Забота государства о сохранении духовных ценностей. Государственно-правовое воздействие на культуру

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Забота государства о сохранении духовных ценностей Подготовила: учитель начальных классов Матвеева Светлана Александровна 2015г Основы Духовно-нравственной Культуры Народов России 5 класс

Конституция Российской Федерации Статья 44. 1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. 2.Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Академик Д.С. Лихачёв говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране».

Памятник Гермогену

Открытие памятника Гермогену

Памятник Минину и Пожарскому

Мечети в Казани

Буддийский храм в Чите

Буддийский храм в Санкт-Петербурге

Спасо -Преображенский монастырь

Новоиерусалимский монастырь в Подмосковье

Верхотурский монастырь на Урале

Серафимо-Дивеевский монастырь

Храм Христа Спасителя

Музей-заповедник «Царское село»

Сююмбике «Падающая башня»

Музей народного деревянного зодчества « Витославицы »

Музей Ширяево Самарской области

КАЗАНСКИЙ СОБОР. В самом сердце города стоит величественный пятиглавый храм с высокой колокольней. Это - Казанский кафедральный собор, один из самых красивых и богатых храмов в Поволжье. Над ним воистину простирается благодать Божья. Ведь собор остался одним из немногих сооружений в Сызрани, уцелевших после страшного пожара 1906 года. Весь город был охвачен огнем, а собор возвышался среди пламени, как мученик на костре, своей величественной колокольней. Уцелел он благодаря сторожу, вовремя потушившем перекинувшийся на храм огонь.

СЫЗРАНСКИЙ КРЕМЛЬ. Сызрань стала единственным городом в Самарской губернии, где сохранилось его сердце - кремль. Он стал не просто символом и визитной карточкой нашей малой родины. Сызранский кремль объединяет в себе две идеи - доблестного прошлого города, основанного для защиты окраинных рубежей России, и истинности христианской веры.

Храм Христа Спасителя Часовня Иверской иконы Божьей матери Московский Кремль Памятник Минину и Пожарскому Спасские ворота Колокольня Ивана Великого и царь колокол

О сохранении духовных ценностей должны заботится государство, общество и каждый человек

Спасибо за внимание!

http://imigo.ru/uploads/images/cities/Moscow/Moscow-Russia-Red-Square-IMIGO.jpg http://img.travel.ru/images2/2015/06/object246303/shutterstock_258450185.jpg http://p5.img.cctvpic.com/photoAlbum/source/2013/05/24/PHOT1369362955143172.jpg http://img.rg.ru/i/gallery/d9fb6318/687354d0.jpg http://www.bankgorodov.ru/public//photos/sights/1391955759.jpg http://afisha.mosreg.ru/sites/default/files/shapka_2_1.jpg http://www.alpindustria.ur.ru/userfiles/IMG_7348.JPG http://img-fotki.yandex.ru/get/9306/123408768.78/0_a2349_e8d7eae0_XXXL.jpg http://bestmaps.ru/files/content_images/20131004132459.jpg Интернет-ресурсы


“Сохранение и распространение духовных ценностей”.

– подвести итоги изучения темы, определив различные виды деятельности в духовной сфере;

– формирование устойчивого интереса к самостоятельному поиску и анализу обществоведческих проблем;

– формирование навыков самостоятельной творческой работы учащихся;

– формирование понятий “духовные ценности” и “духовный мир личности”;

– нравственное воспитание.

Оборудование:

– тематические видеозаписи;

– мультимедийные энциклопедии “Эрмитаж. Искусство Западной Европы” и “Лувр. Большая Энциклопедия Живописи”;

– раздаточные материалы (выдержки из периодической печати).

Эпиграф:

“Не будь наук и искусства, не было бы человека и человеческой жизни”. Л.Н. Толстой.

План урока.

Зачётное собеседование по теме: “Сохранение и распространение духовных ценностей” .

I. Роль музеев в сохранении и распространении духовных ценностей.

II. Роль библиотек в жизни человека.

III. Школа в нашей жизни.

IV. Зачем нужны архивы?

V. Роль СМИ в формировании духовной культуры человека.

Каждому присутствующему раздаётся рейтинг оценки работы учащихся, который зачитывается учителем перед началом работы. (См. Приложение 1 ) В ходе работы каждый из участников может набрать от 5 до 7 баллов (эквивалентно оценке “отлично”) и 3-4 балла (эквивалентно оценке “хорошо”).

Учитель: Приступаем к работе.

Класс заранее поделён на творческие группы. Каждая из них получила собственное задание, в течение 2-х недель готовилась и сегодня предлагает нам своё видение проблемы.

Группа 1. Задание.

1. Проанализировать работу (функции) городского краеведческого музея.

2. Дать обоснованный ответ на вопрос, нужны ли музеи в школах.

3. На собственных впечатлениях и материалах дополнительных источников (энциклопедии “Эрмитаж”, репродукций и фотографий) сформулировать вывод.

Следует выступление группы.

Учащиеся рассказывают о том, что узнали о музеях. Музей – “хранилище реликвий” (вьетнамский термин). Сегодня в мире их насчитывается свыше 12 тысяч. Музей – это не только собрание ценностей, но и экспозиции, выставки, экскурсии. Миллионы людей ежегодно пополняют свои знания, посещая музеи. Конечно, жителям небольшого городка сложно побывать в Лувре или Эрмитаже. Но даже это сегодня возможно с помощью компьютерных технологий.

Ученик демонстрирует, как можно с помощью “мышки” путешествовать по залам Эрмитажа. Участники группы посетили городской краеведческий музей и зал истории школы, о чём также представили отчёт.

Вывод группы: музеи многообразны по своему профилю и являются не только хранилищем ценностей, но и ведут большую просветительскую работу по распространению духовных ценностей.

Учитель: Подводя итоги, можно отметить, что музеи ведут большую научную работу, реставрацию памятников культуры, ежедневно в них проводится множество экскурсий.

Ну а если посещение “Эрмитажа”, “Лувра” для нас – мечта, то рядом есть прекрасные места.

Учитель обращает внимание на раскладной стенд “Путешествия по родному краю”.

Группа 2. Задание.

1. Взять интервью у директора ЦБС, опираясь на нижеследующие вопросы.

А. Что такое ЦБС?

Б. Что такое библиотека?

В. Нужны ли библиотеки сегодня, когда каждая семья в состоянии купить в книжном магазине любую книгу, собрать свою собственную, домашнюю библиотеку?

Г. Что нужно знать, чтобы пользоваться библиотекой?

Д. Расскажите о людях, работающих в библиотеке.

Е. Как стать библиотекарем? Какие ещё специалисты работают в библиотеке?

2. Сделать вывод о роли библиотеки в нашей жизни.

В своём выступлении группа использует видеозапись интервью, которое они провели с работниками библиотеки.

Выполняя задание, группа посетила библиотеку и побеседовала с её сотрудниками.

Впервые библиотека возникла в VII в. до н.э. при дворе ассирийского царя Ашшурбанапала и состояла из глиняных “книг”. В наши дни подобное учреждение является главным центром культуры в городе. Сеть библиотек громадна. В городской библиотеке несколько залов, а работники библиотечной системы с удовольствием приходят в гости в школы города с презентациями новинок литературы. Среди читателей много школьников. Самая крупная библиотека нашей страны расположена в Москве. Она называется Российская государственная, и там хранятся книги на многих языках мира.

Учитель: Итак, книга в нашей жизни играет огромную роль, а библиотека помогает человеку сохранять и распространять духовные ценности. Самая массовая аудитория, воспринимающая духовные ценности, – это сотни миллионов читателей газет и журналов, слушателей радио, телевизионных зрителей, т.е. тех, на кого постоянно воздействуют СМИ.

Проведём практическую работу.

На столах: вырезки из газеты “Труд-7” со статьями “Чем Вас порадовал или огорчил телеэкран на минувшей неделе”, программы телепередач.

Практическая работа.

Учитель: Хорошо известно влияние искусства на формирование убеждений. Но, может быть, не меньшую роль в этом играют произведения так называемой массовой культуры, в частности реклама.

“Всегда любима, всегда с тобой!”

Вопрос: Как вы думаете, о чём это?

А вот это о “дружбе”: “Был бы друг, найдём и досуг”.

Это подпись на бутылке водки рядом с фигурой человека. Причём бутылка изображена в рост человека.

Задание I.

Проанализировать приёмы воздействия на психику подобной рекламы. На какие нравственные ценности она ориентирует?

Задание II.

Определить роль СМИ в формировании духовных ценностей, используя:

а) личные впечатления, по схеме:

Что мне нравится / Что мне не нравится

в) программы TV.

Учитель: А пока работает эта группа, послушаем группы 3 и 4.

Группа 3. Задание.

1. Провести интервью с учителями, родителями, учащимися, задавая им один вопрос: “Какую роль играет школа в Вашей жизни?”

2. Побывать в роли учителя на уроке и затем представить свои впечатления в виде эссе “Деятельность учителя на уроке”.

3. Сделать выводы о функции школы, опираясь на закон “Об образовании”.

Следует выступление группы.

Школа в жизни каждого человека играет важную роль. Она вносит наибольший по охвату людей и по общенародной значимости вклад в деятельность по распространению духовных ценностей.

Учитель, ведущий по дороге знаний, остаётся в сердцах учеников. Беседы с родителями, знакомыми, сверстниками, анкетирование помогли ребятам чётко обозначить вывод о том, что школа и учитель являются главными хранителями и распространителями духовности. Труд учителя нелёгок. В этом убедились ребята, побывав на уроках в начальных классах.

На уроке прозвучали фрагменты из воспоминаний о школе учеников разных лет.

Учитель: Наибольший по охвату людей и по общенародной значимости вклад в распространение духовных ценностей вносит школа, прежде всего учитель.

Но чтобы дать ученикам искорку знаний, – писал один из известных педагогов, В.А. Сухомлинский, – учителю надо впитать целое море света ”.

Группа 4 выясняла, зачем нужны архивы. Ребята побывали в городском архиве, архиве городского музея, заглянули в тайну того, что хранится в домашнем архиве.

О чём же нам рассказал архив?

Следует выступление группы.

Чтобы узнать, что такое “архив”, ученикам этой группы удалось встретиться с работниками городского архива. Архивы – это место хранения документов, как самых древних, так и совсем недавнего времени. Руководитель архива объяснила, как пополняются архивы, и научила ребят, как можно собрать материалы для домашнего архива. Интересно, что во многих домах учащихся хранятся семейные реликвии и фотографии, которые достойны не только места в архиве, но и в музее. По просьбе участников группы одноклассники принесли на урок семейные реликвии. Таким образом, архивы играют важную роль в сохранении культурного наследия.

Учитель: Память человеческого сердца помнит многое. А архивы – те островки памяти, которые как из разбитых кусочков складывают в нашей памяти любимый образ.

Задание было дано ранее.

Заслушиваются результаты практической работы.

Средства массовой информации сегодня собирают самую массовую аудиторию – это сотни миллионов читателей газет и журналов, слушателей радио, телезрителей. Именно с помощью СМИ мы можем приобщиться к культурному наследию, ставшим народным достоянием классическим театральным постановкам и кинофильмам, побывать в Эрмитаже, попутешествовать по свету. Но, безусловно, нужно быть требовательными к отбору информации, которую предоставляют СМИ.

Учитель: Несомненным народным достоянием являются ставшие классическими театральные постановки, кинофильмы. Передачи из музеев, концерты воспитывают в нас высокий эстетический вкус. Без особого труда мы, живущие в глубинке, можем прикоснуться к сокровищнице мирового искусства посредством современных информационных технологий. И как ранит нашу душу безвкусие, тиражирование “мыльных опер” и рекламы, которая сегодня заполнила наш экран. Борьбу с этим злом надо вести сообща.

Заключение.

Учитель: Итак, каков же итог нашей работы. Наиболее важное – мы доказали, что создание, сохранение и распространение культурных ценностей направлены на удовлетворение духовных потребностей человечества. Человек духовен в той мере, в какой он задумывается над этим вопросом и стремится получить на него ответ.

Духовная деятельность людей многообразна, у каждого широкий выбор её форм и видов. И от того, какие ценности человек предпочитает, во многом зависит то, каков он сам.

Заканчивая сегодняшний урок, хочется поблагодарить всех за творческую, плодотворную работу.

Оценки выставляются на основании “Листа оценивания дискуссии”.

Государство и право находятся в сложном и неоднозначном взаимодействии с культурой. Термин "культура" многозначен. Наиболее важны следующие его значения:

это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Различают материальную и духовную культуру, а в более узком смысле данный термин относят к сфере духовной жизни людей;

это уровень, степень развития какой-либо отрасли знания или деятельности (политическая культура, правовая культура, культура речи и т. д.);

это характеристика определенных исторических эпох (культура древнего мира и т.д.), народов или наций (например, русская культура);

степень общественного, умственного и нравственного развития кого-либо (например, культура работников милиции).

В самом общем виде культура есть все то, что создано человеком, имеет основу в духе человека, является результатом его творчества. К такого рода ценностям следует отнести и государство, и право. Более того, возникновение государства ознаменовало скачок в развитии культуры - переход от варварства к цивилизации. Сказанное означает, что государство оказало особо глубокое воздействие на культуру, ее развитие. Заметим, что признание государства как культурной ценности утверждалось с трудом. И здесь "повинны" не только идеолЬги марксизма, видевшие в государстве (а также в праве) только социальное зло, которое должно исчезнуть, переместиться, по выражению Ф. Энгельса, в музей древностей вместе с прялкой и бронзовым топором. Немалая "заслуга" в третировании государства принадлежала, к примеру, религиозным мыслителям дореволюционной России. Так, Н. А. Бердяев еще в 1907 г. трактовал государство как одно из искушений дьявола, утверждая, что в жертву государству приносится человеческая личность.
Конечно, изложенные оценки государства не были случайными. Они объясняются тем, что принудительная сила чаще всего обращалась против личности, ограничивала и ущемляла ее свободу. В тени оставались управленческая природа государства и его функция обеспечения целостности общества. Государство как силовая структура действовало там, где позднее будут действовать гражданское общество и развитая правовая система. Ни К. Маркс, ни В. И. Ленин, ни Н. А. Бердяев этого не предвидели, их прогноз об отмирании государства история убедительно опровергла.
Во второй половине XX в. в развитом гражданском обществе ценность государства как явления культуры увеличивается. Государство все более становится фактором становления и защиты свободы человека, развития его материальной и духовной культуры. Государство берет на себя заботу об образовании подрастающего поколения, способствует развитию общей и профессиональной культуры своих граждан. Кроме того, государство охраняет и защищает культурные ценности, накопленные человечеством.


Наибольшее влияние государство оказывает на политическую культуру, носителями которой являются общество, партии и политические лидеры, граждане. Развитие политической культуры в свою очередь образует важнейшую предпосылку развития и нормального функционирования политической системы общества, всех ветвей государственной власти.

Государство заботится и о развитии духовной культуры, поддерживая и финансируя библиотеки, музеи, театры и другие учреждения культуры.

Право создает оптимальные условия для творчества, для созидания культурных ценностей, для культурного развития человека. Например, в ч. 2 ст. 44 Конституции Российской Федерации записано: "Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям".

На основе права формируется особый пласт культуры - правовая культура, носителями которой выступают общество в целом, государственные органы и должностные лица, социальные группы, политические деятели, граяедане. Для России развитие правовой культуры - актуальная проблема, ибо в течение столетий в нашей стране было распространено пренебрежение к праву, принявшее в советский период крайнюю форму, называемую правовым нигилизмом.

Те, у кого есть старший брат, пусть хлопнет в ладоши. Те, у кого есть сестра, пусть помашет руками над головой. Тот, кто помогает своей маме, пусть попрыгает. Те, кто слушается папу - помарширует. Повращайте головой те, кто очень любит своих родных

А вот на чём держится семья? Какое слово будет объединять всех членов семьи? Послушайте притчу.

а) Чтение и обсуждение притчи.

«В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано три слова…

Какие это слова? «ЛЮБОВЬ, ПОНИМАНИЕ, ТЕРПЕНИЕ»

- Как можно назвать такую семью?

- Ребята, как вы думаете, может ли человек прожить без семьи? Почему???

А знаете ли вы, какой уклад был у семей в древние времена? (Слайды 6-13)

Давным-давно в стране,

где мы живем, не было ни огромных городов с красивыми домами, ни больших сел. Были густые леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек стояли деревни. Там жили славяне, так тогда назывались наши предки. Славяне были очень трудолюбивы. Они ходили на охоту, чтобы добывать пищу. А из меха и кожи зверей делали себе одежду. Они много работали в поле, сеяли хлеб, пасли стада, ловили рыбу в реках.

Каждая семья – отец, мать, дети – жила в своей избе отдельно от других семей.

Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все: дети и внуки – жили со своими родителями. Ведь так легче было прожить, ведя общее хозяйство.

Обычно это была очень большая и дружная семья. Самым главным считался старший член семьи – его все почитали, советовались с ним.

Дети тоже выполняли много работы: следили за младшими детьми, помогали в доме, поле и огороде…

А почему дом был большим???

Семья является ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений. Главная цель любой семьи – формирование нового, более лучшего и более свободного поколения. Выполнять эту задачу семья сможет тогда, когда она основана на духовных ценностях. Семья является хранителем традиционной русской культуры быта; через нее осуществляется историческая связь поколений, разрушив которую общество превращается в «Иванов, не помнящих родства». Поэтому семья – это первооснова родины.

Если ребенка сравнивать с молодым деревцем, то семья – это почва, на которой оно растет, и тот ландшафт, который его формирует. Одни растут в ухоженном саду, другие – в оранжерее, третьи – на скудной каменистой почве, четвертые – за высокой стеной, пятые – на семи ветрах. И вырастают деревца, конечно, разные.

Хорошая семья дает опору ребенку, помогает укрепиться в этом мире, позволяет почувствовать прочность бытия. В хорошей семье никто никого не защищает, она сама по себе – лучшая защита ребенку от любых внешних угроз, надежный тыл, его первый образ мира, который он затем всю жизнь будет проецировать на внешний мир – или спокойно доверяя ему, или боясь на него положиться. Быть опорой и защитой, вселяя уверенность и возвращать спокойствие духа – вот первое предназначение семьи. А что такое ценность??? (слайд 14-15)

В словаре Ожегова:

«Ценности – то, что человек ценит в жизни, чему он придаёт особый положительный жизненный смысл, т.е. значимость, польза, полезность»

Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться.

Доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, взаимоуважение, чувство взаимопомощи.

Это и есть семейные ценности.

Итак, семья – это питающая, насыщающая почва, на которой произрастает высаженное семечко…

Что же может объединять семью?

О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям. Узаконенные временем и проверенные практикой, семейные традиции оказывают огромное влияние на детей. Прежде всего потому, что существующие традиции скрепляют семью, создают стабильный строй жизни и, главное, характеризуют семью, как коллектив. Что такое традиция??? (16) Традиция - от латинского "передача". Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Какие традиции вы знаете??? (17 слайд)

    Традиции гостеприимства, семейный обед. Считается, что хлебосольство – национальная традиция, это объединяет многие семьи, укрепляет дружеские связи.

    Празднование знаменательных событий в жизни семьи.

    Прогулки, поездки вместе с детьми, походы в кино, цирк, театр.

    Передача семейных реликвий подрастающему поколению

А в ваших семьях какие есть традиции???

Ребята, а в ваших семьях есть традиции? Назовите их

Давайте вспомним о семейных ценностях, обернувшись на опыт наш предков и традиции нашего народа.



Загрузка...
Top