Последние вопросы. Контрольный тест по литературе М.Пришвин «Кладовая солнца», (6 класс) Проверочная работа по рассказу кладовая солнца

Контрольный тест по литературе.

М.Пришвин «Кладовая солнца» (6 класс)

Цель: проверить знания учащихся по сказке- были М.Пришвина «Кладовая солнца»

А1. Укажите жанр произведения М. Пришвина «Кладовая солнца».

3) сказка-быль

4) баллада

А2. Где происходит действие в «Кладовой солнца»?

1) на Смоленщине

2) в Кистеневке

3) в одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского

4) На Кубани

А3. От чьего лица ведётся повествование?

1) Митраши

2) разведчиков болотных богатств

3) жителей села

А4. На сколько лет Митраша моложе Насти?

1) на 7 лет

2)на 3 года

4) на 2 года

А5. М. Пришвин в «Кладовой солнца» называет Настю:

1) Золушка

2) Золотая Курочка

3) Золотая веснушка

г) Носик-курносик

А6. Какому ремеслу выучился Митраша у отца?

1) делать деревянную посуду

2) ремонтировать инструменты

3) делать глиняную посуду

4) плести лапти

А 7. Что взял с собой Митраша, собираясь в лес?

1)волшебный клубок

2) яблочко

4) сапоги- скороходы

А 8.За какой ягодой отправились в лес дети?

1) земляникой

2) клюквой

3) черникой

4) брусникой

А9 . О судьбе каких деревьев рассказывает автор?

1) рябины и дуба

2) березы и осины

3) ели и сосны

4) липы и клена

А10. Какую пословицу не договаривал детям Антипыч?

1) Пуганая ворона куста боится.

2) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3) Волков бояться, так и в лес не ходить.

4) Не знавши броду, не лезьте в воду.

А11. В эпизоде «Настя на палестинке» используется:

1) метафора

2) олицетворение

4) антитеза

А12. Какая черта характера девочки проявляется при сборе клюквы?

1) упрямство

2) смелость

3) жадность

4) доброта

А13. Кто спас Митрашу?

1) собака Травка

3) ему самому удалось спастись

4) охотники

А14. Человеческая правда Антипыча - это правда борьбы людей:

1) за охрану природы

2) за здоровье;

3) за любовь;

4) за справедливость.

А15. Что сделала Настя с собранной ягодой?

1) отдала больным детям из Ленинграда

2) угостила односельчан

3) накормила Митрашу

4) съела сама

А16. Какова основная тема произведения «Кладовая солнца»?

1) взаимоотношения между детьми

2) трудности военного времени

3) природа и ее богатства

4) единство человека и природы, мудрое отношение человека к природе

А17. Как первоначально назвал свое произведение М.М.Пришвин?

2) «Природа и человек»

3) «Друг человека»

4) «Интересная история»

В1. Как называется трава, которая росла возле избушки Антипыча?

Вставьте ее название во фразу «В один год высокая трава … проросла через бревнышки, и от всей избушки остался на лесной поляне холмик, покрытый красными цветами»

В2. Какой эпизод из «Кладовой солнца» изображен на иллюстрации? Озаглавьте его.

С1. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Как природа предупреждает Митрашу об опасности?»

Комментарии для учителя по выполнению заданий и их оценке

Тест рассчитан на один урок (45 минут). Состоит из трех частей.

Первый уровень вопросов (А) - наиболее простой. Ученики должны выбрать из четырех ответов один правильный.

Второй уровень (В) требует самостоятельного поиска учащимися верного ответа. Этот ответ односложен (состоит из одного- трех слов)

Наиболее сложным является третий уровень (С).Задание этого уровня побуждает учащихся рассуждать, письменно формулировать и обосновывать свое мнение, используя изученный материал. Для ответа на этот вопрос достаточно нескольких предложений.

За каждое верно выполненное задание части 1 начисляется 1 балл, части 2- от 1 до 4 баллов, за часть 3 максимальное количество баллов- 5. Учитывается содержание ответа, его соответствие вопросу, речевое оформление, связность и последовательность изложения, соблюдение орфографических, грамматических, пунктуационных норм.

80 % от максимальной суммы баллов - оценка «5»

60-80%- оценка «4»

40-60 %- оценка «3»

0- 40%- оценка «2»

Ключи к тесту

Первый уровень

А10

А11

А12

А13

А14

А15

А16

А17

2 Природа волнуется за мальчика и предупреждает об опасности. Земля под ногами Митраши стала как гамак, подвешенный над тенистой бездной. Елочки- старушки преграждали ему дорогу. На гнезде кричал встревоженный чибис.

а) сказка; б) рассказ; в) сказка-быль. 2. «Кладовую солнца» называют сказкой, потому что: а) в ней есть необыкновенные приключения; б) добро торжествует; в) рассказывается о поисках правды и о смысле жизни. 3. Кладовая солнца – это а) душевное богатство людей: б) залежи торфа; в) богатый мир природы. 4. «Кладовая солнца» - это повествование о том, как: а) дети пошли за клюквой и заблудились; б) как жили дети без родителей; в) как мальчик и девочка обрели правду о смысле жизни. 5. Сказка-быль написана сразу после войны, в 1945 г.. чтобы: а) рассказать, как дети жили после войны; б) чтобы сказать людям, что надо жить в согласии и любви, а не воевать друг с другом; в) рассказать интересную историю о приключениях детей в лесу. 6. Повествование ведётся от лица: а) Митраши; б) геологов; в) жителей деревни. 7. В чём правда Антипыча, которую он перешепнул Травке: а) надо уметь любить и за любовь надо бороться; б) нужно уметь жить для себя; в) уметь выжить любой ценой в суровых условиях. 8. В описании истории сосны и ели автор использует: а) антитезу; б) олицетворение; в) гиперболу. 9. В чём смысл истории о сосне и ели: а) объяснение того, чем становится жизнь без любви; б) объяснение стона и воя в лесу;

в) сказочная история.

Тематический тест по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

    «Кладовая солнца» - это:
а) сказка; б) рассказ; в) сказка-быль. 2. «Кладовую солнца» называют сказкой, потому что: а) в ней есть необыкновенные приключения; б) добро торжествует; в) рассказывается о поисках правды и о смысле жизни. 3. Кладовая солнца – это а) душевное богатство людей: б) залежи торфа; в) богатый мир природы. 4. «Кладовая солнца» - это повествование о том, как: а) дети пошли за клюквой и заблудились; б) как жили дети без родителей; в) как мальчик и девочка обрели правду о смысле жизни. 5. Сказка-быль написана сразу после войны, в 1945 г.. чтобы: а) рассказать, как дети жили после войны; б) чтобы сказать людям, что надо жить в согласии и любви, а не воевать друг с другом; в) рассказать интересную историю о приключениях детей в лесу. 6. Повествование ведётся от лица: а) Митраши; б) геологов; в) жителей деревни. 7. В чём правда Антипыча, которую он перешепнул Травке: а) надо уметь любить и за любовь надо бороться; б) нужно уметь жить для себя; в) уметь выжить любой ценой в суровых условиях. 8. В описании истории сосны и ели автор использует: а) антитезу; б) олицетворение; в) гиперболу. 9. В чём смысл истории о сосне и ели: а) объяснение того, чем становится жизнь без любви; б) объяснение стона и воя в лесу; в) сказочная история.ОТВЕТЫ: 1) В; 2) В; 3) А; 4) В; 5) Б; 6) Б; 7) А; 8) Б; 9) А.

Михаил Михайлович ПРИШВИН, сказка – быль «КЛАДОВАЯ СОЛНЦА». Ответы на вопросы.

    Где и когда происходит действие ? ОТВЕТ. Настя и Митраша жили в деревне возле Блудова болота недалеко от города Переславль -Залесского. Действие сказки-были происходит в 1943 году, во время Великой Отечественной войны. Дети недавно осиротели: мать умерла от болезни, отец погиб на фронте. (См. учебник-хрестоматия под ред. В. Я. Коровиной, в 4-х частях, см. часть 3-ью, М. ОАО»Московские учебники», 2007г., 160 с., сказка – быль на стр. 38-72; см. стр. 38-ую.В школьной «Хрестоматии» для 6 класса сказочная повесть напечатана с сокращениями.)

    Художественные образы и отдельные эпизоды, которые можно назвать сказочными. Их роль в произведении . ОТВЕТ. В сказках обычно наряду с людьми действуют растения и животные. В сказке-были «Кладовая солнца» природные явления помогают или мешают людям: «...ветер поиграл с домиком, и он сразу весь развалился»(см. в «Хрестоматии» с. 49). Словно живые, «очень волновались старушки-елки, пропуская между собой мальчика... (с.52) Бывает, одна вдруг поднимется, как будто хочет смельчака палкой ударить по голове, и закроет собой впереди всех других старушек. А потом опустится, и другая колдунья тянет к тропе костлявую руку. И ждёшь - вот-вот, как в сказке, полянка покажется, и на ней избушка колдуньи с мёртвыми головами на шестах…» Так и представляешь себе заблудившегося, напуганного мальчика с тяжёлым ружьём, пробирающегося по извилистым тропинкам сказочного заколдованного леса.

Пришвин использовал приём, характерный для волшебных сказок : тот, кто нарушил запрет, подвергается испытаниям, из которых с честью выходит сказочный герой. В сказке-были Пришвина тоже есть запрет – не ходить в Слепую Елань; дети нарушили запрет и поэтому вынуждены были потом преодолевать испытания. В сказке «Кладовая солнца» есть сказочные мотивы : «на распутье», «зловещее «КРА в о рона», эпизод о Косаче, Лежачий камень, говорящие лесные жители.

Дети, как сказочные герои, оказываются перед волшебным камнем, т. е . в ситуации выбора . На Лежачем камне НЕ написано: «Направо пойдёшь - коня потеряешь, налево пойдёшь - сам собственного пути , и пропадёшь». Но именно во время отдыха на камне встаёт перед детьми проблема выбора пути. С первого шага от Лежачего камня, как в сказках и былинах, начинается выбор человеком обычный лес с помощью образов сосны и ели, которые вместе растут, стонут и плачут на всё болото, превращается в заколдованный, сказочный лес, где разговаривают птицы и звери, где живут собака – друг человека, и волк – враг человека.

    Быль в сказке «Кладовая солнца». ОТВЕТ. « Кладовая солнца» - это сказка- БЫЛЬ, потому что указаны конкретное место действия и историческое время.

    Разберёмся в прочитанном.

I - 1. Автор о детях. НАСТЯ заменила братцу мать. Она трудолюбивая, деловитая (умелая в работе): как мать, вставала далеко до солнца…; выгоняла своё любимое хозяйство и катилась обратно в избу; хозяйственная : хлопотала по хозяйству до ночи, топила печь, чистила картошку, варила обед; уступчивая и благоразумная : мало слушается, стоит и улыбается; оглаживает брата по затылку; любит родителей. Ей 12 лет, у неё волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом; веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые; носик был чистенький и глядел вверх. Настя – добрая, щедрая: когда из детдома эвакуированных ленинградских детей обратились за помощью больным детям, она отдала им всю собранную ею ягоду. пишет: «Тут-то вот мы, войдя в доверие к девочке, узнали от неё, как мучилась она про себя за свою жадность».

МИТРАША трудолюбивый : выучился у отца делать деревянную посуду – бочонки, шайки, лохани; хозяйственный : на нём лежит всё мужское хозяйство. Внешность: коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий, золотые веснушки, носик чистенький глядел вверх. Митраша упрямый - строптивый. Учител я между собой называли 10-летнего Митрашу « мужичок в мешочке». Что же это значит? Во-первых, это значит маленький мужчина , но который ещё не стал настоящим хозяином в доме, как бы "не доварился" (как недоваренные яйца бывают " в мешочек "). Во-вторых, мужичком” его называли за упрямый характер. Митраша всегда ходил в старых отцовских куртках, подпоясывая их ремнём. Куртки были ему велики, и со стороны казалось, что на мальчике надет подпоясанный мешок. ( См. хрестоматию для 6 класса, часть 3, стр. 39-ую.) М.Пришвин называет его «маленьким человеком» (эпитет). Он восхищается мальчиком, его мужеством, решительностью, знанием и умением пользоваться компасом.

I – 2. Сравнения и эпитеты как авторское отношение к детям. ОТВЕТ. Авторское отношение к Насте подчёркивается сравнением (как золотая курочка,- то есть заботливая и трудолюбивая) и метафорой (катилась в избу, волосы отливали золотом, веснушки золотые, носик глядел вверх). Отношение автора к Митраше подчёркивается двумя художественными приёмами: 1) метафорами: мужичок в мешочке, десять лет с хвостиком, носик глядел вверх, золотые веснушки; 2) гиперболой: есть ладило длиной больше чем в два его роста . Олицетворением называется такое изображение, когда неодушевлённый предмет наделяется признаками живого существа: «Очень волновались старушки-ёлки...»; «Ветер поиграл с домиком»; «Ветер-сеятель принёс два семечка» и т. д.

I - 3. Удивительное в жизни детей. ОТВЕТ. Удивительно, что дети смогли жить без родителей дружно, вместе хозяйствовали и заботились друг о друге и о живых существах: о корове, тёлушке, козе, курах, овцах и поросёнке. Настя, как и покойная мать, готовила еду, вела хозяйство. Митраша выучился у отца делать деревянную посуду и делал для людей бочонки и кадушки. Он бывал на собраниях и старался принимать участие в общественной работе.

I – 4. Авторское отношение к спору детей. ОТВЕТ. Автор относится к ссоре детей отрицательно, с горечью и показывает это с помощью психологического параллел и зма - через описание природы : ссора детей предваряется ссорой т е терева-косач а с в о роном.

I – 5. Авторское отношение к тому, что Митраша попал в беду; почему он попал в беду? ОТВЕТ. Митраша хотел найти чудесную палестинку во что бы то ни стало. Пришвин рисует мальчика смелым, бесстрашным, опытным лесником. Он не боится неизведанного. Но при этом он упрям и самоуверен. Симпатии автора на стороне брата. Мужичок - слово шутливое, с уменьшительно-ласкательным суффиксом, оно указывает на то, что мужичок - это еще не настоящий мужчина. Жители деревни сделали вывод, что Митраша проявил себя как настоящий мужчина, когда узнали, что он сумел не потерять силы духа и нашёл способ спастись из болота. Во-вторых, он не растерялся и застрелил волка Серого Помещика, которого не могли застрелить даже опытные охотники.

I – 6. Почему Настя забыла о брате, как она себя вела? ОТВЕТ. Настя забыла о брате и думала только о клюкве. Автор называет её «прежней золотой курочкой», так как в начале рассказа автор описывает её как хорошую хозяюшку, помогающую своему брату, любящую и заботящуюся о нём. А тут, на болоте, она забыла о Митраше... Глядя на ползающую Настю, лось не признаёт в ней человека. Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползающую девочку, как на всякую ползающую тварь. Лось её и за человека не считает: у неё все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно, как мы на бездушные камни. Огромный, но беззащитный лось обходится малым: корой деревьев. А человеку всё мало, он от жадности забывает себя. А Настя продолжает ползать, пока не добирается до пня. Сравним Настю и пень. Настя собирает клюкву, а пень – солнечное тепло; Настя – для себя, пень – для других - отдать накопленное тепло, когда уйдёт солнце. Поэтому на пень вползла змея. Есть ли сходство между девочкой и змеёй? Да, девочка ползает по земле, боится, что клюква достанется кому-то ещё, быстро-быстро собирает её. Змея на пне «стережёт тепло».Настя потянула за ниточку, обвивавшую пень. Потревоженная змея с угрожающим шипением «приподнялась». Девочка испугалась; вскочила на ноги, теперь лось признал в ней человека и убежал; Настя посмотрела на змею, и ей показалось, что она сама только что была этой змеёй; вспомнила о брате, закричала, начала звать Митрашу и заплакала (см. в хрестоматии стр. 59-60) . Кто же заставил Настю встать на ноги? Змея, пень, лось. Значит, на помощь Насте приходит природа. Именно она помогает ей остаться человеком.

I – 7. В чём смысл рассказа о ели и сосне в сказке «Кладовая солнца»? ОТВЕТ. В пришвинской «Кладовой солнца» живут ель и сосна, о которых автор рассказывает так: «Ветер-сеятель принёс два семечка... Оба семечка легли в одну ямку... С тех пор... ель и сосна вместе растут... Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями - за воздух и свет. Поднимаясь всё выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья... стонали и выли на всё Блудово болото». И мы, читая эти строки, ясно видим «борьбу» искалеченных деревьев и сочувствуем этим жителям «кладовой солнца». Ведь Пришвин рассказывает о сосне и ели как о живых существах: они стремятся обогнать друг друга, борются за жизнь и воюют между собой. А не менее реальный злодей - ветер - прилетает мучить этих несчастных. Чем внимательнее вчитываешься в строки этой пришвинской сказки, тем больше находишь на её страницах примеров жизни обитателей «кладовой солнца». Они живут, радуются солнцу, горюют так, как если бы это были люди с их проблемами, страстями, слабостями, достоинствами и недостатками.

I – 8. Описание Блудова болота. Смыл словосочетания «кладовая солнца».

ОТВЕТ. Автор описывает Блудово болото, с одной стороны, как сказочное место, где под ногами трясина, растут елочки-старушки, летает ворон, говорящий на своем языке, болото, враждебное человеку. С другой стороны, автор говорит от имени разведчиков природных богатств, что Блудово болото «со всеми огромными запасами горючего торфа есть кладовая солнца». «Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достается человеку в наследство». Пришвин призывает беречь природное богатство.

I – 9. Описание природы «Тогда серая хмарь плотно надвинулась…» Авторское отношение к происходящему.

ОТВЕТ. Хмарь – это мгла, полоса тумана. Серая хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними (как и автор) . Ещё не возник спор между детьми, но всё вокруг охватывает тревожная напряжённость, как бы предвещая драматические события: горячее солнце пересекла пополам холодная синяя стрелка случившегося в небе облака; ветер рванул, ёлка нажала на сосну, и сосна простонала. Ветер рванул ещё раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала.

I – 10. Как Травка пришла на помощь человеку? ОТВЕТ. Уже целых два года прошло, как случилось ужасное несчастье в жизни гончей собаки Травки: умер обожаемый ею хозяин - лесник, старый охотник Антипыч. Живущая в лесу собака не могла выносить жалобного плача «сплетённых навеки деревьев». Она почуяла беду и помогла детям: нашла Настю, помогла Митраше выбраться из болота. Её погоня за зайцем привела волка к кусту можжевельника, где притаился юный охотник, мальчик не растерялся и застрелил волка. Настя услышала выстрел и закричала, а Митраша, узнав её голос, ответил. О чём думала Травка, глядя на маленького человека в болоте? Она очень обрадовалась, но её сначала остановили «тусклые и мёртвые» глаза человека. У Антипыча, наверное, всегда были весёлые и добрые глаза. А для Травки все люди делились на хороших и плохих, на Антипыча и врага Антипыча. Вот она и подумала: не враг ли это? Но когда в глазах у Митраши «загорелся огонёк», Травка поняла, что это Антипыч. Когда же мальчишка позвал её, то у Травки не осталось никакого сомнения. Митраша назвал её «умница», «милая Затравушка», «голубушка» и этим напомнил доброго хозяина. Выбравшись из болота, он «властно приказал» ей подойти. Травка привыкла подчиняться хозяину и поняла, что это «прежний прекрасный Антипыч». «С визгом радости, узнав хозяина, кинулась она ему на шею, и человек целовал своего друга и в нос, и в глаза, и в уши».

    ВЫВОДЫ.

II – 1. Почему автор не назвал сказку «Друг человека»? ОТВЕТ. М. М. Пришвин сначала назвал своё произведение «Друг человека», но потом отказался от него потому что человек, по мнению автора, ещё не готов на равных общаться с природой. Ему надо ещё многому у неё учиться. Пришвин писал : «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас – кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Именно для нас она открывает и показывает эти сокровища, мы должны научиться охранять их».

Пришвин рассказал о серьёзных естественнонаучных открытиях. Солнце отдаёт свое тепло растениям, растения отмирают и падают на дно болота, и там накапливается постепенно слой торфа. Торф - это природное богатство, которое жизнь на Земле копила веками. Но целебная клюква, деревья и травы, животные и птицы этого болота - это тоже кладовая природы. Кладовая солнца - это Блудово болото, которое хранит запасы торфа и горючего. Природа - тоже кладовая солнца, т.к. она рождена солнцем и живёт благодаря его теплу. Люди, с которыми мы встретились в повести, добры, мудры, щедры, трудолюбивы. Это тоже богатство земли. Человек – вершина природы. По мнению автора, человек должен относиться к природным богатствам бережно. Если бы Пришвин назвал произведение «Друг человека», то весь акцент перенёс бы на образ собаки, которая спасла мальчика. Но главная идея рассказа в том, что природа - это огромная кладовая, и человек должен научиться пользоваться природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества.

II – 2. Смысл выражения «сказка-быль» в авторском понимании.

В толковом словаре Ожегова даётся такое значение этих слов: 1) быль – то, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы; 2) сказка – повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. Значит, определив таким образом жанр своего произведения, Пришвин даёт нам понять, что в нём переплелось сказочное и реальное.

Былью является конкретная история осиротевших во время войны детей, которым трудно жилось, но они дружно трудились и помогали друг другу и людям, чем могли. обычная история кончилась и начинается сказка. С первого шага от Лежачего камня, как в сказках и былинах, начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес с помощью образов сосны и ели, которые вместе растут, стонут и плачут на всё болото, превращается в заколдованный, сказочный лес, где разговаривают птицы и звери, где живут собака – друг человека, и волк – враг человека.

II – 3 «Эта правда есть правда вековечной суровой борьбы за любовь» - значение выражения ? ОТВЕТ. Чтобы любить, надо в своей душе бороться с жадностью. Ч тобы постигнуть правду «вековечной суровой борьбы людей за любовь», нужно учиться любить. Любить – значит проявлять заботу о других: о людях, о природе. Любить по-настоящему может только тот человек, который сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Для этого надо в своей душе бороться с дурными качествами: жадностью, эгоизмом. Эта борьба суровая и трудная. литература 6 класс. урок по Пришвину Кладовая солнца "

Тест по литературе Кладовая солнца (М.М. Пришвин) с ответами для учащихся 6 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 1 общее задание с развернутым ответом.

Они были очень милые. Настя была как Золотая Курочка на вы­соких ножках. Волосы у неё, ни тёмные, ни светлые, отливали золо­том, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх.
Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лоба­стый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный. «Му­жичок в мешочке», — улыбаясь, называли его между собой учителя в школе. «Мужичок в мешочке», как и Настя, был весь в золотых вес­нушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх.
После родителей всё их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безы­менные овцы, куры, золотой петух Петя и поросёнок Хрен.
Вместе с этим богатством досталась, однако, детишкам бедным и большая забота о всех живых существах. Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны! Внача­ле, как мы уже говорили, к детям приходили помогать их дальние родственники и все мы, соседи. Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо.
И какие это были умные детишки! Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе. Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собрани­ях, в противотанковых рвах: носики такие задорные.
В этом селе мы, хотя и приезжие люди, знали хорошо жизнь каждого дома. И теперь можем сказать: не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы.

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. Что случилось с матерью детей?

2.

Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках.

3.

…и тесно им (веснушкам) было, и лезли они во все стороны.

4.

Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий.

5. Как называется художественный приём, основанный на противо­поставлении образов?

Вместе с этим богатством досталась, однако, детишкам бедным и большая забота о всех живых существах.

Задание с развернутым ответом

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. Что случилось с отцом детей?

2. Как называется художественный приём?

…веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки…

3. Как называется изображение неживого предмета как живого суще­ства?

Только носик… глядел вверх.

4. Назовите изобразительное средство:

Это был мальчик упрямый и сильный.

5. Как называется приём?

Волосы у неё… отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки…
…как и Настя, был весь в золотых веснушках…
золотой петух Петя…

Задание с развернутым ответом

Ответы на тест по литературе Кладовая солнца (М.М. Пришвин)
1 вариант
1. умерла от болезни
2. сравнение
3. олицетворение
4. эпитет
5. антитеза
2 вариант
1. погиб на войне
2. сравнение
3. олицетворение
4. эпитет
5. повтор

Тест по сказке – были М.М.Пришвина "Кладовая солнца".

Новик Надежда Григорьевна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

1.Жанр произведения:

а) рассказ

б) повесть

в) сказка-быль

2. Тема произведения:

а) единство человека и природы, необходимость заботливого отношения к природе

б) взаимоотношения между людьми

в) размышления о том, насколько природа выше человека и человеческих страстей

3. Название произведения означает, что речь в нём идёт о:

а) богатых залежах торфа на болоте

б) душевном богатстве людей

в) богатом растительном и животном мире лесов

4. Повествование в произведении ведётся от лица:

а) Митраши и Насти

б) геологов

в) жителей деревни

5. Действие произведения происходит:

а) до Великой Отечественной войны

б) во время Великой Отечественной войны

в) после войны

6. Рассказчики считают, что в дружбе Насти и Митраши было:

а) прекрасное равенство

б) бесспорное первенство сестры

в) преимущество брата

7. Сколько лет Митраше?

а) десять с хвостиком

б) девять с хвостиком

в) восемь с хвостиком

8. Митраша младше сестры

а) на 2 года

б) на 3 года

в) на 1 год

9. Учителя в школе, улыбаясь, называли Митрашу:

а) «мужичок в мешочке»

б) «мальчик с пальчик»

в) «носик-курносик»

10. По весне дети стали собираться в лес:

а) на охоту

б) за грибами

в) за сладкой клюквой

11. По словам отца Митраши и Насти, в лесу самый надёжный помощник – это:

а) верный друг

б) пёс

в) компас

12.Митраша взял в лес:

а) сумку с компасом и двустволку

б) топор, сумку с компасом и двустволку

в) топор, сумку с компасом

13. Что такое «палестинка»?

а) гиблое место

б) место, где росло много клюквы

в) место, где росла клюква

14. Какие птицы выясняли отношения рядом с ссорящимися братом и сестрой?

а) тетерев и ворон

б) ворон и ворона

в) тетерев и глухарь

15. Елань (топкое место в болоте) называлась Слепою, так как:

а) люди, попав в неё, теряли зрение

б) здесь росли цветы, которые народ именовал «куриной слепотой»

в) внешне она никак не отличалась от остального болота

16. Дети в лесу поссорились из-за того, что каждый хотел идти по - своему. Как хотел идти Митраша? а) прямиком по компасу б) широкой проторенной дороге в) как ходили все жители села

17. Какие два семени принёс ветер в «Блудово болото»?

а) сосны и берёзы

б) сосны и ели

в) ели и осины

18. Писатель включил историю ели и сосны в своё повествование, чтобы:

а) рассказать о несчастной жизни деревьев

б) предупредить детей о грозящей беде

в) объяснить стон и вой, раздающийся в ветреную погоду

19. Травка, собака Антипыча, не могла выносить:

а) стона деревьев

б) раскатов грома

в) воя волков

20. Кто такой Серый помещик?

в) медведь

21. Собирая клюкву, Настя испугалась:

а) быка

б) лося

в) змеи

22. Травка не могла выносить плач сплетенных навеки деревьев, потому что:

а) они напоминали ей о её собственном горе;

б) собаке было страшно слышать этот вой;

в) ей было их жалко

23. Как звали лесника?

а) Михалыч

б) Аркадьевич

в) Антипыч

24. Кто вытащил Митрашу из болота и спас ему жизнь:

а) Настя

б) собака Травка

в) односельчане

25. Правда Антипыча – это правда борьбы людей:

а) за выживание

б) за любовь

в) за полезные ископаемые

26. За кем охотился Серый Помещик?

а) за собакой

б) за лисой

в) за зайцем

27. Настя всю свою клюкву

а) отдала больным детям

б) отдала соседям

в) заготовила впрок

Ответы: 1в 2в 3а 4б 5б 6а 7а 8а 9а 10в 11в 12б 13б 14а 15в 16а 17б 18б 19а 20б 21в 22а 23в 24б 25б 26а 27а



Загрузка...
Top