День да ночь сутки прочь. Беседа «День да ночь – сутки прочь»

Изо дня в день - спустя рукава.

Ср. Наше житье - день да ночь - и сутки прочь! Пища есть - хорошо; нет - попищи-попищи, да и перестань... потому что ни к чему это...

М. Горький. Дружки.

Ср. Ведь я уж сколько лет один маюсь, - день да ночь - сутки прочь , а старого не забыл.

Достоевский. Униженные и оскорбленные. 2, 5.

Ср. Какая у меня теперь цель в жизни. - Ровно никакой, выспался на чужой счет - и спасибо! День да ночь - сутки прочь , к смерти ближе.

Вс. Крестовский. Вне закона. 3, 5.

Ср. Бодрись, брат, и живи изо дня в день : мудрее этого ничего придумать нельзя.

Тургенев. Письма.

Ср. In den Tag hineinleben.

Ср. In diem vivere.

Persius.

Ср. Deus venter est, et in diem vivitur, et sanctior est ille, qui ditior est.

Hieron. Epist. ad Chromacium.

Ср. In diem vivere, est praesentibus rebus contentem vivere atque ex parato, minime sollicitum de futuribus (жить беззаботно).

Erasm. Adag. 1, 8, 62. Ср. Cic. de Orat. 2, 4, 169. Ср. Plin. Ep. 5, 54.

Ср. In horam vivere.

Cic. Philipp. 5, 9.

Из приведенных примеров видно, что латинское in diem vivere не значит - маяться.

  • - В древности разные народы по-разному определяли пониятие "день", или "сутки". У вавилонян день длился от восхода солнца до следующего восхода, у афинян - от захода солнца до следующего захода...

    Энциклопедия иудаизма

  • - День, 1) то же, что сутки. 2) Светлая часть суток между восходом и заходом верхнего края Солнца. Продолжительность Д. зависит от географической широты места и меняется с изменением склонения Солнца...

    Большая Советская энциклопедия

  • - <днём и ночью> Неизм. Все время, постоянно, непрерывно. Только с глаг. несов. вида: как долго? работать, думать… И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом...

    Учебный фразеологический словарь

  • - См. ЗАБОТА -...
  • - См. ЖИЗНЬ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ГУЛЬБА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Матушка Софья день и ночь сохнет: утро настанет, прочь отстанет...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Прост. То же, что денно и нощно. Ф 1, 155; СБГ 5, 15; ПОС 9, 23...
  • - де́нь и но́чь нареч. обстоят. времени разг. Непрерывно целый день II 1.; не переставая, круглые сутки...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - и де́нь и но́чь нареч. обстоят. времени разг. 1. Непрерывно круглые сутки. 2. перен. Всё время, не переставая...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - о двух совершенно различных по достоинству предметах Ср. Wie Tag und Nacht...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Изо-дня-въ-день - спустя рукава. Ср. Наше житье - день да ночь - и сутки прочь! Пища есть - хорошо; нѣтъ - попищи-попищи, да и перестань... потому что ни къ чему это... М. Горькій. Дружки...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Разг. Экспрес. Всё время, круглые сутки. К чему же день и ночь над книгами трудиться. И над науками ты день и ночь сидишь, Почти не пьёшь, не ешь и по ночам не спишь...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Сиб. Никогда. Верш. 4, 170...

    Большой словарь русских поговорок

  • - денно и нощно, круглый год, вечно, постоянно, всегда, хронически,...

    Словарь синонимов

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 растение...

    Словарь синонимов

"день да ночь, и сутки прочь" в книгах

«ПРОЧЬ ПРИЗРАКИ! О, ГДЕ ТЫ, ДЕНЬ ВЧЕРАШНИЙ?..»

Из книги Морозные узоры: Стихотворения и письма автора Садовской Борис Александрович

«ПРОЧЬ ПРИЗРАКИ! О, ГДЕ ТЫ, ДЕНЬ ВЧЕРАШНИЙ?..» "Видел я во сне..." Видел я во сне Сумрачный вокзал. В розовом огне И буфет и зал. Пусто всё вокруг, Мы с тобой одни. Воротились вдруг Молодые дни. На груди цветы, На столе вино. Отвернулась ты И глядишь в окно. С грохотом в

Ночь и день

Из книги Константин Коровин вспоминает… автора Коровин Константин Алексеевич

Ночь и день Поздний вечер. С краю, у большого леса, я поставил палатку, в палатке просторно, стоит складной стол, походная постель, ящик с холстами и красками. Утром буду писать с натуры. Место красивое, глухое, лесное. Большой песчаный обрыв покрыт лесом, седые ели

Глава одиннадцатая «ДЕНЬ-НОЧЬ-ДЕНЬ-НОЧЬ - МЫ ИДЕМ ПО АФРИКЕ…»

Из книги Киплинг автора Ливергант Александр Яковлевич

Глава одиннадцатая «ДЕНЬ-НОЧЬ-ДЕНЬ-НОЧЬ - МЫ ИДЕМ ПО АФРИКЕ…» «…У него были такие широкие плечи и короткая шея, что не сразу бросалось в глаза, что он ниже среднего роста. На голове у него красовалась широкополая, плоская коричневая шляпа, какие носят буры, он носил

53. "ДЕНЬ И НОЧЬ"

Из книги 100 рецептов тортов автора Коллектив авторов

День и ночь

Из книги Год быка--MMIX автора Романов Роман Романович

День и ночь Можно понять, зачем Булгаков подробно зашифровал в шести или семи главах события приме­рно трёх или четырех лет начала 1990-х. Причина та же самая, что и в попытке Воланда убе­дить Бер­лиоза в суще­ство­вании хотя бы дьявола. Если бы Берлиоз поверил, то не

НОЧЬ И ДЕНЬ

Из книги Лондон: биография [с иллюстрациями] автора Акройд Питер

НОЧЬ И ДЕНЬ Бродяги на Вестминстерском мосту одной из звездных ночей 1870-х годов в изображении Гюстава Доре. Говорили, что этими людьми можно было бы населить город средних

НОЧЬ И ДЕНЬ

Из книги Лондон: биография автора Акройд Питер

НОЧЬ И ДЕНЬ

Ночь и день

Из книги Лондон. Биография автора Акройд Питер

Ночь и день Бродяги на Вестминстерском мосту одной из звездных ночей 1870?х годов в изображении Гюстава Доре. Говорили, что этими людьми можно было бы населить город средних

День и ночь

Из книги Книга примет и суеверий автора Мудрова Ирина Анатольевна

День и ночь Одно из основных содержательных двоичных противопоставлений, составляющих систему, с помощью которых описывался мир. Они определяли пространственные, временные, социальные характеристики мира. Дуалистический принцип противопоставления благоприятного-

26. Пралайя и Махапралайя, Манвантара и Махаманвантара. День и Ночь Брамы, Вдох и Выдох. День «Будь с нами». Судный День, Конец Света

Из книги Основные оккультные законы и понятия автора Данина Татьяна

26. Пралайя и Махапралайя, Манвантара и Махаманвантара. День и Ночь Брамы, Вдох и Выдох. День «Будь с нами». Судный День, Конец Света В оккультной литературе можно встретить следующие понятия – Пралайя, Махапралайя, Манвантара, Махаманвантара. Каков их смысл?Все

День и ночь

Из книги Откуда пошел, как был организован и защищен мир автора Немировский Александр Иосифович

День и ночь Поначалу земля была распахнута Вивасвате и длился бесконечный сияющий день. Поэтому первыми появились дети Вивасваты и Саранью Яма и Ями, поднявшие веки в один миг, чтобы лицезреть Солнце и под ним синий океан. Брат и сестра, близнецы, стали мужем и женой, и

26. День и ночь

Из книги MMIX - Год Быка автора Романов Роман

26. День и ночь Можно понять, зачем Булгаков подробно зашифровал в шести или семи главах события примерно трёх или четырех лет начала 1990-х. Причина та же самая, что и в попытке Воланда убедить Берлиоза в существовании хотя бы дьявола. Если бы Берлиоз поверил, то не помчался

ДЕНЬ ДА НОЧЬ - СУТКИ ПРОЧЬ!

Из книги Когда? автора Шур Яков Исидорович

ДЕНЬ ДА НОЧЬ - СУТКИ ПРОЧЬ! Небесные обитатели Забавную сказку сложили полинезийцы .Раньше бог Солнца Тама, как праздный бродяга, слонялся по небу куда вздумает или летал с быстротой молнии. Но в конце концов приручил его и укротил хитрый Мауи.Чудесными подвигами

День (сутки)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДЕ) автора БСЭ

День да ночь - сутки прочь

Из книги Время горящей спички (сборник) автора Крупин Владимир Николаевич

День да ночь - сутки прочь Вот и опять день настал. И идет. И прошел. И ничего за целый день не сделал. Упечатал только колодец, чтоб зимой не замерзал, чтоб не таскать зимой чайниками кипяток для разморозки льда внутри шланга. И все. Да, в конце концов, и колодец можно было не

День да ночь - сутки прочь, а все к смерти поближе.
См. ЖИЗНЬ - СМЕРТЬ

  • - В древности разные народы по-разному определяли пониятие "день", или "сутки". У вавилонян день длился от восхода солнца до следующего восхода, у афинян - от захода солнца до следующего захода...

    Энциклопедия иудаизма

  • - День, 1) то же, что сутки. 2) Светлая часть суток между восходом и заходом верхнего края Солнца. Продолжительность Д. зависит от географической широты места и меняется с изменением склонения Солнца...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Изо дня в день - спустя рукава. Ср. Наше житье - день да ночь - и сутки прочь! Пища есть - хорошо; нет - попищи-попищи, да и перестань... потому что ни к чему это... М. Горький. Дружки...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - <днём и ночью> Неизм. Все время, постоянно, непрерывно. Только с глаг. несов. вида: как долго? работать, думать… И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом...

    Учебный фразеологический словарь

  • - См. ЗАБОТА -...
  • - См. ГУЛЬБА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - День за день, а к смерти ближе...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Матушка Софья день и ночь сохнет: утро настанет, прочь отстанет...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Прост. То же, что денно и нощно. Ф 1, 155; СБГ 5, 15; ПОС 9, 23...
  • - де́нь и но́чь нареч. обстоят. времени разг. Непрерывно целый день II 1.; не переставая, круглые сутки...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - и де́нь и но́чь нареч. обстоят. времени разг. 1. Непрерывно круглые сутки. 2. перен. Всё время, не переставая...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - Изо-дня-въ-день - спустя рукава. Ср. Наше житье - день да ночь - и сутки прочь! Пища есть - хорошо; нѣтъ - попищи-попищи, да и перестань... потому что ни къ чему это... М. Горькій. Дружки...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Разг. Экспрес. Всё время, круглые сутки. К чему же день и ночь над книгами трудиться. И над науками ты день и ночь сидишь, Почти не пьёшь, не ешь и по ночам не спишь...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Сиб. Никогда. Верш. 4, 170...

    Большой словарь русских поговорок

  • - денно и нощно, круглый год, вечно, постоянно, всегда, хронически,...

    Словарь синонимов

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 растение...

    Словарь синонимов

"День да ночь - сутки прочь, а все к смерти поближе." в книгах

16. НОЧЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ ПАНА

Из книги Полутораглазый стрелец автора Лившиц Бенедикт Константинович

16. НОЧЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ ПАНА О ночь священного бесплодия, Ты мне мерещишься вдали! Я узнаю тебя, мелодия Иссякшей, радостной земли! За призрак прошлого не ратуя, Кумир - низверженный - лежит. В ночную высь уходит статуя Твоих побед, гермафродит. Обломком мертвенного

«ПРОЧЬ ПРИЗРАКИ! О, ГДЕ ТЫ, ДЕНЬ ВЧЕРАШНИЙ?..»

Из книги Морозные узоры: Стихотворения и письма автора Садовской Борис Александрович

«ПРОЧЬ ПРИЗРАКИ! О, ГДЕ ТЫ, ДЕНЬ ВЧЕРАШНИЙ?..» "Видел я во сне..." Видел я во сне Сумрачный вокзал. В розовом огне И буфет и зал. Пусто всё вокруг, Мы с тобой одни. Воротились вдруг Молодые дни. На груди цветы, На столе вино. Отвернулась ты И глядишь в окно. С грохотом в

Ночь и день

Из книги Константин Коровин вспоминает… автора Коровин Константин Алексеевич

Ночь и день Поздний вечер. С краю, у большого леса, я поставил палатку, в палатке просторно, стоит складной стол, походная постель, ящик с холстами и красками. Утром буду писать с натуры. Место красивое, глухое, лесное. Большой песчаный обрыв покрыт лесом, седые ели

Глава одиннадцатая «ДЕНЬ-НОЧЬ-ДЕНЬ-НОЧЬ - МЫ ИДЕМ ПО АФРИКЕ…»

Из книги Киплинг автора Ливергант Александр Яковлевич

Глава одиннадцатая «ДЕНЬ-НОЧЬ-ДЕНЬ-НОЧЬ - МЫ ИДЕМ ПО АФРИКЕ…» «…У него были такие широкие плечи и короткая шея, что не сразу бросалось в глаза, что он ниже среднего роста. На голове у него красовалась широкополая, плоская коричневая шляпа, какие носят буры, он носил

В ночь смерти он видел кораблекрушение

Из книги Мне доставшееся: Семейные хроники Надежды Лухмановой автора Колмогоров Александр Григорьевич

В ночь смерти он видел кораблекрушение Жестокий приговор Николаю Лухманову повлёк за собой репрессии советской власти и в отношении ближайших его родственников, чего не позволяли себе русские государи уже со времён императрицы Елизаветы Петровны! В августе 1938 года во

53. "ДЕНЬ И НОЧЬ"

Из книги 100 рецептов тортов автора Коллектив авторов

День и ночь

Из книги Год быка--MMIX автора Романов Роман Романович

День и ночь Можно понять, зачем Булгаков подробно зашифровал в шести или семи главах события приме­рно трёх или четырех лет начала 1990-х. Причина та же самая, что и в попытке Воланда убе­дить Бер­лиоза в суще­ство­вании хотя бы дьявола. Если бы Берлиоз поверил, то не

НОЧЬ И ДЕНЬ

Из книги Лондон: биография [с иллюстрациями] автора Акройд Питер

НОЧЬ И ДЕНЬ Бродяги на Вестминстерском мосту одной из звездных ночей 1870-х годов в изображении Гюстава Доре. Говорили, что этими людьми можно было бы населить город средних

НОЧЬ И ДЕНЬ

Из книги Лондон: биография автора Акройд Питер

НОЧЬ И ДЕНЬ

Ночь и день

Из книги Лондон. Биография автора Акройд Питер

Ночь и день Бродяги на Вестминстерском мосту одной из звездных ночей 1870?х годов в изображении Гюстава Доре. Говорили, что этими людьми можно было бы населить город средних

26. Пралайя и Махапралайя, Манвантара и Махаманвантара. День и Ночь Брамы, Вдох и Выдох. День «Будь с нами». Судный День, Конец Света

Из книги Основные оккультные законы и понятия автора Данина Татьяна

26. Пралайя и Махапралайя, Манвантара и Махаманвантара. День и Ночь Брамы, Вдох и Выдох. День «Будь с нами». Судный День, Конец Света В оккультной литературе можно встретить следующие понятия – Пралайя, Махапралайя, Манвантара, Махаманвантара. Каков их смысл?Все

ДЕНЬ ДА НОЧЬ - СУТКИ ПРОЧЬ!

Из книги Когда? автора Шур Яков Исидорович

ДЕНЬ ДА НОЧЬ - СУТКИ ПРОЧЬ! Небесные обитатели Забавную сказку сложили полинезийцы .Раньше бог Солнца Тама, как праздный бродяга, слонялся по небу куда вздумает или летал с быстротой молнии. Но в конце концов приручил его и укротил хитрый Мауи.Чудесными подвигами

День (сутки)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДЕ) автора БСЭ

День да ночь - сутки прочь

Из книги Время горящей спички (сборник) автора Крупин Владимир Николаевич

День да ночь - сутки прочь Вот и опять день настал. И идет. И прошел. И ничего за целый день не сделал. Упечатал только колодец, чтоб зимой не замерзал, чтоб не таскать зимой чайниками кипяток для разморозки льда внутри шланга. И все. Да, в конце концов, и колодец можно было не

51 «… Блажен, кто день и ночь помнит о смерти и готовится к встрече с ней»

Из книги Выражение монашеского опыта автора старец Иосиф

51 «… Блажен, кто день и ночь помнит о смерти и готовится к встрече с ней» Сын мой возлюбленный, чадо мое, сын Иосифа!Получил твое письмо, сын мой, и вспомнил прошедшие дни. И, преклонив колени, горько заплакал.Сказал: «Как суетен этот мир и непостоянен! Почему время этой жизни

В советское время Государственная республиканская юношеская библиотека, как и множество библиотек в стране, работала с раннего утра и до позднего вечера. И всегда туда ломились читатели. Потому что только в городских, областных (тем более федеральных) библиотеках была нужная для учебных занятий литература (вузовские библиотеки — никакие), выдавались на дом книги, которые не купишь в магазине. Вот тогда работающую круглосуточно библиотеку (о необходимости которой время от времени говорят то одни, то другие) все бы только приветствовали. Собрали бы студенты «котомку» с бутербродами и чаем в термосе, да и засели бы в ней до утра. А утром — на экзамен…

Проблема режима работы библиотеки беспокоит профессиональное сообщество по разным причинам. Обсуждается вопрос, когда должны открываться и закрываться взрослые и детские библиотеки, должны ли все библиотеки города иметь единый выходной день. Раздаются голоса в пользу идеи круглосуточной работы, есть даже соответствующие примеры (столичная Библиотека имени Ф.М. Достоевского), правда, непродолжительные. В социальных сетях затеяли обсуждение возможного перехода на круглосуточную работу одного из залов Российской государственной библиотеки. И это всё не праздные вопросы.

Разговор о режиме работы библиотеки — это фактически разговор о доступности для людей пространства и ресурсов библиотеки.

И здесь неизбежно возникает масса других вопросов. Насколько устраивает библиотекарей и пользователей сегодняшний режим той библиотеки, которой они пользуются? Насколько стоит ориентироваться на предложения населения об изменении графика работы библиотек города (особенно если вопрос звучит примерно так: «Согласны ли вы, что…»)? Должна ли библиотека в обязательном порядке откликаться на проявленные (публично заявленные) потребности населения в том или ином режиме её работы, если её сегодняшние возможности этого не позволяют?

Мы попытались на конкретном примере Российской государственной библиотеки для молодёжи проследить, как и в связи с чем менялся график её работы за последние 40 лет. Итак, в советские и «перестроечные» годы Государственная республиканская юношеская библиотека (ныне РГБМ) работала все семь дней недели. Но разные залы «жили» по своим графикам: читальные залы с 10 (потом с 11) до 22:00, абонемент с 13 до 20:00, отдел искусств с 14:00 до 20:00, отдел литературы на иностранных языках с 11:00 до 21:00. В выходные — с 10:00 до 18:00.

Понять логику этого сейчас сложно. Одно очевидно: поскольку для тогдашней молодёжи библиотека была едва ли не единственным местом, где можно было спокойно и основательно готовиться к учебным занятиям (на дом нужные книги не выдавались), то 12-часовая работа читального зала была вполне оправдана, равно как и семидневный график работы. В целом выходило, что библиотека была открыта для читателей 75—80 часов в неделю.

Поскольку тогда в библиотеках бывали штатные сторожа, но отсутствовала «живая охрана», все сотрудники ГРЮБ, не работавшие в залах обслуживания, после 18 часов оставались дежурить (по графику). Нравы были жёстче, и читатели должны были «очистить» залы за 15 минут до окончания работы. А они, как водится, держались до последнего, старались успеть до «боя курантов» сдать или получить на дом книгу. Дежурным их было жаль, пытались помочь им — читатели приезжали порой издалека — но библиотекари в залах были непоколебимы.

С начала 1990-х время обслуживания читателей практически во всех библиотеках сократилось. В эти годы читальный зал ГРЮБ работал с 10 часов, но только до 19 часов, а абонемент и того меньше — с середины дня. В субботу библиотека по-прежнему была открыта, воскресенье же стало выходным.

Сложное это было время. Зарплаты стали куцыми, число библиотекарей сокращалось. По вечерам страшились оставаться при открытых-то дверях одни, особенно в маленьких библиотеках, да и поздним вечером возвращаться домой стало небезопасно. То, что библиотеки работали для посетителей по сокращённому графику, было, скажем так, социально обусловлено. На это накладывались ещё и причины экономического плана. Но факт остаётся фактом: именно в 1990-е годы библиотеки резко уменьшили время работы. Общее время работы юношеской библиотеки сократилось, например, до 43 часов в неделю.

Наступило следующее десятилетие. Ситуация в стране изменилась к лучшему. Стал чуть меняться и режим работы библиотек. Наша библиотека увеличила работу на 2 часа в неделю, зато был введён второй выходной. Дольше всех тогда работали РГБ — 65 часов (ныне 66) и ВГБИЛ — 62,5 часа (ныне 68) в неделю.

Когда в 2007 году Российская государственная юношеская библиотека вошла в период активной модернизации (включая капитальный ремонт), все залы стали в будни работать по единому графику.

Переход на сегодняшний, более длительный режим работы проходил постепенно, пошагово — в течение двух лет. Он был осмыслен, просчитан и осуществлён ровно тогда, когда появилась в этом реальная необходимость и возможность.

Под необходимостью мы понимаем явно выраженную, заявленную потребность большинства посетителей при резком увеличении их общего числа. Это стало очевидным, когда ежедневно в библиотеку стали приходить более 400 человек.

Но одного желания посетителей мало. Предстояло подготовить библиотеку к изменению привычного ритма работы. В библиотеке — семь залов обслуживания, и в каждый необходимо было набрать достаточное количество сотрудников для двухсменной работы, готовых к поздним возвращениям домой (за «ночные смены» шла надбавка к зарплате). Уточнялись условия круглосуточной работы «живой охраны», просчитывались дополнительные расходы на освещение и коммунальные платежи, гардеробное обслуживание. Крайне важным было заручиться согласием всех других сотрудников библиотеки.

И лишь в середине 2013 года, когда все названные условия были выполнены, Библиотека для молодёжи перешла на семидневное 71-часовое обслуживание (в будни с 11:00 до 22:00, в выходные с 12:00 до 20:00).

В настоящее время основной поток посетителей начинается с 14:00 и достигает пика к 20:00 (тогда в залах могут одновременно работать до 170 человек — это предел, после которого начинаются жалобы на духоту и скученность). За пять минут до закрытия библиотеки по радио красивый мужской голос напоминает засидевшимся 20—30 читателям, что пора бы, пора уже собираться…

Спустя три года на схожий график были переведены все библиотеки Москвы. Осенью 2016 года по интернету триумфально прошествовала новость о том, что московские власти провели в рамках проекта «Активный гражданин» опрос населения на тему «Моя библиотека», в котором приняли участие более 200 тысяч граждан. Его предварял одноимённый краудсорсинг, участниками которого стали почти 12 тысяч человек — в основном, москвичей. Итог опроса — перевод (спустя полгода) абсолютного большинства библиотек на единый график работы: с 10:00 (12:00) до 22:00 со вторника по субботу, на два часа меньше в воскресенье — при едином для всех выходном дне в понедельник (70 часов в неделю для библиотек, расположенных внутри МКАД, 58 часов — за МКАД).

Считалось, видимо, что по понедельникам все москвичи либо «приглушат» свою потребность в услугах библиотеки, либо перетекут в другие, работающие и в этот день недели — прежде всего, федеральные. Стоит заметить, что постепенно большинство приспособилось к графику работы «своей» библиотеки. В этом отчётливо проявился тот факт, что пользовательские аудитории библиотек крупных с большой ресурсной базой и небольших, расположенных в «шаговой доступности» к дому, существенно разнятся.

Мы не берёмся оспаривать ни результаты массовых опросов москвичей, ни целесообразность работать допоздна небольшим библиотекам, расположенным в спальных районах, где после семи–восьми вечера редко кто заглядывает в библиотеку. И не призываем брать пример со столицы.
(Одно нужно учесть тем, кто намерен последовать этому примеру. Если уж учредители примут решение, что все библиотеки — от мала до велика, расположенные в людных и безлюдных местах, в центре и на окраинах, — должны работать, например, до 22 часов, то нельзя полагаться на спасительную функцию «кнопки», а стараться обеспечить «живую охрану». В противном случае человек, подойдя к закрытой, как правило после 20 часов, входной двери библиотеки, вынужден будет давить на звонок и ждать, когда ему откроют опасливые библиотекари, увидев его на экране монитора, либо выглянув в окно.)

На своём опыте мы получили ответ на простой вопрос: что, помимо комфортного, технологичного помещения, умных, дружелюбных сотрудников, может заставить молодых людей задерживаться до ночи в библиотеке?

Во-первых, это её ресурсы — обширный, специальным образом сформированный и размещённый в залах, актуализированный в соответствии с потребностями пользователей печатный, электронный, мультимедийный фонд.

Во-вторых, это разного рода специализации и связанные с ними услуги — в нашем случае это зал редкой книги, кабинет художника, МедиаLAB, «Музыкальный подвал», комикс-центр, кабинет психолога, а также дополнительные сервисы (кафе, книжная лавка, офисная полиграфия, детская комната, фитнес-зал и т.д.).

В-третьих, разного рода мероприятия (лектории, мастер-классы, митапы, тренинги), которые, как правило, начинаются не раньше 19:00 — чтобы их участники в условиях мегаполиса успели после работы добраться до библиотеки.

Кроме того, у входа в РГБМ несколько лет назад была установлена уличная станция круглосуточного книговозврата. Она решает проблему сдачи книг в период, когда библиотека закрыта для посещения. Теперь читателю не надо бояться, что не успеет сдать книгу до закрытия библиотеки, он спокойно может планировать своё время.


И понятно стало, почему 10 лет назад эта библиотека стояла пустая, и не возникало необходимости в более длительном режиме её работы. В неуютные помещения с устаревшей литературой и скучными мероприятиями смысла нет стремиться и надолго там задерживаться.

А в каком режиме работают публичные библиотеки в других городах страны?

В 2017 году социологи РГБМ проанализировали режим работы почти 50 библиотек, работающих с детьми и молодёжью. Выяснилось, что более половины в будни работают до 19 часов, треть — до 18. Правда, часть из них начинает работу достаточно рано — с 9—10 часов утра.

Фактически библиотеки работают в одном режиме со всеми другими учреждениями, организациями, фирмами. Студенты заканчивают свою учёбу раньше, но потом у них начинается подготовка к занятиям, а уже к вечеру появляется время на досуг. Получается, что в будни учащейся и работающей молодёжи попасть в библиотеки достаточно сложно. Остаются выходные дни, но библиотеки работают только в один из них. Всю неделю открыты только Юношеская библиотека Республики Коми, Воронежская областная юношеская библиотека, Ивановская и Саратовская областные библиотеки для детей и юношества. При этом, по мнению большинства сотрудников библиотек, принявших участие в опросе, сегодняшние часы работы вполне (более или менее) удобны и достаточны для пользователей. Тем более, когда в библиотеках проходят вечерние мероприятия, они могут и допоздна быть открыты — но только лишь для их участников.

Мы проанализировали расписание работы почти всех региональных научных библиотек и около 20 центральных городских библиотек. За редким исключением начинают работу они достаточно рано — в 9—10 часов утра, а заканчивают в диапазоне от 18 до 20 часов.

Теперь посмотрим, как работают некоторые зарубежные библиотеки. Это интересно хотя бы потому, что, когда требуется обосновать правильность своей позиции, власти зачастую опираются (или только делают вид) на опыт зарубежных коллег. Да и самим библиотекарям это может быть любопытно.
Обратимся к опыту американских библиотек.

Публичная библиотека Нью-Йорка, одна из трёх библиотечных систем города, включает в себя 87 подразделений. У каждого филиала свой график работы, который зависит от местоположения, потребностей местного сообщества и тех задач, которые выполняет конкретная библиотека. Общим для них является то, что большинство филиалов открыто шесть дней в неделю (в пятницу и субботу рабочий день сокращён на два часа). Наиболее распространённый режим работы филиалов: с 10:00 или с 11:00 — до 19:00 (пт.—сб. до 17:00). Хотя есть библиотеки, работающие и по 80 часов в неделю.

При этом в неделю главное здание Публичной библиотеки Нью-Йорка (как и её крупные филиалы) работает всего 44 часа. А это одна из крупнейших библиотек мира.

Ещё одна библиотечная сеть Нью-Йорка — Бруклинская публичная библиотека, насчитывающая 58 филиалов, которые открываются в 10:00 и работают в разные дни до 17:00, 18:00 или 20:00. Центральная же библиотека открыта все семь дней в неделю (всего 68 часов).

Библиотека Куинса — третья библиотечная сеть Нью-Йорка. Центральная библиотека открыта каждый день, и рабочий день дольше — 70 часов в неделю. В любом случае основное время работы — с 10:00 до 20:00. Почти в каждом филиале автоматизированный возврат книг доступен в режиме 24/7. (В Публичной библиотеке Чикаго, насчитывающей 80 филиалов, ситуация с режимом работы схожая.)

Для подавляющего числа публичных библиотек Нью-Йорка существует единый выходной день — воскресенье. (Это совпадает с сегодняшней ситуацией в московских библиотеках, где тоже есть единый выходной день — понедельник.)

В отличие от библиотечных систем мегаполисов, библиотеки небольших американских городов, являясь основными (если не единственными) социально-культурными центрами для местного сообщества, работают ежедневно и довольно продолжительно — с 09:00 до 21:00, чуть сокращаясь в пятницу и выходные.

Если в библиотеке есть молодёжный отдел, то, как правило, он открыт в те же часы, что и остальная библиотека. Молодёжный отдел Чикагской центральной библиотеки YOUmedia функционирует, когда подростки заканчивают учиться и могут провести свободное время после школы в библиотеке (четыре дня — с 13:00 до 20:00, пятница и выходные — до 17:00). Придя сюда после занятий, школьники могут делать уроки, посещать клубы и различные мероприятия, общаться со сверстниками, обучаться новым навыкам в мейкерспейсах и творческих лабораториях. В Куинсе, районе Нью-Йорка, нам удалось посетить молодёжную библиотеку, расположенную в месте концентрации афроамериканского населения и выходцев из Латинской Америки. Библиотека работала всего четыре часа и закрывалась в 18:00. Именно эти часы, когда молодёжь покинула школы, но ещё не пришла домой, считаются самыми опасными. И библиотека (с десятками компьютеров с видеоиграми, звукозаписывающей студией, настольными играми и небольшим количеством книг и журналов) выполняет вполне чёткую социальную задачу: отвлечь ребят от улицы, и в этом ей помогают и полицейские, и социальные службы, и местные предприниматели.

Часы работы библиотек Европы отличаются большим разнообразием, однако и здесь можно выделить некоторые тенденции.

Во-первых, в городе центральные библиотеки, как правило, работают дольше, чем районные. К примеру, центральная библиотека Штутгарта (Германия) работает с 9:00 до 21:00 шесть дней в неделю, тогда как районные библиотеки там работают реже и открываются всего на три–пять часов в день.
Как правило, европейские библиотеки закрыты в воскресенье (иногда в понедельник). Впрочем, у районных библиотек выходным может быть любой день недели. Если библиотека всё же открыта в понедельник, это часто бывает сокращённый день (другой вариант — пятница).

Суббота обычно является сокращённым рабочим днём (три–пять часов). Библиотеки для молодёжи (гамбургская, дрезденская, стокгольмская библиотека-мастерская) открываются лишь в 14:00, 12:00 или 15:00 часов соответственно, а детский отдел закрывается раньше других отделов библиотеки (например, в Женеве).

Интересная практика наблюдается в Дании и Норвегии: библиотека может быть открыта с раннего утра до позднего вечера, но в режиме самообслуживания. В этом случае сотрудник присутствует в библиотеке в дневные часы, а утром и вечером есть только охранник, и читатели могут брать или сдавать книги только под его присмотром.

То, что европейские библиотеки не стремятся работать по вечерам, объясняется, среди прочего, тем, что рабочий день у европейцев начинается рано. У англичан с восьми утра, у немцев дети в школе уже в семь часов, в странах с более жарким климатом, например в Греции, начало рабочего дня варьируется от шести до восьми часов утра, но там середина дня — традиционная сиеста, которая длится два-три часа. Соответственно во многих странах Европы после 19 часов на улицах почти не встретишь людей. Особенно это характерно для небольших городов. Люди могут сидеть в маленьких кафе и ресторанах или собираются всей семьёй дома. Ночной образ жизни там не принят: люди рано встают на работу, а потому рано ложатся отдыхать.

Но и в России улицы небольших городов по вечерам пустеют. И там, в отличие от крупных городов, не принято в позднее время находиться вне дома.

Что касается университетских библиотек, то многие из нас слышали и убеждены, что они работают до утра. В этом есть доля правды, но не до такой степени.

Обратите внимание, сколь сложно устроены графики работы научных библиотек крупнейших университетов:
Гарвардский: пн.—чт. 08:30 — 00:00, пт. — до 18:00, сб. 12:00 — 22:00, вс. 10:00 — 00:00 (95,5 часа в неделю);
Йельский: пн.—чт. 08:30 — 01:45, пт. 08:30 — 23:45, сб. 10:00 — 23:45, вс. 12:00 — 01:45 (106 час. 45 мин.).

Рекорд побила Библиотека Милнер Иллинойсского университета — 120 часов в неделю! В течение всего учебного года она работает с семи утра до трёх ночи — с понедельника по четверг, в пятницу — с 7:00 до 20:00, в субботу — небольшой отдых для библиотекарей — с 10:00 до 20:00, а в воскресенье снова работа продлевается до трёх часов ночи.

Таким образом, университетские библиотеки США, безусловно, работают дольше, чем публичные. Основные здания университетских библиотек могут открываться в семь утра и работать до полуночи или даже до трёх часов ночи в воскресенье (перед началом учебной недели) и с понедельника по четверг. В то же время специализированные университетские библиотеки (по искусству, медицине, лингвистике и т.д.) чаще всего работают меньшее количество часов в день. Некоторые залы могут быть открыты ночью — как, например, в Римском университете Сапиенца. В библиотеке Лондонского университетского колледжа определённые залы открыты ночью несколько дней в неделю. Библиотеки некоторых университетов предлагают увеличенные часы работы в период сессии (то же самое предлагают и некоторые публичные библиотеки Мадрида).

Но мы должны учитывать, что студенты университетов очень часто живут в замкнутых кампусах (студенческих городках со своей инфраструктурой), а в наших городах пока есть только студенческие общежития, где без особой нужды молодёжь не находится. (Значительную часть посетителей РГБМ, дольше всего задерживающихся здесь, составляют именно студенты, проживающие в общежитиях.)

Всё изложенное выше — пока лишь повод для размышлений.

Но уже сейчас можно констатировать следующее.

Режим работы библиотеки напрямую зависит от:

  • «биологического ритма» жизни горожан и других учреждений социокультурной сферы;
  • проявленных потребностей целевых групп пользователей в ресурсах и услугах библиотеки;
  • материальных и кадровых возможностей библиотеки обеспечить полноценное функционирование библиотеки (учитывая, что и само помещение тоже должно «отдыхать»);
  • наличия у библиотеки неких ресурсов, пространств, мероприятий, ради которых люди будут готовы прийти поздно вечером или остаться в библиотеке допоздна.

Материал о работе зарубежных библиотек подобрали и перевели сотрудники Центра международных программ РГБМ Ирина Соколова и Мария Алексеева.

Внеклассное занятие в 3 классе по программе «Я и мир знаний».

Беседа «День да ночь – сутки прочь».

Цель:

образовательная – дать детям представление о сутках;

коррекционно-развивающая – развивать память, внимание, мышление, корректировать речь учащихся;

воспитательная – учить учащихся бережно относиться ко времени.

Оборудование: ноутбук, мультимедиа, презентация, часы, кроссворд, загадки, глобус, рисунок земного шара, солнце, месяц, жетоны.

Ход занятия:

    Организационный момент. Приветствие гостей.

    Проведение беседы с учащимися:

Воспитатель: - Посмотрели друг на друга и улыбнулись.

Чтобы узнать тему нашего занятия мы с вами разгадаем кроссворд «Сказочные персонажи». За правильный ответ каждый из вас будет получать жетон. Кто больше наберёт жетонов, тот окажется победителем.

    Толстячок живёт на крыше,

А летает он всех выше.

Он самый весёлый на свете,

Поэтому нравится детям. (Карлсон)

    Раньше был он безымянная игрушка,

Не медведь, не слон, не погремушка,

А сейчас его знает каждая дворняжка,

Ведь это друг Гены … (Чебурашка)

    У отца был мальчик странный,

Необычный - деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос суёт он длинный,

Кто же это? (Буратино)

    На гармошке он играет

С днём рожденья поздравляет.

Он зубаст, но всё же мил,

Это Гена … (Крокодил)

    Кукла с синими кудрями

Ну-ка, отгадайте сами

Не Ирина, не рябина,

Имя у неё … (Мальвина)

Какое выделенное слово у нас получилось? Правильно, сутки. Итак, тема нашего занятия: беседа «День да ночь – сутки прочь».

    Воспитатель. - А знаете ли вы, ребята, из чего складываются сутки? Правильно, из ночи и дня. Недаром говорится: «День и ночь – сутки прочь». – А сколько часов в сутках? Правильно, в сутках 24 часа. За это время планета Земля совершает один полный оборот вокруг своей оси.

Знаете ли вы, что такое глобус и как он выглядит?

Это модель земного шара. Глобус может вращаться вокруг оси, проходящей через его центр, так же, как и Земля вращается вокруг своей невидимой оси. На той части нашей планеты, которая не освещена солнечными лучами, царит ночь, а на освещённой части Земли сияет светлый день. Земля вращается непрерывно, поэтому день и ночь сменяют друг друга.

Несколько столетий назад жизнь людей протекала в более размеренном и медленном темпе. Ведь ещё не было ни автомобилей, ни самолётов, ни электропоездов, ни телефонной связи, ни радио, ни телевидения. Из города в город люди добирались на лошадях несколько дней, недель или месяцев, в зависимости от расстояния.

Особенная точность при определении времени в быту людям была не нужна. Поэтому время суток определяли примерно – утро, день, вечер, ночь.

Крестьяне узнавали время по звону церковных колоколов или по положению солнца.

Важные дела обычно начинали утром. Недаром в пословице говорится: «Утро вечера мудренее». Давайте прочтём вторую пословицу: «Долог день до вечера, коли делать нечего». Как вы её понимаете? Нужно беречь время?

    Воспитатель. – Как вы думаете, можно ли разделить сутки на четыре части? Конечно, можно! Давайте поговорим о четырёх частях суток: утре, дне, вечере и ночи.

Утром поднимается солнце, становится светлым небо, розовеют облака, просыпаются и щебечут птицы, раскрываются венчики цветов. Чтобы образно представить эту картинку, послушайте стихотворение «Утренние лучи».

Первый луч упал на птичку,

На синичку-невеличку.

Та проснулась: «Тень-тень-тень,

Ах, какой чудесный день!»

Луч второй упал на зайку,

Встрепенулся вмиг косой,

Поскакал он на лужайку

За росистою травой.

Третий луч зари, играя,

Разбудил кур и гусей.

Он проник сквозь щель сарая –

Сразу стало в нём светлей!

На насесте, наверху

Пробудился петушок.

Он запел: «Ку-ка-ре-ку»,

Поднял алый гребешок.

Луч четвёртый поднял пчёл.

Им сказал: «Цветок расцвёл!»

Пятый луч проник ко мне,

Осветил мою кровать,

Пробежался по стене

И шепнул: «Пора вставать».

5. Воспитатель. – Давайте вспомним, что мы делаем утром?

(Ответы детей). Просыпаемся, умываемся и чистим зубы, делаем зарядку, завтракаем. После завтрака взрослые спешат на работу, ребята постарше - школу, а малыши отправляются в детский сад или играют дома, а потом идут на прогулку.

Солнце поднимается выше, светит ярче, начинается день. День наполнен учёбой и работой. В середине дня все садятся обедать. После обеда малыши отдыхают, а потом снова гуляют, играют или занимаются. Постепенно солнце опускается ниже и ниже, и всё кругом мягко обволакивают серебристо-серые сумерки. Наступает вечер. В небе появляется Луна и зажигаются звёздочки.

    Что мы делаем по вечерам?

Собираемся всей семьёй за ужином и вечерним чаем, делимся новостями, рассказываем о том, что произошло днём. Кто-то читает книгу или смотрит телевизор. Словом, вечером все отдыхают после трудового дня, а потом ложатся спать. На смену вечеру приходит ночь – время суток, предназначенное для сна.

    Когда вы были маленькими, мамы вам пели колыбельные песни. Послушайте колыбельную песню.

Стали звёздочки ясней,

Засыпай, сынок, скорей.

Может быть, тебе приснится

Яркое перо жар-птицы

Или аленький цветок.

Засыпай скорей, сынок!

В тёмном небе месяц светит,

Словно цветик-семицветик.

Звёздный хор поёт: «Бай-бай!»

Спи, сыночек, засыпай!

    Зимой ночи длинные, а дни короткие. Летом, наоборот, тёмных ночных часов меньше, чем светлых дневных. И только в дни равноденствия – 23 сентября и 21 марта – дни и ночи равны.

Послушайте стихотворение «Столько ж света, сколько тьмы!».

Идёт красная девица,

Несёт в вёдрах не водицу.

Улыбается сама:

В её вёдрах свет и тьма.

Заглянули в вёдра мы:

Столько ж света, сколько тьмы!

    А теперь мы поиграем в игру «Доскажи словечко»:

    Встаёт на заре,

Поёт во дворе,

На голове гребешок.

Кто же это? … (Петушок)

    Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю …(Зарядку).

    Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу. (Петух).

    В коридоре топот ног,

То зовёт всех в класс … (Звонок)

    Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (Май)

    Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами.

Песни распевает,

Время считает. (Петух)

    Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для … (Нас)

    После вечера наступает … (Ночь)

    Ясными ночками

Гуляет с дочками.

Дочкам не твердит она:

Спать ложитесь, поздно. –

Потому, что мать – луна,

А дочурки … (Звёзды)

10) Луна светит, а звёзды … (Мерцают)

    А теперь, ребята, для вас загадки:

    Друг за дружкой чередой

Мирно ходят брат с сестрой.

Братец будит весь народ,

А сестра, наоборот, -

Спать немедленно зовёт.

(День и ночь)

    Что за птицы пролетают?

По семёрке в каждой стае

Вереницею летят,

Не воротятся назад.

(Дни недели)

    Не сердятся, а усами ворочают,

Не молчат, а слова не скажут,

Идут, а с места не сдвинутся.

(Часы)

    За бесчисленной отарой

Ночью шёл пастух усталый,

А когда пропел петух –

Скрылись овцы и пастух.

(Звёзды и месяц)

    Мы ходим ночью, ходим днём,

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас.

(Часы)

    Над домами у дорожки

Висит кусок лепёшки. (Луна)

    Нет ног, а ходим,

Рта нет, а скажем,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать. (Часы)

8) Рогатый, а не бодается. (Месяц)

9) Светит, сверкает

Всех согревает.

(Солнце)

    Идут круглые сутки,

Не стоят ни минутки,

А всё на одном месте.

(Часы)

Выполним фонетическую зарядку. Как тикают часики? (Тик – так …)

Кто мне скажет, что такое часы? Для чего они нам нужны? А вы умеете по часам определять время? Давайте проверим. У меня есть обычные часы и волшебные, которые умеют разговаривать. Назовите мне, какое время показывают часы? Давайте проверим, правы ли вы. (Работа с часами).

11) Следующая загадка:

Вместе с тучей золотистой

Просыпается горнист.

Заливается горнист.

«На лугу трава не смята!

Солнце смотрит в реку!

На зарядку – ка, ребята!

На заряд – ку-ка-ре-ку!

Кто это? (Петушок). И он нас приглашает выполнить физкультминутку «Часы»:

(Наклон головой то к одному, то к другому плечу)

Тик-так, тик-так –

Все часы идут вот так:

Тик-так, тик-так.

(Раскачиваться в такт маятника)

Смотри скорей, который час:

Тик-так, тик-так, тик-так.

(Руки на пояс. Наклоны туловища направо и налево.)

Налево – раз, направо – раз,

Мы тоже можем так.

Тик-так, тик-так.

Молодцы! Присаживаемся.

    1. Следующая загадка:

Братцев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний –

Появляется передний.

(Дни недели)

Ребята, а вы, знаете откуда появились названия дней недели?

В неделе 7 дней или 7 суток. Это число не разделишь ни на 2, ни на 3, ни на 4 части без остатка. Оно делится только само на себя и на единицу. Вот его и назвали – неделя.

А понедельник – это значит день, который идёт после недели. Вторник – второй, среда – третий, четверг – четвёртый, пятница – пятый. А суббота? Как это слово понять? Суббота – значит «шесть» на языке древних вавилонян. Народа уже нет, а слово осталось.

13) Следующая загадка:

В книге шесть листов простых,

А седьмой – золотой.

(Дни недели, один – выходной)

11. - А теперь выполним задание. Оно называется «Грамматическая арифметика»:

Уста + боб = день недели

(Суббота)

12. – Ребята, давайте вспомним с вами вежливые слова, которые вы произносите окружающим в течение суток. В них должны звучать названия частей суток. (Ответы детей). Правильно, молодцы!

Послушайте стихотворения поэтов О. Дриза и А. Кондратьева:

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

«С добрым утром!» - я кричу.

«Добрый день!» - кричу я вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер!» - так встречаю

Всех домой спешащих к чаю.

О. Дриз

Доброе утро! – птицы запели.-

Добрые люди, вставайте с постели;

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идёт по делам.

Доброй ночи! – молвит тишина;

Каждому сейчас она слышна;

Говорит бесшумными словами:

Спите, я всю ночь останусь с вами.

А. Кондратьев

13. Поиграем в игру «Один – много». Образуйте множественное число от слов:

День

Утро

Ночь

Вечер

14. Теперь мы повторим материал. Посмотрим презентацию.

15. Ребята, ответьте на вопросы:

1. Сколько часов в сутках?

2. На какие две части можно разделить сутки?

3. На какие четыре части можно разделить сутки?

4. Какое время суток самое светлое?

5. Какое время суток самое тёмное?

6. Какое время суток наступает после ночи?

7. А какое следует за утром?

8. В какое время суток мы завтракаем, обедаем, ужинаем?

9. Что такое равноденствие?

16. Подведём итог занятия:

1) о чём мы сегодня говорили на занятии?

2) что нового узнали?

3) прослушаем стихотворение «Что такое сутки?»

Помни сын, запомни дочь,

Сутки – это день и ночь.

Днём светло и солнце светит,

Во дворе играют дети:

То взлетают на качелях,

То кружат на каруселях.

Небо стало розоватым –

Солнце клонится к закату,

Сумрак саду лёг на плечи –

Значит, наступает вечер.

Вслед за первою звездой

Выйдет месяц молодой.

Солнце за рекою село,

Ночь пришла, вокруг стемнело.

И в кроватках до утра

Засыпает детвора.

Помни сын, запомни, дочь,

Сутки – это день и ночь.

4) – А сейчас мы узнаем, кто же у нас всех активнее. Посчитайте свои жетоны. (Назвать победителя). Вручение медали.

День да ночь – сутки прочь! День за днём

Уплывают в «уже» из «потом».

Ускользает удача к чертям

От меня… Поделом! – По делам.

День да ночь – сутки прочь… Помоги!

Вижу всё – и не вижу ни зги!

Слышу всё – и не слышу себя,

И себя презираю, любя.

День да ночь – сутки прочь… Боже мой!

Сыт по горло дурацкой игрой!

Если только всё это – игра…

Боже… Завтра-сегодня-вчера…

День да ночь – сутки прочь! День да ночь…

Мне себе уж ничем не помочь:

Оказалась жестокой игра –

Давят грудь пустотой вечера…

День да ночь – сутки прочь… В небеса

Только вряд ли по мне этот плач…

Я и жертва, и суд, и палач.

День да ночь – сутки прочь. Не вернёшь

Первой близости сладкую дрожь,

Первых дел неподдельный азарт;

Первый миг, первый блин, первый старт…

День да ночь – сутки прочь… Осади!

Сколько их у меня впереди?!

Где-то кончится дней череда

На века, насовсем, навсегда…

День да ночь – сутки прочь… А глаза

Оживляет всё реже слеза.

Отчего же пригрезилось вдруг

Семицветие радужных дуг?

День да ночь – сутки прочь… На ветру

Я слезу ненароком утру.

Заключу сам с собою пари

У той самой, что в вечность, двери.

День да ночь – сутки прочь… отмолю

Я у Бога безбожность свою.

Мне Господь прегрешенья простит…

И укажет дорогу в Аид.

День да ночь – сутки прочь. Почернел

Что-то свет, в детстве белый, как мел.

Чёрной бездны беззубый провал,

А на той стороне – пьедестал.

День да ночь – сутки прочь. Как в бреду

Я по жизни изнанке бреду;

И не в силах желания меч

Равнодушия вату рассечь.

День да ночь – сутки прочь… Жизни миг

Нас врасплох неготовых застиг;

Погоняет тщеславия плеть!

Не успеть…Не успеть…Не успеть…

День да ночь – сутки прочь…Я бы мог…

Если был бы всесилен, как Бог…

Коль не боги, знать выпало нам

По чужим расплатиться долгам.

День да ночь – сутки прочь! Правда-ложь…

Новый Бог. Старый друг. Медный грошь.

День да ночь, день да ночь – караван;

Званый пир, только я вот не зван…

День да ночь – сутки прочь. Звонкий смех.

Тихий плач. Жуткий страх. Тяжкий грех.

Не причастен. Не клят и не мят.

Дни и ночи уже нарасхват…

День да ночь – сутки прочь… Не видать

По окопам чванливую знать.

Правда прячется – ждёт темноты,

Устыдясь вдруг своей наготы.

День да ночь – сутки прочь. Вдруг затих

Серебристо струившийся стих.

Сединой забытья замело

Добрых дел ненарочное зло.

День да ночь – сутки прочь. Пережёг

Сути ниточку выспренный слог.

В том огне из горячечных слов

Догорают обноски основ.

День да ночь – сутки прочь. Всё бледней

Пляшут блики далёких огней.

Бригантина заветной мечты

Растворилась во тьме пустоты.

День да ночь – сутки прочь. На черта

Существует в природе черта,

Та черта, что подводит итог

Тем делам, что доделать не смог?



Загрузка...
Top