Танец стукалка. "Детское музыкальное творчество

ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

К наиболее распространенным видам музыкально-ритмической деятельности относятся игры (вызывает у детей веселое, бодрое настроение, влияет на активность процесса развития движений

Музыкальные игры делятся на сюжетные и несюжетные В сюжетных играх раскрываются образы, показаны действия В сюжетных играх детей младших групп происходит простейшая имитация движений (воробушек машет крыльями, зайчик прыгает).), пляски (активизируют слух ребенка, вырабатывают четкие красивые движения и способствуют развитию творческой актив­ности. В детском саду проводятся различные пляски.

1. Пляски с зафиксированными движениями, т. е. авторские, к которым относятся:

2. Пляски-импровизации на основе разученных движений. Они используются с целью развития детского творчества. пляска типа «зеркало»; пляска, где дети сочиняют движения на первую ее часть.) и упражнения(многократное выполнение одного и того же движения в целях обучения.упражнения, используемые в целях совершенствования основных движений (ходьба, бег, подскоки, прыжки подготовительные упражнения, в ходе которых разучиваются движения к играм и пляскам образные упражнения, уточняющие различные игровые об­разы, движения персонажей сюжетных игр (поступь медве­дя

Для того, чтобы правильно организовать процесс разучивания с детьми игр, плясок и упражнений, педагог должен соответствую­щим образом подготовиться:1)проанализировать его с точки зрения общего характера и му­зыкальной формы;2)тщательно разучивать музыкальное произведение;

3)исполнить самому движения данной игры, пляски, упражне­ния, стремиться к их выразительности, точности, образности на основе анализа произведения и указаний авторов;

Пляска «Стукалка», украинская народная мелодия

Описание пляски. На 1-8 такты дети двигаются легким бегом врассыпную по всей комнате. На 9-16 такты, повернувшись лицом к воспитателю, энергично притопывают одной ногой.

Методика разучивания. Дети слушают музыку к пляске, затем педагог объясняет им, что сначала музыка звучит не очень громко, легко и под нее очень хорошо бегать, а потом музыка звучит громко, энергично и под нее очень хорошо топать. Свое объяснение педагог подкрепляет показом пляски. После показа предлагает поплясать всем детям, и сам пляшет вместе с ними. В процессе исполнения пляски дает указания. При дальнейшем ее разучивании может использовать музыкальную загадку: «Отгадайте, дети, что я играю?»; показ движений пляски с двумя-тремя детьми; пояснения. При повторении пляски надо следить за тем, чтобы дети топали то правой, то левой ногой (меня­ли ногу). Когда пляска освоена, можно ввести в нее

1……Виды детской музыкальной деятельности в дошкольном учреждении.

Музыкальное восприятие является сложным процессом познания, переживания и оценки музыкального произведения, его художественного образа. Этот раздел состоит из собственно слушания и музыкально-дидактических игр и упражнений. В раздел по слушанию входят музыкальные произведения, специально подобранные для этого вида деятельности. Это музыкальные произведения различных жанров, разнообразные по передаваемым настроениям и образам, музыкальные произведения с яркими изобразительными моментами, по содержанию близкие детям.

Детское исполнительство осуществляется в пении, музыкально ритмических движениях и танцах, игре на музыкальных инструментах. Для исполнительства детям необходимы определённые навыки в том или ином виде музыкальной деятельности, музыкальные впечатления. Необходимо и развитие восприятия музыки.

Музыкально-ритмические движения. Ритмика – один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Основой ритмики является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так называемые знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время. Пение наиболее близко и доступно детям.

Игра на музыкальных инструментах . Игра на музыкальных инструментах является отличным средством приобщения детей к коллективному музицированию. Детское музыкальное творчество - важный фактор в развитии личности ребёнка. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах.

Детское музыкальное творчество можно разделить на исполнительское и «композиционное». Детским исполнительным творчеством считается выразительность, индивидуальную манеру исполнения музыкально-пластических, танцевальных образов. Детское «композиционное» творчество в танце – это создание новых музыкально-пластических, танцевальных образов, которые являются более или менее завершёнными танцевальными композициями.

Музыкально - образовательная деятельность

В детском саду дошкольники не только обучаются практическим музыкальным умениям и навыкам, но и получают необходимые теоретические знания о музыке.

Музыкально образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительство, творчество, по ходу, к месту. Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний.

8……Формы организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Теория и практика дошкольной педагогики определяют следующие формы организации музыкальной деятельности: занятия, использование музыки на праздниках и развлечениях, в игровой, самостоятельной деятельности.

Музыкальные занятия - основная форма организации воспитания, обучения, развития детей - базируется на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей дошкольников. Это форма учебного процесса, в котором одновременно участвуют все дети того или иного возраста. Они коллективно поют, играют, пляшут. Объединенные общими переживаниями, стремлением выполнить общее дело, ребята чувствуют, что успех и неудача каждого - успех и неудача всего коллектива. Такая форма организации детской музыкальной деятельности является наиболее эффективной.

Занятия проводятся в соответствии с программой планомерно по всем видам музыкальной деятельности.

Организация занятий определяется возрастными особенностями детей и сказывается на изменяющихся взаимоотношениях взрослого и ребенка. Учитывая задачи, возникающие в ходе работы, педагог может применить форму индивидуальных занятий. Иногда ребенок после долгого отсутствия теряется, не понимает, как себя вести в той или иной ситуации, выключается из общего коллективного ритма действий. В таком случае целесообразны кратковременные (2-3 минуты) индивидуальные занятия, которые проводятся после общего. Могут иметь место занятия с небольшой группой, когда необходимо помочь детям овладеть тем или иным приемом игры на музыкальных инструментах, разучить какое-либо произведение для последующего его исполнения на празднике «по секрету» от других и т. д. Занятия небольшими группами и индивидуальные носят эпизодический характер, проводятся по мере необходимости, когда имеются соответствующие условия.

Праздники и развлечения . Как форма организации детской музыкальной деятельности, праздники и развлечения сочетаются с другими видами - театрально-игровой, художественно-словесной, изобразительной и помогают решать важные нравственно-эстетические задачи воспитания.

Развлечения в детском саду разнообразны по своей тематике и организации. В некоторых видах развлечений, где исполнители - взрослые, дети выступают в роли зрителей. В других сами танцуют, поют, читают стихи, инсценируют сказки и т. д. Иногда совместно выступают и дети, и взрослые.

Музыка в повседневной жизни детского сада. Сопровождая подвижные игры, различные занятия, прогулки, утреннюю гимнастику, музыка создает определенное настроение, объединяет общими переживаниями, дисциплинирует детей.

6….МУЗЫКААЬНО-дИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях в основ­ном осуществляется на музыкальных занятиях, где дети слушают музыку, поют, выполняют различные виды музыкально-ритмичес­ких движений.

Умение самостоятельно действовать, выполняя музыкальные задания, позволяет детям лучше, качественнее исполнять музы­кальный материал, способствует развитию контроля за собствен­ным исполнением, музыкально-эстетических представлений и му­зыкально-сенсорных способностей.

Музыкально-дидактические игры всегда содержат развитие дей­ствия, в котором сочетаются элементы занимательности, соревно­вания с сенсорными заданиями.

Музыкально-дидактические упражнения занимают немного вре­мени на музыкальных занятиях и могут быть включены в разделы пения и музыкально-ритмического движения.

Программное содержание. Учить детей изменять движения с измене­нием громкости звучания музыки. Исполнять легкий бег и энергичные при­топы одной ногой.

Задачи. Воспитывать пространственную ориентировку.

Описание пляски. На 1-8 такты дети двигаются легким бегом врассыпную по всей комнате. На 9-16 такты, повернувшись лицом к воспитателю, энергично притопывают одной ногой.

Методика разучивания. Дети слушают музыку к пляске, затем педагог объясняет им, что сначала музыка звучит не очень громко, легко и под нее очень хорошо бегать, а потом музыка звучит громко, энергично и под нее очень хорошо топать. Свое объяснение педагог подкрепляет показом пляски. После показа предлагает поплясать всем детям, и сам пляшет вместе с ними. В процессе исполнения пляски дает указания. При дальнейшем ее разучивании может использовать музыкальную загадку: «Отгадайте, дети, что я играю?»; показ движений пляски с двумя-тремя детьми; пояснения. При повторении пляски надо следить за тем, чтобы дети топали то правой, то левой ногой (меня­ли ногу). Когда пляска освоена, можно ввести в нее движение парами.

К детям средней группы в процессе занятий музыкально-рит­мическими движениями предъявляются гораздо большие требова­ния. Их учат точнее исполнять задания, самим исправлять ошибки, осознанно относиться к качеству движений. Развивают наблюда­тельность, инициативу и самостоятельность детей при выполнении заданий, будят воображение.

Обучая детей играм, углубляют их представления об окружаю­щем, так как в них дети передают повадки зверей, действия людей, имитируют движение транспортных средств.

Дети средней группы должны уметь изменять движения в соответствии с чередованием менее контрастных музыкальных фрагментов; с динамическими изменениями (громко, умеренно громко, тихо; громче - тише); с регистрами (высокий, средний, низкий) и т. д.

Также происходят изменения и в основных видах движений, гимнастических упражнениях, перестроениях, образных и танце­вальных движениях. Детей учат выполнять движения с предметами, перестраиваться из круга врассыпную и обратно, инсценировать песни в соответствии с характером и средствами выразительности музыкальных произведений, выразительно воплощать игровые об­разы (гордого петушка, хлопотливой курицы, хитрой лисы и др.). Дети учатся ходить бесшумно, мягко ступая под спокойную, тихую музыку, высоко поднимать ноги под энергичный марш, бегать лег­ко на носках под музыку, звучащую в высоком регистре, мягко полуприседать под плясовую музыку, делать подскоки с ноги на ногу поднимать и опускать руки быстро, медленно и плавно.

Тематика игр в средней группе более разнообразна, их содержа­ние достаточно развернутое, сложнее музыкальные задания. Пляс­ки усложняются с точки зрения движений и построения, музыкальный материал становится более разнообразным по форм г и содержанию.

Кроме игр с пением используются игры под инструментальную музыку, например, «Жмурка», музыка Ф. Флотова, «Летчики» музыка М. Раухвергера. Они воспитывают волю ребенка, развива­ют его память, воображение, внимание, прививают навыки поведе­ ния в коллективе, умение считаться с интересами товарищей.

Меняется и роль воспитателя. Он предоставляет детям все больше и больше самостоятельности, чаще объясняет, дает ука­зания, чем показывает. В играх с индивидуальными ролями их ис­полнение уже со второго занятия поручается ребенку.

Развлечение «Мальчик – пальчик» для детей второй группы раннего возраста


Крючкова Светлана Николаевна, музыкальный руководитель МДОУ Детский сад №127 "Северная сказка" г. Петрозаводск

Описание материала: материал рассчитан на детей 2-3 лет (вторая группа раннего возраста), может быть полезен музыкальным руководителям и воспитателям.

Цель: создание радостного настроения у детей

Задачи:
- доставить детям радость
- развивать коммуникативные способности
- развивать творческие способности дошкольников
- развивать мелкую моторику пальцев

Атрибуты: пальчиковая кукла – пальчик, куклы би-ба-бо: собачка, корова, петушок, кошка

Ведущий:
Жил – был пальчик маленький,
Маленький, удаленький.
В гости к нам сюда явился
И ребяткам поклонился.
(пальчик кланяется)


- Здравствуй, пальчик!

пальчик: Здравствуйте!

Рады мы, что ты пришёл!
- Как дела?

пальчик:
Всё хорошо! А у вас всё в порядке?

Дети:
- Да!

пальчик: Утром сделали зарядку?

Дети: - Да!
пальчик: Кашу вкусную всю съели?

Дети: - Да!

пальчик: Погуляли?

Ведущий: - Не успели!

пальчик: Вы послушные ребятки?

Ведущий: - Послушные

пальчик: Или детки – шалуны?

Дети:
- Нет!

(пальчик грозит)
Нельзя шалить!

Ведущий:
Ах, пальчик, ты уж очень строгий!
Смотри, какие малыши –
Они шалят совсем немного,
Ты не сердись, ты нам спляши!

(пальчик делает отрицательное движение)

Наверное, скучно одному?

(пальчик кивает, соглашаясь)

Девочки и мальчики,
Где же ваши пальчики?
Пальчику вы помогите,
Вместе с ним сейчас спляшите!

Громче, музыка играй,

Всех на танец приглашай.

Мальчик – пальчик наплясался

(пальчик прячется в кулачок)

Ой, кого-то испугался!

(звучит фонограмма - лай собаки)


Это к нам пришла собачка,
Испугала мальчик – пальчик.
Согнулись пальчики в кулак,
И кулачки как застучат.
Кулачки, сильней стучите
И собачку прогоните!

Упражнение «Стукалка»

Собачка испугалась и прочь убежала.

Девочки и мальчики,
Покажите пальчики!
Громче, музыка играй,
Всех на танец приглашай.

Упражнение «Пляшут пальчики»

(Пальчик прячется в кулачок)

(звучит фонограмма – мычание коровы)

(появляется игрушка би-ба-бо корова)


Это к нам пришла коровка,
Черно – белая головка.
Она крутит головою,
Забодает нас с тобою!
Эй, коровка ты, корова,
Испугала пальчик снова.
Согнулись пальчики в кулак,
И кулачки как застучат.
Кулачки, сильней стучите
И коровку прогоните!

Упражнение «Стукалка»
(дети стучат кулачком о кулачок)

Коровка испугалась и прочь убежала.

Девочки и мальчики,
Покажите пальчики!
Громче, музыка играй,
Всех на танец приглашай.

Упражнение «Пляшут пальчики»


(Пальчик прячется в кулачок)


(звучит фонограмма – голос петушка)


Пришёл Петя - петушок,
Ярко – красный гребешок.
Громко – громко он кричал
И наш пальчик испугал.

Согнулись пальчики в кулак,
И кулачки как застучат.
Кулачки, сильней стучите
Петушка прочь прогоните!

Упражнение «Стукалка» (дети стучат кулачком о кулачок)

Петушок испугался и прочь убежал.

Девочки и мальчики,
Покажите пальчики!
Громче, музыка играй,
Всех на танец приглашай.

Упражнение «Пляшут пальчики»

(Пальчик прячется в кулачок)

(звучит фонограмма – голос кошки)

(появляется игрушка би-ба-бо кошка)


Это кошка прибежала
И наш пальчик испугала
Согнулись пальчики в кулак,
И кулачки как застучат.
Кулачки, сильней стучите
Кошку прочь вы прогоните!

Упражнение «Стукалка»
(дети стучат кулачком о кулачок)

Кошка испугалась и прочь убежала.

Долго пальчики плясали,
Очень пальчики устали.
На ладошке притаились
И под щёчку улеглись.
Пусть немножко отдохнут,
А потом плясать начнут.

Звучит «Колыбельная»
(пальчики отдыхают под щёчкой)

Девочки и мальчики,
Кого боялись наши пальчики.
Кто же к пальчикам прибегал,
Голосочком их пугал?

(дети называют животных, музыкальный руководитель по очереди показывает игрушки)

Больше, пальчик, ты не бойся,
Ни о чём не беспокойся!
Очень много пальчиков
У девочек и мальчиков.
С тобой мы подружились
И долго веселились.
Тебя в обиду не дадим,
Ото всех мы защитим.
Нам пора уже прощаться,
На прогулку собираться.
Пальчик, снова приходи,
И веселье приноси.
До свидания!

(пальчик прощается с детьми)

Музыкально-ритмические движения (характеристика, задачи)

Ритмика - один из видов музыкаль­ной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях.

Основа - музыка, а физические упражнения , сюжетно-образные движения - средства более глубокого ее понимания.

Движения под музыку издавна применялись в воспитании де­тей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел рит­мику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865- 1950).

Особая ценность и жизнеспособность его системы : Э. Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимовсех детей .

Музыкально-ритмическое воспитание детей в нашей стране было построено на основе ведущих положений сис­темы Э. Жак-Далькроза.

Отечественные специалисты по ритми­ке: Н.А. Метлов, Н.Г. Александрова, Е.В. Конорова, Н.А.Ветлугина, Е.А.Вилькорейская, А.И.Буренина и др. особое внимание уделили подбору высокохудожественного репертуара для занятий по ритмике: наряду с классической музы­кой они широко использовали народные песни и мелодии, произ­ведения современных композиторов, яркие и динамичные по сво­им образам.

Вопросы обучения детей муз-ритмическим движениям рассматривали физиологи: В.М.Бехтерев, И.М.Сеченов; психологи : К.В.Тарасова, Б.М.Теплов и др.



Б.М. Теплов пишет , что цент­ром занятий по ритмике должна быть музыка : «Как только они превращаются в занятия по воспитанию ритмических движений вообще, как только музыка отступает на положение аккомпане­мента к движениям, весь смысл, во всяком случае весь музыкаль­ныйсмысл, этих занятий исчезает ».

Вопрос о соотношении музыки и движения в ритмике был решен однозначно: музыке отводится ведущая роль, движению- второстепенная.

Программа освоения муз-ритм движений в д/ саду составлена на основе проведенных научных исследований и обобщения опыта практических занятий ритмикой, с учетом возрастных особенностей дошкольников .

Задачи ритмики:

- учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характе­ром музыки, наиболее яркими средствами выразительности;

- развивать основы музыкальной культуры;

- развивать музыкальные способности (эмоциональная отзыв­чивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);

- учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение);

- формировать красивую осанку, учить выразительным, пла­стичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении;

- развивать творческие способности: учить оценивать соб­ственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску.

Основное программное требование – соответствие характера движений содержанию и развитию музыкального образа . Программа по муз-ритмическому движению имеет 2 подраздела :

1. муз-ритмические навыки

2. навыки выразительного движения

Виды музыкально-ритмических движений

Виды ритмики тесно связаны с той областью движений, отку­да они заимствованы.

Источниками движений для ритмики при­нято считать физические упражнения, танец и сюжетно-образные движения.

Из физических упражнений в ритмике применяются:

· основные движения (ходьба, бег, подпрыгивания-поскоки), которые преобладают в играх, хороводах.

· общеразвивающие гимнастические упражнения верхнего плечевого пояса, ног, корпуса . Это движения с включением различных предметов (мячи, обручи, флажки, ленты) и без них разучиваются с детьми среднего и старшего возраста.

· строевые упражнения (построения, перестроения и передвижения).

Элементы народных пля­сок , хороводов, бальных танцев. В ритмике используются несложные движения, которые составляют основу со­временных детских композиций.

Сюжетно-образные движения включают имитацию повадок животных и птиц, передвижения разнообразного транспорта, дей­ствий, характерных для каких-либо профессий, и т. д.

Дети, действуя как персонажи сказочные или реальные , передают музыкально-игровые образы. Ребята используют мимику, характерные жесты , действия, проявляя много выдумки, фантазии, творчества.

На основе источников движений выделяют следующие виды ритмики:

1. музыкально-ритмические упражнения

2. музыкальная игра

3. пляски, танцы, хороводы

1 . музыкально-ритмические упражнения подготовительные и самостоятельные

* Подготовительные – дети предварительно разучивают отдельные виды движений: пружинку, поскоки с одной ноги на другую, подпрыгивать на двух ногах и т. д. В дальнейшем эти дви­жения включаются в игры, пляски и хороводы (зайчики, лошадки, петрушки и др.)

* Самостоятельных музыкально-ритмических упражнений не­много. К ним относятся «Всадники» (музыка В. Витлина), «Упражнение с лента­ми» (музыка В. А. Моцарта), Этот тип упражнений имеет более законченную форму; вместе с тем в нем еще нет того сочетания различных образов и настроений, которое характерно для игр, хороводов и танцев.

2. музыкальная игра – наиболее активная творческая деятельность. Осуществляется в образных движениях игра имеет определенный сюжет, правила, муз-учебные задания и, обличенное в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных навыков.

3. пляски, танцы, хороводы (по Ветлугиной):

А) пляски с зафиксированными движениями – построение которых зависит от структуры музыкального произведения, 2-х ч пьесе соответствует 2-х ч пляска (на первую часть – одни движения, на вторую - другие) Например: «Стукалка» (укр. нар пляска) – 1 часть – бег, 2 часть - притопы /для средней группы/. Стр.128

Б) пляски комбинированные , имеющие зафиксированные движения и свободную импровизацию. 2-х ч произведения с контрастным построением (пляска «Плетень» , построенная на 2-х контрастных исполнениях одной мелодии «Пойду ль я…» В первой части – ходьба шеренгой, во второй – каждый пляшет как хочет.

В) свободные пляски – дети, используя знакомые элементы танцев. Построений, упражнений комбинируют их по-новому, придумывают свою пляску.

Г) хороводы плясового характера. «Каравай» - народная песня и ее инсценировка с плясовыми движениями, детский бальный танец – (условное определение), включающий разнообразные польки, вальсообразные движения, галопы и т.д., характерный танец – «свободные» плясовые движения исполняет какой-либо персонаж в свойственной ему манере (танец Петрушки, танец снежинок, мишек, зайчиков) для детей среднего и старшего возраста.

Характеристика плясок, танцев, хороводов (по О.П. Радыновой)

Танцы, пляски, хороводы обычно делят на 2 группы:

зафиксированные и свободные .

1. К зафиксированным относятся те, которые имеют авторскую композицию движений, и педагог точно следует ей при обучении. Здесь встречаются пляски разного жанра: с элементами народного, бального танца, хороводных построений. Например: «Пляска с платочками», «Парная пляска», «Аннушка», хоровод «Елочка» и т.д. Особое место в этой группе занимает характерный танец – плясовые элементы в нем соответствуют движениям различных персонажей, свойственной им манере (клоуны, снежинки, котята, мишки, пингвины).

2. К свободным танцам относятся все те пляски и хороводы, которые придумывают сами дети. В них используются знакомые элементы танцев. В начале педагог активно помогает, советует ребятам, какие движения лучше подобрать под ту или иную музыку в соответствии с ее характером, формой. Затем дети уже самостоятельно пробуют свои силы и без подсказки взрослого создают «свою» пляску. Например: «Зеркало», «Мы веселые матрешки» и т.д.


(по Н.А.Ветлугиной, А.Н.Зиминой, М. Л. Палавандищвили)

Музыкальная игра как активная творческая деятельность дошкольников

Игра – наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях.

Игра имеет определенный сюжет, правила, музыкально-учебные задания и, обличенная в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных навыков.

Муз произведения и содержание игр отвечают общевоспитательным задачам. Их тематика разнообразна (природа, детские народные игры со сказочными персонажами, особенно из области животного мира).

В методике дошкольного музыкального воспитания определены 2 вида игр:

* Игры под инструментальную музыку.

* Игры под пение.

Игры под инструментальную музыку разделяются:

А) сюжетные – где выступают определенные персонажи и решается задача передачи музыкально-игрового образа персонажа.

Б)несюжетные (разновидность подвижных игр), правила которых связаны с музыкой, и решается задача – двигаться в соответствие с содержанием, характером, и формой музыкального произведения.

Игры под пение :

Включают хороводы, инсценировки песен и тесно связаны между собой. В действие поочередно включаются отдельные дети, небольшая их группа, весь коллектив, меняется направление движения, происходят перестроения: в круг, шеренги, пары, колонны и т.д. Таким образом, муз игры по своим задачам принадлежат к дидактическим, по характеру – к подвижным. Их содержание находится в полном соответствии с музыкой.

СПОСОБЫ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЗНАКОМСТВА С ИГРОЙ:

Сначала исполняется вся музыка, даётся краткое изложение игры и в заключение снова звучит музыка (для простых игр и плясок).

Сюжетные игры, имеющие развёрнутое действие, требуют своих приёмов.
Например: игра «Зайцы и медведь» начинается с небольшого рассказа о жизни зайцев в лесу. Исполняется песенка «Заинька». Затем рассказывается о медведе, который спал в берлоге, услышал шум, проснулся, вылез из берлоги посмотреть, кто его потревожил, исполняется пьеса «Медведь».

Показ игрового характерного движения: воспитатель двигается, а музыкальный руководитель исполняет музыку

Этапы и методика обучения музы­кально-ритмическим движениям

Традиционное обучение музы­кально-ритмическим движениям включает три этапа.

На пер­вом этапе ставятся задачи :ознакомить детей с новым уп­ражнением, пляской, хороводом или игрой; создать целостное впечатление о музыке и движении; начать разучивание (в общих чертах).

Методика обучения состоит в следующем: педагог прослуши­вает вместе с детьми музыкальное произведение, раскрывает его характер, образы и показывает музыкально-ритмическое движе­ние. (Показ должен быть правильным, эмоциональным и целостным.) Затем педагог поясняет содержание , элементы этого движения, при не­обходимости показывает каждый отдельно. Если элементы знакомы или несложны, то воспитатель вместе со всей группой или несколькими детьми выполняет новое движение пол­ностью. Важна тактичная оцен­ка педагогом действий каждого ребенка , чтобы сохранить эмо­ционально-положительное отношение детей к занятиям.

На втором этапе задачи изменяются: это углублен­ное разучивание музыкально-ритмического движения, уточнение его элементов и создание целостного образа, настроения музы­кального произведения.

На данном этапе необходимо стремиться к тому, чтобы дети осоз­нанно выполняли движения. Для этого педагог задает вопросы о характере музыки и движения, предлагает вкратце пересказать сюжет игры или композиции хоровода и т. д. Эти приемы помога­ют детям глубже прочувствовать музыку, запомнить последова­тельность движений, найти соответствующий образ.

На третьем этапе обучения ритмике задача заклю­чается в том, чтобы закрепить представления о музыке и движе­нии, поощряя детей самостоятельно выполнять разученные дви­жения, а в дальнейшем применять их в повседневной жизни (под грамзапись, аккомпанемент детских музыкальных инструментов, пение).

Методика нацелена на работу над его качеством . Вос­питатель, напоминая последовательность, используя образные сравнения, отмечая удачное исполнение, создает условия для эмо­ционального выполнения детьми музыкально-ритмических дви­жений. Желательно предлагать также творческие задания, напри­мер, внести изменения в знакомую пляску или игру, придумать новую композицию хоровода из разученных элементов танца.

В качестве примера приведем разучивание «Круговой пляски» на русскую народную мелодию (в обр. С. Разоренова).

Программное содержание. Передавать задорный, энергичный, пля­совой характер музыки в движениях, используя элементы русского народного танца и меняя их в соответствии с музыкальными фразами мелодии и динамическими оттенками (громко - тихо, громко - не очень громко). Учиться ходить простым хороводным шагом и дроб­ным шагом по кругу и в кружении.

Занятие 1. Знакомство детей с мелодией русской народной пляски (по фразам), ее характером и формой. Педагог обращает внимание на смену характера музыки и ее динамических оттенков, рассказывает о композиции пляски, показывает ее.

Занятие 2. Разучивание пляски. Дети учатся менять простой шаг на дробный в движении по кругу в соответствии с характером музы­ки и ее построением (по фразам).

Занятие 3. Продолжение разучивания пляски. Дети выполняют дробный шаг в кружении (шаг на 1/16), сохраняя красивую, гордую осанку.

Занятие 4. Продолжение разучивания пляски. Педагог добивается целостности музыкального образа, плавного перехода одного дви­жения в другое, следит за равномерным сужением круга (на третью музыкальную фразу).

Занятие 5. Продолжение работы над самостоятельным и вырази­тельным исполнением пляски - ритмичность, пластичность, синх­ронность движения в соответствии с музыкой (равномерность шага, поворот в одну сторону частым дробным шагом).

Возможности развития танцевально-игрового творчества у дошкольников

Творческие проявления в ритмике являются важным показателем музыкального развития.

Ребенок начинает импровизировать , создавать свой музыкально-игровой образ, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характера, выразительных средств, если он владеет необходимыми двигательными навыками.

Когда дети слушают русс. нар. мелодию «Как у наших у ворот», у них должно возникнуть желание инсценировать ее, показать в разнообразных движениях персонажи: муху, комара, стрекозу и муравья, а в конце песни поплясать все вместе.

Если ребята не чувствуют шутливого, подвижного характера мелодии, свободно не владеют танцевальными движениями (притопы, хлопки, кружение), а так же образными (имитация игры на дудочке, балалайке), то инсценировка у них не получится выразительной, т.е. детей надо готовить к таким занятиям.

Этапы развития:

  1. создание муз-игровых образов в однотипных движениях отдельных персонажей (повадки и танцы задорных чижей, танцы лягушат, веселые слоники…)
  2. передача характера музыки отдельных персонажей в различных танцевальных жанрах – полька, вальс, галоп
  3. передать в игре взаимосвязь нескольких персонажей , найти элементы национальных танцев – русский, укр, белор, литовский
  4. сложные задания – самостоятельно продумать композицию игры или танца – «На мосточке», «Жили у бабуси»

Творческая активность детей во многом зависит от организации обучения муз-ритм движениям. На муз занятиях, в повседневной жизни д/сада, в семье нужно целенаправленно учить ребят воплощать характер, образы музыки в движениях.

Примерный план разучивания упражнения, игры, танца.

    1. Анализ произведения воспитателем:

1. Определить вид пляски, игры. (Пляски: свободные, зафиксированные,
комбинированные, характерные, детский бальный танец. Игры: сюжетные, несюжетные, игры с пением, игры с музыкальным сопровождением).

2. Определить характер музыки.

3. Определить форму произведения.

4. Определить динамику музыки.

5. Отметить метроритм.

2. Выделить темповые изменения в музыке.

2. Программные задачи:

1. Учить детей определять характер музыки (прослушивание произведения)

2. Упражнять детей в лёгком беге, ходьбе, прыжках, пружинке, кружении, приседании, движениях рук, в образных движениях и т.д.

3. Начинать и заканчивать движение с музыкой.

4. Подводить к умению ориентироваться в пространстве.

5. Передавать в движении контрастный характер музыки.

6. Соблюдать правила игры, последовательность движений в танце, в упражнении, самостоятельно менять их.

7. Воспитывать выдержку, дружеские взаимоотношения.

3. Последовательность заданий на занятии:

1. занятие: знакомство с содержанием игры, танца, характером музыки, выделить наиболее сложные движения в игре, танце, упражнении, выполнять их по показу воспитателя.

2. занятие: учить реагировать на начало и окончание музыки в одно и двухчастной форме произведения. Слушать и отмечать в движении ускорение и замедление музыки.

3. занятие: Продолжать разучивать игру или танец, побуждать к самостоятельному исполнению, добиваться лёгкости, ритмичности, красоты движений.

4. занятие: Повторить игру, танец, предварительно отгадав название по мелодии или музыкальному сопровождению. Двигаться в соответствии с текстом и ритмом музыки.

4. Этапы разучивания музыкально-ритмических движений :

1 этап - создание целостного представления о музыкальном движении для передачи в
ритмических действиях эмоционально-образного содержания произведения.

2 этап - освоение, разучивание музыкально-ритмических движений; формирование и
автоматизация музыкально-двигательных навыков; выработка правильных двигательных
стереотипов;

3этап - закрепление, совершенствование музыкально двигательных навыков; самостоятельное исполнение движений; творческая интерпретация музыкально-двигательных образов, творческая активность самовыражения в движениях под музыку.

5. Методы обучения музыкально-ритмическим движениям:

Беседа о новых движениях, которые будут разучиваться детьми, показ иллюстраций,
картин, репродукций, фотографий с изображением танцующих;

Слушание музыки перед разучиванием новых движений;

Рассказ о характере музыки, музыкальных образах (с целью создания интереса,
пробуждения фантазии и воображения ребенка, побуждения его к двигательной
активности);

Показ движений педагогом;

Пояснения, указания, напоминания, уточнения по ходу разучивания движений;

Игровые методы, приемы, установки, ситуации;

Упражнения, соревновательные элементы, многократные повторения двигательных
элементов музыкального движения;

Метод контрастных сопоставлений и сравнений по танцевальным жанрам,
выразительным средствам музыки;

Демонстрация движений одним, двумя, тремя детьми и так далее;

Метод последовательного освоения движений пляски, хоровода, танцевальной
композиции;

Метод иллюстрации содержания музыки через образное движение;

Метод стимулирования самостоятельных, творческих, активных действий ребенка.

6. Условия, способствующие правильному обучению музыкально-ритмическим движениям:

Воспитание слухового внимания к музыке во время исполнения движения;

Развитие музыкальной, двигательной памяти;

Предоставление детям возможности выполнять самостоятельные действия под музыку,
начиная с первого этапа освоения движений;

7. Требования к репертуару:

Музыка должна усиливать эмоциональное воздействие на ребенка при исполнении им
движений;

Музыка должна вызывать у детей яркую двигательную реакцию и желание отразить ее в ритмических движениях;

Музыка и движения должны быть органически связаны;

На первоначальном этапе следует использовать музыкальные произведения
одночастной формы, затем вводятся двух-трехчастные формы.

Следует подбирать музыкальные произведения с четкой ритмической структурой
(часть, предложение, фраза, такт и т.д.), яркой мелодией;

На этапе разучивания движений важно использовать «живую» музыку, по мере
совершенствования танцевальных движений - вводить звукозаписи в оркестровом звучании.


Основные навыки и умения Возрастные группы
1-я младшая 2-я младшая средняя старшая подготовительная к школе
I. Физкультура
1) Основные движения Ходить и бегать под музыку Ритмично ходить под музыку, бе­гать не шаркая, легко подпрыгивать на двух ногах Ходить под музы­ку спокойно, бодро; бегать легко; под­прыгивать с неболь­шим продвижением вперед; двигаться прямым галопом Ходить легко, рит­мично; бегать быст­ро, высоко поднимая ноги; скакать с ноги на ногу Ходить торжест­венно, мягко-плав­но, стремительно и широко; ритмично ска­кать с ноги на ногу, меняя характер дви­жения (легко, сильно)
2)Гимнастические упражнения - Поднимать флаж­ки, платочки, по­гремушки, махать ими, переходя под музыку от одного вида движения к другому Делать движения с флажками, пла­точками (вверх, в сто­рону вправо, в сто­рону влево, вниз), легко пружинить но­гами, слегка приседая Выполнять дви­жения различного характера с пред­метами и без них, пружинить на ногах Выполнять движе­ния с предметами и без них (плавно, энер­гично)
3) Перестроения Двигаться по кругу, взявшись за руки Двигаться пара­ми по кругу, кру­житься по одному, парами, собирать­ся в круг в иг­рах и хороводах Перестраиваться из свободного рас­положения в круг и обратно, дви­гаться парами в плясках и хорово­дах Самостоятельно становиться в ровный круг, соблюдать рас­стояние между па­рами; увеличивать и уменьшать круг, из построения в парах ра­зойтись в разные сторо­ны Ориентироваться в пространстве, хо­дить шеренгой в народных плясках и хороводах
II. Драматизация
Сюжетно-образные движения Использовать отдельные элемен­ты движений для инсценирования песен («птичка улетела», «котята спят») выполнять об­разные движения («зайчики прыга­ют», «птички лета­ют»); инсценировать в играх простые пес- Пытаться выра­зительно переда­вать характерные элементы музыкаль­но-игрового образа Передавать игро­вые образы различ­ного характера, дей­ствовать самостоя­тельно, искать выра­зительные движения, не подражая друг другу Выразительно пе­редавать различные игровые образы (трусливый заяц, хитрая лиса), инсце­нировать игровые пес­ни, придумывать но­вые варианты образного движения в иг­рах
III. Элементы танца Выполнять про­стые танцевальные движения: хлопать в ладоши, топать ногами, полуприседать, покачи­ваться с ноги на ногу Притопывать по­переменно ногами, притопывать одной ногой, хлопать в ла­доши, поворачивать кисти рук, плясать, используя назван­ные танцевальные движения Выполнять тан­цевальные движе­ния: ставить ногу на пятку, притопы­вать одной ногой, хлопать в ладоши, по коленям, вращать кисти рук, исполнять несложные пляски, самостоятельно ис­пользуя элементы знакомых движений В танцевальных движениях пооче­редно выставлять ноги вперед на прыж­ке, делать шаг всей ступней на месте и в кружении, пристав­ной шаг с приседа­нием, плавно подни­мать и опускать руки вперед, в стороны, двигаться в парах, отходить спиной, уметь исполнять пляски, состоящие из этих элементов, творчески использо­вать знакомые эле­менты Выполнять шаг польки, переменный шаг, шаг с прито­пом, приставной шаг с приседанием, плав­ные движения рук, хлопки в различном ритме. Исполнять вы­разительно, непри­нужденно пляски, состоящие из этих движений. Знать тер­мины: «шаг польки», «переменный шаг», «шаг галопа». Комби­нировать элементы танцевальных движе­ний, составлять не­сложные варианты народных плясок и со­временных танцев

Стр. 128

В действие поочередно включаются отдельные дети, небольшая их группа, весь коллектив, меняется направление движения, про­исходят перестроения: в круг, шеренги, пары, «стайку», колонны и т.д.

Таким образом, музыкальные игры по своим задачам принадле­жат к дидактическим, по характеру - к подвижным. Их содержание находится в полном соответствии с музыкой.

Пляски, танцы, хороводы

Своеобразной формой музыкально-ритмических дви­жений являются детские пляски, танцы, хороводы, включающие элементы народных и классических танцевальных движений.

Исходя из поставленных задач и общего содержания, их мож­но последовательно сгруппировать.

Пляски с зафиксированными движениями, построение которых всегда зависит от структуры музыкального произведения. Двух­частной пьесе соответствует двухчастная пляска, например «Сту­калка» под украинскую народную мелодию в обработке Р. Леденева. Первая часть музыки имеет легкую, подвижную, негромко звучащую мелодию и сопровождается быстрым, непрерывно звуча­щим аккомпанементом (шестнадцатые доли). В движениях это передается легким бегом.

Стукалка

Украинская народная мелодия

Обработка Р. Леденева

[Быстро]

Стр.129


Вторая часть звучит достаточно громко, компактно. Мелодия переходит в нижний голос, имеет акценты, паузы. Аккомпанемент изложен аккордами в верхнем голосе. В движениях это выражает­ся так: дети средней группы, стоя на месте, притопывают одной ногой (показывают, как хорошо умеют топать).

Стр.130

Возьмем другой пример. «Пляска парами» под латвийскую мелодию в обработке Т. Попатенко. Первая часть изложена в виде легкой подвижной мелодии и при повторении не меняется. Движения также остаются без изменения (бег парами по кругу).

Вторая часть пьесы имеет форму вариаций, каждая из которых характеризуется по-своему.

Первая вариация - громким звучанием в среднем регистре, с подчеркнутым пунктирным ритмом. Движения - энергичные притопывания ногой.

Пляска парами

Латвийская народная мелодия

Обработка Т. Попатенко

[Оживленно]


Вторая вариация - высоким регистром, что придает ей более изящный характер. Движения - негромкие хлопки в ладоши.

Стр.131


Третья вариация - негромким легким и непрерывным звучанием шестнадцатых долей. Движения - кружение парами на легком беге.

Стр.132

Пляски комбинированные, имеющие зафиксированные движе­ния и свободную импровизацию. Для них подбираются двухчаст­ные произведения с ярко выраженным контрастным построением или две самостоятельные пьесы различного характера, но сходные по стилю, например пляска «Плетень», построенная на двух кон­трастных русских народных мелодиях. Первая - «Сеяли девушки яровой хмель» в обработке А. Лядова - плавная размеренно-нето­ропливая; этому соответствуют определенные движения: спокойная ходьба шеренгами и поклон в конце музыкальной фразы (дети приглашают друг друга); вторая - «Я на горку шла» в обработке Е. Туманян - веселая, задорная, живая. Это позволяет включить движения в виде импровизации - каждый пляшет как хочет.

Свободные пляски, которые носят творческий характер и испол­няются под народные плясовые мелодии. Дети, используя знакомые элементы танцев, построений, упражнений, комбинируют их по-новому, придумывают «свою» пляску.

Хороводы плясового характера, чаще связанные с народными песнями, исполняя которые дети инсценируют сюжет, сопровождая его плясовыми движениями. Назовем широко бытующую пляску «Каравай», а также другие, связанные с развлечениями, праздни­ками, например с елкой (новогодние хороводы).

Детский «бальный танец» (условное определение), включаю­щий разнообразные польки, галопы, вальсообразные движения. Легкий, оживленный характер музыки сопровождается все время повторяющимися танцевальными элементами (шаг польки, ша галопа).

Используются также простейшие элементы современного танца, доступные детям дошкольного возраста: легкие поскоки с высо-

Стр.133

ким подъемом ног и одновременным кружением, поочередное выставление ног на пятку с одновременным разведением обеих рук и т. д.

Характерный танец, в котором «свободные» плясовые движения исполняет какой-либо персонаж в свойственной ему манере (танец Петрушки, танец снежинок, мишек, зайчиков и т. д.). Перечислен­ные разновидности плясок, танцев, хороводов в основном испол­няются детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

У малышей пляски тесно связаны с игрой, поэтому назвать их так можно условно. Например, в пляске «Помирились» Т. Вилькорейской на первую часть музыки (четкую, громкую) дети, стоя парами спиной друг к другу («рассердились»), притопывают ногой. На вторую часть (оживленную), повернувшись, берутся за руки и весело кружатся. В заключение каждый обнимает танцующего с ним в паре («помирились»).

В плясках очень ограниченно используются самые простые дви­жения, так как детям трудно запомнить их последовательность. Обу­чать малышей плясовым движениям помогают маленькие песенки, прибаутки, такие, как «Юрочка». Это белорусская народная мелодия в обработке Ан. Александрова, во время исполнения которой вос­питатель подпевает слова: «Хлопай, хлоп-хлоп-хлоп! Топай, топ-топ-топ!», стимулируя ребенка к выполнению движений, подсказанных текстом.

Упражнения

Музыкально-ритмические навыки усваиваются глав­ным образом в ходе разучивания игр, плясок, хороводов. Однако некоторые из них требуют дополнительных усилий, тренировок, упражнений. Например, надо поупражнять детей в точ­ном исполнении ритмического рисунка, акцента. Педагог, облекая задание в интересную форму, помогает ребятам с ним справиться. Некоторые упражнения помогают навыкам выразительного движе­ния в передаче игрового образа, в ходьбе, беге, поскоках, а также тренируют в усвоении отдельных танцевальных элементов.

Для систематических, планомерных занятий ритмикой с детьми дошкольного возраста в программе предусмотрены различные сред­ства: игры (сюжетные, несюжетные, хороводные, инсценировки), пляски (с зафиксированным порядком движения, импровизационные, смешанные, бальные, характерные), упражнения (для обучения музы­кально-ритмическим навыкам и навыкам выразительного движения).



Загрузка...
Top