Традиционная одежда и украшения крымских татар. Республиканская крымскотатарская библиотека им

Как известно, национальная одежда является проявлением многовекового опыта народа, его культурного уровня и уклада жизненного строя, мироощущения и эстетических понятий. Основные материалы, из которых изготовлялась одежда крымских татар, были шерсть, кожа, домотканные и привозные ткани.

Женская одежда . Особое внимание крымские татарки уделяли украшениям головы. Волосы девушки обычно заплетали в две косички, которые откидывали на спину. Чтобы предохраниться от дурного глаза (назар) к концам кос был прикреплен красиво отделанный прямоугольный талисман, внутри которого находилась священная молитва (сач дувасы). Головным убором считалась бархатная, обычно бордового цвета шапочку (фес), вышитая золотом или серебром, иногда украшенная мелкими монетами и покрытая круглой с узорами отделкой золотого цвета (фес къалпагьы). Поверх фески одевался тонкий длинный шарф белого цвета (баш марама) из самотканной кисеи, вышитый по краям. Насчитывается огромное количество женских головных уборов, их разнообразие поражает. Кроме фески и марамы распространенными были большой шерстяной платок (шал), легкий тонкий платок (чембер), цветной узорчатый платок (баш явлукъ). Одежда женщин, несмотря на местные различия, имела много общего. Из широких и длинных, ниже колен, хлопчатобумажных или холщовых рубашек (кетен-кольмек), длинных платьев (антер) с широкими рукавами, цветных шароваров (шалвар или думан, дон), достигающих ступни и завязываемых вокруг щиколотки на шнурок, состоял гардероб крымской татарки. Верхняя одежда состояла из кафтана (къафтан или зыбын), плотно обтягивающего весь стан, обыкновенно яркого, чаще всего в розовом иии малиновом цвете, с золотым или серебряным галуном на вороте и груди. Данный кафтан имеет разрез во всю длину спереди, а также узкие рукава и застегивается у кисти рук на несколько пуговиц, обязательно шьется на вате для придания стану полноты. На грудь, начиная от шеи до пояса, а иногда и ниже, подшивается нагрудник (кокюслик), на который густо нанизываются сверху мелкие, а дальше все более и более крупные золотые монеты (алтын). Затем идет вокруг талии широкий плисовый кушак (йипши къушакъ), шитый серебром или золотом с большими серебряными бляхами с рельефными узорами (копан). Иногда пояс подвязывали шерстяным вязаным платком (бель явлукъ), таким образом, что позади образовывался треугольник, который чуть ли не достигал ног. Поверх кафтана надевали короткую шубу (джуббе), преимущественно из красного или зеленого материала, обитого по краям мехом и широкими позументами по всем швам. Выходя из дома кроме описанного костюма также надевали накидку розового или зеленого цвета (фередже). В повседневной жизни обязательной принадлежностью женского наряда является также фартук из ситцевой материи (оглюк или пештимал).

Учитывая погодные условия и специализацию назначения, различают несколько различных фасонов обуви крымской татарки: сафьяновые сапожки (мест), надеваются зимой в комнате, домашние туфли без задников с острыми носками (папуч), расшитые золотом и серебром - летом. При выходе из дома в непогоду обували къатыры - нечто похожее на калоши, или башмаки, закрытые сверху наполовину (терлик). Торжественные мероприятия посещали в расшитых золотом красивых туфлях (аякъкъап). Вся эта обувь изготовлялась из сафьяна черного, желтого или красного цветов. В дождливую погоду одевались ходули (налын или табалдрык), очень красиво отделанные и предохраняющие ноги от грязи. В комнате носили также вязанные из шерсти тапочки (кальчин), или шерстяные чулки с красивым цветным узором (сырлы чорап).

Мужская одежда. Голову крымские татары обычно покрывали низкой чёрной барашковой шапкой (къалпакь), на дне которой иногда вышит полумесяц. Летом были распространены тюбетейки (такъие) или фески (фес) красного цвета. Рубаха с косым воротом (кольмек) заправлялась в широкие суконные шаровары (сокъма штан или шалвар) и затягивалась шерстяным кушаком (къушакъ) длинным и широким обычно красного или зеленого цвета. Поверх рубахи надевали короткую безрукавку типа жилета (илик), сшитую из бархата, иногда украшенную золотом. Сверх безрукавки носили другую куртку с короткими или длинными (камзол) рукавами, а уже затем надевали длинный кафтан (чекмен). Рубахи крымских татар изготовливали из домашнего полотна (кетен). Всю остальную одежду изготавливали, большей частью, из грубого сукна домашней работы, у степных татар часто из верблюжьего сукна. Зимой вместо кафтанов одевали овчинные тулупы (тонъ) или овчинные куртки (курк). Широко использовались также такие разновидности одежды, как плащ (япынджа), башлык (башлыкъ), постолы обычно из воловьей кожи (чарыкъ). Из обуви мужчины предпочитали носить сапоги (чизма), непременно с подковами на каблуках, кожаные башмаки без голенищ на каблуках (потюк). Пастухи (чобан) носили куртки из бараньей шкуры (курк, къыскъа тонъ) с кушаком, к которому прикреплялся нож (пычакъ) и сумка (чанта). Паломники, побывавшие в Мекке (аджы), носят чалму (сарыкъ), обернутую вокруг фески или колпака.

Необыкновенно интересными по крою были мужские и женские нижние домотканные рубахи крымских татар. По мнению путешественников, качество ткани, из которой они шились доходило до совершенства. К величайшему сожалению, на предметах быта XIX в. признаки этого совершенства встречаются уже редко.

Украшения. Крымские татарки были большими поклонницами колец (юзюк) и браслетов (билезлик). Кольца обычно носили в таком количестве, что ими нанизывались почти все пальцы. Чаще всего кольца были сделаны из золота, а браслеты из серебра. Из украшений также распространены серьги (купе), бусы (боюнджакъ), изготовленные из цветных камней, стекла, горного хрусталя, а также монеты (алтын), которыми украшали фески.

Женщины обычно красили волосы в бурый или ярко-рыжий цвет добываемой из растения краской (хна). Такому же окрасу подвергаются иногда ногти на руках и части ладони - особенно часто это практикуется на свадьбах. На тоненьком ремешке через плечо крымские татарки носили сумочку, в которой хранили молитву из Корана (дува), сделанную из серебра или сафьяна.

Предметы ювелирного искусства, имеющие сходства с техникой производства и внешнему виду с турецкими образцами, производились в ремесленных центрах: Бахчисарае, Кезлеве, Карасубазаре. Принцип исполнения и характер декора каждой детали были настолько изысканными и богатыми, что серебряные и позолоченные филигранные элементы уже не нуждались в дополнении драгоценных и поделочных камней.

Крымскотатарская вышивка сберегает в себе множество традиционных элементов. Безумно красивая природа Крыма оказала огромное влияние на все народное творчество крымских татар и, в частности, на вышивку, которая достигла высоких художественных форм.

Еще в 20-30-х годах нашего века в Бахчисарае были известны умелые вышивальщицы, владеющие техникой этого производства в совершенстве. Образцы их изделий были представлены на международных и союзных выставках и отмечались самыми высокими наградами.

В наши дни традиционная одежда крымских татар практически не используется. Лишь только изредка на свадьбах можно увидеть невесту в феске с национальным поясом и барашковую шапку на голове у жениха.

Сложно определить единый тип татарского национального костюма, ведь существует немало подгрупп татар. На формирование национального образа в одежде оказали влияние восточные народы, ислам, особенности национального костюма поволжских татар.

Как и традиционные костюмы всех прочих народов, национальная одежда прошла долгий и непростой путь исторического развития.

В национальном костюме татар представлены в гармоничном сочетании ткани ярких «восточных» цветов, головные уборы с непростым орнаментом, обувь разных видов и назначений, изящные и сложные ювелирные украшения. За счет всех этих элементов формируется особенный характер национальной татарской одежды.

Элементы национального татарского костюма

Основу традиционного костюма татар составляют шаровары (ыштан) и рубаха-платье (кулмэк). Поверх рубахи традиционно надевали кафтан или халат. Причем само слово «халат» имеет арабские корни и очень созвучно с подобным элементом арабской одежды – хильгатом.

Также татары часто надевали чобу. Это была легкая верхняя одежды без подкладки, достигавшая длины чуть ниже колена. Обычно ее шили из льняных или конопляных тканей.

Обычно верхняя распашная одежда татар не имела застежек, поэтому несомненным атрибутом национального костюма является пояс. Он мог в равной степени быть сшитым из ткани или связанным из шерсти.

Еще одним отличительным моментом татарской одежды была ее трапециевидная форма. А также большой размер и удивительная яркость тканей. Для было характерно надевать большое количество украшений, что только добавляло яркости образу.

Женская традиционная одежда

Татарская была более разнообразна, нежели мужская. Она различалась не только по сезонным периодам, но и по назначению (повседневная, праздничная), и даже по возрастному признаку. Именно в женской традиционной одежде ярче были видны территориальные особенности той или иной подгруппы татар.

Основу женского традиционного костюма составляли рубаха, штаны и нижний нагрудник. Также часто использовались камзолы и бишметы. Камзолом называлась короткая безрукавная одежда, чаще всего приталенная, в отличие от мужского варианта камзола. А бишметом - кафтан с длинными рукавами и приталенной спинкой. Его часто шили из бархата и отделывали мехом. Он застегивался с помощью большой серебряной застежки, которая выполняла еще и эстетическую функцию.

МОНАСТЫРЛЫ

Одежду крымских татар составляют: шаровары – весьма широкие до колен, от колен до пяток плотно прилегающие к голеням, а у пяток застегивающиеся на пуговицы; сверх шаровар татары обыкновенно опоясываются длинным широким шерстяным поясом красного или зеленого цвета; далее – род жилета или скорее куртки без рукавов, которая надевается прямо на сорочку. На эту куртку надевается другая с рукавами. Куртки, особенно летние, украшаются часто серебряными вышивками и шнурками. Сверх всего надевается длинный кафтан. Сорочки татар приготовляются из полотна домашнего изделия; вся же остальная одежда шьется большею частью из грубого сукна домашней работы; у степных татар - часто из верблюжьего сукна. Зимою вместо кафтанов татары одевают овечьи тулупы или овечьи куртки.

Обувью татар зимою служат сапоги непременно с подковами на каблуках, а летом – полусапожки (ботинки) с подкованными же каблуками или башмаки с весьма острыми, закрученными к верху носками. Каждый татарин через плечо носит маленькую сумочку, в которой хранится молитва, состоящая из нескольких стихов Корана. На голову татарин надевает пуховую шапку, донышко которой покрыто снаружи суконным кружком, украшенным вышивками. Вместо шапок большинство татар летом надевают на голову суконную феску красного цвета.

Таково одеяние татар; гораздо интереснее одежда татарок. Татарки с особенным вниманием заботятся об украшении головы. Они имеют только одну прическу; разделивши волосы на две равные половины, они сплетают их в тончайшие косички, которые отбрасываются на спину. Те, у которых волосы длинные, для предохранения от завистливого и дурного глаза к оконечностям средних косок прикрепляют красиво отделанную ладанку со священною молитвою, как талисман благополучия. На голову одевают бумажный, вязаный фесик ярко-розового цвета. Феска эта с гладким верхом, покрытым золотого цвета бляхою с бахрамою вокруг, покрывается в два ряда позолоченными или серебряными позументами, и кроме того с передней стороны обшивается несколькими десятками мелких турецких червонцев. У бедных, конечно, она не имеет никаких украшений, за исключением простых позументов. Сверху фески набрасывается тонкий турецкий платок, покрывающий заднюю половину головы и шеи.

Белье татарки носят исключительно бумажное, которое сами приготовляют. Полотно это, хотя и грубовато на вид, но замечательно тем, что служит десятки лет. Сорочки приготовляются ровными, с широкими у ручной кисти рукавами, а цветные панталоны собираются внизу на шнурок, завязываемый вокруг щиколотки. Сверху этого надевается кафтан, плотно облегающий весь стан, но не доходящий до оконечности сорочки, так что нижняя часть ее с красными краями панталон остается не покрытой. Кафтан этот с разрезом во всю длину спереди имеет узкие рукава, застегивающиеся у ручной кисти на нескольких оловянных пуговичках, и шьется постоянно на вате для того, чтобы придать стану полноту, края кафтана обшиваются позолоченными шнурками или позументами. На грудь, начиная от шеи до кушака, а иногда и ниже, подшивается сетка, густо унизанная сверху мелкими, а дальше все более и более крупными червонцами. Затем идет вокруг талии широкий плисовый кушак, шитый серебром или золотом с громадными серебряными бляхами, иногда в фунт тяжести, с рельефными узорами. Сверху надевается красная шерстяная шаль в таком виде, что сзади образуется яркого цвета треугольник, доходящий чуть не до ног. Сверху кафтана одевают друбе или коротенькую шубку, преимущественно красной или зеленой материи, обшитую по краям мехом и широкими позументами по всем швам. При выходе же из дома, кроме описанного костюма, надеваются суконного розового или зеленого цвета фередже, нечто вроде накидки, с коротенькими рукавами, которую можно набрасывать и на голову при недальней отлучке со двора в виде марамы или чадры.

Татарки – большие охотницы до колец и браслетов и носят в особенности первые в таком количестве, что ими нанизываются почти все пальцы. Кольца эти большею частью медные, а браслеты серебряные ниткообразные или из простого стекляруса.

Обувь крымской татарки представляет несколько различных фасонов, имеющих различное назначение, смотря по погоде: мечты или сафьяновые сапожки – они надевают их зимою в комнате; папучи с острыми носками, расшитые золотом и серебром – для лета. Для первых служат катыры, нечто подобное нашим калошам, а для последних – терлеки или башмаки, закрытые сверху на половину. Вся эта обувь приготовляется из сафьянов – черного, желтого и красного цветов. Для грязной погоды татарки имеют ходули, очень красиво отделанные и предохраняющие ноги от мокроты.

Как известно, в одежде проявляется многовековой опыт народа, его хозяйственно-культурный уровень и уклад жизни, его эстетические понятия и навыки приспособления к условиям физико-географической среды обитания. Одежда крымских татар изготовлялась из шерсти, кожи, домотканных и привозных тканей.

Женская одежда. Крымские татарки с особенным вниманием заботились об украшении головы. Разделив волосы на две ровные половины, они сплетали их в тонкие косички, которые отбрасывали на спину. Для предохранения от завистливого и дурного глаза (назар) к концам кос прикрепляли красиво отделанный прямоугольный талисман со священной молитвой (сач дувасы). На голову одевали бархатную, обычно бордового цвета шапочку (фес), вышитую золотом или серебром, иногда украшенную мелкими монетами и покрытую круглой с узорами пластиной золотого цвета (фес къалпагьы). Сверх фески набрасывается белого цвета тонкий длинный шарф (баш марама) из самотканной кисеи с вышивкой по краям, покрывающей заднюю половину головы и шеи. Женские головные уборы отличаются разнообразием. Кроме фески и марамы были распространены большой шерстяной платок (шал), легкий тонкий платок (чембер), цветной узорчатый платок (баш явлукъ). Одежда женщин, несмотря на местные различия, имела много общего. Это были широкие и длинные, ниже колен, хлопчатобумажные или холщовые рубашки (кетен-кольмек), длинные платья (антер) с широкими рукавами, цветные шаровары (шалвар или думан, дон), доходящие до ступни и завязываемые вокруг щиколотки на шнурок. Верхнюю одежду крымской татарки составляет кафтан (къафтан или зыбын), плотно обтягивающий весь стан, обыкновенно яркого, чаще всего розового иди малинового цвета, с золотым или серебряным галуном на вороте и груди. Кафтан этот с разрезом во всю длину спереди имеет узкие рукава и застегивается у кисти рук на несколько пуговиц, шьется постоянно на вате, для того, чтобы придавать стану полноту. На грудь, начиная от шеи до пояса, а иногда и ниже, подшивается нагрудник (кокюслик), на который густо нанизываются сверху мелкие, а дальше все более и более крупные золотые монеты (алтын). Затем идет вокруг талии широкий плисовый кушак (йипши къушакъ), шитый серебром или золотом с большими серебряными бляхами с рельефными узорами (копан). Иногда на пояс подвязывают шерстяной вязаный платок (бель явлукъ), таким образом, что позади образуется треугольник, доходящий чуть ли не до ног. Сверх кафтана надевают короткую шубу (джуббе), преимущественно из красной или зеленой материи, обитую по краям мехом и широкими позументами по всем швам. При выходе из дома кроме описанного костюма надевается накидка розового или зеленого цвета (фередже). Повседневной принадлежностью женского наряда является также фартук из ситцевой материи (оглюк или пештимал).

Обувь крымской татарки представляет несколько различных фасонов, имеющих различное назначение, смотря по погоде: сафьяновые сапожки (мест), надеваются зимой в комнате, домашние туфли без задников с острыми носками (папуч), расшитые золотом и серебром - для лета. При выходе из дома в непогоду обували къатыры - нечто подобное калошам, или башмаки, закрытые сверху наполовину (терлик). В торжественных случаях одевали шитые золотом красивые туфли (аякъкъап). Вся эта обувь изготовлялась из сафьяна черного, желтого или красного цветов. Для дождливой погоды имелись ходули (налын или табалдрык), очень красиво отделанные и предохраняющие ноги от грязи. В комнате носили также вязанные из шерсти тапочки (кальчин), или шерстяные чулки с цветным узором (сырлы чорап).

Мужская одежда. Голову крымские татары покрывают низкой чёрной барашковой шапкой (къалпакь), на дне которой иногда вышит полумесяц. Летом носят тюбетейку (такъие) или феску (фес) красного цвета. Рубаха с косым воротом (кольмек) заправлялась в широкие суконные шаровары (сокъма штан или шалвар) и подпоясывалась шерстяным кушаком (къушакъ) длинным и широким обычно красного или зеленого цвета. Поверх рубахи надевали короткую безрукавку типа жилета (илик), сделанную из бархата, иногда шитую золотом. На эту безрукавку надевается другая куртка с рукавами короткими или длинными (камзол), сверх всего надевается длинный кафтан (чекмен). Рубахи крымских татар изготовляются из домашнего полотна (кетен). Вся остальная одежда шьется, большей частью, из грубого сукна домашней работы, у степных татар часто из верблюжьего сукна. Зимой вместо кафтанов одевали овчинные тулупы (тонъ) или овчинные куртки (курк). Широкое распространение получили также такие разновидности и элементы одежды, как плащ (япынджа), башлык (башлыкъ), постолы обычно из воловьей кожи (чарыкъ). На ногах мужчины также носили сапоги (чизма), непременно с подковами на каблуках, кожаные башмаки без голенищ на каблуках (потюк). У пастухов (чобан) были распространены куртки из бараньей шкуры (курк, къыскъа тонъ) с кушаком, к которому прикреплялся нож (пычакъ) и сумка (чанта). Паломники, побывавшие в Мекке (аджы), носят чалму (сарыкъ), обернутую вокруг фески или колпака.

Многие путешественники, в том числе и известный исследователь Крыма Е. Марков, в своих "Очерках Крыма" отмечает, что у крымских татар каждый ребенок имел свою одежду. "Самая крошечная двухлетняя девочка, возившаяся в пыли, одета почти также; у каждой - свой бешметик по мерке - это добрый обычай, не часто встречается в семье русского простолюдина; он свидетельствует об инстинктивном признании человеческого достоинства, человеческих прав даже в ребенке. Этот обычай мне особенно кидался в глаза по противоположности с нашим русским, в германской и швейцарской деревне. Там вы не встретите крошечного мальчишку, завернутого в отцовский тулуп или в дедовской шапке, нахлобученной на нос, босого и в одной рубашке".

Путешественники, описывавшие одежду крымских дворян (мурз), отмечают, что они одевались великолепно, с роскошью. "Платье их было из тонкого сукна, весьма чистое и подбитая долгая епанча опоясана длинным шелковым поясом. Сие одеяние, похожее более на платье польское, нравилось мне лучше турецкого; ибо оно придает приятность стану и сидит весьма хорошо", пишет Клееман в своем "Путешествии:".

Очень интересными по крою были мужские и женские нижние домотканные рубахи крымских татар. Качество ткани, из которой они шились - тонкой и легкой, украшенной узором из узких, часто однотонных полос, по выражению путешественников, "доходило до совершенства". К сожалению, на предметах быта XIX в. признаки этого совершенства встречаются уже редко.

Украшения. Крымские татарки были большими охотницами до колец (юзюк) и браслетов (билезлик) и носили, в особенности первые, в таком количестве, что ими нанизывались почти все пальцы. Кольца эти большей частью золотые, а браслеты серебряные, ниткообразные, или из стекляруса. Из украшений также распространены серьги (купе), бусы (боюнджакъ), изготовленные из цветных камней, стекла, горного хрусталя, а также монеты (алтын), которыми украшают также фески. Женщины обыкновенно красят волосы в бурый или ярко-рыжий цвет, для чего служит добываемая из растения краска (хна); такой же окраске подвергаются иногда ногти на руках и части ладони - особенно часто это практикуется на свадьбах.На ремешке через плечо крымские татарки носят сумочку с молитвой из Корана (дува), которая делается из серебра или сафьяна.

Предметы ювелирного искусства, будучи очень близкими по технике производства и внешнему виду турецким образцам, производились в ремесленных центрах: Бахчисарае, Кезлеве, Карасубазаре. Характер декора каждой детали был настолько изыскан и богат, что серебряные и позолоченные филигранные элементы уже не требовали дополнения в виде драгоценных и поделочных камней.

Крымскотатарская вышивка имеет за собой большие и длительные традиции. Прекрасная разнообразная природа Крыма оказала большое влияние на все народное творчество крымских татар и, в частности, на вышивку, которая достигла высоких художественных форм.

Еще в 20-30-х годах нашего века в Бахчисарае были прекрасные вышивальщицы, владевшие техникой этого производства в совершенстве. Образцы их изделий экспонировались на международных и союзных выставках и отмечались самыми высокими наградами.

В настоящее время традиционная одежда крымских татар практически не употребляется. Изредка лишь на свадьбах можно увидеть невесту в феске с национальным поясом и барашковую шапку на голове у жениха.

1. Мужской крымскотатарский костюм «левантийское платье» был представлен такими деталями: белая полотняная рубаха с длинными широкими, обычно закатанными до локтя рукавами, широкими шароварами, суконным жилетом (чаще красного цвета, расшитым золотом и застегивающимся на густо посаженный ряд пуговиц). Поверх набрасывался кафтан из полосатой шелковой ткани, со вставками по бокам. Талию перепоясывали широкими къушаками.

Художник Е.М. Корнеев. Крымские татары. 1802 г.

2. У женщин этот тип платья представляли такие детали: белая полотняная рубаха с длинными широкими рукавами. Знать шила ее из шелка-сырца. Длинные широкие с глубокими складками шаровары закрывали щиколотку, низ шаровар шили из крашеного полотна. Длинное распашное платье обычно шилось из полосатой шелковой ткани. Платье обтягивало торс и имело выступающие бока.

3. На платье крымские татарки надевали расшитый золотом обтягивающий грудь жилет. Он имел круглый вырез у горловины и застегивался на ряд частых пуговиц. Талию охватывал серебряный филигранный пояс.

4. Женщины по-разному обвязывали голову различного рода платками, а девушки носили шапочки круглой формы с кистью. Молодые женщины из привилегированных слоев населения – чалму. Голову и торс закрывало длинное покрывало «чаршаф». При выходе на улицу лицо закрывали сеткой, сплетенной из конского волоса, с отверстием для глаз. Сверху знатные дамы набрасывали накидку из шелка, а простые горожане – из шерстяной или хлопчатобумажной ткани.

Художник Раффе. Крымскотатарские женщины из деревни Байдары. 1837 г.

5. В начале XIX в. верхние штаны мужчин в горно-прибрежном Крыму называли «штан» (в районе Ялты-Алупки – «ич-топ»). Такие штаны были широкими в бедрах, сужались в щиколотке. Имели низкую мотню. У знати шились более узкими и из легких тканей, с обязательным присутствием красного цвета.

6. В качестве верхней одежды все слои населения набрасывали широкий длинный плащ с капюшоном. На голову, под колпак, надевали белую расшитую и украшенную кружевом тюбетейку, сшитую по форме головы. Вокруг колпака свивали полотно, образуя тюрбан. Форма тюрбана зависела от социального статуса его носителя.

7. Ранний и самый распространенный вариант крымскотатарского пояса – «къушак» – шили из длинного полотнища тонкой шерстяной или шелковой ткани, часто с узором из поперечных полос (обычно красного цвета).

8. Крымскотатарский пояс должен был трижды обхватывать талию, отчего и зависела его длина.

9. Крымскотатарская знать носила пояса из дорогих турецких шалей с бахромой.

10. Зимой в горных районах крымские татары носили прямые, короткие (длиной до бедер) меховые куртки «къыскъа-ени-курт» с короткими или длинными расширявшимися к пройме рукавами и воротником-стойкой. Чаще они застегивались на пуговицы посредством воздушных петель.

Куртка женская «Хырха». Крым, г. Кезлев. Начало XX в.

11. В холод надевали тулуп из овчины длиной до пят, шитый мехом внутрь.

12. Крымскотатарские головные уборы бывали нижние и верхние, домашние и уличные.

13. Нижние шапочки-тюбетейки «такъие» были известны в Крыму с начала XIX в. и сохранились до начала XX в. Их шили из легких тканей по форме головы и часто расшивали узором, а иногда вдоль нижнего края околыша пришивалась еще и тесьма.

14. До середины XIX в. на «такъие» навивалась чалма, а позднее стали надевать феску.

15. Шапочки, кроме основы для уличного убора, выполняли и роль самостоятельного, домашнего головного убора, никогда не снимавшегося с головы.

16. С начала XIX в. и до 1930-х годов среди всех слоев населения стали распространяться каракулевые шапки, называвшиеся «къалпакъ», или «боркъ».

17. Мужские фески имели жесткую форму в виде усеченного конуса, шились из сукна, чаще бордового, реже черного цвета. Из центра донышка выпускалась длинная шелковая кисть черного или синего цвета.

18. Крымские татары имели несколько вариантов обуви, разделявшейся на домашнюю и уличную. Вся обувь надевалась на высокие вязаные носки «чорап».

Сапожки женские «Мес»

19. Домашней, а иногда и уличной обувью, как и в Турции, служили шлепанцы «папуч», известные еще в конце XVIII в. Они часто выкраивались с язычком у подъема, имели в меру тупой носок и толстую ровную подошву. У богатых крымских татар «папуч» были красного, а у менее состоятельных – желтого цвета.

20. Туфли «емени» (йеменские), пришедшие из Турции, с начала XIX в. имели толстую подошву без каблуков, острый, загнутый вверх носок – «птичий клюв», у подъема выкраивался язычок.

21. У крымских татар степной зоны Крыма роль пояса до начала XX в. выполняли как разноцветные платки, так и пришедшие сюда к концу XIX в. варианты горно-прибрежных поясов, не получившие здесь большого распространения.

22. Степняки издавна ходили дома в стеганых ватных сапогах.

23. Штанины крымских татарок должны были обязательно прикрывать щиколотку.

24. Передники «оглюк» были длиной выше колен. В начале XIX в. передник представлял обязательную деталь женского платья, его шили иногда из той же ткани, что и само платье, или из дорогого, украшенного шитьем материала.

25. «Фередже-марама» (тур.– накидка-шарф) – это местное крымское название покрывала женщины-мусульманки. Оно было обычно белого цвета, больших размеров, набрасывалось поверх нижних уборов и драпировалось так, что закрывало волосы, лоб и скрывало линии тела. Нижнюю часть лица до уровня глаз закрывал тонкий платок, завязывавшийся на затылке.

5. Обшлаг женского платья. Крым, р-н Бахчисарая. Конец XIX — начало XX в.
6. Девичий шарф. Крым, р-н Бахчисарая. Вторая половина XIX в.
7. Шапочка женская. Крым, г. Бахчисарай. Конец XIX в.
8. Платок жениха. Крым, р-н Бахчисарая. Начало XX в.
9. Свадебный пояс жениха. Крым, р-н Бахчисарая. Вторая половина XIX в.
10. Подвязки жениха. Крым, р-н Бахчисарая. Конец XIX в.

По материалам исследования Лидии Рославцевой



Загрузка...
Top