Внеклассное мероприятие по творчеству В.П. Астафьева "Память жива"

Повисли плотные сумерки, и во мраке, возле пляшущих языков огня, метались молчаливыми тенями обезумевшие голуби.

Птицы носились в прозрачном осеннем небе, а Фёдор медленно и деловито собирал стружку.

Фёдор подбежал к голубятне, объятой высоким пламенем.


Вариант 7

1. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение ?

Гнетущие и безрадостные события в её жизни отдавались постоянной болью в сердце, окрасили мрачными тонами всё её существование.

Она ходила в театры, и там почти в каждой опере, в каждом балете была жизненная драма.

Музыка звёзд, музыка вечной жизни, она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания.

Музыка уже разлилась по всему небу, она достигла самой далёкой звезды и грянула на весь необъятный поднебесный мир.

2. В каком варианте ответа средством выразительности речиявляетсясравнение ?

Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным.

Собрав первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух.

Коржи были пахучие, румяные. Они светились, как два маленьких посоленных солнца.

А второй корж, румяный, целёхонький, лежал на столе и призывно улыбался всей своей рожицей.

3. В каком варианте ответа средством выразительности речиявляетсяметафора ?

1)Кажется, чуть дохни на неё – и разом обрушится.

2)Всюду, куда ни приди, слышалось:

Ну как там наша Нина? Спасут ли... вот горе!

3)Чуянов приехал. Воронин ещё издали крикнул ему:

Не подходи близко! Стена вот-вот рухнет...

4)Тогда это качество было ещё живо, и оно не раз согревало людские души...

4. В каком варианте ответа средством выразительности речиявляетсяметафора ?

Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно, и слёзы, слёзы подкатывали.

Сердце мальчика облилось жалостью и болью.

Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, приказать, и бабушка перестанет плакать, и даже ногу поднял – топнуть.

И когда, наконец, из комнаты бабушки донеслось ещё невнятное бормотание, он поднялся и пошёл.

5. В каком варианте ответа средством выразительности речиявляетсяфразеологизм ?

Слёзы подступили к горлу, стали душить, но он сдержался – не заплакал.

Размазывая грязными ладонями слёзы, утёр лицо, сложил щенят обратно и решительно направился в деревню.

Сельпо открыли, и тётя Маша деловито направилась к дверям.

Окрылённый, мчался Вадимка к дому охотника...

6. В каком варианте ответа средством выразительности речиявляетсяметафора ?

Потом ягодка начнёт увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом.

Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда не видел.

Я потрогал одно яйцо пальцем – оно было тёплое, почти горячее.

И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею.

7. В каком варианте ответа средством выразительности речиявляетсяэпитет ?

Асю можно было испугать, сделав ей страшные глаза; она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей.

Аня запротивилась: «Что ты, что ты, Вова! Над нами будет хохотать вся школа...»

Увидев страшилище, Ася побледнела и тут же перебежала на другую парту.

Однажды Аня поранила гвоздём ногу, да так сильно, что не могла приходить в школу: ни башмак нельзя надеть, ни валенок.

8. В каком варианте ответа средством выразительности речиявляютсяэпитеты ?

А там уроки да перемены. И Сашка Кочетков, первый не то что в классе, а в школе шалопай, заводила и непоседа.

Вроде бы не было в нём ничего необычного – худенький, светло-русый, нос с горбинкой, а взгляд такой твёрдый, решительный…

Даже за одной партой сидел с ней, Олькой, которую по фамилии только и знал и никогда, кроме домашнего задания по русскому, ни о чём не спрашивал.


Похожая информация:

  1. Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытывает дело каждого, каково оно есть" (3:13)

Цели.

  • Расширить знания о творчестве В.П. Астафьева.
  • Развивать мышление, память, внимание.
  • Воспитывать любовь к литературе, к своему родному краю.

Оборудование. Портрет В.П. Астафьева, книги (выставка), рисунки, нарисованные детьми, из его произведений, видеокассета.

Ход мероприятия.

1. На доске портрет В.П. Астафьева, рисунки детей к его произведениям, выставка книг автора.

2. Вступительное слово учителя.

– “Сегодня мы будем говорить о нашем земляке, писателе В.П. Астафьеве. Его произведения хорошо известны не только в России, но и за рубежом. Они отличаются высокой культурой, глубиной постижения духовных ценностей жизни”.

3. Биография В. Астафьева (ученик).

Родился Виктор Петрович Астафьев 1 Мая 1924 года в селе Овсянка, неподалеку от Красноярска. Все детство Витя Астафьев провел в детдоме. Прекрасных людей он знавал немало, но не из родни: первым – после мамы, бабушки и деда – был Василий Иванович Соколов – воспитатель в детдоме.

Василий Иванович, будто угадав, что Витю не только много унижали, попрекали хлебом, даже тем, что он зачем-то живет, но и достаточно много топтали в прямом и переносном смысле.

На протяжении тех лет, которые он прожил в детдоме при Василии Ивановиче, тот частенько твердил ему о его “природных данных”, о ” несомненной литературной одаренности “, и от этих слов Витя впадал то в лихую, дурашливую веселость, то в смущение. Однако, потихоньку начал сочинять стишки, участвовал в школьном рукописном журнале и напропалую врал ребятишкам, пересказывая прочитанные книги.

Замечательный человек, встретившийся ему в начале жизненного пути, был Игнатий Дмитриевич Рождественский, сибирский поэт. Он преподавал русский язык и литературу. Впервые за все время существования 5-Б класса даже у лентяев в графе “поведение” появились отличные оценки. Игнатий Дмитриевич стал приносить на уроки свежие журналы, книжки – это было тогда редкостью – и обязательно читал вслух 10-15 минут. Всем было очень интересно. Дети очень полюбили самостоятельную работу – не изложение писать, не зубрить наизусть длинные стихи, а сочинять, творить самим.

В 1953 году в Перми вышла первая книжка. Виктор Петрович поставил первый в жизни автограф человеку, который привил ему уважительность к слову, пробудил жажду творчества. Когда Игнатию Дмитриевичу исполнилось 50 лет, В.П. Астафьев с радостью написал о нем статью, которую напечатал журнал “Октябрь”. Виктор Астафьев окончил школу ФЗО на станции Енисей и работал близ города Красноярска на станции Базаиха составителем поездов. Осенью 1942 года ушел на фронт, воевал солдатом. Демобилизовался из армии осенью 1945 года. Жена тоже была солдатом. Они приехали жить в ее родной уральский город – Чусовой. В.П. Астафьев работал сначала где придется, затем попал в горячий цех. Врачи предложили легкую работу. Но город весь из металлургии состоит, в нем жизнь и работа трудная. Стал вагоны с дровами разгружать, затем мясные туши – для колбасного завода. Позднее перевели его в цех мыть и подавать туши обвальщикам на стол, затем солить, селитровать и сваливать мясо в бочки – труд тяжелый и грязный. Поработал в цехе несколько месяцев, потом – вахтером на заводе по ночам. Наступил новый, очень напряженный и сложный период жизни: днем работа в газете, ночью, после того как уснут дети, он писал рассказы. Собранные в книгу ”До будущей весны”, они положили начало его литературного пути.

4. Какие произведения В. Астафьева читали? (Учитель)

Дети:

  • “Гуси в полынье”,
  • “Капалуха”,
  • “Зорькина песня”,
  • “Стрижонок Скрип”,
  • Васюткино озеро”,
  • и т.д.

5. Отгадав кроссворд, вы узнаете, сколько лет исполняется писателю.

  1. Любимое время года. (осень)
  2. Месяц, в котором родился писатель. (май)
  3. За книгу “Царь-рыба” ему была присуждена … (премия)
  4. “… русскому огороду”. (Ода)
  5. “Васюткино …”. (озеро)
  6. Национальность писателя. (русский)
  7. “Зорькина …”. (песня)
  8. Астафьев родился недалеко от города… (Красноярск)
  9. У него не было родителей, значит он… (сирота)
  10. Кем он был на фронте? (солдат)
  11. Отчество Астафьева. (Петрович)

6. О судьбе рассказа “Васюткино озеро”.

Ученик. Судьба рассказа очень любопытна. Учитель И.Д. Рождественский предложил написать сочинение на вольную тему: как прошло лето. А я летом заблудился в тайге, много дней провел один, обо всем и написал. Сочинение мое было напечатано в журнале под заголовком “Жив”. Много лет спустя я вспомнил о нем, попробовал восстановить все в памяти. Вот так и получилось “Васюткино озеро”.

Учитель. Что же помогло Васютке выжить?

Дети. Наблюдательность, сила воли, знания.

7. Викторина по произведениям Астафьева.

  1. “Не прошло и 5 минут, как Васютка почувствовал, что к нему кто-то крадётся!”
  2. “Все стрижи высыпали из норок, глядят– никого нет.”
  3. “– Гнездо! Гнездо! – кричали ребята. Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда не видел”.
  4. “Над моей головой встрепенулась птичка, стряхнула горсть искорок и пропела звонким, чистым голосом”.
  5. “Внезапно одного гуся течением отделило от стайки”.
  6. “Бабушка ворота открывала, Ястреба под узду брала, по двору не ходила она, а прямо летала”.
  7. “Лежит огурец-удалец, дразнится”.

Ответы: 1. Васюткино озеро. 2. Стрижонок Скрип. 3. Капалуха. 4. Зорькина песня. 5. Гуси в полынье. 6. Бабушкин праздник. 7. Ода русскому огороду. 8. Большую роль в его жизни сыграла бабушка. Она научила его замечать красоту в природе, не нарушать её.

Отрывки из “Зорькиной песни” (ученики).

1 ученик. Бабушка разбудила меня рано утром, мы пошли на увал по землянику. Деревня еще тихо спала. Пастух не выгонял сонных и неповоротливых коров за поскотину. Сначала бабушка, а потом и я пролезли меж мокрых от росы жердей и пошли по распадку вверх на увалы. Бабушка держала меня за руку и все крепче, крепче сжимала ее, будто боялась, что я могу вдруг исчезнуть. А я боязливо прижимался к ней, к моей живой и теплой бабушке. Местами мы низко пригибались, чтобы пролезть под наклонившуюся сосенку, и мне за воротник и на голову выливалась студеная роса. Я вздрагивал, ежился, облизывал горьковатые капли с губ. А бабушка, вытирая мою стриженую голову, уверяла, что от росы да от дождя люди растут большие-большие.

2 ученик. Над моей головой встрепенулась птичка, стряхнула горсть искорок и пропела звонким и чистым голосом, как будто она и не спала

– Что это? – спросил я шепотом.

– Это зорькина песня. Птичка зорька утро встречает, всех птиц оповещает. И правда, на голос зорьки ответило сразу несколько голосов – и пошло, пошло! Их было много, и были они один звонче другого. – Зорька поет!

Зорька поет! – закричал я и запрыгал.

– Зорька поет! Значит, утро идет – сказала бабушка, и мы поспешили навстречу этому утру и солнцу.

9. Просмотр кассеты (отрывок, где показано, как писатель едет на теплоходе….)

– Какой след оставило в ваших душах всё, что вы прочитали, услышали, увидели?

(Высказывания детей).

1 ученик. Книги В. Астафьева научили меня любить природу, не убивать животных. Они оставляют в душе добрые воспоминания.

2 ученик. Книги учат нас быть сильными, наблюдательными, изучать и знать тайны природы.

3 ученик. Я полюбил еще больше природу. Раньше я не замечал, какая она красивая. Я тоже хочу стать писателем.

Учитель: В.П. Астафьев – удивительный человек, он познал много трудностей в жизни, но не запутался, ни единым пятнышком не испачкал своей биографии.

Повисли плотные сумерки, и во мраке, возле пляшущих языков огня, метались молчаливыми тенями обезумевшие голуби.

Птицы носились в прозрачном осеннем небе, а Фёдор медленно и деловито собирал стружку.

Фёдор подбежал к голубятне, объятой высоким пламенем.


Вариант 7

1. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение ?

Гнетущие и безрадостные события в её жизни отдавались постоянной болью в сердце, окрасили мрачными тонами всё её существование.

Она ходила в театры, и там почти в каждой опере, в каждом балете была жизненная драма.

Музыка звёзд, музыка вечной жизни, она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания.

Музыка уже разлилась по всему небу, она достигла самой далёкой звезды и грянула на весь необъятный поднебесный мир.

2. В каком варианте ответа средством выразительности речиявляетсясравнение ?

Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным.

Собрав первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух.

Коржи были пахучие, румяные. Они светились, как два маленьких посоленных солнца.

А второй корж, румяный, целёхонький, лежал на столе и призывно улыбался всей своей рожицей.

3. В каком варианте ответа средством выразительности речиявляетсяметафора ?

1)Кажется, чуть дохни на неё – и разом обрушится.

2)Всюду, куда ни приди, слышалось:

Ну как там наша Нина? Спасут ли... вот горе!

3)Чуянов приехал. Воронин ещё издали крикнул ему:

Не подходи близко! Стена вот-вот рухнет...

4)Тогда это качество было ещё живо, и оно не раз согревало людские души...

4. В каком варианте ответа средством выразительности речиявляетсяметафора ?

Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно, и слёзы, слёзы подкатывали.

Сердце мальчика облилось жалостью и болью.

Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, приказать, и бабушка перестанет плакать, и даже ногу поднял – топнуть.

И когда, наконец, из комнаты бабушки донеслось ещё невнятное бормотание, он поднялся и пошёл.

5. В каком варианте ответа средством выразительности речиявляетсяфразеологизм ?

Слёзы подступили к горлу, стали душить, но он сдержался – не заплакал.

Размазывая грязными ладонями слёзы, утёр лицо, сложил щенят обратно и решительно направился в деревню.

Сельпо открыли, и тётя Маша деловито направилась к дверям.

Окрылённый, мчался Вадимка к дому охотника...

6. В каком варианте ответа средством выразительности речиявляетсяметафора ?

Потом ягодка начнёт увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом.

Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда не видел.

Я потрогал одно яйцо пальцем – оно было тёплое, почти горячее.

И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею.

7. В каком варианте ответа средством выразительности речиявляетсяэпитет ?

Асю можно было испугать, сделав ей страшные глаза; она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей.

Аня запротивилась: «Что ты, что ты, Вова! Над нами будет хохотать вся школа...»

Увидев страшилище, Ася побледнела и тут же перебежала на другую парту.

Однажды Аня поранила гвоздём ногу, да так сильно, что не могла приходить в школу: ни башмак нельзя надеть, ни валенок.

8. В каком варианте ответа средством выразительности речиявляютсяэпитеты ?

А там уроки да перемены. И Сашка Кочетков, первый не то что в классе, а в школе шалопай, заводила и непоседа.

Вроде бы не было в нём ничего необычного – худенький, светло-русый, нос с горбинкой, а взгляд такой твёрдый, решительный…

Даже за одной партой сидел с ней, Олькой, которую по фамилии только и знал и никогда, кроме домашнего задания по русскому, ни о чём не спрашивал.

1.Сравнения - со­по­став­ле­ние пред­ме­тов или яв­ле­ний.

Примеры

1. Цветы были такие жёлтые и све­жие, как пер­вый тёплый день!

2. Про­во­див маму с отцом в оче­ред­ную ко­ман­ди­ров­ку, мы с ба­буш­кой тут же, как за­го­вор­щи­ки , со­би­ра­лись на экс­трен­ный совет.

3. А между тем в те­ат­ре было тепло, в зале при­ят­но и слож­но пахло, в фойе гу­ля­ли на­ряд­ные люди, окна были уку­та­ны што­ра­ми из па­ра­шют­но­го шёлка, будто ку­че­вы­ми об­ла­ка­ми .

4. Ве­роч­ка на­блю­да­ет за ним су­ро­во, как тре­нер.

5. Лицо её было по­движ­ным, как у кло­у­на : она и им рас­по­ря­жа­лась без на­ту­ги.

6. Вос­пи­та­тель­ни­ца в дет­ском саду, слов­но ста­ра­ясь под­черк­нуть мою хлип­кость , вы­стро­и­ла нас всех по росту, на­чи­ная с самых вы­со­ких и кон­чая мною.

7. Вся встре­ча с Алкой Ива­но­вой про­нес­лась в смятённой душе Ан­дрей­ки, слов­но вихрь.

8. же перед самой две­рью он рва­нул­ся было, чтобы котёнком прыс­нуть вниз.

9. Алка ни­че­го ему не от­ве­ти­ла, осто­рож­но взяла цветы, слов­но они впрямь были изо льда и могли раз­бить­ся , и вдруг астры от­ра­зи­лись в её милых от удив­ле­ния дев­чо­но­чьих гла­зах.

10. Бес­хит­рост­ный ра­дост­ный Герка пре­поднёс мне но­вость, как пи­рож­ное на блю­деч­ке.

11. Он ра­бо­тал, ра­бо­тал, как подёнщик, как вол , и вдох­но­ве­ние рож­да­лось в ра­бо­те.

12. Глу­бо­кая и тихая вода ла­ки­ро­ван­но бле­сте­ла, слов­но в реку вы­ли­ли масло , и в это чёрное зер­ка­ло смот­ре­лись с об­ры­ва за­дум­чи­вые ели, тон­кие берёзки, тро­ну­тые жел­тиз­ной.

13. Му­зы­ка звёзд, му­зы­ка веч­ной жизни, она, как свет, воз­ник­ла где-то в глу­би­нах ми­ро­зда­ния.

14. Коржи были па­ху­чие, ру­мя­ные. Они све­ти­лись, как два ма­лень­ких по­со­лен­ных солн­ца.

15. Дым пру­жи­ной под­ни­мал­ся к небу, и птич­ки, как отчёрк­ну­тые га­лоч­ки , вид­не­лись в синем звёздном небе.

2.Метафора - это пе­ре­нос свойств од­но­го пред­ме­та на дру­гой пред­мет на ос­но­ве их сход­ства. Ме­та­фо­ра (греч. "пе­ре­нос") - это слово или вы­ра­же­ние, упо­треблённое в пе­ре­нос­ном зна­че­нии на ос­но­ве сход­ства или кон­тра­ста в каком-либо от­но­ше­нии двух пред­ме­тов или яв­ле­ний. В ме­та­фо­ре, в от­ли­чие от срав­не­ния, слова «как», «слов­но», «как будто» опу­ще­ны, но под­ра­зу­ме­ва­ют­ся. Зна­чит, будет ис­кать такой ва­ри­ант, где упо­треб­ля­ет­ся пе­ре­нос­ные зна­че­ния слов. Ведь на ме­та­фо­ре может быть по­стро­е­на целая фраза, и даже всё пред­ло­же­ние.

Примеры

Но этот так хо­ро­шо об­ду­ман­ный план не­ожи­дан­но лоп­нул...

1. Какое это было сча­стье - пол­ных три года он вос­ста­нав­ли­вал себя сам: чи­стил кровь Пуш­ки­ным, Тол­стым, Гер­це­ном...

2. Он уже думал о сол­да­те как о своём отце, и в его дет­ской душе ро­ди­лось новое для него чув­ство сы­нов­ней любви и неж­но­сти.

3. Этих ре­плик хва­ти­ло для того, чтобы су­ма­тош­ная, ис­кря­ща­я­ся мысль о по­бе­ге с урока вспых­ну­ла мол­нией.

4. До войны Анич­ков дво­рец был ска­зоч­ным дет­ским цар­ством , и вот те­перь он снова го­то­вил­ся встре­чать детей.

5. Какая-то мел­кая рыбёшка при­плы­ла, сверк­ну­ла го­лу­бой ис­крой и сго­ре­ла в луче фо­на­ря , ис­чез­ла.

6. Крю­чок впи­ва­ет­ся в самое серд­це , и нить , свя­зы­ва­ю­щая людей дет­ской друж­бой, не пре­ры­ва­ет­ся всю жизнь.

7. Если бы ты нашла его у себя в серд­це ...

8. А в глу­би­не тер­ра­сы стоял Лёня, и серд­це его сдав­ли­ва­ла боль.

9. Серая гро­ма­да висла над пе­ре­улоч­ком , по утрам за́стила солн­це, а ве­че­ра­ми свер­ху ле­те­ли звуки му­зы­ки.

10. Потом я ехал в род­ной город и ока­зы­вал­ся здесь, в биб­лио­теч­ном за­кут­ке, и от меня ещё пахло по­ро­хом па­риж­ских сра­же­ний.

11. То у меня раз­го­рал­ся ап­пе­тит вы­учить­ся на та­ко­го ху­дож­ни­ка, ко­то­рый ри­су­ет на улич­ном ас­фаль­те белые по­лос­ки для мча­щих­ся машин.

12. Ма­шень­ка сопит в об­ним­ку с кук­лой, часы не­уто­ми­мо режут веч­ность на лом­ти­ки .

13. И таб­ли­ца умно­же­ния пре­вра­ща­лась в стихи.

14. По­сте­пен­но Лёша понял, что ор­кестр ис­пол­ня­ет не такую уж труд­ную ме­ло­дию, что в ней воз­мож­ны не­ко­то­рые воль­но­сти и что он, Лёша, тоже впол­не на уров­не. (яркий при­мер рас­ши­рен­ной ме­та­фо­ры. Лёша в какой-то миг ощу­тил себя участ­ни­ком «ор­кест­ра», в ко­то­ром ему тре­бо­ва­лось очень тонко и точно сыг­рать свою пар­тию. На самом-то деле это была бе­се­да между маль­чи­ком и де­воч­кой, но, со­зда­вая ме­та­фо­ри­че­ский образ ор­кест­ра, ко­то­рый играл «не такую уж труд­ную ме­ло­дию», автор даёт нам по­нять, что Лёша спра­вил­ся с не­про­стой си­ту­а­ци­ей и чув­ству­ет себя сво­бод­но. Всё это пред­ло­же­ние-как бы ино­ска­за­ние, и оно ос­но­ва­но на срав­не­нии бе­се­ды с ор­кест­ром.)

15. Но маль­чик был защищён от ру­га­тельств не­ви­ди­мой бронёй сво­е­го смя­те­ния.(У его(маль­чи­ка) смя­те­ния как бы есть броня, и он как бы защищён ею)

16. Я стал ози­рать­ся по сто­ро­нам, ощу­пы­вать гла­за­ми чер­нич­ный бугор, но ни­ка­ко­го гнез­да не видел.

17. По­вис­ли плот­ные су­мер­ки , и во мраке, возле пля­шу­щих язы­ков огня, ме­та­лись мол­ча­ли­вы­ми те­ня­ми обе­зу­мев­шие го­лу­би.

18. Тогда это ка­че­ство было ещё живо, и оно не раз со­гре­ва­ло люд­ские души... (Ка­че­ство как бы оду­шевлённое, оно со­гре­ва­ло души; хотя души -то тоже нель­зя в пря­мом смыс­ле со­греть.)

19. Серд­це маль­чи­ка об­ли­лось жа­ло­стью и болью .

Противопоставление

Примеры

Алиса могла сво­бод­но войти в те­ат­раль­ный двор, ко­то­рый охра­нял стро­гий сто­рож, а дру­гие дети не могли по­пасть в этот ин­те­рес­ный мир

Фразеологизм

Фра­зео­ло­гизм - устой­чи­вое сло­во­со­че­та­ние, из­вле­ка­е­мое из нашей па­мя­ти в го­то­вом виде и об­ла­да­ю­щее не­де­ли­мым зна­че­ни­ем.

Фра­зео­ло­гиз­мы – устой­чи­вые со­че­та­ния слов, близ­кие по лек­си­че­ско­му зна­че­нию од­но­му слову, такие сло­во­со­че­та­ния, в ко­то­рых общий смысл фразы не скла­ды­ва­ет­ся из со­став­ля­ю­щих его слов. Это те фразы, ко­то­рые мы про­из­но­сим, не за­ду­мы­ва­ясь, по­че­му мы имен­но так ска­за­ли, они как бы из­вле­ка­ют­ся из нашей па­мя­ти в нуж­ный мо­мент.

Примеры

1. А он, го­то­вый от стыда про­ва­лить­ся сквозь землю , густо по­крас­нел, то­роп­ли­во под­нял её и, по­гла­див об­лож­ку, ото­дви­нул от себя, слов­но из­ви­ня­ясь за то, что по­смел к ней при­кос­нуть­ся.

2. Ему ка­за­лось, что любые удачи при­хо­дят к людям как бы за его счёт.

3. …я не­на­ви­дя­щим шёпотом воз­ра­зил, что неж­но­сти те­ля­чьи эти нам не ко двору, что уж коли день­ги при­нес­ла, так пусть сама и пла­тит.

4. И лезут в го­ло­ву мысли о ре­бя­тах, остав­ших­ся на плац­дар­ме.

5. Вы­бе­жав на улицу, перевёл дух и нашёл на фа­са­де дома Юр­ки­ны окна.

6. Я был на седь­мом небе от сча­стья и засыпáл с кни­гой в руках.

7. Ок­са­ну как вет­ром сдуло вме­сте с её не­удо­воль­стви­ем, и через се­кун­ду по­слы­шал­ся её голос – тугой и звон­кий, как струя, пу­щен­ная под на­по­ром.

8. Рас­ска­зы отца, про­шед­ше­го тер­ни­стый путь от сол­да­та до ка­пи­та­на, дет­ские игры - всё это на­стра­и­ва­ло на опре­делённый лад.

9. Оста­но­вив­шись на по­ро­ге, Динка не могла ото­рвать глаз от этого порт­ре­та.

10. Нель­зя же за­но­во изоб­ре­тать самолёт, если его давно изоб­ре­ли, или от­кры­вать новые стра­ны, если всё уже прой­де­но вдоль и поперёк!

11. Он эту му­зы­ку прямо на ходу со­чи­ня­ет .

12. Ро­ди­те­ли сами по­ни­ма­ли, что по ихсто­пам я не пойду , и даже не на­ме­ка­ли на это.

13. Позд­не­го ребёнка ждут не до­ждут­ся и, когда на­ко­нец до­жи­да­ют­ся, на­чи­на­ют про­яв­лять к нему такую лю­бовь, такое вни­ма­ние, что ему хо­чет­ся сбе­жать на край света .

14. - Ну, дают! - разо­злил­ся Пашка. - Вень­ка, скажи Ан­ту­а­ну, что всё обойдётся : за­бе­рут они своё за­яв­ле­ние как ми­лень­кие!

15. В тре­тью во­ен­ную осень после уро­ков Анна Ни­ко­ла­ев­на не от­пу­сти­ла нас по домам, а раз­да­ла узкие по­лос­ки бу­ма­ги, на ко­то­рых под жир­ной фи­о­ле­то­вой пе­ча­тью – всё честь по чести! - было на­пи­са­но, что такой-то или такая-то дей­стви­тель­но учит­ся во вто­ром клас­се де­вя­той на­чаль­ной школы.

16. В конце кон­цов дети легли в свои кро­ват­ки и за­кры­ли глаза.

17. Эти пу­го­ви­цы бро­си­лись мне в глаза пре­жде всего: у всех были же­лез­ные пу­го­ви­цы со звёздоч­кой, а у Вить­ки Бо­рец­ко­го - с яко­ря­ми.

18. - При­мерь! - ще­бе­та­ла она над Вень­кой. - Тётя Нина от­да­ла. Ви­таль­ке стал ма­ло­ват, а тебе будет в самый раз.

19. Пе­ре­рыв там всё вверх дном , я в самом даль­нем углу в пыль­ном мешке из-под кар­тош­ки нашёл иг­руш­ку.

20. - Вы, дев­чон­ки, со­всем по­ме­ша­лись на Ан­ту­а­не, - рас­сме­я­лась Оля Авла­со­вич. - Ан­ту­ан ска­зал, Ан­ту­ан по­смот­рел… Как не­нор­маль­ные, чест­ное слово, будто на нём свет кли­ном сошёлся!

21. Я от не­че­го де­лать зашёл к Ша­ли­мо­вым.

22. Всё равно не дам, пока не до­чи­таю! - от­ча­ян­но ска­зал я, по­то­му что рас­стать­ся с по­ве­стью о Се­ва­сто­по­ле было, ка­за­лось, выше моих сил.

23. Впро­чем, Лёшкины драз­нил­ки были без­злоб­ные, а по-на­сто­я­ще­му злил­ся он, если к нему лезли под руку во время важ­ной ра­бо­ты.

24. Но я даже не подал виду.

25. Эту рас­тя­пу в ро­зо­вом те­перь днём с огнём не сы­щешь.

26. По по­ве­де­нию ро­со­ма­хи слу­жи­те­ли зоо­пар­ка с пер­во­го взгля­да по­ня­ли, что у неё, на­вер­но, скоро долж­ны ро­дить­ся детёныши и она ищет место для ло­го­ва.

27. Слёзы под­сту­пи­ли к горлу , стали ду­шить, но он сдер­жал­ся – не за­пла­кал.

28. Они все­гда смот­ре­ли так, если били кого-то, до кого дру­гим не было ни­ка­ко­го дела.

29. Но во­ло­сы она об­стриг­ла и пе­ре­кра­си­ла в первую же не­де­лю, а со вто­рой она уже за­пи­са­лась в какие-то сек­ции, и те­перь язык не по­во­ра­чи­вал­ся на­звать её «хруп­кой».

30. Боль­ше не ожи­да­лось ни­че­го ин­те­рес­но­го, и все стали рас­хо­дить­ся кто куда .

31. И я сна­ча­ла в са­ди­ке, а потом в школе несла тяж­кий крест от­цов­ской не­су­раз­но­сти.

32. Я го­то­ва была про­ва­лить­ся сквозь землю от стыда и вела себя подчёрк­ну­то хо­лод­но, по­ка­зы­вая своим видом, что этот не­ле­пый че­ло­век с крас­ным носом не имеет ко мне ни­ка­ко­го от­но­ше­ния.

33. Шёпотом он рас­ска­зал маме, что дошёл до рай­цен­тра, под­нял всех на ноги и вер­нул­ся с вез­де­хо­дом.

34. Вот по­че­му, когда наш учи­тель по ри­со­ва­нию, Эд­мунд Ан­то­но­вич, почти перед самым окон­ча­ни­ем вто­рой чет­вер­ти объ­явил, что на сле­ду­ю­щем уроке у нас будет ри­су­нок на оцен­ку, я понял бес­по­во­рот­но, что сто­ли­цы не ви­дать как своих ушей.

35. Но Ва­сят­ка не слы­шал, он от­ма­хи­вал­ся от пчёл и кри­чал во весь голос.

36. Жене изо всех сил хо­те­лось убе­дить друга, что он не ви­но­ват.

37. Стоит толь­ко од­но­му за­бо­леть, дру­гой тут как тут : книж­ку по­чи­та­ет, ис­то­рию рас­ска­жет, уроки разъ­яс­нит, а если од­но­го из них ро­ди­те­ли на­ка­жут, кто как не друг поймёт и уте­шит?

38. Ну, по­ду­мать толь­ко , какой же у него хо­ро­ший друг Саша.

39. Когда нас оде­ли­ли мо­ро­же­ным и фрук­та­ми, де­лать на ковребыло не­че­го , и мы, не­смот­ря на косые, па­ля­щие лучи солн­ца, вста­ли и от­пра­ви­лись иг­рать.

5.Эпитет. Эпи­тет (греч. "при­ло­жен­ное") - это об­раз­ное опре­де­ле­ние яв­ле­ния, пред­ме­та; это - слово, опре­де­ля­ю­щее какие-либо ка­че­ства, его свой­ства или при­зна­ки. В то же время при­знак, вы­ра­жен­ный эпи­те­том, как бы при­со­еди­ня­ет­ся к пред­ме­ту, обо­га­щая его в смыс­ло­вом и эмо­ци­о­наль­ном от­но­ше­нии.

Примеры

1. Я огля­нул­ся: он сидел через про­ход по­за­ди меня, и у него были хо­лод­ные, пу­стые глаза .

2. Тот сидел сгор­бясь - локти в парту, ку­ла­ки под за­ка­ме­нев­шим под­бо­род­ком , – взгля­дом упи­рал­ся в одну точку - от всех от­го­ро­жен, за­мкнут, защёлкнут на замок.

3. Это был свет­ля­чок – ма­лень­кая бу­ка­шеч­ка, и пел он свою не­за­тей­ли­вую пе­сен­ку о том, что видел...

4. Он был какой-то уют­ный, весёлый и про­стой че­ло­век , и хо­зяй­ка с пер­во­го же дня при­вык­ла к нему, как к сво­е­му.

5. Мы ещё не знали, что стихи Пуш­ки­на об­ла­да­ют этим вол­шеб­ным уме­ни­ем , что вол­ну­ют нас об­ра­зы и ви­де­ния, сла­га­е­мые из слов, и что мы пе­ре­жи­ва­ем одно из самых счаст­ли­вых мгно­ве­ний, ко­то­рые да­ру­ют­ся че­ло­ве­ку.

6. Нина как-то ещё ми­ри­лась с такой скуд­ной жиз­нью , пока её луч­шая по­дру­га Ириш­ка вдруг в од­но­ча­сье не влю­би­лась в Ва­лер­ку Се­ли­ва­но­ва…

7. Де­ре­вь я сто­я­ли стек­лян­ные от мо­ро­за, и неж­ный го­лу­бо­ва­тый печ­ной дым под­ни­мал­ся из труб.

8. Хва­тит ли у вас при­вя­зан­но­сти друг к другу, чтобы хотя бы в самую тяжёлую ми­ну­ту прий­ти на по­мощь, или вы бу­де­те успо­ка­и­вать себя рас­суж­де­ни­я­ми о соб­ствен­ной за­ня­то­сти?

9. -Лёшка - зо­ло­той маль­чик , а вы все трусы.

10. Асю можно было ис­пу­гать, сде­лав ей страш­ные глаза ; она бо­я­лась каж­дой встреч­ной со­ба­чон­ки, убе­га­ла от гусей.

11. Вроде бы не было в нём ни­че­го не­обыч­но­го – ху­день­кий, свет­ло-русый, нос с гор­бин­кой, а взгляд такой твёрдый, ре­ши­тель­ный

12. Фа­ши­сты окру­жи­ли, бло­ки­ро­ва­ли Ле­нин­град, и на­ча­лись страш­ные дни го­ро­да на Неве…»

6.Олицетворение - пе­ре­нос при­зна­ков оду­шев­лен­но­го пред­ме­та на не­оду­шев­лен­ный.

Примеры

1. Со­слу­жив­цы лю­би­ли ба­буш­ку, они го­во­ри­ли, что с ней вме­сте из бух­гал­те­рии ушла му­зы­ка : ба­буш­ка по­сто­ян­но что-ни­будь на­пе­ва­ла.

2. Но вот на­сту­пи­ло такое утро, когда все окна были в из­ви­ли­стых во­дя­ных до­рож­ках, а дождь за­ко­ла­чи­вал и за­ко­ла­чи­вал что-то в крышу...

3. Пу­стил го­луб­ка с бал­ко­на, и ветер схва­тил и унёс его за то­по­ля.

4. Там сто­я­ла быв­шая бар­ская кон­то­ра , ко­то­рая смот­ре­ла на про­хо­жих пу­га­ю­ще чёрными пу­сты­ми ок­на­ми.

5. Во мне на­ко­пи­лось много слов. Они рас­пи­ра­ют мне грудь, сту­чат в висок. Они рвут­ся на­ру­жу , на свет, на бу­ма­гу.

6. Один, толь­ко один раз земля не убе­рег­ла меня ...

7. Ка­за­лось, дома тоже ды­ша­ли , жадно и глу­бо­ко.

8. А ещё на даче име­ет­ся сер­ди­тый мед­ный са­мо­вар. Он кор­мит­ся шиш­ка­ми и очень не­до­во­лен , когда их мало.

9. И имен­но по­это­му каж­дое его по­лот­но ли­ку­ет и смеётся от ра­до­сти.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16



Загрузка...
Top