Редут ахтар-бахтар. Мокий Семенович Гулик – «войсковой есаул и кавалер Мокий гулик биография

«Степ ко всему способной»

Путь Мокия Семеновича начинался и завершился косой Тузла на Таманском полуострове. Для запорожских казаков, командировавших есаула «в разведку», эти земли не были совсем уж неизведанными. Люди подвижные, Азов они пересекали с легкостью. Охота, рыбалка были для служивых естественным промыслом. О богатствах кубанских земель казаки догадывались, на лакомый кусочек засматривались, требовалось теперь документальное подтверждение.

Первопроходцем выбрали, видимо, того, кому доверяли, а не того, кто ученостью своей вызывал уважение. История сохранила курьезный и малоприглядный факт: Мокий Гулик был абсолютно безграмотен и до конца жизни не научился писать! Он даже подпись ставил в виде заученной закорючки. Это не помешало уже бывалому служаке сделать успешную карьеру при казачестве. Служба его началась с 1755 года, и к тому времени, как пришлось отправиться «в разведку» (1792 год), Мокий был явно преклонных годов, сметливым и, не исключено, хозяйственным человеком. Хотя своей семьей так до конца дней и не обзавелся.

Как упоминает путешествие Гулика с командой казаков-разведчиков, которым поручено было тщательно обследовать характер местности и оценить достоинства угодий, кубанский казачий политик и историк Федор Андреевич Щербина, «описывать казакам было нечего», имея в виду малочисленные заброшенные селения и крепости.

«С большей обстоятельностью сообщены были казаками сведения об естественных особенностях края, поименованы все встречавшиеся по пути реки, лиманы, озера, ерики и даже балки, определены или занимаемые ими площади, или расстояния от них и до противоположных границ края; охарактеризованы почвы; тщательно всюду отмечены следы древесной растительности и качества воды. Не упущены из виду такие данные, как замечания о местах выхода нефти. Места для поселений признаны были вообще очень удобными. По всему Таманскому полуострову вверх по Кубани и от него до нынешнего Екатеринодара и выше сделана одна и та же заметка: «степ ко всему способной». Даже камыши и плавни имели свои выгоды, так как изобиловали птицей, зверем и рыбою».

(Ф. А. Щербина. «История Кубанского казачьего войска», 1913 г.)

Не описать словами

Восторг Гулика плохо передавали те статистические сводки, которые он должен был предоставить. Данные все же представляют интерес. Документ оформлен в виде таблицы из пяти вертикальных граф. В первой, самой широкой, идет перечисление объектов: от городищ и укреплений до озер, рек и даже камышей. Далее следуют их площадь, качество воды, описание растительности и примерная хозяйственная ценность.

Негусто, но навигатором для первопоселенцев вполне могло послужить. В описании 198 верст, охваченных казаком Мокием, справочной информации на первое время хватило. Его «Ведомость о положении Тамани и Кубанской земли» в любом случае стала первым документальным свидетельством, фиксирующим богатства нашего края.

Вернувшись, Гулик констатировал: «Земля... так способна, что для поселения, хлебопашества, скотоводства, сенокосов, рыбных ловлей и к прочему лучшей быть не можно, да и лесов по-над Кубанью много, и воды добрые». Гулик рекомендовал «как можно скорее испросить повеление на переселение». Стоит ли говорить, что сам Мокий Семенович не преминул отправиться вместе с переселенцами на Кубань и обосноваться на землях невиданной красоты и изобилия?..

Геополитика той эпохи была на стороне казаков. На земли правобережья Кубани никто особо не претендовал. Жалованная грамота была подписана Екатериной II

30 июня 1792 года, а Мокий Гулик был на Кубани весной того же года. Значит, в том, что императрица даровала кубанские земли казакам, есть заслуга экспедиции Гулика? Больше да, чем нет, если рассматривать дело с позиции казаков. Они укрепились в своих желаниях. Которые полностью совпали с имперскими амбициями России-матушки. В итоге каждый получил свое: запорожские казаки - изобильные вольные земли, государство Российское - укрепленные проверенными и преданными войсками границы и прибавку к площади на карте. Все довольны, всем шампанского!

По стопам есаула

Собственно, далее переселенцам предстояло уже идти проторенной дорогой. Не совсем, конечно, изученной, в современном понимании - даже неведомой. Но тогда имеющихся представлений было достаточно, чтобы устремиться к ним.

Даже по меркам бурного XVIII века в среде сурового казачества Мокий Гулик был отважным героем. До него в эти земли никто не решался сунуть носа. Заболоченные, с непроходимыми камышовыми зарослями степи, бездорожье, прорезанное своенравными реками, приправленное опасностью набегов лихих горцев, - малособлазнительное меню для «увеселительной» прогулки.

Заслуги смельчака были вознаграждены. 25 декабря 1788 г. войсковой полковник М. С. Гулик получил армейский чин секунд-майора. Более двух месяцев М. С. Гулик состоял комендантом Березанской крепости, и только в январе 1789 г. его сменили. Интересно отметить, что в этот период М. Гулик сумел побывать и на штурме Очакова 12 декабря 1788 г. За храбрость, проявленную при взятии Березани и штурме Очакова, ему пожаловали орден св. Владимира 4-й степени. Позднее в Черномории (так в те годы назывался Краснодарский край) назначен войсковым судьей. После смерти предводителя переселенцев атамана Захария Чепеги стал одним из четырех претендентов на пост. И даже фактически выполнял функции атамана во время длительных командировок в Петербург Котляревского, которого Павел I

все-таки выбрал атаманом. Вероятно, за явное преимущество перед безграмотным Гуликом: тот был писарем при войске.

В списках первых переселенцев на Кубань М. С. Гулик значился казаком Дядьковского куреня, позже слитого с Кореновским. За годы работы «в верхах» успел разжиться вполне солидным имуществом. Ему отвели 8 верст земли на р. Челбасы под хутор и водяную мельницу. Также указом войскового правительства в вечное и потомственное владение Мокия Семеновича были отданы дом и сад, заведенные им близ Копыльского кордона, на земле, отведенной под слободу Джерелиевского куреня. Ну и работа в столице края обязывала обзавестись собственным домом в Екатеринодаре.

Все, что нажито, унаследовать после кончины Гулика в 1807 году было некому. Беззаветная служба не оставила времени и сил на личное обустройство жизни. Вся собственность пошла на благотворительность. Мокий Гулик завещал отдать свое добро в пользу строительства кладбищенской церкви, монастырей, помощи вдовам и сиротам.

Не знавший букв казак вынес в течение жизни важный урок: учение - всему голова. Самое большое пожертвование им сделано было на строительство школ. Завещанная Гуликом на нужды просвещения тысяча рублей стала рекордным благотворительным взносом за всю историю Черномории.

Краткая биография

Точная дата рождения неизвестна, как и место. Есть вероятность, что родился Мокий Семенович (по одной из версий - Назаренко) в небольшом поместье Екатеринославского (Днепропетровск) уезда в семье малороссийского старшины. Скорее всего, родился он в 1732 или 33 году, хотя сохранились исторические свидетельства, что в прошении об уходе на заслуженный отдых ушлый казак пытался накинуть себе годков 5-6.

На службу в Запорожское войско Гулик поступил рядовым казаком в 1755 г. Участвовал в Русско-турецкой войне 1768-1774 гг., в Очаковском и Аджибейском походах, в сражении под деревней Шумы, в составе команды графа Мусина-Пушкина, получил ранение пикой в левую ногу. Принимал участие М.С. Гулик и в знаменитом штурме Перекопа.

Следующая Русско-турецкая война 1787-1791 годов тоже состоялась при участии бывалого вояки. Тут он преуспел в карьерном росте. Менее чем через месяц после начала действий получил чин войскового есаула. Через год произведен в капитаны и совсем скоро назначен полковником. Завершил войну после эпохального взятия Измаила Мокий Гулик уже премьер-майором.

Украинский поэт, переводчик, прозаик, литературовед, правозащитник. Один из самых активных представителей украинского культурного движения шестидесятников. Герой Украины.
Василий Стус родился 6 января 1938 в Винницкой в ​​с. Рахновка Гайсинского района в семье Семена Демьяновича и Илины Яковлевны Стуса. Был четвертым ребенком в семье. В 1940 г.. Семья переезжает в г.. Сталино (современный Донецк), где родители получают работу на одном из химических заводов.
В 1954-1959 pp.
Гугеля Яков Семенович (1895- 15.10.1937) - промышленник. Окончил Одес. среднее тех. уч-ще, учеб. в Донец. ин-те хозяйственников (заочно). 1917 г. был избран депутатом Пересыпской райсовета заработной. депутатов. С 1920 - член. РКП (б) -ВКП (б). Работал на руководящих должностях в металлургической пром-сти (Таганрогский, Станиславский, Константиновский, Мариупольский з-ды). 1931- 32 - нач. стр-ва Магнитогорского металлургического комбината. Под его рук-вом были построены и введены в действие первые агрегаты з-да. От лют. 1933 - нач.
Галкин Алексей Семенович (21.09.1866-1940) - войск. деятель, ген.-полковник Армии Украинской Народной Республики. Н. Киевской области. Окончил 2-е Константиновское войск. уч-ще в Киеве (1887), Императорскую войск. акад. в Санкт-Петербурге (1893). Во время Первой мировой войны - генерал-лейтенант, дежурный генерал штаба головнокоманд. армиями Зап. фронта. Способствовал украинизации войск. частей рус. армии Зап. фронта. В укр. армии - от берез. 1918, чл. Войск. совета, нач. Гл. штаба. В Украинском Государстве возглавлял Гл.
ПОДГАЙНЫЙ Олег Семенович (р . 1933) - историк и библиограф. Сын С.Пидгайного. Н. в г.. Харьков. От 1943 - вместе с родителями в эмиграции, с 1949 - в Канаде. Окончил Мак-Гилський ун-т в г.. Монреаль (пер. Квебек, Канада). Преподавал в Обернский ун-е (шт. Алабама, США). С 1961 - редактор время. «The New Review». Один из основателей Укр. звукозаписывающего (фоно) архива в Торонто (пров. Онтарио, Канада; 1977) и Института им. Симона Петлюры в г.. Филадельфия (шт. Пенсильвания, США; 1977).
Бродин Михаил Семенович (р . 30.11.1931) - укр. физик. Акад. АН УССР (1982, ныне НАН Украины). Засл. деятель н. и т. Украина (1992). Н. в с. Сивка-Войнилов (ныне с. Сивка-Войниловская Кольского района Ивано-Франк. Обл.). Окончил Львов. ун-т (1953) и работал в Ин-те физики АН УССР (с 1965 - зав. отд., с 1987 - дир.). С 1990 - акад.-секретарь От ния физики АН УССР. Наук. работы посвящены оптике неметаллических кристаллов, физике экситонов, нелинейной кристалооптике, квантовой электронике.
БЕРГ Лев Семенович (14 (02). 03.1876-24.12.1950) - рус. географ, биолог. Акад. АН СССР (1946), засл. деятель н. РСФСР (1934; с 1937 - РСФСР). Н. в г.. Бендеры (ныне город в Молдове). Окончил Моск. ун-т (1898). 1905 13 - зав. от. Зоологического музея Петерб. АН. 1916-50 - проф., Зав. каф-ры физической географии Петрогр. (От 1924 - Ленингр.) Ун-та. 1922-34 - зав. от. Гос. ин-та исследовательской агрономии (с 1930 - Ин-т рыбного х-ва). 1934-50 - зав. лаборатории Зоологического ин-та АН СССР, 1940-50 - президент Геогр. -ва СССР.
СТЕФАНИК Василий Семенович (14.05.1871-07.12.1936) - писатель-новеллист, общин. и полит. деятель. Отец С.Стефаника и Ю.Стефаника. Н. в с. Русов (ныне село Снятинского района Ивано-Франк. Обл.) В семье среднезажиточного крестьян. Учеб. в р. школе в Русе, затем - в Снятинской городской, Коломыйской (1883-90) и Дрогобычской (1890-92) г-зиях, на мед. факультете Краковского университета (1892-1900). Потеряв интерес медициной, 1900 вернулся в родное село. Во время университетских исследований поддерживал дружеские отношения с некоторыми Тип жилья.
Кульчицкий Владимир Семенович (р . 28.11.1919) - историк права. Д-р юрид. н. (1970), проф. (1973), член-корр. Акад. правовых наук Украины (1992), засл. юрист Украины (1999), род. посол Украины (1999), засл. проф. Львов. Унту (2001). Н. в с. Кульчицы (ныне село Самборского района Львов. Обл.). Окончил юрид. ф-т Львов. ун-та (уч. 1939-41, 1945-48) и аспирантуру этого университета (1951). Участник Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945. 1953 защитил канд. дис. на тему
Хорошо зная закулисные стороны церковной жизни, он остро критикует в этой работе проявления отступления от христианской нравственности и благочестия в среде священнослужителей. За полвека творческой деятельности И. Нечуй-Левицкий написал более пятидесяти высокохудожественных романов, повестей, рассказов, пьес, сказок, очерков, юморесок, литературно-критических статей. Его повести «Причепа», «Гориславский ночь», «Две московки», «Облака», как вспоминал И. Франко, «читала вся Малая Русь с большой воле».
В 1972г. , Находясь в камере предварительного заключения Киевского КГБ, поэт создает свою четвертую книгу - «Время творчества / Dichtenszeit», составленная из оригинальных стихотворений и переводов стихов Гете. Оригинальные произведении стали основой будущей книги всей жизни Стуса - «Палимпсесты» .
С 5 марта 1977 поэт сослан в поселок им. Матросова Тенькинеького района Магаданской области; работал «учеником проходчик горной подземной участки» и машинистом скрепера на руднике им. Матросова объединения «Севервостокзолото».
В 1978г.


^ 39. ЧЕРНОМОРЦЫ И ДОНЦЫ НА КУБАНИ.
Служба казаков даже и в мирное время была нелегкой, тем более на Кавказе. Несмотря на то, что была принята оборонительная тактика, уже в 1777 г. в государственном бюджете появилась особая статья: 2 тыс. руб. серебром на выкуп у горцев христианских пленников . Хищники ненадолго присмирели после рейда Суворова за Кубань. А с началом войны положение еще более обострилось. Главной турецкой базой на Кавказе стала Анапа. Через нее в горы шло оружие, деньги. В Кабарде появился первый предшественник Шамиля - Шейх-Мансур, возбуждая черкесов, кабардинцев, лезгин, чеченцев на борьбу с «неверными». По сути открылся «второй фронт». Русских войск здесь было мало: части небольшого Кубанского корпуса, казаки Азово-Моздокской линии и 6 донских полков - они несли на Кубани дежурство, поочередно сменяясь.

В начале 1790 г. под командованием генерал-поручика Бибикова состоялся поход на Анапу. Он был плохо подготовлен, ослабевший в трудном переходе отряд был отражен от крепости и с трудом вернулся на Ставрополье. А турки ответили, высадив в сентябре под Анапой сильный десант Батал-паши с 30 орудиями. Он двинулся в долину Лабы, усиливаясь местными племенами, и собрал из них войско в 50 тыс. На р. Тохтамыш врагов встретил корпус И.И.ГерманафонФерзена, 3600 солдат и казаков. Несмотря на огромное неравенство сил было приказано атаковать. И пленных не брать - из-за того же неравенства. Противника разгромили наголову, захватили всю артиллерию, лагерь и самого Батал-пашу. На месте этой битвы впоследствии возникла станица, по каким-то причинам названная именем побежденного, Баталпашинская (ныне Черкесск).

В 1791 г. новый поход на Анапу возглавил генерал-аншеф И.В. Гудович. Противник успел подготовиться, в крепости собралось 25 тыс. турок и горцев, при 95 орудиях. У Гудовича было 12 тыс. - в том числе донские казаки, 350 гребенских с атаманом Сехиным , 150 терско-семейных, 3 сотни Волжского и 2 сотни Хоперского полков. 22 июня после короткой блокады последовал штурм. Некоторые командиры были недовольны тем, что Гудович оставил в резерве свыше трети войск. Но мера оказалась оправданной. В разгар битвы удар по тылам нанесли 8 тыс. черкесов, и их удалось отразить. Штурм Анапы по своей ожесточенности сравнивали с Измаилом. Чудеса храбрости проявили сотник Борисов , хорунжие Усков, Корсунов, Семенкин, Яров . Геройски погиб, возглавив атаку, хоперский сотник Найденов . Всего же пало 940 человек, 1995 получили ранения. Но врагов положили 11 тыс., 13,5 тыс., капитулировали. В Анапе попался и Шейх-Мансур, он был сослан на Соловки.

Обстановка на Кавказе стабилизировалась. Но правительство понимало, что это временно, распорядилось строить на Кубани новые крепости и переселить 3 тыс. семей донских казаков. И в 1792 г. было решено 6 полков, несущих дежурство на Кавказе, оставить тут насовсем - пусть заберут семьи с Дона и селятся. В полках это известие вызвало возмущение, возглавил бунт Никита Белогорохов . Казаки направили делегатов в Черкасск - выяснить, действительно ли есть такой приказ. За ними самовольно оставили службу и отправились на Дон несколько сот казаков. Их принялись вылавливать, что вызвало в станицах массовые волнения. Грамоту о переселении принимать категорически отказывались. В бунтующие городки были введены войска, несколько тысяч человек перепороли. Но масштабы переселения сократили, на Кубань отправили не 3 тыс., а 1 тыс. семей - тех, кто участвовал в мятеже. Из них составился Кубанский полк.

А между тем оставалась неясной судьба Черноморского Коша. Потемкин выделил ему земли в Приднестровье, центром запорожцев стало село Слободзея . Тут возвели укрепление наподобие Сечи, разместили управление Коша. Сюда казаки перевезли своих родственников, стали заводить хозяйство, основали 25 селений вперемежку с молдавскими. В реляциях о боевых действиях Войску давался эпитет «бесценное», светлейший благоволил к нему. Обещал дать еще земли между Бугом и Днестром, под Кинбурном, Еникальский округ в Крыму, подарил собственные рыбные ловы на Тамани. Но… все это оставалось вилами на воде писано. Когда в 1791 г. кошевой Чепига и войсковой судья Головатый отправились к Потемкину просить более определенно оформить владения, застали его в дурном настроении - лодка с 25 запорожцами была захвачена турками. И светлейший князь делегатов прогнал: дескать, позже поговорим.

А позже его не стало. И война кончилась. Земли, выделенные Кошу, оказались не сплошными, вклинивались делянками между угодий, дарованных вельможам и военачальникам. И уже посыпались жалобы, что закрепощаемые крестьяне бегут к казакам… Очевидно, черноморцев ждала судьба екатеринославцев. Два человека сумели предотвратить это и стали основоположниками казачьей Кубани. Захарий Алексеевич Чепига и Антон Андреевич Головатый . Они были совершенно разными. Чепига - простой неграмотный казак из беглых крепостных. В Запорожье поступил в Кислякивский курень, участвовал в войнах, выдвинулся до полковника Протовчанской паланки. После ликвидации Сечи служил при штабе Потемкина. Головатый был из семьи украинской казачьей старшины. Учился в Киевской академии, но, не закончив ее, удрал в Запорожье. Стал казаком Кущевского куреня. Был лихим казаком, поэтом, слагал песни, прекрасно играл на бандуре. Но в Сечи оценили и его ум, хитрость, образование. С 1768 г. стали посылать в Петербург с делегациями. В 1771 г. он стал писарем Самарской паланки. Потом находился при войсковом судье и кошевом атамане, хотя и нарушил традицию - женился. После упразднения Сечи получил должность капитана-исправника в Новомосковске.

Оба вместе с С. Белым стояли у истоков Коша Верных Казаков. Похоже, что какое-то время были соперниками. Но затем кошевой атаман и войсковой судья (начальник штаба) составили дополняющий друг друга великолепный тандем. Один - настоящий «батько». Прямой, грозный в бою, способный вздуть казака для протрезвения, но и простой, добродушный, доступный для каждого. Второй - тоже доблестный воин, но и прекрасный дипломат, организатор, администратор. Между прочим оба были богатыми людьми, Потемкин приближенных жаловал щедро. Чепиге принадлежали деревня на Херсонщине, дача на Громоклее, Головатому селение под Новомосковском, хутора, мельницы, стада. Они вполне могли бы после войны оставить Войско и зажить состоятельными помещиками. Но были в первую очередь казаками. Душой, а не по названию.

Зимой 1791-1792 гг. Чепига и Головатый пришли к выводу - на Днестре Кошу оставаться нельзя. Сожрут. И в феврале делегация во главе с Головатым выехала в Петербург. «Выбивать» Кубань. Под предлогом того, что «за многолюдством» разместить Войско на Днестре и Буге нельзя. Трудные переговоры шли 4 месяца. Императрица все еще не до конца доверяла запорожцам - а тут они выражали желание обособиться. Но в пользу Коша сыграли волнения донцов, не желающих переселяться. А черноморцы предлагали решение проблемы, их было 12,5 тыс. боевого состава, 10 тыс. членов семей! Головатый умело привлекал в союзники и тех, кто уже раскатал губы на приднестровские земли. Помогал и имидж простоватого, бесхитростного казачуры, который создавал себе Головатый - мог и выпить, и «спивать» под бандуру, и сплясать, вызывая к себе симпатии . 30 июня 1792 г. была подписана Высочайшая грамота, жалующая Черноморскому Войску «в вечное владение состоящий в области Таврической остров Фанагорию со всею землей, лежашей на правой стороне реки Кубань от устья Еи к Усть-Лабинскому редуту».

Еще в ходе переговоров «для осмотру» земли на Кубань поехал войсковой есаул ^ Мокий Гулик , представив Кошу подробный отчет . При этом он на Тамани записал в казаки 114 «разных бурлак». Кстати, случай не единичный. Некоторые казаки не захотели уходить с насиженных мест, зато к черноморцам пристало изрядное число сдружившихся с ними молдаван, украинских беглых. Переселение началось сразу же - чтобы продемонстрировать четкое исполнение приказа императрицы (и пока она не передумала). В августе 1792 г. в море вышла флотилия под командованием капитана Пустошкина - флагманская бригантина «Благовещение», 50 лодок и яхта черноморцев, 11 транспортных судов, сопровождающие крейсера. Они благополучно доставили на Тамань около 3200 казаков . Остальные двинулись посуху - со стадами, обозами. Переселение было тщательно спланировано. Шли несколькими эшелонами, разными маршрутами, чтобы в пути обеспечивать себя фуражом и питанием. Колонна Чепиги зазимовала на Ейской косе, по весне отправилась к Усть-Лабинской крепости. Здесь кошевой установил взаимодействие с генералом Гудовичем, а потом выбрал в урочище Карасунский кут место для «войскового града». Будущего Екатеринодара.

Последние колонны подтянулись летом 1793 г. Еще раньше, когда казаки испрашивали земли на Кубани, они обратились к императрице за указаниями о желаемом внутреннем порядке Войска. Екатерина повелела, чтобы устройство было сообразно с «учреждениями об управлении губерний». Кроме того, ей не нравилось буквальное следование запорожским традициям, и к 38 куреням она велела добавить еще 2 - Екатерининский и Березанский. На основе этих указаний к январю 1794 г. руководством Коша был разработан и обнародован первый законодательный документ черноморцев, «Порядок общей пользы», в котором авторы попытались соединить казачий традиционный уклад с общегосударственным. Учреждались должности городничих, полиция. Но подчинялись они Войсковому правительству из кошевого атамана, войскового судьи, войсковых писаря и есаула .

И Екатеринодар сперва строился по образцу Сечи - земляные валы с пушками, войсковая церковь Св. Троицы, правление Коша, 40 куреней-казарм для «бездомовных» и несущих службу - при Войсковом правительстве «на непредвиденный случай» состояла тысяча казаков. Как и в Сечи, были учреждены паланки, но это слово было неясно русским чиновникам и быстро заменилось на «округа». А основная масса казаков, получив места поселения, основывала слободы, будущие станицы, получившие название запорожских куреней - Пластуновская, Брюховецкая, Кущевская, Кисляковская, Ивановская, Крыловская, Щербиновская, Титаровская, Нижнестеблиевская, Стеблиевская, Минская, Переяславская, Каневская, Шкуринская, Березанская и др. Некоторые названия исказились, и от Куреновского куреня пошла Кореновская, от Тимошевского - Тимашевская, от Жералевского - Журавская…

А времени на мирное устроение почти и не было. Требовалось границу охранять, а в апреле 1794 г. императрица велела послать 2 полка под начальством кошевого атамана в Польшу. Но полки в Черноморском Коше были временными. Знамена, перначи полковникам и есаулам выдавались на время походов, а потом сдавались и хранились в войсковой церкви. Чепиге по дороге в Польшу пришлось сделать крюк - в Петербург. Екатерина пожелала лично познакомиться с ним, и, видимо, только тогда в ней растаяло последнее недоверие. Кошевой ей понравился, был приглашен к ее столу, императрица сама угощала его вином, виноградом и персиками, а на прощание пожаловала саблю, сказав: «Бей, сынок, врагов Отечества!»

Ну а пока кошевой бил их, на Кубани управлял Головатый. Руководил строительством «столицы». При этом, правда, возводил и второй центр, как бы свой «персональный» - в Тамани. Был вообще очень хозяйственным человеком, собирал мастеровых, кузнецов, иконописцев. На свой кошт построил Покровскую церковь в Тамани, соединил «греблей» (каналом) Большой и Малый Карасуны, лично следил за обустройством куренных слобод и кордонов. В Кизилташском лимане оборудовал гавань для флотилии. Было проведено размежевание территорий с Кавказским наместничеством - Черноморское Войско ему не подчинялось, и это оказалось очень важным. Наместничество вовсю регулировало жизнь терцев и линейцев, несмотря ни на какие прежние указы возлагало на них всякие работы и повинности, вводило свои подати: со всех казаков, кроме служащих, брали на содержание почты, судов, местных управленческих аппаратов около 2 руб. в год. Черноморцы же по инерции остались в подчинении генерал-губернатора Таврии, который сидел далеко и в их дела не лез, что позволило Войску сохранить внутреннюю самостоятельность.

Но не успела отгреметь одна война - надвинулась следующая. Поражением Турции решила воспользоваться ее соперница, Персия. Теперь уже она подстрекала горцев против русских. А в сентябре 1795 г. иранская армия напала на Грузию и взяла Тифлис, устроив страшную резню. Екатерина по условиям Георгиевского трактата вмешалась. Отряд Гудовича в 8 тыс. человек совершил труднейший переход через Кавказ, отбросив персов и защитив единоверцев. А весной 1796 г. на Тереке стала сосредотачиваться 35-тысячная армия Валериана Зубова, брата фаворита - для наступления на Азербайджан. Под его командование черноморцам было велено выставить тысячу казаков. На Головатого в это время обрушилась полоса несчастий. Трагически погибла дочь, при родах умерла жена. Отряд в Персию возглавил он - возможно, напросился сам, чтобы на войне преодолеть душевные травмы.

Поход начался успешно. Русские войска взяли штурмом Дербент, без боя заняли Кубу, Баку, Шемаху, Гянджу. Черноморцы рейдировали по Каспию, высадились в Зензелинском заливе и отбили у неприятеля большую партию армян, насильно угоняемых в Персию. Однако завершилась война впустую. Умерла Екатерина Великая, на трон взошел Павел I. Который первым делом начал ломать начинания своей матери. И отменил поход, приказав возвращаться в Россию. Головатый даже на войне не забывал об устройстве новой родины, Кубани. 31 декабря 1796 г., уже планируя возвращение, писал Чепиге: «Слова ваши, говоренные противу Карасунской гребли под дубом, стоящим близ вашего двора, я не забув, а исполнил прошлого года: рыбы напустыв с Кубани, а раков - привезенных с Темрюка на почтовых чрез сутки три воза; но дабы оные могли для настоящего удовольствия всем гражданам расплодиться, да еще оных и по речкам, где ставы есть, развесть, прикажите чрез городничего всем ловящим в ставу рыбу, попадающихся раков возвращать в воду и через два года не истреблять».

Чепига этого письма не получил. Правитель огромной области, он до последнего дня сохранял старые привычки, ходил в простой казачьей одежде, жил холостяком в хате-мазанке. И в этой же хате, заболев, скончался 14 января 1797 г. Лишь для похорон его одели в генеральский мундир, вынесли все ордена и регалии. Кошевым был назначен Головатый. Но и он об этом не узнал. В эвакуирующихся войсках вспыхнула эпидемия малярии. И начала косить личный состав флотилии, вывозящей солдат и имущество. Умерли контр-адмирал Федоров, бригадир Апраксин. Головатый стал командующим Каспийской флотилии. В суматохе дел переносил болезнь на ногах, и 28 января 1797 г. его не стало. На Кубань вернулась лишь половина ушедших казаков. А кошевым атаманом царь назначил войскового писаря Котляревского .
^ 40. О СЛАВНЫХ КАЗАЧКАХ.
В экстремальных условиях приграничной жизни выковался не только характер воина-казака, но и совершенно особый тип женщины - казачки. Когда мы говорим, что казаки освоили и возделали огромные пространства Дона, Кубани, Терека, Приуралья, надо помнить, что в значительной мере это было сделано женскими руками . Мужчины-то постоянно были в походах, на кордонах. А дома оставались старики, дети - и казачки. Они и возделывали поля, огороды, бахчи, виноградники, ходили за скотиной, они вырастили пышные сады, в которых утопали станицы. Они собирали урожай, пекли хлеб, делали заготовки на зиму, стряпали, обшивали всю семью, растили детей, ткали, вязали, могли и хворобы лечить, и хату подправить. Казачка была не только неутомимой труженицей, но и организатором. Номинально руководил большим семейным коллективом старик-дед, но далеко не все казаки доживали до седин. Дед мог быть уже и недееспособным, инвалидом. И работу по хозяйству организовывали бабки, матери, жены казаков. Распределяли домашних, кому чем заниматься, если нужно, нанимали работников и руководили ими. Казачки умели и торговать, чтобы часть продукции обратить в деньги и приобрести необходимое. Подобной инициативы и самостоятельности русские крестьянки не знали. У них-то всегда муж был рядом.

Но казачка умела не только это. При нападении врагов она снимала со стены мужнину саблю и ружье и дралась насмерть, защищая детей или давая им возможность убежать. Как уже отмечалось, 800 казачек участвовали в обороне Азова в 1641 г. А сколько в XVI-XVIII вв. встречается упоминаний о нападениях степняков на донские, терские, кубанские, волжские, уральские, сибирские городки? Если мужчины были дома, казачки укрывали детей и скот, выступали «вспомогательной силой», заряжая ружья, помогая ремонтировать укрепления, тушить огонь, перевязывая раненых. А коли главный защитник семьи отсутствует или уже пал, сама казачка становилась защитницей. Рынки Крыма и Тамани были переполнены русскими и украинскими полонянками, но из казачьих городков хищники угоняли только детей и совсем юных девушек. Казачки в плен не сдавались, сражались до конца.

И мужей ждать умели как никто другой. В походы казаки уходили на годы, часто с одной войны на другую, вернутся ли - неизвестно. А казачки ждали. В Сибири бывало и того круче. Семен Дежнев отсутствовал дома 19 лет! Пока странствовал, сын вырос. Кто его на ноги поднял? Жена. Сама так и не дождалась мужа, умерла, а ребенка вырастила, воспитала, и он казаком стал, как отец . А на Дону, например, когда муж из похода возвращался, казачка, встречая его, первым делом кланялась в ноги коню. Благодарила, что не подвел в боях ее супруга, целым и невредимым доставил домой.

Был и случай, правда, единственный, когда женщина стала войсковым атаманом. В XVIII в. выходец из ханского калмыцкого рода Петр Тайшин принял крещение со своим улусом. А потом калмыцкая орда распалась, начались свары. Князь умер, но его вдова княгиня Тайшина с 2400 подданными в 1739 г. попросила выделить ей землю для оседлого поселения и принять на службу. Подходящее место нашли на Волге, где была построена крепость Ставрополь (ныне Тольятти). Эти калмыки составили Ставропольское Казачье Войско. А княгине были даны полномочия войскового атамана, положено жалованье в 500 руб. . Остальным старшинам также было назначено жалованье - по уровню офицеров Войска Донского. А рядовые казаки несли службу с земельных наделов. К Войску приписали тысячу отставных солдат и 2,5 тыс. крестьян. Солдаты должны были обучить калмыков гарнизонной и сторожевой службе, крестьяне - земледелию. Постепенно они смешивались, главной обязанностью ставропольцев являлась охрана Самарско-Уфимской линии - ответвления Самарско-Оренбургской. По призыву царя Войско выставляло 1 полк на войну. А княгиня Тайшина руководила ставропольцами до конца жизни.

Известны и случаи, когда казачки прославились в качестве воинов. Ранее говорилось, что в 1770-1771 гг. на Кавказ были переведены 517 семей из Волжского Войска, основав 5 станиц, по 100 семей на каждую. Драки тут шли постоянно, а вдобавок началась война с турками, которые подбили горцев к массированным нападениям. В июне 1774 г. 9-тысячное войско татар и чеченцев обрушилось на Наурскую. Станица еще и не была отстроена, из оборонительных сооружений был насыпан земляной вал с несколькими пушками. А все строевые казаки ушли в поход - разведка у горцев работала хорошо, и они рассчитывали на легкую добычу. Но за оружие взялись казачки! И отметим, это были не гребенские казачки, привычные к здешнему военному быту, а приехавшие с относительно спокойной Волги. Но полторы-две сотни женщин со стариками и малолетками храбро встретили полчище врага. Били из ружей, рубили и кололи лезущих на валы, перетаскивали с место на место тяжелые пушки, встречая атаки картечью. Осада длилась 2 дня, и противник, оставив сотни трупов, ушел ни с чем. В память этой победы 10-11 июня в Наурской отмечался «бабий праздник».

Задолго до девицы-улана Дуровой прославилась и донская казачка ^ Прасковья Куркина . По преданиям, зафиксированным в дореволюционных источниках, она была молодой симпатичной вдовушкой из станицы Нагавской и вела не очень строгий образ жизни. Однажды, в 1792 г., учинила пожар, за что, по казачьим законам, следовало крепко вздуть. Но Прасковья скрылась. Переоделась в мужскую одежду, взяла оружие - вероятно, оставшееся от супруга, оседлала лошадь и направилась на польскую войну. Выдала себя за мужчину и вступила в казачий полк Балабина . Участвовала в боях, была ранена, за неоднократные отличия получила чин урядника. Хотя остается сомнительным, как же казаки ее не раскусили. В отличие от офицерши Дуровой, казачка крепостных денщиков не имела, и при первом же купании коней правда должна была открыться. Скорее, все же знали, да помалкивали. И, наверное, не случайно полковник Балабин взял «казака Куркина» к себе ординарцем. Но воевала Прасковья храбро, была произведена в хорунжие, а потом и в сотники. После войны в 1794 г. вернулась в станицу, и о прежних прегрешениях больше не вспоминали, весь Дон признал ее героиней . Однако дальнейшие похождения Куркиной - например, как казаки посылали ее с ходатайством к императрице, очевидно, относятся к области легенд, и оставляю этот вопрос тем, кто сумеет исследовать его более детально.

Кстати, жизнь казачек в XVII-XVIII вв. (а отчасти и в XIX) вообще исследована очень слабо. Конечно, их быт во многом отличался от картин «Тихого Дона», от того, что нам известно по предреволюционным воспоминаниям. Точно так же, как и казаки Первой Мировой во многом отличались от своих предков времен Суворова. Так, примеры с обороной Наурской и Куркиной показывают, что казачки хорошо умели стрелять (в том числе из пушек), владели холодным оружием. Когда они этому учились? Где? Допускали ли их в юности к тренировкам наряду с казачатами? Или учили матери, отцы, мужья - на всякий случай? Ответа мне ни в одном источнике найти не удалось. Но известно, допустим, что на Тереке казачки еще и в ХХ в. были отличными наездницами, умели стрелять. Вообще либеральные авторы склонны были описывать жизнь казачек в самых черных тонах. Дескать, несчастные женщины - вся жизнь только до свадьбы, а дальше «домострой», забитое «закрепощенное» существование. Вот уж нет! Тут все зависит от точки зрения. Ведь с либеральных позиций и судьба казаков выглядела ох какой безрадостной - надо ж, обязательная служебная лямка, и на всю жизнь! Но казакам такая жизнь нравилась, и другой они не желали. Так же и казачки гордились своей участью.

Внешне отношение казака к женщине и впрямь могло показаться грубоватым, с демонстрацией собственного превосходства, но на самом деле оно было рыцарским. Атаман Платов в 1816 г. в приказе по Войску Донскому писал о казачках: «Пускай верность и усердие их, а наша за то к ним признательность, взаимное уважение и любовь, послужат в позднейшем потомстве правилом для поведения жен донских». По обычаям, казачка пользовалась таким уважением и почтением, что в наделении ее дополнительно еще и мужскими правами не нуждалась. И наоборот, казак и даже станичный атаман не имел права вмешиваться в женские дела. Казачка не участвовала в кругах, не имела голоса на сходах, ее интересы представляли отец, муж, брат. Но одинокая женщина могла выбрать себе любого ходатая из числа станичников. А вдова или сирота находилась под личной защитой атамана и совета стариков, а если этого недостаточно, могла и сама обратиться к сходу. Разговаривая с женщиной на кругу или сходе, казак обязан был встать, а если она пожилых лет - снять шапку.

На станичных праздниках казачка, пусть и замужняя, могла плясать с любым казаком. С любым могла чесать языки на улице, невинно пококетничать. И чтобы опровергнуть мифы о «домострое», достаточно открыть повесть Л.Н. Толстого «Казаки». Описывается не какая-нибудь станица, а старообрядческая. Но поведение казачек очень даже свободное (уж по крайней мере по сравнению с Центральной Россией). Девушки, вводя в немалый соблазн офицеров, крутятся по двору в одних рубашках на голое тело. И от вина не отказываются, вечеринки устраивают с мужчинами и поцелуями. Словом, ведут себя «на грани». Но вот чтобы перейти эту грань - тут уж ни-ни! Тут вступало в силу понятие чести. А свою честь казачки ставили очень высоко.

Какими-либо комплексами в сфере взаимоотношения полов казачки не страдали, никаких «секретов» для них эта сфера не представляла. Да и как иначе, если занимались скотоводством, с детских лет видели, что как происходит? Во многих местностях и в баню ходили целыми семьями. В Сибири и Забайкалье баня часто вообще строилась одна на станицу, совместное мытье мужчин и женщин считалось делом вполне естественным. Но это, опять же, совершенно не подразумевало чего-то большего. Одно дело - знать. А другое - понимать, что допустимо, а что нет. Степень того, что может себе позволить казачка, зависела от ее семейного положения. Вольность в общении с мужчинами, откровенность разговоров, шуток, допустимый флирт были разными для девиц, замужних, вдов. Но и для казака было позором преступить дозволенное. И чтобы не ошибиться, существовала система «опознания» по женским кольцам. Серебряное на левой руке - девушка на выданье, на правой - уже просватана. Кольцо с бирюзой - жених служит. Золотое на правой руке - замужняя. На левой - разведенная или вдова.

Впрочем, при общей высокой нравственности казачек допускались и некоторые отклонения. Так, если вдова строго соблюдала себя, это ценилось. Но и в тех случаях, если она, особенно бездетная, привечала мужчин, это общественной моралью не осуждалось. И когда в станице жили одна-две «веселых вдовушки», на такое смотрели сквозь пальцы (примеры можно также найти у Толстого). А Пушкин записал разговор казаков, возвращавшихся с кавказской службы - стало известно, что у одного из них женушка погуливала, и обсуждалось, как лучше поступить, проучить ее или простить? И казаки пришли к выводу: лучше простить . И часто прощали, даже прижитых «нахалят» своими признавали - тут уж речь шла о сохранении чести семьи, благополучии хозяйства. Но у казаков существовал и развод, даже когда его юридически в России не было. Для этого, например, старообрядцы переходили в официальное православие или наоборот - и брак, заключенный в «другой вере» считался недействительным . Тем не менее, к разводу казачья мораль относилась весьма отрицательно.

Казачками становились не только от рождения. Когда казак женился на крестьянке, отбитой полонянке, захваченной черкеске или турчанке, она автоматически приобретала статус полноправной казачки. Станичницы, как правило, относились к такой женщине доброжелательно (если она сама не вела себя вызывающе). Ей прощали незнание обычаев, не характерные для казачки поступки. Женская община негласно брала ее под свое покровительмство и учила, «вживала» в свою среду. Ну а если еще раз вернуться к утверждениям о «закрепощении» казачек, то не лишне задаться вопросом, а кто же их «закрепощал»? Мужчины? Но как же они могли «закрепостить», если годами отсутствовали? И их собственное благосостояние зависело от жены? Нет, быт и труды казачки определяло осознание ею самой своего особого долга. Точно так же, как казак считал своим долгом службу, так и казачка видела высший долг в том, чтобы обеспечить службу мужа, братьев, сыновей. Кстати, а ведь деятельность армейских органов тыла и снабжения тоже всегда считалась воинской службой, пусть и не боевой. Поэтому, если уж разобраться, то и труды казачек являлись некой разновидностью казачьей службы. Не строевой, не полковой, но в понимании службы воинов Христовых.

РЕДУТ АХТАР-БАХТАР

13 марта 1792 года (за 5 месяцев до начала переселения Черноморских казаков на Кубань) из Слабодзеи, что на берегу Днестра, выезжает отряд казаков в 50 человек во главе с Мокием Гуликом. Это был разведывательный поход по Кубанским степям и плавням, предпринятый казаками, которые были уверенными, что эта территория будет им пожалована Екатериной II. Экспедиция была хорошо продумана, составлена подробная инструкция, выбран добросовестный и уважаемый в войске человек, каким был М. Гулик. Задача была не из легких: необходимо было объехать территорию, осмотреть и оценить ее.

Все увиденное в походе М. Гулик отобразил в своем отчете -«Ведомость о положении Тамани и Кубанской земли». Этот документ сохранился до наших дней и является одним из наиболее ценных документов Государственного архива Краснодарского края. где имеется интересующая нас запись: «…С Азовского моря, не доезжая до оного редут, называемый Ахтарь-Бахтарь, от косы влево пойшлы… соляные озера». Из содержания этих строчек видно, что команда М. Гулика весной 1792г. побывала на том месте, где в наше время располагается г. Приморско-Ахтарск. Это очень важный момент! Ведь Мокий Гулик, как военный человек не мог ошибиться и четко указал «редут». По словарю В. Даля это «полевое укрепление, место, окруженное рвом и валом; небольшое временное укрепление для защиты чего-либо» .

Значит на месте современного Приморско-Ахтарска весной 1792г. находился заброшенный редут – земляная крепость, временное укрепление. Когда и кем она была построена? Кому принадлежало в прошлом? Точнее говоря, в недалеком прошлом, иначе бы все признаки земляного укрепления были бы безжалостно уничтожены временем.
Заглянем на полвека назад, в далекий от нас 1739 год. Открываем 1-й Том «Истории Кубанского казачьего войска», написанной Кубанским историком Ф.А. Щербиной, где он рассказывает о походе на Кубань русских солдат, донских казаков и калмыков в ходе русско-турецкой войны 1735 -1739 г.г. Целью похода являлись крепости Ачуев, Темрюк и Тамань.

Все они располагались на побережье Азовского моря и Керченского пролива. Добраться до них из-за плохих дорог, даже правильнее сказать, из-за полного их отсутствия, было чрезвычайно трудно. Поэтому было принято решение двигаться вдоль берега моря: по воде – флотилия, а вдоль берега казаки и калмыки. Так они добрались до «урочища Ахтар-Бахтар, надо полагать, в местность, «где потом основан был черноморскими казаками Ахтарский поселок или Ахтари» – писал Ф.А.Щербина. «Вследствие полного незнакомства с местностью» попали казаки в «непроходимые заливы, соленые озера и великие грязи». Флотилия располагалась на берегу протока у большого городища. Конница нашла это урочище и при нем городище». Нас интересует только описание Ахтарской косы, сделанное Ф.А. Щербиной, поэтому о дальнейшем ходе событий можно прочитать в его «Истории…» на указанных страницах. Добавлю только, что было принято решение переправить конницу через Ахтарский залив и дальше к Ачуеву двигаться вдоль побережья моря.

Давайте проанализируем те сведения, которые мы «выудили» из этих строк.
Во-первых, упоминается «протока» – это, вы уже поняли выход из системы Кирпильских лиманов в Ахтарский залив. В древности и в описываемый период р. Кирпили была значительно полноводнее, чем сейчас. Около двух тысяч лет назад по лиманам и реке можно было на судах средней величины добраться до современной ст. Роговской, что и делали древние мореплаватели, приходившие к нам даже из далекой Греции.
Во-вторых – понятия «урочище» – «городище». Под урочищем понимается «любая часть местности, отличная от окружающей» (Советский энциклопедический словарь). Словарь В. Даля так объясняет это слово: «всякий природный знак, мера, естественный межевой признак, как речка, гора, овраг, гривка, лес и пр.

Встарь принимали за урочище и одиночное дерево, пень…» Если это все осмыслить, то получается, что отряд оказался в местечке Ахтарь-Бахтарь, которое чем-то отличалось от окружающей местности. По всей вероятности основным отличием являлось «городище». Это слово трактуется как «остатки древнего укрепленного поселения или города» (Советский энциклопедический словарь). Со времен проживания в нашем районе меотов (II в. до н.э. – II н.э.) осталось около 20 городищ, которые протянулись цепочкой от ст. Роговской – до г. Приморско-Ахтарска. В городской черте Приморско-Ахтарска имеются подобные городища в районе х. Аджановский, около железнодорожного вокзала и один слева от дороги на х. Садки. Скорее всего, флотилия лодок располагалась у этого городища, имеющего название «Терноватый».

Итак, в 1739 году в урочище «Ахтар-Бахтар» имелись остатки древнего поселения и больше ничего, что задержало бы внимание пытливого человека. А как же быть тогда с описанием М. Гулика, где он четко указал «редут Ахтар-Бахтар»? Ведь такой опытный человек, каким он был, не мог ошибиться.
Ответ можно найти в книге В.А. Соловьева «Суворов на Кубани», в который он пишет, что к 1747 г. был построен «редут Ахтар-Бахтар». По всей видимости, желая обезопасить себя от нового вторжения по берегу Азовского моря, на меотском городище и был построен редут, получивший название «Ахтар-Бахтар». К 1777 году территория Правобережной Кубани начинает осваиваться Россией, по реке Кубани создается укрепленная линия. Ахтар-Бахтар, Ачуев и другие укрепления противника теряют свое военное назначение и оставляются ими. Вот этот заброшенный редут и был осмотрен в 1792 г. экспедицией М. Гулика.

Примечания:
1. Мокий Гулик – родился в 1728г ., службу начал в 1757г. рядовым казаком. Служил ревностно и усердно, получая чины, должности и награды.
В 1788 г. дослужился до чина премьер-майора, а в 1799 году стал подполковником. Боевой путь трудный и славный, множество ранений. В 1798г., с опозданием был пожалован орденом Святого Георгия 4-й степени. Замещал в 1797-1798 годах Войскового атамана, затем, «исправлял должность войскового судьи». В 1800 г. уволен со службы с «пенсионным довольствием». Все свое имущество завещал г. Екатеринодару и Екатерино-Лебяжескому монастырю. Умер в 1807г. глубоким стариком.

2. Русско-Турецкая война (1735-1739) велась Россией и Австрией за пересмотр Прутского договора (1711г.), за выход к Черному морю, а также с целью пресечения набегов крымских татар. Велась бестолково и завершилась безуспешно. По Белградскому договору (1739г.) Россия обязывалась опять разрушить укрепления Азова, ей запрещалось иметь военные и торговые корабли на Черном и Азовском морях. Россия получила право построить крепость вблизи донского острова Черкасского, а Турция в устье р. Кубань.

ИСТОРИЯ села ЧАРЫШСКОЕ! На реке Чарыш в 310 км к югу от Барнаула расположилось село Чарышское. Своими корнями этот населенный пункт уходит во времена активного продвижения русских на территорию Алтая, а возникновением обязан появлению в 1765 году в этом районе форпоста, заселенного терскими и донскими казаками. Это фортификационное сооружение входило в так называемую Кузнецко-Колыванскую сторожевую линию, и должно было предотвращать набеги воинственных джунгар, которые угрожали не только русским селениям на территории Алтая, но и казахским жузам, вошедшим в состав Российской империи в правление императрицы Анны Иоанновны. Сторожевые укрепления форпоста занимали площадь в 3 гектара, а периметр равнялся 760 метрам. За крепостным валом начинался ров, шириной от 4 до 10 метров и глубиной более полутора метров. Внутри располагались штаб, батальонный госпиталь, солдатская казарма, канцелярия, караульня, казначейство, оружейная, артиллерийский сарай и пороховой погреб. До конца восемнадцатого столетия казаки исправно несли свою службу, но постепенно, с изменением внешнеполитической ситуации и положения России в Сибири и на Дальнем Востоке, военное значение форпоста стало снижаться. К началу XIX века он окончательно утратил военное значение и постепенно пришел в запустение. На его же месте возникло казачье поселение. Отличительной чертой, выделявшей Чарышскую станицу среди остальных алтайских поселений, была однородность его населения. В 1901 году из 3703 её жителей 3434 были казачьего сословия. К 1911 году в селе существовало три церкви, молитвенный дом, казачье училище. Однако, в это же время начинает размываться социальная монолитность населения станицы. Поток переселенцев, хлынувший из центрально-европейских губерний России, постепенно привел к нивелированию преобладающего положения казачества. После революции местное казачество, как и по всей остальной России, подверглось преследованию и расказачиванию и только в постсоветский период в Чарышском вновь началось возрождение старинных традиций. Сегодня село Чарышское - это районный центр, насчитывающий более 3 тысяч жителей. В нём имеются маслосыродельный завод, два лесхоза, типография, медучреждения, школа, Дом русской традиционной культуры, краеведческий музей. В последние годы весьма интенсивно в Чарышском, как и в районе в целом, развивается туристический сектор. На берегу реки Чарыш открылись сельские усадьбы и туристические комплексы (турбаза "Зеленый дом Горный Чарыш"), которые организуют сплавы по Чарышу, экскурсии. конные прогулки. Село Чарышское по праву славится своей природой. Окруженное вершинами Бащелакского, Тигирецкого, Коксуйского и Коргонского горных хребтов, расположившееся в месте впадения в реку Чарыш трёх более мелких речушек (Табунка, Сосновка и Бараушка), оно оставляет весьма приятное впечатление у каждого, кто посещает его. Климат в этой местности относится к умеренно континентальному типу, с теплым, но без изнуряющей жары, летом и умеренно холодной зимой. Доехать до Чарышского проще всего по федеральной трассе А-349 Барнаул - Рубцовск до Алейска и затем от Алейска до Чарышского через райцентр Усть-Калманка. Расстояние до Барнаула составляет около 300 км. От Алейска до Чарышского дорожное покрытие практически везде асфальтированное, хотя и разного качества, есть участок гравийки около 5 км (другие дороги района - гравийные и грунтовые). На автомобиле это расстояние можно преодолеть примерно за 4-5 часов, с учётом того, что в отличие от М-52 трафик на магистрали А-349 не слишком напряженный. Из Барнаула в Чарышское также ходит рейсовый автобус, время в пути - семь часов. Ближайшая железнодорожная станция располагается в Алейске на расстоянии 183 км от Чарышского. От Чарышского можно по вполне сносным гравийным дорогам проехать через перевальчик до райцентра Солонешное, и далее в сторону Белокурихи и Бийска. К природным достопримечательностям, которые стоит посетить во время посещения села, прежде всего, относится река Чарыш, славящаяся своей чистотой и прозрачностью. Несмотря на достаточно быстрое течение, и схожесть по своему характеру с горными реками, Чарыш - теплая река, весьма пригодная для купания. Впечатляют и природные пейзажи, обрамляющие русло этой водной артерии Чарышского района. Следует упомянуть гору Мохнатую, расположенную недалеко от села. Она известна тем, что прихотью природы представляет собой скопление скальных выходов весьма причудливой формы, своеобразную горную скульптурную композицию, часто фигурирующую под названием «Трезубец». В 15 км от села Чарышское располагается ещё одна гора, известная под именем «Стожок». Свое наименование она получила благодаря тому, что составляющий её каменный останец, высотой около 20 м, сильно смахивает на стог сена. Рядом с горой находится тихая речная заводь, весьма удобная для купания. Недалеко от этой природной достопримечательности проходит автомобильная дорога. Чуть выше села, возле речки Табунка, обустроен пруд, по берегам которого высажены деревья. Инициатором обустройства и главным автором этого водоёма стал местный житель, ветеран ВОВ Г.М. Пахомов. Он же запустил в пруд рыбу и построил рыбацкий домик на берегу. Его же авторству принадлежит и подвесной 240-метровый Кусков мост, существующий в селе и поныне, хотя и несколько обветшавший. Если же говорить о культурно-исторических достопримечательностях села Чарышское, то следует несколько слов сказать о районном краеведческом музее. Он размещается в старинном казачьем доме, чья постройка датируется 1825 годом. До сих пор в нём сохранены в целости элементы изначального интерьера, планировка и деревянные украшения. Не одно десятилетие собирая по всем уголкам района свои экспонаты, сотрудники музея в его фондах сосредоточили 5,5 тысяч артефактов, в основном имеющих историко-этнографический характер. Среди музейных экспозиций наибольший интерес представляют этнографическая, археологическая, войн ХХ века и зал природы Чарышского района. Кроме того, посещающие его туристы имеют возможность приобрести различную сувенирную продукцию, которая выставляется специально созданной выставкой-распродажей. Среди посетителей наибольшей популярностью пользуется коллекция предметов традиционного казачьего быта. Редким и весьма ценным памятником деревянного церковного зодчества является построенная в селе Чарышское в 1795 году церковь Казанской иконы Божьей Матери. Единственным отличием от изначального вида является перестроенный купол, в остальном же постройка сохранила свой первозданный облик. Вообще в селе сохранилось достаточно много исторических памятников архитектуры. Это и канцелярия станичного атамана, и лавка купца Шестакова, принадлежавший ему же жилой дом, здание двухклассного начального училища постройки середины XIX века. Среди других сельских достопримечательностей можно еще назвать мемориал воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, и памятный крест чарышским казакам, сложившим свои головы в годы Гражданской войны. Через село Чарышское проходит набирающий в последнее время популярность туристский маршрут «Казачья подкова Алтая». Он проложен по местам расположения объектов Колывано-Кузнецкой оборонительной линии XVIII-XIX веков. Туристы, прибывающие по нему в Чарышское, как бы окунаются в прошлое, в неспешное течение жизни дореволюционной казачьей станицы. Казачьи старинные песни, джигитовки, посещение мест, связанных с историей чарышского казачества, славной и трагичной, - всё это производит весьма сильное впечатление. Оно ещё более усиливается в силу того, что, несмотря на все коллизии истории, жители Чарышского смогли сберечь казацкие традиции и дух, придающие своеобразную уникальность этому месту. Недаром здесь существует знаменитый казачий хор, который неоднократно становился лауреатом различных краевых и всероссийских фестивалей и конкурсов. Богатство местного этнографического материала нашло отражение в разнообразном репертуаре коллектива: казачьи народные, фольклорные песни, обрядовые спектакли. Что касается приёма и размещения туристов, то в селе Чарышское и вплотную примыкающем к нему селе Красный Партизан имеется несколько гостевых домов и туристических комплексов.



Загрузка...
Top