В каком году стейнбек получил премию. Джон стейнбек о глубоком различии между русскими и американцами

Джон Эрнст Стейнбек – американский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1962 ) – родился 27 февраля 1902 года в Салинас (Калифорния) в семье чиновника окружной администрации. У Стейнбека были ирландские и немецкие корни. Иоганн Адольф Гросстейнбек, его дед по отцовской линии, сократил свою фамилию, когда переехал в США.

Его отец, Джон Эрнст Стейнбек, служил казначеем. Мать Джона, Оливия Гамильтон, бывшая школьная учительница, разделяла общую страсть Стейнбека к чтению и письму. Стейнбек жил в маленьком сельском городке (который был, по существу, границей поселения), расположенном среди плодородных земель. Он проводил лето, работая на близлежащих ранчо, а затем с трудящимися-мигрантами на ранчо Спрекелс. Ему стало известно о жёстких аспектах мигрирующей жизни и тёмной стороне человеческой природы, которая выразилась, к примеру, в произведении «О мышах и людях». Стейнбек также изучал округу, местные леса, поля и фермы.

В 1919 Стейнбек окончил среднюю школу и поступил в Стэнфордский университет, где учился с перерывами до 1925 , и который в конечном итоге бросил, не доучившись.

Он ездил в Нью-Йорк, жил случайными заработками, преследуя свою мечту стать писателем. Когда же его работы не опубликовали, он вернулся в Калифорнию и работал некоторое время гидом и сторожем на рыбоводном заводе в Тахо-Сити, где он встретился с Кэрол Хеннинг, своей первой женой. Стейнбек и Хеннинг поженились в январе 1930 . Стейнбек с женой жили в коттедже, который принадлежал его отцу, - в Пэсифик Гроу, штат Калифорния, на полуострове Монтерей. Старший Стейнбек снабдил сына бесплатным проживанием, бумагой для рукописей, что позволило писателю отказаться от работы и сосредоточиться на своём ремесле.

После публикации повести «Квартал Тортилья-Флэт» в 1935 , его первого писательского успеха, Стейнбеки вышли из относительной бедности и построили летом дом в Лос-Гатосе.

Летом 1937 Стейнбек с женой Кэрол на короткое время впервые побывал в СССР. В 1940 Стейнбек отправился в путешествие вокруг Калифорнийского залива со своими влиятельными друзьями для сбора биологических образцов. В «Море Кортеса» описывается эта поездка. Хотя Кэрол сопровождала Стейнбека в этих путешествиях, их брак начал страдать в это время и завершился в 1941 , когда Стейнбек начал работу над рукописью для новой книги.

В марте 1943 , после развода Стейнбека и Кэрол, он женился на Гвиндолин «Гвин» Конгер. От второй жены у Стейнбека родились двое детей - Томас Майлс Стейнбек и Джон Стейнбек IV.

В 1943 Стейнбек в качестве военного корреспондента участвовал во Второй мировой войне, в частности в диверсионных набегах Дугласа Фэрбенкса (Джуниорс бич, Прыгуны), в которых проходила апробацию новая тактика ведения диверсионных операций против немецких гарнизонов островов Средиземного моря. В 1944 был ранен взрывом боеприпасов в Северной Африке, и, уставший от войны, подал в отставку и вернулся домой.

В 1947 Стейнбек совершил поездку в СССР вместе с известным фотографом Робертом Капой. Они посетили Москву, Киев, Тбилиси, Батуми и Сталинград, став одними из первых американцев, побывавшими во многих уголках СССР со времён социалистической революции. Книга Стейнбека об их путешествии «Русский дневник» была проиллюстрирована фотографиями Капы. В 1948 , когда книга была издана, Стейнбек был принят в Американскую академию искусств и литературы.

В мае 1948 Стейнбек ездил в Калифорнию, чтобы быть рядом с его ближайшим другом, биологом и экологом Эдом Рикеттсом, который был серьёзно ранен, когда в его автомобиль въехал поезд. Рикеттс умер за час до прибытия Стейнбека. По возвращении домой Стейнбек столкнулся с Гвин, которая рассказала ему, что она хочет развестись. Он не смог её отговорить, и развод завершился в августе того же года. Стейнбек провёл год после смерти Рикеттса в глубокой депрессии.

В июне 1949 Стейнбек встретился с режиссёром Элейн Скотт в ресторане в Кармель, Калифорния. У них завязались отношения и в декабре 1950 они поженились. Этот третий брак продолжался до самой смерти Стейнбека.

В сентябре 1964 президент Линдон Джонсон наградил Стейнбека Президентской медалью Свободы.

Джон Стейнбек умер в Нью-Йорке 20 декабря 1968 года в возрасте 66 лет от сердечной недостаточности.

Произведения:

Романы:
«Золотая чаша» (Cup of Gold) (1929 )
«Неведомому Богу» (To a God Unknown) (1933 )
«Квартал Тортилья-Флэт» (Tortilla Flat) (1935 )
«И проиграли бой» (In Dubious Battle) (1936 )
«Гроздья гнева» (The Grapes of Wrath) (1939 )
«Консервный ряд» (Cannery Row) (1945 )
«Заблудившийся автобус» (The Wayward Bus) (1947 )
«К востоку от рая» (East of Eden) (1952 )
«Благостный четверг» (Sweet Thursday) (1954 )
«Короткое правление Пипина IV» (The Short Reign of Pippin IV) (1957 )
«Деяния короля Артура и его благородных рыцарей» (The Acts of King Arthur and His Noble Knights) (1959 )
«Зима тревоги нашей» (The Winter of Our Discontent) (1961 )

Повести:
«Рыжий пони» (The Red Pony) (1933 )
«О мышах и людях» (Of Mice and Men) (1937 )
«Луна зашла» (The Moon Is Down) (1942 )
«Жемчужина» (The Pearl) (1947 )
«Светло горящий» (Burning Bright) (1950 )

Сборники рассказов:
«Райские пастбища» (The Pastures of Heaven) (1932 ).
«Долгая долина» (The Long Valley) (1938 ).

Документальная проза:
«Цыгане периода урожая. На пути к «Гроздьям гнева»» (The Harvest Gypsies: On the Road to the Grapes of Wrath) (1936 )
«Они из крепкой породы» (Their Blood Is Strong) (1938 )
«Море Кортеса» (Sea of Cortez) (1942 )
«Бомбы вниз» (Bombs Away) (1942 )
«Русский дневник» (A Russian Journal) (1948 )
«Когда-то была война» (Once There Was a War) (1958 )
«Путешествие с Чарли в поисках Америки» (Travels with Charley in Search of America) (1962 )
«Америка и американцы» (America and Americans) (1966 )
«Дневник романа: Письма о «К востоку от рая»» (Journal of a Novel: The East of Eden Letters) (1969 )

Американский писатель Джон Эрнст Стейнбек родился в Салинасе, Калифорния, и был единственным сыном и третьим из четырех детей в семье Олив (Гамильтон) Стейнбек, школьной учительницы, и Джона Эрнста Стейнбека, управляющего, затем владельца мукомольни, а в дальнейшем казначея округа Монтерей. Интерес к литературе у будущего писателя пробудился под влиянием родителей. Долина Салинас с обрамляющими ее живописными холмами и прибрежными плато надолго запомнилась юному Стейнбеку, который впоследствии запечатлел родные места во многих своих произведениях.

В средней школе Салинаса Джон хорошо учился по таким предметам, как английский язык, литература и биология, издавал школьную газету. Закончив школу в 1919 году, он поступил в Станфордский университет на отделение журналистики, но по профилирующим дисциплинам учился плохо и через год вынужден был уйти из университета. За последующие два года молодой человек переменил много специальностей, изучал биологию на Морской научно-исследовательской станции в Пасифик-Гров и, накопив денег на обратную дорогу, вернулся в Станфорд, где проучился недолго, печатая стихи и рассказы в университетском журнале "Спектейтор" ("Spectator"). Университетского диплома начинающий писатель так и не получил.

Нанявшись рабочим на грузовое судно, Стейнбек морем добирается до Нью-Йорка, где непродолжительное время работает в газете "Нью-Йорк америкен" ("New York American"), безуспешно пытаясь "пристроить" куда-нибудь свои новеллы, после чего вновь возвращается в Калифорнию, где работает строителем, журналистом, матросом и сборщиком фруктов и одновременно пишет свой первый роман "Золотая чаша" ("Cup of Gold", 1929) - романтическое повествование об английском пирате XVII века Генри Моргане, алчность которого мешает ему обрести счастье. Позже автор назвал свою первую книгу "незрелой вещью". "Я вырос из нее, - писал Стейнбек, - и она меня разражает".

В следующем году Стейнбек женится на Кэрол Хеннинг и поселяется в Пасифик-Гров в коттедже, ренту за который оплачивает ему отец. В Пасифик-Гров Стейнбек встретился с биологом Эдвардом Ф. Риккетсом, чьи воззрения на взаимосвязь всего живого предвосхитили появившиеся впоследствии экологические теории и глубоко повлияли на формирование взглядов писателя. В романе "Неведомому богу" ("То a God Unknown", 1933) ощущаются идеи Риккетса, теория архетипов Юнга, позаимствованная Стейнбеком у Ивлина Рейнолдса Отта, бывшего ученика Юнга, а также у мифолога Джозефа Кэмпбелла. Несмотря на важность романа "Неведомому богу" для становления Стейнбека как прозаика, он оказался непонятным и трудночитаемым и успеха ни у критиков, ни у широкого читателя не имел.

Следующий роман Стейнбека "Квартал Тортилья-Флэт" ("Tortilla Flat", 1935) становится бестселлером. Это первое произведение писателя, имеющее точный географический адрес - побережье Калифорнии; в романе изображена группа колоритных персонажей - бессребреников, пьяниц и философов, проживающих на холмах, над заливом Монтерей. Состоящий из отдельных эпизодов, роман, по замыслу автора, должен был ассоциироваться с легендами о короле Артуре, которые писатель любил с детства, и, подобно роману "Золотая чаша", показать антигуманное влияние материализма. Обратившись к насущным социальным проблемам, Стейнбек в 1936 году пишет роман "И проиграли бой" ("In Dubious Battle"), заглавие которого представляет собой скрытую цитату из мильтоновского "Потерянного рая" ("Paradise Lost") и в котором рассказывается о двух организаторах забастовки сборщиков фруктов. В 1937 году выходит повесть Стейнбека "О мышах и людях" ("Of Mice and Men") - трагическая история о двух простых тружениках, Джордже и его слабоумном друге Ленни, которые лелеют несбыточную мечту о собственном доме и клочке земли. "Здесь больше чувства и естественности, чем в его ранних книгах, - напишет в 1980 году биограф писателя Пол Маккарти. - Эта повесть более реалистичная и точная". Американский исследователь Ричард Астро назвал "О мышах и людях" "пасторалью, в которой писатель отстаивает простые человеческие ценности, противопоставляя им стяжательство и власть". По этой чрезвычайно популярной повести, благодаря которой Стейнбек становится заметной фигурой в американской литературе, Джордж С. Кауфман написал пьесу, которая в 1937 году с успехом шла на Бродвее.

Вслед за сборником рассказов "Долгая долина" ("Long Valley", 1938) и повестью "Рыжий пони" ("The Red Pony"), вышедшей отдельным изданием в 1953 году, Стейнбек пишет свой наиболее известный и значительный роман - "Гроздья гнева" ("The Grapes of Wrath", 1939), одиссею семейства Джоудсов, которое во время Великой депрессии пускается в изнурительный путь из Оклахомы в Калифорнию. Природа, социальные невзгоды и грабительская алчность крупных фермеров угрожают семейству Джоудсов, однако в конце концов герои романа побеждают обстоятельства (хотя бы в философском смысле), убедившись, что их место в "одной большой душе", которой принадлежит вся человеческая семья. "Гроздья гнева" быстро становятся одним из самых популярных бестселлеров, удостаиваются восторженных рецензий и Пулитцеровской премии 1940 года. Одновременно роман вызвал бурю споров, нашлись и такие критики, которые обвинили автора в коммунистической пропаганде, осудили за искажение истины.

Чтобы избежать участия в полемике, Стейнбек отправляется со своим другом Риккетсом в зоологическую экспедицию по Калифорнийскому заливу, описанную затем в книге "Море Кортеса. Досужий отчет о путешествии и проведенных исследованиях" ("Sea of Cortez: A Leisurely Lournal of Travel and Research", 1941), в которой рассказывается не только о результатах экспедиции, но и о беседах Стейнбека и Риккетса на самые различные темы - биологические, исторические, философские. В том же, 1941 году Стейнбек развелся с первой женой и уехал в Нью-Йорк с Гвиндолин Конджер, певицей, на которой он женился через два года и от брака с которой у него было два сына.

В годы Второй мировой войны Стейнбек служит в органах информации, а также консультантом в отделе пропаганды. Его вклад в победу выразился в таких книгах, как "Бомбы вниз" ("Bombs Away", 1942), своего рода справочнике для летчиков, а также романе "Луна зашла" ("The Moon Is Down", 1942), где рассказывается об оккупации маленького городка войсками тоталитарного режима (подразумевается вторжение нацистов в Норвегию), и в одноименной пьесе на ту же тему. В 1943 году писатель становится военным корреспондентом газеты "Нью-Йорк гералд трибюн" ("New York Herald Tribune") - впоследствии репортажи из Лондона, Северной Африки, Италии вышли отдельной книгой "Когда-то была война" ("Once There Was a War", 1958).

В первом своем послевоенном романе "Консервный Ряд" ("Cannery Row", 1945) Стейнбек изобразил группу бродяг, проживающих в районе монтерейских рыбоконсервных заводов, которые устраивают вечеринку своему другу Доку, прообразом которого послужил Риккетс. Поскольку этот роман знаменовал собой отход от прежних политических, социальных и философских взглядов автора, некоторые критики поспешили обвинить "Консервный Ряд" в тривиальности и сентиментальности. Аллегорический роман "Заблудившийся автобус" ("The Wayward Bus") и повесть-притча "Жемчужина" ("The Pearl") появились в 1947 году и также вызвали противоречивые отклики. "В этих книгах, - писал Ричард Астро, - вера Стейнбека, что люди могут работать сообща с целью сделать мир лучше... кажется менее применимой к тому миру, который он видит вокруг". В поисках вдохновения Стейнбек и фоторепортер Роберт Капа по заданию "Гералд трибюн" совершают поездку в СССР, в результате чего появляется "Русский дневник" ("Russian Journal", 1948) с фотографиями Капа. В том же году в автомобильной катастрофе погибает Риккетс, а Стейнбек разводится со своей второй женой. В следующем году он знакомится с Элейн Скотт, на которой женится в 1950 году.

Пьеса Стейнбека "Светло горящий" ("Burning Bright") была снята с постановки в 1950 году, уже после 13 представлений, зато сценарий фильма "Вива, Сапата!" ("Viva Zapata"), поставленного в 1952 году американским режиссером Элиа Казаном, как писал Астро, "напомнил лучшие книги Стейнбека 1930-х годов". В эти годы писатель трудится над "большим романом", как он называл "К востоку от Эдема" ("East of Eden", 1954), семейную сагу Гамильтонов, навеянную историей предков писателя по материнской линии, своего рода современную аллегорию по мотивам библейской легенды о Каине и Авеле. Американский критик Марк Скорер писал, что роман отличается "широтой, игрой воображения", однако другие критики его мнения не разделяли.

Выпущенный на экраны в год издания "К востоку от Эдема" одноименный фильм стал шестой по счету экранизацией произведений Стейнбека. Кроме этого, были экранизированы "О мышах и людях", "Гроздья гнева" и "Квартал Тортилья-Флэт".

Последним романом писателя стала "Зима тревоги нашей" ("The Winter of Our Discontent", 1961). После этого Стейнбек в основном пишет публицистику и путевые очерки. Возможно, наиболее удачным произведением 1960-х годов стало "Путешествие с Чарли в поисках Америки" ("Travels With Charley in Search of America", 1962) - рассказ о поездке по стране со своим пуделем Чарли, в котором Стейнбек превозносит естественную красоту нации, сетуя на безудержный рост синтетической культуры.

В 1962 году Стейнбек был удостоен Нобелевской премии по литературе "за реалистический и поэтический дар, сочетающийся с мягким юмором и острым социальным видением". Назвав Стейнбека "одним из мастеров современной американской литературы", Андерс Эстерлинг, член Шведской академии, отметил, что "писатель всегда симпатизирует угнетенным, неудачникам и страдальцам; противопоставляет простые радости жизни жестокой и циничной страсти к деньгам".

В своей краткой ответной речи Стейнбек говорил о высоком долге литератора, того, кому "надлежит указывать на просчеты и ошибки людей и... превозносить их величие духа".

В средней школе Салинаса Джон хорошо учился по таким предметам, как английский язык, литература и биология, издавал школьную газету. Закончив школу в 1919 г., он поступил в Станфордский университет на отделение журналистики, но по профилирующим дисциплинам учился плохо и через год вынужден был уйти из университета. За последующие два года молодой человек переменил много специальностей, изучал биологию на Морской научно-исследовательской станции в Пасифик-Гров и, накопив денег на обратную дорогу, вернулся в Станфорд, где проучился недолго, печатая стихи и рассказы в университетском журнале «Спектейтор» («Spectator»). Университетского диплома начинающий писатель так и не получил.

Нанявшись рабочим на грузовое судно, С. морем добирается до Нью-Йорка, где непродолжительное время работает в газете «Нью-Йорк америкен» («New York American»), безуспешно пытаясь «пристроить» куда-нибудь свои новеллы, после чего вновь возвращается в Калифорнию, где работает строителем, журналистом, матросом и сборщиком фруктов и одновременно пишет свой первый роман «Золотая чаша» («Cup of Gold», 1929) – романтическое повествование об английском пирате XVII в. Генри Моргане, алчность которого мешает ему обрести счастье. Позже автор назвал свою первую книгу «незрелой вещью». «Я вырос из нее, – писал С., – и она меня разражает».

В следующем году С. женится на Кэрол Хеннинг и поселяется в Пасифик-Гров в коттедже, ренту за который оплачивает ему отец. В Пасифик-Гров С. встретился с биологом Эдвардом Ф. Риккетсом, чьи воззрения на взаимосвязь всего живого предвосхитили появившиеся впоследствии экологические теории и глубоко повлияли на формирование взглядов писателя. В романе «Неведомому богу» («То a God Unknown», 1933) ощущаются идеи Риккетса, теория архетипов Юнга, позаимствованная С. у Ивлина Рейнолдса Отта, бывшего ученика Юнга, а также у мифолога Джозефа Кэмпбелла. Несмотря на важность романа «Неведомому богу» для становления С. как прозаика, он оказался непонятным и трудночитаемым и успеха ни у критиков, ни у широкого читателя не имел.

Следующий роман С. «Квартал Тортилья-Флэт» («Tortilla Flat», 1935) становится бестселлером. Это первое произведение писателя, имеющее точный географический адрес – побережье Калифорнии; в романе изображена группа колоритных персонажей – бессребреников, пьяниц и философов, проживающих на холмах, над заливом Монтерей. Состоящий из отдельных эпизодов, роман, по замыслу автора, должен был ассоциироваться с легендами о короле Артуре, которые писатель любил с детства, и, подобно роману «Золотая чаша», показать антигуманное влияние материализма. Обратившись к насущным социальным проблемам, С. в 1936 г. пишет роман «И проиграли бой» («In Dubious Battle»), заглавие которого представляет собой скрытую цитату из мильтоновского «Потерянного рая» («Paradise Lost») и в котором рассказывается о двух организаторах забастовки сборщиков фруктов. В 1937 г. выходит повесть С. «О мышах и людях» («Of Mice and Men») – трагическая история о двух простых тружениках, Джордже и его слабоумном друге Ленни, которые лелеют несбыточную мечту о собственном доме и клочке земли. «Здесь больше чувства и естественности, чем в его ранних книгах, – напишет в 1980 г. биограф писателя Пол Маккарти. – Эта повесть более реалистичная и точная». Американский исследователь Ричард Астро назвал «О мышах и людях» «пасторалью, в которой писатель отстаивает простые человеческие ценности, противопоставляя им стяжательство и власть». По этой чрезвычайно популярной повести, благодаря которой С. становится заметной фигурой в американской литературе, Джордж С. Кауфман написал пьесу, которая в 1937 г. с успехом шла на Бродвее.

Вслед за сборником рассказов «Долгая долина» («Long Valley», 1938) и повестью «Рыжий пони» («The Red Pony»), вышедшей отдельным изданием в 1953 г., С. пишет свой наиболее известный и значительный роман – «Гроздья гнева» («The Grapes of Wrath», 1939), одиссею семейства Джоудсов, которое во время Великой депрессии пускается в изнурительный путь из Оклахомы в Калифорнию. Природа, социальные невзгоды и грабительская алчность крупных фермеров угрожают семейству Джоудсов, однако в конце концов герои романа побеждают обстоятельства (хотя бы в философском смысле), убедившись, что их место в «одной большой душе», которой принадлежит вся человеческая семья. «Гроздья гнева» быстро становятся одним из самых популярных бестселлеров, удостаиваются восторженных рецензий и Пулитцеровской премии 1940 г. Одновременно роман вызвал бурю споров, нашлись и такие критики, которые обвинили автора в коммунистической пропаганде, осудили за искажение истины.

Чтобы избежать участия в полемике, С. отправляется со своим другом Риккетсом в зоологическую экспедицию по Калифорнийскому заливу, описанную затем в книге «Море Кортеса. Досужий отчет о путешествии и проведенных исследованиях» («Sea of Cortez: A Leisurely Lournal of Travel and Research», 1941), в которой рассказывается не только о результатах экспедиции, но и о беседах С. и Риккетса на самые различные темы – биологические, исторические, философские. В том же, 1941 г. С. развелся с первой женой и уехал в Нью-Йорк с Гвиндолин Конджер, певицей, на которой он женился через два года и от брака с которой у него было два сына.

В годы второй мировой войны С. служит в органах информации, а также консультантом в отделе пропаганды. Его вклад в победу выразился в таких книгах, как «Бомбы вниз» («Bombs Away», 1942), своего рода справочнике для летчиков, а также романе «Луна зашла» («The Moon Is Down», 1942), где рассказывается об оккупации маленького городка войсками тоталитарного режима (подразумевается вторжение нацистов в Норвегию), и в одноименной пьесе на ту же тему. В 1943 г. писатель становится военным корреспондентом газеты «Нью-Йорк гералд трибюн» («New York Herald Tribune») – впоследствии репортажи из Лондона, Северной Африки, Италии вышли отдельной книгой «Когда-то была война» («Once There Was a War», 1958).

В первом своем послевоенном романе «Консервный Ряд» («Cannery Row». 1945) С. изобразил группу бродяг, проживающих в районе монтерейских рыбоконсервных заводов, которые устраивают вечеринку своему другу Доку, прообразом которого послужил Риккетс. Поскольку этот роман знаменовал собой отход от прежних политических, социальных и философских взглядов автора, некоторые критики поспешили обвинить «Консервный Ряд» в тривиальности и сентиментальности. Аллегорический роман «Заблудившийся автобус» («The Wayward Bus») и повесть-притча «Жемчужина» («The Pearl») появились в 1947 г. и также вызвали противоречивые отклики. «В этих книгах, – писал Ричард Астро, – вера С., что люди могут работать сообща с целью сделать мир лучше... кажется менее применимой к тому миру, который он видит вокруг». В поисках вдохновения С. и фоторепортер Роберт Капа по заданию «Гералд трибюн» совершают поездку в СССР, в результате чего появляется «Русский дневник» («Russian Journal», 1948) с фотографиями Капа. В том же году в автомобильной катастрофе погибает Риккетс, а С. разводится со своей второй женой. В следующем году он знакомится с Элейн Скотт, на которой женится в 1950 г.

Лучшие дня

Пьеса С. «Светло горящий» («Burning Bright») была снята с постановки в 1950 г., уже после 13 представлений, зато сценарий фильма «Вива, Сапата!» («Viva Zapata»), поставленного в 1952 г. американским режиссером Элиа Казаном, как писал Астро, «напомнил лучшие книги С. 30-х гг. ». В эти годы писатель трудится над «большим романом», как он называл «К востоку от Эдема» («East of Eden», 1954), семейную сагу Гамильтонов, навеянную историей предков писателя по материнской линии, своего рода современную аллегорию по мотивам библейской легенды о Каине и Авеле. Американский критик Марк Скорер писал, что роман отличается «широтой, игрой воображения», однако другие критики его мнения не разделяли.

Выпущенный на экраны в год издания «К востоку от Эдема» одноименный фильм стал шестой по счету экранизацией произведений С. Кроме этого, были экранизированы «О мышах и людях», «Гроздья гнева» и «Квартал Тортилья-Флэт».

Последним романом писателя стала «Зима тревоги нашей» («The Winter of Our Discontent», 1961). После этого С. в основном пишет публицистику и путевые очерки. Возможно, наиболее удачным произведением 60-х гг. стало «Путешествие с Чарли в поисках Америки» («Travels With Charley in Search of America», 1962) – рассказ о поездке по стране со своим пуделем Чарли, в котором С. превозносит естественную красоту нации, сетуя на безудержный рост синтетической культуры.

В 1962 г. С. был удостоен Нобелевской премии по литературе «за реалистический и поэтический дар, сочетающийся с мягким юмором и острым социальным видением». Назвав С. «одним из мастеров современной американской литературы», Андерс Эстерлинг, член Шведской академии, отметил, что «писатель всегда симпатизирует угнетенным, неудачникам и страдальцам; противопоставляет простые радости жизни жестокой и циничной страсти к деньгам».

В своей краткой ответной речи С. говорил о высоком долге литератора», того, кому «надлежит указывать на просчеты и ошибки людей и... превозносить их величие духа».

Почитатель президента Линдона Б. Джонсона, для которого он даже писал речи, С. выступал сторонником войны США во Вьетнаме, однако, побывав там в качестве журналиста, изменил свои взгляды. Его последняя книга – переложение на современный язык средневекового романа Томаса Мэлори «Смерть Артура» («Morte d"Arthur»), – работу над которой С. начал еще в 1957 г., вышла в свет уже после смерти писателя в 1976 г. под названием «Деяния короля Артура и его благородных рыцарей» («Acts of King Arthur and His Noble Knights»).

С. перенес два инсульта, в 1961 и 1965 гг., умер он в 1968 г. в своей нью-йоркской квартире от обширного инфаркта.

После смерти С. популярность его падает, критики обвиняют писателя в сентиментальности, наивности, неумеренной склонности к аллегориям. «Невозможно предугадать окончательную судьбу репутации С., – писал Ричард Астро, – но похоже, что в литературе он останется главным образом как автор больших романов о Великой депрессии». По мнению биографа С., Поля Маккарти, «С. верит прежде всего в человека, в его долготерпение и творческую силу». С ним соглашается американский литературовед Джеймс Грей: «Романы, пьесы и короткие рассказы этого честного художника проникнуты стремлением отдать долг человечеству. Различные по настроению, задачам, темам, все эти жанры прославляют человека... Как никакой другой американский писатель, С. последовательно стремится по достоинству оценить жизнь человека, воздать ему должное».

Современности. Его творчество, входящее в так называемый великий триптих американских прозаиков 20 столетия, ставят в один ряд с Хемингуэем и Фолкнером. Разнообразные литературные творения Джона Стейнбека включают в себя 28 романов и около 45 книг, состоящих из эссе, пьес, новелл, дневников, публицистики и киносценариев.

Джон Стейнбек. Годы жизни

Предки писателя имели еврейские и немецкие корни, а сама фамилия является американским вариантом оригинальной фамилии на немецком языке - Гросстейнбек. Родился Джон Стейнбек 27 февраля в 1902 году, в небольшом провинциальном городишке Салинас, штата Калифорния в США. Умер в 66 лет в 1968 году 20 декабря.

Семья

Будущий американский прозаик Джон Стейнбек и его семья жили в среднем достатке и имели двухэтажный дом с земельным участком в своей собственности, на котором дети приучались трудиться. Джон Эрнст Стейнбек-старший, его отец, служил на государственной службе казначеем, а мать, Оливия Гамильтон, была в прошлом школьной учительницей. У Джона были три сестры.

Джон Стейнбек. Биография: краткое изложение

Еще в раннем детстве у него сформировался довольно-таки непростой характер - независимый и своенравный. С юного возраста будущий писатель Джон Стейнбек был сильно увлечен литературой, несмотря на свою достаточно посредственную успеваемость в школе. А к моменту ее окончания, в 1919 году, уже окончательно принял решение посвятить свою жизнь и судьбу писательской деятельности. В этом он получал полную поддержку матери, которая поддерживала и разделяла увлечение сына чтением и письмом.

С некоторыми перерывами, в период с 1919 по 1925 годы, Джон Стейнбек получил образование в Стэндфордском университете.

Начало творческого пути

Джон Стейнбек, биография которого как писателя началась в середине 20-х годов минувшего столетия, успел испробовать множество профессий и работал и моряком, и шофером, и плотником, и даже уборщиком и сторожем. Здесь ему помогла родительская школа труда, пройденная им в детстве, которая во многом оказала влияние на его мировоззрение.

Поначалу он трудился на ниве журналистики и уже скоро его первые рассказы начали попадать в печать. Первый дебют Стейнбека как писателя состоялся в 1929 году, после переезда в Сан-Франциско, где был напечатан его первое серьезное произведение - роман «Золотая чаша».

А чуть позже произведение «Квартал Тортилья-Флэт» - юмористическое описание жизни обыкновенных фермеров, живущих на холмах округа Монтерей, выпущенное в 1935 году, принесло ему первый успех. За столь натуралистическое повествование оно было одобрено литературными критиками.

Все следующие годы Джон Стейнбек плодотворно и практически беспрерывно был занят созданием новых произведений. Уже в 1937 увидела свет его новая повесть «О людях и мышах», после выхода которой критики и литературное сообщество заговорили о нем как крупном писателе.

Его заглавное и выдающееся произведение - «Гроздья гнева» - роман, который повествует об эпохе, изменившей судьбу страны в 30-х годах. Он вызвал огромный резонанс в общественных кругах, выйдя далеко за пределы литературного мира. Мировая критика не осталась равнодушной и захлебывалась положительными отзывами о романе, который стоял первым номером в списке бестселлеров в течение двух лет. Джон Стейнбек получал письма со всего мира, в которых горячо обсуждались «Гроздья гнева». Голливуд также обратил внимание на столь нашумевшее произведение, и режиссер Джон Форд сделал его экранизацию в 1940 году. Фильм, вышедший по роману Джона Стейнбека, имел бешенную популярность, был по достоинству оценен кинокритиками и завоевал «Оскара» в двух номинациях. Стоит отметить, это был не последнее подобное достижение. Фильмы, поставленные по книгам автора, и в дальнейшем имели оглушительный успех.

Нахлынувшая слава совершенно не мешала дальнейшей плодотворной работе американского писателя. Уже в 1947 году весь мир читал книгу «Русский дневник», состоящую из и повествующую о поездке Стейнбека в СССР вместе с фотокорреспондентом Робертом Капой. Несмотря на то что произведение появилось в между США и СССР и нарастающей конфронтации между странами, на протяжение всей книги чувствуется неприкрытое уважение к Советскому Союзу, но также присутствуют в ней острые и проницательные комментарии по поводу процессов, которые проистекали тогда в тоталитарном государстве.

Джон Стейнбек, биография (кратко) которого описывается в данной статье, помимо работы на поприще литературы активно занимался еще и деятельностью социального характера. Поддерживал он своего друга демократа Эдлая Стивенсона, который придерживался антиконсервативных настроений, принимая участие в президентских выборах 1952 и 1956 годов.

За его плечами и непосредственное участие в событиях во Вьетнаме, где он отправился в джунгли на полтора месяца в роли

Подорвали его здоровье последствия, которые повлекла за собой серьезная и сложная операция, проведенная писателю в 1967 году. Впоследствии, после нескольких инфарктов, Джон Стейнбек умер 66-летнем возрасте в 1968 году.

Его имя включено в Зал славы Калифорнии в 2007 году стараниями губернатора штата Арнольда Шварценеггера.

В путешествие по Советскому Союзу прозаик Джон Стейнбек отправился в 1947 году, сопровождал его Роберт Капа - известный фотограф и мастер фоторепортажей. Время для поездки было выбрано неспокойное, но при этом манящее писателя из-за противоречивых новостей о СССР и из СССР.

Всего 2 года прошло с того момента, как закончилась Вторая мировая война и уже год длилась холодная война со Штатами - союзники вчера были готовы стать заклятыми врагами сегодня.

Страны потихоньку приходили в себя, военные ресурсы вновь набирали мощь, постоянно шли разговоры о разработках ядерных программ и развитии сверхдержав, а великий Сталин и вовсе представлялся бессмертным. Прогнозов о том, чем же закончатся эти «игры», не делал никто.

Желанию посетить Советский Союз способствовала идея будущей книги, которая пришла к литератору и его другу-фотографу Роберту Капе в Нью-Йорке за обсуждением нового проекта совместной работы в баре гостиницы «Бедфорд» в 1947 году.

Стейнбек говорил Капе о том, что о Советском Союзе постоянно пишут десятки газет, посвящая ему чуть ли не по несколько статей ежедневно. Вопросы, поднимаемые в статьях, звучали примерно так: "Какие мысли у Сталина? Какие планы у Генштаба России и где расположены их войска? На каком этапе экспериментальные разработки атомной бомбы и радиоуправляемых ракет?". Во всем этом Стейнбека задевало то, что все эти материалы пишут люди, которые никогда не были в СССР и вряд ли когда-либо там окажутся. А уж об их источниках информации речи вообще не шло.

И у друзей появилась мысль, что в Союзе наверняка есть много того, о чем вообще никто не пишет и даже не интересуется. И здесь они уже заинтересовались не на шутку, появились вопросы: "Что носят люди в России? Что они едят и как готовят? Есть ли у них вечеринки, танцуют ли они, играют? Как любят и умирают русские? О чем они разговаривают друг с другом? Ходят ли русские дети в школу?".

Они решили, что было бы неплохо все это выяснить и написать об этом. Издатели живо откликнулись на новый замысел друзей, и летом в 1947 году состоялась поездка в СССР, маршрут которой выглядел так: Москва, затем Сталинград, Украина и Грузия.

Целью поездки было написать и рассказать американцам о настоящих советских людях и о том, какие же они на самом деле.

В те годы попасть в Советский Союз считалось чудом, но Стейнбека и Капу не только впустили в Россию, но ими даже было получено разрешение посетить Украину и Грузию. При выезде отснятый материал практически не тронули, что было также удивительно для того времени. Изъяли только стратегически важные, с точки зрения работников спецслужб, пейзажи, отснятые из самолета, но не тронули самое главное для писателя - фотографии людей.

Между друзьями существовала договоренность, что они не будут в незнакомой и суровой стране, постараются быть объективными - не нахваливать, но в то же время и не заниматься критикой русских, а также не обращать внимание на советскую бюрократическую машину и не реагировать разного рода препоны. Они хотели написать честный материал, в котором не будет ни комментариев, ни выводов и были готовы к тому, что они столкнутся с чем-то им непонятным или неприятным и может возникнуть множество неудобств. С подобным можно встретиться и в любой другой стране мира.

Итогом поездки по СССР оказалась вышедшая в 1948 году книга очерков «Русский дневник», повествующая о наблюдениях автора за жизнью людей Советского Союза тех времен: как работали, как жили, как отдыхали и почему в Союзе так почитаемы музеи.

Тогда книга не пришлась по душе ни в Америке, ни в России. Американцы считали ее слишком позитивной, а русским не нравилось слишком негативное описание жизни их страны и ее граждан. Но для тех, кто хотел бы узнать о Советском Союзе и жизни в нем, книга окажется приятным чтивом и с литературной, и с этнографической точки зрения.

Библиография

Перу Джона Стейнбека принадлежит множество замечательных произведений, ставших литературной классикой и признанных мировыми бестселлерами в самых разных жанрах.

Самыми известными являются:

    «Золотая чаша»;

    «Квартал Тортилья-Флэт»;

    «Заблудившийся автобус»;

    «К востоку от рая»;

    «Гроздья гнева»;

    «Консервный ряд»;

  • «Зима тревоги нашей».

    «О мышах и людях»;

    «Жемчужина».

Документальная проза:

    «Путешествие с Чарли в поисках Америки»;

    «Русский дневник».

Сборники рассказов:

    «Долгая долина»;

    «Райские пастбища»;

    «Хризантемы».

Помимо литературных произведений, Джоном Стейнбеком написано 2 киносценария:

    «Вива Сапата»;

    «Заброшенная деревня».

Самые знаменитые цитаты

Поскольку произведения Стейнбека весьма популярны во всем мире, неудивительно, что некоторые фразы из его книг стали знаменитыми цитатами, самые известные из которых приведены ниже и наверняка покажутся знакомыми.

Из романа «К востоку от рая»:

    «Любящая женщина почти несокрушима».

    «Когда человек говорит, что не хочет о чем-то вспоминать, это обычно значит, что он только о том одном и думает».

    «Мы всегда должны помнить о смерти и стараться жить так, чтобы наша смерть никому не доставила радости».

    «Чистая правда иногда причиняет острую боль, однако боль проходит, тогда как рана, нанесенная ложью, гноится и не заживает».

Из романа «Зима тревоги нашей»:

    «Я просыпаюсь с томительным чувством, что у меня язва души».

    «И чего ты расстраиваешься, что, мол, люди думают о тебе плохо? Да они вообще о тебе не думают».

    «Лучший способ скрыть свои настоящие побуждения - это говорить правду».

    «Жить - это значит покрываться шрамами».

Из романа «Гроздья гнева»:

    «Если у тебя беда, если ты в нужде, если тебя обидели - иди к беднякам. Только они и помогут, больше никто».

Из романа «Заблудившийся автобус»:

    «Не странно ли, что женщины соперничают из-за мужчин, которые им даже не нужны?».

Из романа «Квартал Тортилья-Флэт»:

    «Душа, способная на величайшее добро, способна и на величайшее зло».

    « Вечер приближается так же незаметно, как приближается старость к счастливому человеку».

Экранизация книг

Несколько литературных творений Стейнбека имели столь оглушительный успех, что привлекли внимание киноиндустрии и были экранизированы Голливудом. Часть фильмов была экранизирована повторно и переработана для театра.

    «О мышах и людях» - первая экранизация в 1939 году и повторно в 1992-м;

    «Гроздья гнева» - в 1940-м;

    «Квартал Тортилья-Флэт» - в 1942-м;

    «Жемчужина» - в 1947-м;

    «К востоку от рая» - в 1955-м;

    «Заблудившийся автобус» - в 1957 году;

    «Консервный ряд» - экранизация в 1982-м, театральная постановка - в 1995-м.

Премии

Стейнбек за свою литературную карьеру был номинирован несколько раз на самые видные премии в области писательского мастерства.

В 1940 году за свой самый известный роман «Гроздья гнева», повествующий о жизни рабочих, занятых на сезонных работах, автор получил

В 1962-м он был отмечен Нобелевским комитетом и стал лауреатом одноименной премии со следующим комментарием: «За реалистический и поэтический дар, за удачное сочетание юмора и с серьезным социальным взглядом на мир».

Личная жизнь и дети

Джон Стейнбек, личная жизнь которого протекала достаточно активно, за свою жизнь был женат несколько раз.

Уже начав понемногу публиковаться, он в первый раз женился в возрасте 28 лет на Кэрол Хэннинг, знакомство с которой пришлось на период его работы сторожем на рыбном заводе. Брак продлился 11 лет, и несмотря на то что Кэрол всегда поддерживала и сопровождала мужа в его путешествиях, их отношения понемногу начинали портиться и они развелись в 1941 году. Ходили слухи, что причиной распада их брака послужило отсутствие детей.

Второй женой Стейнбека стала певица и актриса Гвендолин Конгер, которой он сделал предложение на 5-й день знакомства в 1943 году. Брак этот продержался совсем недолго, всего 5 лет, но от этого союза у них родилось двое сыновей - Томас Майлс, появившийся на свет в 1944 году, и Джон в 1946 году.

Встреча с актрисой и театральным режиссером Элейн Скотт в середине 1949 года закончилась третьим браком Стейнбека в декабре 1950 года. Несмотря на то, что в браке у них не появилось общих детей, Элейн оставалась женой литератора до самой его смерти в 1968 году. Сама она умерла в 2003 году. Элейн и Джон Стейнбек (семья, фото которой представлено ниже) похоронены вместе на родине писателя, в Салинасе.

Сын Томас Майлс Стейнбек пошел по стопам знаменитого отца и стал журналистом, киносценаристом и писателем. ДО 2008 года он и его дочь Блейк Смайл, внучка Джона Стейнбека, были лишены законных прав на произведения отца и деда. Живет в настоящее время в Калифорнии со своей женой.

О сыне Джоне IV (Четвертом) известно немногое. Джон Стейнбек служил в рядах американской армии во Вьетнаме. Скончался в 1991 году.

Американский писатель Джон Эрнст Стейнбек родился в Салинасе, Калифорния, и был единственным сыном и третьим из четырех детей в семье Олив (Гамильтон) Стейнбек, школьной учительницы, и Джона Эрнста Стейнбека, управляющего, затем владельца мукомольни, а в дальнейшем казначея округа Монтерей. Интерес к литературе у будущего писателя пробудился под влиянием родителей. Долина Салинас с обрамляющими ее живописными холмами и прибрежными плато надолго запомнилась юному Стейнбеку, который впоследствии запечатлел родные места во многих своих произведениях.

В средней школе Салинаса Джон хорошо учился по таким предметам, как английский язык, литература и биология, издавал школьную газету.

Закончив школу в 1919 г., он поступил в Станфордский университет на отделение журналистики, но по профилирующим дисциплинам учился плохо и через год вынужден был уйти из университета. За последующие два года молодой человек переменил много специальностей, изучал биологию на Морской научно-исследовательской станции в Пасифик-Гров и, накопив денег на обратную дорогу, вернулся в Станфорд, где проучился недолго, печатая стихи и рассказы в университетском журнале «Спектейтор» («Spectator»). Университетского диплома начинающий писатель так и не получил.

Нанявшись рабочим на грузовое судно, Стейнбек морем добирается до Нью-Йорка, где непродолжительное время работает в газете «Нью-Йорк америкен» («New York American»), безуспешно пытаясь «пристроить» куда-нибудь свои новеллы, после чего вновь возвращается в Калифорнию, где работает строителем, журналистом, матросом и сборщиком фруктов и одновременно пишет свой первый роман «Золотая чаша» («Cup of Gold», 1929) – романтическое повествование об английском пирате XVII в. Генри Моргане, алчность которого мешает ему обрести счастье. Позже автор назвал свою первую книгу «незрелой вещью». «Я вырос из нее, – писал Стейбек, – и она меня раздражает».

В следующем году Стейнбек женится на Кэрол Хеннинг и поселяется в Пасифик-Гров в коттедже, ренту за который оплачивает ему отец. В Пасифик-Гров Стейнбек встретился с биологом Эдвардом Ф. Риккетсом, чьи воззрения на взаимосвязь всего живого предвосхитили появившиеся впоследствии экологические теории и глубоко повлияли на формирование взглядов писателя. В романе «Неведомому богу» («То a God Unknown», 1933) ощущаются идеи Риккетса, теория архетипов Юнга, позаимствованная Стейнбеком у Ивлина Рейнолдса Отта, бывшего ученика Юнга, а также у мифолога Джозефа Кэмпбелла. Несмотря на важность романа «Неведомому богу» для становления Стейнбека как прозаика, он оказался непонятным и трудночитаемым и успеха ни у критиков, ни у широкого читателя не имел.

Следующий роман Стейнбека «Квартал Тортилья-Флэт» («Tortilla Flat», 1935) становится бестселлером. Это первое произведение писателя, имеющее точный географический адрес – побережье Калифорнии; в романе изображена группа колоритных персонажей – бессребреников, пьяниц и философов, проживающих на холмах, над заливом Монтерей. Состоящий из отдельных эпизодов, роман, по замыслу автора, должен был ассоциироваться с легендами о короле Артуре, которые писатель любил с детства, и, подобно роману «Золотая чаша», показать антигуманное влияние материализма. Обратившись к насущным социальным проблемам, Стейнбек в 1936 г. пишет роман «И проиграли бой» («In Dubious Battle»), заглавие которого представляет собой скрытую цитату из мильтоновского «Потерянного рая» («Paradise Lost») и в котором рассказывается о двух организаторах забастовки сборщиков фруктов. В 1937 г. выходит повесть Стейбека «О мышах и людях» («Of Mice and Men») – трагическая история о двух простых тружениках, Джордже и его слабоумном друге Ленни, которые лелеют несбыточную мечту о собственном доме и клочке земли. «Здесь больше чувства и естественности, чем в его ранних книгах, – напишет в 1980 г. биограф писателя Пол Маккарти. – Эта повесть более реалистичная и точная». Американский исследователь Ричард Астро назвал «О мышах и людях» «пасторалью, в которой писатель отстаивает простые человеческие ценности, противопоставляя им стяжательство и власть». По этой чрезвычайно популярной повести, благодаря которой Стейнбек становится заметной фигурой в американской литературе, Джордж С. Кауфман написал пьесу, которая в 1937 г. с успехом шла на Бродвее.

Вслед за сборником рассказов «Долгая долина» («Long Valley», 1938) и повестью «Рыжий пони» («The Red Pony»), вышедшей отдельным изданием в 1953 г., Стейнбек пишет свой наиболее известный и значительный роман – «Гроздья гнева» («The Grapes of Wrath», 1939), одиссею семейства Джоудсов, которое во время Великой депрессии пускается в изнурительный путь из Оклахомы в Калифорнию. Природа, социальные невзгоды и грабительская алчность крупных фермеров угрожают семейству Джоудсов, однако в конце концов герои романа побеждают обстоятельства (хотя бы в философском смысле), убедившись, что их место в «одной большой душе», которой принадлежит вся человеческая семья. «Гроздья гнева» быстро становятся одним из самых популярных бестселлеров, удостаиваются восторженных рецензий и Пулитцеровской премии 1940 г. Одновременно роман вызвал бурю споров, нашлись и такие критики, которые обвинили автора в коммунистической пропаганде, осудили за искажение истины.

Чтобы избежать участия в полемике, Стейнбек отправляется со своим другом Риккетсом в зоологическую экспедицию по Калифорнийскому заливу, описанную затем в книге «Море Кортеса. Досужий отчет о путешествии и проведенных исследованиях» («Sea of Cortez: A Leisurely Lournal of Travel and Research», 1941), в которой рассказывается не только о результатах экспедиции, но и о беседах Стейнбека и Риккетса на самые различные темы – биологические, исторические, философские. В том же, 1941 г. Стейнбек развелся с первой женой и уехал в Нью-Йорк с Гвиндолин Конджер, певицей, на которой он женился через два года и от брака с которой у него было два сына.

В годы второй мировой войны Стейнбек служит в органах информации, а также консультантом в отделе пропаганды. Его вклад в победу выразился в таких книгах, как «Бомбы вниз» («Bombs Away», 1942), своего рода справочнике для летчиков, а также пьесе «Луна зашла» («The Moon Is Down», 1942), где рассказывается об оккупации маленького городка войсками тоталитарного режима (подразумевается вторжение нацистов в Норвегию). В 1943 г. писатель становится военным корреспондентом газеты «Нью-Йорк гералд трибюн» («New York Herald Tribune») – впоследствии репортажи из Лондона, Северной Африки, Италии вышли отдельной книгой «Когда-то была война» («Once There Was a War», 1958).

В первом своем послевоенном романе «Консервный Ряд» («Cannery Row». 1945) Стейнбек изобразил группу бродяг, проживающих в районе монтерейских рыбоконсервных заводов, которые устраивают вечеринку своему другу Доку, прообразом которого послужил Риккетс. Поскольку этот роман знаменовал собой отход от прежних политических, социальных и философских взглядов автора, некоторые критики поспешили обвинить «Консервный Ряд» в тривиальности и сентиментальности. Аллегорический роман «Заблудившийся автобус» («The Wayward Bus») и повесть-притча «Жемчужина» («The Pearl») появились в 1947 г. и также вызвали противоречивые отклики. «В этих книгах, – писал Ричард Астро, – вера Стейнбека, что люди могут работать сообща с целью сделать мир лучше... кажется менее применимой к тому миру, который он видит вокруг». В поисках вдохновения Стейнбек и фоторепортер Роберт Капа по заданию «Гералд трибюн» совершают поездку в СССР, в результате чего появляется «Русский дневник» («Russian Journal», 1948) с фотографиями Капа. В том же году в автомобильной катастрофе погибает Риккетс, а Стейнбек разводится со своей второй женой. В следующем году он знакомится с Элейн Скотт, на которой женится в 1950 г.

Пьеса Стейнбека «Светло горящий» («Burning Bright») была снята с постановки в 1950 г., уже после 13 представлений, зато сценарий фильма «Вива, Сапата!» («Viva Zapata»), поставленного в 1952 г. американским режиссером Элиа Казаном, как писал Астро, «напомнил лучшие книги Стейнбека 30-х гг. ». В эти годы писатель трудится над «большим романом», как он называл «К востоку от Эдема» («East of Eden», 1954), семейную сагу Гамильтонов, навеянную историей предков писателя по материнской линии, своего рода современную аллегорию по мотивам библейской легенды о Каине и Авеле. Американский критик Марк Скорер писал, что роман отличается «широтой, игрой воображения», однако другие критики его мнения не разделяли.

Выпущенный на экраны в год издания «К востоку от Эдема» одноименный фильм стал шестой по счету экранизацией произведений Стейнбека. Кроме этого, были экранизированы «О мышах и людях», «Гроздья гнева» и «Квартал Тортилья-Флэт».

Последним романом писателя стала «Зима тревоги нашей» («The Winter of Our Discontent», 1961). После этого Стейнбек в основном пишет публицистику и путевые очерки. Возможно, наиболее удачным произведением 60-х гг. стало «Путешествие с Чарли в поисках Америки» («Travels With Charley in Search of America», 1962) – рассказ о поездке по стране со своим пуделем Чарли, в котором Стейнбек превозносит естественную красоту нации, сетуя на безудержный рост синтетической культуры.

В 1962 г. Стейнбек был удостоен Нобелевской премии по литературе «за реалистический и поэтический дар, сочетающийся с мягким юмором и острым социальным видением». Назвав Стейнбека «одним из мастеров современной американской литературы», Андерс Эстерлинг, член Шведской академии, отметил, что «писатель всегда симпатизирует угнетенным, неудачникам и страдальцам; противопоставляет простые радости жизни жестокой и циничной страсти к деньгам».

В своей краткой ответной речи Стейнбек говорил о высоком долге литератора», того, кому «надлежит указывать на просчеты и ошибки людей и... превозносить их величие духа».

Почитатель президента Линдона Б. Джонсона, для которого он даже писал речи, Стейнбек выступал сторонником войны США во Вьетнаме, однако, побывав там в качестве журналиста, изменил свои взгляды. Его последняя книга – переложение на современный язык средневекового романа Томаса Мэлори «Смерть Артура» («Morte d"Arthur»), – работу над которой Стейнбек начал еще в 1957 г., вышла в свет уже после смерти писателя в 1976 г. под названием «Деяния короля Артура и его благородных рыцарей» («Acts of King Arthur and His Noble Knights»).

Стейнбек перенес два инсульта, в 1961 и 1965 гг., умер он в 1968 г. в своей нью-йоркской квартире от обширного инфаркта.

Фантастическое в творчестве Стейнбека

К фантастическим произведениям в творчестве Джона Стейнбека можно отнести небольшой роман «Короткое правление Пипина IV» , в котором в сатирической форме описывается недалекое будущее. Пипин приходит к власти и устраивает религиозную диктатуру, которая в свою очередь приводит к мировой войне.

Также в качестве проявляемого Стейнбеком интереса к жанру показателен поздний рассказ «Краткий курс истории человечества» , включавшийся Дж. Меррил и Б. Олдиссом в антологии научной фантастики.

В начальный период своего творчества Джон Стейнбек находился под влиянием таких авторов как Джеймс Брэнч Кейбелл и Донн Бирн, что нашло отражение в рассказе «The Gifts of Iban» , интересном образце ранней фэнтези, выросшей из fairy tales, истории любви поэта и феи. Некоторые критики даже называют героев и антураж в этой вещи практически идентичными таковым в 3-й и 4-й главах кейбелловского «Юргена».

Некоторое количество других рассказов Стейнбека относятся (или могут быть отнесены) к мистике и хоррору. Это, например, «Пресвятая Кэти-девственница» - о плохой свинье, которая после изгнания из нее бесов искренне уверовала и была в итоге канонизирована, а также странная история о «жвачке, которая жевала мальчика» «Случай в доме №7 на улице М.» и рассказы близкие к историям с привидениями - «The Elf in Algiers» и «Case of the Hotel Ghost» .

К психологическому хоррору автор выразил интерес в таких рассказах как «Змея» и «Белая перепёлка» , наполненных фрейдистски трактуемыми символами, и «Убийство» . Впоследствии они иногда перепечатывались в антологиях хоррора, триллера и саспенса.

Кроме того, Стейнбеком была произведена современная литературная обработка Артуровских легенд авторства Томаса Мэлори, опубликованная уже после смерти Стейнбека под заглавием «Легенды о короле Артуре и Рыцарях Круглого Стола» .



Загрузка...
Top