Идеал русской женщины (Об идеале прекрасного).

(СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ ОБ ИДЕАЛЕ ПРЕКРАСНОГО)

У каждого времени свои идеалы. Однако высокие дос­тоинства русской женщины признавали и русские писате­ли, и иностранцы во все времена. Взять хотя бы пример из XVIII века. О нем рассказывает С. Соловьев в «Истории России». Графиня Наталия Шереметьева была обручена с князем Иваном Долгоруким, который в правление Анны Иоанновны впал в немилость. Князя ждала ссылка в Си­бирь.

Несмотря на мольбы родителей и уговоры друзей и зна­комых, молодая графиня не только обвенчалась с князем, но и последовала за ним в Сибирь. Но вскоре из Сибири князь Долгорукий был переведен в Новгород и казнен. Мо­лодая княгиня Долгорукая постриглась в монахини в одном из киевских монастырей.

Спустя годы она описала свою прошлую жизнь в своих воспоминаниях. В них есть и такие мысли: «Войдите в рассуждение, какое это мне утешение и честна ли моя совесть, - когда он был велик, так я с радостью за него шла, а когда он стал несчастен, отказать ему? Я такому бессовестному совету согласиться не могла».

— Спустя столетие после княгини Долгорукой тот же под­виг совершат жены декабристов, последующие за мужья­ми в Сибирь. Их духовный подвиг будет воспет Н. Некрасо­вым в поэме «Русские женщины».

К поколению жен декабристов принадлежит и Татьяна Ларина - героиня романа А. Пушкина «Евгений Онегин». Она вся из русской земли, из русской природы. Она такая же загадочная и глубокая, как русская сказка.

Душа пушкинской героини проста, как сама душа рус­ского народа. Как замечает о ней Д. Мережковский, «Тать­яна из того сумеречного, древнего мира, где родились Жар-птица, Иван-царевич, Баба-яга, - там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит», «там русский дух, там Русью пахнет».

Поэт не просто боготворит «Татьяны милый идеал»:

Друзья мои! Я так люблю

Татьяну милую мою…

Единственный друг Татьяны - старая няня, которая нашептывала ей волшебные русские сказки. Созерцание тихой природы воспитало в Татьяне великую покорность и простоту сердца. Чужая в родной семье, она «все в лес глядит, все в глушь уходит».

Татьяна совершенно далека от того блестящего лжи­вого мира, в котором живет Онегин. Но сердце девушки «горит и любит оттого, что не любить оно не может». Любовь - великое чувство, бесконечная тайна и не­обыкновенное чудо. И Татьяна - воплощение чистой невинности русского духа - отдается ей, как смерти или року.

Но Онегин проявляет непростительное малодушие. Сво­ими словами о скуке брачной жизни он обнаруживает пол­ную неспособность к великой сердечной любви. Спустя не­которое время Татьяна предстает; перед ним «неприступною богиней», но «в ней сохранился тот же тон, был так же тих ее поклон».

Онегин ищет встречи с ней, однако Татьяна истинная женщина:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Мне кажется, что именно к образу пушкинской Татья­ны обратился Л. Толстой при создании образа Наташи Ро­стовой. При всей разности, в них очень много общего. Но главное в том, что, как и Татьяна, Наташа Ростова по складу своего характера, по образу мыслей, по чувствам, привычкам и поведению была глубоко русским человеком. Она «умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце

Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском чело­веке».

Мы не знаем дальнейшего жизненного пути Татьяны Лариной. Но можно не сомневаться, что она, как и Ната­ша, впоследствии превратится в добропорядочную русскую женщину, заботливую мать для своих детей. Характери­зуя чувства Пьера к Наташе, Л. Толстой говорит, что от общения с Наташей Пьер «испытывал то редкое наслаж­дение, которое дают женщины, слушая мужчину, - не умные женщины, а… настоящие женщины, одаренные спо­собностью выбирания и всасывания в себя всего луч­шего, что только есть в проявлениях мужчины».

Да, у каждого времени свои идеалы. Но вряд ли сегод­ня найдется хотя бы один человек, который искренне, по­ложа руку на сердце, признался, что Татьяна Ларина и Наташа Ростова - их идеал. Да и невозможно сегодня быть такими. Слишком глубоко укоренилась в современ­ном обществе эмансипация. На фоне нынешних модниц и красавиц героини Пушкина и Толстого выглядели бы слиш­ком старомодными.

У каждого времени свои идеалы. Однако высокие достоинства русской женщины признавали и русские писатели, и иностранцы во все времена. Взять хотя бы пример из XVIII века. О нем рассказывает С. Соловьев в "Истории России". Графиня Наталия Шереметьева была обручена с князем Иваном Долгоруким, который в правление Анны Иоанновны впал в немилость. Князя ждала ссылка в Сибирь.

Несмотря на мольбы родителей и уговоры друзей и знакомых, молодая графиня не только обвенчалась с князем, но и последовала за ним в Сибирь. Но вскоре из Сибири князь Долгорукий был переведен в Новгород и казнен. Молодая княгиня Долгорукая постриглась в монахини в одном из киевских монастырей.

Спустя годы она описала свою прошлую жизнь в своих воспоминаниях. В них есть и такие мысли: "Войдите в рассуждение, какое это мне утешение и честна ли моя совесть, - когда он был велик, так я с радостью за него шла, а когда он стал несчастен, отказать ему? Я такому бессовестному совету согласиться не могла".

Спустя столетие после княгини Долгорукой тот же подвиг совершат жены декабристов, последующие за мужьями в Сибирь. Их духовный подвиг будет воспет Н. Некрасовым в поэме "Русские женщины".

К поколению жен декабристов принадлежит и Татьяна Ларина - героиня романа А. Пушкина "Евгений Онегин". Она вся из русской земли, из русской природы. Она такая же загадочная и глубокая, как русская сказка.

Душа пушкинской героини проста, как сама душа русского народа. Как замечает о ней Д. Мережковский, "Татьяна из того сумеречного, древнего мира, где родились Жар-птица, Иван-царевич, Баба-яга, - там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит", "там русский дух, там Русью пахнет".

Поэт не просто боготворит "Татьяны милый идеал":

Друзья мои! Я так люблюТатьяну милую мою…

Единственный друг Татьяны - старая няня, которая нашептывала ей волшебные русские сказки. Созерцание тихой природы воспитало в Татьяне великую покорность и простоту сердца. Чужая в родной семье, она "все в лес глядит, все в глушь уходит".

Татьяна совершенно далека от того блестящего лживого мира, в котором живет Онегин. Но сердце девушки "горит и любит оттого, что не любить оно не может". Любовь - великое чувство, бесконечная тайна и необыкновенное чудо. И Татьяна - воплощение чистой невинности русского духа - отдается ей, как смерти или року.

Но Онегин проявляет непростительное малодушие. Своими словами о скуке брачной жизни он обнаруживает полную неспособность к великой сердечной любви. Спустя некоторое время Татьяна предстает; перед ним "неприступною богиней", но "в ней сохранился тот же тон, был так же тих ее поклон".

Онегин ищет встречи с ней, однако Татьяна истинная женщина:

Я вас люблю (к чему лукавить?),Но я другому отдана;Я буду век ему верна.

Мне кажется, что именно к образу пушкинской Татьяны обратился Л. Толстой при создании образа Наташи Ростовой. При всей разности, в них очень много общего. Но главное в том, что, как и Татьяна, Наташа Ростова по складу своего характера, по образу мыслей, по чувствам, привычкам и поведению была глубоко русским человеком. Она "умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке".

Мы не знаем дальнейшего жизненного пути Татьяны Лариной. Но можно не сомневаться, что она, как и Наташа, впоследствии превратится в добропорядочную русскую женщину, заботливую мать для своих детей. Характеризуя чувства Пьера к Наташе, Л. Толстой говорит, что от общения с Наташей Пьер "испытывал то редкое наслаждение, которое дают женщины, слушая мужчину, - не умные женщины, а… настоящие женщины, одаренные способностью выбирания и всасывания в себя всего лучшего, что только есть в проявлениях мужчины".

Да, у каждого времени свои идеалы. Но вряд ли сегодня найдется хотя бы один человек, который искренне, положа руку на сердце, признался, что Татьяна Ларина и Наташа Ростова - их идеал. Да и невозможно сегодня быть такими. Слишком глубоко укоренилась в современном обществе эмансипация. На фоне нынешних модниц и красавиц героини Пушкина и Толстого выглядели бы слишком старомодными.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Идеал русской женщины (Об идеале прекрасного) уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Поступками Онегина руководит "резкий, охлажденный ум", Ленского - чувство, Татьяны - "мятежное воображение" умеряется и направляется "умом и волею живою". В характере Татьяны есть черты, которые роднят ее и с Онегиным, и с Ленским. В Онегине Пушкин подчеркивает "неподражательную странность", натура Татьяны поражает своеобразием, самобытностью, Онегин - "нелюдим", живет "анахоретом", Татьяна "в семье своей родной / Казалась девочкой чужой ", одинокой она чувствует себя и в деревне, и в высшем свете.
    Через три года Татьяна вновь встретилась с Онегиным. К этому времени она была уже замужем, стала светской дамой, княгиней, всеобщее уважение и преклонение встречает она в высшем свете. Но как она относится к роскоши, ее окружающей, к своим успехам в свете? В сцене последнего свидания с Онегиным еще полнее раскрываются высокие душевные качества, нравственная безупречность, правдивость, верность долгу, решительность Татьяны. Судьба Татьяны трагична не менее чем судьба Онегина, но трагедия ее иная.
    Онегину и Ленскому, воспитанием и культурой оторванным от народа, Пушкин противопоставляет Татьяну Ларину. Татьяна для Пушкина - "милый идеал". Что же ценил в Татьяне Пушкин, почему он с такой теплотой нарисовал этот образ? Прежде всего, Татьяна - это цельная натура. Белинский разъясняет это так: "Натура Татьяны не многосложна, но глубока и сильна. В Татьяне нет этих болезненных противоречий, которыми страдают слишком сложные натуры, Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска,
    Роман (бессмертное произведение) "Евгений Онегин" - главное творение А. С. Пушкина. Именно здесь читатели увидели все стороны русской жизни, узнали живую и жгучую современность, узнали самих себя и своих знакомых, всю окружающую среду, столицу, деревню, соседей-помещиков и крепостных. Они услышали живую, разговорную, искреннюю речь одного из лучших своих современников. Роман (бессмертное произведение) "Евгений Онегин" явился поэтической летописью времени, в которой "отразился век и современный человек изображен довольно верно". Две фигуры на
    Я не в Онегина влюбилась, а в Онегина и в Татьяну (и, может быть, в Татьяну немножко Больше), в них обоих вместе, в любовь. М. Цветаева Хотя роман Пушкина назван "Евгений Онегин", образ Татьяны Лариной не менее важен и интересен, чем образ Онегина. А если говорить об отношении к героям читателей, то многие согласятся с Мариной Цветаевой и отдадут предпочтение Татьяне. Да и сам Пушкин не скрывает своей симпатии к героине: "Я так люблю
    1. Жизнь каких слоев общества показана в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин"? А. Поместное дворянство Б. Барская Москва В. Губернское чиновничество Г. Высший свет Петербурга Д. Крепостное крестьянство Е. Разночинная интеллигенция 2. О ком из героев романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин" А. И. Герцен сказал: "Он никогда не становится на сторону правительства", но "никогда не способен встать на сторону народа"? А. Ленский Б. Онегин В. Отец Ларин Г. Муж Татьяны Лариной 3. О ком из персонажей романа "Евгений Онегин" А.
    "Она не ведает обмана и верит избранной мечте» (образ Татьяны в романе А. С. Пушкина " Евгений Онегин) Образ Татьяны Лариной - один из самых известных и неординарных женских образов в русской литературе. Зна­комя читателя с Татьяной, Автор (я пишу слово "Автор» с большой буквы, поскольку в романе это - полноправное действующее лицо) спешит подчеркнуть, что "впервые име­нем таким» освящены страницы русского романа. И действительно, до выхода в свет романа

У каждого времени свои идеалы. Однако высокие дос-тоинства русской женщины признавали и русские писате-ли, и иностранцы во все времена. Взять хотя бы пример из XVIII века. О нем рассказывает С. Соловьев в «Истории России». Графиня Наталия Шереметьева была обручена с князем Иваном Долгоруким, который в правление Анны Иоанновны впал в немилость. Князя ждала ссылка в Си-бирь.

Несмотря на мольбы родителей и уговоры друзей и зна-комых, молодая графиня не только обвенчалась с князем, но и последовала за ним в Сибирь. Но вскоре из Сибири князь Долгорукий был переведен в Новгород и казнен. Мо-лодая княгиня Долгорукая постриглась в монахини в одном из киевских монастырей.

Спустя годы она описала свою прошлую жизнь в своих воспоминаниях. В них есть и такие мысли: «Войдите в рассуждение, какое это мне утешение и честна ли моя совесть, — когда он был велик, так я с радостью за него шла, а когда он стал несчастен, отказать ему? Я такому бессовестному совету согласиться не могла».

Спустя столетие после княгини Долгорукой тот же под-виг совершат жены декабристов, последующие за мужья-ми в Сибирь. Их духовный подвиг будет воспет Н. Некрасо-вым в поэме «Русские женщины».

К поколению жен декабристов принадлежит и Татьяна Ларина — героиня романа А. Пушкина «Евгений Онегин». Она вся из русской земли, из русской природы. Она такая же загадочная и глубокая, как русская сказка.

Душа пушкинской героини проста, как сама душа рус-ского народа. Как замечает о ней Д. Мережковский, «Тать-яна из того сумеречного, древнего мира, где родились Жар-птица, Иван-царевич, Баба-яга, — там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит», «там русский дух, там Русью пахнет».

Поэт не просто боготворит «Татьяны милый идеал»:

Друзья мои! Я так люблю Татьяну милую мою…

Единственный друг Татьяны — старая няня, которая нашептывала ей волшебные русские сказки. Созерцание тихой природы воспитало в Татьяне великую покорность и простоту сердца. Чужая в родной семье, она «все в лес глядит, все в глушь уходит».

Татьяна совершенно далека от того блестящего лжи-вого мира, в котором живет Онегин. Но сердце девушки «горит и любит оттого, что не любить оно не может». Любовь — великое чувство, бесконечная тайна и не-обыкновенное чудо. И Татьяна — воплощение чистой невинности русского духа — отдается ей, как смерти или року.

Но Онегин проявляет непростительное малодушие. Сво-ими словами о скуке брачной жизни он обнаруживает пол-ную неспособность к великой сердечной любви. Спустя не-которое время Татьяна предстает; перед ним «неприступною богиней», но «в ней сохранился тот же тон, был так же тих ее поклон».

Онегин ищет встречи с ней, однако Татьяна истинная женщина:

Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна.

Мне кажется, что именно к образу пушкинской Татья-ны обратился Л. Толстой при создании образа Наташи Ро-стовой. При всей разности, в них очень много общего. Но главное в том, что, как и Татьяна, Наташа Ростова по складу своего характера, по образу мыслей, по чувствам, привычкам и поведению была глубоко русским человеком. Она «умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском чело-веке». Материал с сайта

Мы не знаем дальнейшего жизненного пути Татьяны Лариной. Но можно не сомневаться, что она, как и Ната-ша, впоследствии превратится в добропорядочную русскую женщину, заботливую мать для своих детей. Характери-зуя чувства Пьера к Наташе, Л. Толстой говорит, что от общения с Наташей Пьер «испытывал то редкое наслаж-дение, которое дают женщины, слушая мужчину, — не умные женщины, а… настоящие женщины, одаренные спо-собностью выбирания и всасывания в себя всего луч-шего, что только есть в проявлениях мужчины».

Да, у каждого времени свои идеалы. Но вряд ли сегод-ня найдется хотя бы один человек, который искренне, по-ложа руку на сердце, признался, что Татьяна Ларина и Наташа Ростова — их идеал. Да и невозможно сегодня быть такими. Слишком глубоко укоренилась в современ-ном обществе эмансипация. На фоне нынешних модниц и красавиц героини Пушкина и Толстого выглядели бы слиш-ком старомодными.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • эссе мой идеал
  • татьяна как идеал русской женщины
  • сочинение идеал русской женщины
  • идеал русского человека
  • идеалы русской женщины в сказках

Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт XIX века. Он создал огромное количество стихов, поэм, романов, но среди них своей необычной и великолепным содержанием отличается роман в стихах «Евгений Онегин». В нем два главных героя – Онегин и Татьяна – новых людей для своего времени. В романе Онегин является другом Пушкина, его «спутником», а Татьяна – «его временным идеалом».

Пушкин создал новый и небывалый образ романной героини.

Вот каким способом он от Ольги переходит к Татьяне:

…Все в Ольге,…но любой роман

Возьмите и найдете, верно,

Ее портрет: он очень мил,

Я прежде сам его любил,

Но надоел он мне безмерно.

Таким образом, поэт намекает, что во многих романах героини созданы на один манер, по одному прототипу, а ему удается найти другой образ: не похожий на прежние и необычный для того времени.

Татьяна – девушка дикая, печальная, молчаливая и задумчивая. Часто целыми днями сидела у окна, этим автор подчеркнул романтичность героини, ее отдаленность от других людей. Татьяна предпочитала одиночество шумному и веселому кругу подруг. И так в одиночестве она начала читать европейские романы, которые заменяли ей все. Авторов выбирала сама, но и еще по совету московской кузины Алины. Читая, воображала себя в роли героинь романов. В то время литература активно влияла на поведение и нравы людей, и поэтому, когда Татьяна влюбляется, она ведет себя, как в романе:

Воображаясь героиней

Своих возлюбленных творцов,

Татьяна в тишине лесов

Одна с опасной книгой бродит,

Она в ней ищет и находит

Свой тайный жар, сои мечты,

Плоды сердечной полноты,

Вздыхает и, себе присвоя

Чужой восторг, чужую грусть,

В забвенье шепчет наизусть

Письмо для милого героя…

Татьяна, веря романам и внешним впечатлениям, полюбила того, кого совершенно не знала, и действовала, полагаясь на романы, написала любовное письмо Онегину. Такого самостоятельного и решительного поступка до Татьяны другие героини не совершали, и для нее это было впервые. Но так никогда не поступили бы девушки ее круга и времени. Татьяна представляет себе Онегина благородным героем, который ответит ей взаимностью на этот любовный порыв, она свою судьбу доверила человеку, которого еще не видела в его истинном лице. Такой не обдуманный поступок объясняет ее неопытность, доверчивость, мечтательность. За это автор жалеет Татьяну:

Татьяна, милая Татьяна!

С тобой теперь я слезы лью;

Ты в руки модного тирана

Уж отдала судьбу свою

Погибнешь милая…

Онегин получил письмо Татьяны, и чувства в нем шевельнулись, он был тронут, но он не верил в её любовь и, чтобы побыстрее покончить с этим, решил поехать к ней и отдать себя на суд. В объяснении он открывает Татьяне свою истинную натуру:

Я, сколько ни любил бы вас,

Привыкнув, разлюблю тотчас;

Начнёте плакать - ваши слёзы

Не тронут сердца моего,

А будут лишь бесить его.

Онегин укоряет её за то, что, толком его не зная, с такою простотой, с таким умом ему написала. Евгений к Татьяне был беспощаден. А она, естественно, была не готова к такому ответу на своё признание, и после этого разговора Татьяна увяла, загрустила, поникла духом…

Накануне именин Татьяны ей снится сон, который дан в ключе вещего сна и он открывает в Онегине героя тех романов, которых наяву она не читала. Пред ней Евгений предстаёт хозяином шайки домовых, страшным председателем кровавого застолья и убийцей своего друга. Этот сон Татьяну долгое время мучил, она не могла понять к чему он, что означает, но потом забывала его. А когда произошла дуэль, Татьяна очень сильно переживала, но плакать не могла. Её сердце разрывалось, она хотела возненавидеть Онегина за смерть Ленского, но любовь к Евгению не давала этого сделать. Думая об Онегине и скучая по нему, Татьяна решила пойти в дом, где он жил. И в результате посещения она стала задумываться над вопросом: что же за человек Онегин?...

Прошло несколько лет, за которые многое изменилось в наших героях. Татьяна, уступив старому быту, вышла замуж за человека, которого она не любила, но уважала и была верна ему. При появлении Онегина, Татьяна никаким образом не выдала своего удивления, и по ней нельзя было сказать, что когда-то она объяснилась ему в любви и страдала по этому поводу. И это изменение в ней Онегина поразило, он не мог поверить, что эта равнодушная и смелая женщина- та самая наивная и влюблённая Татьяна, которой он читал нравоученья. Вскоре Евгений понимает, что любит Татьяну, от этого чувства он не может никуда деться и пишет ей письмо, как когда-то писала она ему. Но, не дождавшись ответа, Онегин едет к любимой, припадает к её ногам, и мечтательная Татьяна вновь воскресает в строгой княжне. Татьяна на все признания Евгения несколько лет назад взлетела бы от счастья до небес, но теперь, когда она другому отдана, не может ответить Онегину взаимностью, как бы её сердце этого ни желало. Татьяна, подобно Онегину, дала ему «урок», в котором её несправедливые и жестокие подозрения Онегина в «соблазнительстве» и упрёки в тщеславии «мелкого чувства». Татьяна не верит в искренние чувства Евгения, считает, что он не может понять её и её душу, и не может измениться, так как стала верить только жизненным фактам, а не внешним впечатлениям. Но Татьяна оказывается выше Онегина, потому что для неё большое значение имеют честь, верность и слово, которое она дала человеку и не может его теперь нарушить. Таким образом, она отказывает Онегину и не оставляет ему никаких надежд на другой ответ.

В этом романе Татьяна является идеалом автора. Раньше в других произведениях не встречалось такого, чтобы женщина была идеалом. Поэтому это ещё одна отличительная черта романа «Евгений Онегин» но самая главная особенность в нем, по-моему, то, что он был свободным: он хранил в себе возможность нового поворота – возможность выхода за пределы своего финала.

У каждого времени свои идеалы. Однако высокие дос-тоинства русской женщины признавали и русские писате-ли, и иностранцы во все времена. Взять хотя бы пример из XVIII века. О нем рассказывает С. Соловьев в «Истории России». Графиня Наталия Шереметьева была обручена с князем Иваном Долгоруким, который в правление Анны Иоанновны впал в немилость. Князя ждала ссылка в Си-бирь.

Несмотря на мольбы родителей и уговоры друзей и зна-комых, молодая графиня не только обвенчалась с князем, но и последовала за ним в Сибирь. Но вскоре из Сибири князь Долгорукий был переведен в Новгород и казнен. Мо-лодая княгиня Долгорукая постриглась в монахини в одном из киевских монастырей.

Спустя годы она описала свою прошлую жизнь в своих воспоминаниях. В них есть и такие мысли: «Войдите в рассуждение, какое это мне утешение и честна ли моя совесть, — когда он был велик, так я с радостью за него шла, а когда он стал несчастен, отказать ему? Я такому бессовестному совету согласиться не могла».

Спустя столетие после княгини Долгорукой тот же под-виг совершат жены декабристов, последующие за мужья-ми в Сибирь. Их духовный подвиг будет воспет Н. Некрасо-вым в поэме «Русские женщины».

К поколению жен декабристов принадлежит и Татьяна Ларина — героиня романа А. Пушкина «Евгений Онегин». Она вся из русской земли, из русской природы. Она такая же загадочная и глубокая, как русская сказка.

Душа пушкинской героини проста, как сама душа рус-ского народа. Как замечает о ней Д. Мережковский, «Тать-яна из того сумеречного, древнего мира, где родились Жар-птица, Иван-царевич, Баба-яга, — там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит», «там русский дух, там Русью пахнет».

Поэт не просто боготворит «Татьяны милый идеал»:

Друзья мои! Я так люблю Татьяну милую мою…

Единственный друг Татьяны — старая няня, которая нашептывала ей волшебные русские сказки. Созерцание тихой природы воспитало в Татьяне великую покорность и простоту сердца. Чужая в родной семье, она «все в лес глядит, все в глушь уходит».

Татьяна совершенно далека от того блестящего лжи-вого мира, в котором живет Онегин. Но сердце девушки «горит и любит оттого, что не любить оно не может». Любовь — великое чувство, бесконечная тайна и не-обыкновенное чудо. И Татьяна — воплощение чистой невинности русского духа — отдается ей, как смерти или року.

Но Онегин проявляет непростительное малодушие. Сво-ими словами о скуке брачной жизни он обнаруживает пол-ную неспособность к великой сердечной любви. Спустя не-которое время Татьяна предстает; перед ним «неприступною богиней», но «в ней сохранился тот же тон, был так же тих ее поклон».

Онегин ищет встречи с ней, однако Татьяна истинная женщина:

Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна.

Мне кажется, что именно к образу пушкинской Татья-ны обратился Л. Толстой при создании образа Наташи Ро-стовой. При всей разности, в них очень много общего. Но главное в том, что, как и Татьяна, Наташа Ростова по складу своего характера, по образу мыслей, по чувствам, привычкам и поведению была глубоко русским человеком. Она «умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском чело-веке».

Мы не знаем дальнейшего жизненного пути Татьяны Лариной. Но можно не сомневаться, что она, как и Ната-ша, впоследствии превратится в добропорядочную русскую женщину, заботливую мать для своих детей. Характери-зуя чувства Пьера к Наташе, Л. Толстой говорит, что от общения с Наташей Пьер «испытывал то редкое наслаж-дение, которое дают женщины, слушая мужчину, — не умные женщины, а… настоящие женщины, одаренные спо-собностью выбирания и всасывания в себя всего луч-шего, что только есть в проявлениях мужчины».

Да, у каждого времени свои идеалы. Но вряд ли сегод-ня найдется хотя бы один человек, который искренне, по-ложа руку на сердце, признался, что Татьяна Ларина и Наташа Ростова — их идеал. Да и невозможно сегодня быть такими. Слишком глубоко укоренилась в современ-ном обществе эмансипация. На фоне нынешних модниц и красавиц героини Пушкина и Толстого выглядели бы слиш-ком старомодными.



Загрузка...
Top