Вопросы для анализа басни свинья под дубом. Конспект урока: "и

Мораль басни "Свинья под дубом"

Рассуждая о морали басни "Свинья под дубом", следует отметить, что удивительной чертой Крылова была та легкость и шутливость, с которой он преподносил пороки людей. Такой же характер носит и эта басня. Неоднозначным становится определение главного героя. На первый взгляд – это Свинья, но скорее всего именно Дуб, объясняющий суть истории.
Среди действующих лиц басни, первым появляется образ Свиньи. Именно в ней автор подчеркивает такие качества, как невежество, неуважение к чужому труду и неблагодарность. Не зря именно это животное выбрал Крылов. Ведь свиньи анатомически не могут поднять голову. Это подчеркивает, как не желание что-либо слушать, так и уже не способность к этому. Следующим перед нами появляется Ворон. Он пытается вразумить Свинью и с некой наивностью предполагает, что она его услышит. И вот представляется образ Дуба. Он, как мудрец, старец, знающий истину. Дуб не пытается никого вразумлять, являясь источником питания для Свиньи-невежды.
Крылов описывает Свинью без особой благосклонности. Ее главными чертами становится глупость, ленивость, эгоистичность. Она отображает образ человека услаждающего только свое я.
Автор сталкивает истинное просветление и невежество. Невеждой выступает Свинья, не желающая понимать, что является источником ее еды:
«Пусть сохнет, – говорит Свинья, –
Ничуть меня то не тревожит».

Слова же истинного просветления озвучивает заботливый Ворон:
«Ведь это дереву вредит, –
Ей с Дубу Ворон говорит, –
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».
В этой басне Крылов, с помощью удачно подобранной аллегории описывает такие человеческие пороки, как не умение и нежелание находить причинно-следственную связь. Свинья не хочет понять, что ее пища – желуди, напрямую зависят от Дуба. Опираясь на свое невежество, она подрывает корни Дуба, разрушая свой источник питания. В жизни люди часто ведут себя подобным образом. Именно о них гласит русская поговорка «Не руби сук, на котором сидишь». Сам же Иван Крылов несколько сужает в концовке мораль басни "Свинья под дубом", призывая нас уважительно относиться к науке и учебе, напоминая, что именно их плодами мы пользуемся.

13.05.2015 9011 0

Цели:

развивать навыки выразительного чтения басни, умение находить в басне мораль, делать выводы для себя, наблюдая за поступками других.

Ход урока

I. Знакомство с басней «Волк на псарне», ее анализ.

Чтение учащимися статьи «У каждой басни Крылова своя история» (учебник, с. 49).

Н. В. Гоголь сказал: «Всякая басня его имеет сверх того историческое происхождение. Несмотря на свою неторопливость и, по-видимому, равнодушие к событиям современным, поэт, однако же, следил всякое событие внутри государства: на все подавал свой голос, и в голосе этом слышалась разумная середина, примиряющий третейский суд, которым так силен русский ум, когда достигает до своего полного совершенства»* .

Чтение учителем текста басни «Волк на псарне».

Анализ текста по вопросам :

1. Какова причина шума, переполоха на псарне?

2. С помощью каких слов и выражений рисует Крылов волнение?
(Обратить внимание на глаголы: поднялся (двор), (псы) залились, рвутся (в драку), (псари) кричат, бегут (с дубьем.)

3. Каково поведение Волка в этот момент? (Зол, опасен, хитер, чувствуется разница между делом и словом персонажа.)

4. Каким изобразил его Крылов? (Щелкает зубами, ощетинился, глазами всех съест.)

5. Итак, в речи Волка сквозит лицемерие, неприкрытая лесть, заискивание. Как Волк смог объяснить свое появление на псарне? (Хотел в овчарню, попал на псарню. «Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам совсем не ради ссоры».)

Чтение речи Волка , при этом желательно передать заискивание, скрытое притворство, присущее Волку.

6. Почему Ловчий не выслушал Волка до конца, перебил его речь? (Не верит ему.)

7. Кто кому противопоставлен в басне? (Волк Ловчему.)

8. Что можете сказать о Ловчем? О качествах его характера? Почему он не верит Волку? (Он умудрен жизнью, много повидал, сразу видит обман. Чувствуется надежность этого человека, уверенность в правоте своего дела.)

Чтение речи Волка с соответствующей интонацией.

10. О каких качествах Волка вы теперь можете сказать?

11. Действует ли в этой басне прием олицетворения и аллегории?

12. Можно ли мораль этой басни применить только для этого конкретного случая (война 1812 г.)? (Суть морали актуальна и в наши дни в определенных ситуациях.)

13. Какие слова из басни стали крылатыми, какие обороты вошли в нашу речь? («Волк…, ночью думая залезть в овчарню, попал на псарню…» и другие.)

Вывод . Басня «Волк на псарне» мудра и сурова в своей правде. Разве можно верить хищнику-захватчику? Таких нельзя щадить.

Произведение проникнуто патриотическим пафосом, чувством любви к Родине, ответственности за ее судьбу. В этой басне мораль заключается в словах Ловчего, реплика которого звучит последней.

II. Чтение и анализ басни «Ворона и лисица».

Знакомство с текстом . Анализ басни по вопросам :

1. Найдите, где в тексте басни спряталась мораль. В чем ее смысл?

2. Что заставляет Лисицу так унижаться, чтобы попробовать сыр? («Лисицу сыр пленил».)

3. Что использует Лисица для достижения своей цели? Каково ее поведение? (Использует лесть, хвалебные речи. «Вертит хвостом… и говорит так сладко, чуть дыша …».)

4. В чем заключается глупость Вороны? (У нее преувеличенное самомнение. Она оказалась падкой на сладкую лесть («вскружилась голова», «от радости в зобу дыханье сперло».)

5. Можно ли сказать, что Лисица издевается над Вороной? (Лисица преследует свою цель, хочет любыми путями получить сыр. Ворона же принимает похвалы как вполне заслуженные, думает, что все сказанное Лисицей – правда.)

6. В чем смысл басни? (Нужно уметь случайно не оказаться Вороной, уметь правильно оценивать свои способности, возможности.)

7. Можно ли принять к сведению мораль этой басни сегодня?

Вывод . И. А. Крылов дает возможность читателям понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддается лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но опасна («…лесть гнусна, вредна»).

8. Какие слова и выражения из этой басни и сегодня живут в нашей речи?

III. Чтение и анализ басни «Свинья под дубом».

Выразительное чтение произведения в лицах.

Анализ басни по вопросам :

1. Интересна ли басня?

2. Что же лучше: быть грамотным ученым или оставаться неученым, невеждой?

3. Кто такой невежда? (Неученый, необразованный ученьем, книжным знанием, непосвященный.) **

4. Объясните аллегорию басни. (Глупый, необразованный человек (Свинья) пользуется плодами просвещения (желуди), они ему приятны. Но невежда не в силах понять, откуда берутся эти плоды, не в силах откликнуться на советы грамотных людей (Ворон, Дуб). Сам того не осознавая, губит своим невежеством начало познания (Корни). Не понимает, что науки должны развиваться.)

6. Какая интонация звучит в реплике Дуба? (Отчаяние, беспомощность.)

7. Актуальна ли мораль басни в наше время?

8. Чему вас научила эта басня?

Вывод. И. А. Крылов в своих баснях высмеивал пороки людей. Самих людей представлял в образах птиц, зверей, растений. Обобщения в баснях глубоки, мы учимся понимать истинные нравственные ценности, пользоваться народной мудростью, тем самым накапливая жизненный опыт.

Домашнее задание: выучить наизусть понравившуюся басню.

Ответы к школьным учебникам

К стр. 65

1.Что в басне аллегорического, иносказательного, а что могло бы произойти в жизни?

Басня «Свинья под Дубом» аллегорически, иносказательно обрисовывает ситуацию, в какой главное действующее лицо не понимает, где причина, а где следствие. Свинья не осознает, что желуди, которые она ест, вырастают на Дубе. Из-за собственного невежества она начинает подрывать корешки Дуба, другими словами разрушать то, что дает ей питание. Такие ситуации в жизни могут происходить очень нередко. О их гласит поговорка «рубить сук, на котором сидишь».

Аллегоричен разговор Свиньи с Вороном и Дубом; свиньи, птицы и растения не могут говорить. В реальности свинья могла бы есть желуди и подкапывать корешки у дуба.

2. Какой описывает Крылов Свинью?

Крылов обрисовывает Свинью без симпатии. Свинья глуповатая, несведущая, недалекая, ленивая, эгоистичная. Она задумывается только о своем наслаждении.

3. В каких строчках заключена мораль басни? Приведите различные случаи, ситуации, когда можно использовать мораль этой басни.

Мораль басни заключена в последних 4 строках:

Невежда так же в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды.
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Мораль этой басни можно использовать, когда недобросовестный ученик не желает обучаться, ругает школу и учебу, но не осознает, что он пользуется тем, что изготовлено при помощи науки.

4. Литературоведы считают, что в басне противопоставляется истинное просвещение, с одной стороны, и невежество - с другой. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Какие строчки говорят об истинном просвещении, какие - о невежестве?

Я согласен с тем, что в этой басне настоящее просвещение противопоставляется невежеству. О невежестве гласит позиция свиньи, которая в безразличии не вожделеет осознать, откуда берутся желуди:

«Пусть сохнет, - говорит Свинья, -
Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».

Об истинном просвещении говорят заботливые слова Ворона:
«Ведь это дереву вредит, -
Ей с дубу Ворон говорит, -
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».

Литература и изобразительное искусство

К стр. 65

1.Назовите художников, чьи иллюстрации к этой басне известны вам. Какая из иллюстраций вам понравилась больше? Почему?

Эту басню иллюстрировали А. Лаптев и Г. Куприянов.

2.Нарисуйте иллюстрации к этой басне или расскажите, как бы вы изобразили ситуацию, о которой рассказал Крылов.

К этой басне можно было бы нарисовать несколько иллюстраций.
Первая: Свинья под Дубом ест желуди.
Вторая: Свинья под Дубом спит.
Третья: Свинья бездумно подрывает корни Дуба.
Четвертая: Ворон укоризненно обращается к Свинье с ветки Дуба.
Пятая: Свинья самодовольно отвечает Ворону.
Шестая: сам Дуб возмущенно обращается к Свинье.

Басня Крылова Свинья под дубом – оригинальный текст от автора, мораль и анализ басни. Читайте лучшие басни Крылова в этом разделе!

Басня Свинья под дубом читать

Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.

"Ведь это дереву вредит, -
Ей с Дубу Ворон говорит, -
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".
"Пусть сохнет, - говорит Свинья, -
Ничуть меня то не тревожит,
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею".

"Неблагодарная! - примолвил Дуб ей тут, -
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут".
Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,

Мораль басни Свинья под дубом

Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Басня Свинья под дубом - анализ

Что ни говори, а Крылов умел, с только ему присущей легкостью, да ещё и в шутливой форме преподнести нам на блюдечке пороки людей во всей красе. Вот и басня Свинья под дубом не становится исключением. Кстати говоря, спорный вопрос, кто является главным героем басни. Думаете, логично предположить, что свинья? Скорее всё же дуб, лаконично объясняющий нам мораль истории. Но, рассмотрим всё по порядку. Итак, действующие лица басни:

  • Свинья, не способная увидеть ничего дальше своего носа, а тем более изменить сложившееся мнение. Свинка – образ, высмеивающий лень и невежество людей. Крылов не просто так выбрал именно это животное. Все мы знаем определенную особенность свиней – они не способны поднимать голову вверх. Именно она усиливает образ человека, не только не желающего ничего слушать и знать, но уже и не способного к этому.
  • Ворон – персонаж, пытающийся вразумить свинью по своей наивности и не понимающий, что свинка его вряд ли слушает, а если и слушает, то вряд ли слышит.
  • Дуб отражает образ мудрого человека, скорее даже старца, не пытающегося наставить на путь истинный свинью, а лишь в сердцах говорящий истину. Его устами Крылов и передает нам мораль басни Свинья под дубом.


Загрузка...
Top