Эмоционально-ментальные состояния. Эмоциональное состояние героя (настроение)

Интуиция, телепатия ясновидение и др. способности, все это различные тонкие чувственные состояния, сильно развитые лишь у некоторых людей. Более грубые чувственно - эмоциональные состояния знакомы всем людям. Потому что в одних чувственно - эмоциональных состояниях практически все испытывали любовь и счастье. В других постоянно пребывает большинство, выполняющее свои обязанности на работе и дома. И, наконец, в каких-то эмоциональных состояниях, кто-то превращается в жестоких, безжалостных и беспощадных зверей.
Следовательно, все поступки в материальном мире, всегда совершаются людьми в соответствии с результирующим вектором их эмоционально-ментального состояния. На который влияет много факторов. В том числе, и гормональные наполнения, изменяющие химию тела.
В юном возрасте сфера сознания большинства молодых людей наполнена преимущественно восторженными, романтическими чувствами любви. Энергии этих чувств, притягивают и соответствующий им ментальный поток, окрашенный розовыми тонами. Поэтому они уверены, что знают, что для того, чтобы решить на земле все проблемы. В т.ч. и ликвидировать большие и маленькие конфликты, просто надо всем любить друг друга.
С годами романтизм и восторженность покидают их сферу сознания. А любовь уступает свое доминирующее место другим эмоциям, окрашивая менталитет этой сферы сознания другим цветом.
Отсюда конфликт отцов и детей. Сознания которых находятся в разных эмоционально-ментальных сферах. В каждой из которых, своя правда, отличная от другой. А мыслям из одной сферы сознания, нет места в другой сфере сознания, до краев наполненной своими. Поэтому отцы смотрят на сферу сознания детей, как на свой вчерашний день. Которым еще предстоит пройти школу их жизненного опыта.
А любовь в сфере сознания отцов, уже не считается панацеей от всех проблем. Так как видится как легкое, сладкое помешательство, не позволяющее адекватно оценивать очевидное. Незаслуженно идеализирущее объекты любви, нивелируя их недостатки. Или как магнит, притягивающий людей с разными сферами сознания, в результате чего слышен скрип и скрежет, от их взаимного соприкосновения и проникновения.
Сколько людей, столько и личных эмоционально-ментальных мирков. Даже и у тех, кто живут рядом, в одной семье. Смотрят через призму своих мирков на одно и тоже, но воспринимают все по -разному. И взгляд на любовь из этих мирков, за исключением первого, может быть лишь со стороны. Окрашенный индивидуальными мыслями о ней в не свойственный ей цвет. Потому что выразить любовь словами нельзя. Ее можно только лишь чувствовать, находясь в ее состоянии.
В пределах одного мирка, эмоционально-ментальное состояние кратковременно может принимать различные состояния. Но совершается поступок в материальном мире, в основном, в соответствии с его результирующим вектором.
В качестве примера, такое влияние эмоционально-ментального состояния на поступок не молодого холостого человека хорошо показано в пьесе Н.В. Гоголя «Женитьба»
Главный герой этой пьесы жил в своем личном мирке, в зоне комфорта, не помышляя о каких-либо изменениях в своей устоявшейся жизни.
Но тут появляется « друг-благодетель», упорно воздействующий на его сознание ментальным потоком, обосновывающем прелести и необходимость его женитьбы.
Длительная, и настойчивая обработка сознания главного героя этим потоком, в конце концов, дала свои плоды. И количество перешло в качество.
И вот уже ожидая в комнате свою невесту, чтобы ехать в церковь для венчания, владеющее сознанием главного героя чувственно-эмоциональное состояние само начинает притягивать соответствующие мысли:
« В самом деле, что я был до сих пор? Понимал ли значение жизни? Не понимал, ничего не понимал. Ну, каков был мой холостой век? Что я значил, что я делал? Жил, жил, служил, ходил в департамент, обедал, спал, - словом, был в свете самый препустой и обыкновенный человек. Только теперь видишь, как глупы все, которые не женятся; а ведь если рассмотреть - какое множество людей находится в такой слепоте. Если бы я был где-нибудь государь, я бы дал повеление жениться всем, решительно всем, чтобы у меня в государстве не было ни одного холостого человека!.. Право, как подумаешь: через несколько минут - и уже будешь женат. Вдруг вкусишь блаженство, какое, точно, бывает только разве в сказках, которого просто даже не выразишь, да и слов не найдешь, чтобы выразить.»
(После некоторого молчанья.) Эйфория и любовный восторг, этот кратковременный чувственный всплеск очень быстро сменяется в сознании главного героя на «здравомыслие». И вот уже совсем другое эмоциональное состояние овладевая его сознанием, притягивая другие мысли:
«Однако ж что ни говори, а как-то даже делается страшно, как хорошенько подумаешь об этом. На всю жизнь, на весь век, как бы то ни было, связать себя, и уж после ни отговорки, ни раскаянья, ничего, ничего - все кончено, все сделано. Уж вот даже и теперь назад никак нельзя попятиться: чрез минуту и под венец; уйти даже нельзя - там уж и карета, и все стоит в готовности. А будто в самом деле нельзя уйти? Как же, натурально нельзя: там в дверях и везде стоят люди; ну, спросят: зачем? Нельзя, нет. А вот окно открыто; что, если бы в окно? Нет, нельзя; как же, и неприлично, да и высоко. (Подходит к окну.) Ну, еще не так высоко: только один фундамент, да и тот низенький. Ну нет, как же, со мной даже нет картуза. Как же без шляпы? неловко. А неужто, однако же, нельзя без шляпы? А что, если бы попробовать, а? Попробовать, что ли? (Становится на окно и, сказавши: «Господи, благослови», - соскакивает на улицу; за сценой кряхтит и охает.) Ох! однако ж высоко! Эй, извозчик!
Голос извозчика. Подавать, что ли?»
Все, что написано в этой миниатюре, может присутствовать лишь в псевдореальности, создаваемой эго нашего сознания.
За ее пределами властвует торжественность Законов Космоса и движения Светил. Торжественность там не позволяет сознаниям погружаться в недостойные, мелкие мысли, чувства и действия. Подавляя суету астрального паяца. Торжественность там хранит сокровенное, обеспечивая связь с Высшим.

Как меняется эмоциональное состояние лирического героя от начала к концу стихотворения "Незнакомка"?

Незнакомка По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Вдали, над пылью переулочной,

Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины,
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino Veritas!» кричат.

И каждый вечер, в час назначенный,
(Иль это только снится мне?)
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

Показать текст целиком

В стихотворении А. Блока «Незнакомка» можно проследить, как меняется эмоциональное состояние лирического героя.

Произведение делится на две части. В первой царит хаос и бездуховность. Лирического героя окружает пошлый, скучный, убогий мир, где нет места любви, гармонии и счастью.

Так, с дамами “среди канав” гуляют "испытанные остряки", "весенний дух", обычно свежий и наполненный ароматами цветов, тлетворнен и горяч, и даже луна, романтический образ, воспеваемый многими поэтами, лишь бессмысленно кривящийся "диск". Вокруг раздражающие звуки: “детский плач”, “женский визг”, пьяные окрики. Герой "смирен и оглушен". В таком мире он не может найти себе места, потому одинок: "И каждый вечер друг единственный в моем стакане отражен".

Однако благодаря "терпкому и таинственному" вину герой погружается в загадочный мир, забывая о своем.

С появлением незнакомки начинается вторая часть произведения. Трудно понять, человек ли она или только призрак, видение, вызванное опьяненным сознанием. Незнакомка дышит "духами и туманами", словно, находясь в реальном мире, остается недосягаемой дл

Что такое психологизм понятия не даст полного представления. Следует привести примеры из художественных произведений. Но, если сказать вкратце, то психологизм в литературе - это изображение внутреннего мира героя с помощью различных средств. Автор использует системы что позволяет ему глубоко и детально раскрыть душевное состояние персонажа.

Понятие

Психологизм в литературе - это передача автором читателю внутреннего мира своих персонажей. Способностью передавать ощущения и чувства обладают и прочие виды искусства. Но литература, благодаря своей образности, имеет возможность изображать душевное состояние человека до мельчайших подробностей. Автор, стремясь описать героя, приводит детали его внешнего облика, интерьера помещения. Нередко в литературе для передачи психологического состояния персонажей используется такой прием, как пейзаж.

Поэзия

Психологизм в литературе - это раскрытие внутреннего мира героев, который может иметь различный характер. В поэзии он, как правило, обладает экспрессивным свойством. Лирический герой передает свои чувства или осуществляет психологический самоанализ. Объективное познание внутреннего мира человека в поэтическом произведении почти невозможно. передаются довольно субъективно. То же самое можно сказать и о драматургических произведениях, где внутренние переживания героя передаются посредством монологов.

Ярким примером психологизма в поэзии является поэма Есенина «Черный человек». В этом произведении автор хотя и передает собственные чувства и мысли, но делает это несколько отстраненно, как будто наблюдая за собой со стороны. Лирический герой в поэме ведет беседу с неким человеком. Но в конце произведения оказывается, что никакого собеседника нет. Черный человек символизирует больное сознание, муки совести, гнет совершенных ошибок.

Проза

Психологизм художественной литературы получил особое развитие в девятнадцатом веке. Проза обладает широким спектром возможностей для раскрытия внутреннего мира человека. Психологизм в русской литературе стал предметом изучения отечественных и западных исследователей. Приемы, которые использовали русские писатели девятнадцатого века, заимствовали в своем творчестве более поздние авторы.

Системы образов, которую можно встретить в романах Льва Толстого и Федора Достоевского, стали примером подражания для писателей во всем мире. Но следует знать, что психологизм в литературе - это особенность, которая может присутствовать лишь в том случае, если человеческая личность является великой ценностью. Он не способен развиваться в культуре, которой присуща авторитарность. В литературе, которая служит навязыванию каких-либо идей, нет и не может быть изображения психологического состояния отдельной личности.

Психологизм Достоевского

Каким образом художник раскрывает внутренний мир своего героя? В романе «Преступление и наказание» читатель познает эмоции и чувства Раскольникова благодаря описанию внешности, интерьера комнаты и даже изображению города. Для того чтобы раскрыть все то, что происходит в душе главного героя, Достоевский не ограничивается изложением его мыслей и высказываний.

Автор показывает обстановку, в которой пребывает Раскольников. Маленькая каморка, напоминающая шкаф, символизирует несостоятельность его идеи. Комната Сони, напротив, просторна и светла. Но главное, Достоевский особое внимание уделяет глазам. У Раскольникова они глубокие и темные. У Сони - кроткие и голубые. А, например, о глазах Свидригайлова ничего не сказано. Не оттого, что автор забыл дать описание внешности этого героя. Скорее дело все в том, что, по мнению Достоевского, у таких людей, как Свидригайлов, и вовсе никакой души нет.

Психологизм Толстого

Каждый герой в романах «Война и мир» и «Анна Каренина» - образец того, насколько тонко мастер художественного слова может передать не только терзания и переживания героя, но и жизнь, которую он вел до описываемых событий. Приемы психологизма в литературе можно встретить в произведениях немецкий, американских, французских авторов. Но романы Льва Толстого основаны на системе сложных образов, каждый из которых раскрывается посредством диалогов, мыслей, деталей. Что собой представляет психологизм в литературе? Примеры - сцены из романа «Анна Каренина». Самая знаменитая из них - сцена скачек. На примере гибели лошади автор раскрывает эгоизм Вронского, который впоследствии приводит к смерти героини.

Довольно сложными и неоднозначными являются мысли Анны Карениной после поездки в Москву. Встретив мужа, она вдруг замечает неправильную форму его ушей - деталь, на которую раньше не обращала внимания. Безусловно, не эта особенность внешности Каренина отталкивает его жену. Но с помощью мелкой детали читатель познает, насколько тягостной для героини становится семейная жизнь, наполненная лицемерием и лишенная взаимопонимания.

Психологизм Чехова

Психологизм русской литературы 19 века настолько ярко выражен, что в произведениях некоторых авторов этого периода сюжет уходит на задний план. Эту особенность можно наблюдать в рассказах Антона Чехова. События в этих произведениях играют не главную роль.

Формы психологического изображения

Психологизм в литературе 19 века выражен с помощью различных Все они могут иметь как прямое значение, так и косвенное значение. Если в тексте говорится о том, что герой покраснел и опустил голову, то речь идет о прямой форме психологического изображения. Но в произведениях классической литературы нередко встречаются и более сложные художественные детали. Для того чтобы понять и проанализировать косвенную форму психологического изображения, читателю необходимо обладать достаточно развитым воображением.

В рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско» внутренний мир героя передается посредством изображения пейзажа. Главный персонаж в этом произведении вообще ничего не говорит. Более того, у него даже нет имени. Но о том, что он собой представляет и каков его образ мыслей, читатель понимает с первых строк.

Психологизм в прозе зарубежных авторов

На написание рассказа о богатом и несчастном человеке из Сан-Франциско Бунина вдохновила новелла Томаса Манна. в одном из своих небольших произведений изобразил психологическое состояние человека, который ради страсти и похоти погибает в городе, охваченном эпидемией.

Новелла называется «Смерть в Венеции». В ней нет диалогов. Мысли героя изложены с помощью прямой речи. Но внутренние терзания главного персонажа автор передает с помощью множества символов. Герой встречает человека в устрашающей маске, которая как будто предупреждает его о смертельной опасности. Венеция - прекрасный старинный город - окутана зловонием. И в этом случае, пейзаж символизирует разрушающую силу похотливой страсти.

«Пролетая над гнездом кукушки»

Написал книгу, которая стала культовой. В романе о человеке, который оказался в психиатрической клинике с целью избежать тюремного заключения, основная идея заключается не в трагической судьбе героев. Лечебница для душевнобольных символизирует общество, в котором царит страх и безволие. Люди не способны что-либо изменить и смиряются с авторитарным режимом. Силу, решительность и бесстрашие символизирует Макмерфи. Этот человек способен если не изменить судьбу, то, по крайней мере, попытаться это сделать.

Психологическое состояние героев автор может передать всего в одной-двух репликах. Примером такого приема является фрагмент из романа Кизи, в котором Макмерфи заключает пари. Поскольку то, что ему не удастся одержать победу в споре, кажется окружающим очевидным, они с радостью делают ставки. Он проигрывает. Отдает деньги. А после произносит ключевую фразу: «Но я все-таки попытался, я хотя бы попробовал». С помощью этой небольшой детали Кен Кизи передает не только образ мыслей и характер Макмерфи, но и психологическое состояние других персонажей. Эти люди не способны сделать решительный шаг. Им проще находиться в невыносимых условиях, но не рисковать.

Приложение 3.

ЗАДАНИЕ 2.

Эмоциональное состояние героя (настроение).


  1. 1.Внимательно перечитайте следующие сцены комедии «Горе от ума»:
Д.1, явл.7 «Чуть свет- уж на ногах!»;

Д.2. явл.7,8,9 (реплики Чацкого);

Д.3. явл.1,2,22;

Д.4.явл. 3,10, 14


  1. 1. Какие события влияют на эмоциональное состояние героя: что его огорчает, радует, вызывает недоумение, досаду в каждом действии.

2. Как меняется интонация стихов-реплик персонажа? Какие изобразительные средства использует автор, чтобы передать настроение героя.
3. Сделайте вывод: изменилось ли настроение героя, как и почему?
III. Показать на графике, как изменяется эмоциональное состояние героя, его настроение,

начиная с первого действия и заканчивая последним действием.
ЗАДАНИЕ 2.

Группа 2.
^

Переживание любовного чувства


  1. Внимательно прочитайте и проанализируйте следующие сцены комедии:
Д.1,явл.7 «Когда все мягко так…»

Д.2,явл.8

Д.3. явл.1

Д.4 явл10, 13, 14.

  1. 1. Как развивается любовная интрига в пьесе? Какова роль Чацкого в ее развитии?

2. Каким предстает герой в своем чувстве к Софье? Как от действия к действию меняется интонация стихов- реплик Чацкого, посвященных этому чувству?


  1. Как происходит прозрение героя? Что его огорчает: знание того, что он отвергнут или того, из-за кого он отвергнут?

4. Проанализируйте чувство героя: как оно меняется от действия к действию.
III. Отобразите на графике как развивается любовная интрига Чацкого к Софье.
ЗАДАНИЕ 2.

Группа 3.
^

Мировоззрение героя.


  1. 1. Проанализируйте следующие сцены комедии:
Д.1явл 7 «Помилуйте, не вам, чему же удивляться»

Д.2 явл 2 «И точно начал свет глупеть..», явл 4«А судьи кто?...»

Д.3 явл 3,5,6,8, 22

Д.4 явл 4


  1. 1. Что в личности и взглядах героя предопределило его столкновение с Фамусовым и его гостями?

2. К кому обращены монологи Чацкого? К Фамусову, к его гостям, к читателям?
3. Как меняется интонация монологов героя, сила его обличений от действия к действию пьесы? Чем объясняется эта эволюция?
4. Разочаровывается ли Чацкий в своих убеждениях или вера его в них крепнет?


  1. Попытайтесь отобразить с помощью графика верность своим взглядам главного героя, его мировоззрение. Проследите, как оно изменяется от действия к действию.


Загрузка...
Top