Повисли плотные сумерки, и во мраке, возле пляшущих языков огня, метались молчаливыми тенями обезумевшие голуби.
Птицы носились в прозрачном осеннем небе, а Фёдор медленно и деловито собирал стружку.
Фёдор подбежал к голубятне, объятой высоким пламенем.
Вариант 7
1. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение ?
Гнетущие и безрадостные события в её жизни отдавались постоянной болью в сердце, окрасили мрачными тонами всё её существование.
Она ходила в театры, и там почти в каждой опере, в каждом балете была жизненная драма.
Музыка звёзд, музыка вечной жизни, она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания.
Музыка уже разлилась по всему небу, она достигла самой далёкой звезды и грянула на весь необъятный поднебесный мир.
2. В каком варианте ответа средством выразительности речиявляетсясравнение ?
Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным.
Собрав первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух.
Коржи были пахучие, румяные. Они светились, как два маленьких посоленных солнца.
А второй корж, румяный, целёхонький, лежал на столе и призывно улыбался всей своей рожицей.
3. В каком варианте ответа средством выразительности речиявляетсяметафора ?
1)Кажется, чуть дохни на неё – и разом обрушится.
2)Всюду, куда ни приди, слышалось:
Ну как там наша Нина? Спасут ли... вот горе!
3)Чуянов приехал. Воронин ещё издали крикнул ему:
Не подходи близко! Стена вот-вот рухнет...
4)Тогда это качество было ещё живо, и оно не раз согревало людские души...
4. В каком варианте ответа средством выразительности речиявляетсяметафора ?
Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно, и слёзы, слёзы подкатывали.
Сердце мальчика облилось жалостью и болью.
Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, приказать, и бабушка перестанет плакать, и даже ногу поднял – топнуть.
И когда, наконец, из комнаты бабушки донеслось ещё невнятное бормотание, он поднялся и пошёл.
5. В каком варианте ответа средством выразительности речиявляетсяфразеологизм ?
Слёзы подступили к горлу, стали душить, но он сдержался – не заплакал.
Размазывая грязными ладонями слёзы, утёр лицо, сложил щенят обратно и решительно направился в деревню.
Сельпо открыли, и тётя Маша деловито направилась к дверям.
Окрылённый, мчался Вадимка к дому охотника...
6. В каком варианте ответа средством выразительности речиявляетсяметафора ?
Потом ягодка начнёт увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом.
Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда не видел.
Я потрогал одно яйцо пальцем – оно было тёплое, почти горячее.
И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею.
7. В каком варианте ответа средством выразительности речиявляетсяэпитет ?
Асю можно было испугать, сделав ей страшные глаза; она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей.
Аня запротивилась: «Что ты, что ты, Вова! Над нами будет хохотать вся школа...»
Увидев страшилище, Ася побледнела и тут же перебежала на другую парту.
Однажды Аня поранила гвоздём ногу, да так сильно, что не могла приходить в школу: ни башмак нельзя надеть, ни валенок.
8. В каком варианте ответа средством выразительности речиявляютсяэпитеты ?
А там уроки да перемены. И Сашка Кочетков, первый не то что в классе, а в школе шалопай, заводила и непоседа.
Вроде бы не было в нём ничего необычного – худенький, светло-русый, нос с горбинкой, а взгляд такой твёрдый, решительный…
Даже за одной партой сидел с ней, Олькой, которую по фамилии только и знал и никогда, кроме домашнего задания по русскому, ни о чём не спрашивал.
Похожая информация:
- Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытывает дело каждого, каково оно есть" (3:13)
Цели.
- Расширить знания о творчестве В.П. Астафьева.
- Развивать мышление, память, внимание.
- Воспитывать любовь к литературе, к своему родному краю.
Оборудование. Портрет В.П. Астафьева, книги (выставка), рисунки, нарисованные детьми, из его произведений, видеокассета.
Ход мероприятия.
1. На доске портрет В.П. Астафьева, рисунки детей к его произведениям, выставка книг автора.
2. Вступительное слово учителя.
– “Сегодня мы будем говорить о нашем земляке, писателе В.П. Астафьеве. Его произведения хорошо известны не только в России, но и за рубежом. Они отличаются высокой культурой, глубиной постижения духовных ценностей жизни”.
3. Биография В. Астафьева (ученик).
Родился Виктор Петрович Астафьев 1 Мая 1924 года в селе Овсянка, неподалеку от Красноярска. Все детство Витя Астафьев провел в детдоме. Прекрасных людей он знавал немало, но не из родни: первым – после мамы, бабушки и деда – был Василий Иванович Соколов – воспитатель в детдоме.
Василий Иванович, будто угадав, что Витю не только много унижали, попрекали хлебом, даже тем, что он зачем-то живет, но и достаточно много топтали в прямом и переносном смысле.
На протяжении тех лет, которые он прожил в детдоме при Василии Ивановиче, тот частенько твердил ему о его “природных данных”, о ” несомненной литературной одаренности “, и от этих слов Витя впадал то в лихую, дурашливую веселость, то в смущение. Однако, потихоньку начал сочинять стишки, участвовал в школьном рукописном журнале и напропалую врал ребятишкам, пересказывая прочитанные книги.
Замечательный человек, встретившийся ему в начале жизненного пути, был Игнатий Дмитриевич Рождественский, сибирский поэт. Он преподавал русский язык и литературу. Впервые за все время существования 5-Б класса даже у лентяев в графе “поведение” появились отличные оценки. Игнатий Дмитриевич стал приносить на уроки свежие журналы, книжки – это было тогда редкостью – и обязательно читал вслух 10-15 минут. Всем было очень интересно. Дети очень полюбили самостоятельную работу – не изложение писать, не зубрить наизусть длинные стихи, а сочинять, творить самим.
В 1953 году в Перми вышла первая книжка. Виктор Петрович поставил первый в жизни автограф человеку, который привил ему уважительность к слову, пробудил жажду творчества. Когда Игнатию Дмитриевичу исполнилось 50 лет, В.П. Астафьев с радостью написал о нем статью, которую напечатал журнал “Октябрь”. Виктор Астафьев окончил школу ФЗО на станции Енисей и работал близ города Красноярска на станции Базаиха составителем поездов. Осенью 1942 года ушел на фронт, воевал солдатом. Демобилизовался из армии осенью 1945 года. Жена тоже была солдатом. Они приехали жить в ее родной уральский город – Чусовой. В.П. Астафьев работал сначала где придется, затем попал в горячий цех. Врачи предложили легкую работу. Но город весь из металлургии состоит, в нем жизнь и работа трудная. Стал вагоны с дровами разгружать, затем мясные туши – для колбасного завода. Позднее перевели его в цех мыть и подавать туши обвальщикам на стол, затем солить, селитровать и сваливать мясо в бочки – труд тяжелый и грязный. Поработал в цехе несколько месяцев, потом – вахтером на заводе по ночам. Наступил новый, очень напряженный и сложный период жизни: днем работа в газете, ночью, после того как уснут дети, он писал рассказы. Собранные в книгу ”До будущей весны”, они положили начало его литературного пути.
4. Какие произведения В. Астафьева читали? (Учитель)
Дети:
- “Гуси в полынье”,
- “Капалуха”,
- “Зорькина песня”,
- “Стрижонок Скрип”,
- “Васюткино озеро”,
- и т.д.
5. Отгадав кроссворд, вы узнаете, сколько лет исполняется писателю.
- Любимое время года. (осень)
- Месяц, в котором родился писатель. (май)
- За книгу “Царь-рыба” ему была присуждена … (премия)
- “… русскому огороду”. (Ода)
- “Васюткино …”. (озеро)
- Национальность писателя. (русский)
- “Зорькина …”. (песня)
- Астафьев родился недалеко от города… (Красноярск)
- У него не было родителей, значит он… (сирота)
- Кем он был на фронте? (солдат)
- Отчество Астафьева. (Петрович)
6. О судьбе рассказа “Васюткино озеро”.
Ученик. Судьба рассказа очень любопытна. Учитель И.Д. Рождественский предложил написать сочинение на вольную тему: как прошло лето. А я летом заблудился в тайге, много дней провел один, обо всем и написал. Сочинение мое было напечатано в журнале под заголовком “Жив”. Много лет спустя я вспомнил о нем, попробовал восстановить все в памяти. Вот так и получилось “Васюткино озеро”.
Учитель. Что же помогло Васютке выжить?
Дети. Наблюдательность, сила воли, знания.
7. Викторина по произведениям Астафьева.
- “Не прошло и 5 минут, как Васютка почувствовал, что к нему кто-то крадётся!”
- “Все стрижи высыпали из норок, глядят– никого нет.”
- “– Гнездо! Гнездо! – кричали ребята. Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда не видел”.
- “Над моей головой встрепенулась птичка, стряхнула горсть искорок и пропела звонким, чистым голосом”.
- “Внезапно одного гуся течением отделило от стайки”.
- “Бабушка ворота открывала, Ястреба под узду брала, по двору не ходила она, а прямо летала”.
- “Лежит огурец-удалец, дразнится”.
Ответы: 1. Васюткино озеро. 2. Стрижонок Скрип. 3. Капалуха. 4. Зорькина песня. 5. Гуси в полынье. 6. Бабушкин праздник. 7. Ода русскому огороду. 8. Большую роль в его жизни сыграла бабушка. Она научила его замечать красоту в природе, не нарушать её.
Отрывки из “Зорькиной песни” (ученики).
1 ученик. Бабушка разбудила меня рано утром, мы пошли на увал по землянику. Деревня еще тихо спала. Пастух не выгонял сонных и неповоротливых коров за поскотину. Сначала бабушка, а потом и я пролезли меж мокрых от росы жердей и пошли по распадку вверх на увалы. Бабушка держала меня за руку и все крепче, крепче сжимала ее, будто боялась, что я могу вдруг исчезнуть. А я боязливо прижимался к ней, к моей живой и теплой бабушке. Местами мы низко пригибались, чтобы пролезть под наклонившуюся сосенку, и мне за воротник и на голову выливалась студеная роса. Я вздрагивал, ежился, облизывал горьковатые капли с губ. А бабушка, вытирая мою стриженую голову, уверяла, что от росы да от дождя люди растут большие-большие.
2 ученик. Над моей головой встрепенулась птичка, стряхнула горсть искорок и пропела звонким и чистым голосом, как будто она и не спала
– Что это? – спросил я шепотом.
– Это зорькина песня. Птичка зорька утро встречает, всех птиц оповещает. И правда, на голос зорьки ответило сразу несколько голосов – и пошло, пошло! Их было много, и были они один звонче другого. – Зорька поет!
Зорька поет! – закричал я и запрыгал.
– Зорька поет! Значит, утро идет – сказала бабушка, и мы поспешили навстречу этому утру и солнцу.
9. Просмотр кассеты (отрывок, где показано, как писатель едет на теплоходе….)
– Какой след оставило в ваших душах всё, что вы прочитали, услышали, увидели?
(Высказывания детей).
1 ученик. Книги В. Астафьева научили меня любить природу, не убивать животных. Они оставляют в душе добрые воспоминания.
2 ученик. Книги учат нас быть сильными, наблюдательными, изучать и знать тайны природы.
3 ученик. Я полюбил еще больше природу. Раньше я не замечал, какая она красивая. Я тоже хочу стать писателем.
Учитель: В.П. Астафьев – удивительный человек, он познал много трудностей в жизни, но не запутался, ни единым пятнышком не испачкал своей биографии.
Повисли плотные сумерки, и во мраке, возле пляшущих языков огня, метались молчаливыми тенями обезумевшие голуби.
Птицы носились в прозрачном осеннем небе, а Фёдор медленно и деловито собирал стружку.
Фёдор подбежал к голубятне, объятой высоким пламенем.
Вариант 7
1. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение ?
Гнетущие и безрадостные события в её жизни отдавались постоянной болью в сердце, окрасили мрачными тонами всё её существование.
Она ходила в театры, и там почти в каждой опере, в каждом балете была жизненная драма.
Музыка звёзд, музыка вечной жизни, она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания.
Музыка уже разлилась по всему небу, она достигла самой далёкой звезды и грянула на весь необъятный поднебесный мир.
2. В каком варианте ответа средством выразительности речиявляетсясравнение ?
Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным.
Собрав первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух.
Коржи были пахучие, румяные. Они светились, как два маленьких посоленных солнца.
А второй корж, румяный, целёхонький, лежал на столе и призывно улыбался всей своей рожицей.
3. В каком варианте ответа средством выразительности речиявляетсяметафора ?
1)Кажется, чуть дохни на неё – и разом обрушится.
2)Всюду, куда ни приди, слышалось:
Ну как там наша Нина? Спасут ли... вот горе!
3)Чуянов приехал. Воронин ещё издали крикнул ему:
Не подходи близко! Стена вот-вот рухнет...
4)Тогда это качество было ещё живо, и оно не раз согревало людские души...
4. В каком варианте ответа средством выразительности речиявляетсяметафора ?
Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно, и слёзы, слёзы подкатывали.
Сердце мальчика облилось жалостью и болью.
Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, приказать, и бабушка перестанет плакать, и даже ногу поднял – топнуть.
И когда, наконец, из комнаты бабушки донеслось ещё невнятное бормотание, он поднялся и пошёл.
5. В каком варианте ответа средством выразительности речиявляетсяфразеологизм ?
Слёзы подступили к горлу, стали душить, но он сдержался – не заплакал.
Размазывая грязными ладонями слёзы, утёр лицо, сложил щенят обратно и решительно направился в деревню.
Сельпо открыли, и тётя Маша деловито направилась к дверям.
Окрылённый, мчался Вадимка к дому охотника...
6. В каком варианте ответа средством выразительности речиявляетсяметафора ?
Потом ягодка начнёт увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом.
Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда не видел.
Я потрогал одно яйцо пальцем – оно было тёплое, почти горячее.
И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею.
7. В каком варианте ответа средством выразительности речиявляетсяэпитет ?
Асю можно было испугать, сделав ей страшные глаза; она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей.
Аня запротивилась: «Что ты, что ты, Вова! Над нами будет хохотать вся школа...»
Увидев страшилище, Ася побледнела и тут же перебежала на другую парту.
Однажды Аня поранила гвоздём ногу, да так сильно, что не могла приходить в школу: ни башмак нельзя надеть, ни валенок.
8. В каком варианте ответа средством выразительности речиявляютсяэпитеты ?
А там уроки да перемены. И Сашка Кочетков, первый не то что в классе, а в школе шалопай, заводила и непоседа.
Вроде бы не было в нём ничего необычного – худенький, светло-русый, нос с горбинкой, а взгляд такой твёрдый, решительный…
Даже за одной партой сидел с ней, Олькой, которую по фамилии только и знал и никогда, кроме домашнего задания по русскому, ни о чём не спрашивал.
1.Сравнения - сопоставление предметов или явлений.
Примеры
1. Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!
2. Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики , собирались на экстренный совет.
3. А между тем в театре было тепло, в зале приятно и сложно пахло, в фойе гуляли нарядные люди, окна были укутаны шторами из парашютного шёлка, будто кучевыми облаками .
4. Верочка наблюдает за ним сурово, как тренер.
5. Лицо её было подвижным, как у клоуна : она и им распоряжалась без натуги.
6. Воспитательница в детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость , выстроила нас всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною.
7. Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятённой душе Андрейки, словно вихрь.
8. же перед самой дверью он рванулся было, чтобы котёнком прыснуть вниз.
9. Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться , и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах.
10. Бесхитростный радостный Герка преподнёс мне новость, как пирожное на блюдечке.
11. Он работал, работал, как подёнщик, как вол , и вдохновение рождалось в работе.
12. Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло , и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной.
13. Музыка звёзд, музыка вечной жизни, она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания.
14. Коржи были пахучие, румяные. Они светились, как два маленьких посоленных солнца.
15. Дым пружиной поднимался к небу, и птички, как отчёркнутые галочки , виднелись в синем звёздном небе.
2.Метафора - это перенос свойств одного предмета на другой предмет на основе их сходства. Метафора (греч. "перенос") - это слово или выражение, употреблённое в переносном значении на основе сходства или контраста в каком-либо отношении двух предметов или явлений. В метафоре, в отличие от сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются. Значит, будет искать такой вариант, где употребляется переносные значения слов. Ведь на метафоре может быть построена целая фраза, и даже всё предложение.
Примеры
Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул...
1. Какое это было счастье - полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом...
2. Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности.
3. Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией.
4. До войны Аничков дворец был сказочным детским царством , и вот теперь он снова готовился встречать детей.
5. Какая-то мелкая рыбёшка приплыла, сверкнула голубой искрой и сгорела в луче фонаря , исчезла.
6. Крючок впивается в самое сердце , и нить , связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь.
7. Если бы ты нашла его у себя в сердце ...
8. А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.
9. Серая громада висла над переулочком , по утрам за́стила солнце, а вечерами сверху летели звуки музыки.
10. Потом я ехал в родной город и оказывался здесь, в библиотечном закутке, и от меня ещё пахло порохом парижских сражений.
11. То у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин.
12. Машенька сопит в обнимку с куклой, часы неутомимо режут вечность на ломтики .
13. И таблица умножения превращалась в стихи.
14. Постепенно Лёша понял, что оркестр исполняет не такую уж трудную мелодию, что в ней возможны некоторые вольности и что он, Лёша, тоже вполне на уровне. (яркий пример расширенной метафоры. Лёша в какой-то миг ощутил себя участником «оркестра», в котором ему требовалось очень тонко и точно сыграть свою партию. На самом-то деле это была беседа между мальчиком и девочкой, но, создавая метафорический образ оркестра, который играл «не такую уж трудную мелодию», автор даёт нам понять, что Лёша справился с непростой ситуацией и чувствует себя свободно. Всё это предложение-как бы иносказание, и оно основано на сравнении беседы с оркестром.)
15. Но мальчик был защищён от ругательств невидимой бронёй своего смятения.(У его(мальчика) смятения как бы есть броня, и он как бы защищён ею)
16. Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда не видел.
17. Повисли плотные сумерки , и во мраке, возле пляшущих языков огня, метались молчаливыми тенями обезумевшие голуби.
18. Тогда это качество было ещё живо, и оно не раз согревало людские души... (Качество как бы одушевлённое, оно согревало души; хотя души -то тоже нельзя в прямом смысле согреть.)
19. Сердце мальчика облилось жалостью и болью .
Противопоставление
Примеры
Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир
Фразеологизм
Фразеологизм - устойчивое словосочетание, извлекаемое из нашей памяти в готовом виде и обладающее неделимым значением.
Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову, такие словосочетания, в которых общий смысл фразы не складывается из составляющих его слов. Это те фразы, которые мы произносим, не задумываясь, почему мы именно так сказали, они как бы извлекаются из нашей памяти в нужный момент.
Примеры
1. А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю , густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.
2. Ему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт.
3. …я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.
4. И лезут в голову мысли о ребятах, оставшихся на плацдарме.
5. Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна.
6. Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках.
7. Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос – тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором.
8. Рассказы отца, прошедшего тернистый путь от солдата до капитана, детские игры - всё это настраивало на определённый лад.
9. Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета.
10. Нельзя же заново изобретать самолёт, если его давно изобрели, или открывать новые страны, если всё уже пройдено вдоль и поперёк!
11. Он эту музыку прямо на ходу сочиняет .
12. Родители сами понимали, что по ихстопам я не пойду , и даже не намекали на это.
13. Позднего ребёнка ждут не дождутся и, когда наконец дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света .
14. - Ну, дают! - разозлился Пашка. - Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся : заберут они своё заявление как миленькие!
15. В третью военную осень после уроков Анна Николаевна не отпустила нас по домам, а раздала узкие полоски бумаги, на которых под жирной фиолетовой печатью – всё честь по чести! - было написано, что такой-то или такая-то действительно учится во втором классе девятой начальной школы.
16. В конце концов дети легли в свои кроватки и закрыли глаза.
17. Эти пуговицы бросились мне в глаза прежде всего: у всех были железные пуговицы со звёздочкой, а у Витьки Борецкого - с якорями.
18. - Примерь! - щебетала она над Венькой. - Тётя Нина отдала. Витальке стал маловат, а тебе будет в самый раз.
19. Перерыв там всё вверх дном , я в самом дальнем углу в пыльном мешке из-под картошки нашёл игрушку.
20. - Вы, девчонки, совсем помешались на Антуане, - рассмеялась Оля Авласович. - Антуан сказал, Антуан посмотрел… Как ненормальные, честное слово, будто на нём свет клином сошёлся!
21. Я от нечего делать зашёл к Шалимовым.
22. Всё равно не дам, пока не дочитаю! - отчаянно сказал я, потому что расстаться с повестью о Севастополе было, казалось, выше моих сил.
23. Впрочем, Лёшкины дразнилки были беззлобные, а по-настоящему злился он, если к нему лезли под руку во время важной работы.
24. Но я даже не подал виду.
25. Эту растяпу в розовом теперь днём с огнём не сыщешь.
26. По поведению росомахи служители зоопарка с первого взгляда поняли, что у неё, наверно, скоро должны родиться детёныши и она ищет место для логова.
27. Слёзы подступили к горлу , стали душить, но он сдержался – не заплакал.
28. Они всегда смотрели так, если били кого-то, до кого другим не было никакого дела.
29. Но волосы она обстригла и перекрасила в первую же неделю, а со второй она уже записалась в какие-то секции, и теперь язык не поворачивался назвать её «хрупкой».
30. Больше не ожидалось ничего интересного, и все стали расходиться кто куда .
31. И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности.
32. Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.
33. Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.
34. Вот почему, когда наш учитель по рисованию, Эдмунд Антонович, почти перед самым окончанием второй четверти объявил, что на следующем уроке у нас будет рисунок на оценку, я понял бесповоротно, что столицы не видать как своих ушей.
35. Но Васятка не слышал, он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос.
36. Жене изо всех сил хотелось убедить друга, что он не виноват.
37. Стоит только одному заболеть, другой тут как тут : книжку почитает, историю расскажет, уроки разъяснит, а если одного из них родители накажут, кто как не друг поймёт и утешит?
38. Ну, подумать только , какой же у него хороший друг Саша.
39. Когда нас оделили мороженым и фруктами, делать на ковребыло нечего , и мы, несмотря на косые, палящие лучи солнца, встали и отправились играть.
5.Эпитет. Эпитет (греч. "приложенное") - это образное определение явления, предмета; это - слово, определяющее какие-либо качества, его свойства или признаки. В то же время признак, выраженный эпитетом, как бы присоединяется к предмету, обогащая его в смысловом и эмоциональном отношении.
Примеры
1. Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза .
2. Тот сидел сгорбясь - локти в парту, кулаки под закаменевшим подбородком , – взглядом упирался в одну точку - от всех отгорожен, замкнут, защёлкнут на замок.
3. Это был светлячок – маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку о том, что видел...
4. Он был какой-то уютный, весёлый и простой человек , и хозяйка с первого же дня привыкла к нему, как к своему.
5. Мы ещё не знали, что стихи Пушкина обладают этим волшебным умением , что волнуют нас образы и видения, слагаемые из слов, и что мы переживаем одно из самых счастливых мгновений, которые даруются человеку.
6. Нина как-то ещё мирилась с такой скудной жизнью , пока её лучшая подруга Иришка вдруг в одночасье не влюбилась в Валерку Селиванова…
7. Деревь я стояли стеклянные от мороза, и нежный голубоватый печной дым поднимался из труб.
8. Хватит ли у вас привязанности друг к другу, чтобы хотя бы в самую тяжёлую минуту прийти на помощь, или вы будете успокаивать себя рассуждениями о собственной занятости?
9. -Лёшка - золотой мальчик , а вы все трусы.
10. Асю можно было испугать, сделав ей страшные глаза ; она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей.
11. Вроде бы не было в нём ничего необычного – худенький, светло-русый, нос с горбинкой, а взгляд такой твёрдый, решительный …
12. Фашисты окружили, блокировали Ленинград, и начались страшные дни города на Неве…»
6.Олицетворение - перенос признаков одушевленного предмета на неодушевленный.
Примеры
1. Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка : бабушка постоянно что-нибудь напевала.
2. Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу...
3. Пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унёс его за тополя.
4. Там стояла бывшая барская контора , которая смотрела на прохожих пугающе чёрными пустыми окнами.
5. Во мне накопилось много слов. Они распирают мне грудь, стучат в висок. Они рвутся наружу , на свет, на бумагу.
6. Один, только один раз земля не уберегла меня ...
7. Казалось, дома тоже дышали , жадно и глубоко.
8. А ещё на даче имеется сердитый медный самовар. Он кормится шишками и очень недоволен , когда их мало.
9. И именно поэтому каждое его полотно ликует и смеётся от радости.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16