Составление описательного рассказа по репродукции картины Саврасова «Грачи прилетели. Конспект занятия по развитию речи в старшей группеСоставление описательного рассказа по репродукции А.К

Цели:

Учить составление описательные рассказы по пейзажной картине;

Учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;

Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Цель:

Учить составление описательные рассказы по пейзажной картине;

Учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;

Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы.

Словарная работа:

Обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнение, метафоры.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций на тему: «Весна»;

Рассматривание репродукции картины И. Левитана «Март»;

Слушание музыкальных произведений: Х. Чайковский «Времена года» («Март», «Апрель»), Вивальди «Времена года» («Весна»);

Чтение стихов о весне.

Материал:

Репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»;

Магнитофон

Обруч

Картины с изображением птиц

Ход занятия

I. – Ребята, отгадайте загадку.

Тает снегом,

Ожил лужей,

День прибывает.

Когда это бывает? (Весной)

Правильно, это весна.

Послушайте стихотворение А. Плещеева «Весна».

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

II. – После долгой зимы просыпается под теплыми солнечными лучами земля.

Снег тает, появляются проталинки. Встрепенулись деревья, освобождаясь от зимнего сна.

В воздухе чувствуется запах прелых листьев, коры деревьев, запах теплого весеннего ветерка. Возвращаются из дальних мест домой первые весенние вестники – грачи.

III. – Посмотрите вверх на птиц. Это первые весенние птицы. Подуйте на них. Они как будто ожили, почувствовав теплый весенний ветерок.

Ребята, узнали вы среди этих птиц грача. Покажите. Правильно. Грачи прилетают в наши края раньше других птиц. Над высокими березами разносится радостный гомон (садятся).

IV. – Ребята, посмотрите, как чудесно рассказал об этом художник А. К. Саврасов в своей картине «Грачи прилетели».

Что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине?

(Он увидел, как на березы опустилась стая грачей, как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда).

Расскажите о грачах. Что они делают?

(Поправляют, ремонтируют гнезда; внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Грачи радостные, веселые, смешные, шумливые. Они громко кричат, разговаривают на грачином языке, делятся впечатлениями о далеком путешествии с юга на любимую родину. Они счастливы, что наконец-то вернулись домой. Они рассказывают друг другу о своих планах на будущее. Как они обустроят свои гнезда, вырастят своих птенцов, будут их учить летать и т.д.).

Как вы думаете, а почему грачи выбрали именно это место для гнезд?

(Здесь спокойно, тихо, здесь красиво. Это окраина села, видно несколько деревянных домиков, белокаменную церковь. За домами видна равнина с потемневшим снегом, вдалеке лес.

Какие деревья выбрали грачи?

(Грачи выбрали старую корявую березу. Она толстая, ветви упругие. Гнезда надежно укреплены. Когда распустятся листья, гнезд не будет видно в густой кроне дерева).

Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце?

Как вы догадались?

(Солнце скрылось за облаками. Оно еще неяркое, ленивое. Чуть-чуть просвечивает сквозь облака. Облака нежно-желтого цвета. На снегу видны тени от берез.

Чувствуется, что снег тает под теплыми лучами солнца. Солнце то выглянет, то опять спрячется за прозрачные облака),

Ребята, что можно сказать о небе? Какое оно, весеннее небо?

(Небо покрыто голубовато-серыми тучами, серо-желтые, пушистые, задумчивые, прозрачные, немного хмурые и т.д.)

Ребята, расскажите, каким вы видите снег?

(Потемневшим, рыхлым, сырым, холодным, мокрым, подтаявшим, печальным, талым и т.д.).

Ребята, а сейчас я предлагаю вам «войти в картину». Что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?

(Немного холодно, радостно, чувствуется свежесть, бодрость, трепетное ожидание солнца, тепло весны, легкая печаль по уходящей белоснежной зиме).

Ребята, вам понравилась картина А. Саврасова «Грачи прилетели»?

(Ответы детей).

V. – Кто желает по этой замечательной картине сочинить рассказ? Рассказать о солнце и о небе, о снеге и облаках, о наступающей весне и о уходящей зиме, о березах и о крикливых грачах. Постарайтесь рассказать не спеша, выразительно, голосом передавая свое настроение и отношение к главным персонажам.

(Дети по деланию рассказывают по картине).

МДОУ д/с «Ландыш»

г. Балашова

Конспект

Открытого занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Ёлочка»

для детей с туберкулезной интоксикацией

Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины

А. Саврасова «Грачи прилетели»

Провела: воспитатель I

квалификационной категории

Мосина С. И.


Программные задачи:

Коррекционно-образовательная – учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине; связно, последовательно описывать предметы и персонажи. Учить придерживаться структуры описательного рассказа: начало, середина, окончание, описывать место и время действия, соблюдать логику развития сюжета, используя разнообразные языковые средства, сложные грамматические конструкции.

Коррекционно- развивающая- развивать навыки речевого общения, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, координацию речи с движением. Развивать воображение с помощью приема «Вхождение в картину» . Развивать мелкую моторику, используя приемы оригами.

Кррекционно-воспитательная - воспитывать умение слушать товарищей, точно высказывать свои мысли. Воспитывать самостоятельность, активность, умение видеть красоту родной природы.

Словарная работа: ввести в пассивный словарь детей слова часовня, грачевник, активизировать использование в активной речи слов пейзаж, деревня, слов определений.

Предварительная работа: рассматривание весенних пейзажей, наблюдение примет весны в природе, чтение стихов о весне, рассматривание репродукции А.К. Саврасова «Грачи прилетели» , беседа о видах живописи – портрет, натюрморт, пейзаж.

Материал к занятию: письмо прикрепленное к воздушным шарам, репродукция картины «Грачи прилетели» , цветная бумага, ножницы, клей, кисти для клея, клеенки, веточки березы, запись спокойной музыки.

Ход занятия

(Учитель-логопед и дети стоят на ковре и ведут беседу)

Учитель-логопед: Ребята, какое сейчас время года?

Правильно, весна. Но посмотрите на улицу: еще лежит снег, еще холодно, можно сказать зима.

Д: -Это ранняя весна.

Учитель-логопед: Поиграем в игру «Что лишнее?» . Хорошо ли вы знаете приметы ранней весны? Слушайте меня, определяйте, какая из примет лишняя и почему? Следите за произношением звуков.

Тает снег, улетают на юг перелетные птицы, начинается капель, появляются проталины. (Ранней весной перелетные птицы не улетают на юг, а прилетают с юга) .

Распускается верба, начинается ледоход, трещат сильные морозы, расцветает мать-и-мачеха. (Ранней весной еще бывают заморозки, но сильные морозы уже не трещат) .

Набухают почки, созревают яблоки, грачи начинают строить гнезда, солнце не только ярко светит, но и греет. (Яблоки созревают не ранней весной, а летом и осенью) .

С крыш свисают сосульки, снег темнеет и оседает, листья желтеют и опадают, просыпается медведь. (Листья желтеют и опадают осенью, а не ранней весной) .

Ой, ребята, что это там за окном?

(За окном воздушные шары с прикрепленным к ним большим конвертом)

Учитель-логопед: Очень интересно, кто прислал нам письмо таким необычным способом. Выйду я на улицу и принесу письмо в группу, мы его прочтем и узнаем, кто прислал нам его.

(Вношу письмо, читаю)

- «Здравствуйте, дорогие ребята. Спешу к вам в гости с весенними подарками. Впереди себя посылаю моих верных гонцов – грачей. До встречи. Ваша Весна» .

Учитель-логопед: Ребята, так от кого же это письмо?

Д: - Его написала Весна.

Учитель-логопед: Верно, оно от Весны. Кого послала весна впереди себя?

Д: - Грачей.

Учитель-логопед: Дети, а вы уже видели в нашем городе грачей?

Я еще не видела, видимо они еще в пути. Зато я сегодня принесла вам картину, которую написал русский художник Алексей Саврасов, на ней он изобразил грачей. Называется она «Грачи прилетели» . Садитесь на стульчики и рассмотрите картину.

(Даю детям время рассмотреть картину)

Учитель-логопед: К какому жанру относится эта картина?

Д:- Пейзаж.

Учитель-логопед: Какие еще жанры знаете?

Д: - Натюрморт, портрет.

Учитель-логопед: Что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине?

Д: -Он увидел как на березы опустилась стая грачей, как они шумят, радуются, что вернулись в свои старые гнезда.

Учитель-логопед: Расскажите мне о грачах, что они делают?

Д: -Поправляют, ремонтируют гнезда.

Учитель-логопед: Ребята, представьте, что вы попали в картину, закройте на минутку глаза, что вы слышите?

Д: - Грачи громко кричат, галдят, ссорятся, шумят; они радуются, что вернулись домой, разговаривают на грачином языке, делятся впечатлениями о далеком путешествии, они делятся планами на будущее.

Учитель-логопед: Молодцы, как точно вы рассказали про грачей. Знаете у нас в России место, где селятся грачи, называют - грачевник. Как можно назвать эти березки на картине?

Д: - Грачевник.

Учитель-логопед: Как вы думаете, почему грачи выбрали именно это место для гнезд?

Д: -Здесь тихо, спокойно. Это окраина деревни, видно несколько домиков и часовню. Вдалеке виден лес.)

Учитель-логопед: Ребята, встаньте в кружочек, поиграем с кубиком, какой стороной он к вам повернется, к той картинке подбираем слова-признаки, соответствующие нашей картине «Грачи прилетели» .

Снег – Потемневший, рыхлый, серый, мокрый, холодный, подтаивший…

Березы –тонкие, длинные, корявые, старые, толстая…

Солнце – неяркое, ленивое,

Облака (небо) – Голубовато-серые, пушистые, прозрачные, хмурые, низкое, грустное, холодное…

Учитель-логопед: Молодцы. Какие хорошие, точные слова подобрали.

Учитель-логопед: Какие вы внимательные, молодцы.

Учитель-логопед: А сейчас посмотрите, у меня на столе лежат мнемоквадраты, которые помогут вам составить рассказ. Берите по одной карточке и рассказывайте. Рассказ вы будете придумывать по цепочке - один начнет, другой продолжит.

Учитель-логопед: Сейчас я думаю надо немного отдохнуть.

Весна, весна красная!

Весна, весна красная! Идут по кругу, взявшись за руки.

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью. Идут в противоположную сторону.

С великой милостью:

С льном высоким, Останавливаются, тянут руки вверх, встают на носочки, делают вдох.

С корнем глубоким, Опускают руки, приседают, делают выдох.

С хлебами обильными. Взявшись за руки, бегут по кругу.

Может кто-то хочет самостоятельно рассказать? (слушаем рассказы) .

"Художник Алексей Саврасов назвал свою картину "Грачи прилетели". Перед нами сельский пейзаж. Это окраина деревни: видно несколько деревенских домов и часовню. На березы опустилась стая грачей. Они шумят, кричат, разговаривают на грачином языке. Грачи счастливы, что вернулись домой, в свои старые гнезда. Они поправляют, ремонтируют гнезда. Птицы выбрали старую, корявую березу. У неё упругие ветки, толстый ствол. Внизу у корней березы, грач нашел ветку и держит её в клюве. Солнце скрылось за облаками. Оно ещё неяркое, ленивое, но уже чувствуется, что снег тает под его теплыми лучами. Снег потемневший, рыхлый, талый. Небо низкое, грустное и хмурое. Несмотря на это в воздухе пахнет весной".

Учитель-логопед: Молодцы, ребята, какие красивые у вас получились рассказы. А знаете, что я придумала? Давайте сейчас сделаем бумажных грачей, посадим на нашу веточку, может, и весна быстрее наступит. Согласны?

Учитель-логопед: Перед тем как вы начнете работать нужно размять наши пальчики, сделаем из них птичек и полетаем. Молодцы.

Учитель-логопед: Теперь приступаем к работе, кто сделает птичку, может выбрать веточку и посадить ее. (Дети делают птичку, помогаю при необходимости) .

  1. Итак, берем квадратный лист черного цвета.
  2. Сгибаем его по диагонали.
  3. Загибаем боковые стороны к линии сгиба.
  4. Нижние стороны тоже нужно загнуть к линии сгиба.
  5. Разогнуть нижние стороны.
  6. По линиям сгиба сделать надрезы
  7. По надрезам загнуть кверху.
  8. Верхний угол загнуть вниз (это будущая голова)
  9. Сложить заготовку пополам, приклеить глаза.

Учитель-логопед: Посмотрите ребята, что это у нас получилось? (Грачевник) .

Учитель-логопед: Грачи в народе всегда были символами весны. Грачей считают предсказателями погоды. Если они строят гнезда высоко, лето будет хорошим, если низко - холодным и сырым. Если грачи усаживаются на высоком дереве близко друг к другу и клювом к ветру, жди плохой погоды.

Учитель-логопед: Ребята, а вам понравилась картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели» ?

Учитель-логопед: Ребята, а что вы чувствуете, когда смотрите на картину?

Д: -Немного холодно, грустно, где-то даже радостно, потому что зима уходит.

Учитель-логопед: Молодцы, мне тоже понравилось как вы занимались, какие красивые у вас получились рассказы по картине и я приготовила для вас сюрприз.

Гулюса Арнаутова
Конспект занятия по развитию речи. Рассказывание по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» для детей старшей группы.

Программное содержание : Развивать эмоциональный отклик на весенние проявление природы,

эстетические чувства, переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы; способствовать художественному видению картины , стимулировать желание внимательно её рассматривать ; продолжать учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине ; обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения, метафоры. Закреплять умение образовывать однокоренные слова.

Материалы и оборудование : Репродукция картины А . К. Саврасова «Грачи прилетели » , репродукции картин русских художников : портрет, натюрморт. Приготовить тесто для булочек, изюм мелко нарезать для глаз. Фартуки, косынки,нож (под присмотром воспитателя)

Методические приемы :

Художественное слово;

Напоминание;

Вопросы;

Беседа по картине ;

Помощь в составлении рассказа

Образец педагога;

Поощрение;

Физминутки;

Словарная работа :

а) обогащение : грачи , гнезда, окраина села, прозрачные, голубовато-серые, потемневший, рыхлый, податливый;

б) активизация : слова-действия, шумят, кричат, ремонтируют, тает, скрылось и т. п : слова - определения : радостные, шумливые, старая корявая береза , ветки упругие, неяркое, белокаменная церковь, на грачином языке .

Ход занятия:

Воспитатель :

Ребята, посмотрите на картины . На какие группы их можно разделить (Пейзаж, портрет, натюрморт) .

Чтение стихотворения М. Яснова «О картинах » .

Если видишь на картине Если видишь на картине

Нарисована река, чашку кофе на столе.

Или ель и белый иней, Или морс в большом графине,

или сад и облака или розу в хрустале,

или снежная равнина, или бронзовую вазу,

или поле и шалаш, или грушу, или торт

обязательно картина Или все предметы сразу

называется (пейзаж) . Знай, что это (натюрморт) .

Если видишь, что с картины

Смотрит кто–нибудь на вас,

Или принц в плаще старинном ,

Или вроде верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Артур, ваш сосед,

Обязательно картина

Называется (портрет) .

Ребята, сегодня, я приглашаю вас на выставку картин знаменитого художника Алексея Кондратьевича Саврасова .

Но экскурсоводами на нашей выставке, будете вы , дети и вам предстоит рассказать гостям об одной очень известной картине . (На доску выставляется репродукция картины ) . Вы знаете, как она называется? (Грачи прилетели .) (Если дети затрудняются, воспитатель предлагает им придумать

свое название картины .)

Для того чтобы стать экскурсоводом на нашей выставке нужна подготовка. А кто такой экскурсовод? (Тот, кто проводит экскурсии по выставке, рассказывает о картинах ) Да, экскурсовод, это человек, который интересно рассказывает о картинах на выставке или об экспонатах в музее. Но чтобы посетителям выставки было интересно экскурсовод должен хорошо изучить и рассмотреть картину . Посмотрите внимательно на картину , что интересного увидел и изобразил художник на своей картине ? (Он изобразил церковь, деревья, птиц, грачей ) .

Что изобразил художник на переднем плане картины ? (деревья, берёзы) .

- Расскажите о деревьях на картине , какие они? (Деревья корявые, большие, старые , ветвистые, снизу тёмные, сверху светлые, без листиков).

Кого вы видите на берёзах? (Птиц, грачей )

- Расскажите о грачах , какие они? (чёрные, крикливые, шумливые, смешные, носатые, радостные)

Что делают грачи ? (строят, ремонтируют гнёзда, летают, кричат, галдят, хлопочут, внизу один грач нашёл ветку , держит её в клюве)

- Грачи радуются наступившей весне, что они вернулись на Родину в свои гнёзда. У них очень много хлопот, надо отремонтировать гнёзда, чтобы можно было высиживать птенцов.

Какие деревья выбрали грачи для гнёзд ? (Грачи выбрали старое , кривое дерево, оно толстое, ветвистое, гнёзда надёжно укреплены)

Вспомните, как называется место, где живет грачи ? (Грачовник )

- Грачовник расположился на окраине села. Здесь тихо, спокойно, красиво. Видно несколько деревянных домиков, белокаменную церковь. - Что изобразил художник вдалеке? (поле, луг, лес, заливные луга)

Посмотрите, есть ли на картине солнце ? (Нет)

Как вы поняли? (На небе тучи) .

Солнце скрылось за облаками. Оно ещё не яркое, ленивое, чуть-чуть просвечивает сквозь облака. Облака нежно-жёлтого цвета. На снегу видны тени от берёз. Солнце то выглянет, то опять спрячется за прозрачные облака.

Ребята, что можно сказать о небе? (Небо покрыто голубовато-серыми тучами оно низкое, грустное, холодное)

Лучи солнца освещают облака, и кажется, что вот-вот облако растает и солнце будет ярко освещать весеннюю землю.

Ребята, каким вы видите снег? (Тяжёлые, мокрый, потемневший, подтаявший, рыхлый, серый, печальный)

Какими бы словами вы бы закончили свой рассказ об этой картине ? Скоро снег совсем растает и покажется мягкая и шелковистая травка. В воздухе пахнет весной. Воздух чист и свеж. Весна! Ну, что ж, вы вполне готовы быть экскурсоводами. Но прежде чем начать экскурсию мы намного отдохнём.

Физминутка.

Стая птиц летит на юг,

Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)

Чтоб скорее прилетать , Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)

В небе ясном солнце светит, Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)

А внизу леса, поля –

Расстилается земля . (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону )

Птички начали спускаться, На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)

И опять пора в дорогу,

Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями» )

Вот и юг. Ура! Ура! Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)

А сейчас дорогие экскурсоводы, кто расскажет гостям об этой замечательной картине ? (Опрашивается три – четыре ребёнка) Молодцы, хорошие экскурсоводы. Наша галерея закрывается, ждём вас в гости ещё.

А сейчас я приглашаю вас за стол и предлагаю самим слепить из теста грачей . 17 марта по народному календарю –день Герасима -грачевника . В этот день наши пра –пра бабушки пекли птичек –грачей и считали , что такой горячей выпечкой приблизят наступление теплых дней. Вот и мы с вами возьмемся за дело и будем печь грачей .

Сначала вспомним наши правила :

Вымыть руки;

Надеть передник;

Заправить волосы под косынку.

Способ приготовления булочек-грачей . Готовое тесто раскатываем «колбасками» . «Колбаски» разрезаем на равные кусочки, которые снова раскатываем на более тонкие «колбаски» . Получившиеся тонкие колбаски завязываем в узелок. Таким образом, сам узелок –это фигура грача . Смазываем противень маслом и выкладываем узелки на противень. Уже на нем дорабатываем заготовки. Чуть оттягиваем одну сторону узелка- голова птицы. Вставляем изюминки – глазки. В нижней части узелка опять оттягиваем тесто-хвостик. Хвостик надрежем ножом, чтобы получить перышки. Смазываем булочки крепко заваренным чаем или взбитым яйцом. Оставляем на 10 -15 минут на противне.

А затем уносим на кухню в духовку. Когда булочки приготовятся, за общим столом проводится чаепитие.

Конспект ОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»

Цель:

Знакомить детей с культурным наследием русского народа; закреплять и углублять представления о жанрах живописи и средствах ее выразительности.

Задачи:

Помочь детям увидеть, ощутить задушевную красоту родной русской природы в картине «Грачи прилетели»,

Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы;

Учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать,

Учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине,

Обогащать словарный запас определениями, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения и сравнения;

Закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе;

Уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период.

Предварительная работа

    Знакомство со стихотворениями о весне Ф.И.Тютчева «Весна», «Весенние воды», С.Я.Маршака «Весенняя песенка», Апрель».

Заучивание отрывков стихотворений о весне

    Наблюдение примет наступающей весны в природе с воспитателями и родителями.

    Беседы на темы: «Пришла весна», «Перелетные птицы», «Наши пернатые друзья», «Приметы весны» и др. ;

    Рассматривание иллюстраций, картин на весеннюю тему;

    Чтение художественной литературы: Г. Ладонщиков «Весна», С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда»,

    Загадывание загадок про времена года, птиц;

    Дидактические и подвижные игры: «Перелет птиц», «День -ночь», «Зимующие и перелётные».

Оборудование:

Мультимедийный проектор, презентация, сказка «Как появилась картина «Грачи прилетели», рассказ Г. Скребицкого «Прилетели грачи», голоса птиц в DVD -записи.

Словарная работа: сосулька, капель, грач, грачата, вьют гнезда, журчат ручьи, пернатые, перелетные, щебет птиц, грачевник.

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение:

Если снег повсюду тает, превращается в ручей,

Травка робко вылезает, день становится длинней,

Если солнце ярче светит, если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер, значит, к нам пришла… (весна).

Весна – это праздник пробуждения природы. Какие чудеса происходят весной?

Тает снег, появляются проталинки. Просыпаются деревья от зимнего сна. В воздухе чувствуется запах прелых листьев. Из далеких стран возвращаются домой перелетные птицы.

Первыми возвращаются грачи, их называют вестниками весны. Сегодня вы узнаете о грачах много интересного.

Сегодня, мы с вами продолжим знакомство с прекрасной книгой «Мастера русской живописи». Она расскажет нам о еще одном великом русском художнике Алексее Кондратьевиче Саврасове. Вот его портрет.

Слайд (Показ портрета)

Было это давным-давно. Жил в Москве художник, и звали его Алексей Саврасов. Был он большущий, как медведь, спина широкая, глаза черные, на голове грива темных волос, вид почти всегда насупленный, его даже испугаться было можно. Но на самом деле он только казался хмурым, потому что всех стеснялся. А как улыбнется – сразу становится похожим на доброго доктора.

Больше всего Саврасов любил цветы, деревья, реки, леса.

Как одним словам, все это можно назвать? (Природой).

Верно, в своих работах А. Саврасов изображал природу.

Такие картины как называю? (Пейзажами).

Ребята, а кроме пейзажей, какие есть еще виды картин? (Портреты, натюрморт).

Значит, А. Саврасов был художник – пейзажист.

И главном произведении этого художника «Грачи прилетели». Уже более ста лет работа Саврасова «Грачи прилетели» является символом русского пейзажа.

Слайд картины

А сейчас я прочитаю вам сказку: «Как появилась картина «Грачи прилетели». Рассказчик. Однажды весенним мартовским днем художник Саврасов отправился за город посмотреть, где же весна задержалась. Грязь под ногами хлюпает, все кругом неказистое да старое. Ветер холодный, деревья, скрюченные какие-то, не на чем взгляд остановить. Как вдруг слышит громкий птичий крик. А это грачи галдят, будто делят что между собой. Подошел художник поближе к березам, где птицы собрались, и вдруг видит, что оторвался от стаи самый большой грач, летит, а в клюве у него что-то сверкает. За ним другие грачи кинулись, набросились на него, только пух и перья полетели. И вдруг прямо в руку Саврасова упало толстое тяжелое стеклышко. Лежит и тихо светится. И сразу, будто теплее стало. Хотел он поднести стеклышко к глазам, но тут грачи на него набросились.

Саврасов. А ну прочь, разбойники! Вот я перья – то вам повыдергаю! Будете знать, как себя с человеком вести следует!

Грач. Мил – человек, отдай нам наше стеклышко! Не простое оно, и трудно нам без него жить. Я главный в стае, самый старый грач, мы каждый год улетаем на зиму далеко-далеко. А весной мы возвращаемся домой, на родину. Но Россия вон какая большая страна! Без нашего стеклышка мы обязательно заплутаем.

Саврасов. А чем же оно может вам помочь?

Грач. Да ведь оно волшебное. Посмотри-ка в него.

Саврасов смотрит.

Рассказчик. Батюшки святы! Что же это случилось. На сердце у него сразу стало тепло-тепло. Все вокруг совершенно изменилось… как будто и деревья те же, и земля, и небо. Но все сразу стало таким удивительно красивым, что невозможно глаз отвести.

Грач. Ну, понял теперь, как мы находим родину? Ты человек, и так свой дом найдешь. Верни нам наше стеклышко, а мы тебя отблагодарим.

Саврасов. Простите меня, птицы весенние! Знаю я теперь на что вам нужно стеклышко чудесное. Только не могу я его сейчас вам отдать. Мне-то оно, выходит, еще нужнее, чем вам. С ним я и сам сумею свою родину как следует увидеть, и другим людям помогу это сделать. Я ведь художник.

Грач. У нас, грачей, правило такое: кто стеклышко хранит, тот и вожак. Я совсем стар уже, а молодые решили его у меня отнять. Ладно, художник. Храни его до осени, когда нам пора будет на зиму в дальнюю даль отправляться. А уж осенью отдашь его обратно. Я сам тогда отдам его самому сильному из молодых. Ты уж, мил – человек, не подведи нас, а то совсем пропадем мы в чужих-то краях.

Саврасов. Спасибо тебе, грач, что не пришлось мне стеклышко ваше волшебное силком отнимать. А вернуть-то я вам его обязательно верну. Да еще за то, что вы так помогли мне, я вас на картине своей нарисую. Я уж точно знаю, что это будет самая лучшая моя картина. И назову-ка я ее… «Грачи прилетели!».

Грач. Спасибо за уважение, художник. Мы ведь и правда на крыльях весну приносим. Совсем скоро тепло будет. Ну, до сентября! Уговор дороже денег. Встретимся на этом же месте.

Физминутка.

Из скворечника торчат. Дети шагают на месте, руки на поясе.

Клювы маленьких скворчат. Выполняют наклоны в стороны.

Клювик раз, клювик два, Выполняют наклоны вперед.

Лапки, лапки, голова. Выставляют вперед поочередно ноги, крутят головой.

Птички в гнездышках сидят (дети сидят на стульчиках)

на улицу глядят. Полетать вдруг захотели,

И все сразу полетели, Дети бегают по группе.

Птички в гнездышки. Дети занимают свои места.

Беседа по картине.

Давайте с вами внимательно посмотрим на картину.

Воспитатель: Какое время года изобразил на картине художник?

Дети: Весна

Воспитатель: Какая это весна?

Дети: Это ранняя весна

Воспитатель: Как вы догадались, что это ранняя весна?

Дети: Снег еще не весь растаял, деревья без листочков, солнышко слабо греет.

Воспитатель: Обратите внимание на небо, посмотрите на землю. Какие слова можно подобрать для описания неба

Дети: Серое, хмурое, затянутое тёмными тучами.

Воспитатель: Какая земля?

Дети: Мокрая, тёмная, покрыта грязным снегом, появились чёрные проталины.

Воспитатель: Какой месяц изображён на картине?

Дети: Март

Воспитатель: Как называют его в народе?

Дети: Протальник

Воспитатель: А за мартом, какие идут весенние месяцы

Дети: Апрель - снегогон, май – травень.

Воспитатель:а давайте поиграем : игра «Узнай по описанию».

Слайды

Воспитатель: Перелётная птица с чёрным оперением металлически-фиолетового отлива

Дети: Грач.

Воспитатель: У этого красивого дерева белый ствол с чёрными пятнами.

Дети: Береза

Воспитатель: Расскажите о березах, которые находятся на переднем плане. Какие они?

Дети: Старые, изогнутые

Воспитатель: Что творится на берёзах?

Дети: Грачи устраивают гнёзда.

Воспитатель: Грачи строят свои гнезда на вершинах берез. Грачи – дружные птицы. Вернувшись из дальних стран, они осматривают старые гнезда, ремонтируют их и вьют новые по нескольку гнезд на одном дереве. Такие места называют грачевниками. Вот они!

Как называются такие места?

Дети: Грачевники.

Воспитатель: Как вы думаете, грачи радостные или грустные?

Дети: Они радостные, веселые, ведь они вернулись домой на родину.

Воспитатель: Грачи громко кричат, разговаривают на грачином языке, покажите, как они разговаривают.

Дети: Гра-гра-гра!

Воспитатель: Какой первый звук мы слышим? Он твердый или мягкий?

Дети: Твердый звук «Г».

Воспитатель: игра «Кто больше назовёт действий?»

Воспитатель: Что делают грачи?

Дети: Кричат, летают, вьют гнёзда, клюют, ловят жуков, возвращаются, шумят.

Воспитатель читает рассказ Г. Скребицкого «Прилетели грачи».

Ещё кругом снег лежит, а грачи уже прилетели. Выберут грачи себе парк или рощу. Целый день шумят, сучья для гнёзд ломают. Одни старые гнёзда чинят, другие новые вьют. Спешат - пора грачихам птенцов выводить.

Грачата - ранние птенцы. На деревьях листочки распустятся, а они кричат, есть просят.

Воспитатель: игра «Подбери слова»

Слайды

1) Чёрный, крикливый (грач)

2) Старая, изогнутая (берёза)

3) Хмурое, серое (небо)

4) Ранние, шумные (грачата)

Воспитатель: Что ещё изображено на картине?

Дети: Дома

Воспитатель: Что виднеется вдали за берёзами?

Дети: Колокольня

Воспитатель: Что больше всего понравилось в этой картине? Какие краски использовал художник?

Ответы детей

Воспитатель: Мы рассмотрели картину, а теперь давайте составим рассказ по картине. Воспитатель рассказывает один из вариантов, затем просит детей рассказать самостоятельно.

1. На картине изображена ранняя весна. Ещё лежит снег, но появились первые проталины. Прилетели первые вестники весны - грачи. Они поселились на старых, высоких берёзах. Шумят, кричат грачи, вьют гнёзда. Небо пасмурное, серое, а земля тёмная, покрыта грязным снегом. Выглянет солнце и своими тёплыми лучами растопит остатки снега, согреет землю и появится зелёная трава. Да, весна не за горами.

2. «Грачи прилетели» - так называется картина А. Саврасова. А грачи прилетают весной. Весна изображена ранняя. Первый весенний месяц март. В марте ещё лежит снег, но уже видны проталины. На старых изогнутых берёзах грачи вьют гнёзда, чтобы вывести своё потомство. День выдался пасмурный, хмурый. Но несмотря на это, птицы трудятся, одни - чинят гнёзда, другие вьют новые. Грачи прилетели, значит весна не за горами.

Воспитатель: Молодцы ребята.

Ребята, а кто из вас может рассказать стихотворение о весне отвечающее настроению этой картины.

К нам весна шагает быстрыми шагами,

И сугробы тают под её ногами.

Чёрные проталины, на полях видны

Видно очень тёплые ноги у весны. (Ирина Токмачева)

Пусть проталины темнеют,

Солнца спрятались лучи,

А, вы, видели сегодня

Прилетели к нам грачи!

Удивительные птицы -

Прилетели, гнёзда вьют,

Словно шапки на деревьях,

Домики грачей растут. (Анна Пономарева)

Сберегла берёза от зимы седой

Гнёзда птичьей стаи, что спешит домой.

Сквозь прорехи тучи, голубая высь.

Шепчется с берёзой: "Вот и дождались". (Эммануэль Терешкин)

Завороженно ребята.

Смотрят на гостей весны,

Просыпается природа,

Переменам рады мы! (Анна Пономарева)

Раньше на Руси дети становились в хоровод, и все вместе зазывали птиц. Давайте и мы с вами позовем их закличкой.

(Исполнение заклички)

Уж вы, пташечки, щебетушечки,

Прилетайте к нам!

Весну ясную, весну красную

Принесите нам.

(После исполнения заклички дети присаживаются. Звучат крики птиц, едва слышимые)

Рефлексия.

Воспитатель: Итак, давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами разговаривали? Что вам понравилось сегодня на занятии?

Ответы детей

Воспитатель: Вы сегодня очень хорошо занимались, молодцы

Тема: Беседа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Цели:

Помочь детям увидеть, ощутить задушевную красоту родной русской природы в картине «Грачи прилетели»;

Учить устанавливать смысловые ассоциации, самостоятельно отвечать на вопросы;

Использовать в речи распространенные предложения с однородными определениями…

Предварительная работа

    Знакомство со стихами о весне Ф.И.Тютчева «Весна», «Весенние воды», А.Н.Плещеева «Весна», И.Токмаковой» Весна»

    Чтение рассказа Э.Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце»

    Отгадывание загадок о весне.

    Повторение перелетных птиц - игра «Улетели – прилетели».

    Повторение весенних месяцев – игра «До – между - за»

Оборудование

Репродукция картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели»

План занятия. Вступление .

Приглашение на вернисаж.

Я приглашаю вас на вернисаж. Вернисаж, это место в музее, где идет показ картин. Представте, что мы, в большом зале музея. А я ваш гид, я, познакомлю вас с картиной. Правда, картина будет одна, но очень знаменитая. Воспитатель открывает картину на мольберте.

Молчаливое целостное восприятие.

Эта картина называется «Грачи прилетели», написал её русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов. Чем же, она так знаменита, почему из разных городов и даже разных стран приезжают люди, для того, чтобы увидеть её. В чем её секрет.

Сегодня я помогу вам раскрыть её секреты.

Беседа по картине, осложненная грамматическими заданиями.

    Расскажите о березах на переднем плане. Какие они?

Что происходит на березах?

Что вы можете сказать об одиноком граче слева, у старой корявой березы?

Кто главный герой картины? Почему?

Это первый секрет , грачи открыли весну, раннюю, не яркую, еще с холодными днями, остатками снега.

2.Но что стало со снегом, какой он под березами, на полях? О нем можно сказать строчками из стихов: «Снег теперь уже не тот: Потемнел он в поле…»

Художник картину пишет в холодных тонах, нет тут яркой зелени, ярких красок. И все же в ней красавица весна. Вот и второй секрет.

3.Отправимся вглубь картины.

Пройдем по правому берегу речки. Что там?

Село. Какие домики? (высокие, низкие). Из чего выстроены дома, сараи?

(деревянные). Что стоит в середине села? Высокая колокольня. Из чего выстроена она, (из камня, белая). Как назвать, одним словом?

Белокаменная. Что, виднеется за ней? (Конец села.) А, что там за селом? (Поле) Расскажите о нем. За полем виднеется тонкая полоска леса. Это линия горизонта. Она сливается с высоким небом. Вот как далеко мы дошли. Это третий секрет . В картине есть глубина, и высота. Высокая колокольня, но небо ещё выше. В ней много пространства. Художник поделил её линией горизонта пополам. Одна половина это все то, что растет и стоит на земле, другая половина это небосвод.

4.Всмотритесь в небо на картине. Какое оно?

Небо обложено облаками. Как их можно назвать? (Обложные). Однако они высокие. Какого они цвета? (белого, серого…) Одним словом – белосерые. Но в левом углу картины облака расступились, словно ветер их разорвал, нам виден краешек, чего? (голубого неба). Такое голубое небо бывает только весной.

Словно окошко и в него художник впустил много воздуха пахнущего весной. В картине живут запахи. Какие? (Запах талого снега, свежего воздуха, запах набухших весенних почек, запах теплой земли) Вот и ещё один секрет.

5.Весной воздух свеж и пахуч. Хочется дышать полной грудью, радоваться весне, петь, улыбаться, смеяться. Даже грачи ей рады. Они кричат, шумят…, Что еще может звучать в картине, где живут звуки природы? (Река шумит, журчит, ветки шумят, крылья грачей шумят, ветер шумит) В картине живут голоса птиц, шум природы.

Это и есть новый секрет, который мы открыли.

Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы

Она нас выслала вперед!..

А этот ключик покажет нам, что вы запомнили, рассматривая картину «Грачи прилетели»

    Дидактическое упражнение «Рисуем мысли на доске»

    Игра «Волшебная цепочка» На берегу стояли три ……

Как называется картина, с которой вы познакомились?

Кто её написал?

    Графический диктант. «Ключ»

Эти ключи помогут вам открывать новые секреты новых картин.



Загрузка...
Top