Японская Музыка. Этника и Современность

В начале 2000-х в продаже появились альбомы серии New Japan Music. В серию вошли песни и инструменталы молодых японских композиторов и музыкантов умело сочетающих традиции японской народной музыки и современные синтезаторы. Альбомы были очень быстро раскуплены и, увы, более не переиздавались. В интернете про них практически нет информации.

До 2000-х годов восточная этника часто ассоциировалась с редкими выступлениями Китайской Оперы (в Москве конец 80-х и самое начало 90-х), отрывками из Цао-Цао и Сюнюкуна запомнившимися отечественным театралам и меломанам необычными инструментами и потрясающей красоты декорациями.

С 2000 по 20002 год фирмой Landy Star Music были выпущены 4 альбома серии New Japan Music. Казалось, бы после Энигмы чем-то этническим в сочетании с электронной музыкой не удивить, но талантливые японские музыканты все же сумели это сделать. Они очень тонко соединили ритмы народной японской музыки, мантры буддистов с электронной музыкой исполненной на аналоговых и цифровых синтезаторах.

Рассмотрим же каждый альбом поподробнее.


1. New Japan Music, 2000 год - Восточный Ветер. Альбом создан двумя талантливыми японскими музыкантами: Сейши Киода и Казумаза Ёшиока в рамках проекта Уттара-Куру (дебютный альбом). В песнях искусно смешаны звучание вертикальной японской флейты, кото (13-струнные гусли), других народных музыкальных инструментов, аналоговых и цифровых синтезаторов. Весь альбом пронизан философией ветра. То Вы несётесь над морем, то проноситесь через былые и грядущие эпохи. Музыка легко обнимает Вас и Вы летите все время пока крутиться диск. Даже названия песен говорят сами за себя: Цветы, Птицы, Ветры и Луна, Наша Жизнь, Танец Зимы.


Первый альбом из серии New Japan Music, 2000 год. Landy Star Music.

Музыка то звучит в ритме народных песнопений, то походит на задумчивые мелодии 80-х, то её темп убыстряется и Вы ощущаете себя на современной дискотеки в модном клубе. Но даже начиная походить на современные мелодии музыка не переходит некой грани, она не становится грубой проникая в самые тайные уголки Вашей Души.

Трек лист:

1. Flowers, Birds, Winds & Moon (prologue)
2. Wings Of The Eagle
3. Winter Dance
4. First Image
5. Neyuki
6. Wooden Ship
7. Second Image
8. Our Life
9. Niigata Okesa
10. Third Image
11. Faling Through A Cloud
12. Aizu Bandaisan
13. Flowers, Birds, Winds & Moon (epilogue)


Альбом New Japan Music II, 2002 год. Landy Star Music.

2. New Japan Music II, 2002 год. Проект японского композитора Казумаза Йошиока, который включил в альбом песни японских музыкантов продюсером которых он являлся и части из которых писал сами песни. Музыка задумчивая, в ряде песен мы видим причудливое сочетание японских мелодий и Джаза. Самая красивая песня альбома - Река. В общем главной темой сего альбома река и является. Ведь Река она как наша Жизнь, то бурная, а то спокойная и задумчивая. Здесь в отличии от первого альбома серии New Japan Music встречаются чисто японские инструменталы (Moegi (Light Green)), чаще звучат буддийские мантры сквозь которые пролетают лишь лёгкие дуновения электронной музыки.


Музыканты и композиторы принимавшие участие в создании альбома New Japan Music II.

Трек лист:

1. Silent Moon - JIA PENG FANG
2. Moegi (Light Green)- MIZUYO KOMIYA

3. Buddhist Chant - KAZUMASA YOSHIOKA
4. River - JIA PENG FANG
5. Akanegumo (Rosy Sky) - MIZUYO KOMIYA
6. Okinava - MASASHI ABE
7. An Old Children"s Song - HARUKI MINO
8. Tohno - TONE
9. Verdurous Mountains - MASAJI WATANABE
10. Aidma (Sky Blue) - MIZUYO KOMIYA

Альбом New Japan Music III, 2002 год. Landy Star Music.

3. New Japan Music III, 2002 год. Выходил с коричневой обложкой, но увы пропал из коллекции. По стилю исполнения близок к четвёртому альбому проекта. Композитор и продюсер - Сейчи Киода (Seiichi Kyoda).


4. New Japan Music IV - Magic, 2002 год. Пожалуй самый тяжёлый по музыкальному исполнению альбом, пронизан магией. В нескольких песнях альбома звучат индийские сутры, да и сам он очень сильно пронизан идеями и философией буддизма. Он, как и предыдущие 4 альбома, неразрывно связан со стихиями, с природой. В первой, заглавной песне мы слышим шум дождя по крыше и рокот волн, она мысленно нас переносит в небольшой японский домик на берегу моря из окна которого мы созерцаем Мир.

Часть песен из альбома New Japan Music III вошли в Magic. Композитор и продюсер части песен - Сейчи Киода (Seiichi Kyoda).


Последний IV альбом из серии New Japan Music - Magic, 2002 год. Landy Star Music.

Трек лист:

1. Wintry Wind
2. Fudosan
3. Tsugaru
4. Medicant Priest
5. Cocoro
6. Nightpiece
7. Shrine
8. Tsugaru (reprise)
9. Medicant Priest (remix)
10. Afterimage

Художник Цучия Коицу.

Послесловие.

В завершении статьи хочется добавить, что восточные мелодии (к примеру, японские) очень плодотворно влияют на психику человека гармонизируя её. Сочиняя музыку японские и китайские музыканты проникаются энергетикой и звуками природы и поэтому их произведения очень созвучны биоритмам человека нормализуя его духовное и физическое состояние.

Остальные фотографии альбомов выложены на моём сайте Клуб Formel Eins -

Мии... Нипа!

♪ ♫ ♩ ♬ ♩ ♫ ♪

13. Noriyuki Asakura

Мне он ближе как композитор аниме "Бродяга Кеншин". В его творчестве сочетается традиционная японская музыка, а также классическая музыка с элементами рока, джаза и других направлений.

✪ Isshin Tenpuku Keikaku (ОСТ, Бродяга Кеншин)

Rurouni Kenshin - Ishin Tenpuku Keikaku - OST

✪ The Call to Arms (ОСТ, Алдноа.Зеро)

Hiroyuki Sawano feat mpi The Call to Arms a0v (Aldnoah Zero)

11. Hideki Taniuchi

Хидеки создал музыку для аниме "Акаги", "Кайдзи", так же он один из создателей саундтреков к аниме "Тетрадь смерти", помимо Ёшихисы Хирано.

✪ Taikyoku Wo Oete (ОСТ, Акаги)

14 Taikyoku Wo Oete

Для меня он больше известен, как создатель музыки для "Гинтамы". К слову, его музыка здоровски передаёт атмосферу этого аниме.

✪ Hakaba De Abareru No Ha Yuurei Dake De Nai (ОСТ, Гинтама)

BIg Collection OST: Ghosts Aren"t the Only Ones Who Run Wild Around Graveyards - Gintama

9. Yasuharu Takanashi

Создал музыку для аниме "Наруто: Шипуден", "Бейблэйд: G Revolution", "Шики", "Адская девочка", "Мононоке" и др. В своей музыке он сочетает традиционные и классические музыкальные инструменты.

✪ Hyakkaryouran (ОСТ, Наруто: Шипуден)

Naruto Shippuden OST 1 - Track 18 - Hyakkaryouran (Emergence Of Talents)

8. Toshio Masuda

Масуда написал музыку к аниме "Наруто", "Мастер Муши" и др. Он совмещает звучание таких традиционных инструментов, как сямисэн и сякухати, со звуками гитары, фортепиано и другими клавишными.

✪ Sadness and Sorrow (ОСТ, Наруто)

Naruto OST 1 - Sadness and Sorrow

7. Sahashi Toshihiko

Композитор таких аниме, как "Охотник Х Охотник" (1999), "Большой О" и др.

✪ Hikari ga Mienai (ОСТ, Охотник Х Охотник 1999)

Hunter X Hunter - Hikari Ga Mienai

Написала музыку к аниме "Сердца Пандоры", "хак//Знак", "Граница пустоты", "Fate" и др. Участница проектов "See-Saw", "Kalafina", "FictionJunction", особенно нравится первый.

✪ Bloody rabbit (ОСТ, Сердца Пандоры)

Pandora hearts OST - Bloody rabbit

Написал музыку к аниме "Истории мечей", "Гуррен Лаганн", экранизированной части "JoJo: Склонность к битвам", "Ёрмунганд", "Пожиратель душ", "Чёрный кот", "Блокнот Бога" и др. Временами завораживающее, а бывает и пафосное звучание, чётко и не однообразно.

✪ Gettouka (ОСТ, Истории мечей)

Katanagatari OST - 22 月刀歌

✪ Nikopol (ОСТ, Гуррен Лаганн)

Nikopol - Gurren Lagann OST (High Quality 1080p HD)

✪ L"Arabesque Sindria (ОСТ, Маги)

Magi OST 2 - 19 - L"Arabesque _ Sindria - Shiro Sagisu

✪ battle ignition (ОСТ, Блич)

Один из самых любимых композиторов. Написал саундтреки к многочисленным аниме. У него потрясающие работы к большинству аниме Мамору Осии, например, "Раскрой свой разум", "Призрак в доспехах", "Призрак в доспехах 2: Невинность". Так же написал музыку к аниме "Когда плачут цикады", "Моб Психо 100" и др. Музыка и исполнение до мурашек, это что-то не из этого мира.

✪ Hyakkin (ОСТ, Раскрой свой разум)

Kenji Kawai - Mezame no Hakobune - 百禽 HYAKKIN

✪ Main theme (ОСТ, Когда плачут цикады)

Higurashi No Naku Koro Ni OST - Main Theme

✪ Explosion of Mob feelings (ОСТ, Моб Психо 100)

Mob Psycho 100 OST 2 - Explosion of Mob feelings (モブ・感情の爆発)

✪ Gats (ОСТ, Берсерк)

Berserk soundtrack - 4 Gatsu

✪ Forces (ОСТ, Берсерк)

✪ Indra (ОСТ, Берсерк 2016)

Сегодня Джо Хисаиси – это один из самых знаменитых в мире японских композиторов. Причем, на самом деле его зовут Мамору Фудзисава, но творит он под псевдонимом, который на слух напоминает его обладателю имя американского композитора и музыканта Куинси Джонса – кумира .

Он начал заниматься музыкой очень рано. С пяти лет играл на скрипке. В девятнадцать поступил на композиторское отделение в музыкальный колледж. А в 32 выпустил свой первый авторский альбом “Information”, куда вошли композиции в его любимом стиле – музыкальном минимализме.

Через год судьба свела Джо Хисаиси с режиссером популярных японских комиксов Хаяо Миядзаки, который предложил композитору создать аудио-ряд к манге “Навсикая из Долины Ветров”. Джо согласился, а через некоторое время уже работал над саунд-треком и полным музыкальным сопровождением к одноименному полнометражному художественному фильму все того же Миядзаки. И именно этот труд прославил Хисаиси на весь белый свет!

Потом композитор еще несколько раз создавал мелодии к фильмам. Работал с таким признанным мастером мировой режиссуры, как Такэси Китано (для картин “Сонатина”, “Фейерверк”, Кикудзиро”, “Ребята возвращаются”, “Брат Якудзы” и другие). И был четырежды премирован японской киноакадемией.

О лиризме

Его мелодии – они как ветки, которые дрожат на ветру. Хайку и хокку современной японской музыки. Единожды услышав их хочется послушать снова и снова. Там есть надлом и ясно чувствуется преодоление. В 15 сольных альбомах этого гениального композитора и пианиста есть все то, ради чего стоит жить. История птицы Феникс в японской интерпретации. Ты сумеешь встать, если тебе есть на что опереться… Недаром именно мелодии Джо Хисаиси были выбраны в 1998 года в качестве музыкального сопровождения для параолимпийских игр в Нагано.

В 2004 году этот талантливый японец стал руководителем Мирового оркестра Мечты, родившегося в недрах Нового японского филармонического оркестра. Хисаиси играет классику и современную музыку. И абсолютно счастлив, хоть и не любит много говорить об этом.

Ведь только счастливый человек может сочинить такую светлую, такую позитивную музыку, насыщенную национальными мотивами. Посмотрите и послушайте отрясающий дуэт с виолончелистом – вам понравится. Зарядитесь хорошим настроением, глядя на воодушевленные лица творца и исполнителя.

В среду, 5 февраля, композитор Мамору Самураготи, известный как «японский Бетховен», что последние 18 лет музыку за него писал другой человек. Этим автором были созданы все главные произведения «Бетховена», в том числе симфония «Хиросима» и «Реквием» в память о жертвах землетрясения и цунами 2011 года. До этого Самураготи рассказывал, что в 1999 году полностью утратил слух и пишет музыку только благодаря «внутреннему чувству звука».

На следующий день пресс-конференцию собрал настоящий автор произведений. Им оказался учитель музыки Такаси Ниигаки, который не только заявил о себе, но и обвинил «японского Бетховена» в том, что его глухота - фальшивая. По словам Ниигаки, Самураготи, обычно читавший по губам и общавшийся при помощи жестов, иногда забывался и начинал вести нормальный диалог. Юристы Мамору Самураготи это отрицают: якобы у их клиента есть свидетельство об инвалидности, заверенное государственной комиссией. Саморазоблаченный композитор не выходит на связь с журналистами - признание он сделал через адвокатов, которые отмечают, что Самураготи находится в крайне подавленном состоянии и пока не способен извиниться перед своими слушателями самостоятельно.

Похоже, извиняться Самураготи придется перед всей страной. История его творчества последних лет - в действительности история Японии, пережившей ряд войн и стихийных бедствий. Его «Хиросима» в записи Токийского симфонического оркестра 2011 года получила в народе название «Симфония надежды». Записи произведений Самураготи продаются огромными для классической музыки тиражами, его произведения известны во всем мире. В 2013 году телеканал NHK даже снял документальный фильм «Мелодия души» («Melody of the Soul») о поездке Самураготи в пострадавший от аварии на «Фукусиме-1» регион Тохоку.

Жизнь самого Мамору Самураготи напрямую связана с одной из главных катастроф в истории Японии. Его мать и отец - оба хибакуся, жертвы атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. Эти люди в Японии получают все необходимые пособия и льготы, однако общество их по сей день сторонится - хибакуся неохотно берут на работу, а браки они заключают в основном между собой. Дети в таких семьях часто рождаются с инвалидностью.

В детстве недуг Самураготи никак не проявлялся. Как утверждается на официальном сайте компании Samon Promotion, с которой сотрудничал композитор, он начал учиться игре на фортепиано в четырехлетнем возрасте. До десяти лет с мальчиком занималась его мать; затем она решила, что сына «уже нечему учить», и он стал сочинять музыку. В отрочестве Самураготи приступил к самостоятельному изучению теории музыки. После окончания средней школы он отказался поступать в профильный вуз, так как считал, что там недостаточно внимания уделяют классической музыке XX века.

Композитор-самоучка понял, что теряет слух, когда ему исполнилось семнадцать. Первые симптомы глухоты сопровождались сильными головными болями, но Самураготи продолжил заниматься музыкой. В 1988 году ему предложили стать вокалистом в рок-группе, но он отказался, так как в тот же год трагически погиб его брат.

Известность пришла к Самураготи в конце 1990-х - судя по всему, когда он уже нанял Ниигаки. Композитор прославился прежде всего как создатель саундтреков к популярным видеоиграм - Resident Evil в 1996 году и Onimusha в 1999-м. «Симфоническая сюита восходящего солнца» из игры Onimusha привлекла к работе Самураготи внимание не только игроманов, но и любителей современной классической музыки. После выхода игры Самураготи рассказал общественности, что в его голове во время работы над произведением «постоянно раздавался рев, как в шумной котельной». Он подчеркнул, что не хотел бы быть композитором-инвалидом, чьи произведения не критикуют из жалости. Поэтому скрывал свой недуг до тех пор, пока его творчество не оценили отдельно от его личности.

Япония оценила и творчество, и личность композитора. В прессе получило распространение лестное прозвище Самураготи - «японский Бетховен». Композитор рассказывал, что, несмотря на постоянные шумы в голове и мигрени, он не утратил абсолютного музыкального слуха. Также он не скрывал, что страдает от невротической депрессии и невроза страха. Трагический образ композитора довершался его внешним видом - длинные черные волосы, темные строгие костюмы и всегда солнцезащитные очки. Немудрено, что в 2000 году он заявил, что отрекается от всей своей музыки, которую написал до потери слуха, и начинает творчество с чистого листа, - такой шаг прекрасно вписывался в его мрачный имидж. Первым произведением, которое композитор создал в «новой жизни», стала симфония о ядерном взрыве.

В 2008 году состоялась премьера симфонии номер один «Хиросима» в исполнении симфонического оркестра Хиросимы. Тогда же город вручил Самураготи награду за вклад в искусство, которой в разное время удостаивались Йоко Оно и дизайнер Иссей Мияке. В 2011 году эту симфонию записал симфонический оркестр Токио, запись разошлась редким для классики тиражом 100 тысяч дисков.

На волне успеха произведения об одной трагедии Самураготи взялся писать музыку о другой. После землетрясения, цунами и аварии на АЭС «Фукусима-1» он со съемочной группой проехал по местам катастрофы. Западные СМИ так описывают один трогательный кадр из документального фильма: глухой композитор играет с девочкой, чья мать умерла в результате аварии на «Фукусиме», и решает посвятить ей реквием. К слову, «Хиросиму» он тоже посвятил маленькой японской девочке из центра для детей-инвалидов, который посетил в 2000 году.

Пока Самураготи получал награды и раздавал посвящения, нанятый им в 1996 году Такаси Ниигаки работал на полставки учителем в музыкальной школе Тохо Гакуэн. Помимо этого он писал все произведения, выходившие под именем знаменитого композитора, никому об этом не рассказывая. По словам Ниигаки, он давно начал переживать, что является пособником аферы. Пока совесть терзала тайного автора, Самураготи продолжал исправно платить ему за работу. Всего за 18 лет сотрудничества глухой композитор заплатил своему коллеге около 7 миллионов йен (69 тысяч долларов). Ниигаки порывался оставить свою секретную деятельность, но его «работодатель» заявил, что в подобном случае покончит с собой.

Выйти из тени Ниигаки помогла, как ни странно, Олимпиада в Сочи. Композитор узнал, что Японию на зимних Олимпийских играх будет представлять бронзовый призер Олимпиады в Ванкувере и чемпион мира фигурист Дайсукэ Такахаси. Спортсмену предстоит кататься под музыку, якобы написанную Самураготи. Ниигаки решил, что должен открыться именно сейчас. «Я не мог вынести мысли о том, что весь мир будет рассматривать Такахаси как сообщника нашего мошенничества», - заявил он на пресс-конференции, которую собрал в четверг. В тот же день, 6 февраля, в японских СМИ появилось подробное интервью Ниигаки.

Очевидно, Самураготи узнал о том, что подлинный автор «Хиросимы» поговорил с журналистами, и зачем-то решил опередить его признание. Срочное заявление, сделанное через адвокатов за день до выхода газеты, кажется поступком отчаявшегося человека. «Самураготи очень жаль, что он предал своих поклонников и разочаровал всех остальных. Он понимает, что тому, что сделано, нет оправдания», - объявили юристы 5 февраля. Однако имя Ниигаки в этом торопливом признании так и не прозвучало.

Действительно ли Ниигаки решил рассказать о длившейся 18 лет афере из чистой любви к фигурному катанию вообще и Дайсукэ Такахаси в частности, неизвестно. Вполне возможно, что семи миллионов йен при полном отсутствии славы для скромного учителя музыки оказалось недостаточно. Самураготи пока никак не прокомментировал выступление своего бывшего «коллеги».

Тем временем представители музыкальной индустрии Японии начали бойкотировать Самураготи. Звукозаписывающая компания Nippon Columbia намерена прекратить продажу дисков с записями его музыки, ведущие оркестры вычеркивают его произведения из репертуара и отменяют предстоящие концерты; Симфонический оркестр острова Кюсю даже заявил, что намерен подать в суд, чтобы компенсировать слушателям билеты на все концерты с музыкой Самураготи. Власти Хиросимы собираются лишить «Бетховена» выданной в 2008 году премии. Похоже, теперь с неврозом и депрессией композитора не считается никто. С тех пор как глухота Самураготи оказалась под сомнением, психическое состояние бывшего национального героя больше никого не интересует.

Фигурист Такахаси, который, сам того не подозревая, послужил поводом для скандала в мире музыки, заявил, что все равно будет выступать в одиночной короткой программе под «Sonatino for Violin», написанную два года назад. Спортсмен в официальном заявлении подчеркнул, что у него попросту нет времени готовить другую программу - мужской личный турнир пройдет 13 февраля. Он выразил надежду, что сделанные обоими композиторами признания не помешают его выступлению на Олимпиаде.

«Sonatino for Violin», которая скоро прозвучит в Сочи, могла бы стать реквиемом всему творчеству развенчанного «японского Бетховена» или громким началом официальной музыкальной карьеры 43-летнего Ниигаки. Но, увы, красивого жеста на этот раз не получится - в профиле Такахаси на сайте Международного союза конькобежцев автор композиции «Sonatino for Violin» не указан.


История развития японской музыки отчётливо делится на несколько этапов, соответствующих важным периодам экономического и культурного развития Японии. В ходе археологических раскопок на Японских островах были обнаружены окарина и каменный свисток. Эти инструменты датируются периодом Дзёмон . Не исключается и применение в качестве ударных инструментов керамических сосудов. Общество того времени характеризуется как общество рыболовов, собирателей и охотников, в духовной жизни которых господствовала магия. Музыка, естественно, являлась частью магических ритуалов.

В период Чёй музыка сопровождала обряд похорон и земледельческие обряды. Усиление процессов этнического объединения, ассимиляции и интеграции привело к формированию в период Конфун (3-ий – нач. 5-ого в.) гос. Образования Ямато , мифологической системы синто , а также фольклорных мистерий кагура , которые синтезировали в себе различные обрядовые песни и танцы.

Дворцовая музыкальная культура средневековых государств континента отражала иной музыкальный уровень мышления, тесно была связанга с буддийскими и конфуцианскими доктринами.

В городской культуре наряду с дворцовой музыкой популярностью у различных слоёв населения пользовались песенки на современный лад, исполнявшиеся профессиональными певцами и танцорами, развлекательные сценки, представления дэнгаку , тесно связанные с земледельческими обрядами. В период Асигака (1336-1573) разнообразные музыкальные театральные традиции начинают синтезироваться в своеобразный культурный комплекс – . Фольклорные представления устраивались при храмах и носили иллюстративно-повествовательный характер. После падения сёгуната Токугава стал общедоступным. На рубеже 16-17 вв. возник театр кукол.

После буржуазной революции Мэйдзи начался активный процесс усвоения европейской музыкальной культуры, для чего первоначально использовались традиционные институты, в частности департамент гагаку . Однако уже с 1872 года в школах было введено обучение пению в европейской манере, а с 1887 года открылась Токийская музыкальная школа , гда преподавание осуществлялось с помощю приглашённых из Европы и Америки деятелей культуры. Началась концертная деятельность ряда европейских исполнителей. С XX века начали проявлять активность японские композиторы .

После окончания Первой мировой войны были освоены художественные принципы различных европейских течений, использовались элементы традиционной японской музыки . Наиболее крупной организацией японских музыкантов стала .

После окончания Второй мировой войны произошло быстрое овладение японскими музыкантами различного рода исполнительской и композиторской техники. В 1946 году была восстановлена Японская лига современных композиторов . Были организованы оркестры и оперные труппы, открыты новые музыкальные школы и колледжи, возникло множество небольших объединений композиторов. Созданы композиции в традициях европейской музыки 19 — нач. 20 вв. и додекафонной техники. В 1955 году открылась студия электронной музыки. Начали проводится фестивали современной музыки.

Источники знаний о японской традиционной музыке

Среди источников знания о традиционной музыке Японии необходимо назвать археологические памятники, китайские династийные хроники, хроники императорского двора, буддийские и синтоистские религиозные записи, литературные памятники, драматические произведения, законодательные своды. Несомненно, ценными источниками являются нотные записи, исследование которых представляет особый интерес хотя бы потому, что они совершенно отличаются от европейской системы нотации. Только в конце XIX века японская музыка стала записываться в европейской нотации, а до этого использовалась система, заимствованная из Китая из значков, линий и разноообразных фигур справа или слева от текста для обозначения струны, табулатуры, ритма, темпа и оттенков . При этом, поскольку, в отличие от европейской системы, обозначалась не конкретная нота, а струна или расположение пальцев на флейте, а ритм прописывался не полностью, а задавался только ритмический рисунок, то, не зная мелодии заранее, сыграть по нотам было невозможно. Кроме того, значки и фигурки отличались в зависимости не только от музыкального инструмента, но также от школы в рамках одного жанра. Поэтому исследование японской музыки по нотным записям имеет ограничения и предполагает подробные знания той или иной системы обозначений. Также многие песенные и сказовые произведения передавались от поколения к поколению на слух и не записывались, поэтому, к сожалению, значительная часть фольклорной музыки утеряна.

Знания о древней музыке в Японии основаны почти исключительно на археологических свидетельствах, например, глиняные фигурки ханива дают представления об инструментах того времени: бамбуковой флейте ямато-буэ , древней лютне вагон или ямато-гото и других примитивных инструментах.

Первые письменные упоминания появляются в китайских хрониках. Так, в летописях 3 века китайской династии Вэй Чжи говорится о путешествии в Японию и о песнях и плясках ритуального обряда.

Существует сказание, датируемое III веком, о том, как корейские музыканты инструктируют японцев сохранять корабельную древесину, поскольку она идеально подходит для изготовления инструментов.

Далее музыка упоминается в японских хрониках «Кодзики» (712 г.) и «Нихон сёки» (720 г.). Так, в «Нихонсёки» сообщается, что в 454 г. 80 корейских музыкантов было послано в японскую столицу для исполнения музыки по случаю смерти императора Ингё.

В «Сёку Нихонги», исторической хронике VIII века, рассказывается о музыке для ритуальных посвящений в буддийских и синтоистских храмах.

Важным источником являются религиозные записи, поскольку музыка была неизменно связана с ритуалами и .

В «Манъёсю», величайшей поэтической антологии VIII века, содержится более 4 тысяч стихотворений, многие из которых считаются народными песнями, переделанными в аристократическом стиле. Тема музыки появляется и в «Повести о Гэндзи», и в других литературных произведениях более позднего времени.

Законодательные своды и акты отражают институциональную основу музыкального развития: так, свод законов «Тайхорё» учреждает управление .

Японская музыка в военные и послевоенные годы

С 1941 г. исполнением западной музыки занимался, в основном, . В 1945 г. он был переименован в симфонический оркестр Тохо , Новый симфонический оркестр стал оркестром NHK (Japan Broadcasting Corporation), и стало появляться множество других симфонических объединений.

Также появляется движение рабочих Роон за приобщение рабочего народа к музыкальной культуре.

Японские композиторы этого времени, сочиняя оперы, берут за основу и и буддийские предания.

В 1951 г. в NHK открывается музыкальная студия электронной музыки.

Создаются Японская ассоциация современной музыки , которая существовала и до войны под другими именами и каждый год организовывала фестивали, Ассоциация современных композиторов (1946), Синсэйкай (1946), Тидзинкай (1948) и экспериментальная студия Дзиккэн Кобокай (1949).

В 60-е гг. группа появились группы «Онгаку» и «Новое направление», выступающие за импровизацию, но многие группы сочиняли музыку для Оркестра Ниппония, состоящего из традиционных инструментов.

Иностранные музыканты стали снова посещать Японию с середины 50-х гг., и также приобретали известность за границей.

В настоящее время западная музыка процветает в Японии. Преподавание, исполнение, музыкальная литература, изготовление инструментов, – все это теперь не уступает Европе. В существуют шесть симфонических оркестров, и все виды западной музыки исполняются и сочиняются в Японии: от музыки Ренессанса и барокко до джаза, рока и других современных направлений. Противостояние между западной и традиционной музыкой сохраняется, но выражено не так явно, как это было ранее.

Западная музыка в Японии

История западной музыки в Японии начинается в XVI веке, когда в Японию португальскими иезуитами был привезен орган. Еще ранее начали использоваться старинные западные струнные инструменты виола и ребек, на которых исполнялись религиозные и светские произведения. Ребек стал прообразом японского инструмента кокю .

В конце XVI века португальцем Айресом Санчезом была основана музыкальная школа, а в 1591 г. перед выступал португальский ансамбль из клавира, лютни, арфы и ребека. С 1606 по 1613 г. в и Арима производились органы.

Развитие западной музыки в это время можно восстановить, в основном, по записям иезуитов до того момента, когда оно было прервано гонениями на христианских миссионеров и закрытием страны. Музыкальное влияние голландских поселений на острове Дэдзима (искусственно созданный остров во время периода закрытия Японии, использовался как торговый порт с Голландией, единственное место, где разрешалось жить голландским торговцам) стало заметно только в 1830 г., когда там был организован ударно-духовой ансамбль по голландскому образцу.

С началом реставрации Мэйдзи в музыкальную культуру Японии начала активно внедряться западная музыка. Первый учитель западной музыки из Великобритании преподавал в Иокогаме и создал там духовой оркестр. Японские студенты отправлялись в Европу обучаться музыке, и в 1880-х гг. один из них, Сюдзи Идзава, основал Токийскую музыкальную школу, которая теперь является Токийским университетом музыки и искусства . Западная музыка была впервые исполнена при дворе в 1881 г. В Токийской музыкальной школе преподавались и западная, и японская традиционная музыка , но предпочтение отдавалось западной. Были попытки объединить оба направления: ёгаку – европейскую музыку и хогаку – японскую музыку, например, в детских песнях, в военных песнях гунка и в музыке для сямисэна. Однако полного смешения не произошло, и вернее будет сказать, что оба направления развивались параллельно.

После создания Токийской музыкальной школы были созданы и другие музыкальные учреждения западной направленности: Музыкальное объединение Мэйдзи, Императорское музыкальное объединение и др.

Однако до эпохи Тайсё (1912-1926) большая часть населения не имела доступа к концертам западных музыкантов: западная музыка исполнялась, в основном, преподавателями музыки или их учениками. После Первой мировой войны и Русской революции эта ситуация изменилась. Многие беженцы, в том числе и из России, попали в Японию на пути в Америку, и среди них были музыканты, исполнявшие музыку своих стран. После 1917 года стали приглашаться иностранные исполнители.

Первым и единственным симфоническим оркестром был оркестр Токийской школы музыки , в 1914 г. было сформировано Токийское объединение филармонической музыки , но оно быстро ушло со сцены. Кроме этого, классическая музыка исполнялась многими военными оркестрами. В 1922 г. был создан Токийский симфонический оркестр , а в 1925 – Ассоциация японской симфонической музыки под руководством Ямада Косаку, основоположника японской современной симфонической музыки, известнейшего композитора и дирижера. В 1927 г. создан Новый симфонический оркестр.

Проникновение западной музыки также происходило через радиовещание: в 1926 г. началось вещание классических концертов. Япония стала крупнейшим в мире рынком граммофонных пластинок: они создавались дочерними японскими компаниями из иностранных. В 1920-30-х гг. повысился интерес к западной опере, и многие японские исполнители преуспели на этом поприще.

В период Тайсё возникает жанр под названием рюкока , или «популярные песни» – светлые, жизнерадостные песни довоенных лет, вобравшие в себя многие элементы западной музыки под аккомпанемент. Также западные мотивы проникают и в традиционную музыку, более всего в музыку для кото. © osin-music.ru

Безусловно сейчас по большей части служат популярным направлениям и, хотя довольно часто их работы имеют ярко выраженный национальный колорит, больше они все же ориентируются на создание мелодий в жанрах, которые принадлежат к сфере развлечений, нежели к сфере традиционной культуры. Это не удивительно в век высоких технологий, развития телевидения и интернета. Серьезную роль играет создание музыки для художественных фильмов, различных теле-шоу и, конечно же,



Загрузка...
Top