Простая музыкальная форма чаще небольшого объема. Билеты по музыкальной литературе

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ

Ни одно из музыкальных произведений не может существовать без формы. Поэтому знание музыкальных форм даст более ясное представление о произведениях.

Мотив – интонационно-смысловая неделимая структура музыкальной речи.

Единство звуков мотива определяется:

    Общей линией мелодического движения

    Стремлением звука мотива к опорному, наиболее значительному звуку

    Одной гармонией или связной гармонической последовательностью

Музыкальной фразой называется относительно замкнутое построение, состоящее из двух или нескольких мотивов.

Единство фразы определяется:

    Общностью мелодического движения и общей кульминацией

    Ладо-гармоническими связями

    Ритмо-синтаксической структурой фразы: а/ периодичность «Течёт река Волга » б/ объединение «Солнечный круг» в/ дробление «Песенка капитана Гранда » г/дробление с объединением «Бухенвальдский набат»

Музыкальная тема –первоначальное изложение основных, существенных черт художественного образа в музыке. Основные черты художественного образа обычно даются в начале произведения, но полностью художественный образ находит воплощение в процессе развития содержания. Об окончании темы можно судить по следующим признакам:

ПЕРИОД

(с греч. –круговращение, промежуток времени, охватывающий законченный процесс )

Периодом называется законченная одночастная форма изложения темы гомофонного склада. Период делится на два , редко на три предложения. 1 –е предложение (а) – интонационно неустойчиво, 2-е предложение или в) - устойчиво, благодаря чему они связываются для слушателя в одно целое (А) . Типы периода:

    Повторный (квадратный)- период из двух предложений, тематически сходных, но различающихся кадансами.

    Единой структуры- процесс интонационного развития проходит в рамках единой ритмо-синтаксической структуры.

    Модулирующий- заканчивается в другой тональности и возникает необходимость дальнейшего развития.

    Сложный – повторный период, каждое предложение которого делится на два построения (Чайковский. «Ноктюрн до диез- минор )

Дополнение и расширение- называется построение, выходящие за рамки периода. Часто дополнение-это повторение последнего построения периода.

ФУНКЦИИ ЧАСТЕЙ:

Вступление и заключение: вступление и заключение тесно связаны с вокальными жанрами: песней, романсом, арией, т.к. предполагают две партии: партию сопровождения, которой принадлежит вступление с заключением, и партию голоса, вступающую позже и раньше заканчивающуюся. Из области вокальных жанров вступление и заключение перешли в инструментальную музыку. Существуют различные типы вступлений:

    Вступление может состоять всего лишь из нескольких аккордов или одного аккорда. Часто в таком вступлении устанавливаются тональность, темп, метро-ритм и фактура произведения

    Во вступлении излагается яркая тема. Иногда она самостоятельна («День ли царит» Чайковского ), иногда это тема, которая далее будет изложена в партии голоса или инструмента («Растворил я окно» Чайковский,«Симфония № 6») Чайковского- тема вступления далее звучит в главной партии, Бетховен «Симфония № 5» -как эпиграф).

    Заключение чаще всего повторяет вступление и «обрамляет» с ним произведение. Иногда оно контрастирует вступлению («День ли царит» Чайковского)

Экспозиция (лат.- изложение, объяснение, показ): – называется первоначальное изложение одной или нескольких тем произведения. Начинается обычно в главной тональности, но оканчиваться может в одной из побочной тональностей. Экспозиция может быть повторена (сонаты и симфонии Гайдна, Моцарта, Бетховена).

Реприза: повторение темы или тем экспозиции. Репризность имеет огромное значение в музыке, т.к. в точной репризе утверждаются основные черты художественного образа. Однако при повторении темы или тем экспозиции в репризе они воспринимаются несколько иначе. Репризы могут быть изменённые:

Тема, данная в экспозиции, в репризе может стать ярче, динамичнее. Такую репризу называют динамической. (Шопен. «Ноктюрн» № 13, до-минор)

Реприза может быть сокращённой («Прелюдия» Ре-бемоль мажор Шопена) или расширенной («Мелодия для скрипки и ф-но», соч. 42, № 3 Чайковского)

- зеркальной называется реприза, в которой темы экспозиции представлены так, что сначала идёт вторая тема, потом первая (Шуберт «Приют»). Зеркальной может быть и реприза одной темы, написанной в форме периода. Тогда в репризе появляется сначала второе, потом первое предложение (Шуман «Листок из альбома» из цикла «Пёстрые листья», соч.99).

Разработка: процесс интонационного развития пронизывает всё произведения от первой до последней ноты, построения, в которых происходят изменения тем экспозиции, называются тематическим развитием. Анализируя тематическое развитие, мы должны установить: 1/ какие темы развиваются, 2/ какой тональный план развития, 3/ каково изменение темы- какие новые она приобретает.

Эпизод: называется новая тема, возникающая в процессе сквозного развития

Кода: называется завершающий этап сквозного развития произведения. Кода появляется в том случае, если развитие не исчерпано в предыдущих частях музыкальной формы:

Кода может быть разработочного типа: тема в ней может производится частично и даже полностью в разных тональностях, где главная тональность укрепляется многократными кадансами (Бетховен «Соната», соч. 27, № 2, до-диез минор, финал)

В конце может быть использована тема эпизода (Бетховен «Соната» соч. 2, № 3, До-мажор, ч.2). Кода имеет большое образно-смысловое значение. (Чайковский «Симфония» № 5, финал, в которой темы вступления и главной партии первой части появляется в мажоре и в очень подчёркнуто маршевом облике).

Промежуточные и связующие построения: существуют построения, роль которых в процессе развития менее значительна, но такие построения имеют большое формообразующее значение, а часто и большую образно-смысловую функцию:

Интерлюдия (лат. i nter - между)- вступление и постлюдия (лат. post -после)- заключение. Роль их очень важна, например, когда в ней заключено как бы высказывание «от автора», дополняющее в партии сопровождения партию солирующего голоса или инструмента («Примиренье» Чайковский). Связующие построения готовят появление репризы или новой темы. Таковы связующие партии в сонатной форме.

ПРОСТАЯ ФОРМА

Форма называется простой , когда каждая часть произведения является периодом. Простая форма может быть одночастной, двухчастной, трёхчастной .

Одночастной называется простая форма, содержащая изложение в рамках периода. Очень характерна для русских народных песен (куплетная форма –1) а + а1 +а 2+ а3 ;

2) а + а1 + в + в1; а + а1 ; 3) единая структура). Большое значение одночастная форма приобрела в небольших инструментальных пьесах (миниатюрах) в музыкальной литературе 19-20 веков. Многие прелюдии Шопена, Скрябина, Лядова, Шостаковича, Кабалевского изложены в форме периода. Среди них крайне редко встречается повторный период квадратного строения (Шопен «Прелюдия» Ля-мажор). Обычно второе предложение расширено, содержит интенсивное нарастание, кульминацию. Пример расширения – Чайковский «Утренняя молитва» из «Детского альбома»

ПРОСТАЯ ДВУХЧАСНАЯ ФОРМА

Простой двухчастной формой называется форма. Первая часть которой представляет тему произведения, изложенную в форме периода , а вторая часть содержит либо новую тему, либо развитие темы первой части: А + А или А + В. Существует двухчастная репризная форма: А + В + А, где последний период должен быть меньше начального периода (8 + 8 + 4), реприза в такой форме не является самостоятельной частью целого построения. Простая двухчастная репризная форма получила широкое распространение в классической музыке 18-19 столетий, особенно в инструментальном жанре. Данную форму можно встретить и в небольших пьесах (некоторые лендлеры Шуберта ), и в качестве формы части более крупного сочинения, особенно в темах вариационного цикла (тема 1 части сонаты Ля-мажор Моцарта ) или в романсах («Юноша и дева» Даргомыжского, «Что так сердце растревожено» Хренникова).

В простой двухчастной форме середина может быть написана не в форме периода, а быть развивающей (Шуберт «Лендлер» Си-мажор ). Примером может стать «Шарманщик» Чайковского из «Детского альбома». Двухчастная форма часто встречается в песнях, в которых запев и припев представляют собой самостоятельные части. В куплетной песне с припевом запев и припев обычно содержат различные, но не контрастирующие друг другу темы. В романсах двухчастная форма имеет обычно развивающую вторую часть, в этом жанре она припевом не является («Не искушай» Глинки, «Сурок» Бетховена).

Двухчастность характерна для небольших танцевальных пьес (некоторые вальсы Шуберта, «Украинский казачок» Даргомыжского –как песня с запевом и припевом ) , а также и не танцевального склада- «Прелюдия» соч. 57,№ 1 Лядова . Каждая часть может быть повторена: А В. Простая двухчастная форма может быть как форма части более крупной композиции.

ПРОСТАЯ ТРЁХЧАСТНАЯ ФОРМА

Простая трёхчастная форма- называется форма, первая часть которой содержит изложение темы произведения; вторая часть- построение, развивающее эту тему, или изложение новой темы; третья часть является репризой: А + В + А, где средняя часть развивающая и периодом не является. Масштабы средней части могут быть весьма различны: а/ средняя часть равная крайним частям (8+ 8+ 8), б/ средняя часть короче, чем крайние части (8+ 6+ 8), в/ средняя часть длиннее (8+ 10+ 8). Третья часть –реприза- может быть буквальным повторением первой части. Но повторение бывает и не точное: тема изменена (варьирована), расширена. Особо следует выделить динамическую репризу- изложение первоначальной темы на более высоком динамическом уровне, в более сложной фактуре или в более гармоническом освещении. Нередко при этом достигается самая значительная кульминация всего произведения («День ли царит» Чайковского).

Самостоятельность первой часть и связанность развивающей средней части с репризой подчёркивается тем, что первая часть повторяется особо, а вторая и третья –вместе:

А В А. вслед за репризой может возникнуть кода. Может иметь вступление и заключение. В вокальной музыке данная форма применяется в романсах, ариях, где средняя часть- развивающая («Для берегов отчизны дальней» Бородина ), реже встречаются с контрастной частью («Ария Снегурочки» Римского-Корсакова ).

Вступление и заключение, изложенные в партии сопровождения, обычно обрамляют основные разделы. В инструментальной музыке простая трёхчастная форма встречается в танцевальных и песенных жанрах, этюдов («Вальсы» Шуберта, некоторые мазурки Шопена, «Песня жаворонка» Чайковского, «Грёзы» Шумана, этюды Шопена, Скрябина ).

Простая трёхчастная форма используется как форма более крупной композиции.

Сложная трёхчастная форма

Сложной трёхчастной формой называется трёхчастная форма, первая часть которой написана в простой двухчастной или трёхчастной форме, вторая часть либо имеет такое же строение или ряд незамкнутых построений, а третья часть является репризой. Тематически первая и вторая части обычно резко контрастируют друг другу.

Первая часть пишется в главной тональности . Вторая часть большей частью пишется в одноимённой или субдоминантовой тональности. (Иногда она проходит в главной тональности «Скерцо» Третьей симфонии Бетховена).

Третья часть - реприза – буквальное или видоизменённое повторение первой части. Буквальное реприза часто не выписывается в нотах, а обозначается D, C., т.е. Da capo . Видоизменением в репризе часто связаны с усложнением фактуры (варьирование- соната № 4, ч. 2 Бетховена ). Иногда встречаются сокращённые репризы (Прелюдия № 15; Мазурки № 1, 2 Шопена ), в которых содержится лишь один период первой части пьесы. В заключении формы иногда имеет место кода. Эта форма широко распространена в инструментальной музыке танцевального жанра (сопоставление двух танцев, где вторую часть называют – трио , т.к. исполнялось тремя инструментами), марша (походного, торжественного, траурного). Произведения нетанцевального жанра, в основном которых лежит контрастное сопоставление двух образов. Нередко они имеют программное название: П.Чайковский «Времена года»: «На тройке», « У камелька» или жанровое обозначение – ноктюрн, баркарола. Такая форма встречается в медленных частях сонатного цикла.

В вокальных произведениях сложная трёхчастная форма встречается значительная реже, чем в инструментальных (М.Глинка «Я помню чудное мгновенье»).

Сложная двухчастная форма

Сложной двухчастной формой называется такая форма, в которой обе части или одна из двух изложены в простой двухчастной или трёхчастной форме.

Отличает эту форму от сложной трёхчастной отсутствие репризы.

В инструментальной музыке эта форма встречается крайне редко (Ф.Шопен. «Ноктюрн», соч. 15, соль-минор ). В вокальной музыке эта форма встречается в тех произведениях, где развитие содержания основывается на контрастном сопоставлении двух тем и реприза не требуется или даже недопустима. Такую форму имеют, например, романсы «Давно ли роскошно ты розой цвела» М.Глинки, «На нивы жёлтые» П.Чайковского. Сложная двухчастная форма иногда встречается в песнях советских композиторов- «Гимн демократической молодёжи» А.Новикова (первая часть- си-бемоль -минор – одночастная; вторая часть –Си-бемоль- мажор: простая трёхчастная форма).

Рондо

Рондо называется многочастная форма, основанная на проведении одной темы не менее 3-х раз и на сопоставлении её с различными эпизодами:

А В А С А

Слово «рондо» означает круг, хоровод.

В конце 17 –начале 18 века сложился один из ранних видов формы рондо. Широкое распространение он получил в творчестве французских композиторов- клавесинистов

Фр.Куперена, Ж.Рамо, Дакен. Основные признаки этой формы:

1). Неограниченное количество эпизодов

2). Контраст темы и эпизодов незначителен

3). Тема пишется в форме периода, эпизоды- не сложнее периода

4). Характерна замкнутость частей

5). Тема всегда проводится в основной тональности, эпизоды –диатонич. Родства

Рондо французских клавесинистов обычно называют куплетное рондо. Его тема называется рефреном, а эпизоды – куплетами. В этой форме написано множество программных пьес, портретных зарисовок («Жнецы», «Сестра Моника» Куперена, «Курица» Рамо, «Кукушка» Дакена).

В творчестве венских классиков – Гайдна, Моцарта, Бетховена – получила широкое развитие форма так называемого «классическое рондо». Её характерные черты: 1) количество эпизодов ограничено двумя (редко тремя); 2) один из эпизодов (чаще всего второй) контрастирует теме; 3) тема пишется в простой 2-х частной или 3-х частной форме; типично варьирование темы при её вторичных появлениях; 4) эпизоды тоже иногда пишутся в 2-х частной или 3-х частной форме (финал Сонаты № 7, Ре-мажор, Гайдна ); 5) часто встречается кода, построенная на интонациях темы и на интонациях контрастного эпизода; 6) тональный план формы чёток: тема - в главной тональности, контрастный эпизод - в одноимённой или субдоминантовой, неконтрастный эпизод - в доминантовой тональности, иногда – в тональности VI ступени (при основной мажорной тональности). В форме рондо написаны некоторые финалы сонатных циклов, отдельные пьесы, часто называемые рондо. Иногда эту форму можно встретить в оперной арии («Ария Фигаро» из оперы «Свадьба Фигаро» Моцарта).

В творчестве композиторов 19 века (в частности, у Шумана) форма рондо приобретает новые черты:

1). Возрастает количество эпизодов;

2). Возрастает степень контрастности темы и различных эпизодов;

3). Замкнутость контрастных частей создаёт крупную многочастную форму

(1 часть «Венского карнавала» Шумана»)

4). Усложняется тональный план, появляются тональности более далёкого

родства; встречаются темы, заканчивающиеся модуляцией. Проведение

одного и того же эпизода в различных тональностях («Новеллетта»,

соч. 21, № 1, Шумана)

В творчестве русских классиков и советских композиторов встречаются весьма разнообразные виды рондо. Прежде всего следует выделить яркие образцы этой формы в вокальной музыке- в произведениях, основанных на контрастных сопоставлениях нескольких тем при господстве одной – главной. Среди них известные романсы Даргомыжского «Ночной зефир», «Песня рыбки», «Свадьбы»; Бородина «Спящая княжна». У Глинки форму рондо имеют некоторые оперные арии – рондо Антониды из оперы «Иван Сусанин», рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмилы», романсы «Ночной зефир», «Сомнение»(нет изменения музыкального текста, изменяется лишь словесный текст).

Симфонические и камерные произведения: «Вальс-фантазия» Глинки, финал Симфонии № 4 Чайковского, скерцо из Симфонии № 7 Шостаковича, финал виолончельной сонаты, вальс из пионерской сюиты Прокофьева «Зимний костёр ».

Вариации

Вариациями называется форма, содержащая изложение темы и ряд её видоизменённых повторений.

Вариации на basso ostinato

Называют вариационную форму, неизменной основой которой является фраза, многократно повторяющаяся в нижнем голосе. А верхние голоса мелодически и ритмически свободно развиваются. (Чаконы, пассакалии в творчестве И.С.Баха, Г.Генделя).

Вариации на so prano ostinato

Называют вариационную форму. Неизменной основой которой является фраза, многократно повторяющаяся в верхнем голосе. А нижние голоса мелодически и ритмически свободно развиваются.

Этот тип вариаций использовали русские композиторы в вокальных произведениях на народную тему, которая оставалась неизменной.

Классические вариации

Основой классических вариаций является тема , изложенная чаще в 2-х частной репризной форме, и ряд вариаций. Тема в вариациях развивается с помощью мелодической фигурации. Видоизменяется ритмический рисунок, иногда меняется метр, темп. Гармония и форма темы остаётся неизменным. Все вариации излагаются в одной –главной тональности. В середине возникает вариация или группа вариаций – в одноименной тональности. Это является средством создания контраста в развитии одной музыкальной темы. Такая форма получила широкое распространение в произведениях Гайдна, Моцарта, Бетховена. Иногда встречаются большие, значительные произведения- «32 вариации» Бетховена.

Двойные вариации

Двойными вариациями называются вариации на две темы . Эти темы излагаются в начале произведения, противопоставляясь друг другу. Затем также последовательно варьируются. (Симфония № 5, ч.2 Бетховена; Симфония № 103 «С тремоло литавр», ч.2 Гайдна; «Камаринская» Глинки).

Вариационная форма и вариационный метод развития занимает значительное место в русской музыке. В русской народной песне вариационная форма возникает в результате видоизменённого повторения напева в последующих куплетах.

МУЗЫКА́ЛЬНАЯ ФО́РМА, музыкальное произведение, осмысленное как музыкально-звуковой феномен (форма-феномен). См. в ст. Музыка . В узком (техническом) значении – строение музыкального произведения, логически взаимосвязанное расположение и взаимодействие частей целого, а также их структура (схема).

Изначально музыка входила в синкретическое единство с поэзией и танцем (см., например, в ст. Греция Древняя раздел Музыка). Оно сохранялось в Европе в Средневековье, поныне существует в традиционной музыке многих народов мира. В европейской культуре постепенно обособилась музыка с текстом и появилась текстомузыкальная форма (образцы – все жанры григорианского хорала и знаменного распева , форма бар , виреле , рондо , мотет , мадригал , былина , дума и др.). В эпоху Возрождения наметилась тенденция к освобождению М. ф. от связи с текстом. Одним из путей размежевания текста и музыки послужила практика интабуляции .

Понятие текстомузыкальной и собственно музыкальной формы долгое время было неотделимо от понятия жанр . Например, в 15–17 вв. под названием месса подразумевались не только назначение, смысл и характер музыки, но и принцип её строения и набор используемых средств. В немецких учебниках 19 в. М. ф. ещё определялась через жанр. Так, в учебнике Л. Бусслера описаны: «танцевальные формы» (полька , галоп , полька-мазурка, вальс и др.), «форма марша» (торжественный, военный, похоронный марши , а также полонез и кадриль ), «форма части в медленном темпе» [такое определение было в ходу вплоть до А. Шёнберга – в виде термина «форма Andante (Adagio)»]. Сохранившийся до нашего времени термин «форма скерцо» представляется архаичным.

В классико-романтической традиции понятия формы и жанра со временем окончательно разошлись: музыка постепенно освобождалась от своей исключительно прикладной функции. Прикладная музыка в определённом смысле консервативна, поскольку не самостоятельна (церковная, танцевальная и др.). Наоборот, от автономной музыки («чистой») ждут «чисто» музыкальной фантазии. В связи с этим композиторы стали применять определённые формы к тем жанрам, в которых они раньше не встречались. Например, сонатная форма может встретиться не только в «первом Allegro», но и в скерцо [Ф. Шуберт. Скерцо из Сонаты для фортепиано E-dur («Пять пьес для фортепиано») D459/459A], в качестве I (и III ) части сложной 3-частной формы (Л. ван Бетховен. Скерцо из 9-й симфонии) и даже как форма оперной арии (М. И. Глинка. Ария Руслана из 2-го действия оперы «Руслан и Людмила»). И наоборот, медленные части сонатно-симфонических циклов могут быть написаны в самых разных формах: сложной 3-частной с эпизодом (Бетховен. Сонаты для фортепиано № 4 и № 16), сложной 3-частной с трио (Бетховен. Соната для фортепиано № 15), сонатной форме с двойной экспозицией (В. А. Моцарт. Концерт для клавира с оркестром № 21 C-dur KV 467).

Вслед за композиторской практикой расхождение понятий формы и жанра стало оформляться и теоретически. Вначале теоретики заметили, что старые названия форм, данные через жанр, стали противоречить реальности [например, в 11-й фортепианной сонате Л. ван Бетховена II часть (Adagio con molto espressione) оказалась написанной в «форме первого Allegro»]. По-видимому, на этой стадии и началась кристаллизация понятия «форма-тип», которое ранее не формулировалось, а было растворено в понятии «жанр». Процесс начался на заре учения о М. ф. – наиболее активно у А. Б. Маркса и Л. Бусслера, затем продолжился у Х. Римана [«прежде чем быть менуэтом или фугой, музыка должна быть разумной сама по себе» (Riemann H. Grundriss der Kompositionslehre. Lpz., 1910. S. 1)]. К середине 20 в. в отечественной теории понятие «форма-тип» сложилось и полностью эмансипировалось; оно было ретроспективно распространено на европейскую музыку прошлых эпох (учебники И. В. Способина , В. П. Фраёнова, работы Ю. Н. Холопова и др.).

Форма-тип – абстрагированная от частностей, устоявшаяся, обобщённая структурная норма (композиционный план), регулярно воспроизводящаяся в рамках целого класса (рода, вида) произведений. Его трактовка не зависит от принадлежности музыкального произведения к прикладной или автономной музыке , к танцевальной, вокальной или инструментальной; она не связана и с принадлежностью произведения к конкретному жанру. В таком контексте форма-феномен – частный случай формы-типа, строение конкретного произведения с его уникальными особенностями.

Поскольку форма-тип является универсальной и фиксирует общие свойства наибольшего количества образцов, была предпринята унификация терминов. Так, у В. М. Беляева единым термином «сложная 3-частная форма» обозначены «большая песня» и «малое рондо» (в терминологии Маркса). В настоящее время они называются, соответственно, «сложная 3-частная форма с устойчивой средней частью» (с трио) и «сложная 3-частная форма с неустойчивой средней частью» (с эпизодом).

Классификация форм-типов может осуществляться по разным принципам. По принадлежности к тому или иному складу различаются формы: принципиально одноголосные – монодические (Григорианский хорал , Знаменное пение и др.; см. Монодия ); многоголосные – полифонические [формы на кантус фирмус , имитация , канон (включая каноническую секвенцию), фуга , ричеркар , полифонические вариации ; см. Полифония ] и гомофонные (барочные формы – однотемные малые формы типа развёртывания, многотемные составные, концертная форма , барочная сонатная форма, сюита ; классико-романтические – предложение , период , простые формы , сложные формы , вариационная форма , рондо , сонатная форма , циклические формы ; см. Гомофония ). Встречаются смешанные гомофонно-полифонические формы (см. Свободные и смешанные формы ). Некоторые из форм-типов остались в границах своей эпохи и постепенно вышли из употребления, например барочные «формы типа развёртывания», сонатная форма с двумя экспозициями (форма классического концерта). Некоторые старинные формы, достигнув расцвета в эпоху барокко, отойдя на 2-й план у классиков и романтиков, пережили новый расцвет в 20 в.: например, вариации на бассо остинато .

При описании гомофонных форм в дидактических целях за условную норму принимаются структурные и тонально-гармонические принципы венской классической школы . (Так, барочные гомофонные формы делятся на «похожие на классические» и специфически барочные.) Исторически это некорректно, но не случайно. С одной стороны, классико-романтическая традиция (и музыка венских классиков как составная, теоретически базовая её часть) – ближайший к нам, относительно завершённый музыкально-исторический феномен, актуальный и поныне (произведения композиторов упомянутой традиции составляют основу концертного репертуара, а также хрестоматийного репертуара для обучения музыкантов всех специальностей). С другой стороны, собственно теория формы (в современном её понимании) окончательно сформировалась как рефлексия на творчество венских классиков, а затем развивалась одновременно с классико-романтической традицией; при этом они испытали определённое взаимное влияние.

Терминология М. ф. восходит к риторике . И. Маттезон (трактат «Der vollkommene Capellmeister», 1739) и И. Н. Форкель говорят о риторических основаниях М. ф. («И поскольку произведения определённого объёма являются ничем иным, как речами…, то они имеют те же правила распорядка и расположение мыслей, что и обычная речь» // Forkel I . N . Allgemeine Geschichte der Musik. 1788–1801). Использованные ими риторические термины «Hauptsatz» (главная тема), «Nebensätze» (побочные темы) в дальнейшем вошли в терминологию Маркса– Бусслера. Из риторики пришли также термины «экспозиция» и «вступление». Аристотель понимал под периодом «изречение [λέξις], имеющее в себе начало и конец и известную величину, без труда обнимаемую». Риторические термины используются в значении разделов текстомузыкальной формы уже у Гвидо Аретинского («Послание о незнакомом распеве», ок. 1030), однако эта терминология определённо использовалась и ранее.

Адаптировавшись к музыке, заимствованные термины потеряли прямую связь с первоисточником и в теории музыкальной формы применяются специфически. Они прошли большой исторический путь, подчас меняя своё значение. Например, в «домарксовой» теории М. ф. периоды рассматривались как «стиховые» (регулируемые музыкальным метром, членящиеся на двутакты и четырёхтакты) и «прозаические» (не регулируемые метром; позднее их стали называть «период типа развёртывания»). В. А. Моцарт и Л. ван Бетховен мыслили сонатную форму как состоящую из «первого большого периода» (экспозиция) и «второго большого периода» (разработка + реприза, если между ними не было полного совершенного каданса; в противном случае «больших периодов» становилось три). В советском музыковедении термином «период» обозначали и собственно периоды, и большие предложения. В разные времена сложную 3-частную форму с неустойчивой средней частью называли: рондо 2-й формы, малое рондо, сложная 3-частная форма с переходами (ходами), сложная 3-частная форма с эпизодом, форма медленной части сонатно-симфонического цикла, форма Andante (Adagio); некоторые из этих названий используются поныне. Современная терминология также не во всём унифицирована; например, термином «эпизод» могут называться: неустойчивая средняя часть в сложной 3-частной форме, эпизод в рондо, эпизодическая тема в разработке сонатной формы. Также применяются нейтральные термины: «первый двутакт», «второй четырёхтакт», «последний восьмитакт» и т.п., близкие между собой по смыслу обозначения «раздел», «построение», «часть» и др.

М. ф. новейшего времени отчасти сохраняют традиционные композиционные типы. Создаются формы, ориентированные на классико-романтическую традицию (сонатные формы у С. С. Прокофьева , Д. Д. Шостаковича ), на принципы форм более ранних времён (А. Шёнберг в фортепианной Сюите ор. 25 подражает форме барочной сюиты, Ю. М. Буцко в Полифоническом концерте на древнерусские те­мы ориентируется на знаменный распев, О. Мессиан в «4 изоритмических этюдах» для фортепиано использует принцип изоритмии , а в трактате «Техника моего музыкального языка» указывает в качестве образца жанры григорианского хорала), на неевропейские традиции (Мессиан ссылается на индийские раги ). Создаются формы на основе новых принципов, согласуясь с новыми способами организации звуков – многообразными техниками композиции 20–21 вв. (додекафония , серийная техника , сериализм , алеаторика , сонорика , коллаж , конкретная музыка , электронная музыка , полистилистика , минимализм , спектральная музыка и др.). В условиях алеаторики встречаются мобильные формы – меняющиеся от исполнения к исполнению (3-я соната П. Булеза ). Своего рода манифест радикального отхода от традиции – высказывание К. Штокхаузена: «Наш собственный мир – наш собственный язык – наша собственная грамматика» (см.: Кюрегян Т. С. Форма в музыке 17 – 20 веков. М., 1998).

На рубеже 20–21 вв. наметилась тенденция к синкретизму разных видов искусства, в котором М. ф. можно рассматривать лишь условно (перформанс , хеппенинг , т. н. инструментальный театр и др.). Музыковеды предпринимают небесспорные попытки адаптировать терминологию классико-романтической М. ф. к разного рода «изобретениям», выходящим за её рамки. Например, сонатная форма рассматривается в условиях неомодальности, серийности, сериальности, сонорики. В условиях этих техник вследствие утраты базовых характеристик формы воспроизводится лишь её схема; форма не воспринимается как таковая, а является симулякром (например, сонатная форма в сонористической композиции К. Пендерецкого «Плач по жертвам Хи­ро­си­мы»). Вместе с тем вводятся новые термины, например «индивидуальный проект» (то же – «индивидуально творимые формы», «инопараметровые формы»). Коренное свойство таких форм – неповторяемость, невоспроизводимость в другом произведении, принципиальная «одноразовость» – то, что порывает с традицией форм-типов. По С. А. Губайдулиной , «форма должна быть единичной, соответствующей принципу “здесь и сейчас”» (см.: Кюрегян Т. С. Музыкальная форма // Теория современной композиции. 2005). См. также ст. Открытая форма .

М. ф., или анализ форм, – раздел музыковедения и учебная дисциплина. Считается, что понятие «анализ» первым использовал в 1606 Иоахим Бурмейстер применительно к мотету «In me transierunt» Орландо ди Лассо. Первоначально М. ф. входила составной частью (вместе с гармонией и контрапунктом) в понятие композиции. Понятие М. ф. одним из первым систематически использовал Г. К. Кох в учебнике «Versuch einer Anleitung zur Composition» («Опыт введения в композицию», 1782, 1787, 1793) и в словарях «Musikalisches Lexikon» (1802) и «Kurzgefasstes Handwörterbuch der Musik» (1807). Как самостоятельная дисциплина М. ф. сложилась к 19 в. По мнению Л. Бусслера, первый полный трактат о формах принадлежит А. Рейхе («Cours de composition musicale», ок. 1816–1818). Переведённый и изданный К. Черни , с дополнением примеров из музыки Л. ван Бетховена (1832), трактат лёг в основу учения о М. ф. Маркса – Бусслера (Маr х А. В. Die Lehre von der musikalischen Komposition . 1837–47; Bu ßler L . Musikalische Formenlehre . 1878). Это учение имело учебно-прикладной характер. М. ф., наряду с гармонией, контрапунктом и инструментовкой, рассматривалась как часть практического обучения сочинению: формы осваивались не абстрактно, а в виде письменных работ и импровизаций за инструментом. Исторический интерес представляет первый русский учебник «Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки» А. С. Аренского (1893–94). В 20 в. традиция практического овладения формой композиторами поддерживалась в педагогических трудах П. Асафьева , В. П. Бобровского, Е. В. Назайкинского . Философское осмысление предпринято в работе А. Ф. Лосева «Музыкальная форма как предмет логики» (1927).

Поначалу в отечественной традиции (как и в других европейских) музыкально-теоретическая дисциплина называлась «музыкальная форма» (или просто «форма» – аналогично названиям других дисциплин: «гармония», «полифония»). После постановления Политбюро ЦК ВКП(б) « Об опере " Великая дружба " » В. Мурадели от 10 февраля 1948 (опубликовано в газете «Правда» 11 февраля 1948), осуждавшего «формализм» в музыке, по идеологическим причинам название предмета было изменено на «анализ музыкальных произведений». В наши дни историческое название предмета постепенно возвращается, однако в разных вузах, на разных факультетах и даже на кафедрах одного и того же факультета официальные названия дисциплины разнятся. Например, в 2015–16 в Московской консерватории на разных факультетах используются разные названия предмета: «музыкальная форма», «музыкальные формы», «анализ музыкальных форм», «анализ музыкальных произведений» (последнее официально сохраняется в программах учебных заведений среднего звена). Способин И. В. Музыкальная форма. М., 1947; Тюлин Ю. Н., Бершадская Т. С., Пустыльник И., Пэн А., Тер-Мартиросян Т., Шнитке А. Г. Музыкальная форма. М., 1965; Мазель Л. А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. М., 1967. [Ч. 1]; Асафьев Б.В. Му­зы­каль­ная фор­ма как про­цесс. Л., 1971. Кн. 1–2; Цуккерман В. А. Вариационная форма. М., 1974; он же. Общие принципы развития и формообразования в музыке. Простые формы. М., 1980; он же. Сложные формы. М., 1983; он же. Рондо в его историческом развитии. Ч. 1–2. М., 1988–1990; Арзаманов Ф. С.И.Танеев – преподаватель курса музыкальных форм. М., 1963; Веберн А. Лекции о музыке. Письма. М., 1975; Протопопов В. В. Очерки из истории инструментальных форм XVI – начала XIX в. М., 1979; Мессиан О. Техника моего музыкального языка. М., 1994; Ки­рил­ли­на Л. Клас­си­че­ский стиль в му­зы­ке XVIII – нач. XIX вв.: са­мо­соз­на­ние эпо­хи и му­зы­каль­ная прак­ти­ка. М., 1996; Кюрегян Т. С. Форма в музыке XVII–XX вв. М., 1998; Шенберг А. Основы музыкальной композиции. М., 2000; Фраенов В. П. Учебник полифонии. М., 2-е изд. М., 2000; он же. Музыкальная форма. Курс лекций. М., 2003; Холопов Ю., Кириллина Л., Кюрегян Т., Лыжов Г., Поспелова Р., Ценова В. Музыкально-теоретические системы. М., 2006; Холопов Ю. Н. Введение в музыкальную форму. М., 2006; он же . Музыкальные формы классической традиции. М., 2012;

2. Развитие и форма

В некоторых темах мы обнаружили признаки развития. Но настоящее, большое развитие начинается после изложения темы. В развитии может повторяться тема или отдельные её фрагменты, но всегда с изменениями. Иногда эти изменения бывают настолько значительными, что рождают совершенно другой музыкальный образ, но и в нём можно узнать интонации темы. Только что вы познакомились с нежной, певучей и очень светлой темой Чайковского. А дальше, в середине этой части Шестой симфонии, разворачивается трагедия, и вот одна из кульминаций этой трагедии. Основную мелодию играют трубы на пределе своей громкости:

Allegro vivo = 144

Но вслушайтесь в мелодию: это развитие секвенции из второй половины темы.

Как вы уже, наверно, поняли, для развития существуют особые приёмы. Их можно также назвать способами или методами. Основные приёмы — вариационное развитие и секвенция .

Секвенцию вы уже знаете. Можно ещё добавить, что секвенции бывают точные и неточные , а также восходящие и нисходящие . А каждое проведение повторяющегося мотива называется звеном секвенции . И ещё у секвенции есть шаг .

В первом предложении Польки из «Детского альбома» Чайковского сразу две секвенции. В первой из них второе звено на секунду выше первого, — значит, она восходящая, с секундовым шагом. А все интервалы первого звена точно странспонированы во втором на тон выше, значит, она точная. В следующей секвенции второе звено ниже — она нисходящая. А скачок на малую сексту в первом звене превратился в скачок на чистую квинту во втором, и секвенция оказалась неточной.

Умеренно (темп польки)

Иногда в неточных секвенциях, как здесь, нельзя определить шаг. Посмотрите: первый звук смещён на малую терцию, а остальные — на большую секунду. Музыка не сводится к математике и часто выкидывает какие-нибудь штуки.

А теперь потренируемся сами. Это заготовки для домашнего задания. Перепишите их в свои нотные тетрадки, а пустые такты заполните секвенциями собственного сочинения. Направление указано. В первом примере подсказан ритм (пустые штили без головок). Точность-неточность и шаг придумывайте как хотите, но потом определите, что у вас получилось.

Примеры 9а, б

Восходящая секвенция (ре мажор)

Нисходящая секвенция (ре минор)


Изменения во второй фразе темы Шестой симфонии Чайковского можно назвать вариационными. Но, повторяю, развитие внутри самой темы — это ещё «ненастоящее» развитие. А то, что появилось в середине части, — это уже самое настоящее вариационное развитие. Форма вариаций полностью строится на вариационном развитии. Но не всякое вариационное развитие — вариации . Чуть позже поговорим об этом подробнее.

Есть и другие способы развития. В третьем классе мы с вами говорили о полифоническом складе и пробовали спеть каноном «Во поле берёзка стояла». В каноне используется приём, называемый имитацией .

В полифонической музыке имитация — один из основных приёмов развития.

В середине полифонических произведений часто имитируются секвенции. Такой приём называется канонической секвенцией .

Как долго можно развивать тему? Если у композитора хватает фантазии, он сможет развивать её бесконечно. Но такую музыку никто не сможет дослушать, да и не захочет. Чтобы музыку было легко и интересно слушать, ей нужна форма.

Когда вы разбирали свою программу по специальности, то могли заметить, что большинство пьес состоит из нескольких относительно завершённых кусочков. Такие кусочки называются разделами , из которых складывается музыкальная форма .

Форма образуется в результате развития музыкального материала . Что такое развитие и какое оно бывает, вы узнали. Теперь осталось выяснить, как устроены музыкальные формы, и попробовать самим сочинить маленькие музыкальные примеры этих форм.

Самая маленькая музыкальная форма — уже знакомый вам период . Можно найти много миниатюр, которые написаны в форме периода. Но чаще форма музыкального произведения состоит из нескольких периодов. Простая двухчастная — из двух, а простая трёхчастная — из трёх. Бывают ещё и сложные формы, каждый раздел которых состоит из нескольких периодов.

Все эти формы — и простые, и сложные — используются в миниатюрах. А в крупных произведениях используются совсем другие формы: вариации , рондо , сонатная и рондо-сонатная формы. С вариациями и рондо вы тоже очень скоро познакомитесь. А с сонатной формой и её разновидностью — рондо-сонатой — вы встретитесь через год, знакомясь с сонатами и симфониями Й. Гайдна.

Чтобы не запутаться, изучите следующую табличку. В ней находятся все формы, о которых вам надо знать.

В нашем традиционном вопроснике вы увидите новый значок. Таким значком теперь будут обозначаться все творческие письменные задания.

Формы музыкальных произведений

От наименьших составляющих формы к сложным формам.

Весь видимый нами мир имеет чёткие границы и формы. Даже то, что мы пренебрежительно называем словом «аморфный», так же имеет определённые пространственные координаты. Почти невозможно представить себе действительно что-то совсем бесформенное. В музыке , как и в речи (и в любом другом виде искусства ) форма просто необходима для чёткого выражения определённых мыслей и настроений. Очень часто люди придерживаются ошибочного мнения, что композиторы творят лишь по наитию, по вдохновению, «в свободном полёте», не ориентируясь ни на какие рамки и правила. Это совершенно не так. Чайковский говорил: «Вдохновение – это гостья, которая не любит посещать ленивых». И сам Пётр Ильич являлся образцовым примером следования этому правилу: каждый день композитор упорно сочинял, иногда «выжимая» из себя музыку, так как боялся разучиться писать. Этот факт кажется невероятным, учитывая то количество произведений, которое создал Чайковский. И уж совсем трудно поверить в какие-то усилия, слушая знаменитые «Времена года», написанные композитором без особого желания, по заказу периодического издания журнала.

Другим примером подчинения прекрасной музыки строгим правилам формы могут служить полифонические произведения И.С.Баха («Хорошо темперированный клавир», «Музыкальное приношение», «Искусство фуги» и многие другие) в которых границы музыкальных мыслей высчитывались с математической точностью. Моцарт , создавший громадное количество произведений практически без черновиков, опирался на устоявшиеся классические законы гармонии и формы. Примеры, таким образом, можно продолжать, но не в количестве суть. Эти примеры помогли нам убедиться в том, что любое музыкальное произведение нуждается в определённых законах формы.

Сложившаяся в традиции, понятная форма, хорошо воспринимается на слух, делая понимание произведения более доступным . Напротив, когда произведение имеет слишком необычную форму, это затрудняет восприятие произведения до полного отторжения и непринятия (например, песни и вокальные циклы Мусоргского , симфонии Малера , коллажи Д.Кейджа , некоторые произведения современных авторов). Тем не менее, со временем, эти формы также находят своё объяснение и становятся более понятными. Слуховой багаж человека ХХ I века не сравним с восприятием людей Х I Х века и более давних времён. Поэтому для современного человека, казавшейся в своё время «ужасной» и «варварской» музыка Мусоргского, таковой не кажется.

Суммируя изложенные выше доводы, подведём итог. Итак,

музыкальные формы нужны для:

    создания чётких границ музыкальным мыслям и настроениям;

    облегчения восприятия произведения;

    организации крупных построений (сюита, соната, опера, балет).

Обратимся теперь к понятию музыкальной формы и составляющих её компонентов.

Музыкальная форма – это определенный распорядок частей и разделов в музыкальном произведении.

Самое маленькое построение в музыкальной речи – мотив (от латинского - «двигаю»). Так называется наиболее яркий, запоминающийся мелодический оборот. Размер мотива может быть разным – от одного - двух звуков до целого такта (смотреть: Шуберт , «Прекрасная мельничиха»,№7. «Нетерпение» – партия левой руки; №3. «Стой!» - размер начального мотива; Бах, «Х.Т.К.», 1-й том. Фуга до-минор).

Более крупное музыкальное построение, которое включает в себя несколько мотивов, называется – фразой (по-гречески – «выражение»). Долгое время продолжительность фразы была связана с дыханием в вокальной музыке. И только с развитием инструментальной музыки это понятие стало боле широким (Шуберт, «Прекрасная мельничиха», №1. «В путь!»; №12. «Пауза» - мотивы объединяются во фразу).

Фразы объединяются в предложения . Стандартный размер предложения – 4 такта. Предложения завершаются кадансами (от латинского «оканчиваюсь») – заключительным музыкальным оборотом. Каданс завершает музыкальное произведение, его часть или отдельное построение. Существует множество разновидностей кадансов, различающихся по функциональному наполнению (Т, S , D , VI ).

Из предложений составляется период . Период – это наименьшая, законченная, самостоятельная музыкальная форма. Период, как правило, состоит, из 2-х предложений с различными каденциями. Различают период повторного и не повторного строения, квадратный (8 тактов) и неквадратный (от 5 тактов), малый (8 т.) и большой (16 т.). Иногда период имеет дополнительный раздел, который звучит, как музыкальное послесловие, такой раздел, в зависимости от местонахождения каданса, может называться дополнением или расширением .

Период является одной из главных форм в вокальной музыке, организуя куплет или припев. Простейшей вокальной формой, при которой музыка остаётся прежней, а слова изменяются, является куплетная форма. Её простота объясняет широкую распространённость. Нет ни одного композитора, создававшего вокальную музыку, который не написал бы песню в куплетной форме (см. песни и романсы Шуберта, Моцарта, Глинки, Чайковского, Рахманинова и др. композиторов).

Одночастная форма (А) – это простая музыкальная форма, состоящая из одного периода. Такая форма чаще всего встречается в миниатюрах композиторов-романтиков, стремившихся запечатлеть ускользающее мгновение (яркий пример – Прелюдии Шопена ), или в детской музыке для обеспечения большей доступности исполнения. Схема формы: А или А

a a 1 a b

Двухчастная форма ( AB ) – простая музыкальная форма, состоящая из двух периодов. Довольно часто второй период построен на материале первого (т.е, повторного строения – см.некоторые Прелюдии Скрябина ), но есть произведения, в которых периоды различны (Песня Любавы из 2д.«Садко» Римского-Корсакова ; Ария Розины из 2д. «Севильского цирюльника» Россини ). Схема формы: А А1 или А В.

Важнейшим (и самым простым) принципом для создания музыкальной формы является повторность. Его необыкновенная популярность объясняется несколькими причинами:

    повторение позволяет нам вернуть музыкальную мысль и дает возможность лучше вслушаться в неё, оценить незамеченные ранее художественные детали;

    повторение помогает отчетливо делить форму на отграниченные друг от друга части;

    повторение музыкального материала после изложения нового придаёт форме законченность, утверждая главенство первоначального образа.

Таким образом, формы, основанные на повторности, получили необычайное распространение в музыке в многочисленных вариантах. И самый простой из них – это трехчастная форма ( ABA ) , состоящая из трех периодов, где

А - представляет собой изложение музыкальной темы;

В - развитие темы А или новый контрастный материал; А - реприза, точное или измененное повторение части А .

Если реприза точно повторяет первую часть, ее часто даже не выписывают нотами, а обозначают: играть от начала до слова «Конец» (по-итальянски: da capo al Fine ).

Трехчастная форма (так же, как и все предыдущие) бывает простая и сложная . В отличие от простой трехчастной формы, в которой каждая часть пишется в форме периода, в сложной трехчастной форме части представляют собой не период, а простую двухчастную или трехчастную форму. Например:

А В А

a b a b a

Трехчастна форма является один из самых популярных принципов построения музыкального произведения. Произведения, написанные в простой трехчастной форме, можно найти в репертуаре каждого музыканта: это пьесы, танцы, марши, романсы, произведения для оркестра, части ил и разделы крупных сочинений. Огромное количество примеров на простую и сложную 3-х частную форму содержится в произведениях П.И.Чайковского. Помимо самостоятельных инструментальных пьес из «Детского альбома», «Времён года» и др. произведений, любимая композитором 3-х частная форма зачастую организует ГП и ПП в симфониях (см. 4-ю и 6-ю симфонии ).

На принципе повторности основана также более сложная форма, уходящая корнями в народную песенно-танцевальную традицию Франции. Речь идёт о форме рондо ( в переводе с французского означает «круг, хоровод, круговая хороводная песня» ). В музыке хороводов чередовались постоянный, неизменный припев с изменяющимся запевом. Из этого чередования и возникла форма рондо.

Подобно припеву народной песни, в рондо есть тема, которая повторяется – это рефрен. Рефрен (по-французски – «припев») должен прозвучать не менее 3-х раз и может иметь любую простую форму: период, двухчастную или трехчастную.

Между повторениями рефрена звучат различные музыкальные построения, которые называются эпизодами . Таким образом, рондо – это форма, основанная на чередовании рефрена с эпизодами .

А В А С А

рефрен эпизод рефрен эпизод рефрен

Форма рондо широко применяется в инструментальной и вокальной музыке: инструментальные пьесы ( Моцарт, Турецкий марш из Сонаты для фортепиано ля-мажор, №11, Ария Фигаро «Мальчик резвый» из оперы «Свадьба Фигаро»; Бетховен, «К Элизе», «Ярость по поводу потерянного гроша» и многие др.), романсы и песни ( Глинка, «Попутная песня»; Даргомыжский «Старый капрал»), хоры, оперные арии (Глинка, Рондо Антониды из «Ивана Сусанина», Рондо Фарлафа из «Руслана и Людмилы»), последние части крупных форм – сонат и симфоний (например, симфонии Малера ), а так же целые оперные или балетные сцены (см. «Щелкунчик» Чайковского, «Любовь к трём апельсинам» Прокофьева ) могут быть организованы формой рондо. Очень часто форма рондо применяется в пьесах французских клавесинистов ( Дакен, «Кукушка», Рамо, Тамбурин, «Курица», Куперен, «Маленькие ветряные мельницы», «Сестра Моника» и многие другие пьесы).

Вариации (от латинского «изменение, разнообразие») – музыкальная форма, которая состоит из темы и ее измененных повторений.

А А 1 А 2 А 3 А 4

Вариации

Тема может быть сочинена самим композитором, заимствована из народной музыки или из произведения другого композитора. Она пишется в любой простой форме: в форме периода, двухчастной, трехчастной. Тема повторяется с различными изменениями в ладе, тональности, ритме, тембре и т. п. В каждой вариации может меняться от одного до нескольких элементов музыкальной речи (в зависимости от эпохи и стиля композитора).

Тип вариаций зависит от того, каким способом и насколько сильно изменяется тема. Разновидности вариаций:

1.Вариации на неизменный бас ( basso ostinato ) или старинные вариации были известны еще в XVI веке в Европе. Модные тогда танцы пассакалия и чакона писались в форме, основанной на постоянном повторении темы в басу, при этом варьировались только верхние голоса (см: Г.Пёрселл , плач Дидоны из оперы «Дидона и Эней»). Техника бассо остинато не осталась достоянием только лишь старинной музыки – в ХХ веке в связи с всплеском интереса к старинной музыке эта техника обрела новую жизнь. Интересные образцы использования бассо остинато мы находим, например, в произведении Drauhgtmans Contract Майкла Наймана (басовую тему ведёт орган на фоне «трепетания» струнных, в точке «золотого сечения» к этим инструментам подключается клавесин, создавая своим металлическим тембром холодное, жутковатое звучание).

2.Вариации на неизменную мелодию ( soprano ostinato ) наиболее близки народной музыке. Мелодия повторяется без изменений, а сопровождение варьируется. Такой тип вариаций ввёл в русскую классическую музыку М.И.Глинка , поэтому они иногда называются «глинкинские» (см: «Руслан и Людмила»: Песня Баяна, Персидский хор; Равель, «Болеро»; Шостакович, эпизод нашествия из Симфонии №7.).

В западноевропейской классической музыке XVIII и первой половины XIX сложились 3. строгие (орнаментальные) вариации , созданные венскими классиками (Й.Гайдном, В.Моцартом, Л.Бетховеным).

Правила строгих вариаций: 1. Сохранение лада, метра, общих контуров темы и функциональной основы; 2. Изменение (орнаментация, усложнение) сопровождения; 3. Одна из средних вариаций (как правило, 3-я) пишется в одноимённом миноре или мажоре (см: Моцарт, Соната №11, 1ч.; Бетховен, Соната №2, 2ч., Соната №8, 2ч. и др.).

Приёмы, которыми композиторы пользовались в вариациях, связаны с популярным в XVII - XVIII веках искусством импровизации. Каждый исполнитель-виртуоз, выступая на концерте, обязан был фантазировать на предложенную публикой тему (мелодию популярной песни или оперной арии). Традиции бесконечно разнообразного варьирования исходной темы существуют и поныне в джазовой музыке.

4.Свободные или романтические вариации появились во второй половине XIX века. Здесь каждая вариация является практически самостоятельной пьесой и связь её с темой была очень слабой. Яркие примеры таких вариаций в большом разнообразии представлены в творчестве Р.Шумана : это фортепианные циклы «Карнавал», «Бабочки», «Симфонические этюды» и др. произведения. Много вариаций на заимствованные темы оставил гениальный пианист-виртуоз Ф.Лист (транскрипции на песни Шуберта, на темы Моцарта, Гайдна, Бетховена, темы из итальянских опер и на собственные темы).

В музыке встречаются вариации на две , а иногда и на три темы , которые варьируются поочередно. Вариации на две темы называют двойными:

А В А 1 В 1 А 2 В 2 А 3 В 3 или А А 1 А 2 А 3 … В В 1 В 2 В 3

1-я 2-я Вариации 1-я Вариации 2-я Вариации

тема тема тема тема

Примеры двойных вариаций: Глинка, «Камаринская»; Бетховен, Симфония №5, 2ч., Соната №8, «Патетическая», 2 часть, Симфония №9, 4ч.

Вариации на три темы называются тройными .

Вариации могут быть самостоятельным произведением (тема с вариациями) или частью любой другой крупной формы.

В эпоху раннего Возрождения (XIV - XVI вв.) заимствование чужой темы не считалось посягательством на авторские права – существовали специальные жанры, определяющие степень заимствования. Пародией называлось сочинение на чужую тему, а парафразой – сочинение на собственную тему. Сочинение на чужую или собственную тему распространено в композиторской практике до настоящего момента и выявляет степень мастерства обработки исходной музыкальной мысли.
Орнамент – узор, украшение. Орнаментальные вариации подразумевали усложнение, «изукарашивание» фактуры.
Маленький Моцарт , гастролируя с отцом по Европе, удивлял публику свободной импровизацией на любую предложенную тему. В XIX веке виртуозными импровизациями слушателей ошеломляли Ф.Лист и Н.Паганини .

Пособие по музыкальной литературе

«Музыкальные формы и жанры»

Данное пособие используется мною в качестве дополнительного материала при изучении предмета «музыкальная литература» в детской школе искусств.. Детям сложно запоминать музыкальные формы, разбираться в жанрах, поэтому возникла необходимость собрать наиболее распространенные формы и жанры произведений в отдельное учебное пособие. Данным пособием учащиеся пользуются в течение всего срока обучения предмета «музыкальная литература».

Музыкальная форма

Музыкальная форма - это порядок расположения частей и разделов в музыкальном произведении.

Музыкальные построения - различные по величине фрагменты, которые имеют разную степень законченности.

Цезура - это граница между музыкальными построениями. Она может быть выражена паузой, длинной нотой, акцентом, повторением мелодии или ритма . В нотном письме цезура обозначается «галочкой» Y

Мотив - объединение нескольких безударных звуков вокруг одного ударного - акцента, это самое маленькое музыкальное построение.

Фраза - это незаконченное построение, состоящее из 2-х или нескольких мотивов

Предложение - относительно законченное музыкальное построение, состоящее из 2-х или нескольких фраз. Предложение завершается кадансом.

Каданс - это заключительный музыкальный оборот.

Одночастная музыкальная форма .

Период - объединение нескольких предложений в одно законченное построение.

Это самая маленькая одночастная музыкальная форма.

Строение периода: (схема №1)

Период

1-е предложение

2-е предложение

фраза

фраза

фраза

фраза

мотив

мотив

мотив

мотив

мотив

мотив

мотив

мотив

Период, который начинается и заканчивается в одной тональности называется однотональным.

Период, который начинается в одной тональности, а заканчивается в другой, называется модулирующим .

Бывает 3 вида периода :

    период повторного строения - состоит из 2-х предложений, которые начинаются одинаково, а заканчиваются по разному. (а+а1)

    период неповторного строения - состоит из 2-х разных предложений. (а+в)

    период единого развития - его нельзя разбить на предложения, он представляет собой непрерывно текущую мысль. (а)

Каданс 1-го предложения звучит неустойчиво, незавершенно, вопросительно. Каданс 2-го предложения звучит устойчиво, завершенно, утвердительно.

Благодаря разным кадансам 1-е и 2-е предложения в периоде воспринимаются как вопрос и ответ.

Иногда в периоде бывает дополнительный раздел - дополнение.

Из периодов строятся другие, более крупные формы.

Двухчастная форма.

Форма, которая состоит из 2-х периодов называется простой двухчастной .

Она встречается 2-х видов: с репризой и без репризы.

Реприза - это повторение начальной темы или её части в конце произведения.

Двухчастная репризная форма - когда во втором периоде повторяется одно предложение из первого периода (это и есть реприза)

Схема №2:

(4 т) 1 (4 т) (4 т) 2 (4 т)

а а1 в а1

(реприза)

Двухчастная безрепризная форма - состоит из 2-х разных периодов.

Схема №3:

(4 т) 1 (4 т) (4 т) 2 (4 т)

а в

Трехчастная форма.

Форма, которая состоит из 3-х периодов, называется простой трехчастной .

Она бывает с репризой и без репризы .

Трехчастная форма без репризы состоит из 3-х различных периодов.

Схема №4

1 2 3

а в с

Трехчастная форма с репризой - это форма, в которой 3-ий раздел повторяет 1-ый. Второй раздел называется серединой.

Реприза может быть точной, изменённой или сокращенной.

Схема №5

1 2 3

а в а

(середина) (реприза)

По характеру середина бывает сходная с крайними разделами или контрастная.

Трехчастная форма бывает простая и сложная . В сложной трехчастной форме крайние разделы больше, чем период.

Схема №6

1 2 3

___________________________ ___________ ___________________________

А В А

(середина) (реприза)

Вариации.

Вариации («изменение») - музыкальная форма, которая состоит из темы и её изменённых повторений.

Схема № 7

а а1 а2 а3 а4.......

(тема) (вариации)

Разновидности вариаций:

    старинные или basso ostinato - основаны на постоянном повторении темы в басу.

    «глинкинские» или soprano ostinato - мелодия повторяется одна и та же, а сопровождение меняется.

    строгие или классические - в них сохраняются общие контуры темы, её форма и гармония. Меняется мелодия, лад, тональность, фактура.

    свободные или романтические - где тема меняется до неузнаваемости.

В музыке встречаются также вариации на 2 и даже 3 темы.

Вариации на 2 темы называются - двойными .

Схема № 8 двойные вариации :

а а1 а2 а3 а4....... в в1 в2 в3 в4.....

(1 тема) (вариации) (2 тема) (вариации) Вариации на 3 темы называются тройными.

Рондо ( с франц. «круг» ).

Форма «рондо» произошла из старинных народных песен-хороводов, музыка которых строилась на чередовании постоянного неизменного припева и меняющегося запева.

В рондо есть тема, которая время от времени повторяется: она называется рефрен.

Рефрен должен прозвучать не менее 3-х раз и может быть построен в любой простой форме - периода, 2-хчастной, 3-хчастной. Между повторениями рефрена звучат различные музыкальные построения, которые называются эпизодами . Эпизоды могут быть контрастными или сходными с рефреном. Таким образом:

рондо - это музыкальная форма, основанная на чередовании рефрена с эпизодами.

Схема № 9

А В А С А Р А

Рефрен эпизод Рефрен эпизод Рефрен эпизод Рефрен

Рефрен обозначается буквой R:

R + А + R + В + R + С + R

Циклические формы.

Музыкальный цикл - это большое многочастное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей. Количество частей в цикле не ограничено - от 2-х и более. Части могут исполняться отдельно, но они связаны общим замыслом и составляют единое целое.

Циклы бывают вокальные и инструментальные .

Вокальные циклы состоят из песен и романсов. Они объединяются сюжетом, настроением или стихами одного автора.

Инструментальные циклы состоят из различных пьес, расположенных по принципу контраста.

Инструментальные циклы бывают 2-х видов: сюитный и сонатно-симфонический .

СЮИТА . (с франц. - «последовательность, ряд»)

Сюитный цикл возник как танцевальный. Он основан на контрастном чередовании разных танцев.

Классическая танцевальная сюита состоит из 4-х обязательных танцев:

    аллеманда - спокойный старинный немецкий танец, размер - четный (2/4 или ¾), плавная мелодия в верхнем голосе.

    куранта - быстрый французский или итальянский танец, размер 3-дольный (3/4, 3/8, 6/4 или 3/2), голоса как бы отвечают друг другу.

    сарабанда - старинный испанский траурный танец-шествие, очень медленный, размер 3-хдольный (3/2, 3/4).

    жига - английский или ирландский танец, быстрый темп, триольное движение, острый ритм, мелкий размер (3/8, 6/8, 9/8, 12/8).

СОНАТНО-СИМФОНИЧЕСКИЙ ЦИКЛ.

Сонатно-симфонический цикл - это очень сложная многочастная форма. за каждой частью закрепляется определенный характер, темп и тональность.

СОНАТА. КОНЦЕРТ.

Классическая соната - это произведение для одного или двух инструментов.

Концерт - это произведение, написанное для солирующего инструмента с оркестром.

И соната, и концерт пишутся в форме сонатно-симфонического цикла . Части цикла контрастны по характеру, темпу, размеру, но связаны общим замыслом и образуют единое целое. Большинство сонат и концертов состоит из 3-х частей.

симфония.

Симфония - это произведение для симфонического оркестра, написанное в форме сонатно-симфонического цикла . Симфония обычно состоит из 4-х частей.

Схема № 10

Симфония

1ч. 2ч. 3ч. 4ч.

Сонатная форма

Форма может быть различной

Обычно 3-хчастная форма

Рондо или

рондо-соната

Характер - активный, энергичный. Содержит контрастные темы-образы.

Медленная, лирическая, созерцательная

Оживленная,

с чертами танцевальности.

Быстрый, стремительный финал.

Итог всей симфонии.

Может быть медленной или танцевальной

1ч. 2ч. 3ч.

Соната или Концерт

Сонатная форма.

Сонатная форма состоит из 3-х крупных разделов:

    экспозиция

    разработка

    реприза

Иногда бывает вступление и кода.

Схема № 11

вступление

Экспозиция -

разработка

реприза

Кода

Бывает не всегда. Образы и характер - разные

Противопоставляются 2 темы:

главная партия - в основной тональности, активная, энергичная, решительная.

побочная партия - в тональности доминанты или в параллельной. Она мягче, напевнее, грациознее.

Развиваются темы экспозиции. Меняются тональности, лад, регистры, фактура. Может развиваться не вся тема, а её самый выразительный мотив. Это самый напряженный раздел сонатной формы. Обычно здесь находится кульминация.

Темы экспозиции повторяются в прежнем порядке, но в одной, основной тональности.

Бывает не всегда.

Это дополнительное заключение, которое обычно закрепляет главную тональность.

Как правило, 1-я и последняя части сонатно-симфонического цикла пишутся в одной тональности.

Приведенные схемы - представляют самое общее строение сонатно-симфонического цикла. Существует множество отклонений от общепринятых схем, особенно в творчестве современных композиторов.

Музыкальные жанры.

Музыкальный жанр - это род, вид музыкальных произведений, которые имеют общие признаки .

Жанры бывают:

    вокальные

    инструментальные

    вокально-инструментальные

    музыкально-театральные

Музыкально-театральные жанры.

Опера - это музыкальный спектакль, где главным выразительным средством является пение

Балет - это музыкальный спектакль, где главным выразительным средством является хореография.

Разновидности музыкальных спектаклей: оперетта, водевиль, мюзикл.

Вокальные жанры.

В них соединяются музыка и слова.

Песня - древнейший и простейший вокальный жанр. Мелодия и слова обычно легко запоминаются. Повторяющаяся часть песни называется припев.

Романс - лирическая песня, раскрывающая образы природы и любви. Аккомпанемент «досказывает» то, что не успел раскрыть текст.

Ария, ариетта, ариозо, кантилена - разновидности вокальных номеров в опнре. Могут звучать отдельно.

Инструментальные жанры.

С самыми сложными мы уже знакомы. Это: симфония, концерт и соната .

Марш - сопровождает и организует массовые шествия. Характерно: четкий, часто пунктирный ритм; четный размер; умеренный темп; в мелодии интонации сигналов; форма обычно 3-хчастная репризная.

Танец - это искусство выразительных движений в определенном темпе под музыку.

Танцы бывают разные. Наиболее распространенные - вальс, мазурка, краковяк и др.

Другие инструментальные жанры представляют собой разновидности музыкальных пьес. это прелюдии, мимолетности, фантазии, сюиты, рапсодии, миниатюры и др.

Вокально-инструментальные жанры

В них равноправные роли играют музыка и пение. К ним относятся - кантата, оратория, месса, реквием. Их исполняют: хор. солисты, оркестр. Они имеют много частей.



Загрузка...
Top