Презентация проекта "музыкальная гостиная для родителей". Музыкальная гостиная приглашает «Такая разная музыка…

При формировании основ музыкальной, художественной и эстетической культуры дошкольников педагогу следует ориентироваться на такую форму взаимодействия с детьми как «Музыкальная гостиная» .
Это цикл литературно-музыкальных занятий , в процессе которых осуществляется комплексное использование различных искусств, взаимосвязь музыкальной, художественно-речевой, изобразительной и театрализованной деятельности.
Именно в рамках «Музыкальной гостиной» можно реализовать основные задачи образовательной области ».
Более конкретные задачи , которые решаются в процессе взаимодействия, можно сформулировать так:
1. Формирование познавательного интереса и любви к искусству в процессе приобщения к музыке, живописи, поэзии, художественному слову и движению.
2. Развитие музыкальности у детей, эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. умения переживать музыкальное произведение в соответствии с его образным содержанием.
3. Развитие музыкального восприятия и музыкальных способностей, обеспечивающих возможность более тонкого слушания музыки, различения ее главных компонентов в звуковой ткани произведения.
4. Обогащение музыкальных впечатлений детей в процессе их знакомства с произведениями мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей.
5. Формирование музыкального вкуса детей, оценочного отношения к прослушанным произведениям, к собственному творческому самовыражению.
Задачи достаточно сложные, да и сама форма проведения «Музыкальной гостиной» подразумевает высокий профессионализм педагога.

Как происходит формирование художественного и музыкального восприятия?
На первом этапе (при первом ознакомлении, прослушивании) — целостное восприятие, осознание общего характера произведения.
На втором этапе (при повторном прослушивании) — дифференцированное восприятие, уточнение представления, различение отдельных эпизодов в произведении.
На третьем этапе (при завершении работы над произведением) — осознание выразительной роли отдельных средств в связи с развитием музыкального образа и целостное повторное восприятие.

Методы, приемы и формы организации «Музыкальной гостиной»
Формирование восприятия музыки у дошкольников предполагает обучение внимательному слушанию музыкальных произведений, элементарному их анализу (определение характера, доступных средств музыкальной выразительности), узнаванию неоднократно прослушанных пьес или фрагментов из них.
Используются различные методы — наглядно-слуховой метод, наглядно-зрительный, словесный, практический. Кроме традиционных методов, желательно применять методы, разработанные автором программы «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой , — метод контрастных сопоставлений произведений и метод уподобления характеру звучания музыки. Кстати, данная программа полностью соответствует задачам и требованиям ФГОС ДО.

Наглядно-слуховой. Метод контрастных сопоставлений произведений состоит в том, что используется качественная аудио (видео) запись и «живое» исполнение произведения педагогом. Этот метод значительно обогащает восприятие музыки и заостряет внимание детей на разнице звучания.
Осознанному усвоению и закреплению знаний способствуют музыкально-дидактические игры с использованием наглядно-слухового метода. Например «Музыкальная викторина», «Угадай мелодию» и др.
Использование приемов сравнений, контрастных сопоставлений различных видов (контраст стилей, жанров, контраст внутри жанра, контраст настроений и т.д.) заинтересует детей и придаст обучению проблемный характер.

Наглядно-зрительный. Чтобы усилить впечатления детей от музыки, вызвать в их воображении зрительные образы или иллюстрировать незнакомые явления, необходимо применение следующей зрительной наглядности :
— показ репродукций картин, иллюстраций, рисунков, фотографий, игрушек, изображений инструментов, портретов композиторов;
— использование цветных карточек (прием цвет-настроение), что поможет детям применить новое слово и в игровой форме высказаться о характере музыки;
— иллюстрирование сказок с помощью настольного театра на фланелеграфе;
— использование карт-схем, приемов моделирования (расположение звуков по высоте, определение частей произведения и их количества и т.д.).

Словесный. Одним из важных методических приемов работы в музыкальной гостиной является слово педагога . Оно должно быть эмоциональным, лаконичным, соответствующему уровню речевого развития детей. Пояснения педагога должны раскрывать, прежде всего, музыкальный образ. Такой комментарий помогает детям настроиться на восприятие музыки. Например, О.П. Радынова в программе «Музыкальные шедевры» допускает сопровождение звучания музыки тихими, выразительными пояснениями.
Поэтическое слово (загадки, стихи, сонеты и т.п.) могут предварять прослушивание музыкального произведения, если оно созвучно ему по настроению. Если же педагог хочет сопоставить стихотворение с музыкой, лучше прочитать его после уяснения детьми ее характера. С той же целью можно использовать чтение стихов детьми, выученных заранее.
Литературный образ сказок подготавливает детей к восприятию музыкального образа. Обыгрывание сказочного сюжета с помощью игрушек или фигурок на фланелеграфе содействует более глубокому пониманию сюжетной линии музыкального произведения.
Педагог может использовать форму кратких описательных рассказов, бесед, постановки вопросов и заданий, активизирующих восприятие музыки.

Практический. Метод уподобления характеру музыки. Чтобы ребенок почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, необходимо сочетать восприятие музыки с практическими и творческими действиями. Этот метод включает в себя следующие приемы :
— моделирование элементов музыки движения (художественное движение, дирижирование, игры-превращения);
— вокализация (интонирование мелодии, исполнение песен детьми);
— выражение образного содержания характера музыки мимикой;
— оркестровка музыкальных произведений (выбор и использование наиболее выразительных тембров инструментов, соответствующих характеру звучания музыки, различение отдельных ее частей);
— инсценирование песен, подвижные игры;
— выражение восприятия музыки через продуктивные виды деятельности (рисование, аппликация и т.д.).

Организация занятий
Чтобы занятия в «Музыкальной гостиной» были более продуктивными, разнообразными и запоминающимися, необходимо использовать разные формы организации этих занятий. К таким формам можно отнести:
— занятия-беседы;
— занятия-путешествия (во времени, в пространстве, по сказкам и т.д.);
— занятия, простроенные на основе содержания той или иной сказки;
— беседа-концерт (о творчестве композитора, о жанрах в музыке и т.д.);
— сюжетные занятия (идем в гости, встречаем гостя).

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в

1 декабря 2017 года в дошкольном отделении, расположенном по адресу: ул. Чертановская, д. 62, корп. Б , прошло межрайонное мероприятие: Музыкальная гостиная "Приобщение дошкольников к музыкальному искусству в рамках построения модели преемственности 1 и 2 ступени общего образования и реализация технологии эффективной социализации Н.П. Гришаевой «Ситуация месяца: Я - житель земного шара»" для старших методистов, старших воспитателей, ответственных за дошкольное образование, педагогов-психологов, воспитателей МРСД-30.

Старший методист Левина Ирина Олеговна познакомила гостей с новой технологией эффективной социализации дошкольников (Н.П.Гришаевой) «Мастерские», Клуб «Снами интересно» и особенностями ее реализации на практике в дошкольном отделении.

Гостей мероприятия, воспитанников старшего дошкольного возраста, волонтеров ожидало необычное посещение Музыкальных гостиных разных стран мира. В одной из групп можно было познакомиться с народными традициями Японии, побывав на чайной церемонии; послушать традиционную японскую песню «Сакура» в музыкальном сопровождении на бамбуковых флейтах сякухати и бау, и струнном муз. инструменте бузуки; посмотреть японский танец с зонтиками, а также поиграть в национальную игру «Торянсэ». В другой группе можно было узнать деревенские традиции родной страны: какую одежду носили и о чем она могла рассказать; познакомиться с музыкальными инструментами: владимирский рожок, кугиклы, балалайка и под их звучание послушать русские народные: колыбельную и рекрутскую песни, а также поиграть в русскую народную игру «Заинька». В музыкальном зале была представлена немецкая музыкальная гостиная. В ее стенах звучала народная немецкая песня «Спи моя радость, усни» в сопровождении кельтской арфы. Задорный танец, исполненный сотрудниками дошкольного отделения под музыку «Богемской польки» Иоганна Штрауса никого не оставил равнодушным. А немецкая народная игра «Шоколад» оказалась очень похожа на русские «Жмурки!»

Дети получили не только эстетическое наслаждение, но и навыки разновозрастного общения, которые проявились вумении присоединяться к играющим детям, предлагать помощь сверстнику, играть по правилам, выражать симпатию, принимать комплименты, проявлять инициативу, выражать чувства радости и справляться со смущением. Приятно отметить, что многие научились выражать благодарность не требуя взамен поощрения взрослых.

Музыкальную гостиную организовали и провели: старший методист Левина И.О., старшие воспитатели: Чижикова М.А., Иванцова Е.Б., педагог-психолог Кузнецова Н.И., учитель-логопед Беляева М.Н., музыкальные руководители: Скурида М.В., Братищева Ю.Н., родители: Денис Юрьевич Скурида, воспитатели: Малышева Я.В., Акберова З.Т., Сычева С.А., Аверьянова А.П., Жемис Е.В., Архипова А.Ю., Лихачева Ю.С., Жигулина М.В., Целых С-Б.Н., Некрич В.В., завхоз Демичева С.А., учителя школы: Майорова М.Н., Кучумова А.И., ученики 2 "Б" класса, выпускники детского сада Беляев Андрей (в роли рекрута), Беляева Юлия (рассказчица)

Также большую помощь в организации предметно-развивающей среды оказали: Рыбкина С.Н., Архипова А.Ю., Матвеева Т.Г., Ланговая М.А., Чернова Т.В., Шувалова Е.В., Подгорная Н.Ю., Лесникова М.В.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

МБДОУ -детский сад №9 Проект «Музыкальная гостиная для родителей» Автор проекта: музыкальный руководитель Дринко Н.В. г. Губаха

2 слайд

Описание слайда:

ЗАДАЧИ: Вхождение ребенка в мир музыки; Развитие музыкальной эрудиции и культуры дошкольников; Развитие ценностного отношения к музыке как к виду искусства, музыкальным традициям и праздникам; Развитие опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживание музыкальным образам, настроениям, чувствам; Развитие звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников, где музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природ, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств Тип проекта: Творческий, образовательный Продолжительность проекта: долгосрочный. Срок реализации: март 2016 – май 2016. Участники проекта: музыкальный руководитель. Целевая группа: родители детей старшей группы

3 слайд

Описание слайда:

Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна... (Д.Шостакович)

4 слайд

Описание слайда:

ЗАДАЧИ: Вхождение ребенка в мир музыки; Развитие музыкальной эрудиции и культуры дошкольников; Развитие ценностного отношения к музыке как к виду искусства, музыкальным традициям и праздникам; Развитие опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживание музыкальным образам, настроениям, чувствам; Развитие звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников, где музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природ, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств Цель проекта: Повышение педагогической компетентности родителей в области музыкального образования детей. Задачи проекта: Содействовать приобщению родителей к истокам мировой музыкальной культуры; Использовать разнообразные формы работы с родителями: анкетирование, беседы, консультации, круглый стол и другие; Способствовать тому, чтобы музыка вошла в жизнь семьи; зазвучала в доме; Вовлечь родителей в совместную досуговую деятельность; Способствовать сплочению внутрисемейных отношений.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

План мероприятий Этап Месяц Неделя Мероприятия Цели Организационно-подготовительный Март 1 2 Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора Определение цели и задач проекта. Подбор литературы, пособий, атрибутов. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта. Подготовка к реализации проекта

7 слайд

Описание слайда:

Основной Март 3 Анкетирование родителей Цель: выявить степень заинтересованности родителей в музыкальном воспитании детей. 4 -Выступление на родительском собрании по теме: «Зачем вашему ребенку нужна музыка» -Консультация дляродителей: «Влияние музыки на развитие ребенка» -Заданиепедчтения: «Музыка в детской душе» Побережная Галина Ионовна, 1 глава - «Музыка наш помощник». Материал: в родительском уголке, сайт Цель: помочь родителям задуматься о влиянии музыки на развитие ребенка. Цель: изучить материалы с1 главы из книгиГ.И.Побережной«Музыка в детской душе», для совместного обсуждения

8 слайд

Описание слайда:

Апрель 1 Круглыйстол: «Музыка в детской душе» Побережная Галина Ионовна. 1 глава - «Музыка наш помощник». Цель: организовать обсуждение –дискуссию с родителями 1 главы из книгиГ.И.Побережной«Музыка в детской душе». 2 Консультации для родителей: -« Учимся слушать музыку» -«Как и какую музыку слушать с детьми дома?» -«Организация домашней фонотеки» Цель: дать представление родителям о том, как слушать музыку дома, и помочь в организации домашней фонотеки. 4 Круглый стол: «Музыка в детской душе» Побережная Галина Ионовна. 2 глава «Душевная гармония – основаздоровья» Цель: организовать обсуждение –дискуссию с родителями 2 главы из книгиГ.И.Побережной«Душевная гармония – основа здоровья» Май 1 Беседа – практикум: «Музыкотерапия для детей» Цель: Расширить представление родителям овлиянии музыки на здоровье детей. 2 Круглый стол: «Музыка в детской душе» Побережная Галина Ионовна. Глава 3 «Главное, что нужно знать» Цель:организовать обсуждение –дискуссию с родителями 3 главы из книгиГ.И.Побережной«Главное, что нужно знать» дать рекомендации по слушанию музыки.

9 слайд

Описание слайда:

Заключительный Май 3 -Музыкальный турнир для детей и родителей"Музыкальная семья» -Опрос по итогам работы Цель: вовлечь родителей в совместную досуговую деятельность Цель: обобщение результатов работы. 4 Презентация проекта Анализ деятельности.

10 слайд

Описание слайда:

1 этап - организационно-подготовительный Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора Определение цели и задач проекта. Подбор литературы, пособий, атрибутов.

11 слайд

Описание слайда:

2 этап -основной Анкетирование родителей Цель: выявить степень заинтересованности родителей в музыкальном воспитании детей

12 слайд

Описание слайда:

ЗАДАЧИ: Вхождение ребенка в мир музыки; Развитие музыкальной эрудиции и культуры дошкольников; Развитие ценностного отношения к музыке как к виду искусства, музыкальным традициям и праздникам; Развитие опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживание музыкальным образам, настроениям, чувствам; Развитие звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников, где музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природ, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств Родительское собрание по теме: «Зачем вашему ребенку нужна музыка»

13 слайд

Описание слайда:

Консультация для родителей: «Влияние музыки на развитие ребенка» Цель: помочь родителям задуматься о влиянии музыки на развитие ребенка

14 слайд

Описание слайда:

ЗАДАЧИ: Вхождение ребенка в мир музыки; Развитие музыкальной эрудиции и культуры дошкольников; Развитие ценностного отношения к музыке как к виду искусства, музыкальным традициям и праздникам; Развитие опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживание музыкальным образам, настроениям, чувствам; Развитие звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников, где музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природ, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств Дидактическая игра «Подбери музыку к картинке».

15 слайд

Описание слайда:

Круглый стол: «Музыка в детской душе» Побережная Галина Ионовна. 1 глава - «Музыка наш помощник». Цель: организовать обсуждение – дискуссию с родителями 1 главы из книги Г.И.Побережной «Музыка в детской душе».

16 слайд

Описание слайда:

ЗАДАЧИ: Вхождение ребенка в мир музыки; Развитие музыкальной эрудиции и культуры дошкольников; Развитие ценностного отношения к музыке как к виду искусства, музыкальным традициям и праздникам; Развитие опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживание музыкальным образам, настроениям, чувствам; Развитие звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников, где музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природ, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств Памятка «Музыка наш помощник»

17 слайд

Описание слайда:

Консультации для родителей: Цель: дать представление родителям о том, как слушать музыку дома, и помочь в организации домашней фонотеки. «Учимся слушать музыку «Какую музыку слушать с детьми дома «Организация домашней фонотеки

18 слайд

Описание слайда:

Круглый стол: «Музыка в детской душе» Побережная Галина Ионовна. 2 глава «Душевная гармония – основа здоровья» Цель: организовать обсуждение –дискуссию с родителями 2 главы из книги Г.И.Побережной «Душевная гармония – основа здоровья»

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

Беседа – практикум: «Музыкотерапия для детей» Цель: Расширить представление родителей о влиянии музыки на здоровье детей

Предварительный просмотр:

Музыкальная гостиная.

"Зимний вечер"

Старший дошкольный возраст

Задачи: Воспитывать в детях чувство красоты природы, музыки и поэтического слова.

Предварительная работа.

1.Слушание произведений: А. Вивальди Концерт «Зима» 1и 2 части; П.И. Чайковского «Зимнее утро»;

2.Чтение и разучивание стихотворений о зиме.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Я рада вас приветствовать в нашей уютной музыкальной гостиной, где нас снова ждёт встреча с музыкой и поэзией.

Вот уже полноправной хозяйкой пришла зима и всё раскрасила в свой любимый цвет. Всё кругом белое, одинаковое…..

Как это наверное скучно и не интересно? Расскажите, какой бывает зима? (Ответы детей: холодная, суровая, вьюжная, пушистая, мягкая, красивая, заботливая.)

Послушайте какой словесный портрет Зимы нарисовала в своём стихотворении поэтесса Л. Чарская. (Звучит в записи музыкальная пьеса П.И. Чайковского «Зимние грёзы», на фоне музыки ведущий читает стихотворение)

Кто в пушистой шубке белой Новый взмах- и речка встала

Лёгкой поступью и смелой Та, что звонко лепетала

Вышел в час утра? С давних пор.

На кудрях её пушистых Кверху руку поднимает

Много блёсток золотистых Вмиг деревья накрывает

Много серебра. Чистым серебром.

На губах зари багрянец, По вершинам бродят взоры

На щеках живой румянец И роскошные узоры

Пышет горячо. Вытканы кругом!

Рукавичкою взмахнула – раз, Эта белая шубейка

Куда бы не взглянула Всем знакома, чародейка-

Застлан был ковёр… Матушка – зима!

(дети делятся впечатлениями, какой образ представили себе, слушая стихотворение)

Ведущий: Если вы внимательно послушаете ещё одно стихотворение, то услышите новые определения. Назовите их.

Ребёнок: Вот зима пришла серебристая

Белым снегом замела

Поле чистое.

Днём с детьми на коньках

Всё катается.

Ночью в снежных огоньках

Рассыпается.

В окнах пишет узор

Льдом-иголочкой

И стучится к нам во двор

С свежей ёлочкой.

Дети называют: зима – красавица, чародейка, волшебница, художница, затейница.

Ведущий: Давайте послушаем фрагмент из концерта «Зима» Антонио Вивальди. Какая зима видится вам при звуках этой музыки? (звучит 1 часть концерта)

Дети: сердитую, колючую, вьюжную.

Ведущий : Почему вы так решили?

Дети: Потому что музыка звучит громко, быстро, отрывисто.

Ведущий: Да, композитор изобразил картину суровой зимы. Вы слышали вначале надоедающие звуки вьюги, резкие короткие аккорды звучат как порывы ветра; метёт снег, сыплются колкие снежинки. На этом таинственном фоне пронзительно, тревожно, жалобно поёт скрипка. Музыка звучит взволнованно, яростно.

Давайте послушаем какими поэтическими строчками можно рассказать об этой музыке?

Дети читают строки стихотворений А.С. Пушкина; С. Есенина

Вот север тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница зима!

Поёт зима, аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

Кружится и хохочет

Метель под новый год.

Снег опуститься хочет,

А ветер не даёт.

Ведущий: Что же происходит во второй части концерта? Слушаем. (звучит фрагмент из 11 части концерта)

Дети определяют характер музыки. (музыка звучит спокойно, медленно, задумчиво)

Ребёнок: Чудная картина Свет небес высоких

Как ты мне родна И блестящий снег

Белая равнина, И саней далёких

Полная луна. Одинокий бег.

А. Фет

Ночью в полях под напевы метели

Дремлют, качаясь, берёзки и ели.

Месяц меж тучек над полем сияет

Бледная тень набегает и тает…

И. Бунин

Ведущий: После бури всегда бывает затишье. И в эти минуты можно полюбоваться зимним пейзажем. (предлагаются для рассматривания репродукции картин) Всё спокойно. Пушистое снежное одеяло покрыло всё вокруг, речка скована льдом. И только снежинки переливаются и блестят в лучах солнца.

Зимний лес искрится снежной белизною

И туман клубится над синею тропою.

Ёлочки-красавицы застыли на опушке,

А снежинкам нравится сверкать на их макушках.

Звучит пьеса «Декабрь» П.И. Чайковского. Дети танцуют с снежинками.

Ведущий: Знакомы ли вам эти строки?

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя.

Дети: Это стихи Пушкина.

Ведущий: Совершенно верно. На эти стихи композитор Яковлев сочинил романс. Хотите послушать? (Исполняется романс «Зимний вечер»).

Ведущий: Зимой бывает и другая погода, когда светит яркое солнце, лёгкий морозец пощипывает щёки, хрустит под ногами снежок. Красота! Нас ждут зимние забавы. А что можно делать зимой?

Звучит «Шутка» И. Баха – дети имитируют игру в снежки, катание на лыжах и санках, лепят снеговика и водят вокруг него хоровод.

Ведущий: Молодцы, вам не страшен мороз. Не даром говорится, мороз не велик, да стоять не велит. А теперь все на улицу! Зима вас ещё порадует и удивит.

Обычно вы оставляете мне рисунки на память о нашей встрече. Не будем изменять традиции и в этот раз. Жду ваших работ.

А теперь до свидания, до новых встреч.

Предварительный просмотр:

Музыкальная гостиная

«Люблю тебя, мой город Лангепас».

«Любовь к своей Родине - это не нечто отвлеченное; это любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость к своей истории»
Д. С. Лихачев

Дети сидят на стульчиках полукругом.

Вос –ль. Здравствуйте, дети. Я очень рада вас видеть сегодня здесь в этом зале.

Нас ожидает необычайно интересное путешествие, посвящённое нашему

городу Лангепас.

Вос – ль. Этот город знают люди,

И о нём идёт молва,

Что всегда стоять он будет

И цвести ему века.

Вос - ль. Я приглашаю вас совершить путешествие по нашему городу.

История страны складывается из истории малых городов, сел, из истории людей живущих в них. Каждый ребенок, еще с детского сада запоминает свой адрес: дом, улицу, где он живет, и, конечно же, название города. У каждого есть свой двор, свой любимый уголок, и каждый по-своему любит свой город. Но не каждый задумывается о том, как его город появился, какие люди построили его, кто жил и живет в городе.

Лангепас один из самых красивых северных городов, в переводе - «беличье угодье». Он такой же красивый, веселый и озорной как белка. Белка является символом нашего города, она украшает герб, флаг города Лангепас.


Наш Лангепас - это индивидуальность и неповторимый характер.

А сейчас я вам предлагаю послушать стихи, которые посвящаются нашему городу.

Дети:

1.Богат наш город Лангепас,
В нём добывают нефть и газ.
Кедрач и клюква здесь растёт,
Грибник грибы здесь соберёт.
Уютом светятся дворы.
Здесь очень много детворы,
Здесь люди сильные живут,
Сибиряками их зовут.
Расту с тобою вместе я,
Мой Лангепас, ведь мы - друзья!

2.Люблю тебя, мой Лангепас,
Люблю и днём, и ночью.
Ты жизнь мою от грусти спас,
Люблю тебя я очень.
Люблю тебя, мой Лангепас,
Люблю твой день морозный,
Не забываешь ты о нас,
Покрытый ночью звёздной.
Нефтяники, строители –
Все дружная семья.

Вед. Но не только про наш город сочиняются стихи, но и песни.

Звучит песня «Любимый город»

Вед. Всем известно, что история любого города воплощается в его памятных местах, скверах, памятниках. О достопримечательностях нашего города я начну с монумента «Цветок».

Монумент в форме распустившегося цветка был подарен президентом нефтяной компании «Лукойл» Вагитом Юсуфовичем Аликперовым на шестнадцатилетие города Лангепас. 7 сентября 2001 года, состоялось открытие монумента «Цветок». Можно лишь догадываться, почему именно это земноводное растение - лотос - было избрано в качестве дара городу. Как утверждают ботаники, семена лотоса сохраняют всхожесть в течение нескольких тысяч лет! Это как символическое пожелание городу жить и процветать долгие-долгие годы. Цветок гармонично вписался в окружающий архитектурный ансамбль. Уже сами горожане дали название ему "Лотос".



Вед. Еще в нашем городе есть сквер Памяти воинов Великой Отечественной войны и воинов-интернационалистов с мемориальным комплексом. Он посвящен солдатам, которые погибли на полях сражений в годы Великой Отечественной войны, и тем, кто пал, выполняя интернациональный долг в горячих точках нашей планеты. Этот мемориал память о всенародном горе. Сюда приходят ветераны в орденах и медалях, здесь, 9-го мая, собирается весь город на день Победы. Эти традиции, которые надо сохранять и передавать следующим поколениям…



СОЛДАТ (в сокращении)
Мария Вагатова

…Хоть из камня он, но все же
Он весне прийти поможет,
Той, что сам когда-то спас…

Непременно лед растает
И ручьём веселым станет,
Зазвенит в урочный час.

В этом звоне, в перекатах,
Слышу я слова солдата,
Несказанные слова:
- Будьте на меня похожи,
Вы ведь все солдаты тоже…
….

Вед. Есть памятники отдельным людям, но есть памятники отдельным событиям, явлениям – памятники-символы. Лангепас - город нефтяников и поэтому в нашем городе имеется два памятка, которые называются «Капля нефти» Монументы «Капля нефти» символизирует добычу черного золота, Западную Сибирь как центр нефтегазовой промышленности.


Капля нефти


Так много жизней и имен
Сокрыто в капле черной!
К ней шли годами на поклон
Маститые ученые
За Камень, за седой Урал
Мечты их устремлялись.
В Сибири Западной, в глуши
Надежды оправдались!

Вед. Сейчас, ребята мы послушаем с вами песню о нашем городе, Которая называется «Лукойл-Лангепас».

(Дети слушают и смотрят ролик « Лукой-Лангепас»)

Вед. В нашем городе проводятся очень много праздников. Одним из любимых праздников лангепассцов является праздник, который называется «Хантыйские забавы». Сейчас я вам предлагаю поиграть в одну из хантыйских игр, которая используется на этом празднике, а называется она «Оленьи упряжки».

(Участники разбиваются на пары: один садится, другой везет. Оббегают кеглю и меняются местами, возвращаются назад. Эстафету принимает другая пара.)

В 2010 году к большой радости горожан, в нашем городе появилось сразу несколько замечательных памятников: «После вахты» и «Мальчик, играющий с собакой», "Память первопроходцам". 31 августа 2010 года состоялась торжественная передача бронзовых скульптур Скульптурные композиции были созданы народным художником России, лауреатом Государственной Премии РФ, скульптором Андреем Ковальчуком


"Память первопроходцам"


"После вахты" - скульптор - Андрей Ковальчук


Мальчик, играющий с собакой» -

В мастерской Андрея Ковальчука


Вед. Сегодня мы ребята познакомились лишь с немногими памятниками нашего города, послушали и исполнили песни о нашем городе, рассмотрели картины с достопримечательностями нашего города.

На сегодняшний день наш город с богатым прошлым и достойным настоящим. Он стал родным домом для десятков тысяч семей и родиной для тех, кто родился в нем. Впереди у Лангепас большое будущее, которое, связано с богатством недр и трудом каждого, кто когда-то связал свою судьбу с этим городом.

Ребенок:

Любимый город

Город, мой любимый,
Город, мой родной,
Лангепас, мой милый,
Сердцу дорогой.
Мы растём с тобою вместе,
Ты растёшь и я.
И живём с тобою вместе,
Как одна семья.
Я хочу, чтоб ты весёлый
И красивый был.
И хочу, чтоб как и я,
Ты меня любил.

Ребенок:

Родной Лангепас

Спасибо, строитель,
Спасибо от нас
За город любимый,
За наш Лангепас.
Белея высоко,
Дома стали в ряд.
«А было тут пусто», -
Отцы говорят.
Мы - новая смена,
Нам строить и жить,
В родном Лангепасе,
Всем крепко дружить.
Павел Ефремов

Дети исполняют песню «Лангепас»

Предварительный просмотр:

Музыкальная гостиная

«Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна…..»

Ведущая (музыкальный руководитель):

Зима….

Какое прекрасное время года!

«Мороз и солнце! День чудесный!» или:

«Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница зима.

Пришла, рассыпалась. Клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов…»

Так говорил об этом необыкновенном времени года А.С. Пушкин. Если посмотреть на улицу, то мы можем наблюдать оттепель, но это вовсе не значит, что зима отступила, до конца марта ещё будут метели, морозы и ветры. Ребята, скажите, нужна ли нам зима вообще? Может, нам будет без ней лучше? (Дети отвечают).

Ведущая предлагает спеть песню «Здравствуй, гостья, зима», слова И. Никитина, дети исполняют песню.

Ведущая (уточняет ): Конечно, нужна, ведь это здорово – кататься на санках; приходит в гости Дед Мороз с подарками, только зимой можно играть в снежки, дышать свежим морозным воздухом, ловить ладошкой падающие снежинки. Без зимы было бы скучно, без зимы не будет казаться прекрасным временем года ни весна, ни лето.

Дети и родители читают стихи: «Поёт зима, аукает…», «Белая берёза» С. Есенина.

Ведущая . А какие у зимы завораживающие мелодии! Давайте ещё раз откроем для себя её красоту, послушаем музыкальное произведение «Зима» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди. (Дети слушают фонограмму ).

Вот мы слышим первую мелодию зимы, она звучит очень тихо. И действительно, зима подходит незаметно, очень тихо. Всё происходит, как в сказке. За одну ночь зима может построить себе серебряный дворец, покрыть снегом дома, деревья, мостит мосты через реки и озёра. Однажды проснёшься утром и видишь, что за окном всё изменилось: и деревья, и дома покрыты белым пушистым снегом, и сразу охватывает какая-то непонятная радость, словно произошло полное обновление не только в природе, но и в человеке, в самом себе, так и хочется посидеть у камина или печки и вслушаться в мелодию тихой зимы.

Ведущая предлагает послушать музыку П.И. Чайковского «У камелька» из цикла «Времена года» . (Дети слушают фонограмму).

Ведущая . «Камелёк» - какое необыкновенное слово, можно представить перед собой огонь, угасающий в камине или в печке, мерцание догорающих углей и даже почувствовать их тепло.

«И мирной неги уголёк ночь сумрака одела,

В камине гаснет огонёк, и свечка нагорела»

(А.С. Пушкин)

Давайте зажжём свечу и послушаем музыку, глада на свечу.

«Тускнеют угли. В полумраке

Прозрачный вьётся огонёк.

Так плещет на багряном маке

Крылом лазурным мотылёк».

Ведущая . Как удивительно гармонируют эти стихи Пушкина с мелодией неторопливой, мечтательной. И только, как бы невзначай, короткая музыкальна фраза вносит тревожные нотки, как будто кто-то нарушил эту тишину, всё время повторяется небольшая музыкальная фраза, похожая на тихую жалобу, даже слышится тревога в музыке, но, может, это сказка, и каждый, слушая эту музыку, представляет свою сказку, вновь слышится мелодия как в начале, прошла тревога. Всё вновь успокаивается и замирает.

Дети слушают фонограмму.

Ведущая . Прекрасна наша русская зима, не страшен мороз народу, возьмём колокольчики и поедем на саночках кататься!

Песня «Саночки»,

музыка А.Филиппенко, слова Т. Волгиной.

Ведущая . Давайте вспомним, как зиму изображают наши великие поэты в своих стихах.

Дети и родители читают стихи «Детство» и «Зима» Сурикова.

Ведущая . Скажите, пожалуйста, какую картину мы называем пейзажем? Что на ней изображено? Какие краски используют художники в своих произведениях, чтобы изобразить зимний пейзаж? (Дети и взрослые отвечают.) теперь обратимся к великим русским художникам.

Ведущая вместе с детьми и родителями рассматривают репродукции картин «Мартовский снег», «Февральская лазурь» И. Грабаря, «Зимнее солнце», «Русская зима» К. Юона, «На севере диком» И. Шишкина.

Ведущая читает стихи С. Есенина: «Ночь вокруг тишина. В природе всё спит, своим блеском луна всё вокруг серебрит….»

Ведущая . Наверное, вы не раз видели похожий уголок леса. (Ведущая предлагает семьям представить свои мультимедийных презентации на тему: «Зимняя сказка»).

Только талантливый художник может увидеть эту красоту и запечатлеть её в своём великом произведении. Если побродить по зимнему лесу, то мы увидим не один терем-теремок. Это лесные жители устраивают свои зимние домики. Расскажите, как звери зимуют: лисы, белки, медведи и другие лесные обитатели? (Дети отвечают.)

Ведущая предлагает спеть песню «Почему медведь зимой спит?» (музыка Л. Книппера, слова А. Коваленкова). Дети исполняют песню. Подвижная игра «Мишка, мишка, хватит спать!»

Ведущая . А когда зима подходит к концу, вся природа будто пробуждается ото сна.

«Плакала Снегурочка, зиму провожая,

Шла за ней печальная, всем в лесу чужая,

Там, где шла и плакала, трогая берёзки,

Выросли подснежники – «снегурочкины слёзки».

Первыми предвестниками весны была Масленица. Масленица – это народный праздник, во время Масленицы пекут блины круглые, в форме солнца, и заводят весёлые хороводы.

Ведущая предлагает родителям и детям поиграть в русскую народную игру «Золотые ворота», объясняет правила игры; дети играют.

Ведущая : На этом закрывается наша «музыкальная гостиная». До новых встреч!

Предварительный просмотр:

Музыкальная гостиная для детей старшего дошкольного возраста и родителей «Творчество русского композитора

П.И. Чайкоковского»

Цели: приобщение детей и родителей к творчеству великого русского композитора П.И. Чайковского; формирование основ музыкальной культуры; развитие эмоциональной отзывчивости на музыку разного характера и жанра; различать оттенки настроений в музыке, передавать их в движениях; расширять словарный запас.

Звучит музыка П.И.Чайковского “Апрель”. Дети и родители входят в зал и садятся.

Воспитатель : (на фоне музыки)

Тихо , Тихо сядет рядом
Входит
музыка в наш дом,
В удивительном наряде
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены,
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой…
Это музыка торопит и зовет нас за собой.

Музыкальный руководитель : Здравствуйте, дети и уважаемые родители. Я рада вас видеть в музыкальной гостиной. Сегодня мы соприкоснемся с творчеством великого русского композитора П.И.Чайковского, (обратить внимание на портрет). Уже в детстве появилось влечение Чайковского к музыке. Юный композитор учился в Петербурге, затем переехал в Москву и занимался там педагогической работой, учил будущих композиторов и сам сочинял музыку. Музыка великого композитора радует и волнует слушателей всего мира. П.И.Чайковский проявлял особый интерес к жизни детей. “Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни” – писал композитор. Для своего племянника Володи Давыдова П.И. Чайковский написал “Детский альбом”, в который вошли 24 замечательных детских пьес, (показывает альбом, сопровождая его словами).

Не простой он, музыкальный,
То веселый, то печальный,
Сочиненный для ребят много лет тому назад.

(Открывает первую страницу)

Итак, страничка первая открывается.
Льется музыка рекой,
Вьется нотною строкой
Снова звуков половодье
Захлебнуло все вокруг,
И кораблики мелодий
Выплывают из под рук.

Послушайте произведение Чайковского “Сладкая греза” в исполнение музыкального инструмента домры в сопровождении фортепиано. Вслушайтесь в эту музыку, помечтайте, пофантазируйте.

(“Сладкая греза”)

Музыкальный руководитель : Какое настроение передает музыка?

Ответы детей и родителей (Нежная, ласковая, прозрачная, светлая, грустная, воздушная)

Музыкальный руководитель : Правильно. На смену суровой зиме спешит, торопится весна-красавица. В музыке можно услышать, как стремительно бегут ручьи, как радуется все вокруг теплому весеннему солнышку.

Откроем следующую страничку и послушаем чье же это пение раздается в тишине?

(Играет фрагмент на фортепиано)

Музыкальный руководитель : Да, это “Песня жаворонка”. Композитор услышал пение этой маленькой птички и языком музыки рассказал об этом.

На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий

(Звучит “Песня жаворонка” в аудиозаписи)

Музыкальный руководитель : А какое настроение передает эта музыка?

Ответы детей и родителей (Легкая, прозрачная, светлая, воздушная)

Музыкальный руководитель : Пропел свою песню жаворонок, лучики солнышка пригрели все живое и вот раскрылись прекрасные волшебные цветы.

А мы откроем следующую страничку альбома и послушаем “Вальс”, но прежде скажите, что означает слово “вальс”.

Ответы детей и родителей (Кружиться)

Верно, это танец. И девочки с мамами сейчас потанцуют, покружатся с цветами.

(Импровизация с цветами под музыку вальса)

Следующая страничка открывается, что за музыка у нас начинается?

Ответы детей и родителей (Звучит фрагмент “Марш деревянных солдатиков”)

Правильно, это “Марш деревянных солдатиков”

А какое настроение передает эта музыка?

Ответы детей и родителей (Бодрая, веселая, четкая)

К какому жанру она относится?

Ответы детей и родителей (Жанр-марш)

Сколько в ней музыкальных частей?

Ответы детей и родителей (Три музыкальные части)

Потрубите нам фанфары
В гости к нам идут гусары.

(“Марш деревянных солдатиков” Мальчики исполняют перестроения)

Открываем следующую страничку. И снова звучит музыка.

(“Новая кукла”)

(Дети узнают произведение, определяют его настроение)

Игрушек много есть на свете,
А мы в гостях у кукол, дети!

(Под музыку “Вальс-шутка” девочки исполняют танец кукол по усмотрению музыкального руководителя)

Откроем последнюю страничку альбома. Послушайте фрагмент следующего произведения и определите его.

(Играет фрагмент “Камаринской”)

И от грусти и от скуки
Могут вылечить нас всех
Озорных мелодий звуки
Песни, пляски, шутки, смех.

А сейчас музыканты подойдите к музыкальным инструментам. “Камаринскую” мы сыграем в оркестре.

(Дети и родители исполняют “Камаринскую” на музыкальных инструментах: металлофоне, ксилофоне, бубне, маракасе и ложках).

Музыкальный руководитель : А что это за сундучок в нашем зале на столе? Это волшебный сундучок, в нем много загадочных предметов. Мы их сейчас разыграем, вы должны будите узнать по предмету название произведения П.И.Чайковского. Подтверждением правильного ответа будет звучать фрагмент этого произведения. А правильно назвавший произведение, получит приз.

(Воспитатель достает из сундучка предмет)

  1. Цветы – (“Вальс цветов”)
  2. Бантик – (“Новая кукла”)
  3. Ложки – (“Камаринская”)
  4. Цилиндр – (“Евгений Онегин”)
  5. Веер – (“Пиковая дама”)
  6. Перо – (“Лебединое озеро”)
  7. Орех – (“Щелкунчик”)

Музыкальный руководитель :

Музыка вдруг смолкла, но так ли это? Кажется она звучит и будет еще долго, долго звучать для каждого из нас. И будет звать в неведомые дали, звенеть, искриться радугой – дугой. Как будто нам жар-птицу в руки дали. И напоили всех живой водой.

Вот и состоялась наша встреча с музыкой великого русского композитора П.И.Чайковского. Я благодарю всех вас за участие.

(Под музыку дети и родители выходят из зала)

Предварительный просмотр:

Литературно – музыкальная гостиная.

Тема: «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве»

Проблема: Духовно-нравственная ценность в семье, уважение и взаимопонимание.

Цель: Формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству средствами искусства и современных технологий.

Задачи:

  1. Рассмотреть, как музыка и живопись разными путями идут к созданию образа матери.
  2. Развивать творческий потенциал личности в процессе изучения темы материнства и ребенка в мировой культуре.
  3. Воспитывать осознанное чувство уважения к матери, внимательности и заботливости отношений в семье.

Планируемый результат:

  • формирование эстетического отношения к действительности, способствующей воспитанию уважения к старшим, умение выражать свои чувства к близким, к матери, формирование лучших качеств у детей (добра, отзывчивости, терпимости);
  • формирование художественного вкуса, активизирующего творческое воображение, основанное на связях изобразительного искусства с музыкой и литературным словом.

Оборудование: фортепьяно, аудиокассеты, музыкальный центр, мультимедийный проектор, компьютер.

Наглядный и музыкальный материал: репродукции картин С.Рафаэль «Сикстинская мадонна», В.Васнецов «Богоматерь с младенцем», К.Петров-Водкин «1918 год в Петрограде», О.Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми», А.Дейнека «Мать», иконы – Богоматерь Казанская, Тихвинская, Владимирская; Шуберт «Аве Мария», С.Рахманинов «Богородице Дева, Радуйся», И.С.Бах «Прелюдия до мажор», детская песня «Мама-солнышко», «Наши мамы самые красивые», П.И.Чайковский «Мама» из «Детского альбома».

Ход развлечения

Вед.: Уважаемые взрослые, мы рады приветствовать вас на литературно-музыкальном вечере, рада видеть ваши добрые, милые глаза.

Вед.: Предлагаю провести нашу встречу на тему «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве». (Читаю эпиграф) (слайд №1)

Эпиграф

Я верю, что женщина – чудо такое,

Какого на Млечном пути не сыскать,

И если «любимая» - слово святое,

То трижды священное – женщина-мать!

Л.Рогожников

Вед: Сегодня мы с вами поговорим об отношениях человечества к материнству средствами искусства. Проследим, как музыка и живопись создают образ матери. Хранительницей семейного очага всегда была женщина. Во все времена ей поклонялись художники, поэты, музыканты. Она была мечтой, улыбкой, радостью. Поэтому проблема нашей встречи – задуматься, достаточно ли мы внимательны и добры к своим мамам. «Мама» - одно из самых древних слов на Земле. Все люди почитают и любят матерей. Не случайно народная мудрость слово «Мать» поставила рядом с другим великим словом «Родина».

Звучит Шуберт «Аве Мария».

Расул Гамзатов «Мама»

Воспеваю то, что вечно ново,

И хотя совсем не гимн пою,

Но в душе родившееся слово

Обретает музыку свою…

Слово это – звон и заклинанье,

В этом слове – сущего душа.

Это искра первого созданья.

Резвая улыбка малыша.

Слово это сроду не обманет,

В нём сокрыто жизни существо,

В нём – исток всего,

Ему конца нет.

Встаньте!.. Я произношу его:

Мама!

Вед: Мама, мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которое называет человека самого близкого, дорогого, единственного.

Слайд №2. «Сикстинская мадонна».

Вед.: Перед вами картина «Сикстинская мадонна». Это религиозное полотно прямо и открыто обращается к человеку. Она была написана в 1515 году великим художником С.Рафаэлем. Рафаэль изобразил не просто Божественную мать с младенцем, он показал чудо явления царицы небесной, несущей людям своего сына. Облик матери покоряет торжественностью и простотой.

Звучит И.С.Бах «Прелюдия до мажор»

Афанасий Фет

Аве Мария – лампада тиха,

В сердце готовы четыре стиха:

Чистая дева, скорбящая мать,

Душу проникла твоя благодать.

Неба царица, не в блеске лучей

В тихом предстань

Сновидении ей!

Аве Мария – лампада тиха,

Я прошептал все четыре стиха.

Вед.: В русской православной церкви вот уже две тысячи лет воспевается образ Божьей матери. Мастера создавали не картины, а иконы. Они занимают достойное место в истории мировой культуры.

Звучит С.Рахманинов «Богородице Дево, Радуйся», на фоне музыки идут слайды № 3, 4, 5, 6 (В.Васнецов «Богоматерь с младенцем», Богоматерь Казанская, Тихвинская, Владимирская, Владимирская 16 век).

Вед: Это главные святыни земли Русской. Вглядитесь в священный образ, и вы никогда их не забудете. Материнская любовь греет нас до старости, она окрыляет нас, придаёт силы слабому, сомневающегося вдохновляет на подвиг.

Николай Рыленков

Я помню руки матери моей,

Что утирали слёзы мне когда-то,

В пригоршнях приносила мне с полей

Всё, чем весна в родном краю богата.

Я помню руки матери моей,

Суровой ласки редкие мгновенья.

Я становился лучше и сильней

От каждого её прикосновенья.

Я помню руки матери моей,

И я хочу, чтоб повторяли дети:

«Натруженные руки матерей,

Святее вас нет ничего на свете!

Вед: Слово «мама» для всех людей на Земле, независимо от того, в какой стране они живут, имеет большое значение, глубокий смысл и звучит на разных языках почти одинаково.

По-грузински «нана»,

А по-аварски ласково «баба»

По-русски «мама»,

Из тысяч слов земли и океана

У этого особая судьба!

Вед: Давайте ребята споем песню о маме на русском языке.

Песня «Мама – солнышко»

Вед: Самое дорогое и родное связано с мамой. Земля, Родина, природа, красота, любовь – каждое из этих слов можно соединить со словами: матушка, мать, материнство. Из века в век вечно единство матери и ребёнка. Об этом создают свои картины художники разных народов.

Слайд № 7 , А.Дейнека «Мать».

Вед: Вот, например, картина русского художника Александра Дейнеки «Мать». Она написана более 70-ти лет назад. Но до сих пор нельзя без волнения смотреть на простой, и в то же время очень нежный образ матери с ребёнком на руках.

Слайд № 8, К.Петров-Водкин «1918 год в Петрограде».

Вед: И эта картина «1918 год в Петрограде», тоже написана русским художником Козьмой Петровым-Водкиным в 1920 году, передаёт материнскую заботу и любовь.

Слайд № 9, О.Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми».

Вед: А сейчас перед нами картина французского художника 19 века Огюста Ренуара «Мадам Шарпантье с детьми». Мать и её дети в непринуждённых позах. Вероятно, они только что играли, а теперь отдыхают. Рядом с ними лежит собака. От картины исходит тепло, уют и любовь.

Слайд № 10, портрет П.И.Чайковского.

Ведё: А теперь перед вами портрет русского композитора П.И.Чайковского. Он родился на Урале 25 апреля 1840 года в городе Воткинске Алапаевского района. Всю свою жизнь Чайковский посвятил музыке. Он написал очень много замечательных произведений. Некоторые из них посвящены детям. У него есть «Детский альбом», состоящий из 24 пьес (утреннее размышление, игра в лошадки, баба-яга, камаринская и др.) Сегодня мы послушаем одну из пьес из этого альбома с названием «Мама». Слушание.

Вед: Как вы думаете, какие чувства у вас возникли во время слушания музыки? (мира, спокойствия, красоты) А какая по характеру музыка? (мягкая, тихая, спокойная, нежная) .

Вед: Сам композитор, когда писал это замечательное произведение, думал о своей маме, и передал нам образ мамы через свою музыку.

Самостоятельная работа. Слайд № 11.

Вед: А теперь я вам предлагаю самостоятельную работу, посмотрите, пожалуйста, на экран и выберите слова, которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, смотрите картины, читаете стихи, посвящённые матери.

Опросить несколько человек. Появляется слайд № 12.

Вед: А теперь правильные ответы на экране.

Да, я с вами согласна, что когда слушаешь музыку, смотришь картины, читаешь стихи, посвящённые матери, у нас возникают чувства радости, спокойствия, любви, красоты, мира. Во многих народных песнях и преданиях воспета великая сила материнской любви. Требовательна и взыскательна любовь матери к детям. Мать хочет увидеть своих детей большими и сильными, прямыми и честными. Она хочет, чтобы ими гордился весь народ, чтобы всегда и везде они были впереди.

Вед: Так уж устроена наша жизнь, что, только взрослея, человек начинает не изучать, а осознавать какое это счастье, когда мама рядом. Как хорошо, когда можно обратиться к маме за советом, с любой радостью и бедой. Недаром в народе живёт много хороших, добрых слов о матери. Они передаются от поколения к поколению. Давайте, ребята, вспомним пословицы о матери.

1. Птица рада весне, а младенец – матери. (слайд № 13)

2. Нет милее дружка, чем родима матушка. (слайд № 14)

3. При солнышке тепло, при матушке добро. (слайд № 15)

4. В материнском сердце для всех детей ласки хватит. (слайд № 16)

5. Материнский гнев – что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает. (слайд № 17)

Вед: Хорошо, когда мама рядом, но время идёт, дети вырастают, мамы стареют… Но для всех нас наши мамы самые красивые, любимые и лучшие. (слайд № 18)

Вед: Ребята, давайте для наших мам исполним песню “Самые красивые»

Вед. А сейчас я вам предлагаю вместе с мамами нарисовать портрет своей мамы. Ребята рисуют свою маму, а мама рисует свою маму.

(Родители и дети под музыку рисуют портреты мам)

Вед: Итак, портреты наши готовы. Какие красивые они получились!

Ведь наши мамы самые добрые, красивые, ласковые. Так давайте же будем внимательнее и добрее, с любовью и лаской относится к своим мамам, и пронесём через всю жизнь свет материнской любви.


Министерство образования и науки Российской Федерации

Отдел образования и молодежной политики

муниципального образования

Администрации г. Усолье – Сибирское

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №1»

Адаптационная, комбинаторная, радикальная

«Музыкальная гостиная» как средство оптимизации взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей ДОУ.

Харитонова Ирина Владимировна

музыкальный руководитель ВКК

МБДОУ «Д/С ОВ №1»

г. Усолье – Сибирское,

Пояснительная записка Актуальность: в ходе прохождения МДОУ «Д/С ОВ №1 процедуры аккредитации экспертом по музыкальному воспитанию было предложено обобщить опыт работы музыкального руководителя с педагогами.

На наш взгляд, одна из самых актуальных проблем, стоящих перед

современным обществом – угроза духовного оскудения личности, опасность

утраты нравственных ориентиров.

Необходим поворот к жизненно важным ценностям, противостояние, бездуховности, потребительству. Роль педагога в этом плане первостепенна. Великий русский писатель Л. Н. Толстой говорил, что наука доказывает истину, а искусство заражает его. Педагог должен не только знать методы и приемы обучения и воспитания, но и быть артистом, «заражающим» детей, наполняющим их эстетической радостью.

Музыкальный руководитель должен помочь педагогу войти в мир музыкальных образов, развивать музыкальность и художественный вкус, творческие устремления. Конечным же результатом такой работы будет музыкально – эстетическое развитие ребенка дошкольника.

Исходя из вышеизложенного, возникла необходимость создания авторской педагогической разработки: «Музыкальная гостиная», как средство оптимизации взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей ДОУ.

Новизна: в авторской педагогической разработке «Музыкальная гостиная» представлена система мер по оптимизации взаимодействия в диаде «Музыкальный руководитель – воспитатель», включающая авторские семинары, занятия – тренинги, музыкально – поэтические часы.

Методологическая основа

Основу авторской педагогической разработки составили идеи Н. А. Ветлугиной, А. В. Кенеман, которые отмечают, что успех совместной работы педагога – музыканта и воспитателей зависит от обоюдной заинтересованности в общем, для них деле и результатах музыкального воспитания детей.

ЦЕЛЬ

Выявление и развитие музыкально - творческого потенциала педагогов, как следствие - повышение качества работы с детьми дошкольного возраста по музыкальному воспитанию.

1. Обеспечение музыкального развития педагогов;

2. Осуществление взаимодействия музыкального руководителя и педагогов;

3. Повышение уровня музыкального развития детей.

Срок реализации: 1 год.

Ожидаемые результаты:

Овладение педагогами современными музыкальными образовательными программами и технологиями, обеспечивающими гармоничность и целостность их музыкального развития;

Качественное взаимодействие музыкального руководителя и педагогов ДОУ;

Развитие творческого потенциала музыкального руководителя и педагогов;

Повышение качества музыкального воспитания детей в ДОУ.

Авторская педагогическая разработка включает три раздела. В первом разделе дается описание методики работы. Второй раздел представляет содержание «Музыкальной гостиной» - перспективный план работы. Третий раздел содержит диагностическую методику выявления уровня музыкальных и артистических способностей педагогов. Завершает авторскую разработку приложение и список литературы.

Раздел 1. Методика работы Методические рекомендации составлены на один год целенаправленной, систематической и последовательной работы с педагогами по развитию их музыкальности и творческого потенциала.

Работу необходимо осуществлять на основании следующих принципов:

1. Принцип всестороннего развития. Общение с искусством - мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара (музыка, поэзия, живопись и др.) духовно возвышающего и обогащающего каждого педагога;

2. Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении репертуара;

3. Принцип прогностичности – отражает в целях и действиях сегодняшние и будущие требования к музыкально – эстетическому развитию педагогов и детей;

4. Принцип рациональности – позволяет определять цели и способы их достижения для обеспечения максимального результата;

5. Принцип реалистичности – помогает определять конечные и промежуточные результаты.

2. Театральные подмостки;

4. Музыкальная игра.

В зависимости от объема программного материала длительность изучения темы варьируется – от двух до трех месяцев.

Каждая тема раскрывается через разнообразные формы обучения.

Этапы обучения

1 этап - подготовительный, включает в себя самоанализ «Деятельность

воспитателя на музыкальном занятии»; анкетирование «Анализ работы

музыкального руководителя воспитателями ДОУ»; входную диагностику

по разделам: «Восприятие музыки», «Песенное творчество»,

«Элементарное музицирование», «Театрально – игровое творчество».

2 этап – основной, включает в себя следующие формы работы:

1. Вводная консультация;

2. Музыкальная мастерская;

3. Семинар – практикум;

4. Занятия – тренинги;

5. Мастер – классы;

6. Конкурсы;

7. Музыкальные КВны;

8. Выпуск звуковой газеты «Погремушка» и «РОСТОК»;

9. Музыкально – поэтические вечера;

10. Музыкально – театрализованные представления.

Формы обучения по программе «Музыкальная гостиная» делятся на активные и пассивные.

Пассивные - в основном, предназначаются для передачи знаний в значении информации: консультации – получение информации по конкретному вопросу у специалиста; семинары - обучение в процессе переработки, систематизации и воспроизведения информации.

Активные - формы обучения (практикумы, конкурсы, музыкальные мастерские, игры, тренинги и др.) ориентируются не только на усвоение знаний, но и на способы их получения, на развитие творческого потенциала педагогов; характеризуются высокой степенью вовлеченности педагогов в

в учебный процесс, повышенной степенью мотивации, эмоциональности, направленностью на освоение материала в максимально сжатые сроки.

3 этап – заключительный. Цель работы на этом этапе – получение итоговых диагностических данных по разделам: «Восприятие музыки», «Песенное творчество», «Элементарное музицирование», «Театрально – игровое творчество», анализ деятельности воспитателя на музыкальном занятии.

Перспективный план работы «Музыкальной гостиной» рекомендуется для использования на учебный год с группой педагогов в количестве 12 – 16 человек.

Периодичность встреч в «Музыкальной гостиной» - 1 раз в неделю.

В планирование допускается внесение дополнений, изменений в зависимости от индивидуальных особенностей группы и творческого потенциала воспитателей.

Диагностические задания Музыкальных и артистических способностей педагогов.

1 раздел «Восприятие музыки» Цель: Определить уровень эмоциональной отзывчивости педагога на музыку разного характера, умение определять жанр и форму музыкального произведения.

Задание №1

Материал: Набор карточек разных цветов и оттенков, аудио кассеты с записью музыки разных жанров.

Музыкальный репертуар: Классическая музыка, джаз, рок-н-ролл, вальс, народная музыка.

Методика проведения: У каждого педагога конверт с набором карточек.

Музыкальный руководитель: Прослушайте музыкальное произведение.

Вопросы: Какое настроение передает эта музыка?

В какой цвет вы бы окрасили эту музыку?

(Педагог показывают карточки определенного цвета и объясняют свой выбор)

Задание №2

Материал: Аудио кассеты с записью инструментальной и вокальной музыки (марш, песня, танец)

Методика проведения: Педагоги прослушивают музыкальные отрывки произведений, определяют и соотносят иллюстрации с прослушанной музыкой.

Музыкальный репертуар: Р. Шуман «Солдатский марш», П. Чайковский «Вальс», р. нар. мел. «Со вьюном я хожу».

3 балла – высокая эмоциональная отзывчивость на музыку разного характера, педагог самостоятельно и правильно определяет музыкальные жанры и форму музыкального произведения.

2 балла – проявляет интерес к музыкальной деятельности, но затрудняется в выполнении заданий.

1 балл – низкая музыкальна отзывчивость, педагог не способен самостоятельно определить музыкальные жанры.

2. Раздел «ПЕНИЕ» Задание №1

Цель: Определить умение чисто интонировать мелодию с музыкальным сопровождением и аккопельно.

Методика проведения: Предложить педагогу спеть любую песню по желанию, с музыкальным сопровождением и без него.

Задание №2

Цель: Определить уровень выразительного исполнения знакомой

песни, умение инсценировать содержание песни.

Материал: Шапочки-маски, театральный реквизит (корзина, инструменты, игрушки и т. д., набор карточек, передающих содержание песни.

Методика проведения: По группе педагогов (4-5 человек) предлагается выбрать карточку, иллюстрирующую содержание песни. Педагоги вспоминая текст песни, обдумывают варианты обыгрывания содержания песни. Надев шапочки-маски, взяв атрибуты, педагоги инсценируют песни.

Музыкальный репертуар: Песни «Антошка», «Два веселых гуся», «Песенка кузнечика» и т. д.

Задание №3

Цель: Определить уровень чистоты интонирования мелодии, умение петь естественным звуком, умение сочинить свою мелодию на заданный текст.

Методика проведения: Педагогам предлагаются небольшие четверостишия, обдумывая варианты, педагоги сочиняют свою мелодию, находят нужную интонацию.

Примечание: Характер придуманной мелодии должен соответствовать характеру текста.

3 балла – высокий уровень певческих данных, чисто интонирует мелодии песен, эмоционально передает их содержание, проявляет творческую активность.

2 балла – средний уровень певческих данных, не всегда чисто интонирует, но проявляет интерес к пению, эмоционален.

1 балл – низкий уровень певческих данных, не активен, мало эмоционален

3. Раздел «Элементарное музицырование» Задание №1

Цель: Выявить умение предавать ритмическую пульсацию и ритмический рисунок.

Материал: Металлофон, треугольники, бубны, колокольчики и т. д.

Методика проведения: Музыкальный руководитель предлагает педагогам прослушать муз. отрывок русской народной мелодии. Далее предлагает педагогам украсить мелодию игрой на инструментах, ритмически отстукивая мелодию произведения.

Примечание: Отмечается ритмичность исполнения, правильность звукоизвлечения.

Задание №2

Цель: Выявить умение педагога самостоятельно придумать мелодию на музыкальных инструментах.

Материал: Набор музыкальных инструментов (металлофон, ксилофон, набор шумовых инструментов)

Методика проведения: Музыкальный руководитель предлагает педагогу сочинить песенку для игрушки и придумать ей название.

Пример: «Мишка загрустил», «Беленький зайка», «Песенка про кошечку».

3 балла – высокий уровень элементарного музицырования, точная передача ритмического рисунка.

2 балла – средний уровень элементарного музицырования, не всегда точное ритмическое звукоизвлечение.

1 балл – низкий уровень элементарного музицырования, не развито чувство ритма.

4. Раздел «Основные навыки театрального мастерства» Задание№1

Цель: Выявит умение передавать выразительность образа в этюдах, играх-драматизациях.

Материал: фонограммы с разнохарактерной музыкой, шапочки-маски.

Методика проведения: Музыкальный руководитель предлагает педагогу прослушать музыкальное произведение. Педагогу нужно соотнести услышанную музыку с соответствующей маской животного и под музыку с помощью мимики и пластики изобразить это животное.

Задание №2

Цель: Определить уровень выразительности речи педагога, способность понимать эмоциональное состояние персонажа, выражая его речью, мимикой жестами.

Материал: Небольшие отрывки стихотворения.

Методика проведения: Музыкальный руководитель предлагает педагогам прочесть небольшие отрывки стихотворений от лица разных персонажей использую мимику, жесты, интонационную речь.

Пример: «Трусливый заяц», «Хитрая лиса», «Злой волк», «Страшный медведь» и т. д.

3 балла – высокий уровень актерского мастерства, точная и творческая передача образов с помощью мимики, жестов, выразительности речи. Высокая эмоциональность и инициативность.

2 балла – средний уровень актерского мастерства, эмоциональная отзывчивость, желание включиться в деятельность, не достаточный уровень навыков в создании образов.

1 балл – низкий уровень актерского мастерства, «зажатость», педагог не эмоционален, речь монотонная, не выразительная, без интереса относится к выполнению заданий по созданию образов.

По каждому разделу программы составляются таблицы анализа результатов на начало и конец учебного года.

Обследование педагогов проводится по подгруппам и индивидуально.

В сводной таблице проставляется уровень умений и навыков педагогов по 3-х бальной системе (3 балла – высокий; 2балла – средний; 1балл – низкий).

Затем анализируются результаты:

1. Ранжирование и распределение частоты баллов.

2. Распределение сгруппированных частот:

1 действие – определение размаха R=(max-min)+1

2 действие – выбор интервала раздела (если max больше 100, тоR:12; если меньше 50, то R:4);

3. определение количества педагогов с высоким, средним и низким уровнями музыкально – артистических способностей.

Используемая литература

Арцеменди А. Л., «Дошкольное музыкальное воспитание» перевод с испанского. Методическое пособие. М. ; Прогресс, 1989 г.

Буренина А. И «Кукляндия». Учебное – методическое пособие по театрализованной деятельности – СПБ; издательство «Музыкальная палитра» 2008 г.

Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду». Учебное пособие: «Дошкольная педагогика и психология». М. ; «Просвещение», 1983 г.

Гоголева М. Ю. «Логоритмика в детском саду». Методическое пособие. – Ярославль; Академия развития. 2006 г.

Давыдова М. А. «Музыкальное воспитание в детском саду». Пособие – М. ; Вако, 2006 г.

Девятова Т. Н. «Звук волшебник». Материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. М. ; Линко – Пресс, 2006 г.

Комиссарова Л. Н. ; Э. П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников». Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов. – Москва «Просвещение» 1986 г.

Кононова Н. Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах; Книга из опыта работы. М. ; Просвещение, 1990 г.

Метлов Н. А. «Музыка – детям»; Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детского сада. М. ; Просвещение, 1985 г.

Куцакова Л. В. ; Мерзлякова С. И. «Воспитание ребенка дошкольника»; Программа – методическое пособие «Росинка». М. ; – Гуманит. Издательский центр Владос, 2004 г.

Радынова О. П. Музыкальное развитие детей. – Учебное пособие. М. ; Гуманит изд. Центр Владос. 1997 г.

Роот З. Я. «Музыкально дидактические игры для детей дошкольного возраста»; Пособие для музыкальных руководителей. М. ; Айрис – пресс, 2004 г.

Суворова Т. И. «Танцуй малыш». Методическое пособие. ; СПБ; 2007 г.

Сауко Т. Н. ; Буренина А. И. «Топ – хлоп, малыши». Программа музыкально – ритмического воспитания детей 2-3 лет – СПБ; 2001 г.

Тютюнникова Т. Э. «Элементарное музыцирование», Программа «Элементарное музыцирование с дошкольниками»; СПБ; Лоиро, 2003 г.

«Творчество – непосредственное единство мысли и дела, осуществляется только в непрерывной деятельности, в творении.

Творчество – торжество с творением, ибо вне творения нет творчества.



Загрузка...
Top