правда».

Одним из такого рода «переживаний» стала статья известного русского журналиста и общественного деятеля царской России Михаила Осиповича Меньшикова (1859-1918) об Атлантиде. Его дневники дают нам некоторое представление о глубине философско-эзотерической мысли журналиста, что позволило Михаилу Осиповичу как бы внутренним взором увидеть гибель острова Посейдонис. Таких откровений и переживаний в мировой культуре мы знаем очень много, и они приоткрывают двери в допотопный мир нашей планеты.

Миф по Платону может быть неким «священным словом, точнее возвещенным оракулом», а значит, он имеет силу доказательства («Законы», 1У, 712 а, У1, 771 с, ХII 944 а). Д. Мережковский в книге «Тайна Запада. Атлантида-Европа» (1930) пишет: «Что такое миф? Небылица, ложь, сказка для взрослых? Нет, одежда мистерии. Нет ли и за ложью «Атлантиды» истины?».

Крупный советский этнограф С. А. Токарев говорит о произведениях народного творчества, в основе которых лежат какие-то исторические события: таковы легенды об основании городов (например, Фивы, Рим, Киев), о войнах, крупных исторических деятелях. Повествования о Троянской войне, о походе аргонавтов и других великих предприятиях греков, по мнению ученого, опираются на действительные исторические факты и подтверждаются археологическими и другими данными (например, раскопки Шлиманом Трои).

Как ни странно, но именно археология выработала критерий для отделения мифов, за которыми находятся реальные события, от мифов, не имеющих точек соприкосновения с историей. «Богатые раскопки на Крите и на местах Трои, Микен, Тиринфа, Пилоса и других показали, что в основе сказаний об этих городах лежат исторические данные. А надписи этой эпохи позволяют предполагать, что некоторые из героев, как Приам, Гектор, Парис, а может быть, Этеокл и другие, были историческими личностями» (1, с. 31-32). Также установлено, что последние этрусские цари Тарквиний Древний, Сервий Туллий и Тарквиний Гордый могут быть признаны историческими лицами. «Предпринятая итальянским историком Э. Перуцци попытка изложения истории Рима по царствованиям Ромула, Нумы Помпилия, Анка Марция возвращает нас к давно преодоленной тенденции воспринимать римские этиологические мифы как реальность» (2, с. 15).

Так, по мнению М. Элиаде: «Действительно, целый ряд мифов, неспешно повествующих о подвигах богов и мистических созданий, in illotempore открывают структуру реальности, остающуюся недоступной для эмпирически — рационального понимания» (3, с. 262).
Сенсационные находки до сих пор будоражат воображение людей. Одной из таких находок следует признать сокровищницу неизвестных царей из Дорака на малоазиатском берегу Мраморного моря. В 1950-х годах сотрудник филиала Британского института археологии в Анкаре Джеймс Мелларт сделал сенсационные зарисовки невероятных сокровищ из разграбленного царского могильника. Неизвестные люди, показавшие ученому эти вещи, хотели только оценить и датировать их. После чего они с сокровищами исчезли на целых десять лет. И вот, вскоре на черном рынке в Америке стали вдруг появляться золотые изделия, описанные Меллартом. Продавцы скрылись за вереницей подставных лиц. Специалисты сделали свое заключение: возраст этих сокровищ составлял 45 веков! Золото Дорака уплыло в частные коллекции и, по-видимому, потеряно для науки навсегда.

В 1980-х годах в зарубежной печати промелькнуло сообщение, что в Нью- Йоркском музее «Метрополитен» открылась выставка, на которой экспонировались вывезенные из Турции 18 лет назад сокровища Креза!

В 1999 в западной печати появилось сенсационное сообщение о том, что в Турции, там, где некогда располагалось царство Фригия, была обнаружена золотая гробница царя Мидаса. Она сложена из золотых блоков, размер ее 9, 5 на 4, 5 метра. На стенах гробницы выбит царский знак Мидаса, а также нанесены тексты, рассказываюшие о жизни фригийского царя. В гробнице находилась золотая утварь. В центре погребальной комнаты стоял большой золотой саркофаг, внутри которого был гроб. Австрийский специалист по древним цивилизациям доктор Вольфганг Рейштейн заявил, что тело царя Мидаса и до настоящего время имеет поразительную способность превращать все предметы в золото, если прикоснуться к нему. В гробнице лежали также слуги Мидаса, но превратившиеся затем в золото. А ведь Мидас действительно реальный исторический правитель древнейшей Фригии, знакомый нам под именем Миты (738-696 гг. до н. э).
Но все же это только лишь малая часть сокровищ античного мира? Куда исчезло древнее золото богов и героев, где скрыты храмовые и культовые реликвии священнослужителей?

Среди мифических сокровищ были вещи, к которым древние проявляли особое благоволение. Такие вещи назывались фетишами. Люди, наделяя их демонически- магической силой, позже делали из фетиша объект глубокого религиозного поклонения. К таким вещам относились: Дельфийский Омфал, скипетр Зевса, меч Пелопса, яйцо Леды, рог Амалфеи, золотая собака Зевса, три Чаши: одна, которую Зевс подарил Алкмене, другая, которую создал Гефест, и третья — Чаша аргонавтов, ожерелье и пеплос Эрифилы, золотая цепь Елены, три треножника времен Лайя, Эдипа и его внука Лаодаманта, Троянский палладий, Золотое Руно и др.

В греческих мифах есть упоминание о некоторых вещах, которые странным образом укладываются в некую схему, далекую от простого почитания и образующую тайну мистериального значения. Среди таких священных предметов можно причислить золотую собаку Зевса, ларец Реи, венец Ариадны, скипетр Зевса, перстень Миноса, Золотое Руно, меч Пелопса, Троянский Палладий и некоторые другие.
Итальянский ученый, философ, основатель и президент Международной организации «Новый Акрополь» Хорхе Ливрага в своей книге «Фивы» пишет, что около 12000 лет назад в результате очередного катаклизма исчез последний осколок Атлантиды-Посейдониса, однако большая часть библиотек и некоторые предметы уже находились в Египте (4, с. 39-43). Но политическая нестабильность, захватнические войны и другие стихийные бедствия вынуждали жрецов и Великих Посвященных скрывать, перепрятывать в другом, более надежном и безопасном месте сокровища ушедших эпох. Но такое место должно было быть не только безопасным и спокойным, но иметь мистериальное, сакральное значение. Именно там, по воле богов, должно возгореться пламя того культа, которому грозило полное уничтожение.

Богатая эзотерическая традиция сообщает нам, что сокровища и священные реликвии атланты получили от предыдущих рас: гиперборейцев и лемурийцев, а затем были переданы лучшим представителям нашей, Пятой Расы. Только Великие Посвященные знают, где спрятано драгоценное наследие вымерших Рас. Эти хранилища находятся в Южной Америке, Африке, Европе, России и в Тибете.

Кое-что из таких реликвий уже найдено: это золото Трои, географические карты Пири Рейса, Оронция Финея, Птолемея, Табличка Исиды Бембо, Ноев Ковчег, знаменитый хрустальный череп «Митчелл-Хеджес» или «Череп Рока» (обнаружен в 1927 году в храме майя в Британском Гондурасе, сейчас Белиз).

Мне удалось вычленить из великого множества мифов, сказаний такие, которые прямо указывают на Атлантиду и другие працивилизации. Если существовало предание об Атлантиде, рассказанное Платоном, то оно должно было передаваться из поколения в поколение в виде генеалогических схем, за которыми стоит историческая реальность и пра-память человечества, скрытая в глубочайших пластах «коллективного бессознательного». Скорее всего, это была древнейшая працивилизация на Земле, настоящее название которой знают только Посвященные. И необязательно она должна называться Атлантидой или Гипербореей. Культура Атлантиды, впитав в себя культуру погибших цивилизаций Гипербореи и Лемурии, трансформировалась в европейскую, а затем уже и в общемировую. Поэтому для большинства исследователей и ученых следы атлантов и их отдаленных потомков не находимы, потому что находятся среди нас, людей Пятой Расы, ибо мы вышли из Четвертой Расы Атлантов.

В своей статье «Владыки Огенона. Мифология Атлантиды» я определил мифологические и генеалогические схемы и таблицы богов, героев и исторических лиц, имевших непосредственное отношение к царству атлантов и их скрытым сокровищам. К таким лицам можно отнести Санхуниатона, Филолая, Ферекида, Пифагора, Сократа, Гелона Сиракузского, Пиндара, Аристотеля, Ксенократа, Ксенофонта, Феопомпа, Кира, Камбиза, Миту (Мидаса), Александра Македонского, Нонна Панополитанского, братьев Дзено, Брюсова, Аполлинария Михайлова и его сына Михаила и многих других (5).

Можно привести интересную особенность в жизни Пифагора. Делос, куда прибыл Пифагор, славился тем, что его посещали гиперборейцы. Среди последних особенно выделялся Абарис, жрец Аполлона Гиперборейского. Для нас главное — Пифагор встречался с Абарисом и показывал ему свой знак на теле — какую-то золотую примету (Ямвлих описывает это как золотое бедро Пифагора). Несомненно одно: оба человека узнавали по такой примете о принадлежности каждого к определенной группе населения или установлению рода занятий. Недаром самого Пифагора считали Аполлоном Гиперборейским. Из этого можно сделать единственный вывод: на теле Пифагора было нечто родимого пятна, особого знака, по которому в нем можно было распознать представителя народа гиперборейцев. Таким образом, Гиперборея в данном случае может оказаться северной колонией Атлантиды.

Известные традиционалисты, в том числе и Р. Генон, связывают, однако, Гиперборею с Севером (Северным Полюсом), а Атлантиду — с Западом. Поэтому Генон различает Гиперборейское Туле, являющееся изначальным, Высшим сакральным Центром в рамках всей нашей Манвантары, от атлантического Туле, расположенном в Северной Атлантиде.
Н. Ф. Жиров в своей книге «Атлантида. Основные проблемы атлантологии» сообщает о мифографе Дионисии Милетском, по прозвищу Скитобрахион (ок. 550 г. до н. э.), имевшим искусственную конечность. Он, якобы, был автором книги «Путешествие в Атлантиду», хотя это может быть и вымыслом. Но именно такая деталь как отличительный знак на теле людей, каким — то образом, относящихся к Атлантиде, должна настораживать, приводить к определенным выводам. Такой же знак на теле (а именно на плече) был и у Пелопса, сына Тантала, а значит и у всех его потомков!

Ученые и эзотерики давно говорят о тонкоэнергетической функции родимых пятен на теле человека. Врожденные родинки и пятна могут рассказать о наследственных особенностях или о кармическом грузе прошлых воплощений. Приведем для примера поразительный случай из более поздней истории.

Этот случай связан с происхождением меровингской династии французских королей. Само происхождение меровингской династии сопряжено с многочисленными загадками, как пишут об этом исследователи М. Байджент, Р. Лей и Г. Линкольн в книге «Священная кровь и священный Грааль». По мнению франкского летописца Меровей был рожден таинственным морским чудовищем — «зверем Нептунов, на Квинотавра похожий». Эта легенда является символической и за своей чудесной видимости скрывает, как полагают авторы книги, конкретную историческую действительность. В случае с Меровеем эта аллегория означает передачу ему матерью иностранной крови или же смешением династических родов, следствие чего явилось то, что франки оказались связанными с другим племенем, пришедшим, возможно, «из-за моря».

Если верить преданиям, меровингские короли были приверженцами оккультных и эзотерических наук, обладали даром ясновидения и экстрасенсорского общения с животными и другими природными силами. У них на теле имелось родимое пятно, которое свидетельствовало об их священном происхождении и позволяло немедленно их узнать: красное пятно в виде креста было расположено либо на сердце — любопытное предвосхищение герба тамплиеров, — либо под лопаткой (6, с. 164-165). У Танталидов-Пелопидов родимое пятно было на плече, но с течением долгого времени (несколько тысячелетий) оно естественно могло переместиться в другое место и даже измениться по форме.

Таким образом, мною установлено: во-первых, все вышеперечисленные реликвии связаны с Атлантидой и последним их пристанищем — Критом; во-вторых, большая часть таких сокровищ принадлежала потомкам Тантала и Пелопса; в- третьих, у этих потомков были все атрибуты не только царской власти (Золотое Руно — три короны Зевса, Посейдона и Плутона, венец Ариадны, скипетр, меч, чудесные Стражи — золотая собака, куреты, Талос, Полифем), но и атрибуты магической власти (Золотое Руно — здесь осколок Небесного Камня Грааля, ларец со святынями Реи, вещь, зарытая Пелопсом в Элиде, если это не одно и то же); в-четвертых, танталиды и пелопиды имели отличительный знак на своем теле, который указывал на их «морское происхождение».

Попробуем привязать генеалогию богов и героев к фетишам — реликвиям и к древней топографии. Нас интересует, прежде всего, генеалогия Тантала и его сына Пелопса. В чем причина возвышения этого рода, только ли в золотых россыпях горы Сипил в Малой Азии? Не кроется ли здесь нечто другое, скрытое от нас забвением и завесой времени. Вспомним, что Тантал был осужден на вечные муки не только за укрывательство краденной золотой собаки. Главная вина царя Сипила состояла в том, что он разгласил среди людей услышанные им тайны олимпийцев и раздал своим близким похищенные на пиру у богов нектар и амброзию.

Несомненно то, что тайны олимпийцев — это сокровенные знания, переданные богами людям. Посредниками в такой передаче стали земные цари и жрецы, наделенные соответствующими атрибутами царской и магической власти. Именно эти лица должны были из века в век сохранять герметическую мудрость тайных знаний и только в случае крайней необходимости открывать их людям. Об этом говорит обширная эзотерическая традиция, видевшая в мифологических персонажах не конкретных лиц (например, было 3 Зевса, 5 Гермесов, 49 Ману), но общий титул многих Адептов и Посвященных. Прежде чем стать богами и создателями, все они прошли через человеческую ступень. Любой человек мог быть Дхиан — Коганом, Богом, Духом. По Блаватской, Дух — развоплощенный или будущий человек.

Теперь многое становится понятным. Род Танталидов-Пелопидов обладал сокровенным знанием, хранимым в тайне. Но каким знанием? Знанием о сокровищах и священных реликвиях Гипербореи, Лемурии и Атлантиды!

Можно ли найти историческое рациональное зерно в этих мифах? Где правда, а где вымысел? Историк Павсаний, известный своей добросовестностью, видел в свое время (II век н. э.) могилу Тантала близ Сипила. В Олимпии (Греция) около храма показывали могилу Пелопса. В том же храме, в сокровищнице сикионян находился золотой меч Пелопса и рог козы Амалфеи.

Тот же Павсаний прямо пишет, как Зевс передал свой царский скипетр длиной 24 меры Пелопсу, чтобы властвовать над людьми и обширными землями. Затем он перешел от Пелопса к его сыну Атрею, после чего к его внукам — Агамемнону и Менелаю. Оба были царями Микен. Недаром оракул жителей Микен сообщал, что они должны избрать себе царем только потомка Пелопса!

Но мифы снова преподносят нам сюрпризы. Загадка Золотого Руна не дает покоя многим исследователям. По мифу Гермес подарил Пелопсу Золотое Руно! Тот же Гермес, такого же Золотого Овна, гораздо более знаменитого, даровал беотийскому Фриксу — его Руно попало в Колхиду. Выходит, существовало два Руна — два символа царской власти? Но так ли это, может быть, речь идет об одном и том же священном предмете?
Колхидский миф ясно указывает, что Золотое Руно упало буквально с неба на землю. Это мог быть один из четырех осколков огромного метеорита, отождествленного мной как Небесный Камень Грааль. От этого камня исходила мощная духовная энергия, связующая далекие космические миры с земными.

Я ранее уже высказывал мысль о том, что в допотопные времена на Землю упал огромный метеорит, состоящий из какого-то драгоценного материала. При падении небесный камень развалился над территорией Грецией на четыре куска. Один упал в районе Малой Азии, в Дарданеллы и Троаду (миф о Гелле и Электре), второй — на Скифскую землю (скифское предание), третий — в район Колхиды (миф о Золотом Руне), а четвертый осколок достиг Тибета (камень Чинтамани). Этот метеорит обожествили затем греки, скифы, Индия и Тибет. Предание дает нам четкий ответ: им мог быть только Небесный Камень Грааль! (7).

Многие атлантологи связывают Крит с Атлантидой, но это не так. Крит — это одна из главнейших колоний страны атлантов, наряду с Египтом, Финикией, Сицилией, Италией и Грецией. Итак, в глубокой древности на Крите, на горе Дикта, в строжайшей тайне сохранялись несметные сокровища и священные реликвии Гипербореи, Лемурии и Атлантиды.

Гора Дикта — гора, полная тайн и загадок. Ее отождествляли с горой Ласити, а Диктейскую пещеру — с пещерой Психро, однако такие данные вызывают сомнения, т. к. расходятся с древней топографией. Скорее всего, она находилась к востоку от города Прасы, где был обнаружен древнейший храм в Палекастро. В самой Прасе археологами открыт Алтарный холм. Античная традиция связывает Критский Лабиринт с одной из пещер острова, где совершались таинственные ночные богослужения, но его никак нельзя сравнивать с Кносским дворцом, найденным Эвансом. Кстати, в районе Палекастро обнаружены многочисленные факелы, которые незаменимы в ночных мистериях.

Почему в Диктейской пещере на страже стояли золотая собака и куреты, вооруженные мечами и щитами, что и кого они охраняли? Не только же Зевса, который находился там очень короткий период, а все основное время — с рождения и до смерти — проводил на Иде. Вероятно всего, в Диктейской пещере были спрятаны величайшие сокровища — священные реликвии богов.

Внешнюю охрану этих сокровищ осуществляли Талос и Полифем, принадлежащие к медной расе атлантов. Что и от кого защищал великан остров Крит? Это странно еще тем, что ни в Кноссе, ни в других городах острова археологами не найдено никаких укреплений, ни крепостных стен. Удивительно то, что западная сторона Крита вплоть до Х1Х века нашего столетия была одной из самых малодоступных и изученных уголков мира! И это пишет один из самых серьезных исследователей археологии Крита Дж. Пендлбери. На западе находятся Белые горы, их вершины — Агиос-Теодорос, Сорос, Агион-Пневма, возвышающиеся на 2300 метров, могут быть отнесены к числу наиболее диких мест в Европе. Парадокс — остров в самом центре зарождения практически всех цивилизаций на Земле, на пересечении многих торговых путей, несколько тысячелетий бывший у всех на глазах и на слуху, — оказался малоизученным, а некоторые западные ущелья и пещеры вообще так и остались белым пятном для европейского человека вплоть до сегодняшнего дня!

Начиная с неолитического периода (4000-3000 гг. до н. э.) и кончая позднеминойским периодом 111 (1300-1100 гг. до н. э.) западная часть Крита практически не была заселена. Будто некие колдовские чары окутывают эту часть острова непроницаемым покрывалом, не давая проникнуть в его скрытые тайны.

Несмотря на разнообразие мнений античных авторов, сами реликвии остались на Крите. Позднее они были перепрятаны в более надежное место. В подтверждение этому, я приведу удивительную историю о дворянском роде Михайловых, причастных к тайне загадочных сокровищ потерянной цивилизации.

Я познакомился в 1988 году с замечательным человеком Михаилом Аполлинарьевичем Михайловым, писателем — маринистом, автором нескольких книг по судомоделизму и кораблестроению. Прекрасный знаток древних мифов, он рассказал мне о своем семейном предании.

Его отец, Аполлинарий Иванович Михайлов длительное время плавал на торговых судах «Руслан», «Рылеев», «Каменец-Подольск» по Черному и Средиземному морях. В 1906 году он был вторым помощником капитана на пароходе «Руслан», а в 1924-1925 годах капитаном на пароходе «Рылеев». В одном из таких морских переходов, в греческом порту Пирей Аполлинарий Иванович встретил опытного лоцмана, который часто бывал на Крите и хорошо знал многочисленные удобные бухты северного побережья острова. По утверждению лоцмана, он слышал от местных жителей странную легенду о величайших сокровищах древности, будто спрятанных на одном из северных мысов Крита. Михаил Аполлинарьевич указывал мне, что его отец несколько раз повторял достоверные слова лоцмана: «величайшие сокровища древности».

Наиболее подробно эта удивительная легенда была записана Аполлинарием Ивановичем в его дневнике. Он трагически погиб в одном из походов. Михаил Аполлинарьвич вспоминал, что после смерти отца он видел какую-то тетрадь в кожаном переплете. Это был его дневник. Какова судьба этой тетради, остается загадкой. Я хотел бы предостеречь читателя о том, что речь в этом историко- фольклорном сообщении идет лишь о величайших сокровищах древности, спрятанных на острове Крит, но никак не связанных Михайловыми с Атлантидой или каким- нибудь другими працивилизациями. Эта связь с Атлантидой или неизвестной «морской цивилизацией» была установлена мной в результате длительных историко- мифологических и генеалогических разысканий.
Все ли рассказал Михаил Аполлинарьевич автору этих строк и все ли в этой истории правда? К сожалению, он умер в 1996 году тоже при весьма странных обстоятельствах. Я не могу рассказать о всех подробностях загадочной смерти. Но поверьте, я знаю о чем говорю. Расследование обязательно будет продолжено. Тем более, что известно название того северного мыса, где спрятаны величайшие сокровища и священные реликвии неведомых цивилизаций.

Из библиотеки Аполлинария Ивановича сохранилась только одна книга. Это англо-русский словарь 1933 года издания, на шмуцтитуле рукой Аполлинария Ивановича по-английски написано: «капитан Михайлов, Каменец-Подольск, март 1935 года, Лондон». «Каменец-Подольск» — название парохода. На последней странице карандашом аккуратно выведено несколько английских слов. В переводе одно из них означает «столб северного сияния». Что хотел сказать этим Аполлинарий Иванович?

Это все, что осталось от красивой легенды. Но они удивительно живучи, переходя из поколения в поколение, старинные предания овевают нас непостижимым ощущением перманентной тайны.

Современный историк и исследователь Вильям Генри в своей книге пишет, что еще в молодости Франклин Рузвельт купил акции компании, пытавшейся найти сокровища ордена тамплиеров. Будучи президентом, Рузвельт попал под сильное влияние Николая Рериха, веривший в реальность существования Атлантиды. Есть сведения, что в Америку был доставлен так называемый Камень Судьбы, попавший на землю с Сириуса. Согласно легенде, Камень побывал в руках правителей Атлантиды, затем перешел к царю Соломону. «Камень был спрятан в башне в Шамбале, в Тибете, он излучал волны, влияющие на судьбы мира», — пишет в своей книге В. Генри. Это как раз и был один из кусков Небесного Камня Грааля!

Биограф знаменитого философа, мага и чародея Аполлония Тианского Филострат передает, что его могила нигде не была найдена и ходили слухи, что на старости лет он вошел в храм Диктинны на Крите и там «сам в своем теле» вознесся на небо. По известной легенде оттуда Аполлоний Тианский якобы переправился в загадочную Шамбалу. Таким образом, остались два перспективных района поисков мировых сокровищ: Крит и Тибет. Реальность таких реликвий с каждым годом становится все очевиднее и очевиднее.
В нашей стране наука атлантология продолжает активно развиваться. Летом 1998 года Институтом океанологии РАН им. П. П. Ширшова велась подготовка экспедиции для поиска легендарного острова. Ученые должны были проверить гипотезу действительного члена Русского Географического общества РАН Вячеслава Кудрявцева, согласно которой, Атлантида находилась в районе Кельтского шельфа, к югу от нынешних Англии и Ирландии и к западу от Франции. Но экспедиция не состоялась ввиду финансовых трудностей.

Заметно активизировались российские атлантологи. С 1999 года в Москве выходит альманах «Атлантида: проблемы, поиски, гипотезы» — первое российское периодическое издание, специально посвященное Атлантиде и основным проблемам атлантологии. В данном издании представлены все точки зрения, как традиционные, так и нетрадиционные. Альманах знакомит читателя с новыми открытиями, забытыми, редкими материалами о русских и зарубежных атлантологах или известных деятелях культуры, которые каким-то образом освещали в своих трудах и произведениях тему Атлантиды.

В рамках альманаха создается уникальный и единственный в России и в странах СНГ Музей Атлантиды им. Н. Ф. Жирова. Музей обладает обширной библиотекой книг на русском языке и другими материалами, посвященными Атлантиде.
В 2000 году в Москве состоялся Первый российский съезд атлантологов, который решал, в основном, организационные вопросы. Тем не менее, на нем были расставлены приоритеты в руководстве российской атлантологии в настоящий момент. Ведущими атлантологами России были названы писатель, Президент Московского клуба тайн, академик Международной Академии информатизации Владимир Щербаков и лауреат Государственной премии СССР, действительный член Российской Академии космонавтики им. К. Э. Циолковского Алим Войцеховский. На своем заседании съезд отметил возрождение интереса в России к проблеме Атлантиды.

Таким образом, наука атлантология, незаметно сливается с наукой гипербологией. В который раз человечество убеждается, что нельзя рассматривать Историю без взаимосвязи с древней Традицией и Эзотерическим Учением. Развитие науки атлантологии неизбежно в скором будущем приведет к практической цели — к открытию загадочной и неуловимой Атлантиды. Осталось немного — открыть Атлантиду и выявить, наконец, ее взаимосвязь с Гипербореей.

АЛЕКСАНДР ВОРОНИН
Доклад «От мифологии к реальности. Священные реликвии неведомых працивилизаций» был опубликован в журнале «Реальность и субъект» (2002, N 3, том 6, Санкт-Петербург).=



Загрузка...
Top