«Приобщение детей к музыкальному искусству посредством интеграции различных видов музыкально- художественной деятельности с применением ИКТ» Бочарникова. Игровые формы приобщения детей к музыкальному искусству и творчеству

План

  1. Анализ ситуации.
  2. Проблема.
  3. Планируемые результаты.
  4. Система работы.
  5. Диагностический инструментарий.
  6. Условия, обеспечивающие результаты.
  7. Список использованных источников.
  8. Приложение.

Анализ ситуации.

Глобальные преобразования сегодня происходят во всех сферах социальной жизни, в том числе и в сфере образования. Роль народных систем воспитания относится к важнейшим вопросам педагогики. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие традиций каждого народа актуально для нашей многонациональной страны. Приобщение к народным традициям обеспечивает духовное и нравственное развитие личности.

Как жили люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан проект «Развитие музыкально – художественной деятельности через приобщение к традициям народов России». Проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре, через развитие музыкально - художественной деятельности в детском саду (в соответствии с содержанием образовательной области «Музыка» ФГТ).

Проблема.

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. В настоящее время, в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния региональной народной художественной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений.

Из этого следует, что проблема сохранения традиционной народной культуры приобретает важный характер и решать эту проблему надо начинать уже с дошкольного возраста. Уже в детском саду надо приобщать к народной культуре, ведь именно в дошкольном возрасте идет формирование и развитие личности ребенка, а народные традиции воспитывают будущего гражданина России.

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица» и непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.

Цель проекта: Формирование представлений о народных традициях у детей старшего дошкольного возраста (праздник Масленица).

Задачи проекта:

дидактические: формировать представление о том, что такое «традиции». Знакомить с традициями русского народа;

развивающие: способствовать развитию интереса к истории, традициям в жизни людей; развивать поисковую деятельность, творческую активность; развивать коммуникативные навыки;

воспитывающие: воспитывать этнокультурную компетентность дошкольников.

Целевая аудитория проекта :

Музыкальный руководитель;

Воспитатели средней, старшей, подготовительной групп;

Родители, дети от 5 до 7 лет.

Тип проекта:

по методу: творческий;

по количеству участников: межгрупповой

по продолжительности: краткосрочный.

Планируемые результаты.

По каждой из задач музыкально – художественной деятельности планируется достижение у детей следующих результатов:

- формирование представлений о том, что такое «традиции», ознакомление с традициями русского народа;

Развитие интереса к истории, традициям в жизни людей; развитие поисковой деятельности, творческой активности; коммуникативных навыков;

- воспитание этнокультурной компетентности дошкольников.

Система работы.

Работа по приобщению детей к русской народной культуре, реализуется через образовательную область «Музыка» в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Кроме этого мною используются разные технологии О.Л.Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», технология «Элементарного музицирования с дошкольниками» Т.Тютюнникова», технология М.В. Хазовой «Горенка», музыкально - литературные разработки журнала «Музыкальная палитра», «Фольклорные праздники» Г. Науменко.

Творческой группой педагогов детского сада разработан перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народно – обрядовыми праздниками России. Для своей практической работы в данном направлении, я использую:

Развивающую среду в детском саду;

Различные виды фольклора;

Как итог, провожу праздники.

Как итог работы над данной проблемой, были разработаны методические рекомендации по организации и проведению народных праздников в детском саду.

Этапы проекта

этапы проекта

деятельность педагогов

деятельность детей.

подготовительно - организационный этап

1. формирование проблемы: что такое традиции. откуда берутся традиции, как и из чего складываются.

1. вхождение в проблему.

2. поисковая деятельность о традициях праздника «масленица» в своей семьи.

основной этап.

выполнение проекта:

накопление знаний;

практический этап.

1. совместное планирование деятельности.

2. организация деятельности, помощь в решении поставленных задач.

1. сбор информации.

вопрос: «как на Руси праздновалась масленица? каково значение символов –«масленицы».

1. практическая помощь в систематизации полученных сведений.

2. выполнение проекта.

1.создание мини музея в группе с подборкой предметов быта, костюмов, иллюстраций и т.д. 2.составление и изготовление масленичного календаря.

заключительный

1. подготовка и проведение театрализованного представления «широкая масленица».

1. театрализованное представление «широкая масленица» -

2. экскурсии в мини музей «русская изба»

4. выставки детских работ

Выполнение проекта

Разделы программы

Формы и методы работы

Мероприятия

Развитие речи, знакомство с художественной литературой

Изучение педагогической и художественной литературы, интернет источников.

Ознакомление пословиц и поговорок о Масленице.

Чтение художественной литературы: рассказ К. Д. Ушинского «Проказы старухи-зимы» Г.Скребицкий «Четыре времени года»; русская народная сказка «Снегурочка»; русская народная сказка «Про Филю»

Конкурс пословиц и поговорок, загадок

Оформление альбомов «Пословицы и поговорки»; «Песенки-потешки» о Масленице.

Познавательное развитие

Изучение традиций Масленичных гуляний.

Изучение народного декоративно-прикладного искусства.

Беседы о Масленице, народных костюмах, жилищах, предметах быта.

НОД «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая»

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые и дидактические игры

Изготовление атрибутов к играм, помощь в их организации

Театрализованная деятельность

Театрализация народных сказок, потешек, небылиц, стихов – совместное творчество детей, воспитателей и родителей воспитанников.

Театрализованная представление «Широкой Масленица».

Музыкальная деятельность

Изучение народных песен, танцев.

Неделя Масленичных гуляний.

Разучивание народных музыкальных игр, плясок, хороводов.

Физическая культура

Изучение народных игр.

Русские народные игры, забавы.

Продуктивная деятельность, рисование

Изучение традиционных народных промыслов, способов и приемов их изготовления.

Выставки детского творчества;

Работа творческих мастерских (рисунки, поделки).

Работа с родителями

Участие в изготовлении папка передвижки «Широкая Масленица»

Участие в изготовлении атрибутов, декораций к празднику (шумовой оркестр, костюмов)

Участие в театрализованном представлении.

Выставка творческих работ.

Чаепитие с блинами «Сладкий вечер»

Вовлечение в

театрализованное представление «Широкая Масленица»

Взаимосвязь с социумом

Взаимодействие филиалом детской библиотеки № 13,

Со студентами Сф СГЭУ

Экскурсия в мини –музей «Русская изба».

Выступление в театрализованном представлении «Широкая Масленица»

Предполагаемый продукт:

Для детей: создание мини-музея «Русская изба» в группе.

Выставки детской деятельности в процессе реализации проекта.

Итоговое мероприятие «Широкая Масленица»

Для педагогов: разработка методических рекомендаций по организации проведения народных праздников в дошкольных образовательных учреждениях;

трансляция работы по проекту на стендах для родителей в детском саду.

Диагностический инструментарий.

Основные результаты музыкально – художественного развития и воспитания воспитанников оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут:

Наблюдение за детьми;
- индивидуальные беседы (с детьми, родителями);

Анкетирование,

Различные тестовые инструменты,

Самооценочные суждения детей.

Диагностика позволила нам определить наиболее важные направления в работе по созданию условий для ознакомления и приобщения детей к традиционной народной культуре.
Для этого были выделены несколько структурных компонентов, целью которых явилось:

  • Определить уровень сформированности представлений детей о народных традициях;
  • Выявление интереса к культуре и традициям своего народа;
  • Наличие опыта семейного воспитания, традиций и обычаев в семье.

Условия, обеспечивающие результаты

Для приобщения старших дошкольников к русским народным традициям в ДОУ созданы определенные условия:

Материально-техническое о беспечение проекта:

  • Мини – музей «Русская изба».
  • Многофункциональный уголок «Уголок ряженья», «Уголок уединения».
  • Комната сказок, где размещены различные виды театров.
  • Аудиотека с записями народных песен и мелодий, сказок.
  • Подобраны произведения декоративно – прикладного искусства, живопись и предметы народного быта с различными видами росписей.
  • Составлен план организации и проведения народных праздников, праздников народного календаря.
  • Подобрана библиотека с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами художественной литературы русского народа и разных народов мира.
  • Сделана картотека народных игр, народных игрушек и национальных кукол.
  • Составлены конспекты мероприятий совместной деятельности с детьми.

Кадровый состав:

  • Педагоги по различным направлениям деятельности: музыкальный фольклор, народная хореография;

Учебно-методическое о беспечение проекта:

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.А. Князева, М.Д. Маханева. «Полная энциклопедия быта русского народа» И. Панкеев, «Мы живем в России» Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова (для старшей и подготовительной групп), «Наследие» Е.В. Соловьева, Л.И. Царенко, «Наследие» М.Ю. Новицкая, ЭОР (презентации, мультфильм).

Список использованных источников

  1. «Круглый год». Русский земледельческий календарь. Москва, изд. «Правда», 1991.
  2. «Русский фольклор». Москва, «Художественная литература», 1986.
  3. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. -М.: ТЦ Сфера, 2003.
  4. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе– М.: «Школьная Пресса» 2003г.
  5. Бондаренко З.О. «Праздники христианской Руси». Русский народный православный календарь: Справ. изд. Калининград: Кн. Изд-во, 1993.
  6. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. «Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду»;
  7. Васильевой М.А., Гербовой В.В.,КомаровойТ.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
  8. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Антонова А.В.и др. От рождения до школы.
  9. Даймедина И.П. Поиграем, малыши М., Просвещение, 1992
  10. ЗацепинаМ.Б. «Музыкальное воспитание в детском саду»;
  11. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада. -М.: Просвещение, 1988.
  12. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.
  13. Павлова П.А., Горбунова И.В. «Расти здоровым, малыш!» Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006
  14. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.-М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001.
  15. Сборник под редакцией В.Даля в 2-х тт. «Пословицы русского народа». Москва, «Художественная литература», 1984.
  16. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.
  17. Энциклопедия праздников. Автор-составитель Н.В. Чудакова. Москва, Издательство АСТ-ЛТД, 1998.

Приложения

Приложение 1.

План проведения мероприятий Масленичной недели для старшего дошкольного возраста

Понедельник – Встреча

Работа в музыкальном зале

Работа на погулке

Работа в группе

Взаимодействие с родителями

Электронная презентация «Широкая Масленица» - знакомство детей со значением и обычаями праздника

Разучивание масленичных закличек (старшая. подготовительная группа);

Хоровод «Едет Масленица» р.н. мелодия (старшая, подгот. гр.).

Торжественная встреча Масленицы;

Народные подвижные игры: «Малечина –калечина», «Карусель», «Заря»;

Конкурс на лучшую снежную фигуру

Кукольный театр «Петрушечные комедии»;

Загадки о весне и зиме

беседа «Что за праздник, Масленица?»

Рассматривание альбома «Масленица»

Поговорки про масленицу

Заучивание стих-я «Масленица»

Создание папки передвижки на тему «Широкая Масленица»

Приёмный уголок «Масленица Прасковейка»

Вторник – Заигрыш

Работа в музыкальном зале

Работа на прогулке

Работа в группе

Взаимодействие с родителями

Разучивание песни «Вот уж зимушка проходит» р.н. мелодия; - Конкурс частушек «Как на масляной неделе»;

Хороводные игры «А я по лугу гуляла», «Заинька, попляши»

Катание на санках. –

Спортивный досуг-развлечение «Масленица идет, блин да мед несет»

Разучивание пословиц и поговорок о Масленице.

Беседа «Как отмечать Масленицу»

Разучивание масленичных закличек

Изготовление вместе с детьми из соломы чучела Масленицы

Изготовление атрибутов к празднику (шумелок, трещёток, шуршалок, тёпиков, свистулет)

Среда – лакомка

Работа в музыкальном зале

Работа на прогулке

Работа в группе

Взаимодействие с родителями

Повтор песни «Как зима с весной повстречалися»

Хороводная игра «Тень, тень, потетень» р.н. мелодия.

Конкурс рисунков на снегу.

Игры – состязания «Хитрый шарик», «Ловкие ребята»;

Знакомство с символикой блинов.

Продуктивная деятельность «Наша хата утехами богата» (изготовление с детьми куклы-зерновушки)

Разучивание стих-я «Про Масленицу»

Слушание песни «Как на Маслянской неделе»

Сладкий вечер, Чаепитие с блинами.

Четверг – Разгуляй

Работа в музыкальном зале

Работа на прогулке

Работа в группе

Взаимодействие с родителями

Народные подвижные игры «Гори, гори, ясно», «Горшки»;

Разучивание потешек, поговорок, небылиц;

Инсценировка «Как мужик корову продавал» С.Михалкова.

Пение русских народных песен.

Русские народные игры «Горелки», «Кто быстрее на метле», «Два мороза»;

Катание с ледяной горки.

Игры-эстафеты «Перетягивание каната»

«Снежный тир»

«Кто быстрее на метле»

Выставка рисунков «Зимний разгуляй»;

Изготовление атрибутов к оформлению праздника (ИЗО-разукрашивание блинов).

Слушание песни «Песня блинам»

Изготовление атрибутов, поделок к оформлению музыкального зала и участков.

Пятница – Проводы Масленицы

Работа в музыкальном зале

Работа на прогулке

Работа в группе

Взаимодействие с родителями

Театрализованное представление «Широкая Масленица»

Театрализованное представление «Широкая Масленица» на улице.

Мультфильм «Масленица».

Беседа: «Что мы узнали о Масленице»;

Праздничное мероприятие с участием родителей: «Широкая Масленица!».

Приложение 2

Диагностическая карта

Музыкальное воспитание.

Может войти в роль персонажа, передать его характер и поведение с помощью основных средств выразительности;

Знания о разнообразных характерах музыки;

Знания особенностей русских плясок;

Умение выполнять танцевальные движения, характерных для русских танцев;

Умение инсценировать (в хороводах, танцах, плясках);

Умение придумывать движения, отражающие содержание песни;

Умение придумывать движения, элементы плясовых движений, характерные для русских плясок;

Умение играть на русских народных музыкальных инструментах, знать и называть их.

Знание и умение играть в русские народные игры.

Высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

Высокий уровень - 3 балла.

Средний уровень - 2 балла.

Низкий уровень - 1 балла.

Дюмина Наталья Владимировна
учитель музыки первой категории

Игровые формы приобщения детей
к музыкальному искусству или творчеству

Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно сказываться на их общественной деятельности, влиять на формирование личности.
Музыкальная культура личности - это процесс открытия человеком ценностей произведений искусства для себя, уровень их восприятия и освоения.
Музыка вызывает у людей духовное удовольствие, наслаждение. Без удовольствия, наслаждения, которые дают человеку труд, наука, искусство, его жизнь оказывается обедненной и бессмысленной. Музыка способна успокаивать и утешать людей, снимать психическое напряжение, помогает преодолевать стрессы, становится одним из источников здоровья человека и профилактическим средством лечения психических болезней.
Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются нам важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе духовно-культурных ценностей.
Детство - это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нём царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности.
Игра, по утверждению психолога Г.С.Тарасова, - это эмоциональная непосредственность мотивов, устремлённость к цели, оценка результатов деятельности, усвоение нового. В ней зарождается личность ребёнка.
Игра- оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет влиять на развитие детей. Это подтверждает Д.Б.Эльконин: «...игра влияет на формирование всех основных процессов, от самых элементарных до самых сложных».
Игра - вид деятельности в условных ситуациях, направленный на воссоздание и усвоение социального опыта. Детская игра - вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и понимание предметной и социальной действительности, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей.
При изучении курса «Музыка» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на уроках я отвожу немалую роль методу музыкальной игры. Ведь она плодотворно помогает воспитать интерес и любовь к музыкальному искусству, нравственных и эстетических чувств, уважение к традициям музыкальной культуры разных народов. Музыкальная игра на уроке сближает, организует воспитанников, прививает интерес к музыке. Она учит думать, анализировать, быть на стремнине полезных дел.
Игра на уроке музыки носит развивающий характер и ориентирована на овладение двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.
Воздействие игры можно рассматриватьв трёх аспектах.
Первый аспект - физиологический, связанный с исследованиями В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. М. Сеченова, которые выявили положительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной системы, формирует произвольность психических функций.
Второй аспект - психологический. Музыка воздействует на эмоционально- личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.
Третий аспект - педагогический. Посредством музыки воспитывается у ребёнка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной деятельности.
В музыкальной игре детям легче освоить средства музыкальной выразительности, характер музыки и речи- ритм, динамику, высоту. Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры. Создавая предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры. Желание, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизируют ребенка в игре, способствуют созданию особой атмосферы, которая поможет избежать непонимания и неодобрения, не заглушит в ребёнке естественное желание задавать вопросы, поможет ощутить чувство радости в процессе творчества, научит понимать и уважать мнение других, открыто выражать свои чувства, не боятся проявлять собственную индивидуальность, оценить в себе творческую личность.
Цели и задачи музыкальной игры:
Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик, игра помогает ребёнку внимательно и сознательно слушать музыку. В игре обучающийся выполняет различные задания связанные с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств, активизирует чувства, воображение, мышление.

В соответствии с этим музыкальные игры имеют следующие задачи:

1. Коррекционные:
развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, тембр, динамику, ритм), координация движений;
формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.
2. Оздоровительные:
развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
совершенствование способности снимать эмоциональное и физическое напряжение, укрепление «мышечного чувства»;
развитие быстроты двигательной реакции.
3. Образовательные:
обучение речевым, певческим навыкам;
развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
формирование умственных умений и действий.
4. Воспитательные:
воспитание общей музыкальной, речевой культуры;
формирование эстетическому восприятию окружающего мира; художественного вкуса
развитие эмоциональной сферы.
5. Развивающие:
развитие познавательной активности;
поддержание устойчивого интереса;
укрепление саморегуляции и контроля;
развитие внимания, памяти, мышления, воображения.

В процессе игры учащиеся должны:
1. Размышлять о знакомых произведениях, высказывать суждения об основной идее, средствах, формах её воплощения.
2. Различать простые и сложные жанры вокальной и инструментальной музыки.
3. Участвовать в коллективной и исполнительской деятельности /пение, пластическое интонирование, импровизация/.
4. Развивать умения и навыки музыкального самообразования.
5. Проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы. Разнообразие музыкальных игр
Среди музыкальных игр Н.А.Метлов выделил игры с пением, которые развивают слух, голос, умение правильно передавать мелодию, а также игры-сказки
Н.А.Ветлугина в ходе научных исследований в области развития музыкально-сенсорных способностей показала первостепенную роль музыкально-дидактических игр, как основы чувственного восприятия музыки
Е.Раевская, С.Руднева, Г.Соболева, З.Ушакова изменили представление об игре, их методические разработки игр были направлены на всестороннее развитие музыкальности детей, а именно: развитие эмоциональности, чувства ритма, ощущение музыкальной формы, восприятия, воображения.
Е.Д. Макшанцева предложила еще один вид музыкальных игр - игры-забавы.
Л.Н.Комиссарова разработала систему применения наглядных средств при организации и проведении дидактических игр.
Значение вокальных игр при работе над чистотой интонации с элементами дидактичности показала А.Д.Войнович.
Игры-драматизации, театрализованные игры, народные игры, деловые игры также активно используются в общеобразовательной школе: на уроках музыки, внеурочной деятельности, в коррекционной работе с детьми.
Музыкальная игра дарит детям радость творческого перевоплощения и самовыражения через разнообразные практические действия.
Приносить детям радость и удовольствие от музыкальных переживаний – задача не менее важная и благородная для педагога, чем обучить их каким-либо конкретным музыкальным знаниям и навыкам.
Игра на уроке музыки превращается из внешней формы развлекательного характера в форму, обеспечивающую творческое самовыражение ребенка.
Максимилиан Волошин: «Искусство драгоценно лишь постольку, поскольку оно игра. Художники и музыканты - ведь это только дети, которые не разучились играть. Гении - это те, которые не сумели вырасти».
В своей педагогической деятельности почти на каждом уроке музыки я применяю игровые формы урока, которые способствуют развитию музыкальных способностей учащихся, побуждают у них стремление к ассоциативному мышлению. Дети во время игры получают импульс удовольствия, фантазии, самоорганизации. Они чувствуют раскованно, комфортно, всегда в поиске, в движении, где мышление, творчество проявляются всегда активно. Кстати, всегда вспоминаю А.С.Макаренко, который не раз говорил: игра является одним из значимых основ развития личности ребёнка. Её необходимо постоянно включать в педагогический процесс на уроке и во внеурочной деятельности.
За время работы в школе я пришла к глубокому убеждению: игра-это творческая лаборатория детства, та радуга, тот аромат жизни ребёнка, дающие творческое начало взросления. Каким ребёнок проявит себя в игре с детства, таким и сформируется у него здоровое ядро творческой активности, нравственных основ взрослой жизни. Если ребёнок «выплёскивает» своё состояние, «переживает» музыкальные образы, невольно развивается познавательная способность, наблюдательность, сообразительность, любознательность.

На уроках музыки в 5 – 9 классах я применяю следующие музыкальные игры и творческие задания:
Игра « Ассоциация»
1 вариант:В старших классах я использую этот прием следующим образом: после прослушивания и анализа музыкального произведения ученики должны по цепочке, не повторяя друг друга, назвать ассоциативные слова, относящиеся к произведению, и к уже названным словам. Все варианты ответов фиксируются ребенком в рабочей тетради. Опираясь на перечисленные понятия, предлагается написать мини-сочинение. Например:
Патетическая соната Бетховена – трагическая – драматическая – взволнованная – бурная – стремительная – увлекающая – героическая – победа – ликование...
2 вариант: Придумать и записать не менее 20 слов ассоциаций к определённому термину или понятию. Например: Мюзикл – музыка, диалог, танец, драма, комедия, театр, Америка, «Нотр Дам де Пари» и т.д. На моих уроках служит как контрольно измерительный тест по пройденной теме.
Игра – путешествие «Назад в будущее»
Путешествие на машине времени
Знакомство с музыкой и музыкальными инструментами прошлого.
Игра «Карнавал»
1вариант: Пробуем освоить ритмы Латинской Америки. Для этой игры понадобятся новые инструменты, и сделать их придётся своими руками. Чокало- простая жестяная банка от газированного напитка наполняется мелкими сыпучими предметами_ рисом, песком или мелкими камушками и заклеивается отверстие скотчем и пластырем. Гуиро – в Америке изготавливается из высушенной тыквы. В домашних условиях жестяная банка наполняется высушенным горохом или высушенными косточками маслин, отверстие заклеивается скотчем. Для изготовления маракас – применяются контейнер от шоколадных яиц, который наполняется сухим материалом и одевается на корпус авторучки. Теперь нам нужна любая мелодия в ритме самбы, румбы, танго или босановы. Игра заключается в том, чтобы предварительно потренировавшись, попробовать влиться в звучание заранее заготовленной песни или композиции.
2 вариант: Оказавшись на неизведанной планете чужой вселенной придумать музыкальные инструменты инопланетян и услышать их музыку. Дать названия этим инструментам (придумать как они звучат и нарисовать, или сделать их из подручных материалов(например из гвоздей которые подвешиваются на проволку или из стаканов и т.п.)
Игра «Музыкальный футбол»
Игра проводится по правилам футбола. Класс делится на две команды. Вопрос, или задание - бросок мяча. Неправильный ответ или неправильно выполненное задание – гол (поражение) По количеству голов определяется победитель и ему выставляется отметка за работу на уроке. За игрой внимательно наблюдает судья. Все вопросы и творческие задания связаны с пройденными темами на уроках музыки.
Маршрутная игра « Скорее в дорогу»
Передвижения по специальной карте по отдельным станциям (Городам) с целью ответить на все вопросы и выполнить заранее приготовленные задания по музыке, собрать все буквы (в каждом городе за правильный ответ выдаётся по одной букве) и раскрыть очередную тайну музыки. Игра проводится с целью закрепления пройденного материала и знакомством с новым музыкальным термином или понятием, которое заносится в карту путешествия (муз. словарик)
Ролевая игра «Встать суд идёт»
Игра может проводится по заранее выбранной теме (например «Нужна ли классическая музыка?» «Классическая музыка и современный рок»и др.) В игре происходит защита выбранных позиций, исследование - в рамках правил суда.
Игра «Импровизация»
В этой игровой форме используются пластические, вокальные, литературные импровизации. Класс делится на 3 группы. С предложенными литературными героями 1 группа сочиняет небольшое сочинение – миниатюру, 2 группа озвучивает их вокально или изображает с помощью музыкальных инструментов, 3 группа в пластической импровизации передают образ каждого героя. Осуществляется формирование эстетического отношения к музыкально – звуковой действительности: музыкальный звук – музыкальный образ- способ его воплощения.
Игра «МУЗЫКА НА ВОДЕ»

Один из вариантов ритмических игр – игра, подготавливающая детей к запоминанию простейших мелодий. Для нее тоже необходима некоторая подготовка. Нужно взять несколько (5-7) стаканов, желательно одинаковых и с не слишком толстыми стенками. Наполните их водой и ударом металлической палочки по стакану проверьте, какой звук они издают.. Каждый стакан должен «зазвучать» по-своему. Пусть это даже будет не слишком мелодично и стройно – главное, чтобы звуки четко различались на слух. Для начала старайтесь как можно точнее повторять заданный ритм, пока мелодия для вас еще не главное. Примеры ритмических рисунков можно брать любые. Итак, мы научились улавливать и запоминать ритм. Теперь попробуем приступить к решению более сложной задачи: к играм, которые развивают музыкальный слух и память.
Задача играющих в этом случае запомнить не просто тембры, но и высоту звучания каждого из стаканов. Лучше, если перед началом игры они будут выстроены в ряд по мере повышения высоты, так, чтобы слева от исполнителя находились низкие по звуку, а справа – высокие.
Игра «УГАДАЙ-КА»

Для участия в этой игре понадобится настоящий музыкальный инструмент. Конечно, лучше, если это настоящее фортепиано. То есть игрокам нужен такой инструмент, на котором любой играющий смог бы воспроизвести простейший звук. Теперь надо выбрать ведущего, того, кто хоть немного знает, как расположены клавиши на клавиатуре (знать их название при этом не нужно) Этот ведущий должен уметь запоминать высоту звука и именно ту клавишу, которая будет извлекать этот звук. Все остальные участники игры отворачиваются, а ведущий нажимает на одну из клавиш Затем он выбирает кого-либо из ребят и предлагает ему отгадать, на какую клавишу он нажимал.
Причем, если используется настоящее фортепиано – значит, поскольку клавиатура у него длинная, необходимо выделить небольшой отрезок клавиш (в пределах октавы), чтобы облегчить начинающему игроку угадывание. Методом «тыка» угадывающий должен остановиться на одном варианте. Остальные участники игры могут высказать свое согласие или несогласие. Если ведущий признает правильность выбора, то ведение игры переходит к этому участнику.
Творческое задание «Мозговой штурм» Часто на уроках музыки я применяю этот прием. Дается задание: составить осмысленное предложение, включающее в себя 3 заданных слова. Например:
а) музыка, литература, композитор (Композитор сочиняет музыку на основе литературного произведения);
б) Глинка, романс, Италия (Путешествуя по Италии, Глинка написал романс "Венецианская ночь");
в) сюита, Бах, танец (И.С. Бах написал много сюит, состоящих из старинных танцев).
Творческое задание « Синквейн» Детям дается слово к которому нужно подобрать два прилагательных, три глагола, четыре связных слова и в конце одно обобщающее слово. Слова не должны повторяться, также нельзя использовать однокоренные слова. Например:
а) Моцарт – солнечный, праздничный – сочиняет, творит, вдохновляет – мы любим его музыку – классик;
б) оркестр – симфонический, камерный – играет, гастролирует, выступает – четыре группы музыкальных инструментов – коллектив;
в) барокко – изящный, вычурный – увлекает, вдохновляет, завораживает – перламутровая жемчужина неправильной формы – стиль.
Огромное значение отводится обобщающим урокам в конце каждой четверти. На этих уроках могут быть использованы и разгадывание кроссвордов – как вид игровой формы и творческого задания.
Презентации. Начиная с этого года, я использую презентации как творческое задание. Это может быть опережающее задание к новой теме или наоборот домашнее задание как обобщение музыкальных впечатлений старшеклассников. Я направляю детей, создаю с ними план, по которому они делают презентации. Презентации можно использовать в рамках игры «День дублёра»
Можно много писать, рассказывать о музыкальных играх. Главное это то, что без них невозможно на уроке музыки увлечь детей в мир искусства, в мир прекрасного.

Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту. Чтобы открыть перед ребенком дверь в этот мир, надо развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности. Надо прежде всего воспитать у ребенка музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость - два важнейших компонента музыкальности. Вне их невозможно приобщить ребенка к этому прекрасному миру, невозможно и целостное развитие личности.

Главнейший показатель музыкальности - эмоциональная отзывчивость на музыку. Простейшие сенсорные способности в этой области являются базой для становления более сложных основных: ладовысотного слуха и чувства ритма. Этот комплекс способностей проявляется при восприятии музыки в слуховых представлениях, в исполнении и творчестве.

Вопрос о взаимосвязях между объектом-музыкой и субъектом-ребенком сложен и противоречив. Музыка всегда воздействует в единстве своего содержания и формы. Изменение звучания вызывает новое переживание у слушающего; оно создается в результате восприятия музыкальных образов, выраженных своеобразными сочетаниями средств выразительности. Некоторые из них выражены ярче и доминируют. Но они, всегда находясь в гармоничных и разнообразных сочетаниях, воздействуют именно в своем комплексе.

Если бы можно было точно перевести на язык слов содержание музыкального произведения, объяснить словами смысл каждого звука, возможно, отпала бы потребность в музыке как таковой. Специфика музыки в том и заключается, что ее язык - это язык музыкальных образов, которые не передают точных понятий, причин и следствий возникновения какого-либо явления. Музыка передает и вызывает такие чувства, переживания, какие подчас не находят своего полного, детального словесного выражения.

Может быть понятно и объяснимо основное содержание музыкального произведения, его основная идея, развертывающаяся во времени. Но так как данное содержание раскрывается специфическими музыкальными средствами (мелодией, гармонией, ритмом, ладом, темпом и т. д.), то для его понимания необходимо иметь представление о выразительном значении всех этих средств. Таким образом, понимание музыкального произведения предполагает осознание основной его идеи, характера, настроения, передаваемых специфическими средствами музыкальной выразительности.

Развитие эстетического восприятия музыки требует определенной системы и последовательности. Применительно к детям дошкольного возраста восприятие музыки возможно путем подбора соответствующих произведений. Им прививаются простейшие навыки, закладывающие первые основы культуры слушания: умение выслушать произведение до конца, следить за его развитием, запоминать и узнавать его, различать его основную идею и характер, наиболее яркие средства музыкальной выразительности.

В детском исполнительстве особое место занимает пение. Пение принадлежит к тому виду музыкального искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Его воспитательное воздействие очень велико благодаря единству музыки и слова в песне и в силу самой природы естественного певческого звучания, вызывающего сильнейшие эмоции. Пение - основной вид музыкального искусства, которому последовательно обучают в яслях, детском саду, школе и различных самодеятельных и профессиональных коллективах для взрослых. На любой ступени обучения детей учат правильному зву­кообразованию, ясному произношению, чистому, стройному пению (строю) и слитности звучания, одинакового по времени, силе, характеру (ансамблю); формируют певческое дыхание. Освоение этих навыков - путь к выразительному исполнений, к формированию слуха и голоса. Развитие мелодического слуха особенно интенсивно происходит в условиях обучения пению. Музыкальное развитие активизируется, если устанавливается нужное взаимодействие слуха и певческого голоса. Слух контролирует качество пения, а вокализация требует упражнений в слуховом внимании. Пение занимает одно из ведущих мест в деятельности ребенка, обеспечивающей его разностороннее музыкальное развитие.

Основная идея методики игры на музыкальных инструментах - близость к детской жизни. Игра на инструментах должна возникнуть в быту ребенка и сопровождать его свободные игры. Звучание инструментов ассоциируется с жизненными явлениями, поэтому игра приобретает творческий, импровизационный характер. В этих условиях развитие музыкальности происходит интенсивно и плодотворно. Дети привыкают к инструментам, они пытаются самостоятельно подбирать мелодию, находят приемы игры.

Музыкальный инструмент должен рассматриваться не как развлечение с помощью безделушек, которыми манипулируют дети, а как средство развития у них способности самовыражения, наиболее существенных сторон личности.

Детское музыкальное творчество формируется не только в пении. Музыкально-ритмические движения - благодатная почва для становления и развития творчества детей. Песня, музыкальная игра, танец требуют своего исполнения. Всем видам музыкального исполнительства присуща общая черта - исполнение всегда должно выражать музыкально-эстетическое содержание, переданное в произведениях, будь то песня или танец, хоровод или инсценировка. Обе деятель­ности - и музыка, и движение - развертываются во времени.

Процесс детского музыкально-ритмического творчества может быть схематично представлен в следующем виде: музыка - переживание - создание музыкально-игрового образа.

Характерная особенность музыкально-игрового образа - его синтетичность. Дети применяют комплекс художественных средств из области музыки, литературы, драматургии, хореографии. Их внимание привлекает литературный сюжет, характерные черты персонажей. Но первые же практические пробы воплощения замысла показывают, что дети прекрасно чувствуют выразительную, организующую силу музыки. Нарушение тесных взаимосвязей музыки и движения вызывает у них неудовлетворенность.

Творческое начало лежит в основе всей жизни современного человека. Искусство, в частности музыка, таит в себе большие возможности для творческого развития подрастающего поколения.

Музыкальное воспитание детей начинается с приобретения опыта, составными частями которого являются слушание музыки и ее сочинение. Творческую способность называют способностью самовыражения; это врожденная способность, которая может быть развита в дальнейшем. Творчество располагает детей к свободе и открытиям, к приключениям и оригинальному выражению. Музыкальная деятельность может быть творческой, если в ней активно участвовать: драматизировать песни, интерпретировать их, сочинять ритмы и песни. Деятельность является творческой, если она производит что-нибудь, чего раньше не существовало для ребенка и для группы детей или если это устанавливает в знакомом материале новые взаимоотношения.

Детское творчество понимается как самостоятельная художественная деятельность. П. П. Блонский считает, что эстетическое воспитание предполагает или формирование творчества, или развитие восприятия и художественного вкуса. Он пишет, что эстетическое воспитание есть прежде всего развитие эстетического творчества; «...каждый ребенок в потенции творец всяких в том числе и эстетических, ценностей: строя домики, он проявляет свое архитектурное творчество, лепя и рисуя, - скульптор и живописец; наконец, он сильно тяготеет к хороводу, песням, танцам и драматизации...».

источник http://buslik.net/

«Приобщение детей к музыкальному искусству посредством интеграции различных видов музыкально- художественной деятельности с применением ИКТ» Бочарникова С.В. Музыкальный руководитель МБДОУ д/с 12 Г.Новочеркасска Управление образования Администрации города Новочеркасска муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 12


Обоснованность идеи применения ИКТ В Федеральных государственных требованиях, опубликованных в приказе Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. 655 принцип интеграции выдвигается как один из основополагающих принципов. Содержание образовательной области "Музыка" направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач: развитие музыкально-художественной деятельности; приобщение к музыкальному искусству. Сущность идеи: использование информационных технологий повышает мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий:. психологически облегчает процесс усвоения материала детьми;. возбуждает живой интерес к предмету познания; · расширяет общий кругозор детей; · возрастает уровень использования наглядности на занятиях; Новизна идеи: Использование информационных технологий дает возможность существенно обогатить, качественно обновить интеграционный процесс, повысить его эффективность. Расширяется спектр проявления творческих способностей детей.


Актуальность педагогической идеи При использовании ИКТ происходит развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, чувственного) Усиливается положительная мотивация к обучению воспитанников Создаётся дополнительный стимул у детей для изучения нового материала, облегчения его восприятия Активизируется познавательно-речевая деятельность


Преимущества музыкальной деятельности с использованием ИКТ Использование анимации и сюрпризных моментов делает познавательный процесс интересным и выразительным; Дети получают одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера в виде картинок- отгадок, призов, сопровождающихся звуковым оформлением (например, при выполнении ритмического задания в игре «Наряжаем ёлочку» Дед Мороз показывает одобрительный жест) Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию (приём: лучшие детские работы- в телевизор)


Использование ИКТ способствует развитию интегративных качеств: общению, способности управлять своим поведением, способностью решать интеллектуальные и личностные проблемы « Любознате льный, активный» Музыкальная деятельность с применением ИКТ вызывает большую активность детей, живой интерес «Эмоциона льно- отзывчивый» Повышается степень эмоциональной отзывчивости, внешних эмоциональных проявлений. «Овладевший необходимым и умениями, навыками» Улучшаются исполнительские, творческие умения, повышается заинтересованность. ИКТ










Для развития ритмического слуха я использую образы, вместо значков (четверные длительности–крупные картинки, восьмые – маленькие)), что способствует большей заинтересованности детей. Модели для развития ритмического слуха. Задание: Прохлопать ритмоформулы или сыграть их на детских музыкальных инструментах


Для развития звуковысотного слуха я использую образы-картинки, вместо нот, что также привлекает детей, активизирует творческие способности. Модель для развития звуковысотного слуха – пропивание, прохлопывание «Весёлый мышонок» Видеопособие для развития звуковысотного слуха.


В игре на детских музыкальных инструментах используемые презентации, видео-партитуры дают возможность проявить творческие способности. Использование ИКТ существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов.


При знакомстве с творчеством композиторов, использование компьютерных программ, позволяет детям слышать чистое профессиональное исполнение классических произведений, сопоставить услышанное и увиденное. Рассматривание мультимедийного портрета Слушание произведения композитора Просмотр видео иллюстраций к произведениям Мусоргский М.П. Прокофьев С.С.


Использование ИКТ делает музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические. Таким образом, мною реализуется на практике идея индивидуализации обучения детей. Э то прослеживается на примере симфонической сказки «Петя и волк», где дети, используя каждый свой индивидуальный базовый уровень знаний, получает знания о музыкальных инструментах, особенностях звучания каждого из них. Скрипка Кларнет Валторна Литавры Виолончель


В таком направлении, как пение, я предлагаю детям видео – иллюстрации с элементами анимации к упражнениям на развитие голоса, певческого диапазона, понятие долгих и коротких звуков. («Лесенка», «Веселые капельки», «Снежинка», «Куда летит пчелка» и др.) Это более заинтересовывает детей и привлекает к пению. «Снежинка»- рисуем голосом, пропиваем за движением снежинки «Музыкальная лесенка» Для развития певческого диапазона.


Разучивание с детьми песен с использованием мнемотехники способствует более быстрому запоминанию Например, «Солнышко» муз. и сл. А.Ярановой Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания). Cистема специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.


Используя в структуру занятия включения видеоролика, творческих заданий, я тем самым способствую развитию творчества детей (с учётом требований Сан Пин: просмотр видеоролика не более 5-7 минут) 1. Музыкальное приветствие 2. Просмотр видеоролика 3. Ответы на вопросы 4. Творческое задание (изобрази капельки дождя на муз. инструментах, шуршание листочков и т.д.), дидактическая игра («Четвёртый лишний» найти лишний муз. инструмент, дорисуй муз. инструмент и т.д.) 5. Музыкальная игра, игра в оркестре детских музыкальных инструментов


Использование средств информационных технологий: стало базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом. позволило мне сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным: расширился спектр, вариативность, выбор (пособий). Подача материала в виде мультимедийных презентаций сократила время обучения, высвободила ресурсы здоровья детей. Таким образом, учитывая наглядно-образный уровень мышления дошкольников, ИКТ позволяют мне поддерживать и активизировать их внимание. Интерактивность данных ресурсов позволяет ребенку «управлять» ситуацией, «воздействовать» на нее.


Источник информации: Фоновые рисунки: Фото: из архива Бочарниковой С.В..


Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту. Чтобы открыть перед ребенком дверь в этот мир, надо развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности. Надо прежде всего воспитать у ребенка музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость - два важнейших компонента музыкальности. Вне их невозможно приобщить ребенка к этому прекрасному миру, невозможно и целостное развитие личности.

Главнейший показатель музыкальности - эмоциональная отзывчивость на музыку. Простейшие сенсорные способности в этой области являются базой для становления более сложных основных: ладовысотного слуха и чувства ритма. Этот комплекс способностей проявляется при восприятии музыки в слуховых представлениях, в исполнении и творчестве.

Вопрос о взаимосвязях между объектом-музыкой и субъектом-ребенком сложен и противоречив. Музыка всегда воздействует в единстве своего содержания и формы. Изменение звучания вызывает новое переживание у слушающего; оно создается в результате восприятия музыкальных образов, выраженных своеобразными сочетаниями средств выразительности. Некоторые из них выражены ярче и доминируют. Но они, всегда находясь в гармоничных и разнообразных сочетаниях, воздействуют именно в своем комплексе.

Если бы можно было точно перевести на язык слов содержание музыкального произведения, объяснить словами смысл каждого звука, возможно, отпала бы потребность в музыке как таковой. Специфика музыки в том и заключается, что ее язык - это язык музыкальных образов, которые не передают точных понятий, причин и следствий возникновения какого-либо явления. Музыка передает и вызывает такие чувства, переживания, какие подчас не находят своего полного, детального словесного выражения.

Может быть понятно и объяснимо основное содержание музыкального произведения, его основная идея, развертывающаяся во времени. Но так как данное содержание раскрывается специфическими музыкальными средствами (мелодией, гармонией, ритмом, ладом, темпом и т. д.), то для его понимания необходимо иметь представление о выразительном значении всех этих средств. Таким образом, понимание музыкального произведения предполагает осознание основной его идеи, характера, настроения, передаваемых специфическими средствами музыкальной выразительности.

Развитие эстетического восприятия музыки требует определенной системы и последовательности. Применительно к детям дошкольного возраста восприятие музыки возможно путем подбора соответствующих произведений. Им прививаются простейшие навыки, закладывающие первые основы культуры слушания: умение выслушать произведение до конца, следить за его развитием, запоминать и узнавать его, различать его основную идею и характер, наиболее яркие средства музыкальной выразительности.

В детском исполнительстве особое место занимает пение. Пение принадлежит к тому виду музыкального искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Его воспитательное воздействие очень велико благодаря единству музыки и слова в песне и в силу самой природы естественного певческого звучания, вызывающего сильнейшие эмоции. Пение - основной вид музыкального искусства, которому последовательно обучают в яслях, детском саду, школе и различных самодеятельных и профессиональных коллективах для взрослых. На любой ступени обучения детей учат правильному зву­кообразованию, ясному произношению, чистому, стройному пению (строю) и слитности звучания, одинакового по времени, силе, характеру (ансамблю); формируют певческое дыхание. Освоение этих навыков - путь к выразительному исполнений, к формированию слуха и голоса. Развитие мелодического слуха особенно интенсивно происходит в условиях обучения пению. Музыкальное развитие активизируется, если устанавливается нужное взаимодействие слуха и певческого голоса. Слух контролирует качество пения, а вокализация требует упражнений в слуховом внимании. Пение занимает одно из ведущих мест в деятельности ребенка, обеспечивающей его разностороннее музыкальное развитие.

Основная идея методики игры на музыкальных инструментах - близость к детской жизни. Игра на инструментах должна возникнуть в быту ребенка и сопровождать его свободные игры. Звучание инструментов ассоциируется с жизненными явлениями, поэтому игра приобретает творческий, импровизационный характер. В этих условиях развитие музыкальности происходит интенсивно и плодотворно. Дети привыкают к инструментам, они пытаются самостоятельно подбирать мелодию, находят приемы игры.

Музыкальный инструмент должен рассматриваться не как развлечение с помощью безделушек, которыми манипулируют дети, а как средство развития у них способности самовыражения, наиболее существенных сторон личности.

Детское музыкальное творчество формируется не только в пении. Музыкально-ритмические движения - благодатная почва для становления и развития творчества детей. Песня, музыкальная игра, танец требуют своего исполнения. Всем видам музыкального исполнительства присуща общая черта - исполнение всегда должно выражать музыкально-эстетическое содержание, переданное в произведениях, будь то песня или танец, хоровод или инсценировка. Обе деятель­ности - и музыка, и движение - развертываются во времени.

Процесс детского музыкально-ритмического творчества может быть схематично представлен в следующем виде: музыка - переживание - создание музыкально-игрового образа.

Характерная особенность музыкально-игрового образа - его синтетичность. Дети применяют комплекс художественных средств из области музыки, литературы, драматургии, хореографии. Их внимание привлекает литературный сюжет, характерные черты персонажей. Но первые же практические пробы воплощения замысла показывают, что дети прекрасно чувствуют выразительную, организующую силу музыки. Нарушение тесных взаимосвязей музыки и движения вызывает у них неудовлетворенность.

Творческое начало лежит в основе всей жизни современного человека. Искусство, в частности музыка, таит в себе большие возможности для творческого развития подрастающего поколения.

Музыкальное воспитание детей начинается с приобретения опыта, составными частями которого являются слушание музыки и ее сочинение. Творческую способность называют способностью самовыражения; это врожденная способность, которая может быть развита в дальнейшем. Творчество располагает детей к свободе и открытиям, к приключениям и оригинальному выражению. Музыкальная деятельность может быть творческой, если в ней активно участвовать: драматизировать песни, интерпретировать их, сочинять ритмы и песни. Деятельность является творческой, если она производит что-нибудь, чего раньше не существовало для ребенка и для группы детей или если это устанавливает в знакомом материале новые взаимоотношения.

Детское творчество понимается как самостоятельная художественная деятельность. П. П. Блонский считает, что эстетическое воспитание предполагает или формирование творчества, или развитие восприятия и художественного вкуса. Он пишет, что эстетическое воспитание есть прежде всего развитие эстетического творчества; «...каждый ребенок в потенции творец всяких в том числе и эстетических, ценностей: строя домики, он проявляет свое архитектурное творчество, лепя и рисуя, - скульптор и живописец; наконец, он сильно тяготеет к хороводу, песням, танцам и драматизации...».



Загрузка...
Top