Разработка теории экзистенциальной дихотомии принадлежит. Б

В объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм пытался преодолеть биологические трактовки личности и выдвинул концепцию «экзистенциальной дихотомии». В соответствии с этой концепцией, причины внутриличностных конфликтов заключены в дихото-мичной природе самого человека, которая проявляется в его экзистенциальных проблемах: проблеме жизни и смерти; ограниченности человеческой жизни; громадных потенциальных возможностях человека и ограниченности условиями их реализации и др.

Более конкретно философские подходы в объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм реализует в теории биофилии (любовь к жизни) и некрофилии (любовь к смерти).

17. Дайте определения понятий: «конфликтная ситуация» и «инцидент». Перечислите типы конфликтных ситуаций.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, создающие истинную причину конфликта;

Инцидент – это стечение обстоятельств (искры), которые являются поводом для конфликта;

Типы конфликтных ситуаций

Характер конфликтной ситуации Проявления
Недобросовестное исполнение обязанностей Нарушение трудовой дисциплины Брак в работе
Неудовлетворительный стиль управления Ошибки в подборе и расстановке кадров Ошибки в организации контроля Просчеты в планировании Нарушение этики общения
Неадекватное представление о конкретных ситуациях Неправильные оценки, суждения о действиях других субъектов социального взаимодействия Ошибки в выводах относительно конкретных ситуаций
Индивидуально-психологические особенности личности Нарушение принятых в социальной группе правил взаимоотношений Нарушение этики общения
Низкая профессиональная подготовка Брак в работе Неспособность принять адекватное решение

Основные этапы конфликта

1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.

2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д.

3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.

4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.

5. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).

Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.

Основными фазами конфликта являются:

1) начальная фаза;

2) фаза подъема;

3) пик конфликта;

4) фаза спада.

Важно помнить, что фазы конфликта могут повторяться циклически. Например, после фазы спада в 1-м цикле может начаться фаза подъема 2-го цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться 3-й цикл и т. д. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются.

18. Что такое конфликтогены? В чем суть закона эскалации конфликтогенов (первая формула конфликтов)? Сформулируйте правила бесконфликтного взаимодействия, вытекающие из закона эскалации конфликтогенов.

Конфликтогены – это вербальные или невербальные средства общения, а также действия или бездействия, примененные осознанно или неосознанно одним из субъектов социального взаимодействия по отношению к другому, которые вызывают у последнего отрицательные эмоциональные переживания и подталкивают его к агрессивным действиям по отношению к первому, способствуя возникновению конфликта между ними.

Механизм развития конфликта по первой формуле основывается на отрицательном восприятии и негативной реакции личности, против которой применен конфликтоген. При отсутствии волевого регулирования такой реакции она имеет тенденцию развития по закону эскалации, то есть нарастания.

Более конкретно первую формулу конфликта схематично можно выразить следующим образом:

где КФГ1 - первый конфликтоген; КФГ2 - второй конфликтоген, ответный на первый; КФГ3 - третий конфликтоген, ответный на второй, и т. д.

При этом важно иметь в виду, что КФГ2 > КФГ(, КФГ3> КФГ2 и т. д., то есть каждый ответный конфликтоген является более сильным, чем тот, на который он отвечает (Закон эскалации конфликто-генов).

Конфликты, возникающие по первой формуле, условно будем называть конфликтами типа А. Важно отметить, что по наблюдениям специалистов, 80 % конфликтов возникает помимо желания их участников и по вышеприведенной формуле. В связи с этим следует запомнить два правила бесконфликтного взаимодействия.

Правило 1. Не употребляйте конфликтогены.

Правило 2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.

Для успешного применения сформулированных правил важно знать конкретные проявления конфликтогенов. В табл. 3.1 дается характеристика некоторых конфликтогенов, наиболее часто встречающихся на практике в отношениях между людьми.

Вторая формула отражает зависимость конфликта (КФ) от конфликтной ситуации (КС) и инцидента (И) и выражается следующим образом:

КС + И = КФ

Данная формула указывает способ разрешения таких конфликтов, которые условно будем называть конфликтами типа Б: устранить конфликтую ситуацию и исчерпать инцидент.

Типы конфликтогенов

Характер конфликтогена Форма проявления
Прямое негативное отношение Приказание, угроза; замечание, критика; обвинение, насмешка; издевка, сарказм
Снисходительное отношение Унизительное утешение; унизительная похвала; упрек; подшучивание
Хвастовство Восторженный рассказ о своих реальных и мнимых успехах
Менторские отношения Категоричные оценки, суждения, высказывания; навязывание своих советов, своей точки зрения; напоминание о неприятном; нравоучения и поучения
Нечестность и неискренность Утаивание информации; обман или попытка обмана; манипуляции сознанием человека
Нарушения этики Причиненные случайно неудобства без извинения; игнорирование партнера по общению (не поздоровался, не пригласил сесть, не проявил внимания, продолжает заниматься посторонними делами и т. п.); перебивание собеседника; перекладывание ответственности на другого человека
Регрессивное поведение Наивные вопросы; ссылки на других при получении справедливого замечания; пререкания

Третья формула отражает зависимость конфликта (КФ) от нескольких конфликтных ситуаций (КС). Ее можно выразить следующим образом:

КС, + КС2 + ... + КСп = КФ, при этом п > 2

Словами эту формулу можно выразить так:

Сумма двух или более конфликтных ситуаций приводит к конфликту.Конфликты, возникающие по третьей формуле, условно будем называть конфликтами типа В. Разрешение таких конфликтов сводится к устранению всех конфликтных ситуаций.

1. Основная экзистенциальная дихотомия - дихотомия жизни и смерти .Как отметил Э. Фромм, основная экзистенциальная дихотомия - дихотомия жизни и смерти. Тот факт, что предстоит умереть - неотменим для человека. Человек осознает этот факт, и само это осознание глубоко влияет на его жизнь. Но смерть остается абсолютной противоположностью жизни, чуждой и несовместимой с переживанием жизни. Все знание о смерти не отменит того, что смерть - не составная часть жизни, и нам ничего не остается, как принять сам факт смерти; сколько б мы ни беспокоились о нашей жизни, она закончится уничтожением. «Все, что человек имеет, он отдаст за свою жизнь», и «мудрый человек, как говорит Спиноза, думает не о смерти, а о жизни». Человек пытался отрицать эту дихотомию путем идеологий, например путем христианской концепции бессмертия, которая, приписывая душе бессмертие, отрицает трагический факт, что человеческая жизнь кончается смертью.

2. Вторая экзистенциальная дихотомия .Смертность человека ведет к другой дихотомии: хотя каждое человеческое существо является носителем всех человеческих возможностей, короткая протяженность жизни человека не допускает полной их реализации даже при самых благоприятных обстоятельствах. Только если бы время жизни индивида было тождественно времени жизни человечества, он мог бы участвовать в человеческом развитии, происходящем в историческом процессе. Человеческая жизнь, начинаясь и заканчиваясь некоей случайной точкой в процессе эволюции рода, вступает в трагический конфликт с индивидуальным требованием реализации всех возможностей. Человек имеет, смутное представление о противоречии между тем, что он мог бы реализовать, и тем, что он действительно реализует. И здесь различные идеологии опять же стремятся примирять или отрицать данное противоречие, внушая, что жизнь продолжается и после смерти или что данный исторический период и является окончательным достижением человечества. А есть идеология, утверждающая, что смысл жизни нужно искать не в полнейшей ее реализации, а в социальном служении и социальных обязанностях; что развитие, свобода и счастье индивида подчинены или даже не идут в сравнение с благополучием государства, общности и т. д.

Человек одинок и в то же время связан с другими. Он одинок в той мере, в какой он уникальное существо, не тождественное никому и осознающее себя отдельной особью. Он одинок, когда ему предстоит что-то оценить или принять какие-то решения самостоятельно, силой своего разума. И все же он не может перенести одиночества, обособленности от ближних. Его счастье зависит от чувства солидарности с ближними, с прошлыми и будущими поколениями.

3. Исторические противоречия индивидуальной и социальной жизни. От экзистенциальных дихотомий коренным образом отличаются многочисленные исторические противоречия индивидуальной и социальной жизни, не являющиеся необходимой частью человеческого существования, а созданные человеком и разрешимые или в тот же период, когда возникли, или в более поздний период человеческой истории. Современное противоречие между избытком технических средств материального обеспечения и невозможностью использовать их исключительно для мира и благополучия людей - разрешимо; это противоречие не необходимое, а обусловленное недостатком у человека мужества и мудрости. Институт рабства в Древней Греции может служить примером условно неразрешимого противоречия, разрешение которого оказалось достигнуто только в более поздний период истории, когда была создана материальная основа для равенства людей.

4. Различение экзистенциальных и исторических дихотомий имеет большое значение, так как их смешение ведет к далеко идущим последствиям. Те, кто был заинтересован в сохранении исторических противоречий, горячо доказывали, что это экзистенциальные и, значит, неотменимые дихотомии. Они пытались уверить человека, что «чему быть, того не миновать», и человек, мол, должен смириться со своей трагической судьбой. Но этой попытки смешать два данных типа противоречий было недостаточно, чтобы удержать человека от стремления разрешить их. Одно из характерных свойств человеческого ума в том, что, сталкиваясь с противоречием, он не может оставаться пассивным. Ум приходит в движение с целью разрешить противоречие. Всем своим прогрессом человек обязан этому факту. Чтобы помешать человеку действенно реагировать на осознанные им противоречия, нужно отрицать само наличие этих противоречий.

Примирять и таким образом отрицать противоречия - это в индивидуальной жизни функция рационализаций, а в социальной жизни функция идеологий (социально заданных рационализаций). Однако если бы человеческий ум мог удовлетворяться только рациональными ответами, истиной, такие идеологии остались бы неэффективными. Но это еще одно из характерных свойств ума - признавать истиной идеи, разделяемые большинством членов данной культуры или постулируемые могущественными авторитетами. Если примирительные идеологии поддержаны единомыслием или авторитетом, человеческий ум поддается им, хотя сам человек и не обретает полного покоя.

5. Преодоление экзистенциальных дихотомий. Человек может реагировать на исторические противоречия, устраняя их своей собственной деятельностью, но он не может устранить экзистенциальные противоречия, притом, что он может реагировать на них по-разному. Он может умиротворять свой ум утешительными и примирительными идеологиями. Он может пытаться бежать от своего внутреннего беспокойства, погружаясь без остатка в удовольствия или дела. Он может пытаться отменить свою свободу и превратить себя в инструмент внешних сил, топя в них свое «Я». Но он остается неудовлетворенным, тревожным и беспокойным. Есть только одно решение проблемы: посмотреть в лицо истине, осознать свое полное одиночество и предоставленность самому себе во Вселенной, безразличной к судьбе человека, признать, что вне человека нет силы, способной за него разрешить его проблемы. Человек должен принять на себя ответственность за самого себя и признать, что только собственными силами он может придать смысл своей жизни.

Но смысл не означает успокоенности: более того, тяга к успокоенности препятствует поиску смысла. Неуспокоенность является тем самым условием, которое побуждает человека раскрывать свои силы. Если он посмотрит в лицо истине без паники, то поймет, что в жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придает ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно; и только постоянная включенность, активность и настойчивость могут уберечь нас от неудачи в единственной стоящей перед нами задаче - задаче полного развития наших сил в пределах, заданных законами нашего существования.

Человек никогда не перестанет озадачиваться, хотеть знать и ставить новые вопросы. Только если он осознает человеческую ситуацию, дихотомии, присущие его существованию, и свою способность раскрыть свои силы, он будет в состоянии успешно решить эту свою задачу: быть самим собой и для себя, и достичь счастья путем полной реализации дара, составляющего его особенность, дара разума, любви и плодотворного труда.

ГЛАВА 42. ТАНАТОЛОГИЯ

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Основы религиоведения

На сайте сайт читайте: основы религиоведения. учебное пособие..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:


ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Книга «Основы религиоведения» представляет собой учебное пособие для студентов

Теоретическое и историческое религиоведение
1. Религия в структуре общественного сознания.Люди и группы людей различаются множеством разнородных признаков (измерений). Одни из них заложены в человеке генетиче

Эзотерическая концепция
1. Понятие мировоззрения, основной вопрос мировоззрения.Подход к объяснению сущности и происхождения религии всегда определяется общей мировоззренческой позицией данного исследоват

Человек встречается с Богом не в бытии, о котором мыслят в понятиях, а в духе, в духовном опыте
Человек не может быть самодостаточен, это означало бы, что его нет. В этом тайна человеческого существования: оно доказывает существование высшего, чем человек, и в этом достоинство человека. Челов

Достоинство человека в том, чтобы не подчиняться тому, что ниже его. Но для этого должно быть то, что выше его, хотя и не вне его и не над ним
Ошибочность гуманистической антропологии. Гуманистическая антропология ошибочна в самой своей сути. Не случайно на Востоке об эпохе Ренессанса, породившей гуманистическое мировоззр

Теософия
14. «Агни-Йога» (Ученье «Живой Этики») Рерихов 1. Эзотерическая и экзотерическая составляющая духовных знаний.Потребность в получении знан


Наиболее яркими представителями традиционализма являются Рене Генон, Юлиус Эвола, Мирча Элиаде, Александр Дугин. Основная часть работ классиков Традиционализма переведена на русский язык.

Мифологический эпос и народные сказания о героях. Миф и сказка
1. Особенности первобытного мировосприятия.Эти особенности известны главным образом из этнографических исследований народов, остававшихся на ступени неолита. На дан

Конфессиональный признак в самоидентификации государств
1. Основные формы мифолого-религиозного мировосприятия: всеобщий культ Богини-Матери, анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм, политеизм, монотеизм.Д

В отличие от буддизма, теистические религии (иудаизм, христианство, ислам) не допускают принадлежности одного человека двум конфессиям сразу
Таким образом, применительно к историческим (письменным) эпохам религию не приходится рассматривать в качестве этнообразующего, тем более этноразделяющего фактора. Однако в содержательном плане (в

Ферикид и Эпименид
1. Ранний период древнегреческой истории.Ранняя древнегреческая история распадается на эпоху неолита и бронзовый век, внутри которого выделяются Критское (1-я половина II тысячелет

Олимпийская религия являлась официальной религией древнегреческих полисов
«В гомеровском эпосе почти все природное и многое из социального имеет свою сверхъестественную антропоморфную ипостась. Сверхъестественные мифологические личности находятся между собой в отношениях

Основные школы китайской философии
1. Исторические условия формирования китайской мифологии.История Древнего Китая распадается (не считая неолита) на четыре периода: 1) Шань-Инь (XVIII-XII вв. до н.э

Конфуцианство как религия
1. Конфуций.Конфуцианство не является цельным учением. Отдельные его элементы тесно связаны с развитием древнего и средневекового китайского общества, которое оно с

Даршаны
1. Ведическая литература. Следует подчеркнуть, что о «ведической религии», как и о всех «восточных религиях» вообще, строго говоря, можно вести речь лишь с определе

Учение о должном действии, йоге, гунах, Атмане-Брахмане
1. Исторические условия формирования кришнаизма (бхагаватизма). В середине I-ого тысячелетия до н.э. в Древней Индии, на основе развития сельских общин произошло второе крупное общ

Сущность индийской духовности в целом
Буддизм - самая ранняя из мировых религий. Он «был создан народом, отличающимся едва ли не от всех прочих неиссякаемым творчеством в области религии». 1. Возн

Вот почему буддизм, вопреки официальной статистике, считают иногда самой распространенной религией в мире
13. Сущность индийской духовности в целом. Как считал один из классиков Традиционализма Мирча Элиаде, для того, чтобы постичь самую суть многообразных форм индийской духовности необходимо понять че

Манихейство
1. Исторические условия формирования зороастризма.Населявшие Иранское плоскогорье народы – мидяне и персы – значительно отставали в социально-экономическом развитии от ариев Индии,

Зерванизм
4. Зороастризм – предтеча монотеизма.В лице древнего Бога Света и Правды Ахура Мазды Заратустра открыл единого Бога и Творца и поэтому выступил как воинствующий противник многобожи

Еврейская религиозная философия
1. Иудаизм - мировая религия? Хотя иудаизм, наряду с христианством и исламом принадлежит к авраамистическим религиям, возводящим свои истоки к библейскому патриарху Аврааму, однако

Каббалистические доктрины важны как ключ к масонскому эзотеризму
Что касается популярного сознания, то его привлекала так называемая практическая каббала – магия, призванная воздействовать на мир («ибо каждое возбуждение «снизу», от человека, вызывает возбуждени

Судьбы канонического права в христианстве
10. Догмат о Святой Троице и «арианская ересь» 1. Структура Откровения в Священном Писании христиан.Откровение Бога, начатое в Ветхом Завете, завершается

Впрочем, либеральные русские богословы подчеркивали необходимость живого и творческого отношения к догматам
В начале XX в. профессор Московской духовной академии А. И. Введенский писал, что за каждым догматом, прежде всего, нужно слышать тот вопрос, на который он отвечает. «Тогда догмат оживет и откроетс

Ниже приводится Никео-Константинопольский Символ веры, канонический для православия
Верую в одного Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И в одного Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единственного рожденного от Отца

Скептическая мистика
1. Коран: несотворенная Книга, ниспосланная с Неба.Ислам, самая молодая из мировых религий, складывался под сильным воздействием религий соседних народов – иудаизма, христианства,

Основные сложности юридического использования исламского Писания (Корана) и Предания (Сунны пророка, т.е. хадисов) состояли в следующем
Во-первых, суры Корана, услышанные пророком в разное время (а Мухаммед, как известно, слышал Откровение Аллаха и «транслировал» его людям на протяжении более 20 лет), часто противо

Официальное признание сатанизма как конфессии
11. Смена эонов и её влияние на религиозность 1. Сатанизм - разновидность Чёрного оккультизма. Учитывая ту огромную опасность, которую представляет Чёрный

Суфизм - исламский мистицизм
7. Ваджраяна – буддистский эзотеризм 8. «Последняя доктрина» Ю. Мамлеева – вершина мирового эзотеризма 1. Мистический вых

В новое время поиски иных, более тесных и личностных связей с Богом привели к сложению новых мистических учений и движений
В их числе, в частности, янсенисты(неортодоксальные католики Франции и Голландии XVII - XVIII вв.); квиетисты(католические противники иезуитов во Франции XVII в.);

Любая система духовного совершенствования, чтобы быть приемлемой для народов Запада, должна отвечать определенным требованиям
Во-первых, - её методики должны легко восприниматься людьми с рационалистическим складом мышления, составляющими подавляющее большинство среди представителей западных народов.

Суфием был знаменитый насмешник и парадоксалист Ходжа Насреддин, ставший героем арабского фольклора
В раннем суфизме, как почти во всяком мистическом учении, было много туманного, алогичного, сумбурного, Как сказал Газали (Абу Хамидаль Газали), крупнейший мыслитель ислама, живший в XI в.,

Суфизм, говоривший на языке притч, парадоксов и метафор, оказал большое влияние на арабскую и особенно персидскую поэзию
7. Исихазм и имяславие. «Исихазм» в переводе с греческого значит «покой, безмол­вие, отрешенность»; исихасты - «пребывающие в покое». Мистико-философское учение исихастов сложилось

Ранние христианские апокрифы
1. Правильность текста и правильность корпуса текстов Откровения, вероисповедная ось Писания.3а исключением Корана, который весь – Откровение, текст Священного Писания в разных рел

Основные направления, по которым шло жанровое развитие конфессиональной литературы, таковы
1)Запись учения первоначально распространявшегося устно. Это, в сущности, не жанровое изменение: это изменение в т и п е о б щ е н и я, тот сдвиг, который со временем приобретает г

Основные направления воздействия религиозного культа на верующих
1. Сущность религиозного культа.Религиозный культ представляет собой совокупность религиозных обрядов.Обряд, как это доказано не только наукой, но и практикой не яв

Как давно отмечено религиоведением, культ наиболее консервативный элемент религиозного комплекса
Стереотипы сознания и особенно поведения, которые выработаны у индивидов в процессе повторения ими культовых действий, исчезают очень медленно. Подчас бывает, что прежние религиозные верования разм

Антропософия
1. Понятие «антропологии(др.-гр. anthropos – человек и logos - учение) - «учение о человеке», «человековедение» - наука о человеке, его происхождении и развитии, его месте в систем

Перспективы развития различных антропологических видов
Чтобы получить полное представление об антропологии в целом необходимо с нашей точки зрения, рассмотреть в курсе «Основы религиоведения» и современную научную антропологию. Учитываю

Становление философской антропологии
1. Понятие философской антропологии. Прежде, чем изучать религиозную антропологию, необходимо получить хотя бы первоначальное представление о философской антропологии, как о мирово

Антропологическая переориентация современной религиозной философии и теологии
1. Два способа рассмотрения человека. Антропологические ученья принципиально различаются между собой в зависимости от того, с каких исходных позиций в них рассматривается человек,

Религиозная антропология в Древнем Мире
1. Особенности первобытного сознания. Эти особенности известны главным образом из этнографических исследований народов, так и остававшихся на ступени неолита до наших дней. На данн

Буддистская антропология
Обратим внимание на кардинальные различия, существующие между Западной и Восточной религиозной антропологией. 1. Западная религиозная антропология основана главным образом

Традиционализм о протестантизме
1. Христианская антропология в целом. Основой христианской антропологии является учение о дуализме человеческой природы, сочетающей в себе плотское и духовное начало, тело, душу и

На этой логике основаны все метафизические и традиционные сакральные доктрины
Наиболее яркими представителями традиционализма являются Рене Генон, Юлиус Эвола, Мирча Элиаде, Александр Дугин. Традиционалисы подвергают жесткой критики современный мир, который они счит

Духовные ученья и проблема антропогенеза
1. Определение антропогенеза.Антропогенез включает в себя онтогенез - становление человека и филогенез - становление человеческого рода. Основное внимание мы уделим рассмотрению эз

Различные тела человека и их функции
4. Монада - бессмертное «Я» 1. Понятие теософии.Термин «теософия» дословно переводится с древнегреческого языка как «божественная мудрость».

Лестница космической иерархии
1. Реинкарнация. Процесс создания всех тел, выбор семьи и места рождения во всех своих деталях является следствием предыдущей деятельности самого человека.

Планетарные реинкарнации
Поскольку антропогенез включает в себя онтогенез - становление человека и филогенез - становление человеческого рода, то после рассмотрения онтогенеза, необходимо также рассмотреть и филоге

Развитие сознания
2. Сознание на «Сатурне» 3. Сознание на «Солнце» 4. «Лунное» сознание 5. «Земное» сознание

Атлантическое поселение
1. Особенности восприятия и мышления атлантов.Представители предыдущих Коренных Рас очень значительно отличались от нас. Даже представители непосредственно предшествовавшей нам рас

Условия существования лемурийцев
1. Развитие и упадок Коренных Рас. О предшествовавших атлантам лемурийцах -- вообще говорить нечего: они нам так же непонятны и чужды, как гуманоиды-инопланетяне. Ведь есл

Условия существования первых Коренных Рас
1. Облик первых Коренных Рас. Сколь ни значительно отличался облик человека в древние времена, которые были описаны в предыдущих извлечениях их Хроники Акаши, от его современного о

Личность и социально-волевое начало
1. Понятие «индивид».Для характеристики человека как обособленной формы бытия в обществознании используется ряд терминов. Важнейшие из них - индивид, индивидуальнос

Характер
1. Религиозность и экзистенциальные дихотомии.Современная концепция личности наиболее глубоко, с нашей точки зрения, разработана крупнейшим современным психологом-н

Необходимо провести четкое разграничение между характером и темпераментом
Темперамент относится к способу психологической реакции, он является врожденным и неизменяется в течение всей жизни конкретного индивида. Характер же, фор

Совершенный человек
6. Дух - это монада, сокровенное «Я» человека Данный круг проблем в религиозной антропологии трактуется следующим образом. 1. Человек создан Богом

Антропосфера
Учение о единстве Макрокосмоса (Вселенной) и Микрокосмоса (Человека) проходит «красной нитью» через все эзотерические антропологические ученья с древнейших времен до наших дней. Эта идея отражена в

Смерть с точки зрения эзотеризма
1. Определение танатологии. Танатология (от др.-гр. - thanatos - смерть и logos – наука, учение). Таким образом, танатология – это наука (учение) о смерти. Различают танатологию в

Жизнь в информационном аспекте
1. Ужас небытия. Оригинальный мыслитель, представитель русского космизма Н.Ф. Федоров утверждал, что высшая цель человечества - победа над смертью, воскрешение всех

Научность идей о живом Космосе
1. Вера в бессмертие души и отношение к смерти. Философы с древнейших времен с одинаковой убедительностью доказывали и смертность, и бессмертие души; тут каждый из нас имеет возмож

Теоретики постиндустриального общества выделяют четыре сферы экономики
Первичная экономика - включает сельское, лесное хозяйство, рыболовство, горнодобывающую промышленность. Вторичная экономика - обрабатывающую промышленност

Воинствующее антихристианское неоязычество
1. Господство официозного атеизма в советской России.Ещё в недавние времена религиозная, мистическая, эзотерическая, оккультная и тому подобная литература была в нашей стране практ

Выдающиеся современные русские мистики и метафизики
Александр Дугин. Из современных русских мистиков и метафизиков, особый интерес, в сложившихся условиях, представляют работы Александра Дугина, изложившего в вышедшем в издательстве

Строение Розы Мира
1. Неизбежность «религии итога». Тенденция глобализма - объединения человечества в единую семью народов, имеет, после крушения двухполярного мира, явно выражение значение, и вопрос

Третий эон - искупление Сатаны
1. Понятие эсхатологии. Все варианты эсхатологических учений (учений о Конце Света) имеют сходные черты. Как правило, наступление Конца Света связывают с приходом Мессии (Спасителя

Седьмая тенденция - размежевание с теологией
Религиоведение второй половины ХХ – начала XXI века называют «современным религиоведением», противопоставляя его религиоведению классическому. Оно имеет ряд тенденций, которые важно

б. Экзистенциальная и историческая дихотомия человека

Осознание себя, разум и воображение разрушили «гармонию», которая характеризует существование животного. Их появление превратило человека в аномалию, в каприз Вселенной. Он – часть природы, подчиняется ее физическим законам и не способен их изменить, однако он превосходит остальные творения природы. Он выделяется, оставаясь частью, он бездомен, но прикован к жилищу, которое разделяет со всеми живыми существами. В случайном месте и времени брошенный в этот мир, он так же по воле случая изгоняется из него. Осознавая себя, он понимает свое бессилие и ограничения своего существования. Он представляет себе собственную смерть. Никогда не бывает он свободен от дихотомии своего существования; он не может избавиться от разума, даже если бы захотел; он не может избавиться от тела, покуда жив, – а тело заставляет его хотеть жить.

Разум, благословение человека, есть также его проклятие; он заставляет его до бесконечности пытаться разрешить неразрешимую дихотомию. Существование человека в этом отношении отличается от существования всех живых организмов; человек находится в состоянии постоянной и неизбежной неустойчивости. Жизнь человека не может «быть прожита» путем повторения паттерна, общего для всех представителей его вида: он должен жить сам. Человек – единственное животное, способное испытывать скуку и неудовлетворенность, чувствовать себя изгнанным из рая. Человек – единственное животное, для которого собственное существование представляет проблему, которую он должен разрешать и от которой не может избавиться. Он не может вернуться к дочеловеческому состоянию гармонии с природой; он должен продолжать развивать свой разум, пока не станет господином природы и самого себя.

Возникновение разума создало дихотомию, вынуждающую человека непрестанно стремиться к новым решениям. Динамизм человеческой истории порождается наличием разума, заставляющего человека развиваться и благодаря этому создавать собственный мир, в котором он мог бы существовать в согласии с собой и другими людьми. Каждый сделанный им шаг оставляет его неудовлетворенным и обеспокоенным, и именно это беспокойство заставляет его продвигаться к новым решениям. У человека нет врожденной «тяги к прогрессу»; только противоречия его существования заставляют его двигаться дальше по тому пути, на который он вступил. Утратив рай, единство с природой, человек стал вечным странником (Одиссеем, Эдипом, Авраамом, Фаустом); он должен идти вперед в непрекращающихся попытках сделать неизвестное известным, находить ответы, позволяющие заполнить пробелы в его знании. Он должен давать себе отчет в своем существовании, в его смысле. Он испытывает потребность в том, чтобы преодолеть этот внутренний разлом, мучительно жаждет «абсолюта», другой разновидности гармонии, которая избавит его от проклятия, отделившего его от природы, от других людей, от самого себя.

Этот раскол в человеческой природе ведет к дихотомиям, которые я называю экзистенциальными, потому что они коренятся в самом существовании человека; это противоречия, которые человек не может уничтожить, но на которые может реагировать различным образом, в соответствии со своим характером и культурой.

Наиболее фундаментальная экзистенциальная дихотомия имеет место между жизнью и смертью. Тот факт, что мы должны умереть, не может быть изменен человеком. Человек это осознает, и само это осознание глубочайшим образом влияет на его жизнь. Однако смерть остается полной противоположностью жизни и чуждой ей; она несовместима с переживанием жизни. Все знания о смерти не меняют того, что смерть не является значимой частью жизни; нам не остается ничего другого, как принять факт смерти, и тем самым, насколько это касается жизни, – поражения. По словам Спинозы, все, что человек имеет, он отдаст за свою жизнь; мудрый человек думает не о смерти, а о жизни. Человек пытается преодолеть эту дихотомию с помощью идеологий, например христианской концепции бессмертия, которая, постулируя существование бессмертной души, отрицает тот трагический факт, что жизнь человека заканчивается смертью.

То, что человек смертен, приводит к другой дихотомии: хотя каждый человек есть носитель всех человеческих возможностей, краткость существования не позволяет ему в полной мере реализовать их даже в самых благоприятных условиях. Только если бы продолжительность жизни индивида была такой же, как продолжительность жизни человечества, мог бы он участвовать в человеческом развитии, происходящем в историческом процессе. Жизнь человека, начинающаяся и заканчивающаяся в случайной точке процесса эволюции вида, трагически конфликтует с претензией индивида на реализацию всех своих возможностей. Об этом противоречии между тем, что он мог бы реализовать, и тем, что реализует в действительности, человек имеет лишь смутное представление. Здесь тоже идеология имеет тенденцию сглаживать или отрицать противоречие, утверждая, что полное завершение жизни происходит после смерти или что исторический промежуток жизни человека является окончательным и венчающим достижения человечества. Другое учение гласит, что смысл жизни заключается не в полном раскрытии человеческого потенциала, а в социальном служении и выполнении общественного долга, что развитие, свобода и счастье индивида уступают или даже несущественны по сравнению с благом государства, общины или иного образования, символизирующего вечную власть, трансцендентную человеку.

Человек одновременно одинок и связан с другими. Он одинок в том смысле, что представляет собой уникальное существо, не идентичное никому другому, и осознает себя как отдельную личность. Он должен быть одинок, когда должен выносить суждения или принимать решения только силой своего разума. И тем не менее человек не может вынести одиночества, оторванности от других людей. Его счастье зависит от единения, которое он ощущает с другими, с прошлыми и будущими поколениями.

Радикально отличаются от экзистенциальных дихотомий многочисленные исторические противоречия индивидуальной и общественной жизни, не являющиеся неотъемлемой частью человеческого существования, а созданные людьми и разрешимые – или во время своего возникновения, или в более поздний период человеческой истории. Современное противоречие между изобилием технических средств материального процветания и неспособностью использовать их исключительно для мира и благосостояния людей разрешимо: оно не является необходимым, а вызвано недостатком у человека смелости и мудрости. Институт рабства в Древней Греции может рассматриваться как пример относительно неразрешимого противоречия, разрешение которого могло быть достигнуто только в более поздний исторический период, когда был создан материальный базис для равенства людей.

Различение экзистенциальной и исторической дихотомии имеет большое значение, поскольку путаница между ними ведет к далеко идущим последствиям. Те, кто заинтересован в поддержании исторических противоречий, стремятся доказать, что они – дихотомии экзистенциальные и, следовательно, изменены быть не могут. Они стараются уверить человека в том, что «чего не должно быть, того и не может быть» и что он должен смириться со своей трагичной судьбой. Однако эти усилия смешать два вида противоречий недостаточны для того, чтобы удержать человека от попыток разрешить их. Одной из странных особенностей человеческого ума является неспособность при встрече с противоречием оставаться пассивным. Он приходит в движение с целью противоречие разрешить. Этому факту обязан своим существованием весь человеческий прогресс. Если человеку нельзя помешать реагировать на осознание противоречия действием, само существование такого противоречия должно отрицаться. Гармонизировать и тем самым устранять противоречия есть функция рационализаций в индивидуальной жизни и идеологий (социально соответствующих рационализаций) в жизни общественной. Впрочем, поскольку человеческий разум может удовлетвориться только рациональными ответами, истиной, эти идеологии должны были бы остаться неэффективными. Однако еще одной особенностью человека является склонность принимать за истину идеи, разделяемые большинством представителей его культуры или утверждаемые мощным авторитетом. Если гармонизирующие идеологии поддержаны консенсусом или авторитетом, человеческий разум умиротворяется, хотя сам человек и не успокаивается в полной мере.

Человек способен реагировать на исторические противоречия, уничтожая их собственными действиями, но устранить экзистенциальные дихотомии он не может, хотя может тем или иным способом на них реагировать. Он может умиротворить свой разум утешительными и гармонизирующими идеологиями. Он может попытаться избежать внутреннего беспокойства, полностью погружаясь в удовольствия или дела. Он может отречься от своей свободы и превратить себя в инструмент внешней силы, подчинившись ей. Однако он остается при этом неудовлетворенным, тревожным, неугомонным. У человека есть лишь одно решение проблемы: посмотреть в лицо истине, признать свое полное одиночество и изолированность во вселенной, равнодушной к его судьбе, осознать, что нет превосходящей его силы, которая разрешила бы проблему за него. Человек должен взять на себя ответственность за себя и принять тот факт, что придать смысл своей жизни он может только собственными силами. Однако смысл не предполагает достоверности; более того, поиск уверенности препятствует поиску смысла. Неуверенность есть необходимое условие для того, чтобы побудить человека к полному раскрытию своих возможностей. Если он без паники посмотрит в лицо истине, то поймет, что нет другого смысла жизни, кроме того, который он сам ей придает, развивая свои силы, живя продуктивно, и что только постоянная бдительность, активность и усилия могут обеспечить успех в единственной имеющей значение задаче – полном развитии собственных сил в пределах, обозначенных законами существования. Человек никогда не перестанет тревожиться, удивляться, задавать новые вопросы. Только если он осознает человеческую ситуацию, внутренние дихотомии своего существования и свою способность раскрывать собственные силы, будет он в силах преуспеть в решении своей задачи: быть самим собой и для себя, достичь счастья благодаря полной реализации тех особенностей, которые присущи только ему, – разума, любви, продуктивного труда.

Обсудив экзистенциальные дихотомии, присущие человеческому существованию, мы можем вернуться к утверждению, сделанному в начале этой главы, согласно которому рассмотрение человеческой ситуации должно предшествовать рассмотрению личности. Более точный смысл этого утверждения может быть прояснен указанием на то, что психология должна основываться на антрополого-философской концепции человеческого существования.

Наиболее поразительной чертой человеческого поведения является чрезвычайная интенсивность страстей и стремлений, обнаруживаемая человеком. Фрейд более, чем кто-либо, осознавал этот факт и пытался объяснить его в терминах механистически-натуралистических представлений своего времени. Он считал, что те страсти, которые не были явными выражениями инстинкта самосохранения и инстинкта продолжения рода (в более поздней его формулировке Эроса и инстинкта смерти), тем не менее являлись лишь более скрытыми и сложными проявлениями инстинктивно-биологических влечений. Однако какими бы блестящими ни были выводы Фрейда, они не убедительны в своем отрицании того факта, что большая часть страстных влечений человека не может быть объяснена силой его инстинктов. Даже если голод, жажда и сексуальные желания человека удовлетворены, «он» не удовлетворен. В отличие от животных его наиболее жгучие проблемы этим не разрешаются, они только начинаются. Человек стремится к власти, или к любви, или к разрушению, он рискует жизнью ради религиозных, политических или гуманистических идеалов, и именно эти устремления формируют и характеризуют особенности человеческой жизни. Воистину, «не хлебом единым жив человек».

В противоположность фрейдовскому механистически-натуралистическому объяснению это утверждение понимается в том смысле, что человеку присуща внутренняя религиозная потребность, которая не может быть выведена из его естественного существования и требует объяснения чем-то трансцендентным, порождаемым сверхъестественными силами. Впрочем, в таком допущении нет нужды, поскольку данный феномен может быть объяснен в случае полного понимания человеческой ситуации.

Дисгармония человеческого существования порождает потребности, далеко выходящие за рамки потребностей, связанных с животным происхождением человека. Они приводят к настойчивому стремлению восстановить единство и равновесие между человеком и остальной природой. Человек пытается восстановить это единство и равновесие в первую очередь в уме, создавая всеобъемлющую мысленную картину мира, служащую системой координат, с помощью которой он может найти ответ на вопрос о том, что он такое и что должен делать. Однако таких мысленных систем недостаточно. Если бы человек был только бестелесным интеллектом, его цель была бы достигнута благодаря созданию всеобъемлющей мысленной системы. Однако поскольку он существо, наделенное телом, а не одним рассудком, он должен реагировать на дихотомию своего существования не только мысленно, но и в процессе жизнедеятельности, в своих чувствах и поступках. Он должен стремиться к единству и общности во всех сферах существования, чтобы найти новое равновесие. Отсюда следует, что любая удовлетворительная система ориентации предполагает наличие не только интеллектуальных элементов, но и элементов чувств и ощущений, которые должны реализоваться в поступках во всех областях человеческой деятельности. Преданность цели, идее или трансцендентной силе, такой как Бог, есть выражение этой потребности в полноте жизненного процесса.

Имеют место разнообразные по форме и содержанию ответы на эту потребность человека в ориентации. Примитивные системы, такие как анимизм и тотемизм, предлагают в ответ на поиск человеком смысла поклонение природным объектам или предкам. Существуют не-теистические системы, такие как буддизм, именуемые обычно религиями, хотя в своей исходной форме они не содержат концепции Бога. Существуют философские системы, такие как стоицизм, и монотеистические религиозные системы, которые дают ответ на вопрос о смысле человеческого существования, вводя понятие Бога. При обсуждении этих различных систем мы сталкиваемся с терминологической трудностью. Мы могли бы назвать их все религиозными системами, если бы не то обстоятельство, что исторически термин «религиозный» отождествляется с теистическими системами, ставящими в центр концепцию Бога; в нашем языке просто отсутствует слово, которым обозначалось бы то общее, что есть у теистических и не-теистических систем, – т. е. всех направлений мысли, пытающихся дать ответ человеку, ищущему смысл жизни и стремящемуся понять значение собственного существования. За неимением лучшего слова я поэтому буду называть такие системы «системами ориентации и приверженности».

Хочу, однако, подчеркнуть, что существует много других устремлений, которые рассматриваются как чисто светские и тем не менее коренятся в той же потребности, из которой произрастают религиозные и философские системы. Посмотрим, что имеет место в наше время. Мы обнаружим в нашей собственной культуре миллионы людей, приверженных достижению успеха и престижа. Мы видели раньше и наблюдаем теперь в других культурах фанатичную преданность диктаторским системам с их захватами и порабощением. Нас поражает мощь таких страстей, которые часто оказываются даже сильнее, чем стремление к самосохранению. Нас часто обманывает светское содержание целей, которые ставят подобные системы, и мы объясняем их сексуальными или иными квази биологическими побуждениями. Однако разве не очевидно, что горячность и фанатизм, с которыми преследуются эти светские цели, – те же самые, что обнаруживаемые в религии; что все эти светские системы ориентации и приверженности различаются содержанием, но не базовой потребностью, на которую они пытаются дать ответ? В нашей культуре картина особенно обманчива, потому что большинство населения «верит» в единобожие, в то время как на самом деле привержено системам, которые гораздо ближе к тотемизму и поклонению идолам, чем к каким-либо формам христианства.

Однако следует сделать еще один шаг вперед. Осознание «религиозной» природы этих культурно заданных светских устремлений дает ключ к пониманию неврозов и иррациональных влечений. Мы должны рассматривать последние как ответы – индивидуальные ответы – на поиск человеком ориентации и приверженности. Индивид, чье существование определяется «фиксацией на семье», который не способен действовать независимо, на самом деле поклоняется примитивному культу предков, и единственное его отличие от миллионов почитателей предков заключается в том, что его система приватна, а не задана культурой. Фрейд видел связь между религией и неврозом и объяснял религию как форму невроза, в то время как мы приходим к выводу, что невроз можно объяснить как специфическую форму религии, отличающуюся в первую очередь своими индивидуальными, не заданными извне характеристиками. Заключение об общей проблеме человеческой мотивации, к которому это нас приводит, состоит в том, что хотя потребность в системе ориентации и приверженности является общей для всех людей, конкретное содержание, удовлетворяющее эту потребность, у разных людей различно. Эти различия есть различия ценностей; зрелый, продуктивный, рациональный человек выберет систему, которая позволяет ему быть зрелым, продуктивным и рациональным. Индивид, задержавшийся в своем развитии, вынужден возвратиться к примитивным и иррациональным системам, которые, в свою очередь, продлевают и усиливают его зависимость и иррациональность; он остается на уровне, который человечество в лице своих лучших представителей миновало тысячи лет назад.

Поскольку потребность в системе ориентации и приверженности является неотъемлемой частью человеческого существования, можно понять интенсивность такой потребности. Действительно, не существует более мощного источника энергии человека. Человек не волен выбирать между тем, чтобы иметь «идеалы» и не иметь их, однако он может выбирать между различными видами идеалов, между тем, чтобы поклоняться силе и разрушению или разуму и любви. Все люди – «идеалисты» и стремятся к чему-то помимо получения физического удовлетворения. Они верят в разные идеи. Лучшие, но также и наиболее сатанинские проявления ум человека находит не в действиях плоти, а в этом «идеализме» духа. Таким образом, релятивистский взгляд, согласно которому иметь некий идеал или религиозное чувство ценно само по себе, опасен и ошибочен. Нужно понять каждый идеал, включая те, которые возникают в светских идеологиях как выражение той же человеческой потребности; его нужно судить с точки зрения его истинности, судить по тому, насколько он способствует развертыванию сил человека, и по тому, в какой степени он является реальным ответом на потребность человека в равновесии и гармонии его мира. Повторим: понимание человеческой мотивации должно вытекать из понимания человеческой ситуации.

Из книги Бытие и время автора Хайдеггер Мартин

А. Экзистенциальная конституция вот

Из книги Судьба цивилизации. Путь Разума автора Моисеев Никита Николаевич

2. Цивилизационная дихотомия В самом конце предыдущей главы я сказал о том, что не только само появление земледелия и животноводства, но и то, что эти два эпохальных события были разнесены по времени, во многом определило особенности и структуру цивилизационной палитры и

Из книги Логика: конспект лекций автора Шадрин Д А

3. Дихотомия Дихотомия (с лат. dichotomia - «деление на две части») - это очень эффективный вид деления. Она характеризуется тем, что члены деления не пересекаются (т. е. исключают друг друга), такое деление производится только по одному основанию, а также соблюдается правило

Из книги Логика автора Шадрин Д А

21. Дихотомия Дихотомия (с лат. dichotomia – «деление на две части») – это очень эффективный вид деления. Она характеризуется тем, что члены деления не пересекаются (т. е. исключают друг друга), такое деление производится только по одному основанию, а также соблюдается правило

Из книги История философии автора Скирбекк Гуннар

Из книги Смысл и назначение истории (сборник) автора Ясперс Карл Теодор

2. Экзистенциальная философия Социология, психология и антропология учат рассматривать человека как объект, который следует изучить на основании опытных данных, позволяющих модифицировать его посредством ряда мероприятий; таким образом можно в самом деле узнать

Из книги Гуманистический психоанализ автора Фромм Эрих Зелигманн

В. Дихотомия экзистенциального и исторического в человеке Самосознание, разум и воображение разрушили «гармонию», которой характеризовалось существование животных. Появление этих качеств сделало человека аномалией, причудой вселенной. Разумеется, он - часть природы,

Из книги Учебник логики автора Челпанов Георгий Иванович

Дихотомия Дихотомия - это приём, который используется при делении. Работает он так.1. Берём понятие «рабочий» и делим на два вида: «каменщик» и «не-каменщик».2. Берём понятие «не-каменщик» и делим на два вида: «бетонщик» и «не-бетонщик».3. Берём понятие «не-бетонщик» и

3. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ВРЕМЕННОСТЬ Вплоть до такого общего образа временности экзистенциально-философское понимание, вероятно, вполне могло бы еще двигаться совместно с пониманием философии жизни. Но далее своеобразие экзистенциальной философии отделяется от этогод) Экзистенциальная коммуникация. - В коммуникации, которая, как я знаю, касается меня самого, другой есть только этот другой: единственность есть явление субстанциальности этого бытия. Экзистенциальную коммуникацию нельзя продемонстрировать как пример и нельзя

Из книги автора

5. Экзистенциальная важность объективности. - Если объективность и субъективность удалось подразделить с нескольких точек зрения, то все же их не удается свести к одному-единственному началу и не удается представить как тотальность в закругленном целом. Оказалось, что

Из книги автора

6. Экзистенциальная философия права Экзистенциалистский подход к праву сформировался в XX в. под влиянием экзистенциализма как философии существования. Сами основатели различных направлений философского экзистенциализма (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.И. Сартр и др.)

Эрих Фромм известен прежде всего своими многочисленными книгами. У него сравнительно мало последователей, причем членами небольшого Международного общества Э. Фромма состоят в основном не практикующие врачи-психоаналитики. Своей школы Фромм не создал, вероятно, уже потому, что был, так сказать, вечным диссидентом. Он последовательно расставался с фрейдизмом, с Франкфуртским институтом социальных иследований, с неофрейдистской ассоциацией Хорни, с Социалистической партией Америки, одним из основателей которой он был в 50-е годы. Кажется, только правозащитные организации не вызывали у него возражений: он самым активным образом участвовал в кампаниях против политических репрессий в самых разных странах; по завещанию Фромма все гонорары за посмертные издания его книг получает Amnesty International.

Получив социологическое образование в Гейдельберге, Фромм приобщился к психоанализу в Берлинском психоаналитическом институте, сотрудничал с основателями Франкфуртской школы Т. Адорно и М. Хоркхаймером. После прихода нацистов к власти он эмигрировал в США, а с 1949 г. четверть века работал в Мексике, создав там психоаналитический институт. Первой книгой, принесшей Фромму широкую известность, было "Бегство от свободы" (1941). В ней содержатся основные положения его концепции, развитые затем в двух десятках книг - "Человек для самого себя", "Здоровое общество и его враги", "Забытый язык", "Анатомия человеческой деструктивности", "Иметь или быть?" и др.

И "гуманистический психоанализ" Фромма, и его "демократический социализм" определяются видением человеческой природы, отличным как от биологического редукционизма Фрейда, так и от различных социологических теорий "среды", превращающих человека в игрушку внешних сил. "Человек - не чистый лист бумаги, на котором культура пишет свой текст". Имеется некая человеческая природа, сохраняющаяся во всех изменениях и во всех культурах. Она ставит границы для социальных "экспериментов", она служит критерием для оценки тех или иных экономических и политических режимов как способствующих или препятствующих свободной реализации этой природы. И современный капитализм, и "реальный социализм" осуждались Фроммом не просто как несправедливые или недемократичные, но как враждебные самой человеческой природе, производящие "психических калек".

Природу человека, согласно Фромму, не следует понимать субстанциалистски, поскольку неизменным ядром ее являются не какие-то постоянные качества или атрибуты, но противоречия, называемые Фроммом экзистенциальными дихотомиями. Человек - часть природы, он, подчинен ее законам и не может их изменить, но он же все время выходит за пределы природы; он отделен от мирового целого, бездомен, но стремится к гармонии с миром; он конечен и смертей, знает об этом, но пытается реализовать себя в отпущенный ему недолгий век, утверждая вечные ценности и идеалы; человек одинок, сознает свою обособленность от других, но стремится к солидарности с ними, в том, числе с прошлыми и будущими поколениями. Экзистенциальная противоречивость служит источником специфических для человека потребностей, поскольку, в отличие от животного, он лишен равновесия, гармонии с миром. Эту гармонию ему приходится всякий раз восстанавливать, создавая все новые формы соотнесенности с миром, которые, однако, никогда не бывают окончательными. Экзистенциальные дихотомии неустранимы. Разрешимы для человека исторические противоречия, вроде современного разрыва между ростом технических средств и неспособностью их должным образом использовать во благо всего человечества. На экзистенциальные противоречия каждый из нас дает свой ответ, причем не только умом, но всем своим существом. Поэтому природа человека определяется Фроммом не как биологически заданная совокупность влечений - это всегда уже "вторая природа", осмысленный ответ, как целостное отношение к миру. Таким ответом могут стать стремление к свободе, справедливости, истине, но в равной степени - и ненависть, садизм, нарциссизм, конформизм, деструктивность. В отличие от инстинктов, или "органических влечений" Фрейда, такие специфические для человека черты Фромм называет "укорененными в характере страстями". Социально-исторические обстоятельства способствуют или препятствуют тем или иным проявлениям человеческой природы, но эти черты - непреходящие вечные спутники человечества.

Характер определяется Фроммом как "относительно стабильная система всех неинстинктивных стремлений, через которые человек соотносится с природным и человеческим миром". Наследуемые психофизиолоогические свойства - темперамент, инстинкты - лишь в малой мере детерминируют способ взаимоотношения человека с миром. Садистом может стать и флегматик, и меланхолик. Характер - это заместитель отсутствующих у человека инстинктов. Органические влечения у людей примерно одинаковы, индивиды различаются теми страстями, которые занимают господствующее положение в их характере - именно в этом смысле Гераклит говорил о характере как "роке" для человека.

Характер снимает с индивида бремя решения всякий раз, когда требуется действие: он задает типичный для данного человека способ восприятия идей и ценностей, отношения к другим людям. Личность как бы "инстинктивно" ведет себя в соответствии со своим характером. Скупец не задумывается, копить ему или тратить - его влечет сбережение. Именно в этом смысле Фромм предлагает употреблять термин "влечение" - речь идет не об инстинкте, а о "страсти", которая воспринимается носителем такого характера как нечто само собой разумеющееся и "естественное".

Такого рода дебиологизация влечения ведет к пересмотру понятия "бессознательного". Фромм отвергает субстанциалистское понимание Фрейда и локализацию бессознательного (Оно). Понятия "сознательное" и "бессознательное" суть функциональные термины, относимые к субъективным состояниям психики индивида. Сознание не равнозначно интеллектуальной рефлексии, поскольку последняя является лишь малой частью того, что нами осознается. Каждый из нас отдает себе отчет о том, что дышит, но это не значит, что мы все, время думаем о дыхании. Сознание не есть нечто более высокое, чем бессознательное: содержание сознания многих людей нельзя оценить иначе, как фикции, клишированные образы и иллюзии. В свою очередь, человеческое бессознательное не есть нечто "животное", поскольку к неосознаваемому относятся и многие высшие устремления и черты характера человека. "По своему содержанию бессознательное не является ни добром, ни злом, ни чем-то рациональным или иррациональным - в нем есть и то, и другое, все, что является человеческим". Всякая социальная система создает совокупность "фильтров", не пропускающих в сознание те или иные содержания. Такая "цензура" происходит уже на уровне данного языка, на уровне логики, принимаемой за нечто само собой разумеющееся; вытесняются (прежде всего воспитанием) и многие чувства, которые считаются нежелательными в данном обществе. Индивидуальные табу связаны с социальными запретами, а характер данного человека находится в зависимости от того, что Фромм называет социальным характером.

Человек живет не сам по себе, он является членом какой-то конкретной исторической группы (рода, племени, класса, нации). Каждое такое сообщество обладает некими общими для ее членов чертами, поскольку все они живут в примерно одинаковых исторических обстоятельствах и должны приспосабливаться к условиям природной и социальной среды. Мир древнеегипетского крестьянина отличается от мира средневекового рыцаря или жителя современного мегаполиса. При этом каждая группа заинтересована в развитии определенных психических черт: ее члены "должны желать делать то, что они обязаны делать для нормального функционирования общества"". Семья служит "психическим агентом" общества, поскольку в ней осуществляется первичная социализация, способствующая формированию именно такого "социального характера", т.е. общей для большинства членов группы структуры характера, выступающей как образец для подражания и как норма для данного общества.

Эти нормы, типичные установки и ориентации также не осознаются индивидом, будучи усвоенными в раннем детстве. Они функциональны, пока общество стабильно, но во времена значительных общественных перемен консервативность социального характера препятствует необходимым реформам. Функциональность социального характера, "нормального" для конкретного общества, не означает того, что он является чем-то положительным. Приспосабливаться индивидам приходилось и к тоталитарным диктатурам. Фромм критикует современный капитализм на уровне описания господствующего типа социального характера, а его чертами для него непременно оказываются конформизм, накопительство ("анальный характер" Фрейда) и даже растущая деструктивность - вплоть до "некрофилии". Но даже там, где речь идет не об индивидуальных и социальных патологиях, Фромм выступает как критик индустриально-технической цивилизации. Например, индустриальное общество требует дисциплины, порядка, пунктуальности, и эти черты развиты у современных европейцев в значительно большей мере, чем у их предков XVI-XVII вв., живших до промышленной революции. Эти черты должны усваиваться не по одному принуждению, они должны стать желанными, на них делается ударение в процессе воспитания, они одобряются, тогда как противоположное им поведение осуждается. Но за все приходится платить, и развитие таких черт сопровождается упадком спонтанности, непосредственности, открытости другим людям. Рационально управляемое общество оборачивается механичностью поведения и мышления: "Люди во все большей степени делаются автоматами, производящими машины: разумность первых уменьшается вместе с ростом интеллекта вторых". Роботоподобные люди, обладающие самой совершенной техникой, просто опасны и для себя самих, и для всего живого на Земле. К тому же, сделавшись Големом, человек не может оставаться психически здоровым существом.

Критику современной цивилизации питают у Фромма религиозные истоки. В одном из своих интервью он заметил, что средневековообщинная традиция всегда была для него точкой отсчета. И "гуманистический психоанализ", и "демократический социализм" Фромма непосредственно связаны с его религиозными исканиями: библейские пророки, христианские мистики, даосизм и буддизм имели для него не меньшее значение, чем Фрейд или Маркс. Сторонников "гуманистической религии" Фромм находит среди представителей всех вероисповеданий, противопоставляя их воззрения идолопоклонству и превращению церкви в инструмент социального контроля.

Хотя Фромм приложил немалые усилия, направленные на синтез идей Фрейда и Маркса (прежде всего "Экономико-философских рукописей 1844 г."), его вряд ли можно отнести к направлению, получившему название "фрейдомарксизм". Родоначальником последнего является В. Райх, полузабытые труды которого стали настольной книгой многих студентов-бунтарей конца 60 - начала 70-х годов. Другим мыслителем, наиболее последовательно соединявшим марксизм и психоанализ, был Г. Маркузе. Как и другие представители Франкфуртской школы, Маркузе отрицательно относился к дебиологизации психоанализа, осуществляемой неофрейдистами. В работе "Эрос и цивилизация" и во многих статьях он полемизировал с "ревизионистом" Фроммом. На первом месте в трудах Маркузе стоит критика "репрессивной цивилизации". В дальнейшем в рамках Франкфуртской школы получила развитие иная трактовка психоанализа: Ю.Хабермас предложил герменевтическое прочтение трудов Фрейда, а психоанализ стал для него образцом "эмансипативной науки".

Психоанализ соединяли не только с марксизмом. Одной из самых "философичных" интерпретаций метапсихологии является направление, получившее название Daseinsanalyse или "экзистенциальный анализ". Оно. прямо связано с Daseinsanalytik ("аналитика здесь-бытия") в "Бытии и времени" М. Хайдеггера. К ведущим теоретикам этого направления можно отнести швейцарских психиатров Л. Бинсвангера и М. Босса. Первый из них создал на основе идей Хайдеггера собственное философско-антропологическое учение, второй стремился к применению хайдеггеровской онтологии в психиатрии, не внося никаких собственных поправок. В обоих случаях исходным пунктом является феноменологический метод, противопоставляемый натурализму Фрейда. Различные варианты "гуманистической" и "экзистенциальной" психологии, широко распространенные в 60-х годах, представляли собой попытки переосмысления психоанализа в терминах феноменологии, экзистенциализма и философской герменевтики. Другим важным направлением стал "структурный психоанализ" Ж. Лакана, создавшего во Франции свою собственную ассоциацию (впоследствии расколовшуюся на несколько групп и обществ).

Экзистенциальные дихотомии Эриха Фромма

Невротически-агрессивная реальность Карен Хорни

Социальный психоанализ Альфреда Адлера

ʼʼИндивидуальная психологияʼʼ построена на подчеркивании роли социального, а не биологического фактора в мотивационной структуре человека. Критика пансексуализма Фрейда и отстаивание принципа единства личности (в противовес её разделœению на ʼʼЯʼʼ, ʼʼОноʼʼ и Сверх-Яʼʼ).

Движу­щие силы психического развития :

-) компенсация ;

-) сверхкомпенсация – порождает людей, отличающихся исключительными достижениями.

Социальный интерес – врожденный потенциал человека, направленный на взаимодействие с другими людьми и достижение личных или общественных целœей. На факторы поведения влияет не только прошлое, но и цели на будущее (■ человек, живущий в страхе загробных мучений или проклятий, ведёт себя иначе).

Личность есть продукт индивидуального творчества человека ввиду его незащищённости, неполноценности, стремления укрепиться путем превосходства над другими. Главной целью личности является стремление к превосходству или самоутверждению. Двигатель социализации состоит не в переключении энергии на санкционированные обществом объекты (Фрейд ), а в стремлении личности компенсировать и даже сверхкомпенсировать свою неполноценность.

На фоне экономического кризиса и фашизма психологам не до объяснения невротических расстройств от сексуальных пертурбаций в детстве. Определяющим в поведении человека является потребность в безопасности и свободе от страха , а не сексуальные или агрессивные импульсы. Сексуальные извращения и агрессивные тенденции не причина невроза, а его результат. Соответственно, главным в определœении причин неврозов является фактор социального окружения, который обусловливает невротическое поведение индивида. Мотивы поведения индивида носят характер бессознательной ʼʼзащитыʼʼ от агрессивной реальности.

Защитные механизмы от страха :

-) Рационализация – превращение невротического страха в рациональный страх перед внешней опасностью;

-) Подмена страха другими симптомами;

-) ʼʼНаркотизацияʼʼ страха –

--) прямая (■ алкоголь) ;

--) переносная (■ бурная внешняя деятельность).

ʼʼВеликие неврозыʼʼ нашего времени :

-) невроз благосклонности – движение к людям (услужливая личность, ищущая любви и одобрения любой ценой) ;

-) невроизоляция – движение от людей (побег от общества) ;

-) невроз власти – движение против людей (агрессивная личность, жаждущая престижа и власти) ;

-) невроз послушности – конформизм автомата.

Различия в характере человека не биологически заданы, а есть продукт социального процесса (любовь и ненависть, вожделœе­ние власти и стремление подчиняться, наслаждение чувственным удовольствием и страх перед ним). В личности нет ничего прирожденного, а всœе пси­хические проявления есть результат ее погруженности в различные социальные среды. Человек – раб ʼʼдихото­мии существования ʼʼ (ʼʼэкзистенциальной дихотомииʼʼ), он имеет много потенций, но не в состоянии их реализовать за короткую жизнь, он часть общества, но никогда не живёт в гармонии с ним. Человек обрёл свободу, но утратил социальную безопасность. Предпочитая безопасность свободе, человек выбирает соответствующие механизмы ʼʼбегства от свободыʼʼ :

-) садизм – стремление иметь неограниченную власть над другими;

-) мазохизм – подчинить себя другим;

-) деструктивизм – разрушить мир, чтобы он не разрушил меня;

-) автоматический конформизм – быть в таком согласии с социальными нормами, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ отрицает всœе оригинальное.

Фашизм представляет собой психологическую готовность людей отказаться от свободы с целью обеспечить свою безопас­ность, спастись от постылой свободы путем автоматического подчинœения лидеру или принятым нормам.

Экзистенциальные дихотомии Эриха Фромма - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Экзистенциальные дихотомии Эриха Фромма" 2017, 2018.



Загрузка...
Top