Зарубежные театры. Самые известные театры в мире

Театр XX века – это театр поисков и многочисленных экспериментов, давших ему новые формы и средства выразительности, особый художественный стиль. В XX в. на смену ведущим направлениям – реализму и романтизму – в театр приходят новые, противоречивые течения, которые назовут модернистскими. На театральное искусство XX века существенное влияние оказала новая драматургия, представленная такими именами, как Г. Ибсен (Норвегия), Б. Шоу (Великобритания), Г. Гауптман (Германия), Р. Роллан (Франция). Пьесы этих авторов на несколько десятилетий определили характер и особенности развития театрального искусства.

Джордж Бернард Шоу (1856 -1950 г. г.) Британский (ирландский и английский) писатель, романист, драматург, лауреат Нобелевской премии в области литературы. Положил начало формированию интеллектуального театра, воспитывающего сознание и разум зрителей.

Шоу выступал за театр высоких идей, способный научить мыслить, а значит, и действовать. Создал теорию «сверхчеловека» , человека будущего, который обладает способностью изменять к лучшему не только себя, но и окружающий мир. Его герой преисполнен добрых, а не злых помыслов, главная цель – созидание, а не разрушение. Бернард Шоу пользовался особым способом изложения проблем – парадоксом. Вот почему в его произведениях одновременно присутствуют комическое и трагическое, возвышенное и низменное, фантастика и реальность, эксцентрика, буффонада и гротеск. Суть и смысл творчества Шоу заключался в словах: «Самая смешная шутка на свете – говорить людям правду»

Авангард в театральном искусстве. Новые, модернистские течения театрального искусства XX века – это: экспрессионизм в Германии; футуризм в Италии; конструктивизм в России; сюрреализм во Франции.

Экспрессионизм в Германии. В конце Первой мировой войны в Германии возникло новое направление, отчетливо выразившее отчаянный протест против Эдвард Мунк "Крик" бездушного отношения к страданиям (1895 г.) человека. Тяжелые последствия войны диктовали театральной сцене новые темы и формы, способные пробуждать душу и сознание человека. Этим направлением стал экспрессионизм (фр. «выражение») Театральная сцена открывала перед зрителями все нюансы сознания героя: видения, сны, предчувствия, сомнения и воспоминания. Драматургию немецкого экспрессионизма называли «драмой крика» . Героям театральных пьес виделся конец света, грядущая всемирная катастрофа, «последний катаклизм» природы. Маленький человек, с глазами, полными безнадёжного отчаяния и крика, представал на сцене экспрессионистского театра Германии.

ЛЕОНГАРД ФРАНК (1882 -1961 г. г.) Название первой его книги - «Человек добр» (1917 г.) - стало девизом экспрессионистов, программным лозунгом их «революции любви» . Произведения: Роман «Шайка разбойников» (1914 г.); новелла «В последнем вагоне» , (1925 г.); в романе «Слева, где сердце» (1952 г.) выразились симпатии Франка к социализму. Театральные пьесы были поставлены В Швейцарии, Франции, Великобритании, США, СССР.

Сюрреализм во Франции. (фр. «сверхреализм» , «стоящий над реальностью») Последователи С. отрицали логику в искусстве и предлагали художникам обратиться к сферам человеческого подсознания (к сновидениям, галлюцинациям, бредовым речам), сохраняя некоторые черты действительности. Жан Поль Сартр (1905 – 1980 г. г.) – французский философ и писатель. В 1943 г. поставил в оккупированном Париже драму – притчу «Мухи» на сюжет античного мифа об Оресте.

«Эпический театр» Бертольда Брехта (1898 – 1956 г. г.) – немецкого драматурга XX века. Использовал в своих постановках комментирование событий со стороны, ставит зрителя в положение наблюдателя, включал в спектакли выступление хора, песни – зонги, вставные номера, чаще всего не связанные с сюжетом пьесы. Широко использовались в спектаклях надписи и плакаты. «Эффект отчуждения» - особый приём, когда перед зрителями представали певец или рассказчик, комментирующие происходящее совсем не так, как это могли сделать герои. (Люди и явления представали перед зрителями с самой неожиданной стороны)

«Трёхгрошовая опера» - написана в 1928 году в сотрудничестве с Э. Гауптман; в жанре зонг-оперы; композитор Курт Вейль.

Наследие Брехта. Художественные принципы эпического театра Брехта развивали многие режиссёры мира. В Италии они были положены в основу уникальной режиссуры Джорджа Стрелера (1921 – 1997 г. г.) в миланском «Пикколо – театре» (1047 г.) В России были поставлены спектакли по произведениям Брехта: «Добрый человек из Сезуана» (Юрий Любимов в Театре на Таганке, 1964 г.), «Кавказский меловой круг» (Роберт Стуруа в Театре им. Ш. Руставели, 1975 г.), «Трёхгрошовая опера» (Валентин Плучек в Театре сатиры и Владимир Машков в «Сатириконе» 1996 – 1997 г. г.)

Памятуя о том, как сложно было попасть на «Персону.Мэрилин», на сей раз я постарался все возможные проблемы разрешить заранее, и может быть, даже чересчур перестраховался. Но Люпа — тот редкий случай, когда оправданы любые...

Уже «ДиаГноз» Адасинского четыре года назад показался мне вторичным, вымученным, оставляющим ощущение исчерпанности: http://users.livejournal.com/_arlekin_/1277398.html Но все-таки «ДиаГноз» был при этом достаточно разнообразным, «Арлекин», помимо прочего, еще и ужасно монотонный. Занавес закрывается, клоун-кукольник раскланивается, а...

Никогда не разделял общепринятое высокое мнение о творчестве Гуэрры, но в связи с тем, что накануне пришла информация о его смерти, было бы неправильно пропустить спектакль, приехавший аж из Армении. Хотя в «Москве» есть...

Рады сообщить вам, что «Лучшим зарубежным спектаклем, показанным в России в 2011 году» признан спектакль «(А)поллония» режиссера Кшиштофа Валиковского. 16 апреля приз будет вручен на церемонии. Ура! Вот мой старый текст про спектакль —...

Уже на втором часу представления, когда все, кто только мог (до трети от собравшихся к началу) разбежались, опустили экран для титров — до этого проще было разбирать на слух украинскую мову, чем разглядывать «слепые»...

Наверное, у всякого зрелища найдутся свои восторженные почитатели, которым приятно мнить себя причастными к тайнознанию, недоступному окружающим, но положа руку на сердце — всякому безобразию есть предел, уж на что сумасшедший профессор любит всякие...

Мне кажется, что драматургия Яблонской в большей степени, чем любые другие образцы «новой драмы», требует от театра, помимо всего прочего, мощных актерских возможностей. О возможностях таллиннской труппы судить затруднительно и в силу специфики режиссерско-сценографического...

С самого начала человеческой цивилизации театр служил основным источником развлечений. В наши дни театральные и оперные постановки ничуть не утратили свою популярность и значимость, и тысячи людей по всему миру ежедневно посещают театры и наслаждаются этим прекрасным видом искусства.

Здание любого театра - это уникальный мир со своей историей, традициями и тайнами. Давайте поговорим о тех из них, которые известны всему миру.

Театр Ла Скала по праву является самым знаменитым театром мира. И больше всего его ассоциируют с оперой, хотя значимое место в репертуаре занимают также драматические спектакли и балет.

Ла Скала, фото Rudiger Wolk

Построен он был в 1778 году. Зал в форме подковы имеет пять ярусов лож. На сцене Ла Скала звучали произведения известнейших композиторов Беллини, Россини, Доницетти, Верди. Театр славится своей безукоризненной акустикой.

У многих людей Австралия ассоциируется именно со зданием оперного театра в Сиднее . Оно легко узнаваемо и входит в число главных достопримечательностей страны. Это, пожалуй, один из самых знаковых театров современности.

Сиднейский оперный театр, фото Shannon Hobbs

Открытие состоялось в 1973 году. При строительстве главный упор делался на акустику и обзорность. Именно поэтому каждый зритель театра чувствует себя так, как будто приобрел билет на лучшее место в зале.

Здание театра стало домом для Сиднейского Симфонического оркестра, Сиднейской Театральной Компании, Австралийского балета и Австралийской оперы. Более 1500 представлений проходят здесь ежегодно.

3. Большой театр

Большой театр в Москве - один из ведущих театров России и всего мира. Вместе с лучшим симфоническим оркестром он пережил пожар, войну и революцию.

Большой театр в Москве, фото jimmyweee

На входе посетителей встречает статуя Аполлона в колеснице, предвосхищая грандиозные представления, проходящие в театре. Большую известность имеет балетная труппа театра. Юрий Григорович ставил здесь легендарное «Лебединое озеро» и «Золотой век». Большой был открыт после масштабной реконструкции в 2011 году.

4. Венская государственная опера

Построенный в 1869 году, театр долгое время имел репутацию центра музыкальной жизни Вены и всей Австрии.

Венская государственная опера, фото JP

Во время Второй мировой войны здание подверглось бомбардировкам и было практически разрушено. Чудесным образом сохранилась лестница и еще некоторые части. Восстановили лишь в 1955 году. Сегодня она продолжает быть одной из главных мировых оперных площадок. Под сводами Венской оперы ежегодно проводятся традиционные балы.

Дворец Каталонской Музыки находится в . Здание было официально открыто в 1908 году и практически сразу стало символом города. Великолепный стеклянный потолок, богатые росписи, витражи и скульптуры превратили его в настоящее произведение искусства. Это один из немногих театров, включенных в список культурного наследия ЮНЕСКО.

Palau de la Musica Catalana, фото Jiuguang Wang

Дворец является одной из главных театральных и музыкальных площадок Барселоны, где выступают многие мировые знаменитости. Здесь также проводят важные международные встречи и конференции, а для туристов организуются экскурсии.

Театр Les Celestins - главный центр искусства города Лион во Франции. Это оперный театр, который подходит для грандиозных представлений и может вместить более 1000 человек. Зал в виде подковы разделен на несколько уровней, поэтому даже сидящие далеко от сцены зрители все хорошо видят и слышат. Интерьер выполнен в королевском стиле с использованием красных и золотых тонов. Снаружи здание более строгое, украшено статуями.

Les Celestins в Лионе, фото Mirej

Вот уже более двух столетий на сцене Les Celestins ставят лучшие пьесы, оперы, драматические спектакли и концерты.

Театр Ковент-Гарден хорошо известен во всем мире. На его сцене проходят постановки Королевской Оперы и Королевского Балета. В этом величественном здании выступали звезды мировой классической музыки, начиная с 1858 года.

Королевский оперный театр Convent Garden, фото

Раньше в театр можно было попасть только перед началом представления при наличии билета. Сегодня же вы можете осмотреть его, совершив небольшую экскурсию.

Еще одной известнейшей мировой сценой является музыкальный театр Метрополитен-опера на Бродвее в Нью-Йорке. Это лучший театр . Свои ведущие роли здесь исполняли такие знаменитости, как Энрико Карузо и Пласидо Доминго.

The Metropolitan Opera House, фото Blehgoaway

Ежегодно «Мет» дает более двухсот представлений. Время от времени ведутся их теле- и радиотрансляции.

9. Одеон Герода Аттика

Если вам захочется посетить театр, которому столько же лет, сколько самому искусству, отправляйтесь в Одеон Герода Аттика в . Это классический древний амфитеатр, построенный в 161 г. н. э. Изначально над ним была крыша, но она была разрушена.

Одеон Герода Аттика в Афинах, фото Юкатан

Театр вмещает 5000 человек, и на его сцене до сих пор проходят спектакли, балет и другие мероприятия. Даже Элтон Джон давал свой концерт в Одеоне.

10. Театр Чикаго

Чикагский театр был построен в 1921 году в так называемый «золотой век развлечений» и стал первым в своем роде роскошным театром для показа кино, мюзиклов и различных шоу. Постепенно он стал визитной карточкой Чикаго . Сегодня театр Чикаго - это смесь разных жанров и стилей, от спектаклей и комедий, до танцевальных шоу и поп-концертов.

The Chicago Theatre, фото Leandro Neumann Ciuffo

В мире есть еще огромное количество театров, каждый из которых достоин внимания. Во время своих путешествий по городам и странам обязательно посещайте театры, и не важно, знамениты они на весь мир, или известны только в маленьком городе. В любом случае вы получите уникальную возможность прикоснуться к прекрасному миру театрального искусства.

  • Театр XX века – это театр поисков и многочисленных экспериментов, давших ему новые формы и средства выразительности, особый художественный стиль.

  • В XX в. на смену ведущим направлениям – реализму и романтизму – в театр приходят новые, противоречивые течения, которые назовут модернистскими.

  • На театральное искусство XX века существенное влияние оказала новая драматургия, представленная такими именами, как Г. Ибсен (Норвегия), Б. Шоу (Великобритания), Г. Гауптман (Германия), Р. Роллан (Франция).

  • Пьесы этих авторов на несколько десятилетий определили характер и особенности развития театрального искусства.


Джордж Бернард Шоу (1856-1950 г.г.)

  • Британский (ирландский и английский) писатель, романист, драматург, лауреат Нобелевской премии в области литературы.

  • Положил начало формированию интеллектуального театра, воспитывающего сознание и разум зрителей.


  • Шоу выступал за театр высоких идей, способный научить мыслить, а значит, и действовать.

  • Создал теорию «сверхчеловека», человека будущего, который обладает способностью изменять к лучшему не только себя, но и окружающий мир.

  • Его герой преисполнен добрых, а не злых помыслов, главная цель – созидание, а не разрушение.

  • Бернард Шоу пользовался особым способом изложения проблем – парадоксом.

  • Вот почему в его произведениях одновременно присутствуют комическое и трагическое, возвышенное и низменное, фантастика и реальность, эксцентрика, буффонада и гротеск.

  • Суть и смысл творчества Шоу заключался в словах: «Самая смешная шутка на свете – говорить людям правду»


Пьесы Б.Шоу

  • «Дом, где разбиваются сердца» (1913 -1919 г.г.)


Авангард в театральном искусстве.

  • Новые, модернистские течения

  • театрального искусства XX века – это:

  • экспрессионизм в Германии;

  • футуризм в Италии;

  • конструктивизм в России;

  • сюрреализм во Франции.


Экспрессионизм в Германии.

  • В конце Первой мировой войны в Германии возникло новое направление, отчетливо выразившее отчаянный протест против бездушного отношения к страданиям человека.

  • Тяжелые последствия войны диктовали театральной сцене новые темы и формы, способные пробуждать душу и сознание человека.

  • Этим направлением стал экспрессионизм

  • (фр. «выражение»)

  • Театральная сцена открывала перед зрителями все нюансы сознания героя: видения, сны, предчувствия, сомнения и воспоминания.

  • Драматургию немецкого экспрессионизма называли «драмой крика». Героям театральных пьес виделся конец света, грядущая всемирная катастрофа, «последний катаклизм» природы.

  • Маленький человек, с глазами, полными безнадёжного отчаяния и крика, представал на сцене экспрессионистского театра Германии.


ЛЕОНГАРД ФРАНК (1882-1961 г.г.)

  • Название первой его книги - «Человек добр» (1917 г.) - стало девизом экспрессионистов, программным лозунгом их «революции любви».

  • Произведения:

  • Роман «Шайка разбойников» (1914 г.);

  • новелла «В последнем вагоне», (1925 г.);

  • в романе «Слева, где сердце» (1952 г.) выразились симпатии Франка к социализму.

  • Театральные пьесы были поставлены В Швейцарии, Франции, Великобритании, США, СССР.


Сюрреализм во Франции. (фр. «сверхреализм», «стоящий над реальностью»)

  • Последователи С. отрицали логику в искусстве и предлагали художникам обратиться к сферам человеческого подсознания (к сновидениям, галлюцинациям, бредовым речам), сохраняя некоторые черты действительности.

  • Жан Поль Сартр (1905 – 1980 г.г.) – французский философ и писатель.

  • В 1943 г. поставил в оккупированном Париже драму – притчу «Мухи» на сюжет античного мифа об Оресте.


«Эпический театр» Бертольда Брехта (1898 – 1956 г.г.) – немецкого драматурга XX века.

  • Использовал в своих постановках комментирование событий со стороны, ставит зрителя в положение наблюдателя, включал в спектакли выступление хора, песни – зонги, вставные номера, чаще всего не связанные с сюжетом пьесы.

  • Широко использовались в спектаклях надписи и плакаты.

  • «Эффект отчуждения» - особый приём, когда перед зрителями представали певец или рассказчик, комментирующие происходящее совсем не так, как это могли сделать герои. (Люди и явления представали перед зрителями с самой неожиданной стороны)


  • «Трёхгрошовая опера» - написана в 1928 году в сотрудничестве с Э. Гауптман; в жанре зонг-оперы; композитор Курт Вейль.


«Мамаша Кураж и её дети» (1939 г.)


Наследие Брехта.

  • Художественные принципы эпического театра Брехта развивали многие режиссёры мира.

  • В театре продолжался период обновления , начавшийся в 70-90-е гг. XIX в. Через натурализм к символизму и реализму - таков путь европейских театров того времени.

    Зарубежная драматургия конца XIX - начала XX вв. представлена именами

    • Б. Шоу (Англия; «Дома вдовца», 1892, «Профессия миссис Уоррен», 1894, «Пигмалион», 1913),
    • Р. Роллана (Франция),
    • Г. Ибсена (Норвегия),
    • Г. Гауптмана (Германия),
    • М. Метерлинка (Бельгия) и др.

    В это время в театре преодолевался застой, начавшийся еще со времен романтизма. Крупнейшим реформатором театра был норвежский драматург Генрик Ибсен (1828-1906), который руководил театром сначала в Бергене (1852-1856), потом - в Христиании (1857-1862). Он изменил драматургическую структуру пьесы, он стремился сделать зрителя не созерцателем, а участником спектакля, хотел заставить задуматься его над происходящим на сцене. Ибсен преодолел господствующую в театре «инерцию хорошего конца» . Реалистическая драматургия Ибсена обличала буржуазные право, мораль, религию. Его герои динамичны, ищут себя. С творчества Ибсена в театре начинается новый этап . Его пьесы «Кукольный дом» («Нора», 1879), «Доктор Штокман» («Враг народа», 1882) обошли сцены многих стран Европы, в том числе и России. В них рассказывается о жизни маленьких провинциальных городов, построенной на лжи, лицемерии, ханжестве. Когда же кто-нибудь пытается сказать правду, его объявляют врагом общества.

    Последователем идей Ибсена был его младший современник швед Юхан Август Стриндберг (1849-1912). Стринберга тоже привлекает духовный мир человека , но его герои бегут от реальной жизни, они занимаются самоисследованиями, прячутся в семье или в одиночестве («Фрекен Юлия», «Пляска смерти», «Кристина» и др.) - сказывались настроения декадентства. Стриндберг был родоначальником теории «Интимного театра» , получившей развитие в современном театре. Разрыв между гуманистическим идеалом художника и буржуазной действительностью заставлял драматургов, режиссеров и артистов искать новые выразительные средства, новую образность. Эти поиски велись в области символизма. Символическая образность привлекала великого норвежского драматурга Ибсена, это чувствуется в поздних его пьесах («Строитель Сольнес», «Росмерсхольм», «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» и др.).

    Символизм отразился и на творчестве

    • Гауптмана,
    • А. Стриндберга (Швеция),
    • У. Б. Йейтса (Ирландия),
    • С. Выспяньского,
    • С. Пшибышевского (Польша),
    • Г. Аннунцио (Италия).

    Крупнейшим драматургом и теоретиком символизма был Морис Метерлинк (1862-1949). Его человек существует в мире, где его окружает затаившееся, невидимое зло. Герои Метерлинка - слабые, хрупкие существа, неспособные защищать себя, изменить враждебные им закономерности. Но они сохраняют в себе начала человечности, духовную красоту, веру в идеал. Поэтому его пьесы полны драматизма и высокой поэтики («Смерть Тентажиля», «Пелиас и Мелисанда» и др.). Он создал классическую форму символической драмы с ослабленным внешним действием, прерывистым, полным скрытой тревоги и недосказанности диалогом. Каждая деталь обстановки, жест, интонация актера выполняли в ней свою образную функцию, участвовали в раскрытии главной темы - борьбы жизни и смерти. Символом этой борьбы становился сам человек, окружающий мир был выражением его внутренней трагедии. Пьесы Метерлинка шли по всей Европе, ставили его и в России, где символизм возник позднее (во МХАТе в 1904 г. были поставлены его «Слепые», «Непрошеная», «Там внутри», в 1908 «Синяя птица»; в Петербурге, в театре В. Крмиссарржевской «Сестра Беатриса»).

    Режиссеры-символисты П. Фор, О. Люнье-По, Ж. Руше во Франции, А. Аппиа в Швейцарии, Г. Крэг в Англии, Г. Фукс, отчасти М. Рейнхардт в Германии стремились в своих постановках преодолеть конкретность бытового, натуралистического изображения действительности, господствовавшего в театре того времени. Тогда в практику сценического искусства стали входить условные декорации , среда и место действия обозначались обобщенно и концентрированно, без подробностей.

    Сценография (оформление сцены) стала согласовываться с настроением того или иного фрагмента пьесы, активизировать подсознательное восприятие зрителей. Для решения этих задач режиссеры объединили средства живописи, архитектуры, музыки, цвета и света; бытовая мизансцена сменилась мизансценой пластически организованной, статичной. Огромное значение в спектакле приобретает ритм, отражавший скрытую «жизнь души», напряжение «второго плана» действия. Постановщики стремились сблизить актеров и зрителей, создавая общее настроение, при этом активно использовалась машинерия. Это было время благодатного синтеза искусств . Поиски шли во всех видах искусства, а представители разных видов искусства стремились сотрудничать и экспериментировать вместе, создавая новые средства выразительности.

    В театре это было время, когда режиссер становился ведущей театральной профессией, теперь он отвечал за всю постановку в целом и осуществлял ее. А XX век уже стал временем не только великих драматургов и артистов, но великих режиссеров.

    Так, в 1902 г. артист Макс Рейнхардт (1873-1943) создал Камерный театр , в котором работали крупнейшие актеры: Роза Бергенс, Райхер, а также новые знаменитости такие, как Гертруда Эйзольд. Театр обратился к драматургам авангардистской ориентации (Уайльд («Соломея»), швед Август Стриндберг, Франц Веденкинд). Слава к театру пришла с постановкой на его сцене пьесы Горького «На дне». Поставленная в плане отчасти символистском, отчасти предвещающем экспрессионизм, потрясла публику. За два сезона пьеса прошла более 500 раз, и ободренный успехом Рейнхардт открывает еще один театр - Новый , где ставится в 1905 г. «Сон в летнюю ночь» Шекспира. Колоссальный успех постановки заставляет говорить о Рейнхардте как о ведущем немецком режиссере . Новый театр сливается с Немецким театром Брама (см. выше) и Рейнхардт получает широкие возможности для работы. Он далеко уходит от натурализма Брама, заново ставит целый ряд пьес Гауптмана и Ибсена, стремясь передать в них прежде всего мучительные духовные искания героев, кризис сознания, муки безысходной страсти.

    На многих режиссерских работах Рейнхардта лежит печать декадентства, но все они отмечены большой художественной смелостью, подлинно новаторскими открытиями. Рейнхардт создает новый тип актера , требует от своих исполнителей аналитического подхода к пьесе, правды переживания, живого творчества на сцене, это сближает его с театром Станиславского. Условно стилизованное оформление мизансцен выполняли художники, близкие к авангардистскому направлению.

    Рейнхардт ощущал ограниченность символизма и в новых поисках пришел к экспрессионизму . В шекспировских «Макбете», «Гамлете» и «Укрощении строптивой» режиссер резко обнажил театральность разыгрываемого на сцене представления, даже с элементами «плакатного» стиля. Он использовал принципы театра масок, вводил буффонаду, добивался в спектаклях единой сквозной ноты. Неустанно экспериментируя, Рейнхардт с 1910 г. начал ставить спектакли на огромной арене берлинского цирка Шумана. Здесь он опробовал свои идеи массового спектакля, призванного возродить античные представления с их мифотворчеством на сцене («Царь Эдип» в переделке Гофмансталя, «Сестра Беатриса» Метерлинка). Эти опыты вызвали резкие споры, но они непосредственно предвосхищают последующие искания Брехта и других драматургов экспрессионизма, стремившихся вовлечь в действие зрителя, показать на сцене устремления и побуждения огромных масс людей.

    Близким к Рейнхардту путем шел английский режиссер Гордон Крэг . Он начинал как актер в труппе Генри Ирвинга, где играл в пьесах Шекспира вместе со своей матерью, выдающейся актрисой Эллен Терри. Он решительно отказался и от опыта Ирвинга, и от натурализма и пошел по пути чисто символического спектакля . Свои взгляды Крег изложил в книге «Искусство театра» (1911). Задачей театра он объявил создание спектаклей философской проблематики, погружение в мир условности, в «невидимый мир» духа. Театр не должен быть ни жизнеподобным, ни строго говоря, психологическим. Его цель, по мнению Крэга, - в зримых образах воссоздать некие вечные, взятые вне исторического контекста проблемы человеческой жизни, философские загадки бытия. Поставленный Крэгом «Гамлет» был драмой о конфликте духовных и плотских побуждений. «Саломея» Уайльда решалась как изысканно-абстрактная трагедия страсти.

    Крэг отказался от отображения своей эпохи и этим обрек свою реформу на неудачу. Но его находки такие, как

    • принцип декоративного оформления спектакля,
    • использование поднимающихся сценических площадок,
    • стремление максимально сократить расстояние между актером и зрителем,
    • перенесение действия со сцены в зал,

    были использованы многими выдающимися режиссерами, в том числе В. Э. Мейерхольдом. Гордона Крэга отличает дух творческого поиска , который был свойственен европейскому искусству того времени. А там, где есть творчество, там обязательно есть достижения и просчеты.

    В это время всемирную известность имела итальянская актриса Элеонора Дузе (1858-1924). Ею восхищались лучшие люди эпохи, такие как Станиславский и Блок. Властительницей дум была и француженка Сара Бернар (1844-1923).



Загрузка...
Top