А. Пушкин

Анализ эпизода, Самсон Вырин у Минского". Помогите пожалуйста.

Ответы:

Самсон Вырин несчастен. Во-первых, потому что он не верит в прочность ее случайного счастья, несмотря на заверения Минского в том, что он не покинет Дуню и выполнит свой долг перед ней. Заверяя Вырина: «: не думай, чтоб я Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово», - Минский сдержал свое обещание. Заключительный эпизод повести - рассказ мальчика о посещении Дуней могилы отца - неоспоримое свидетельство об этом: » Во-вторых, Вырин несчастлив не только из-за боязни за судьбу дочери, перед нами трагедия обманутого доверия: «Вырин слишком много вложил в свою любовь к дочери. Теперь эта любовь предана. Дуня ушла от него, ушла по своей воле. Она не бросилась к нему, когда он разыскивал ее, но ужаснулась, дала его вытолкнуть, не вернула его. И теперь эти кинутые в оплату позора бумажки, и оскорбления Минского, и неприкаянность одинокой жизни - все это сплетается в одно с оскорбленной любовью, обмануто доверие, - и вот начинается своего рода «тихий бунт» смирного человека. Вырин уже не может зажить прежней жизни. Он должен спиться и погибнуть. Жизнь потеряла для него смысл и вкус».

Похожие вопросы

  • Найдите НОК и НОК чисел 24,36 .Заранее спасибо
  • Диалог на английском языке" как я ужасно провел день
  • Задание 171 . срочно помогите пожалуйста.
  • Решить неравенство! очень срочно! (x^2-x-2)√(x^2-x) больше либо равно 0
  • Помогите пожалуйста с 2. 2 денгей 1 денгей 4 тапсырма и 5 тапсырма
  • Как можно найти стороны параллелограма если известен только периметр и известно??то одна его сторона в 10раз больше
  • Значение фразиологизма ног под собой не чуя!
  • Тело движется без начальной скорости с ускорением 0,4м/c2. Какой путь оно прошло за 5??екунд? С РЕШЕНИЕМ
  • Реши задачи вывести и запеши ответ в каждой из них а)в каждой из двух домав по 9 кв??ртир во втором-8 сколько квартир двух домах
  • Просто исправьте мне тут ошибки, я устал: The Super Bowd is the highlight of the year tor American football fans. It is the fanal round in a compettion between the top teams in the National Foosball League. as well as a national celebration The 30 professional teams in the NFL play matches against each other all season to desermine whn will go througn to the playoffs. Then, the two winning teams face each other to compete for the super Bowl Trophy, which is modal of a football in kicking position made of siver. The trophy is presented by the NFL commissioner All players from both teams receive a special pommemorative silver ring. The first Super Bowl was played in 1967 Since then, the event has grayjali elaborete and more popular. These days, the competition is whatched by milions people of worldwide, and a more then just a fotball game In fact, it is an entertainment extravaganza, with a pro-game show and a hair-time show which both teature famous bands and singers. A big name star is always asked to sing the national anthem, which is considered to be a asked to great honout. The shows also have plenty of cheereaders and marching bands Everyone who takes part in the event from the spectators to the playens, has a fantastic time

Цели урока:

1. Дидактическая:

  • раскрыть идейно-художественное содержание повести;
  • совершенствовать навыки работы с литературоведческими терминами;
  • формировать навыки литературоведческого анализа текста (постижение идеи произведения в единстве формы и содержания);
  • совершенствовать навыки сравнительного анализа.

2. Развивающая:

  • совершенствовать монологическую и диалогическую речь;
  • развитие аналитического мышления.

3. Воспитательная:

  • осознанное, вдумчивое чтение, бережное отношение к слову;
  • воспитание чувства долга, ответственности, взаимопонимания.

Запись в тетради и комментирование литературоведческих терминов:

  1. Эпиграф.
  2. Тема «маленького человека».
  3. Идея.
  4. Проблема.
  5. Литературный герой.
  6. Конфликт.
  7. Характеристика героя.
  8. Нравственный выбор.
  9. Авторская позиция.
  10. Ирония.
  11. Композиция.
  12. Сравнение.
  13. Эпитет.

На изучение данного произведения программой отводится 1 час. Как правило, учитель делает акцент на рассмотрении социальной и нравственной проблем:

  • проблемы бесправного положения «маленького человека»;
  • проблемы нравственного выбора.

На мой взгляд, данный текст является благодатным материалом для обучения литературоведческому анализу: через идейно-художественный анализ некоторых эпизодов возможно более глубокое раскрытие содержания произведения. Учитель обращает внимание на смысловую нагрузку слова, развивая, таким образом, лингвистическое чутьё, воспитывая и развивая читательскую культуру.. Подобная форма работы предполагает самостоятельное рассмотрение хрестоматийных вопросов в письменной форме. Этот этап можно обозначить как выявление читательского восприятия учащихся. К примеру, следующие вопросы, традиционно разбирающие в классе, учащиеся 7 класса способны рассмотреть самостоятельно:

  1. Каков смысл названия произведения? Почему повесть названа не именем главного героя «Самсон Вырин»(по аналогии «Дубровский», «Евгений Онегин»)?
  2. В чём состоял нравственный выбор Самсона Вырина и Дуни?

Учитель заранее раздаёт вопросы и обозначает фрагменты, над которыми ребята будут работать в классе.

Вопросы к уроку:

  1. Определите тему, идею, конфликт, проблемы повести. Какие аспекты проблем вы можете выделить?
  2. Авторское отношение к героям? (см. презентацию в приложении)
  3. Что общего и различного в судьбах героев картин Венециана А.В. «Дуня на могиле отца» и Рембранта «Возвращение блудного сына»?
  4. Каков смысл последних строк произведения и какова связь между этими строчками и эпиграфом?

Эпиграф урока:

И долго буду тем любезен я народу,
что чувства добрые я лирой пробуждал.

А.С.Пушкин

Эпизоды №1

«…Долго стоял он неподвижно, наконец увидел за обшлагом своего рукава свёрток бумаг; он вынул их и развернул несколько пяти и десятирублёвых смятых ассигнаций. Слёзы опять навернулись на глазах его, слёзы негодования ! Он сжал бумажки в комок , бросил их наземь, притоптал каблуком и пошёл… Отошел несколько шагов, он остановился, подумал… и воротился … но ассигнаций уже не было».

Анализ данного эпизода позволяет выявить не только бесправное положение «маленького человека», но и наблюдать за невидимой схваткой между Минским и станционным смотрителем. Обратите внимание: причастие «смятых» находится не перед числительными «пять», «десять», а перед существительным «ассигнаций», то есть унизительное положение чиновника 14 класса подчёркивается не столько суммой, какой оценил чувства несчастного отца дворянин, сколько небрежностью состояния денег, данных с такой же небрежностью Минским. В ответ на это Самсон Вырин «сжал»бумажки в комок. Лингвистический анализ:

  • смятых - сжал;
  • ассигнации -бумажки.

Позволяет увидеть негодование мелкого чиновника («притоптал каблуком»), его моральное превосходство, но глаголы «подумал», «воротился» разочаровывают читателя, напоминая ему об эпохе, когда народ ещё не созрел до осознанного бунта.

Эпизод №2

«.…Таков был рассказ приятеля моего , старого смотрителя, рассказ, неоднократно прерываемый слезами, которые живописно отирал своею полою…. Слёзы сии отчасти возбуждаемы были пуншем, коего вытянул он пять стаканов в продолжение своего повествования: но как бы то ни было , они сильно тронули моё сердце…».

Данный эпизод позволяет выявить авторское отношение к герою. Притяжательное местоимение «моего» передаёт расположение рассказчика к станционному смотрителю. Наречие «живописно», глагол «вытянул», вместо стилистически нейтрального «выпил», указывают на социальную слабость русского мужика. Самсон Вырин был человеком слабым, привыкшим к твёрдой руке: жесткости барина или любви дочери. Таким образом, проблема социальная выходит за рамки, обозначая другой аспект – нравственно-философский. Это подтверждает и анализ следующего эпизода.

Эпизод №3

«В комнате, прекрасно убранной, Минский сидел в задумчивости. Дуня, одетая со всею роскошью моды , сидела на ручке его кресел, как наездница на своём английском седле . Она с нежностию смотрела на Минского, наматывая чёрные кудри на свои сверкающие пальцы….

Бедный смотритель! Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною; он поневоле ею любовался…»

Ребята обращают внимание на сравнительный оборот «как наездница на своём английском седле». Езда верхом на лошади – удовольствие аристократов, обученных этому с детства. Художественная деталь позволяет сделать вывод о комфортности и прочности положения Дуни в доме Минского. «Одетая со всею роскошью моды», «сверкающие пальцы» красноречиво передают нежное отношение офицера к дочери станционного смотрителя.

Допускается мысль, что Самсон Вырин мог любоваться не только красотой Дунечки, но и её положением, её жизньюв роскоши. Вот тут-то и вступают в конфликт противоречивые чувства: любовь и ревность отца. Ведь «приятель его советовал ему жаловаться; но смотритель подумал, махнул рукой и решил отступиться ». Очень важен для понимания истинной причины трагедии героя фразеологизм «махнул рукой», невольно напоминающий усталость современных родителей, боровшихся против шалостей детей. В душе старик понимал, что Дунечка заслуживает другой жизни, но он вступил в общечеловеческий конфликт: почему счастье дочери даётся ценой отцовского счастья? Этот философский аспект помогает усилить сравнительный анализ двух картин: Венециана А.В. «Дуня на могиле отца» и Рембранта «Возвращение блудного сына» (см. презентацию в приложении).

Что общего и различного в судьбах героев?

Дуня просит прощения у отца на могиле, раскаяние запоздалое. Вопрос: «Счастлива ли Дуня? почему? –усиливает философский аспект конфликта повести. Невозможно быть счастливым ценой благополучия дорогих, близких людей.

Эпизод №5

«И я дал мальчишке пятачок и не пожалел уже ни о поездке, ни о семи рублях, мною истраченных»

Анализ этого эпизода подведёт к ответу на вопрос: «Почему автор завершает повесть именно этими строчками и какова связь между ними и эпиграфом?»

(И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал)

Очень важно, на какой мысли автор заканчивает своё произведение. Нравственно-философский аспект в повести А.С.Пушкина является ключевым. Это произведение имеет мощный потенциал не только в формировании и развитии эстетического чувства юного читателя, но и благодатным материалом для воспитания таких качеств как чувства долга, ответственности за тех, кто нам дорог и кому мы обязаны жизнью.

Итак, учащиеся 7 класса способны прикоснуться к философскому аспекту конфликта повести. Анализ эпизодов в единстве формы и содержания способствует развитию аналитического мышления, формирует навыки исследовательского подхода к тексту.

Эта форма деятельности позволяет ребятам сделать вывод, что каждое изучаемое произведение таит в себе нераскрытый смысл, постичь который невозможно до конца. Ученики убеждаются в том, что способность видеть все грани слова зависит от жизненного и читательского опыта, и это обстоятельство непроизвольно подведёт их к потребности возвращаться не раз к прочитанным произведениям.

История создания

Болдинская осень в творчестве А.С. Пушкина стала по-настоящему «золотой», так как именно в это время созданы им многие произведения. Среди них «Повести Белкина». В письме другу П. Плетневу Пушкин писал: «... Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется». Хронология создания этих повестей выглядит следующим образом: 9 сентября закончен «Гробовщик», 14 сентября - «Станционный смотритель», 20 сентября - «Барышня-крестьянка», после почти месячного перерыва написаны две последние повести: «Выстрел» - 14 октября и «Метель» - 20 октября. Цикл «Повестей Белкина» явился первым завершенным прозаическим творением Пушкина. Пять повестей были объединены вымышленным лицом автора, о котором «издатель» рассказал в предисловии. Мы узнаем, что П.П. Белкин родился «от честных и благородных родителей в 1798 году в селе Горюхино». «Был росту среднего, глаза имел серые, волоса русые, нос прямой; лицом был бел и худощав». «Вел жизнь самую умеренную, избегал всякого рода излишеств; никогда не случалось... видеть его навеселе..., к женскому полу имел он великую склонность, но стыдливость была в нем истинно девическая». Осенью 1828 года этот симпатичный персонаж «занемог простудною лихорадкою, обратившеюся в горячку, и умер...».

В конце октября 1831 года «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» были опубликованы. Предисловие завершалось словами: «Почитая долгом уважить волю почтенного друга автора нашего, приносим ему глубочайшую благодарность за доставленные нам известия и надеемся, что публика оценит их искренность и добродушие. А.П.». Эпиграф ко всем повестям, взятый из фонвизинского «Недоросля» (Г-жа Простакова: «То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник». Скотинин: «Митрофан по мне»), говорит о народности и простоте Ивана Петровича. Он собрал эти «простые» повести, причем записал их от разных рассказчиков («Смотритель» рассказан был ему титулярным советником А.Г. Н., «Выстрел» подполковником И.Л. П., «Гробовщик» приказчиком Б.В., «Метель» и «Барышня» девицею К.И. Т.), обработав их по своему умению и усмотрению. Таким образом, Пушкин как настоящий автор повестей скрывается за двойной цепочкой простодушных рассказчиков, и это дает ему большую свободу повествования, создает немалые возможности для комизма, сатиры и пародии и в то же время позволяет выразить свое отношение к этим историям.

С полным обозначением имени настоящего автора, Александра Сергеевича Пушкина, они вышли в свет в 1834 году. Создавая в этом цикле незабываемую галерею образов, живущих и действующих в российской провинции, Пушкин с доброй улыбкой и юмором рассказывает о современной России. Работая над «Повестями Белкина», Пушкин так обозначил одну из своих главных задач: «Языку нашему надобно воли дать более (разумеется, сообразно с духом его)». И когда автора повестей спросили, кто же этот Белкин, Пушкин ответил: «Кто бы он там ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно».

Повесть «Станционный смотритель» занимает значительное место в творчестве А.С. Пушкина и имеет большое значение для всей русской литературы. В ней едва ли не впервые изображены жизненные невзгоды, боль и страдание того, кого называют «маленьким человеком». С нее начинается в русской литературе тема «униженных и оскорбленных», которая познакомит с добрыми, тихими, страдающими героями и позволит увидеть не только кротость, но и величие их душ и сердец. Эпиграф взят из стихотворения П.А. Вяземского «Станция» («Коллежский регистратор,/ Почтовой станции диктатор»), Пушкин изменил цитату, назвав станционного смотрителя «коллежским регистра-тором» (низший гражданский чин в дореволюционной России), а не «губернским регистратором», как это было в оригинале, так как этот чином выше.

Род, жанр, творческий метод

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина» состоят из 5 повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». Каждая из «Повестей Белкина» так мала по своему размеру, что можно было бы назвать ее рассказом. Пушкин называет их повестями. Для писателя-реалиста, воспроизводящего жизнь, формы повести и романа в прозе были особенно подходящими. Они привлекали Пушкина своей гораздо большей, чем стихи, доходчивостью до самых широких читательских кругов. «Повести и романы читаются всеми и везде», - отмечал он. Повести Белкина» являются, по существу, началом русской высокохудожественной реалистической прозы.

Пушкин взял для повести самые типичные романтические сюжеты, которые и в наше время вполне могут повториться. Его герои изначально попадают в ситуации, где присутствует слово «любовь». Они уже влюблены или только жаждут этого чувства, но именно отсюда начинается развертывание и нагнетание сюжета. «Повести Белкина» задуманы автором как пародия на жанр романтической литературы. В повести «Выстрел» главный герой Сильвио пришел из уходящей эпохи романтизма. Это красивый сильный храбрый человек с цельным страстным характером и экзотическим нерусским именем, напоминающий загадочных и роковых героев романтических поэм Байрона. В «Метели» пародируются французские романы и романтические баллады Жуковского. В конце повести комическая путаница с женихами приводит героиню повести к новому, выстраданному счастью. В повести «Гробовщик», в которой Адриан Прохоров приглашает к себе в гости покойников, пародируется опера Моцарта и страшные истории романтиков. «Барышня-крестьянка» - маленькая изящная комедия положений с переодеваниями во французском вкусе, разворачивающаяся в русской дворянской усадьбе. Но она добро, смешно и остроумно пародирует знаменитую трагедию - «Ромео и Джульетту» Шекспира.

В цикле «Повестей Белкина» центр и вершина - «Станционный смотритель». В повести заложены основы реализма в русской литературе. В сущности, по сюжету своему, выразительности, сложной емкой теме и тениальной композиции, по самим характерам это уже маленький, сжатый роман, повлиявший на последующую русскую прозу и породивший повесть Гоголя «Шинель». Люди здесь изображены простые, и сама их история была бы простой, если бы не вмешались в нее разные житейские обстоятельства.

Тематика

В «Повестях Белкина», наряду с традиционной романтической тематикой из дворянско-усадебного быта, Пушкин раскрывает тему счастья человека в широком его понимании. Житейская мудрость, правила бытового поведения, общепринятая мораль закреплены в катехизисах, прописях, но следование им не всех и не всегда приводит к удаче. Нужно, чтобы судьба подарила человеку счастье, чтобы удачно сошлись обстоятельства. В «Повестях Белкина» показано, что нет безвыходных положений, за счастье надо бороться, и оно будет, даже если оно невозможно.

Повесть «Станционный смотритель» - самое грустное и самое сложное произведение цикла. Это повесть о горестной судьбе Вырина и счастливой судьбе его дочери. Автор с самого начала связывает скромную историю Самсона Вырина с философским смыслом всего цикла. Ведь у станционного смотрителя, который вовсе не читает книг, есть своя схема восприятия жизни. Она отражена в картинках «с приличными немецкими стихами», которые развешаны на стенах его «смиренной, но опрятной обители». Рассказчик подробно описывает эти картинки, изображающие библейскую легенду о блудном сыне. На все случившееся с ним и с его дочерью Самсон Вырин смотрит сквозь призму этих картинок. Его жизненный опыт подсказывает, что с дочерью произойдет несчастье, она будет обманута и брошена. Он является игрушкой, маленьким человеком в руках сильных мира, превративших деньги в главное мерило.

Пушкин заявил одну из главных тем русской литературы XIX века - тему «маленького человека». Значимость этой темы для Пушкина заключалась не в обличении забитости своего героя, а в открытии в «маленьком человеке» сострадательной и чуткой души, наделенной даром отклика на чужое несчастье и чужую боль.

Отныне тема «маленького человека» будет звучать в русской классической литературе постоянно.

Идея

«Ни в одной из «Повестей Белкина» нет идеи. Читаешь - мило, гладко, плавно: прочитаешь - всё забыто, в памяти нет ничего, кроме приключений. «Повести Белкина» читаются легко, ибо они не заставляют думать» («Северная пчела», 1834, № 192, 27 августа).
«Правда, эти повести занимательны, их нельзя читать без удовольствия: это происходит от прелестного слога, от искусства рассказывать, но они не художественные создания, а просто сказки и побасенки» (В.Г. Белинский).

«Давно ли вы перечитывали прозу Пушкина? Сделайте мне дружбу - прочтите сначала все «Повести Белкина». Их надо изучать и изучать каждому писателю. Я на днях это сделал и не могу вам передать того благодетельного влияния, которое имело на меня это чтение» (из письма Л.Н. Толстого П.Д. Голохвастову).

Столь неоднозначное восприятие пушкинского цикла наводит на мысль, что в «Повестях Белкина» заключается некая тайна. В «Станционном смотрителе» заключена она в небольшой художественной детали - стенных картинах, рассказывающих о блудном сыне, которые были в 20-40-х годах частой принадлежностью станционной обстановки. Описание тех картинок выводит повествование из социально-бытового плана в философский, позволяет осмыслить его содержание в соотнесенности с человеческим опытом, интерпретирует «вечный сюжет» о блудном сыне. Повесть проникнута пафосом сострадания.

Характер конфликта

В повести «Станционный смотритель» - униженный и печальный герой, финал - в равной степени и скорбный и счастливый: смерть станционного смотрителя, с одной стороны, и счастливая жизнь его дочери - с другой. Повесть отличает особенный характер конфликта: здесь нет отрицательных героев, которые были бы отрицательны во всем; нет и прямого зла - и в то же время горе простого человека, станционного смотрителя, от этого не становится меньшим.

Новый тип героя и конфликта повлек за собой иную систему повествования, фигуру рассказчика - титулярного советника А. Г. Н. Он рассказывает историю, услышанную от других, от самого Вырина и от «рыжего и кривого» мальчика. Увоз Дуни Выриной гусаром - завязка драмы, за которой следует цепь событий. С почтовой станции действие перебрасывается в Петербург, из дома смотрителя - на могилу за околицей. Смотритель не в силах повлиять на ход событий, но прежде чем склониться перед судьбой, пытается повернуть историю вспять, спасти Дуню от того, что представляется бедному отцу гибелью его «дитяти». Герой осмысляет происшедшее и, более того, сходит в могилу от бессильного сознания собственной вины и непоправимости беды.

«Маленький человек» - это не только низкий чин, отсутствие высокого социального статуса, но и потерянность в жизни, страх перед нею, утрата интереса и цели. Пушкин первый обратил внимание читателей на то, что, несмотря на свое невысокое происхождение, человек все равно остается человеком и ему присущи все те же чувства и страсти, что и людям высшего общества. Повесть «Станционный смотритель» учит уважать и любить человека, учит умению сочувствовать, заставляет думать о том, что мир, в котором живут станционные смотрители, устроен не лучшим образом.

Основные герои

Автор-рассказчик сочувственно говорит о «сущих мучениках четырнадцатого класса», станционных смотри-телях, обвиняемых путешественниками во всех грехах. На самом же деле их жизнь - настоящая каторга: «Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут - а виноват смотритель... Легко можно догадаться, что есть у меня приятели из почтенного сословия смотрителей». В память одного из них написана эта повесть.

Главным героем в повести «Станционный смотритель» является Самсон Вырин, человек около 50 лет. Родился смотритель примерно в 1766 году, в крестьянской семье. Конец XVIII века, когда Вырину было 20-25 лет - это время суворовских войн и походов. Как известно из истории, Суворов развивал у подчиненных инициативу, поощрял солдат и унтер-офицеров, продвигая их по службе, воспитывая в них товарищество, требовал грамотности и сообразительности. Человек из крестьян под командой Суворова мог дослужиться до унтер-офицера, получить это звание за верную службу и личную храбрость. Самсон Вырин мог быть именно таким человеком и служил, скорее всего, в Измайловском полку. В тексте говорится, что, прибыв в Петербург на поиски дочери, он останавливается в Измайловском полку, в доме отставного унтер-офицера, своего старого сослуживца.

Можно предположить, что около 1880 года он вышел в отставку и получил должность станционного смотрителя и чин коллежского регистратора. Эта должность давала небольшое, но постоянное жалованье. Он женился, вскоре родилась дочь. Но жена умерла, и дочь была отцу радостью и утешением.

Ей с детства пришлось взвалить на свои хрупкие плечи всю женскую работу. Сам Вырин, как он представлен в начале повести, - «свежий и бодрый», общительный и неозлобленный, несмотря на то, что незаслуженные оскорбления так и сыпались на его голову. Всего через несколько лет, проезжая по той же дороге, автор, остановившись на ночь у Самсона Вырина, не узнал его: из «свежего и бодрого» тот превратился в заброшенного, обрюзгшего старца, единственным утешением которому служила бутылка. А все дело в дочери: не испросив родительского согласия, Дуня - его жизнь и надежда, ради блага которой он жил и работал, - бежала с проезжим гусаром. Поступок дочери сломил Самсона, он не мог перенести того, что его милое дитя, его Дуня, которую он как мог оберегал от всяких опасностей, смогла так поступить с ним и, что еще страшнее, с собой - стала не женой, а любовницей.

Пушкин сочувствует своему герою и глубоко его уважает: человек низшего сословия, выросший в нужде, тяжком труде, не забыл, что такое порядочность, совесть и честь. Более того, качества эти он ставит выше материальных благ. Бедность для Самсона ничто по сравнению с опустошенностью души. Автор не зря вводит в повесть такую деталь, как картинки с изображением истории блудного сына на стене в доме Вырина. Как и отец блудного сына, Самсон готов был простить. Вот только Дуня не возвращалась. Страдания отца усугублялись тем, что он хорошо знал, чем зачастую заканчиваются подобные истории: «Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы...». Попытка разыскать дочь в огромном Петербурге закончилась ничем. Вот тут и сдался станционный смотритель - запил окончательно и через некоторое время умер, не дождавшись дочери. Пушкин создал в своем Самсоне Вырине поразительно емкий, правдивый образ простого, маленького человека и показал все его права на звание и достоинство человека.

Дуня в повести показана мастерицей на все руки. Никто лучше ее не мог приготовить обед, убрать в доме, прислужить проезжему. И отец, глядя на ее проворство и красоту, не мог нарадоваться. В то же время это юная кокетка, знающая свою силу, вступающая в разговор с приезжим без робости, «как девушка, видевшая свет». Белкин в повести видит Дуню впервые, когда той четырнадцать лет- возраст, в котором ещё рано задумываться о судьбе. Дуня ничего не знает об этом намерении заезжего гусара Минского. Но, оторвавшись от отца, она выбирает своё женское счастье, пусть, может быть, и недолгое. Она выбирает другой мир, неведомый, опасный, но в нём она, по крайней мере, будет жить. Трудно её винить в том, что она выбрала жизнь, а не прозябание, она рискнула и выиграла. Дуня и приезжает к отцу лишь тогда, когда сбылось всё, о чём она могла только мечтать, хотя Пушкин ни слова не говорит о её замужестве. Но шестёрка лошадей, трое детей, кормилица свидетельствуют о благополучном завершении истории. Конечно, сама Дуня считает себя виноватой в смерти отца, но, вероятно, читатель простит её, как прощает Иван Петрович Белкин.

Дуню и Минского, внутренние мотивы их поступков, мыслей и переживаний, на всем протяжении повести рассказчик, ямщик, отец, рыжий мальчик описывают со стороны. Может быть, поэтому образы Дуни и Минского даны несколько схематично. Минский знатен и богат, служил на Кавказе, чин ротмистра - не маленький, а если он в гвардии, то уже большой, равен армейскому подполковнику. Добрый и веселый гусар полюбился простодушному смотрителю.

Многие поступки героев повести сегодня непонятны, а для современников Пушкина они были естественны. Так, Минский, полюбив Дуню, не женился на ней. Он мог так поступить не только потому, что был повесой и легкомысленным человеком, но и по ряду объективных причин. Во-первых, чтобы жениться, офицеру требовалось разрешение командира, часто женитьба означала отставку. Во-вторых, Минский мог зависеть от своих родителей, которым брак с бесприданницей и не дворянкой Дуней вряд ли понравился бы. На разрешение хотя бы этих двух проблем требуется время. Хотя в финале Минский смог это сделать.

Сюжет и композиция

К композиционному построению «Повестей Белкина», состоящих из пяти отдельных повестей, неоднократно обращались русские писатели. О своем замысле написать роман с подобной композицией писал в одном из писем Ф.М. Достоевский: «Повести совершенно отдельны одна от другой, так что их можно даже пускать в продажу отдельно. Я полагаю, Пушкин думал о похожей форме романа: пять повестей (число «Повестей Белкина»), поступающих в продажу отдельно. У Пушкина повести и впрямь отдельны во всех отношениях: нет сквозного персонажа (в противоположность пяти повестям «Героя нашего времени» Лермонтова); нет общего содержания. Зато есть общий прием тайны, «детектива», лежащих в основании каждой повести. Повести Пушкина объединяются, во-первых, фигурой повествователя - Белкина; во-вторых, тем, что все они рассказаны. Рассказанность и была, предполагаю, тем художественным приемом, ради которого затеян весь текст. Рассказанность как общее всем повестям одновременно допускала их чтение (и продажу) по отдельности. Пушкин думал о произведении, которое, будучи целым в целом, было бы цело в каждой части. Я называю такую форму, пользуясь опытом последующей русской прозы, романом-циклом».

Повести были написаны Пушкиным в одном хронологическом порядке, разложил же он их не по времени написания, а исходя из композиционного расчета, чередуя повести с «неблагополучными» и «благополучными» концами. Такая композиция сообщала всему циклу, несмотря на наличие в нем и глубоко драматических положений, общую оптимистическую направленность.

Пушкин выстраивает повесть «Станционный смотритель» на развитии двух судеб и характеров - отца и дочери. Станционный смотритель Самсон Вырин - старый заслуженный (три медали на полинялых ленточках) отставной солдат, человек добрый и честный, но грубоватый и простодушный, находится в самом низу табели о рангах, на низшей ступени социальной лестницы. Он и есть не только простой, но маленький человек, которого каждый проезжий дворянин может оскорбить, накричать, ударить, хотя его низший чин 14 класса давал все же право на личное дворянство. Но всех гостей встречала, утихомиривала и поила чаем красивая и бойкая дочь его Дуня. Но эта семейная идиллия вечно продолжаться не могла и кончилась, на первый взгляд, плохо, ибо у смотрителя и его дочери были разные судьбы. Проезжий молодой красавец-гусар Минский влюбился в Дуню, ловко разыграл болезнь, добился взаимного чувства и увез, как и полагается гусару, плачущую, но не сопротивляющуюся девушку на тройке в Петербург.

Маленький человек 14 класса не примирился с такой обидой и потерей, он отправился в Петербург спасать дочь, которую, как Вырин не без оснований считал, коварный соблазнитель скоро бросит, выгонит на улицу. И само укоряющее явление его было важно для дальнейшего развития этой истории, для судьбы его Дуни. Но оказалось, что история сложнее, чем смотритель это себе представлял. Ротмистр полюбил его дочь и к тому же оказался человеком совестливым, честным, он покраснел от стыда при неожиданном явлении обманутого им отца. И красавица Дуня ответила похитителю сильным, искренним чувством. Старик постепенно спился от горя, тоски и одиночества, и вопреки нравоучительным картинкам о блудном сыне дочь так и не приехала его навестить, пропала, не была и на похоронах отца. Сельское кладбище посетила прекрасная барыня с тремя маленькими барчатами и черной моськой на роскошной карете. Она молча легла на могилу отца и «лежала долго». Это народный обычай последнего прощания и поминовения, последнего «прости». В этом и заключается величие человеческого страдания и раскаяния.

Художественное своеобразие

В «Повестях Белкина» рельефно выявились все особенности поэтики и стилистики пушкинской художественной прозы. Пушкин выступает в них как превосходный новеллист, которому одинаково доступны и трогательная повесть, и острая по сюжету и перипетиям новелла, и реалистический очерк нравов и быта. Художественные требования к прозе, которые были сформулированы Пушкиным в начале 20-х гг., он реализует теперь в своей собственной творческой практике. Ничего ненужного, одно необходимое в повествовании, точность в определениях, лаконичность и сжатость слога.

«Повести Белкина» отличаются предельной экономией художественных средств. С первых же строк Пушкин знакомит читателя со своими героями, вводит его в круг событий. Так же скупа и не менее выразительна обрисовка характеров персонажей. Автор почти не дает внешнего портрета героев, почти не останавливается и на их душевных переживаниях. В то же время облик каждого из персонажей проступает с замечательной рельефностью и отчетливостью из его поступков и речей. «Писателю надо не переставая изучать это сокровище», - советовал Лев Толстой о «Повестях Белкина» знакомому литератору.

Значение произведения

В развитии русской художественной прозы огромная роль принадлежит Александру Сергеевичу Пушкину. Здесь у него почти не было предшественников. На гораздо более низком уровне по сравнению со стихами находился и прозаический литературный язык. Поэтому перед Пушкиным вставала особо важная и очень нелегкая задача обработки самого материала данной области словесного искусства. Из «Повестей Белкина» исключительное значение для дальнейшего развития русской литературы имел «Станционный смотритель». Очень правдивый, согретый авторским сочувствием образ смотрителя открывает созданную последующими русскими писателями галерею «бедных людей», униженных и оскорбленных тягчайшими для простого человека общественными отношениями тогдашней действительности.

Первым писателем, который Открыл читателю мир «маленьких людей»* был Н.М. Карамзин. Слово Карамзина перекликается с Пушкиным и Лермонтовым. Самое большое влияние на последующую литературу оказала повесть Карамзина «Бедная Лиза». Автор положил начало огромному циклу произведений о «маленьких людях», сделал первый шаг в эту неизвестную до этого тему. Именно он открыл дорогу таким писателям будущего, как Гоголь, Достоевский и другие.

А.С. Пушкин был следующим писателем, в сферу творческого внимания которого стала входить вся огромная Россия, ее просторы, жизнь деревень, Петербург и Москва открывались уже не только с роскошного подъезда, но и через узкие двери бедняцких домов. Впервые русская литература так пронзительно и наглядно показала искажение личности враждебной ей средой. Художественное открытие Пушкина было устремлено в будущее, оно пробивало русской литературой дорогу в еще неведомое.



Загрузка...
Top