Составить план конспект беседы по картине. Конспект занятия


Приведено с сокращениями.

Программное содержание.
Познакомить детей с изображением зимнего леса а различных картинах и иллюстрациях и с описанием тех же явлений в стихах. Подвести детей к пониманию различных способов изрбражения и средств выразительности.
Методика проведения занятия.
Картины по одной ставятся перед детьми на мольберт. Несколько секунд дети рассматривают их молча, затем воспитательница читает стихи и проводит беседу.
Первой показывается картина из книги «Родные картинки», рисунки П. Басманова («Детская литература», 1960).
Воспитательница читает стихи И. Сурикова:
Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под, утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно...
«Давайте посмотрим,- обращается она к детям,- что же изобразил художник?» Дети говорят, что нарисовано поле и лес, это зима. «Все в снегу,- уточняет воспитательница,- и тут близко, на поляне, и далеко - все снег, снег и снег. А что виднеется вдали?» Дети говорят, что это лес. «Он весь в снегу и чуть виден. Теперь посмотрите на небо: какое оно светлое, чуть голубое. Тишина. Все словно спит. А кого вы заметили на этой картине, кто не спит?» Дети отвечают: «Зайчик, сорока».
Воспитательница продолжает: «Художник показал, что в лесу и зимой идет жизнь. Посмотрите внимательно: снег нарисован только белым?» Дети находят, что снег нарисован голубоватым. «А какие еще цвета есть в этой картине?» - «Светло-желтый, светло-лиловый, зеленоватый, серый, белый».- «Видите, все цвета светлые. А сорока резко выделяется своим темным оперением на белом снегу».
Вторая картина из книги В. Бианки «Сказки зверолова», рисунки А. Рылова («Детская литература», 1967).
«На первой картине мы были с вами на поляне, а лес виднелся вдалеке. А на этой картине мы в лесу. Кто что может сказать про эту картину?» Дети видят елки в снегу и снег на земле; на дорогу выбежала лисичка, а на бревне сидит белочка. «Дорога уходит в глубину леса,- говорит воспитательница,- а лес темный, густой. Какого цвета ели зимой?» - «Темно-зеленого,- темно-коричневого».- «А небо желтое, и верхушки деревьев вдали лиловато-розоватые. На снегу темно-голубые тени. Вероятно, скоро наступит вечер,- уточняет воспитательница,- поэтому И небо желтоватое, и тени на снегу темные. Посмотрите внимательно: художник полностью нарисовал все деревья?» Дети замечают, что верхушки деревьев художник не нарисовал. Они такие большие, что не поместились.
Третья картина из книги «Снег да снег», рисунки Г. Никольского («Детская литература», 1968).
Воспитательница читает стихи С. Есенина:
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна...
Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
«Посмотрите, как вам кажется, тихая погода или ветреная?» - спрашивает воспитательница. Дети говорят, что по нагнувшимся деревьям видно, как сильно дует ветер и гонит снег, это метель. Какой-то человек едет верхом на лошади. Ему трудно ехать: ветер и снег мешают. «А вы заметили, какое темное небо?» - «Все небо в тучах».
Четвертая картина из книги «Лесные шорохи», рисунки Я. Крестовского («Детская литература, 1965): «Посмотрите теперь на эту картину. Что здесь нарисовано? Что это такое темное?» Дети говорят, что нарисованы пни, покрытые снегом, как большими шапками. «Еще похожи на грибы с толстыми ножками. Вот снега-то насыпало. А посмотрите,- продолжает воспитательница,- какие ярко-синие тени на снегу. Как вы думаете, в солнечный день рисовал художник или в пасмурный?»
Дети отвечают, что в солнечный: снег блестит, он ярко-белый, поэтому тени такие яркие, синие. «Как вы считаете, издалека рисовал художник или вблизи все видел?» - «Он подошел близко и даже увидел следы на снегу. Это пробежал какой-то зверек».- «А почему еще можно догадаться, что художник рисовал на близком расстоянии?» - «От высоких деревьев ему были видны только нижние части стволов».
Пятая картина из книги Е. Трутневой «Зима, весна, лето, осень», рисунки С. Куприянова («Детская литература», 1969).
Воспитательница показывает картину и спрашивает: «Кто сможет рассказать мне про эту картину?» Люся: «Зима. Лес. Все покрыто снегом. Недавно был сильный снегопад. На каждой ветке толстым слоем лежит снег. Все освещено солнцем. Это видно потому, что солнечный свет лежит на снегу, на стволе березы. Небо светлое, где желтое, где голубое, где лиловое. Деревья и толстые, так что верхушек не видно, и тонкие. Вдали елки, а впереди березы».
В заключение воспитательница говорит: «Вы с вами посмотрели картины разных художников. Каждый из них изобразил лес по-своему: один нарисовал его вдали (помните первую картину?), а другой точно вошел в лес и увидел там зверей; третий художник нарисовал только их следы. В одних картинах хорошая погода, светит солнце, а в других - тучи и идет снег. Мы тоже будем рисовать лее зимой. Каждый может подумать, что он нарисует, о чем расскажет в своей картинке».

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Познакомить с картинами и художниками.

Учить понимать художественный образ, который хотел создать автор.

Формировать умение правильно воспринимать, чуйствовать настроение картины и передавать его в высказываниях.

Учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя описание внешнего вида героев и пейзажа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассматривание картины русских художников.

Тема: Рассматривание картины В. М. Васнецова «Алёнушка»

Цель:

  1. Воспитывать умение понимать смысл образных выражений, подбирать эпитеты, сравнения к заданным словам.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель обсуждает с детьми слова: темные, бедность, омут, печаль.

Что может быть темным ? (Ночь, небо, лицо, омут, лес, глаза, лента, коридор.)

Как об этом можно сказать по-другому?

Как вы понимаете слово бедность ? Как об этом можно сказать по-другому?

Как вы понимаете слово печаль ? Каким бывает печальный человек? (Горюет, печалится, грустит)

Детям предлагается внимательно рассмотреть репродукцию картины.

О ком эта картина? Что вы можете рассказать о девочке? Какая она? Какие у нее лицо, поза, одежда? Где она сидит? Почему? Что с ней случилось? Как художник показал, что девочка горюет?

Что окружает девочку на картине? Какое время года изображено?

Как вы думаете, кто сочувствует девочке?

Какими красками написана картина? Какие цвета преобладают у художника? Почему? Какое настроение было у художника, когда он писал эту картину?

А что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину? Чем она вам нравится?

Если бы вы были художником, как бы вы назвали картину?

«Сюжет картину В. М. Васнецова навеян темой сиротства и страдания детей, русской народной сказкой о сестрице Алёнушке и братце Иванушке. Образ Алёнушки пленяет глубокой искренностью и обаянием. Перед нами девочка, убежавшая из дому в лесную чащу к глубокому омуту, чтобы выплакать обиду, нанесенную злыми людьми. Попечалиться о своей тяжелой жизни.

Вечер. Гаснет заря. Сумерки спускаются на молодые сосенки, на потемневшую воду. На камне одиноко сидит Аленушка. В ее поникшей фигуре, в смуглом печальном лице выражено горе и страдание. Темные, широко раскрытые глаза застилают слёзы, взгляд неподвижен. Шелковистые каштановые волосы спутанными прядями рассыпались по плечам, крепко сжаты пальцы рук, обхватившие колени. Одета Аленушка бедно. На ней старенький, порванный сарафан, выцветшая голубая кофта, ноги босые, а на дворе уже осень.

Природа созвучна настроению девочки. Печально притихнув, застыли вокруг молодые березки, осины. Ранняя осень. Первая пора увядания природы. Пожелтевшие листья падают на зеркальную поверхность воды. Над головой Аленушки тихо щебечут ласточки, как бы стараясь успокоить, рассеять ее грусть. Островерхие молодые сосенки, острые стебли осоки как бы охраняют девочку, защищают ее от злых людей. Общий тон картины неяркий, в нем преобладают темно – зеленый и красно – коричневый цвета.

Картина очень поэтична ».

Воспитатель предлагает детям высказать свое мнение о картине. На этом занятии дети продолжают учиться составлять описательный рассказ по картине, высказать о ней оценочное суждение. Детям предлагается вспомнить автора, название, объяснить, почему художник так назвал картину. Затем воспитатель предлагает детям рассказать о своем отношении к Аленушке, к картине.

Дети могут рассказывать вдвоем: например, один ребенок описывает Аленушку и природу вокруг нее, а другой дает оценку рассказу и высказывает свое отношение или представляет, как он появляется у омута и помогает Аленушке. Воспитатель и дети решают, насколько интересно составлен рассказ и хорошо ли помогают дети Аленушке.

Тема: Рассматривание картины И.Левитана

«Золотая осень. Слободка»

Цель:

  1. Познакомить с картиной и художником;
  2. Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение картины и передавать его в высказываниях;
  3. Учить отвечать на вопросы, используя в речи сравнения и эпитеты для характеристики состояния природы.
  4. Научить владеть выразительными возможностями художественных материалов (бумаги, акварели).
  5. Воспитать любовь и бережное отношение к окружающему миру.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети рассматривают репродукцию картины. Воспитатель читает отрывок из произведения И.С. Тургенева «Лес и степь»:

«А осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уж не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща вся сверкает насквозь, словно ей весело и легко стоять голой, изморозь еще белеет на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья...»

Что вы видите на картине? Какое время года изобразил художник?

Что вы видите на переднем плане картины?

Какие деревья написал художник? Что можно о них рассказать? Какие они?

Чем отличается яблонька от березки?

Куда ведет дорога?

На что похож огород на картине? Какой он?

Что вы видите на дальнем плане картины?

О чем еще хотел рассказать нам художник?

- Это маленькая деревня - слободка. Какие дома в слободке? Какие в них живут люди? Почему?

Что художник изобразил на самом дальнем плане картины? Расскажите об этом.

Как вы думаете, почему картина такая светлая? Какое настроение она у вас вызывает?

Как бы вы назвали эту картину? Воспитатель рассказывает:

«Художник Левитан назвал эту картину «Золотая осень. Слободка». Перед нами скромный осенний пейзаж: небольшое село, крестьянские огороды, поле и лес. В России много таких пленительных уголков природы. В центре картины проселочная дорога, идущая от нас к слободке и дальше к лесу. Она похожа на комнатную дорожку, вытканную руками крестьян. Слева от дороги на небольшой ярко-зеленой лужайке растет стройная береза. Нежная и тонкая, она вся до самой земли горит чистым светлым золотом. Хочется подойти к ней и легонько погладить золотистые листочки. Из-за листьев не видно ни ветвей, ни белого ствола. Рядом с березкой растет другое дерево. Видимо, это яблонька. Ее светло-коричневая крона сливается с цветом соломенных крыш слободки. Слева, в углу картины, изображена совсем маленькая березка в таком же золотистом одеянии. Справа от дороги - огороды, обнесенные старой, ветхой изгородью. На втором плане - деревянные дома, покрытые соломой. Все выглядит убого. Бедно и серо тут живут крестьяне.

Вдали за слободкой, на заднем плане, - поле, а за ним чистое небо, похожее на тонкий прозрачный ледок. Легкие лиловые облака чуть-чуть приметны, воздух прозрачен. День стоит солнечный, хотя солнца не видно. На картине преобладают мягкие, светлые, нежные тона.

Спокойно и тихо. Природа словно уснула».

Рассказывая на тему пейзажной картины, дети не только называют то, что изображено, но и высказывают свое отношение к картине. Придумывание названий к пейзажной картине проходит сложнее. Дети мысленно и вслух словно «ходят» по картине, рассказывают о виденном, пытаются высказываться ярко, красочно, в созвучии с тем, что они видят и чувствуют, но обобщают свои впечатления о картине с трудом.

Если бы вы рисовали картину на тему осени, что бы изобразили?

Воспитатель предлагает воспроизвести картину словами, а затем в цвете нарисовать в альбоме.

В заключении занятия - выставка лучших работ.

Тема: Рассматривание картины В.М.Васнецова «Иван - царевич на сером волке».

Цель:

  1. Познакомить с картиной и художником;
  2. Учить понимать художественный образ, который хотел создать автор;
  3. Учить использовать в речи слова, характерные для сказки (кафтан, чащоба, трясина и т. д.)
  4. Учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя описание внешнего вида героев и пейзажа;
  5. Воспитывать умение понимать сказочные эпитеты (Иван - царевич, Елена Прекрасная, серый волк).

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Выставляется репродукция картины В. М. Васнецова «Иван - царевич на сером волке».

  • На тему какой сказки художник Васнецов нарисовал эту картину?
  • О ком эта картина? (О волке, Иване - царевиче, Елене Прекрасной)
  • А как вы догадались кто это Иван - царевич?
  • Расскажите об одежде и лицах героев. Как вы думаете почему они такие испуганные? Что с ними могло случиться?
  • Откуда и куда едут герои?
  • Какой пейзаж окружает героев? Почему?

- Пейзаж, окружающий героев, грустный, тревожный. Чащоба леса сумрачна, она готовит героев к разлуке на всю жизнь. Давайте вспомним то место из сказки, которое послужило художнику темой для картины.--- Отрывок из сказки зачитывает воспитатель.

Если бы вы рисовали картину, какую бы сцену (сюжет) нарисовали?

Воспитатель предлагает нарисовать картину словами. В анализе отмечается содержание рассказа, его форма, наличие описания и концовка. Зарисовка сюжета сказки в альбоме.

В заключение занятия воспитатель читает детям стихи, навеянные сказочными сюжетами.

И. Суриков

И начну у бабки сказки я просить,

И начнёт мне бабка сказку говорить:

Как Иван - царевич птицу – жар поймал,

Как ему невесту серый волк достал... И во сне мне снятся чудные края.

И Иван - царевич - это будто я.

Я.Полонский

И я вижу во сне, как на волке верхом

Еду я по тропинке лесной Воевать с чародеем царём

В ту страну, где царевна сидит под замком,

Изнывая за крепкой стеной.

Там стеклянный дворец окружают сады,

Там жар - птицы поют по ночам

И клюют золотые плоды,

Там журчит ключ живой и ключ мёртвой воды –

И не веришь и веришь очам.

Тема: Рассматривание картины И. Шишкина «Зима»

Цель:

  1. Познакомить с картиной и художником;
  2. Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение картины и передавать его в высказываниях;
  3. Учить понимать художественный образ, который хотел создать автор;
  4. Изобразить в своих альбомах картину на тему: «Здравствуй, зимушка!»

ХОД ЗАНЯТИЯ

Сегодня мы будем говорить о зиме. Вспомните, что бывает только зимой. Послушайте загадку: «Белая скатерть все поле покрыла». Что это?

Какой снег зимой? (Белый, пушистый, серебристый, мохнатый, махровый, молочный, чистый, воздушный, тяжелый, искристый.)

Что такое сугроб? Какие бывают сугробы?

Какой бывает лес зимой? (Спящий, дремучий, густой, глухой, частый, неподвижный, сказочный, волшебный, таинственный, суровый, величественный.)

Какими словами можно сказать о зиме? (Волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, сверкающая, зима-волшебница.)

А сейчас давайте посмотрим на картину художника Шишкина и послушаем музыку зимы.

Дети под музыку Б. Дварионаса «Прелюдия» рассматривают картину. Когда музыка перестает звучать, воспитатель читает отрывки из стихотворений о зиме, называя авторов.

Ф. Тютчев

Чародейкою Зимою

Околдован лес стоит -

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит...

С. Есенин

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Эту картину написал русский художник Иван Иванович Шишкин, который очень любил родную природу. О чем его картина? Что изображено на картине? Какими художник нарисовал на картине снег, лес, небо?

Какое название вы дали бы картине? Почему?

Какое настроение у зимы на этой картине?

Какие чувства вызывает она у вас?

А теперь послушайте мой рассказ об этой картине: «Великолепен вид зимней природы. Сучья и стволы, кусты и деревья, высокие травы опушились блестящим инеем, по которому скользят солнечные лучи, осыпая все холодным блеском алмазных огней. Воздух мягок. В лесу торжественно, светло и тихо. День как бы дремлет. Стаи снегирей сидят, нахохлившись, на засыпанных снегом деревьях. Небо над головой очень светлое, почти белое, а к горизонту оно темнеет и цвет его напоминает свинец... Это снеговые тучи. В лесу становится сумрачней, тише, и вот-вот пойдет густой снег. Вся земля покрыта сияющим, белым, мягким снегом. Лишь синеют на нем глубокие следы. Воздух морозный и тонкий, иголочками, кажется, колет щеки. Деревья, покрытые белыми шапками, будто вросли в снег.

Зима - волшебница. Она очаровывает природу, украшает ее невиданными нарядами. Ни одно время года так не волшебно. Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы».

Дети бывают очарованы картиной художника, его техникой исполнения с тщательным выписыванием каждой мелочи - бликов на снегу, трещин на коре сосны. Они как бы проникаются благоговением художника перед природой.

Кто из вас любит зиму? Расскажите почему.

Что вы представляете, о чем фантазируете, когда смотрите на этот пейзаж?

Дети начинают рассказывать. Воспитатель оценивает каждый рассказ с точки зрения передачи идеи, художественного образа картины, связности и образности речи, проявления творческого начала при описании картины.

Вы каждый по-своему и своими словами нарисовали картину о зиме, о зимнем лесе. Подумайте, как картину зимнего леса вы нарисуете карандашами или красками.

После рассказывания на тему картины дети рисуют на эту же тему и составляют рассказы по своим рисункам, называя работы картинами.

Дети приступают к рисованию, по окончании которого желающие рассказывают о своих рисунках, начиная словами: «Я в своем рисунке хотел рассказать...» Заканчивают рассказ суждением о своем рисунке: сравнением с картиной И. Шишкина, оценкой своей работы (получилось или нет то, что задумал), нравится или нет своя работа.

Воспитатель оценивает рассказ каждого ребенка и соотносит его с рисунком и картиной И. Шишкина. В рассказе отмечаются последовательность изложения, использование выразительных средств, умение начинать и завершать рассказ, проявление творчества в рисовании и рассказывании.

Тема: Рассматривание картины В.М. Васнецова «Богатыри»

Цель:

  1. Познакомить с картиной и художником;
  2. Учить понимать художественный образ, который хотел создать автор;
  3. Учить использовать в речи синонимы и сравнения;
  4. Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение картины и передавать его в высказываниях;
  5. Учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя описание внешнего вида героев и пейзажа;
  6. Создать в своих альбомах образ русского богатыря.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель предлагает детям подобрать синонимы (близкие по смыслу) к словам: богатырь (силач, воин, борец), смелый (храбрый, мужественный, отважный, бесстрашный, дерзкий, доблестный, героический, решительный, не робкого десятка), смельчак (храбрец, орел, герой, рыцарь без страха и упрека), сильный (могучий, богатырский), написать (придумать, сочинить, нарисовать); сравнения: смелый, как... , храбрый, как..., могучий, как... , сильный, как... , черный, как... .

Все эти слова, подобранные вами, можно найти в сюжете картины, которую мы будем рассматривать. Вы догадались, о ком или о чем будет эта картина?

На стенд выставляется репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри». Дети в течение нескольких минут рассматривают репродукцию и слушают «Рассвет на Москва-реке» - вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина».

Воспитатель читает отрывок из былины:

Тут все богатыри, все святорусские,

Садились они на добрых коней

И поехали раздольицем чистым полем...

А со той горы да со высокой

Усмотрел старый казак да Илья Муромец,

А то едут ведь богатыри чистым полем,

А то едут ведь да на добрых конях,

И пустился он с горы высокой,

И подъехал он к богатырям ко святорусским,

Рядом с ними стал...

  • Посмотрите на картину. Кто здесь изображен? (Богатыри русские.) Кто назовет их по имени? (Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич.)
  • Как изображены богатыри? Расскажите о каждом из них отдельно. Какие у них лица, одежда и оружие? Какие кони под ними и чем они украшены?
  • Как вы думаете, какие отношения между богатырями?
  • Какой пейзаж окружает богатырей?
  • Как вы думаете, что делают в поле богатыри? Почему?
  • Какой богатырь вам нравится и чем?
  • Что понравилось вам в этой картине?

Воспитатель представляет свой рассказ:

«На заставе три богатыря. В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец - крестьянский сын, славный богатырь. Мощь, сила и мудрость чувствуются во всем его облике. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Стоит под ним конь, «слегка потряхивая бубенчиками под челкой». Конь спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. «Если он двинется, то, кажется, загудит от шага земля». Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою, но не торопится: такой богатырь напрасно кровь человеческую проливать не станет. Любит богатырь Родину и честно служит ей.

По правую руку от Ильи Муромца - Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, в плавании, в стрельбе из лука. У него светлые волосы и борода, удлиненный нос. Одет он богато и нарядно. Сидит на белом длинногривом коне.

Третий богатырь Алеша Попович - сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Рыжий конь Алеши под стать ему: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит наготове.

У богатырей одна цель - не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Над ними низкое небо, покрытое холодными, свинцовыми тучами. За холмами раздольная Русь, которая вырастила и послала богатырей на свою защиту. Трудно представить себе богатырей иначе, чем они изображены художником Виктором Михайловичем Васнецовым».

Ребята, а теперь в своих альбомах нарисуйте образ русского богатыря. Особое внимание при этом нужно уделить не только внешнему виду, но и выражению лица, состоянию души, так как портреты сохраняют нам память о людях разных эпох.

Придумайте рассказ по своей картине. Сначала скажите, как вы ее назовете и как зовут богатырей. Потом опишите своего богатыря, которого нарисовали, и расскажите историю про него.


УЧИМ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ, СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗЫ ПО КАРТИНАМ.

Пересказ рассказа "Богатый урожай" с использованием сюжетных картин.



1.Чтение рассказа.
Богатый урожай.
Жили-были трудолюбивые гусята Ваня и Костя. Ваня очень любил трудиться в саду, а Костя - в огороде. Решил Ваня вырастить урожай груш и винограда, а Костя - урожай гороха и огурцов. Овощи и фрукты выросли на славу. Но тут Костин урожай стали поедать ненасытные гусеницы, а к Ване в сад повадились шумные галки и стали клевать груши и виноград. Гусята не растерялись и стали бороться с вредителями. Костя позвал на помощь птичек, а Ваня решил сделать пугало. В конце лета Костя и Ваня собрали богатый урожай овощей и фруктов. Теперь никакая зима им была не страшна.

2. Беседа.
- О ком этот рассказ?
- Где любил работать Ваня? Как его можно назвать?
- Где любил работать Костя? Как его можно назвать?
- Что выращивал в саду Ваня?
- А что в огороде Костя?
- Кто мешал Ване? А кто Косте?
- Как можно назвать гусениц и галок?
- Кто помог Ване избавиться от гусениц?
- А что сделал Костя, чтобы отпугнуть галок?
- Чему радовались трудолюбивые гусята в конце лета?
3.Пересказ рассказа.

Пересказ рассказа "Лебеди" с использованием сюжетных картин.



1.Чтение рассказа.
Лебеди.
Дедушка перестал копать, наклонил голову вбок и к чему-то прислушался. Таня спросила шёпотом:
- Что там?
А дедушка ответил:
- Слышишь, лебеди трубят?
Таня поглядела на дедушку, потом на небо, потом опять на дедушку, заулыбалась и спросила:
- А что же, у лебедей труба есть?
Дедушка засмеялся и ответил:
- Какая там труба? Просто они кричат так протяжно, вот и говорят, что они трубят. Ну, слышишь?
Таня прислушалась. И правда, где-то высоко были слышны протяжные далёкие голоса, а затем она увидела лебедей и закричала:
- Вижу, вижу! Верёвочкой летят. Может, они где-нибудь сядут?
- Нет, они не сядут, - задумчиво сказал дедушка. - Они улетают в тёплые края.
А лебеди летели всё дальше.

2.Беседа.
- О ком этот рассказ?
- К чему прислушивался дедушка?
- Почему Таня заулыбалась на слова дедушки?
- Что значит "лебеди трубят"?
- Кого увидела в небе Таня?
- Чего очень хотелось Тане?
- А что ответил ей дедушка?
3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Как солнышко ботинок нашло" по серии сюжетных картин.





1.Беседа по серии картин.
- Где гулял мальчик Коля?
- Чего было много вокруг дома?
- Почему Коля стоит в одном ботинке?
- Как поступил Коля, когда заметил, что у него нет ботинка?
- Как вы думаете, он нашёл его?
- Кому рассказал Коля о своей потере?
- Кто стал искать ботинок после Коли?
- А после бабушки?
- Где Коля мог потерять ботинок?
- Почему солнышко нашло ботинок, а все остальные нет?
- Нужно ли поступать так, как поступил Коля?
2.Составление рассказа по серии картин.
Как солнышко ботинок нашло.
Однажды Коля вышел во двор погулять. Во дворе было много луж. Коле очень нравилось бродить по лужам в своих новых ботинках. И тут мальчик заметил, что на одной ноге у него нет ботинка.
Стал Коля искать ботинок. Искал, искал, но так и не нашёл. Пришёл он домой и рассказал всё бабушке и маме. Во двор отправилась бабушка. Искала, искала она ботинок, но так и не нашла. Вслед за бабушкой во двор вышла мама. Но и она не смогла найти ботинок.
После обеда из-за туч выглянуло яркое солнышко, осушило лужи и нашло ботинок.

3.Пересказ рассказа.

Общая горка. Пересказ по картине.

1.Беседа по картине.
- Какое время года изображено на картине?
- По каким признакам вы догадались, что это зима?
- Где собрались дети?
- Подумайте, кто построил горку?
- А кто из детей только что пришёл на горку?
- Обратите внимание на мальчиков. Как вы думаете, из-за чего они поспорили?
- Посмотрите на Наташу. Что она говорит мальчикам?
- Как закончилась эта история?
- Дайте название картине.
2.Образец рассказа.
Общая горка.
Наступила зима. Выпал белый, пушистый, серебристый снег. Наташа, Ира и Юра решили построить из снега горку. А Вова им не помогал. Он болел. Хорошая вышла горка! Высокая! Не горка, а целая гора! Ребята взяли санки и весело катались с горки. Через три дня пришёл Вова. Он тоже хотел съехать с горки на санках. Но Юра закричал:
- Не смей! Это не твоя горка! Ты её не строил!
А Наташа улыбнулась и сказала:
- Катайся, Вова! Это горка общая.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Семейный ужин" по серии сюжетных картин.





1.Беседа по серии картин.
- Как вы думаете, какое время суток нарисовано на картинках?
- Почему вы так думаете?
- Откуда вернулись домой Саша и Маша?
- А откуда пришли папа и мама?
- Как называется вечерний приём пищи в семье?
- Что стала делать мама? Зачем?
- Какую работу выполняет Саша?
- Что можно приготовить из картошки?
- А чем занята Аня?
- Что она будет делать?
- Кого вы не увидели в кухне за работой?
- Какую работу выполнял папа?
- Когда всё было готово, что сделала семья?
- Как можно закончить наш рассказ?
- Как вы думаете, чем займутся родители и дети после ужина?
- Как можно назвать наш рассказ?
2.Составление рассказа.
Семейный ужин.
Вечером вся семья собралась дома. Папа и мама вернулись с работы. Саша и Наташа пришли из школы. Они решили вместе приготовить семейный ужин.
Саша почистил картошку для картофельного пюре. Наташа помыла огурцы и помидоры для салата. Мама пошла в кухню, поставила чайник на плиту и стала заваривать чай. Папа взял пылесос и почистил ковёр.
Когда ужин был готов, семья села за стол. Все были рады видеть друг друга за семейным ужином.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Новый год на пороге" по серии сюжетных картин.





1.Беседа по серии картин.
- Какой праздник приближается?
- Как вы можете это доказать?
- Чем заняты ребята?
- Назовите, какие ёлочные украшения у них получатся?
- Чем пользуются дети для изготовления ёлочных игрушек?
- Они работают с удовольствием или нет?
- Какие получились у них украшения?
- Куда они повесили свои игрушки?
- Как дети проводили праздник?
- Во что они были одеты?
- Какой сюрприз ждал их в конце праздника?
2.Составление рассказа.
Новый год на пороге.
Приближался любимый детский праздник - Новый год. А ёлка стояла в углу и грустила. Оля посмотрела на ёлку и предложила:
- Давайте украсим её не только шарами, но и сами сделаем игрушки!
Ребята согласились. Каждый из них вооружился ножницами, красками и цветной бумагой. Работали они с удовольствием. Вскоре яркие, красочные украшения были готовы. Ребята с гордостью повесили на ёлку свои работы. Ёлка сверкала и светилась.
Наступил праздник. Ребята надели маскарадные костюмы и отправились к ёлке. Они пели, танцевали и водили хоровод. Ну, и конечно же, к ребятам пришёл Дедушка Мороз с долгожданными подарками.

3.Пересказ рассказа.

Пересказ рассказа "Как мы общаемся", составленного по отдельным сюжетным картинам.



img src=/font



1.Беседа.
- Как мы общаемся друг с другом, если находимся рядом?
- А если человека нет рядом, то что мы делаем?
- Что можно отнести к средствам связи?
- Что можно отправить по почте?
- Как раньше доставляли почту?
- Как работал телеграф?
- Сколько времени нужно сейчас, чтобы послать сообщение?
- Что для этого используют люди?
- А как почтовая связь доставляет нам письма и поздравительные открытки?
- Почему люди пишут друг другу письма и поздравительные открытки?
2.Составление рассказа.
Как мы общаемся?
Разговаривая, мы общаемся друг с другом. Но иногда близкий человек находится далеко. Тогда на помощь приходят телефон и почта. Набрав нужный номер телефона, мы услышим знакомый голос. А если нужно послать письмо или поздравительную открытку, то можно пойти на почту.
Раньше почту доставляли на лошадях. Затем появился телеграфный аппарат Морзе, и сообщения стали передавать по проводам с помощью электрического тока. Инженер Белл усовершенствовал аппарат Морзе и изобрёл телефон.
В наше время сообщения с текстом и картинками можно передать очень быстро. Для этого люди используют сотовый телефон и компьютер. Но и сейчас люди продолжают писать друг другу письма, посылать поздравительные открытки и телеграммы по почте. Почту доставляют на автомобилях, по железной дороге или по воздуху.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа по сюжетной картине "В живом уголке".

1.Беседа.
- Кого вы видите на картине?
- Назовите растения, которые находятся в живом уголке.
- Нравится ли детям трудиться в живом уголке? Почему?
- Кто сегодня трудится в живом уголке?
- Чем заняты Катя и Оля?
- Какие листья у фикуса?
- Почему Даше нравится ухаживать за рыбками? Какие они?
- Что нужно делать, если в живом уголке живёт хомяк? Какой он?
- Какие птицы живут в живом уголке?
- Где находится клетка с попугаями? Какие попугаи?
- Как ребята выполняют свою работу?
- Почему им нравится ухаживать за животными и растениями?
2.Составление рассказа по картине.
В живом уголке.
В живом уголке много растений и животных. Детям нравится наблюдать и ухаживать за ними. Каждое утро, когда ребята приходят в детский сад, они идут в живой уголок.
Сегодня в живом уголке трудятся Катя, Оля, Даша, Ваня и Наталья Валерьевна. Катя и Оля ухаживают за фикусом: Катя вытирает влажной тряпочкой его большие блестящие листья, а Оля поливает растение. Даше нравятся рыбки: они очень яркие и с удовольствием едят корм, который она насыпает в аквариум. Ваня решил поухаживать за хомячком: он чистит его клетку, а затем будет менять воду. Наталья Валерьевна кормит пёстрых попугаев. Их клетка висит высоко и ребятам до неё не дотянуться. Все очень сосредоточены и стараются хорошо выполнить свою работу.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Заяц и морковка" по серии сюжетных картин.



1.Беседа по серии картин.
- Какое время года изображено на картинке?
- Что вы можете сказать о погоде?
- Какой стоит снеговик?
- Кто пробегал мимо снеговика?
- Что он заметил?
- Что решил сделать зайка?
- Почему ему не удалось достать морковку?
- Что он задумал потом?
- Помогла ли ему лестница добраться до морковки? Почему?
- Как изменилась погода по сравнению с первой картинкой?
- Что можно сказать о настроении зайчика на второй картинке?
- Что происходит со снеговиком?
- Как светит солнышко на третьей картинке?
- На что похож снеговик?
- Какое настроение у зайчика? Почему?
2.Составление рассказа.
Заяц и морковка.
Наступила весна. Но солнышко ещё редко выглядывало из-за туч. Снеговик, которого слепили дети зимой, стоял и даже не думал таять.
Однажды мимо снеговика пробегал зайчик. Он заметил, что вместо носа у снеговика вкусная морковка. Стал подпрыгивать, но снеговик был высокий, а зайчик маленький, и он никак не мог достать морковку.
Зайчишка вспомнил, что у него есть лестница. Он побежал в дом и принёс лестницу. Но даже она не помогла достать ему морковку. Зайчик загрустил и сел возле снеговика.
Тут из-за туч выглянуло тёплое весеннее солнышко. Снеговик медленно начал таять. Вскоре морковка оказалась на снегу. Радостный зайчик с удовольствием её съел.

3.Пересказ рассказа.

Пересказ сказки "Колосок" с использованием серии сюжетных картин.





1.Чтение сказки.
2.Беседа.
- О ком эта сказка?
- Чем занимались целый день мышата?
- Как можно назвать мышат, какие они? А петушок?
- Что нашёл петушок?
- Что предложили сделать мышата?
- Кто обмолотил колосок?
- Что предложили сделать мышата с зерном? Кто это сделал?
- Какую ещё работу выполнял петушок?
- А что в это время делали Круть и Верть?
- Кто первый сел за стол, когда пироги были готовы?
- Почему голос у мышат становился тише после каждого вопроса петушка?
- Почему петушок не пожалел мышат, когда они вышли из-за стола?
3.Пересказ сказки.

Составление рассказа "Откуда хлеб пришёл" по серии сюжетных картин.









1.Беседа.
- Какое время года изображено на первой картинке?
- Где работает трактор? Как называется профессия человека, который работает на тракторе?
- Какую работу выполняет трактор?
- Как называется техника, которую вы видите на третьей картинке? Какую работу выполняет сеялка?
- Какую работу выполняет самолёт? Зачем нужно удобрять поле?
- Когда созревает пшеница?
- С помощью чего убирают урожай пшеницы? Как называется профессия человека, который работает на комбайне?
- Из чего пекут хлеб?
- А что нужно сделать с зёрнами пшеницы, чтобы получилась мука?
- Где пекут булки, батоны? Кто их печёт?
- Куда затем везут хлеб?
- Как нужно относиться к хлебу? Почему?
2.Составление рассказа.
Откуда хлеб пришёл.
Наступила весна. Растаял снег. Выехали в поле трактористы, чтобы вспахать и взрыхлить землю под будущий хлеб. Хлеборобы засыпали зерно в сеялки и стали рассеивать по полю. А затем в небо поднялся самолёт, чтобы удобрить пшеничное поле. Удобрение попадёт в землю, а пшеница будет расти и созревать. К концу лета пшеничное поле заколосится. Выйдут в поле комбайнеры. Поплывут по пшеничному полю комбайны, как по синему морю. Намолоченное зерно смелют в муку. В пекарне из неё испекут тёплый, душистый, вкусный хлеб и отвезут в магазин.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа по сюжетной картине "Одни дома" с придумыванием начала рассказа.

1.Беседа.
- Кого вы видите на картинге?
- Какие игрушки вы видите на картине?
- Кто из детей любит играть с мишкой? А кто с машинками?
- Какое настроение у мамы? Чем она недовольна?
- Когда это могло случиться?
- Как вы думаете, куда ходила мама?
- Кто оставался дома один? Что дети обещали маме?
- Чем занималась Катя? А Вова?
- А чьи бусы рассыпаны на полу?
- Как вы думаете, мама разрешила брать бусы?
- А кто их взял?
- Почему бусы оказались разорванными?
- Что почувствовали дети, когда вернулась мама?
2.Составление рассказа.
Одни дома.
Мама ушла в магазин за покупками. А Катя и Вова остались дома одни. Они обещали маме, что всё будет хорошо. Катя взяла своего любимого мишку и стала рассказывать ему сказку, а Вова играл машинками.
Но вдруг Катя увидела мамины бусы. Ей очень захотелось их примерить. Она взяла бусы и стала примерять. Но Вова сказал, что мама не разрешала Кате их трогать. Катя не слушала Вову. Тогда Вова стал снимать бусы с Катиной шеи. А Катя не давала их снимать.
Вдруг ниточка разорвалась, и бусы рассыпались по полу. В это время мама вернулась из магазина. Вова от испуга спрятался под одеяло, а Катя стояла и виновато смотрела на маму. Детям было очень стыдно, что они не выполнили своё обещание.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Граница Родины - на замке" по серии сюжетных картин.





1.Беседа.
- Кого вы видите на первой картинке?
- Куда они направляются?
- Что заметил пограничник?
- Кому он показал следы?
- К кому привели следы?
- Что в руках у нарушителя?
- Рассмотрите вторую картинку. Что вы можете сказать о Трезоре? Почему он такой злой?
- Что сделал нарушитель, когда Трезор напал на него?
- Как можно назвать пограничника и Трезора, какие они?
- Если все защитники будут такие, то какой будет наша Родина?
2.Составление рассказа.
Граница Родины - на замке.
Границу нашей Родины охраняют пограничники.Однажды в дозор вышли солдат Василий и его верный друг - пёс Трезор.Вдруг пограничник заметил свежие следы. Он показал их Трезору. Трезор тут же отправился по следам.
Вскоре пограничник и Трезор увидели нарушителя границы. Он был вооружён, а увидев пограничника и Трезора, направил на них пистолет. Трезор весь напрягся и напал на преступника. Он схватил нарушителя за руку, и тот от испуга уронил пистолет. Верные друзья арестовали нарушителя.
Пусть каждый знает, что граница нашей Родины - на замке.

3.Пересказ рассказа.

Задачи: учить детей рассматривать картину; развивать связную речь, воображение; воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к родине.

Ход

Сели правильно, спины выпрямили, ноги поставили ровно. Тема, над которой мы начинаем работу, называется “О живописи, театре, кино”. А тема нашего классного часа “Беседа по картине В. Васнецова “Богатыри”.

Ребята, рисовать люди научились ещё в глубокой древности, в доисторические времена. Им приходилось жить в пещерах, на стенах которых позднее и были найдены их первые рисунки. Шли века, и в этом своём умении некоторые люди достигли высокого мастерства. Так постепенно развивалось изобразительное искусство. Тот, чья профессия художник, пользуясь карандашом, красками может остановить время вокруг себя. Глядя на картины, мы как бы беседуем с их создателем; через изображённое на них мы узнаём о мыслях и чувствах художника.

Одной из самых любимых тем для художников является сказка. А среди сказочников нельзя не отметить замечательного русского художника Виктора Васнецова (1848-1926гг.)

Сегодня вашему вниманию я предлагаю рассмотреть репродукцию картины Виктора Васнецова “Богатыри”.

Ребята, как вы понимаете слова “репродукция картины”? (ответы детей)

Рассматривая эту картину, мы попытаемся понять, какие чувства хотел передать художник.

Картина “Богатыри” была написана в 1898 году. Над созданием картины художник работал с перерывами около 25 лет. Сейчас эта картина находится в Москве, в Третьяковской галерее.

Ребята, я вам даю время для того, чтобы вы самостоятельно рассмотрели картину. Рассматривайте внимательно, обращая внимание на то, кого изобразил художник, какие краски он использовал в работе. (2-3 минуты под музыку)

Ребята, сейчас мы начинаем беседу по картине. Отвечайте полными предложениями, не бойтесь высказывать свои мысли, чувства, переживания. Будьте внимательны, в конце беседы мы постараемся составить связный рассказ по картине.

Но сначала давайте вспомним, что такое передний план картины?

Что такое задний план картины?

Кто изображён на переднем плане картины? (богатыри)

Кого на Руси называли богатырями? (людей сильных, смелых, которые защищают слабых, воинов)

Почему вы решили, что богатыри – воины? (в руках оружие, на головах шлемы, кольчуги)

Верно, на картине изображены три богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Посмотрите внимательно на картину и догадайтесь, кто из них Илья Муромец – старший из богатырей?

Почему художник изобразил его в центре? (самый сильный, могучий)

Верно, старший, Илья Муромец, по преданию был сыном рязанского крестьянина. Не было даже среди богатырей равного ему по силе.

Ребята, что вы знаете из сказок и былин об Илье Муромце? (просидел на печи 30 лет, победил соловья разбойника)

По обеим сторонам от Ильи Муромца расположились его друзья-богатыри: Добрыня Никитич и Алёша Попович (показываю). У каждого богатыря свой характер. Давайте по жестам, по выражению лица, позе попробуем рассказать о характерах богатырей.

Как вы думаете, какой характер у Ильи Муромца? (молчаливый, спокойный, невозмутимый, уверенный в себе)

Какой характер у Добрыни Никитича? (добрый, серьёзный, суровый)

Какой характер у Алёши Поповича? (весёлый, лукавый)

Как вы догадались? (взгляд живой, хитрый, улыбается)

А сейчас я загадаю вам загадки. Отгадать их вам поможет картина. Будьте внимательны.

Кому принадлежит конь – тяжёлый да могучий как сыра земля? Как вы догадались? (ответы детей)

У кого из богатырей конь, что огонь? Как вы узнали? (ответы детей)

Чей конь, что ветер в чистом поле? Почему вы так думаете? (ответы детей)

Молодцы, ребята. А сейчас, посмотрите на картину и скажите, что вы видите на заднем плане? (степь, леса). Верно, за спиной богатырей вся Русь-матушка с её бескрайними просторами и царственным величием грозового неба. Богатыри охраняют границы Руси.

Как вы считаете, богатыри готовы к бою?

Как вы это определили? (Илья Муромец смотрит в ту сторону, откуда может появиться враг; Алёша Попович крепко держит в руках лук, а Добрыня Никитич обнажил свой меч)

Какие чувства вызывает у вас эта картина? (восхищения, спокойствия, тревоги, гордости, радости)

Физкультурная минутка.

Ребята, а давайте попробуем составить связный рассказ по картине. (дети составляют свои рассказы). Хорошо, молодцы, ребята.

(включаю музыку) И, подводя итог всем вашим ответам, нашей беседе, хочется отметить, что художнику удалось создать действительно яркий образ народной богатырской силы, способной защищать родную землю от любого врага. Полон спокойной мощи крестьянский сын Илья Муромец, воплощающий в себе силу народную; зорко всматривается он вдаль из-под руки, на которой легко висит огромная палица. Подстать ему и могучий чёрный конь, как вкопанный стоит он под своим могучим седоком.

Добрыня Никитич – воплощение силы духа народа. Его правая рука уже вынимает меч из ножен, он весь подобрался, готовый к бою, и конь под ним такой же чуткий, готовый повиноваться воле наездника.

Задумался о чём-то Алёша Попович, один из самых хитроумных, ловких и любимых народных героев. Он слегка ослабил повод, и конь под ним наклонил голову к высокой степной траве. Но уверенно сжимает лук богатырская рука, и стрела у него наготове.

Природа на картине Васнецова – это величавый образ Руси, раскинувшейся от южных степей до дремучих северных лесов, образ могучей Родины великого народа.

Ну что же, ребята, вы сегодня очень хорошо работали, прекрасно отвечали на вопросы. Молодцы! На этом наш классный час закончен, всем спасибо.

Составитель воспитатель

по изо деятельности Русаклова Н.В.

В семье можно и нужно систематически знакомить ребенка с искусством, постепенно усложняя и расширяя темы, сюжеты и образы показываемых ребенку художественных произведений. В домашних условиях можно составить небольшие коллекции репродукций. В свободную минуту рассматривать их с ребенком, беседовать о них. Подбор репродукций по темам может быть разным. Так, например, может быть несколько серий репродукций на тему «Времена года» - пейзаж, а также – серия на сказочную тематику в произведениях В.М. Васнецова, М.А. Врубеля. Но не следует показывать ребенку за раз больше 5-6 репродукций.

Не надо сразу начинать беседу, пусть ребенок вначале просто рассмотрит репродукции. Первое впечатление всегда эмоционально, и оно должно лечь в основу будущего анализа картины.

Беседа, естественно, должна начаться с обсуждения сюжета: что изображено на картине. Отсюда должен возникать и второй вопрос: как изображено? Каков был замысел художника? Каково его отношение к тому, что он изобразил, и при помощи каких средств раскрывается замысел картины? Часто вся беседа сводится к первому вопросу – что изображено на картине, кого нарисовал художник, что делают изображенные на картине люди, где они находятся и т.д. Несомненно, такой разбор картины кое-что дает детям с познавательной точки зрения, а само художественное произведение вызывает определенные чувства у наиболее восприимчивых детей, но все же специфика художественного произведения, в основе которого всегда лежит единство содержания и формы, в значительной мере при таком анализе утрачивается. Замысел, отношение художника остаются нераскрытыми; из сюжета выводится мораль, нравоучение.

Свой замысел художник доносит до зрителя при помощи специфических для данного вида искусства средств. В живописи такими средствами является выбор того, что изображает художник; затем, как он все это располагает на картине, чтобы выделить главное (композиция картины); образная характеристика людей и животных, с помощью которой автор вызывает у зрителя то или иное отношение к персонажам; свет и цвет в картине. Яркие, но гармонические красочные сочетания вызывают у зрителя чувство радости, бодрости, уверенности; мягкие, как бы притушенные сочетания – чувства нежности, иногда легкой грусти; крикливые, резкие – чувство протеста, враждебности; мрачные – чувство печали и т.д.

Очень важно, чтобы взрослые, показывая репродукции, сумели довести до детского сознания, что художник хотел сказать своей картиной, раскрыть авторский замысел. Только при этом условии художественное произведение найдет у ребят эмоциональный, эстетический отклик. Как это сделать?

Беседу можно построить по следующим вопросам:

Какие чувства испытывал художник, когда создавал картину?

Как он относился к героям произведения?

Как их понимал, кого любил, кем восхищался, кого осуждал?

Подобные ли чувства испытывали художники, когда изображали своих героев?

Похожи ли эти картины по цвету?

Почему не похожи? И т.д.

Надо дать понять родителям, что в картине нет ничего случайного: общий колорит, распределение света, размещение на полотне персонажей и предметов – все служит художнику для раскрытия его замысла, его мыслей и чувств.

Картина В.М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке» сразу дает нам представление об опасности, тревоге. Как нам передает эти чувства художник? Дети легко находят ответ на этот вопрос: «Лес темный, дремучий, огромные деревья, страшно», «У Ивана-царевича лицо бледное, серьезное, он в ту сторону смотрит, за меч рукой держится, он храбрый, а все же страшно», «Царевна совсем испугалась, не смотрит, глаза опустила», «Волк очень спешит, мчится, не разбирая дороги, устал, пасть открыта, язык высунул».

Чтобы дети могли лучше воспринять художественные особенности картины, хорошо показать им не одну, а две-три репродукции разных картин на аналогичные темы, сопоставить их. Например, два зимних пейзажа «Февральская лазурь» И.Э. Грабаря и «Русская зима» К.Ф. Юона. спросите у детей, какая зима им больше понравилась. Большинство высказывается за первую: «Яркие краски, красивая картина, небо голубое, остатки золотой листвы, снег розоватый, и тени под деревьями синие, наверное, художник радовался, когда это увидел». Надо дать понять детям, что зима изображена на двух картинах, но по-разному: одна – красивая, яркая, а вторая – задумчивая. Деревья в инее, кружевные, как бы в дымке, тихие. И дети согласятся с вами. Так путем сравнения будет достигнут новый критерий эстетической оценки зимнего пейзажа. Ребята поймут, что красоту природы можно видеть и воспроизводить по-разному, что она пробуждает у художника разные чувства и мысли, а тот, в свою очередь, передает их нам.

Воспитание живой эстетической восприимчивости ребенка к окружающему и необходимая помощь в его изобразительной деятельности, всяческое ее поощрение и, наконец, продуманная организация общения ребенка с искусством – все это доступно семье. И это будет прочным фундаментом дальнейшего эстетического развития формирующейся личности малыша.

Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки! Приобщайте ваших детей – сыновей, дочерей, внуков и внучек к прекрасному. Вашему вниманию предлагаются примерные задания, направленные на развитие творчества у детей.



Загрузка...
Top