Социальная структура киевской руси. Управление и социальная структура киевской руси

2.1 Социальная структура Древней Руси

Социальная структура Древней Руси была сложной. Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась смердами. Они жили и в крестьянских общинах, и в вотчинах. Разорившиеся крестьяне брали у феодалов в долг ссуду - "купу" (деньги, урожай и проч.), отсюда и их название - закупы. Человек, лишившийся своего социального статуса, становился изгоем. На положении рабов находились челядь и холопы, пополнявшиеся из числа пленников и разорившихся соплеменников.

Зависимому люду противостояло свободное население, называемое людьми (отсюда сбор дани - "полюдье"). Социальную верхушку составляли князья из рода Рюриковичей, окруженные дружиной, которая делилась с XI в. на старшую (бояре) и младшую ("детьцкие", отроки, милостники). "Новая дружинная и земская (земские бояре) знать, занявшая место прежней родоплеменной, представляла своеобразную аристократическую прослойку, поставляющую политических лидеров". Свободное население состояло преимущественно из жителей городов и сел, мужей-общинников, которые и создавали значительную часть общественного богатства. Они являлись социальным стержнем общественно-политической и военной организации в Древнерусском государстве. Выражалось это в следующем.

Свободные общинники имели собственную военную организацию, по боевой мощи намного превосходившую княжескую дружину. Это было народное ополчение во главе с предводителем - тысяцким (само ополчение называлось "тысяча"). Верховным органом власти в русских землях X-ХП вв. было народное собрание "старшего города" - вече, являвшееся высшей формой самоуправления. По мнению Л.И. Семенниковой, в древнерусском обществе господствовал идеал народоправства, коллективного общинного управления: "Князь в Киевской Руси не был в полном смысле слова государем ни в восточном, ни в западном варианте... Приезжая в ту или иную волость, князь должен был заключить "ряд" (договор) с народным собранием - "вече". А это значит, что он тоже был элементом общинной власти, призванной блюсти интересы общества, коллектива; Состав веча был демократичным. Древнерусская знать не обладала необходимыми средствами для его полного подчинения. С помощью веча народ влиял на ход общественно-политической жизни"

Мнение Л.И. Семенниковой о народном характере веча разделяют многие ученые, в том числе И.Я. Фроянов, А.Ю. Дворниченко. В то же время в науке бытует взгляд на вече как на узкосословный орган власти, куда простой люд не мог попасть (В.Т. Пашуто, В.Л. Янин и др). Иная точка зрения сводится к следующему: вече стало пережитком на Руси уже к XI в. и собиралось в исключительных случаях, а в качестве высшей формы власти оно вплоть до XV в. существовало только в Новгороде, Пскове и отчасти в Полоцке.

Вече играло заметную роль в политической жизни Древней Руси, поэтому политический строй того времени можно назвать вечевой демократией.

Анализ социально-политической обстановки в Киевской Руси приводит к выводу о том, что народ являлся активной политической и социальной силой, опиравшейся на традиции свободы и общественные институты, восходящие к древности, но строившиеся на территориальной основе. Посредством веча народ часто решал, кого из князей "посадить на стол", обсуждал вопросы войны и мира, выступал посредником в княжеских конфликтах, решал финансовые и земельные проблемы. Что касается знати, то она еще не выделилась в отдельное замкнутое сословие, не превратилась в социальное целое, противостоящее основной части населения.


3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Древнерусское государство по форме правления представляет собой раннефеодальную монархию. Кроме монархического элемента, который, несомненно, является основой, политическая организация русских княжеств киевского периода имела также сочетание аристократического и демократического правления.

Монархический элемент представлял собой князь. Во главе государства стоял Великий князь киевский, который, однако, в Древней Руси не был самодержавным правителем (а скорее был "первым среди равных"). Его братья, сыновья и дружинники осуществляли: 1) управление страной, 2) суд, 3) сбор дани и пошлин.

Главной функцией князя была военная, первой обязанностью - оборона города от внешних врагов. Среди других функций - судебная. Он назначал местных судей разбирать дела среди своих подопечных. В важных случаях судил сам как верховный судья.

Аристократический элемент был представлен Советом (Боярской думой), в который входили старшие дружинники - местная знать, представители городов, иногда духовенство. На Совете как совещательном органе при князе решались важнейшие государственные вопросы (полный состав совета созывался в случае необходимости): избрание князя, объявление войны и мира, заключение договоров, издание законов, рассмотрение ряда судебных и финансовых дел и др. Боярская дума символизировала права и автономию вассалов и обладала правом "вето".

Младшая дружина, включавшая боярских детей и отроков, дворовую прислугу, как правило, в Совет князя не входила. Но при разрешении важнейших тактических вопросов князь обычно советовался с дружиной в целом. Распространено мнение, что бояре были совершенно свободны в своей службе князю. Боярин всегда мог покинуть его двор или поступить на службу к другому князю. Однако, с тех пор как бояре стали собственниками земельных владений, они могли поступить так, только пожертвовав своими правами на землю. Иногда случалось, что боярин, который был владельцем земли в одном княжестве, служил князю другого. Но, тем не менее, обычно рост земельных владений заставлял бояр чаще сочетать свои интересы с княжеством, где они жили.

С участием князей, знатных бояр и представителей городов собирались и феодальные съезды, на которых рассматривались вопросы, затрагивающие интересы всех княжеств. Формировался аппарат управления, ведавший судопроизводством, сбором пошлин и тарифов. Из числа дружинников князь назначал посадников - наместников для управления городом, областью; воевод-предводителей различных военных отрядов; тысяцких - высших должностных лиц (в так называемой десятичной системе военно-административного деления общества, восходящей к догосударственному периоду); сборщиков поземельных податей - данников, судебных чиновников - вирников, подъездных, сборщиков торговых пошлин - мытников. Из состава дружины выделялись и управители княжеского вотчинного хозяйства - тиуны (впоследствии они становились специальными чиновниками правительства и включались в систему государственного управления).

Демократический элемент управления обнаруживается в городском собрании, известном как вече. Это был не орган представителей, а собрание всех взрослых мужчин. Для принятия любого решения было необходимо единодушие. На практике случалось, что это требование приводило к вооруженным столкновениям между спорившими на вече группами. Проигравшая сторона вынужденно соглашалась с решением победителей. Вече в столице княжества оказывало влияние на вече менее крупных городов. В XI-XII вв. вече попало под влияние социальных верхов, утрачивая функции управления и самоуправления.

Важной особенностью Киевской Руси, сложившейся вследствие постоянной опасности, особенно со стороны степных кочевников, стало всеобщее вооружение народа, организованное по десятичной системе (сотни, тысячи). Именно многочисленное народное ополчение зачастую решало исход сражений, и подчинялось оно не князю, а вече. Но как демократический институт оно уже в XI в. стало постепенно терять главенствующую роль, сохранив свою силу на несколько столетий лишь в Новгороде, Киеве, Пскове и других городах, продолжая оказывать заметное влияние на ход общественно-политической жизни Русской земли.

Социальная структура Киевской Руси.

    Сформировать представление и овладеть знаниями об основных социальных слоях Киевской Руси, их правах и обязанностях, отношениях к собственности;

    Умение оперировать полученными знаниями, сравнивать и анализировать полученные факты с изучаемыми ранее (социальная структура Западной Европы) и современной действительностью;

    Приобщение учащихся к социальной и культурной истории России для глубокого понимания современной истории государства.

Понятия: мужи (бояре) – высший слой свободных людей в древней Руси;

люди – средний класс;

смерды – ограниченно-свободные люди;

закупы – общинники, шедшие за «купу» (ссуду) в долговую кабалу, проценты которой отрабатывались работой на поле ссудившего;

рядовичи – люди, заключавшие договор (ряд) жить и работать на господина на определенных условиях;

холопы (челядь) – рабы на Руси;

вервь – территориальная община свободных земледельцев;

вира (вергельд) – плата за жизнь (штраф);

вотчина – наследственные земельные держания.

Источники к уроку: текст Русской Правды

Ход урока:

I. Организационный момент. Постановка темы урока, целей урока.

II. Повторение. Фронтальный опрос.

    Что такое социальная сфера жизни общества, изучение каких вопросов жизни человека она охватывает? (положение человека в обществе, деление общества по признакам экономического, юридического, политического разделения)

    Какие группы населения Средневековья в Западной Европе вы знаете? (феодалы, духовенство, крестьянство, горожане)

    Что такое сословие? (группы людей, обладающие правами и обязанностями, передающимися по наследству)

    Какие сословия вы можете назвать? (дворянство, духовенство и городское сословие)

    Какие еще общности людей в средние века в Европе вы можете назвать? (крестьянская община, цеха ремесленников, рыцарские ордена, монашеские ордена)

    Какие слои общества в нашей современной жизни вы можете назвать?

    По каким признакам разделяются люди в наше время?

III. Новая тема.

1. Краткое ознакомление с уже изученными категориями населения: князь и дружина, сельские общинники, горожане-ремесленники, купцы, их основные занятия.

Работа с учебником и Русской Правдой

    Заполнение таблицы параллельно с изучением текстов. (приложения 1)

    Рассматриваем проблемы критериев социальной стратификации (по Правде Ярославичей):

    Статус государственного мужа

    Наличие собственности

    Личная свобода

2. Положение нового социального слоя на Руси – духовенства , появившегося с принятием христианства:

    митрополит - глава церкви с резиденцией в Киеве (собор Святой Софии), присылавшийся из Константинополя;

    епископы – церковные наместники, подчиненные митрополиту;

    белое духовенство – священники, служившие в городских и сельских церквях;

    черное духовенство – монашество;

    изгои – люди, находящиеся под защитой церкви, потерявшие свой прежний статус.

3. Земельные отношения .

Собственниками земли на Руси были многие слои населения, так как земля могла покупаться и продаваться без запретов – сословной замкнутости еще не было (в отличие от Западной Европы, где вся земля принадлежала к X в. феодалам):

    князья (присваивали земли, завоевывали, захватывали свободные земли);

    церковь (земли дарились князем в собственность);

    бояре и дружинники (давалась за службу в наследное держание – вотчина или отчина);

    свободные общинники (собственность общины, делилась на участки между общинниками);

    смерды (постоянные пользователи государственной (князя или города) земли, которую не могли продать, завещать и т.д., платили дань государству за землю и несли повинности).

4. Положение женщины в Киевской Руси .

Краткое сообщение о жизни женщины. Ученики вспоминают сведения о положении женщины из пройденного материала.

IV. Обобщение.

Документы и вопросы к нему.

    «Если …. убежит от господина (не расплатившись с ним за ссуду), то становится полным холопом; если же он пойдет искать денег с разрешения господина или побежит к князю и его судьям с жалобой на обиду со стороны своего господина, то за это его нельзя делать холопом, но следует дать ему суд».

Вопросы:

    Определите документ, из которого взят этот отрывок.

    О ком идет речь в документе?

    Назовите другие источники холопства в Древнерусском государстве

    В XII-XIII в. государственный сектор экономики на Руси продолжал оставаться ведущим, но развитие иного (параллельно существовавшего) сектора вело к усилению самостоятельности членов старшей дружины князя – бояр. Это вело к распаду дружины. Часть ее членов превращалась в самостоятельных феодалов. Другая часть становилась членами организации, безоговорочно повинующейся князю и ставшей преемницей младшей дружины.

Вопросы:

    Как называлась эта организация?

    Как назывались члены этой организации?

V. Заключение.

    В X – XII вв. в Киевской Руси начали складываться основные слои общества, разделяемые по экономическому и политическому признаку.

    В этот период, по сравнению с Западной Европой, не сложилось еще юридической обособленности социальных групп, общество было мобильным.

    Хозяйство было рыночным (денежным), а не натуральным. Поэтому говорить о том, что в Киевской Руси к XII в. начали складываться феодальные отношения, не представляется точным. Политические строй и экономика Киевской Руси были схожи с Византийским укладом, где преобладали рыночные отношения под покровительством государства.

VI. Домашнее задание: § 9, составить текст с использованием понятий по теме.

Приложение 1

Социальная стратификация Киевской Руси

Свободные

Зависимые

Мужи – высший слой свободных людей – бояре.

Духовенство.

Люди – средний класс.

Ограниченно-свободный слой.

Челядь (холопы) – лично-зависимое население.

1. Служилая аристократия - дружина князя (старшая).

2. Аристократия по праву - потомки племенной аристократии, люди, разбогатевшие на торговле.

1. Белое духовенство – церковные служители церковных приходов.

2. Черное духовенство – монахи.

1. Свободные сельские жители, организованные в верви (общины).

2. Городские жители: «житьи люди», имевшие собственность в виде промышленных предприятий и «молодшие люди» - ремесленники, наемные рабочие.

3. Купечество – торговые люди.

4. Отроки, гридня - младшая дружина.

1. Смерды - сельские жители, подчиненные княжеской власти или городу – государственные крестьяне.

2. Рядовичи – люди, заключившие договор (ряд), согласившись жить и работать у господина на условиях.

3. Закупы – общинники, шедшие в долговую кабалу за ссуду (купу), ведя при этом собственное хозяйство.

Военнопленные и добровольно продавшиеся в рабство от нужды.

Не имели гражданских прав, собственности (кроме одежды и личных принадлежностей).

Использовались хозяевами как слуги и полевые работники.

Могли выкупиться, бежать или их отпускал хозяин.

«за голову боярина княжеского, или граждан именитых взыскать 80 гривен или двойную виру»

«за княжеского отрока или гридня …, за всякого людина – 40 гривен или виру»

«за холопа нет виры, но кто убил его безвинно, должен платить господину …. 5, 6, 12 гривен » (в зависимости от занятия раба).

ВВЕДЕНИЕ

Древнерусское государство оставило огромный след в развитии нашего народа. Это подтверждает немалое количество былин, посвященных именно этому периоду истории. И это не может быть случайностью. Народ, переживший на протяжении своей истории много тяжелых и радостных событий, прекрасно их запомнил, оценил и передал на память следующим поколениям.

Киевская Русь 9-12 веков - это, во-первых, колыбель государственности трех братских народов - русских, украинцев и белорусов, - а во-вторых, это одна из крупнейших держав средневековой Европы, игравшая важную историческую роль в судьбах народов и государств Запада, Востока и отдаленного Севера.

От сравнительно небольшого союза славянских племен Среднего Поднепровья Русь выросла до огромной державы, объединившей как все восточнославянские племена, так и ряд литовско-латышских племен Прибалтики и многочисленные финно-угорские племена северо-востока Европы. Древнерусское государство было обороноспособным и грозным для своих соседей. Оно было самым крупным государством из всех славянских и неславянских современных ему государств.

ОБЩЕСТВЕННАЯ СТРУКТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ

Киевская Русь являлось сложным общественно-политическим образованием. Население было объединено в племена - племенное деление сохранилось практически до развала Киевской Руси. Признаками племенной организации являются народные дружины (в отличие от дружины князя), собственного племенного управления, например царь Мал у древлян. Эти народные дружины собирались князем для совместных походов, а после них расходились по своим племенам. Городовые области были территориальными общинами с демократическими органами управления: вече, выборные старцы, тысяцкие (командовавшие тысячей), сотсткие, десятские. Князь имел собственную дружину, которая делилась на, старшую и младшую. Старшая дружина состояла из бояр, княжих мужей; младшая - из отроков, гридей, слуг. Бояре могли обладать собственными дружинами и имели право покинуть князя по собственному желанию. Старшая дружина составляла совет князя, куда входили и выборные старцы, тысяцкие, сотские и десятские. В период сильной княжеской власти вместо выборных военных руководителей князь сажал своих наместников, однако когда междоусобицы поколебали власть княжеского рода, на первое место в руководстве вышли снова органы самоуправления.

Таким образом, Киевская Русь, с точки зрения семейной организации, была родоплеменным союзом; с точки зрения структуры - была союзом территориальных общин, с точки зрения политической формы - она была военной демократией. Военная демократия это переходная форма от рода к государству. От родовой организации сохраняется демократические формы самоуправления, вплоть до выборности князей, когда вече могло отказать в престоле над собой тому или иному князю, и пригласить на престол того, которого желают. Но в то же время уже существует военно-административный класс, который стоит над народом и из которого происходит формирование органов государственного управления. Характерной особенностью княжеской власти в Киевской Руси был очередной порядок замены свободных княжеских столов. Очередной порядок заключался в том, что великим князем становился старший из братьев, который рассылал младших братьев и племянников в качестве наместников по городам. В случае смерти князя его место занимал ближайший по старшинству брат (но не сын умершего), оставлявший ради этого свое прежнее место княжения. Так последовательно представители княжеского рода перемещались с престола на престол по направлению к великокняжескому. Каждый князь был временщиком на очередном престоле, неизменным оставался княжеский род в качестве наемного руководителя у территориальных общин. Своим родовым устройством княжеская власть ближе к аристократическим родам гомеровской Греции, чем к европейской феодальной организации.

Взаимные обязательства у племен и князя были следующие. Племена уплачивали дань, князья охраняли границы государства, организовывали торговые караваны и обеспечивали их безопасность, строили и укрепляли города, вели войны или организовывали на оборону народное ополчение. Но эти взаимные, разумные, отношения имели тенденцию превратиться в систему эксплуатации населения княжеским родом. Вот как об этом говорит Ключевский в «Лекциях по истории Руси» по поводу легенды о призвании Рюрика новгородцами: «Водворившись в Новгороде, Рюрик скоро возбудил против себя недовольство в туземцах: в том же летописном своде записано, что через два года по призванию новгородцы «оскорбились, говоря: быть нам рабами и много зла потерпеть от Рюрика и земляков его». Составился даже какой-то заговор: Рюрик убил вождя крамолы, «храброго Вадима», и перебил многих новгородцев, его соумышленников. Чрез несколько лет ещё множество новгородских мужей бежало от Рюрика в Киев к Аскольду. Все эти черты говорят не о благодушном приглашении чужаков властвовать над безнарядными туземцами, а скорее о военном найме. Очевидно, заморские князья с дружиною призваны были новгородцами и союзными с ними племенами для защиты страны от каких-то внешних врагов и получали определённый корм за свои сторожевые услуги. Но наёмные охранители, по-видимому, желали кормиться слишком сытно. Тогда поднялся ропот среди плательщиков корма, подавленный вооружённой рукою. Почувствовав свою силу, наёмники превратились во властителей, а своё наёмное жалованье превратили в обязательную дань с возвышением оклада». Этот пример, и вся история Киевской Руси, показывает, как наемная власть превращается из слуг народа в его самых жестоких эксплуататоров. Не раз славянские племена восставали против непомерной дани. В 9 и 10 веках князьям четыре раза пришлось покорять вятичей, трижды - древлян, дважды - родимичей. В 11-12 веках форма эксплуатации была доведена до последней черты - до прямого обращения в рабство князьями своих бывших нанимателей.

Киевская Русь образовалась вдоль водного торгового пути «из варяг в греки». Первым князьям, вероятно, собираемая день и международная торговля не давали значительного богатства. Дружина Игоря жаловалась на свою бедность, приглашая его идти на древлян, Святослав Игоревич был достаточно скромен в потреблении и равнодушен к богатству. Но вот сын Святослава Владимир святой (креститель) (княжил с 980 г. по 1015 г.) уже имел 800 наложниц и вырастил 12 детей, а при Ярославе Владимировиче (правление - 1019-1054) Киев достигает своего расцвета. В период развития Киевской Руси боярское сословие было военно-торговым классом, и основной доход имело от службы князю и торговли. Эксплуатация рабского труда не имела для него экономического значения. Но в Византии рабство сохранялось, и был большой спрос на рабов, поэтому торговля рабами начинает преобладать на Руси с 10 века и военные походы князей на соседние племена становятся источником ходового товара. Во времена Владимира и Ярослава работорговля, вероятно, была главным источником их богатства, так как собственные территориальные приобретения этих князей были не столь значительными, как у предшественников, и один рост числа данников не мог привести к столь быстрому росту их богатства.

Достигнув расцвета при Владимире и, особенно, при Ярославе Мудром, Киевская Русь вступила в эпоху своего разложения и упадка. Рост богатства привел к увеличению численности правящего класса - представителей княжеского рода. Действовавший прежде очередной порядок замещения вакантных столов стал давать сбои, так как привел к появлению конфликтов между многочисленными членами рода за киевский и иные престолы. Уже Владимир святой, а затем его сын Ярослав Мудрый занимали великокняжеский престол в результате междоусобной борьбы с братьями. При них эти войны прекращались, но после смерти Ярослава Мудрого междоусобица стала хроническим явлением. Не раз собирались князья на съезды, чтобы прекратить династическую войну. Владельческие земли старались закрепить за отдельными ветвями рода в наследственную собственность - в отчину, а между собой стали заключать договоры, разграничивающие права на владения, в результате чего образовалось несколько самостоятельных земель: Киевская, Турово-Пинская, Полоцкая, Волынская и Галицкая к западу от Денпра; Переяславская, Чернигово-Северская, Смоленская, Ростово-Суздолькая и Муромо-Рязанская к востоку от Днепра и земля Новгородская на севере. Ничего не помогало, за двести лет междоусобий Киев, за который больше всего было войн, сначала перестал быть великокняжеским в 1169 г., несколько раз подвергся разграблению, а последний удар был нанесен татарами в 1240 г., после чего Киев превратился в маленький областной городок в 200 домов, центр одноименной области. Только когда в борьбу между князьями вступили народные массы, стал устанавливаться новый порядок, который и привел к прекращению междоусобных войн.

Таким образом, в конце 11 века Русь вступила в заключительный период своего развития, в период разрушения старых общественных отношений и перехода к новой общественной формации. Этот период характеризуется не только распадом Руси на отдельные волости, но и стремительным накоплением огромного богатства правящим классом, расцветом его культуры. Вот как описывает Ключевский богатства правящей элиты: «В больших городах Киевской Руси XI и XII вв. в руках князей и бояр заметно присутствие значительных денежных средств, больших капиталов.

Княжеские междоусобицы и вызванное ими ослабление Руси привело к усилению нашествий половцев. От половцев больше всего страдало сельское население, составляющее основной производительный класс общества, для которого не всегда были доступны стены городских замков. Благодаря усилению эксплуатации указанными способами уменьшилась численность населения, значительно возросла миграция за счет переселения крестьян в область Галиции и на северо-восток страны. Убыль населения привела вскоре к экономическому упадку Киевской Руси. В довершение ко всему раздробленная Русь стала легкой добычей сначала Золотой орды, затем Литовского княжества.

Распад Киевской Руси на множество волостей, разрозненных и враждебных друг другу, создал различные условия их существования. По-разному сложилась и судьба этих волостей, их история в общей истории Руси. Но вот изменения, которые происходили в Ростово-Суздальском крае, определили в последующем все устройство России, и ее историческую судьбу.

Основная волна переселенцев направилась в лесистую и труднодоступную для кочевников и враждовавших княжеских дружин Ростовово-Суздальскую землю. В этом новом краю пришельцы стали размещаться по берегам многочисленных рек и речушек, густой сетью, покрывавших его. Они занялись земледелием, охотой, рыболовством, промыслами. Землю под пашню в этом краю можно было отвоевать только у леса, поэтому основной формой ее обработки стало подсечно-огневое земледелие. При подсечно-огневом земледелии участок леса вырубают, выкорчевывают или выжигают, и используют под посевы в течение нескольких лет. Когда почва теряет плодородие, пашню оставляют и переходят на новый участок (починок), то есть данная форма земледелия требует полуоседлого образа жизни. Этот полуоседлый образ жизни крестьян на долгие годы, вплоть до начала 17 века, определил договорной характер отношений между хлебопашцем и землевладельцем, и отмер только с установлением крепостничества.

Подсечно-огневое земледелие разрушает родовую организацию, так как ведение совместного хозяйства многочисленным коллективом становится невозможным, род распадается на отдельные патриархальные семьи, которые состояли из главы семьи с женой и их потомков мужского пола с женами и детьми. Полуоседлая жизнь таких семей должна была со временем перемешать между собой различные племена, поэтому не удивительно, что с 11 века прекращается упоминание первоначальных племенных названий, происходит образование единого русского народа.

Эти новые условия жизни населения определили и характер политического устройства Суздальской Руси, его удельный характер. Политическими органами Киевской Руси были княжеский род с аппаратом управления - боярским сословием и вечевое собрание. С распадом единого государства в отдельных его частях, волостях, завязалась борьба этих трех элементов за политическое господство. В результате борьбы в Новгороде возобладала вечевое собрание, в Галиче - боярской сословие, в Ростово-Суздальской земле - княжеская власть, но характер этой власти изменился. Вот как это произошло.

Таким образом, основное производительное население, которое теперь было рассредоточено по сельской местности, выступило на стороне одной из властей - княжеской, обеспечив ей победу, а также определило ее наследственный характер в собственных интересах. Временщик, каким был князь при очередном порядке смены престолов, был заменен князем-хозяином, который должен был, как частный собственник, заботится о своей вотчине, строя ее для себя и своих детей. В усобице погибла не только коллективная форма правления княжеского рода, но и вечевая организация власти. Если в Киевской Руси трудящееся население было сосредоточено в городах и могло участвовать в вечевых сходках, то при рассредоточенном населении вече превращалось в аппарат аристократической власти, прикрытый авторитетом демократии. Таким образом, в классовой борьбе выкристаллизовалась новая политическая власть - князь собственник, удельный князь, соответствующая интересам крестьянской массы, форма власти пришла в соответствие с формой производства.

Гармония между производством и властью не замедлила сказаться на богатстве и силе княжества, в решительном преобладании Суздальской области над остальными областями Русской земли. Князь Андрей и Всеволод заставили признать себя великими князьями всей земли, правили южной Русью с берегов далекой Клязьмы. Всеволод самовластно хозяйничал Новгородом Великим и Галицией.

Владимирская область, возникнув на основе удельного права, вновь стала достоянием рода и очередного порядка при сыновьях Всеволода. Но в пригородах продолжали возникать удельные княжества, пока одно из них - Московское не превратилось в единодержавное государство, преодолев окончательно и очередной, и договорной, и удельный характер владения в период княжения Василия Темного с 1425 по 1462 г. Необходимо отметить и такой факт, что татаро-монгольской иго не остановило, а способствовало установлению нового общественного порядка, так как своей авторитарной властью татары подавляли деятельность вечевого управления, препятствовали, зачастую, возникновению междоусобных войн, а также способствовали возвышению и обогащению Москвы, возложив на ее князей сбор дани в пользу татар - татарского выхода.

На фоне углубления имущественного расслоения в обществе и возникновения частной собственности и ее накопление в определенной небольшой группы лиц формировались различные социальные слои.

Общественно-политическая жизнь Киевской Руси было очень активным и участие в нем принимали все группы существовавшего в то время население. Общество Киевской Руси не было однородным. На протяжении веков в процессе распада первобытнообщинного строя и образования феодальных отношений сформировался общественное разделение. Непростой была и социальная структура населения Киевской Руси. На верхушке общества стоял князь, за ним – бояре, дружина, православное духовенство, мещане и крестьяне. На последней ступени общественной иерархии были рабы.

На верхушке классовой пирамиды стоял монарх – князь. Он пользовался наибольшей полнотой экономической и политической власти и имел больше прав и привилегий в государстве, ибо ее владельцем – единоличным правителем. В его руках сосредоточивались все три ветви власти – судебная, законодательная и исполнительная. Князья были богатыми людьми и владели огромными земельными угодьями. им принадлежала также наибольшая доля во внешней торговле. Свидетельством богатств были дома, принадлежавшие великому князю киевскому и их родственникам, пожертвования, выделяемых монастырям от имени князя, а также суммы выкупов за родственников во время войн и междоусобиц. Суммы могли достигать тысяч гривен золотом.

Собственность князя не всегда можно было отличить от государственной, которая находилась в его распоряжении. Сам князь получал треть всех государственных доходов. Он имел также военные трофеи, которыми делился со своей женой (войском). Часть прибыли князья тратили на содержание жены и церковной институции Киевской Руси.

Князь возглавлял также аристократический слой в обществе Киевской Руси. В вассальной зависимости от великого князя киевского были его ближайшие родственники из династии Рюриковичей, бояре, дружинники и местная родовая знать. Они имели немало прав в государстве. Находясь на службе у князя, они получали большие земельные наделы, для работы на которых использовали наемный и рабский труд. За неповиновение князю бояре могли избавиться не только земли, но и жизнь, ведь верховным судьей на Руси был тот самый Великий князь киевский.

Среди привилегий, которыми пользовались аристократы, была служба в армии князя и участие старших дружинников в заседаниях боярской думы. Для младших дружинников большой честью было участие в княжеском посольстве за пределами государства.

Не меньшую роль в общественном разделении крещены Руси играла церковная организация и высшее духовенство. К высшего духовенства принадлежали митрополит, епископы, настоятели монастырей и приходские священники.

Церковь имела часть постоянных доходов на свое содержание и развитие, с X в. она получала десятину от княжеских доходов. Впоследствии церковь становилась мощной в экономическом смысле, получая земли и села в частное владение по специальным грамотами от Киевских князей и как подарки от бояр. Такие владения стали главным источником существования церкви. Владельцами были Киево-Печерская лавра, большие храмы и монастыри, такие как Михайловский Златоверхий, Выдубицкий. Будучи финансовозабезпеченою, церковь могла влиять и на политическую ситуацию в стране.

На ступень ниже бояр стояли люди среднего социального слоя – городская знать. Преимущественно это было ближайшее окружение князя, его дружинники, купцы и ростовщики, которые доминировали в городской политике. В их руках сосредоточены большие богатства. Кое их желание обогатиться противоречило стремлением бедных слоев населения, неизбежно приводило к социальным взрывам. Следствием эксплуатации со стороны верхушки общества становились народные восстания.

По городской знатью шли мелкие слои городского населения – ремесленники, мелкие торговцы, владельцы магазинов. Низы города были представлены чернью.

Социальное расслоение городского населения нашло отражение и в процессе градостроительства. Застройка городов Киевской Руси имеет характерно разделение на две основные части: детинец и посад. Детинец, или Верхний город, было предназначено для проживания городской знати и ее челяди. Центром ремесленного дела в городах был должностей. Эта часть города принадлежала ремесленникам и торговцам. Обычно она имела большое количество ремесленных мастерских и удобные места для торговли и речные пристани. О высоком уровне организации ремесленного дела в Киевской Руси свидетельствует то, что уже в XI в. ремесленники отраслей были объединены в артели.

Основой экономики Киевской Руси было сельское хозяйство, а именно пашенное земледелие. В сельскохозяйственной Руси многочисленный слой составляли крестьяне (обозначались термином «люди»), которые, собственно, и играли большую роль в укреплении и развитии страны. Они были владельцами земельных наделов, скота, приусадебных участков и облагались самыми налогами. Свободные крестьяне – смерды – это самое многочисленное население Киевской Руси. Свободный крестьянин имел право переезжать с места на место, обращаться в суд. Основной обязанностью смердов была уплата князьям, боярам и другим владельцам дани, а также отбывания воинской повинности во время войны. Однако в XII в. появились признаки растущего порабощения крестьянства феодалами, оказывается в широком применении «уроков» (отработок в пользу владельца земли), захвате феодалами общинных земель. Увеличение боярских землевладения способствовало появлению многочисленной группы смердов, которые работали на боярской земле, оставаясь на время лично свободными. В случае смерти такого крестьянина и отсутствия наследника по мужской линии (сына) эта земля вместе со всем имуществом переходила к феодалу.

Закупки – временно находились в экономической зависимости от лица, давшего им заем (кучу), после возврата долга они становились свободными от обязательств; рядовичи – также временно обязаны крестьяне, подписали договорные документы (ряд) на время отработки долга.

Следующей категорией населения, согласно «Правдой Ярослава», были несвободны люди: рабы, челядь. Бесправной частью были холопы. Хотя Киевская Русь обошла в своем развитии фазу рабовладения, положение холопов было нечто похожее на положение рабов. Кстати, рабом мог стать не только военнопленный, но и закуп или рядович, который не уплатил долга и пытался убежать. В несвободное положение попадала человек, выходила замуж с рабом, или была куплена при свидетелях. Были случаи, когда родители, не имея возможности рассчитаться с долгами, были вынуждены продавать своих детей в рабство.

Отдельную группу населения составляли изгои – это лично свободное население утратившее связь со своей социальной группой. Иногда так называли князей, в период феодальной раздробленности потеряли стол и земли.

Становление феодальных отношений в древнерусском государстве происходило в общеевропейском русле: от государственных форм к вотчинных. Этот процесс был сложным, длительным и разворачивался поэтапно. Сначала в IX в.. сформировалась система эксплуатации всего свободного населения князем и дружиной. Основным элементом этой системы была дань, «полюдье». В X в. произошел переворот в поземельных отношениях: князья захватили общинные земли, вследствие чего возникло вотчинное землевладение великого князя. Следующим шагом в процессе феодализации стало появление в XI в. земельной собственности верхушки служилой знати – бояр и православной церкви. Землевладения в Киевской Руси разделилось на два типа: первый – условное (поместья), которое предоставлялось на период пребывания на службе у князя; второе – безусловное (вотчина).

В X – XII вв. в древнерусском обществе активно формировались вассальные отношения: за верную службу князь даровал своим боярам и дружинникам города и села. Этот процесс и формировал условное поместное землевладение. Дарилась не территория, а право взимать с ее населения налоги. Так постепенно в X – XII вв. в Киевском государстве сложилось крупное частное землевладение. Формой земельной собственности стала поместная форма феодального землевладения, которая не предусматривала передачи земли в наследство и его отчуждения без согласия князя.

С ослаблением княжеской власти, усилением центробежных тенденций в государстве все большее распространение феодальная вотчина – наследственное владение, что могло свободно продаваться, передаваться по наследству, дариться. Ее оформление происходило в XII – начале XIII в. Вотчина могла быть княжеской, боярской, монастырской, церковной. Крестьяне, которые здесь проживали, должны не только платить дань государству, но и выплачивать владельцу дань за аренду земли или отрабатывать барщину. Однако большинство населения все-таки оставалась свободными крестьянами-общинниками, которые платили дань в пользу государства Великому князю киевскому.

Хотя процесс утверждения феодальных отношений в Киевской Руси в целом совпадал с общеевропейскими тенденциями, он имел и свои особенности. Во-первых, в Древнерусском государстве феодализм зарождался на основе первобытнообщинного строя, восточнославянское общество прошло рабовладельческий этап развития. Во-вторых, на Руси темпы феодализации были замедлены по сравнению с Европой, где еще с античных времен прижились традиции частной собственности; в-третьих, возникновение и становление крупного землевладения не привел к массовому безземельных крестьян, поскольку в пределах государственной территории существовало значительное количество незаселенной, хозяйственно неосвоенной земли. При феодализме земля была основным средством производства. Право владения ею стало юридическим основанием, экономической основой получения феодалами земельной ренты от зависимых крестьян.

ПОДІЛИТИСЯ:

Социальная структура Киевской Руси

Социальная структура Киевской Руси отвечала ее экономической системе. Господствующее положение занимали воеводы (бояре), тысяцкие, сотские, тиуны, огнищане, сельские старосты, городская верхушка. Свободная категория сельских производителей называлась смердами, феодально зависимым населением в Киевской Руси были рядовичи, закупы и изгои. Холопы и челядь находились на положении рабов.

Политическая раздробленность Киевской Руси и ее последствия

Киевская Русь была одним из могущественных государств своего времени, что значительно повлияло на развитие европейской цивилизации, однако после смерти сына Владимира Мономаха Мстислава Владимировича (1132 г.) она начала терять свое политическое единство и разделилась на 15 княжеств и земель. Среди них крупными и влиятельными были Киевское, Черниговское, Владимиро-Суздальское, Новгородское, Смоленское, Полоцкое и Галицкое княжества.

Политические предпосылки раздробленности были такими:

  • - престолонаследие среди князей Киевской Руси было разным: в одних землях власть передавалась от отца к сыну, в других - от старшего брата к младшему;,
  • - были ослаблены политические связи между отдельными феодальными владениями и отдельными землями, развитие отдельных земель привело к возникновению местного сепаратизма;
  • - в отдельных землях местное боярство для обеспечения защиты своих прав требовало сильной власти князя; с другой - усиливалась реальная власть удельных князей и бояр, власть киевского князя была ослаблена, много бояр ставили местные интересы выше общегосударственных;
  • - в Киевском княжестве не была создана собственная династия, так как Борьбу за владение Киевом вели представители всех княжеских родов;
  • - усилилась экспансия кочевников на русские земли.

Социально-экономические предпосылки раздробленности:

  • - натуральный характер хозяйства Киевского государства приводил к ослаблению экономических, торговых связей между отдельными землями;
  • - стремительно развивались города, которые становились политическими, экономическими и культурными центрами княжеств;
  • - превращение условного землевладения удельного боярства в наследственное значительно усиливало экономическую роль местной знати, которая не желала делиться своей властью;
  • - изменение торговой конъюнктуры, вследствие чего Киев утратил роль центра торговли, а Западная Европа стала непосредственно торговать с близким сходом.

Современные исследования ученых доказывают, что феодальная раздробленность является закономерным этапом в развития средневекового общества. Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что все народы и государства Европы пережили ее. Раздробленность была вызвана дальнейшей феодализацией древнерусского общества, распространением социально-экономического развития на местах. Если раньше Киев был центром всей общественно-экономической, политической, культурной и идеологической жизни страны, то с середины XII в. с ним уже соперничали другие центры: старые - Новгород, Смоленск, Полоцк - и новые - Владимир-на-Клязьме и Галич.

Русь раздирали княжеские междоусобицы, большие и малые войны, постоянно шли между феодалами. Однако вопреки распространенному мнению Древнерусское Государство не распалось. Оно только изменило форму: на место единоличной монархии пришла монархия федеративная, при которой Русью совместно правила группа наиболее влиятельных и сильных князей. Историки называют такой способ правления «коллективным суверенитетом».

Раздробленность ослабила государство политически, но способствовала развитию экономики и культуры на местах. Она, в известной мере, заложила основы трех восточнославянских народностей: русской, украинской и белорусской. Периодом прекращении раздробленности на восточнославянских землях принято считать последние десятилетия XV века, когда образовалась Российское централизованноегосударство, а украинские и белорусские земли попали под власть Литвы, Польши, Венгрии и Молдавии.



Загрузка...
Top